Кастовая система древней индии. Варно-кастовая система Древней Индии Выполнила Масалова Ю Группа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социально-кастовое устройство древне индийского общества. Кастовая система древней индии


Кастовая система Индии

 

 

Мнения

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru

Общинно - кастовая система в Индии

В Индии существовали различные виды общин, но в ареале распространения более развитого общества сложился особый тип общины, не имеющий аналогий в других регионах мира. Эта сельская община была социально многослойной, в основе социальных различий лежал не столько имущественный признак (бедняки, середняки, богатые), сколько кастовый.

Индийское средневековое общество унаследовало от древности особый тип социальной организации основной массы населения — кастовую систему. В древней Индии сложился первичный вариант кастовых отношений — социальные ранги (варны), затем варновый строй трансформировался в систему каст (джати), представляющих собой общности людей, объединенных рядом признаков — родом наследственных занятий, этническим происхождением, особенностями верований, обычаями, и отличающихся от других своим социальным происхождением и эндогамной замкнутостью.

В основе кастового деления лежит общественное разделение труда: это, прежде всего разделение на труд производительный и разные виды непроизводительного труда, в том числе умственного. При дальнейшем развитии варново-кастовой системы все в большей степени действовали социальные факторы. Так, вовлекаемые в сферу цивилизованной жизни отсталые племена могли быть помещены в варново-кастовой системе, как правило, лишь на самый низкий социальный уровень — так называемых вневарновых, образующих наиболее многочисленные низкие и неприкасаемые касты, так как высшие ступени иерархии уже заняты группами, воспринимавшими отсталые племена в качестве варваров — людей ритуально нечистых, пригодных к использованию на самых тяжелых и грязных работах. Реальное же распределение по специальностям, профессиям зависело от конкретных исторических обстоятельств. Низкие касты часто обозначались по наиболее характерной для них профессии, но могли заниматься и некоторыми другими видами деятельности. Поскольку потребность в ремесленном труде и услужении в сельской общине, где практически только и могли найти себе пропитание представители низких каст, была ограниченной, то избыточная часть членов этих каст использовалась в земледелии. В тех случаях, когда отсталое племя, достигнув в процессе разложения первобытно-общинных отношений стадии военной демократии, выступало в роли завоевателя и начинало господствовать над каким-то анклавом цивилизованного общества, его кастовое обозначение принималось соответствующим занятому им в данном обществе социальному положению — часто такое племя признавалось кшатрийским, поскольку оно занимало место, которое обычно принадлежало воинам-кшатриям.

В разных исторических областях, различавшихся этническим составом населения, землевладельческие касты общинников назывались по-своему, но все вместе считались обычно относящимися к варне шудр. К важнейшим же в средние века стали относить касты, занимающиеся торговлей и ростовщичеством. Деление на варны в средние века, таким образом, приобрело искусственный, умозрительный характер. Это менее относится к брахманам, сохранившим относительное единство своей организации. Однако со временем и в среде брахманов появились некоторые обособившиеся эндогамные группы, т. е. касты.

Верхний слой общины составляли ее полноправные члены, принадлежавшие к господствующей в данной местности («доминирующей», как принято писать в специальных работах) касте. Эта группа людей владела обрабатываемой землей и угодьями, держала в своих руках всю хозяйственную и общественную жизнь в общине, создавала органы общинного управления, платила налоги и подати государству или частному феодалу. Обычно полноправные общинники были родственниками, но поскольку их большие и малые семьи вели хозяйство самостоятельно, отношения между ними были имущественными, т. е. преобладали не родственные связи, а соседские. Полноправные общинники, собственно говоря, и составляли привычную, наиболее известную по своей организации общину, но хозяйственный и социальный механизм индийской общины включал как свою неотъемлемую часть обслуживающих полноправных общинников подчиненные им группы людей из низких и неприкасаемых каст. Прежде всего, это были ремесленники и слуги, состоявшие как бы на постоянной службе в общине. Среди ремесленников обязательно были плотник, кузнец, кожевник, гончар. Среди слуг необходимы были стиралыцик одежды (эту работу выполняли мужчины), цирюльник, уборщик. Обслуживающий персонал общины часто включал также сторожа, выполнявшего иногда и полицейские функции.

Ремесленники и слуги полностью были на содержании у общины. Размер содержания зависел главным образом от кастовой принадлежности ремесленника или общинного слуги. В каждой местности занятие определенным видом деятельности всегда было закреплено за известными кастами и лишь в отдельных случаях возможно было совмещение профессий. Со временем установились нормы обеспечения общинников необходимыми для ведения хозяйства и поддержания принятого образа жизни ремесленными изделиями и услугами, а также нормы обеспечения сельскохозяйственными продуктами самих ремесленников и слуг. Таким образом, возникла внутриобщинная система натурального обмена видами деятельности — система джаджмани. Она охватывала именно те виды услуг и ремесленной деятельности, которые были совершенно необходимы для жизни общины. В этом смысле индийская община приобрела большую независимость от внешнего мира, поскольку все основные потребности ее членов удовлетворялись вне сферы товарно-денежных отношений.

Система джаджмани имела не только экономический смысл, но была также призвана обеспечить поддержание определенного образа жизни, присущего господствующей в общине касте. Члены этих доминирующих каст просто не могли в быту обойтись без помощи людей из низких и неприкасаемых каст. Они не могли прикоснуться к трупу околевшей коровы, так как прикосновение к падали считалось тяжким ритуальным осквернением, и здесь нельзя было обойтись без помощи кожевника (но продукты труда этого неприкасаемого, как и всех прочих неприкасаемых, кроме приготовленной ими пищи, считались чистыми). Поддерживать чистоту в деревне мог только другой неприкасаемый — подметальщик. Общинники не могли сами бриться и стирать одежду — это считалось недостойным. Без помощи неприкасаемых высококастовый индиец не мог совершить похоронный обряд — почти все процедуры с покойником и церемонии, кроме молитв, осуществляли неприкасаемые. На свадьбах, праздниках неприкасаемые были музыкантами, оказывали разную помощь. Полноправные общинники не всегда занимались земледельческим трудом (чаще всего это бывало, когда они принадлежали к военной или брахманской касте). Тогда они целиком жили за счет труда арендаторов своей земли, частично или полностью вели хозяйство руками низкокастовых наемных работников и рабов.

Это была бесправная аренда, когда участок земли предоставлялся арендатору на очень короткий срок (1—3 года), да и то работник мог быть согнан в любой момент по произволу хозяина; арендная плата составляла не менее половины урожая, а нередко охватывала большую часть урожая. Таким арендаторам часто приходилось обращаться к хозяину земли за помощью, так как из-за бедности у низкокастовых то не хватало орудий труда, то не было быков для пахоты, то не оставалось посевного зерна. За все это дополнительно увеличивалась арендная плата. На какой-то грани становится трудно отличать подобного экономически несамостоятельного арендатора, не имеющего своего хозяйства, от наемного работника. Однако в целом и бесправных арендаторов следует рассматривать как феодально-эксплуатируемых крестьян.

Полноправные общинники, являвшиеся непосредственными производителями-земледельцами, привилегированные арендаторы из членов тех же высоких каст, что и полноправные общинники, другие арендаторы, по большей части бесправные, из числа низкокастовых и неприкасаемых составляли вместе класс феодально-эксплуатируемого крестьянства. Характерной чертой класса феодально-зависимого крестьянства в Индии была его социальная неоднородность. Непреодолимая кастовая отчужденность отделяла высокие и низкие касты. Крестьянство из высоких каст также было неоднородным вследствие существования внутрикастовых различий. Представители высоких каст, даже будучи сами тружениками, одновременно выступали в качестве эксплуататоров низких и неприкасаемых каст. Поэтому представители разных категорий класса феодально-зависимого крестьянства не ощущали общности своих интересов, т. е. не осознавали себя классом.

Особую прослойку тружеников индийской деревни составляли наемные работники докапиталистического типа, являвшиеся в подавляющем большинстве представителями низких и неприкасаемых каст. После арендаторов это была вторая по численности прослойка непосредственных производителей, зависимых от полноправных общинников. Нередко эти работники были связаны отношениями личной зависимости с определенным хозяином и обязаны были работать на него — это напоминает крепостную зависимость. Ученые иногда приравнивают их положение к рабскому, и в этом немало правды, так как и те и другие принадлежали к низким и неприкасаемым кастам и вследствие своего социального статуса подвергались одинаковому обращению, однако наемные работники, помимо пищи в период работы, видимо, такой же, какую хозяин давал рабам, получали долю от урожая (1/10 в древности и в раннее средневековье; около 1/20 — к концу средних веков).

По мере формирования и укрепления индийской сельской общины и общинно-кастовой системы в целом порабощение представителей высоких каст становилось все более редким явлением, воспринимавшимся как нарушение кастового статуса. К началу нашей эры шудры, вайшьи, брахманы и кшатрии считались уже людьми, по самой природе своей предназначенными быть свободными, а вневарновые («варвары») — представители низких и неприкасаемых каст и отсталых племен, напротив, рассматривались как предназначенные по природе своей к участи рабов. Это, конечно, не означало, что все лица этой категории становились рабами (таковых было меньшинство), но в них видели как бы потенциальных рабов. В средние века рабы же из членов низких и неприкасаемых каст продолжали быть заметной социальной прослойкой в индийской деревне. Как и в древности, они существовали, получая скудную еду от хозяина и выполняя в основном подсобные работы; раб мог быть занят и на полевых работах, его жена ухаживала за скотиной, выполняла разные работы на подворье и по дому. Раз в год хозяин давал им по куску ткани на набедренную повязку мужчине и на сари женщине. Семья раба жила обычно в хижине близ усадьбы господина и имела право владеть небольшим имуществом.

Итак, внутриобщинные производственные отношения и формы эксплуатации непосредственных производителей отличались сложностью и не могут быть определены как чисто феодальные. Средневековое общество Индии может быть названо феодальным постольку, поскольку удельный вес феодальных производственных отношений в общей экономической системе был существенно выше иных производственных отношений, не типичных для феодализма.



biofile.ru

Варно-кастовая структура индийского социума – мировой феномен

Человеческое общество с древних времен было разделено на социальные группы, однако ни в одном регионе мира, помимо Индостана, социальная градация общества не проявлялась так сильно. Тому способствовала уникальная религия и особые исторические условия, которые сложились на территории Индии в середине второго тысячелетия до нашей эры.

 

Появление варн

Когда примерно 1700-1500 гг. до н. э. древние арии вторглись в Индию, их общество уже разделялось на три варны: брахманов – священнослужителей, кшатриев – воинов, и вайшьев – свободные земледельцы, скотоводы и ремесленники и торговцы.

В этот период три социальные группы (варны) еще не были замкнутыми, выдающиеся личности еще при жизни, могли перемещаться из смежной группы в иную и также допускались межварновые браки. В этот древнейший период была составлена Ригведа, в которой был записан интересный индоевропейский миф о появлении человека. Из головы первого человека по имени Пуруша, родились брахманы, из рук, воины, из бедер, вайшьи. В Ригведе упомянута и четвертая варна шудры, слуги трех высших варн. Упомянуты были также изгои (парии) не входящие ни в одну из варн. Появление четвертой варны и неприкасаемых явилась решающим фактором цементации древней варновой системы индоариев.

 

Ариями были завоеваны и колонизированы огромные густонаселенные по меркам древнего мира пространства Северной Индии. Чтобы немногочисленным захватчикам не раствориться в среде неарийского дравидийского населения. Ариям пришлось зацементировать свою социальную систему и включить в нее инородных представителей.

Как считают историки, шудрами стали покоренные неарийские народы. Неприкасаемыми были объявлены, непримиримые вражеские племена из дравидов.

 

Структура основных варн

Варновая система была, окончательно сложена на рубеже нашей эры, и описана в Ману Смрити (Законы Ману). В данном источнике была описана классическая схема, появления четырех варн, только вместе первочеловека, демиургом был описан уже верховный бог Брахма. Таким образом, в начале первого тысячелетия нашей эры, индуизм стал связывающим раствором укрепившим древнюю варновую систему. В этот период окончательно утверждается варновая эндогамия, браки допускались только в середине варн. Межварновые переходы почти полностью прекращаются.

Хоть еще в четвертом веке до нашей эры во времена индийского похода Александра Македонского, вайшьи и шудры, относительно легко могли переходить у варну кшатриев, для этого требовалось на войне убить врага. Также были случаи когда, представители царских династий становились брахманами.

 

По законам Ману, однако, допускалось для кшатриев мужчин брать себе в жены женщин из низшей касты. В то-же время женщинам строжайше запрещалось выходить замуж за представителей низших каст. Вдовам вообще запрещалось выходить повторно замуж. Такой запрет имел целью не допустить ассимиляции арийцев местным населением Индии. Для этой цели первые три варны потомки ариев, были объявлены дваждырожденными.

Мальчики из высших варн в 8-12 лет проходили особую ритуальную инициацию, и становись полноправными членами, своих варн. В это время появляются строгие пищевые табу на прием пищи, приготовленной вне своей варны, за исключением брахманов. Пищу приготовленную брахманами могли принимать все варны. Переход из одной варны в другую мог произойти по утверждениям брахманов, только после смерти человека в результате переселения душ.

 

Появление неприкасаемых и цыган

В настоящее время в Индии, от 18 до 20% населения являются неприкасаемыми. До двадцатого века парии были полностью бесправны, им запрещалось посещать храмы, голосовать на выборах. В двадцатом веке неприкасаемые получили политические и религиозные права. С руки Махатмы Ганди парии получили другое название хариджаны.

Изначально хариджаны выполняли самую нечистую работу, связанную с забоем скота, уборкой нечистот. Париями были и дхоби прачки, однако со временем дхоби поднялись у варну шудр. До сих пор в Индии, особенно среди сельской местности, к неприкасаемым относятся предвзято, считается, что не только прикосновение, но и взгляд на неприкасаемого может принести несчастье, по этой причине, неприкасаемых, почти не снимают в индийских фильмах.

 

Считается, что одной из каст неприкасаемых древней Индии, был народ ром (дом), известных ныне под именем цыгане. По причине гонений цыгане, в несколько волн, начинают с 6 веке нашей еры миграции из Северной Индии.

В 9 веке цыгане прикочевывают в Византии, где часть из них принимает христианство и после под натиском турков, в 15 веке цыгане из Византии, расходятся по всей Европе. Стоит отметить, что цыгане изначально выходцы из Центральной Индии, сильно смешались с арийцами. По всей видимости, среди арийцев существовала определенная оппозиция варновой системе.

Скорее всего, за серьезные и систематические нарушения варно-кастовых запретов, народ ромов и был изгнан брахманами из Индии.

 

Современная кастовая система Индии

Варновая система Индии к моменту прихода португальцев эволюционировала в кастовую структуру. Каста, буквальный перевод с португальского «чистая порода». По хинди социально-профессиональная группа именуется джати. Согласно данным 1931 года, в Индии насчитывалось около 3 тысяч каст.

 

В современный период кастовое угнетение во многом осталось в прошлом. По конституции Индии запрещена любая дискриминация человека по кастам. В крупных городах Индостана касты практически исчезли, хоть в сельской местности продолжают существовать.

В Индии происходят интересные социальные процессы, перехода социальных групп людей из неприкасаемых в шудр в высшие касты. Однако должно пройти еще несколько столетий чтобы, такой феномен, как индийская кастовая система окончательно исчезла.

indiya-land.ru

Социально-кастовое устройство древне индийского общества

Первые источники датируются 3-им тысячелетием до нашей эры. Более существенные изменения в обществе и выработки основных признаков культуры происходит во втором тысячелетии до нашей эры. Важнейшим фактором этих изменений стало вторжение на территорию Индии со стороны Пакистана индоарийские племена. Эти племена считались пра европейскими, они имели свою культуру. Эти народы внешне отличались от исконного населения, по своему развитию они явно опережали местное население, хотя нельзя сказать, что у жителей индийского региона до вторжения арийцев не было культуры - они имели уже свою письменность, у них были развиты формы искусства, но индоарийцы пришли со своим разработанным сводом знаний о мире. Их мифологическая система была хорошо упорядочена, приведена в систему. Индоарийцы выступили инициаторами целого ряда социальных и культурных изменений. Известно, что именно индоарийцы выступили создателями индуизма, религии, которая возникла еще во втором тысячелетии до нашей эры и до сих пор имеет глубокие традиции. Индоарийцы стали инициаторами первых литературных памятников.

Из-того, что в Индии возникло столкновение разных этносов, разных культур, фактически по инициативе индоарийцев, культура индийского общества стала развиваться по кастовому принципу.

Каста - это большая группа людей, объединенных большим рядом признаков - близким социальным происхождением.

• Люди в одной касте имеют примерно одинаковое социальное положение, оно выражается примерно в одинаковом социальном достатке, примерно в одинаковых социально-политических возможностях.

• Внутри касты люди говорят на одном языке или на каком-то диалекте. Языковая общность внутри касты.

• Внутри одной касты люди исповедуют одну религию. Учитывая, что в Индии было многообразие сект, направлений религиозных, внутри касты такое разнообразие не приветствовалось, у них должна быть выработана единая религиозная система.

• Внутри касты складывались определенного рода профессиональные обязанности.

• Внутри касты формировались этические и эстетические нормы.

 

Если сравнить касту с классом или с сословием, то мы увидим принципиальные различия:

1. Каста объединяет людей не только по имущественным признакам, политическим, но еще по целому спектру культурных характеристик. Культурные характеристики внутри касты очень важны - это язык, этические нормы, религия. Совокупность культурных характеристик, которые внутри касты едины. При классовом делении это выглядит иначе. Представители одного и того же класса могут исповедать разные религии, могут придерживаться разных эстетических вкусов и взглядов, внутри касты это было невозможно.

2. Классовая структура общества предполагает некую подвижность, движение. Люди могут переходить из одного класса в другой. При кастовом делении это невозможно. Каста является социальной формой, в которой человек остается от рождения до самой смерти и не при каких обстоятельствах в другую касту он перейти не может (при жизни). Невозможность перехода означала целый ряд законов, которые в Индии утверждались:

• Нельзя было поменять профессию

• Браки совершались внутри касты

Нарушения:

Если человек нарушал кастовый закон, то он был наказан. Ребенок, рожденный от союза мужчины и женщины из разных каст, оказывался исключенным из кастовой системы. Преступник за серьезные преступления. Этот человек имел плачевное положение.

 

В древней Индии люди полагали, что кастовая система очень справедливая. Кастовую систему не меняли в течении нескольких тысяч лет. Долгое время кастовая система сохранялась, при том, что она выглядит как закрытая и ограниченная, не дающая возможности развиваться человеку. Но в обществе считали, что именно эта система максимально подходит тем представлениям, которые в Индии существуют. Эту систему никто не собирался реформировать и разрушать по целому ряду причин и главная причина заключалась в том, что ее воспринимали не как систему социального договора, ее нельзя пересматривать, потому что она являлась результатом некого мифологического порядка. Кастовую систему причислили к разряду явлений, которые свидетельствуют о космическом порядке, соответственно создана не людьми, а богами для того, чтобы была гармония в мире. По легенде кастовую систему создавал бог Брахма. Бог Брахма в индийской мифологии является создателем космоса, создателем мира. Именно он, испив особого напитка - сома ощутил в себе творца. Создав все объекты на земле, он принялся за творение человека. И по легенде бог Брахма создавал людей из собственных частей тела. Первые 4 касты, которые были созданы в Индии являлись фундаментом индийского общества и они определяют понимание того как общество устроено, к каким целям общество должно стремиться. Варны- это источники, из которых касты появлялись. Из каждой варны появлялось несколько каст.

Касты:

1. Первые касты - высшая каста получила имя от бога Брахма - брахманы назывались люди этой касты. Это были самые уважаемые люди в обществе. Люди, которые не обладали властью, не имели денег, но при этом это была высшая каста. Брахманы были максимально приближены к богам, это были жрецы, носители священного знания. Именно потому что они были максимально приближены к богам, они имели самый высокий статус в обществе. Брахманы не должны были обладать ни властью, ни материальными ценностями. Если они начнут думать о богатстве, они пренебрегают теми нормами, которые этой касте свойственны, не справляются своими обязанностями. Их жизненное назначение заключается в том, чтобы сохранять священное знание, которые нужно нести людям. Общество должно обеспечить брахманам все самое необходимое для их существования. Брахманы создали учение, согласно которому им не много было нужно, они были ориентированы на духовную жизнь, а не на практическую.

2. Кшатрии- люди, наделенные властью, имеющие богатства, правители. К этой касте относились короли, военачальники, индийская знать. По отношению к этой касте была использована форма обращения- роджа- это человек, наделенный властью. Они обладали властью над другими людьми. В обществе это воспринималось как необходимость, без которой гармонии в мире не будет.

3. Самая многочисленная каста, из нее появилось очень много каст. Вайшьи- каста рабочих людей- крестьяне, ремесленники, торговцы, люди, которые физическим трудом зарабатывали себе средства для жизни. Варна свободных общинников- в Индии было принято объединяться в трудовые общины, ими было легче выживать.

По легенде все три касты произошли из определенных частей тела, брахманы были устами бога Брахмы, поэтому они должны были заниматься только проповедями. Кшатрии были созданы из рук бога, поэтому они должны были руководить. Вайшьи были созданы из бедер, таким образом были рабочей костью.

4. Люди несвободные, принадлежавших от рождения кому-то- рабы. Люди, которые выполняли самую тяжелую работу в обществе. Шудры- были созданы из ступней бога. Считалось, что это самая грязная часть тела. В Индии долгое время существовала традиции, согласно которой, шудры носили колокольчики на ногах, чтобы предупреждать встречающихся людей, что перед ними шудры. Они были помечены как каста грязная и бесправная. Когда шудры оставались без хозяина их забирал любой свободный хозяин. Сам шудр был обязан искать хозяина. Первые три касты имели право исповедовать индуизм, а для людей того времени это был важный факт, потому что проходили они обряд посвящения и получали второе рождение, оно означало рождение богами. У шудр этого обряда не было, они не имели права исповедовать религии, слушать проповеди. Боги не заботились о шудрах, они были предоставлены сами себе.

Самое тяжелое положение в обществе было у тех, кто был исключен из касты. Их презирали даже шудры.

 

Почему людей устраивало деление на касты:

В основе кастовой системы лежат универсальные представления о жизни и смерти человека. Согласно индийской философии, человек состоит из двух субстанций. 1- практики- телесная, человек получает при рождении тело, но эта субстанция временная, часто болеющая, не заслуживала особого внимания, поскольку она разрушается. 2- атман- духовная, сгусток энергии. Человек при рождении получает энергию и после того как человек умирает, его душа переселяется в другого человека. Такой процесс носит название реинкарнация. Это обязательно произойдет, но в какое именно тело энергия перенесется- вопрос спорный. При перерождении нужно, чтобы энергия улучшила человека, это касалось и кастового положения. Он после реинкарнации должен был подняться на одну касту выше. Регулировался этот процесс тем, что для каждого индуса совершенно ясны были понятия: 1 дыхарма- свод правил, законов, нравственных положений, норм, которых должен придерживаться человек при жизни. Те законы, которые разработаны для каждой касты. 2 - карма - закон воздаяния. В Индии карма - это не судьба. Ты получаешь ту судьбу, которую заработал в предыдущей жизни. Отношения к судьбе в Индии было иным, ты должен смириться и согласиться с ней. Процесс реинкарнации имеет стадии- сансары. У каждого сгустка энергии заложено определенное количество перевоплощений. Жрецы вычислили круг сансары и выяснили какую по счету человек проживает жизнь. Для человека сансары- это данность, с которой он соглашается, но была возможность прервать досрочно. И сделать это можно двумя способами: когда будет полностью пройден круг сансары или когда человек достигает нирваны- особое состояние, которое свидетельствует о преодолении телесной зависимости, от практических потребностей человека, когда энергия освобождены от практических оков и человек легко переносит энергию в мир вечности.

 

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Кастовая система Индии | Этнография

Этнография | Кастовая система Индии

Кастовая система Индии

Индолог Антон Зыков о варновом делении, наследии британского владычества и неприкасаемых в современной Индии

Долгое время доминирующим являлось представление, что по крайней мере в ведическую эпоху индийское общество делилось на четыре сословия, именуемые варнами, принадлежность к каждой из которых была связана с профессиональной деятельностью. Вне варнового деления находились так называемые неприкасаемые. В последующем внутри варн образовались более мелкие иерархические сообщества — касты, которые включали также этническую и территориальную характеристику, принадлежность к определенному клану. В современной Индии до сих пор действует варно-кастовая система, в сильной степени детерминирующая положение человека в обществе, однако этот социальный институт с каждым годом модифицируется, частично теряя свое историческое значение.

Варны

Понятие «варна» впервые встречается в Ригведе. Ригведа, или «Веда гимнов», — это один из четырех главных и древнейших религиозных индийских текстов. Она составлена на ведическом санскрите и относится примерно ко II тысячелетию до нашей эры. В десятой мандале Ригведы (10.90) содержится гимн о жертвоприношении первочеловека Пуруши. Согласно гимну, Пуруша-сукте, боги бросают Пурушу на жертвенный костер, поливают маслом и расчленяют, каждая часть его тела становится своеобразной метафорой для определенного социального общественного класса — определенной варной. Рот Пуруши стал брахманами, то есть жрецами, руки — кшатриями, то есть воинами, бедра — вайшьями (земледельцами и ремесленниками), а ноги — шудрами, то есть слугами. О неприкасаемых в Пуруша-сукте не упоминается, и, таким образом, они стоят вне варнового деления

Варновое деление в Индии (quora.com)

На основе этого гимна европейские ученые, изучавшие санскритские тексты в конце XVIII — начале XIX века, пришли к выводу о том, что таким образом структурировано индийское общество. Оставался вопрос: почему оно структурировано именно так? На санскрите слово varṇa означает «цвет», и ученые-ориенталисты решили, что под «цветом» имеется в виду цвет кожи, экстраполировав на индийское общество современные им социальные реалии колониализма. Так, брахманы, стоящие во главе этой социальной пирамиды, должны иметь самую светлую кожу, а остальные сословия, соответственно, быть темнее.

Такую теорию долгое время подкрепляла теория арийского вторжения в Индию и превосходства ариев над предшествовавшей им протоарийской цивилизацией. Согласно этой теории арии («ария» на санскрите означает «благородный», с ними ассоциировались представители белой расы) подчинили себе автохтонное темнокожее население и поднялись на более высокую социальную ступень, закрепив это разделение посредством иерархии варн. Археологические исследования опровергли теорию арийского завоевания. Сейчас мы знаем, что Индская цивилизация (или цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро) действительно погибла неестественным путем, но, скорее всего, в результате природного катаклизма.

Кроме того, слово «варна» означает, скорее всего, не цвет кожи, но связь между разными общественными слоями и определенным цветом. Например, до современной Индии дошла связь брахманов и оранжевого цвета, что отражено в их шафрановых одеждах.

Эволюция варновой системы

Ряд ученых-лингвистов уже XX века, такие, например, как Жорж Дюмезиль и Эмиль Бенвенист, полагали, что еще протоиндоарийская общность, до того как она разделилась на индийскую и иранскую ветви, заключала трехступенчатое общественное разделение. В тексте Ясны, одной из составляющих зороастрийской священной книги Авесты, язык которой родственен санскриту, также говорится о трехступенчатой иерархии, где во главе стоят атраваны (в сегодняшней индийской традиции аторнаны) — священники, ратэштары — воины, вастрия-фшуянты — пастухи-скотоводы и земледельцы. В другом отрывке Ясны (19.17) к ним добавляется четвертый социальный класс — хуитиш (ремесленники). Таким образом, система социальных страт становится идентичной той, что мы наблюдали в Ригведе. Мы не можем, однако, точно сказать, насколько реальную роль это разделение играло во II тысячелетии до нашей эры. Некоторые ученые предполагают, что это социальное профессиональное деление было в большой степени условным и люди могли свободно переходить из одной части общества в другую. Человек становился представителем того или иного социального класса, после того как выбирал свою профессию. К тому же гимн о сверхчеловеке Пуруше является относительно более поздним включением в Ригведу

В брахманическую эпоху происходит, как предполагается, более жесткое закрепление социального положения различных слоев населения. В позднейших текстах, например в Ману-смрити (Законах Ману), созданных приблизительно на рубеже нашей эры, социальная иерархия предстает менее гибкой. Аналогичное Пуруша-сукте аллегорическое описание социальных классов как частей тела мы находим в еще одном зороастрийском тексте — созданном на среднеперсидском языке в X веке «Денкарде».

Если перенестись в эпоху становления и расцвета Великих Моголов, то есть в XVI — начало XVIII века, социальная структура этого государства представляется более мобильной. Во главе империи стоял император, которого окружает армия и ближайшие подвижники, его двор, или дарбар. Столица постоянно менялась, император вместе со своим дарбаром переезжал с места на место, ко двору стекались разные люди: афганцы, пуштуны, тамилы, узбеки, раджпуты, кто угодно. Они получали то или иное место в социальной иерархии в зависимости от собственных военных заслуг, а не только по причине своего происхождения.

Британская Индия

В XVII веке через Ост-Индскую компанию началась британская колонизация Индии. Англичане не пытались изменить социальную структуру индийского общества, их в первый период своей экспансии интересовала только торговая прибыль. Впоследствии, однако, когда под фактическое управление компании подпадали все бо́льшие территории, чиновники были озабочены успешным административным контролем налогов, а также изучением того, как организовано индийское общество и «естественные законы» его управления. Для этого первым генерал-губернатором Индии Уорреном Гастингсом были наняты несколько бенгальских брахманов, которые, разумеется, продиктовали ему законы, закрепляющие доминирование высших каст в социальной иерархии. С другой стороны, чтобы структурировать налогообложение, нужно было сделать так, чтобы люди стали менее мобильны, реже перемещались между разными областями и провинциями. А что могло обеспечить их закрепление на земле? Только помещение их в определенные социально-экономические общности. Англичане начали проводить переписи, где также указывалась кастовая принадлежность, таким образом она закреплялась за каждым на законодательном уровне. И последним фактором стало развитие крупных промышленных центров, таких как Бомбей, где формировались кластеры проживания отдельных каст. Таким образом, в период правления ОИК кастовая структура индийского общества приобрела более жесткие очертания, что заставило ряд исследователей, таких как Никлас Деркс, говорить о касте в том виде, в котором они существуют сегодня, как о социальном конструкте колониализма

После довольно кровавого Сипайского восстания 1857 года, которое в индийской историографии иногда называется Первой войной за независимость, королева издала манифест о закрытии Ост-Индской компании и присоединении Индии к Британской империи. В том же манифесте колониальные власти, боясь повторения волнений, давали обещание не вмешиваться во внутренний порядок управления страной, касающихся ее социальных традиций и норм, что также способствовало дальнейшему укреплению кастовой системы.

Касты

Таким образом, более сбалансированным представляется мнение Сюзан Бэйли, которая доказывает, что, хотя варно-кастовая структура общества в нынешнем виде и является в значительной степени продуктом британского колониального наследия, сами касты как единицы социальной иерархии в Индии не взялись просто так «из воздуха». Представление середины ХХ века о тотальной иерархичности индийского общества и о касте как основном структурообразующем его элементе, что лучше всего описано в работе «Homo Hierarchicus» Луи Дюмона, также считается несбалансированным

Важно заметить, что существует разница между понятиями «варна» и «каста» (слово, заимствованное из португальского), или «джати». «Джати» означает более мелкую иерархическую общность, которая предполагает не только профессиональную, но и этническую и территориальную характеристики, а также принадлежность к определенному клану. Если вы брахман из Махараштры, это не значит, что вы будете придерживаться таких же ритуалов, как и брахман из Кашмира. Есть некие общенациональные ритуалы, например подвязывание брахманского шнура, однако в большей степени ритуалы каст (принятие пищи, брак) определяются на уровне маленькой общности.

Варны, которые, как предполагается, представляли собой профессиональные сообщества, в современной Индии практически не играют этой роли, за исключением, пожалуй, жрецов-пуджари, которыми становятся брахманы. Случается, что представители некоторых каст не знают, к какой варне они принадлежат. Постоянно происходит смена положения в социально-экономической иерархии. Когда Индия стала независимой от Британской империи в 1947 году и выборы начали проходить на основе равного прямого голосования, начал меняться баланс власти в разных штатах в пользу тех или иных варно-кастовых общностей. В 1990-е годы произошло дробление партийной системы (после долгого и почти безраздельного периода нахождения у власти Индийского национального конгресса), были созданы многие политические партии, которые в своей основе имеют варно-кастовые связи. Например, в крупнейшем по населению штате Уттар-Прадеш постоянно сменяют друг друга у власти Социалистическая партия, опирающаяся на крестьянскую касту ядавов, которые тем не менее полагают себя кшатриями, и Бахуджан самадж парти, провозглашающая отстаивание интересов неприкасаемых. Неважно даже, какие социально-экономические лозунги выдвигаются, они просто отвечают интересам своей общности.

Сейчас на территории Индии существует несколько тысяч каст, и их иерархические отношения нельзя назвать стабильными. В штате Андхра-Прадеш, например, шудры более богаты, чем брахманы.

Кастовые ограничения

Более 90% браков в Индии происходит внутри кастовой общности. Как правило, индийцы по кастовому имени определяют, к какой касте принадлежит тот или иной человек. Например, человек может жить в Мумбаи, но он знает, что исторически происходит из Патиалы или Джайпура, тогда его родители ищут жениха или невесту именно оттуда. Это происходит через матримониальные агентства и семейные связи. Конечно, сейчас все бо́льшую роль играет социально-экономическое положение. У завидного жениха должна быть Green Card или American work permit, однако варно-кастовая связь также очень важна.

Существуют две социальные прослойки, представители которых не так строго соблюдают варно-кастовые матримониальные традиции. Это высшая страта общества. Например, семья Ганди-Неру, которая долгое время находилась у власти в Индии. Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру был брахманом, чьи предки происходили из Аллахабада, из очень высокой касты в брахманской иерархии. Тем не менее его дочь Индира Ганди вышла замуж за зороастрийца (парса), что вызвало большой скандал. И вторая прослойка, которая может позволить себе нарушить варно-кастовые запреты, — это самые низшие слои населения, неприкасаемые.

Неприкасаемые

Неприкасаемые стоят вне варнового деления, однако сами, как отмечает Марика Вазиани, имеют кастовую структуру. Исторически существует четыре признака неприкасаемости. Во-первых, отсутствие общего потребления пищи. Еда, потребляемая неприкасаемыми, носит «грязный» характер для представителей более высоких каст. Во-вторых, отсутствие доступа к источникам воды. В-третьих, отсутствие у неприкасаемых доступа к культовым учреждениям, храмам, где совершают обряды высшие касты. В-четвертых, отсутствие матримониальных связей между неприкасаемыми и чистыми кастами. В полной мере такого рода стигматизация неприкасаемых практикуется примерно третью населения.

До сих пор до конца не ясен процесс возникновения феномена неприкасаемости. Исследователи-ориенталисты считали, что неприкасаемые были представителями иного этноса, расы, возможно, теми, кто влился в арийское общество после конца Индской цивилизации. Потом возникла гипотеза, согласно которой неприкасаемыми стали те профессиональные группы, деятельность которых по религиозным причинам стала иметь «грязный» характер. Есть отличная, даже на какой-то период запрещенная в Индии книга «Священная корова» Двиджендры Дха, где описывается эволюция сакрализации коровы. В ранних индийских текстах мы видим описания жертвоприношений коров, а позже коровы становятся священными животными. Люди, которые раньше занимались забоем скота, отделкой коровьих шкур и так далее, стали неприкасаемыми из-за процесса сакрализации образа коровы.

Неприкасаемость в современной Индии

В современной Индии неприкасаемость в большей степени практикуется в деревнях, где, как уже говорилось, ее в полной мере соблюдает примерно треть населения. Еще в начале XX века такая практика была сильно укоренена. Например, в одной из деревень Андхра-Прадеш неприкасаемые должны были пересекать улицы, привязывая к поясу пальмовые листья, чтобы заметать свои следы. Представители высших каст не могли наступать на следы неприкасаемых.

В 1930-е годы англичане изменили политику невмешательства и начали процесс позитивной дискриминации. Они установили процент той части населения, которая принадлежит к социально-отсталым слоям общества, и ввели резервированные места в создаваемых в Индии представительных органах, в частности, для далитов (досл. «угнетенных» — этим заимствованным из маратхи термином принято политкорректно называть неприкасаемых сегодня). Сегодня такая практика принята на законодательном уровне для трех групп населения. Это так называемые «списочные касты» (далиты или собственно неприкасаемые), «списочные племена», также «другие отсталые классы». Однако чаще всего все эти три группы сейчас можно определить как «неприкасаемые», признавая их особый статус в обществе. Они составляют более трети жителей современной Индии. Резервация мест создает непростую ситуацию, так как кастеизм был запрещен еще в Конституции 1950 года. Кстати, основным ее автором был министр юстиции Бхимрао Рамджи Амбедкар, который сам был из махараштрийской касты метельщиков-махаров, то есть сам был неприкасаемым. В некоторых штатах процент резервации уже превышает конституционную планку в 50%. Наиболее ожесточенная дискуссия в индийском обществе ведется по поводу занимающих наиболее низкую социальную позицию каст, занимающихся ручной очисткой выгребных ям и подвергающихся наиболее сильной кастовой дискриминации.

Антон Зыков

Источник:

www.rgo-sib.ru

Варно-кастовая система Древней Индии Выполнила Масалова Ю Группа

Варно-кастовая система Древней Индии. Выполнила: Масалова Ю. Группа: 1. 4 -12

n Веды – священные книги древних арийцев. . Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства.

n Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. Статус этих групп закреплялся авторитетом религии.

n n В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны: брахманы - члены жреческих родов; кшатрии - военная аристократия; вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники; шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

n По наиболее распространенной богословской версии, творец всего сущего – бог Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев – из рук, вайшьев – из бедер и шудр – из ступней.

Брахманы. n Брахманы выполняли жреческие функции, знали священное учение, должны были участвовать в государственном управлении. Занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» - неприкосновенные.

Кшатрии. n Кшатрии стоят сразу за брахманами в ритуальном отношении и их задача, в основном, вести бои, охранять родину.

Вайшья. n Вайшьи занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей.

Шудры. n Шудры – крестьянская каста. Не могли участвовать в обрядах, претендовать на высокое социальное положение, читать Веды.

n У каждой варны были свои обязанности, свой цвет одежды, свои жилища, пища. Браки между членами разных варн запрещались.

n Колесо Драхмы. Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление, причем исполнение жреческих обязанностей было привелегией брахманов. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. Жрецы-брахманы называют Колесо Драхмы – «Колесом закона»

n Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась зозможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

present5.com