Символы в культуре и религии Индии. Символы древней индии
Индийские орнаменты и их значение
Сегодня в повальном увлечении Индией, многие художники открывают для себя такое народное искусство, как традиционный индийский орнамент. Как и в любом народном творчестве, индийский орнамент также необычайно красив и замысловат, а каждый элемент не просто изображение, а средство передачи информации, проще говоря, каждый элемент что то означает, как у любого народа.
Я вообще люблю народное творчество, орнаменты всех народов на мой взгляд прекрасны, у каждого своя неповторимая красота, для каждого орнамента можно найти место в своей жизни. Орнаменты могут украшать интерьер, детали интерьера, одежду, посуду, мебель.
Но популярную сегодня роспись хной к примеру, не будешь выполнять в стиле северо-американских индейцев, в таком деле, каждый художник в первую очередь вспомнит именно о традиционном индийском орнаменте. А что бы не пожелать случайно носителю рисунка чего нибудь не уместного, хорошо бы перед началом работы узнать, что же значит тот или иной элемент :)
Первый элемент знаком нам наверное всем с детства, помните этот элемент можно было часто встретить на домашних маминых халатиках, платках, кофтах и т.д. Он и сегодня всё так же популярен, надо сказать, что популярным и распространённым этот элемент стал ещё много веков назад.
Называется он: Бутан (бута), пейсли, индийские огурцы (перцы).
До сих пор неизвестно, что же конкретно он из себя представляет, возможно это семя финиковой пальмы, кипарис, или даже священное в восточной культуре пламя. Но главное это то, что означает Бутан, это символ плодородия, считается, что вещи с этим символом притягивают владельцу богатство и благополучие. Также принято считать, что этот символ обозначает всю прекрасную божественную суть самого человека, его таланты и все лучшие качества, данные ему богами.
Цветы
Цветы, также очень популярный элемент узоров, их можно встретить практически везде, у индийцев вообще особая любовь к цветам. Цветы также означают быстротечность жизни, ценность каждого мгновения. Важно разбираться какой именно цветок нарисован, к примеру красные цветы ашока, символизируют любовь.
Лотос
У лотоса очень важное значение, лотос является символом чистоты, верности, просветления, вдохновения на преодоление любых трудностей в жизни. Лотос это больше чем растение, это символ непоколебимой воли и целеустремлённости. Лотос рождается для того что бы пройти сквозь тьму, выжить даже в самой грязной воде и явить миру свою чистую, безупречную красоту. Также в орнаменте у лотоса лёгкий эротический подтекст, к примеру новобрачных принято украшать гирляндами из лотосов. А женщины дарят мужчинам предметы с изображениями восьмилистного лотоса, желая намекнуть о своих чувствах.
Слон
Какой же традиционный индийский рисунок может обойтись без слона, слон одно из любимейших животных в художественном искусстве Индии. Это не случайно, ведь слон является символом долголетия, процветания, благоразумия, воли, терпения, доброжелательности и проницательности. В общем если желаете человеку всего самого лучшего, всего, что нужно для того что бы добиться успеха в жизни или исполнить свои сокровенные желания, подарите ему "слона", ну или его изображение.
Не даром у индусов символом мудрости и счастья является бог Ганеша. Узнать его легко, ведь у этого бога голова слона.
Корова
Корова это мать всего мира, индусы очень уважают и почитают корову, изображение коровы на предметах символизирует всё самое доброе, бескорыстие и самопожертвование.
Павлин
Павлина тоже часто можно встретить в индийских узорах. Павлин национальный символ Индии, эта царственная птица символизирует богатство, изобилие, а также может изгонять тёмные силы.
Солнце
Солнце будет означать божественную защиту, так как солнце, это божественное око, взирающее на нас с небес. Чаще всего солнце в индийском орнаменте изображают в виде круга со множеством лучей.
Рыба
Также является символом плодородия и безграничной свободы.
Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!
izent.ru
Символы в культуре и религии Индии
В Индии помимо известных наверное всем государственных символов есть и другие. Индия вообще страна символизма и образного мышления, поэтому все стороны ее жизни во многом пронизаны символическими изображениями, мы находим символы не только в храмах, но также и в искусстве и быту.
В Индии есть огромное количество религиозных символов, и одним из самых главных считается священное слово (звук) ОМ - ॐ, часто также пишется как АУМ (AUM). Это мистический звук, который является одной из самых главных мантр индуизма. ОМ - это звук вселенной, звук создающий миры, вибрация имени Бога и еще много других значений. Священный звук ОМ почитается не только в индуизме, но также в буддизме и джайнизме, подробнее о значении ОМ читайте в https://indonet.ru/Statya/Simv...
Графема на деванагари является символом индуизме и санатана дхармы - вечного закона, и в этом качестве рассматривается как духовный символ повсеместно в Индии, примером чему является запрет в христианизированном штате Гоа использования этой символики для производства одежды для туристов, что имело место год или 2 назад.
Антилопа - является ваханой, то есть ездовым животным ведического (вахана) божества Ваю, влестелина ветров, а также лунного божества Чандры.
Буйвол - вахана бога смерти Ямы.
Бык Нанди (Нандин) является ездовым животным Шивы, фото Нанди
Полумесяц является символом Шивы и Парвати, в традиционной индийской иконописи полумесяц обычно изображается в волосах Шивы..
Ворона - средство передвижения Шани, божества планеты Сатурн, одного из 9 основных небесных объектов - граха в индийской астрологии джйотиш.
Собака и лошадь - транспортные средства Шивы в образе ужасного божества Бхайрава.
Слон - является символом и ваханой ведического бога Индры. Также слоны являются символом мудрости, добродетелей и удачи вообще в Индии и в других странах Азии. Как известно голову слона имеет индуистский бог Ганеша, говорят, белый слон возвестил о рождении Будды, и был отражен на колонне Ашоке (ставшей государственным символом Индии) в числе 4 других священных животных. Фото и другие материалы об индийских слонах
Гаруда - большая мифическая птица, наполовину человек, наполовину орел, как правило, транспортное средство Вишну .
Калачакра - колесо, или круг, времени, это символ совершенного творения, содержащего восемь спиц. Колесо Калачакры (Колеса времени) почитается как символ в индуизме и буддизме.
Кумбха - кувшин со священной амритой и кувшин, используемый в ритуалах индуизма. Индусский праздник кумбха-мела проходит в тех местах, где капли священного напитка упали на землю.
Сурабхи - божественная коровы, которая считается матерью всех коров.
Ранголи или колам - благоприятный символ, являющейся одной из форм народного искусства, напоминающих янтры. Калам илиРанголи обычно рисуют из крашенной рисовой муки или цветного порошка на пороге или входе в дом.
Тилака (тилак) - символ принадлежности к индуизму, подробнее о тилаке и бинди
Лингам и йони - объекты поклонения, которые можно найти в индуистсикх храмах. Они подобно китайским Инь и Янь символизируют единство и противоположность мужского и женского начала во вселенной. Лингам представляет собой мужественность и Йони женственность.
Лотос - является священным цветком в индийских религиях, он также символизирует творение, подробнее о лотосе
Мышь (или крыса) - ездовое животное Ганеши. В Раджастане в городе Дешнок крысам поклоняются как предкам жителей этого места, подробнее о священных крысах.
Мудра - является символическим (ритуальным) жестом. Мудра имеет широкое распространение в иконографии индуизма, буддизма и в теории индийских танцев. Существует также много целительных и лечебных мудр под названием "йога пальцев". Материалы о мудрах
Сова - является средством передвижения богини Лакшми.
Попугай - является ваханой Камы или Камадевы (индусского божества любви).
Павлин - вахана бога Муругана (Сканды).
Баран - вахана бога Агни.
Рудракша - слезы Господа Шивы. Четки из рудракши (рудракша-мала) делают из 108 бусин, они символизируют принадлежность носителя к числу шиваитов, рудракшу носят и тантристы. Также рудракша используется в ритуальных и медицинских целях.
Шафран - цветок, который символизирует Бога и Санатана Дхарму. Шафран используется и для тилаков, и в медицине и в кулинарии.
Ступа - насыпной полукруглый буддийский храм, символизирует пять элементов (таттва): земля, воздух, огонь, вода, дух.
Свастика - является символом процветания и это второй святой по значимости символ в индуизме. Его четыре направления представляют также четыре стороны света. Свастика используется также в буддизме.
Лебедь - вахана богини Сарасвати и Брахмы.
Тигр (и лев тоже) - ездовое средство богини Шакти (Дурги).
Черепаха символизирует место, на котором лежит Мать Земля (Притхви), это основа мира.
Тришула - трезубец, этот символ принадлежит богу Шиве, но также тришул используют Шакти, Ганеша и Сканда.
Вель - это символ Муругана (Сканда), это копье, которым бог поражает нечистоту в сознании.
Все, что вспомнила, наверное многое еще упустила. Буду благодарна за дополнения.
Автор и источник публикации:
achadidi, специально для indonet.ru
indonet.ru
Символика в индийской мифологии
Приступая к чтению древней индийской литературы мы должны быть готовы к тому, что нам придется столкнуться с совершенно нехарактерной для славян образной символикой. Давайте же рассмотрим несколько базовых образов, характерных для индийской мысли. Вперед, покорять Великую Бхарату!
Сова — (уллуу — उल्लू) – известна нам с детства как олицетворение мудрости и тайного знания. Удивительно, но для жителей Индии эта птица, наоборот, символизирует собой глупость и недальновидность. Такую трактовку любимая русскими сказками мудрая сова получила из-за своей дневной слепоты. Существует выражение «ученик совы», которое характеризирует недалекого человека.
Лебедь ( ханс — हंस) – символ красоты и мудрости. Богиня богатства и счастья Лакшми нередко изображается с лебедем у стоп. Так же, эта птица (как и павлин) символизирует освобожденную от оков сансары душу (атма -आत्मा). Освобождение (мокша- मोक्ष) в индийской философии воспринимается как слияние индивидуальной души – атмы, с богом ( параматмой — परमात्मा).
Змея ( саанп – साँप) – очень древний и сложный образ, который, в зависимости от контекста, имеет различные оттенки смыслов. В мифе о змее Вритре и боге-громовержце Индре мы имеем дело с архаическим мифологическим сюжетом, где герой поражает змея копьем. В шумерском мифотворчестве это Тиамат и Мардук, в древнегреческой традиции – это Апполон и Пифон, в египетской – Ра и Апоп, а в библейской мифологии – Георгий Победоносец и змей. Эта сакральная борьба символизирует собой вечное противостояние космоса и хаоса, истины и иллюзии (माया), света и тьмы. В этом контексте, змей, конечно же – символ негативный,демонический. В Рамаяне часто встречаем образ змеи, которая кажется веревкой. Это ни что иное как художественное отображение силы майи, которая заставляет человека видеть все в искаженном виде. Один из представителей божественной триады, Шива-разрушитель, носит ожерелье из человеческих голов и змей.
Но, в индийской мифологии фигурирует и позитивный образ Шеша (शेष) или как его еще называют Ананта (букв. бесконечность – अनन्तता). Это многоголовый гигантский змей, который лежит в космосе и на котором восседают Вишну и его извечная супруга Лашкми. В этом контексте змей символизирует бесконечное время. Он – единственный, кто остается после завершения очередной кальпы ( цикл из 4 юг). Йогический термин «кундалини» कुण्डलिनी, обозначающий энергию, покоящуюся у основания копчика, в дословном переводе с санскрита значит ни что иное как «свернутый в форме змеи».
Лотос ( падм – पद्म) – это центральное растение и источник вдохновения не только в индуистской, но и во многих других мифологиях Востока. Как и змея, лотос представляет собой комплексный образ. В первую очередь – это модель мироздания. В ведических текстах с ним сравниваются лица, ноги, стопы, руки и головы божеств. «Кумуд» – ночной лотос, водяная лилия расцветающая только по ночам.
Река богов (сурсари — सुरसरि) – это Ганга (Ганга — गंगा). Согласно легенде, Ганга протекала только на небесах, пока великий святой Бхагиратх не низвёл ее на землю. Даже современные индусы совершают паломничества в Гангу с целью искупаться в священной реке и смыть свою негативную карму. Ганга, вместе с Ямуной и Сарасвати составляют «Тривени» — слияние 3 божественных рек.
Слон ( хатхи – हाथी) – чаще позитивный образ, символизирующий царскую власть, славу и силу. Богиня Лакшми изображается в сопровождении 4 слонов, которые поливают ее водой из кувшинов. Согласно преданию слоны стали слугами Вишну с тех пор, как он спав одного из них от морского дракона. В индийский сказках часто именно слон выбирает будущего царя из толпы, надевая на него венок или усаживая хоботом на спину. Тем не менее, у слона так же присутствует и негативная ипостась, которая отображает гуну невежества, тьмы, инертности и зла ( тамас – तमस) и гуну страсти ( раджас – रजस). Это обусловлено тем, что во время брачного сезона слоны в буквально смысле «сходят с ума» из-за инстинктивных потреб и наносят сильный ущерб полям и целым деревням.
Кукушка (кокиль – कोकिल ) –так же любим Индуистскими и Пэрскими поэтами как славянами соловей. Эта птица считается посланцем бога любви – Камы. Кстати, бог Кама или Камадеви считается врагом Шивы (Шанкара), так как он вытянул его из состояния созерцания, выстрелив стрелой любви, пытаясь пробудить любовь к Парвати, за что и был испепелен 3 глазом Шивы. Встречается второе название кокушки – «кояль – कोयल».
4 плода – очень характерный образ для религиозно-философской литературы Индии. Эти 4 плода или как их еще называют «4 награды» знаменуют собой 4 основные ценности, которые подвластны человеку. Считается, что на протяжении всей жизни, каждый из нас стремится к одной из них, а именно:
1) Дхарма (служение религии, науке и общему благу)2) Артха (накопление материальных благ)3) Кама (всевозможные чувственные наслаждения)4) Мокша (индивидуальное спасение души)
Цапля (багла – बगला) – символ безобразия и лицемерия.
Ворона (коа – कौआ) – считается зловещей, демонической птицей с безобразным голосом. Часто с вороном сравнивают человека далекого от духовности, который критикует верующих людей. Такую негативную характеристику ворон заслужил и тем, что поедает плоть своих «родственников». А поедание мяса, согласно ведам – признак невежества.
Чакора (चकोर) – это большая черная куропатка с белыми крапинками, красными лапками и красными глазами, которая водится в горных лесах Афганистана, Непала и Панджаба. Не пугайтесь на счет красных глаз, они воспринимаются индийцами позитивно, как неизменный атрибут великих героев. Чакора — излюбленная птица индийских поэтов. Согласно легенде, эта птица влюблена в луну и не может отвести от нее глаз. Именно поэтому она иногда глотает искры, принимая их за маленькие луны. Чаще всего образ чакоры выступает в триаде с луной и лотосом.
Продолжение следует. Если вас интересуют конкретные символы, оставляйте свои комментарии и мы вместе разберем их значение!
Автор — Таня Войцещук
Тоже интересно:
hindirus.ru
Символика индийских украшений | Этносфера
Для индианок их украшения это не просто яркий акцент и дополнение к образу, это особые сакральные знаки, которые говорят о касте, семейном положении, наличии детей и многом другом. Это своего рода язык, метафора. На индийской женщине может не быть одежды, но украшения быть обязаны.
Наряд для многих индианок – это поклонение Богу. Женщина вплетает в свой образ различные нюансы и оттенки с помощью украшений, создавая, таким образом, единый смысловой ассоциативный ряд, символический узор.
Полное убранство индийской женщины состоит из 16 предметов и называется шрингар. Название «Шрингар» дано в честь богини изобилия, плодородия и женской красоты Лакшми. Почему именно 16 предметов-атрибутов? Индийцы это связывают с количеством фаз луны в году. Кроме того, 16 лет – это то число лет, в котором остаются все боги в духовном мире. Возраст, когда энергия человека находится на пике, а физическое тело находится в самом расцвете.
СИНДУР
Полоска, которая рисуется в проборе красной или ало-красной краской. Синдур носят только замужние женщины. Он чаще всего наноситься во время поклонения божествам. Красный цвет очень почитаем индусами, он символизирует плодородие и восстановление женской силы Сати и Парвати
БИНДИ
Красная точка между бровями это и есть бинди. Это метафора зарождения новой вселенной, любого потенциала. Она связана с третьим глазом – канал внутреннего видения, интуиции и божественных знания
ТИКА
Тика — подвеска, которая должна размещаться по центру лба – дом чакры знания –Аджы. Опять-таки это украшение могут носить только замужние девушки.
КОЛЯ
Коля — выразительная черная линия, обрамляющая глаза. Глаза чаще всего воспеваются в индийской литературе. Их сравнивают с миндалем, лилией, рыбой…в них тонут. Все чувства девушка может показать глазами: и восхищение, и боль, и любовь, и желание. «Мои глаза, не глаза, возлюбленные, но стрелы света. Мои брови, не брови, но мечи уничтожения».
НАТ
Сережка, украшающая нос девушки — это нат. Может принимать различные формы – от маленькой капельку до большого кольца.
ХААРА
К хааре относяться группа украшений на шею – колье, ожерелье, бусы. Они имеют больше оберегающее и защищающее воздействие. Охраняют владелицу от дурного глаза, помогают сохранить любовь.
ХАРН ПХУЛ
«Харн пхул» переводится цветок в ухе – сережки. Мочка уха всегда рассматривалась у индусов как свидетельство духовного развития и социальной ступени. Также предания гласят, что серьги это утешение в страданиях и других неприятных ситуациях. Чем богаче и вычурнее сережки, тем больше человек получает утешения.
МЕНДИ
Рисунок хной. Это украшение женского тела держится 2-3 недели. Искусство менди зародилось более 5000 лет назад и распространилась на Ближнем Востоке и Индии. Наиболее часто покрывают менди руки и ноги. Менди украшают невесту за день до свадебной церемонии. Если остается хна, то её закапывают для благополучия и защиты пары в браке. Чем сильнее интенсивность менди, тем более сильные чувства связывают влюбленных.
БРАСЛЕТЫ НА РУКИ
Их носят тоже только замужние девушки. Без браслетов женщины не позволяют себе появляться в обществе. Это украшение поэты называют лучами света. Обычно число их на руке 8, 12 или 24 на каждом запястье
БААДЖЮБАНД
Амулет на предплечье девушки в виде браслета, нитки
АРСИ
Кольцо с зеркалом на большом пальце. Что должна увидеть индианка в первую очередь, когда просыпается? Собственное лицо! Так и день пройдет удачно и дела будут ладиться
КЕШАПАШАЧАРАНЧА
Украшение волос. Известно, что волосы обладают особой магической силой, поэтому часто густоту и длину волос ассоциируют с внутренними ресурсами женщины, её энергетическим потенциалом. Волосы представляют все стихии – текут и струятся как вода, материальны как земля, легки и подвижны как воздух и растут из печи – головы, что представляет стихию огня. Заплетание волос в косу – очень благоприятный защитный ритуал. Три пряди согласно символизируют три реки, почитаемые индийцами: Ганг, Ямана и Сарасвати и трех богов – Брахму, Вишну и Шиву.
КАМАРБАНД
Камарбанд – ремень на поясе, удерживающий сами. Он несет защитную функцию, обрегая манипуру. Кроме того это символ власти дома, так как на него вешались ключи от всех укромных уголков и тайников в жилище. Они передавались от свекрови к невестке.
НОЖНЫЕ БРАСЛЕТЫ
Браслеты, одеваемые на ноги – нежное и чувственное украшение. Часто дополняется бубенчиками.
НОЖНЫЕ КОЛЬЦА
Носятся на пальцах ног, бывают различного дизайна и толщины. Индианки имеют возможность максимальное количество времени в году показывать свои прекрасные пальчики на ногах и этим грех не воспользоваться.
САРИ
Самый большой акцент в образе индийской девушки. Сари носят уже тысячи лет и функциональность , крой практически не менялись. Варьируются только ткани, драпировка.
Другие интересные статьи
ethnosfera.com
Ящик пандоры – Ведические символы в Индии
Ведические символы в Индии
Индия является страной, где славяно-арийский символ «Свастика» нашёл самое широкое распространение и применение. Для индусов свастика, прежде всего, сакрально-религиозный символ. Ему поклоняются, его чествуют и помещают на здания храмов.
Свастиками украшены не только стены и порталы больших храмов. Этот славяно-арийский символ украшает храмовые ворота и ограды, а также небольшие храмчики и часовенки.
Кроме того, свастику помещают на изображения и изваяния богов, как индуистских, так и буддийских. В индуизме – это верховный бог Вишну, хранитель мира; и слоноголовый Ганеша – сын Шивы – бог мудрости и устранитель препятствий. А ещё свастика символизирует священный цветок – лотос, на котором восседает и супруга Вишну, Лакшми – богиня богатства и процветания; и жена Брахмы, Сарасвати – покровительница наук и искусства. Кстати, сами последователи индуизма называют свою религию «арья-дхарма» (закон ариев) или сантана (вечный закон).
Помимо культовых и религиозных объектов свастику на территории Индии можно увидеть и в, так сказать, светском применении. Она просто повсюду. Для обывателя свастика – это, прежде всего, знак удачи, поэтому её помещают в качестве охранительного знака на дверях домов, календарях, посуде, ювелирных украшениях, на рейсовых автобусах, грузовиках, мешках со специями, почтовых ящиках, одежде и даже на мыле.
Свастики широко используются в свадебной церемонии индусов. Они наносятся на пригласительные открытки и подарки, и особенно на традиционные сосуды «пурна-кумбха», которые преподносятся молодожёнам в подарок. Свастику рисует и жрец, совершающий обряд бракосочетания. Восклицание «Свасти!» («Всего самого доброго!») звучит до и после священного слога «Ом» во время ритуальной церемонии.
Свастики использутся на логотипах промышленных фирм, учебных заведений, на оградах жилых зданий, на оконных решётках и на стенах домов и учреждений, киосках, заборах, рекламных щитах, цветочных горшках, упаковочной таре, строительном кирпиче, коробочках с благовониями, в декоре обрядовых светильников, на одежде, домашней утвари и т.д.
Во время весеннего праздника огней Дивали, посвящённого возвращению бога Рамы с победой над демоном Раваной после 14-летнего отсутствия, индусы-бизнесмены закрывают старые книги бухгалтерской отчётности. На первой странице нового гроссбуха непременно присутствуют свастика и пожелание «Шубх лабх!» («Высоких доходов!»). А ещё свастика частенько соседствует с другим славяно-арийским знаком – «Звездой Велеса», которую некоторые люди сегодня почему-то называют «звездой Давида»…
Откуда у индусов появились славяно-арийские символы? Примерно 4 500 лет назад (в Лето 2817 от СМЗХ или в 2692 г. до н.э.) арийские племена предприняди первую попытку прекратить человеческие жертвоприношения, которые практиковали древние дравиды и наги (предки индусов), поклонявшиеся БогинеКали-Ма – Чёрной матери и «змеям-драконам из мира Нави» (подробнее см. подраздел «Тёмные продолжают наступление»). Этот культ склонялся к идолопоклонству, человеческим жертвоприношениям и чёрной магии, обоготворялись слепая природа и буйство стихий. Он благоприятствовал многожёнству, многомужеству и тирании, опирающейся на низменные инстинкты и страх. Изгнав жриц Чёрного культа смерти, арии вернулись домой. Это был Первый Арийский поход в Дравидию с территории Свята Расы (Беловодья, Сибири), который от начала до конца занял 76 лет.
После ухода арийских племён, дравиды и наги постепенно опять вернулись к старым традициям. Поэтому славяно-арии пошли в Дравидию снова. Это произошло через шестьсот десять лет после окончания первого походя, в Лето 3503 от СМЗХ или 2006 г. до н.э. Часть пришедших навсегда осталась в Дравидии, и приступила к формированию цивилизации, которая известна сейчас, как индийская цивилизация. Хан Уман (Верховный Жрец Светлого культа Богини Тары), возглавлявший этот поход, был назначен Духовным советником царя лесных людей – дравидов и нагов. Арии принесли им Ведический, Солнечный культ, отличительная особенность которого – мужское начало.
К сожалению, от Мудрости Мира Сияний, которую принесли арии, мало что осталось. Со временем индусы переиначили многое из того, что были не в состоянии понять, привнесли упрощённое миропонимание, незатейливые правила, и выдали это Арийское Учение за своё, которое сейчас мы знаем под названием «Индийские Веды». Яркой иллюстрацией этого переиначивания и того, что, собственно, осталось от арийской мудрости, является тот факт, что арийский Верховный Жрец Хан Уман превратился d индийском эпосе «Рамаяна» в царя обезьян «Ханумана», правда, обладавшего сверхестественными способностями.
Кстати сказать, в современной Индии до сих пор существуют два культа - Лунный культ богини Кали-Ма(Чёрной Матери) и Солнечный Ведический культ.
pandoraopen.ru
Символы Индии. Индия: Север (кроме Гоа)
Символы Индии
Флаг
Государственный флаг (утвержден на Конституционной ассамблее 22 июля 1947 г.) – горизонтальный трехцветный: шафранный (оранжевый) наверху, белый в середине и темно-зеленый внизу – в равных пропорциях. Индийское название флага – триранга (букв. «триколор»). Длина и ширина – 3 х 2. В центре белой полосы – чакра темно-синего цвета. Чакра – колесо Закона – Дхармы, была эмблемой императора Ашоки из династии Маурьев, правившего в III в. до н. э. Число спиц колеса – 24 соответствует количеству часов в сутках и символизирует поступательное движение страны. Цвета флага олицетворяют: храбрость и жертвенность – оранжевый, мир и правду – белый, веру и доблесть – зеленый, бдительность, преданность, непоколебимость – синий.
Герб
Государственный герб (утвержден 26 января 1950 г.) – адаптированное изображение Львиной капители колонны императора Ашоки из Сарнатха в штате Уттар-Прадеш. В оригинале наверху капители – четыре льва, стоящие спиной к спине. На фризе изображены слон, скачущая лошадь, бык и лев, разделенные колесами и стоящие на лотосе. Эта капитель, сделанная из цельной глыбы отполированного песчаника, увенчана колесом закона (дхарма-чакра). На государственном гербе, принятом правительством Индии, изображены только три льва. Колесо находится в центре верхней части капители, справа от него изображен бык, а слева – лошадь. Справа и слева видны контуры колес. Под капителью шрифтом деванагари написаны слова «Сатьямева Джаяте» из Мундака-Упанишады – букв. «Только истина победит».
Гимн
Государственный гимн (утвержден 24 января 1950 г.) – песня Рабиндраната Тагора «Джана-гана-мана». Первоначально написана на бенгали. Исполняется в переводе на хинди. Впервые прозвучала 27 декабря 1911 г. на калькуттской сессии Индийского национального конгресса (ИНК).
Другие символы страны
Национальная песня – «Ванде Матарам», написана на санскрите Бонкимчандрой Чаттерджи. Вдохновляла индийцев на борьбу за независимость. Приобрела такой же статус, что и «Джана-гана-мана». Впервые исполнена в 1896 г. на сессии ИНК.
Национальное животное – тигр (Panthera tigris, хинди – шер). Длина тела – 2,6–3 м, вес 135–230 кг. Популяция – 3500–3750 особей (постоянно снижается). Королевский бенгальский тигр – один из восьми известных видов тигров, встречается по всей стране, кроме северо-западных регионов. Для контроля численности тигров в апреле 1973 г. был начат проект «Тигр», в рамках которого в Индии создано 27 тигровых заповедников на территории 40 тыс. км2. Наиболее вероятно увидеть тигра в заповедниках Рантхамбхор (Ranthambhor, шт. Раджастан) и Бандхавгарх (Bandhavgarh, шт. Мадхья-Прадеш).
Национальная птица – павлин (Pavo cristatus). Встречается по всей Индии. Охраняется «Законом об охране дикой природы» 1972 г.
Национальный цветок – лотос (Nelumbo nucifere). Этот священный цветок занимает уникальное место в искусстве и мифологии Индии, считаясь символом счастья.
Национальный фрукт – манго (манговое дерево – Mangifera indica). Любим и популярен не только за ароматные плоды. Листья манго, вывешенные перед входом в дом, даруют благополучие и достаток.
Национальное дерево – баньян (Ficus benghalensis). Баньян обладает уникальной формой роста – он дает воздушные корни, которые, достигнув земли, укореняются и утолщаются. По мере разрастания баньян выпускает все новые и новые корни, и у этого дерева-леса может быть несколько тысяч стволов! Именно под этим деревом Будда достиг полного просветления.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Узнай все секреты индийских символов
Шарфы платки с восточными узорами:
ВОСТОЧНЫЕ ПЛАТКИ ИЗ ХЛОПКА ШЕЙНЫЕ ПЛАТКИ
Есть что-то необычайно манящее в орнаментах индийских текстильных изделий и украшений. Язык, посредством которого в них зашифрованы тайные смыслы, пропитан духом множества удивительных культур, носители которых тысячи лет жили рядом и учились не говорить, а показывать, не рассказывать, а рисовать. Почему бы не взять у этой древней страны немного идей?
Идеи эти не лежат на поверхности: ведь узоры ткани, из которой сшита порой самая обычная юбка из Индии, переплетены настолько причудливо, что не сразу и разглядишь, что в них спрятано. Эксперты Exclusive Textile предложили нам приглядеться к индийскому текстилю, сумочкам и аксессуарам повнимательнее. И вот что мы увидели.
Бутан (бута), пейсли, индийские огурцы (перцы). Имя автора этого чудесного узора в форме капли с закрученным острым кончиком, затерялось в веках. А жаль: оно наверняка было бы прославлено. Ведь именно этот узор на великолепных кашмирских шалях и палантинах стал символом самого Востока в конце XVIII века, когда индийский текстиль стал завоевывать сердца европейских дам. Символом Востока он остается до сих пор.
Многие индийские орнаменты позаимствованы у самой природы, другие стали плодом абстрактного мышления - как например, геометрические узоры. Но “бутан” - нечто, соединяющее в себе и природу, и абстракцию. Не случайно эксперты до сих пор спорят, что же он изображает: то ли кипарис, склонивший под действием сильного ветра, то ли семечку манго, молодые побеги финиковой пальмы или вовсе священное пламя.
Значение: это символ плодородия, урожая. Наличие символа на платке, кашмирской шали или браслете должно притягивать богатство! Некоторые культурологи, правда, не довольны такой трактовкой, считая ее слишком узкой. Они говорят: узор обозначает саму суть, вложенную в человека небесами, его талант - искру, которой Бог наделяет чистым сердцем людей.
Цветы фрукты. Это очень распространенные символы на индийских тканях или аксессуарах, символизируют они радость и счастье. А еще цветы - это олицетворение быстротечности детства, а фрукты - символ самого бессмертия, постоянного возрождения жизни. В понимании символики цветочного узора многое зависит еще и от его расцветки: если цветы красные - это, скорее всего, цветы любви ашока, символизирующие молодость и красоту. Но самый главный цветок в Индии, конечно, же, лотос - это один из национальных символов этой страны.
Лотос. Это водное растение имеет потрясающее свойство: независимо то того, мутная вода или прозрачная, чистая или грязная, лотос всегда остается чистым. Цветок лотоса раскрывается с первыми лучами солнца и закрывается после его захода. Отсюда и вся его символика: лотос - это чистота, верность, просветление, он вдохновляет людей преодолевать трудности и проявить свои лучшие качества в любых, даже самых трудных обстоятельствах.
Лотос также символизирует щедрость земли и древо жизни и, как часто бывает в Индии, имеет легкий эротический подтекст: если увидите цветок с восемью лепестками, это может обозначать скрытую страсть мужчины и женщины. Хотите рассказать о своих чувствах - подарите индийский браслет или палантин с лотосами.
Купить шарфы платки с восточными узорами:
КУПИТЬ ВОСТОЧНЫЕ ПЛАТКИ ИЗ ХЛОПКА КУПИТЬ ШЕЙНЫЕ ПЛАТКИ
Виноградная лоза. Преданность, взаимовыручка. Ведь в природе виноградная лоза в нуждается в опоре, в помощи сильной натуры.
Стебли риса. Вы наверняка знаете, что рис - одно из главных пищевых растений индусов. Ну, а в индийском текстиле и аксессуарах это символ достатка.
Слон. Если спросить русского человека, с чем у него ассоциируется Индия, большинство, наверняка, первым назовут слона. Что ж, индусы и сами считают его одним из символов своей страны. Слон - это воплощение всех качеств, необходимых хорошему правителю или, скажем по-современному, политическому лидеру: доброжелательность силы и благоразумие, проницательность и терпение. Ну, а также долголетие и процветание - это, вообще, нужно всем. Согласно воззрениям древних индусов, вместе с черепахой и змеей слон - опора мира. Ну, как им не восхищаться? Белый слон - символ бога мудрости и счастья Ганеши.
Корова. Еще одно любимое индусами животное. Ее почитают, оберегают и иногда изображают на тех или иных видах одежды, на индийских сумках и платках. Если увидите корову, знайте: эо самый что ни на есть добрый знак. Ведь корова — не кто-нибудь, а мать всего мира. Так, по крайней мере, индусы считали в глубокой древности. Это спокойное и миролюбивое существо - символ бескорыстного служения и самопожертвования.
Павлин. Круг, который образуют перья хвоста этой птицы, уподоблялся солнцу, поэтому павлин ни много ни мало изгоняет темные силы. Павлин - еще и символ царственности и, к тому же, национальная птица Индии. Его яркое оперение слово раскрывает нам главную заповедь оптимиста: да, жизнь тяжела и порой приносит нам крупные неприятности, но в ней всегда можно найти светлую сторону и повод для радости. Изображение павлина — отличный подарок в грустное время для поддержания оптимизма.
Змея. Считается символом вечного движения, и, как ни странно для жителя России, даже хранителем домашнего очага и счастья в браке. Хотя, собственно, почему странно? Кому захочется прийти в чужой дом с недобрыми замыслами, если на страже его стоит, скажем, кобра? Изображение свернувшейся змеи с головами на обоих концах олицетворяет внутреннюю силу, психическую энергию. Существовало поверье, что драгоценные камни – это застывшая слюна змей, поэтому змею считают еще и хранителем сокровищ.
Черепаха. В древней Индии верили, что Земля покоится на четырех слонах, стоящих на огромной черепахе, медленно пробирающейся через космический хаос. Поэтому черепаха символизировала стабильность, выносливость, незыблемость мирового порядка, а также защиту от огня и воды.
Лев. В древнеиндийской культуре лев - символ владычества и защиты, храбрости и благородства. Это воплощение бога мирового порядка Вишну. Кстати, на индийском гербе изображены четыре льва (один из них скрыт от зрителя). Этот герб символизирует саму индийскую нацию, которая отважна в храбрости, сильна телом, может дать миру благоразумные советы и устрашить противников. Вот так!
Лягушка. В Индии из лягушки не рождается царевна, она не держит в пасти стрелу счастья... Но, если попадется ее изображение, все же стоит воспринимать ее с надеждой на лучшее. Ведь индийская квакушка - символ самой первозданной материи, из которой появилось все на свете. Лягушка связана одновременно с водой и землей, поэтому она - посредник между двумя стихиями и вполне может считаться знаком примирения.
Козел. Изображение этих животных встречается не часто, хотя индусы их очень уважают - как никак, это источник чудной шерсти и, значит, благосостояния. Но все же козел - позитивный мужской символ.
Утки, гуси. Парные изображения уток и гусей означают семейные узы, их крепость.
Раковина. Прекрасное укрытие для жемчужины - попробуй-ка, достань ее! Не случайно раковина - это символ убежища, защиты жизни и любви. В древней Индии некоторые виды раковин использовались как музыкальный инструмент. Потому считается, что ее изображение - призыв к душевному разговору с теми, чьи сердца наполнены любовью.
Треугольник. Если он направлен вершиной вверх, это прямое указание на мужскую активность, созидательную силу мужчины и, в целом, творческую силу природы. Перевернутый треугольник - обозначение женской сущности. В широком смысле треугольник вершиной вверх равнозначен устремленности к небу, к достижению целей, символизирует надежды и возможности. Красный треугольник острием вверх обозначает огонь. Ну, а эта же фигура вершиной вниз — знак медитации, обращения внутрь себя. Но отдельно тот или другой треугольник встречаются реже, чем их переплетение. Два треугольника, перетекающие один в другой, - это обозначение двойственности жизни, взаимосвязи ее разных сторон.
Звезда. Фигура “звезда” в Индии имеет и девять, и восемь лучей, иногда шесть и даже пять. Шестилучевая - это результат наложения друг на друга двух треугольников (см. выше). Такая звезда обозначает гармонию, а вот восьмиконечная - солнце (хотя само солнце изображается по-другому). Пятиконечная же звезда — это эмблема бога Шивы, знак пяти его ликов, пяти божественных ролей. А Шива, между прочим, - один из главных индусских богов: и разрушитель, и созидатель, и катализатор изменений - словом, творец во всех смыслах слова. Многие культурологи считают, что свастика - один из древних символов солнца, появилась именно из восьмилучевой звезды, которая, по сути, является следствием наложения двух крестов.
Квадрат. Символ вселенского и общественного порядка и, следовательно, стабильности, честности, дома. Желтый квадрат или куб символизируют земное плодородие, землю с ее четырьмя сторонами света. А вот наложенные друг на друга квадраты, создающие подобие восьмиконечной звезды, имеют значение защиты.
Круг. Еще один древний символ, обозначающий совершенство бога, его творческую энергию.
Крест. Связь между небом и землёй. Если поверх креста наложен квадрат - это храм с дверьми на все четыре стороны света.
Угол. Две простые линии, соединяясь вместе, отражают двойственность жизни, добро и зло, небо и землю.
Месяц. В индуизме месяц - это новорожденный ребенок.
Солнце. Чаще изображается как круг с большим числом лучей. Солнце - это, с одной стороны, некая мировая дверь - вход в мир знаний и царство бессмертия. А с другой стороны, это божье око, которое смотрит на нас со своих вершин и видит все, что мы с вами творим. Так и знайте.
Колесо. Этот очень многозначный и глубокий символ относится к числу солнечных - ведь оно похоже на солнце: тот же круг, те же лучи. Изображается, как правило, с пятью, шестью или восемью спицами, но иногда число спиц может быть значительно больше - как, например, на государственном флаге Индии. Колесо, или чакра, - древний индийский символ защиты и созидания, пути к просветлению, которым прошел Будда Гаутама, колесо закона Дхармы на индийском флаге символизирует поступательное движение страны. В общем, колесо — можно сказать, сама суть этой прекрасной и удивительной страны. Как ни крути.