Музыкальные инструменты русов. Русские древние инструменты
Инструменты России — ПримаВики
Цель: создание дидактического материала "Народные музыкальные инструменты России"
Задачи:
собрать материал
оформить в виде wiki-статьи
Содержание:
'Бая́н'
Баян— музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым или готово-выборным аккомпанементом на левой. Назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.
Современный баян оснащён пяти- или трёхрядной правой клавиатурой, иногда с регистрами-переключателями (в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки в правом клавиатурном механизме) и готово-выборной пяти- или шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительными возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики. Существуют двух-, трёх-, четырёх- и пятиголосные баяны.
Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.
Известные исполнители
Виктор Алексеевич Романько
Виктор Фёдорович Гридин
Фридрих Робертович Липс
Владимир Владимирович Бесфамильнов
Игорь Борисович Завадский
Валерий Александрович Кипелов
Музыкальные группы, использующие баян
BeZ bileta
Ноль
Любэ
Billy's Band
Гусли
'Гусли' — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.
История
Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей.
Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве" (XI - XII в.в.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:
"Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху".
Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.
На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.
Домра
'До́мра' — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами. Для извлечения звука используется медиатор.
История инструмента
Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домбр), и у татар и киргизов (под названием домра́, домбра, дунбура, думбра), была заимствована во времена монгольского ига (хотя у иных исследователей это вызывает сомнения, так как монголо-татары никогда не переселялись в русские земли). История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.
В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С. И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй — так выглядела реконструированная домра.
Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В.Андреева пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра — пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.
Сейчас инструмент пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, со скрипки. Композиторы, исполнители, пишущие музыку для домры:
Волков, Кирилл Евгеньевич
Зайцев, Григорий Сергеевич
Ложки
Деревянные 'ложки' используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.
История
С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.
Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.
Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.
Необычайный успех ложечников, привлеченных в начале ХХ в. в состав оркестров русских народных инструментов, привел к тому, что мастерские по производству музыкальных инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки с бубенцами и колокольчиками. Такими ложками пользовались как маленькими бубенчиками: их держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки находили применение в полковых хорах.
В наше время ложки узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.
Бубен
'Бубен' — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.
Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться «барабаном».
Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги — колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.
Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.
Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.
Балалайка
Название '«балалайка»', иногда встречающееся в форме «балабайка» — народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить.
Некоторые приписывают слову «балалайка» татарское происхождение. У татар есть слово «бала» означающие «дитя». Оно быть может и послужило источником происхождения слов «балакать», «балабонить» и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.
Упоминаний о балалайке даже в XVII — XVIII очень мало. В некоторых случаях действительно встречаются намёки на то, что в России был инструмент одного типа с балалайкой, но скорее всего упоминается там домра, родоначальница балалайки.
Второе рождение балалайка получила в конце XIX веке благодаря стараниям Василия Андреева, которого называли «молодым отцом балалайки». В. В. Андреев совместно с инструментальными мастерами В. В. Ивановым, а затем Ф. С. Пасербским и С. И. Налимовым, усовершенствовал народный инструмент и сконструировал семейство балалаек разных размеров по образцу смычкового квартета. Первое выступление ансамбля, который назывался «Кружок любителей совместной игры на балалайках» состоялось в Петербурге в 1888 году.
Благодаря исполнительскому искусству Василия Андреева и его талантливым последователям таким мастерам, как Борис Трояновский, Александр Доброхотов и немногим позднее — Николай Осипов, на балалайку обратили внимание маститые композиторы. Теперь на балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и переложения произведений русской и западной классики, кроме того, композиторы создали для балалайки оригинальный репертуар, в том числе более 100 сюит, сонат, концертов и других произведений крупной формы.
Рожок
Первые письменные свидетельства о 'рожке' появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое». В «Слове о полку Игореве» говорится о воинах, которые «под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, концом копья вскормлены».
Звук рожка, по словам Штелина очень сильный и пронзительный, используется пастухами не только в работе, но и «в кабаках для веселения», и «в лодке для сопровождения пения гребцов». Впервые подробно рожок исследован Н. Приваловым, затем продолжили изучение традиций Б. Смирнов, К. Бромлей. Упоминание ансамблевой игры на рожках относится к XVII веку, что позволяет возводить традицию рожечной игры к более раннему времени. Не исключено, что название «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, и что в ранних письменных источниках он скрыт под названием «труба».
Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.
Во второй половине XIX — начале ХХ в. ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение, особенно в бывших Владимирской и Тверской губерниях. В наше время ансамблевая и сольная игра на рожках частично практикуется, особенно во Владимирской и отчасти в Костромской областях. Кроме того рожки иногда вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.
Жалейка
'Жалейка' (брёлка) — старинный русский народный духовой язычковый музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Известен также под названием «жаломейка», то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда» и т. п. Михневич указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина). Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.
Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» — поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейки полезным может оказаться инструмент с названием «пищики», широко распространённый в южно-российских областях.
В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.
В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд. Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.
Вывод:
Русские народные инструменты широко использовались народными певцами-сказителями, актёрами-скоморохами, крестьянами, пастухами, а так-же применялись как средство поднятия духа у воинов. Некоторые из них, казалось, были безвозвратно утеряны. Однако и сейчас русские народные инструменты пользуюся успехом не только в России, но и в других странах. Знание русских народных инструментов необходимо нам для приобщения к культуре своей страны, выбора путей своего культурного развития и самостоятельного художественного творчества.
Литература:
Михневич. «Очерк истории музыки в России».
Н. И. Привалов. «Музыкальные духовые инструменты русского народа. Их происхождение и развитие. Историко-этнографическое исследование».
А. Агажанов «Русские народные музыкальные инструменты»
В.И.Поветкин «Загадка гуслей-псалтыря»
Ю. В. Яковлев. История русской домры: на подступах к новому прочтению
Ю. В. Яковлев. Домрист. Домра и музыка
«Домровое искусство на рубеже веков»
↑ Этимологический словарь Крылова
Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах
http://folkinst.narod.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
Учебный проект Формирование музыкальной культуры общества
primwiki.ru
Музыкальные инструменты русов | Сварга ТВ
История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков.
Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.
В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему появилось желание собрать в одной статье материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:
- из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;
- береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;
- пластмассовая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;
- из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.
У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).
В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле. В русских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.
Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда ]]>"Поэтические воззрения славян на природу"]]>, писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки": от глагола "дуть" произошли - дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; нем. blasen — дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.
Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.
Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее, они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.
На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.
Древние славяне чтили предков и славили Богов. Славление Богов совершалось перед священными божницами в храмах или под открытым небом. Обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога Солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и места их обитания: леса, горы, реки и озера.
По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.
Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."
В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".
О древней русской музыкальной культуре сохранилось мало упоминаний.
Девятьсот лет тому назад неизвестные живописцы оставили в башне Софийского собора (заложен в 1037 г.) фрески, на которых изображены сцены музыкально-театрального содержания. Это — скоморошьи игры, музыканты, играющие на арфе, трубе и флейте, плясуны, водящие хоровод. Среди действующих лиц отчетливо видны музыканты, играющие на продольной флейте. Подобные изображения имеются и в Дмитриевском соборе во Владимире (XII в.), на новгородской иконе "Знамения". Летописный свод 1205-1206 годов подтверждает наличие этих музыкальных инструментов у славян.
Киев был одним из красивейших и крупнейших городов Европы. Уже издали огромный город поражал путников величественным видом белокаменных стен, башнями православных соборов и храмов. В Киеве трудились мастера, изделия которых славились по всей Руси и за границей. Средневековый Киев был важнейшим очагом русской культуры.
В нем существовало несколько школ для обучения детей грамоте, большая библиотека при Софийском соборе, в которой были собраны десятки тысяч русских, греческих и латинских книг. В Киеве жили и трудились философы, поэты, художники и музыканты, творчество которых оказало большое влияние на развитие русской культуры. Летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, упомянул в "Повести временных лет" (1074 г.) почти весь арсенал музыкальных инструментов тех лет: "...и оудариша в сопъли, в гусли и бубны, начаша ихъ играти". Этот перечень можно дополнить гудками, деревянными трубами, парными свирелями, сопелями (деревянными дудками). Позднее изображение славянской свирели было обнаружено археологами при раскопках в Новгороде. Именно этот инструмент вместе с гуслями, парными свирелями, флейтой Пана и трубами более всего использовался скоморохами — странствующими актерами, потешавшими народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах; "сопельник", "плясец", "игрец" — так называли скоморохов в Древней Руси.
Гусли - представляли собой небольшой деревянный корпус в форме крыла (отсюда название "крыловидные") с натянутыми струнами. Струны (от 4 до 8) могли быть жильными или металлическими. Инструмент при игре находился на коленях. Пальцами правой руки музыкант ударял по струнам, а левой — приглушал ненужные струны. Музыкальный строй неизвестен.
Сопели — это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия. Инструмент использовали в ратных походах и на празднествах.
Парные свирели — свистковые флейты, вместе составляющие единый звукоряд.
Флейта Пана — разновидность многоствольной флейты. Состоит из нескольких тростниковых трубочек разной длины. Из нее извлекали звуки разной высоты.
Гудок (смык) — струнный инструмент.
Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. Состоит из долбленого деревянного корпуса овальной или грушевидной формы, плоской деки с резонаторными отверстиями, •короткого грифа без ладов, с прямой или отогнутой головкой. Длина инструмента 300 - 800 мм. Имел три струны, которые находились на одном уровне по отношению к лицевой стороне (деке). Смычок лукообразной формы при игре соприкасался одновременно с тремя струнами. Мелодия исполнялась на первой струне, а вторая и третья, так называемые бурдонные, звучали без изменения звука. Имел кварто-квинтовую настройку. Беспрерывное звучание нижних струн было одной из характерных особенностей народной музыки. Во время игры инструмент находился на колене исполнителя в вертикальном положении. Был распространен позднее, в XVII-XIX веках.
Первые сведения о скоморохах датируются XI веком. В "Поучении о казнях божиих" ("Повесть временных лет", 1068 г.) осуждаются их забавы и участие в языческих обрядах. Скоморохи представляли русскую народную культуру в раннюю пору ее становления и способствовали развитию эпоса, поэзии, драмы.
В этот период музыка занимает важнейшее место в национальной культуре Киевской Руси. Официальная музыка сопровождала торжественные церемонии, военные походы, праздники. Народное музицирование, так же как и вся культура Киева, развивалось и взаимодействовало с жизнью других стран и народов, оказавших влияние на ее развитие в последующие столетия.
Спустя некоторое время Киевская Русь распалась на отдельные княжества, что ослабило государство. Киев был разорен, экономическое и культурное развитие было приостановлено на несколько столетий. Погибли многие культурные ценности, созданные народом за многолетнюю историю существования государства.
Домра
Одним из самых распространенных в XVII веке и любимых в народе инструментов была домра. Ее изготавливали и в Москве, и в других городах Руси. Среди торговых рядов существовал и "домерный" ряд. Домры были разных размеров: от малой "домришки" до большой "басистой", с полукруглым корпусом, длинным грифом и двумя струнами, настроенными в квинту или кварту.
Лира
С XVI века у русских, белорусов и украинцев бытовала лира (белорусское название — лера, украинское — рыля, реле). Европейским странам этот инструмент был известен гораздо раньше, с X века.
Лира — это струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающим по форме гитару или скрипку. Внутри корпуса через деку закрепляется натертое смолой или канифолью колесо. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать. Число струн различно. Средняя — мелодическая, правая и левая струны — бурдонные, аккомпанирующие. Они настраиваются в квинту или кварту. Струна пропущена через коробку с механизмом, регулирующим высоту звука, и зажата клавишами, находящимися внутри. Струны опираются на колесо, которое вращается рукояткой. Поверхность колеса натирается канифолью. Колесо соприкасается со струнами, скользит по ним и извлекает долгие непрерывные звуки. На лире играли в основном бродячие нищие — слепые "лирники", сопровождавшие аккомпанементом пение духовных стихов.
Балалайка
В конце XVII века выходит из употребления домра, самый распространенный в среде скоморохов инструмент. Но появляется другой струнный инструмент — балалайка. В разные времена ее называли по-разному: и "бала-бойка", и "балабайка", но первое название сохранилось до наших дней.
Изображение балалайки есть на лубочных картинках и картинах художников XVIII века, в исторических свидетельствах XVIII века. Исследователи русского искусства отмечали: "Трудно найти дом в России, в котором не отыскался бы парень, умеющий поиграть на балалайке перед девушками. Они обыкновенно даже сами изготовляют себе инструмент".
На протяжении столетий конструкция балалайки видоизменялась. Первые балалайки (XVIII в.) имели овальный или круглый корпус и две струны. В дальнейшем (XIX в.) корпус стал треугольным, добавилась еще одна струна. Простота формы и изготовления — четыре треугольные дощечки и гриф с ладами — привлекала народных мастеров. Строй трехструнных балалаек, так называемый "народный" или "гитарный", был наиболее применяем музыкантами. Инструмент настраивался по терциям в мажорное трезвучие. Другой способ настройки балалайки: две нижние струны настраивались в унисон, а верхняя струна в кварту по отношению к ним.
Скоморохи
Скоморохи были не только музыкантами, но и народными стихотворцами, рассказчиками. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления. Представления скоморохов несли на себе печать древнеславянской мифологии. Самой распространенной формой театрализованных выступлений с элементами юмора и сатиры были медвежьи потехи и жанровые сценки с участием Петрушки. Представления сопровождались звуками духовых и ударных инструментов.
От скоморохов требовалось безупречное владение мастерством затейщиков, то есть организаторов народных праздников, потешников, выступавших в роли музыкантов или актеров. На рисунках, воспроизводившихся во многих старинных изданиях, изображались группы скоморохов-игрецов, например гуселыциков или гудошников.
Скоморохи подразделялись на "оседлых", т. е. приписанных к одному посаду, и странствующих — "походных", "гулящих". Оседлые занимались земледелием или ремеслом, а играли лишь в праздник для собственного удовольствия. Странствующие скоморохи, профессиональные актеры и музыканты, занимались только своим ремеслом: передвигаясь большими группами, переходя из села в село, из города в город, они были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов.
Еще в 1551 году в Своде решений Вселенского собора "Стоглаве" говорилось: "Да по дальнимъ странамъ ходятъ скоморохи, совокупляяся ватагами многими по шестидесятъ, и по семидесятъ и до ста человекъ... Въ мирских свадьбах играют глумотворцы, и органники, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поютъ".
Неудивительно, что через всю средневековую русскую культуру проходит противостояние официальной церкви скоморошьим традициям, сохранявшим элементы язычества. К тому же репертуар скоморохов зачастую имел антицерковную, антигосподскую направленность. Еще в конце XV века церковь принимала решения, направленные на искоренение скоморошества. Наконец в 1648 году царь Алексей Михайлович принял указ, предписывающий властям уничтожение скоморошества, в том числе их музыкальных инструментов: "А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь". Скоморохи и мастера гудошного дела подлежали высылке в Сибирь и на Север, а инструменты уничтожались. Русскому музыкальному искусству был нанесен невосполнимый урон. Некоторые образцы народного инструментария безвозвратно утеряны.
Проводя политику на запрещение скоморошества, власть имущие в то же время держали при своих дворах небольшие ансамбли музыкантов. Скоморошество было искоренено в XVIII веке, однако традиции скоморошьих игр, сатиры, юмора возрождались в тех районах России, куда ссылались скоморохи. Как писали исследователи, "веселое наследие скоморохов жило в посаде долго и после изгнания их из Москвы и других городов".
Уничтожение "гудебных сосудов", битье батогами, ссылки за изготовление музыкальных инструментов и игру на них привели к сокращению производства инструментов. В московских торговых рядах закрылся "домерный" ряд.
]]>Источник]]>
www.svarga.tv
Русские народные инструменты. Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения. - культура - Статьи и рефераты
Русские народные инструменты.Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения.
Согласно современным данным, в инструментоведении музыкальный инструментарий классифицируется по определяющему признаку - источнику звука и подразделяется по способу его извлечения. В основу этой систематизации положена классификация К.А.Верткова, базирующаяся на разработках немецких ученых Э.Хорнбостеля и К.Закса. В соответствии с источником звука, русские народные инструменты делятся на:
Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.
К свистковым русским народным инструментам (звук в них возникает в результате рассечения вдуваемой исполнителем воздушной струи об острый край трубки или специальный вырез в ней) относятся различные продольные дудочки.
Одноствольная дудка - продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.
Двуствольная дудка (ее также называют двойчаткой, двойницей или свирелью - на каждой трубке обычно по три отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении; в совокупности они соответствуют диапазону одиночной дудки.
Кугиклы, или кувиклы, кувички - многоствольные дудки - это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты .
Окарины - пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах - до десяти, с диатоническим звукорядом в объеме ноны.
Язычковые духовые инструменты.
Язычковые духовые (звук возникает в результате колебания язычка - металлической пластинки) могут быть двух типов. На одном из них используются так называемые бьющие язычки. Изготавливаемые из тростника, бересты, иногда расплющенного основания гусиного пера и т.п., они находятся у проемов, прорезей, прикрывая их. Во время подачи воздуха язычок ударяет по краям этих прорезей. Другая же группа язычковых - с проскакивающими, обычно металлическими язычками. Язычки здесь чуть меньше проемов металлических рамок, к которым точно пригнаны. Один конец у них прочно прикреплен к рамке, другой свободно колеблется в проеме. Если язычки первого типа (бьющие) могут издавать несколько звуков в зависимости от силы и способа вдувания (прерывая воздушную струю, они образуют колебания воздушного столба в трубке, в которой находятся), то язычки второго типа (проскакивающие) издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки. Проскакивающие язычки являются основой гармоник - от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов. К бьющим язычкам относится жалейка - дудочка с небольшим количеством игровых отверстий (от трех до семи), с пищиком и раструбом, обычно из коровьего рога ; она имеет диатонический звукоряд и диапазон в пределах октавы. На парной жалейке - двух скрепленных жалейках - мелодия, в пределах того же звукоряда и диапазона, исполняется на трубке, которая имеет большее число игровых отверстий. На второй же трубке звучит бурдон или подголосок.
Волынка - представляет собой мешок, который надувается исполнителем через особую трубку и двух-трех игровых трубок. Мешок служит воздушным резервуаром. Одна из трубок мелодическая, с голосовыми отверстиями, аналогична жалейке, остальные - неизменно звучащие, бурдонные.
Мундштучные духовые инструменты.
К мундштучным (амбушюрным) духовым русским народным инструментам (звук здесь вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку) относится пастуший рожок - деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий (чаще всего 5-6), дающих диатонический звукоряд. Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру .
Среди мундштучных также - пастушья труба и рог; в отличие от деревянных рожков они не имеют игровых отверстий. На пастушьей трубе извлекается натуральный звукоряд, а на роге (изготавливавшемся из металла, обычно меди) - лишь два звука : основной и октавой выше.
Русские народные инструменты: Струнные.
Источник звука у них - натянутая струна. Русские струнные инструменты подразделяются на щипковые и смычковые.
Русские струнные инструменты: щипковые.
К щипковым (звук извлекается защипыванием струны) относятся инструменты грифные, или танбуровидные - домра и балалайка и безгрифные (псалтиртевидные) - различные виды гуслей. На первых высота звука изменяется, в основном, укорочением струн на грифе пальцами левой руки при их защипывании или тремолировании по ним правой, а на вторых - в результате перебора струн и быстрого проведения по ним пальцами рук или специальной пластинкой - медиатором (плектром).
Русские струнные инструменты: смычковые.
К смычковым русским народным инструментам относятся гудок и скрипка. Гудок (был распространен в России до конца ХIХ века) имел овальный или грушевидный корпус, чаще всего с тремя струнами, две нижних настраивались в октаву, а третья - квинтой выше. Играли на гудке коротким лукообразным смычком. Исполнитель держал инструмент в вертикальном положении, упирая его в колено или зажимая коленями при игре сидя; гудок мог находиться также в согнутой руке при игре стоя.
В наши дни в качестве русского народного инструмента в ряде областей, преимущественно в Смоленской, Брянской, Курской бытует скрипка. Исполнительство на ней имеет характерные особенности: незначительная роль vibrato, обилие жестких кварто-секундовых созвучий, бурдонный, непрерывно звучащий фон органного пункта к изложению мелодической линии и т.п.
Русские народные инструменты: мембранные.
Здесь источник звука - упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных наиболее известен бубен - в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками. По мембране исполнитель ударяет, делает тремоло, встряхивает бубен и т.п. В прошлые века пользовались популярностью накры - небольшие глиняные литавры, по кожаной мембране которых ударяли двумя палочками. С глубокой древности был известен на Руси также барабан, имевший цилиндрическую или бочкообразную форму, с обеих сторон деревянных обечаек натягивались кожаные мембраны, по которым ударяли колотушкой.
Русские народные инструменты: самозвучащие.
Обычно это также ударные инструменты, но источник звука в них - сам материал, из которого они изготовлены. В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки - в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики. Играют на ложках разнообразными способами - ударяя ложкой в правой руке по двум или трем зажатым в левой, по ложке, находящейся в голенище сапога, резким встряхиванием зажатых в обеих руках ложек и т.п.
Большой популярностью пользуются также трещотки - чаще всего, в виде деревянных дощечек, нанизанных на шнур или ремешок и отделенных друг от друга узкими деревянными планками. При встряхивании дощечки, ударяясь одна о другую, издают сухой, трескучий звук.
В качестве исконно национального русского музыкального инструмента широко известны колокола. На протяжении многих веков формировались на Руси самые различные виды колокольных звонов, характерных большой мелодической и ритмической самобытностью - праздничные, набатные, встречные, встречные, проводные, похоронные и т.п.
В прошлых веках как русский инструмент употреблялся также варган, в виде металлической подковки, в центре которой находился язычок - тонкая металлическая пластинка с крючком на конце. При игре варган зажимают зубами, защипывая крючок пальцами. Вибрируя, язычок издает бурдонирующий основной тон, а путем изменения объема полости рта, исполнитель выделяет определенный обертон - обычно диапазоном в кварту или квинту. В настоящее время как русский инструмент не употребляется, однако весьма распространены разновидности данного инструмента у многих иных народов России (башкирский кубыз, якутский хомус и др.).
Для академического инструментария важно, что все мембранные и самозвучащие (за исключением варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной традиции представляется гораздо более важным классифицировать ударные инструменты не на мембранные и самозвучащие, а на инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокола, колокольчики, вибрафон и др.) и с неопределенной высотой звука (бубен, большой и малый барабан, треугольник, тарелки, ложки, трещотки и проч.).
Существуют и другие критерии систематизации музыкального инструментария. Но чтобы понять причины, по которым одни русские народные инструменты были академизированы и вошли в состав оркестра народных инструментов, а другие остались только в практике слуховой традиции - фольклоре, важно выявить интонационную сущность русского инструментария, систематизировав его на этой основе.
www.aveclassics.net
История создания русских народных инструментов
Разделы: Музыка
Цели урока:
Закрепить и обобщить знания учащихся об
оркестре;
Развитие музыкального мышления (знание истории
создания инструментов)
Умение анализировать и обобщить.
Задачи урока:
Дидактические:
осознать значимость любого музыкального
инструмента с исторической точки зрения и его
развитие в социальном отношении
(преемственность).
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к музыке,
потребность общения с ней, желание слушать
народную музыку;
аудиозапись оркестра русских народных
инструментов, загадки, поговорки, кроссворд.
Ход урока
1. Оргмомент. Музыкальное приветствие.
(Приветственная увертюра А.Хаминова в исполнении
Гос.акад.рус. нар. орк. им.Осипова).
2. Объявление темы и задача урока.
Учитель: Сегодняшняя тема урока “Русские
народные инструменты”. На этом уроке обобщим и
расширим знания о русских народных инструментах
и познакомимся с историей их создания.
В летописях и во многих трудах иностранных
писателей средних веков находится множество
указаний о страстной преданности славян к
музыке. Карамзин в “Истории Российского
государства” пишет:”Северные венеды в VI веке
сказывали греческому императору, что главное
услаждение их жизни есть музыка и что они берут
обыкновенно в путь не оружие, а кифары или гусли
им выдуманные”. С течением времени интерес к
русским музыкальным инструментам не угас.
Русские народные инструменты можно
классифицировать под общепринятую систему
деления:
(Смотрим репродукцию инструмента и слушаем
фрагмент пьесы “В стиле кантри” в исполнении
академического оркестра нар. Инструментов
России им.Осипова, солистка Любовь Муравьева
(гусли) Рис.1
Учитель: Какой инструмент вы видите и
слышите?
Ученики: Гусли.
Учитель: Как называется древнейший
струнно-щипковый инструмент?
Ученики: Гусли.
Учитель:Итак, гусли – народный музыкальный
инструмент. Существует несколько версий
происхождения версий этого слова. По одной из них
славянское слово “гусли” выражает совокупность
струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны
происходит, очевидно, от старославянского
(гудеть). Гудением в старину называли именно звук
струн.
Древнерусские гусли по преданиям имели
горизонтальное положение, их обычно сравнивали с
лежачей арфой. На гуслях играли богатыри Добрыня
Никитич и Соловей Будимирович и новгородский
гость Садко.
С музыкальной культурой духовенства связаны
гусли – псалтырь (шлемовидные). Была
распространена среди скоморохов, в XVII веке после
указа Алексея Михайловича “Об исправлении
нравов и уничтожений суеверий” почти исчезают.
В начале XX века музыканты – конструкторы
Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли.
Инструмент приобрел треугольную форму,
количество струн стола постоянным 12-13. В 1914г.
Н.Фомин сконструировал так называемые
“клавишные” гусли. Они снабжены одноактавной
клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой
набирают любой аккорд, а другой проводят по
струнам плектором из твердой кожи.
(Звучит фрагмент пьесы “Наваррская Охота” в
исполнении дуэта домбр С.Лукин и Н.Абрамова, на
этом фоне детей знакомят с видом домбры) Рисунок 2.
Учитель: знаете ли вы поговорку “Любить – игра,
купить – домбра”
Ученики: Да
Учитель: она появилась в XVIII веке, значит и домра
тогда же.
Этимологические исследования показывают, что
термин “домбра” тюркского происхождения.
Предком домры явился египетский инструмент
“пандура”, проникший к нам через Персию,
торговавшей с Закавказьем.
В Европе она получила название “лютня”. Именно
она стала родоначальницей мандолины, гитары,
виолы. В древних записях домра фигурирует как
атрибут скомороха. Само слово “скоморох”
происходит от арабского “maskhora” - смех, насмешка.
После гонений (1648) на скоморохов инструменты
погрузили и свезли за Москву-реку и там сожгли.
Лишь в конце XIX века В.Андрееву удалось создать
домру, получившей квартовый строй и полный
хроматический звукоряд. Домры в оркестре
составляют основную линию мелодическую.
(звучит фрагмент пьесы А.Шалова “Во лесочке
комарочков много уродилось…” в исполнении Дм.
Калинина (балалайка), дети знакомятся с видом
балалайки) Рис.3
Учитель: Хороводом мы пойдем,
Песню звонко запоем
Забренчит нам угадайка,
Веселушка …?
Ученики: Балалайка.
Учитель: Правильно. Познакомимся поближе с ней.
Она 3х струнная с треугольным корпусом, произошла
от слова “балакать” - значить пустозвонить.
Впервые название “балалайка” встречается в
письменных памятниках времен Петра Великого. В
1715 г., при праздновании устроенной по приказу
царя шуточной свадьбы в числе инструментов
упоминается и балалайка.
Андреев сконструировал целое семейство
балалаек, выступление которых состоялось в 1888г. в
Петербурге. Затем сформировал Великорусский
оркестр, первое выступление которого состоялось
в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор
народные инструменты стали распространяться с
необычайной быстротой по всей России.
Учитель: Отгадайте дети загадки.
Ящик на коленях пляшет, то поет, то громко
плачет. (Гармонь) Рис.4
Ученики: Гармошка.
Учитель: Молодцы! Инструмент, получивший
название по имени древнерусского
певца-сказителя.
Ученики: Баян.
Учитель: Правильно, он разновидность
хроматических гармоник, своим появлением обязан
мастеру Стерлигову и назван в честь сказителя
Бояна. Существует несколько разновидностей
гармоник. Тульские гармошки были с одним
рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Саратовские
имеют в конструкции колокольчики. Вятские
кустари добавили ряд кнопок. Все перечисленные
инструменты назывались – тальянки. Они на разжим
и сжим издавали разные звуки.
В настоящее время широкое распространение
получили “выборные” баяны. Особенность их в том,
что в левой клавиатуре нет готовых аккордов. Это
расширяет музыкальные исполнительские
возможности инструмента.
ДУХОВЫЕ
(дети смотрят вид рожка) Рис.5
Учитель: А ну ка, отгадайте. На нем играли
пастухи, пастуший что?
Ученики: Рожок.
Учитель: Отлично. Рожок представляет собой
конической формы прямую трубу с пятью
отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют
рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у
рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше
октавы.
Первые письменные свидетельства о рожке
появляются во II половине XVIII века в описаниях
музыкальных инструментов Тучкова, Штелина,
Гасри. Впервые рожок подробно исследован
Н.Приваловым.
В конце XIX в. Были успешные выступления хора
рожечников под управлением Н.Кондратьева из
Владимирской области. В настоящее время рожки
вводятся в состав оркестра русских народных
инструментов. (Звучат фрагменты записи
“Смоленский гусачок”, солист С Бутушин
(жалейка), из альбома (Sound of instrumеnts) рис.6
Учитель: Дети, это звучит жалейка. Жалейка –
духовой тростевой инструмент, представляет
собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми
отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная.
Одинарная жалейка представляет собой небольшую
трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний
конец надет раструб из бересты или из коровьего
рога.
Тембр жалейки печальный пронзительный и
жалостливый. Поэтому некоторые исследователи
связывают название инструмента с “желями” или
“жалениями” - поминальным обрядом.
Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по
длине трубочек, вставленных в один общий раструб.
(Звучит фрагмент из альбома “Sound of instrumеnts”,
солист Дм.Кузнецов (свирель)
Учитель: Отгадайте загадку – Приложил к губам я
трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот
очень хрупкий, называется …(свирель). Этот типа
продольной флейты, состоящий из двух не
скрепленных между собой деревянных трубок
разной длины. По преданию, на свирели играл сын
славянской богини любви Лады – Лель. Он делал
себе весной свирель из прутиков березы.
Н.И.Привалов закрепил название “свирель” за
парной флейтой, так называли этот инструмент на
Смоленщине. В первые годы ХХ века В.Андреев ввел в
свой оркестр свирели, снабженные клапанной
механикой.
(Репродукция М.Врубеля
“Пан”)
Учитель: Дети внимательно всмотритесь в
репродукцию Врубеля. Здесь четко показан
инструмент “флейта Пана”, на котором играл бог
лесов Пан. Известна она в народе как кувиклы,
которая представляет собой набор пустотелых
трубок различной длины и диаметра с открытым
верхним концом и закрытым нижним.
Изготовляется из камыша, бамбука, дном служит
узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят из 3-5
трубок одинакового диаметра, но разной длины (от
100 до 160 мм). Верхние концы инструмента
располагаются на одной линии.
Играют на кувиклах преимущественно женщины
ансамблем
(Слушаем фрагмент инструментальной композиции
П.Оготоева (варган) Рис.9
Варган – (от лат. “organism – музыкальный
инструмент) древнейший музыкальный инструмент.
История варгана уходит в глубь веков. Полагают,
что родоначальником варгана был лук. Достаточно
было согнуть лук и смертоносное оружие
превращалось в музыкальный инструмент.
Традиции игры на варгане существовали вплоть
до 30 годов ХХ века. Во времена сталинизма варган
был запрещен как вредный пережиток прошлого, в
частности из-за связи с шаманизмом.
Варган был распространен и в Европе, но к концу
ХХ века искусство варганной игры потеряло свою
актуальность. Это было вызвано тем, что в 1821 г.
немецкий мастер Ф.Бушман из нескольких маленьких
варганов, настроенных на разную высоту звучания,
сконструировал губную гармошку. Ну а когда
губную гармошку снабдили мехами, миру предстал
аккордеон и баян.
В конце ХХ века интерес к варганной музыке стал
расти, с возрождением этнических культур. Первый
варганный фестиваль состоялся в 1984 г. в США.
УДАРНЫЕ
Учитель: Познакомимся с ударными
инструментами. К ним относятся: ложки, бубен,
трещотки.
Ложки – ударный инструмент, представляющий
собой деревянные ложки, к рукоятке которой
привязывали бубенчики. Рис.10.
Время возникновения на Руси ложек, как
музыкального инструмента пока не установлено.
Подробные сведения о них появились в XVIIIв. И
свидетельствуют о широком распространении их
среди крестьян и скоморохов.
Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем
отличаются от обычных столовых деревянных ложек,
только выделываются они из более твердых пород
дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют
удлиненные рукоятки и отполированную
поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки
подвешивают бубенцы.
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4
ложки среднего размера и одна большой величины.
От того, что размеры разные, возникает
впечатление чередования звуков по высоте.
Существует множество приемов игры на ложках.
Обычно в игре одного исполнителя используются
три ложки. Две из них закладываются между
пальцами левой руки, третья берется в правую.
Первые две служат как бы двойной “наковальней”
по которой бьют третьей ложкой. Бьют скользящим
ударом с одной чашки на другую. Получается все
время многозвучный ажурный Ритмический рисунок.
В наше время ложки узаконили свое место не
только в самодеятельности, но и на
профессиональной сцене.
Бубен – музыкальный ударный инструмент в
виде деревянного обруча, с натянутой на одной
стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча
парами прикрепляются тонкие пластинки, на них
подвешиваются бубенчики. На нем играют,
встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже
ладонью.
Бубен известен восточным славянам с древнейших
времен. Особенно широко они применялись в ратном
деле и у скоморохов. В прежние времена бубном
называли ударные инструменты, на которых
натянута кожа.
Одно из описаний бубна вместе с трубами в
качестве военно-музыкального инструмента
относится к Х в (960 г) и включено описание князя
Святослава Игоревича.
Бубен ратный представлял собой котел с
натянутой кожаной мембраной. В древности удар по
мембране производился с помощью вощаги –
колотушки в виде кнута, с плетеным шаром на конце.
Ратные бубны применялись как пехотой, так и
конницей. Известны разновидности ратных бубнов:
тулумбас и набат.
Предполагают, что русские набаты были огромных
размеров. Для их перевозки использовались четыре
лошади. А звук, точнее грохот извлекали
одновременно 8 набатчиков. Во время боя ударные
инструменты объединялись с трубами и сурнами и
создавали устрашающие врага грохот.
В более поздние века бубном широко
пользовались скоморохи. Они использовали бу4буен
в ансамбле с балалаечникам и и ли гармонистами.
Кроме того, бубен использовался как сольный
инструмент. Вот как описывали игру на
инструменте: “Народные виртуозы при игре на
бубне выделывают фокусы, подбрасывая его высоко,
затем бьют бубной по своим коленям, то ударяя по
голове, подбородку.”
Бубен был распространен не Украине и в
Белоруссии, применялись чаще в танцевальной
музыке. Инструмент этот изредка встречается в
руках народных музыкантов и в наши дни, но
основное свое применение он нашел в оркестрах
русских народных инструментах.
Трещотки – ударный музыкальный инструмент,
заменяющий хлопки в ладоши. Письменных
свидетельств упоминания в древней Руси этого
инструмента нет. При археологических раскопках в
Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки,
которые, по предположению В. И. Поведкина, входили
в комплект древних новгородских трещоток в ХII
веке. Рисунок 12.
Трещотки использовались в свадебном обряде при
исполнении величальных песен с приплясыванием.
Хоровое исполнение величальной песни
сопровождается нередко игрой целого ансамбля,
насчитывающего иногда более 10 человек. Во время
свадьбы трещотки украшают лентами, цветами ,
иногда бубенчиками. На свадьбе кроме музыкальной
функции бубен носил мистическую функцию
оберегания молодых от злых духов.
Состоят трещотки из набора 18-20 - тонких дощечек
длиной 16 – 18 см, сделанных обычно из дуба,
соединенных между собой веревкой, продетой в
отверстия в верхней части дощечек.. Для того,
чтобы дощечки вплотную прикасались друг к другу,
между ними вверху вставлялись небольшие
пластинки из дерева шириной 2 см. Трещотку берут
за концы в обе руки, плавным движением платины
ударяются друг о друга издавая сухой щелкающий
звук. Широкое применение получили в оркестрах
русских народных инструментах.
Учитель: мы познакомились с видами русских
народных инструментов и их истории создания.
Попробуйте решить кроссворд. Подсказкой
послужит вписанное в кроссворд по вертикали
слово “народный”.
1.- - -Н
(баян)
2.- - -А
- - - - -.
(балалайка)
3. - -Р
- - -.
(варган)
4. – О
- - -.
(рожок)
5. Д
- - -
(домра)
6. - - - - Н
(бубен)
7. - - - - - -Ы
(кугиклы)
8. - - - -Й
- -
(жалейка)
ЛИТЕРАТУРА
Агажанов А. “Русские народные музыкальные
инструменты”
Банин А.А. “Русская инструментальная музыка
фольклорной традиции”
Беляев В. М. “Русская народная инструментальная
музыка”
Кельдыш Ю. В. “История русской музыки”
Колчин Б. А. “Гусли древнего Новгорода”
Мирек А. “Гармоника. Прошлое и настоящее”
Перепелицын П. Д. “История музыки в России с
древнейших времен до наших дней”
Попонов В. Б. “Русская народная
инструментальная музыка”
Фомицын А. С. “Скоморохи на Руси”
Фомицын А.С. “Домра и сродные ей”
Фомицын А. С. “Гусли. Исторический очерк”
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
древние инструменты Видео база
1 г. назад
Одна из уникальных достопримечательностей Воронежа — музей забытой музыки, в котором хранятся музыкальны...
3 г. назад
Знакомство с старинными русскими инструментами. Медведев Владимир Иванович. В древние времена на Руси...
3 г. назад
Звук Древних Музыкальных Инструментов. The Sound of Ancient Musical Instruments. Перуанский эксперт демонстрирует репродукц...
3 г. назад
ПОДПИШИСЬ ▻https://www.youtube.com/channel/UCdYcZPdPiTQ-Ey2nOriJqvA В сюжете идет речь о самых страшных медицинских инструментах...
4 г. назад
http://www.techmuzey.ru/ Музей старинных инструментов, г. Нижний Новгород Адрес музея: г. Нижний Новгород, ул. Большая...
2 г. назад
Термин «инквизиция» произошёл от лат. Inquisitio, означающего «допрос, дознание». Термин был широко распростран...
5 мес. назад
Подпишись, чтобы не пропустить новых кРАмольных видео https://goo.gl/5HzLCr Видеоверсия статьи https://www.kramola.info/vesti/neo...
10 мес. назад
Guns of Boom - http://bit.ly/2vaKCsn Всем привет ребятки.Сегодня я хочу сделать простейший инструмент который используется...
2 г. назад
Флейта из моркови. Саксофон из труб ПВХ. Ксилофон из камней. Ханг. Стеклянная гармоника.
2 мес. назад
ссылка на статью: https://levhudoi.blogspot.ru/2015/08/blog-post_9.html ссылка на видео самолета: https://vk.com/pro_history?w=wall-84352522_16844.
3 г. назад
Друзья! Поддержите наш канал: PayPal - [email protected] гривны - Приват Банк 5168757269411908 (Новикова Валерия), WebMoney: U138362713333...
3 г. назад
Подпишитесь на канал Life | Новости - https://goo.gl/7MElrH Смотрите также: Проишествия - https://www.youtube.com/playlist?list=PLTtSQdzf0736n6yAh5o.
5 мес. назад
Древние музыкальные инструменты воссоздает мастер из Узбекистана.
3 г. назад
Текст новости ...
3 мес. назад
Плейлист с видео Скляров Андрей и ЛАИ: https://goo.gl/2cccuU http://laiforum.ru/viewtopic.php?f=264&t=4203 Список книг Андрея Склярова....
Научно-просветительский Форум "Ученые против мифов 4" http://antropogenez.ru/forum4-itogi/ Москва 10 июня 2017 Часть-6. - Николай...
video-base.ru
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН | ИНСТРУМЕНТЫ В ДРЕВНЕМ МИРЕ | МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ | Культура. Искусство. История
Материалы по теме:
Выражение удовольствия и радости высказывалось у наших предков пением, музыкою и пляскою. Византийские историки повествуют, что славяне, жившие по берегам Балтийского моря, не знали войны, или если и знали, то всегда предпочитали мир войне, любили удовольствия и мирные занятия.
Трудно решить какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жалейка, рог и свирель, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли.
В старых византийских хрониках, относящихся к VI веку, рассказывается о славянах-гуслярах, жителях далекого севера. Во время сражения греков с хазарами были взяты в плен чужеземцы, непохожие на воинственных обитателей причерноморских степей. Пленники отличались высоким ростом и крепостью. Вместо оружия чужеземцы-великаны носили с собой гусли. Когда греки спросили великанов, кто они и откуда, послы ответили: "С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране, нашей, не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и спокойную".
Полулегендарная история с гуслярами-славянами открывает первую страницу в музыкальной жизни Руси.
На огромной территории, где селились наши предки, в курганах археологи находят различные по виду и величине колокольчики и бубенчики. Отыскивали их на побережье Черного моря, на Урале, в Сибири. Звон, по древнеславянским и иным поверьям, предохранял человека от действий враждебных магических сил.
Еще много веков после свержения идолов народу грезились языческие сны и, несмотря на запреты и наказания, по городам с веселой музыкой бродили скоморохи, и даже монахам, впадавшим в искушения, чудились звуки гуслей и сопелей. Поэтому все знали: кто привечает скоморохов, тот помогает дьяволу. Но любовь к музыке была неискоренима.
В Софийском храме в Киеве найдены фрески, изображающие играющих и поющих скоморохов. Молодой человек держит в руках инструмент, два, скомороха дудят в трубы, пляшущий музыкант поднес к губам свирель. Скоморохи - странствующие актеры, взявшие на себя в Древней Руси ответственность каликов перехожих, говорящих правду, борющихся за справедливость. Внешняя острота слова действия пугала
глубоковерующих и священников, а это была просто очередная театрализованная, откровенная правда.
Больше всего наши предки любили гусли. Гусельки яровчатые, т.е. сделанные из явора-клена, награждались в сказках, легендах и былинах самыми ласковыми именами и эпитетами.
На шумных пирах князя Владимира бывал богатырь Добрыня, ловкий дипломат, храбрый воин и искусный музыкант. Одна из киевских былин рассказывает, что когда Добрыня пришел на "почестей пир", Владимир-Красное Солнышко тут же его попросил:
"Ай же ты Добрынюшка Никитич млад!
А бери- ка ты гуселешки яровчаты,
Поподерни-ка во струнки золоченые,
По-унылому сыграй нам, по-умильному
Во другой сыграй да по-веселому".
Под гусли Добрыни сначала все призадумаются, закручинятся, а потом веселились от души.
Русь помнит и другого гусляра, героя новгородских былин - Садко.
"Как во славном Новгороде
Был Садко, веселый молодец,
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гуселъки яровчаты,
По пирам ходил-играл Садко,
Спотешал купцов, людей посадских".
Садко увеселял торговых да посадских людей. Садко действительно существовал. При раскопках церкви в новгородском Детинце выяснилось, что ее в 1167 г. заложил Сотко Сытинич.
Во многих песнях, играх и обрядах мы видим отзвуки далекой музыкальной старины, связанной с ' обожествлением природы, когда небо, солнце, лес, луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования забывались, а песни, сопровождаемые игрой на бесхитростных инструментах, вроде рожка, долго еще оставались в памяти народной.
Под рожок пели:
"А мы просо сеяли, сеяли!Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли!"
Лада - богиня любви древних славян, а Дид - ее сын, прекрасный, как Аполлон. Многие праздники на деревне сопровождал именно рожок. Игра на рожке непростое занятие. Кроме умения, которое дается не всем и не сразу, требуются и физическая тренировка, хорошие легкие. Пастух с рожком гораздо ценнее, чем не имеющий его. Рожечник был непременным участником свадьбы, крестин, рекрутских сборов. На иконе XVII в. "Собор Богоматери",приве-зенной из Владимира в музей им. Рублева, изображены пастухи с рожками и трубами. В ХУП-ХУШ вв. в помещичьих усадьбах держали рожковые оркестры.
В сентябре 1654г. ударили колокола, призывая всех на шествие. Процессия двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали пять доверху нагруженных подвод. Наконец шествие остановилось, и монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры, гусли, рожки, свирели, бубны. Потом все это подожгли.
Средневековая Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты.
Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот теперь бесовские инструменты отбирали на улицах, в домах, кабаках, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.
Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? "Где появятся домры, сурны, гусли, - гласит царский указ XV в. - то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от этого богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батогами".
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.