Струнные древние инструменты. Струнные музыкальные инструменты разных народов (русские, армянские, грузинские, индийские и другие)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Струнные музыкальные инструменты. Струнные древние инструменты


Струнные щипковые инструменты - muz-lit.info

Струнные щипковые инструментыСтрунные щипковые инструменты

Струнные музыкальные щипковые инструменты, по мнению многих специалистов, стали неким идентификатором национальной музыки, народного фольклора самых разных стран. Судите сами: русская балалайка, украинская бандура, персидский дутар, индийский ситар, грузинский чонгури, гавайская гитара и множество других щипковых инструментов исторически неразрывны с музыкальной историей и фольклором конкретных народностей.

Технически струнные щипковые инструменты представляют собой группу музыкальных инструментов, источниками звука в которых выступают натянутые струны, а звук извлекается с помощью защипывания струн пальцами или других приспособлений. Большинство струнных щипковых инструментов относят к двум основным семействам: семейство лютни и семейство цитры.

Семейство лютни

лютняПроисхождение лютни доподлинно неизвестно. Разновидности инструмента использовались в культурах Древнего Египта, Хеттского Царства, Древнего Рима, Китая. Лютня получила большое распространение в арабских государствах VII-VIII столетий. Приблизительно в это же время инструмент начал обретать популярность в Европе. Сначала лютню с короткой декой начали использовать народы балканского полуострова, несколько позже — в Испании, Каталонии и Италии. Расцвет лютневой музыки пришелся на эпохи Средневековья и Ренессанса, впоследствии, во времена барокко, лютня была постепенно вытеснена клавишными и струнными инструментами той эпохи.

Отличительными особенностями инструментов семейства лютни следует считать наличие резонирующего корпуса и грифа с ладами. Ниже перечислены наиболее известные щипковые инструменты семейства лютни:

гитараКлассическая гитара. Струнный щипковый музыкальный инструмент, всемирно популярный в наши дни. Используется как для аккомпанемента, так и как солирующий инструмент в самых разнообразных музыкальных жанрах и направлениях.

балалайкаБалалайка. Русский народный музыкальный инструмент, ставший поистине народным символом. Традиционно имеет корпус треугольной формы и три струны. Звучание инструмента достигается бряцанием и защипыванием струн.

банджоБанджо. Инструмент, завезенный в Америку из Западной Африки в XVIII веке, получил большое распространение в джазовых коллективах и в народном американском стиле кантри. Банджо можно рассматривать как разновидность гитары, с резонатором, которым выступает покрытая кожей расширенная часть инструмента.

ДомраДомра. Одновременно русский, белорусский и украинский народный музыкальный щипковый инструмент, имеющий корпус полусферической формы. Звук из инструмента извлекается защипыванием струн медиатором. Для русского, трехструнного образца домры характерен квартовый строй, для украинско-белорусской, четырехструнной домры — квинтовый строй музыки.

Семейство цитры

Цитра - струнный щипковый музыкальный инструментЦитра — струнный музыкальный щипковый инструмент, имевший наибольшее распространение и популярность в Германии и Австрии, в XVIII столетии. В древности цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке. Характерной особенностью инструмента являются корпус неправильной формы, отсутствие длинного грифа и большое количества струн (от 17 до 45). На ближайших к музыканту струнах играется с помощью плектра мелодия, на остальных струнах играются аккорды.

В России цитра появилась приблизительно в середине XIX века, чаще всего солировала в оркестровых произведениях. В мире существует несколько разновидностей цитры и других музыкальных инструментов, имеющих с нею общие черты.

АрфаАрфа. Один из старейших музыкальных струнных щипковых инструментов. Пришла в наши дни из культур Древнего Египта, Греции и Рима. Имеет форму треугольника, состоит из ящика-резонатора вытянутой формы, колонны, 46 струн (в наше время — 11 металлических и 35 синтетических), закрепленных на колковой раме. Имеет великолепное изящное звучание, часто используемое композиторами в романтических и лирических произведениях.

ГуслиГусли. Наряду с балалайкой, прочно ассоциируется в музыкальном мире с русской народной музыкой. Самым древним русским щипковым музыкальным инструментом принято считать лирообразные гусли. Изготавливаются из обработанной доски. Мастер, как правило, вручную, выдалбливает в дереве резонирующее пространство, затем прорубает (или выжигает) резонаторное отверстие. Техника игры на гуслях схожа на игру на цитре: несколько струн служат для наигрывания мелодии, остальные — для аккомпанемента аккордами. Существует несколько разновидности гуслей: крыловидные, шлемовидные, лирообразные, щипковые, клавишные.

Кото - японский музыкальный щипковый инструмент

Кото. Старинный японский музыкальный щипковый инструмент, имеющий удлиненную форму. С точки зрения музыкальной истории интересен еще и тем, что практически не претерпел больших изменений в строении. Длина инструмента составляет 180-190 см, ширина — колеблется в пределах 25 см. В древности японцы сравнивали кото с драконом, лежащим на побережье, оттуда и названия составных частей «японской цитры»: панцирь дракона (верх инструмента), живот дракона (низ), побережье (бока кото). Играют на инструменте с помощью накладных ногтей-плектров, изготовляемых из бамбука, либо же из слоновой кости.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

www.muz-lit.info

Струнные музыкальные инструменты разных народов (русские, армянские, грузинские, индийские и другие)

Оглавление:

  1. Русские народные струнные музыкальные инструменты
  2. Армянский струнный музыкальный инструмент
  3. Грузинский струнный инструмент
  4. Индийский инструмент
  5. Восточные музыкальные инструменты
  6. Народный инструмент Латвии
  7. Китайские народные струнные инструменты
  8. Кельтские инструменты
  9. Японские струнные инструменты
  10. Африканские струнные инструменты

Каждая страна гордится своей историей и культурным наследием. В любой точке мира музыкальное искусство выражается характерными песнями, мелодиями, исполняемыми на народных инструментах. Россия или Ирландия, Индия или страны Востока — везде есть необычные музыкальные инструменты, которые появились в конкретном регионе, и теперь являются предметом гордости различных народов.

Что отличает одни музыкальные инструменты от других? В какой стране их больше? Детальное рассмотрение существующих струнных инструментов народов мира поможет в этом разобраться.

Русские народные струнные музыкальные инструменты

Россия славится своей культурой во всем мире. Народные оркестры и исполнители на струнных щипковых инструментах по праву заслуживают овации на мировых сценах. Ключевыми являются:
  • домра;
  • балалайка;
  • гусли;
  • гудок.

Самым старым инструментом считается домра. Она являет собой деревянное изделие, имеющее корпус в виде полушара и гриф с тремя струнами. Звук извлекается с помощью медиатора. Домру считают прототипом балалайки. Есть домры и с большим числом струн, но трехструнная считается традиционным инструментом. Она бывает нескольких видов — басовая, альтовая, малая и пикколо. Корпус домры сделан из клена или палисандра, а гриф — из более твердых пород дерева. Колки выполнены из металла, а струны — из стальной проволоки.

Невозможно перечислить русские народные струнные музыкальные инструменты и забыть балалайку. Как и домра, она имеет три струны, только нейлоновые, а игра на ней осуществляется пальцами. Также от шарообразной оппонентки балалайку отличает треугольная форма. Принцип изготовления и используемые материалы схожи с выше упомянутыми. Еще одним отличием является способ фиксации инструмента у исполнителя: домра устанавливается вертикально на левое бедро, а левая нога ставится на подставку. Балалайка же зажимается между ног у исполнителя. Чтобы инструмент не скользил (поверхность обычно лакируется), музыканты используют поролоновую подкладку или тряпку из материалов, препятствующих скольжению.

Еще одним старинным инструментом является гудок. Его деревянный корпус выдалбливается грушевидным либо овальным, а гриф гораздо короче балалаечного или домрового. Также на грифе нет ладов, а головка чуть изгибается. За счет большого корпуса длина гудка может достигать 90-100 см. Звук извлекается смычком, которым исполнитель касается лишь одной из трех струн — две другие, бурдонные, звучат в одной тональности.

Видео о русском народном струнном музыкальном инструменте - гуслях

Список русских инструментов неполон без гуслей. Ранее любой щипковый струнный инструмент назывался гуслями, но позже ситуация изменилась — термин приписывался инструменту, располагаемому горизонтально на коленях исполнителя, имеющему металлические струны (в классических звончатых гуслях их 17), а игра на котором осуществляется только пальцами. Сотни лет назад гусли было слышно в любом подворье — вряд ли можно было найти более популярный инструмент.

Армянский струнный музыкальный инструмент

История армянской музыки насчитывает тысячелетия. Немудрено, что список струнных инструментов очень велик. Тар, саз, нар, сантур, уд, кнар, чогур, чагане, джутак — это далеко не полный список.

Особо популярен был канун (или канон). Инструмент считается армянским, однако, распространение получил во многих кавказских регионах. Инструмент щипкового типа с корпусом в виде трапеции имеет от 24 до 26 тройных струн, ставится на колени, настраивается специальным железным ключом и охватывает диапазон в 3,5 октавы. Для извлечения звука исполнитель надевает на пальцы стальные наперстки, под которыми находятся плектры из эбонита.

Последователем понтийской лиры стал кеман — четырехструнный инструмент с характерным строем «ля-ре-ля-ре», внешне напоминающий скрипку и достигающий в длину 70 см. Существуют кеманы с пятью, шестью или семью струнами. Известность армянский струнный музыкальный инструмент приобрел благодаря одному выдающемуся исполнителю по имени Ашуг Дживани.

Грузинский струнный инструмент

Грузия славится тремя щипковыми (Чанги, Чонгури, Пандури) и одним смычковым (Чинури-Чианури) инструментами. Чаще встречаются пандури и чонгури

Пандури имеет три струны, напоминает лютню. Играют на нем обычно мужчины в случае сольного исполнения или сопровождения песни. Ранее грузинский струнный щипковый музыкальный инструмент был двух видов — с 3 и 7 делениями, но со временем появились изделия с 12 делениями.

Чонгури имеет четыре струны, грушевидный корпус, усеченный к низу. Может быть ладовым или безладовым. Струны изготавливаются из шелка либо капрона, наиболее распространенный строй - «ре-соль-си-ре». В отличие от пандури, за данным инструментом чаще можно встретить женщину.

Индийский инструмент

Все слышали про ситар — это классический инструмент из Индии. Его изобрел Амир Хусро в 13 веке нашей эры. Обычно ситар имеет 6 струн, но развитие искусства привело к появлению моделей с 11 и более струнами. Безладовый индийский струнный музыкальный инструмент предоставляет исполнителю широкие возможности по созданию необычного звука.

Сегодня в индийской культуре можно найти даже басовый ситар, имеющий более глубокое, низкое звучание. На нем уже есть лады, а размеры намного больше обычного ситара.

Видео об индийском струнном музыкальном инструменте - ситаре

Восточные музыкальные инструменты

Самым популярным восточным изделием для извлечения звуков в Средние века являлся уд, иначе именуемый аль-удом (в переводе с арабского - «дерево»). Характерные особенности — скругленный корпус, короткий гриф, пять пар в унисон настроенных струн и одна басовая струна, изготовленные из нейлона. Данный восточный струнный музыкальный инструмент встречается в Индии, Греции, Турции, Армении, однако, в каждой стране имеет специфическую модификацию.

Саз — второй по популярности народный инструмент восточных стран. Преимущественно встречается на Кавказе и Ближнем Востоке. Минимум три пары двойных струн, корпус в виде груши, длинный гриф, квартовый строй — по этим особенностям можно вычислить саз.

Народный инструмент Латвии

Мастера России и Латвии издавна ведут спор, есть ли сходство русских гуслей с национальным инструментом латышей кокле. Он производится из березы, клена либо липы, а его прародителем считается самое первое струнное щипковое изделие — древнегреческая кифара. Звучит латышский струнный щипковый музыкальный инструмент мягко и нежно, в отличие от финского аналога, больше похожего на контрабас.

Китайские народные струнные инструменты

Многообразие музыкальной культуры Китая завораживает. В ней встречаются такие струнные смычковые:

  • еху;
  • даху;
  • эрху;
  • баньху;
  • гэху;
  • гаоху;
  • цзинху;
  • лэйцинь.

Также музыка извлекается с помощью щипковых струнных, таких как:

  • чжу;
  • пипа;
  • люцинь;
  • гучжэн;
  • жуань;
  • кунхоу;
  • саньсян.

Одним из самых старинных и известных струнных смычковых является эрху — скрипка с двумя металлическими струнами, игра на которой — удел настоящего профессионала. К сожалению, мало кто из европейцев знает о таком инструменте, ведь это не распространённый символ Китая, но если вы соберётесь в эту страну, обязательно найдите виртуоза, который покажет вам игру на эрху.

Из щипковых выделяется пипа — инструмент наподобие лютни. Имеет корпус из дерева грушевидной формы (без резонатора), 4 струны из шелка, 4 статичных и 13-14 подвижных ладов, габаритные размеры 100х30 см. Китайский струнный музыкальный инструмент позволит получить звук, если использовать плектр либо придать особую форму ногтю.

Гучжэн имеет полукруглые очертания, 21-25 шелковых струн (современные модели могут иметь металлические струны), а игра на нем осуществляется так: левая рука контролирует натяжение струны, а правая — цепляет ее, производя нужный звук.

Кельтские инструменты

Древним кельтским изделием для извлечения звуков является крота — струнный инструмент, особо распространенный в 11-16 веках нашей эры на территории Уэльса, Ирландии. Размеры деки — 55х25х5 см, изготовлена она из цельного куска дерева, на который потом прикрепляется стенка, имеющая 2 резонатора. Имеет 6 струн, две из которых для появления звука дергают пальцем левой руки, а на четырех других играют смычком.

Бузука, история которой началась с 60-х годов 20 века — кельтский струнный музыкальный инструмент, произошедший от лиры. Отличие от греческого прототипа в том, что бузука имеет плоскую деку снизу (греческая лира — округлую). Данная модификация позволяет извлекать более плотный, сухой звук, особенно при игре медиатором.

Японские струнные инструменты

Появлению народных инструментов японцы обязаны Китаю. Взятый у китайцев саньсян преобразовался в японский сансин, который стал предшественником сямисэна — очень известного трехструнного щипкового прообраза той же европейской лютни.

Кото (цитра) — другой щипковый инструмент — насчитывает тысячелетнюю историю. Будучи завезенным в 8 веке н. э., предназначался лишь для придворного оркестра. Позже инструмент стал доступнее — обучение игре на нем стало частью образования женщин из элитного либо среднего класса.

Другим потомком европейской лютни являются гакубива и гогэнбива. Грушевидная форма, 4 шелковые струны, габариты 122х41 см, игра с помощью плектра длиной 20 см — этими особенностями обладают японские струнные музыкальные инструменты, использовавшиеся с целью аккомпанемента при боевых сказаниях и пении монахов.

Африканские струнные инструменты

Культура Африки содержит больше ударных, нежели струнных инструментов, однако, последние все же представлены в нескольких разновидностях:

  • Кора. 21 струна, схожесть с арфой. Имеет резонатор, а на струнах играют обеими руками. Современные изделия (к примеру, в Сенегале) дополняют 4-мя басовыми струнами. Все струны выполнены из нейлона, но ранее для этого применялась кожа антилопы.
  • Валиха. Щипковый инструмент родом из Мадагаскара. Манера игры на нем напоминает игру на гуслях или цимбалах — на натянутых по корпусу струнах играют либо молоточками, либо ударяя пальцами. Исполнитель держит валиху на коленях.
  • Вамби. Появился в Судане. Там данный африканский струнный щипковый музыкальный инструмент выдалбливали из дерева либо делали из сушеной тыквы, вбивали в корпус колышки из камыша и по ним натягивали струны.
  • Нгомби. Напоминает десятиструнную арфу, пять из которых отличаются от других на октаву. Играют на инструменте либо сольно, либо с вокалом, извлекая звук пальцами обеих рук.

Многообразие музыкальных инструментов стран мира создает уникальное культурное наследие и благоприятно способствует на международную интеграцию. Приятно осознавать, что к культуре (исполнительству на струнных инструментах в частности) имеют отношение очень многие страны.

Какие из струнных музыкальных инструментов мира понравились Вам больше всего? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.rutvet.ru

Струнные музыкальные инструменты — Википедия РУ

Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн[1]. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, гусли, балалайка, домра и другие[2].

Типы струнных инструментов

См. также: Полный список струнных инструментов

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.

Щипковые

  На контрабасе играют либо щипком (пиццикато), либо смычком

Щипок (итал. pizzicato) используется при солировании на таких инструментах, как гитара, балалайка, комуз, домбра, гусли, уд, ситар, банджо, укулеле и жетиген, арфа, и осуществляется пальцем или плектром (медиатором). Эта категория включает и клавишный инструмент клавесин, в котором струна дёргается язычком из пера (ныне — из пластика).[источник не указан 2937 дней]

Смычковые

Смычковый (итал. arco — смычок) метод звукоизвлечения используется при игре на скрипке, кылкыяке. альте, виолончели и, реже, на контрабасе. Смычок состоит из древка со множеством натянутых между его концами волосков. Ведение смычком по струнам вызывает прерывистое перемещение (stick-slip phenomenon) струны по смычку, то есть вибрацию.[источник не указан 2937 дней]

Ударные

Третий распространённый способ звукоизвлечения при игре на струнных инструментах — удар молоточком по струне. Наиболее распространённый инструмент такого рода — фортепиано (иногда рассматриваемый как ударный инструмент), где молоточками управляет специальный механизм. Другой пример — цимбалы, где сам играющий держит молоточки.[источник не указан 2937 дней]

Ещё один вариант ударного способа используется при игре на клавикорде: медные тангеноты вдавливают струны в твёрдую поверхность, что заставляет их вибрировать от удара. То же самое может быть проделано на щипковом или смычковом инструменте; гитаристы называют этот приём восходящим легато (англ. hammer-on — стучать). После изобретения электронных звукоснимателей на гитарах стало возможно легко играть, извлекая полностью все звуки этим методом. Так как это можно делать обеими руками, это часто называется «двуручный тэппинг». Существуют даже специально созданные для этого гитароподобные инструменты, например Bunker Touch Guitar, Стик Чапмена, Гитара Уорра и Megatar (англ. en:Megatar).[источник не указан 2937 дней]

Играющие на смычковых инструментах тоже иногда используют удар по струнам (древком смычка) — приём col legno (en:col legno). Это производит ударный звук желаемой высоты. Известное оркестровое произведение с использованием col legno — часть «Mars» из сюиты en:The Planets Густава Холста (en:Gustav Holst).[источник не указан 2937 дней]

Другие

При игре на эоловой арфе используется необычный приём звукоизвлечения: колебания струн вызываются движением воздуха.

К некоторым струнным инструментам приделана клавиатура, которой управляет играющий, что позволяет ему напрямую не работать со струнами (см. Клавишные музыкальные инструменты#Струнные). Самый знакомый пример — фортепиано, где клавиши управляют войлочными молоточками с помощью сложного механизма. Другие струнные инструменты с клавиатурой — это клавикорд (где струны вдавливаются тангенотами) и клавесин (где струны дёргаются крошечными язычками). Иногда при игре на этих инструментах струны дергаются щипком или смычком вручную. Некоторые композиторы, такие как Генри Кауэлл (en:Henry Cowell), пишут музыку, в которой от исполнителя требуется залезть рукой внутрь фортепиано и щипнуть струны, или провести «смычком» (пучком волос, обёрнутым вокруг струны), или «проехаться» по струнам раструбом медного духового инструмента типа тромбона.[источник не указан 2937 дней]

Другие струнные инструменты с клавишами, достаточно компактные для странствующего музыканта, включают щипковый en:autoharp, смычковую никельхарпу и колёсную лиру, в которой струны приводятся в действие трением о вращающееся колесо.

На инструментах со стальными струнами можно играть с помощью магнитного поля. Например, с помощью en:E-Bow — ручного устройства с батарейками, которое может вызывать колебания струн электрогитары. Оно извлекает долгий, певучий звук из струны, магнитно заставляя её колебаться.

Длина струны, или мензура

Это расстояние от верхнего порожка до нижнего на щипковых или смычковых инструментах. Оно определяет физическую дистанцию между нотами на инструменте. Например, у контрабаса длина струны примерно 42 дюйма, а у скрипки — около 13. На более коротких струнах скрипки левая рука может легко перепрыгнуть более двух октав без смены позиции, тогда как на контрабасе — октаву или нону.[источник не указан 2937 дней]

Точка соприкосновения со струной

При игре на смычковых инструментах смычок обычно ставят перпендикулярно струнам посередине между концом накладки грифа и нижним порожком. Однако, можно выбрать другое расположение, чтобы изменить тембр. Смычок, расположенный ближе к нижнему порожку, извлекает резкие, иногда грубые звуки, которые подчёркивают верхнюю гармонику. Смычок, расположенный над накладкой, производит более чистый тон с ослабленными обертонами, подчёркивая основную гармонику.[источник не указан 2937 дней]

Похожие изменения тембра возможны и для щипковых инструментов, хотя они, возможно, и меньше заметны.

В клавишных инструментах точка соприкосновения со струной (молоток то, тангенота или язычок) выбирается создателем инструмента. Он руководствуется своим опытом и акустической теорией, чтобы расположить их правильно.

В клавесинах часто ставятся два набора струн одинаковой длины. Эти наборы различаются расположением точек соприкосновения. На одном наборе они расставлены «обыкновенно», чтобы получить канонический звук клавесина. На другом наборе эти точки сдвинуты ближе к порожку, чтобы получить «гнусавый» звук, насыщенный верхними гармониками.

Извлечение множества нот

Одна струна определённого натяжения и длины будет производить одну и ту же ноту (монофония), поэтому для извлечения нескольких нот из струнных инструментов применяется один из двух методов. Первый — добавить необходимое количество струн для покрытия желаемого диапазона нот. Другой — позволить зажимать струны. Фортепиано является примером первого способа, где каждой ноте соответствует свой набор струн. На инструменте же с зажимаемыми струнами, таком как скрипка или гитара, исполнитель может укорачивать колеблющуюся часть струны своими пальцами (или, реже, с помощью механизма, как в колёсной лире). В таких инструментах можно увидеть накладку, присоединённую ко грифу, которая предоставляет твёрдую плоскую поверхность, к которой исполнитель может прижимать струны. На некоторых инструментах (гитара, балалайка) накладка разделена на лады с помощью ладовых порожков, выступающих из неё перпендикулярно струнам и ограничивающих струну в фиксированных точках.

Современные ладовые порожки обычно делаются из металлической проволоки и забиваются в накладку. Ранние порожки были верёвками, обмотанными вокруг грифа, их до сих пор можно найти на некоторых инструментах (уже как обмотки из капрона). Такие порожки стягивались достаточно сильно, чтобы не съехать во время игры. С другой стороны, нижний порожек кото иногда двигался исполнителем в течение одного произведения.[источник не указан 2937 дней]

Ближневосточный струнный инструмент канун, хоть и имеет много струн для выбора ноты, снабжён небольшими рычажками, которые позволяют подстраивать каждый ряд струн «на лету» во время игры. Эти рычажки повышают или понижают высоту своего ряда струн меньше, чем на полтона. Похожие механизмы, которые изменяют высоту по стандартным интервалам (полутонам), используются во многих современных западных арфах, либо управляемые пальцами напрямую, либо управляемые ножными педалями.[источник не указан 2937 дней]

Звучание

Акустические инструменты

Иногда говорят, что дека или корпус «усиливают» звук струн. Технически, усиления не происходит, потому что вся энергия для звучания приходит от колеблющейся струны. На самом деле резонатор инструмента предоставляет струне в распоряжение бо́льшую поверхность. Эта вибрирующая поверхность передаёт свои колебания воздушной среде, производя более громкий звук.[источник не указан 2937 дней]

Достичь тональных характеристик, которые будут эффективны и приятны на слух — это целое искусство. Мастера струнных инструментов часто для этого отбирают древесину очень высокого качества, особенно ель (за её лёгкость, прочность и гибкость) и клён (очень твёрдый). Из ели делается корпус инструментов от скрипки до фортепиано.[источник не указан 2937 дней]

Акустические инструменты также могут быть сделаны из искусственных материалов, таких как углеродное волокно или стекловолокно (особенно большие инструменты, типа виолончели или баса).

В начала XX века в скрипках Строха использовались диафрагменные резонаторы и металлические раструбы для произведения звука, как в ранних механических граммофонах. Их использование прекратилось где-то с 1920 годов, когда на смену пришли электронные усилители.[источник не указан 2937 дней]

Электронное усиление

В большинство струнных инструментов можно встроить пьезоэлектрический или магнитный звукосниматель, чтобы превращать колебания струны в электрический сигнал, который затем усиливается и превращается обратно в звук с помощью динамиков. Некоторые исполнители «электрифицируют» свои акустические инструменты, прикрепляя к ним звукосниматели. Другой способ — использовать цельнокорпусный инструмент, который устраняет нежелательные завывания и скрипы.[источник не указан 2937 дней]

Усиленные струнные инструменты могут быть гораздо громче своих акустических собратьев, что позволяет использовать их в роке, блюзе, джазовых ансамблях. Их звук также можно изменить, используя такие электронные эффекты, как дисторшн, реверберация или wah-wah.

Басовые струнные инструменты, например, контрабас и бас-гитара, усиливаются басовым усилителем, предназначенным для низкочастотных звуков. Для изменения звука баса есть набор басовых эффектов, таких как дисторшн и хорус.

Примечания

Литература

Ссылки

http-wikipediya.ru

Щипковые струнные инструменты

Рассмотрение этого раздела начнем, как вы уже догадались, с инструмента, который праву можно назвать «королевой музыки Эльдар», инструмента воспетого в песнях и балладах, инструмента сыгравшего роль историческую, затмевающего по значимости все прочие, инструмента, прошедшего победным шествием по всему Средиземью, везде вызывая преклонение, обожание и восторг, завоевывая души и покоряя сердца.

Речь идет об эльфийской арфе, ставшей воплощением и символом музыки Эльдар – и их самих.  Во всех источниках эльфийская арфа упоминается чаще всех остальных инструментов, что говорит о ее широчайшей распространенности и популярности начиная с наидревнейших времен.

Что же послужило причиной того что именно арфа стала высшим проявлением музыки Эльдар и ее стандартом де-факто?

Во-первых, причина кроется в многогранности и УНИВЕРСАЛИЗМЕ арфы – как в чисто техническом аспекте, так и по отношению к широчайшему спектру эмоций, которые можно было выразить с помощью этого инструмента. Сравним:

 …Как  мои  дела? -  воскликнул  он.  - Да я уж и не знаю,  как мои, а  вообще-то, вообще... - он раскинул руки,  - ну, как бывает весна после зимы, как  теплое солнце зовет листья из почек, как вдруг  затрубили все  трубы  и заиграли все арфы!

(Сэм - Like trumpets and harps and all the songs I have ever heard…)

 …она  (Галадриэль) пела  печальную эльфийскую   песню,  негромко  аккомпанируя  себе  на  арфе.   Грустно,   но сладкозвучно звенел напев, словно бы приглушаемый зимней прохладой…

 …под звуки арф, виол  и  флейт,  под звонкое многоголосое  пение Государь шествовал по улицам…

…слышите - поют, играют на  арфах!… Этот пир был  еще  пышнее, еще роскошнее прежних…

…Среди скал зазвучали голоса и песни, чего не  бывало  уже  давно.  Эльфы заиграли на  арфах (elven-harps),  послышались дивные мелодии (sweet music).  И  со  звуками  музыки  холодный воздух словно согрелся, и до  гномов донесся слабый аромат лесных цветов, как будто сейчас была не глубокая осень, а весна…

…Gil-Galad was an Elven-King

Of him the harpers SADLY sing…

И т. д., вспомним также историю первой встречи Финрода с людьми.

Еще некоторые из причин, по которой арфа приобрела столь большую значимость – ее чрезвычайно богатый тембровый фонизм, ласкающий слух многоцветьем обертонов, весьма большой диапазон воспроизводимых звуков, красочность звучания, изящество и утонченность самого внешнего вида инструмента, возможность воспроизвести на ней множество эффектов – переливы струящихся вод, перезвон колокольчиков, мерцание лунного и звездного света, шепот ветра в листьях, соловьиные трели и множество иного, без чего музыка Эльдар немыслима – ибо они, как уже сказано, неизменно воплощали в звуках все то, что ощущали и видели вокруг себя.

Арфа упоминается уже с древнейших времен истории Эльдар. Эльфийская традиция возводит ее появление еще к временам Валинора. Так, в «Песни о Эарендиле» читаем:

…he saw… the lamplit towers of Tirion…

He tarried there from errantry

And melodies they taught to him,

And sages old him marvels told

And harps of gold they brought to him…

…В отдохновенье он внимал

Мелодиям святой земли

И старцы мудрые ему

златые арфы принесли…

 Несомненно, на арфе играли все великие музыканты древних Эльдар – Маглор, Даэрон, Финголфин, Финрод, Фингон, Галадриэль и т. д.

Рассмотрим теперь конкретные разновидности этого инструмента, которые можно было встретить у Эльдар.

По отношению к размеру выделяются как минимум два вида арф, но предположительно их было не менее трех-четырех, как будет показано далее:

 -         «стандартная» арфа, «эльфийская арфа» (harp, elven-harp)

-         «малая» ручная арфа, например:

 …in her hand she held a harp…

…она (Галадриэль) держала в руке арфу…

 …a silver harp was in his hand…

…Элронд был в серой мантии и алмазном венце; в  руке он держал  серебряную арфу,..

По отношению к материалу -  упоминаются арфы неметаллические, т. е деревянные (в большинстве случаев) и отдельно выделяются арфы «золотые» (“harps of gold”, часто упоминаемые в песнях и балладах) и «серебряные» (см. выше), как правило - ручные. Вряд ли стоит это понимать в прямом смысле – что инструмент целиком изготавливался из чистого золота или серебра, даже небольшой. Эти довольно мягкие металлы неминуемо были бы деформированы под силой натяжения струн, если бы из них была изготовлена вся звуковая рамка с подструнниками, колками и т. д. Скорее, основа из другого металла полностью серебрилась или золотилась, что позволяло добиться одновременно и прочности, и роскоши отделки инструмента. Точно так же невозможно было изготовить и струны из золота или серебра – они были бы крайне пластичны и не держали строй инструмента, быстро растягиваясь или лопаясь при игре.

Для более полного представления об эльфийской арфе и манере исполнения на ней целесообразно рассматривать их в параллели с известными нам инструментами – ибо в основном принципе звукоизвлечения арфы Эльдар ничем не могли отличаться от них, разнясь лишь большим мастерством изготовления, качеством звука и материала, конкретной настройкой и механизмом хроматизации струн, если таковой применялся.

В качестве ближайших возможных аналогов возьмем старинную кельтскую арфу clairseach в ее разновидностях, а также европейские готические арфы и иные сходные инструменты.

Основное (базовое) различие в типах арф определяется прежде всего их размером, ибо это определяет саму возможную и допустимую технически манеру исполнения на арфе, зависящую от положения инструмента относительно самого играющего и его рук. В качестве общей, универсальной для любых размеров арф детали стоит упомянуть обязательное наличие резонатора, который бывает заструнным и подструнным, продольным и поперечным относительно основной плоскости струн.

Самым совершенным и богатым по возможностям в этом смысле инструментом является «полная» арфа – «стационар» с полным аккордом струн.

 

Стационарная арфа с заструнным продольным резонатором 

Это, как правило, арфа «концертно-кабинетного» типа, не предназначенная для музицирования вне помещения, закрепленная на постоянной несъемной устойчивой подставке, число струн как правило равно или превышает 40 (до 47), играют на такой арфе обеими руками, сидя.

Промежуточным, компромиссным во многих отношениях вариантом является «средняя» арфа: 

Арфы среднего размера с продольными и поперечными резонаторами, с небольшой подставкой и без нее.="">

 Автор полагает, что именно этот тип арфы был наиболее распространен у Эльдар и в Средиземье как наиболее универсальный и удобный по своим возможностям. Действительно, по диапазону эти арфы ненамного уступали «большим», имея 30-35 струн, но были куда удобнее в обращении и портативнее, что позволяло брать их с собой в странствия или выносить из помещения на лоно природы. Размер инструмента допускал различную манеру исполнения – то ли закрепляя инструмент перед собой на небольшой подставке для устойчивости и сидя на возвышении – стуле и т. п. (см. илл.), то ли, как на нижеследующих иллюстрациях, сидя с опорой лишь спины, разместив инструмент перед собой как удобно, что тоже позволяло пользоваться обеими руками при игре:  Самым маленьким представителем арфового семейства были «дорожные» арфы – портативы и арфы с симметричным корпусом (рапсодические лиры, кифары, бардовские крюйты и родственные им инструменты), с продольным подструнным (как правило) резонатором или без него. Этот инструмент был необременителен в дальнем пути и допускал самую большую свободу обращения, на нем можно было играть как угодно – сидя, стоя, на ходу, положив инструмент на одно или оба колена, либо одной рукой удерживая, а другой играя и т. д. Но при этом возможности этих инструментов, имевших 15-22 струны, были самыми скромными сравнительно с их «большими» аналогами. Как правило, маленькие арфы использовались как инструмент, аккомпанирующий пению, для сольной инструментальной игры их применяли значительно реже. Нижеследующая серия иллюстрирует как сами типы малых арф, так и разнообразные способы игры на них: 

Неизвестно, обладали ли арфы Эльдар каким-либо механизмом хроматизации (перетяжки) струн для обогащения основного звукоряда, как это имеет место быть в современных педальных арфах (в древних европейских и кельтских инструментах это реализовывалось за счет специальных «шпеньков» (blade levers), с помощью которых можно было по ходу игры перестраивать струны. Таким образом, если этот механизм и существовал, устроен он должен был быть сходным образом).

Технически арфа была крайне подвижным и разнообразным инструментом, позволяя извлекать аккорды, пассажи, трели, играть мелодию с аккомпанементом, сопровождать пение, играть соло и с другими инструментами, варьировать громкость звука и т. д. Играть можно было как одной, так и обеими руками, щипком и скольжением по струнам, пальцами либо с помощью специальных плектров (в старинной традиции ирландских арфистов для защипывания струн использовались специально для этой цели отращенные длинные ногти музыканта. Последним из бардов, игравших в подобном стиле, был Деннис Хемпсон, ум. 1807).

Материал для струн мог быть весьма различен. На древнейших инструментах использовались жильные струны (теперь – нейлоновые), на традиционных инструментах – медные и бронзовые, которые могли быть обвиты золотой и серебряной канителью.

Отделка арф могла достигать (и как правило, достигала) уровня произведения искусства, что придавало очень большую ценность инструменту самому по себе, это видно из следующего:

 …гномы   вынесли   арфы  и  прочие  музыкальные инструменты, найденные  в  сокровищнице…

Имеется в виду сокровищница Смога – а если бы арфы не были столь роскошно отделаны, что это позволило им занять подобающее место среди прочих сокровищ, дракон просто изломал и выбросил бы их как нечто ненужное, каковую разруху гномы и наблюдали во всех остальных помещениях Горы.

Звуки арфы сопровождали любого эльфа с самого момента его рождения вплоть до ухода на Запад. Арфу брали с собой странствующие менестрели и просто путешествующие Эльфы. Одно из первых знакомств Эльфов и Людей произошло через музыку, сыгранную эльфом – пусть на человеческой, «грубой», но все же арфе. Арфовая музыка как никакая другая являлась аккумулятором, преобразователем и выразителем гармонии окружающего мира во всем его многообразии – так, как это ощущали Эльдар…

Нет никаких упоминаний о том, были ли в музыкальном обиходе Эльдар щипковые инструменты на цельнодеревянной безрамной основе (типа гуслей или кантеле), а также ЛАДОВОГО типа (с грифом) типа лютни. Косвенные данные тоже не позволяют сделать однозначных выводов, хотя наличие смычковых струнных (у которых был гриф, правда, безладовый) говорит в пользу наличия и щипковых струнных с грифом. Поскольку подобные инструменты являются неотъемлемой частью музыкальной культуры практически всех народов, даже весьма примитивных, можно гипотетически обоснованно предположить (с учетом вышесказанного), что они бытовали и в музыкальной культуре Эльдар. Поскольку ни одного упоминания о конкретных разновидностях подобных инструментов в Средиземье не сохранилось, автор ограничится лишь кратким обзором известных инструментов подобного типа. А поскольку их семейство чрезвычайно велико, можно предположить и то, что аналог хотя бы одному из приведенных примеров мог существовать и у Эльдар.

  Подобные инструменты обладали разным числом струн (4-22), тембром и диапазоном, настраивались в кварто-квинтовом строе, за пределами ладов и грифа могли натягиваться басовые струны фиксированной настройки. По возможностям они были весьма богаты, по размерам - невелики и портативны. Могли употребляться как для сольной игры, так и для аккомпанемента, самостоятельно или в паре, или в составе большей группы инструментов и голосов.

 

 

tolkien-study.org

Струнные музыкальные инструменты - это... Что такое Струнные музыкальные инструменты?

Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн.

В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются кобыз, домбыра, скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, гусли, балалайка и домра.[источник не указан 911 дней]

Типы струнных инструментов

См. также полный список струнных инструментов.

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.

Щипковые

На контрабасе играют либо щипком (пиццикато), либо смычком

Основная статья: Струнные щипковые инструменты

Щипок (итал. pizzicato) используется при солировании на таких инструментах, как гитара, балалайка, домбра, гусли, уд, ситар, банджо, укулеле и арфа, и осуществляется пальцем или плектром. Эта категория включает и клавишный инструмент клавесин, в котором струна дёргается язычком из пера (ныне — из пластика).[источник не указан 911 дней]

Смычковые

«Генеалогическое дерево» происхождения современной скрипки. Encyclopædia Britannica, 11е изд.

Смычковый (итал. arco — смычок) метод звукоизвлечения используется при игре на скрипке, альте, виолончели и, реже, на контрабасе. Смычок состоит из древка со множеством натянутых между его концами волосков. Ведение смычком по струнам вызывает прерывистое перемещение (stick-slip phenomenon) струны по смычку, то есть вибрацию.[источник не указан 911 дней]

Ударные

Третий распространённый способ звукоизвлечения при игре на струнных инструментах — удар молоточком по струне. Наиболее распространённый инструмент такого рода — фортепиано (иногда рассматриваемый как ударный инструмент), где молоточками управляет специальный механизм. Другой пример — цимбалы, где сам играющий держит молоточки.[источник не указан 911 дней]

Ещё один вариант ударного способа используется при игре на клавикорде: медные тангеноты вдавливают струны в твёрдую поверхность, что заставляет их вибрировать от удара. То же самое может быть проделано на щипковом или смычковом инструменте; гитаристы называют этот приём восходящим легато (англ. hammer-on — стучать). После изобретения электронных звукоснимателей на гитарах стало возможно легко играть, извлекая полностью все звуки этим методом. Так как это можно делать обеими руками, это часто называется «двуручный тэппинг». Существуют даже специально созданные для этого гитароподобные инструменты, например Bunker Touch Guitar, Стик Чапмена, Гитара Уорра и Megatar (англ. en:Megatar).[источник не указан 911 дней]

Играющие на смычковых инструментах тоже иногда используют удар по струнам (древком смычка) — приём col legno (en:col legno). Это производит ударный звук желаемой высоты. Известное оркестровое произведение с использованием col legno — часть «Mars» из сюиты en:The Planets Густава Холста (en:Gustav Holst).[источник не указан 911 дней]

Другие

При игре на эоловой арфе (en:aeolian harp) используется необычный приём звукоизвлечения: колебания струн вызываются движением воздуха.

К некоторым струнным инструментам приделана клавиатура, которой управляет играющий, что позволяет ему напрямую не работать со струнами (см. Клавишные музыкальные инструменты#Струнные). Самый знакомый пример — фортепиано, где клавиши управляют войлочными молоточками с помощью сложного механизма. Другие струнные инструменты с клавиатурой — это клавикорд (где струны вдавливаются тангенотами) и клавесин (где струны дёргаются крошечными язычками). Иногда при игре на этих инструментах струны дергаются щипком или смычком вручную. Некоторые композиторы, такие как Генри Кауэлл (en:Henry Cowell), пишут музыку, в которой от исполнителя требуется залезть рукой внутрь фортепиано и щипнуть струны, или провести «смычком» (пучком волос, обёрнутым вокруг струны), или «проехаться» по струнам раструбом медного духового инструмента типа тромбона.[источник не указан 911 дней]

Другие струнные инструменты с клавишами, достаточно компактные для странствующего музыканта, включают щипковый en:autoharp, смычковую никельхарпу и колёсную лиру, в которой струны приводятся в действие трением о вращающееся колесо.

На инструментах со стальными струнами можно играть с помощью магнитного поля. Например, с помощью en:E-Bow — ручного устройства с батарейками, которое может вызывать колебания струн электрогитары. Оно извлекает долгий, певучий звук из струны, магнитно заставляя её колебаться.

Длина струны, или мензура

Это расстояние от верхнего порожка до нижнего на щипковых или смычковых инструментах. Оно определяет физическую дистанцию между нотами на инструменте. Например, у контрабаса длина струны примерно 42 дюйма, а у скрипки — около 13. На более коротких струнах скрипки левая рука может легко перепрыгнуть более двух октав без смены позиции, тогда как на контрабасе — октаву или нону.[источник не указан 911 дней]

Точка соприкосновения со струной

Струны рояля

При игре на смычковых инструментах смычок обычно ставят перпендикулярно струнам посередине между концом накладки грифа и нижним порожком. Однако, можно выбрать другое расположение, чтобы изменить тембр. Смычок, расположенный ближе к нижнему порожку, извлекает резкие, иногда грубые звуки, которые подчёркивают верхнюю гармонику. Смычок, расположенный над накладкой, производит более чистый тон с ослабленными обертонами, подчёркивая основную гармонику.[источник не указан 911 дней]

Похожие изменения тембра возможны и для щипковых инструментов, хотя они, возможно, и меньше заметны.

В клавишных инструментах точка соприкосновения со струной (молоток то, тангенота или язычок) выбирается создателем инструмента. Он руководствуется своим опытом и акустической теорией, чтобы расположить их правильно.

В клавесинах часто ставятся два набора струн одинаковой длины. Эти наборы различаются расположением точек соприкосновения. На одном наборе они расставлены «обыкновенно», чтобы получить канонический звук клавесина. На другом наборе эти точки сдвинуты ближе к порожку, чтобы получить «гнусавый» звук, насыщенный верхними гармониками.

Извлечение множества нот

Одна струна определённого натяжения и длины будет производить одну и ту же ноту (монофония), поэтому для извлечения нескольких нот из струнных инструментов применяется один из двух методов. Первый — добавить необходимое количество струн для покрытия желаемого диапазона нот. Другой — позволить зажимать струны. Фортепиано является примером первого способа, где каждой ноте соответствует свой набор струн. На инструменте же с зажимаемыми струнами, таком как скрипка или гитара, исполнитель может укорачивать колеблющуюся часть струны своими пальцами (или, реже, с помощью механизма, как в колёсной лире). В таких инструментах можно увидеть накладку, присоединённую ко грифу, которая предоставляет твёрдую плоскую поверхность, к которой исполнитель может прижимать струны. На некоторых инструментах (гитара, балалайка) накладка разделена на лады с помощью ладовых порожков, выступающих из неё перпендикулярно струнам и ограничивающих струну в фиксированных точках.

Современные ладовые порожки обычно делаются из металлической проволоки и забиваются в накладку. Ранние порожки были верёвками, обмотанными вокруг грифа, их до сих пор можно найти на некоторых инструментах (уже как обмотки из капрона). Такие порожки стягивались достаточно сильно, чтобы не съехать во время игры. С другой стороны, нижний порожек кото иногда двигался исполнителем в течение одного произведения.[источник не указан 911 дней]

Ближневосточный струнный инструмент канун, хоть и имеет много струн для выбора ноты, снабжён небольшими рычажками, которые позволяют подстраивать каждый ряд струн «на лету» во время игры. Эти рычажки повышают или понижают высоту своего ряда струн меньше, чем на полтона. Похожие механизмы, которые изменяют высоту по стандартным интервалам (полутонам), используются во многих современных западных арфах, либо управляемые пальцами напрямую, либо управляемые ножными педалями.[источник не указан 911 дней]

Собственно звучание

Акустические инструменты

Иногда говорят, что дека или корпус «усиливают» звук струн. Технически, усиления не происходит, потому что вся энергия для звучания приходит от колеблющейся струны. На самом деле резонатор инструмента предоставляет струне в распоряжение бо́льшую поверхность. Эта вибрирующая поверхность передаёт свои колебания воздушной среде, производя более громкий звук.[источник не указан 911 дней]

Достичь тональных характеристик, которые будут эффективны и приятны на слух — это целое искусство. Мастера струнных инструментов часто для этого отбирают древесину очень высокого качества, особенно ель (за её лёгкость, прочность и гибкость) и клён (очень твёрдый). Из ели делается корпус инструментов от скрипки до фортепиано.[источник не указан 911 дней]

Акустические инструменты также могут быть сделаны из искусственных материалов, таких как углеродное волокно или стекловолокно (особенно большие инструменты, типа виолончели или баса).

В начала XX века в скрипках Строха использовались диафрагменные резонаторы и металлические раструбы для произведения звука, как в ранних механических граммофонах. Их использование прекратилось где-то с 1920 годов, когда на смену пришли электронные усилители.[источник не указан 911 дней]

Электронное усиление

В большинство струнных инструментов можно встроить пьезоэлектрический или магнитный звукосниматель, чтобы превращать колебания струны в электрический сигнал, который затем усиливается и превращается обратно в звук с помощью динамиков. Некоторые исполнители «электрифицируют» свои акустические инструменты, прикрепляя к ним звукосниматели. Другой способ — использовать цельнокорпусный инструмент, который устраняет нежелательные завывания и скрипы.[источник не указан 911 дней]

Усиленные струнные инструменты могут быть гораздо громче своих акустических собратьев, что позволяет использовать их в роке, блюзе, джазовых ансамблях. Их звук также можно изменить, используя такие электронные эффекты, как дисторшн, реверберация или wah-wah.

Басовые струнные инструменты, например, контрабас и бас-гитара, усиливаются басовым усилителем, предназначенным для низкочастотных звуков. Для изменения звука баса есть набор басовых эффектов, таких как дисторшн и хорус.

Ссылки

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011.

biograf.academic.ru