Управление в древней спарте. История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка (Ю. Н. Марочкина)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

12. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ. Управление в древней спарте


12. Система государственного управления в спарте

Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов.Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого выносливого воина. Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс. Кроме илотов была еще одна группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители), они были лично свободными, но не обладали правами спартанского гражданства.

О политической организации Спарты можно судить по так называемой «Ликурговой ретре» (Ликург – легендарный древний спартанский законодатель) По этому документу в Спарте были следующие органы государственной власти: народное собрание (апелла) – оно принимало или отвергало предложения герусии; герусия (совет старейшин), состоящая из 30 геронтов, в число которых входили два базилевса (царя). Базилевсы исполняли функции военачальников, главных жрецов. Назначение герусии состояло в том, чтобы сдерживать власть басилевсов и препятствовать демократическим стремлениям народа.

Позднее в Спарте появился еще один орган – эфорат. Он представлял собой комиссию из пяти человек, функции которой сводились в основном к контролю над басилевсами и герусией.

13. Возникновение древнеримского государства и утверждение республики

Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения.Периодизация истории государства и права Древнего Рима. 1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства: от основания города Рима в 753 г. до н. э. до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого (509 до н. э.). 2. Республиканский период (509—27 до н. э.). 3. Период монархии (27 до н. э. – 476 н. э.), в т. ч.: принципат (27 до н. э. – 284 н. э.), доминат (284–476 н. э.).

Древнеримское государство сформировалось на основе городской общины. С момента основания Рима и до конца VI в. до н. э. у древних римлян существовал родовой строй. Характерной чертой римской семьи была почти неограниченная власть ее главы. Полноправными в римской городской общине были только те, кто принадлежал к одному из родов, входивших в состав римской общины и зачисленных в одну из курий. Такие полноправные граждане назывались патрициями.

Клиент находился в личной и наследственной зависимости от полноправного члена общины, называвшегося его патроном. Клиент был обязан служить патрону, патрон, в свою очередь, покровительствовал клиенту и защищал его перед судом, так как клиент не имел возможности сам защищать свои интересы. Значительную группу неполноправных граждан Древнего Рима составляли плебеи. Они были лично свободными, имели право собственности на землю: должны были платить налоги и отбывать военную службу. Плебеи могли приобретать имущество, заключать сделки и самостоятельно от своего имени выступать на суде, т. е. обладали гражданской правоспособностью. Но плебеи были лишены права участвовать в управлении делами римской общины.

Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при царе, влиял на его избрание.

Народное собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Римский народ собирался и принимал решения по куриям. Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).

Царь был военачальником, верховным жрецом и рассматривал дела об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией.

В 509 г. до н. э. в Древнем Риме была установлена республика, произошли существенные социально-политические изменения. Его историю в указанное время можно разделить на два периода: период становления и упрочения республики (VI–IV вв. до н. э.) и период расцвета и упадка римской рабовладельческой республики и замены ее монархической формой правления (III–I вв. до н. э.).

studfiles.net

Введение. Управление в Древней Греции. Особенности управления в Афинах и Спарте

Управление в Древней Греции. Особенности управления в Афинах и Спарте

курсовая работа

В истории древней Греции особую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994. С. 53 - 55. Именно поэтому они оказываются в центре данной работы, имеющей целью определить общее и особенное в становлении древнегреческой государственности.

Задачи, стоящие перед исследователем, таковы:

1) определить особенности возникновения и развития государства и права в Спарте и Афинах;

2) охарактеризовать имевшие быть реформы государственного аппарата в этих полисах;

3) выделить наиболее типические черты развития государства древнегреческих городов-государств;

4) охарактеризовать особенности законодательных реформ;

5) показать особенности развития криминального, вещного, семейного и иных видов права в Афине и Спарте.

Структура работы носит проблемно-тематический характер. Первая глава рассматривает возникновение государства в Спарте и Афинах, вторая - особенности права этих стран; внутри глав отдельные параграфы посвящены особенностям афинского государства и права, и особенностям спартанского.

Спарта рассматривается в первых параграфах обеих глав, поскольку архаическая Спарта, первый дорийский полис на материке, не только проявила уже в первое столетие своего существования себя как грозная сила, но и возглавила древнегреческий прогресс, была столицей греческой культуры, которой Афины станут только в V в. до н.э.

До сих пор можно встретить отношение к государству и праву Спарты как к вторичному по отношению к афинскому. Это связано с тем, что долгое время бытовал взгляд на Спарту как на отсталое в культурном отношении государство: "Значение Спарты в истории значительно меньше, чем Афин. Если афинская демократия была для своего времени прогрессивным явлением, так как она сделала возможным высокое развитие, расцвет греческой культуры, то Спарта в области культуры не дала ничего, достойного упоминания. Она во всем себя проявляла как государств реакционное и отсталое, как оплот консервативной рабовладельческой аристократии. В древности Спарта славилась только великолепным для своей эпохи войском, да жесточайшим террором в отношении рабов - илотов, которых она старалась держать в вечном страхе".

Крайние оценки Спарты как типа полиса в целом характерны для историографии. Основные черты Спарты ученикам в учебниках истории Древнего мира раскрываются жестоким отношением спартанцев к покоренным илотам и характеристикой Спарты как военного лагеря, после чего констатируется, что в VI веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

Тем более важно глубже и объективней взглянуть на право и государство древней Спарты с точки зрения сложившихся в современной историографии противоречий: ореол мифов и легенд сложился вокруг Спарты еще в период античности. Одни греки осуждали и высмеивали Спарту. Другие - удивлялись порядкам и обычаям спартанцев, восхищались военной мощью и стойкостью духа. Платон и Аристотель видели в Спарте образец стабильности, достойный подражания. Этот образец был положен ими в основу концепции идеального полиса. Идеальным государством считали Спарту Критий и Ксенофонт. В современной науке такое восприятие Спарты принято называть "спартанским миражом".

В качестве источников использовались выдержки из древнегреческих документов, опубликованные в "Хрестоматии по истории Древнего мира": "Законодательство Ликурга", "Законодательство Солона". Общетеоретических характер носит "Политика" Аристотеля. Аристотель. Политика. М., 1994.

Помимо работ общего характера, в частности, "Истории государства и права зарубежных стран" К.Г. Федорова и Э.В. Лисневского, Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран.Ч. 1. Ростов на/Д., 1994. значительную роль оказала работа французского исследователя П. Гиро "Быт и нравы древних греков". Отдельная глава в ней посвящена государству и праву древнегреческих полисов. Автор приводит пространные выдержки из источников, выделяет общие и частные черты развития древнегреческих городов-государств. Кроме того, автор анализирует и правовую структуру афинского общества.

Работа А. - И. Марру "История воспитания в античности (Греция)",Марру А. - И. История воспитания в античности (Греция) / Пер. с франц. М., 1998. хотя и посвящена только воспитанию подрастающего поколения, как это ясно из названия, но, в то же время, дает сведения о воспитании в Спарте как об основе государственности этого города и о его правовых обычаях.

Статья Ю.В. Андреева "Архаическая Спарта: культура и политика" в сборнике "Раннегреческий полис (архаический период)" Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика / Раннегреческий полис (архаический период). СПб., 2003. представляет собой исследование по интересующей нас теме.

В целом из имеющейся литературы можно составить достаточно ясное представление о развитии государственности у древних греков, однако выявление общих, типических и индивидуальных черт в развитии двух наиболее значимым древнегреческих полисов кажется интересным и обоснованным с научной точки зрения.

спарта греция государственный аппарат

pravo.bobrodobro.ru

6.Управление в Спарте и его особенности

Общественный строй. Для общественного строя Спарты характерны сохранение пережитков первобытно- общинного строя и военная организация общества. Заботой о сохранении солидарности среди небольшой части полноправных граждан Спарты, господствовавших над огромной массой порабощенного населения, объясняется стремление предотвратить резкую имущественную дифференциацию среди «равных», как называли себя спартиаты. Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю государственными рабами — илотами. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях были правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Илоты — представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свои хозяйство и орудия производства. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Государственный строй.

Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Народное собрание не играло значительной роли в политической жизни страны. Созывалось оно от случая к случаю по решению должностных лиц. В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. К ведению Народного собрания относились такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям. Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирало Народное собрание из числа всех граждан. В их ведении были вопросы внешней политики, внутреннее управление страной, в частности надзор за нравами и соблюдением дисциплины, контроль за деятельностью всех должностных лиц, включая проверку их ежегодных отчетов. Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей. Герусия (совет старейшин) — орган, сохранившийся от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили два царя. Члены герусии (геронты) избирались Народным собранием пожизненно. Герусия предварительно обсуждала вопросы, которые должны были рассматриваться Народным собранием. На своих ежедневных заседаниях она обсуждала военные, финансовые, судебные вопросы.

studfiles.net

12. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ. История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка

12. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ

Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого выносливого воина. Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс. Кроме илотов была еще одна группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители), они были лично свободными, но не обладали правами спартанского гражданства.

О политической организации Спарты можно судить по так называемой «Ликурговой ретре» (Ликург – легендарный древний спартанский законодатель) По этому документу в Спарте были следующие органы государственной власти: народное собрание (апелла) – оно принимало или отвергало предложения герусии; герусия (совет старейшин), состоящая из 30 геронтов, в число которых входили два базилевса (царя). Базилевсы исполняли функции военачальников, главных жрецов. Назначение герусии состояло в том, чтобы сдерживать власть басилевсов и препятствовать демократическим стремлениям народа.

Позднее в Спарте появился еще один орган – эфорат. Он представлял собой комиссию из пяти человек, функции которой сводились в основном к контролю над басилевсами и герусией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка (Ю. Н. Марочкина)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В СПАРТЕ (АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА). СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ

Спарта, или Лакедемон, – древнегреческий полис, город—государство, в VI–I вв. до н. э. занимавший южную часть Пелопоннеса. В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытно—общинного строя и военную организацию общества. Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

Жители Спартанского государства делились на такие социальные группы, как:

1) спартиаты. Они пользовались политическими правами и имели земельные участки в наследственном пользовании;

2) гипомейены. К ним относились граждане, не платившие взносов для организации общественных трапез;

3) периэки. В их руках было сосредоточено ремесло;

4) илоты – представители побежденных племен.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание (апелла), фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать лица, достигшие 30–летнего возраста и имеющие земельные наделы.

Народное собрание выполняло такие функции, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода, решало вопросы войны и мира, обладало прерогативой законотворческой деятельности, решало вопросы взаимоотношений с другими государствами. Решения, принимаемые Собранием, контролировались советом старейшин.

Государство возглавляли 2 царя, которые выполняли полномочия вождей в военном деле, были верховными жрецами, отправляли правосудие.

Коллегия эфоров – государственный орган, обладавший широким спектром полномочий. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было 5, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью ге—русии и Народного собрания, в их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60–летнего возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

kartaslov.ru

Организация власти в Спарте - Государство, право, экономика, история

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти.

Это привело к "ликургову строю", сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

Во главе государства стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры.

Но в целом положение архагетов было почетным. Они получали большую часть военной добычи, совершали жертвоприношения, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины. Первона чально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.

В Древней Спарте совет старейшин (герусия), как и архагеты, - орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.

Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д. В решении всех этих вопросов роль собрания в силу существовавшей в нем процедуры была меньшей, чем роль народного собрания в Афинах. Но все же преуменьшать ее не следует. Право избрания должностных лиц, право отклонять внесенные ими предложения позволяли ему если не контролировать их, то во всяком случае оказывать на них влияние, заставлять считаться с собой. Только к IV в. до н.э. оно становится пассивным, и роль его падает.

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровож дали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией опи могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров практически не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

 

studentu.info

Организация власти и управления в Спарте

План

1.     Организация власти и управления в Спарте 2
2.     Основные этапы становления афинской демократии 5
3.     Государственный строй Афин в V-IV в.в.до н.э. 7

   Библиографический список.

1.     История государства и права зарубежных стран : Учеб. для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А.Жидкова. – М., 1999 С.106– 123.

2.     История государства и права зарубежных стран : Обзорная лекция для студентов специальности «Юриспруденция» /сост. Н. Т. Кудинова Хабаровск ТОГУ - ЦДОТ 2008 С.6-8.

3.     История государства и права зарубежных стран : Курс лекций по специальности «Юриспруденция» /сост. Н. Т. Кудинова Хабаровск ТОГУ - ЦДОТ 2008 С.27-31.

4.     Графский В.Г. Всеобщая история права и государства : Учеб. для вузов.– М., 2000. С. 148 – 161.

1.     Организация власти и управления в Спарте.

           Государственный  строй  Спарты сформировался в результате преобразования  военной  демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты  родоплеменной  организации  власти.  Это привело к "ликургову строю",  сложившемуся, к VI в. до н.э. Историки рассматривают его  как  переворот,  связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением  илотии,  потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах,  превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

          Во главе государства стояли два  архагета,  их часто называют царями. Власть архагетов,  в отличие от власти родоплеменных  вождей,  стала наследственной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам,  в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности.

           Но в  целом  положение архагетов было почетным.  Они получали большую часть военной добычи,  совершали жертвоприношения,  входили в состав совета старейшин,  осуществляли суд по некоторым делам,  имевшим значение для всей общины. Первоначально наиболее  полной  была военная власть архагетов.

         Им подчинялось войско,  в походах они пользовались правом  жизни  и смерти.  Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.               

         Совет старейшин (герусия),  как и архагеты,  - органы власти,  унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста.  В герусию входили  и  оба  вождя.

         Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность  направлять  его деятельность.  Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами,  рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.              

         Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные  лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали.  Голосование проводилось криком,  а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.                   

          Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился  раз  в месяц.  На собрании принимались законы, избирались должностные лица,  решались вопросы войны  и мира,  союза  с другими государствами,  рассматривались вопросы о наследовании должности  вождя,  определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д. В решении всех этих вопросов роль собрания в силу существовавшей в нем процедуры была меньшей, чем роль народного собрания в Афинах.  Но все же, преуменьшать ее не следует.  Право  избрания  должностных лиц,  право отклонять внесенные ими предложения позволяли ему если не контролировать их, то, во всяком случае, оказывать на них влияние,  заставлять считаться с собой.  Только к IV в.  до н.э. оно  становится пассивным,  и роль его падает.     

         Эфоры  в Спарте появились  с VIII  в. до н.э. в  результате острых конфликтов между  родоплеменными  вождями  и родовой  аристократией.    Последняя,  получавшая большую долю военной добычи и  возможность  угнетать  свободных общинников,  стремилась  ограничить  пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии.  Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год,  действовали  единой коллегией,  принимавшей  решения  большинством голосов.

         Первоначально эфоры считались как бы помощниками  архагетов  и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров  заметно возросла.  Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровождали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с  герусией  они  могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения.  К ним  перешло  руководство  внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной,  наблюдение за  соблюдением  спартиатами установленных  порядков,  суд  над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных  должностных лиц. Деятельность самих эфоров практически  не  контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками.  Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол. 

         Господствующий класс Древней Спарты составляли спартиаты, главной обязанностью которых являлось несение военной службы. Единство спартиатов было обеспечено путем уравнения их в экономических и политических правах. Первое было достигнуто путем наделения спартиатов равными земельными наделами (клерами), которые нельзя было продать, подарить или завещать. Что касается политических прав, то все спартиаты, достигшие 30 - летнего возраста, имели право участвовать в народном собрании, которое называлось «апелла».  Апелла, равно как и другие органы власти Древней Спарты – герусия (совет старейшин) и архагеты, были унаследованы от родоплеменной организации. Во главе государства стояли два архагета, власть которых являлась наследственной. Архагеты были наделены, прежде всего, военной властью, а также совершали жертвоприношения, вершили суд и входили в состав герусии. Герусия – это совет старейшин, который избирался народным собранием из знатных спартиатов. Герусия состояла из 28 геронтов и 2 архагетов. Герусия предварительно рассматривала вопросы, которые выносились на народное собрание, и тем самым имела возможность влиять на решение этих вопросов. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, руководила деятельностью должностных лиц, решала вопрос о гражданстве, рассматривала дела по политическим преступлениям и имела право суда над архагетами. К компетенции народного собрания относились вопросы войны и мира, союза с другими государствами, избрание должностных лиц, принятие законов, а также вопрос о наследовании должности архагета. Решения принимались криком, который истолковывала герусия. Со временем власть апеллы была ограничена правом герусии и архагетов распускать собрание за решение, неверное с точки зрения традиции. Таким образом, форма правления, утвердившаяся в Спарте в этот период, получила определение «аристократической республики». Особенностью государственного строя Древней Спарты явилось сохранение элементов военной демократии.

2.     Основные этапы становления Афинской демократии

         Афинское государство возникло на территории  Аттики  (область Греции),  которую населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени,  каждое  из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на  участки  с  наследственным семейным владением,  к развитию имущественной дифференциации  и  постепенному  выделению  родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали  в рабство.  Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и  торговли,  чему  благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э.  рабовладение было распространенным явлением,  хотя эксплуатация  рабского труда  еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем  хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных,  к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов,  из их представителей формируется совет старейшин и избираются  базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией.  Но  и оно,  сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы между складывающимися классами рабов и свободных,  между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.  Важную роль сыграли и внешние факторы осуществования.

         Расцвет афинской демократии, которая сложилась в форме демократической республики, приходится на V – IV вв. до н.э. Высшим законодательным органом афинской республики являлось народное собрание – экклесия.

         Высшим исполнительным органом стал Совет пятисот, члены которого назывались булевтами. Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. Коллегия десяти стратегов выполняла военные и дипломатические функции, а также вершила суд по воинским преступлениям. Коллегия архонтов состояла из девяти человек. Первым архонтом считался архонт - эпоним, за которым сохранились судебные функции по семейным и наследственным делам. Вопросами религиозного культа ведал архонт - базилевс. Делами иностранцев занимался архонт - полемарх. Высшим судебным органом Афин была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг, который рассматривал дела об умышленных убийствах. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Гражданско - правовые споры об имуществе рассматривал суд диэтетов и коллегия сорока. В основу замещения высших должностей были положены такие принципы, как выборность, срочность, возмездность, подотчетность (перед Советом пятисот и гелиэей), коллегиальность.

           В результате этой победы в Афинах возникло  рабовладельческое государство в форме демократической республики. Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла. Но и после этих реформ существенную роль  в  истории Афин  играли  нараставшие противоречия между различными социальными группами свободных афинян. Все более углублявшаяся имущественная дифференциация разделила свободных граждан на две неравные и фактически неравноправные группы  - небольшую группу богатых рабовладельцев (землевладельцы, торговцы, судовладельцы, ростовщики, хозяева  ремесленных мастерских) и основную массу свободной бедноты (земледельцы,  ремесленники, моряки) и лишенных собственных  средств существования люмпенов,  живших за счет подачек государства и богачей.         

          Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабо-                                владельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она  была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными - рабовладельцами, с одной стороны,  и мелкими производителями и люмпенами с другой.  Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.               

         По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных  граждан,  обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую  республику,  в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э.  и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.                         

3.     Государственный строй Афин в V-IV в.в.до н.э.

         Территорию  Аттики  (область Греции,  где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени,  каждое  из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на  участки  с  наследственным семейным владением,  к развитию имущественной дифференциации  и  постепенному  выделению  родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали  в рабство.  Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и  торговли,  чему  благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда  еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем  хозяйстве, ремесле,  реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде.

         В первую половину V в.  до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих  государств  греческого мира.  Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских  войнах, интенсивное  экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.                                     Гегемония Афин в союзе превратила его в могущественную Афинскую архэ - державу, беспощадно эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и силой удерживавшую их в союзе.                                    

         Изменение внешнеполитического   положения  Афин,  их обогащение повлекли за собой изменения в  социально-политических  отношениях.  Эфиальт  почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции  народному  собранию,  Совету пятисот и гелиэе.     

         За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции. С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми  полноправными  гражданами.  Для приобщения  к  активной  политической  жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение  за  исполнение  государственных должностей.

         Отходит в  прошлое патриархальное рабство.  На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, которые  начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Государственные рабы эксплуатируются преимущественно в рудниках и каменоломнях,  частные рабы - на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем.  Численность рабов значительно возросла и примерно в четыре раза  превышала  число  свободных афинян. 

         Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.  Обострились  и  противоречия  между  афинскими гражданами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами),  число которых росло и достигло половины численности афинян.  Метеки,  занимавшиеся торговлей и ремеслом,  были существенно ограничены в имущественных  правах,  полностью лишены права участвовать в политической жизни.                                                 

         Основными органами  Афинского  государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц. Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять,  а позднее сорок раз в  год. При  особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной:  оно  принимало  законы,  издавало постановления по частным вопросам (псефизмы),  избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира,  обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.                                          

         В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские  граждане,  достигшие  20-летнего возраста.  Женщины  и метеки в народное собрание не допускались.  Как правило,  редко участвовали в его  деятельности крестьяне,  занятые в своих хозяйствах, хотя начиная с IV в.  до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего  6000  человек,  то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.            

         Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения  стабильности  законодательства,  было право любого участника собрания,  сославшись на незаконность предложенного законопроекта,  потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора  к суду.      Кроме того,  председатель народного собрания мог не ставить на голосование те  предложения,  которые,  с его точки зрения, являлись незаконными. Принятый народным  собранием законопроект становится законом только в том случае,  если он не отвергался затем гелиэей.                                                    В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты)  избирались по жребию на один год из граждан,  достигших 30 лет.  К компетенции Совета относились вопросы управления:  осуществление  дипломатических  сношений с другими государствами,  управление финансами, надзор за арсеналами,  доками,  флотом,  регулирование  торговли, контроль за должностными лицами.  Последние имели право выступать  в  Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения.      Важнейшей функцией Совета было  предварительное обсуждение вопросов,  поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который  во  время  работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен:  председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания).  По  окончании  срока  службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.         

         Гелиэя была высшим судебным  органом  государства  и состояла из 5000 судей и 1000 запасных:  по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил.        Члены гелиэи избирались  по жребию на один год из граждан,  достигших 30 лет.  В составе гелиэи функционировали 10  коллегий,  в каждой  из которых было по 500 судей и 100 запасных.  В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о  государственных  преступлениях  и  о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам,  рассмотренным другими судами.  Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом  отвергать законопроекты, принятые народным собранием.  

           Важным этапом в длительном  процессе образования государства в Афинах были реформы,  связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея.  Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений,  происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет,  управлявший делами всех  четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар. Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества. Территориальная организация   общества  настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и,  следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования  развивающихся  социальных  отношений.  Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество  оказалось  в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся  в  углубляющихся  противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты,  иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов  власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти,  стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны,  средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными,  их разделением (также  приписываемым  Тесею) на эвпатридов - благородных,  геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников. К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело  к дальнейшему отделению публичной власти от населения.  Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками,  составлявшими большинство свободных,  постепенно отстранялись от непосредственного активного  управления общественными  делами.  За  ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании,  роль которого  в  это время значительно упала.  Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым.  Они разорялись  и  вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала,  по условиям  которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу. Архонты и ареопаг.  Эвпатриды,  опираясь на свое богатство  и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают  власть  базилсвса,  связанную  с традициями родовой демократии.  Его функции переходят к новым,  выборным  из эвпатридов должностным лицам-архонтам. Поначалу должность архонта  была  пожизненной, затем  ее ограничили десятилетним сроком. 

         Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан,  по-прежнему отстраненной от власти.  Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников.

         В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий  между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев,  торговцев  и ремесленников,  стремящимися к

власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких  собственников.  Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой  аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.     

         Для смягчения  этих  противоречий  и  сплочения всех свободных в  единый  господствующий  класс  требовались     глубокие социальные и политические преобразования.  Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э.  Хотя Солон был эвпатридом,  он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев  населения. Главной целью реформ Солона было  примирение интересов различных  враждующих  группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.  Реформы Солона явились важным этапом  в  образовании государства в Афинах,  и их результаты можно сравнить с политической революцией.  Прежде всего Солон провел сисахфию - долговую реформу, которая означала прямое вмешательство  в  отношения  собственности.  Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу,  - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось. Сисахфия посягала на интересы родовой знати  и  была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян  свободную  куплю-продажу  земли  и  дробление земельных владений,  он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты. С именем Солона связана также цензовая реформа,  которая  была  направлена  на  уничтожение наследственных привилегий знати,  замену привилегий происхождения привилегиями богатства.  Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. 

         Самые богатые граждане были отнесены к первому  разряду,  менее богатые - ко второму и т.д.  Каждый разряд имел  определенные  политические  права: общественные должности  могли  занимать  только граждане первых трех разрядов,  а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага)  только  граждане  первого разряда.  Бедняки, входившие  в  низший,  четвертый  разряд,  этого  права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании,  роль которого увеличивается. Собрание стало  вырабатывать законы,  избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.                              

         Одновременно Солон сделал уступки и бедноте,  и  эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - гелиэи,  в которую  мог  быть избран  любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения.  В интересах вторых был учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от  каждого  племени,  где  еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

         Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в  Афинах.

         Но  компромиссный  характер  реформ  помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой  аристократии  и  не удовлетворили полностью демос.

         Борьба между ними продолжалась и привела через  некоторое  время  к установлению тирании Писистрата.  а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепил успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политичский строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали фукционировать,  но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах  считался  незаконный правитель,  не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев,  предоставив им кредит. Активная внешняя политика  и  создание  военного  флота привлекли  на  его сторону афинских торговцев.           Большой размах строительства общественных сооружений,  украшавших город,  давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в  Афинах законов.                                           

         Однако эти  мероприятия  требовали  все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты,  опасавшейся усиления  Афин, тирания была свергнута.  Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась  неудачей.  Опираясь на бедноту,  богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном,  изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.           Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.                                           

         Аттика была  разделена  на  10  территориальных фил, каждая из которых включала  три  находящиеся  в  разных местах территории (триттии) городскую,  прибрежную и земледельческую.  Они делились в свою очередь на  демы. Такая  структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев.

         Крестьянство было освобождено от влияния древних  родовых  традиций,  на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и  те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.                                        

         Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой.  Совет руководил  политической жизнью  Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. 

         Был  создан  еще один  орган - коллегия десяти стратегов,  которая также комплектовалась с  учетом  территориальной  организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги  имели  лишь  военные  функции,  но позднее  они  оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать  старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название  остракизма.  Ежегодно созывалось народное собрание,  определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются   опасными для государства.

         Реформы Клисфена завершили длительный  процесс  становления государства в Древних Афинах.

         С именем Клисфена связано введение “остракизма”, т.е. процедуры изгнания граждан, опасных для государства (506 г. до н.э.). Дальнейшее развитие афинской демократии было связано с реформами Эфиальта и Перикла в сер. V в. до н.э. В 462 г. до н.э. по инициативе Эфиальта ареопаг был лишен политической власти. С именем Перикла связана и гражданская реформа, согласно которой полноправным гражданином Афин признавался лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Зарождающаяся после  Тесея  дифференциация  властных функций приводит к организации органов  их  осуществления.  В  результате  постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления  политической власти.  Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом.      Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления - государственным аппаратом.

         Так, вслед  за  растянувшейся  на  века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция,  а  затем и революция политическая,  завершившаяся возникновением государства.  «08» ноября 2010г.                                                             ________/ О.В.Зинченко

www.coolreferat.com