Технологии древних цивилизаций 4 Измерение времени. Танцы древних цивилизаций
Древний Рим. Танцы древних цивилизаций
Танцы древних цивилизаций
Древний Египет
Танцы древних цивилизаций
Важные наглядные сведения о развитии танца в Древнем Египте можно почерпнуть из иероглифических записей, деревянных рельефов, изображений, высеченных на камне, скульптуры и разных предметов из древних гробниц. В Абидосе — месте, где, по верованиям египтян, был похоронен бог мертвых Озирис, — в период летнего солнцеворота проводились обряды с танцами и музыкой. Группы певцов и танцовщиков жили при храмах и участвовали в поклонении богам. Одним из главных праздников был обряд, посвященный быку Апису, с тайными танцами, исполняемыми «служителями» быка.
Движение светил имитировалось в круговых танцах, и египетские жрецы-астрономы разработали очень сложный танец звезд, в котором сами жрецы двигались в направлении от востока к западу вокруг алтаря Солнца, жестами изображая знаки Зодиака.
Чувство театральности было очень сильно у людей Древнего Египта. Даже их храмовые танцовщики исполняли акробатические трюки, и на рельефах можно видеть женщину, делающую шпагат, или женщину, которую подбрасывают в воздух и затем подхватывают два партнера, а также мужчину, стоящего на одной ноге и собирающегося сделать пируэт. Погребальные и церемониальные танцы отличались строгостью и простотой, но со временем стали возникать и другие, более декоративные виды танца. Рабов и рабынь обучали танцам для домашних развлечений. В Египет привозились танцовщики из других стран. Имелись странствующие труппы профессиональных актеров, которые разыгрывали пантомимы, исполняли акробатические номера под аккомпанемент бубнов и кастаньет. Некоторое время пользовались популярностью танцы негров-пигмеев.
Около 1500 до н.э. баядеры — прибывшие в Египет храмовые танцовщицы из Южной Индии — значительно изменили строгую угловатость и некоторую жесткость египетского танца и привнесли в него мягкие, плавные линии.
Римляне внесли в историю мирового танца большой вклад как создатели пантомимы. Это — сильно стилизованная последовательность движений, как правило, одного исполнителя, причем основная роль отводилась жестикуляции. Пантомиме обычно аккомпанировал маленький оркестр. Знаменитыми пантомимистами были Бафилл из Александрии, предпочитавший комедию, и Пилад с Сицилии, который придал пантомиме трагический пафос. Пантомима как спектакль была впервые исполнена публично в 23 до н.э. Со временем это искусство выродилось в откровенно эротичное и вульгарное зрелище, с которым боролась христианская церковь.
Хотя в Древнем Риме и преобладала пантомима, ритуальный танец там тоже не был забыт. Существовало много танцев-шествий на разные случаи. Например, члены жреческой коллегии салиев, жрецов бога Марса, исполняли свою культовую воинскую пляску — трипудий, т. е. танец в трехдольном размере. Повсюду на полуострове Италия жрецы проводили ритуалы, связанные с древними культами плодородия. Такого рода храмовые обряды постепенно перерастали в народные праздники. Например, знаменитые сатурналии, проводившиеся в конце декабря, стали народным карнавалом, с танцами на улицах и взаимным одариванием. Впоследствии дух христианских рождественских праздников впитал в себя немало элементов древнеримских сатурналий.
studlib.info
Танец. Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей]
На весеннем пригорке девушки, взявшись за руки, под звуки ритмичного напева плетут замысловатое кружево хоровода. Они расцепляют круги и медленно закручивают их в спирали… Такие образы откликаются в душе ощущением исконности и глубокого смысла, хотя за давностью лет первоначальный смысл этих обрядовых танцев уже утерян.
О том, что танец впитал в себя символику лабиринта, говорят многие современные исследователи. По предположениям археолога А. Кука, лабиринт в Кносском дворце на Крите служил также площадкой для танцев. Кук ссылается на описания лабиринтного танца под названием «Журавль» у Плутарха и упоминание Вергилия об обрядовых играх, называемых «Троя», обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения.
Возможно, такого рода действо нельзя назвать танцем в нашем понимании этого слова. В нем сливались воедино и отточенные временем движения, и музыка, и, может быть, даже голос. И в то же время такой древний танец, независимо от того, являлся ли он элементом торжественного обряда или был частью театрального представления, не просто выражал красоту движения, жеста, ритма. Он отражал модели – модели творения, модели всеобщих законов. Участник танца повторял те же движения, которые совершает и человек, идущий через лабиринт. Поэтому танец передавал весь комплекс символики лабиринта: и испытания, и преодоление препятствий, и движение к центру и т. д.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Танец в культуре древних цивилизаций – Древняя Греция, Древний Рим
Поиск Лекций
Древняя Греция считается колыбель всех искусств. Греческий народ послужил примером для цивилизации других народов, облагородив их нравы. Развитию искусства в Древней Греции способствовала религия с жизнерадостными богами Олимпа. Религия греков давала жизнь всему окружающему и учила, что главным даром природы была любовь, которая объединяет общество как лучшее выражение счастья. Из числа всех известных нам древних государств только в Греции танец был внешним выразителем любви, счастья и веселья. Танцы занимали видное место в религиозной, домашней и общественной жизни греков. Они имели не только бытовое, но и государственное значение.
Важнейшие события в жизни древнего эллина сопровождались пляской. Чтобы выразить радость и горе танцевали на свадьбах и поминках. Танцевали в честь светлых олимпийских богов и победителей Олимпийских игр. Греческие врачи приписывали танец как лекарство против многих болезней и особенно меланхолии. Танцам придавалось такое большое значение, что ученые находили в них тесную связь с математикой, поэзией и даже философией. Глубокомысленный Сократ находил в танцах такую прелесть, что даже под старость брал уроки этому искусству. Танец служил воспитательным средством - в школах (гимнасиях) дети, наряду с литературой, математикой, красноречием, гимнастикой, обучались и танцевальной науке. Пляска воинов предваряла сражение на поле боя. Даже выбирая мужа для дочери, греческий правитель испытывал его в танце. Неловкий жених мог услышать реплику, сказанную, по свидетельству Геродота, одним из царей незадачливому танцору: «Ты проплясал свою невесту!».
Одежда греков и та была, как бы создана для танцев. Тонкий льняной хитон свободного покроя, легкий, в грациозно меняющихся складках, позволял обрисовывать все линии человеческого тела, давал свободу движений, выделяя не только ритмичную походку, но и ярко подчеркивал темп и движения танца.
Танцы древних греков делились на четыре большие группы: священные (обрядовые, ритуальные), общественные, домашние (бытовые), сценические.
Священные пляски, исполнявшиеся в храмах и во время религиозных процессий.
Все искусства в Греции носили явный отпечаток религиозного культа. Таким образом, и одна из главных форм греческой хореографии проявилась в священных танцах, исполнявшихся в честь многочисленной семьи мифологических божеств.
Первыми обитателями Греции были отпрыски арийской расы, пришедшие из Индии. Вследствие этого, греческие религиозные танцы были как бы продолжением индийских священных церемоний, только разукрашенных фантазией сынов Эллады. Значительное влияние на внешнюю сторону греческой хореографии оказал Древний Египет. По преданию Орфей перенес танцы в Грецию из Египта, увидев их во время храмовых празднеств египтян и подчинив движения и жесты другому ритму, больше соответствующему характеру и духу греков.
В отличие от египтян с их звероподобными богами, религия греков вместо того чтобы давать ощущение жизненных тягот поддерживала в человеке постоянно радостное настроение, фантазия создала богов-друзей и богинь-покровительниц, которые не только принимали образ человеческий, но имели те же страсти и те же нужды, как и у человека. Землепашец, пастух, воин, художник, гражданин — каждый из них находил себе благодетеля-бога. И в поле, и в лесах, горах, реках и морях — всюду были боги, окруженные красивым ореолом поэтической легенды. Цветок розы родился из крови Адониса, анемоны — из его слез.
Каждому богу и полубогу посвящались отдельные обряды, почти всегда с танцами. Назначение священных танцев заключалось в чествовании божества посредством внешних проявлений, состоявших из ритмичных телодвижений. При этом ритуальные танцы в разных местах Греции, в честь одних и тех же божеств отличались разнообразием. Древние греки прозвали своих богов танцорами. Зевс, Аполлон, Афродита, Деметра, Афина и др. не ограничивались духовным присутствием во время танцев в храмах; поэты и мифологи охотно заставляли и их самих лично принимать участие в хореографических упражнениях. На различных античных памятниках нередко встречаются фигуры танцующих богов, причем движениях их отличают благородство форм и изящество линий, составляющих характерную черту хореографии небожителей.
Священные танцы происходили во время священнодействий в храмах, в жилищах первостепенных богов. Тут находился жертвенный алтарь, вокруг которого жрец со слугами правил культ. Второстепенным божествам, имеющим отношение к разным царствам природы, приносились жертвы в полях и священных рощах; там танцам было отведено видное место, и в них принимали участие и посторонние.
Праздники, а значит и танцы, посвящались разным богам: Дионису, Аполлону, богине Афродите, Афине, Деметре. Они отражали определенные дни трудового года.
Дионис. Из всех богов, в честь которых танцевали греки, Дионис (Вакх) - бог плодородия и виноделия был самым популярным. Празднества Диониса, в которых принимал участие весь народ, занимали первенствующее место в Афинах. Отмечали Дионисии весной, когда оживала природа, и начинали зеленеть виноградники, и осенью во время сбора урожая.
Аполлон считался богом небесной гармонии и покровителем танцев. Под звуки его кифары танцевали сами боги. Празднества в честь Аполлона отличались особенным художественным вкусом и роскошью обстановки. Особенно грандиозными были Делии в честь Аполлона и Артемиды на священном острове Делос. По блеску и популярности эти празднества уступали только Олимпийским. Их называли Дельфийскими играми.
Афина. Громадным уважением пользовалась в Греции Афина - богиня мудрости, ремесел и справедливой войны, покровительница и хранительница Афин. Наиболее крупными праздниками в ее честь были Панафинеи, большие и малые. Большие продолжались четыре дня, на третий год каждой Олимпиады. Малые повторялись ежегодно. В большие Панафинеи происходили народные игры и состязания, во время которых обязательно исполнялись воинственные, пиррические танцы.
Деметра. Наиболее значительное место танцам было отведено в Элевсинских мистериях, которые были посвящены Деметре и рассказывали, о ее странствиях по вселенной в поисках похищенной у дочери Персефоны, увлеченной в подземное царство мрака. Эти мистерии, по словам Цицерона, смягчали нравы греков и из дикого состояния невежества превратили эллинов в людей, познавших гуманность и добродетель.
Элевсинские мистерии сначала праздновались один раз в пять лет; затем они повторялись ежегодно. Первоначально они длились пять дней, затем добавили еще четыре дня.
Афродита - богиня любви. Празднества Афродиты, совпадавшие с весенним возрождением природы, происходили во всей Греции. Во времена античной Эллады эти празднества имели мистический, с религиозным настроением характер. Вокруг изваяний Афродиты танцевали в изысканных красивых позах.
poisk-ru.ru
Древние цивилизации - статьи | Магия африканского танца
Нет такого события, по поводу которого в Африке не устраивался бы танец. Танцем приветствуют рождение ребенка, вступление в брак, танцем вспоминают об умерших. Музыка и танец неразрывно связаны с традиционными верованиями. Они не только развлечение, но одно из главных звеньев, соединяющих африканца, согласно его представлениям, с потусторонней жизнью, с духами предков, с тем сверхъестественным миром, который создан воображением и традицией.
Музыкальные инструменты, их звуки, движения в танце, танцевальные маски и костюмы — все наделялось магической силой. Так, в Уганде барабаны ассоциировались с членами королевской семьи, которые, как было известно всем, свободно общались с духами. Некоторые народы до сих пор считают, что в звуках флейт живут духи.
Танец в представлении африканцев — это звено между миром живых и миром мертвых, он служит для передачи воли духов предков, зорко следящих за поступками живых. Поэтому танцор, понимающий, что с загробными жителями шутить нельзя, скрывает лицо под маской, а тело разукрашивает краской.
Каждая маска ведет свой танец со сложными фигурами, которые проявляют ее характер и подчеркивают ее доброе или злое начало. Маска племени ньоро надевалась в танце, изображавшем борьбу против духа Каумпули. Маски народа торо показывали людоеда, который охотился за маленькими детьми.
Маски и костюмы концентрируют внимание на духовной сущности танца. Личность танцора значения не имеет, его мастерство играет второстепенную роль по сравнению с религиозным смыслом исполняемых движений.
Вера танцоров в силы, которые проявляют себя через маску, порой настолько сильна, что исполнители отождествляют себя с изображаемыми духами и персонажами и на время впадают в трат Этого момента ждут старшие. Каждый по-своему, они начинают толковать движения танцора, в которого «вселился» дух маски.
Некоторые танцы напрямую связаны с колдовством. Такой, например, танец народа ачоли. Он называется по имени очень древнего и сильного духа «джок», который может быть добрым или злым в зависимости от обстоятельств. Бывает, что злой «джок» вселяется в человека, и тогда необходимо вызвать знахаря, чтобы тот помог освободиться от его чар.
Церемония начинается вечером при свете костра. Знахарь появляется в шкурах черного козла, которые, согласно поверьям, обладают магической силой отпугивать зло. Вокруг него собираются помощники с трещотками в руках и один барабанщик. Для этого танца имеется небольшой специальный тамтам, который тоже называется «джок».
Существует несколько «джоков». Например, «джок аньйондо», или «дух рождения». Если он вселяется в молодую девушку, ее сажают на табурет, а талию обертывают шкурой черного козла. Начинается песня, монотонная, с повторяющимися словами, оглушительно звучат трещотки и тамтам. Постепенно ритм ускоряется, девушка в трансе поднимается, тело ее начинает танец. Именно тело, говорят ачоли, ибо сама девушка и не подозревает, что она танцует: это «джок» вынужден показать себя под воздействием волшебной музыки. Чем быстрее стучат трещотки, тем труднее «джоку» удержаться в теле девушки. Наконец наступает долгожданный момент: девушка без чувств падает и тело ее замирает. Это дух покинул ее. Лечение окончено, и знахарь покидает деревню.
Из всех танцев «джок» самым важным считается посвященный рождению близнецов, которые называются подарком «джок аньйондо». Кроме того, близнецы, как верят ачоли, появляются на свет только по воле предков. Танец, называемый «джок рут», устраивается у священного места, где участники благодарят, предков и совершают обряд приношений.
У баганда церемониальный танец по случаю рождения близнецов начинается, когда близнецов вносят в родительский дом. С этого момента каждый, кто переступает порог дома, должен все чувства и переживания передавать в песне, даже если гость захотел пить, он обязан спеть свою просьбу.
Затем по традиции близнецов выносят во двор на всеобщее обозрение. У дома уже установлены ритуальные барабаны. Родственники счастливых родителей делятся на две группы и, продолжая пение, окружают «свои» барабаны, стремясь не допустить, чтобы кто-то из другой группы прикоснулся к ним. Борьба продолжается до тех пор, пока матери или отцу близнецов не удается это сделать. Затем начинается угощение, сопровождаемое танцами и ритуальными песнями. Возле новорожденных сидит знахарь, который время от времени окропляет близнецов и танцующих заговоренной водой и бормочет заклинания, отгоняя злых духов.
Сами африканцы приписывают танцам и музыке мистическое происхождение, наделяют их способностью обезвреживать дурные сверхъестественные силы и помогать человеку в обуздании природной среды. И в этом есть немалая доля истины.
Как показали исследования, танцы и музыка, а главное — ритм, оказывают на человека мощное психологическое и физиологическое воздействие. Ритм задает темп коллективному труду, снимает усталость; вместе с мелодией он приводит в приподнятое, на грани экстаза, состояние, в котором рассеивается накопленный за день отрицательный эмоциональный заряд, тают озабоченность, страх, переживания.
Примечательно, что музыка и танец — неотделимая часть любого обряда. Чтобы исцелить больных, африканцы поют лечебные песни-заклинания и исполняют предписанные знахарями танцы. По утверждению знахарей, музыка и танец лечат все болезни.
Более того, только на слух, по писку ребенка или по голосу взрослого, опытный знахарь может определить, здоров человек или его гложет недуг. И если кому-то нездоровится, знахарь берет тамтам, поет, танцует, и — удивительное дело — нередко больной и в самом деле встает на ноги, подбадриваемый живительным ритмом здоровья.
«Музыка придает африканцу дополнительные физические и душевные силы. У бембе (Конго) есть гитара — нгонфи, бембе под палящим зноем быстро пройдут 30 километров; без гитары им не осилить и километра» (Корочанцев В., с. 213).
Помимо правильных, оздоровительных звуков есть и калечащие, омертвляющие. Они хорошо известны африканцам. Известны они и современным исследователям, подтверждающим «магическую» силу танца, музыки, ритма.
www.mysterylife.ru
Технологии древних цивилизаций 4 Измерение времени
Подборка для Вас: www.youtube.com/playlist?list=PLXSuIMQ54yJCo5JzBPiKIE9nC1SG4JmKm С древних времён человечество всегда сопровождали загадки, мистика и тайны, да и сам человек до сих пор является загадкой. Каждый человек обладает необъяснимыми возможностями и в последнее время всё чаще и чаще это находит подтверждение с помощью науки. В наше время всё чаще приходит понимание, что существует НЕЧТО за пределами нашего понимания и не может быть объяснено с помощью уже открытых законов материи и атомов и простой химической реакцией. Наш современный век доказал, что новые законы могут быть открыты в любую секунду. Компьютеры, Интернет и прочие средства коммуникации ускоряют процесс открытия новых законов в нашей жизни и нам следует использовать эти возможности для познания. Уже сейчас многие учёные осознают, что не имеют право игнорировать существования паранормальных феноменов в нашей жизни. Наука идет вперёд, а ученные всегда стремятся упорядочить необъяснимые явления и тайные знания с материалистической точки зрения, но к сожалению или к счастью не всё можно объяснить с помощью материи, атомов и химических процессов. Возможно именно сейчас в век технологий наука сможет выйти за рамки материального и открыть новые законы Вселенной. А также важные научные открытия на нашем канале: египтяне не строили а лишь ремонтировали известные пирамиды, новости о загадках строительства Великих пирамид, обработке камня и технологий которых у нас нет и по сей день, материалы, говорящие о том, что пирамиды могли быть не меньшей загадкой для самих фараонов, и что они предпринимали работы по раскрытию этой загадки. Серия видео рассказывает о странной логики и последовательности строительства Великих пирамид Египта. Для чего же были построены пирамиды? — об этом и многом другом Вы узнаете у нас: www.youtube.com/user/alterhistory
rusichi.info
Танцы майя — величавое искусство в старой цивилизации
Увидительные танцы таинственного народа
Танцы Майя несли внутри себя очень глубочайший смысл еще с стародавних времен. Они числились мостом меж этим миром и преисподней под заглавием Шибальба. Это был священный обряд, изображения которого на данный момент можно отыскать на многих сосудах, фресках и стелах.
Одной из самых ярчайших и захватывающих воображение фресок, на которой изображено это искусство майя, можно полюбоваться в Бонампаке в штате Чьяпас, Мексика.
Древнейшие танцы — искусство майя
В церемониальном танце майя учавствовали царствуй и представители вершины общества, одетые в костюмчики ягуаров, птиц либо некоторых абстрактных созданий. Лица их были закрыты масками. Этим танцем древнейшие майя подражали и воздавали дань почтения всем живым созданиям, которые их окружали, и которые так либо по другому ведут взаимодействие с людьми. Майя верили, что все в природе взаимосвязано.
Танцы майя — неразрывная связь людей и природы
При помощи танцев они входили в состояние транса, который давал им доступ к более высочайшему уровню сознания. В этом модифицированном состоянии сознания, исполнители могли войти в подземный мир и возвратиться назад, освобождая души от власти повелителей погибели в Шибальбе и узнавая правду о для себя как о созданиях, живущих на Земле и способных творить при помощи любви, так как любовь — это жизнь.
Полёт души
Это священный обряд берет свое начало в книжке творения майя, которая именуется «Пополь-Вух». Он гласит нам, как герои-близнецы были убиты и возродились после чего в подземном мире. Они обворожили владетелей Шибальбы своими танцами и мистикой, и тем, что возрождали все вспять к жизни. Лорды погибели попросили близнецов уничтожить их, как они и сделали. Но сейчас черные духи не возвратились к жизни, что ограничило их власть над людьми навечно.
В Паленке можно отыскать изображения с танцем Змеи. Этот танец производится мужиком и дамой, которые держат змею меж собой. Змея представляет более возвышенные духовные мысли, и потому образы относятся к Творению в самом его начале. Танцоры изображают Праотца и Праматерь, которые делают все живое на Земле.
Танец о сотворении мира
Значимость танцев в обрядах, относящихся к Творению, оставила след на всей истории и культуре майя.
Даже на данный момент в маленьких деревнях в Гватемале, Мексике и Гондурасе можно следить, как люди исполняют древние танцы, практически не изменившиеся с того времени. Это позволяет возлагать на то, что древнейшие познания майя никогда не будут потеряны в протяжении веков.
Похожие записи :
Ритуальный танец ацтеков "Los Voladores" - ритуальным танец, история которого насчитывает более 1,5 тыс. лет. Зародившись на побережье Мексиканского залива, обряд распростран ...
Мексиканские танцы: лаконичный обзор Мексика – это страна с обеспеченными традициями и культурным наследием. Данный факт прекрасно отражен в танцевальной культуре страны. Поз ...
Такие различные китайские танцы Большая часть людей употребляют звуки для общения в ежедневной жизни, но танцовщица на сцене употребляет свои конечности и тело, чтоб сделать ...
Кружение суфийских дервишей Танцы были частью людской цивилизации в протяжении тыщ лет. В мире, в каждой культуре, всегда есть танцы. Время от времени она являются связывающи ...
Такие различные китайские танцы У каждого народного меньшинства либо группы туземцев в Китае есть собственные формы народного танца. Так как народные танцы отражают стиль жиз ...
Важные наглядные сведения о развитии танца в Древнем Египте можно почерпнуть из иероглифических записей, деревянных рельефов, изображений, высеченных на камне, скульптуры и разных предметов из древних гробниц. В Абидосе — месте, где, по верованиям египтян, был похоронен бог мертвых Озирис, — в период летнего солнцеворота проводились обряды с танцами и музыкой. Группы певцов и танцовщиков жили при храмах и участвовали в поклонении богам. Одним из главных праздников был обряд, посвященный быку Апису, с тайными танцами, исполняемыми «служителями» быка.
Движение светил имитировалось в круговых танцах, и египетские жрецы-астрономы разработали очень сложный танец звезд, в котором сами жрецы двигались в направлении от востока к западу вокруг алтаря Солнца, жестами изображая знаки Зодиака.
Чувство театральности было очень сильно у людей Древнего Египта. Даже их храмовые танцовщики исполняли акробатические трюки, и на рельефах можно видеть женщину, делающую шпагат, или женщину, которую подбрасывают в воздух и затем подхватывают два партнера, а также мужчину, стоящего на одной ноге и собирающегося сделать пируэт.
Погребальные и церемониальные танцы отличались строгостью и простотой, но со временем стали возникать и другие, более декоративные виды танца. Рабов и рабынь обучали танцам для домашних развлечений. В Египет привозились танцовщики из других стран. Имелись странствующие труппы профессиональных актеров, которые разыгрывали пантомимы, исполняли акробатические номера под аккомпанемент бубнов и кастаньет. Некоторое время пользовались популярностью танцы негров-пигмеев.
Около 1500 до н.э. баядеры — прибывшие в Египет храмовые танцовщицы из Южной Индии — значительно изменили строгую угловатость и некоторую жесткость египетского танца и привнесли в него мягкие, плавные линии.
Римляне внесли в историю мирового танца большой вклад как создатели пантомимы. Это — сильно стилизованная последовательность движений, как правило, одного исполнителя, причем основная роль отводилась жестикуляции. Пантомиме обычно аккомпанировал маленький оркестр. Знаменитыми пантомимистами были Бафилл из Александрии, предпочитавший комедию, и Пилад с Сицилии, который придал пантомиме трагический пафос. Пантомима как спектакль была впервые исполнена публично в 23 до н.э. Со временем это искусство выродилось в откровенно эротичное и вульгарное зрелище, с которым боролась христианская церковь.
Хотя в Древнем Риме и преобладала пантомима, ритуальный танец там тоже не был забыт. Существовало много танцев-шествий на разные случаи. Например, члены жреческой коллегии салиев, жрецов бога Марса, исполняли свою культовую воинскую пляску — трипудий, т. е. танец в трехдольном размере. Повсюду на полуострове Италия жрецы проводили ритуалы, связанные с древними культами плодородия. Такого рода храмовые обряды постепенно перерастали в народные праздники. Например, знаменитые сатурналии, проводившиеся в конце декабря, стали народным карнавалом, с танцами на улицах и взаимным одариванием. Впоследствии дух христианских рождественских праздников впитал в себя немало элементов древнеримских сатурналий.