Древняя индия внешняя политика. Индия в мировой политике (стр. 1 из 6)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя и средневековая Индия. Древняя индия внешняя политика


Древняя и средневековая Индия / Индия / Политический Атлас Современности

Индия / Древняя и средневековая Индия

В Индии возникла одна из древнейших цивилизаций планеты, что является предметом гордости современной политической и культурной элиты страны. Религиозные и социально-политические традиции страны уходят корнями в древность, что в значительной степени определяет специфику политической культуры.

В 3-м тысячелетии до нашей эры возникла культура Мохенджо-Даро и Хараппа. Дискуссионной остаётся оценка уровня развития доарийских, протодравидийских культур, которые повлияли и на культуру ариев, пришедших на Индостан в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии до нашей эры сформировались священные тексты (Веды, араньяки, упанишады и др.) и эпосы (Махабхарата и Рамаяна), составившие фундамент индуизма и индийской культуры. Возникли и первые нормативно-государственные тексты (законы Ману, Артхашастра). Государственность арийских народов формировалась в Северной Индии в виде множества княжеств-вождеств. В 1-м тысячелетии до нашей эры оформилось деление населения на 4 варны: духовное сословие брахманов, сословие воинов — кшатриев, сословие крестьян — вайшьев и низшее сословие шудров. Появились и «неприкасаемые», кем становились лица, выполнявшие наиболее «нечистые», с точки зрения индуизма, работы и представители автохтонных отсталых племён. Крестьянство было объединено в общины. Существовал рабовладельческий уклад.

В VI–IV веках до нашей эры в Индии получил распространение буддизм, который даже стал господствующей религией в государстве Ашоки (273–236), но затем был вытеснен индуизмом. Развивался также джайнизм.

В IV веке до нашей эры долина Ганга была завоёвана Магадхой (династия Нандов), а Инда (находившегося в V–IV веке. под контролем Ирана) — Александром Македонским. В 327–325 годах его войска перешли Инд, но не смогли преодолеть сопротивление североиндийских княжеств.

После смерти Александра к западу от Индии образовались греческие государства, и тем самым контакты Индии с Западом стали более устойчивыми (северное направление). Во времена Римской империи они не прерывались, хотя дополнились южным направлением (через Африку и Средний Восток).

В 317 году территория Магадхи оказалась под властью основанной Чандрагуптой династии Маурьев, которая продолжила экспансию Нандов. После поражения Селевка I, которое он понёс от Чандрагупты, границы владений Маурьев продвинулись на территорию современного Пакистана, а при Ашоке — и на часть Афганистана (под его власть не попала лишь южная часть Индостана).

Со II веке до нашей эры Индия погружается в состоянии раздробленности, и между различными княжествами начинаются бесконечные войны. В северную Индию происходила экспансия греко-бактрийцев, парфян, кушан и эфталитов. В начале IV веке нашей эры вокруг Магадхи была создана новая мощнейшая империя — Гуптов. До её падения в VI веке это было одно из самых богатых и сильных государств в мире. В среде индусов формируется система каст — узких сословных групп, в которых социальные функции и профессия передаются по наследству и которые объединены районом проживания, эндогамией и верой в мифического общего пращура. Индус не должен был заниматься деятельностью, не присущей его касте.

С VIII века начинаются набеги мусульманских государств в Индии. В 1206 году возник мусульманский Делийский султанат, к началу XIV века контролировавший почти весь Индостан. Удачный поход в 1398–1399 годах Тимура, разграбившего Дели, подорвал силы султаната и привёл к его постепенному распаду к середине XV века.

До конца XV века связь Европы и Индии поддерживалась, главным образом, через посредников (купцов, редких путешественников) и не имела прямого жизненного для обеих цивилизаций политико-культурного и экономического значения: пряности и прочие экзотические товары были дороги, приносили большие прибыли, но не оказывали определяющего влияния на характер экономики и культуры обоих регионов, хотя и вынуждали европейцев искать удобный путь к богатствам Индии, и этот поиск привёл к Великим географическим открытиям и расширению европейского ареала влияния.

В XVI веках произошла новая территориальная консолидация Индии. В 1526 году правитель Кабула Бабур, который считал себя потомком и Тимура и Чингисхана, захватил Дели и основал государство Великих Моголов. Падишахи этой династии проводили политику относительной веротерпимости, что способствовало их успехам в объединении Индостана, почти целиком перешедшего под власть империи в первой половине XVII века. Однако после смерти падишаха Аурангзеба в 1707 году империя стала распадаться. Дели захватывался правителем Ирана Надир-шахом в 1739 году, а афганский правитель Ахмад-шах Дуррани контролировал Пенджаб и претендовал на господство над всей Северной Индией. Большая часть территории Индии принадлежала независимому государству маратхов, стремившемуся к верховенству над всей Индией. Однако во время вторжения в Пенджаб маратхи потерпели сокрушительное поражение от афганцев в 1761 году и не смогли консолидировать Индию. На севере усилилось движение сикхов, ещё в XVI веке выдвинувших синкретическое религиозное учение, в котором к положениям индуизма добавлялись идеи бхакти и суфизма. Распад империи Моголов и политическая раздробленность XVIII–XIX веках содействовали европейской колониальной экспансии.

←   Назад  |   Древняя и средневековая Индия   |   Вперёд   →

www.hyno.ru

Индия в мировой политике

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Башкирский Государственный Университет

Институт права

«Индия в мировой политике»

Курсовая работа

по дисциплине: Мировая политика

Выполнил: ст. гр. МО-42

Л.И. Хазиева

Проверил: С.Б. Горбачев

Уфа

2010

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….3

Глава 1. Общинно-кастовая структура индусского общества и индуизм, как вероучение и образ жизни.

1. Индуизм как определяющий фактор общественного развития….….….5

2. Природа индийских каст……………………………………….…….……8

1. Пацифистская философия Махатмы Ганди………………………….….10

2. Современные реалии во внешней политике Индии: от «этики» до «политического реализма»………………………………………….…...13

3. Политика неприсоединения Дж. Неру…………………………………..16

Глава 3 . Индия сегодня

1. Индия в современной мировой экономике………..………………….….21

2. Традиционные проблемы Новой Индии…………………………………25

3. Индия и Россия – взаимовыгодное сотрудничество в эпоху глобализации………………………………………………………………28

Заключение ………………………………………………………………….…..31

Список использованной литературы ……………………………………….33

Введение

Представленная курсовая работа посвящена Индии, яркой, самобытной и своеобразной стране, являющейся одним из древнейших очагов цивилизации, где древние индуистские верования и традиции, касты, разнообразнейшие промыслы и кустарные ремесла сочетаются с современными производствами, высокими технологиями и космическими исследованиями.

Предметом данного исследования будет служить сегодняшние место и роль, отводимые Индии на международной арене, в эпоху глобализации и всемирной интеграции.

Страна контрастов с несметными богатствами культурного наследия и сложными проблемами развития в начале третьего тысячелетия переживает один из важнейших периодов истории, сравнимый по своей значимости разве что с появлением ее на мировой арене в качестве независимого государства, добившегося этого в результате чисто индийского феномена - ненасильственной борьбы и несотрудничества с колонизаторами на гандистской основе. Действительно, Индия, одна из древнейших стран мира, в течение почти 200 лет находилась под господством английских колонизаторов. В 1947 году Индия добилась независимости, получив статус доминиона, а 1950 году была провозглашена республикой.

Актуальность данной темы объясняется тем, что, несмотря на огромные трудности, Индии удалось достигнуть значительных успехов в развитии национальной экономики и значительно улучшить свои позиции в системе внешнеполитических связей, частично преодолев зависимость от развитых капиталистических государств. Думается, пример Индии весьма показателен для других развивающихся государств. Кроме этого, изучение стран Востока все более приобретает политико-прикладной характер и способствует долгосрочному внешнеполитическому прогнозированию, т.к. в установлении относительно гармоничной системы взаимоотношений (вместо системы противоречий) заинтересованы уже не только развивающиеся, но и развитые страны. Все больше людей у нас и на Западе осознают, вслед за крупнейшим историком ХХ в. А. Дж. Тойнби, необходимость ускорить сближение христианско-европейской цивилизации ("голова человечества") с Востоком ("душа человечества"). Предварительное познание Души Головой - необходимое условие этого сближения. Таким образом, актуальность данной темы определила выбор круга вопросов.

Цель моего исследования состоит в том, чтобы детально изучить путь, пройденный Индией от бывшей Британского колонии, проповедующей политику ненасилия и неприсоединения с закрытой экономикой «гипертрофированного импортозамещения» до современной Индии, курс которой отвечает новым политическим и экономическим реалиям. Данная цель предполагает решение следующих задач:

· Выявить роль индуизма и кастового деления индийского общества как определяющих факторов общественного развития;

· Проследить трансформацию во внешнеполитическом курсе Индии: от гандизма и политики неприсоединения к блокам Дж. Неру до стремления Индии в НАТО и участия в ШОС и т.п;

· Попытаться охарактеризовать позиции современной Индии: ее место в мировой экономике, традиционные проблемы, отношения с Россией;

Теоретической основой данной работы послужили базовая учебная литература, труды крупнейших специалистов в рассматриваемой области, статьи и обзоры специализированных периодических изданий. Также в работе приведены отрывки из биографий таких ярких политических фигур Индии, как М.Ганди и Дж. Неру.

Глава 1. Общинно-кастовая структура индусского общества и индуизм, как вероучение и образ жизни.

3. Индуизм как определяющий фактор общественного развития

Индия — одна из немногих древнейших цивилизаций нашей планеты, которая сохранила фактически в неизменном виде веками и тысячелетиями традиций, связанных, прежде всего, с индуизмом. Индуизм - уникальное явление, он занимает заслуженно место в ряду великих религий мира, таких как иудаизм, буддизм, христианство и ислам. Однако, индуизм, как отмечают большинство исследователей, кардинально отличается от этих религий (исторически не зафиксирован во времени и пространстве, не имеет основателя, не имеет единой священной книги и единой религиозной организации и т.д.), вследствие чего наиболее часто определяется как "религия, религиозно-ритуальная практика, религиозно-философские концепции, формирующие мировоззрение"[1] , как некий специфический, сугубо индийский образ и стиль жизни в целом. Индуизм пронизывает все сферы жизни каждого индийца и является определяющим фактором общественного развития Индии на протяжении многих столетий.

Политическая система страны представляет собой яркую форму выражения индуистской традиции. Так, Конституция Индии декларирует право на демократические свободы, провозглашает секуляристскую республику парламентского типа и существование многопартийной системы. Индия на протяжении более чем полувека демонстрирует удивительную для страны, не относящейся к числу так называемых "развитых демократий", прочность парламентаризма, которая базируется на традиционных индуистских основах.

Вообще же, следует сказать, что исторический опыт в целом показывает, что религия всегда оказывала сильное влияние на политику и сама испытывала на себе весьма существенное ее воздействие. Это можно хорошо наблюдать на примере индуизма в Индии.

Согласно индуистским учениям, Вселенная существует в циклическом времени. Всякое событие уже некогда происходило, повторится оно и в будущем. Эта теория касается не только череды перевоплощений отдельного человека, но также истории общества, жизни богов и эволюции всего космоса. В этом постоянно эволюционирующем, вечно повторяющем себя индуистском космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универсальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, такие как материя и ум, суть эманации Брахмана, а потому представляют собой майю, или иллюзию . Вообще, для индусов, весь внешний мир со всеми его ценностями и богатствами - это иллюзия.

Основополагающей целью жизни, с которой координируются остальные, является для индусов дхарма. Наряду с нравственностью и правильным поведением это понятие означает также качество и долг. Дхарма вечна и неизменна. Все сущее — как одушевленная природа, так и неодушевленная — с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма человека соответствует правилам поведения, приличествующим каждому индивиду. Сюда входит уважение к священнослужителям и священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения жизни, совершение добродетельных поступков и почитание богов. В зависимости от своего положения в жизни человек обязан следовать также и другим дхармам. Он обязан соблюдать нормы, признанные его страной, племенем, кастой, кланом или семьей. У мужчин, женщин, стариков, молодых, правителей и простолюдинов — разные дхармы; по сути дела, своя дхарма существует для каждой крупной социальной группы. При возникновении конфликта между двумя дхармами, иначе говоря, если долг в отношении одной группы вступает в противоречие с долгом в отношении другой, интересы меньшей группы (например, семьи), приносятся в жертву интересам большей (например, касты).

По распространенному убеждению, неукоснительное следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. В Бхагавадгите говорится: "Лучше исполнить собственный долг [дхарму], пускай и несовершенно, нежели хорошо исполнять долг другого".[2]

Из всего этого становится ясно, откуда взялась эта покорность, консервативность, приверженность древним традициям и довольство тем, что имеешь у индусов, почему они так непохожи на людей Запада. И поскольку, согласно индуистской филососфии, весь внешний мир - это пыль, иллюзия, то индусы, будучи интровертами, не стремятся к западным идеалам, они не понимают стремлений в экономической и социальной свободе, находя счастья внутри себя и предпочитая жить в гармонии со своим внутренним миром. Это находит отражение и в кастовом строе, который в общем виде сохраняется в Индии и по сей день.

Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н.э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Среди последних низший слой — бесправные и наиболее угнетённые касты и неприкасаемые.

mirznanii.com

Внешняя политика Индии | История мира

 admin История в школе XX век - время тяжелых испытаний для всего человечества

XX век — время тяжелых испытаний для всего человечества (11 класс) Новое столетие стало крайне тяжелым временем для нашей Родины. Это время противоречий, тяжелых катаклизмов и утрат, великих достижений и побед нашего многонационального народа. Россия вступала в XX век в составе эшелона великих мировых держав, имея за своими плечами много противоречий и проблем. В 11

 admin История в школе «Долгий XIX век» - история 8-го класса

Долгий XIX век История 8 класса полностью посвящена изучению XIX века. Это касается и истории России, и истории родного края, и всемирной истории (в 8 классе курс по всемирной истории называется — новая история). На весь учебный курс выделяется 70 часов в год, то есть 2 урока в неделю. Этот век получил название «долгого» благодаря

 admin История стран мира Абсолютизм, парламентаризм - изучение истории борьбы народов за свою свободу

Абсолютизм, парламентаризм — изучение истории борьбы народов за свою свободу История в седьмом классе существенно усложняется. Школьники концентрируются не только на изучении фактического материала, но и стараются уяснить общие закономерности исторического процесса, выявлять взаимосвязь между событиями, происходящими в разных странах. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, хронологические рамки курса — XVI-XVII века. За

history-of-world.ru

Внешняя политика Индии — Википедия РУ

Двадцатое столетие было отмечено желанием Индии обрести своё достойное место на арене международной политики. Интеллектуальная элита, в лице Тагора, Ганди и Неру, сознательно уходила от прямолинейных трактовок в теоретизации глобального статуса той или иной державы. Это объяснялось тем, что Индия на тот момент действительно была слаба и не являлась сколь-нибудь внушительной силой по стандартным в этом отношении меркам реалполитики. В этих условиях, элита была вынуждена стремиться обращаться к самой широкой аудитории в своих рассуждениях на тему будущего для Индии и приобретения ею международной самостоятельности, и, как следствие, определённых полномочий. После независимости в 1947 году, Джх. Неру с помощью разработанной им доктрины «личного интеллектуального интереса» добился для своей страны, в условиях холодной войны и биполярного противостояния, собственного «международного голоса», который был основан не на профессионализме властных институтов Индии или реальных возможностях государства, а скорее, на крайне удачливом комбинировании легитимности власти и международном лавировании вне категорий реалполитики.[1]

Индийские амбиции в достижении уровня Глобального Лидера получили новое развитие в последние годы, когда внутренние преобразование меняют и модернизируют страну более, чем за все сорок лет с момента реформ Неру. С уверенностью можно сказать, что Индия — пример преодоления «тихой» социальной революции, когда демократия, а теперь ещё и экономический рост, создаёт новую политическую элиту, с новыми устремлениями найти место Индии на карте основных игроков Мира.

Хотя, по сравнению с предыдущими годами, как это не покажется на первый взгляд странным, варианты и поле для такого манёвра у Индии сильно ограничены. Сегодня, желание обретения одной лишь только эфемерной «гипермощи», даже при условии обретения её в конце концов, не достаточно: в крайне взаимозависимом мире, который мы наблюдаем сейчас, стандартные оценки военной и экономической мощи того или иного государства уже не работают. Они не смогут в достаточном объёме удовлетворить и Индию. Если Индия желает достигнуть реального глобального влияния, более солидного международного веса, то необходимо не просто наращивать свою военную мощь и упорядочивать свою внутреннюю экономику, добиваясь ускоренного роста ВВП, — необходимо базировать свой дальнейший успех, на взаимозависимости с «передовыми экономиками». Такую тактику, избрала для себя КНР.[2]

Конец холодной войны подразумевал под собой триумф Запада, но, фактически, обозначил лишь новый уровень «геополитического беспокойства». Европа, пытаясь быть самодостаточной в своём «новом обличии», предпринимает всё новые и новые усилия к выстраиванию иных нежели прежде отношений со своим самым близким партнёром и союзником — США. Вторым вызовом этой «геополитической неустойчивости» явился крах выстраивания панарабского национального государства, который был заменён, очагами исламского экстремизма, ожоги которых чувствуют на себе Европа, США, Азия и Африка. И, наконец, третьим, и, возможно, наиболее существенным фактором в рассматриваемом выше вопросе является возвышении Азии, и прежде всего АТР, до роли «большой кузницы мира» с Китаем в авангарде и Индией, готовой обрести себя в новой для неё роли одного из гегемонов современности.

Партнёрство с Россией

  показательные выступления индийских ВВС

Индийский субконтинент никогда не уходил из сферы интересов российской дипломатии. Исторический курс Москвы на евро-американское сосуществование совсем не противоречит интересам РФ в Южной Азии.

Тем более что две страны связывают многолетние политико-экономические и культурные связи. Начиная с 60-х годов, Советский Союз по праву мог считать себя творцом «новой Индии»: советские специалисты работали над созданием индустриальной мощи этого южноазиатского государства и, уже в наше время, над поддержанием и развитием статуса мощной региональной державы, который страна получила при активном участии опять-таки советской дипломатии.

Впрочем, до середины 1950-х годов правление Джавахарлала Неру оценивалось в СССР крайне негативно. В отражающей официальную точку зрения публичной лекции, прочитанной в 1950 году, утверждалось:

 Индия, в которой правящей партией является Национальный конгресс, якобы исповедующий учение Ганди о ненасилии, сейчас является страной, где буржуазно-помещичья диктатура проявляется в наиболее неприкрытой террористический форме. И это не случайно: террористический режим индийского правительства является ярким свидетельством слабости его социальных позиций[3] 

Что касается дней сегодняшних, то "У Индии и России сложились прочные связи во многих сферах, включая экономику и внешнюю торговлю, науку и технологию, культуру, оборону, космос и атомную энергетику. Глубина отношений, их политическая и стратегическая сущность проявляются в единстве подходов как к политическим, так и экономическим проблемам. Индийские инвестиции в нефтяной проект «Сахалин-1» и помощь России в строительстве атомной электростанции в Куданкуламе на юге Индии — вот два конкретных примера успешного двустороннего сотрудничества в сфере энергетики.[4]

Россия помогает Индии и в реализации космической программы. Эти страны совместно разработали и теперь производят сверхзвуковые крылатые ракеты «Брамос». Есть и другие примеры успешного индийско-российского взаимодействия. Индия гордится тем, что на её долю приходится часть наследия Николая и Святослава Рерихов. В качестве вклада в укрепление двусторонних культурных связей Индия в 2002 году выделила значительную сумму денег для приведения в порядок и сохранения рериховских усадеб в штатах Химачал-Прадеш и Карнатака. «Мы надеемся, что наши усилия сохранить эти исторические связи станут символом культурных отношений между Индией и Россией. Они найдут своё отражение во многих новых проектах, цель которых — увековечить наше совместное культурное наследие.»[5]

  показательные выступления индийских ВМС

И хотя 90-е годы были отмечены некоторым отдалением России от политической обстановки в Южной Азии, последние годы говорят о наращивании и восстановлении былого уровня международного партнёрства. …Тем более, что известной исторической фигурой уже в 20-х годах прошлого столетия был выдвинут тезис о стратегическом партнёрстве Советской России, Индии и Китая. Официально о стратегическом треугольнике «Москва-Пекин-Дели» принято не распространяться. Но так или иначе многие политики и средства массовой информации этих стран да и не только ведут о нём дискуссию. Многие соглашаются, что интенсификация трехстороннего сотрудничества будет способствовать созданию многополярного мира. Однако, планы создания такого «треугольника» (во главе с США) существуют и в госдепартаменте Соединённых Штатов, где Индию рассматривают как потенциальный противовес всё возрастающей роли КНР в современном мире.[2]

Прогноз развития ситуации

Какой вектор развития в данной ситуации выберет Индия, безусловно, покажет время; но уже сегодня с определенностью можно сказать, что Дели никогда не будет ограничивать себя к.-л. рамками, пускай даже и рамками «стратегического партнёрства». Поскольку вот уже 60 лет, с момента обретения независимости от британской короны, эта страна видит себя бесспорным лидером всей Южной Азии, а, в условиях современности, амбиции индийской политической элиты на глобальную роль этой страны во всём объёме современного политэкономического устройства мира уже практически не скрываются. Людской ресурс, цивилизационная составляющая и, прежде всего, условия глобализации активно способствуют реализации проекта глобального доминирования Индии, занимающей, надо сказать, «не блестящее» геополитическое положение, если иметь в виду географические границы этого государства.

Индия — Бутан

Двусторонние отношения между Бутаном и Индией традиционно были близки. С момента обретения независимости в 1947 году, Индия унаследовала от Британской империи сюзеренитет над Бутаном. Хотя с того времени многое изменилось, Индия по-прежнему оказывает влияние на внешнюю политику, оборону и торговлю Бутана.

Индия была и остаётся основным партнёром Бутана, в экономике, политике, культурном обмене. На Индию приходится подавляющая доля внешнеторговых операций.[6]. Жители Индии могут почти без ограничений посещать Бутан, что значительно сложнее для жителей других стран. Бутанцы часто посещают Индию — для учёбы, лечения, паломничества, бизнеса. Многие бутанцы закончили индийские университеты. Индия поддерживает Бутан в военном отношении.

Вместе с тем Бутан относится к Индии с некоторой осторожностью, опасаясь за свой суверенитет и культурную идентичность.[6]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ подготовлено на основе работы Сунила Хилнани «Индия как соединяющая сила» («India as a Bridging Power») У-т Дж. Хопкинса 2005 г.
  2. ↑ 1 2 А. Ю. Баранов — Индия: на пути к глобальному доминированию из Южной Азии, Международный институт социальных наук, 2005 год
  3. ↑ Дьякрв А. М. Индия и Пакистан. Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний в Москве. — М., 1950. — С. 29..
  4. ↑ https://web.archive.org/web/20040705154922/http://www.indianembassy.ru/docs-htm/ru/ru_05_06_t1211c_2003.htm
  5. ↑ А. Б. Ваджпаи : интервью «Российской газете» 11.11.03
  6. ↑ 1 2 Tashi Choden. Indo-Bhutan Relations Recent Trends

Литература

  • АН СССР Ин-т народов Азии — Индия в древности: Сборник статей/АН СССР.Ин-т народов Азии.-М.: Наука, 1964
  • Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии -М.: Изд.центр А3,МСК, 1999
  • Бонгард-Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев /Бонгард-Левин Г. М.; АН СССР.Ин-т востоковедения.-М.: Наука, 1973.
  • Ваджпаи А. Б. Индия на пути в будущее: Сб. речей и выступлений (март 1998- сентябрь 2001 г.) /Ваджпаи А. Б.; РАН.Ин-т востоковедения.-М.: Ин-т востоковедения.
  • Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков /Гусева Н. Р.-М.: Вече, 2002
  • Дьяков А. М. Индия во время и после Второй мировой войны: (1939—1949 гг.)/Дьяков А. М.; Ред. И. М. Рейснер; АН СССР.Ин-т востоковедения.-М.: АН СССР, 1952
  • Карпов М. Индия — среди наших внешнеполитических приоритетов /Карпов М. //Междунар. жизнь, 2001.-№ 8
  • Рогожин А. Индия на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий /Рогожин А. //Мировая экономика и междунар.отношения, 2004.-№ 7
  • Спейт О. Х. К. Индия и Пакистан: Пер. с англ./Спейт О. Х. К.; Ред. А. М. Рябчиков-М.: Иностр.лит., 1957
  • Лунев С. И. Ведущие позиции Индии в системе международных отношений в Южной Азии и её противоборство с Пакистаном // Роль ключевых стран в международных отношениях в 1990-е годы. — М., 1995.
  • Лунев С. И. Дипломатия в Южной Азии. — М., 1997.
  • Ульциферов О. Г. Индия. Карманная энциклопедия. Сост. О. Г. Ульциферов — М.: Муравей-Гайд, 1999
  • S. Ganguly Mending Fences — Confidence and Security Buidling Measures in South Asia / Ed. by S. Ganguly and T. Greenwood. — New Delhi, 1997.
  • S. Khilnani India as a Bridging Power / Johns Hopkins University, Penguin, edition 2005
  • S.P. Cohen The Security of South Asian: Asian and American Perspectives / Ed. by S.P. Cohen. — Urbana — Chicago, 1987.

http-wikipediya.ru