Театральное искусство Японии. Театр древней японии
Японский театр
Япония – самобытная, сказочная страна, полная тайн и загадок. Известно, что в 17 столетии Япония длительное время прибывала в изоляции от остального мира. Поэтому культура и традиции этой страны до сих пор остаются для иностранцев чем-то необыкновенным и неразгаданным.
Одним из самых древних видов японского искусства является театр.
История японского театра берет свое начало несколько тысяч лет тому назад. Театр пришел в Японию из Китая, Индии и Кореи.
Первые театральные жанры появились в Японии в 7 столетии. Это было связано с пришедшими из Китая театральной пантомимой гигаку и ритуальными танцами бугаку. Особого внимания заслуживает театр пантомимы гигаку. Это яркое красочное представление, в котором даже тень актера, играет определенную роль. Участники представления одеты в красивые национальные одежды. Звучит завораживающая восточная мелодия. Актеры в разноцветных масках исполняют на сцене свои магические танцевальные движения. В первое время, такие представления устраивались только в храмах или императорских дворцах. Только по большим религиозным праздникам и пышным дворцовым церемониям. Постепенно, театр плотно вошел в жизнь всего японского народа.
Известно, что все театральные жанры, существовавшие в глубокой древности, сохранились, по сей день. Японцы свято чтят и бережно хранят свою культуру и традиции. В настоящее время, все японские драмы, пьесы и спектакли ставятся по тем же средневековым сценариям и принципам. Актеры бережно передают свои знания молодому поколению. В результате, в Японии появлялись целые династии актеров.
Самыми распространенными театральными жанрами Японии являются – ногаку – театр японской аристократии, кабуки – театральное представление для простого народа и бункару – веселый театр кукол. Сегодня в театрах Японии можно послушать современную оперу и насладиться великолепным балетом. Но, несмотря на это, интерес к традиционному японскому театру не утрачен. А туристы, приезжающие в эту загадочную страну, стремятся попасть именно на национальные театрализованные представления, в которых читается дух, культура и традиции Японии.
Сейчас, в Японии существует несколько разновидностей театральных жанров – театр Но, театр Кеген, театр Кабуки, театр теней и театр Бункару.
Театр Но – появился в Японии в 14 столетии. Он возник в период правления отважного японского самурая Токугавы. Этот театральный жанр славился среди сегунов и самураев. Театральные представления устраивались для японской аристократии.
Во время представления, актеры одеты в национальные японские костюмы. Красочные маски покрывают лица героев. Спектакль играется под тихую мелодичную музыку (чаще всего это классика). Игра актеров сопровождается хоровым пением. В центре представления – главный национальный герой, рассказывающий свою собственную историю. Продолжительность пьесы – 3-5 часов. Одна и та же маска может использоваться в различных театральных представлениях. При этом она может совершенно не соответствовать внутреннему состоянию героя. Музыкальное сопровождение может сильно разниться с движениями актеров. Например, тихая мелодичная музыка под экспрессивные танцы героев, или наоборот, плавные завораживающие движения – под быструю ритмичную музыку.
Сцена во время спектакля может быть красочно оформлена, а может быть совершенно пустой.
Театр Кеген разительно отличается от театральных представлений Но. Чаще всего это веселые комедийные пьесы. Кеген – это театр толпы. Его представления достаточно просты и менее изысканы. Этот театральный жанр сохранился до наших времен. В настоящее время Театр Но и Театр Кеген объединены в один театр – Ногаку. На сцене Ногаку играются как роскошные пьесы, так и более простые спектакли.
Кабуки – это знаменитый японский театр. Здесь можно насладиться красивым пением и изящными танцами. В таких театральных представлениях принимают участие только мужчины. Они вынуждены исполнять как мужские, так и женские роли.
Знаменитый японский кукольный театр Бункару – это яркое представление для детей и взрослых. Разнообразные сказки, легенды и мифы – можно увидеть в кукольном театре. Вначале в представлении участвовали только куклы, постепенно к ним присоединились актеры и музыканты. В настоящее время, театральное представление Бункару – это красочное музыкальное шоу.
Огромный интерес зрителей вызывает японский театр теней. Этот жанр пришел в Японию из Древнего Китая. Изначально, для представления, вырезались специальные бумажные фигурки. На огромной деревянной раме, покрытой белоснежной тканью, танцевали и пели фигурки сказочных героев. Немногим позже, к фигуркам присоединились актеры. Представления становились все интереснее.
В последние годы, широкую известность приобрел японский театр Есэ. Это традиционный театр комедии. История этого театра берет свое начало с 17 столетия. Сцена этого театра расположена под открытым небом. Здесь можно увидеть комедийные и сатирические пьесы и веселые каламбуры.
Театр для японцев – это часть их богатой культуры и многочисленных традиций.
Вам также будет интересно почитать:
mirjapan.ru
Но японский театр: история становления и развития
Богатая и загадочная японская культура формировалась более тысячелетия. За это время этот восточный народ создал различные по философии и технике исполнения системы сценических представлений. Но японский театр, выросший из народного творчества до духовной школы, поддерживаемой Императорской семьей. Он сильно отличается от более известного и популярного среди населения кабуки. Театру Но пришлось пережить за более чем тысячелетнюю историю взлеты славы и горечь забвения.
Истоки возникновения
Исследователи считают, что идею развития театрального искусства в Японию привезли из Китая к окончанию VIII века. Первые собственные труппы назывались саругаку (обезьянья музыка). В их представления включались трюки с мячом, жонглирование, акробатические номера, музыка, танцы, песни. Иногда актеры разыгрывали мимические сценки. Представления проходили возле храмов, когда люди стекались на службу.
С труппами саругаку соперничали народные таланты. Их театр получил название дэнгаку (сельская музыка или игры). Они взяли за основу своего творчества сельские обряды таасоби, имевшие заклинательный характер. Представление строилось на сценах борьбы темных и светлых сил за владение плодородными полями. В период Хэйан (749 – 1185) стали создаваться актерские цеха (ныне рю). Труппы саругаку, состоящие из буддийских монахов нижнего ранга, начали организовывать при монастырях.
Театральные школы соперничали между собой за публику. Более популярными оказались актеры дэнгаку. Интерес народа к их творчеству описывался в исторических источниках с использованием терминов «эпидемия» или «болезнь». В дань признания талантов к названию этого вида искусства присоединили еще один иероглиф «но» (能). Он переводится, как мастерство, талант, умение. Школы стали называть дэнгаку-но и саругаку-но. Хотя продолжали существовать и труппы, не имевшие дополнительного иероглифа. Они отличались от новых тем, что показывали публике разрозненные номера. А театр с «но» создавал связанные единым сюжетом пьесы.
Исторические особенности формирования театральной школы
Кабуки и но берут начало из одного источника. Японские искусствоведы уверены, что театральное творчество пришло в страну из Китая. Однако на развитие Но повлиял случай, направив его в сторону традиционализма и консерватизма. Историки связывают формирование Но с именем Канъами Киёцугу (1333—1384). Этот человек воспитывался в семье актёров саругаку-но. Повзрослев, он организовал собственную труппу (Юсаки-дза, позже – Кандзэ-дза), в творчестве которой стремился соединять в игре две формы: изысканный стиль югэн и подражание – мономанэ.
Как-то пьесу Юсаки-дза увидел шестнадцатилетний сёгун Асикага Ёсимицу. Он пригласил труппу ко двору, поддерживал актеров материально. С этого эпизода направление развития но изменилось. Спектакли стали приобретать, соответствующий сегодняшнему дню, классический вид. Разрозненные сцены сменялись стройными сценариями, каждый участник представления выполнял определенные функции, сформировалась классическая сцена подчеркивающая суть пьесы.
Особенности традиции Но
Действо происходит на канонической сцене. Это сооружение с площадкой размером 6×6 метров. Над ним сооружается крыша, по форме похожая на классическую храмовую.
У каждого участника представления – собственный жанр. Основное действующее лицо – ситэ – представлено в двух ипостасях: «физическом» и «духовном». В начале представления этот герой предстает перед зрителями в виде человека – маэдзитэ. Его сопровождают:аикёгэн – актер, пересказывающий суть сюжета для зрителей;вакиката – второстепенные персонажи, побуждающие вопросами к активности основных;кокэн – работники сцены, помогающие актёрам и другой персонал.
Во второй части классического представление ситэ (основное действующее лицо) предстает в виде духа – нотидзитэ. Его играет другой актер. Как правило, это один и тот же персонаж, показывающий происходящее с разных сторон. Это распределение ролей на физическую и духовную и стало нововведением, отличающим театр Но от других. Из-за него представления люди стали воспринимать в качестве проповедей.
Актеры появляются перед зрителями в богатых костюмах и масках. Выражение искусственного лица подчеркивает значение персонажа. Классическое представление делится на пять пьес, в перерывах которых показывают три комедийные сценки. Они составляют цельный смысловой сюжет, развивающийся либо сразу стремительно, либо медленно, плавно, завершаясь быстрой развязкой.
Традиционный но – это гармоничное сочетание танцев, ритма, музыки с шорохами, позами и движениями персонажей. В нем каждый звук, жест играет свою роль. Ничего лишнего в представлении нет. Актёры для донесения своего мнения до публики используют особую технику переплетения пения, речитатива, выкрика и чтения.
В период Реставрации Мэйдзи театральное искусство Но попало в сложную ситуацию. Оно оказалось ненужным обществу. Актерские династии своими силами старались поддержать интерес к нему среди людей. Они устраивали спектакли для малочисленной публики, пытались привлечь молодежь к развитию но. Особенно трагично выглядела судьба традиционной школы после 1945 года, когда были уничтожены почти все сцены. Сегодня театр Но получил второе дыхание. Интерес к нему растет в японском обществе и за рубежом.
galitravel.ru
Что такое театр японский? Виды японского театра. Театр но. Театр кёгэн. Театр кабуки
Япония – загадочная и самобытная страна, познать сущность и традиции которой европейцу очень сложно. В значительной мере это объясняется тем, что до середины XVII века страна была закрыта для мира. И теперь, чтобы проникнуться духом Японии, познать ее сущность, нужно обратиться к искусству. В нем как нигде выражается культура и мировоззрение народа. Одним из древнейших и дошедших до нас практически неизменным видов искусства является театр японский.
История японского театра
Корни японского театра уходят в далекое прошлое. Около полутора тысяч лет назад в Японию из Китая, Кореи и Индии проникли танцы и музыка, а с материка пришел буддизм – именно этот момент считается началом зарождения театрального искусства. С тех пор театр существует на преемственности и сохранении традиций. Ученые предполагают, что театр японский содержит в себе даже части античной драмы. Этому могли способствовать связи страны с эллинистическими государствами Передней Азии, а также Индией и Китаем.
Каждый театральный жанр, пришедший из глубины веков, сохранил свои первоначальные законы и индивидуальность. Так, пьесы драматургов далекого прошлого и сегодня ставятся по тем же принципам, что много веков назад. Заслуга в этом принадлежит самим актерам, которые хранят и передают древние традиции своим ученикам (обычно своим детям), образуя актерские династии.
Рождение театра
Рождение театра в Японии связывают с появлением в VII веке пантомимы Гигаку, что в переводе означает – «актерское искусство», и танца Бугаку – «искусство танца». Разная судьба постигла эти жанры. Гигаку вплоть до Х века занимал подмостки театров, но не выдержал конкуренции с более сложными пантомимическими жанрами и был ими вытеснен. Зато Бугаку исполняются и сегодня. Сначала эти представления влились в храмовые празднества и дворовые церемонии, затем их стали исполнять отдельно, а после реставрации власти этот жанр японского театра пережил расцвет и обрел еще большую популярность.
Традиционно выделяют следующие виды японского театра: но, или ногаку, предназначенный для аристократии; кабуки, театр для простых людей, и бунраку – кукольный театр.
Традиционный японский театр сегодня
В новом времени в Японию попали европейские искусства, а следовательно, и современный театр. Начали появляться массовые представления по западному образцу, опера, балет. Но традиционный японский театр сумел отстоять свое место и не утратить популярности. Не стоит думать, что он неподвластный времени раритет. Актеры и зрители – живые люди. Постепенно меняются их интересы, вкусы, восприятие. Неизбежно проникновение современных веяний в устоявшуюся и складывающуюся веками театральную форму. Так, сократилось время представления, сам темп действий ускорился, ведь сегодня у зрителя нет столько времени на созерцания, сколько было, например, в средневековье. Жизнь диктует свои законы, и театр постепенно под них подстраивается.
Театр аристократии но
Зародился театр но в XIV веке и приобрел большую популярность у аристократии и самураев. Изначально он предназначался исключительно для высшего сословия Японии.
Развиваясь на протяжении многих веков, театр превратился в национальную традицию, заключающую в себе глубокий философско-духовный смысл. Декорации его просты, основной акцент делается на маски, значение которых подчеркивает и кимоно. Кимоно и маски передаются в каждой школе из поколения в поколение.
Спектакль выглядит следующим образом. Ситэ (главное действующее лицо) под звуки флейт, барабанов и хора рассказывает истории о мирной жизни и битвах, победах и поражениях, убийцах и монахах, героями которой будут духи и смертные, демоны и боги. Повествование непременно ведется на архаичном языке. Но – самый загадочный жанр японского традиционного театра. Объясняется это глубоким философским значением не только самих масок, но и всех деталей представления, которые несут в себе тайный смысл, для понимания доступный лишь искушенному зрителю.
Театральное представление длится от трех с половиной до пяти часов и содержит несколько пьес, которые чередуются с танцами и миниатюрами из жизни обычных людей.
Маски но
Но – японский театр масок. Маски не привязаны к какой-то конкретной роли, они служат для передачи эмоций. В сочетании с символическими действиями актеров и музыкой маски создают неповторимую атмосферу театра времен Токугава. Хотя, с первого взгляда, трудно поверить, что маски но действительно служат для передачи эмоций. Чувства печали и радости, гнева и смирения создаются за счет игры света, мельчайших наклонов головы актера, композиций речевого хора и музыкального сопровождения.
Интересно, что различные школы используют на одних и тех же представлениях разные кимоно и маски. Существуют маски, которые используют для одних ролей. Сегодня насчитывается около двухсот масок, сохранившихся до наших дней и изготовленных из японского кипариса.
Представления но
Театр но чужд реализму и построен, скорее, на воображении зрителей. На сцене, подчас вовсе без декораций, актеры совершают минимум действий. Персонаж делает всего пару шагов, но по его речам, жестам и хоровому сопровождению выясняется, что он проделала долгий путь. Два героя, стоя рядом, могут не замечать друг друга, пока не окажутся лицом к лицу.
Главное для театра но – жесты. Жесты сочетают в себе как те, которые имеют определенное значение, так и те, что используются из-за красоты и не несут никакого смысла. Особый накал страстей в этом театре передает полная тишина и отсутствие движений. Неискушенному зрителю очень сложно понять в подобные момент, что происходит на сцене.
Театр кёгэн
Театр японский кёгэн появился практически одновременно с театром но, однако сильно от него отличается своей тематикой и стилем. Но – театр драмы, переживаний и страстей. Кёгэн – фарс, комедия, наполненная незамысловатыми шутками, скабрезностями и пустой суетой. Кёгэн доступен для понимания всем, смысл пьесы и действия актеров не надо расшифровывать. Традиционно постановки кёгэн служат интермедией в театральных спектаклях но.
В репертуар театр кёгэн входят пьесы XV—XVI веков. Это примерно двести шестьдесят произведений, авторы которых в большинстве своем неизвестны. До самого конца XVI века пьесы передавались из уст в уста от учителя к ученику и не были записаны на бумаге. Только к концу XVII века стали появляться письменные носители.
В кёгэн существует четкая классификация пьес:
о богах;
о феодалах;
о женщинах;
о злых духах и т. п.
Существуют постановки, в которых освещены мелкие семейные неурядицы. В них обыгрываются непостоянство мужчин и коварство женщин. Наибольшая часть пьес посвящена слуге по имени Таро.
Персонажами кёгэн являются простые люди, в жизни которых не происходит ничего особенно значительного. В начале пьесы зрителям представляются все персонажи. Актеры театра делятся на группы: главные – ситэ, второстепенные – адо, третьестепенные – коадо, четвертые по значению – чурэ и пятые по значению – томо. Самыми крупными школами актерского мастерства кёгэн являются Идзуми и Окура. Несмотря на то что но и кёгэн являются родственными, актеры для этих театров готовятся отдельно.
Жанр японского театра кёгэн предусматривает три типа костюмов:
господина;
слуги;
женщины.
Все костюмы изготавливаются по моде XVI и начала XVII века. Иногда в театральных представлениях могут быть использованы маски. Но это не маски но, выражающие эмоции, - это маски, определяющие роль персонажа: старуха, старик, женщина, демон, бог, животные и насекомые.
После завершения Второй мировой войны произошло обновление театра кёгэн, и пьесы стали исполняться самостоятельно, а не только в рамках представлений театра но.
Кабуки – театр храмовой танцовщицы
Представления кабуки изначально были рассчитаны на всех желающих. Театр кабуки появился в начале эпохи Токугава и связан с именем храмовой танцовщицы и дочери кузнеца Идзумо-но Окуни.
Девушка в XVII веке переехала в Киото, где начала исполнять ритуальные танцы на берегах реки и в центре столицы. Постепенно в репертуар стали входить романтические и эротические танцы, а к представлению присоединились музыканты. Со временем популярность ее выступления возросла. Окуни быстро удалось совместить в выступлениях танцы, баллады, стихотворения в единое целое, создав японский театр кабуки. Дословно название театра переводится как «искусство пения и танца». На этот момент в представлениях участвовали лишь девушки.
Популярность театра росла, часто высокопоставленные жители столицы стали влюбляться в прекрасных танцовщиц труппы. Правительству подобное положение дел не нравилось, тем более что за любовь актрис начали устраивать поединки. Это, а также излишне откровенные танцы и сцены привели к тому, что вскоре был издан указ о запрете на участие женщин в представлениях. Так, онна кабуки, женский театр, прекратил свое существование. И на подмостках остался мужской японский театр – вакасю кабуки. Этот запрет относился ко всем театральным представлениям.
В середине XIX века официально указ был отменен. Однако традиция исполнения всех ролей в представлениях мужчинами сохранилась и по сей день. Таким образом, канонический японский театр – мужской японский театр.
Кабуки сегодня
На сегодняшний день японский театр кабуки является самым популярным из традиционных драматических искусств. Актеры театра известны в стране и часто приглашаются на телевидение и съемки кинофильмов. Женские роли во многих труппах вновь стали исполняться женщинами. Более того, появились полностью женские театральные коллективы.
Суть театральных представлений кабуки
Театр кабуки воплощает ценности эпохи Токугава, именно они ложатся в основу сюжетов. Это, например, закон справедливости, в котором воплощается буддистская идея о вознаграждении страдавшего человека и непременном наказании злодея. Также буддистская идея мимолетности земного, когда высокородные семьи или могущественные лидеры терпят крах. В основе конфликта часто может лежать столкновение таких принципов конфуцианства, как обязанности, долг, почтительность к родителям, и личных устремлений.
Грим и костюмы максимально соответствуют ролям, исполняемым актерами. Чаще всего костюмы соответствуют моде времен Токугава, изящны и максимально стилизованы. Маски в спектаклях не используют, их заменяет сложнейший грим, отражающий содержание роли. Также в представлениях используют парики, которые классифицируются по социальному положению, возрасту и роду занятий персонажей.
Театр бунраку
Бунраку – японский театр кукол. Иногда его еще ошибочно называют дзёрури. Дзёрури – название театрального спектакля бунраку и одновременно имя одной из кукол, несчастной принцессы. Именно с баллад об этой героине начался театр. Изначально он не был кукольным, а песни распевали бродячие монахи. Постепенно к представлению присоединились музыканты, зрителям стали показывать картинки, на которых изображались герои. А позднее эти картинки превратились в куклы.
Наиважнейшим в театре является гидайю – чтец, от мастерства которого зависит успех всего представления. Чтец не только исполняет монологи и диалоги, его задача и в том, чтобы издавать необходимые звуки, шумы, скрипы.
К середине XVII века сложились основные каноны музыкального исполнения и декламации в бунраку, но сами куклы еще долго продолжали изменяться. Со временем возникла техника управления одной куклой тремя людьми. Театр Японии бунраку имеет древнюю традицию изготовления кукол. У них нет тела, его заменяет деревянная прямоугольная рама, переплетенная нитями для управления головой, руками и ногами. Причем ноги могут быть только у мужчин-кукол и то не всегда. На раму надевается множество слоев одежды, что придает объемность и схожесть с человеческой фигурой. Голова, руки и, если необходимо, ноги являются съемными и надеваются на раму в случае необходимости. Руки и ноги крайне подвижны и изготовлены так, что кукла может пошевелить даже пальцем.
Техника управления куклой осталась прежней, хотя и усовершенствованной, - три актера нужны для манипулирования одной куклой, высота которой составляет две трети роста человека. Актеры не скрываются от публики, а находятся тут же на сцене, они облачены в черные маски и халаты. Черный цвет имеют также кулисы, задник сцены, занавес и площадка для музыкантов. На таком фоне ярко выделяются декорации и куклы в цветастых нарядах и с раскрашенными в белый цвет руками и лицами.
Основной тематикой театра бунраку является изображение столкновений чувств и долга, «гири» и «ниндзе». В центре повествования находится человек, наделенный чувствами, устремлениями, желанием наслаждаться жизнью. Однако ему мешает общественное мнение, долг, социальные и моральные нормы. Ему приходится делать то, чего он не желает. В итоге конфликт между долгом и личным устремлением приводит к трагедии.
Театральные тени
Театр теней уходит своими корнями в глубокую древность. Местом его возникновения считается Азия, а наибольшего расцвета он достиг в Китае. Именно оттуда пришел японский театр теней.
Изначально в представлениях использовались фигурки, вырезанные из бумаги или кожи. Сценой служила деревянная рама, обтянутая белым сукном, за которой скрывались актеры, управляющие фигурками и поющие. С помощью направленного света на экране отражались персонажи-фигурки.
Театр теней в разных районах имел свои виды фигурок и репертуар исполняемых песен.
Театр ёсэ
Ёсэ – традиционный японский комический театр. Зародился он в XVII веке, и первые представления устраивались под открытым небом. Но с популярностью театра стали появляться специальные дома для подобных представлений – ёсэба.
Пьесы театра относятся к жанру ракуго – сатирические или комические рассказы, неизменно с неожиданным финалом, наполненные каламбурами и остротами. Развивались эти рассказы из анекдотов, создаваемых ракугока – профессиональными сказителями.
Одетый в кимоно исполнитель усаживается посреди сцены на подушку, в руках у него обычно полотенце и веер. Героями повествования становились люди разных сословий, тематика рассказов ничем не ограничивалась. Неизменным было лишь то, что истории были смешными, связанными с политическими, бытовыми, злободневными и историческими ситуациями.
Большая часть рассказов была создана в период Эдо и Мэйдзи, поэтому современному зрителю мало знакомы и чужды описываемые традиции, быт и проблемы. В связи с этим многие актеры ракуго пишут сатирические повести на злободневные темы сами.
Еще одним жанром ёсэ считается мандзай. Это комический диалог, корни его уходят в традиционные новогодние представления, которые сопровождались песнями, танцами и разыгрыванием комедийных сценок. Постепенно в мандзай вошли элементы фарса, мюзиклов и других жанров, что сделало его еще популярнее и позволило попасть на телевидение.
Театр ёсэ представлен и жанрами нанивабуси (разновидность баллады) и кодан (художественное чтение). Кодан представляет собой рассказ, в основу которого легло выступление странствующих артистов. Изначальная тематика рассказов (сражения прошлых времен) расширялась, и в нее вошли семейные конфликты, судебные дела легендарных судий, политические события, необычные случаи в жизни простых горожан. Однако не все темы поощрялись властями. Часто выступления даже запрещались.
Синопсис
Традиционный театр японский – многоцветный и сложный мир, элементами которого являются актеры, музыканты, маски, декорации, костюмы, грим, куклы, танцы. Все это образует уникальный и неповторимый загадочный мир японского театрального искусства.
fb.ru
Национальный театр Японии - История и культура Японии
Несмотря на то, что во многих современных отраслях восточная страна Япония изрядно опережает цивилизованный Запад, национальный театр остаётся неприкосновенным для происходящих вокруг изменений. В отличие от некоторых иных направлений искусства, японский театр остаётся традиционным и практически не меняется многие века.
Случись какому-нибудь самураю прокатиться до наших дней на машине времени, оказавшись в театре, он чувствовал бы себя, как дома, хотя вне театральной сцены Япония стремительно изменяется едва ли не на глазах. Но в театре сохраняется и тщательно оберегается от веяний западной цивилизации неповторимый восточный колорит, непохожий, впрочем, даже на имеющийся в других странах Азии.
Японский театр не признаёт мелочей, здесь учтено буквально всё. Актёрское мастерство должно быть безупречным по канонам жанра, музыка идеально вписывается в разыгрываемый сюжет, костюмы точно соответствуют времени и характеру персонажей, а в танце чётко выверено каждое движение. Грим, маски, парики, куклы – всё тщательно продумано и доведено до совершенства за века существования и развития театрального искусства в Японии.
Между тем, в Японии существует отнюдь не единственный национальный театр. Издавна в «Стране восходящего солнца» этот жанр искусства пользуется не только большой популярностью, но и настоящей любовью среди японцев. Поэтому театральное искусство здесь имеет множество направлений – на любой вкус.
Японский театр Но – это, прежде всего, серьёзная драма, в то время как Кеген относится к развлекательному действу, направленному на то, чтобы повеселить зрителя. Театр Кабуки известен во всём мире, как наиболее отражающий самую суть Японии. Многие направления традиционного театрального искусства широко используют специальных кукол, в том числе и Бунраку.
Театр Бунраку
В Японии существует много видов кукольных театральных жанров – Но, Кёгэна и Кабуки. В начале XVII века в Осаке появился новый вид драматургического искусства – Бунраку. Японский спектакль по традиции сопровождается повествованием певчего – таю. Работа с куклами долгие годы была уделом бродячих артистов, которые за гроши развлекали зрителей, но через некоторое время появляются профессиональные кукловоды. Они создавали настоящие произведения искусства – марионеток (цумэ). Такая кукла поднимается из-за ширм над головой и управляется при помощи веревочек и рычажков. Но три столетия назад появляется кукла в рост человека, которой управляют сразу три человека. Этот момент стал переломным для Бунраку. Управлять такой куклой очень сложно. Все три кукловода должны были быть ловкими, внимательными и добиваться огромной слаженности в работе. Каждый ассистент управляет определенной частью тела куклы.
Омо-дзункаи – руководитель, он отвечает за голову и правую руку. Хидари-дзункаи (первый ассистент) – отвечает за левую руку. Аси-дзункаи (второй ассистент) – отвечает за ноги. Каждый из них проходит очень долгое обучение. Молодому аси-дзукаю надо трудиться десять лет, хидари-дзукаю – столько же, а омо-дзукаю потребуется около сорока лет.
Кукловоды выходят на сцену в черной одежде. В мировоззрении японцев черный цвет обозначает «ничто». Поэтому рядом с куклой как бы нет человека. Но знатоки этого искусства ходят в театр на представление определенного омо-дзункаи. Самые прославленные мастера имеют право снимать свой колпак во время действия или выходить в собственной одежде – в шелковом белом кимоно с вышитым гербом семьи и широких брюках. Такая манера выступления называется открытым манипулированием – дэ-дзукаи. Хидари-дзукаи может позволить открыть лицо только в редких случаях. Аси-дзукаи не может себе позволить сделать такое никогда. Вот такой он, театр Бунраку.
Театр кукол Авадзи
Около 400 лет существует традиционный японский театр кукол Авадзи. Театр расположен на острове, который носит аналогичное название. Театр находился под опекой князя Ава. В начале XVIII века на этом острове существовало более сорока театральных коллективов. Некоторые из этих трупп продолжали работать до конца XIX века. Актеры здесь были не профессиональные, чаще всего в их роли выступали крестьяне, лавочники, ремесленники.
Кукольный театр Авадзи показывал спектакли прямо перед храмами на открытых площадках во время сельских праздников. Сюжет кукольных представлений разыгрывался по повествованию древних легенд. Кукольные театры в Японии очень долго не могли отделиться от магических действий, поэтому представления проходили в синтоистских храмах.
Ширма в театре Авадзи невысокая. Она закрывала только ноги актеров. Куклы были ростом чуть-чуть ниже человеческого роста. Каждой куклой управляют три актера, которых зрители могут спокойно видеть. Все актеры были одеты в черную одежду и черные маски. Создавалось впечатление, что их нет на сцене.
Текст ролей читали сямисена - певцы-музыканты. Их пение сопровождалось аккомпанементом. Они сидели сбоку сцены. Их хорошо могли видеть зрители. Кукольному искусству актеров начинают обучать с десяти – двенадцати лет. В репертуар театра входит около двухсот пьес. В постоянном репертуаре находится более пятидесяти из них.
Кукольный театр Дзёрури
Появление кукольного театра в Японии связывают с охотниками – кугуцуси. Свое свободное время они посвящали тому, что делали кукол и экспромтом показывали кукольные представления. Это были очень простые спектакли. Представления проходили прямо на улице или же кукольники переходили от дома к дому.
Позже кукольные спектакли стали показывать представители буддийской секты дзёдо. Они использовали для кукольных сцен буддистские храмы. Многие странствующие актеры-монахи носили на шее шнурок, на котором была подвешена миниатюрная сцена, она называлась кубикакэ. На кубикакэ была изображена сцена, об истории какого-либо известного храма, или же об истории возникновения какого-либо буддийского божества.
Потом бродячие кукольные представления стали показывать в стиле буддийских рассказов, которые имели особое музыкальное сопровождение. Такой способ представлений повысил рост популярности этих спектаклей. Кукольные представления в древней Японии были известны как кугуцу. Они оказались пригодными не только для спектаклей на божественную тематику. Для развлечения своих покровителей этот вид искусства использовали куртизанки.
Сэккё стали все больше и больше проникать в сферу народных увлечений в первые годы эпохи Токугава, потому что стали сопровождаться музыкой. Сначала представления стали сопровождать трущимися друг о друга бамбуковыми палочками, а позже для музыкального сопровождения стали использовать струнные инструменты. Кроме того, темы, которые носили раньше религиозный и исторический характер, стали более светскими. В них стала присутствовать любовная и чувственная окраска.
Когда такая форма представлений стала приходить в упадок, сэккё стали принимать другие формы. Так форма утадзаимон исполнялась под аккомпанемент сямисэна, а кадо-сэккё - под мелодию японской скрипки - кокё, или под звуки, которые издавали при трении друг о друга бамбуковые палочки. До искусства Дзерури японским кукольникам оставался один шаг. Во второй четверти 16 века музыкальная пьеса дзёрури уже существовала. Она исполнялась в сопровождении сямисэна. Большое признание она получила в среде народа. В высших кругах исполнялось повествование «Хэйкэ», которое сопровождалось музыкой бива. Название жанра произошло от имени дочери состоятельного торговца из древнего текста «История Дзёрури». Основу повествования составляла любовная история молодых людей. Как и во многих странах Востока, кукольное мастерство передавалось по наследству, от отца к сыну. Одним из популярных кукловодов того времени был Дзёкэй. Со временем он создал свой собственный кукольный театр в городе Эдо, который являлся в то время сёгунской столицей. В его театре вместо глиняных кукол появляются куклы деревянные. В театре появились богатые шелковые занавеси вместо бумажных занавесей. Кукольный театр снова стал расцветать. Когда произошло падение замка Тоётоми в Осаке, много самураев оказалось без какого-либо занятия. Они потеряли своих хозяев и стали заниматься грабежами. Чтобы занять самураев хоть чем-нибудь, им поручили охрану башни Осакского замка. Такая служба оказалась для самураев очень скучной и чтобы развлечься и заработать больше денег, они нашли для себя более веселое занятие. Самураи стали развлекать прохожих кукольными представлениями. Таким образом, японский кукольный театр Дзёрури стал повышать свою популярность.
vision7.ru
2.2. Театры Японии
Существует пять основных жанров театрального искусства: бугаку, но, кёген, бураку и кабуки. Именно эти жанры существуют и по сегодняшний день. Все эти направления довольно различны, но в их основе заложен общий эстетический принцип.
Бугаку – церемониальный танец, ритуал. В его действии прослеживаются черты китайского, индийского и корейского искусства танца.
Театр Но (Ногаку) – одна из выдающихся форм традиционного театра. В основе Театра Но лежит принцип дзэнской этики и буддийского взгляда на жизнь. В начале своего становления актеры театра но выступали в храмах. Маски в театре связанны с ритуальными представлениями - гигаку, музыка взята из ритуального танца – кагора, придворной музыки –гагаку и музыки из буддийских храмов. «Окаина» - самая ранняя из пьес. Известность театра приходит с именем Дзэами Мотокиё. Он вместе с отцом, Канами выступил перед сегуном Асикага Ёримицу, который был потрясен их игрой и взял театр под своё покровительство. Представление театра Но это в первую очередь красочное представление, отличная актерская игра, необыкновенные танцы, музыка и сопровождение хора от 8 до 10 человек. Актеры были роскошно одеты, на лице – маски показывающие глубокий смысл и определенные чувства героя. На сцене главным декором является изображение Древней сосны. Все движения, позы, жесты были отточены до каждой точки. В наше время репертуар театра Но насчитывает около 240 пьес. Типичными героями пьесы являются духи самураев, которые появляются, чтобы отомстить за смерть или проститься с родными. В перерывах, чтобы разрядить напряженность, происходит театрализованное действие старинный театра смеха Кёгэн .
«Кёгэн» – это живая, народная, энергичная «драма» с остроумными репликами. Среди персонажей здесь тоже могут появляться мертвецы, божества, привидения или роковые красавицы, но они будут показаны лишь в карикатурном, смешном виде. Главным героем здесь, как говорил Н.В.Гоголь в «Ревизоре» является смех.
Бунраку является самым крупным кукольным театром в Японии. Первый спектакль был открыт в !872 году в Осака. На его вывеске было написано : «Дозволенный правительством кукольный театр Бунраку». Первоначальные представления проходили на площадках русла реки Камо, города Киото. Позднее были возведены кукольные театры со сценой, которые и по сей день существуют. Размер кукол составлял 1/2 -2/3 роста человека. Одной куклой управляют три действующих лица. Самый опытный кукловод управлял головой (лицом) и правой рукой, другой кукловод управлял левой рукой, а последний управлял ногами. Одежда кукловодов: черный балахон с капюшоном, укрывающим всю голову. Известным операторам (кукловодам) разрешалось не закрывать лицо.
Театр Кабуки – основной его чертой является то, что все роли исполняют исключительно мужчины. Он также известен гримом и костюмами актеров.
2.2.1. Классический театр Японии – Театр Но (Ногаку)
История театра Но имеет два главных источника – мифологический, отраженный в «Кодзики» и народном предании, и документальные письменные свидетельства, зафиксированные в трактатах и воспоминаниях актеров, в официальных документах и дневниковых записях. Из мифологии можно узнать о духе, породившем театр Но, благодаря же документам составляется его фактическая история.
Согласно «Кодзики», японский театр берет начало от танца богини Удзумэ на опрокинутом чане при свете костров и в присутствии богов, с тем, чтобы вызвать из Небесного Грота укрывшуюся там богиню солнца Аматэрасу. Один из создателей театра Но – Дзэами передает этот миф из «Кодзики» так: «Если вести речь о начале саругаку в эру богов, то о времени, когда Великая Богиня Аматэрасу скрылась в Небесном Гроте и мир погрузился в вечную тьму и мириады богов, стремились смягчить сердце Великой Богини, собрались на Небесной Горе Кагуяма и устроили кагура, а затем перешли к сейно. И тогда Небесная Богиня Удзумэ вышла из общего круга, украсила лентой сидэ ветку сакаки, вскричала охваченная божественной одержимостью, возожгла костер на костровище и, громоподобно топнув, начала петь и танцевать. Ее голос стал приглушенно слышен в Небесном Гроте, и потому Великая Богиня слегка приотворила его. И Земля снова озарилась светом; и осветились лица богов».
Народное предание повторяет этот миф. В древнейшей столице Японии Нара, на территории синтоистского храма Касуга, есть священная сосна Ёго, и под ней до сегодняшнего дня устраиваются древние ночные мистерии, воспроизводящие танец богини Удзумэ; цель их – умилостивит, «смягчить сердце Великой Богини». Мистерия заканчивается с восходом солнца – светило восходит, якобы пробуждаемое магическим танцем. Предание считает, что именно эта сосна изображается на задней стене сценической площадки в театре Но.
Дзэами указывает еще две духовные родины своего театра – Индию и Китай: «Во время богослужения после постройки богачом Сюдацу храма Гион, что на родине Будды, проповедь говорил Будда Сакья-муни. Но Дайба, который пришел туда со множеством приверженцев других путей, затеял танцы с ветками деревьев и листьями бамбука в руках, прикрепив к ним ленты сидэ, так что (из-за шума) проповедь стала невозможна. Тогда Будда подал знак глазами (своему ученику) Сярихоцу, тот обрел силу Будды и, удалившись к задним дверям храма, ударил в барабан и запел. Талант и ученость Анана, ум и находчивость Сярихоцу, красноречие Фуруна соединились, и они втроем исполнили 66 мономанэ. Заслышав звук флейты и барабана, последователи других путей перешли к задним дверям храма и стихли, наблюдая игру. А между тем Сакья-муни досказал свою проповедь. Так началось наше искусство в далекой заморской стране».
Итак, мифология в образной форме называет главные духовные источники театра Но:
1) синто;
2) буддизм;
3) китайские учения.
Она также уясняет первоосновные элементы театрального представления: танец, пение, музыка и ритм как проявление «божественной одержимости», то есть как выражение экстатически переживаемого слияния с рождающим космическим лоном, теургией земли и родовой жизни.
С именем Дзэами Мотокиё (1363 – 1443) связан наивысший расцвет театра Но. Творчество Дзэами приходится на время общего подъема культуры Японии.
Дзэами – крупнейшая фигура в истории японского театра. Он написал около ста пьес, причисленных к шедеврам драматургии Но, был замечательным актером своего времени, создал теорию Но, которая по цельности, глубине и широте охвата проблем выдерживает сравнение с самыми замечательными эстетическими теориями Японии.
О первом периоде жизни Дзэами, когда он был известен как выдающийся актер, известно немного. В 1384 году после смерти отца, 19-тилетний Дзэами возглавил труппу. В 1399 году после выступления в трехдневном праздничном представлении Но, его признали лучшим актером саругаку-но Но. А в 1408 году в 45 лет, Дзэами достиг апогея славы. В том же году умер его покровитель Ёсимицу, и с этой поры его преследуют жизненные невзгоды. Его слава стала меркнуть, представления трупп дэнгаку-но Но становились более популярными.
В определенном кругу современных исследователей Японии существует мнение, что Дзэами направил театр Но по неверному пути и «не дал японской драме развиться». Почти полное отсутствие событийности в драмах Дзэами трактуется ими как отсутствие драматургии. Однако именно такое предельно интенсивное драматическое действие, передающее в концентрированном виде динамику душевной жизни героя, и является вкладом драмы Но в мировую драматургию.
Японские ученые относят драматургию Канъями к «драматическому направлению», а Дзэами, по их мнению, является создателем «иллюзорно-художественного направления». Дзэами в своих работах пытается раскрыть сокровенные тайны души, показать осмысление минувшего события, понятого через призму внутреннего опыта человека. Дзэами создает изощренный поэтический стиль, расширяет тематику драматургии Но, создает цикл пьес о легендарных воинах из клана Тайра и Минамото, ведших в XII веке длительную кровопролитную войну.
Эстетика театра Но, развитая Дзэами в трактатах и закрепленная им в сценической практике несет на себе печать эстетических канонов дзэн. Драма и спектакль Дзэами строятся по законам дзэнского искусства. Лаконичность, граничащая с суровостью, формальное совершенство и внутренняя вдохновенная напряженность характеризует театр Дзэами.
Состояние современного театра Но теснейшим образом связано и во многом отражает то особое состояние японской культуры в целом и театра в частности, к которому пришло японское общество после Второй мировой войны и которое явилось прямым следствием огромных социально-экономических и политических изменений послевоенного времени.
В области культуры одним из последствий японской технической революции, которая была вызвана интенсификацией труда, было возникновение в широчайших масштабах обывательского буржуазного искусства. Япония переживала распространение коммерческих театров, различных мюзик-холлов и варьете, которые используют усовершенствованные современные сценические машины, стереозвук и световые эффекты.
Защитной реакцией на засилье массовой культуры стало обращение японцев к традиционным, унаследованным от средневековья формам искусства.
В последнее время появились 2 основные тенденции:
1) поворот в сторону сознательного сохранения и развития традиционных искусств;
2) стремление соединить японское искусство ХХ века с классическим, создавая новые формы искусства, либо на базе прямого использования старой традиции либо путем обновления старинных форм привнесением современной тематики и способов выражения.
Нынешний театр Но не похож на театр Но всех предшествующих эпох. Широкое распространение любительства, одновременное существование любительских и профессиональных спектаклей, тесные взаимосвязи любителей и профессиональных актеров – таково своеобразие театра Но в современной Японии.
Изменился спектакль Но, сохраняющий, однако, каноническую форму исполнения. Перемены касаются как проблемы трактовки классической драматургии на сцене Но, так и чисто внешней стороны постановок. В современных условиях иными стали содержание и общественные функции театра Но.
Как синтетическое искусство театр Но привлекает к себе взоры многих современных деятелей японской сцены. Причем диапазон интереса к Но в сфере современного искусства чрезвычайно широк: от подлинного творческого применения его достижений до откровенной спекуляцией на популярности классического театра. В возможности первого можно убедиться на примере творчества А. Курасавы - замечательна его экранизация «Макбета», решенная в условной, лаконичной, утонченной и образно емкой стилистике Но. А в качестве спекуляции, можно привести пример пьесы с стриптизом в Токийском мюзик-холле по мотивам драм Но «Фуна Бэнкэй» и «Футари Сидзука».
В современном театре Но изменилась сценическая трактовка классической драматургии. Акцент на эмоциональность драмы, экспрессивность игры и даже мелодраматический психологизм являются тем новым, что внес в осмысление театра ХХ век, особенно 60-70-е годы. Драма Но стала чаще интерпретироваться как утонченная психологическая, с неподдельной правдой и глубиной раскрывающая движения человеческой души.
studfiles.net
Исскуство древней Японии
пония сама похожа на театр. Домики с раздвижными стенами напоминают ширмы-декорации, среди которых босиком ступают люди, одетые в многоцветные кимоно.     Первоначально театральные представления являлись частью ритуальных празднеств. Самые пышные церемонии были приурочены ко времени посадки ростков риса. Над залитым водой полем сооружался помост, к которому вел мостик, чтобы танцоры и танцовщицы не запачкали свои роскошные наряды. Разные танцы связывались по два - сюжетно и зеркально: один начинался в правой части площадки, другой - в левой. Если первая пара танцоров изображала мужчину и женщину, облеченных властью, то вторая пара в ответном танце высмеивала их. Эти попарно объединенные сценки дали начало двум разным, но неразрывно связанным театральным формам - Но и Кёгэн.     Смысл иероглифа «но» можно передать как «умение», «мастерство». Пространство в театре Но устроено так: узкий деревянный помост чуть под углом примыкает к небольшой квадратной площадке. Четыре угловых столба поддерживают вогнутую крышу. Светлый настил из японского кипариса отшлифован до матового блеска, на нем ни малейшей пылинки. По настилу скользящим шагом двигаются актеры в белоснежных носках. На заднике сцены изображена могучая раскидистая узловатая сосна - символ неизменности и вечности.     Под помостом установлены пустые глиняные кувшины. Они усиливают звук шагов актеров, когда нога, проскользив на пятке, с силой ступает на носок. Поступь, флейта и три разных барабана задают ритм спектаклю. Вместе с музыкантами у задней стены сидит помощник актеров - кокэн («смотрящий сзади»). Он условно считается невидимым и по ходу спектакля поправляет исполнителям маски и костюмы. Слова пьесы не произносятся, а распеваются речитативом. Причем не только ведущими персонажами и хором, но и всеми зрителями. В пустоте сцены ярче высвечиваются цветастые кимоно, раскрашенные маски, парики и веера. Прорези для глаз в масках очень небольшие, поэтому актер почти не видит сцену, и лишь умение, выработанное годами, позволяет ему встать точно в определенное место помоста. А вот в масках слепых прорези увеличены, словно зрителю хотят сказать, что не все можно увидеть глазами. В отсутствие декораций важна каждая точка на помосте, и передвижение означает перемену места действия. Освещается сцена горящими вязанками хвороста. У масок, вырезанных из кипариса, всегда одно выражение. Чтобы изменить гамму чувств: придать маске образ то скорби, то гнева, то радости, актер слегка наклоняет или поворачивает голову, он знает, как и какой должен лечь на маску свет пламени - прямой или отраженный от помоста.     На масках, которых в спектаклях Но используется более двухсот, сохранились черты лиц эпохи Муромати (начало XIV-XI вв. до н.э.): сбритые и вновь нарисованные у самых корней волос брови - у девушек, начерненные зубы - у молодых воинов-самураев. Независимо от маски актер не меняет свой голос, и молодая девушка может петь хриплым мужским голосом (все роли играют мужчины). К женским маскам надевается длинный черный парик, к личинам демонов - ниспадающий на пол красный, к образам стариков - белый. Выбор костюма тоже задает характеристику персонажа. Благородный белый и красный цвета - к лицу божествам, высокородным особам и красавицам. Сочетание этих цветов означает молодость и силу. Бледно-голубой вместе с коричневым подойдут спокойному персонажу незнатного происхождения. Символика масок и костюмов дополняется символическими жестами, которые обозначают и состояние героя, и место действия. Так, плач выражается медленными движениями руки с закрытым веером к опущенному лицу. По касанию раскрытым веером левого плеча, если лицо поднято и обращено вправо вверх, зритель узнает, что действие происходит лунной ночью. Веер в театре Но обыгрывают всеми возможными способами. Это и пишущая кисть, и меч, и сосуд с вином, и кнут. Взмах «кнута» - «всадник скачет по дороге».     Драмы Но излагают известные легенды, религиозные притчи и военные повести. Почти весь текст произносят главный персонаж -ситэ («действователь») и ваки («боковой» персонаж).
ьесы кукольного театра Бунраку, возникшего в XVI в., стали основой сюжетов для появившегося в XVII в. (в эпоху Эдо) театра Кабуки. Смысл глагола «кубуку» («катабуку») можно выразить словами «отклоняться», «выходить из ряда вон». Ключевым понятием эпохи Эдо, когда в религии и философии преобладало конфуцианство, было «укиё» («быстротечный мир наслаждений», но также и «мир скорби»). Из этого понятия и возник новый театр.     Зародился кабуки в труппе танцовщицы Окуни из синтоистского храма, где танцы в основном были связаны с погребальным обрядом. Актрисы выступали в мужских одеяниях с короткими самурайскими мечами и с огромными христианскими крестами, раскачивавшимися на шее (тогда, в 1604-1629 гг., крест служил ультрамодным украшением). Они выделывали неожиданные, зачастую нескромные движения. Оригинальность и смелость костюмов и поведения переносились со сцены в жизнь. Влияние Кабуки распространялось и через гравюру якуся-э (изображение актеров).     В 1629 г. женский Кабуки был закрыт по соображениям морали, но юношеский Кабуки - Вакасю - продолжал дразнить публику экстравагантностью и чувственностью. Он тоже был запрещен. В 50-х гг. XVII в. его место занял Яро-Кабуки, где все роли исполняли мужчины.     Актерам театра Кабуки не позволялось выходить за определенные кварталы и жить в роскоши. Находясь на самой нижней ступени сословной лестницы, актер должен был кланяться всем встречным на улице; при подсчете актеров в числительных использовали тот же суффикс, что и при подсчете животных.     Однако, несмотря на гонения, Кабуки развивался. Постепенно появились специальные здания для представлений Кабуки. Помост для выхода актеров переместился в зал и получил название «ханамити» - «цветочная тропа». Когда актеры проходили по ханамити, зрители вручали им подарки и подобранные по сезону букетики цветов. Сцена стала просторной и широкой, с деревянным задником. Повесили задергивающийся занавес, закрепленный с одной стороны, - хикимаку. Другой занавес - асагимаку - не просто опускался, а именно падал сверху. Разукрашенные задники во время спектакля часто менялись. По обеим сторонам сценической площадки протянулись галереи, прикрытые бамбуковыми шторами. За ними размещались певцы и музыканты. Главная тема музыкального сопровождения стала задаваться игрой на трехструнном сямисэне.     Драматический эффект происходящего на сцене усилил поворотный круг, освоенный в Японии задолго до Европы. Само название «Кабуки» постепенно стало передаваться другими иероглифами, означавшими «пение», «танец», «мастерство».     Самое необычное амплуа актеров Кабуки - оннагата, т.е. женская роль. Мужчины, исполняющие такие роли, стараются не только подражать женщинам, но и превзойти их в женственности. Вне сцены они носят ту же одежду, так же ведут себя и отмечают все женские праздники. В повседневной жизни оннагата часто становятся законодателями мод и манеры поведения для девушек.     Исходное состояние актера на сцене Кабуки - неподвижность. Он оживает только тогда, когда наступает его черед играть. Движение состоит из перехода от одних поз - миэ - к другим. Когда в миэ застывает целая группа, на сцене образуется живописная картина. Зритель должен спокойно созерцать миэ, подобно тому как он любуется изменчивой неподвижностью сада камней. Сцена миэ сопровождается ритмичными хлопками деревянных брусков - хёсиги - друг о друга. В наиболее драматичные моменты удары хёсиги учащаются.     В Кабуки актеры стали впервые выступать без масок. Традиционный грим - кумадори - напоминает черты масок Но и маски кукольного театра. Основные цвета кумадори - красный, синий и черный. Красные полосы обозначают страсть, справедливость и доблесть; синие - зло, страх и потусторонность; черные и алые - божественность и колдовскую силу. Символика цвета дополняется чуть утрированной мимикой: зрачки, сведенные к переносице, означают устремление; поднятые углы губ - надменность и усмешку; приподнятые внешние концы бровей - гнев.     Пьесы для театра Кабуки бывают различного содержания: трагическая история двух влюбленных, принадлежащих к враждующим семействам самураев; бытовая мелодрама из жизни очаровательной гейши и рябого торговца и т.д.     Как и в других традиционных японских театрах, актеры Кабуки годами готовятся к выходу на сцену. Часто амплуа переходит от отца к сыну, и начинающему актеру со стороны практически невозможно пробиться в труппу. Меняя амплуа, актер меняет и имя, а начинающий актер часто носит имя своего учителя. Начинать приходится с «амплуа»задних лошадиных ног (лошадь -бутафорская). Иногда проходит двадцать-тридцать лет, прежде чем актер приобретает право на собственное имя. Наиболее известные актеры провозглашаются «живым национальным сокровищем».
made-in-japan.narod.ru
Театральное искусство Японии | Японский народный театр "Theatre"
Современное театральное искусство Страны восходящего солнца можно разделить на традиционный, новый театр и спектакли в западном стиле. Заказать билеты на японское представление, как и билеты в Ленком, можно через Интернет. Если вы уже находитесь в этой стране, то можете купить их незадолго до начала спектакля. Итак, осталось сделать выбор. Что же посмотреть?
Но и Кабуки
Являются формами традиционного драматического театра. Но зародился еще в 14 веке и по сей день не утратил своей актуальности. Для него характерны спектакли, сопровождающиеся пением мужского хора, игрой флейты и нескольких барабанов. На сцене нет декораций, а все актеры облачены в яркие костюмы и маски. Современная программа этой формы искусства включает 2-3 пьесы с комическими вставками (длительность которых – около 30 минут). В основном это длинные монологи и танцы.
Какую постановку можно увидеть:
роман;
культовую легенду;
историческое предание.
Театр Кабуки похож на европейский в эпоху классицизма. Здесь ценится актерское мастерство. Что показывают – давно известно публике, поэтому важна игра персонажей. Вы увидите императоров, самураев, монахов и женщин удивительной красоты. Новичка поразит зрелище в целом: стилизованные костюмы, живописные декорации, музыкальное оформление, замедленный ритм развития событий.
Кёгэн
Театр Кёгэн показывает незатейливые комедии, построенные на шутке или шумной возне. Его персонажи – жители сельской местности или простые горожане. Здесь вы не увидите великих императоров и монахов. Одежда героев не так разнообразна. В основном используют три типа костюмов: наряд господина, слуги и женский костюм. Иногда актеры надевают маски (старика и старухи, древних богов, животных или насекомых).
Гагаку
Представляет собой музыкальное искусство.
В настоящее время можно увидеть Гагаку в двух исполнениях:
Концертная музыка для струнных, духовых и ударных инструментов.
Сопровождение танца бугаку.
Бунраку
Это кукольный театр. Куклы в пышных костюмах передают чувства людей. В основном, пьесы Бунраку трагичны.
Вы не можете вникнуть в смысл японских постановок? Тогда просто наслаждайтесь красочными костюмами, красивой музыкой и декорациями. Если уж и это вам не по душе, то приезжайте в Москву, где вы сможете купить билеты в Ленком и посмотреть любимое представление.
Купить одежду для военных 12 Фев 2014
Военная одежда и атрибутика нужна не только тем, кто служит в вооруженных войсках или проходит ...
Педикюр SHELLAC! 09 Фев 2014
Педикюр Shellac в наше время будет обладать большим количеством разнообразных преимуществ. ...
Японский сад камней 02 Фев 2014
Отправной точкой для возникновения самой идеи создания сада камней стало одно из положений ...