Образование древнейших государств в Междуречье. Транспорт в древнем междуречье
4. Водный транспорт - Стр 2
Военный корабль Египта
Мореходное торговое судно Египта (1500-е годы до н. э.)
На далеко выступающем ахтерштевне крепилось одно, но крупное, рулевое весло. Дополнительную прочность корпусу давали банки от борта до борта. Гребцы прикрывались от стрел 80-сантиметровым фальшбортом. По оконечностям судна жестко крепились огражденные площадки для лучников, которые располагались, кроме того, в плетеной корзине на топе мачты. Египетские лучники, имевшие на вооружении дальнобойные (поражение 150 – 160 м) луки, были основной ударной силой египетского боевого корабля. Длина таких судов колебалась от 30 до 40 м.
Развитие морской торговли в Древнем Египте влекло за собой совершенствование конструкций судов. Появились носовой и кормовой брусья. На них были сделаны шипы, куда входили доски обшивки. Уменьшился носовой свес, рулевые весла были увеличены и закреплены в прочных уключинах. Однако из-за еще недостаточной продольной прочности корпус стягивали канатом на специальных опорах. На носу и корме имелись небольшие площадки. Мачта с прямым парусом и две загнутые на концах реи составляли парусное вооружение. Якорем служил камень, обвязанный канатом. Водоизмещение египетских морских судов (в 1500 годы до н. э.) достигало 60 – 80 тонн. Строились и более крупные суда для перевозки строительных материалов, каменных блоков для пирамид, обелисков. Вдоль планширей бортов крепились небольшие колышки-уключины, к которым привязывались короткие весла с копьевидными лопастями.
Начав строить суда-великаны еще во времена царицы Хатшепсут (1500 лет до н. э.), древние египтяне стали, пожалуй, первыми кораблестроителями, всерьез «заболевшими» гигантоманией.
Царица вела активное храмовое строительство, в помощь которому и предназначались огромные корабли. По ее велению было создано транспортное судно водоизмещением 1,5 тыс. тонн, имевшее длину 63 м, ширину 21 м, высоту борта 6 м и осадку 2 м. Днищевые стрингеры были собраны из толстых брусьев, шедших от одного штевня до другого, а бимсы – из трех рядов брёвен, протянутых через наружную обшивку.
Корабли Хатшепсут. Прорисовка рельефа из храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри
Монументальность корабля не оставляла сомнений в том, что он справится с почетной миссией – перевезти по Нилу два 350-тонных гранитных обелиска от скал Асуана в священный город Фивы. Двигаться вперед ему, однако, было довольно тяжело: судно тянули на буксире лодки, на нем же самом были установлены только четыре рулевых весла в корме. Рост водоизмещения и размеров кораблей древних египтян подстегивался достижениями греков – их соседей и соперников на море. Так, согласно письменам, оставленным современниками этих далёких событий, ответом Египта на строительство весельного гиганта «Сиракузянка» водоизмещением 4,2 тысяч тонн стало громадное по тем временам многоярусное судно длиной 128 м с 4 тысячами гребцов. Ширина его достигала 17 м, высота носа и кормы над водой 22 м, а водоизмещение − 3 тыс. тонн. Мачта имела высоту около 40 м, тогда как длина весел верхнего яруса доходила до 19 м.
В 1952 году у пирамиды Хеопса было найдено древнейшее египетское судно возрастом около 4,5 тыс. лет. Это погребальная ладья фараона.
Конструкция корпуса судна из пирамиды Хеопса
Её нашли в разобранном состоянии в траншее, вырубленной в известняке, видимо, для экономии места её разобрали. 650 деталей были аккуратно уложены в 13 слоев и засыпаны щебнем. Реконструкция этого судна продолжалась 16 лет, закончилась только в 1968 году. Серповидный корпус судна водоизмещением 40 тонн имел длину 43,4 м при ширине 5,9 м. На нем имелось лишь шесть пар весел длиной 7,8 м и только два коротких (6,8 м) кормовых весла – с виду типичная речная «плоскодонка» шитой конструкции. Однако в пазах продольного бруса-киля устанавливались пришитые к бортам бимсы для настила палубы. Смолистые доски из кедра и смоковницы хорошо сохранились. Удалось представить и технологию постройки: доски внешней обшивки собирались встык и скреплялись веревками. Герметизация продольных швов осуществлялась рейками. На поперечные днищевые балки канатами крепился продольный брус. Канатами крепились и бимсы, и доски палубы. В воде доски корпуса набухали, канатные стяжки обтягивались, судно становилось водонепроницаемым.
Ладья, найденная у пирамиды Хеопса
Ладья из комплекса Сенусерта III в Дахшуре. Каир, Египетский музей
Как считают египтологи, на этой ладье и отправился фараон в свой последний путь. После реставрации замечательная находка археологов была выставлена на всеобщее обозрение в специально созданном для этого музее, который находится неподалеку от гробницы легендарного фараона.
Египтяне не представляли без лодок и кораблей не только реальную, но и загробную жизнь. На гробнице вельможи в ряду наиболее достойных поступков, совершенных усопшим, одним из первых значится: «Я делал лодку не имевшим лодки» – это, очевидно, по древнеегипетским понятиям, почти то же самое, что спасти человеку жизнь. Чтобы владыка и на том свете мог вспоминать свои корабли, в усыпальницу фараона Ахтоя были положены многочисленные модели различных судов – оригиналы не могли вместиться в помещения гробницы. Эти миниатюрные копии дают ученым возможность реконструировать различные типы судов: для торговых путешествий, для перевозки грузов, для погребальных церемоний.
Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II.
Дерево. Каир. Египетский музей
В более поздние времена (II тысячелетие до н. э.) в Египте появляются боевые корабли, у которых носовая часть приспособлена для нанесения таранного удара. На настенных рельефах храма Мединет Хабу, выполненных по приказу Рамсеса III около 1190 года до н. э., изображена битва египетского флота с кораблями «народов моря».
Битва Рамсеса III с «народами моря». Прорисовка рельефа из храма Рамсеса III в Мединет Абу
«Народы моря» представляли собой морских пиратов, базировавшихся на островах Средиземного моря и на побережье Южной Европы. Они неоднократно нападали на Египет. Приблизительно в 1200 году до н. э. фараон Рамсес III, имея флот в 400 судов, у города Мигдол в Ливии смог разбить флот «народов моря», в союзе с которыми выступали ливийцы. Это было первое из известных в истории морских сражений.
Морская битва с «народами моря» при Рамсесе III Часть рельефа из храма Мединет-Хабу
В период царствования фараона Нехо нанятые на службу моряки-финикийцы по приказу владыки на своих судах обогнули Африку. Выйдя из Красного (Эритрейского) моря, они прошли Индийским океаном (Южное море), миновали Гибралтар (Столбы Мелькарта) и вернулись в Египет. Только через 2 000 лет этот подвиг смог повторить Васко да Гама. Кстати, этот же фараон, подвижник мореплавания, начал восстанавливать канал, соединяющий восточный рукав Нила с Красным морем. По легендам египтян, он был прорыт великим завоевателем Созострисом, личность которого учёными-египтологами не установлена. Однако есть сведения, что уже в 1470 году до н. э. канал существовал. На стене храма в Фивах царицы Хатшепсут сохранился рельеф, на котором изображён маршрут экспедиции, направленной в Африку, и указано, что флот прошёл из Нила в Красное море без остановки. Движущиеся пески пустыни заносили русло канала, и его приходилось снова и снова восстанавливать. Известно, что эти работы проводились и в царствование Рамсеса II Великого (1317–1251 годы до н. э.), а после фараона Нехо их продолжил персидский царь Дарий, который правил Египтом в 522–486 годы до н. э.
Персидский царь Дарий
Сохранилась надпись, сделанная Дарием: «Я повелел прорыть канал от реки Нил, которая течёт в Египте, до моря, которое простирается до берегов Персии. Этот канал был прорыт, как я повелел, и суда по нему плыли от Египта до Персии во исполнение моей воли». Есть данные, что при строительстве погибло 120 000 рабов и египетских крестьян, но работы были закончены. Как свидетельствует Геродот, по этому каналу можно было плыть четыре дня, а ширина его была такова, что две триеры могли плыть рядом и не мешали друг другу. Позже, когда погибла египетская цивилизация, канал был засыпан. Новую, но неудачную попытку восстановить канал предпринял Наполеон во время своего египетского похода в 1798 году. Экспедиция вокруг Африки, организованная фараоном, была пробой сил. Имеются свидетельства о походах египетских кораблей в район нынешних Ливана, Сирии, а также на восток – к Индии, откуда местные купцы привозили благовония, драгоценности, пряности. Сохранили глиняные таблички и имя одного из первых египетских мореходов – кормчего Ун-Амуна, который в XI веке до н. э. совершил переход в финикийский порт Библ и оставил подробный отчет об этом. Кстати, упоминания о многочисленной касте кормчих и о касте толмачей позволяют заключить, что плавания в соседние страны стали делом обычным.
Флот Древнего Египта был, прежде всего, речным флотом. Объясняется это тем, что египетские жрецы считали море средой обитания злых сил. Поэтому не только выходить в море, но ловить и употреблять в пищу морскую рыбу долгое время считалось страшным грехом. Морская торговля осуществлялась соседними странами – критянами и финикийцами. Однако смелые морские экспедиции уже задумывали наиболее дальновидные фараоны. О кораблях египтяне писали, корабли рисовали, модели кораблей помещали в погребальную камеру пирамиды, о кораблях рассказывали сказки. Среди первых известных нам египетских литературных произведений можно назвать «Сказки сыновей фараона Хуфу», а среди них одна из самых ужасных – сказка о потерпевшем кораблекрушение мореплавателе, оказавшимся на необитаемом острове и вступившим в борьбу с чудовищем. Ученые относят время возникновения этого сюжета к XX веку до н. э.
Река Нил, как главная водная артерия, сыграла большую роль в образовании Египетского государства. Даже гимн эпохи XII династии (начало II тыс. до н. э.) звучал так: «Слава тебе, Нил! Слава тебе, явившемуся на землю, в мир, чтобы подарить жизнь Египту».
Благодаря практически постоянным северо-восточным ветрам парусные суда поднимались вверх против течения Нила. Вниз по течению суда спускались самосплавом вплоть до Средиземного моря. В дельте Нила уже к 3000 году до н. э. возник морской порт А-Ур. После завоевания Египта Александром Македонским в 330 годах до н. э. на месте А-Ура был выстроен новый порт и город, названный Александрией. Крупные папирусные суда плавали по Средиземному морю с заходом в Черное, Мраморное, Эгейское, Адриатическое и другие окрестные моря. Как показало экспериментальное плавание в 1969 – 1970 годах на папирусном судне «Ра» норвежского этнографа Тура Хейердала, на больших папирусных кораблях древние египтяне могли добраться из Африки даже до Америки.
Судоходство в Древнем Египте происходило не только по Нилу и его притокам, но и по искусственным сооружениям – оросительным каналам, которые имели для этого достаточные размеры. Особенно развилась сеть таких каналов во времена правления Сесостриса III (1878 – 1841 годы до н. э.). Каналы служили не только для судоходства, они накапливали воду в паводок для использования ее для орошения, а также для питьевого водоснабжения пресной водой из Нила, поскольку в колодцах вода была солоноватой. При этом же фараоне началось строительство большого канала от дельты Нила к Красному морю (будущего Суэцкого канала). При фараоне Рамзесе II было построено около 70 км канала, канал строился и при фараоне Нэхо (616 – 601 годы до н. э.). По сообщению Геродота, Нэхо прекратил строительство из-за неблагоприятного изречения оракула. По одним сведениям, строительство канала закончилось при фараоне Дарии I (522 – 486 годы до н. э.). Однако древнегреческий историк и географ Страбон (64 год до н. э. – 24 год н. э.) в своих книгах «География» пишет, что Дарий «бросил почти законченную работу, ибо его убедили, что Красное море лежит выше Египта, и если прокопать весь перешеек, то Египет будет затоплен морем». По другим сведениям, строительство канала было закончено при фараоне Птолемее II. Канал питался водой из Нила, это благотворно влияло на состояние водных объектов, через которые проходила трасса канала. Страбон пишет: «Канал протекает через так называемые Горькие озера, которые прежде были действительно горькими. Но с тех пор, как прорыт канал состав воды изменился от примеси речной воды; теперь они изобилуют рыбой и водяной птицей». Геродот путешествовал по этому каналу и так описал его: «Этот канал длиною в четыре дня морского пути и настолько широк, что в нем свободно могут разъехаться две триремы». В другом месте он дает точные размеры канала – ширина 70 локтей (локоть ~ 0,5 м). Затем канал пришел в запустение и был заброшен, скорее всего, из-за обмеления Нила. Римский полководец Марк Антоний (83 – 30 годы до н. э.) прибыл в Александрию после поражения египетского флота и застал царицу Египта Клеопатру в тот момент, когда ее корабли волоком транспортировали через перешеек между Нилом и Красным морем.
При императорах Траяне (53 – 117 годы н. э.) и Адриане (76 – 138 годы н. э.) канал был восстановлен, расширен до 100 локтей и долгое время назывался «рекой Траяна». Существовал он и во времена владычества в Египте арабов. Историки тех времен писали: «Корабли, нагруженные зерном, спускались по этому каналу в Аравийский залив. Омар приказал очистить и углубить его». В таком виде канал просуществовал еще 150 лет и по приказу калифа Абу Джафара в 776 году вход в канал из Красного моря был засыпан грунтом и камнями. Мнения историков о причинах этого разделились. Одни считают, что арабы, основавшие Багдад опасались, что канал помешает успешной их торговле. Другие ссылаются на восстание в городе Медине и опасность разрушения Египта как целостного государства.
Трасса древнего канала проходила по низменным местам, по которым прошел и современный Суэцкий канал в его южной части.
Суэцкий канал (фото со спутника)
Шумерская цивилизация в Месопотамии
Одними из древнейших известных гидротехнических сооружений, относящихся к середине III тысячелетия до н. э., были каналы в Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата). Они образовывали систему, которая с течением времени дополнялась новыми звеньями и функционировала вплоть до арабских завоеваний VII века.
Тигр и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистралями страны: обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией. Необходимость получения из соседних стран различных видов недостающего сырья способствовала развитию довольно значительной внешней торговли. Так, мы знаем, что шумерийцы привозили медь из Элама, Ирана и Ассирии, а дерево – из горных районов, лежащих к северу и востоку от Двуречья. Несмотря на довольно широкие территориальные рамки, эта торговля была ещё весьма примитивной. Это была древнейшая меновая торговля, при которой товары одних видов лишь обменивались на другие товары. Расширение торговли в древней Месопотамии влекло за собой и развитие транспорта.
В изрезанной каналами Месопотамии сухопутными дорогами служили дамбы. По ним проходили магистральные царские дороги во все концы страны. По ним передвигались повозки, запряженные ослами, мулами, волами, и вьючные караваны из ослов и верблюдов, пользуясь вьюками, колесницами и повозками, передвигавшимися при помощи очень примитивных дисковых колёс. Образцы этих примитивных колесниц и их изображения были найдены при раскопках города Ура.
Но особо важную роль в стране издревле играл водный транспорт, ибо реки и каналы — самые удобные и дешевые пути сообщения.
У вавилонян существовали различные типы судов, начиная с деревянных кораблей и лодок, ходивших на веслах и под парусами, и кончая рыбачьими челноками из тростника.
В Восточной пустыне существует долина, получившая название «Отца строителей лодок» – Вади-Абу-Макарат-эль-Нес. (Вади – русло древних оросительных каналов). Ещё в 1936 – 1937 годы здесь были найдены рисунки на камне, изображающие шумерские лодки с высоко загнутыми носами.
Наиболее распространенным типично вавилонским видом грузового судна была гуфа. Геродот описывал ее следующим образом: «Вавилонские суда, плавающие по реке в Вавилон, имеют круглую форму и целиком сделаны из кожи. Нарезав в земле армениев, что живут выше ассирийцев, ивы и сделав из нее бока судна, они затем обтягивают их обшивкой из кож и делают подобие дна, не раздвигая стенок кормы и не суживая носа, но придавая судну форму круглого щита. После этого все судно наполняют соломой, нагружают и пускают вниз по реке. Груз состоит главным образом из бочек с пальмовым вином. Судно направляется с помощью двух рулей двумя стоящими в рост мужчинами. Один из них тянет руль к себе, а другой толкает от себя. Суда эти делают и очень большими и поменьше; самые большие из них поднимают пять тысяч талантов (131 т) груза. В каждом судне помещается по одному ослу, а в более крупных – несколько. Когда плавающие прибудут в Вавилон и распродадут груз, они сбывают также остов судна и всю солому, а кожи навьючивают на ослов и отвозят их к армениям. Ведь вверх по реке из-за быстроты течения суда эти вовсе не могут плыть. Прибыв с ослами обратно к армениям, вавилоняне таким же способом снова делают себе суда. Таковы у них суда».
В туфах, подобных вавилонским, жители Ирака по сей день плавают по Тигру и Евфрату.
Рисунки шумерских лодок из долины Вади-Абу-Макарат-эль-Нес
Священная барка богов. Оттиск печати из Варки (Шумер), III тыс. до н. э.
Задолго до основания древнеегипетского царства посреди пустыни на скалах были нанесены бесчисленные изображения кораблей и лодок, которые очень похожи на шумерские. У них высокие нос и корма, они плоскодонные и не похожи на лодки, на которых египтяне позже плавали по Нилу.
Грузовые суда Вавилона
Недалеко от Канаиса найден рисунок судна, на котором стоят 69 фигур, ещё один рисунок, на котором видны рубка, 50 членов экипажа, и один из них, возвышающийся над всеми, указывает на запад в сторону Нила. На скалах найден рельеф длиной 1,8 м с изображением судна с 70 членами команды, которое тянут на канатах. Такой сюжет не единичен. Каменные рисунки, на которых люди, изображенные в виде насечек, тянут за собой суда различной величины, попадаются довольно часто.
Все изображения нанесены вдоль направления движения этих лодок, волоком пересекающих пески от Красного моря к Нилу, на пути к золотым копям Восточной пустыни. Это является ещё одним подтверждением, что шумеры с побережья тянули корабли канатами в направлении Нила.
Туфа – вавилонский водный транспорт
По своей сути – это рассказы об экспедиции мореходов, высадившихся на западном побережье Красного моря. Учёные назвали их «Люди квадратных лодок».
Первые свои лодки шумеры строили из камыша. Однако беда заключалась в том, что он активно впитывает воду, и плавучесть такого корабля была низкой. Тогда для защиты корабля его днище и борта стали покрывать битумом, который в избытке давали месторождения северной Месопотамии. Кстати, и в наши дни лодки некоторых арабских племен покрывают битумом. Обнаруженные рисунки позволяют разглядеть на носу кораблей шумеров тяжёлые камни, которые должны были усилить таранные качества судов и не позволяли обнажить днище.
Именно на таких судах шумеры начали свой путь в Египет, отправившись из Персидского залива, обогнули Аравийский полуостров, пройдя вдоль побережья Индийского океана, вошли в Красное море. Их плаванию на юг от Шумера способствовали господствующие ветры, которые помогали кораблям нести на себе груз до 20 тонн. Тур Хейердал построил такую лодку, назвав её «Тигрис», и доказал, что подобные суда способны к морским плаваниям.
Шумеры, отправляющиеся в морские плавания в Египет, делали частые остановки на маршруте. Одной из главных стоянок стал Пунт, влияние которого распространилось на оба берега в южной части Красного моря. Пунту принадлежал и остров Хафун, входящий в состав Бахрейнского архипелага. Основав на этом острове укрепление, шумеры взяли под контроль всё побережье. Именно с островов, как считают некоторые ученые, и вышел народ, известный позже как финикийцы. Египтянам они были известны как «люди Фин» – жители Земли Богов, или страны Пунт. Найденная в Египте надпись, нанесенная на каменную плиту около 3 тыс. лет до н. э., свидетельствует, что сорок кораблей, наполненных кедровым лесом, прибыли в Египет из Финикии. До сих пор жители современного Ирана пользуются еще одним вавилонским типом судна – келеком, плотом на кожаных бурдюках, надутых воздухом.
Келек – вавилонское судно
Финикия
Место лидера на просторах Средиземного моря с X века до н. э. заняла Финикия. Ее история не менее древняя и славная, чем история Египта. Расселение финикиян на восточном побережье Средиземного моря относят к 2000 годам до н. э. Этот народ пришел на Левантийское побережье Средиземного моря, где узкая полоска земли, огражденная горной грядой, протянулась вдоль моря длиной 200 км и шириной от 15 до 50 км. Сегодня эта территория поделена между Сирией и Ливаном.
В некоторых местах горные хребты подступали прямо к морю и затрудняли сухопутные передвижения между поселениями, возникшими на побережье. Людям было проще осуществлять связи морем. Кедровые леса, покрывавшие склоны гор, были главным богатством страны. Кедр был лучшим материалом для строительства кораблей, и финикияне строили их и для себя, и для продажи. На своих судах они вывозили и стволы кедра. Так, например, найденная в Египте надпись, нанесенная на каменную плиту около III тысяч лет до н. э., свидетельствует, что сорок кораблей, наполненных кедровым лесом, прибыли в Египет из Финикии.
Народ это был любознательный, переимчивый. Они переняли у древних шумеров и у критян массу полезных навыков. И прежде всего, научились строить из дерева суда с килем и шпангоутом, научились ориентироваться по Полярной звезде, знали основы навигации. В период своего наивысшего расцвета Финикия была связана практически со всеми частями света, знакомыми древнему миру. Они руководствовались теми сведениями о земле, которые стали достоянием человечества лишь через 2,5 тыс. лет, ко времени Великих географических открытий.
Финикийские кормчие внесли вклад в морскую науку, введя деление окружности горизонта на 360°, кроме того, они составили для моряков надежные небесные ориентиры.
Важнее, чем кедр и технологии строительства кораблей для человеческой цивилизации стало распространение финикийцами алфавита, который, как предполагают, они создали. Линейное письмо также возникло в Финикии около 1500 года до н. э. и вытеснило постепенно все другие формы письма. Кириллица, латиница, арабское и еврейское письмо берут начало от финикийского алфавита. Историки считают, что без алфавитного письма развитие мировой письменности, науки и литературы было бы невозможно. Распространили и алфавит, и линейное письмо по всему древнему миру именно финикийские мореплаватели.
Финикийцев с полным основанием можно считать первыми торговыми мореплавателями.
Навыки строительства кораблей с килем, способных совершать морские плавания, финикийцы переняли от критян и от «народов моря», которые около 1200 годов до н. э. стали переселяться из Европы, и уже имели навыки кораблестроения и мореплавания. Со временем они стали лучшими и кораблестроителями, и мореходами. Их парусники и галеры, имевшие киль, были надежны и красивы. Финикийцы считались лучшими моряками своего времени, и многие государства древних часто использовали их как наемников.
В начале XI века до н. э. жители Леванта плавали на одномачтовых лодках с большим квадратным парусом с высоко поднятыми штевнями, управляемых рулевым веслом. Борта соединялись палубным настилом, на котором купцы держали свой товар. Вначале они плавали главным образом по рекам – Тигру, Евфрату, Нилу, но затем освоили Персидский залив, Красное и Средиземное моря. Выходили они и за Гибралтар, достигали Британских и Канарских островов, берегов Индии.
В 36 км от финикийского берега лежит остров Кипр – первая из множества прекрасных гаваней на удобном морском пути, который пролегает по Средиземному морю.
studfiles.net
9. Путешествия и географические знания народов Междуречья.
В XVII в. на Ближнем Востоке были найдены глиняные таблички с клинописными письменами, подтверждающими существование там великих центров мировых культур – Междуречья и Месопотамии. В этих письменах содержатся сведения и о первых путешественниках. Сведения о первых путешествиях содержатся и в древнем литературном памятнике Шумеро-Акадской культуры «Сказание о Гильгамеше». Там подробно описывается путешествие героя из города Урук во враждовавший с ним город Киш с целью установления мира и торговых связей. Путешествие длилось две недели, и было полно опасностей и приключений. Согласно этим письменам, шумерская культура считается одной из древнейших. По преданию, первые поселенцы появились в южной Месопотамии еще X – IX тысячелетии до н.э. Своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе. Достигнув «большой земли», шумерские путешественники осваивали искусство вождения речных судов. К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. На глиняных табличках, хранящихся в настоящее время в национальном музее Ирака, можно найти сведения с указанием расстояний и времени пути от одного города к другому, сведения о военных походах, биографии правителей. Имеются даже фрагменты географических карт, изображавших земли древнего Шумерского царства. Шумерам были хорошо известны не только просторы иранских пустынь, но и природа Индии. Из расшифрованных текстов известно, что шумеры активно торговали со страной Мелуха (так они называли государство на северо-западе полуострова Индостан). Там же найдены шумерские цилиндрические печати с изображением слонов и крокодилов. Как известно, эти животные никогда не встречались в Месопотамии. Первое централизованное государство, сведения о котором дошли до нас, возникло в третьем тысячелетии до н.э. Правителем этого государства был Саргон Великий. Он прославился военными походами по южному Двуречью от Средиземного моря на западе до Каспийского моря на северо-востоке. Составленные в его правление многочисленные карты и планы, легли в основу первого известного нам описания Передней Азии и стран Персидского залива. Шумеры полагали, что Земля заключена между двумя морями – морем Восхода (Персидский залив) и морем Захода (Средиземное море). Самым знаменитым из городов Месопотамии был легендарный Вавилон, расположенный на реке Евфрат. Название этого города переводится как «Врата Бога». По тем временам (VII век до н.э.) этот город был гигантских размеров с фантастической для этого периода численностью населения – 1 млн человек. Вокруг города были возведены мощные крепостные стены с восемью воротами, названными по имени главных богов. Самыми величественными считались двойные ворота богини Иштар. От этих ворот начиналась «священная дорога процессий», которая проходила мимо дворца знаменитого вавилонского царя Навуходоносора. Главными достопримечательностями Вавилона были храм Мардука и грандиозный 90-метровый зиккурат (т.е. ступенчатый храм) Этеменанка, более известный как Вавилонская башня. Она состояла из семи разноцветных ступеней, последняя из которых была покрыта золотом. Завершить строительство этой башни не удалось, что стало сюжетом для библейских легенд. В Вавилоне было еще одно «чудо света» – висячие сады Семирамиды. В Вавилон стекалось огромное количество путешественников и торговцев. Безусловно, это был самый развитый центр культуры на Ближнем Востоке. Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни людей. Так как путешествия были сопряжены с опасностями, путешественник воспринимался как отмеченный богом человек. Перед путешествием совершались обязательные обряды и жертвоприношения. Подобные примеры можно встретить в эпосе о Гильгамеше. К библейским путешественникам можно отнести пророка Моисея, водившего свой народ по пустыне в поисках лучших земель, Ноя, который в своем ковчеге спас от Всемирного потопа все живое.
studfiles.net
Реферат Месопотамия
ФГБОУ ВПО Пермский государственный национальный
исследовательский университет
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОНАУЧНОГО ПЕРИОДА
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В МЕСОПОТАМИИ
Выполнил: Кривощёков Иван
II курс
ПРП-1,2 -2014
Проверил: Старший преподаватель В.А. Акимов
Пермь, 2014
Оглавление
Введение
1.Общая характеристика Месопотамии
2. Ирригационное земледелие.
3. Достижения
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Целью исследования является развитие представлений о природе и изучение особенностей природопользования в Месопотамии. Все живые существа рождены «пользователями» тех ресурсов, которые существуют в природе. Человек, как высшее творение призван «по уму» – использовать, сберегать, преумножать и распределять эти ресурсы.
1.Общая характеристика Месопотамии.
Месопотамия - (от греческого «Междуречье») - историко - географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек - Тигра и Евфрата, делится с севера на юг на несколько природных районов. В пределах сухой субтропической зоны расположена Верхняя, или собственно Месопотамия; она охватывает 2 природных района: на севере её простирается холмистая страна, куда влажные ветры со Средиземного моря приносят достаточно обильные зимние дожди для ранних посевов и где в древности местами росли кустарники. Несколько далее к югу лежит второй район - сухие степи, но и здесь вдоль речных долин, у источников, с подветренной стороны холмов можно сеять хлеб, почти или совсем не пользуясь искусственным орошением, а в степи достаточно растительности для прокорма стад. Самая крайняя к югу, сравнительно увлажненная полоса этого района расположена по южным склонам поперечной гряды холмов Джебель-Синджар: тут проходит граница сухой субтропической и сухой тропической зон, а далее к югу начинается третий район Месопотамии – «гипсовая» пустыня с ничтожным количеством годовых осадков. Она тянется по обе стороны Евфрата на протяжении около 200 км. В течение VI—IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.
Бассейн нижнего Евфрата — обширная плоская равнина, ограниченная с востока рекой Тигр, за которой тянутся отроги Иранских гор, а с запада — обрывами Сирийско-Аравийской полупустыни. Без надлежащих ирригационных и мелиорационных работ эта равнина местами представляет собой пустыню, местами — болотистые мелководные озера, окаймленные зарослями огромных тростников, кишащих насекомыми. В настоящее время пустынная часть равнины пересечена валами выбросов от копки каналов, и если канал — действующий, то вдоль этих валов растут финиковые пальмы. Кое-где над плоской поверхностью возвышаются глинистые холмы — телли и зольные — ишаны. Это развалины городов, точнее, сотен сосуществовавших последовательно на одном и том же месте сырцовых кирпичных домов и храмовых башен, тростниковых хижин и глинобитных стен. Однако в древности здесь ещё не было ни холмов, ни валов. Болотистые лагуны занимали гораздо больше пространства, чем ныне, протянувшись поперек всего нынешнего Южного Ирака, и лишь на крайнем юге попадались низменные безлюдные острова. Постепенно ил Евфрата, Тигра и бегущих с северо-востока эламских рек создал наносный барьер, расширивший к югу территорию равнины километров на 120. Там, где раньше болотистые лиманы свободно сообщались с Персидским заливом (это место называлось в древности «Горьким морем»), теперь протекает река Шатт-эль-Араб, в которой ныне сливаются Евфрат и Тигр, имевшие ранее каждый своё устье и свои лагуны.
Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько русел. Из них важнейшими были западное, или собственно Евфрат, и более восточное — Итурунгаль; от последнего к лагуне на юго-востоке отходил канал И-Нина-гена. Ещё восточнее протекала река Тигр, но берега её были пустынны, кроме того места, где в неё впадал приток Дияла.
2. Ирригационное земледелие.
От каждого из главных русел в IV тысячелетии до н. э. было отведено несколько меньших каналов, причём с помощью системы плотин и водохранилищ удавалось на каждом задерживать воду для регулярного орошения полей в течение всего вегетационного периода. Благодаря этому сразу возросли урожаи, и стало возможно накопление продуктов. Это, в свою очередь, привело ко второму великому разделению труда, то есть к выделению специализированных ремёсел, а затем и к возможности классового расслоения, а именно к выделению класса рабовладельцев, с одной стороны, и к широкой эксплуатации подневольных людей рабского типа и рабов — с другой.
При этом надо заметить, что чрезвычайно тяжелый труд по строительству и расчистке каналов (как и другие земляные работы) выполнялся в основном не рабами, а общинниками в порядке повинности; каждый свободный взрослый тратил на это в среднем месяц-два в год, и так было в течение всей истории древней Месопотамии. Основные земледельческие работы — пахоту и сев — также вели свободные общинники. Лишь знатные люди, облечённые властью и исполнявшие должности, считавшиеся общественно важными, лично в повинностях не участвовали, землю не пахали.
Процесс улучшения местных мелиоративно-ирригационных систем сопровождался сселением жителей из разрозненных мельчайших поселков большесемейных общин к центру номов, где находились главные храмы с их богатыми зернохранилищами и мастерскими. Ирригационное земледелие резко изменило жизнь местных народов в целом. Получение прибавочного продукта освободило часть людей от работы в полях, ухода за скотом, рытья и обслуживания каналов. Одни посвящали своё время занятиям, не связанным с земледелием: строительству домов, изготовлению орудий труда, утвари, оружия и украшений. Другие становились жрецами, отправлявшими религиозные культы, распределявшими продовольствие, управлявшими системой каналов.
3. Достижения
Месопотамия - колыбель первых в мире цивилизаций. Орошение заметно повысило урожайность полей: излишков зерна оставалось всё больше. Одной из первых земледельческих культур Южной Месопотамии была – Убейдская, названная так по посёлку Эль-Убейд в Ираке, где найдена утварь конца 5 – начала 4 тыс. до н.э. Зародилась меновая торговля: из соседних областей в речные долины привозили лес, камень, медь, золото, драгоценные камни. В обмен вывозили зерно и продукты ремесла – керамику, украшения, статуэтки.
С середины 4 тыс. до н.э. возникают города. Первые возникшие города - Урук и Джемдет-Наср. Урук в третьем тысячелетии до н.э. не утратил своего значения, оставаясь крупным культурно-политическим центром шумеров – народа, давшего начало месопотамской цивилизации. Появился гончарный круг, что позволило изготавливать керамику высокого качества и сделать ее доступной широким слоям населения. Тогда же круг - колесо впервые применили и на транспорте. В тележке прирученный осёл мог перевозить груз втрое больше, чем на спине. Но самым важным новшеством стало появление пиктографической письменности. Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Ввели точную систему измерения времени (разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд).Научились измерять площадь геометрических фигур.Отличать звезды от планет.Посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству. Все это были провозвестники начала новой исторической эпохи.
Заключение
В результате исследования природопользования человека в Месопотамии, я пришёл к следующему выводу. Месопотамская цивилизация — одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания.
Список использованной литературы:
Белицкий М. «Шумеры.Забытый мир» — М.: Вече, 2000.
Бингэм Д., История древнего мира, М. – 2007
Дьяконова И.М. «История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия». — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983
Тюленев А. И., Государственное хозяйство древнего Шумера, М. — Л., 1956
Эрлихман В. «Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт.»
9
studfiles.net
Образование древнейших государств в Междуречье
Природа Южного Междуречья. К северо-востоку от Египта, в Азии, протекают две большие реки — Евфрат и Тигр. Обе они берут начало в горах южнее Кавказа и впадают в Персидский залив.
Территория между Евфратом и Тигром в их среднем и нижнем течении называется Междуречьем. Северная часть Междуречья— холмистая, а южная — низменная и равнинная.
В Южном Междуречье земля глинистая. Зимой здесь идут проливные дожди. Земля покрывается непроходимой грязью. Весной тают снега в горах, где берут начало Тигр и Евфрат. Реки выходят из берегов и широко разливаются. Особенно бурно разливается Тигр; он превращается в стремительный поток воды шириной в десятки километров. Поток размывает берега, разрушает жилища, уносит людей и скот.
Зато речной ил удобряет при разливах землю. Поэтому почвы в Междуречье исключительно плодородны.
С окончанием разлива жара достигает 50° в тени. Почва на высоких местах покрывается твёрдой коркой. В низинах вода застаивается и загнивает; здесь образуются болота.
Первые жители Южного Междуречья. Плодородные почвы Южного Междуречья привлекали сюда земледельцев. Люди поселились в Южном Междуречье за несколько тысяч лет до н. э. Среди болот и зараставших тростником озёр появились редкие родовые посёлки. В них было по нескольку хижин, слепленных из глины и тростника. Жители посёлков занимались мотыжным земледелием, скотоводством и охотой.
Земледельцы рыли каналы для орошения полей и для осушения болот. Они окружали плотинами селения и сады для защиты от разливов, насыпали из глины целые холмы, на которых и люди, и скот спасались во время наводнений.
Жители Южного Междуречья научились делать медные, а затем и бронзовые орудия труда. Они изобрели плуг, пригодный для вспашки тяжёлой глинистой почвы (рис. 41).
Рис. 41. Плуг в Южном Междуречье. Древнее изображение.
К плугу приделана трубка с воронкой. В воронку насыпали семена; посев производился одновременно с паготой.
Каким стало Южное Междуречье в III — II тысячелетиях до н. э. Огромный, напряжённый труд людей превратил Южное Междуречье в цветущую страну.
В III — II тысячелетиях до н. э. на полях, тщательно обработанных крестьянами и орошаемых водой из каналов, зрели богатые урожаи пшеницы и ячменя: одно посеянное зерно приносило до ста зёрен. Вокруг селений зеленели финиковые пальмы. Из фиников изготовляли муку, мёд, вино, а из волокон пальмовой коры плели верёвки и корзины. Пальма имела такое важное значение для жителей Междуречья, что её называли «деревом жизни». На пастбищах паслись овцы с длинной волнистой шерстью, буйволы и коровы.
На холмах стояли города. В них жили и работали ткачи, кузнецы, кожевники, гончары и другие ремесленники. Особенно славились изготовленные в Междуречье шерстяные ткани.
В Южном Междуречье нет залежей меди, золота и серебра. Здесь также очень мало дерева. Население получало всё это из других стран в обмен на хлеб, финики, скот и ткани. Деньгами в Междуречье служили слитки серебра.
Как в Междуречье образовались классы рабов и рабовладельцев. В Южном Междуречье, так же как в Египте, развитие земледелия и скотоводства привело к образованию классов.
Рис. 42. Вид в Южном Междуречье.
Широко расстилается долина Евфрата и Тигра. В долине прорыт канал. На его берегу — сад с финиковыми пальмами. Хижины и заборы сделаны из глины.
Владельцам земли стало выгодно иметь рабов. Заставив их работать, можно было получить столько зерна, что его не только хватало на прокормление рабов, но и оставались излишки. Излишки зерна и скота владелец рабов обменивал на золото, бронзу, тонкие ткани и украшения.
Захваченные на войне пленники становились рабами. Старейшины и вожди племён составили класс рабовладельцев.
Как рабовладельцы заставляли работать на себя бедняков. Большинство населения в Южном Междуречье составляли крестьяне и ремесленники.
Нередко бедняку было нечего есть или не на что было купить необходимые для хозяйства орудия труда. Тогда ему приходилось просить у богатого рабовладельца зерно или серебро в долг. Должник должен был не только вернуть полученное в назначенный срок, но и дать большую приплату к долгу.
Если бедняк мог отдать только приплату, то сам долг оставался за ним. В следующий срок он опять должен был давать приплату. Многие крестьяне и ремесленники, работая всю свою жизнь не разгибая спины, лишь выплачивали всё новые и новые приплаты к старому долгу.
Безземельный бедняк просил богача дать ему во временное пользование участок поля или сада. За это он отдавал владельцу земли половину урожая, собранного в поле, и 1/3 урожая, собранного в саду.
Уже в IV тысячелетии до н. э. в Южном Междуречье первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим. С установлением рабовладельческого строя образовались государства. Без государства — царской власти, войска, чиновников, тюрем — рабовладельцы не смогли бы удержать в повиновении рабов и бедняков.