Древних славян медицина. Славянское целительство. Оздоровительные методики наших предков.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

18) Медицина славянских племен и Древней Руси до XV в. Древних славян медицина


Целительство Древней Руси | Реальность

Целительство Древней Руси

Целительство Древней Руси

Важнейшими источниками, из которых мы получаем сведения о состоянии древнерусской медицины являются легенды, сказания, былины. В них мы черпаем знания о народных воззрениях по различным вопросам жизни, в том числе и об организме человека, и о происходящих в нем процессах.

Другим источником, дающим ценный материал по медицине Древней Руси, являются заговоры, присказки, пословицы, поговорки и т.д. Пословицы, по мнению В. Даля, – сокращенные притчи, имеют большое значение для изучения истории народа. В ряду этих источников занимают одно из главных мест старинные лечебники и травники. Несмотря на то что они относятся по времени своего появления к более позднему историческому периоду, тем не менее в них содержится много традиционного, перешедшего в них из языческого периода русской истории.

Первичный зачаток русской народной медицины следует искать в знахарстве и колдовстве древних славян. Эта народная медицина отличалась одной чертой, не свойственной первичным ступеням западноевропейской медицины. Дело в том, что русская народная медицина не знала жреческой организации, которая отмечает собою первые ступени развития медицины у романских и германских народов. Волхования, заклинания, заговоры, наговоры, основанные на вере в таинственные силы природы, являются преобладающими орудиями нашей архаической медицины наряду с простыми, чисто механическими средствами врачевания телесных болезней.

В языческой Руси, олицетворявшей в своих божествах силы природы, хранителями и носителями высших интеллектуальных познаний своего племени, в том числе и медицины, были старшие в роду (старцы, “калики перехожие”). Они совмещали в себе и отправление внешнего религиозного культа, и хранение преданий, и вещание права. Обладали, по всей вероятности, и тайнами первобытного врачебного искусства. “Калики перехожие” исцеляют Илью Муромца, который, по нашим былинам, “тридцать три года сиднем сидел в селе Карачарово”, и возвращают ему силы, дав “испить ему чарочку питьица медвяного”. Кстати, чем был болен Илья из Мурома? Скорее всего рассеянным склерозом, неизлечимым до сих пор. Но есть и мнение, что в детстве он перенес полиомиелит.

Целительство Древней Руси

В культ Предков древних славян входили также и анимистические представления (анима – душа). В представлении наших пращуров особое место занимала реинкарнация (перевоплощение), основанная на представлениях об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком. Один и тот же физический облик принадлежит и живому человеку, действующему, двигающемуся, думающему, и мертвому, трупу, внешне напоминающему живого, но неподвижному, бесчувственному, ибо жизненная сила (“душа”) отделилась от него куда-то. Когда человек умирал, по думам древних славян, душа его, или дух, уходила из тела, как “дымец малый”. Судьба этих духов, по представлению древних, различна. Часть из них остается на земле, творя добро и зло, друга часть отправляется на небо, продолжая влиять на жизнь потомков. Считалось также, что души умерших ищут себе пристанище в животных, предметах, поэтому многие лечебные приемы связывали с животными: при головной боли сажали на лоб щенка, при лихорадке привязывали рядом козу и т.д.

Целительство Древней Руси

У древних славян родоначальника называли Чуром или Шуром (“чур меня”). Чур – хранитель рода. Хранители дома – домовые. Глава племени должен был “держать связь” с духами-прародителями. Посредниками между человечеством и таинственными силами природы считались также кудесники, волхвы, ведуны, ведуньи, играющие видную роль в древних летописных сказаниях и в произведениях устной народной словесности. К кудеснику обращается – помните? – князь Олег: “Что сбудется в жизни со мною?” Эти посредники могли использовать свою силу и на благо, и во вред человеку – исцелить или покарать.

Целительство Древней Руси

Кстати, главным образом эта сила приписывалась женщинам, так как, по свидетельству специалистов, “вообще языческий идеал присваивает женской личности мифическую сущность, она обладает даром гаданий, чарований, пророчества, знает тайны естества, и потому в ее руках по преимуществу хранится врачевание от болезней и, следовательно, колдовство, ведовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках и добро, и зло этих сил” [1]. Знахарская практика древних славян порождала и анимистические образы – духов и богов-целителей. У восточнославянских народов оспа, холера, лихорадка – образ злых, уродливых женщин. На Руси существовало 12 сестер-лихорадок: Трясуха, Знобуха, Простуда и другие. Племена восточных славян финского корня были этнографическим элементом, который “рекрутировал” кудесников и волхвов. К ним, на север, в глубь лесов первобытных ходили русские люди за “волхованиями” уже и после принятия христианства.

Анимистические представления древних славян имели в основе своей естественные явления – страх смерти, страх перед покойником. Даже вид умирающего, больного вызывал чувство страха. По свидетельству арабских купцов, посетивших в Х в. Волгу, их поразило отношение к больным. Они отмечали, что “если один из них заболеет, то ему устраивают в отдалении от себя шатер и оставят с ним несколько хлеба и воды. Близко к больному никогда не подходят и не говорят с ним, даже более того: не посещают его за все время болезни… Когда больной выздоровеет и встанет с постели, он возвращается к своим…” [3]. По всей видимости, в данном случае древние славяне бессознательно пользовались методом изоляции, что играло большую роль в предотвращении заразных болезней.

При господстве таких воззрений, как анимизм, тотемизм, магия, главными способами лечения были заговоры, заклинания. Древнеславянские заговоры – корень русской народной медицины. Все они имели определенную форму и строились строго по плану. Вот, например, типичный заговор – от зубной боли: “ Как земляника засыхает и завядает, так чтобы у … (называлось имя больного) зубы замирали и занемели, по сей день, по сей час” [4].

Целительство Древней Руси

Во врачебных заговорах древних славян наблюдается смесь анимизма с фетишизмом (фетиш – вещь). В заговоре обыкновенно говорится о каком-нибудь камне (латырь – камень), который лежит в “чистом поле” или “океан-море”. Вокруг этого камня и строится вся заговорная поэзия – лечение. Подробно перечисляются всевозможные виды данной болезни и частей тела, из которых она высылается. “Ссылание”, “сметание”, “сливание” болезни – необходимый аспект лечебных заговоров. Знахарь, как правило, обращался к месяцу, ветру, воде, дереву. Основное значение здесь имеют слова, но постепенно в процесс заговора вовлекаются и действия знахаря. Магические свойства передаются отдельным предметам. В лечебных заговорах появляется так называемый приколень, с помощью которого стараются передать болезнь с человека на какой-нибудь предмет. Для того, например, чтобы “установить золотник” (лечить женский детородный орган – матку), обводили веником вокруг живота больной, нажимая, приговаривали: “Крепко березка на корню стоиць, так стань золотник на своем месци того кряпчей”. Постепенно слова заменялись символическими действиями. При трудных родах разрубали топором связанные колья, открывали окна, двери и т.д. На дальнейшей ступени своего развития место символических действий знахаря занимают символические лекарства – амулеты. В былинах сила богатыря передавалась другому с его кровью. Былинный Святогор передает свою силу с пеной.

Целительство Древней Руси

Распространенным методом лечения у древних славян было, как уже говорилось, “сметание” болезни, для чего применялись прутья, кнут, веник. Веником можно “засекать”, выметать болезнь, что предохраняет от всякой порчи, как бы отметая ее. С этой целью клали на пороге веник, вилы, топор; “сливание” болезни – омовение водой – тоже прием лечения, весьма распространенный. Вода обладает очистительной силой у древних славян и представляется живым существом – ее боялись оскорбить, ей поклонялись. “Состригание” болезни – тоже медицинский прием. Желая избавиться от недуга, состригали волосы, ногти, сжигали, отдавали собаке в хлебе и т.д. Знахарский культ был одним из истоков древнерусской медицины.

Литература

1. Забелин И.Е. “Домашний быт русских цариц в 16–17 столетия” М., 1872; 81.

2. Цит. по книге Н.П. Загоскина “Врачи, врачебное дело в старинной России”. Казань, 1891; 10.

3. Скороходов Л.Я. Краткий очерк истории русской медицины. Л., 1926; 17.

4. Цит. по книге Скороходова Л.Я. “Краткий очерк истории русской медицины”. Л., 1926;

Горелова Л.Е.

Похожие Публикации

newspark.net.ua

Медицина Древних Славян – Медицина Народа

Поскольку предковая религия наших предков предполагает единство человека и природы, наркотики в основном основаны на использовании элементов животных и растений. Тысячи рецептов естественно сформировались для правильного религиозного оформления.

Практика использования лекарств — это растение, которое недавно признало все растения высокомерной современной медицины: дуба и ясень, лука, чеснока, хрена, березового сока, меда, рыбы и коры печени. Существует много видов растений. И продукты животного происхождения.

У Древних Славян, как правило, врачеванием занимались волхвы и знахарки, которые играли роль посредников между богами и людьми (рис. 2.172). Это уже при христианах волхвов стали называть колдунами, а знахарок и ведуний — ведьмами (рис. 2.173). Религиозный идеал наших предков приписывал женщине особую силу, мифическую сущность и способность через общение с небесами получать дар врачеваний, чарований и пророчества, ведовства, заговоров и заклинаний. Распространённые болезни, носящие массовый характер у славян ассоциировались с некими неприятными образами. Существовало несколько образов лихорадок, как правило неприглядных женщин: Трясуха, Знобуха, Простуда и т.п. В основе древнеславянской системы Рис. 2.173. Знахарка              представлений              о              здоровье лежал систем ный и целостный подход, основанный на особенностях мировосприятия. Прежде всего на том факте, что религия славян не предписывала никому быть рабом божьим и вожделеть смыслом своей жизни божьего благоденствия. Славянин был сам частью Бога и должен был организовывать свою жизнь так, чтобы быть достойным частью Вселенной, в частности, и в плане здорового образа жизни. Из глубокой старины до нашего времени дошли славянские заповеди о здоровье. В трансляции на современный язык они выглядят следующим образом:

  • Ты должен почитать свое тело как величайшее проявление жизни.
  • Ты должен отказаться от всей неестественной, неживой пищи и возбуждающих напитков.
  • Ты должен питать свое тело только естественными, не переработанными, живыми продуктами.
  • Ты должен посвятить годы преданному и бескорыстному служению своему здоровью.
  • Ты должен восстановить свое тело путем правильного баланса деятельности и отдыха.
  • Ты должен очистить свои клетки, ткани и кровь чистым воздухом и солнечным светом.
  • Ты должен отказаться от любой пищи, когда твой разум или твое тело неважно себя чувствует.
  • Ты должен содержать свои мысли, слова и эмоции чистыми, спокойными и возвышенными.
  • Ты должен постоянно пополнять свои знания законов природы, сделав это девизом своей жизни, и радоваться своему труду.
  • Ты должен подчиниться Законам Природы, Законам здоровья — это ваше божественное право, пользуйтесь этим правом.

Славянин в медицинских представлениях древних никогда не рассматривался как физическая сущность, а как триединство всего сущего: физического, духовного и сознательного. Человек с медицинских позиций рассматривался как частичка Природы, как функциональная часть всего, что его окружает. В этой связи в методах врачевания широко использовались технологии воздействия на организм звуков, различных минералов, трав и деревьев. 

едр, дуб и берёза Славянские предания гласят, что дуб людям даровали боги, поэтому это дерево было посвящено одному из главных славянских богов — Перуну. Без разрешения волхвов нельзя было даже сломать дубовую ветку. По ветвями дубов проходили у славян собрания, судилища, ритуальные и свадебные обряды. В лечебных целях использовались: молодая кора ветвей, листья, жёлуди дуба. В коре содержатся кислоты, смолы, пектин, сахар. В желудях — белковые и дубильные вещества, крахмал, жирное масло, сахар. В листьях — дубильные вещества и красители, пентозаны. Кору дуба употребляли преимущественно как вяжущее, противовоспалительное и заживляющее средство. В сочетании с другими лечебными растениями дуб использовался для врачевания колитов, гастритов, болезней печени, селезёнки, и внутренних кровотечений. Отвар коры применялся при фарингите и отваре. Концентрированные отвары применялись для заживления колотых и резаных ран. Ещё одним деревом, широко применяемым славянами, была берёза. Особую ценность представляли берёзовый дёготь и уголь, которые применялись при лечении хронических кожных заболеваниях, чесотки и дезинсекции. Березовы уголь как и теперь применяли при пищевых интоксикациях Особым лечебным свойством обладают березовые почки, которые заготавливаются ранней весной. В почках березы содержится в огромном количестве эфирное масло, которое имеет чрезвычайно приятный запах. Это масло содержит множество биологически активных компонентов и является просто кладезью тех элементов, которые подавляют рост всего нежелательного и вредного. Повсеместное распространение в скифской медицине имели также средства животного происхождения (бобровая струя, жиры, мозг). Скифской медицине были известны «панты», ценный медицинский товар из высушенных рогов молодого пятнистого оленя. Скифская народная медицина пользовалась также хирургическими методами лечения. Такие операции, как вправления вывихов, лечение переломов, разрезание абсцессов и даже ампутация конечностей, не говоря уже о вырывании зубов, были обычны у скифов. При хирургическом лечении скифы применяли обезболивающие средства, такие как опьянение, опий, корни мандрагоры т.д. Для лечения применяли змеиный яд. Следует отметить, что скифские врачи, их лечебные средства и методы оказывали свое влияние на греческих врачей, возможно даже, что и на Гиппократа.

healthreviewstore.com

Медицинские воззрения языческой Руси | Горелова Л.Е.

Для цитирования: Горелова Л.Е. Медицинские воззрения языческой Руси // РМЖ. 2000. №4. С. 185

Кафедра истории медицины и культурологии ММА им. И.М. Сеченова

Важнейшими источниками, из которых мы получаем сведения о состоянии древнерусской медицины являются легенды, сказания, былины. В них мы черпаем знания о народных воззрениях по различным вопросам жизни, в том числе и об организме человека, и о происходящих в нем процессах. Другим источником, дающим ценный материал по медицине Древней Руси, являются заговоры, присказки, пословицы, поговорки и т.д. Пословицы, по мнению В. Даля, – сокращенные притчи, имеют большое значение для изучения истории народа . В ряду этих источников занимают одно из главных мест старинные лечебники и травники. Несмотря на то что они относятся по времени своего появления к более позднему историческому периоду, тем не менее в них содержится много традиционного, перешедшего в них из языческого периода русской истории.

Первичный зачаток русской народной медицины следует искать в знахарстве и колдовстве древних славян. Эта народная медицина отличалась одной чертой, не свойственной первичным ступеням западноевропейской медицины. Дело в том, что русская народная медицина не знала жреческой организации, которая отмечает собою первые ступени развития медицины у романских и германских народов. Волхования, заклинания, заговоры, наговоры, основанные на вере в таинственные силы природы, являются преобладающими орудиями нашей архаической медицины наряду с простыми, чисто механическими средствами врачевания телесных болезней.

В языческой Руси, олицетворявшей в своих божествах силы природы, хранителями и носителями высших интеллектуальных познаний своего племени, в том числе и медицины, были старшие в роду (старцы, “калики перехожие”). Они совмещали в себе и отправление внешнего религиозного культа, и хранение преданий, и вещание права. Обладали, по всей вероятности, и тайнами первобытного врачебного искусства. “Калики перехожие” исцеляют Илью Муромца, который, по нашим былинам, “тридцать три года сиднем сидел в селе Карачарово”, и возвращают ему силы, дав “испить ему чарочку питьица медвяного”. Кстати, чем был болен Илья из Мурома? Скорее всего рассеянным склерозом, неизлечимым до сих пор. Но есть и мнение, что в детстве он перенес полиомиелит.

В культ предков древних славян входили также и анимистические представления (анима – душа). В представлении наших пращуров особое место занимала реинкарнация (перевоплощение), основанная на представлениях об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком. Один и тот же физический облик принадлежит и живому человеку, действующему, двигающемуся, думающему, и мертвому, трупу, внешне напоминающему живого, но неподвижному, бесчувственному, ибо жизненная сила (“душа”) отделилась от него куда-то. Когда человек умирал, по думам древних славян, душа его, или дух, уходила из тела, как “дымец малый”. Судьба этих духов, по представлению древних, различна. Часть из них остается на земле, творя добро и зло, друга часть отправляется на небо, продолжая влиять на жизнь потомков. Считалось также, что души умерших ищут себе пристанище в животных, предметах, поэтому многие лечебные приемы связывали с животными: при головной боли сажали на лоб щенка, при лихорадке привязывали рядом козу и т.д.

У древних славян родоначальника называли Чуром или Шуром (“чур меня”). Чур – хранитель рода. Хранители дома – домовые. Глава племени должен был “держать связь” с духами-прародителями. Посредниками между человечеством и таинственными силами природы считались также кудесники, волхвы, ведуны, ведуньи, играющие видную роль в древних летописных сказаниях и в произведениях устной народной словесности. К кудеснику обращается – помните? – князь Олег: “Что сбудется в жизни со мною?” Эти посредники могли использовать свою силу и на благо, и во вред человеку – исцелить или покарать.

Кстати, главным образом эта сила приписывалась женщинам , так как, по свидетельству специалистов, “вообще языческий идеал присваивает женской личности мифическую сущность, она обладает даром гаданий, чарований, пророчества, знает тайны естества, и потому в ее руках по преимуществу хранится врачевание от болезней и, следовательно, колдовство, ведовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках и добро, и зло этих сил” [1]. Знахарская практика древних славян порождала и анимистические образы – духов и богов-целителей. У восточнославянских народов оспа, холера, лихорадка – образ злых, уродливых женщин. На Руси существовало 12 сестер-лихорадок: Трясуха, Знобуха, Простуда и другие. Племена восточных славян финского корня были этнографическим элементом, который “рекрутировал” кудесников и волхвов. К ним, на север, в глубь лесов первобытных ходили русские люди за “волхованиями” уже и после принятия христианства. Это мистическое значение древнерусского севера отмечено А.С. Пушкиным в поэме “Руслан и Людмила”:

“Наука дивная таится

Под кровом вечной тишины,

Среди лесов в глуши далекой

Живут седые колдуны...”

Народ верил в силу этих седых колдунов и в их “дивную науку” и обращался к ним со своими нуждами, в том числе и во время болезней. Вот что мы узнаем из более поздней летописи, датированной 1071 г. (после принятия христианства, когда волхование было объявлено преступлением): “Волхование – это бесовская сила, наводящая и благо, и немощь... Чаще всего дается дар волхования женщинам, ибо первая жена была прельщена бесом; они волхвуют и чародейством, и отравою, и иными кознями бесовскими, но и мужи прельщаемы бывают бесами” [2]. Такова почва, на которой мы должны искать следы древнейшей языческой медицины, представляющей сумму знаний о целебных силах природы с элементами магической медицины.

Анимистические представления древних славян имели в основе своей естественные явления – страх смерти, страх перед покойником. Даже вид умирающего, больного вызывал чувство страха. По свидетельству арабских купцов, посетивших в Х в. Волгу, их поразило отношение к больным. Они отмечали, что “если один из них заболеет, то ему устраивают в отдалении от себя шатер и оставят с ним несколько хлеба и воды. Близко к больному никогда не подходят и не говорят с ним, даже более того: не посещают его за все время болезни... Когда больной выздоровеет и встанет с постели, он возвращается к своим...” [3]. По всей видимости, в данном случае древние славяне бессознательно пользовались методом изоляции, что играло большую роль в предотвращении заразных болезней.

При господстве таких воззрений, как анимизм, тотемизм, магия, главными способами лечения были заговоры, заклинания. Древнеславянские заговоры – корень русской народной медицины. Все они имели определенную форму и строились строго по плану. Вот, например, типичный заговор – от зубной боли: “ Как земляника засыхает и завядает, так чтобы у ... (называлось имя больного) зубы замирали и занемели, по сей день, по сей час” [4].

Во врачебных заговорах древних славян наблюдается смесь анимизма с фетишизмом (фетиш – вещь). В заговоре обыкновенно говорится о каком-нибудь камне (латырь – камень), который лежит в “чистом поле” или “океан-море”. Вокруг этого камня и строится вся заговорная поэзия – лечение. Подробно перечисляются всевозможные виды данной болезни и частей тела, из которых она высылается. “Ссылание”, “сметание”, “сливание” болезни – необходимый аспект лечебных заговоров. Знахарь, как правило, обращался к месяцу, ветру, воде, дереву. Основное значение здесь имеют слова, но постепенно в процесс заговора вовлекаются и действия знахаря. Магические свойства передаются отдельным предметам. В лечебных заговорах появляется так называемый приколень, с помощью которого стараются передать болезнь с человека на какой-нибудь предмет. Для того, например, чтобы “установить золотник” (лечить женский детородный орган – матку), обводили веником вокруг живота больной, нажимая, приговаривали: “Крепко березка на корню стоиць, так стань золотник на своем месци того кряпчей”. Постепенно слова заменялись символическими действиями. При трудных родах разрубали топором связанные колья, открывали окна, двери и т.д. На дальнейшей ступени своего развития место символических действий знахаря занимают символические лекарства – амулеты. В былинах сила богатыря передавалась другому с его кровью. Былинный Святогор передает свою силу с пеной.

Распространенным методом лечения у древних славян было, как уже говорилось, “сметание” болезни, для чего применялись прутья, кнут, веник. Веником можно “засекать”, выметать болезнь, что предохраняет от всякой порчи, как бы отметая ее. С этой целью клали на пороге веник, вилы, топор; “сливание” болезни – омовение водой – тоже прием лечения, весьма распространенный. Вода обладает очистительной силой у древних славян и представляется живым существом – ее боялись оскорбить, ей поклонялись. “Состригание” болезни – тоже медицинский прием. Желая избавиться от недуга, состригали волосы, ногти, сжигали, отдавали собаке в хлебе и т.д. Знахарский культ был одним из истоков древнерусской медицины.

 

 

Литература

1. Забелин И.Е. “Домашний быт русских цариц в 16–17 столетия” М., 1872; 81.

2. Цит. по книге Н.П. Загоскина “Врачи, врачебное дело в старинной России”. Казань, 1891; 10.

3. Скороходов Л.Я. Краткий очерк истории русской медицины. Л., 1926; 17.

4. Цит. по книге Скороходова Л.Я. “Краткий очерк истории русской медицины”. Л., 1926; 17.

Приложения к статье
М инимальных изменений болезнь – основная причина нефротического синдрома у детей

Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

www.rmj.ru

Славянское целительство | МастерВеда

Традиции лечения у древних славян Древняя Русь имела развитую целительную традицию, в основе которой лежали заговоры и фитотерапия. В настоящее время сохранились старинные лечебники, целебники и травники, содержащие знания языческого периода русской истории. Древняя народная медицина представляла из себя знахарство и колдовство, которым владели волхвы, ведуны и целители. Ведуны пользовались заклинаниями, заговорами, наговорами. Они были основаны на вере в таинственные силы природы, олицетворенные в славянских божествах, таких как Перун, Хорс, Ярила и других. Предки славян исповедовали анимистические («анима» — душа) представления о жизни человека, то есть идею реинкарнации. После смерти...

...

Опубликовал admin | Категории Славянское целительство, Целительские практики | 13-04-2012

3
Живопение С древних времён учение Родосвет сохранило тайну Живопения, исконно славянского животворящего пения. Это священное пение высших сфер, тонких энергий. Живопение это прямая связь человека с Божественным.   Это одна из древнейших форм целительства и развития человека. Использование силы святилищ Руси (Индии, Тибета) не возможно без использования божественных вибраций древних колословов (мантр). В процессе Живопения дыхание наполняется энергией Жизни — Живой и проявляется в голосе как особая волшебная сила творения....

Опубликовал admin | Категории Все записи, Славянское целительство | 13-04-2012

0
Костоправство Костоправство (в широком смысле) объединяет в себе методы, которые по-современному именуются «мануальной терапией», «остеопатией», «хиропрактикой», различные виды массажа, всяческих самостоятельных упражнений и так далее… В чем же тут суть? Суть костоправства в том, что человек рассматривается как целостная система, а не как совокупность органов, и любые непорядки в этой системе не замедлят отразиться на самочувствии, настроении и здоровье человека. Более того, необходимо рассматривать даже самые простейшие локальные заболевания, как заболевания поражающие весь организм. Костоправство — это набор методов исправления недугов, а в большей степени предназначенных...

Путь Живы Не хлебом единым жив Человек, всему живому на Земле для полноценной жизнедеятельности, кроме продуктов питания и воды необходимы энергия и информация. Мы берем ее из чистого воздуха, света Солнца и других энергий Природы. Все интуитивно знают: когда уменьшается прием Жизненной Энергии из окружающего мира, начинает накапливаться хроническая усталость — возникают проблемы со здоровьем и самочувствием. Более того, если живое существо перестает принимать необходимый спектр энергий, то его жизнь прекращается....

ХАРА – анатомический и энергетический (пупочный) центр человека («ха» – равновесие, центр, основа, «ра» – сила Ра)....

Налить в эмалированную кастрюлю 2 стакана воды, опустить в нее кожуру яблок, вскипятить с сахаром (по вкусу). Пить отвар 3-4 раза в день. Изрезать редьку маленькими кубиками, положить в кастрюлю и посыпать сахаром. Печь в духовке в течение 2 ч. Далее процедить, выбросить кусочки редьки, а жидкость слить в бутылку. Доза: 2 ч. л. 3-4 раза в день перед едой и на ночь перед сном. При бронхите и пневмонии, когда больного мучает кашель с мокротой, полезен сок чеснока с молоком: на стакан молока — чайная...

Как наши предки следили за своей энергией Древние славяне в своей Здраве рассуждали просто. Что есть в человеке главного? Только тело, только чувства и только мысли. Тогда что необходимо для поддержания здоровья в должном состоянии? Прежде всего нужно определить, что лучше всего подходит для того или иного типа тела (конституции), того или иного темперамента (эмоциональной сферы), как человеку перестроить свои мысли, чтобы они не мешали ему быть здоровым, уверенным в себе, радостным и счастливым. Опирались они на то, что называли «сурьей телесной”. Что это такое? Это три биологических сока жизни, которые находятся...

Фото с сайта: rainbow.yogafest.info Выполняется стоя босиком на ровной поверхности. Важно: вдох идет через нос, а выдох — через рот. Дышать животом, а не грудью! [1] Упражнение первое «Сок земли»...

Опубликовал admin | Категории Ведизм, Славянское целительство | 17-05-2011

5
Из всех живых существ нашей планеты ближе всего к человек по спектру излучения и особенностям строения биополя деревья. Деревья, как и мы, обладают теми же тремя ближайшими видимыми тренированному взору телами: эфирным, астральным, ментальным. Эфирное тело легко различимо в темноте (можно увидеть, как чуть поодаль от ствола идет едва заметный слой – кто видит его светлым, кто-то – как размытость рядом с деревом)энергии, в точности повторяющий контуры дерева и похожий на марево от теплых предметов. Это есть эфирный слой дерева. в котором хранится информация о...

masterveda.ru

Славянское целительство. Оздоровительные методики наших предков.

Славянское целительство. Оздоровительные методики наших предков

Почти каждому человеку известно, что в наше время очень популярны всяческие оздоровительные методики, базой которых составляют восточные психофизические практики. Тем не менее, в этих практиках часто используют не каждому понятные термины на иностранном языке, что не даёт понять причину заболевания, но и в некоторых случаях усугубляет её.  

Между тем, аналогичные психофизические практики были у наших предков. Мы же предлагаем вам ознакомиться с традиционной системой целительства у славян, которая включила в себя целый ряд мер, помогающий ставить диагноз, и излечивать болезни тела, и души. Данная система накапливалась веками и как нельзя лучше подходит к особенностям русского менталитета.

Системы народных методов лечения, несмотря на все достижения современной медицины существуют, существовали и будут существовать. На чем основывается эта уверенность? В первую очередь на традициях, передаваемых из поколения в поколение. Традиционные целебные практики прошли вековой контроль на свою пригодность к применению в повседневной жизни.

На суд читателя представлена работа, проделанная автором с 1994 года. В ее основе — знание народных методов, переданное автору по наследству, а также знания, хранившиеся в семьях его учеников, студентов Белорусского государственного педагогического университета и прослушавших его курс по традиционной физической культуре.

Народная медицина восточных славян основана на древних знаниях, которые были собраны и сохранены еще в языческие времена. Славянское язычество — это остатки древнейшей национальной религии славян. Ее истоки теряются в глубине веков, но обычно их относят ко времени существования общности арийских народов. Следовательно, к началу нашей эры эта религия уже насчитывала не одно тысячелетие своего существования. Такого длительного и полнокровного существования религии мы, пожалуй, не увидим ни в одном другом месте земного шара, кроме, возможно, Индии. При этом славянская магия до сих пор сохраняет установленные издревле законы и мировоззренческие основы жизни, привнося в современность культурные традиции, зародившиеся на заре истории.

Исторические, территориальные, религиозные события в жизни славянских народов привели к формированию трех основных восточно-славянских наций — русской, украинской, белорусской.

Это триединство не могло не отразиться на складывающейся системе эзотерических знаний восточных славян. Украинцы внесли в нее культуру половцев и хазар (тюркские племена), белорусы— литовско-балтийскую, русские — культуры финно-угорских племен с «великим окающим» наречием.

Вмешательство других культур не смогло заставить восточных славян забыть основу своей религии — язычество, и целительство как его составную часть. Магия была и остается одной из самых существенных частей славянского язычества, связанной с повседневными нуждами его приверженцев. Главная сфера действия магии — обряды, сконцентрированные вокруг домашнего очага. В ней собраны заговоры на долгую жизнь и здоровье, лечебные, против болезней и одержимости демонами, заговоры на процветание, искупительные, женские и т. п. Кроме заговоров, в славянскую магию входят гимны, которые исполнялись с магическими целями.

В жизни славянина ритуалы занимали стержневое положение. Им отводилась значительная часть годового временного цикла. Они втягивали в себя всю общину и решали жизненно важные задачи. С каждым столетием ритуалы становились все более сложными, громоздкими и запутанными, усложнялся и видоизменялся пантеон и т. п. Как следствие, появились люди, которые стали следить за сохранностью традиций. Волхвы, кошуны, чародеи обеспечивали милость языческих богов-идолов. Кудесники и сварожьи молельники уходили в леса в одиночку и там спасались молитвой и постом.

По сей день магико-мистгческую практику восточных славян сохраняют маги, колдуны, ведуны, знахари. Колдуны приносят людям зло не только с умыслом, но в определенные периоды и помимо воли — дыханием или взглядом. Колдовство достается «самохоццю», т. е. по собственной воле человека, но оно может быть дано и «нахраццю» — злою мыслью или случайно, ведь существует лихой час, когда молено вызвать все плохое, о чем только подумает человек. Наконец, колдовство дается и в связи с некоторыми профессиями: мельник, лесник, кузнец, коновал и другие легко могут сделаться колдунами. Колдуны и чародеи имеют великую силу. Только словами заклятья могут навести заочное наказание — и на определенного человека, и на семью, и на целое село; уничтожить хорошее дело.

Колдуны скрывают от своих клиентов методы лечения. Больному ставится определенное условие: чтоб никто ничего не знал. Вообще, тайна чародейных заговоров очень тяжелая. Все условия и обстоятельства чародейства, ворожбы, заклинаний никому не ведомы и передаются чародеем своему последователю только на пороге смерти. При этом считается, что если передача знаний происходит раньше срока, то теряется сила чародейства.

Знахари же, наоборот, никому вреда не делают, но исправляют то зло, которое наслал колдун, и лечат болезни у людей и животных. Знахарь — это часто человек серьезный, умный, рачительный хозяин, который ничего общего с чарами не имеет. Он знает свойства растений и других лекарств, умеет ставить диагноз, объяснять значение слов, предсказывать погоду и т. д. Все его заклятья — это молитвы, переплетенные множеством различных выражений, которые в большей мере непонятны.

Вопрос о сохранении знаний всегда остро стоял перед их носителями. Сколько секретов потеряно! Многие современные ученые до сих пор ищут секрет лака Страдивари, и, как и прежде, безуспешно. А все дело в том, что определенному носителю знаний в определенное время не попался на пути человек, готовый не только воспринять тайное, но и соответствовать строгим представлениям о нравственности, порядочности...

Для передачи знаний чародейства необходимо было пройти определенный тайный ритуал. Считалось, что во время этого ритуала человек входил в прямой контакт с богами и приобщался к высшим ценностям. Тайные знания касались отчасти народных праздников и обычаев, что позволяло получившему первичное посвящение через участие в традиционных обычаях и праздниках самому познавать тайные знания своего народа.

Тайное всегда становится явным. Данное утверждение ни в коем случае не относится к системам тайных знаний, которые существуют у каждого народа. Эти знания строго охраняются и передаются лишь после долгих и мучительных раздумий и переживаний о том, можно ли доверять их постороннему человеку. В чем же проблема? Почему так получается? Видимо, дело в том, что знания, накопленные народом, могли принести не только пользу, но и вред, если недостаточно подготовленный человек овладевал ими.

Тайной являлись и методы изготовления оберегов, защищающих наших предков от всевозможных бед. Современному человеку, не представляющему своей жизни без последних научных достижений, это может показаться смешным. Но тот же самый современный человек готов свернуть, если вдруг черная кошка перешла ему дорогу. Каждый из нас знает множество примет и поверий. Может, все-таки опыт поколений, на которых были проверены эти знания, перекрывает исследования и гипотезы современных ученых, пытающихся объяснить их с позиции современной науки?..

Еще один вопрос, который нельзя обойти вниманием, — это соотношение народных методов и взглядов на строение мира и на силы, которые в нем действуют, с христианской доктриной. Ведь христианство уже более тысячи лет официальная государственная религия славян.

По мнению многих, христианство привнесло положительные моменты в становление государственности славян. Оно, в первую очередь, было религией, необходимой для централизации власти в одних руках, но не очень- то заботилось об индивидууме, о его праве на свободу в мистическом опыте, который был характерен для предыдущей, языческой модели религии.

Христианству было чуждо обожествление сил природы, поэтому оно боролось с язычеством. Славянина, воспитанного на вере своих предков, власть заставляла принять новую веру. Эти обстоятельства требовали найти компромисс, и он был найден. К христианству отошел верхний мир славянского мироздания — мир Прави, где находились славянские боги, замененные христианскими святыми, угодниками и ангелами. Мир Яви, или мир людей, где протекала жизнь славянина, был поделен между христианскими традициями и традициями, сохранившимися со времен язычества. Мир Нави, или мир предков, — общение с покойниками, лечение, различные бытовые магические ритуалы, остался в полном владении языческих славянских обычаев, в которых пребывает и по сей день.

Название: Славянское целительство.Автор: Г.Э. АдамовичГод: 2005Издательство: «Невский проспект»Формат: PDFКоличество страниц: 68Качество: отличноеРазмер архива: 60.4mb

Ссылки для скачивания: Deposit File.com | Turbobit.net  

Похожие статьи:

История → Велесова книга

История → Русская вера!

История → Ведическая культура славян ариев

События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов

Боги, духи и существа → О тьме и хаосе в начале времен.

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

18) Медицина славянских племен и Древней Руси до XV в.

На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну. Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, цвета липы, листьев березы, коры ясеня, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, мышьяка, серебра, ртути, и других минералов.

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине. Лечцы-хирурги умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями .В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж. Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачевания.

19) Русская медицина в XIII-XV века

Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240–1480). Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 г. При монастыре было несколько больниц. По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X—XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств. Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания.. Смотри вопрос № 18.

20 Историческую роль воссоздания единого государства и освобождения от монголо-татарского ига взяла на себяМосковская Русь. Образование единого Российского государства выразилось в объединении территорий ранее независимых государств-княжеств в одно – Московское великое княжество. Кроме территориального прироста произошло изменение самого характера государственности, преобразование политической организации общества. От наследственной родовой вотчины система управления эволюционировала до централизованного государства. Основы могущества Москвы были заложены в правление князя Ивана Даниловича, имевшего прозвище Калита (денежный мешок). В конце XV в. был принят первый сборник законов централизованного государства – Судебник 1497 г.,положивший начало формированию общегосударственной системы права. Судебник регламентировал судебную деятельность, нормировал судебные сборы и пошлины, закреплял систему управления.

В этот период Русь представляла собой типичную раннефеодальную монархию. Высшими органами управления были великий князь, именовавший себя «государем всей Руси», и Боярская дума. Власть великого князя определялась заключенными договорами с князьями, боярами, церквями и ограничивалась их иммунитетными правами, которые впоследствии были сокращены, а затем и отменены. Несмотря на то что великий князь обладал большими правами в области законодательства, управления и суда, его власть значительно ограничивалась Боярской думой.

Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России — был основан около 1620 г. В первые годы своего существования он располагался на территории Московского Кремля .в каменном здании напротив Чудова монастыря . Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Выписывание лекарства и его приготовление были сопряже-_ны с большими строгостями. Предназначенное для дворца лекарство отве-дывалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его приготовившими, и, наконец, лицом, которому оно сдавалось для передачи «наверх». Предназначенные для царя «отборные врачебные средства» хранились в аптеке в особой комнате — «казенке» за печатью дьяка Аптекарского приказа. Аптекарский приказ не только управлял аптеками. Уже к середине XVII в. из придворного заведения он вырос в крупное общегосударственное учреждение, функции которого значительно расширились. В его ведение входило: приглашение на службу врачей (отечественных, а совместно с Посольским приказом и иноземных), контроль за их работой и ее оплатой, подготовка и распределение врачей по должностям, проверка «докторских сказок» (историй болезней), снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, собирание и хранение книг, руководство аптеками, аптекарскими огородами . и сбором лекарственного сырья. Военные события поставили перед Аптекарским при­казом еще одну проблему — создание медицинской службы в русской армии. В связи с этим дополнительные функции: назначение в войска лекарей и подлекарей, снабжение лекарствами полковых аптек, организация временных военных госпиталей, освиде­тельствование солдат о пригодности их к несению воен­ной службы. По распоряжению Аптекарского приказа в 1654 г. в русскую армию под Смоленск был направлен значи­тельный отряд русских лекарей: Савелий и Моисей Гав-риловы, Федор и Матвей Ивановы, Роман Лохавин, Максим и Артемий Прокофьевы, Артемий Азаров, Сер­гей Афанасьев и аптекарь Иван Михайлов. В Белгород в полк Соловьева посланы лекари Наум Осипов, Пер­вой Потапов, Сидор Григорьев, Федор Захаров, Иван Минин. В первой половине XVII в. все расходы Апте­карского приказа оплачивались из общей казны, а впо­следствии это учреждение имело собственный бюджет. Вертоград Прохладный

рукопись преимущественно XVII и нач. XVIII в. Это — лечебник, переведенный на русский яз. с польского в конце XVII в. Симеоном Половцевым для царевны Софии. Подробное заглавие: "Книга глаголемая Вертоград Прохладный, избранная от многих мудрецов о различных врачевских вещах ко здравию человекам пристоящих". Вертоград имелся в более или менее полных списках и был до нынешнего столетия настольной книгой не только знахарей, но и помещиков, занимавшихся домашним лечением

studfiles.net

Традиции лечения у древних славян

Древняя Русь имела развитую целительную традицию, в основе которой лежали заговоры и фитотерапия. В настоящее время сохранились старинные лечебники, целебники и травники, содержащие знания языческого периода русской истории. Древняя народная медицина представляла из себя знахарство и колдовство, которым владели волхвы, ведуны и целители. Ведуны пользовались заклинаниями, заговорами, наговорами. Они были основаны на вере в таинственные силы природы, олицетворенные в славянских божествах, таких как Перун, Хорс, Ярила и других.

Предки славян исповедовали анимистические («анима» — душа) представления о жизни человека, то есть идею реинкарнации.

После смерти душа уходила из тела и поднималась на небо, либо мытарствовала в околоземном пространстве. Большое значение уделялось силе рода. Кудесники и волхвы – люди, обладавшие тайным знанием и мудростью, были связующим звеном между людьми, богами и духами рода. Их заговоры, звучавшие как стихи, работали за счет своих уникальных вибраций, которые изгоняли болезни и недуги. Помимо заговоров, целители использовали в своей лечебной практике и методы непосредственного воздействия на физическое тело больного. Они спасали от вывихов, растяжений и ранений.

Популярным методом лечения были бани и водные процедуры, в которых использовалась своеобразная звуковая терапия, наподобие поющих чаш. Болезнь изгоняли, «выметая» веником из прутьев определенных растений. Также использовали заговоренную воду. Еще один способ исцеления был сострижение волос и ногтей, так как они являлись носителями информации болезни. Их уничтожали, сжигали или скармливали животным и птицам. Таким образом, болезнь покидала человека и переходила на животное.

В культуре древних славян отдельное место уделялось женщине. Она наделялась особой мистической, целительной силой. Поэтому неудивительно, что даже болезни носили женские имена: холера, оспа, лихорадка, простуда, трясуха и т.д.

Древние славяне рассматривали мир как совокупность и взаимодействие трех уровней: Прави, Яви и Нави. В человеке они проявлялись как дух, душа и тело. Исцеление подразумевало работу на всех трех планах. Так, методы Прави решали проблемы с недугами на уровне сознания. При отрицании законов Сварога, сильной эмоциональной вовлеченности в страсти бытия, попирании духовных ориентиров, человек теряет главное – гармонию со своим божественным началом. В итоге, это нарушает целостность слаженной работы всех трех начал, ослабляя Явь и Навь, и приводя к болезни. Система славянский знаний о здоровье говорит, что факторами, приводящими к болезни, являются семь Навей, которые нельзя терпеть. К ним относятся: боль, недостаток пищи и питья, недостаток сна, холод, отрицательные эмоции (особенно, обида) и естественная нужда. Помимо этого есть семь противоположных Навей – Явей, которым нельзя предаваться. Это наслаждение, избыток тепла, избыток сна, избыточное питье и еда, лесть и бесконтрольное следование своим естественным влечениям. Таким образом, методы Нави призывали славян сознательно ограничивать свои желания и душу. Они практиковали для этого ряд техник, направленных на восстановление энергетического баланса в теле посредством здорового питания, правильных физических нагрузок и бани. Методы Яви направлены на развитие тела и увеличение его энергетического потенциала.

Древние славяне имели стройную систему знаний о строении энергетических тел человека. Человек имел три царства сознания. Нижнее царство называлось Серебряным, его центром или «столом» был живот, там аккумулировалась вся жизненная сила. Среднее или Медное царство локализовывалось в сердце, там обитает сила нашей души и сердца. В древности ее называли Снага. Верхнее, или Золотое царство, располагалось в области чела или темечка. Это была обитель силы ума.

Традиции древних славян на многие годы были утеряны и забыты, но в настоящее время началось их возрождение. В ряде центов появилась славянская гимнастика и специалисты по славянской медицине, которые помогают нам вспоминать и обучаться культуре наших предков.

Автор статьи холистический медик И.М. Тютюник по материалам книги В. Мешалкина, Е. Баранцевича «Славянская гимнастика»

Взято здесь

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

polet-dushi.ru