История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 1.2. Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима. Управленческие идеи древней греции


Управленческие идеи Древнего мира.

Как отмечалось выше, многие исследователи истории развития управленческой мысли обращались к трудам мыслителей Древнего мира, прежде всего, древнегреческим философам. Связано это с тем, что именно в Древней Греции 2,5 тыс. лет назад наметился коренной переворот к новой системе ценностей, сделавшей возможным развитие менеджмента. Здесь начинается становление современной европейской цивилизации с рыночной экономикой, высокой культурой демократического управления и свободном развитии личности. Основным хозяйствующим элементом греческого общества был мелкий собственник. Для древней Греции характерна децентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, в множестве самих греческих государств-полисов, которых на небольшом полуострове и прилегающих островах было более 200.

Нельзя не упомянуть имя Солона, которого античная историография рисует идеальным законодателем, стоявшего над классами и сословиями и имевшего целью их примирение.

Опираясь на народное собрание, Солон провел ряд экономических и политических реформ, наиболее важной экономической реформой была отмена долгов, освободившая массу рабов-должников и облегчившая положение крестьянства. Запрещалась гарантия долга личностью должника и продажа его в рабство за долги. Далее Солон ввел закон о свободе завещаний, утверждавший частную собственность и разрешавший дробить родовые владения, в то время как раньше земля наследовалась родом и не подлежала отчуждению. В результате реформ Солона в Аттике появляется слой мелких и средних свободных земельных собственников - неотъемлемая часть всякого города-государства античности, его социальная основа.

Среди проведенных Солоном экономических мероприятий, следует отметить закон, запрещавший вывоз хлеба и поощрявший вывоз оливкового масла. На языке сегодняшнего времени это означает интенсификацию ведения хозяйства, более рациональное использование ресурсов. Поощряя разведение интенсивных культур - оливы, винограда и др. - Солон издал законы, регулирующие посадку деревьев, правила о совместном пользовании колодцами, ранее принадлежавшими отдельным родам или семьям, и т.д. Разведение интенсивных культур было доступно не только крупным землевладельцам, но и средним слоям демоса, в интересах которых и проводились эти законы. Мероприятия Солона способствовали превращению Аттики из страны хлебопашества в страну, в экономике которой главное место занимали высокоинтенсивные садово-огородные культуры, дававшие значительную товарную продукцию.

В целях поощрения и развития торговли и ремесленного производства Солон ввел закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. При Солоне в Афинах была проведена унификация единиц мер и веса.

Античные философы прославляют компетентную и честную работу, подчеркивают фундаментальное значение труда, если он разумен и правильно организован. Древние греки особое внимание уделяли вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. В своих выступлениях Платон говорил о том, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности. Таким образом, он первый высказывал научные идеи о разделении труда.

Сократ (469-399 до н.э.), анализируя обязанности хорошего промышленника, торговца, военачальника, показал, что, по сути дела, они у всех одинаковы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний.

В целом эпоха Греции иллюстрирует первые ростки демократии, приход децентрализованного правительства, первые попытки закрепить свободу индивидуума, начало научного метода решения проблем, а также, ранний, хотя поверхностный, взгляд на то, что управление различными организациями требует одни и те же управленческие навыки.

Вклад Рима в наследие теории и практики управления лежит главным образом в законе и формах правления, которые явились решениями проблемы установления порядка. Римский закон стал моделью для более поздних цивилизаций, а римское разделение законодательной и исполнительной властей обеспечили модель системой баланса и контроля для конституционных форм правления.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно в связи с обширными территориями. Поэтому император Диоклетиан разделил империю на провинции, которые объединялись в диоцезы, которые, в свою очередь, были объединены в четыре географических региона. Диоклетиан и его помощники возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована.

В Древнем же Риме была развита система управления фермой. Так, Катон Старший писал о необходимости планирования работ на ферме на год вперед, говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.

 

История Древнего Китая дает много ценного материала как для теоретического обобщения, так и практического применения. Наряду с признанием необходимости планирования, организации, распорядительства и контроля, китайцы выделили принципы специализации, децентрализации и множественности подходов в решении идентичных проблем. Увидев в управлении один из основных инструментов воздействия на все стороны общественной жизни и изменения ее в требуемом направлении, китайцы создали академию, выпускники которой, как правило, становились управленцами. Таким образом, они начали специализированную подготовку социальных и хозяйственных менеджеров за два тысячелетия до появления современного менеджмента.

Китайскую цивилизацию и ее систему управления характеризует исключительный прагматизм. Китайская философия родилась в середине первого тысячелетия до нашей эры в стремлении найти ответ на жизненно важный вопрос об организации общества. В обсуждении проблем управления обществом родились такие философские школы как легизм, модизм, даосизм, конфуцианство. Китайский прагматизм сказался и в том, что философы в качестве советников правителей участвовали в практическом, экспериментальном поиске наилучших систем управления. Исключительно важным является и то обстоятельство, что древние мыслители Китая с самого начала предложили множественный подход к решению проблемы. Широкая дискуссия по проблемам управления обществом, которая велась в Китае на протяжение ряда веков, весьма сильно повлияла на современное китайское общество, а также на его реформирование в различные периоды вплоть до сегодняшнего дня.

 

Заметный вклад в развитие практики и теории менеджмента внесла еще одна восточная цивилизация - индийская. Для нее характерна взаимосвязь идеологической жизни общества с хозяйственной, активное государственное регулирование, контроль за хозяйственной жизнью, многосторонняя государственная поддержка новых хозяйственных субъектов. Индийцы обогатили мировую практику находками в работе с информацией, формированием общественного мнения в целях эффективного управления проектами, созданием штабного аппарата, иррациональными методами принятия решений.

Индийская цивилизация, индийская управленческая школа создала уникальную по своей жизнеспособности кастовую систему, которая обладает не только своей исключительной протяженностью во времени, но и стабильностью в пространстве. Если сословия допускали определенный обмен своими составляющими элементами, то касты исключали таковой. Беспрецедентный в истории менеджмента случай, который противоречит одному из основных законов развития организации - самоорганизации, степень которой определяется степенью открытости внешнему миру, внешнему воздействию. Касты же, как и предшествующие им варны, были одними из самых закрытых организаций. Достаточно напомнить, что членом касты нельзя стать иначе как по рождению.

Государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось в Индии. Наибольший вклад в развитие земледелия внесло строительство государством ирригационных сооружений и обеспечение земледельцев необходимым количеством воды. Налог на воду равнялся пятой, четвертой и даже третьей части всего урожая, который собирали с орошавшегося участка. Следует воздать должное государству и за возведение огороженных стенами городов, где селились не только жрецы, знать и воины, но и ремесленники, купцы и т.д.

Индийская цивилизация дает нам и первый известный учебник менеджмента – это найденная в начале ХХ века книга под названием “Артхашастра”, что означает в переводе “учение о хозяйстве и государственном управлении”. Она представляет собой системное изложение основных принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль за деятельностью основных отраслей и предприятий. Поэтому его вправе можно назвать первым учебником менеджмента. Различные разделы труда конкретизируют направления организаторской деятельности, устанавливают процедуры и правила управленческой деятельности в отдельных отраслях и предприятиях, административных единицах.

В целом для организаций Древнего мира было характерно относительно небольшое количество руководителей, управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности, должности руководителей занимали чаще всего по праву рождения или силой.

Средневековье.

В условиях капиталистического и феодального обществ потребность в изучении проблем управления была ограничена. Основное внимание уделялось решению проблем управления государством.

Рассматриваемый период представлен исключительно интересными работами Николо Макиавелли. В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных. Долгое время он представлял интерес ско­рее как политический мыслитель, историк и писатель, чем как создатель теории управления. Только во второй половине XX века политологи, истори­ки, специалисты по менеджменту проявили к Н.Ма­киавелли повышенное внимание. В его произведени­ях — политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах — обнаружили идеи, в совокуп­ности составлявшие оригинальную систему практи­ческого управления. Маккиавелли пишет о лидере и теории лидерства, выделяя основные принципы и правила успешного лидера. Произведения Макиавелли относились скорее к управлению страной, чем к управлению коллективом

Специалисты упоминают четыре принципа Макиа­велли, которые оказали влия­ние на развитие менеджмента:

1) авторитет, или власть лидера, коренится в под­держке сторонников;

2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожида­ет от них;

3) лидер должен обладать волей к выживанию;

4) лидер — всегда образец мудрости и справед­ливости для своих сторонников.

 

Макиавелли учил правителя, стремящегося к успеху, согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных.

Сила на стороне лидера, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей нравственных привычек, достоинства и недостатки.

Свойство стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков. Оно действует в людях наподобие объективного закона, независимого от воли и сознания. “Воля к власти”, если воспользоваться ницшевской терминологией, выше человеческих чувств. Она управляет нами вопреки нам самим.

Успех в продвижении наверх зависит не столько от интенсивности ориентации на власть, сколько от наличных средств. Обладающие многим имеют в распоряжении больше средств - деньги, связи, - чтобы сеять смуту в обществе, дестабилизировать существующий порядок.

Государь может проявить самые лучшие лидерские качества, но они не принесут ему пользы. Поэтому правитель не может быть щедрым в такой степени, чтобы эта щедрость приносила ему ущерб. Но он не должен бояться также осуждения за те пороки, без которых невозможно сохранить за собой власть.

Существует только два способа достижения цели - путь закона и путь насилия. Первый присущ человеку, а второй - диким животным. Правителю не обязательно выбирать одно из двух, ибо данная антиномия неразрешима. Он должен уметь пользоваться обоими способами.

Управляя людьми, их надо либо ласкать, либо угнетать, поступая очень осмотрительно. Люди мстят, как правило, только за легкие обиды и оскорбления. Сильное давление лишает их возможности мстить. И уж если лидер избрал свой путь, то угнетение должно быть настолько мощным, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление.

Добрые дела и благодеяния правильнее расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно времени для благодарной оценки. Позитивные стимулы должны цениться, только тогда они выполняют свое предназначение.

Наградами и повышением по службе дорожат, когда они редки, когда раздаются мало-помалу. Напротив, наказание лучше производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.

Там, где есть раздражение, управлять поведением людей нельзя. Негативные санкции не нуждаются в оценивании и ответной благодарности, они производят смятение чувств. Сильный гнет лишает подданных возможности отмщения, и это - благо для руководителя.

Итак, зло надо творить сразу, а добро - постепенно; гораздо надежнее внушать страх, чем быть любимым.

Вклад Макиавелли в историю социальной мысли, в теорию и практику управления огромен. Одним из первых он обосновал понятие гражданского общества и применил термин “государство” так, как принято сейчас - для обозначения политической организации общества.

На авторитет Макиавелли ссылаются теоретики бюрократии (М.Вебер, Р.Михельс), коррупции (А.Бонадео), политического руководства и престижа власти (С.Хантингтон), “постиндустриального общества” и политического прогнозирования (Д.Белл, Г.Кан, Э.Винер). Несомненно, фигура Макиавелли занимает важное место в истории социологии и менеджмента.



infopedia.su

Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима

Менеджмент Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима

просмотров - 24

С точки зрения становления многих существующих сегодня принципов, методов и традиций в области управления значительный интерес представляет древний период европейской культуры. Европейская цивилизация показала целый ряд характерных черт в управлении экономической и общественной жизнью общества.

В древней Греции две с половиной тысячи лет тому назад начинается зарождение современной европейской цивилизации с высокой культурой демократического управления.

Для древней Греции характерна децентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, во множестве греческих государств-полисов, чья деятельность основывалась на сообществе мелких собственников.

Именно в связи с этим греческая история, прежде всœего, помогает понять традиции и практику управления экономической деятельностью.

Одним из тех, кто первым дал характеристику правления как особой сферы деятельности, был древнегреческий философ Сократ (470-399 гᴦ. до н. э.). Он считал, что главное в управлении – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Согласно Сократу управленческие способности могут переноситься с общественных на частные дела. В своем раннем исследовании об универсализации управления, Сократ заметил, что управление в частных делах отличается от общественных только величиной; оба случая имеют дело с управлением людьми и если кто-нибудь не мог управлять своими частными делами, он определœенно не может управлять общественными.

О сходстве между искусством управления государством и домашним хозяйством неоднократно говорил и Аристотель (384-322 гᴦ. до н.э.). Вместе с тем, ставя духовные ценности и гражданские доблести много выше, чем владение деньгами и вещами, Аристотель, по сути, заложил основы деловой этики, являющейся неотъемлемой частью современной системы управления.

Вопросам организации производства и управления уделялось много внимания и в Древнем Риме.

Организация торговли, обращение денег, управление колониями, организация сельского хозяйства и др. обусловили специфику развития управленческой мысли Древнего Рима. В частности характерными особенностями процесса развития управленческих идей Рима можно считать следующие:

· Отсутствие аналитических исследований по управлению. Это можно объяснить тем, что интерес римской элиты, аристократии, ограничивался государственной деятельностью, требовавшей скорее практических навыков управления, чем теоретических знаний.

· Влияние римского права. Разветвленная система государственного управления, множество ведомств, крупные сельскохозяйственные поместья потребовали создания развитой юридической системы, которая вводила правовые нормы принятия управленческих решений. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, римское право заложило основы для юридического оформления европейских моделœей управления.

· Значительное количество работ по управлению сельским хозяйством. Большинство сочинœений были посвящены принципам управления поместьем, повышения его доходности, организации выгодного использования земельных участков и т. д. Среди таких работ наибольшую известность приобрели трактаты Катона Старшего (234-149 гᴦ. до н.э.), братьев Тиберия (163-132 гᴦ. до н.э.) и Гая(153-121 гᴦ. до н.э.).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, несмотря на то, что первоначальное накопление управленческих знаний началось на Древнем Востоке, именно в античной Греции и Риме две с половиной тысячи лет назад наметился коренной поворот к новой системе ценностей, сделавшей возможным дальнейшее развитие европейской модели управления.

oplib.ru

Лекция - Вопрос 5. Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древней Греции: сходство и различия.

Гипподам – государство с населением в десять тысяч граждан, разделенное на три части: первую образуют ремесленники, вторую – земледельцы, третью – защитники государства. Территория также делится на три части: священную, общественную и частную. Все должностные лица должны быть избираемы народом, т. е. всеми тремя частями. Участие в управлении государством всех граждан.

Ксенофонт – правомерность существования рабства, он давал советы конкретные советы об организации производства и наилучших методах эксплуатации рабов, полезны похвалы со стороны господина, искал выход в более гибком и предусмотрительном отношении с рабами, в использовании некоторых элементов демагогии и материальных стимулов:

Ратовал за натуральное хозяйство как наиболее устойчивое и надежное, так как война показала нестабильность полисной, торгово – промышленной экономики Афин, рекомендовал натурально – хозяйственные пути развития, идеализация сельского хозяйства, ориентировался на использование крестьянства для стабилизации рабовладельческого режима.

В “Домострое” дается много советов по ведению домашнего хозяйства, призывы к бережливости, отмечается важность строительства “полезных зданий”, оценки возможностей крупных городов по сравнению с малыми, оценки эффективности масштабов производства и специализации

Платон-неравенство коренится в самой природе человека, поэтому неустранимо, но каждый человек должен получать свою долю сообразно природным способностям, каждый от природы приспособлен к выполнению лишь одного дела и должен заниматься только им.

Работник должен приспосабливаться к делу, а не дело к нему, разделение труда – основной принцип строения государства, оно связывает людей в общество позволяет разрешить противоречия между разнообразием потребностей и ограниченностью способностей отдельного человека;

Деление селения на три разряда – сословия: философов – правителей, стражей и земледельцев – ремесленников;

Одна из моделей идеального полицейского государства представлена в проекте “Государство”, основной задачей которого Платон видел в ответ на вопрос – как обеспечить благами и совершенную жизнь общества в целом, государство создается в силу немощи людей решать многие задачи порознь, известная концепция потребностей имела предысторию, в городе – государстве должны существовать многочисленные отрасли общественного разделения труда.

Аристотель – продолжает обсуждать схожие с Платоном идеи, тождественно ли искусство наживать состояние с наукой о домохозяйстве, ставит конкретные практические вопросы, относящиеся к приобретению различных средств

Вопрос 6. Раскройте содержание основных управленческих идей в трактатах мыслителей и деятелей Древнего Рима, их сходства и различия.

В центре внимания римской управленческой мысли находились вопросы формирования частного рабовладельческого хозяйства и управления им.

Катон “О земледелии” – практическое руководство для хозяина среднего поместья, считал занятие земледелием наиболее достойным делом, излагает подробные рекомендации владельцу поместий по планированию, распределению, учету и контролю производственных в усадьбе работ;

Значительное внимание к набору средств производства и даже бытовых предметов объясняется стремлением автора повысить доходность имения. Первым поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена, стремился достичь эффективности через регламентацию не только средств производства, но и самого процесса производства, эффективной его организацией и управлением. Огромная роль отводилась хозяину поместья, подробно излагаются обязанности управляющего поместьем, в деталях расписывается состав, структура и организация производства различных отраслей сельского хозяйства. Эффективность производства зависит от множества факторов.

Варрон – земледелие, животноводство и приусадебное хозяйство, изучение основных элементов Вселенной, следует не только знать свойства почвы, но и какое требуется оборудование для данного поместья, скептически относится к принципам Катона по подбору оптимального поместья по размерам угодий и товарной специализации, ценность имения определяют не виноградники, а луга, облик поместья определяет агрикультура, ценность – земля;

Появляются новые административные должности людей, помимо вилика и описаны качества, должны быть грамотными, честными;

Опровергает расчеты Катона в потребности рабочих рук в имении, иные формы выработки, условия труда, новые агротехнические приемы;

Проблемы размещения виллы тесно связывается с ее внутренней организацией

Колумелла — был хорошим практиком, вступил в полемику с теми, кто видел причины определенного упадка хозяйства в бесплодии земли и плохом климате, причина – в работе рабов, необходимость подготовки и подбора квалифицированных специалистов в области организации сельского хозяйства, внедрение сельскохозяйственной науки в практику, излагаются основы сельскохозяйственной науки и более подробно обязанности вилика, предложил целую систему мероприятий, против экстенсивного пути развития поместья, идти интенсивным путем;

Хороший хозяин сможет сделать доходным всякий участок, против того, чтобы придавать большое значение плодородию почвы, разработал систему искусственного удобрения почвы, выступил за проведение агротехнических опытов;

Все методы принуждения рабов к работе, он видел ограниченные возможности рабовладения, но надеялся компенсировать это совершенствованием агрикультуры с помощью раба – специалиста, опытного вилика и квалифицированного хозяина имения, эксперименты.

Плиний – осуждал рабовладельческие отношения, ставил вопрос об эффективности, наилучшая обработка убыточна, предложил использовать натурально – хозяйственные возможности в организации производства, стремился приспособиться к хозяйственной ситуации, выступал за натурализацию хозяйства, пропагандировал прилежный рабский труд, но самыми дешевыми орудиями

www.ronl.ru

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ Древняя Греция Древний Рим

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ Древняя Греция, Древний Рим

Древнегреческие достижения Полис как демократическое образование, обеспечивающее процветание граждан среднего достатка Афины

Агораномия Агораном Лимен

Партисипативный менеджмент Participation – участие

Моральные принципы древнегреческого общества: • личность – главная форма богатства; • деньги должны добываться честным трудом; • погоня за богатством презирается; • бравада нищетой осуждается; • гражданская доблесть и • духовные ценности выше • владения вещами и деньгами; • рабский труд заменен свободным (несословная трудовая этика).

Ойкономия – разумные правила управления домашним хозяйством и земледелия, или экономика «прикладной меатематики» . Ксенофонт, автор книги «Ойкономия»

Кибернетика – искусство кораблевождения разделение обязанностей согласованность

Венчур • фирма, не занимающаяся организацией производства, а передающая свои разработки другим; • вложение капитала, основанное на долгосрочных и рискованных инвестициях.

Логистика Маслодавильня Оливковая роща Фалес Милетский

Логистика

Управленческая мысль в Древнем Риме Почтовая связь Почтовая реда Вередарии

Диверсификация общественных сфер (лат. diversus — разный и facere — делать)

Общественные удобства

Социальная помощь Раздача хлебов бедным горожанам при имп. Августе

present5.com

§ 1.2. Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима

С точки зрения становления многих существующих сегодня принципов, методов и традиций в области управления значительный интерес представляет древний период европейской культуры. Европейская цивилизация показала целый ряд характерных черт в управлении экономической и общественной жизнью общества.

В древней Грециидве с половиной тысячи лет тому назад начинается зарождение современной европейской цивилизации свысокой культурой демократического управления.

Для древней Греции характерна децентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, во множестве греческих государств-полисов, чья деятельность основывалась на сообществе мелких собственников.

Именно поэтому греческая история, прежде всего, помогает понять традиции и практику управления экономической деятельностью.

Одним из тех, кто первым дал характеристику правления как особой сферы деятельности, был древнегреческий философ Сократ (470-399 гг. до н. э.). Он считал, что главное в управлении – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. СогласноСократу управленческие способности могут переноситься с общественных на частные дела. В своем раннем исследовании об универсализации управления,Сократзаметил, что управление в частных делах отличается от общественных только величиной; оба случая имеют дело с управлением людьми и если кто-нибудь не мог управлять своими частными делами, он определенно не может управлять общественными.

О сходстве между искусством управления государством и домашним хозяйством неоднократно говорил и Аристотель(384-322 гг. до н.э.). Кроме того, ставя духовные ценности и гражданские доблести много выше, чем владение деньгами и вещами,Аристотель,по сути, заложил основы деловой этики, являющейся неотъемлемой частью современной системы управления.

Вопросам организации производства и управления уделялось много внимания и в Древнем Риме.

Организация торговли, обращение денег, управление колониями, организация сельского хозяйства и др. обусловили специфику развития управленческой мысли Древнего Рима. В частности характерными особенностями процесса развития управленческих идей Рима можно считать следующие:

  • Отсутствие аналитических исследований по управлению. Это можно объяснить тем, что интерес римской элиты, аристократии, ограничивался государственной деятельностью, требовавшей скорее практических навыков управления, чем теоретических знаний.

  • Влияние римского права. Разветвленная система государственного управления, множество ведомств, крупные сельскохозяйственные поместья потребовали создания развитой юридической системы, которая вводила правовые нормы принятия управленческих решений. Таким образом, римское право заложило основы для юридического оформления европейских моделей управления.

  • Значительное количество работ по управлению сельским хозяйством. Большинство сочинений были посвящены принципам управления поместьем, повышения его доходности, организации выгодного использования земельных участков и т. д. Среди таких работ наибольшую известность приобрели трактатыКатона Старшего(234-149 гг. до н.э.),братьев Тиберия(163-132 гг. до н.э.) иГая (153-121 гг. до н.э.).

Таким образом, несмотря на то, что первоначальное накопление управленческих знаний началось на Древнем Востоке, именно в античной Греции и Риме две с половиной тысячи лет назад наметился коренной поворот к новой системе ценностей, сделавшей возможным дальнейшее развитие европейской модели управления.

studfiles.net