Древняя столица албании. Албания. Характеристика и достопримечательности Албании
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Античные города Албании - рассказ пользователя Juliani. Древняя столица албании


Античные города Албании - Тирана (Албания)

Бутринт

Узкая приятная улица, с видом на море через плантации оливок и апельсиновых рощ ведет в Бутринт. Античный город находится в 15 км к югу г. Саранда. С древних времен город был населен иллирийцами - потомками которых являются албанцы. Сегодня город охраняется ЮНЕСКО и имеет статус "Город мирового наследства".

Большая территория города сегодня является национальным парком и круглый год посещается как археологический центр, где античность и красота как никогда сочетаются друг с другом. Проведенные археологические работы показывают, что Бутринт был важным городом иллирийцев, одного из самых больших племен Иллирии. Согласно раскопкам, доказано, что этот район был населен с палеотических времен. В VI веке жители (греки) острова Корфу заселяли этот район наряду с иллирийцами. Благодаря торговле между племенами был сделан большой прогресс. В V веке до н.э. Бутринт представлял собой хорошо развитый город. В IV веке до н.э город завоевал Эпир, а в 167 г. до н.э. город находился уже под господством Римской Империи. В X веке город стал важным центром Византийской Империи. Норманны завоевали город в XI веке и перешел к Венедику с 1690 г. по 1797, когда город перешел в руки Али Паш Тепелена. После ослабления принципата Али Паш Тепелена, город в 1822г. перешел к Османской Империи до 1913г. За стенами Бутринта, в прекрасном, нетронутом ландшафте южной Албании, можно найти остатки крепостей, церквей, римского акведука, который некогда снабжал город водой, а также римские виллы. Этот исторический ландшафт также является жилищем богатой разновидности редких и исчезающих видов животного мира. В античном городе, среди большого числа находок, можно увидеть античный амфитеатр, темпул Асклепио или Асекулапиус, стены старого города, Баптистер, Нимфаеуми и многое другое.

Аполлония

Античный город Аполлония находится 12км от города Фиери. Город был открыт в начале VIII века до н.э. греками-колонизаторами из Коринти. В первые годы своего существования город сохранил связи с Коринти и Коркурем. Античный город Аполлония располагался на берегу реки Аос (сегодня Веса). Он сыграл большую роль как торговый посредник между хеленами и иллирийцами. В Аполлонии особенный интерес вызывают: стена, которая окружает город, памятник Агонети, Библиотека, Одеони, Пртику, дом мозаики, археологический музей "Аполлония", Церковь Святой Марии. К сожалению, часть археологических находок были увезены в музеи других стран до 1945г. На территории города находится монастырь XIII века, в котором поставлены самые интересные находки. В садике монастыря находится и церковь 14 века. Многие археологи со всего мира заинтересованы в открытии давних следов на территории Албании, которые датируются со времен палеолита, 100.000 тыс. лет тому назад, такие следы были найдены в местечке Цар в г. Саранда и местечке Гайтан в г. Шкодр. Во времена неолита 7000 - 3000 лет до н.э. такие открытия были сделаны в местечке Дунавец и Малич в г. Корча. Другими археологическими районами, которые сегодня представляют большой интерес для всей мировой культуры, являются: Амантиа, Булис, Антигонеа, Албанополи, Нижняя Сельца, Лиси. Амантиа. Название Амантиа впервые было упомянуто в IV веке до н.э. Амантиа находится на холме и имеет высокие стены, которые окружают эту жемчужину. В III веке до н.э город приобрел экономическую силу и выпустил первые монеты. Есть следы темпула Афердити, античного театра и стадион.

Булис

Античный город Булис был центром Иллирии и одним из самых больших и важных городов. В течение IV веке до н.э город развивался быстрыми темпами. И в III веке до н.э. закончилось строительство театра, стадиона и т.д. В I веке н.э. город стал римской колонией, а в V-VI веке н.э. стал dioqeze, факт который был доказан, когда были открыты базилики характерны для того периода Римской империи.

Антигонеа. Античный город был открыт в III веке до н.э.Албанополи располагается на холме, рядом с местечком Згердхеш, г. Круя. Городом был центром иллирийского племени альбан. Албаны жили в этом городе во II и III веке н.э. Название сегодняшней Албании происходит от названия этого племени.Нижняя Сельца. Руины иллирийских городов IV-III до н.э. В начале III века до н.э. район стал центром Иллирии, Дасаретиа.Лиси. Город был создан в IV веке до н.э. Стены III-II века, которые окружают город, делили его на три части: Акрополь, Центр и Периферию, которые располагались на берегу реки Дрин. Стены города, его 12 ворот и множество башен, сохранены очень хорошо.

С севера на юг в Албании будут действовать 8 национальных античных парков. Все эти парки будут управляться по успешной модели управления античного парка Бутринт. Значит есть решение… тогда чудо произойдет. На примере Бутринта будут управляться античный парк в Аполлонии, Булиса, Амантиа, Орикуми, Финичи, Антигонея, кпепость в городе Шкодра и крепость в городе Лежа. Последнее время благодаря вниманию со стороны правительства Албании и ЮНЕСКО Албания становится местом, где античность, средневековье и современность может удивить любого человека. Целю данного шага является продолжение археологических работ в этих парках, полная реставрация, строительство археологических музеев на территории парков и их рекламирование, чтобы полностью превращать в туристические районы.

С албанского языка переводил Юлиан Джелили

album.turizm.ru

О городах древней Кавказской Албании – 1905.az

Продолжаем публикацию ранних работ Член-корреспондента НАНА, доктора исторических наук, профессора Ильяса Бабаева в рубрике ИССЛЕДОВАНИЕ.

Кавказская Албания — одно из древнейших государственных образований в Закавказье, охватившая большую часть территорий современного Азербайджана и приморского Дагестана, начиная с 30-х годов XIX в. интересует исследователей. Наряду с другими не менее важными вопросами истории этого государства большой интерес представляют его города.

Возникновение и развитие городов Албании теснейшим образом связаны с социально-экономической и политической историей этой страны. Поэтому почти все исследователи, занимавшиеся вопросами истории Албании, интересовались и ее городами (А. Бакиханов, Ф.Крузе, А. Яновский. Б. Дорн, В.В.Бартольд, Е. А. Крымский, С. В. Юшков, К. В. Тревер и др.). Однако до недавнего времени исследователи относительно городов имели в своем распоряжении лишь письменные источники, в которых о городах Албании, особенно о ранней поре их истории, имеются отдельные упоминания. В этом отношении монографическое исследование К. В. Тревер выгодно отличается от других (К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э,- VII в. н. э. М.-Л., 1959). Она дала не только критический обзор литературы об Албании и ее городах, но и привлекла нарративные письменные источники, а также археологические материалы. Однако в то время археологические материалы относительно градостроительства в Албании были еще незначительны.

Археологические раскопки, развернувшиеся за последние годы на памятниках Албании, дают обильные вещественные материалы о древних городах этой страны. Анализ археологических материалов и письменных источников позволяет установить, что возникновение городов в Албании можно отнести ко времени не позднее начала III в. до н. э. Оно является результатом многовекового социально-экономического развития страны.

Археологические исследования показывают, что еще во второй половине, если даже не в середине II тысячелетия до н. э. среди племен, заселявших территорию современного Азербайджана, появились элементы имущественной дифференциации. В конце II — начале I тысячелетия до н. э. этот процесс усиливается, чему, видимо, способствовали многие факторы, так, например, развитие производительных сил и производственных отношений внутри страны (появление железа и потом его широкое применение в хозяйстве), влияние более развитых стран Востока. К концу II — началу I тысячелетий относятся циклопические сооружения Азербайджана, представлявшие собой refugia для расположенных вокруг поселений.

В середине I тысячелетия социальное неравенство среди населения древней Албании достигает высокой степени развития, что подтверждается многочисленными археологическими материалами. Вещественными доказательствами в этом отношении могут быть строительство достаточно крупных зданий, некоторые погребальные памятники и многие археологические находки. Так, например, при раскопках на местности Сарытепе в Казахском районе Азербайджана И. Г. Наримановым были обнаружены остатки довольно значительного по величине здания, построенного из сырцовых кирпичей. Важнейшим археологическим открытием тогда была находка двух каменных баз колонн ахеменидского типа в Сарытепе (И. Г. Нариманов. Находки баз колонн V—IV вв. до н. э. в Азербайджане. СА, 1960, 4, стр. 162-164). Как известно, аналогичные базы характерны лишь для монументального искусства ахеменидского Ирана. Само собой напрашивается, что Сарытепинский комплекс здания может быть общественным комплексом. Видимо, прав Г. А. Тирацян, полагающий, что Сарытепинский комплекс — одна из сатрапских резиденций ахеменидского Ирана в Закавказье (Г. А. Тирацян. Некоторые черты материальной культуры Армении и Закавказья V — IV вв. до н. э. СА, 1964, 3, стр. 74).

В Сарытепе же найдена цилиндрическая печать и венчик большого хозяйственного кувшина с оттиском печати. Анализ всех материалов, выявленных при раскопках, позволяет Сарытепинский комплекс отнести к V-IV вв. до н. э. (И. Г. Нариманов. Ук. соч., стр. 164). Сарытепинский комплекс, наряду с письменными источниками и другими археологическими находками, еще раз доказывает, что территория Албании до возникновения здесь государственности вошла в состав Ахеменидской империи. Это, надо думать, оказало определенное воздействие на социально-экономическое развитие страны.

Имущественную дифференциацию среди населения древнего Азербайджана иллюстрируют также строительные остатки, выявленные на Каратепе в Мильской степи (О. Ш. Исмизаде. Итоги археологического исследования поселения на холме Каратепе. Сб. «Археологические исследования в Азербайджане». Баку, 1965, стр. 72—73), а особенно погребальные памятники Мингечаура и Хыныслы, относящиеся также к середине I тысячелетия до н. э. Так, в Мингечауре в погребениях с вытянутыми или слабоскорченными костяками найдены несколько десятков бронзовых перстней с различными изображениями на щитках, которые, без всякого сомнения, выполняли функцию печатей, т. е. закрепляли имущество за его собственником (С. М. Казиев. Археологические раскопки в Мингечауре. МКА, I, Баку, 1949, стр. 21-25; И. А. Бабаев. Некоторые вопросы изучения памятников глиптики в Азербайджане. ДАН Азерб.ССР, 1964, 6, стр. 78; Г. Асланов, И. Бабаев. Общая характери­стика памятников глиптики, найденных при раскопках в Мингечауре. Изв. АН Азерб.ССР. Сер. обществ, и., Баку, 1965, 2, стр. 95, 98).

Таким образом, уже в середине I тысячелетия до н. э. в древней Албании были налицо все предпосылки для зарождения классового общества и, следовательно, городов, ибо, как известно, родоплеменной строй еще не знает городов в точном значении термина. Появление городов обозначает разрушение родоплеменного строя. Возникновение городов является также результатом второго крупного разделения труда — отделения ремесла от сельского хозяйства. Надо думать, здесь этот процесс завершается в середине или в самом начале второй половины I тысячелетия до н. э. «Город уже представляет собой факт концентрации населения, орудий производства, капитала, наслаждений, потребностей, между тем как в деревне наблюдается диаметрально противоположный факт — изолированность и разобщенность» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч., т. III. М., 1955, стр. 50).

Таким образом, в это время на территории Албании создались все предпосылки для возникновения городов. Развивались торговля и различные виды ремесла, что главным образом было результатом роста производительных сил и производственных отношений внутри страны. К. Маркс говорил: «Как только городская промышленность как таковая отделяется от земле­дельческой, ее продукты с самого начала являются товарами, и, следовательно, для их продажи требуется посредничество торговли. Связь торговли с городским развитием и, с другой стороны, обусловленность последнего торговлей понятны таким образом сами собой» (К. Маркс. Капитал, III, 1949, стр. 344). Поселения, лежащие на удобных путях и в местах, благоприятных для развития ремесла и торговли, постепенно превращались в города и становились культурно-экономическими центрами страны. Такие города в Албании были в значительном количестве, о чем, в частности, свидетельствуют письменные источники. Так, например, римский автор I в. н. э. Плиний Старший в своем энциклопедическом труде «Естественная история», говоря об Албании, упоминает, что ее главным городом является Кабала (Кабалака) (Плиний. Кн. VI, 29). Значит, по его словам, Кабала главный, а не единственный город Албании.

Во II в. н. э. Клавдий Птолемей упоминает уже 29 городов и других менее значительных, но достаточно крупных населенных пунктов, сведения о которых дошли до далекого Рима (Клавдий Птолемей. Географическое руководство. Гл. II, 1—8). Интересно отметить, что упоминаемое у Птолемея количество городов и других населенных пунктов в Албании намного превышает количество названий населенных пунктов соседних стран.

Локализация многих упоминаемых Птолемеем городов пока представляет большую трудность, ибо он ошибочно принял неправильную величину окружности земли (Дж. О. Томпсон. История древней географии. М., 1953, стр. 462). Поэтому указания по градусам местонахождений этих городов не позволяют отождествлять их с тем или иным городищем. Гидронимы, упоминаемые Птолемеем, в этом деле тоже мало помогают, так как они изменились за прошедшие тысячелетия. Спорны также и северные границы Албании, точное установление которых помогло бы локализации гидронимов и городов, упоминаемых Птолемеем.

В данное время, как нам представляется, принципиальное значение имеет не отождествление того или иного городища с городами, упоминавшимися античными авторами, а характер градостроительства и экономическая жизнь городов этой страны, что уже хотя бы в общих чертах можно проследить на основе проведенных раскопок ряда городищ.

Как сказано выше, согласно Плинию Старшему, на рубеже нашей эры главным городом Албании считался Кабала. Установлено, что развалины этого города находятся вблизи с.Чухур-Кабала Куткашенского района Азербайджанской ССР. С 1959 г. ведутся планомерные археологические раскопки в Кабале, где сохранились остатки города античного времени. Раскопками установлено, что этот город просуществовал более 2 тыс. лет, причем городище античной эпохи расположено на расстоянии 2 км к юго-востоку от средневековых развалин города Кабалы. Античный город находился в междуречье Карачая и Гочаланчая. Город в свое время имел оборонительные сооружения. Особенно хорошо прослеживаются остатки оборонительного вала длиной более 1 км, защищавшего город с южной стороны. Первоначальная ширина вала была не менее 6 м (С. М. Казиев, И. А. Бабаев. Раскопки древней Кабалы. АО — 1967, М.,1968, стр. 317-319).

Археологическими исследованиями на городище установлен культурный слой толщиной 2,6 м. Нижний горизонт его мощностью 0,3-0,4 м относится к эпохе ранней бронзы. Непосредственно на этом слое лежат слои IV в. до н. э.- I в. н. э. На раскопанном участке к этому времени относятся три строительных горизонта. На основе стратиграфии и добытых материалов они датируются, соответственно, первый — концом IV-III в. до н. э., второй — II — первой половиной I в. до н. э. и, наконец, третий — второй половиной I в. до н. э.- I в. н. э. Нижние горизонты пока исследованы на сравнительно небольшой площади. Но, несмотря на это, в них были обнаружены остатки довольно значительных по величине зданий, стены которых сооружены из булыжника, различные строительные материалы, представленные главным образом черепицами и строительными камнями. В этих горизонтах также много местных и привозных изделий.

В Кабале в античную эпоху в качестве строительного материала широко применяли булыжник, тесаный камень и особенно сырцовый кирпич. Наряду с ними в Кабале в строительстве применялись обожженные кирпичи, о чем свидетельствуют их находки на территории городища (И.А.Бабаев, С.М.Казиев, Ф.Л.Османов. Археологические исследовании в Кабале. АО-1970, М.,1971, стр.394). Для покрытия крыши зданий в Кабале широко применялась кровельная черепица, обнаруженная во всех трех строительных горизонтах (И.А.Бабаев. Черепицы античной эпохи из раскопок Кабалы. Материалы к сессии, посвященной итогам полевых археологических и этнографических исследований 1971 г. в СССР. Тезисы докладов археологов и этнографов Азербайджанской ССР. Баку, 1972, стр. 23 сл.).

Особый интерес представляет большое здание общественного назначения, построенное из сырцовых кирпичей. Остатки его вскрыты в верхнем слое городища. Толщина стен этого здания более 2 м. Сырцовыми же кирпичами вымощены и полы. Выяснилось, что здание погибло в результате пожара, следы которого прослеживаются по всей площади раскопа. Здание подверглось сильному разрушению. Стены его лишь в некоторых местах сохранились на высоту до 0,5 м, в отдельных местах они прослеживаются с трудом. Это разрушение произошло, вероятно, в конце I или в начале II в. н. э.

Расчищены три зала площадью 56, 87 и 118 м2, большой вестибюль, коридоры и несколько сравнительно небольших помещений, входящих в комплекс здания. В центральной части больших помещений обнаружены по две каменные базы колонн (рис. 1). Колонны, по всей вероятности деревянные, не сохранились. На полу помещений остатков бытовых вещей немного. Они представлены отдельными фрагментами глиняных сосудов. В подсобных помещениях прослежен слой золы сгоревшей соломы с обуглившимися зернами пшеницы и ячменя.

Рис. 1. Кабала. База колонны второй половины I в. до н. э.- I в. н. э.

Для покрытия крыши здания использованы большие плоские и двускатные черепицы, десятки тысяч фрагментов которых были найдены при раскопках (рис. 2). Черепицы обнаружены и в слоях IV- I вв. до н. э. Они представлены плоскими и желобчатыми черепицами. По размерам эти черепицы близки к черепицам из верхнего горизонта. Черепицы нижнего слоя с одной стороны окрашены красной краской. На одной из них есть оттиск клейма, что свидетельствует о развитии и централизации отдельных видов ремесла в городе в последней четверти I тысячелетия до н. э.

Рис. 2. Кабала. Завал черепиц внутри помещений. Вторая половина I в. до н. э.— I в. н. э.

В нижних слоях, в отличие от верхнего, бытовых материалов больше. Малое количество бытовых вещей в верхнем слое, вероятно, объясняется тем, что это здание, скорее всего, носило общественно-административный характер.

Подавляющее большинство обнаруженных в нижнем слое находок составляют фрагменты различных глиняных сосудов. Среди находок имеются стеклянные бусы, бронзовые пуговки и подвески, фрагменты различных привозных стеклянных и глазурованных глиняных сосудов и прочие остатки материальной культуры, характеризующие развитую городскую культуру в Кабале в эллинистическую эпоху. В нижних горизонтах культурного слоя обнаружены монеты. Одна из них драхма парфянского царя Фраата III (70-57 гг. до н.э.), две другие – местные подражания драхмам Александра Македонского.

При раскопках в Кабале в слоях III — I вв. до н. э. обнаружены комки глины с оттисками печатей (буллы), которые имеют большое научное значение (рис. 3). Подобными буллами опечатывали официальные документы, двери кладовых, тюки с товарами др. Многие оттиски нанесены привозными перстнями-печатями. Наряду с буллами обнаружены куски хорошо отмученной глины, являющиеся заготовкой для булл (С. М. Казиев, И. А. Бабаев. Раскопки Кабалы. АО- 1968, М., 1969, стр. 398 сл.). Определенный интерес представляют также большие хозяйственные кувшины, зарытые рядом друг с другом в землю, которые служили для хранения продуктов. Венчики этих кувшинов были закрыты плоскими камнями (рис. 4). Вероятно, они находились в складском помещении. Все эти материалы характерны для довольно высокоразвитой городской культуры того времени.

Рис. 3. Кабала. Оттиски печатей на сырой глине (буллы) из слоев эллинистической эпохиРис. 4. Кабала. Хозяйственный кувшин, зарытый в землю. Конец IV-III в. до н. э.

Для характеристики городской культуры Кабалы немалый интерес представляет некрополь. Пока в Кабалинском некрополе раскопан небольшой участок, в результате чего выявлены грунтовые и кувшинные погребения с довольно богатым погребальным инвентарем (С. М. Казиев, К. А. Бабаев, Ф. Л. Османов. Работы Кабалинской экспедиции. АО — 1969, М., 1970, стр. 376 сл.). Наличие в могильном поле одновременных погребений с различным обрядом характерно для городских некрополей. Ибо общеизвестно, что города имели смешанное по религиозной и этнической принадлежности население, чему можно было бы привести много примеров. В этом отношении достаточно упомянуть античные города Армении и Иберии, являющиеся сопредельными с Албанией странами.

Раскопанные грунтовые погребения принадлежат взрослым людям, а кувшинные — детям. Однако проведенные в кабалинском некрополе раскопки пока настолько незначительны, что на их основании невозможно сделать окончательные выводы о погребальных обрядах. Можно допустить, что как в некрополях других городов, так и в Кабале типы погребений были различными, о чем, в частности, свидетельствуют захоронения в глиняных гробах, обнаруженных на расстоянии всего нескольких километров от городища Кабала. Эти гробницы в Албании датируются эллинистической эпохой. Раскопанные в Кабале погребения, по всей вероятности, принадлежали рядовым гражданам. Но, несмотря на это, они дали значительный материал, состоящий из многочисленных глиняных сосудов различных форм, наконечников копий и стрел, серпов, предметов украшения и пр. В отдельных погребениях число глиняных сосудов превышает 40 штук. Обнаруженные сосуды имеют различные формы (рис. 5).

Рис. 5. Кабала. Глиняные сосуды

Одним из значительных городов Кавказской Албании была Шемаха, упоминаемая у Птолемея как Кемахея или же Мамахея. С 1958 г. на территории древней Шемахи ведутся широкие археологические раскопки, в результате чего выявлено огромное количество материалов. Толщина культурного слоя здесь местами достигает 4 м. Причем, как и в Кабале, установлено, что слои античной эпохи лежат непосредственно на слое ранней бронзы. Поселение несколько раз подвергалось сильному разрушению и потом восстанавливалось, вследствие чего границы города то суживались, то опять расширялись. В результате этого отдельные участки города несколько раз превращались в погребальное поле, а позже снова застраивались городскими сооружениями (Дж. А. Халилов. Раскопки на городище Хыныслы, памятнике древней Кавказской Албании. СА, 1962, 1, стр. 218). При раскопках выяснилось, что погребальные ямы сильно разрушены строительными остатками. Но, тем не менее, на участках, не тронутых погребениями, остатки городских сооружений прослеживаются.

Первоначально, примерно в IV в. до н. э., поселение занимало сравнительно небольшую территорию. Оно было расположено у подножия горы Пирдиреки на территории нынешнего с. Дере-Хыныслы и к югу от него. На раскопанных участках слой, относящийся к IV—III вв. до н. э., пострадал больше. Лишь на небольших участках были фиксированы остатки стен, построенных из булыжника. Вероятно, верхние части стен были построены из сырцовых кирпичей. Полы этих помещений были утрамбованы и обмазаны глиной (Он же. Первые итоги археологических раскопок в поселении Хыныслы (на азерб. яз.), МКА, VI, Баку, 1965, стр. 82). Основные могильные памятники этого периода в Шемахе — ямные погребения. В этот период находящееся здесь поселение еще не приобрело облик города.

К концу III в. до н. э. поселение, развиваясь, становится уже городом. Меняется его облик, увеличивается число мастерских по изготовлению различных ремесленных изделий, расширяется площадь города. Период II в. до н. э. — II в. н. э. в Шемахе является периодом расцвета. В это время Шемаха становится одним из культурно-экономических центров Албании. Слои, относящиеся к этому периоду, насыщены археологическими материалами, в том числе строительными остатками. При раскопках вскрыты остатки различных мастерских и других сооружений.

В это время гончарное ремесло и стекольное производство достигают высокого развития. Обнаружены глиняные сосуды с оттисками различных печатей-клейм и сами печати, предназначенные для подобных целей, что свидетельствует о централизации производства в отдельных мастерских (Дж. А. Халилов. Раскопки на городище Хыныслы…, стр. 213). В быту населения в это время значительное место занимают привозные и изготовленные на месте стеклянные изделия. При раскопках вскрыты также остатки довольно больших комплексов зданий — жилищ, общественных и хозяйственных помещений. Основными строительными материалами были камень и сырцовый кирпич. При раскопках найдены фрагменты кровельных черепиц, что свидетельствует о покрытии крыш некоторых больших зданий черепицами (Он же. Первые итоги…, стр. 82).

В Шемахе найдены более 15 каменных баз колонн. В отличие от кабалинских, они несколько меньше по размерам и представлены несколькими видами (Дж. А. Халилов. Раскопки на городище Хыныслы…, стр. 211). По всей вероятности, колонны, стоявшие на этих базах, были в основном деревянными, но были и составные каменные колонны. Эти базы колонн относятся в основном к II в. до н. э. — II в. н. э. Базы колонн, фрагменты кровельных черепиц и другие строительные остатки свидетельствуют о существовании здесь довольно значительных комплексов зданий. Значительный интерес представляют также остатки большого здания, где прослеживаются жилые и производственные помещения (рис. 6). Данный комплекс принадлежал, вероятно, зажиточному ремесленнику.

Рис. 6. Шемаха. Остатки стен большого здания

Кроме строительных материалов о городском характере шемахинского поселения свидетельствует некрополь. При раскопках здесь повсеместно выявлены разнотипные погребения, относящиеся к одному и тому же периоду. В IV- II вв. до н. э. здесь основным типом могильных сооружений были ямные погребения, в которых зафиксировано одиночное захоронение в скорченном положении на левом или правом боку с произвольной ориентацией. Начиная со II в. до н. э. тут появляются новые обряды — грунтовые и кувшинные погребения, тоже с одиночными захоронениями. Примерно с IV в. к существующим обрядам присоединяется новый тип захоронения в каменных ящиках, которые впоследствии становились основным типом могильного сооружения.В Шемахе найдены местные и привозные монеты, говорящие о высоком уровне денежного обращения. Подобные находки подтверждают, что еще во II в. до н. э. в Шемахе наряду с привозными монетами употребляли местные монеты — подражания монетам Александра Македонского. О развитии торговли свидетельствуют и другие привозные изделия.Обнаруженные остатки сооружений, связанных с ремеслом, а также и ремесленные изделия — яркое доказательство развития здесь различных отраслей ремесла. Довольно высокого уровня достигло гончарное ремесло, о чем свидетельствуют многочисленные глиняные сосуды, различные по форме и назначению (рис. 7). Определенная часть населения Шемахи занималась земледелием и скотоводством. Высокого уровня достигло виноделие. Продукты этих видов хозяйства главным образом были рассчитаны на рынок. При раскопках довольно часто встречались отжимники, большие хозяйственные кувшины, иногда с остатками вина (Дж. А. Халилов. Древнее поселение в Хыныслы…, стр. 36; Его же. Первые итоги…, стр. 81).

Рис. 7. Шемаха. Глиняные сосуды

Одно из значительных поселений городского типа в Албании — Мингечаур, где в результате многолетних стационарных археологических раскопок были вскрыты ремесленные мастерские и многочисленные погребальные памятники (Археологическим раскопкам Мингечаура были посвящены многочисленные статьи и ряд монографических работ). Разнообразие могильных памятников, развитие ремесла и торговли не оставляет сомнения в том, что Мингечаур в античную эпоху был поселением городского типа. Причем античное городское поселение возникло на месте более древнего. Здесь жизнь не прекращалась с эпохи бронзы вплоть до позднего средневековья. Многочисленные геммы (Г. Асланов, И. Бабаев. Общая характеристика памятников глиптики, найденных при раскопках в Мингечауре…, стр. 94—10) (рис. 8), монеты (Е. А. Пахомов. Античные монеты в Албании. Сб. «Вопросы истории Кавказской Албании». Баку, 1962, стр. 111) и другие привозные изделия свидетельствуют о развитии внутренней и внешней торговли. Вероятно, Мингечаур стал поселением городского типа не позднее IV — III вв. до н. э.

Рис. 8. Мингечаур. Слепки привозных античных гемм

С.М. Казиев установил, что к западу от подошвы горы Казанлы-Даг около села Кара-Саккал имеются остатки древнего города. Это городище местное население называет «Шехер-буруну», «Самухом». Предполагают, что здесь в древности была переправа (С. М. Казиев. Археологические раскопки в Мингечауре. МКА, I, Баку, 1947, стр. 12). В свое время эти места А. Яновским были отождествлены с Осикой и Самунисом (А. Яновский. О древней Кавказской Албании. ЖМНП, ч. 52, отд. II, СПб., 1846, стр. 110), упоминаемыми Птолемеем.

При изучении городов Албании немалый интерес представляют остатки укрепленного поселения, расположенного в Мильской степи, вблизи развалин средневекового городища Байлакана у с. Тазакент Ждановского района Азербайджанской ССР. При археологических обследованиях здесь прослежены остатки крупных зданий. В Тазакенте обнаружены каменные базы колонн, во многом напоминающие кабалинские. Здесь найден также небольшой клад серебряных монет Августа. В 1957 г. на территории городища Г. М. Ахмедовым заложен разведочный шурф и установлен культурный слой мощностью 3,5 м. Нижние горизонты культурного слоя дали керамику, характерную для античной эпохи. А. А. Иессен отождествлял это городище с городом Пайтакараном и возникновение здесь поселения относит к последним векам до нашей эры. По его предположению, город приблизительно в IV в. н. э. был перенесен на место Оренкала и стал именоваться Байлаканом (А. А. Иессен. Новые данные для истории Азербайджана. Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1957, стр. 27-28; его же. Городище Орен-кала. МИА, 67, 1959, стр. 46-47; его же. Работы Азербайджанской экспедиции в 1957 г. КСИИМК, 78, 1960, стр. 102; его же. Из исторического прошлого Мильско-Карабахской степи. МИА, 125, 1965, стр. 32-34).

Ряд городищ выявлен и частично обследован на территории Дагестана. В этом отношении важное значение имеет археологическое исследование, проведенное за последнее время В.Г.Котовичем на Урцекском городище, расположенном в предгорьях, севернее города Дербента в Ленинском районе. Здесь установлены остатки поселения, основанного с VIII в. до н. э. В период III-II вв. до н. э. это поселение становится городом, планировка которого подчинена рельефу местности и подразделяется на три составные части (цитатель, шахристан и посад) (В. Г. Котович, В. М. Котович, С. М. Магомедов. Работы в прикаспийском Дагестане. АО — 1971, М., 1972, стр. 153-154). Каждая из этих частей обнесена оборонительными стенами. Толщина их варьирует в пределах 1 -1,5 м, сооружены они из камней крупного размера (М. Г. Магомедов. Древние и средневековые оборонительные сооружения Дагестана. Автореф. канд. дис. Махачкала, 1970, стр. 7). Городище Урцеки отождествляется с раннесредневековым городом, упоминаемым у Моисея Каганжатваци — столицей царства гуннов в Дагестане Варчаном (В. Г. Котович. Новые данные о раннесредневековых городах Дагестана. Материалы сессии, посвященной итогам археологических и этнографических исследований 1964 года в СССР (тезисы докладов). Баку, 1965, стр. 155). Нет сомнения, что до этого город был одним из крупных городов Албании. Раскопки Урцекского городища дали разнообразные керамические изделия, аналогичные керамике из синхронных памятников Дагестана и Закавказья. Устанавливается общность местной материальной культуры с албанской, а также связи ее с сарматской культурой (М. М. Мамаев. Ремесло Дагестана албано-сарматского времени. Автореф. канд. дис. М., 1970, стр. 6). На основании анализа археологического материала из Урцеки было сделано заключение о том, что в «эту эпоху ярко прослеживается и социальная дифференциация общества. Расчленение территории городища на составные части оборонительными сооружениями — показатель классовой структуры его обитателей» (М. Г. Магомедов. Ук. соч., стр. 8).

На территории Албании зафиксированы местонахождения еще ряда других крупных поселений городского типа. Однако на них археологические раскопки не произведены. На основе проведенных археологических исследований уже сейчас вырисовывается картина жизни в городах Албании в античное время. Эти города были административными и ремеслен­но-торговыми центрами, где высокого уровня достигло денежное обращение. Находки крупных кладов монет в Шемахе (1958 г.) (Е.А.Пахомов. Клады Азербайджана и других республик и краев Кавказа. IX, Баку, 1966, стр. 9-21, № 2080) и Кабале (1966 г.) (И.А.Бабаев,С.М. Казиев. Кабалинский клад монет эллинистической эпохи. НЭ, IX, М., 1971, стр. 16-32) хорошо это подтверждают. Древнейшими монетами в кладах являются монеты Александра Македонского и фракийского царя Лисимаха. Большую часть привозных монет этих кладов составляют селевкидские тетрадрахмы. Но наряду с селевкидскими в составе кладов имеются парфянские, бактрийские и римские монеты. Очень важно наличие в составе кладов местных подражаний драхмам и тетрадрахмам Александра Македонского. Таких монет в составе шемахинского клада было более 70, а в составе кабалинского — более 500. Отдельные экземпляры подобных монет найдены в культурных слоях городищ Кабала и Шемаха. Указанные клады монет и клад эллинистических монет, найденный в 1929 г. в Барде (Е. А. Пахомов. Клады…, II. Баку, 1938, стр. 9, № 314), а также другие находки монет античной эпохи указывают, что денежное обращение в Албании возникло не позднее начала III в. до н. э.

Развитием производительных сил, производственных отношений и товарного производства выражалась и стимулировалась албанская торговля внутри страны и за ее пределами. Экономические предпосылки развития торговли в Албании создавались еще в древнейшие времена. Начиная с середины I тысячелетия до н. э., как правильно отмечает Г.А.Меликишвили, «включение в водоворот международной торговли, оживление обмена и денежного обращения способствовали ускорению процесса общественного развития в среде не только грузинских племен…, но и тех, которые жили по соседству» (Г. А. Меликишвили. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959, стр. 229). Торговля в Албании развивалась до такого уровня, что привозные монеты не могли удовлетворить нужды рынка. Поэтому стали чеканить местные монеты. Анализ эволюции местных монет позволяет предполагать, что их стали чеканить еще в III в. до н. э. (И. А. Бабаев, С. М. Казиев. Ук. соч., стр. 21). Начиная с I в. до н. э., в Албанию широким потоком хлынули парфянские и римские монеты.

В городах Албании развивалась как внутренняя, так и внешняя торговля. О развитии внешней торговли кроме монет свидетельствуют многочисленные привозные предметы глиптики, торевтики, глазурованные глиняные сосуды, стеклянные изделия, бусы, фибулы и др. По своему характеру города Албании походили на города соседней Иберии. Древние поселения, находившиеся на удобном для развития ремесла и торговли пути, начиная с V-IV вв. постепенно укрупняются. В раннеэллинистическую эпоху некоторые из них становятся городами. В возникновении этих городов наряду с внутренним развитием немалую роль сыграли, как уже указывалось, торговые пути того времени, проходящие по территории Албании. Одним из этих путей был водный путь, проходящий по р. Куре.

Конечно, пока еще не все вопросы относительно городов Албании в античную эпоху предельно ясны. Мы еще не знаем местонахождения многих городов Албании, упоминаемых в античных источниках, на ряде городищ не произведены археологические исследования. Однако общая картина жизни в городах Албании античной эпохи уже вырисовывается. Археологические исследования, развернувшиеся широким фронтом на территории Азербайджана и приморского Дагестана, каждый год дают интересные материалы, проливающие свет на страницы истории Албании и ее городов.

Дж.А.Халилов, И.А.Бабаев. О городах древней Кавказской Албании. Журнал «Советская археология» института Археологии Академии наук СССР, №4, 1974 г., стр. 98-109

1905.az

Античные города Албании

Бутринт

Узкая приятная улица, с видом на море через плантации оливок и апельсиновых рощ ведет в Бутринт. Античный город находится в 15 км к югу г. Саранда. С древних времен город был населен иллирийцами - потомками которых являются албанцы. Сегодня город охраняется ЮНЕСКО и имеет статус "Город мирового наследства".

Большая территория города сегодня является национальным парком и круглый год посещается как археологический центр, где античность и красота как никогда сочетаются друг с другом. Проведенные археологические работы показывают, что Бутринт был важным городом иллирийцев, одного из самых больших племен Иллирии. Согласно раскопкам, доказано, что этот район был населен с палеотических времен. В VI веке жители (греки) острова Корфу заселяли этот район наряду с иллирийцами. Благодаря торговле между племенами был сделан большой прогресс. В V веке до н.э. Бутринт представлял собой хорошо развитый город. В IV веке до н.э город завоевал Эпир, а в 167 г. до н.э. город находился уже под господством Римской Империи. В X веке город стал важным центром Византийской Империи. Норманны завоевали город в XI веке и перешел к Венедику с 1690 г. по 1797, когда город перешел в руки Али Паш Тепелена. После ослабления принципата Али Паш Тепелена, город в 1822г. перешел к Османской Империи до 1913г. За стенами Бутринта, в прекрасном, нетронутом ландшафте южной Албании, можно найти остатки крепостей, церквей, римского акведука, который некогда снабжал город водой, а также римские виллы. Этот исторический ландшафт также является жилищем богатой разновидности редких и исчезающих видов животного мира. В античном городе, среди большого числа находок, можно увидеть античный амфитеатр, темпул Асклепио или Асекулапиус, стены старого города, Баптистер, Нимфаеуми и многое другое.

Аполлония

Античный город Аполлония находится 12км от города Фиери. Город был открыт в начале VIII века до н.э. греками-колонизаторами из Коринти. В первые годы своего существования город сохранил связи с Коринти и Коркурем. Античный город Аполлония располагался на берегу реки Аос (сегодня Веса). Он сыграл большую роль как торговый посредник между хеленами и иллирийцами. В Аполлонии особенный интерес вызывают: стена, которая окружает город, памятник Агонети, Библиотека, Одеони, Пртику, дом мозаики, археологический музей "Аполлония", Церковь Святой Марии. К сожалению, часть археологических находок были увезены в музеи других стран до 1945г. На территории города находится монастырь XIII века, в котором поставлены самые интересные находки. В садике монастыря находится и церковь 14 века. Многие археологи со всего мира заинтересованы в открытии давних следов на территории Албании, которые датируются со времен палеолита, 100.000 тыс. лет тому назад, такие следы были найдены в местечке Цар в г. Саранда и местечке Гайтан в г. Шкодр. Во времена неолита 7000 - 3000 лет до н.э. такие открытия были сделаны в местечке Дунавец и Малич в г. Корча. Другими археологическими районами, которые сегодня представляют большой интерес для всей мировой культуры, являются: Амантиа, Булис, Антигонеа, Албанополи, Нижняя Сельца, Лиси. Амантиа. Название Амантиа впервые было упомянуто в IV веке до н.э. Амантиа находится на холме и имеет высокие стены, которые окружают эту жемчужину. В III веке до н.э город приобрел экономическую силу и выпустил первые монеты. Есть следы темпула Афердити, античного театра и стадион.

Булис

Античный город Булис был центром Иллирии и одним из самых больших и важных городов. В течение IV веке до н.э город развивался быстрыми темпами. И в III веке до н.э. закончилось строительство театра, стадиона и т.д. В I веке н.э. город стал римской колонией, а в V-VI веке н.э. стал dioqeze, факт который был доказан, когда были открыты базилики характерны для того периода Римской империи.

Антигонеа. Античный город был открыт в III веке до н.э.

Албанополи располагается на холме, рядом с местечком Згердхеш, г. Круя. Городом был центром иллирийского племени альбан. Албаны жили в этом городе во II и III веке н.э. Название сегодняшней Албании происходит от названия этого племени.

 

 

 

Нижняя Сельца. Руины иллирийских городов IV-III до н.э. В начале III века до н.э. район стал центром Иллирии, Дасаретиа.

Лиси. Город был создан в IV веке до н.э. Стены III-II века, которые окружают город, делили его на три части: Акрополь, Центр и Периферию, которые располагались на берегу реки Дрин. Стены города, его 12 ворот и множество башен, сохранены очень хорошо.

С севера на юг в Албании будут действовать 8 национальных античных парков. Все эти парки будут управляться по успешной модели управления античного парка Бутринт. Значит есть решение… тогда чудо произойдет. На примере Бутринта будут управляться античный парк в Аполлонии, Булиса, Амантиа, Орикуми, Финичи, Антигонея, кпепость в городе Шкодра и крепость в городе Лежа. Последнее время благодаря вниманию со стороны правительства Албании и ЮНЕСКО Албания становится местом, где античность, средневековье и современность может удивить любого человека. Целю данного шага является продолжение археологических работ в этих парках, полная реставрация, строительство археологических музеев на территории парков и их рекламирование, чтобы полностью превращать в туристические районы.

Античные города Албании

Античные города Албании

Античные города Албании

Античные города Албании

Античные города Албании

Античные города Албании

Античные города Албании

Античные города Албании

Античные города Албании

Античные города Албании

Античные города Албании

Источник: http://album.turizm.ru/22262/mess_2/antichnie_goroda_albanii/

www.albaniainside.com

Албания. Характеристика и достопримечательности Албании. Женский сайт www.InMoment.ru

Красота и Здоровье   Туризм

Албания – страна со сложной судьбой и сильным характером. Несмотря на свое оккупационное прошлое, она смогла сохранить богатое наследие, многовековую культуру и живописную природу. Албания является одной из самых красивых стран Европы.

Краткая характеристика Албании

Располагаясь на западе Балканского полуострова, Албания занимает его прибрежную территорию, омываемую Адриатическим морем. Ее соседями являются Греция, Македония, Сербия, Черногория и Италия, отделенная от Албании проливом Отранто. Албанская республика (так звучит официальное название страны) занимает площадь в 28, с тыс. км2, на которой проживают около 3, 4 млн. человек. Столица Албании – Тирана представляет собой самый крупный город во всей республики.

На протяжении долгого времени Албания находилась под гнетом Османской империи, и только незадолго до ее падения она смогла добиться своей независимости в 1912 году. Но, к сожалению, на этом ее оккупация не закончилась. С 1939 по 1944 годы Албания подчинялась итальянским захватчикам. Затем практически полвека с 1944 по 1992 годы республикой управляла Коммунистическая Албанская партия, которая полностью изолировала государство от внешнего влияния.

Албания практически однонациональное государство, на территории которого проживают в основном албанцы. 80% из них проповедует ислам, являясь суннитами, остальное население придерживается православной и католической церквей.

Албания особо привлекательна своими природными красотами. Здесь есть все: и живописная равнина, и величественные горы, и чистейшие озера, и крупные реки. Озера Охридское, Шкодер и Преспа, реки Дрин и Мати, а также гора Кораби (2764) являются частью уникальности Албании. Средиземноморский климат радует мягкой зимой и жарким, но не знойным летом.

Вся территория Албании богата древнеримскими, византийскими и османскими памятниками культуры. Основная их часть находится в самых крупных городах республики: Тиране, Шкодере, Дурресе, Эльбасане, Корче и Влере.

Албания

Фото: Албания

Наиболее значимые достопримечательности Албании

В каждом населенном пункте Албании можно встретить интересные достопримечательности. Богатая история наградила этот регион огромным количеством культурных и исторических памятников. Рассмотрим некоторые из них.

Замок Берат по праву можно считать городом-музеем. Эта цитадель относится к 13 веку, представляя собой образец старинной архитектуры и истории. Берат располагается в 123 км от столицы Албании и является одним из популярнейших мест среди туристов. Замок поднимается над городом, открывая потрясающую панораму на близлежащие территории. Внутри цитадели располагаются постройки древних храмов и экспозиции исторических артефактов.

Скадарское озеро является самым большим озером на Балканском полуострове. Оно одновременно располагается на территории Албании и Черногории. Очень живописное место, привлекающее туристов своей флорой и фауной, девственными местами, охраняемыми государством, и чистейшей водой. Здесь хорошо развит водный транспорт, что дает возможность насладиться водными прогулками. Особую известность водоем приобрел благодаря своим церквям и усыпальницам, сооруженным на островах озера.

Албания

Фото: Албания

Крепость Розафа располагается в окрестностях города Шкодер. Это – очень красивое место, представляющее собой живописный холм, окруженный двумя реками – Дрин и Брян. Крепость датируется 3 веком до нашей эры. С момента своего возведения она смогла пережить и оккупацию римлянами, и захват османами, и противостояние с черногорцами. Розафа особенно популярна среди женщин и считается священным местом для тех, кто мечтает о материнстве. Несмотря на то, что крепость сохранилась частично, она известна далеко за пределами Албании. Туристов манит сюда многовековая история и музей, открытый в одном из уцелевших сооружений.

Археологический музей-заповедник Бутринти расположился в южной части Албании около города Саранада. Практически гранича с Грецией, этот заповедник получил особую известность благодаря раскопкам и средневековой венецианской крепости. Здесь были обнаружены остатки общественных и жилых зданий и сооружений, стены акрополя, термы, декорированные мозаикой и святилище Асклепия. Бутринти популярен среди туристов еще и благодаря близости к пляжам, находясь в 2 километрах от берега.

Албания

Фото: Албания

Курорт Ксамиль самый известный в Албании. Его особенность заключается не только в чистейшей воде, но и в удивительных пляжах. Кажущийся на первый взгляд невероятно белый песок на самом деле представляет собой измельчённые до крошечного размера камни. Этот курорт привлекает туристов не только своей голубой водой, но и необитаемыми островами, до которых легко добраться вплавь.

Руины античного города Аполлонии располагаются в 100 км южнее от города Дурреса. В 855 году до нашей эры этот город был заложен греками как один из важнейших средиземноморских городов-государств. До наших дней дошли такие памятники, как Монастырь Святой Марии, датируемый 12 веком нашей эры, Булевтерион (административное здание античных времен), относящийся к 3 веку нашей эры, Одеон (здание для музыкальных представлений), построенный около 2 века нашей эры, древний Амфитеатр и др. Недалеко от Аполлонии находится величественный монастырь Арденика.

Албания

Фото: Албания

Обычаи и традиции Албании

Те, кто первый раз посещают Албанию, как правило, поражаются отличиями в одних и тех же обрядах и традициях в различных регионах страны. Национальные костюмы, свадебные ритуалы и другие обычаи могут разительно отличаться в двух близлежащих селениях или городах. Возможно, именно поэтому в Албании никогда не бывает скучно, и каждое новое место приносит незабываемые впечатления. В повседневной жизни можно выделить следующие обычаи, которые характерны для албанцев.

При обращении к местным жителям албанцы пользуются вежливой формой «зоти» (господин) для мужчин и «зонья» (госпожа) для женщин. В некоторых провинциальных районах до сих пор можно встретить отголоски коммунизма в обращении друг к другу в виде приветствия «шоку» - товарищ.

Албания

Фото: Албания

Особая тема для албанцев – это прием гостей и поход в гости. Если албанец пригласил гостей, значит, он должен сделать прием на самом высшем уровне и хорошенько потратиться, чтобы поддержать свой статус. Гости же в свою очередь, также должны проявить уважение к хозяевам и принести с собой подарки. Искусство вести беседу за чашечкой кофе – главный признак того, что Вы человек воспитанный и достойный.

Общественная жизнь в Албании в основном проявляется в форме, которая называется «джиро». По своей сути – это вечерняя прогулка по площади или бульвару в городе или селе. Во время «джиро» местные жители обмениваются новостями и сплетнями. Здесь большое значение имеет внешний вид. Как правило, на такую прогулку одевают самые богатые наряды, чтобы показать свой достаток и статус.

Албания

Фото: Албания

После столь долгой изоляции Албания только сейчас начинает раскрывать свою уникальность и красоту для всех посетителей и туристов. Потрясающая природа, чистейшие пляжи, гостеприимные местные жители и недорогая жизнь делают эту республику потенциальным лидером среди других европейских стран.

Автор: Гаврилюк Анна Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.

Теги: Албания, достопримечательности Албании

Вернуться в начало раздела Туризм и отдыхВернуться в начало раздела Красота и Здоровье

www.inmoment.ru

Города Албании, список, крупные города Албании. Карта и фото.

В Албании 74 населенных пункта носят официальный статус города. В этой статье мы расскажем о самых крупных и интересных для туристов годов Албании. Поскольку Албания небольшая страна, то ее самый главный города – столица имеет население всего чуть менее полумиллиона жителей. Следующий по значимости и населению – это главный порт страны Дуррес.

Карту с расположением городов Албании и их полный список Вы найдете в конце статьи.

Города Албании Влера

Тирана.

Главный город Албании - ее столица. Тирана находится в 30 км от побережья. Город был основан в 1614 г. местным землевладельцем Сулейманом Барджини на месте более древнего поселения. Выгодное географическое положение способствовало быстрому развитию и становлению его как столицы.

Сейчас Тирана, как говорится, главный политический, культурный и промышленный центр Албании. В 20 км на север от города в поселке Ринас находится единственный международный аэропорт в стране.

Шкодер.

Шкодер - главный город севера страны. Один из самых древних и известных городов Албании. Он был основан в 4 в. до н.э. иллирийцами, построившими крепость на высоком холме, при слиянии рек Буны и Дрина.

В 168 году Шкодер захватили римляне, после чего началось активное строительство и развитие города. В наше время Шкодер основной экономический и культурный центр региона.

Дуррес.

Дуррес – второй по размерам город, самый большой порт и наиболее популярный курорт. Он находится на побережье в 40 км от столицы и 33 от аэропорта, поэтому большинство туристов направляются именно сюда. Город имеет богатую историю, песчаные пляжи и постоянно развивающуюся туристическую инфраструктуру.

Берат.

Берат за 24 века своего существования часто завоевывался и менял названия. Здесь хозяйничали македонцы, римляне, Византия, болгары, османы. Сейчас это небольшой город, расположенный у подножья горного хребта, на берегу реки Осуми, с множеством хорошо сохранившихся архитектурных памятников.

Находится Берат в глубине страны, в 70 км на юг от столицы.

Города Албании Дуррес.

Влера.

Влера - курортный город – порт на побережье Адриатического моря. Фактически первая столица Албании, центр борьбы за независимость албанского народа. Сейчас один из самых популярных курортов страны.

Подробнее.

Саранда.

Саранда - курортный город на юге Албании, на границе с Грецией. Теплое, Ионическое море, чудесные пляжи, древние и природные достопримечательности, близость греческого острова Корфу - все это делает Саранду курортной столицей юга Албании.

Подробнее.

Гирокастра.

Гирокастра - небольшой город на юге Албании, в 60 км от берега моря (Саранды) Старый город времен Османской империи хорошо сохранился и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно он является главной достопримечательностью и привлекает множество туристов. Узкие улочки, дома-башенки, множество лавок и кафе, а на высоком холме хорошо сохранившийся старинный замок – крепость. Есть еще мечеть, две церкви 18 века и восточный базар.

Кроме того раз в 4 года в Гирокастре происходит главное музыкальное событие в Албании - международный Национальный фольклорный фестиваль.

 Бухта Саранды.

Список городов Албании.

Список городов на албанском и русском языках по алфавиту. В списке обозначены населенные пункты, имеющие статус города с населением от 20000 чел.

Название города на албанском Название на русском Население
Berat Берат 36 496
Gjirokastër Гирокастра 19 836
Korçë Корча 51 152
Krujë Круя 20 000
Kuçovë Кучова 12 654
Lushnjë Люшня 27 000
Pogradec Поградец 20 848
Tiranë Тирана 418 495
Fier Фиери 55 845
Shkodër Шкодер 76 000
Elbasan Эльбасан 78 703

 

Древний город Албании.

Города Албании, расположенные на побережье. Список.

Название города на албанском Название на русском Население Примечания
Berat Берат 36 496 Курорт, порт
Gjirokastër Гирокастра 19 836 Порт, курорт
Korçë Корча 51 152 8 км до побережья
Krujë Круя 20 000 6 км до пляжа.
Kuçovë Кучова 12 654 Курорт на юге

Города Албании карта.

Интерактивная карта Албании с городами, дорогами. На карте можно проложить маршрут между городами Албании, измерить расстояние и посмотреть достопримечательности.

 

Рекомендованные статьи:

Читайте о курортах Албании

Какое море в Албании

 

kraysolnca.com

Города Албании / Travel.Ru / Страны и регионы

Поградец

Поградец - одни из самых красивых курортов Албании. Хотя это и новый город, но он обладает большой историей. Располагается Поградец в юго-восточной части Албании (всего в 140км от Тираны) и граничит с Македонией. Он находится на берегу озера Охрид, которое является самым глубоким озером на Балканах. Озеро известно своей чистой водой и горными пейзажами. Рядом с курортом находится еще один туристический центр – Дрилон, окруженный декоративными садами (5км к востоку). Поградец пользуется популярности тем, что особенный климат, горный пейзаж и возможности которые предлагает город для разных видов водных спорта, рыбалки и т.д. Нельзя забывать о редком виде рыбы коран, которую можно попробовать только в Охридском озере. Стоит посетить национальный парк Дрилона и его подземные водные источники, Христианскую Базилику 5 века н.э. на территории парка.

Достопримечательности:

  • Музей линской мозаики, в городке Лин, к северу от Поградеца
  • Пресные водные источники Дрилона
  • Древний мост Голику на древней дороге Эгнантиа
  • В местечке Нижняя Сельца руины города, где жил иллирийский король Клит

Корча

Корча является одним из самых важных и самым большим городом на юго-востоке Албании. Город находится в 178км от Тираны и расположен у подножия горы Морава, на плато высотой 800м над уровнем моря. В 18 в. город стал важным торговым и ремесленным центром. Корча является большим ковродельческим центром Албании. Также этот город был главным центром страны во время эпохи Возрождения. В г. Корча была открыта первая школа на албанском языке в 1878г. Климат – континентальный, холодно зимой, а лето жаркое и сухое. Расположение города рядом с горами дает возможность для отдыха любителям зимних видов спорта. Сам город и его окрестности, в особенности, район Воскопоя предлагают историко-культурный отдых.

Достопримечательности:

  • Музей Албанского Средневекового искусства. В нем представлены культурные ценности албанского народа. (время работы: 8.00 - 14.00)
  • Музей Образования, здесь в 1878 году была открыта первая албанская школа (время работы: 8.00 - 14.00).
  • Новый музей "Братко Коллекшнс" представляет антикварные вещи Дальнего Востока (время работы: 9.00- 12.00 и 16.00- 18.00)
  • Археологический музей (время работы: 8.00 - 14.00)
  • Галерея "Гурии Мадхи" (время работы: 10.00 - 12.00 и 16.00- 18.00)
  • Православянский Собор
  • Мечеть "Ильяз Бей Михарой", построенная в 1469 г.

Берат

Берат – "город тысяча одного окна" является одним из самых древних городов Албании. С его более чем 2400-летней историей город стал одним из самых привлекательных городов страны для посещения среди не только иностранных туристов, но и местного населения. Берат был создан в IV – V до н.э. на территории иллирийского племени Дасаретов. В начале III века н.э. город превратился в хорошо сооруженное место и был известен под названием Антипатреа. В 1417г. город был завоеван турками, которые построили мечети в нижней части крепости. Берат располагается на берегу реки Осун и у подножия горы Томор, в 122 км к юго-востоку от Тираны. При входе в город перед Вами открывается восхитительный вид на гору и белые дома. Он известен как "город тысячи окон", из-за большого количества окон в домиках, а также является городом-музеем. В городе находится множество маленьких церквей, мусульманский квартал, который связан с христианским кварталом арочными пролетами. Его уникальная архитектура с узкими древними улочками делает это место особенным. Крепость – единственное сооружение такого рода в Албании, и, возможно, одно из самых небольших мест в мире, где на территории крепости живут люди. Дома этих жителей сохранились в том виде, как и у предшественников.

Достопримечательности:

  • Музей этнографии (время работы: 8.00-15.00, по понедельникам закрыт)
  • Музей иконописи Онуфри (время работы: 8.00-15.00, по понедельникам закрыт)
  • Галерея "Эдвард Лир" (открыта ежедневно)
  • Крепость Берата
  • Церковь Св. Михаила (16в.)
  • Церковь Св.Троицы (14в.), Церковь Евангелистов (16в.)
  • Собор Св. Богоматери (1787г.)
  • Свинцовая мечеть (1555г.)
  • Королевская мечеть (1512г.)
  • Мост Горица на реке Осун

Дуррес

Дуррес был создан в 627 г. до н.э. как греческая колония и носил имя Эпидамус. Эпидамус был основной причиной пелепонеской войны в V веке до н.э. Между I и III в.в. до н.э. Дуррес был важным портом и торговым центром на торговом пути Виа-Эгнатиа, между Римом и Византией. Позже город был известен как Дуррациум и стал стратегическим местом Римской Империи. Под руководством Римской Империи город стал основным торговым и портовым городом на побережье Адриатического моря. Город постоянно переходил к разным правителям. Цицерон называл Дуррес восхитительным городом, а поэт Катулус называл его террасой Адриатического моря. Дуррес является вторым крупным городом и главным портом страны. В 627г. до н.э. греки поселились на его территории. Римские руины и укрепления являются украшением современного города. Недалеко от Дурреса находится известный курорт Дуррес-Пляж, который известен своими песчаными пляжами и теплой морской водой. Дуррес располагается в 32км от Тираны. Дуррес находится рядом с Тираной, Круей, Берату и т.д.

Достопримечательности:

  • Археологический музей (время работы: 9- 17.00, закрыт по понедельникам и вторникам)
  • За музеем находятся стены византийского города VI в. Амфитеатр (II в. н.э.) - самый большой на Балканах, рассчитанный на 15 000 мест
  • Венецианская башня
  • Древняя городская стена
  • Выставка фольклорной культуры
  • Музей мозаики Арапая

Круя

Круя - средневековый город, расположенный рядом с Тираной (32 км). Город построен на вершине горы Сари Салтики. Название города связано с именем национального героя Албании - Георга Кастриота-Скандеберга, который боролся против Оттоманского нашествия. Рядом с городом построена крепость, которая стала Государственным албанским музеем. На пути к крепости располагается старый базар.

Достопримечательности:

  • Музей Георга Кастриоти–Скандеберга (время работы: 09.00- 13.00 и 15.00-8.00, закрыт по понедельникам)
  • Этнографический музей (время работы: 09.00- 13.00 и 15.00-8.00, закрыт по понедельникам)
  • Археологический музей "Альбанополи" в местечке Згердхеш
  • Традиционный албанский Базар

Гирокастр

Гирокастр – "город тысячи шагов" или "каменный город". Город располагается на юге страны, в 212км от Тираны. Гирокастра считается важным городом страны и известен как город-музей, который живописно расположился на берегу реки Дрин. Город построен на вершине горы, и его главной отличительной чертой являются узкие улочки, мощеные камнем. Узкие каменные улицы создают ощущение, что Вы вернулись в эпоху Средневековья. Дома Гирокастры представляют собой единый архитектурный ансамбль. Крепость города расположена как балкон над городом, и с нее представляется прекрасный вид на окрестности. Гирокастра является родиной албанского диктатора Энвер Ходжа, известного во всем мире албанского писателя, который несколько раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе, Исмаиль Кадаре. Город является мировым культурным наследством и охраняется ЮНЕСКО.

Достопримечательности:

  • Крепость
  • Базарная мечеть
  • Музей оружия - оружие, которое были созданы и использованы албанцами с античных времен до наших дней (внутри крепости)
  • Музей национально-освободительного движения
  • Этнографический музей
  • Археологический музей Антигонеа, в местечке Сарачиништ
  • Мечеть Мекате
  • Старые турецкие бани
  • Церковь Лабова, в местечке Лабова
  • Руины Адрионаполя, в местечке Софратике
  • Традиционные дома и каменные улицы

Саранда

Саранда – южные ворота Албании. Город располагается на берегу Ионического моря и среди гор и очень близко к греческому острову Корфу, всего 30 минут на пароме делят город от острова. Название города происходит от названия старого монастыря "Санти Куаранта (Santi Quaranta)". Курорт популярен среди молодоженов и туристов-пешеходников. Саранда обладает прекрасным климатом, и в году здесь насчитывается 300 солнечных дней. В древности город носил имя Ончесмус, так назвало его иллирийское племя Каон. Рядом с Сарандой находятся руины древнего города Бутринти, который получил статус "Город Мирового Наследства". Согласно Вергилию, Бутринт был построен троянцами, но доказательств этого не было найдено. Рядом находится и античный город Финичи, в котором, как считают многие ученые, находится самый большой Акрополь в мире, в 7 раз больше, чем Акрополь в Афинах. Даром природы являются источники "Голубые глаза" и красивые маленькие острова. Туристы называют Бутринт "музеем под открытым небом".

О городе внутри города

Бутринт, это особенное археологическое место - микрокосмос средиземноморской истории, со времен древних греков до венецианцев. Вергилий считал его новой Троей и связывал его основание с Энеем. Плутарх утверждал, что именно там умер Пан. Три тысячи лет непрерывного поселения оставили свой отпечаток и в наши дни посетитель может ступать посреди развалин некогда одного из величайших городов древности.

Археологические раскопки в Бутринте открыли много замечательных городских монументов: итальянские археологи в 1920-х и 1930-х гг., под руководством графа Луиджи Уголини, откопали много древних и классических достопримечательностей, таких как городские стены, ворота, театр и бани. С 1946 г. исследования велись Албанским Институтом Археологии и Монументов, а с 1991 г. греческой группой по изучению основания Бутринта и Бутринтским Фондом. Работы Бутринтского Фонда в основном концентрируются на изучении бизантийских достопримечательностей города, в числе которых есть дворцовый ансамбль, базилика и прекраснейший из всех - баптистерий VI в. с изумительными мозаиками представляющими диких животных, птиц и рыб, символ христианского причастия. За стенами Бутринта, в прекрасном, нетронутом ландшафте южной Албании, можно найти остатки крепостей, церквей, римского акведука, который некогда снабжал город водой, а также римских вилл. Этот исторический ландшафт также является жилищем богатой разновидности редких и исчезающих видов животного мира.

Достопримечательности:

  • Античный город "Бутринт"
  • Этнографический музей
  • Археологический музей Бутринти представляет собой руины древнего города Онхезми,
  • Древний храм
  • руины Фойнике
  • Еврейские Синагоги
  • Крепость "Али Паш Тепелена"
  • Старинная церковь в местечке Шен Кол (Святой Кол)

Шкодер

Шкодер – древний город с богатой историей и является одним из главных городов на севере страны. С древности до наших времен город несколько раз изменил свое название Скодра, Скодриум, Скуттари, или Скадар. Город был создан в IV веке до н.э. В III веке до н.э. и стал столицей Иллирийского государства. Исторически город хранил особые отношения с Италией и Австрией. Город является центром католицизма в Албании. Город расположен рядом с одноименным озером и находится у дороги, которая ведет в Черногорию. Рядом с городом, на скалистом холме, построена крепость Розафа (2400 лет), откуда открываются чудесные виды. Шкодер – отличная отправная точка для вашего восхождения на Албанские Альпы.

Достопримечательности:

  • Исторический Музей + Археологический Музей (время работы: 09.00- 13.00)
  • Музей "Розафа" (время работы: 10.00- 13.00)
  • Мечеть Шейха Замила Абдуллы Аль-Замиля
  • Францисканская церковь Руга-Ндре-Мджеда,
  • Крепость Розафа
  • Свинцовая Мечеть
  • Мост Меси
  • "Общественный Музей", обладающий большой коллекцией исторических фотографий
  • Иллирийские руины Гайтан
  • Руины средневеково города Сарда, рядом с Вау Дейес
  • По дороге из Тираны в Шкодер, в городе Лежа находится памятник национального героя Скандербега (время работы: 8.00-13.00)

Влера

Влера располагается на юго-западе Албании (147 км от Тираны), где Адриатическое и Ионическое моря встречают друг друга. В городе довольно широкие улицы, украшенные высокими пальмами. В месте, где встречаются моря, море обладает особым цветом. Напротив полуострова Влера располагается остров Сазани, который являлся для всех времен и государств, стратегическим местом из-за своего географического положения. Первые памятники античности в городе Влера датируются в VI веке до н.э. В течение IV века до н.э. часто упоминается в качестве важного порта для кораблей, которые плыли из Отранто и Бриндизи и переправочного пункта между двумя другими античными городами в Албании Бутринтом и Аполонией. Несмотря на его историческую важность в течение многих веков, город достиг своей эпопеи 28 ноября 1912г., когда после 5 веков Османского ига, Албания провозглашала независимость. Влера была провозглашена первой столицей независимой Албании.

Достопримечательности:

  • Этнографический музей (время работы: 08.00–12.00 и 16.00–18.00)
  • Исторический музей (время работы: 08.00–12.00 и 16.00–18.00)
  • Музей Независимости (время работы: 08.00–12.00 и 16.00–18.00)
  • Мечеть Мурадие
  • Крепость Канини, в местечке Канина
  • Крепость Порто-Палермо
  • Руины крепости Гимара, в местечке Гимара
  • Церквы Святого Стефана и Святого Митри в местечке Дерми (XII –XIV веков)
  • Монастырь Святой Марии, в местечке Звернец
  • Античный амфитеатр Орикум (I до н.э.)
  • Церковь Мамирои, в местечке Орикум

Между Тираной и Влерой по дороге в г. Фиер

  • Исторический музей
  • Археологический Музей античного города Аполония, в местечке Поян
  • Монастырь Святой Марии в Аполонии
  • Археологический музей 2 в Аполонии
  • Руины античного города Булис, в местечке Хекаль
  • Руины церкви Святой Марии, в местечке Балш

Юлиан Джелили

06.03.2007

Источник: balkan.ru

guide.travel.ru

Древний город и столица Албании Кавказской

Древний город и столица Албании Кавказской

Кабала́ (Кабалака, Кабалак), лезг. Кьве пел, (азерб. Kabalaka, др.-греч. Χαβαλα[1]), — древний город и столица Албании Кавказской (до VI века), крупный торговый центр до XV века. Под названием Кабалака город впервые упоминается в письменных источниках во второй половине I века, точнее в «Естественной истории» Плиния Старшего. О городе Хабала (Кабала) также пишет Птолемей в своем «Географическом руководстве» во II веке. Торговые связи древней Кабалы были обширны, и город был одним из крупнейших по тому времени центров Кавказской Албании.

Археологические раскопки древней Кабалы начались с середины XIX в. На сегодняшний день известно, что толщина культурного слоя не менее 5 м.

С I до середины XVIII в. образовались 4 культурных слоя (античного времени, раннего, развитого и позднего средневековья). Это обосновано нумизматическими и другими археологическими материалами.

Именно в Кабале впервые в Азербайджане была найдена кровельная черепица античного времени. Также были найдены осколки керамической посуды античного периода. Это дает основание относить культуру древней Кабалы к кануну или началу нашей эры.

В 1906 г. при раскопках города была найдена древняя шестистроч­ная надпись, являвшаяся, по-видимому, агванской (албанской). Надпись была вывезена в Петербург, однако по неизвестным обстоятельствам оказалась утеряна.

В культурном слое города, относящемся к IX—XIII вв., обнаружены в большом количестве очаги, тендиры, ямы, линии подземного водопровода из глиняных труб. Производство глазурованной керамики переживало тогда пору своего наивысшего расцвета. Тогда же и начали ставиться на донышках сосудов клейма изготовлявших их мастеров. В экономике города, наряду с земледелием и садоводством, большое место занимали гончарное, ювелирное, стеклодувное дело, производство шелка, ткачество и другие ремесла. Развалины цитадели Кабалы занимают площадь более 25 га, к востоку от цитадели — храмовый и гористый участок (более 50 га). На первом фото предположительный вид древней Кабалы.

www.georgiatimes.info