Торговые отношения древней руси. Торговые отношения Древней Руси с городами Средней Азии в IX - XII веках тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Мухаммадиев, Хужамурод Эгамович
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Внешнеторговые связи древнерусского государства. Торговые отношения древней руси


Внешнеторговые связи древнерусского государства

Русь и Византия

Налаживание тесных связей с Византией, крупнейшей державой торгового мира, имело для Руси не только политическое, но и большое экономическое значение. Империя имела большой вес, рынки приносили хорошую прибыль, сопровождение купеческих караванов давало постоянный источник дохода князьям.

Это во многом и определило выбор в пользу христианства. На этом акцентирует внимание Владимир в экономической политике. Русь хочет быть на равных с самой могущественной державой тех лет, Византией и требует, говоря нашим языком, предоставления ей «режима наибольшего благоприятствования» в торговле.

Если судить по Начальной летописи, то и военные походы на Царьград были вызваны желанием руссов получить экономические выгоды и поддержать выгодный уровень торговли. Еще в договоре Цимисхия со Святославом было прямо сказано, что Царьград готов принимать торговлю русов в качестве союзников, «как искони повелось». По договору Олега русские купцы вообще не платили ромеям никакой пошлины.

Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал в X в. Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядок ежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частных отношений русских в Константинополе к грекам; с этой стороны договоры отличаются замечательной выработкой юридических норм, особенно международного права.

Сохранились и торгово-бухгалтерские записи X в. на керамике из Тмутаракани и Белой Вежи, что говорит о ведении торгово-финансовой работы в районе военно-политических и торговых контактов Древней Руси. О роли торговли в политике писал и Н. М. Карамзин: «Вероятно, что Великие Князья, следуя примеру Скандинавских Владетелей, сами участвовали в выгодах народной торговли для умножения своих доходов.

Государственная подать в IX и X веке состояла у нас более в вещах, нежели в деньгах. Из разных областей России ходили в столицу обозы с медом и шкурами или с оброком Княжеским – что называлось: возить повоз. Следственно, казна изобиловала товарами и могла отпускать их в чужие земли».

Византия стала крупнейшим торговым партнером Древней Руси, хотя в первой трети X в. она и платила дань Руси в виде «укладов» и фиксированной денежной суммы (в виде продуктов на дорогу и на время их пребывания в стране). Русские купцы пользовались в Константинополе торговыми и иными льготами (не платили торговых пошлин и т. д.). Византию посещало не менее 400–500 человек, останавливаясь в предместье св. Маманта (у Маманта, «Мамы»).

Глядя на развитую систему торговли ромеев, русские проникались мыслью о важности роли торговли и купечества. Это был знак для торговых городов Руси – Киева, Новгорода, Пскова и др. В мастерских столицы византийская промышленность была занята производством предметов утонченной роскоши.

Византийцы снабжали ими весь мир. Процветала торговля. Константинополь, расположенный на стыке Европы и Азии, был огромным рынком, где встречались народы Балканского полуострова, задунайских областей и азиатского Востока; русские привозили туда зерно, меха, икру и многочисленных рабов; арабы из Багдада продавали там драгоценные шелковые ткани, как своего производства, так и из далекого Китая; на большом городском рынке, между форумом Константина и площадью Тавра, целый день кипело оживленное движение.

В героическую эпоху восточных славян, при пяти князьях Руси, заложен фундамент военной и экономической значимости Руси. Подчинена влиянию руссов огромная территория. Возводятся новые города, Благодаря торговле с Русью и Балтией Константинополь с конца IX по конец X в. увеличил население в 10 раз – с сорока до четырехсот тысяч человек. Можно сказать, «русский транзит» сделал Константинополь великим государством. Но эта же торговля принесла Руси к концу X в. до одного миллиарда дирхемов серебра (1 миллиард дирхемов – немногим менее 3 тысяч тонн). Две трети суммы осталось на Руси, треть ушла в страны Балтии. Оценка торгового оборота Руси и Византии дает цифру в 5—10 тыс. тонн груза, перемещаемого в древнерусских судах – моноксилах (подобие казацкой «чайки»), вмещавших 40 человек и 10 т. груза. Караван мог составлять 50—100 или более судов. К. Л. Егоров в «Образовании Киевской Руси» подчеркивает, что почти вся экономика Скандинавии в тот момент существовала на «русском» серебре. С киевским флотом в конце X в. могли соревноваться лишь флоты Венеции и Генуи.

Ежегодный грузопоток между Италией и Германией в то время шел через Сен-Готардский перевал и составлял даже в XIV в. не более 1–1,25 тыс. тонн, т е. был во много раз меньше, чем грузопоток между Русью и Византией. Не была в ущербе и Византия. В XII в. одна константинопольская таможня в день собирала пошлин на 20 тыс. золотых монет. В год эта цифра составляла 7 млн. монет, или 33 тонны золота. В этом плане весьма полезным представлялось распространение христианства и среди киевского военно-купеческого населения. Процесс энергично поддерживался Византией в ее собственных интересах, Константинополь был не прочь в исторической перспективе стать хозяином днепровской страны, столь богатой сырьем и товарами. Но и в, то, же время множество россиян вели торговлю в Царьграде, продавая там рабов или покупая разные товары (богатые одежды, сукна, сафьян, пурпур, вино, плоды, перец и т. д.). За дальностью расстояния о фактическом покорении Руси, однако, и речи быть не могло. Потому главным средством для упрочения византийского влияния и контроля должны были стать торговля и религия, а также военные связи. Легко заметить основной экономический интерес, руководивший этой жизнью, сближавший и объединявший отдаленные и разрозненные части земли: дань, шедшая киевскому князю с дружиной, питала внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направлял и внешнюю деятельность первых киевских князей. Деятельность эта была направлена к двум главным целям:

1) к приобретению заморских рынков,

2) к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.

На земли Древней Руси шли торговцы из самых разных стран, со всех концов света – латиняне, мусульмане, иудеи, язычники. К числу основных торговых троп Старого Света того времени, которыми воспользовался ислам, были еще и широтный Великий шелковый путь, и меридиональный путь «из варяг в греки», иначе говоря – великий «рабский путь» с севера Европы через Киев в Средиземноморье. Путь разветвлялся, направляясь в том числе в новые европейские владения ислама – на Иберийский полуостров, в Сирию, Палестину, Иерусалим, Аравию, в Северную Африку. Битва под знаменем ислама, когда вера используется в политических и коммерческих целях, будет продолжаться и далее. Киевская Русь стала федерацией торговых городов, где семейство Рюриковичей выполняло функцию федеральной власти. Киев стал главным оборонительным форпостом «против Степи и центральной вывозной факторией русской торговли». Купцы и товары шли из Киева, Твери, Москвы, Новгорода, других городов не по Дону, а сухим путем на Белгород. Историк М. Н. Тихомиров отмечал, что эта дорога была куда менее опасной, чем путешествие по Дону, где путники испытывали постоянную опасность нападения со стороны степняков. Киев взял на себя и другие важные хозяйственные функции, на сей базе и возникла первая форма Русского государства. Что дали христианство и Византия Руси в плане просвещения? Ромеи с их образованием и почерпнутой из античности культурой окажут благотворное влияние на Италию, Балканы, Древнюю Русь, Закавказье, Крым. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии.

В Византии всегда жили полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанные, с одной стороны, с византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой стороны – черпавшие могучие импульсы из народной культуры». Будучи на тот момент культурнейшей страной в Европе, Византия немало поспособствовала обретению Русью государства и системы управления, став и главным источником славянской грамоты и фактором прогресса. Руссов привлекли в византийцах не только религиозные красоты. Византия – мастерская мира. В этом плане Константинополь был совершенно не сравним тогда с городами Западной и Центральной Европы. «Лучшие произведения искусства делались там, лучшее вино, специи, моды, ткани – все шло из Константинополя. Богослужение там было более торжественным и театрализованным, нежели западное. Единство искусства, поэтики, музыки – все соединял в себе храм, создавая особое сакральное пространство. Купол храма Святой Софии как бы парил над столицей империи, придавая ей неповторимый облик. Когда Русь принимала христианство, самая глубокая, духовная и красивая вера была та, которую исповедовали византийцы. В числе лучших достижений Византии – система образования. Византия и стала одним из главных родников письменности для Руси. Заканчивая характеристику тех условий, в которых появилось и стало распространяться по миру славянское письмо, следует дать ответ на вопрос, что было закономерно и что случайно в самом факте возникновения именно в Византии славянского письма.

Для такого ответа необходимо самым кратким образом охарактеризовать главные особенности созданного Константином-Кириллом славянского письма. Возникновение вопроса о создании письма для славян было закономерно связано с важными особенностями международного и внутреннего положения Империи. Будучи культурным перекрестком Запада и Востока, Европы и Азии, эта страна стала для Руси главным культурным маяком на протяжении веков. Тут за светским обучением, что особенно было важно, признавалась немалая практическая ценность. Выпускники школ, причем даже дети простых людей, а не только знати, могли стать чиновниками императорской и церковной канцелярии, сборщиками податей, секретарями, судьями, адвокатами, офицерами, переписчиками, каллиграфами и т. п. Но чаще всего простые граждане, окончив светские школы, становились преподавателями, которые либо вели в общественных учебных заведениях занятия, либо давали ученикам частные уроки. Получение классического образования открывало в Византии дорогу к служебной карьере, богатству, изменению социального статуса. Как отмечают исследователи, не только светская, но и церковная администрация, как правило, набиралась только из тех, кто окончил школу.

 Связи древнерусского государства с Западной Европой

С VIII века завязываются особенно энергичные сношения с арабами, точнее с теми народами Востока, которые вошли в состав Арабского Калифата. Этот "арабский" период торговли продолжался приблизительно до X в. В IX веке параллельно с "арабской" торговлей заметно оживляется торговля Руси с Византией сначала с Корсунем, потом непосредственно с Константинополем.

Византия стремилась даже ограничить наплыв русских товаров на свои рынки. Однако древнерусское государство, используя военную силу, успешно противодействовало чинимым препятствиям. В шестидесятые годы IX века Русь была сильным и организованным северным соседом Византийской империи. Договоры с греками 907 и 911 гг. не только закрепляли успехи русского оружия, но и отражали реальность исторического и политического существования нового восточноевропейского государства - Киевской Руси, способного успешно отстаивать свои интересы в международных - 5 отношениях.

Одновременно завязываются отношения и с Западной Европой. Торговля с народами Востока шла главным образом по Волге и ее притокам. С верховьев Волги восточные купцы шли дальше к Балтийскому морю. Самым западным пунктом восточной торговли был остров Готланд на Балтийском море. На этом острове и на шведском берегу найдено двадцать четыре тысячи арабских цельных монет и четырнадцать тысяч обломков, а византийских около двухсот.

Огромная масса их относится к X веку, часть - к IX и XI вв. Здесь же находят и монеты западных стран, что говорит о постоянных встречах на этом острове западноевропейских, византийских, и восточных купцов. Несомненно, здесь торговали и русские купцы. Самым северным пунктом этой обширной торговли являлись берега Балтийского моря, самым южным византийские владения и Хазарское царство.

Последнее представляло собой паразитарное государство, расположенное между низовьями Волги и Дона и странами Кавказа.

Ведя грабительское полукочевое хозяйство, население этого государства втягивалось и в торговлю, которую вели купцы с Кавказа, из Средней Азии, Ирана, с одной стороны и Киевской Руси, Новгородского края с другой. Эти купцы производили торговлю мехами, воском, кожей, идущими из районов Камы и более северных мест, в обмен на ткани и оружие из областей Кавказа. Торговля шла главным образом речным путем по Волге.

В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей был путь через Западную Двину и Волхов с его притоками, через систему волоков суда перетаскивались в Днепр, доходили до Чёрного моря и далее вдоль морского берега - до Византии. Полностью этот путь сложился в IX веке.

Другим из древнейших торговых путей был Волжский путь, связывающий Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным дорогам. К моменту образования Древнерусского государства существовало уже несколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переславль, Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов.

Племенные княжения восточных славян объединились в единое государство в IX в. К моменту образования Древнерусского государства произошло объединение трех крупных славянских племенных союзов: Куявы - земли вокруг Киева, Славии - район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании - точно район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо-восточная Русь.

Связи Древнерусского государства с другими странами, в частности со странами Западной Европы, были менее интенсивными и не всесторонними. И, тем не менее, разнообразные контакты между Древней Русью и Западной Европой свидетельствуют о несомненном культурном взаимодействии между этими регионами.

Поскольку Русь в домонгольский период не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, это взаимодействие было вполне равноправным. Стабилизации этого взаимодействия способствовала принадлежность обоих регионов к христианскому миру, причем православная церковь не препятствовала в домонгольский период этому культурному общению.

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII – начале XIII вв. Связи с Западом выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками.

Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.

Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад, много русских изделий обнаружено в Скандинавских странах, в частности, на Готланде, достигали они и Западной Европы.

С середины XI в. на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI – XIII вв. не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию – близких соседей Древнерусского государства.

Однако это культурное взаимодействие не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной кубической конструкции храмов.

Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

И, тем не менее, русские камнерезчики предпочитали изображать светские сюжеты или жизнерадостные мотивы «мировой гармонии», а не мрачные устрашающие картины «страшного суда», адских мучений и жестоких пыток святых, которые преобладали в каменных рельефах западноевропейских романских соборов.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. В западноевропейской литературе нашли отражение сведения о далекой Руси и русских (в песне о Роланде, в песне о Нибелунгах, не говоря уже о скандинавских сагах). Фольклорные мотивы, связанные с образом Ильи Муромца, вошли в немецкую поэму «Ортнит», одним из главных героев которой является король «Илья русский».

Литературные взаимосвязи прослеживаются в западных хрониках и русских летописях. Так, существует известная параллель между легендой Начальной летописи о «призвании варягов» на Русь и англо-саксонской легендой о призвании англосаксов в Британию.

Культурное взаимодействие между Русью и Западом осуществлялось также через паломников и путешественников, поддерживалась связь и по линии церковных отношений. До раздела церквей в 1054 г. церковные отношения были достаточно прочными.

Общая принадлежность к христианству объединяла и противопоставляла христиан всем инаковерующим – язычникам, мусульманам. Внутрихристианские различия еще не были резко выражены, на Руси принимались без особой враждебности католические посольства от папы или германского императора.

В Киеве, Смоленске, Переяславле действовали католические церкви. В молитве «Святой Троицы», которая использовалась на Руси, звучат имена святых Аль-бапа и Ботульфа, которых почитали только в Англии.

Их имена, видимо, занесли на Русь приезжавшие туда англичане. В Новгороде, где было несколько иноземных «варяжских», т. е. католических, церквей, они посещались новгородцами, которые иногда даже крестили там своих детей.

Однако после 1054 г. начались попытки папства «обратить» Русь в католическую веру. Особенно после разгрома Константинополя западными крестоносцами, а также после организации папством в 40-х гг. XIII в. «крестовых походов» на Русь отношения с католической церковью ухудшились.

Это повлияло и на культурные отношения с Западом. Культурное взаимодействие Руси с Западом стало более ограниченным, чем с Византией, но все-таки оставило определенный след в русской культуре

Культурное влияние Запада было переработано местными русскими традициями и позднее оказалось органически включенным в самобытную культуру Древней Руси.

 Сотрудничество с Востоком

На Древней Руси существовали связи не только с Византией и странами Запада, но и с областями Причерноморья, Передней и Средней Азии (в частности, с Ираном и ранним Арабским халифатом). Уже с VIII в. и вплоть до второй половины Х в. на Русь, а через нее на Запад и в страны Прибалтики, Скандинавии шел поток серебряной монеты, которую чеканили в странах ислама.

Во второй половине Х в. положение с торговыми путями изменилось, поскольку к этому времени Новгород, и другие северные города Руси начинают все больше переключаться на торговлю с Западом, а южные города, и, прежде всего Киев, остаются главным центром торговли с Востоком. Связи с восточными странами идут теперь через Северный Кавказ, Закавказье, а также Крым и Черное море.

Таким образом, в Х – начале XIII вв. шел процесс усиления связей Запада с Востоком через Восточную Европу, а вместе с тем и Древней Руси со странами Востока.

В IX – Х вв. наиболее активными в торговле Руси с Востоком были русские воины-купцы. Во время становления классового общества и государства у восточных славян воины – княжеские дружинники – объединяли два вида деятельности: военные походы и торговлю товарами своей страны и захваченной добычей.

Традиционные связи были у Древней Руси с соседним кочевым миром. Эти связи имели сложный, противоречивый характер: частые военные столкновения сочетались с хозяйственным и культурным обменом.

В процессе культурного обмена кочевники, которые в XI – XII вв. жили в лесостепном и степном пограничье Киевской Руси (торки, берендеи, черные клобуки), заимствовали у русского населения навыки земледелия, орудия земледельческого труда.

В свою очередь русские переняли у кочевников некоторые виды оружия (прежде всего саблю). Однако влияние Руси на кочевников было более сильным, так как хозяйственный и культурный уровень русского общества в XI – XII вв. был более развит.

Заметную роль в установлении культурных связей Древней Руси с Востоком играли армянские колонии, возникшие в XI в. в Крыму, а затем в других местах Восточной Европы. Армянские колонии сообщали сведения о Руси в Закавказье и знакомили жителей Восточной Европы с жизнью стран и народов Востока.

В XI – XIII вв. особенно тесными становятся контакты Древней Руси с христианскими странами Закавказья, прежде всего с Грузией. Известны брачные союзы между русскими князьями и царями из династии Багратидов.

Несмотря на то, что в это время русские города уже являются значительными торгово-ремесленными центрами, с русской стороны на восток продавались традиционно русские товары – пушнина, мед, воск.

На Русь же ввозили работы восточных мастеров – металлические и стеклянные изделия, драгоценную утварь, дорогие ткани, которые покупали главным образом знатные и состоятельные люди. Русь в это время – это район, через который шли транзитные пути с Запада на Восток.

Существовали и литературные связи между Древней Русью и восточными странами, в частности с закавказскими христианскими государствами. После христианизации Руси одним из популярных литературных жанров стала агиографическая литература.

Особенно распространенное на Руси «Житие Бориса и Глеба» было переведено на армянский язык. После принятия христианства с греческого языка начали переводить литературные произведения, нередко восходившие к восточной литературе, восточным сюжетам.

Так, уже в первой половине XI в. при Ярославе Мудром на Руси стала известна «Повесть об Акире премудром», написанная еще в VII в. до н.э. в Ассирии, хотя, как полагают, она была переведена на русский язык с греческого.

Большой популярностью на Руси пользовалась переведенная с греческого языка «Александрия» – один из романов об Александре Македонском и его походах на Восток. Русский перевод (также с греческого) знаменитой «Повести о Варлааме и Иоасафе» знакомил грамотных русских людей с индийской литературой.

Таким образом, мы увидели на ряде многочисленных фактов, что Древняя Русь в Х – XII вв. имела постоянные торговые и культурные связи с мусульманскими и христианскими государствами Востока и Запада.

С момента своего возникновения в IX в. Древнерусское государство было местом взаимодействия ряда цивилизаций Запада и Востока. Культура Древней Руси развивалась не в изоляции, но в постоянных контактах с этими цивилизациями, использовала все наиболее ценное из их богатого исторического опыта.

Наиболее глубокими, постоянными и многогранными были ее связи с Византией, Болгарией, а также с другими южнославянскими странами. Более ограниченными во времени были культурные взаимоотношения Руси со странами Западной и Центральной Европы. Они были особенно заметны во второй половине XII – начале XIII вв., но затем надолго были прекращены татаро-монгольским завоеванием.

Наиболее очевидным является культурное взаимодействие Руси с Грузией и Арменией, с кочевыми народами Причерноморских степей. Все культурные импульсы, получаемые древнерусской культурой, переосмысливались в духе местных традиций.



biofile.ru

География торговых связей в Древней Руси — Мегаобучалка

Внешняя торговля традиционно считалась главной опорой Киевской экономики, и даже если, необходимо делать оговорки к традиционной точке зрения, значение внешней торговли отрицать невозможно. Однако нельзя также пренебрегать ролью внутренней торговли в киевский период; если благосостояние высших классов в значительной степени зависело от внешней торговли, то жизнь массы населения еще в большей степени была связана с внутренней торговлей. Исторически во многих случаях внутренние торговые связи между городами и отдаленными регионами Руси предшествовали развитию внешней торговли или, по крайней мере, развивались в районах, впрямую не связанных с внешней торговлей. Так, относительно Днепровского речного пути, торговля между Киевом и Смоленском происходила еще до установления регулярных торговых отношений между Новгородом, Киевом и Константинополем.

Главный фактор развития внутренней торговли в Киевской Руси, как и в других странах, можно усматривать в различии природных ресурсов страны. На Руси существовало коренное отличие между Севером и Югом - лесной и степной зонами. Различия между южными провинциями - производителями зерна и северными провинциями - потребителями хлеба проходят через всю историю России и сохраняются даже в наши дни. И, действительно, историю отношений между Новгородом, с одной стороны, и Киевом и Суздалем - с другой, невозможно правильно понять, не принимая во внимание зависимость северного города от поставок южного зерна. Торговля железом и солью была также результатом различий в экономической географии Руси.

Другим фактором развития внутренней торговли - скорее социальным, чем географическим - являлось различие между городами и сельскими районами. Здесь перед нами случай зависимости горожан от снабжения их сельскохозяйственной продукцией крестьянами, и потребности крестьян в орудиях труда и других товарах, производимых городскими ремесленниками.

Социальную важность внутренней торговли в Киевской Руси наилучшим образом можно оценить, исследуя роль рыночной площади в жизни города и окружающих его сельских районов. Рыночная площадь обычно представляла собой обширную территорию, окруженную лавками и складами. Палатки и лотки заполняли часть площади между ними. Весы, проверенные представителями городских властей, за небольшую плату предоставляли как продавцам, так и покупателям. Раз в неделю, обычно по пятницам, крестьяне привозили свою продукцию на продажу, и рыночная площадь превращалась в ярмарку.

Все это относится к торговой природе рыночной площади как таковой. Но в Киевской Руси она равным образом была связана с политической жизнью и управлением. Именно на рыночной площади делались все официальные объявления. Согласно "Русской Правде", если в городе или окрестностях ловили вора, то заявитель должен был, прежде всего, объявить об этом на рыночной площади - это являлось первым шагом в тяжбах такого рода, без чего ни один судья не будет начинать разбирательство.

На городских рынках народ собирался на вече, особенно в тех случаях, когда горожане были недовольны князем, и вече созывалось оппозицией. Именно для того, чтобы не позволить оппозиционному вече накапливать силы, князь Изяслав I перенес главный рынок из центра города на холм, поближе к собственному дворцу (1069 г.).

Возвращаясь к торговым функциям рыночных площадей в киевский период, можно сказать, что на рынках главных русских городов покупались и продавались самые разнообразные товары. В ряде источников того периода упоминаются следующие товары: оружие, изделия из металла, металлы, соль, одежда, шапки, меха, полотно, гончарные изделия, лес, древесина, пшеница, рожь, просо, мука, хлеб, мед, воск, благовония, лошади, коровы, овцы, мясо, гуси, утки и дичь. В небольших городах, по всей видимости, торговали только местные купцы, тогда как в крупных городах купцы действовали в национальном масштабе. Существует много свидетельств в источниках о присутствии иногородних купцов почти в каждом крупном русском городе. Новгородские купцы проявляли особую активность в открытии своих представительств по всей Руси.

Теперь обратимся к внешней торговле. Как мы знаем, в восьмом и девятом столетиях варяги проложили торговый путь через Русь из Балтики в Азовское и Каспийское моря.

В десятом столетии русские организовали собственную торговлю в национальном масштабе, продолжая извлекать прибыль из транзитной торговли Днепровский речной путь вскоре превратился в основную артерию русской торговли, главный южный конец которой теперь был в Константинополе. Таким образом Черное море стало играть более важную роль в русской торговле, чем Каспийское; тем не менее русские продолжали отчаянно охранять путь на Каспий, и именно с этой точки зрения мы наилучшим образом можем понять заинтересованность русских князей десятого и одиннадцатого столетий в Тмутаракани и важность этого города в русской истории раннего киевского периода. В конце одиннадцатого века дорога на Азовское и Каспийское моря была перекрыта половцами, которые с этого момента - в периоды перемирий - служили посредниками между Русью и Востоком. Сходную роль играли волжские булгары.

Существенные перемены, которые произошли в Средиземноморской торговле после первого крестового похода (1096-1099 гг.), подорвали византийскую и русскую черноморскую торговлю, а разграбление Константинополя рыцарями во время четвертого крестового похода (1204 г.) означало полный конец киевской черноморской торговли. Однако развитие в двенадцатом столетии сухопутной торговли между Киевом и Центральной Европой в определенной мере смягчило неприятные последствия потери византийских рынков. На Балтике торговля продолжала расти, а с ней и значение северных русских городов-республик Новгорода и Пскова. Существовал также сухопутный торговый путь из Германии в эти города; бременские купцы пользовались им в середине двенадцатого века.

Обзор основных товаров русского импорта и экспорта удобнее всего проводить по регионам. В Византию в десятом веке русские экспортировали меха, мед, воск и рабов; не совсем ясна ситуация одиннадцатого и двенадцатого веков. Рабы-христиане более не продавались русскими за пределы страны, а продавались ли грекам рабы-язычники, такие как половецкие военнопленные, мы не знаем, но хорошо известно, что половцы продавали заморским купцам русских пленных как рабов. Весьма вероятно, что в двенадцатом веке Русь экспортировала в Византийскую империю зерно. Из Византии в течение этих трех столетий на Русь импортировали в основном вина, шелка и предметы искусства, такие как иконы и ювелирные украшения, а также фрукты и изделия из стекла.

В страны Востока Русь продавала меха, мед, воск, клыки моржей и - по крайней мере в отдельные периоды - шерстяное сукно и льняное полотно, а покупала там специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, а также оружие дамасской стали и лошадей. Следует отметить, что некоторые товары, закупаемые русскими у восточных купцов, такие как ювелирные камни, специи, ковры и т. п., шли через Новгород в Западную Европу. В десятом и одиннадцатом веках византийские товары, особенно шелковые ткани также поступали в Северную Европу через Балтику. Новгородская торговля, таким образом, частично была транзитной.

Другая особенность балтийской торговли состояла в том, что близкие категории товаров в разных случаях экспортировались или импортировались, в зависимости от ситуации на международном рынке. Основной предмет экспорта Новгорода и Смоленска в западную Европу составляли те же три ведущие категории товаров, что и в русско-византийской торговле - меха, воск и мед. К ним можно добавить лен, пеньку, канаты, холстину и хмель, а также сало, говяжий жир, овчины и шкуры. Из Смоленска также вывозили серебро и серебряные изделия. С Запада ввозили шерстяное сукно, шелк, льняное полотно, иглы, оружие и изделия из стекла. Кроме того, по Балтике на Русь поступали такие металлы как железо, медь, олово и свинец; а также селедка, вино, соль и пиво.

Анализируя ассортимент товаров в русской внешней торговле, мы видим, что Русь посылала за границу в основном - если не исключительно - сырье, а получала из-за границы готовую продукцию и металлы.

Как и следовало ожидать, в процессе оживленных внешнеторговых отношений русские купцы часто путешествовали за границу, а иностранные приезжали на Русь. Русские купцы появились в Персии и Багдаде уже в девятом и десятом веках. А в Константинополе, как мы знаем, было постоянное поселение русских купцов. Новгородские купцы регулярно посещали остров Визби и города вдоль южного берега Балтийского моря - Померанское побережье. Не лишним будет отметить, что до середины двенадцатого века некоторые из этих городов, например, Волынь и Аркона, оставались славянскими.

В свою очередь иностранные купцы устраивались на Руси. В Новгороде было два "иноземных двора": готландский и немецкий. Довольно большая колония немецких купцов процветала в Смоленске. Армянские, греческие и немецкие купцы обосновались в Киеве. Еврейские купцы тоже упоминаются в источниках, но большинство из них не были иностранцами. В Суздальском княжестве зарубежную торговлю представляли булгарские, хорезмские и кавказские купцы.+

Некоторые русские и иностранные купцы путешествовали самостоятельно, но основной объем торговли как по суше, так и водным путем, осуществлялся торговыми флотилиями судов и караванами повозок. Этот способ передвижения был наиболее предпочтительным из-за трудных условий того периода. На море, если один из кораблей флотилии терпел бедствие, его команда могла получить помощь с других судов; аналогично на суше, сломавшуюся повозку легче было отремонтировать совместными усилиями, чем в одиночку. При движении по рекам преодоление порогов тоже требовало кооперации. И, конечно, путешествие караванами позволяло лучше защититься от воровства и грабежей, особенно в сухопутной торговле при пересечении безлюдных приграничных районов.

Караваны способствовали созданию купеческих объединений, полезных и во многих других отношениях - например, в общей защите купеческих прав и регулировании уровня пошлин и налогов. Объединения купцов рано сложились в Киевской Руси. Из русско-византийских договоров десятого века нам известно, что греки должны были выделять средства на содержание русских купцов отдельно по городам. Обычно купцы одного города представляли собой нечто вроде совместного предприятия. Известно, что в Новгороде они объединялись в "сотни". Богатые купцы, участвовавшие во внешней торговле, создали свое собственное общество под названием "Иваново сто". Вступительный взнос в него доходил до пятидесяти гривен серебром плюс неопределенное количество полотна.

Кроме официальных ассоциаций существовали и частные объединения. Два, три или более человек могли кооперироваться, объединяя свои капиталы или услуги, или и то и другое. Быстро развивалась система кредитов. Купец мог занимать деньги как у князя, так и у других купцов. Во время путешествий по городам Руси ему требовались складские услуги, которые появлялись под влиянием спроса. Для того, чтобы предотвратить любое возможное недоразумение между членами объединения, между купцом и кредиторами, а также между ним и доверенным лицом, в княжеском законодательстве появилась хорошо разработанная система торгового права. Пространная редакция "Русской Правды" содержит положения, которые можно назвать законом о банкротстве. Интересно, что при погашении долгов закон предоставляет преимущество иностранным кредиторам перед местными.

Русское торговое право киевского периода имело международный аспект, поскольку отношения между русскими и иностранными купцами регулировались рядом международных торговых договоров и соглашений, начиная с русско-византийского договора десятого столетия. В начале одиннадцатого века была заключена торговая конвенция между Русью и волжскими булгарами (1006 г.).

Торговые статьи, скорее всего, входили также в мирные договоры, заключенные с хазарами в течение одиннадцатого и двенадцатого столетий.

В 1195 г. торговый договор был заключен между Новгородом, с одной стороны, и немцами, готландцами и каждым "латинским (имеется в виду римско-католическим) народом" - с другой. Еще более важным и тщательнее разработанным является соглашение между городом Смоленском и Ригой, Готландом и рядом немецких городов Померанского побережья (1229 г.). Оба договора содержат не только торговые статьи, но и уголовные нормы на случай нанесения увечий или убийства русских иностранцами и наоборот. Полное взаимное равенство сторон является беспрецедентной чертой этих документов.

 

Источник: Культура Киевской Руси (Москва, 1947)

Карамзин, H.M., История Государства Российского, I-III (6-е изд. СПб, 1851).

Примечания к Истории Государства Российского, I-III (СПб, 1852).

 

 

megaobuchalka.ru

Диссертация на тему «Торговые отношения Древней Руси с городами Средней Азии в IX - XII веках» автореферат по специальности ВАК 07.00.02 - Отечественная история

В жизни любого феодального государства торговля представляет собой связующее звено между сельскохозяйственным производством, промыслами и ремеслом. Это определяет ее двойственное положение по отношению к данным сферам экономики. С одной стороны, полная зависимость от них, с другой — содействие их прогрессу. Эту взаимообусловленность выразил К.Маркс: «Определенное производство обусловливает . определенное потребление, распределение, обмен и определенные отношения этих различных моментов друг к другу. Конечно, и производство в его односторонней форме определяется, со своей стороны, другими моментами. Например, когда расширяется рынок, то есть сфера обмена, возрастают размеры производства и становится глубже его дифференциация».1

Торговля повсюду на ранних стадиях — не причина хозяйственного развития, а его следствие, результат появления известного количества товарной продукции в земледелии и ремесле. С разделением производства на две крупные основные отрасли — земледелие и ремесло, возникает производство непосредственно для обмена, — товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не только внутри племени и на его границах, но уже и с заморскими странами.2

С образованием Арабского халифата народы Восточной Европы вошли в тесный контакт с мусульманским миром: Средней Азией, Ираном, Ираком, Восточным Средиземноморьем. Объединяя самые отдаленные области ислама, арабская торговля выходила далеко за их пределы, вовлекая в свою орбиту народы европейского северо-востока, восточных и западных славян, население Восточной Прибалтики, Скандинавии. Через восточнославянские территории проходили сухопутные и водные трансконтинентальные пути, соединявшие христианскую Европу со странами Азии. Особенно интенсивные контакты существовали между Древней Русью и государствами Средней Азии. Эти связи охватывали преимущественно сферу экономики и политики (военные походы, дипломатия, миграция населения под воздействием политических причин).

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.-М., 1980. Т. 12. С. 725-726

2. Там же.

Влияние мусульманского Востока на культуру Киевской Руси, на создание новой системы духовных ценностей в христианизирующемся мире было незначительным ввиду отсутствия религиозных контактов. Оно не могло принять сложных мировоззренческих форм, подобных всеобъемлющему влиянию Византии, вернее, переносу на славянскую почву культурных византийских явлений. Одновременно и Восточная Европа оказывала определенное влияние на страны Средней Азии, хотя проследить это явление намного сложнее.

Эти регионы находились примерно на одном уровне социально-экономического развития — на стадии раннефеодального государства. Этот факт дает основание предположить, исходя из методики политической социологии, что торговля оказывала тождественное влияние на различные сферы жизни городов Древней Руси и Средней Азии, что подобные явления характерны для любого раннефеодального государства. Эта гипотеза может вывести нас на уровень типологических обобщений.3

Относительно высокий уровень хозяйственного развития Древней Руси и среднеазиатских государств позволил им довольно рано занять заметное положение в системе международных торговых связей. Опережающее развитие внешней торговли присуще хозяйственной системе не только древнерусского и среднеазиатского общества, но и любого общества на раннесредневе-ковой стадии развития. В значительной степени оно обусловливалось естественно-географическим фактором: товары, в избытке производимые в одном регионе, — отсутствовали в другом. Немалую роль в этом играло и стимулирование торговли со стороны правящей верхушки. Социальная престижность соседней, часто более развитой, цивилизации побуждала знать организовывать дальние торговые экспедиции с целью получения «заморских» товаров.

Основные закономерности, обусловившие развитие внешнеторговых связей Древней Руси и Средней Азии, оказывали свое действие и внутри страны. Согласно известному марксистскому определению — вещи, превратившиеся в товары во внешних отношениях, путем обратного действия становились товарами и внутри общины.

Рост товарного производства в сельском хозяйстве и ремесле неизбежно сопровождался формированием системы внутренних рыночных связей, сна

3. Сайко Э.В. Город как феномен исторического развития. Проблема происхождения // Столичные и переферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время (XII-XVIII вв.). -М., 1996. С.63. чала в пределах сравнительно небольших волостей, а затем и более крупных административно-хозяйственных единиц. Регулировались эти отношения городским рынком.

Втягивание Киевской Руси и среднеазиатских государств в систему евроазиатских экономических связей обусловило довольно раннее появление профессионального купечества. В Средней Азии в силу особенностей исторического развития это произошло гораздо раньше. Тем не менее, купечество обеих регионов имело много сходных черт.

В истории связей Восточной Европы с Востоком в домонгольское время можно выделить два периода: IX-X вв. и XI-XII вв. Они различаются интенсивностью обмена, предметами ввоза и отчасти направлением связей.

Говоря о торговле раннефеодальных государств в IX-X вв., нельзя забывать об узости торгового развития этой эпохи, о слабости влияния товарообмена на структуру общества и экономики, которая носила потребительский характер. Задачей крестьянских хозяйств было удовлетворение собственных потребностей, а не товарное производство. На заказ, а не на рыночный сбыт работали общинные и городские ремесленники. Их продукция, выпускаемая в незначительном количестве, не предназначалась для массового покупателя. Объем внутренней торговли не мог быть большим. В этих условиях господствовала дальняя торговля, при которой с Востока ввозили монетное серебро и товары редкого потребления в обмен на рабов или продукты, собираемые в виде дани с подвластного населения. Внешняя торговля, сосредоточенная в административных и торговых пунктах, местах пересечения транзитных путей, затрагивала только феодализирующуюся верхушку и самих торговых людей. IX-XI века вызвали к жизни характерную фигуру купца, который в зависимости от обстоятельств легко превращался в профессионального воина или алчного грабителя.

В IX — первой половине X века большое значение в экономике имели ввоз и накопление куфических монет, которые являлись не только средством обращения и знаками стоимости, но и материальной стоимостью, принимаемой на вес. Серебро выступало как средство накопления сокровищ, ибо масштаб распространения денег был ограничен.

После прекращения ввоза дирхемов экономическое значение торговли с Востоком сильно упало. В XII веке вместе с подъемом городов и расширением ремесленного производства повышается роль местной внутриобластной и межобластной торговли. Внешняя торговля стала концентрироваться в крупнейших городских центрах, таких, например, как Киев или Новгород. Ее влияние сказывалось, прежде всего, на формировании профессионального купечества. Аналогичные процессы протекали и в Средней Азии, но там они были осложнены периодическими завоеваниями кочевников.

Торговля развивалась преимущественно в городах. Именно здесь формировались сословия, новые социальные структуры. Очень важно проследи-тиь становление городов как центров торговли, но не менее важно выявить воздействие торговли на развитие самих городов. Несмотря на активное изучение как древнерусских, так и среднеазиатских городов, многие вопросы их истории еще остаются спорными, нерешенными. Среди них наиболее дискуссионной и актуальной остается проблема происхождения древнерусских городов. Решить эту проблему — значит установить, каким образом в составе такого сложного по своей структуре поселения сформировалась обособленная группа свободного населения, занимавшаяся главным образом ремеслом и торговлей, то есть возник городской торгово-ремесленный посад.

Одной из основных причин малоизученности данной темы является слабая разработанность источниковой базы. Нам представляется важным подчеркнуть, что имеющиеся данные в опубликованных источниках не были использованы в полном объеме по вопросам, поставленным в данной работе. Для восполнения этого пробела мы решили посвятить первый параграф первой главы подробной характеристике источников.

К исследованию привлечен максимально возможный комплекс источников. Большинство документов уже в той или иной степени введено в научный оборот. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что далеко не все источники активно использовались нашими предшественниками. Поэтому перед нами встала проблема их систематизации, классификации, характеристики и определения степени репрезентативности всего комплекса источников. Еще и поэтому наличие большого количества разнохарактерных источников и привело к необходимости выделения этой проблематики в отдельный параграф.

Несмотря на очень существенное значение торговли в жизни Древней Руси и Средней Азии, эта проблема остается до сих пор малоизученной. Многие исследователи вообще обходят эту тему, либо затрагивают ее вскользь. Это касается как самой международной торговли, так и ее влияния на социально-экономическое развитие Древней Руси и Средней Азии. Предлагаемая нами тема не была ранее предметом специального исследования, хотя отдельные ее стороны привлекали и привлекают внимание специалистов. В распоряжении современного исследователя имеется достаточный объем научной литературы, который заслуживает самостоятельного обзора. Подробнее этот вопрос рассмотрен во втором параграфе первой главы, посвященном отечественной историографии проблемы.

Выбор хронологических рамок исследования — «домонгольский период» (IX — начало XII вв.) определен наиболее высоким уровнем развития взаимной торговли указанных регионов.4 Кроме того, на это время приходится сложение государственности, градообразовательные и общественно-формирующие процессы, на которые торговля оказывала определенное влияние.

Основными методами исследования стали: компаративный, выборочный, метод типизации и системный метод. Компаративный метод заключается в том, чтобы, проводя анализ: во-первых, установить достоверность имеющихся фактов; во-вторых, выяснить, какие вопросы в источниках и литературе позволяют сформулировать исследовательскую проблематику; в-третьих, применяя критический анализ, выяснить сильные и слабые стороны изученных источников; в-четвертых, построение новой информативной системы на основе сопоставления отдельных элементов уже имеющихся информативных систем. Этот путь привел нас к двум результатам: описательному (установление сходства и различия явлений), аналитическому (объяснение, предполагаемая реконструкция явлений).

Выборочный метод связан с детальным анализом явлений и процессов при отсутствии полной информации, для чего используются отдельные части объекта. При этом возможно использование также отдельных элементов тождественного объекта. Нельзя обойтись, точнее, без применения экстраполяции для лучшего понимания динамики процессов.

Как метод исторического исследования, типизация больше известна в зарубежной исторической науке чем в отечественной. В российской науке эта

4. См. напр.: Вернадский Г.В. Русская история. - М.,1997.С.50.; Валеев P.M. Торгово-экономические взаимосвязи Волжской Булгарии с Русью в IX — начале XIII вв. // Путь из Булгара в Киев. - Казань,1992.С.87.; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. -М.,1993. Кн.1. С. 134-135.; Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (X — начало XIII веков). - Казань,1997. С.88. и др. методика используется преимущественно социологами. Метод типизации состоит в том, чтобы, выявив сходство и различия множества признаков, сгруппировать их в обобщающую модель или тип.

Все вышеназванные методы позволяют проанализировать отдельные элементы социальной системы. Совокупность этих элементов позволяет построить социальную систему. Применительно к нашему исследованию это будет построение социальной системы торговли как явления, оказывающего активное воздействие на все сферы человеческого общежития.

Данная работа представляет собой одну из первых попыток объединенного изучения внешней торговли Древней Руси со Средней Азией с исследованием социально-экономических процессов, протекавших в этих регионах. Генезис и эволюция этой проблемы прослеживается в контексте типоло-гизации явлений, присущих раннефеодальному обществу. Такой подход обеспечивает многомерность исследования.

В соответствии с имеющимся в нашем распоряжении репрезентативным комплексом разнохарактерных источников и степенью изученности проблемы, а также наличием теоретических разработок по вопросам внешней торговли и развития городов, определена цель диссертации. Она состоит в том, чтобы комплексно исследовать развитие торговли Древней Руси и Средней Азии в IX-XII вв. в контексте социально-экономических процессов, протекающих в раннефеодальных государствах

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

Рассмотреть, охарактеризовать и классифицировать комплекс источников и литературы.

Изучить влияние внешней торговли на экономическое и социальное развитие городов Древней Руси и Средней Азии.

Показать основные пути, предметы торговли и социальные группы населения, вовлеченные в ее осуществление.

Объектом диссертационной работы будут являться общественные процессы в Древней Руси и среднеазиатских государствах домонгольского периода (IX-XII вв.), связанные с развитием их взаимной торговли.

Предметом исследования является взаимовлияния торговых отношений и общественных процессов в указанных регионах за рассматриваемый период. 9

Поставленные цель и задачи определили структурное построение диссертации, которая состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава, как было уже сказано выше, посвящена характеристике комплекса источников и освещению процесса изучения проблемы. Во второй главе автор показывает значение торговли в процессе генезиса и эволюции городов Древней Руси и Средней Азии. В центре внимания третьей шавы стоят вопросы изучения маршрутов, предметов ввоза и вывоза, социальных групп населения вовлеченных в торговые отношения.

www.dissercat.com

журнал Пчеловодство - Торговые связи Древней Руси

История пчеловодстваЛюбое государство сильно тогда, когда торгует своими товарами с другими странами. Поэтому куда только не заносила судьба русских купцов с их товарами!

В древние времена торговые пути нередко приходилось пробивать мечами. Такими были поход Новгородского князя Бравлина в конце VIII в., когда русы завоевали Судак в Крыму, и поход на Царьград в 860 г., не говоря о многочисленных схватках с кочевниками. Для беспрепятственного ввоза и вывоза товаров нельзя было обойтись без дипломатии, и в княжеских посольствах представители купечества составляли значительную часть. Например, в посольстве князя Игоря в Царьград было 30 купцов (60% делегации), а в посольстве Ольги — 44.

По многовековой традиции, бортники и воскобойники сами на далекие рынки не ездили, а продавали свой товар местным купцам. Так, в уставе князя Ярослава Мудрого сообщается о «вощниках». Они покупали воск у бортников и через посадников направляли на княжеский двор, где товар накапливался, а потом шел на рынок.

Древнерусским купцам были хорошо знакомы знаменитые медовые рынки того времени, находившиеся в Германии, Испании, Сирии и Палестине. Важнейшим центром торговли Руси с Германий в XI в. был город Регенсбург. Здесь образовалась особая корпорация купцов, торгующих с Русью, — так называемых «русариев». Обычно они ехали в Киев за русскими, восточными и византийскими товарами и везли их продавать дальше. О торговле Руси с немецкими землями упоминается в Раффельштеттенском таможенном уставе (903 г.), устанавливавшем пошлины для русских купцов.

Развивалась и торговля с Чехией. Еще князь Святослав, мотивируя свое стремление закрепиться на Дунае, говорил о торговле с этой страной. Тогда Русь получала «из Чехъ и из Угоръ серебро и кони», а также стекло и олово в обмен на меха, воск, мед, челядь.

Итак, для внешней торговли требовалось большое количество товаров, и они были, поскольку этому в Древней Руси придавали общегосударственное значение. С конца VIII в. товары в основном собирали через полюдье — объезд князем и дружиной подвластных земель для получения дани. Походы совершали ежегодно с ноября по апрель. Такими затяжными они были потому, что экспедициям предстояло пройти путь не менее 1,5 тыс. км при скорости движения не более 7–8 км в сутки — это позволяло удаляться в стороны от основного маршрута. В результате полоса сбора дани расширялась до 20–30 км. Из отдаленных земель дань свозили к пути следования дружины. Очевидно, так поступали и бортники.

Проведение таких походов в зимнее время требовало хорошей организации. По всему маршруту создавали становища с теплыми избами, конюшнями, амбарами, сеновалами, кузницами и т.д. Здесь люди отдыхали и сортировали товары, которые затем либо отправляли по рекам в Киев, либо, после того как вода замерзала, хранили до весны.

Однако торговля — это не только новые страны для продажи товаров, но и обогащение знаниями. Купцы были людьми грамотными и к тому же любознательными, им до всего было дело, а если еще и торговали медом и воском, то старались собирать сведения о пчелах, получении и использовании продуктов пчеловодства. Очевидно, от купцов наши предки узнали о том, что народы Закавказья содержали пчел в плетеных ульях—сапетках. Благодаря торговым людям рецепт приготовления популярного древнерусского медового хмельного напитка широко распространился в других странах. Вообще в начале прошлого тысячелетия люди смогли накопить гораздо больше знаний о пчелах, чем принято думать.

В книге «Рождество Барсега Великого» (329–378 гг.) автор из Армении приводит сведения по биологии пчелиной семьи, поясняет пчеловодные термины. В другой армянской книге «Гирк вастаказ» (VI–VII вв.) детально описан состав пчелиной семьи и указано, что матки в полтора раза больше рабочих пчел, а черные матки хуже по качеству и злобивее рыжих. Далее в книге рассказывается об устройстве пасеки и о том, как сделать ульи из досок, даны сведения по содержанию пчел и о способах их лечения с указанием доз лекарственных препаратов, организации зимовки, описаны медоносы. Безусловно, эти знания появились не на пустом месте, армянские пчеловоды многое переняли от своих предшественников из древнего государства Урарту.

Л.ЗЕВАХИН

Поделиться с друзьями

Читайте также

 

beejournal.ru