Книга: «Государственный Русский музей. Альманах, 367, 2013. Светильники Древней Руси». Светильники древней руси
Светильники Древней Руси
3 апреля 2013—26 мая 2013
Церковные светильники традиционно находились на периферии исследовательских интересов и почти никогда не покидали музейные хранилища и запасники, оставаясь малоизвестными и малоизученными предметами церковного бытования и уклада. Вниманию зрителей впервые будет представлена хранящаяся в Русском музее уникальная коллекция древнерусских светильников, ставших частью церковного искусства - хоросы, паникадила, лампады XV- XVII веков.
Среди наиболее значительных экспонатов выставки: фрагмент большого афонского хороса XVI -XVII веков, вывезенный в середине XIX века с Афона; новгородские ранние паникадила - хоросы XV - XVII веков; и группа ярких расписных т.н. «тощих» свечей XVII века; а также лампады XVII - XVIII веков, различающиеся размерами, формами, уровнем технического исполнения и художественными достоинствами. Особое место в экспозиции принадлежит группе серебряных подписных лампад XVII века, связанных с историей Александро-Свирского монастыря и почитанием его святынь, а также большим слюдяным выносным фонарям XVII века, которые были неотъемлемым атрибутом церковных служебных выходов и крестных ходов.
www.rusmuseum.ru
Светильники Древней Руси из собрания Русского музея
Место издания
СПб.
Кол-во страниц:
160 + 104 илл.
Колонка редактора
Сборник, вышедший в связи с выставкой в Русском музее, состоит из девяти статей, а также собственно каталожной части, где воспроизведены 72 экспоната выставки, хранящиеся в музее. Среди них – стержневые паникадила и паникадила-хоросы, лампады и «тощие свечи» (так называли особые подсвечники), а также выносные фонари. Они выполнены из разных материалов (серебро, медь, дерево) и относятся к XV – XVII векам. В каталоге также представлены предметы, объединенные в раздел «Византийские истоки». Здесь и возможный фрагмент светильника из Киева XI века, и византийский лампадофор VI в. (Италия?), фрагменты паникадил и лампадофоров.
В Русский музей эти светильники попадали разными путями. Так, в Церковно-археологическом музее Санкт-Петербургской духовной академии хранилось паникадило первой трети XVI века из Папоротного монастыря. Аракчеев разместил его в свое время в храме во имя Святого Андрея Первозванного в Грузино, откуда полтора столетия назад оно попало в Новгородский земский музей. Фрагмент же большого хороса, датируемого XVII – XVIII вв., полтора века назад был вывезен с Афона П.И. Севастьяновым. Из музея христианских древностей Императорской академии художеств, известного своим собранием церковных светильников, поступила «корсунская лампада» Новгородского Софийского собора. В 1833 году ее обнаружил и зарисовал Ф.Г. Солнцев, а 17 лет спустя А.М. Горностаев, благодаря рисунку, отыскал и вывез в Петербург.
Немало предметов получила Академия и после поездок академика архитектуры В.В. Суслова по Вологодской и Архангельской губерниям, а также в Романов-Борисоглебск на Волге. Он «вывез лично или добился согласия на уступку (…) различных предметов, вышедших из церковного употребления». В 1897 году все они поступили в Русский музей, где были представлены в первой экспозиции. Об этом в статье «От предмета богослужения к музейному экспонату» пишет Н.В. Пивоварова.
Все статьи, включенные в сборник, очень содержательны. Особняком стоят лишь «Образы света» Т.Б. Вилинбаховой и М.В. Федосеевой. Научный анализ совмещается здесь с попыткой богословско-поэтического взгляда на понятие света в христианской философии. Совмещение двух перспектив приводит к неожиданным результатам на уровне грамматики. Местоимения, относящиеся к Христу и Богородицы, пишутся то с прописной, то со строчной буквы (в научном тексте подобное выглядит странно), а первое же предложение приветствует читателя двумя ошибками.
Остается надеяться, что в дальнейшем неоклерикальное искусствознание освободится от болезней роста.
morebo.ru
Светильники Древней Руси, какими они были?
1. Исторические данные
"Свет огня, каждодневно рассеивающий тьму и мрак... Это привычно, буднично и необходимо для человека в любую эпоху. Люди постоянно были вынуждены обращаться к осветительным приборам и думать о том, как сохранить их неяркое, мерцающее пламя. Шло время, века сменялись веками, а вместе с ними происходили изменения и в способах поддержания света."
Осветительные приборы были важным элементом жилища на Руси. Естественный свет слабо проникал в помещения, а короткий световой день оставлял дом в полумраке значительную половину дня.
Поэтому появление светильников явилось закономерным и необходимым. Причём, они совсем не были похожи на современные. Сегодняшнее поколение не знает, что значит печку дровами топить, да свечку от сквозняка оберегать. Ведь, действительно, как тяжело в бытовом плане жили наши предки.
В Древней Руси основным осветительным прибором служила зажженная лучина, закрепленная на подставке, применялись также открытые светильники, заполняемые жиром.
Для освещения своих жилищ они использовали: сосуды для масла, светцы-лучинодержатели, подсвечники.
Интересные сведения о появлении первых источников света в домах жителей Древней Руси. Раньше всех появились масляные светильники. Их изготавливали из обычной глины. Они размещались на столах или подвешивались под потолок. Освещение происходило за счёт горения масла. Можно представить, какой запах и смог присутствовали в комнате при работе такого источника света.
Подсвечники, изготовленные из дерева, камня и металла, использовались для установки восковых свечей. Пожалуй, это был лучший вариант освещения. Лучинами пользовались достаточно бедные слои населения. Они устанавливали их в светцы и поджигали.
В богатых домах могли быть бронзовые лампы или привозные многоярусные светильники - люстроны. Воск, традиционно служивший важным экспортным товаром, был также широко распространен на Руси, ведь бортничество было одним из важнейших занятий населения. Как следствие восковая свеча освещала и дом богатого горожанина, и храм.
В более позднее время зажженную лучину вставляли в специальные подставки - кованные из железа светцы, которые освещали даже боярский дом. Несовершенные осветительные приборы многократно приводили к пожарам в полностью деревянных городах. Так, русские летописи пестрят упоминаниями о том, как, например, "Москва от одной свечки сгорела".
Начиная с X в., широко распространяются в южнорусских городах светильники в форме кувшина, к верхней части которого примазано плоское блюдце для масла (табл. 3,1-4). В боковой части основания такого светильника делался овальный вырез для того, чтобы сосуд не попортился при обжиге.
С XII в. в Новгороде стали пользоваться масляными лампами такой же формы, но с глиняным блюдцем, примазанным уже к нижней части стояка. Иногда их тоже покрывали поливой, обычно зеленой. Такого типа лампа XII в. из Пскова была приспособлена для подвешивания.
Своеобразный вариант керамических светильников домонгольского времени представлен закрытыми сосудами ладьевидной формы с носиком для фитиля и довольно узким горлом. Иногда их называют "петушками".
Два таких светильника конца XII в. были найдены в Киеве. Вторую группу светильников составляют подсвечники. Они использовались для восковых свечей, сальные свечи появились гораздо позднее. О свечах постоянно упоминается в письменных источниках, начиная с X в.
В Новгороде с XII в. распространяются железные подсвечники с отходящими от стояка двумя-тремя ветвями, снабженными трубками для свечей. Подобные подсвечники во множестве находят в Москве, в слоях XV-XVI вв.
Конечно, все эти светильники не сравнить с современными приборами. И иногда, получив какую-нибудь информацию о жизни людей в прошлом, начинаешь невольно задумываться о том уровне комфорта, в котором протекает наша действительность.
На пороге стояло Новое время, когда с изобретением газовых горелок, керосиновых ламп, а затем и электричества принципиально изменилась вся система освещения, а прежние осветительные приборы канули в Лету. Впрочем, до сегодняшнего дня популярны свечи, небольшие лампадки, заполняемые маслом, да и кто из нас не шел ночью на мерцающий огонек, скудно освещающий пространство вокруг себя...
2. Назначение и область применения
Светильник — это световой прибор, перераспределяющий свет ламп и предназначенный для освещения рабочего места, жилых помещений, улиц и т. д. Он состоит из осветительной арматуры, одной или нескольких электрических ламп, проводов. Светильники бытовые служат для общего освещения помещений или отдельных его мест. Конструкции светильников зависят от их назначения.
Перейти к разделу 3. Организационно-подготовительный этап
tvorcheskie-proekty.ru
Книга: Светильники Древней Руси
ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХЕОЛОГИЯ — одно из главных направлений отечественной истории и археологии, в задачи к рой входит способствовать решению вопросов формирования и развития гос ва вост. славян в IХ XI вв., их христианизации, культурной идентификации и дальнейшего (до кон. XIII … Православная энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия
АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия
Керамика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Керамика — (греч. keramike гончарное искусство, от kéramos глина) изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. К. получила широкое распространение во всех… … Большая советская энциклопедия
Аввакумов, Николай Михайлович — Николай Михайлович Аввакумов … Википедия
Стекло — искусственный материал, обычно прозрачный, хрупкий, в расплавленном состоянии легко поддающийся формовке; художественное стекло включает витражи, смальтовые мозаики, художественные сосуды, архитектурные детали, декоративные композиции,… … Художественная энциклопедия
Исихазм — Необходимо освещение с различных точек зрения. Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяю … Википедия
Бронза (в искусстве) — Бронза в искусстве, с глубокой древности материал для декоративно прикладных изделий и скульптуры (большей частью оловянная Б., в которую при литье колоколов, а в средневековом Китае и при литье сосудов добавляли серебро). Порошок и тонкие листки … Большая советская энциклопедия
dic.academic.ru
Светильники Древней Руси из собрания Русского музея
Издание знакомит с уникальными памятниками древнерусского искусства - церковными светильниками, роль которых в пространстве храма во все времена была исключительно важной. Включает альбомную часть, где наиболее значительные произведения снабжены развернутыми аннотациями, и научные статьи, знакомящие с историей создания, бытования, изучения и экспонирования древнерусских светильников, к которым относятся новгородские паникадила (хоросы), стержневые паникадила, лампады, выносные фонари и выносные светильники (ставники, "тощие свечи" ).
Издательство: "ФГБУК Государственный русский музей" (2013)
ISBN: 978-5-93332-431-7
Купить за 2705 руб в Лабиринте
Другие книги схожей тематики:
АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
См. также в других словарях:
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия
АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия
Государственный музей истории религии — У этого термина существуют и другие значения, см. Музей истории религии. Координаты: 59°55′54.06″ с. ш. 30°18′06.14″ в. д. / … Википедия
dic.academic.ru
Изготовление светильников на Руси –uefima.ru
24 сентября 2017 : UEFIMA.RU : Со времен Древней Руси люди занимались прикладным искусством по изготовлению осветительных приборов. Первые вещественные и документальные подтверждения датированы аж XIII веком. Благодаря интенсивному развитию художественного литья, в XVII веке возникло такое направление в осветительном прикладном искусстве, как русская осветительная арматура. Существовавшая в то время московская Оружейная Палата также внесла свой драгоценный вклад в распространение светильников из металла и дерева. Лучшие умельцы и мастера трудились над созданием великолепных шедевров для царской династии.
В IXX столетии, ремесло изготовления светильников вышло на новый уровень, так как разные слои населения пользовались различными осветительными изобретениями. Простой крестьянский народ придумал нехитрое изобретение для получения света, называемое светцы. Оно представляло собой лучину, находящуюся в сосуде с водой, в, который попадали огарки. Впоследствии были придуманы светцы с коваными держателями, рассчитанные на несколько лучин одновременно. Ремесленники невеликого достатка, работавшие в городах, пользовались подсвечниками из железа для сальных свечей, а зажиточный класс мог себе позволить лампы-масленки и восковые свечи в старинных подсвечниках.
Умению и выдумке русских мастеров можно поражаться до бесконечности, ведь в скором времени были изобретены новые предметы для освещения – металлические отражатели солнечного света. Но для создания хорошего освещения в больших залах и парадных аудиториях, где проводились званые вечера и балы, применения таких отражателей оказалось недостаточно, поэтому в искусство был включен горный хрусталь, способный лучше отражать свет.
Конечно же, при создании осветительных приборов для дворцов царской династии, не оставалась без внимания и художественная часть работы. Все предметы были искусно декорированы и украшены изумительной красоты элементами, которые соответствовали интерьеру.
В то время подсвечникам и креплениям для свечей уделялось особое внимание, их было великое множество: настольные, настенные, напольные, подвесные. Затем промышленная отрасль стекольного производства получила широкое развитие, и создание русских осветительных приборов постепенно выходило на новые уровни, каждый из которых запечатлел в себе историю художественных ремесел.
www.uefima.ru
Государственный Русский музей. Альманах, 367, 2013. Светильники Древней Руси
Государственный Русский Музей — Дата основания 1895 Местонахождение Санкт Петербург, Инженерная ул, 4 Проезд метро: Гостиный двор , Невский проспект Телефон +7 (812) 595 42 48 Билет 150 рублей(студентам РФ 30 рублей) … Википедия
Государственный Русский музей — Координаты: 59°56′19.25″ с. ш. 30°19′56.59″ в. д. / 59.938681° с. ш. 30.332386° в. д. … Википедия
Государственный Русский музей — … Орфографический словарь русского языка
Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — Государственный Русский музей (ГРМ) первый в России государственный музей русского изобразительного искусства был основан 13 апреля 1895 года в Санкт Петербурге по указу императора Николая II и открыт для посетителей 19 марта (7 марта по старому… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Государственный литературный музей — ГЛМ крупнейший в России музей истории отечественной литературы. В мае 1931 Наркомпрос РСФСР учредил специальную Комиссию по подготовке и организации Центрального литературного музея в Москве (председатель А.С. Бубнов, заместитель председателя В.Д … Москва (энциклопедия)
Русский музей фотографии — Государственный Русский музей фотографии Дата основания 1992 Местонахождение Пискунова, дом 9, Нижний Новгород 603005 Директор … Википедия
Русский музей — в Ленинграде, крупнейший в СССР (наряду с Третьяковской галереей в Москве) музей русского и советского искусства. Учреждён в 1895 как художественный и культурно исторический музей (официальное название до 1917 Русский музей императора… … Художественная энциклопедия
Русский Музей — Государственный Русский музей Дата основания 1895 Местонахождение Санкт Петербург, Инженерная ул, 4 Проезд метро: Гостиный двор , Невский проспект Телефон +7 (812) 595 42 48 Билет 150 рублей(студентам РФ 30 рублей) … Википедия
Русский музей — Государственный Русский музей Дата основания 1895 Местонахождение Санкт Петербург, Инженерная ул, 4 Проезд метро: Гостиный двор , Невский проспект Телефон +7 (812) 595 42 48 Билет 150 рублей(студентам РФ 30 рублей) … Википедия
Русский музей — Русский музей. Русский музей. Один из залов. Санкт Петербург. Русский музей, крупнейший в СССР (наряду с Третьяковской галереей в Москве) музей русского и советского искусства. Учреждён в 1895 как художественный и культурно исторический музей (до … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Русский музей в С.-Петербурге — (до 1917 Р. М. имп. Александра III) крупнейшее (наряду с Третьяковской галереей в Москве) собр. рус. и сов. иск ва. Замысел Р. М. принадлежит Александру III, к рый коллекционировал рус. иск во и покровительствовал многим художникам. Взошедший на… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь