Мифы и реальность истории Ростовской области. Мифы древнего дона
Легенды родного края - Автор Дона
Легенды не считаются полностью достоверными историческими свидетельствами, но, в большинстве своем, легенды основаны на реальных событиях. Донская земля хранит немало тайн и загадок…
Почему Дон Ивановичем зовут.
Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, а другого - Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться. Подросли сыновья, пора им было судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всём и дорогу каждому указал.
Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болтах. А Дон Иваныч шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен да славен...
Сказка - сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один – перешагнуть можно, это – Дон. Другой – широкий да бурный – Шат. Дон все на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал.
Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах встают. Недаром и зовут люди реку свою родную ласково - Дон-Иванычем.
Много поэтических легенд и сказаний сохранил народ о казачьей вольнице. Так, например, существует легенда об Иштереке, его дочери Султанет и вольных людях, предводительствуемых Сары-Азманом на Дону.
Впервые эту легенду записал писатель Александр Николаевич Скрипов в 1951 году по рассказу жителя Ростова - на - Дону - казака С. Щелкунова. Но автор ее - народ.
Султанет - возлюбленная донского атамана Сары - Азмана
(Легенда)
По степям Прикумья кочевал ногайский князь Иштерек. Была у него дочь Султанет. Сильно хворала Султанет. Иштерек звал лекарей, но никто не мог ее вылечить. Однажды странствующий старик посоветовал отвезти дочь на Дон: «Там есть ключ Ак-су. Напои ее той водой».
Быстро собрался Иштерек. Он передвигался по бескрайним степям, переходил реки. Вокруг - безлюдье. Только ковыли шумят да дикие птицы и звери встречаются на пути. Не у кого спросить, где же ключ. Встретившийся путникам старец рассказал, где бьет Ак-су. «То владение вольных людей-казаков. Атаманом у них - Сары-Азман, что означает значит рыжий человек».
Встретился, наконец, Иштерек с вольными людьми. Сары-Азман дружелюбно принял ногайцев и довел до живого ключа. «Сколько больных ни приходило к нему, все стали здоровыми», - сказал атаман.
Порозовела Султанет, а красоты она была необыкновенной.
Полюбил ее Сары-Азман. Послал он своих товарищей с просьбой выдать Султанет за него замуж. Не захотел Иштерек оставлять дочь в незнакомых местах и отклонил предложение Сары-Азмана.
Султанет тоже полюбила казачьего атамана и твердо решила стать его женой даже без согласия отца. Ночью она убежала из стана. В глубокой Кобяковской балке ждал ее Сары-Азман. Хватился дочери Иштерек, организовал погоню.
Долго разыскивал по окрестным местам. Вдруг на полном скаку сорвался конь с крутого, каменистого обрыва и разбился вместе с седоком. Тогда все ногайцы перешли под правление атамана.
С тех пор место, где было становище Иштерека, стали называть Кизи-Тиринга (кизи –тиринга - «кызыл» - красный, «кыз» - девица, «тера» - долина. Балка находится на глинах, которая в геологии именуется «красно-бурой», «кирпично-красной». Балка Кизитиринка находится ниже Кобяковой балки (Кобякова городища), что значит «пропавшая девушка», а поселение, расположившееся возле ключа Ак-су, нарекли Аксаем. А в переводе с тюркского «Ак-су» означает «белая, живая вода».
Сары-Азман. Происхождение первого донского атамана не установлено. Историки считают, что он «был татарином, но мог быть и русским, носившим татарское прозвище». Вошел он в историю тем, что, как отмечал Н. М. Карамзин, «именуясь подданным Иоанна» (Ивана Грозного), строил крепости на Дону.
Другие подробности о Сары-Азмане неизвестны. Сары-Азман - слово персидское, бывшее в употреблении у ногайцев и означающее «удальцы».
Е. П. Савельев, донской дореволюционный историк
Легенда о балке Кобяковой
Вид на Кобяково городище из станицы Аксайской в период проведения здесь раскопок
А.А. Миллером (1924-1926 г.г.)
Легенда записана со слов 107-летнего казака Г. А. Антонова в 1909 году.
Предание гласит, что половецкий хан Кобяк любил лошадей и всячески поощрял тех, кто поставлял ему выдающихся скакунов.
Однажды Кобяку понравился жеребец русского боярина. Он подговорил одного русского по имени Лавр, и тот украл для него полюбившегося жеребца. Боярин узнал, кто обидчик, и пришлось Лавру бежать к хану.
Кобяк одарил Лавра целым косяком половецких коней и сделал его надсмотрщиком над своими табунами, как человека знающего. Несмотря на такое внимание хана, Лавр (по-половецки Овлур) тосковал по родине и все искал случая вернуться домой. Однако он понимал, что в случае неудачного побега из Кобякова становища ему бы пришлось испытать на себе всю силу ханского гнева.
Случай помог ему.
Хан Кобяк взял в плен русского князя Игоря Святославича, которого разбил где-то в степях Приазовья. Овлур начал подготавливать князя бежать, но Игорь долго отказывался. Тогда Овлур тщательно подготовил побег - подговорил стражу, заготовил лодку для переправы через Дон, в камышах спрятал лошадей. Игорь, наконец, согласился, и побег удался. Отсюда - название оврага, где стоял стан Кобяка - Кобякова балка.
Легенда о Кобяковском драконе
Уникальная культура бронзового века, подобной которой нет ни в России, ни за её пределами, носит название Кобяковской. Памятники этой культуры, возникшие в начале I тысячелетия, известны также у станицы Гниловской, поселков Хопра и Сафьяново.
Поселения кобяковцев строились на холмах. Первоначально это были полуземлянки, позже - каменные сооружения. В основном, кобяковские племена занимались рыболовством.
Полагают, что кобяковская культура генетически восходит к срубной культурно-исторической общности, для которой было характерно оставлять умерших в срубах. Кобяково городище манит к себе исследователей. Каждый год десятки кладоискателей ищут здесь скифские сокровища.
Надо сказать, Кобяковские пещеры издавна пользовались дурной славой у местного населения. Там частенько пропадали люди, исчезала скотина. Археологи обнаружили, что некоторые из пещер (правильнее было бы назвать их подземными ходами) очень длинные и разветвленные.
Зловещая легенда связана с ущельем под Кобяковским городищем: будто бы живет там древний дракон. В 70-е годы подземелье исследовали военные. В черную дыру спустились двое солдат. Гул, сдавленные крики, окровавленный обрывок телефонного кабеля - вот все, что осталось от них…
Есть в донских степях растение - бессмертник.
Сорванный цветок этого растения может оставаться десятилетиями сухим и ярким, как будто его только сорвали. О названии этого растения есть несколько легенд.
Вот одна из них, которая родилась в ту давнюю пору, когда на Русь пришли злые вороги, и земля не просыхала от горьких слез матерей, вдов и сирот. Пришла будто бы к татарскому хану Батыю русская женщина Овдотья. Упала перед ним на колени: "Позволь откупить брата милого".
Удивился Батый: "Брата? А муж?".
"Замуж выйду - муж будет. Муж будет – сын родится. А брата мне уже нигде не взять – родителей моих сжег ты в Рязани…".
Подивился Батый мудрости русской женщины, наклонился, сорвал первый попавший под руки цветок, протянул его Овдотье: "Иди по моей Орде, и доколе цветок не увянет, тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа".
Не ведал Батый, что женщина сможет волшебную силу скромному цветку передать – соберут ее ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтобы не дать увянуть цветку.
Долго бродила Овдотья по Орде, и многих русичей тогда она спасла.
Жил заветный цветок и еще красивее стал! С той поры и назвали его бессмертник.
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет…
Растет на кургане над Доном-рекой
Суровый цветок-бессмертник.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета…
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром…
Анатолий Сафронов.
ЛЕГЕНДА О ДОНСКОМ ЦВЕТКЕ-БЕССМЕРТНИКЕ
(по мотивам легенды донских казаков)
Отцу
I
Давно это было, в лихие года
На Дон налетела с востока орда,
Прошла по Присуду с мечом и огнём,
Хлеба потоптала монгольским конём,
Поля окропила казачьей рудой,
Связала невольников крепкой уздой,
Разрушила храмы, сожгла городки
И в степи вернулась от Дона-реки.
А вслед за ордой от свово куреня
Плелись полоняне, судьбину кляня.
Ох, много донцов той далёкой весной
Узнали про вражий аркан власяной.
II
У Марьи-казачки монголы родню
Забрали с собою в полон на корню -
Любимого мужа и сына-мальца,
И дажедь почтенного старца-отца.
Спалили избёнку, порушили баз,
Она, же в леваде укрывшись, спаслась.
Ох, как горевала, оставшись одна,
Уж лучше б с семьёй бедовала она!
Потом порешила, что будя кричать,
В Орду ей дорога, родню выручать.
Отвесила Дону прощальный поклон
И двинулась прямо в ордынский полон.
Нелёгок и долог был путь у неё,
Безлюдные степи, не встретишь жильё.
Достались казачке и холод, и зной,
И голод, и жажда, и волчий конвой.
Она шла вперёд, разбирая следы,
И так через год добрела до Орды.
Оборвано платье, обувки нема,
Зияет прорехой пустая сума,
Тоща, что и мёртвый глядится живей,
Но всё же добралась до цели своей.
III
Марию доставил в шатёр караул,
И хан на неё с интересом взглянул:
- Чего тебе, женщина? Кто ты? Откель?
Зачем ты пришла? Какова твоя цель?
- Ты зришь пред собою казачью жену,
Супруг мой и чадо в ордынском плену,
Родитель мой с ними, я так их люблю!
О, хан, отпусти их на волю, молю!
А коли не пустишь, бери меня вслед.
Мне жизни на воле без родичей нет.
И хан ей сказал: - Ты смела и горда!
За то, что решилась добраться сюда,
С тобой отпустить я могу одного,
Того, кто дороже, милее всего.
Мария задумалась, спала с лица
И, глядя сквозь слёзы, сказала: - Отца!
Воскликнул правитель, услышав ответ:
- Подумай, отцу твоему много лет!
Он пОжил на свете, казачка, к тому ж
С ним рядом томятся твой сын и твой муж.
Погибнут в неволе, вдали от Руси.
Не хочешь супруга, хоть сына спаси!
Мария сдержала рыданье в груди:
- Ты мыслишь, что баба рехнулась, поди?
Тяжел этот выбор, но сам посуди,
Ведь я молода, и вся жизнь впереди.
Я с помощью Божьей на этом пути
Смогу себе нового мужа найти...
Вновь сына рожу - буде воля Творца,
Но кто мне заменит родного отца?
IV
Внимательно выслушал женщину хан
И нукеру крикнул: - Скачи за шихан!
В степи средь привычного всем ковыля
Цветок необычный взрастила земля,
Сиреневый цвет, как в Ононе вода.
Найди и сорви, и немедля сюда!
Вернулся посланник, доставил цветок,
И хан, протянув его женщине, рёк:
- Твой мудрый ответ оценить я сумел
И выполнить просьбу твою захотел.
Ты с этим цветком походи по Орде,
Искать своих близких с ним можешь везде.
Но помни, для поиска выделен срок,
Пока не завянет, не сгинет цветок.
Найдёшь их - до дома дорога пряма,
А нет, не взыщи, оставайся сама.
Загадка таилась в его словесах,
И тлела улыбка в раскосых глазах.
Взглянула казачка, лишь молвила: - Ах!
И высохли слёзы на впалых щеках.
Отвесила хану поклон - Исполать!
Спасибо за милость! Пойду их искать.
Предчувствием встречи с родными полна,
С цветком по Орде зашагала она.
Сияли глаза, как над Доном рассвет.
А хан ещё долго смотрел ей вослед.
V
Бессмертником кличут цветок на Дону,
Имеет он тайну-загадку одну.
Ить, как утверждает казачья молва,
Он может не вянуть не день и не два,
Неделю и месяц, кубыть даже год,
Бессмертник сиреневым цветом цветёт.
VI
А кто из потомков казачьих родов
Сейчас, как Мария, на подвиг готов?
А ежели выбор предложат такой,
Кого мы возьмём на свободу с собой?
И даст ли нам кто на пороге беды
Бессмертник иль даже хучь кружку воды?
Надеяться, вдруг да придёт мудрый хан?
А може, не ждать? Подскажи, атаман!
Евгений Меркулов, октябрь, 2011
На территории нашего края насчитывается больше сотни больших и малых озер. Самое большое в Ростовской области – озеро Маныч-Гудило.
Название «Маныч» - от тюркского слова «манач», что значит горький. Водой из реки не утолишь жажду.
Озеро Маныч-Гудило с водой, солёность которой превышает почти вдвое солёность Чёрного моря, является одним из крупнейших озер Европы.
Озеро Маныч – Гудило
ССуровая красота озера Маныч-Гудило, контрастность и отчасти непредсказуемость происходящих в нем природных явлений, слабая изученность многих из них порождали среди живших в окрестностях людей легенды, сказки, были.
Вот одна из легенд о необычной реке.
Маныч – слезы матерей.
Давно это было. Так давно, что уже никто и не помнит. Началась война, и войско отправилось в поход. Год проходит, два прошло – нет вестей от войска. Минуло много лет, жены состарились без мужей, а войска все нет. Наконец добрался до ханства долгожданный гонец, но с плохой вестью. Он принес черный бунчук на копье – погибло войско. Скорбный плач поднялся над степью, горе пошло по калмыцким хотонам, осиротели дети.
Одна из матерей, потерявших на войне сына, решила найти мертвое тело воина и обратилась к зурхачи (астрологу). Тот по расположению звезд вычислил, что ее сын погиб на другом конце земли, а добраться к этому месту можно только выкопав глубокую яму. Но такую глубокую, чтобы проделать в земле сквозную дыру и выйти на другой конец земли. Тогда женщина собрала всех матерей, у которых на войне погибли сыновья и стали они лопатами рыть землю в том месте, где указали им зурхачи.
Много лет рыли несчастные, пока совсем не обессилили, но не прорыли и половины. Поняли они тогда, что не достигнуть им края земли и не увидеть при жизни тела сынов. Побросали лопаты и стали плакать. Горькие слезы стекают в вырытую яму. Через некоторое время слезы заполнили огромную яму, а женщины все плачут, и нет этим слезам конца.
Разлилось морем вода из слез, и скрыла этих женщин с головой. Так до краев этот котлован и заполнился.
Говорят, что матери эти под водой до сих пор плачут и копают, и копают землю. Поэтому летом вода в Маныче убывает, а весной прибывает.
Интересно то, что когда вода убывает, то тихо становится вокруг, а потом вдруг долгий стон доносится со дна Маныча. И от этого стона все животные и птицы покидают Маныч, но когда он прекращается, то снова возвращаются к воде.
А вода в реке Маныч горько – соленая от слез матерей.
Легенда об алых тюльпанах
Легенда записана на Верхнем Дону.
…Когда белые казнили красногвардейский отряд Подтелкова и забросали могилу сырой землей, заровняли так, что и видно ее не было, убралась будто бы она сплошь цветами, огнем заполыхали тюльпаны.
Послал атаман своих есаулов вытоптать цветы, а наутро смотрят – они снова цветут пуще прежнего. Белые давай тогда тюльпаны лошадьми топтать, а они все цветут… Вот какие это были неистребимые тюльпаны, что называются еще в наших краях лазориками.
Степные лазорики, что заполняют весной приманычскую степь, - это не садовые тюльпаны. Они крепче и выносливее.
Две сестры
(Легенда)
К мирному, широкому Северскому Донцу торопливо вырывается из теснин Белая Калитва. Прячась под кронами ветел, в зарослях кустарников крадется к Донцу извилистая речка Лихая. Синеет высокий курган Пирамидальный, а ближе, под городом Белая Калитва, в прозрачную воду сбегают гребни гор-близнецов. Географы именуют их Грядными горами, а в народе их называют «Две сестры».
Из поколения в поколение о горах тех передаются разные легенды. Самая живучая - о двух утонувших здесь сестрах - близнецах, что остались верными своей первой девичьей любви к бедным юношам и не пожелали, вопреки требованиям отца, стать женами богатых, но постылых женихов.
Про урочище Монастырское
Есть на донском берегу Монастырское урочище. Говорят, здесь слава казачья, в боях и походах добытая, зарыта. Чтоб потомки знали и берегли её. Когда казаки Азов туркам сдали (не по собственной воле, а по царскому указу), увезли они на каюках тысячу товарищей своих, погибших в сражении за Азов. Похоронили их по старинному обряду и часовню соорудили – Капличку.
С той поры и повелось: погибнет казак на чужбине от пули вражьей – прах его в это урочище везут. В войске Платова пятеро казаков Савченковых сражалось против Наполеона – дед, два сына и два внука. Сам Кутузов их похвалил. Погибли все пятеро за родную землю и здесь похоронены. А правнук их – казак Василий Савченков – уже в последнюю, Отечественную войну отличился. Он в казачьем корпусе Плиева служил и подвиг Матросова повторил, чтоб наступавшим товарищам помочь. И хоть похоронен он под Веной, имя его здесь, на Дону, в камне высечено.
Есть в Монастырском урочище ещё одна братская могила. В ней похоронены красноармейцы, отдавшие свою жизнь в боях за Советскую власть во время гражданской войны.
А в годы Великой Отечественной войны похоронили у Камплички одиннадцать героев-моряков, с канонерской лодки «Ростов-Дон», что погибли при обороне Таганрога.
Откуда фамилии казачьи пошли
В старину седую принимали на Дону в казаки всякого, лишь бы за волю умел постоять да в бога веровал. Принимали и татар, и турок, и греков, и даже немцев.
С тех пор и фамилии на Дону пошли: Грековы, Татариновы, Турченковы, Турчаниновы, Жидченковы, Грузиновы, Калмыковы, Поляковы . . . Истинно казачьи фамилии.
Ещё и по-другому складывались казачьи фамилии. На Хопре, к примеру, в каждом городке укреплённый сход был – ворота и те, кто охранял их, звались воротниками, Воротниковыми. Казаков, промышлявших разбоем, звали «воропами», «воропаями», то бишь разбойниками, они стали Воропаевыми.
А выходцы из Запорожской Сечи, что роднились с донцами и оседали в казачьих станицах, именовались черкасами, Черкасовыми. Бывало и такое, совершит казак преступление, предаст своих - атаман собирает Круг, чтоб суд над ним учинить. Вот и выносят ему приговор: «В куль да в воду!». А сородичи казнённого новое прозвище получали – Топилины.
Про печать казачью
В Черкасский городок, где столица казачья была, однажды, сказывают, боярин Пафнутий Киврин приехал. Поглядел будто бы на житье-бытье казачье и царю донес: "Город донской Черкассы, государь, не мал, а на острову, округ – палисад да порос мохом и инде снизился до земли, башни и раскаты – кои ветхи, а кои покляпились... Пушек на башнях немного, и думно мне, что донские казаки их пропили, ибо они великие бражники, да им от того страху мало, что пушек недочет – никто на их город не полезет. Кому, государь, придёт охота смертная в осиное гнездо лик и браду пахать?"
Прочитал царь донос боярский – решил сам в том убедиться.
Приехал, рассказывают, в Черкасск Петр Первый. Идет мимо кабака и видит: сидит на пустой бочке казак Гришка Банников, нет на нем даже лоскута драного, только шапка запорожская, набекрень лихо взбитая да кушак с саблей и пистолем – полное боевое снаряжение. Смотрел-смотрел царь да как захохочет: "Бахус! Ей-ей Бахус! . . А почему сидишь голый?".
"Потому и голый, - отвечает ему казак, - что водки твоей, царь, на похмелье не хватило. Пришлось вот рубаху да портки кабатчику заложить".
"А ты бы ружьё заложил".
"Э, нет! В портках или без порток – я все равно казак, а без ружья – кобель дохлый"...
Посмеялся Петр, приказал выкупить казаку рубаху и портки и тут же повелел новую войсковую печать выбить (на прежней нарисован был «елень, стрелой пронзенный») - голый казак при оружии на бочке. Без той печати с Дона в Москву ни одной грамоты не посылали. Ошибся, выходит, Киврин-боярин, неправду сказал, потому как никогда казак оружия не пропивал...
На Дону еще и так говорили: казак без пики да без сабли – не казак. К седлу да к оружию он с самых пеленок был приучен... Такая уж доля казаку выпала – землю родную от недругов стеречь, ратными делами Отечество славить.
Материал предоставила Елена Комогорова
avtor-dona.ru
Легенды Донского края — Letopisi.ru
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Крепость святого Дмитрия Ростовского и легенда о Стиксах
История нашего города начинается с давней легенды о том,как Петр I впервые назвал наш родник “богатым”. Затем Елизавета Вторая выбрала высокий берег Дона для Темерницкой таможни (1749г.). А в 1761 году Александром Ивановичем Ригельманом была построена крепость святого Дмитрия Ростовского. В архитектуре крепости присутствовала особая красота и гармония и за свое «произведение» Ригельман был награжден золотой табакеркой, доверху наполненной золотыми червонцами. Табакерку Ригельман получил из рук самой императрицы - Екатерины Великой.
В 1995 г. было математически установлено, что крепость святого Дмитрия Ростовского- единственное в мире крупномасштабное сооружение которое с абсолютной точностью формой периметра воплощает доминантную Т-2 гармонию, «что ставит ее в ряд великих Пирамид, КАК ОДНО ИЗ ЧУДЕС СВЕТА!!» (Рериховский Вестник Дона . декабрь 2004 г. стр.8-9)
Почему Ригельман вдруг решил построить на Донской земле геометрическое чудо в виде двенадцати конечной звезды? Курсивное начертаниеВнешний периметр крепости состоит из 4-х треугольников, которые дают 12 углов; внутренний периметр составлен из 3-х квадратов, сумма углов которых опять дает нам то же число углов-12.
По одной из версий Ригельман был членом масонской ложи и в архитектуре крепости символически отобразил некоторые оккультные законы и принципы. Есть и другая более фантастичная версия постройки крепости св. Дмитрия Ростовского, изложенная адептами магического ордена «седьмая тень». Здесь стоит сделать небольшое отступление, чтобы сказать несколько слов о этом странном Ордене. По своей сути это орден эзотерических «менял». Орден владеет ключами к некоторым тайнам мироздания и очень удачно « обменивает» свои знания на нужный им «товар». Знания, которые в качестве «оплаты» предлагают адепты «Седьмой Тени» многие великие оккультисты выдают их за свои собственные откровения, ибо кредо ордена- всегда оставаться в тени и не участвовать ни в каких «спектаклях социума». Так вот, как ни странно это звучит ,постройка крепости Дмитрия Ростовского явилась результатом подобного обмена и контракта между масонской ложей и орденом «Седьмая тень» . Чтобы понять смысл постройки на Дону геометрически выверенного сооружения и какой толк от этого ордену «Седьмая тень» предлагаем вашему вниманию одну из легенд этого ордена:
Легенда о Стиксах
«…И явиться тень Тени человеку великому И откроет ему тайны, недр земли и разума И осознает он предназначение свое. И возведет, избранный, храм звезды белой, в подобии своем знак земли отражающий И будет город на месте храма того, именем святого названый…»
Много веков назад, земля была покрыта водой. Океан в те времена населяли разумные существа , чье имя на языке звездных народов звучит, как Стиксы. Никто не знает откуда пришли Стиксы. Они одновременно походили и на людей и на жутких водяных тварей. Цивилизация Стиксов была достаточно высоко развита. Они построили множество городов на дне океана, нашли способ общения с жителями других планет, владели тайной перехода в другие измерения. Потом случилась страшная катастрофа. На Землю обрушился дождь «огненного металла». Вода в океане стала ядовитой и ее температура приближалась к кипению. Разбуженные вулканы полностью разрушили города Стиксов, и породили первые материки. Стиксы предвидели эти катаклизмы и заблаговременно ушли в другое измерение, чтобы по прошествию времени вернутся назад. Как дальше развивалась история Стиксов- неизвестно. Только вернулось их в тысячи раз меньше… В первую очередь Стиксы построили по всей Земле разветвленную сеть туннелей. Туннели строились из под воды подземных рек и морей и представляли из себя прямые линии , образовывавшие на поверхности земли различные геометрические фигуры (белые стрелы). Это позволяло Стиксам полностью контролировать энергетику планеты. Туннели Стиксов покрыты особо прочным, неизвестным людям материалом. Они способны сохраниться миллионы лет и выдержать любые природные катаклизмы. Место, на котором расположен Ростов-на-Дону находится в центре треугольника, образованного туннелями Стиксов. Кроме этого здесь находится «белая звезда» - особая геометрическая фигура образованная более мелкими туннелями . Стиксы создавали «белые звезды» -как места концентрации и накопления космической энергии(если туннели Стиксов- энергетические каналы Земли, то белую звезду можно сравнить с энергетическим центром, насосом, чакрой…). Накапливаясь в «Белых звездах» энергия « Растекалась» уже по туннелям Стиксов. Кроме этого, воздействуя особым образом на «белые звезды» Стиксы получали возможность управлять энергетическим полем отдельных участков земли)…. Как утверждают адепты ордена «Седьмая тень» Крепость Дмитрия Ростовского построена как наземная копия «Белой звезды Стиксов»….
Легенда о Двух Сестрах.
Много на белом свете красивейших мест, а есть такие, что завораживают. Возвышаются над Северским Донцом две горы — Две сестры, похожие друг на друга как две капли воды. Всяк, кто увидит их, теряет покой… Старики говорят, что от несчастной любви стали горами близнецами прекрасные сестры. Как это было, знает только Донец-молодец. Слышишь шопот волн и то ли слышится, то ли чудится старинный сказ. «Были у казака Гребенникова дочери-близняшки. Росли тихими, послушными, как белый ковыль. Ни в чем отцу-матери не перечили. А как минуло сестрам по семнадцать лет, зарделась их красота цветом лазоревым. Кто мимо ни пройдет — налюбоваться не может. И зачастили в дом казака гости званые и незваные, сваты стало быть. Понял батюшка, что доченьки его любезные — клад драгоценный. А коль клад — так и цену ему надо знать. Не спешит дочек замуж отдавать, ищет женихов побогаче. Тут расплескала весна по степи тюльпаны красные, и девичьи сердечки навстречу первой любви раскрылись. Приглянулись сестрицам парни не богатые, не знатные, а ласковые да ладные. Но не отдает отец дочерей за бедняков. Высмеял избранников и сказал: коль достанете сокровища несметные, что в Караул-горе спрятаны, так и быть, выдам за вас дочек. Но до той поры на глаза не показывайтесь. Оседлали юноши горячих коней и поскакали клад добывать. Только слукавил казак Гребенников. Знал, что и триста лет не хватит юношам, чтобы древний курган срыть и до сокровищ добраться. Льют девушки слезы день за днем, любимых своих ожидаючи. Встревожился батюшка: со слезами вся красота с лица стечет: станут девки невзрачными, как полынь-трава, кому эта горечь нужна будет?. И объявил, что отдаст дочерей за богатых вдовцов. Женихи старые, алчные да злобные как псы, по пяти жен до смерти заели. А тут рады взять цвет весенний, несмятый. Бросились батюшке в ноги красавицы: «Где ж твое слово отцовское?» Усмехнулся тот: «Не дождетесь вы своих возлюбленных, даже если горы сизыми станут!» Вот уж и день свадьбы назначен, и гости на брачный пир собираются. Только кинулся отец — нет дочек нигде!. Осерчал, вскочил на коня, хлещет его плеткой нещадно. Птицей несется через овраги и буераки. У самого Донца нагнал родитель ослушниц. Намотал на руку косы беглянок да пустил коня в галоп. Тут вздыбился от гнева Северский Донец, ревет, белую пену роняет. Испуганный конь встал на дыбы, сбросил всадника. Вмиг почернело небо, разорвали темень молнии ветвистые, грянули громы небесные и посыпались камни сизые. Очнулся батюшка на горе высокой — рукой за гребень каменный держится. Рядом другая такая же гора высится. Нет больше дочерей красавиц — окаменели. Встали каменистыми кручами против воли отцовской. Понял тут казак Гребенников какую беду сотворил своей жадностью. Бьется он в каменную грудь горной гряды, плачет, кричит, прощенья просит. Молчат Две Сестры. На века замолчали. А их возлюбленным тем временем удача выпала. Когда раскололось небо от гнева — открылась Караул-гора. Клады древние сами в руки дались. Бросились радостные юноши к своим невестам. Переправились через Донец, но путь преградили невесть откуда взявшиеся горы. Не пускают дальше. Стали женихи карабкаться по скалам, да суму с сокровищами обронили. Посыпались драгоценности по крутому утесу — не найти, не собрать. От отчаяния юноши бросились вниз. Могли разбиться, но сила чистой любви девичьей подняла их в воздух. И превратились юноши в степных орлов. С тех пор кружат орлы над горами, ищут потерянный клад, чтобы вернуть любимых…» Ушлые люди давно охотятся в тех местах за сокровищами. Но никто ничего не находит, все давно быльем поросло. Стоят над Донцом прекрасные и загадочные горы. Кажется, хотят сказать Две Сестры: «Любовь дороже всех кладов!» Это разлито в воздухе… [1]
Дон - батюшка
Красивая легенда живёт в народе про наш Дон – батюшку. “У старого Иван-озера было два сына – Дон Иванович и Шат Иванович. Братья по характеру отличались друг от друга. Буен и неукротим, вспыльчив и непокорен был Шат, тих и ласков, сдержан и послушен был старший сын Дон. Отец любил и дорожил обоими. Шат – шатун, пока старик был здоров, не смел своевольничать и перечить ему. Но после тяжёлой болезни Иван – озеро ослеп и не мог присматривать за младшим сыном. И тут Шат решил сбежать от старого отца, искать счастья и удачи в дальней стороне. Отец Иван отличал сыновей по правой руке: у Дона была сильная, мужественная, лохматая, а у Шата – тонкая, гладкая. Чтобы обмануть слепца, одел Шат шубу, пришёл к отцу и просил отпустить посмотреть иные земли. Пощупал отец протянутую руку, решил, что это Дон и дал благословление. Обрадованному Шату не удалось далеко уйти, упал он в мутную реку Упу. А Дон Иванович после смерти отца тихо, не спеша понёс свои воды на юг и достиг Азовского моря”. Аксайская система подземных ходов
Аксайская система ходов
В небольшом городке Аксае Ростовской области имеется достопримечательность, вызывающая у местных жителей суеверный ужас. Это - уникальная система подземных ходов. Первые местные катакомбы, вырытые в культовых целях обитателями древнего Кобякова городища в начале нашей эры, последующие поколения усердно опутывали сетью новых лабиринтов. В результате под современным Аксаем и его окрестностями раскинулся настоящий подземный город, наполненный всевозможной аномальщиной. Корреспонденту «Тайной власти» довелось узнать о жутких загадках Аксая от хранителя фондов местного музея-крепости «Таможенная застава XVIII века», историка и краеведа Вячеслава Запорожцева. Вячеслав Борисович знает о тайнах подземелий не понаслышке. Скрытыми от любопытных глаз лабиринтами Аксая вплотную интересовались и военные. Например, в районе Мухиной балки, что находится неподалеку от Таможенной заставы, под землей прятался укрепленный КП и бункер для партруководителей, построенные на случай атомной войны. Здесь же до недавнего времени проводились секретные испытания пороховых имитаторов ядерных взрывов.
Женщина-призрак
- Однажды смотрю, а из подвального окошка музея-крепости пробивается свет. Я – в полнейшем недоумении. Помню же: несколько минут назад собственноручно вырубил в подвале электричество! Отпираю подвальную дверь, заглядываю вниз… – начал свой рассказ Вячеслав Запорожцев.
Кот, увязавшийся за ним следом, вздыбил шерсть и с диким воем шарахнулся из подвала. Но музейный работник не обратил особого внимания на странное поведение животного. Его больше интересовало другое: несмотря на щелканье выключателя, свет не гас. Тогда хранитель фондов осторожно спустился в мрачные подземелья Таможенной заставы.
…Женщины, что бродила по обходной галерее, быть там попросту не могло – кроме Вячеслава Запорожцева, в крепости на ночь не оставался никто. Тем не менее странная особа бесшумно скользнула мимо, едва не задев остолбеневшего музейщика. Распущенные черные волосы скрывали лицо незнакомки, зато одежду ее Вячеслав Борисович прекрасно разглядел: белое платье с широким подолом и изящный корсет. Профессиональному историку не составило труда узнать наряд, в котором щеголяли модницы середины XIX века. Запорожцев медленно попятился назад, а женщина вошла в стену и исчезла… Когда хранитель фондов выскочил из подвала, свет погас сам по себе.
- Это не первое явление призрака, – вспоминает Вячеслав Борисович. – Женщину в белом здесь видели и раньше. Я сам несколько лет назад сталкивался с ней в той же галерее. Кроме того, в музее из-под стен частенько раздается загадочный стук. Не иначе, поселилась в наших подземельях чья-то невинно убиенная и неупокоенная душа.
Клады хранят тайну
Впрочем, по аксайским катакомбам призрак запросто мог забрести в подвалы Таможенной заставы с другого конца города. Там расположен печально известный лаз, выходящий прямо в Дон. Немало жертв, согласно преданиям, отправил в последний путь через эту нору местный душегуб Ефим Колупаев, зазывавший в 60-е годы XIX века к себе на постой богатых путешественников.
Деньги своих жертв он тоже хранил где-то под здешней землей.
По другой версии, призрак крепости связан с неуловимой ватагой, что грабила проезжих купцов пару десятилетий позже. Говорят, что лиходеи спрятали свой воровской общак в подземельях Аксая, а беречь клад поручили дочери атамана. И та, возможно, исправно выполняет свою миссию даже после смерти.
Ростовский историк Николай Карпов в своей книге «Донские кладоискатели» рассказывает, что в Аксайский райком партии в 50-е годы прошлого века приходила древняя старуха, которая призналась, что ее дед был в знаменитой банде кашеваром и передал ей секрет клада. Старушка была готова поделиться им с властями при условии, что ее устроят в «цековский дом для престарелых». Бабку поначалу сочли сумасшедшей, а когда спохватились, той уже не стало: возраст.
Еще одна легенда гласит: богатый владелец местного винзавода, уезжая за границу, обмолвился, будто спрятал в одной из оставленных в подземельях винных бочек драгоценности, которые по возвращении обеспечат безбедное существование ему самому, его детям и внукам. Причем этот клад якобы тоже сторожит женщина-призрак.
Винодел так и не вернулся в Россию, зато его тайный подвал недавно нашли. Там до сих пор хранятся четыре дубовые бочки – высотой почти в человеческий рост. Каждая наполнена вином урожая 1900 года. Однако вскрыть их не разрешает хозяин подворья, на чьей территории обнаружилось такое сокровище.
letopisi.org
Блоги: Мифы Донского края. | Блоги на TourBlogger.ru
Ростов-на-Дону. Форпост России на Северном Кавказе. С недавних пор столица Южного Федерального округа. А с давних пор – Ростов-Папа.Это с гражданского лихолетья, когда Ростов принял в свои объятья абсолютно разных людей, бежавших от Советской власти, закрепилась за городом слава удалого, хамского и вороватого. Но я хочу рассказать вам о моем Ростове, городе в котором я родилась, выросла и вырастила дочь.
Так начинала я когда-то рассказ о Ростове- на -Дону в конкурсе «С чего начинается Родина». Но сегодня тема другая «Мифы….». И вновь мне хочется рассказать о своём Донском крае. Ведь мифы вокруг нас…. Донская земля просто «начинена» всяческими древностями…АРГОНАВТЫ
Северные берега Азовского моря, в древности называвшегося Меотидой ( «Palus Maeotis») И Матерью Понта, дельта реки Дон (Танаис) и обширные придонские степи известны истории приблизительно в течение трёх тысячелетий. Впервые сведения о территориях, прилегающих к Понту Эвксинскому (Чёрному морю) встречаются у древнегреческого поэта Гомера: «Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана, там киммериян печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков…».Много сотен лет прошло с тех пор, как ростовские земли были нанесены на карту мира. В сознании античных авторов степи Придонья располагались на краю ойкумены (обитаемой земли) древнего мира, а река Танаис была естественной границей между Европой и Азией.Впервые р.Дон мы видим на географической карте первого древнегреческого историка Гекатея Милетского (550-490 г.г. до нашей эры) – предшественника великого Геродота. В его сочинениях приводятся древнейшие свидетельства о скифских племенах, населявших в том числе и территорию современного Ростова-на-Дону.
Помните у Александра Блока:
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,С раскосыми и жадными очами!
Азовское море (др.греч. «Меотийское море», «Скифские пруды») географически является тупиком Мирового океана. А Таганрогский залив – затопленная в древности часть дельты реки Дон. Дон, именуемый в античную эпоху Танаисом, упоминается у римлян как один из основных элементом мироописания «Круга земного». В древности Дон, кроме известного античного наименования, носил в разных источниках такие таинственные наиманования, как Амазонская река ( ОПА! Вот откуда ещё идёт независимость наших женщин!), Силис, Арктур, Тона. Само слово «Дон», предположительно, в переводе с аланского означало воду или реку. Античные труды отца истории и этнографии Геродота (ок. 485-425 г.г.до н.э) содержат ценные географические наблюдения: «Наконец, восьмая река – Танаис. Она течёт сверху, беря начало из большого озера, и впадает в ещё большее озеро под названием Меотида…».Этот рассказ можно отнести к древнейшему свидетельству об особенностях территории современной России. Во II веке н.э. свету предстала карта Клавдия Птолемея, на которой значились названия древнего города Танаиса и острова Алопения. Кроме того, на ней Дон показан впадающим в Маныч.(Маныч, река в Ростовской области (верховья в Калмыкии), левый приток р. Дон). Возможно, это вовсе не ошибка древнего картографа, а отражение существовавшей в прошлом географической ситуации. Тогда Дон мог являться частью морского пролива, по которому избыток вод из Каспия («большого озера»), переполненного таянием европейского ледникового щита, сбрасывался в Азовское море. Данная реконструкция позволила географу Ковалевскому предположить, что если в основе мифа об аргонавтах лежит какое-то реальное плавание античных мореходов, то, вероятнее всего, они плыли не в тёплую Колхиду, а через Меотиду (Азовское море», древние ростовские земли (киммериян печальную область») и широкий Маныческий пролив в Ленкорань (совр. Баку).
Вот и первое развенчивание мифа о пути Аргонавтов.
Таким образом, Доно-Манычский пролив («глубокотекущие воды Океана») мог быть легендарной рекой древних греков Фасисом! Об этом свидетельствуют найденные обломки древних кораблей и осколки античной керамики, выброшенные на побережье озера Маныч-Гудило.В подтверждение вышесказанного можно привести строки из «Аргонавтики» Аполлония Родосского (III в. До н.э.): «Ночью ж они, полагаясь на опытность Арга, приплыли к Фазиса водам широким и к Понта последним пределам…», а также строки из античного произведения « О названиях рек и гор и об их произведениях» Пвсевдо-Плутарха (кон.I- нач. II в.н.э.). «Фасис – река в Скифии, протекающая мимо города; прежде она называлась Арктуром, получив это название от того, что течёт по холодным местностям».Во времена возникновения ионийского эпоса об аргонавтах мифическая река Фасис мыслилась на севере и отождествлялась больше с Доном, нежели с Рионом (совр.Зап.Грузия).В IX-YIII.в.в. до нашей эры в Подонье обитали племена киммерийцев (гомеров, кумиров). Опустошительные завоевательные походы киммерийцев потрясли рабовладельческие страны Ближнего Востока и Малой Азии. По мнению исследователей, мифический город киммерийцев, упомянутый в гомеровских сказаниях, вполне мог располагаться в пределах восточной окраины Ростова-на-Дону. Именно здесь было найдено самое большое количество артефактов той эпохи. Конец VIII века до н.э совпал с началом железного века и приходом на донскую землю скифов, которые основали огромное государство – Скифию. Геродот даёт подробную картину расселения скифских народов. В окрестностях современного Ростова проживали царские, господствующие над другими родственными племенами, скифы. В YI в. до н.э. они совершили опустошительный поход против государств Урарту (современные Грузия, Армения), Ассирия (Ирак) и Египет, откуда было привезено несметное количество золотых и серебряных вещей, дорогое оружие.
АМАЗОНКИ
На левобережье Дона обитали родственные скифам племена савроматов. По преданию, амазонки, объединившись со скифами, положили начало появлению в степях этого народа.Знаменитый древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ (460-377 г.г.до н.э.) так писал о савроматах «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Название его – савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из лука и мечут дротики, сидят на конях и сражаются с врагами, пока они в девушках, а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей».Амазонки обычно считаются таинственными героинями древнегреческих мифов. Женщины-воительницы сражались и храбро бились в Троянской войне. С другой стороны, об амазонках как реально существующем народе рассказывает, к примеру «Повесть временных лет». Конные отряды женщин-воительниц действительно существовали на Руси. Известно, например, что конные отряды женщин сопровождали выезды золотоордынских цариц. Этот факт отмечал и известный историк И.Э.Забелин. Поразительно, что конвой «амазонок» просуществовал при дворе московских царей вплоть до ХYII века! О нём сохранились сведения в записках иностранных путешественников. А мифическая страна Амазония, судя по картам, была расположена между Волгой и Доном, в районе, называемой Азиатской Сарматией.Согласно одной из легенд, в пойме Дона, именовшегося в некоторых античных источниках Амазонской рекой, находилась столица амазонок - легендарная Фемискира, о чём свидетельствует большое захоронение женщин-воинов в окрестностях Елизаветинского городища (ст.Елизаветинская, расположенна на самом берегу реки Дон). Построила поселение царица Лассипа, сына которой звали Танаис.
Вот и второе развенчивание мифа…. Мифа об Амазонках – мифических и нереальных греческих женщинах!
Таинственный город «Кремны» - «Донская Атлантида», по мнению ученных, располагался в районе современного Таганрога. В настоящее время его руины полностью скрыты водами Азовского моря, что подтверждают многочисленные находки обломков керамики (у Каменной лестницы Таганрога) и античный мол, уходящий на глубину.
Знаменитый норвежский путешественник, этнограф и археолог Тур Хейердал выдвинул предположение о том, что с конца I века до н.э.до начала III века н.э. в донских степях находилось поселение его предков. Хейердал был уверен, что связь скандинавов с теми, кто жил на землях в окрестностях Ростова-на-Дону, куда более глубокая, чем считается. По мнению, учённого, древний город Танаис, на самом деле был основан не греками, а предками викингов (!), Народ это назывался Азами, отсюда и название Азовского моря. А столицей азов был город Аз-хов. («хов» на древнем норвежском значит «храм»), ныне – современный Азов. Именно на Дону Тур Хейердал проверял теорию, изложенную в XIII в. исландским историком Сиорре Стурлуссоном, поведавшим о том, что герой исландских саг и родоначальник скандинавских королей – Один пришёл с берегов реки Таны (Дон). Он, судя по летописи, увёл из этих мест свой народ, опасаясь нашествия римлян, чтобы поселиться в Скандинавии. На севере Европы беглецы объявили себя пришельцами из страны Богов, заложив основы мифических скандинавских сказаний. За два месяца работы учёными из Норвегии, Швеции и России под руководством Тура Хейердала было обнаружено несколько тысяч находок, датируемых I в до н.э. Причём любая из этих находок может произвести настоящую сенсацию. « В Ньюфаундленде была когда-то найдена круглая пряжка с подвижным язычком. Из-за этого история Америки была пересмотрена, так как это доказывало, что викинги побывали на этом месте задолго до Колумба, где-то в тысячном году. То, что мы нашли в Азове, эквивалентно трём таким пряжкам, и не исключено, что сегодня мы стоим на пороге великих открытий в истории», - поведал в интервью сам Хейердал.
А вот миф это или правда я не знаю. Хейердал, к большому сожалению, умер. Работы приостановлены.
Есть версия и о том, что вероятной прародиной индоевропейцев можно считать Донские просторы. Данное утверждение подкрепляется тем фактом, что археологические объекты времён палеолита (древний каменный век), найденные на берегах Дона, по мнению отечественных и зарубежных учённых являются самыми ранними из известных поселений современного человека (Homo sapiens»).
И ещё.... Какие только народы не населяли эти земли. Но никогда здесь не было ни рабства, ни крепостного права. Везде в России мужики про себя говорили «рабы Божьи», а казаки о себе — «воины Христовы». Такова, видимо, здесь земля!
На этом я, пожалуй, остановлюсь…
Можно бесконечно рассказывать о народах и мифах Донского края. Но лучше приехать сюда. Погулять по Ростову-на-Дону, Таганрогу, Азову. Съездить в древние городища и музей под открытым небом Танаис и приобщиться к мифам и истории Донского края.Добро пожаловать (Welcome), господа!
Несколько фотографий Ростова-на-Дону, реки Дон, Таганрога и Азовского моря.
www.tourblogger.ru
Дивногорье. Легенды верхнего Дона - Достояние планеты
Предания о меловых столбах и каменных крепостях под Воронежем
Есть в России прекрасное историческое место, о котором сложено множество легенд - как долетописного прошлого, так и Нового времени. Это знаменитое Дивногорье - меловые берега рек Дона и Сосны, на юг от Воронежа. Здесь жили наши предки, начиная с каменного века. Здесь проходил Князь Святослав, собираясь в поход на Хазар. Здесь гуляли шайки Степана Разина и его брата Фрола. С этим местом связана удивительная легенда о чудовище Индере. Интереснейший экскурс в мифическую и историческую области Дивногорья предлагает журналист Юлия Ланская.
Юлия Ланская: Давным-давно собрались языческие боги на горе Гудун, что находится у слияния рек Дон и Тихая Сосна, но спокойно жить им здесь не давали страшные чудовища, ужасный Индр. Все меньше и меньше становилось людей и зверей на берегу великой реки Танаис. Так раньше назывался Дон. Собрались тогда языческие боги на совет. Самый старший бог ярило взял слово – нет сил больше терпеть Индра, пора вызвать чудовище на поединок. И закипела на утро битва. Долго не могли победить боги хитрого Индра. И тогда дали они обет – если удастся нам победить врага, мы окаменеем, и повелели они солнцу не заходить на горизонт и палило солнце нещадно, совсем озверел от жары и зноя чудовище, и решил Индр выпить всю воду из реки и залить солнце, что бы наступила тьма. Почти до дна он выпил великий Танаис, и вдруг лопнуло злое чудовище. С тех давних пор на горе Гудун стоят сторожами окаменелые идолы, удивительные меловые останцы скалистые выступы, напоминающие пирамиды прозвали дивами. Было это в 1389 плыл по Дону реки митрополит Пимен, совершавший путешествие до Азова сквозь разоренные Иордой земли. Не было здесь ни городов, ни сел, ни иных людских поселений. И вдруг там, где впадает в Дон реку тихая Сосна стали над речной поймой дивные кручи с их чудесами, и никто не мог сдержать изумления.
Во времена путешествия ипимона меловых столбцов было порядка 30-ти, сейчас – меньше 10-ти. В конце 19-го века у подножья горы стали строить железную дорогу, строители опасались что столбцы могут упасть на нее и срубили дивы, которые находились слишком близко.
Есть на территории современной России места, которые не объяснимым образом всегда влекли к себе человека. Вот так раскрылись и девьи горы в самом сердце русской равнины в ста километрах южнее Воронежа. Здесь есть все, чем богато южное русское лесостепь, зеленые пойменные луга, чистые реки, разнотравной ковер земли. И как жемчужины этого великолепия ослепительно белые столбы –дивы.
Они образую две обособленные группы – большие дивы, венчающие крутой долинный склон тихой Сосны у хутора Дивногорье, и малые дивы – что выстроились на правом склоне Донской балки железнодорожной платформы – дивно горская.
О происхождение див ни одно столетие спорят ученые. По одной из версий миллионы лет назад на этом месте простиралось море, потом оно отступило и на поверхность вышел осадочный мел. Его обнажение почти непрерывной полосой тянется вдоль крутых склонов Дона и тихой Сосны. Другая версия принадлежит известному историку, археологу 19го века Леониду Борисовичу Вейнбергу. Он считал, что дивы – столбы искусственного происхождения. И это всего на всего остатки каменной стены, некогда защищавший и окружавшей гору вместе с ее обитателями. Он предположил, что дивы были вторым кольцом укрепления средневекового хазарского замка крепости, так называемого маятского городища. Маятским его называли потому что видно его было за многие километры. И потому служило оно маяком для проходящих по Дону судов.
Стены замка были сложены из меловых блоков, высотой 5-6 метров, ширина достигала 6ти метров. Как полагается настоящей крепости –здесь был ров, мост для въезда в крепость, а также под крепостными воротами была вырыта яма ловушка. Сейчас маятское городище заметно только благодаря валам, которые остались от стен. В 80-х годах здесь проходили археологические раскопки, кроме оружия и украшений была найдена керамическая посуда, лучшие экземпляры которой хранятся в музеях Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы.
Тем не менее являются ли дивами остатки хазарской крепости так и не доказана, но то что эта территория больше века принадлежала хазарскому каганату –факт бесспорный. Хазарского правителя называли каганом, а в крепости подобной вояской назначили его наместника другими слоями – полномочного представителя. Наместник вместе с семьей и челядью жил внутри мощной и не приступной крепости, а все остальные жители вокруг селище. Исключением были лишь гончары, которые всегда размещались на почтительном расстоянии от города и селища.
Это была каста ремесленников, у которых были свои секреты гончарного мастерства которое они передавали по наследству. Вероятно, гончаров приравнивали к колдунам как людей огненной профессии и немного побаиваюсь.
А может быть тайну рождения див таит лешит еще одно здешнее чудо – Дивногорский каньон. Когда-то горный поток размыл дно балки и превратили ее в узкое меловое ущелье. Чьи склоны напоминают частый гребень, а меловые отвесные скалы похожи на сказочных животных, застывших в причудливы позах. Ветры разных тысячелетий сделали свое дело – очистив плоть земли от легких частиц, и обнажив плотный монолит из вестника.
В стенках каньона повсюду встречаются остатки ископаемой меловой фауны. Дивногорье по-прежнему "Terra Incognita " для геологов и заповедных для биологов.
Это место издревле притягивало людей – охотники, скотоводы, землевладельцы и кочевники разных эпох поклонялись дивам прося у них удачи и покровительства. Приходили люди к белам сказам шепча заклинание, вспоминая предков своих, приводя потомство, что бы знали и помнили место. А в 9-ом веке поселились здесь роды алан и болгар, подданных хазарского каганата. Вся пойма реки Дон изначально принадлежала славянам – скифам и сарматам. Но целых сто лет хазары сильно притесняли вятичей, обложив тяжкой данью. А если встречали к тому препятствия, то дело доходило до набегов и грабежей. Но в десятом веке великий князь Святослав продолжил дело Игоря и Ольги по объединению восточных славянских земель. При нем в состав Руси вошло княжество вятичей, последних славян, плативших до этого дань хазарам. Прежде чем навести удар по Хазарии он обрушился на ее союзников. Лесные поволжские племена буртасов и наглоджскую Болгарию. Армия булгар была разгромлена. их столицу – город булгар взят штурмом. Теперь Хазария оказалась в одиночестве.
Русская рать спустилась на ладьях вниз по волге и подошла к границам хазарского каганата. Сам каган с войском вышел на встречу руссам, но был разбит, а столица Хазарии город Итиль была захвачена и разгромлена Святославом.
Огнем и мечем прошла русская рать по хазарской земле. Так после похода русского князя, Хазария по существу прекратила свое существование как сильное государство, а Дон снова стал принадлежать славянам.
Бросили аланы и болгары обжитые места свои и ушли из Дона реки на север, иные же искать помощи стали у славян, а древняя крепость и селения остались пустыми, безжизненными перед веками, что наступали в след, а их легенды затерялись в веках.
Хотя вспоминается одна, но уже из другой эпохи. Связана эта легенда с именем казачьего вождя 17-го века Степана Разина. Когда всколыхнул Степан Тимофеевич мятежом весь Дон заволновался и южный воронежский край. А дивы каменные стояли и смотрели как плывут по Дону казачьи струны. То Фрол брат Степана шел на Воронеж дабы захватить хлебное государевы запасы. А потом двинутся и на саму Москву. У больших див на привале разицы узнали, что на них идут большие силы, а помощи ждать не от кого. И повернул Флор назад на встречу горькой судьбы своей и своего мятежного брата.
Плохие виселицы из-за стенки тюремной вечной каторги сделали их и товарищей их. Жестокие годы те прошли, но осталась легенда. Будто по приказу Разина затоплен был в тихой Сосне реки сундук с войсковой казной и если влезть на столб меловой на рассвете, то тень от головы укажет на то самое заветное место.
И еще одна история связана с монахами дивногорского монастыря. Основали его в 1653-м году как деревянную рубленую крепость, стали монахи первыми меловыми зодчими этих мест. Так в меловых столбах была выбита первая пещерная церковь. Главным храмом монастыря стала церковь честь чудотворной иконы сицилийской Божьей Матери, по приданию остановивший в этом храме холерную эпидемию.
Многое пережил дивногорский монастырь - отражал набеги ногайских татар, помогал разницам. Знал годы рассвета и запустения. А когда пришел жестокий век братоубийства междоусобиц совсем был закрыт монастырь в дивных горах.
Рассказывали, как будто некий монах спас иконы сицилийской божьей матери и умирая передал ее верным людям. Что дальше с ней было неведанно. Зато известна дальнейшая судьба этих мест. Монастырь сделали санаторием, когда-то святое место стало постоялом двором. Ни раз являлись к дивам стаи новых варваров, не стесняясь оставлять всюду свои имена. И даже мел камень, стоявший тысячи лет не выдерживал людское бездушие и беспамятство.
Теперь эти места заповедные. Едут сюда любители родной истории со всей страны, и дивятся немым стражникам вечности – дивам. Так и стоят они - для кого-то грозные, для кого-то светлые хозяева этих мест.
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!…
Россия, Русь — куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы —
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России…
Кресты, кресты…
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они — и где-то у осин
Подхватит это медленное ржанье,
И надо мной —
бессмертных звёзд Руси,
Высоких звезд покойное мерцанье…
dostoyanieplaneti.ru
Происхождение герба Донского казачества от мифа Древней Греции
Многие века герб Донского казачьего войска украшает белый олень, пронзенный стрелой. По сей день историки так и не пришли к единому мнению об истоках его происхождения, как и по вопросу о происхождении казаков. Единственное, о чем можно с уверенностью утверждать, что версия русского историка Карамзина Н.М. о том, что казачество образовалось из холопов, бежавших от хозяев, в поисках вольной и разбойничьей жизни, оказалась несостоятельной. Существует множество доказательств, что корни формирования высокоорганизованной, с уникальными и устоявшимися традициями казачьей общины уходят в далекую древность.
Поселение древних греков на берегу Дона
Существует красивая версия о том, что тему оленя, пронзенного стрелой, казакам навеяли мифы Древней Греции, следы наследия которых на Дону имеют под собой историческую основу. Еще в VI – V до н.э. греки облюбовали берег нижнего Дона обустроили в его устье свое поселение. Легендарная река в те времена называлась Танаисом, а греческий город на его берегу известен в истории, как Танаида. Прилегающие к Танаису и Азовскому морю земли в те времена принадлежали сарматам, в ходе совместного существования сарматы обогащались элементами великой древнегреческой культуры, носителями которой являлись жители Танаиды.
Миф о Диане и Актеоне
Миф Древней Греции о богине целомудрия и охоты, повелительнице зверей и лесов и охотнике Актеоне особо почитался в Танаиде. Согласно легенде прекрасная Диана в пору самого раннего утра купалась со своими нимфами в ласковых водах Танаиса. В это время Актион, юноша, одержимый страстью к охоте, в окружении своры натасканных на зверя собак, в поисках дичи случайно стал невольным свидетелем купания Дианы. Смотреть на обнаженную богиню целомудрия простому смертному было нельзя, ибо этот грех олицетворял нарушение земного покоя и целомудрия природы. Актеон знал об этом, но не мог себя заставить отвести глаз от вида прекрасного тела. Притаившись в кустах, он продолжал наслаждаться зрелищем.
Вероломное поведение Актеона вызвало неописуемый гнев богини, и она превратила его в оленя. Как только это произошло, свирепые, хорошо обученные к охоте собаки, набросились на юношу, превращенного в оленя, и принялись рвать его тело. Актеон отчаянно пытался кричать, но вместо человеческих слов собаки слышали отчаянный предсмертный рев животного. Диане стало жалко умирающего в муках юношу и для того, чтобы прервать его смертельные муки, она выпустила из своего лука стрелу в сердце Актеона. Сакральный смысл этого мифа заключался в том, что стрела Дианы, поразившая Актеона, превращенного оленя, является олицетворением божественной кары тем, кто вздумает покуситься на свободу и целомудрие великого Танаиса.
Мифы Древней Греции оказали существенное влияние на сознание сарматов, а легенда о Диане и Актеоне и сформировала у них нерушимую веру с особую стать и святость их земли. В течение многих веков, на землях сарматов не один раз происходила смена населявших народов. Греческое название Танаис утратило свое значение, река получила новое имя, Дон, земли в его окрестностях стали называться Диким полем. Сакральная идея особого статуса Дона смогла сохраниться спустя тысячелетия, и была присуща всем воинственным и вольнолюбивым народам, населявшим его берега. Олень, пронзенный стрелой, в самые ранние времена формирования Донского казачества вполне мог быть принят в качестве его герба, как олицетворение этой идеи.
drevniy-egipet.ru
Мифы и реальность истории Ростовской области.
Трудно понять, где мифы, а где реальность. В истории Ростовской области есть много пробелов, но поиски истины продолжаются. Донская земля была известна в глубокой древности. По мнению древнегреческих поэтов, земли Ростовской области являлись краем мира. В античной древности Дон называли Танаисом (а так же рекой амазонок, Арктуром, Тона, Силисом), а Азовское море - Меотическим или Скифскими прудами. На месте Таганрогского залива была большая дельта реки Дон (Танаис). В переводе с сарматского (аланского) Дон - это река или вода.
На карте второго века до нашей эры можно было увидеть на берегу Дона (Танаиса), в его дельте, город Танаис и остров Птолемея. Можно предположить, что остров Птолемея мог быть легендарной исчезнувшей Атлантидой, доказательства его существования - это осколки керамической посуды и большой мол. Согласно карте, Дон впадал в реку Маныч, а затем воды этих рек попадали в Каспийское море. Скорее всего, что доказывают современные историки и географы, Маныч и Дон в те времена были единым целым, и являлись огромным проливом, соединяющим два моря. Так, вода тающих европейских ледников уходила через Чёрное море в мировой океан. Именно поэтому, как обоснованно предполагают учёные, аргонавты плыли за золотым руном по Дону (Танаису) и Манычу к Баку (тогда Ленкорань). Не даром на берегу озера Маныч находят осколки греческой керамики доантичной культуры. Значит, есть и ещё одно название реки Дон времён аргонавтов - это Фасис (река скифов в холодных краях).
Если говорить о существовании на Дону племени амазонок, то свидетельства их существования есть и в древнеславянских источниках, например в "Повести временных лет". Так же амазонки упоминаются в древнегреческом эпосе, «Илиаде» и «Одиссее» Гомера среди участников Троянской войны. Как утверждают античные источники, а так же доказывают археологические раскопки, женщины - воительницы жили между Доном и Волгой. Согласно легенде, в пойме Дона располагалась Фемескира - столица амазонок. Не даром возле станицы Елизаветинской обнаружены частые курганы с захоронениями женщин в боевой одежде и с вооружением.
Интересно нам предположение современных археологов о том, что именно в Донских степях зародилась человеческая цивилизация, ведь именно здесь находят самые древние артефакты каменного периода (палеолита).
Ростовская область - земля кочевников и вольнодумцев. Здесь до сих пор по-другому относятся к женщинам. Именно о Донских женщинах сказано у Некрасова: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт". Кажется, что здесь сама земля не терпит рабства и слабости и не прощает этого никому.
Далее читайте в разделе:
Большая Мартыновка.
Исторические места Ростовской области.
Сохранить историю края.
Археологи и копатели.
Не доверие к аукционам.
Что такое кладоискательство.
Древние культуры Донских степей.
<<< предыдущий материал следующий материал >>>
Читайте далее: 2 ЧАСТЬ
Поделиться информацией в социальных сетях:
Интересные материалы сайта
donovedenie.ru
Легенды края. Воронеж - Мы родом ...
Легенды других краёв, а также Древние места России. Дивногорье
Воронеж. Древние городищаSmartNews собрал легенды Воронежской области
Река Дон и степи вокруг нее были населены людьми с незапамятных времен: скифами, сарматами, древними славянами. Было это за много веков до основания в этих местах современного Воронежа. Но деревни, леса и степи до сих пор хранят в себе множество древних тайн. Местные старожилы об этих местах рассказывают легенды.
Древний Дон
В Воронеже есть много людей, которые уверены: город гораздо старше своих 426 лет. Краеведы с удовольствием рассказывают о сарматских святилищах на Дону, о скифских захоронениях и древних городищах, где люди жили за много тысяч лет до наших дней.
— Дон — это великая река. Я не говорю даже об известном нам «Волга-матушка, Дон-батюшка». Эту реку знали еще древние, скифы звали ее Танаис, древние ей поклонялись не меньше, чем Ганге! Есть древние города, которые описаны еще в Ведах, и, по некоторым неофициальным версиям, они стояли на Дону. Есть даже легенды, что в окрестностях Верхнего Дона жили предки скандинавов и бог Один.Алексей Воронков, координатор историко-археологического сообщества «Вантит»
Например, есть комплекс древних городищ под названием Вантит («земля вятичей»). По легендам, давным-давно там жило два особенных племени — ваны и асы, которые, по одним поверьям, были богами, по другим — людьми, владевшими магией. Никто доподлинно не знает, стоял Вантит на Оке, на Киевщине или на Дону. Однако жители Воронежа верят, что древний Вантит находился именно на месте их города. Существует даже пешеходный маршрут «Экотропа», который по задумке создателей повторяет места расселения древних племен. Местные жители любят собираться большими компаниями и гулять по этой тропе.
Еще одна легенда этих мест — священный город Варанаси, обитель легендарных ариев, который вполне мог стоять здесь еще за десятки тысяч лет до нашей эры. Официально Варанаси — это современный индийский город Бенарес. Если верить древнеиндийской «Махабхарате», Варанаси был самым великим из семи священных городов мира. В то, что «Махабхарата» описывает Воронеж, верится с трудом… Однако у воронежцев на этот счет свое мнение.
— Во-первых, само название Воронеж более близко к древнеарийскому Варанаси (Вара-наши), нежели современное индийское Бен-Арес (город Ареса), тем более что в XVI веке крепость называли Воронец, а в XVII — Воранаш. Во-вторых, древнеарийский эпос указывает в районе Варанаси ряд географических объектов, отсутствующих в Индии. Помимо реки Вараны (Великой Вороны) возле Варанаси текли реки Аси, Кавери, Дева. Но у самого Воронежа и сейчас текут реки Усмань, Каверье, Девица. Недалеко от Варанаси находились водоем Вай-дурья («дурья» — гора) и горы Дева-сабха («сабха» — сопка). Но и сейчас в Воронежской и Липецкой областях течет река Бай-гора, а холмы южнее Воронежа, у рек Сосны и Дона, зовутся Девогорье.Светлана Жарникова, член научно-общественного движения «Северная традиция», отрывок из статьи «Золотая нить»-----------
— Официально эту версию вам, конечно, никто не подтвердит. Однако мы не можем быть уверены, что часть событий древности 40–50 тыс. лет до нашей эры, описанных в древнем эпосе, не происходили здесь. Ведь здесь мог быть другой климат, не зря же в селе Костёнки откопали останки мамонтов. Некоторые, например, уверены, что это слоны, которые участвовали в битвах, описанных в «Махабхарате».Алексей Воронков, координатор историко-археологического сообщества «Вантит»
Воронежский Стоунхендж
О знаменитом английском Стоунхендже знают все. А вот о том, что похожий лабиринт есть под Воронежем, известно, пожалуй, даже не всем местным. Находится он на хуторе Мостище в Острогожском районе, и ему около 5 тыс. лет. Ученые говорят, что Мостищенский лабиринт — это единственная археологическая находка бронзового века в средней полосе России. Выложен он из меловых камней, имеет форму овала 26 на 38 метров.
На этом заканчивается официальная информация и начинаются вопросы. Кто же построил древний лабиринт? Для чего? Был он святилищем или обсерваторией древних астрономов?
— Археолог А.Т. Синюк предполагает, что Мостищенский лабиринт имел функции святилища. В том, что это сооружение культового значения, ученый не сомневается. Предположения об использовании Мостищенского лабиринта в качестве древней обсерватории также не исключаются. Не хочу утомлять читателя дальнейшими рассуждениями, пусть смотрит на рисунки и рассуждает сам. Что это: святилище, обсерватория или привет от инопланетян?Владимир Елецких, зампредседателя Воронежского областного совета краеведов, отрывок из книги «За гранью чуда»
По рассказам путешественников, это место обладает мощной энергетикой. На подъезде к нему бушует буйная растительность, у людей же начинается необъяснимый страх. А придя на место, кто-то падает в обморок, кого-то накрывает и придавливает к земле. Лабиринт словно не пускает к себе непосвященных. Но, побывав там, люди признаются, что заряжаются энергией и покоем и не чувствуют совсем никакой усталости.
Поездка в Мостище. «Космопоиск Воронеж»
— Недавно ездили семьей в это интересное местечко! Самого лабиринта из-за заросшей травы видно не было, но камни видны. Вообще это место уникально по своей энергетике! Жена болела, пока ехали кашляла всю дорогу, по приезду кашель прошел и она почувствовала себя намного лучше! Так что советую побывать там! Для здоровья полезно!Дмитрий, отзыв на форуме «По России на авто»
Дивногорье
Так называется место на слиянии Дона и Тихой Сосны. Свое название Дивногорье получило за удивительной красоты меловые столбы, вертикально поднимающиеся над крутыми откосами берегов двух рек. Местные исстари называли их «дивами» не только за красоту: это место всегда считалось волшебным.
— Дивногорье — одно из самых волшебных мест Воронежской области, о нем я собрал множество легенд, целых два тома выпустил. По сути, легенда — это сказка, люди могут привязать ее к любому месту. Но Дивногорье, или Дивы, всегда были особыми, ведь неспроста на этом месте основали монастырь. Хотя люди жили там еще за много веков до этого.Владимир Елецких, зампредседателя Воронежского областного совета краеведов
Считается, что каждый, кто приезжает сюда и погружает руки в воды Тихой Сосны, находит душевный покой. Сегодня Дивногорье известно Успенским монастырем, выдолбленным внутри меловой горы. Лабиринт меловых пещер монастыря насчитывает сотни метров узких извилистых ходов, соединяющих вырубленные в скале кельи, колодцы, подземные часовни. Cегодня сюда приходят сотни людей за благословением.
— Это так называемое место силы, то есть место с особой энергией. Люди туда приезжают для достижения особого состояния. Хотя легенды ходят разные. По одной версий, Дивногорье было святым задолго до основания монастыря: древние язычники, жившие здесь, вполне могли поклоняться этим меловым столбам. По другим легендам, здесь сильна женская энергия и здесь даже когда-то жили амазонки. По самой причудливой версии, в Дивногорье в начале мая слетаются ведьмы и устраивают шабаш.Алексей Воронков, координатор историко-археологического сообщества «Вантит»
Одна из самых известных легенд Дивногорья — предание о кладе, затопленном на дне речки Тихая Сосна. По одним поверьям, это клад черного монаха — призрака, живущего в ходах монастыря. Другие говорят, что его спрятал здесь Степан Разин, скрывавшийся в этих местах. Существует даже легенда о том, что в меловых пещерах горы Шатрище, что неподалеку от Див, есть надпись «Да здравствует Стенька Разин!», сделанная его братом.
— Согласно легендам, клад состоит из трех сундуков, один затоплен в реке, другие два спрятаны в пещерах. Но сам клад есть только в одном из трех — это было сделано, чтобы запутать тех, кто будет его искать. Многие пытались найти этот клад, руководствуясь сказаниями о том, что один из меловых столбов в определенный час отбрасывает тень на гладь реки Тихая Сосна и эта тень указывает на клад. Но ничего не нашли.Владимир Елецких, зампредседателя Воронежского областного совета краеведов
Гаркун
Одна из самых знаменитых легенд Дивногорья — сказание о гаркуне, лесном человеке, или снежном человеке. Сегодня ее знают и рассказывают только бабушки и дедушки. Гаркуна описывают как чудище высотой метра два — два с половиной, обросшее густой шерстью, и с дикими повадками. Свое прозвище он получил за то, что не разговаривал, а «гаркал». По окрестным селениям бродили страшилки о том, что гаркун всегда ищет себе «невесту» среди людей и для этого крадет в хуторах первых красавиц, обязательно девственниц. Именно поэтому среди местных жителей долгое время была жива традиция вхождения в половую жизнь в 12, а то и в 10 лет, «дабы гаркун не украл».
— Одно из преданий рассказывает о хуторской казачке Настасье. Видная, статная была девка. Всем парням на загляденье. Да подстерег ее Гаркун, когда она в лес за малиной на пироги пошла. Едва та присела отдохнуть на пенек у опушки, вышел лесной человек из чащи, сгреб в охапку, да и утащил в свою берлогу-пещеру. Стала Настя женой горевого чудища. Когда тот уходил в лес, заваливал вход в жилище огромным белым камнем. Приносил ей добычу разную, дичь, орехи, ягоды, коренья лесные. Прожила Настя такой жизнью два с половиной года. И ребеночка родила от лесного человека. Но был он вовсе не в отца, обычный человеческий ребенок – только крупный очень. Пересилило людское в его образе. Но вдруг однажды заболело дитя, все хуже и хуже ему становилось. Взмолилась Настасья перед Гаркуном на коленях: «Отпусти ты меня. Дома вылечу ребеночка, на ноги поставлю. Пусть как вырастет, сам решит, как жить ему». И случилось чудо. Отвалил Гаркун от входа в пещеру камень, иди, мол, отпускаю. Так вернулась Настя с дитем домой. Выходила-вылечила сына, назвала Дубрынею. Рос он быстро, был силен и крепок. Когда было ему от роду двенадцать лет, он уже выглядел на все восемнадцать. Да только говорить стал все реже и реже. И в церковь не ходил, креста не творил. А все в лесу пропадал. А однажды и вовсе пропал Дубрынюшка. Разыскал в лесу жилище отца своего и не захотел уже уходить из него. Настасья приходила к нему, в его берлогу тайную, звала домой, но тот так и не вернулся в селение. Оброс волосами, гаркать выучился. Говорят, не раз видели и слышали его в окрестностях Подонья. А однажды пропала в соседнем селе первая красавица. И с тех пор исчез Дубрыня-Гаркун из этих мест. Видели его потом в далеком Карабуте, в низовьях под Павловском, встречали в новохоперских лесах.Владимир Елецких, зампредседателя Воронежского областного совета краеведов, фрагмент из книги «Легенды Дивногорья» (Выпуск 2)
— Моя бабуля встречала этого товарища в 20–21-м году прошлого века, описывала очень подробно, и тот ужас от встречи тоже — бежали они от него со скоростью света.Виталий Власов, из комментариев
Пришельцы Желтояра
Озеро Желтояр — это так называемая аномальная зона в районе Новохоперска Воронежской области. Знаменита тем, что там часто появляются НЛО, призраки, провалы во времени и другие необъяснимые явления. За это Жетояр, или Новохоперскую зону, знают все уфологии и любители мистики, причем не только в России. Зона Желтояр находится в районе геологических разломов, и это одно из немногих мест, сказания о котором прочно перешли из разряда легенд в область науки.
Изучать феномен аномальной зоны под Новохоперском начали еще в середине 1980-х годов. Группа ученых во главе с известным в стране и мире исследователем аномальных явлений геофизиком Генрихом Силановым организовала десяток экспедиций. Они и правда столкнулись там с фантомами, призраками и НЛО. Желтояр некоторые сравнивают с зоной из «Сталкера» братьев Стругацких, а Генриха Силанова, главного исследователя уникального явления, коллеги прозвали воронежским сталкером.
Новохоперская аномальная зона. Экспедиции Генриха Силанова
Корреспондент воронежской газеты «Молодой коммунар» Константин Кравцов в своей статье выдвинул три версии аномальных явлений Желтояра.— Версия № 1: Портал в параллельный мир. Рассказывают, что в здешних местах таинственно пропадали люди. Это роднит Желтояр с кучей других «чертовых» мест, самым известным из которых является Бермудский треугольник. Истории, связанные с подобными местами, на удивление похожи. Люди пропадают в них, а затем могут появиться через 20, 50, даже 300 лет. При этом сами говорят, что пробыли в иной реальности, населенной какими-то другими существами, причем считаные секунды.
Версия № 2: База для инопланетных НЛО. Военные летчики, пролетая над территорией Хоперского заповедника, постоянно видят светящиеся предметы, которые сопровождают самолеты до самой посадки. Пилоты рассказывали, что иной раз НЛО, сопровождая машину, выдерживало ее скорость, высоту и дистанцию, а порой имитировало атаку на самолет и даже мешало посадке. Пилоты прозвали странные объекты «белыми ангелами».
Версия № 3: Логово снежного человека. У исследователей популярна гипотеза, что неуловимость снежного человека объясняется его телепатическими способностями, которые позволяют избегать контактов с людьми, настраиваясь на их мысли, а также внушая им страх и тревогу. И если в Желтояре действительно находится логово снежного человека, то состояние подавленности, возникающее в аномальной зоне, может иметь и такое объяснение. И, видимо, это существо знает, кого надо мысленно притянуть сюда, чтобы создать максимум проблем разработчикам никеля.Константин Кравцов, «Молодой коммунар», № 51 (17.05.2012)
Однако НЛО и привидения — это не единственное, чем известен Желтояр. Может быть, все дело, опять же, в особой энергетике этого места, но считается, что здесь издавна селились люди с характером. Новохоперский район — место, где и сейчас живут вольнолюбивые казаки.
— Там жили казаки, была вольница, нередко происходили восстания, например восстание Кондратия Булавина. Да и сейчас посмотрите — там пытаются разведывать никель, и он очень плохо «разведывается», потому что народ сопротивляется и активно бунтует. Возможно, это само место не хочет вмешательства извне.Алексей Воронков, координатор историко-археологического сообщества «Вантит»
Это лишь малая часть легенд, витающих вокруг Воронежа и его окрестностей. О всех поверьях со слов людей написано множество книг. Но гораздо лучше, чем прочесть книги, — приехать в эти места, посмотреть на белые горы, древние курганы и лабиринты, полюбоваться красотами Дона.
— А вот живешь в небольшом городке и горя не знаешь, а на твоей земле тысячи лет назад жили развитые люди, целые племена и цивилизации со своими городами и со своим хозяйством. Класс, Завидую воронежцам!Анна Екимова, из комментариев
Алина Антонова, Татьяна Леонова,Анна Екимова, Наталья ГребневаSmartNews, 18 февраля 2014