Управленческая мысль в древнем риме. 2.3 Известные личности в истории управленческой мысли Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме.doc. Управленческая мысль в древнем риме


Древний Рим

Катон Старший- работа «О Земледелии».Лучшая сфера экономики - сельское хозяйство. Очень важным является приобретение «вилл». Впервые разработал шкалу прибыльности сфер сельского хозяйства.

Варрон- трактат «О сельском хозяйстве».Состоит из трёх частей:

  1. Приусадебное хозяйство

  2. Животноводство

  3. Земледелие

Рассматривал основы организации сельского хозяйства на больших территориях-«латифундиях». Большое значение придавал географичсекому фактору эффективности. Впервые признал необходимость разведения рабов. После восстания Спартака Варон смягчил отношения к рабам.

Коллумела .Причина упадка сельского хозяйства-плохой труд рабов. Рабов нужно учить. Предназначение виллы- в обогащении хозяина. Основными станвятся товарно-денежные отношения. Ввел в оборот понятие нормы земли и сформировал основы агрокультуры.

Оля:

3. Экономическая мысль в Древнем Китае

Чаще всего Древний Китай ассоциируется с Конфуцием. Также у более знающих историю этой страны он ассоциируется еще и с популярным в то время коллективным трактатом под названием «Гуань-цзы». Конфуций (Кун Фуцзы) (551(2) – 479 гг. до н. э.) – философ и мыслитель Древнего Китая. Он известен всем как автор трактата «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, хорошее государство должно быть похоже на добропорядочную семью. Государь – это отец, который обо всех заботится, а жители государства – это дети, которые во всем слушаются своего государя-отца. Конфуций всегда стоял на защите привилегий родовой знати. Также он считал, что все люди разделены по сословиям самим богом, но все-таки напоминал, что человек любого сословия должен стараться стать совершенным в моральном плане. Конфуций полагал, что может наступить тот момент, когда у каждого появится достаток, потому что управление хозяйством будет умелым, богатство государства станет приумножаться, причем независимо от того, будет ли это частное хозяйство или общее крестьянское владение. Главной задачей автора книги «Гуань-цзы» тоже было построение такого общества, в котором весь народ стал бы обеспеченным и поэтому счастливым.. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров.

Важным направлением ранней китайской управленческой мысли является даосизм. Его основоположник — Лао Цзы. В отличие от традиционных теологических толкований «дао» как проявления «небесной воли» Лао Цзы характеризует это понятие как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность.«Дао» определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к «дао» все равны. Все неестественное (искусственные, надуманные установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму — это отклонение от «дао» и ложный путь. В известном смысле «дао» скорее означало отказ от цивилизации и возвращение к природе, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов. Резкой критике Лао Цзы подвергает всякого рода насилие, войны, армию. Лао Цзы первым сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическими и социальными процессами, т. е. по существу он был первым либералом:

Распространены также управленческие идеи Мо Цзы (479—400 гг. до н. э.), вышедшего из школы Конфуция, но делавшего акцент не только на строгом исполнении законов, но и наказании за их неисполнение. Сборник его изречений, названный именем самого просветителя — «Мо Цзы», составлен в VI в. до н. э. В этом сборнике отмечается важность договорной теории создания государства (добровольного выбора первого правителя), строгой дисциплины и централизации государственной власти, идей социального равенства. Мо Цзы осуждал аристократизм и ратовал за реформы в интересах народа. Он внес в китайскую политическую мысль идею эгалитаризма, связанную с отказом от роскоши. Мо Цзы полагал, что осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов

.4 ЛегизмОснователем легизма считается ШанЯн (390—338 гг. до н. э.), правитель области Шан. Он констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция — тоже. Свои взгляды Шан Ян, выступивший в роли древнекитайского Макиавелли, изложил в трактате «Книга правителя области Шан» Шан Ян усматривал эффективный метод управления государством в наказаниях. Шан Ян выделял два главных занятия — земледелие и войну, которые должны подчинить себе все остальные человеческие интересы. В обоснование необходимости сосредоточения усилий народа на земледелии и ведении войн вводится специальный термин «Единое». Для Шан Яна «совершенно мудрым» выступал тот правитель, кто был в состоянии принудить народ к занятию земледелием, а заодно к ведению захватнических войн.

Экономическая мысль в Древней Индии

Об экономической мысли в Древней Индии тоже имеется недостаточное количество данных. Много интересного хотелось бы узнать историкам об этой удивительной стране.

«Артхашастра» («артха» – «учение», «шастра» – «доход», т. е. если переводить дословно, то получится «учение о доходах») – один из самых ярких документов Древней Индии в IV – III вв. до н. э. Этот документ повествует нам об экономических достижениях страны. Автором этого труда считают Каутилью, одного из советников царя Чандрагупты I (правившего приблизительно в конце IV в. до н. э). Он старался объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм.

Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона

Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций (234 – 149 гг. до н. э.), известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он счилал,что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. Также в его трактате можно почерпнуть множество полезных советов по поводу покупки земли или рабов.. Катон искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить.

.Учения Ксенофонта

Считается, что именно Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков. Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинным и мудрым в то время. Самым главным видом деятельности, по мнению Ксенофонта, является земледелие .Также Ксенофонт считал, что рабство необходимо. Чтобы заставить раба трудиться усерднее, надо награждать тех, кто работает лучше, как материально, так и морально. По мнению Ксенофонта, разделение труда могло бы принести больше выгоды, потому что чем чаще человек делает одну и ту же простую работу, тем более совершенным он становится в этой области. По его мнению, ничто не является благом для человека, если он не умеет правильно распоряжаться этим. (Корова не сможет быть постоянно полезной, если не уметь ее доить, ведь зарезать можно только раз).

Учения Платона

Платон (428 – 348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые пытались показать, как должно выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Платон полагал, что идеальное государство – это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, потому что их главное достоинство – мудрость. Они составляют первый класс, второй – это воины, а третий – торговцы, ремесленники, крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Он считал, что землей надо наделить лишь низший класс. Платон первый классифицировал формы государственного управления по тому, как в них соблюдают законы и сколько человек правит государством. Платон, считал, что рабство необходимо, а чтобы раб работал лучше, его надо поощрять за трудовые успехи. Также он полагал, что рабы должны общаться на разных языках, чтобы они не смогли договориться о побеге, или, чего хуже, восстании. Платон полагал, что рабов можно приравнивать к имуществу Согласно представлениям Платона, цены на товары должно устанавливать государство... Самым главным Платон, как и Ксенофонт, считал земледелие, а не ремесло и торговлю. Также он предлагал, чтобы земля могла переходить по наследству. Еще Платон практически требовал, чтобы люди не были богаче друг друга больше, чем в 4 раза.

Учения Аристотеля

Аристотель (364 – 322 гг. до н. э.) – философ, ученик Платона и учитель великого Александра Македонского, первый мыслитель, который высказал мнение о том, что экономика – это наука о богатстве. Он также известен нам как автор многих трудов об идеальном государстве, например таких, как «Политика», «Никомахова этика» и др.

Аристотель полагал, что свободные люди не должны ни работать своими руками на земле, ни заниматься ремеслом, для этого существуют рабы. Аристотель поддерживал Ксенофонта и Платона в вопросах о разделении труда (на умственный и физический) и разделении людей (на свободных и рабов). полагал, что земледелие является главным, если сравнивать его с ремеслом и торговлей. Аристотель в своих трудах противопоставляет экономию и хрематистику. Экономика – приобретение богатств для совершенно безбедного существования себя и своей семьи. Хрематистика – это накопление денег сверх того, что нужно для проживания человеку. Мыслитель делил хрематистику на два вида:

1) умение сохранить то, что понадобится после для экономии

2) накопление всего, в том числе и денег, сверх меры.

Деньги, по Аристотелю, появились из-за потребности торговать более удобным способом, т. е. не выяснять, сколько штук одного товара возможно поменять на несколько штук другого товара. Сама потребность в торговле возникла из-за разделения труда. Также Аристотель выдвинул теорию о стоимости денег и цене.

studfiles.net

2.3 Известные личности в истории управленческой мысли Древнего Рима. Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

Похожие главы из других работ:

Государственный и общественный строй Древнего Рима

1. Государственный и общественный строй Древнего Рима

...

Древний Рим. Реформы Сервия Туллия

2. Социальное положение населения Древнего Рима

В Риме этого времени наряду с рядовыми общинниками, которых называли плебеями или плебсом (буквально те, кого много), были богатые и влиятельные аристократы-патриции (буквально отцовские), считавшие себя потомками первых римских сенаторов...

Зарождение и становление управленческой мысли в России (IХ-ХVIII вв.)

Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в.

С середины XVI в. в России начинается период бурного развития сословно-представительной монархии, которая образовалась в XV в...

История древнего мира (Египет)

Глава 2.2. Самые известные фараоны Древнего Египта

Единство Египта воплощалось во власти фараонов - неограниченных хозяев всей страны. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона - большие ирригационные и строительные работы...

История Древнего Рима

1.1 История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось...

Культура Древнего Рима в период республики

IV. Поэзия Древнего Рима

Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии...

Особенности инженерного искусства античного мира

2. Канализация Древнего Рима

Рим зачастую так и называли - Город ("urbs"), этого было достаточно, чтобы понять, что речь идет именно о нем. "Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепных зданиях...

Особенности инженерного искусства античного мира

3. Водоснабжение Древнего Рима

Водопроводов в Риме было много, они снабжали водой частные и общественные постройки (в I в. н.э. - 9, к концу III в. н.э. - 13). Первый водопровод был построен в 312 г. до н.э. цензором Аппием Клавдием (вода по трубам под землей текла более 2 км...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕГО РИМА

...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

2.1 Управленческие идеи Древнего Рима

римский государство право управленческий В каком направлении развивались управленческие идеи древнего Рима? В Древнем Риме, так же как и в Древней Греции, сложилось общество, отличающееся от обществ других стран той эпохи...

Развитие взглядов на управление государственным хозяйством в Древней Индии

Формирование управленческой мысли в Древней Индии

Управление уходит своими корнями в глубокую древность...

Реформы Петра I

1. Принцип законности как основа реформы управленческой мысли в России Петра Великого

Закон есть проявление воли законодательной власти, имеющее целью регулирование общественной жизни путём установления в ней определённого порядка отношений. В то же время закон как социологическая категория есть явление...

Римская цивилизация

4. Экономическая система древнего Рима

В экономической сфере римлянам также принадлежат значительные достижения. Известно, что у греков не существовало даже понятия собственности, не говоря о спецификации частной собственности...

Становление государства в Древнем Риме

1.1. История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось...

Формулярный процесс в Древнем Риме

1. Судебная система Древнего Рима

...

hist.bobrodobro.ru

ВВЕДЕНИЕ. Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

Управление - это важный элемент, необходимый для нормального взаимодействия людей. Любой процесс в жизни человека определенным образом связан с управлением. С самого начала своего развития человек управляет как себе подобными, так и всем, что его окружает. Все это является доказательством того, что управленческая мысль развивается и совершенствуется с момента появления человеческого общества.

Большинство аспектов современного менеджмента берут свое начало с древнего мира, в частности с управленческой мысли Древнего Египта, Месопотамии, Вавилона, Индии, Китая, Греции и Рима, где были заложены основы управления как государством и обществом, так и различными общественными и рабочими процессами. Эти основы, развиваясь и совершенствуясь в более поздние периоды, привели к той форме менеджмента, которую мы имеем сегодня. Именно поэтому особенно важным является изучение истории развития менеджмента для более полного понимания его сущности. В связи с этим тема данного реферата является актуальной.

Цель исследования - подробно изучить управленческую мысль Древнего Рима.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику государственного устройства Древнего Рима;

- раскрыть управленческие идеи Древнего Рима;

- изучить право Древнего Рима;

- узнать об известных личностях в истории управленческой мысли Древнего Рима.

Объектом исследования является Древний Рим, предметом - особенности управления и управленческой мысли в Древнем мире.

В качестве методов исследования использованы сбор и обработка данных, анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, классификация фактов и материалов и др.

Структура реферата состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

hist.bobrodobro.ru

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме.doc - Реферат на тему: Особенности управления ...

связей, разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементамиявляются семьи.Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, невходящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки,чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовыхобычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Их в Рименазывали плебеями.Основными, краеугольными камнями римского общественного строядревнейшего периода являются: род, семья и курия. Весь гражданский иполитический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав тогоили другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежностик одному из родов нельзя было быть гражданином полноправным. Поэтому­тотакие полноправные граждане называются патрициями, то есть, теми, кто можетуказать своего отца, свой род.Основными элементами древнейшего государственного устройства Римаявляются царь, сенат и народное собрание.Царь является верховным владыкой государства; в его рукахсосредоточиваются все функции государственной власти. Он является иверховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, ипредстателем за народ перед богами.Рядом с царем стоит сенат, состоявший в древнейшее время из всехродовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов,членами сената. Позже, однако, с постепенным падением значения родов и сусилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает исенат составляется назначением царя. Роль сената по отношению к царюявляется чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те илидругие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для

znanio.ru

Управленческая мысль и практика в Древнем Риме - Скачать Реферат - Курсовые работы

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПРАКТИКА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД, ДРЕВНИЙ РИМ.)

ВВЕДЕНИЕ История Древнего Рима дает богатейший материал для изучения самых различных аспектов государственности и права. Этот материал использовался в политической и правовой практике многих стран на протяжении столетий, поэтому римский опыт имеет непреходящее значение. Одним из аспектов этогобесценного опыта является римская система местного управления, которая прошла сложную эволюцию и имела целый ряд интересных специфических особенностей, в той или иной мере использованных в разных странах в последующее время. В настоящей статье ставится целью дать общий обзор изменений, произошедших в системе местного управления Древнего Рима со времени Ранней Республики V-IV вв. до н.э. до времениПоздней Римской империи IV-V вв. н.э., и показать особенности этой системы на разных этапах ее исторического развития и на разных уровнях территориального расширения римской державы. Ограниченность объема публикации заставляет остановиться лишь на самых важных, с нашей точки зрения, аспектах, не вдаваясь в детали и подробности, которых может с успехом хватить не несколько монографий. Государственноеустройство Римской республики начало формироваться в условиях, когда Рим являлся общиной небольшого (несколько тысяч человек) коллектива граждан. Поэтому системы местного управления в самый ранний период римской государственности не могло существовать. Государственная система создавалась именно для управления этим небольшим гражданским коллективом по той же модели, по которой создаваласьгосударственность древнегреческих полисов и других образований, обозначаемых понятием «античная гражданская община». Основой этой государственной модели была прямая демократия, главным органом власти которой являлось народное собрание собственников земельных участков, составлявших, по сути, территорию этого небольшого государства. На этих собраниях граждане избирали из своей же среды должностных лиц, при этом отправлениеэтих общественных обязанностей рассматривалось как почетное и, разумеется, было безвозмездным. В разных античных гражданских общинах существовали различные постоянно действующие выборные или назначаемые органы, исполнявшие роль народного собрания в перерывах между его заседаниями и готовившие для них вопросы. Такая модель государственного управления оказывалась весьма эффективной при сохраненииотносительно небольшого количества членов гражданского коллектива, при их определенной социальной и имущественной однородности, а также при соответствии этому количеству населения определенного количества земли, с которой это население могло прокормиться. Однако в Древнем Риме формирование этой модели государственности шло параллельно с завоевательными войнами, которые римская община вела с соседями ссамого начала своего существования. На первых порах завоеванные земли включались в состав так называемого общественного поля (ager publicus), и участки земли на этом поле могли занимать и возделывать римские граждане. По мере расширения масштабов римских завоеваний, увеличивалось и общественное поле, но рост этого земельного фонда происходил совершенно не пропорционально темпам победоносногопродвижения римской армии по Аппенинскому полуострову. Разгромив царя Пирра в 275 г. до н.э. в блестящей битве при Беневентуме, римляне покорили южную часть Аппенинского полуострова и вышли на берег Мессинского пролива, отделяющего Италию от Сицилии. Еще ранее на севере владения Рима достигли реки Рубикон. С овладением в 265 г. до н.э. этрусского города Вольсинии римляне стали полными хозяевами всегоАппенинского полуострова. В ходе завоевания Италии римляне встали перед проблемой организации завоевываемых территории и создания системы управления, которая выходила за рамки их гражданской общины и государственности Римской Республики. Первые шаги в создании этой системы были предприняты в еще V-IV вв. до н.э., но в окончательном виде она сложилась в III в. до н.э....

www.skachatreferat.ru

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме - Скачать Реферат - Реферат

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3 1Управленческие идеи в Древнем Риме до нашей эры……………………...5 1.1 Катон Старший об идеи управленческой мысли в древнем Риме………5 1.2 Варрон об идеи управленческой мысли в древнем Риме………………..6 2 Управленческие идеи в Древнем Риме нашей эры……………...…………9 2.1 Колумелла об идеи управленческой мысли в древнем Риме…………....9 2.2 Плиний Старший об идееуправленческой мысли в Древнем Риме……11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..13

ВВЕДЕНИЕ В центре римской управленческой мысли были вопросы форми-рования частного рабовладельческого хозяйства и управления им. Римляне отличались практическим складом ума, и их практицизм проявился прежде всего в скрупулезной выработке разнообразных рекомендацийпо организации рабовладельческой виллы (типичного хозяйства средних размеров зажиточных граждан) и управления ею. Наиболее полное развитие эти вопросы получили в трудах римских агрономов Катона Старшего («О земледелии»), Варрона («Сельское хозяйство») и Колумеллы («Сельское хозяйство»), в энциклопедическом сочинении Плиния Старшего («Естественная история»). В этих трактатах содержится много идейрациональной организации управления хозяйством латифундий — основной формы организации рабовладельческого производства. Целью этих проектов был поиск таких методов организации производства, которые делали возможным существование латифундий в условиях технической отсталости той эпохи.

1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ 1.1 Катон Старший об идее управленческой мысли в древнем Риме КатонСтарший (234—149 до н.э.) написал трактат «О земледелии» как практическое руководство для хозяина среднего поместья. Катон считал занятие земледелием наиболее достойным делом для свободного гражданина. Из земледельцев выходили «самые верные люди и самые стойкие солдаты». После предписаний о выборе и покупке имений Катон излагает подробные рекомендации владельцу поместий по планированию,распределению, учету и контролю произведенных в усадьбе работ. «Когда хозяин пришел на усадьбу... то пусть в тот же день, если возможно, он обойдет поместье... Когда он узнал, каким образом обработано поместье и какие работы сделаны, а какие не сделаны, то на следующий день он позовет вилика (управляющего поместьем) ц спросит его, что из работ сделано, что остается; достаточно ли своевременно были выполнены работы, можноли выполнить те, которые остаются, и сколько получено вина, хлеба, всяких прочих вещей. Когда он узнал это, ему следует проверить по отчету уроки и рабочие дни... Когда все спокойно узнано, надо позаботиться об остальных заботах, чтобы они были исполнены. Хозяин должен распорядиться работами... и составить их письменный перечень». Значительное внимание к набору средств производства и даже бытовыхпредметов объясняется стремлением автора повысить доходность имения. Пригородное имение, по его мнению, хозяин «должен устроить и засадить так, чтобы оно было как можно прибыльнее». Катан первым в социально-экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Уже в самом начале трактата Катон предостерегаетземлевладельца от «большого оборудования». Катон стремился достичь соответствующего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства, эффективной его организации и управления. Именно поэтому огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. В трактате подробноизлагаются служебные обязанности управляющего поместьем, детально расписываются состав, структура и организация производства различных отраслей сельского хозяйства, описывается состояние сельскохозяйственной науки той эпохи. Таким образом, эффективность производства ставилась в зависимость от многих факторов. В трактате просматривается идея представить рабовладельческое...

www.skachatreferat.ru

Разработка проблем управления в Древнем Риме и Древней Греции

ТОП 10:

В этих древних цивилизациях были заложены основы экономических, правовых, политических и уп­равленческих воззрений ученых средневекового Востока. Сфор­мулированные ими ключевые положения общественной мысли комментировались и развивались последующими поко­лениями и стали своего рода классикой общественной мысли.

Возникновение раннерабовладельческих государств на греческих островах Эгейского архипелага (Лемнос, Мелос, Сирое) относится к XX—XVII вв. до н.э. Чуть позже начался процесс формирования аналогичных государств ахейцев на материковой части Греции (в населенных центрах Микен, Тиринф, Афины, Пилос и др.), где в XVI—XIII вв. до н.э. значительного прогресса достигли земледелие и ремесла. Ахейцы научились изготовлять орудия и утварь из бронзы, стали разводить крупный рогатый скот и лошадей, пере­шли от мотыжного земледелия к плужному, вели обширную заморскую торговлю и использовали свои суда для морских разбоев. С развитием производительных сил стала укрепляться частная собственность, возникало имущественное неравенство, верхушка общества превращалась в богатую воинственную аристократию. Ахейские цари становятся крупными рабовладельцами. Но бесконечные меж­доусобные войны привели экономику и культуру ахейских государств к упадку. Постепенно в Гре­ции стал распространяться тип независимых общин, объединяв­шихся вокруг поселений. Их старейшины приобретали статус царей (басилевсов), а из среды общинников стали выделяться знать и демос. К знати относились «лучшие» граждане, составлявшие элиту гражданских общин Греции. Господствующее положение этого общественного слоя определялось рядом экономических и политических преимуществ. Крупные объединения мелких землевладельцев и ремесленников составляли демосы, которые были достаточно независимыми. Свободные общинники объединялись не вокруг крупных землевладельцев (из числа знати), а в относительно мало­численные товарищеские филы и фратрии, которые играли важную роль в обороне малочисленных гражданских общин. Был еще один компонент социальной структуры греческого архаического обще­ства того периода — зависимое население, в которое входили рабы и прикрепленные к наделам зависимые земледельцы. Положение этой прослойки общества было различным в разных полисах VIII— VI вв. до н.э.

В этот же период в Древней Греции происходит качественное развитие полисов. Полис - это объединение частных собственников, направленное против рабов и других категорий зависимого насе­ления, неполноправных жителей и чужеземцев. Принад­лежность к полису предоставляла право на землю и рабов.

С упразднением царской власти в полисах стала складываться система магистратур. Государственные должности находились в распоряжении знати. Власть должностных лиц была достаточно ограниченной представительскими и культовыми функциями. Важным элементом в управлении полисами было народное собрание. В целях стабили­зации развития форм полисного строя и гарантии контроля над ним со стороны знати создаются своды законов, в равной степени обязательные для всех слоев населения. Эти законы и были основой модели полицейского управления. Древняя Греция - это множество полисов-городов, объединенных торгово-экономическими отношениями и широкими культурными связями.

По сравнению с древневосточной, античная культура носит более рациональный и демократический характер. Её создавали свободные граждане полиса. Греки освоили и развили изобретенное финикийцами фонетическое письмо, что значительно облегчило широкое распространение грамотности среди граждан. Свободное, публичное обсуждение выдвигаемых идей, проектов предопределило светско-рациональный, доказательный характер политической, правовой, социальной и экономической литературы. В этом обществе всесторонний характер развития личности граждан становится одной из важнейших целей общественного производ­ства, а личность выступает как главная форма богатства.

Источниками античной управленческой мысли периода ее рас­цвета являются законы городов-государств — легендарного мифи­ческого Ликурга, Дракона, Солона, Клисфена, Перикла, а также публичные выступления и трактаты философов, историков, знаме­нитых граждан. Лишь позднее появляются произведения, в которых большое и важное место занимают и управленческие вопросы: «Домострой» и «О доходах» Ксенофонта, «Государство» и «Законы» Платона, «Политика», «Афинская Полития», «Никомахова этика» Аристотеля и др.

Объектом законов, регулирующих управление хозяйством по­лисов, была Спарта, которая к VI в. до н.э. стала самым сильным и значительным государством греческого мира. Социально-эко­номическая, политическая и правовая система Спарты позволила сформировать строго организованную военную демократию, и обес­печить максимум военной сплоченности спартиатов. Их уравни­тельное социальное положение, отсутствие частной собственности, экономически обособленная семья способствовали подчинению власти и обычаям. Сами спартанцы не занимались ни хозяйственной деятельностью, ни ремеслами, ни промыслами. Принадлежавшие им равные земельные наделы обрабатывали илоты — завоеванные и порабощенные ими жители Лаконии и Мессении.

Основы государственного строя и управления Спарты были заложены в VII в. до н.э. Ликургом, разработавшим соответству­ющие Законы управления. Только военная служба, подготовка к военным действиям и участие в государственном управлении считались достойными занятиями для спартанца. Ликургу приписывается издание законов против роскоши. В Спарте запрещалось накапливать серебро и золото. Деньги изго­тавливались из железа. Чужестранцам было запрещено пребывание в городе, а спартанцам — выезжать за границу полиса. Под видом борьбы с проникновением роскоши пресекались торговые связи, что тормозило экономическое раз­витие Спарты.

Законы Ликурга позволяли спартанским властям без всяких ограничений вмешиваться в общественную, личную и семейную жизнь. Власти «заботились» о браке, о воспитании юношества и требовали от граждан в этом отношении безуслов­ного подчинения их воли интересам всего класса. Брак, который был дозволен мужчинам, достигшим 30-летнего возраста, пресле­довал цель доставления государству крепких, здоровых детей, могущих стать надежной опорой Спарты. Сообразно с этим были выработаны особые наказания как за безбрачие, так и за вступление в слишком поздний или неравный брак. При рождении мальчика особые старейшины производили над новорожденным экспертизу и решали, выйдет ли из него хороший воин, жестоко расправляясь со слабыми детьми. В 7-летнем возрасте государство отбирало ребенка у родителей и передавало его в специальный детский лагерь под надзор государственных педагогов. Все внимание при обучении и воспитании в лагерях было сосредоточено на физи­ческом развитии детей. Обучение чтению и письму сводилось до минимума. Считалось, что умственное образование можно получить и без особого преподавания, ибо оно приобретается практически. С этой целью мальчики присутствовали на обществен­ных обедах и сходках, где слушали рассуждения взрослых об общественных делах и рассказы о славных подвигах. В то же время старики, наблюдая за обучением и играми детей, провоцировали драки и изучали задатки храбрости, мужества и хитрости в каждом отдельном подопечном. Достигнув 20-летнего возраста, спартанец приступал к регулярной воинской службе, которая продолжалась до 60-летнего возраста.

Тем же интересам государства отвечала постановка воспитания девушек, направленная на гармоническое развитие их физических сил, чтобы могли стать матерями здорового потомства. Стремясь к воспитанию из граждан хороших воинов, госу­дарство постепенно стеснило личную свободу и подчинило всю жизнь рядовых граждан строгому контролю и мелочной опеке. Из спартанской уравниловки выросли также резкое имуществен­ное неравенство и явная социальная дифференциация. Олигархи­ческая система правления была демократией солдатской, выгодной и угодной командной верхушке.

В других полисах Древней Греции разра­батывались и применялись иные законы управления полисами. Так, в Аттике (полуостров на территории афинского города-госу­дарства) в эпоху волнений городского демоса (конец VII в. до н.э.) аристократы вынуждены были поручить архонту Дракону разработать кодекс общеобязательных законов взамен произвольно толковавшихся и устно передаваемых родо­вых обычаев. Кодекс Дракона появился в 621 г. до н.э. «Драконовы законы» впоследствии прославились своей жестокостью, так как в основе представляли лишь сводку примитивных родовых обычаев в письменной форме. Даже за мелкое воровство — кражу овощей или фруктов — полагалась смертная казнь. Записанные на каменных досках, они были выставлены на центральной площади Аттики для общего сведения и обозре­ния. Таким образом судебный процесс подпадал под известный общественный контроль.

В VI в. до н.э. поэт Солон разработал за­коны и программу реформ афинского общества. В 594 г. до н.э его избрали архонтом с самыми широкими полномочиями. Он начал свою деятельность с уничто­жения всех кабальных записей и отмены земельных долгов. Солон приказал снять долговые камни с полей, объявил все долги и нако­пившиеся на них проценты недействительными, отменил долговое рабство. Проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены государством и возвращены на родину.

Солон также осуществил ряд реформ в области организации торговли и промышленности: запретил вывоз из Аттики всех сельскохозяйственных продуктов, за исключением вина и оливкового масла; произвел замену денежной единицы в связи с расширением торговых отношений; поощрял развитие ремесел и промыслов, приглашая иностранных мастеров в Аттику; издал закон о том, что сын вправе отказать в пропитании отцу, не выучившему его какому-либо ремеслу; издал закон, предписы­вающий бережное обращение с собственностью, запрещающий чрезмерную роскошь и непроизводительные расходы родовой знати во время свадеб, погребений и пр.

Политическая реформа Солона ликвидировала политическую монополию родовой знати и устанавила имущественный ценз, или «тимократию» (Платон): участие граждан в государственной жизни ставилось в зависимость не от знатности и происхождения, а от размера их собственности, их доходов и принадлежности к той или иной имущественной группе. Солон возродил Народное собрание Аттики, которое созывалось 4 раза в год. Оно выбирало всех должностных лиц и членов совер­шенно нового органа государственного управления Аттики — «Совета четырехсот». Для укрепления демократических начал Солон создал народный суд - высшую судебную инстанцию в государстве, наделенную правом исправлять и отменять решения высших должностных лиц, заслушивать их отчеты по окончании срока службы. Государственный строй Солона сохранялся без изменений 30 лет.

Важным достижением античной общественной мысли явилась разработка основ натурального и элементов товарного хозяйства, а управленческой мысли — разработка проблем управления этими формами хозяйствования. В числе проблем рассматривались управление государственным натуральным хозяйством и государ­ственная регламентация формирующегося товарного хозяйства. Управление натуральным хозяйством предполагало его планирование и организацию, соблюдение пропорций между сельским хозяйством, ремеслом, торговлей, строительством, координацию усилий по управлению разными отраслями натурального хозяйства, учет условий и результатов производственной деятельности. Государственная регламентация товарного хозяйства осуществля­лась как прямо (с помощью фиксации цен, стандартов качества, монополизации отраслей), так и косвенно (уровень налогообложения, продажа части государственных запасов и др.).

Вопросы ориентации экономического развития, преимуществ натурального и товарного хозяйства, частного и коллективного рабовладения, промышленности и сельского хозяйства, управления этими формами хозяйствования приобрели актуальное значение. Эти проблемы становятся объектом специальных исследований в работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Общественная мысль греков в V—IV вв. до н.э. достигла небывалого расцвета. Наглядное представление об этом дают проекты государств-полисов Гипподама из Милета, сочинения Ксенофонта, трактаты Платона и Аристотеля.

В центре римской управленческой мысли были вопросы форми­рования частного рабовладельческого хозяйства и управления им. Римляне отличались практическим складом ума, и их практицизм проявился прежде всего в скрупулезной выработке разнообразных рекомендаций по организации рабовладельческой виллы (типич­ного хозяйства средних размеров зажиточных граждан) и управле­ния ею. Наиболее полное развитие эти вопросы получили в трудах римских агрономов Катона Старшего («О земледелии»), Варрона («Сельское хозяйство») и Колумеллы («Сельское хозяйство»), в энциклопедическом сочинении Плиния Старшего («Естественная история»). В этих трактатах содержится много идей рациональной организации управления хозяйством латифундий — основной формы организации рабовладельческого производства. Целью этих проектов был поиск таких методов организации производства, которые делали возможным существование латифундий в условиях технической отсталости той эпохи.

Катон Старший (234—149 до н.э.) написал трактат «О земле­делии» как практическое руководство для хозяина среднего поместья. Он объснял как выбрать и купить имение, планировать, распределять, учитывать и контролировать работы в усадьбе, как повысить доходность имения. Катон первым в социально-экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладель­ческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Катон стремился достичь соответ­ствующего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства, через эффективную его организа­цию и управление. Именно поэтому огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земле­дельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. В трактате подробно излагаются служебные обязанности управля­ющего поместьем, детально расписываются состав, структура и организация производства различных отраслей сельского хозяй­ства, описывается состояние сельскохозяйственной науки той эпохи. Эффективность производства ставилась в зави­симость от многих факторов.

Известным экономистом-аграрником был Варрон (116—27гг. до н.э.), принадлежавший к сословию всадников. До нас дошли три книги его трактата «Сельское хозяйство» (ок. 37 г. до н.э.) Композиционно три книги представляют земледелие, живот­новодство и приусадебное хозяйство (птицеводство, рыболовство и пчеловодство). В работе Варрон отвечал на запрос крупного рабовла­дельческого хозяйства, требовавшего руководства по ведению подсобных предприятий. В связи с необходимостью управлять большими массами рабов, у Варрона в трактате появляются новые административные должности людей и описаны качества, которыми они должны обладать. Они должны быть грамотными, честными, обходительными, сведущими в сельском хозяйстве.

Важное место в истории римской управленческой мысли при­надлежит Колумелле, написавшему трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах. Труды Колумеллы не поддаются точной датировке, но известно, что третья книга относится к 62-65 гг. н.э. Колумелла был боль­шим знатоком сельскохозяйственной литературы и хорошим прак­тиком. Начинает он свой трактат «О сельском хозяйстве» с мысли об острейшей необходимости подготовки и подбора ква­лифицированных специалистов в области организации сельского хозяйства. Пропагандирует внедрение сельскохозяйственной науки в практику, излагает основы сельскохозяйственной науки и подробно приводит обязанности вилика по организации и ведению хозяйства.

Для перестройки рабовладельческого хозяйства Колумелла предложил целую систему мероприятий. Признавал правильными все методы принуждения для превращения негодных рабов в прилежных работников: от поместной тюрьмы в подвале до «обмена» шутками с рабами. Это, по мнению Колумеллы, вместе с совместным обсуждением новых работ, «заботой» о жизни рабов, разрешением им жаловаться на жестокое обращение способствует росту производительности труда. Однако Колумелла понимал, что организация работы рабов, даже в присутствии приказчика и надсмотрщиков, могла быть некачест­венной. Колумелла видел ограниченные возможности рабовладения, но все же надеялся компенсировать их совершенствованием агрикуль­туры с помощью раба-специалиста, опытного вилика и строгого, квалифицированного хозяина имения. Не случайно «хозяйский глаз» является важнейшим фактором организации труда в поместье.

Плиний Старший (23—79 н.э.) не написал специального агрономического трактата, но написал «Естественную историю» в 37 книгах. Его сочинение является своеобразной энциклопедией естественнонаучных знаний античности, содержит сведения по истории искусства, истории и быту Рима. Плиний прямо осуждал рабовладельческие отно­шения, ставил вопрос об эффективности земле­дельческого труда. Он призывал землевладельцев к умеренности. По его мнению, плох тот хозяин, который покупает то, что можно получить в своем имении. Плиний вновь предложил аграриям исполь­зовать натурально-хозяйственные возможности в организации производства.

Плиний не одобрял чрезмерную интенсификацию хозяйства, но отмечал, что «земледелие основано на труде, а не на расхо­дах, а поэтому предки наши и говорили, что самое полезное для поля — хозяйский глаз. Поэтому необходимы выхоленные рабы, железные орудия превосходной работы, сытые волы». Плиний представлял направление обществен­ной мысли, которое стремилось приспособиться к хозяйственной ситуации и сохранить достигнутый уровень интенсивности про­изводства. Он выступал за натурализацию хозяйства, пропаганди­ровал «прилежный» рабский труд новыми, но самыми дешевыми орудиями. Однако в новых условиях это привело бы к падению эффективности рабского труда, поскольку повышение издержек производства было бы неизбежным. Поэтому римский ученый в конце концов отдал предпочтение колонату — переходной форме производ­ства от рабовладения к феодализму.

Вопросы для повторения:

1. Назовите основные письменные источники Древнеегипетского царства, дошед­шие до нашего времени.

2. Какова роль писцов в управленческом процессе в Египте?

3. Опишите основные идеи в области управления народов Передней Азии.

4. Изложите систему административного управления в Вавилонии в 1-й пол. 2-го тыс. до н.э. при царе Хаммурапи.

5. Законы каких городов-государств стали источниками античной управленческой мысли?

6. Кем были заложены основы государственного строя и управления Спарты в VII в. до н.э.?

7. Перечислите основные источники истории римской управленческой мысли.

Резюме по теме:

В Древнеегипетском царстве были созданы первые, дошед­шие до нас письменные источники с упоминанием элементарных аспектов управления. Во II тыс. до н.э. египтяне, стали создавать прототипы будущих табелей о рангах, составлять должностные инструкции для участников процесса управления государственным хозяйством с перечислением их функций, порядка служебной деятельности, должностных обязанностей и прав вер­ховных сановников. Древний Вавилон одним из первых в мире выдвинул и реализовал идею деления страны на административные округа и назначения во главе них правителей, которых посылали сюда вавилонские цари. В Древнем Риме и Древней Греции были заложены основы экономических, правовых, политических и уп­равленческих воззрений ученых средневекового Востока. Сфор­мулированные ими ключевые положения управленческой мысли развивались последующими поко­лениями, став классикой мировой общественной мысли.



infopedia.su