Управление в древней индии. Методы управления в Древней Индии и Китае — реферат
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методы управления в Древней Индии и Китае — реферат. Управление в древней индии


Реферат – Методы управления в Древней Индии и Китае

Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. "Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим (трем) варнам со смирением", - утверждали "Законы Ману" Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им "Законы Ману", мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение трудящихся. Сословная принадлежность определялась порождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его "будущей жизни", как награду за служение богам, терпение и кротость Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории - ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании "Весь мир подчиняется посредством Наказания", - провозглашали "Законы Ману" Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы "ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир". Государственную власть "Законы Ману" описывают как единоличное правление государя В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь элементов- царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения) Важнейший элемент в этом перечне - царь. Учение о "семичленном царстве" соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства. К обожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов . Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе. В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI-V вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - "Типитака" (буквально "Три корзины" - название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) "Типитака" датируется II-I вв. до н.э. Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна -для членов монашеской общины, другая - для мирян . Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий - все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих. Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. "Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые лежат за морем". Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью. Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру. Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии - в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др.

refbox.org

Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии

Производство Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии

Количество просмотров публикации Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии - 273

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии
Рубрика (тематическая категория) Производство

Заметный вклад в развитие практики и теории менеджмента внесла еще одна восточная цивилизация - индийская. Стоит сказать, что для нее характерна взаимосвязь идеологической жизни общества с хозяйственной, активное государственное регулирование, контроль за хозяйственной жизнью, многосторонняя государственная поддержка новых хозяйственных субъектов. Индийцы создали первый известный нам научный трактат и учебник по организации национального хозяйства, предпринимательству и менеджменту. Индийцы обогатили мировую практику находками в работе с информацией, формированием общественного мнения в целях эффективного управления проектами, созданием штабного аппарата͵ иррациональными методами принятия решений.

Отличительной чертой индийского общества с поздневедийского времени является своеобразная, не имеющая аналогов в мире система варн, переросшая затем в кастовую. В какой-либо мере элементы кастовости наблюдались у многих народов и в разные исторические эпохи. Но нигде кастовая система не приобрела столь законченной формы и не продержалась столь долго.

Беспрецедентный в истории менеджмента случай, который противоречит одному из базовых законов развития организации - самоорганизации, степень которой определяется степенью открытости внешнему миру, внешнему воздействию. Касты же, как и предшествующие им варны, были одними из самых закрытых организаций. Достаточно напомнить, что членом касты нельзя стать иначе как по рождению.

Государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось в Индии

Наряду с регулированием индийское государство оказывало содействие отдельным гражданам, причем не только крестьянам-вайшьям, но и шудрам в организации частных хозяйств. Чтобы стимулировать окультуривание диких земель, земледельцы временно освобождались от уплаты податей, а также получали другие льготы, включая выдачу им рогатого скота͵ семян и денеᴦ. Считалось, что всœе это должно окупиться в будущем, когда посœелœенцы окрепнут и встанут на ноги.

Индийская цивилизация дает и первый известный учебник менеджмента это найденная в начале ХХ века книга под названием Артхашастра, что означает в переводе учение о хозяйстве и государственном управлении. Она представляет собой системное изложение базовых принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль за деятельностью базовых отраслей и предприятий. По этой причине его можно назвать первым учебником менеджмента. Артхашастра - большое произведение, состоящее из 15 отделов, или книᴦ. Каждый отдел в свою очередь имеет разделы и главы.

Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии" 2014, 2015.

referatwork.ru

Управление государственным хозяйством в Древней Индии

Количество просмотров публикации Управление государственным хозяйством в Древней Индии - 30

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долинœе Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дают возможность утверждать, что еще в III тысячелœетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населœения. И хотя государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось именно в Индии.

Древняя Индия была ярким образцом сословно-кастового делœения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ здесь приобрело наиболее законченные формы, приведя к возникновению особых сословных групп - варн: брахманов (жрецов), кшатриев (правителœей, воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). В корне этой дифференциации лежало разделœение труда, при котором труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. Таким образом были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

Одно из изданий Артхашастры
На фоне подобной социальной иерархии в индийской цивилизация был создан первый из известных нам учебников менеджмента – обнаруженная в начале ХХ века книга под названием “Артхашастра”, что означает в переводе “наука о государственном устройстве. Согласно индийской традиции, данный текст приписывается мудрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), однако, по данным современной исторической науки, она оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры, суммируя и критически перерабатывая всœе то, что было создано древними мыслителями Индии. Современной науке текст Артхашастры стал впервые известен в 1905 ᴦ., благодаря выдающемуся индийскому ученому Р. Шамашастри, который начал публиковать переводы на английский язык отдельных фрагментов этого памятника.

В Артхашастре системно излагаются важнейшие принципы и методы управления, рассматриваются должностные инструкции чиновников, на которых возлагалась организация и контроль за деятельностью базовых отраслей и предприятий. Подробное описание всœего вышеуказанного требовало достаточно большого объёма, в связи с этим текст представляет собой масштабное произведение, состоящее из 15 книг, поделœенных на разделы и главы.

Открывается текст изложением правил поведения царя, за которыми следует рассмотрение базовых вопросов, связанных с назначением министров, главного советника и тайных агентов. Структура текста͵ таким образом, отражает социальную иерархию индийского общества, и, соответственно, управленческую цепочку, во главе которой находится царь. Данное обстоятельство является еще одним свидетельством того, что мы имеем дело с работой об управлении.

Второй раздел, представляет собой рассмотрение самых разнообразных вопросов, таких как заселœение и устройство различных областей, использование плохо подходящей для обработки земли, строительство крепостей, принципы ведения счетов в учетном ведомстве, составление указов, организация управления копями и мастерскими, установление мер и весов, определœение обязанностей главного сборщика налогов, обязанности градоначальника и обязанности многочисленных надзирателœей и др.

Принципы государственного регулирования различных видов хозяйственной деятельности и механизмы защиты ее субъектов рассматриваются в третьем разделœе – судебном. Он посвящен заключению сделок, в т.ч. имущественных, финансовых, трудовых, а также соблюдению взаимных обязательств, включая нанимателœей и работников.

Тема судебного регулирования продолжается и в четвертый разделœе, в рамках которого автор размышляет об устранении препятствий на пути к общественному порядку и рассматривает вопросы уголовного права. Здесь же уделяется внимание мерам по предупреждению стихийных бедствий и оказании помощи пострадавшим со стороны государства.

Применение утонченных средств государственной политики стало содержанием пятой главы, которая освещает порядок сбора налогов и останавливается на возможных вариантах пополнения казны государя, находящегося в затруднительном финансовом положении, то есть в чрезвычайных обстоятельствах.

В шестой разделœе перечисляются основы государства, к которым автор относит государя, министров, сельскую местность, укрепленные города, казну, войско и союзников. При этом подчеркивается, что основой благополучия являются мир и труд.

Седьмой раздел и большая часть остальных посвящены, в основном, вопросам внешней политики, мирным и военным способам ее осуществления, проблемам внутренней и внешней безопасности, тайным методам борьбы с противниками.

Даже поверхностный обзор содержания Артхашастры позволяет говорить о том, что данный текст выступал развернутым пособием по организации и руководству национальным хозяйством. Удивительным является тот факт, что при огромном значении религиозности в тот период, что отражалось на содержании самых различных текстов, рассматриваемый памятник древнеиндийской мысли носит ярко выраженный светский характер. Размещено на реф.рфТак традиционная основополагающая идея о божественном характере царской власти не находит должного отражения на его страницах, содержание которых призвано решать совершенно другую задачу, а именно дать четкие правила и указания для действий царя в различных ситуациях. Да и образ царя - это не образ наместника Божьего, а скорее хозяина и хранителя государства, который направляет всœе свои силы на умелое управление ради процветания своего народа В тексте впервые озвучивается мысль о превосходстве ценности для общества над ценностью для личности.

Значении Артхашастры трудно переоценить - ϶ᴛᴏ полное и подробное описание всœех возможных политических вопросов и методов их решения, что позволяет составить достаточно полную картину состояния управленческой мысли в Древней Индии.

referatwork.ru

Реферат – Методы управления в Древней Индии и Китае

Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном". Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных - важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять - значит поступать правильно". В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства . Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится". Перечень конфуцианских правил поведения охватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков),моральные наставления и нормы обычного права. Подчеркивая свое преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, существовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу. С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479-400 гг. дон. э.) - основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо-цзы" . Моизм выражал интересы мелких собственников - свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к трудящимся массам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, - добившись определенного положения в обществе, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было пронизано учение моистов. Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди - слуги неба". На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врожденные знания у наследственных аристократов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами - желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником". Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве. В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие, говорил он, представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы "люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг с другом". В этой части концепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке и имущественных переделах. Наряду с этим всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы как взаимная выгода, что придавало его концепции совершенно иной смысл. Из бескорыстной добродетели, требующей отказаться от излишков имущества ради общего блага, всеобщая любовь превращалась в расчетливое услужение для получения вполне осязаемой выгоды. Применительно к отношениям внутри правящего сословия взаимная любовь означала, например, что советники и чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумывая, повинуются ему, а он платит им ответной любовью - назначает высокое жалованье, награждает рангами знатности и наделами земли, дает в подчинение людей. Подобное понимание добродетели уже не оставляло никакого места для равенства и действительной любви к людям. Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. "Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным" . Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам. Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное единство приближались к идее централизации власти.

refbox.org