Предпосылки возникновения государства древнего востока. Zaruba / Заруба / 01. Исторические условия возникновения и особенности общественного
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Условия возникновения и особенности формирования государств Древнего Востока. Предпосылки возникновения государства древнего востока


01. Исторические условия возникновения и особенности общественного

1. Исторические условия возникновения и особенности общественного

строя древневосточных государств.

Исторические условия возникновения Древневосточных государств.

В 4-3 тысячелетиях до н. э. возникли первые известные нам государства Древнего Востока. Они располагались в Северной Африке, Южной Азии, в долинах крупнейших рек, в условиях с мягким субтропическим климатом ---> плодородные условия.

Мягкий климат и плодородные почвы, которые естественным путём орошались, способствовали тому, что довольно рано произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему. Этот переход произошёл примерно в 8 тысячелетии до н. э. на рубеже палеолита и неолита и получил название неолитическая революция. Т.к. оседлый быт начинает строительство, появляются ремёсла, каменные орудия, и это изменяет жизнь людей коренным образом.

Со временем происходит отделение земледелия от скотоводства – первое крупное общественное разделение труда; возник обмен. Второе – ремесло отделяется от земледелия. С разделением труда и с появлением металлических орудий человек оказался способен производить прибавочный продукт – сверх того, что ему необходимо для жизни. Это коренным образом изменило отношение к пленным. Раньше пленных убивали, а теперь стали использовать их рабочую силу, т.к. потребность в этом была большая. Условия благодатные, но для того, чтобы выращивать, необходимо было строить каналы, создавать плотины, т.е. проводить ирригационные (мелиоративные) работы, и пленных стали использовать на этих работах -> они превращались в рабов.

В то же время сложные процессы происходят внутри родовой общины. С повышением производительности труда, совершенствованием орудий происходит смена коллективного труда индивидуальным. Коллективное хозяйство родовой общины разлагалось, уступало место индивидуальному хозяйству больших семей, при этом община не исчезает, но трансформируется в соседскую общину. Соседская община – это коллектив соседних семейств, не обязательно сородичей, земля находится в верховой собственности общины, но распределена между членами общины – наделы, т.е. складывается индивидуальный фонд, но индивидуальное хозяйство всегда будет развиваться по-разному, в зависимости от разных факторов: количества мужчин, плодородной земли и т. д. -> продукты семьи будут получать разные. Одни семьи становятся экономически более сильными, другие – более слабыми. Развивается расслоение неравенства.

Должностные лица общины выдвигались из экономически более сильных семей. Постепенно выдвигаются должностные лица из одних и тех же семей. Эти семьи аккумулировали опыт, знания. Из них сложилась знать. Процесс расслоения продолжался, часть общинников нищала из-за неурожая, деградировала до уровня рабов, некоторые общинники лишились своих наделов, изгонялись из общины. С другой стороны, верхушка начала всё более концентрировать земельные участки, эксплуатировать труд рабов, т.е. по мере усложнения хозяйства постепенно формировались классы, сословия. Возникали сложные социальные отношения. Общинная знать составила эксплуатирующий класс, родовые общинники – мелких неэксплуатируемых производителей, а чужаки – эксплуатируемый класс.

Появляется соответствующий аппарат, который должен регулировать многообразные отношения, складывающиеся между людьми – вождь, старейшины всё более возвышаются над коллективом, обладали властью над ними.

Власть (Вебер) – это возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, либо при соглашении их

Органы управления общины преобразовались в органы государственной власти.

Государство возникло не только как аппарат принуждения, угнетения классов, но и как регулятор многообразных отношений и как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети (мелиоративных работ), системы искусственного орошения.

Первые государства, возникшие на небольшой территории, несколько соседских общин (территориальные общины) в конце 4 – начала 3 тысячелетия до н. э.

Такие первые государства условно называют номами. Номы – первые небольшие государства. Они имели центр, где находился храм божества, резиденция вождя, склады оружия, мастерские. Всё это для безопасности огораживалось. Такие номы назывались города-государства. Бывший вождь становится монархом; знать, совет. Номы часто враждовали между собой и постепенно в конечном счёте складываются обширные государства в результате завоеваний, однако была и экономическая предпосылка образования этих государств: потребность в организации ирригационных работ на большой территории.

Особенности общественного строя на Древнем Востоке:

  1. Особенности, связанные с рабством и рабовладением.

  1. Труд рабов здесь не стал преобладающим в основных сферах производства, т.е. земледелии и ремесле; основными производителями материальных благ оставались свободные общинники, ремесленники (рабы в определённой степени использовались в земледелии, но в основном использовались на самых тяжёлых работах)

  2. Рабы не были каким-то однородным классом, их положение различалось. Были рабы-вещи, другие имели некоторые права (иметь имущество, семью). Т.е. существовало порой патриархальное рабство, кроме того, были подневольные люди рабского типа.

  3. Большое значение имело коллективное рабовладение наряду с частным владением рабами (государственные рабы, храмовые рабы и т.д.)

  4. Источники рабства: военный плен, естественный прирост, долговая кабала.

  1. Особенностью социально-экономического строя на востоке является длительный застой соседских общин. Это объясняется особыми условиями климата и почвы. В древности многое зависело от природных условий, при которых земледелие было успешным. Поддерживать каналы, плотины в нужном состоянии должно было большое количество людей –> длительное существование соседской общины. Общинники были основными производителями материальных благ. Общинники платили государству налог и призывались на различные общественные работы, т.е. трудовая повинность. В это время (трудовая повинность) их положение приближалось к положению рабов. За долги они могли быть обращены в кабалу, т.е. практически в рабское состояние.

  2. Для Востока особенностью социально-экономического строя является наличие и большая роль храмового хозяйства. Формы земельной собственности. Одно время господствовала теория о верховной собственности государства на землю. В последнее время обычно говорят о двух секторах в экономике: царское храмовое хозяйство, в котором широко использовался труд лиц, потерявших свой надел, и общинно-частное хозяйство, члены общины имели право владеть землёй, иметь её во владении и даже в собственности, но если общинник продаст участок – он выбывает из общины. Следовательно, купля-продажа земли на Востоке не практиковалась, т.е. частной собственности на землю не существовало. Община тормозила её развитие.

В разных государствах преобладание разного сектора экономики. В Вавилонии наряду с царско-храмовым хозяйством большое место занимали общины. В Древнем Египте было явное преобладание царско-храмового хозяйства.

  1. На Древнем Востоке наряду с делением общества на классы существовало деление на сословия. Сословие – большая группа людей, которая отличается по правовому положению.

Классы:

1) эксплуататоров, которые состояли из жрецов, военных и светской знати. Причём жрецы играли большую роль в общественно-политической жизни;

2) класс эксплуатируемых: рабов и подневольных людей рабского типа, а между ними

3) класс мелких предпринимателей (свободные): ремесленники, общинники, земледельцы

Сословия:

1) свободные члены общины – у них были и личностные права, и имущественные права;

2) свободные не члены общины – имущественного права, личностные права были в меньшей степени, чем у свободных членов общины;

3) рабы

В Древней Индии следующие сословия (варны = касты)

Брахманы – жрецы

Кшатрии – воины

Вайши – земледельцы, ремесленники, торговцы

Шудры – слуги

Переход из одной варны в другую был практически невозможен.

Выводы:

Это раннее рабовладельческое общество

В 60-е годы считали, что это какой-то особый азиатский способ производства

Своеобразный рабовладельческий строй (здесь нет чёткой границы между свободными и рабами; свободное состояние постепенно переходит в рабское).

studfiles.net

Условия возникновения и особенности формирования государств Древнего Востока

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующие-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае — еще в IV—III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над. рядовыми общинниками. Государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого население, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами. Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ — их традиционность.

Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.

Законы царя Хаммурапи-памятник права Древнего Вавилона

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали:

1. законы предшествующих правителей;

2. обычное право;

3. собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные решения судебных дел.

 

Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения "истинного счастья и доброго правления" (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи). Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу. В источниках времени его правления упоминаются "указы о восстановлении справедливости", которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, возмещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бедствий.

 

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными).

 



infopedia.su

Исторические условия возникновения государств Древнего Востока — Государство и право древнего мира

Термин «Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Междуречье, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду; субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы - образуют районы с плодородной почвой.

Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, становилось возможным только при создании единой ирригационной системы. Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV-III тыс. до н.э. древневосточные родоплеменные структуры уже трансформируются в протогосударства. В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, создаваемым за счет завоеваний своих соседей и аннексий.

Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы либо племенные вожди. Постепенно эти протогосударства утрачивали черты родоплеменной, клановой организации. Чаще по воле сильнейшего они объединялись в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным авторитарной властью. Такие государства, поначалу не всегда монархические, постепенно путем заключения союзов с другими государственными образованиями, племенами и их объединениями, но чаше в результате завоеваний складывались в большие относительно централизованные государства. Это в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой на определенной территории ирригационной системы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства, в условиях сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.

В древнем мире мощным интегрирующим фактором выступали военные завоевания. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Так, вторжение индоариев во II тыс. до н.э. положило начало древнеиндийской цивилизации в долине Ганга. В Древнем Китае возникновение раннего государства связано с завоеванием военно-политического союза Шань-Инь на рубеже XII-XI вв. до н.э. племенем Чжоу, которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоевательной политики Саргона Аккадского (2316-2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу - Шумеро-Аккадское царство. Совершенствование системы государственного управления, активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи. Империя - это сложное политическое образование, объединяющее население под началом жесткой централизованной власти.

Важным обстоятельством в процессе образования государств Древнего Востока стало появление феномена «власти - собственности». Особенностью древневосточных цивилизаций являлось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Верховным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться ею, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту - налог. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор - царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения ими вплоть до продажи. Однако частное землевладение было обусловлено выполнением повинностей в пользу государства. Коллективным наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками. Таким образом, земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в лице старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение и социальной элиты.

ifreestore.net