Соседи Греции. Путешествуем вдоль границ.Занятие 1. Соседи древней греции
Соседи Греции. Путешествуем вдоль границ.Занятие 1.
Мы начинаем серию занятий про Грецию. Я задумала большой проект, в котором мне бы хотелось познакомить сына с историей, культурой, достопримечательностями этой самобытной страны. Начать я решила очень издалека. Мы познакомимся с соседними государствами, ведь они влияют на обстановку внутри страны, к тому же Грецию окружают государства, которые оставили в истории огромный след! Речь идет о целых цивилизациях. Итак!
1) Рассмотрим карту современной Греции. Ни одно наше путешествие не обходится теперь без нашей любимой карты от "Умницы". И это наше путешествие не стало исключением. Мы разложили карту, улеглись на ней поудобнее, взяли рулончики от туалетной бумаги, сделали надрезы, вставили в них таблички «север», «юг», «запад», «восток».Нашли соседние государства. Пограничные государства очень сильно влияют на жизнь друг друга. Когда неспокойно в одном государстве, волнения начинаются и в других.Вспомнили, где мы уже были и что мы знаем.На востоке - Турция.Мы были в Марморисе. Видели древний город Эфес, домик Девы Марии, белые горы Памукалле, бассейн Клеопатры.Хорошими ли соседями были турки в древности?Мы построим прямо на карте домики из спичечных коробов. Взяли наездников, поскакали они из Азии, испугались их китайцы, отгородились от них великой китайской стеной (выставляем ее из лего), но не остановило это турков и захватили они земли армян, персов, добрались до греческого города Константинополь, (опрокинулись домики). Так появилась столица Турции – Стамбул.
На севере – Албания, Македония, Болгария.И эти страны пострадали от набегов турок.АлбанияНациональный герой Албании – Скандербег. О Скандербеге рассказывают множество легенд, в которых он неизменно предстает как мудрый и сильный человек. Особым почитанием было окружено его оружие — своим мечом, как утверждают предания, Скандербег просто совершал чудеса. Между тем меч был настолько тяжел, что только его рука могла поднять волшебное оружие, а обычному человеку в одиночку это было просто не под силу — для того чтобы поднять меч Скандербега, требовались как минимум трое. Меч Скандербега дробил скалы, срезал горные вершины, им можно было перерубить пополам огромный валун и без особого усилия рассечь человека от головы до пояса. Секрет этого легендарного оружия таился, однако, все же не в мече, а в небывалой силе, которой обладал Скандербег. Как рассказывается в одной из легенд, однажды турецкий султан Мехмед II прислал к албанскому полководцу послов с просьбой о мире. Наслышанный о знаменитом мече Скандербега, он приказал также послам просить, чтобы албанский вождь в знак мира подарил ему, турецкому султану, свой легендарный меч. Скандербег охотно согласился на эту просьбу и отослал свой меч Мехмеду II. Один из приближенных Скандербега, узнав об этом, пришел в ужас: как же теперь албанцы будут отстаивать свою независимость? Однако Скандербег, смеясь, ответил ему, что он отослал султану только свой меч, по не свою руку…Скандербег всегда носил шлем с изображением козы,по легенде коза спасла его от голодной смерти, на которую его обрекли турки, загнав в горы.
1) Вырезаем круг, делаем конус, наклеиваем козу – шлем Скандербега готов. Ставим его на карту.
А вот оригинал:2) Делаем флаг Албании. На нем изображен двуглавый орел. Это флаг Скандербега. Он полагал, что албанцы произошли от орлов. Костик очень удивился: «Разве Скандербег не знал, что мы все произошли от обезьян?» (На современном флаге звездочкинет, но Костику уж очень хотелось ее наклеить)
Македония1) В Македонии родились известные христианские святые, просветители славян, создатели славянской азбуки — братья Кирилл и Мефодий.Делаем флаг Македонии. Кладем на карту магнитные буквы.2) Великий полководец Александр Македонский прославил свою Родину.Мы пока ограничились только тем, что проскакали на коне через Грецию до Египта. Об Александре Македонском мы еще обязательно поговорим отдельно.
БолгарияВ Болгарии есть Великолепная долина роз. Долина Роз находится в самом центре Болгарии – у подножия гор Стара Планина, между городами Карлово и Казанлык. Своим названием долина обязана знаменитым болгарским розам, которые растут здесь более трехсот лет. В Болгарию розу завезли турки в 17 веке из Индии через Персию и Сирию. Тогда в Казанлыкской долине высадили тысячи черенков роз.
Сбор цветов продолжается около месяца – с 20 мая по 20 июня, но во многом это зависит от погодных условий. Лепестки собирают каждое утро с 5 до 9-10 часов. Эфирное масло получают из лепестков розы.Болгарское розовое масло славится далеко за пределами страны и считается одним из лучших в мире. В связи с этим часто Болгарию называют «страной роз», а цветок розы является одним из ее символов. О нем поют песни и слагают легенды, его изображение можно найти на стенах домов и на вышитых национальных одеждах.
1) Мы взяли бутон розы и засыпали его песком. В таком виде он пролежал у нас около месяца. В день занятия мы его достали и посмотрели, что с ним стало. Костю процесс очень заинтересовал.2) Флаг Болгарии было делать очень легко.
На юге – Египет.В 670 году до Р.Х. Египет в первый раз открыл свои гавани для иностранцев; полудикие, но даровитые и восприимчивые греки увидели себя лицом к лицу с одною из самых древних цивилизаций земного шара. Всё, что они видели в Египте, возбуждало в них изумление и шевелило их мысль. Периодические разлития Нила, сложная система каналов для орошения полей, астрономические наблюдения жрецов, их геометрические познания, необходимые для размежевания полей после наводнения, их таинственные символы и иероглифы, колоссальные произведения египетской архитектуры, пирамиды, лабиринт, сфинксы, обелиски - всё это вместе было гораздо более поразительно, чем самые затейливые сказки греческой мифологии. Греки узнали, что у египтян есть свои собственные боги, не имеющие ничего общего с греческими богами; а в могуществе этих богов греки не могли сомневаться, потому что видели собственными глазами древность, силу и процветание того государства, которое находилось под покровительством этих верховных существ».Александр Македонский основал в Египте город Александрию и открыл там Александрийскую библиотеку.
Берем листы бумаги, обмакиваем их в заварку, сушим, пишем на них, сворачиваем трубочками. Это свитки с древними греческими рукописями.Процесс изготовления рукописей заворожил Костю. Он сделал кучу свитков, положил их в сундучок и стал играть в караванщика, который перевозит древние рукописи.
На западе – Италия.Мы уже играли с Костей в Неаполь и Рим. Поэтому пока мы ограничились тем, что нашли карточку с Колизеем из набора "Умница" , вспомнили про гладиаторов.
Итак, сегодня мы узнали о соседях Греции, поняли, что судьбы этих государств тесно переплелись между собой.
В поиске креативных идей
club.umnitsa.ru
КРИТ И ЕГО СОСЕДИ. Древняя Греция
КРИТ И ЕГО СОСЕДИ
Центром первой европейской цивилизации, которая достигла блестящего расцвета, стал Крит. Удачное географическое положение острова во многом предопределило своеобразие его исторического пути, способствовало высокому уровню развития общества и господству на море. Крит находится как бы на границе, отделяющей Эгейское море от Средиземного. Эта наиболее приближенная к Востоку часть Европы вместе с окружавшими Крит островами являлась своеобразным «мостом» между народами Востока с их древними цивилизациями и народами Европы. На этом перекрестке путей между тремя материками встретились различные этнические и культурные элементы из стран Азии, Африки и Европы. Благодаря этому создались благоприятные условия для появления совершенно новых форм жизни общества, культуры и искусства.
Этническая картина на Крите была весьма пестрой. Уже на ранних этапах истории островного общества произошло смешение различных этнических элементов. В целом минойцев (местное догреческое население) причисляют к так называемой средиземноморской расе, для которой характерны относительно невысокий рост, черные кудрявые волосы и карие глаза. На каком языке говорили древнейшие обитатели Крита, до сих пор неизвестно, но это был не греческий язык. Автохтонное население острова античная традиция называла этеокритянами (т. е. истинными критянами). Именно их историки отождествляют с минойцами – носителями минойского языка и создателями древнейшего критского письма: иероглифики, линейного письма А и иератической письменности Фестского диска. Родственными этеокритянам были кидоны. На Крите обитали также пеласги – переселенцы из материковой Греции и анатолийцы, проникшие из Малой Азии. Появление на острове греков-ахейцев относится уже к периоду после крушения державы Мйноса.
В XXX-XXVII вв. до н. э. в Эгеиде повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На Крите формирование цивилизации бронзового века шло под воздействием культур соседних обществ. В III тысячелетии до н. э. высоким уровнем развития отличалась культура Кикладских островов, достигшая расцвета к середине тысячелетия. Островное население занималось меновой торговлей с заморскими странами, что требовало большого мастерства в кораблестроении и мореходстве. Активная хозяйственная деятельность и интенсивность торгового обмена привели к высокому уровню развития ремесел и искусства. Об этом можно судить по тщательно изготовленным мраморным сосудам и статуэткам – так называемым кикладским идолам. Изделия кикладских ремесленников в большом количестве находят не только на Крите, но и в материковой Греции, Малой Азии и даже в отдаленных районах Средиземноморья.
Кикладские идолы – каменные фигурки с Кикладских островов (III тыс. до н.э.)
Кикладское общество еще находилось на стадии родо-племенной организации, однако центрами племен уже становятся поселения протогородского типа. Типичными примерами такого центра являются окруженный массивными стенами Полибхни на острове Лемнос, занимавший площадь 4500 квадратных метров, и чуть меньший Кастри на острове Сирое. К середине III тысячелетия до н. э. подобные поселения, укрепленные мощными стенами и башнями, появляются и на других островах Кикладского архипелага. Постройки внутри таких укреплений, как правило, однотипны, что позволяет предполагать отсутствие сколько-нибудь резких социальных различий в древнем обществе. Большие многокомнатные дома, по мнению археологов, находились в совместном пользовании большесемейных общин, поддерживавших родовое равенство и не допускавших резкого выделения родо-племенной знати. Хотя, как показывает погребальный инвентарь, процесс накопления богатств уже начался. Это и привело к появлению в общине во второй половине III тысячелетия до н. э. зажиточной верхушки, что свидетельствует о разложении первобытных отношений в кикладском обществе. Однако процесс урбанизации на Кикладах был насильственно прерван в конце III тысячелетия до н. э. Возможно, это было связано с вторжением на острова новых этнических групп, после чего развитие общества надолго приостановилось и культурная традиция прервалась.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
МЕЖПОЛИСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГРЕЦИЯ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Древняя Греция
МЕЖПОЛИСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГРЕЦИЯ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Древняя Греция, которая состояла из нескольких сотен полисов, никогда не была единым государством. Каждый полис осознавался как совершенно независимый, суверенный государственный организм. Однако в наиболее отсталых греческих областях (Этолия, Эпир и др.) в архаическую эпоху процесс образования полисов еще не начался, и их население по-прежнему жило в условиях племенного строя. В целом в этот период в греческом мире наблюдалось большое разнообразие вариантов экономического, политического, культурного развития регионов.
В то же время Греция не являлась и чисто географическим понятием. Уже в архаическую эпоху, если не раньше, греки пришли к осознанию того факта, что при всех своих различиях они принадлежат к одному и тому же этническому единству – эллинам. Несомненная общность происхождения, языка, структур социума, исторической судьбы давали о себе знать. Находясь в состоянии почти перманентных войн друг с другом, греческие полисы при этом стремились к установлению все более тесных контактов. Такому сближению полисов способствовало наличие религиозно-культурных институтов, имевших панэллинский статус, т. е. признававшихся всеми греками. Среди этих институтов в первую очередь следует назвать общие культы и авторитетные во всем греческом мире культовые центры, такие, как святилища Аполлона в Дельфах и Зевса в Олимпии. Во время храмовых праздников, в процессиях, при жертвоприношениях и других священнодействиях принимали участие греки из всех частей Эллады, что не могло не активизировать их общение друг с другом.
В формировании единства греческого этноса важную роль играли общегреческие спортивные состязания (Олимпийские игры и др.). Не случайно на период проведения Олимпийских игр все участвовавшие в них полисы провозглашали священное перемирие: военные конфликты на несколько месяцев приостанавливались, дабы атлеты и зрители могли безбоязненно добраться до места состязаний и вернуться домой.
Афина Афайя. Скульптура с о.Эгина
Постепенно между различными полисами, несмотря на постоянные междоусобные войны, начинают оформляться дипломатические отношения. Первоначально эти межгосударственные отношения носили еще всецело личностный характер: аристократ из одного полиса налаживал контакты с аристократом из другого полиса и вступал с ним в ксению – союз священного гостеприимства. Такой союз имел наследственный характер: из поколения в поколение его продолжали поддерживать потомки заключивших его лиц. Со временем буквально весь греческий мир оказался вовлечен в подобные межаристократические отношения.
Из ксении выросла проксения – дружественный союз, когда связи с жителем другого полиса устанавливал уже не отдельный гражданин, а сам полис. Лицо, удостоенное проксении, становилось отныне как бы представителем своего полиса в другом государстве.
Таким образом зарождались полноценные дипломатические отношения. Для переговоров по конкретным вопросам из одних греческих государств в другие направлялись послы и глашатаи, считавшиеся лицами неприкосновенными. При этом такого явления, как постоянно функционирующее посольство на территории другого государства, Греция не знала.
В архаическую эпоху полисы начали заключать между собой межгосударственные договоры различного характера: о разрешении спорных территориальных вопросов, о дружественных отношениях и т. п. Некоторые из этих древнейших соглашений дошли до нас в виде выбитых на камне надписей. Дело шло к созданию межполисных союзов – объединений нескольких государств. Одним из наиболее распространенных типов таких объединений была амфиктиония – религиозно-политический союз ряда полисов с центром в каком-либо авторитетном святилище. Наиболее известной и влиятельной была Дельфийская амфиктиония, в которую входило несколько сильных полисов (в том числе Афины и Спарта), ставивших своей задачей охранять святилище в Дельфах от любых посягательств. Амфиктионии были, конечно, очень неоднородными структурами по составу участников и политической ориентации.
Более сплоченным объединением была симмахия – военный союз, заключавшийся полисами или на началах равноправия, или (чаще) под главенством наиболее сильного из участников. Типичным примером симмахии был Пелопоннесский союз во главе со Спартой. Впрочем, ввиду характерных для полисного мира сепаратистских тенденций полномасштабные и долгосрочные военно-политические объединения были редкостью. Полисы предпочитали заключать союзные договоры на небольшой срок или для конкретного военного мероприятия. Ведь спустя краткое время могла сложиться ситуация, когда придется воевать против недавнего союзника.
Межгосударственные отношения, сложившиеся в полисном мире, начали распространяться и за его пределы. Греки вступали в экономические и политические связи с соседними государствами. Всех иноплеменников они называли варварами (т. е. невнятно говорящими). Слово «варвар» в эпоху архаики еще не несло уничижительного оттенка. Презрение к негреческим народам, признание их людьми «второго сорта», чуждыми свободе, «рабами от природы» – явление более поздней эпохи. Пока же греческие аристократы охотно вступали в дружеские и брачные связи с царями и вождями «варварских» народов.
В VIII—VI вв. до н. э. внешнеполитическая ситуация была весьма благоприятной для греческого мира. Греция не знала сколько-нибудь серьезных внешних угроз: никто из соседей не имел ни достаточных сил, ни желания покушаться на независимость этой страны, настраивать против себя свободолюбивый и воинственный народ. Более характерным было установление дружественных отношений между Грецией и близлежащими государствами.
На востоке, в Малой Азии, главным партнером греческих полисов было сильное и весьма богатое царство Лидия. Лидийские цари, правда, осуществляли давление на эллинские города Ионии, стремясь подчинить их своему влиянию, но с самой Балканской Грецией они старались сохранять дружбу. Самый знаменитый из владык Лидии – Крёз всячески демонстрировал свое почтение к Дельфийскому оракулу, заключил союз со Спартой. На севере греки активно контактировали с фракийцами, находившимися на стадии формирования государственности. На юге установились взаимовыгодные связни с Египтом: греческие полисы закупали у египтян хлеб, а египетские фараоны привлекали греческих гоплитов на службу в качестве наемников. Следует сказать, что отсутствие крупномасштабной внешней опасности было одним из важных факторов спокойного развития архаической Греции, которое привело к столь выдающимся результатам.
Источники
Важная информация о событиях, происходивших в греческом мире эпохи архаики, содержится в трудах более поздних античных авторов. Опираясь на древнюю традицию, отчасти устного характера, они сохранили в своих произведениях ряд достоверных сведений по ранней истории греческих полисов.
Прежде всего следует упомянуть двух великих историков V в. до н. э. – Геродота и Фукидида (хотя их труды посвящены в основном событиям классической эпохи, но оба автора совершают экскурсы и в историю периода архаики). Так, Геродот в своей «Истории» приводит исключительно важные данные о перипетиях политической жизни архаических Афин, Спарты, Коринфа, полисов Малой Азии и других греческих государств.
В начале своего труда «История Пелопоннесской войны» Фукидид дает общий обзор ранней истории Греции, сопровождаемый выводами теоретического характера, многие из которых не утратили ценности и по сей день. Кроме того, этот историк подробнее, чем кто-либо другой, рассказывает о греческой колонизации Сицилии в VIII в. до н. э.
Не следует недооценивать значимость для восстановления истории архаических греческих полисов и сочинений авторов эллинистического и римского периодов. Ведь им были доступны (и активно использовались) труды ранних историков, к нашему времени уже безвозвратно утраченные. Наиболее авторитетным из «поздних» писателей считается Плутарх. Его главное произведение – фундаментальный сборник биографий знаменитых греков и римлян «Сравнительные жизнеописания». Некоторые из лиц, чьи биографии составил Плутарх, жили в эпоху архаики. Так, в жизнеописании Солона во всех деталях (не всегда, правда, достоверных) рассказывается о реформаторской деятельности этого великого афинянина, а в жизнеописании Ликурга – о многих сторонах социально-политического устройства спартанского полиса, об образе жизни спартиатов.
Историография
Исключительный интерес исследователей древнегреческой истории всегда вызывала проблема полиса как основополагающего феномена античной цивилизации. В XIX в. в создание современной концепции полиса чрезвычайно большой вклад внес французский историк H. Фюстель де Куланж (N. Fustel de Coulanges). В настоящее время изучением греческого полиса занимается большая группа ученых из разных стран под руководством датского антиковеда М.Хансена (M. Hansen). В отечественной историографии базовым социально-экономическим аспектам полиса посвящены работы С. Л. Утченко и Г. А. Кошеленко.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Раздел 3. Древняя Греция. Глава 7. Древнейшая Греция
Как начиналась история Др. Греции? Какие источники могут о ней рассказать?
Во 2 тысячелетии до н.э. на Крите и в Греции появляются первые государства. Сами греки мало знали о начале своей истории. Она начиналась дважды. Первый раз греческая цивилизация появилась в бронзовом веке, второй – в железном. Древние греки свою страну называли Элладой, а себя эллинами. История древних греков известна лучше, нежели история народов Др. Востока.
О ней могут рассказать глиняные таблички, эту форму письма древние греки переняли у своих соседей. Также археологами был обнаружен Кносский дворец на острове Крит, там имелась масса находок и росписей на стенах.
Чем отличаются природные условия Греции от природных условий Египта и Междуречья?
Гористая страна, мало плодородной земли. Выращивали много оливок, винограда. Не могли обеспечить себя хлебом. Ирригационного земледелия, как в Египте, здесь не было, и, в целом, земледелие здесь было слабо развитым. Египтяне жили в сложных климатических условиях. Засухи, большую часть территории страны составляли пустыни. Они создали ирригационное земледелие, и основная жизнь кипела в долине реки Нил, благодаря разливам которой почвы были очень плодородными. В Междуречье также вся жизнь кипела в долине рек Тигр и Евфрат. Твердые почвы, засушливый климат.
Чем схожи условия жизни и занятия греков и финикийцев? Какие условия способствовали развитию мореплавания?
Тем, что Греция, как и Финикия – гористая страна, где мало плодородной земли и слабо развито земледелие. Поэтому здесь, как и в Финикии, начинают развиваться ремесла, торговля, рыболовство и мореплавание. В Эгейском море для этого были замечательные условия.
Что означает крылатое выражение «нить Ариадны»?
Оно означает путеводная нить. Сын царя Эгея, Тесей, решил избавить греческий народ от необходимости отправлять юношей и девушек на съедение Минотавру, который жил в лабиринте Кносского дворца на Крите. Он отправился на Крит. Дочь царя Миноса, правившего там, полюбила Тесея и решила ему помочь, дав клубок ниток. Нитками Тесей отмечал путь, убив Минотавра, он смог выйти из лабиринта.
Какие исторические события отразились в мифе о Минотавре?
В этом мифе есть сведения о том периоде, когда территория Греции была подчинена власти критского царя Миноса и облагалась данью.
Что стало известно о государстве на Крите благодаря находкам археологов, а что еще остается тайной?
Археологи обнаружили Кносский дворец. Он был трехэтажным и огромным. Большое количество залов, коридоров, лестниц, переходов. Там легко было потеряться. Поэтому, вероятнее всего, и появилась легенда о лабиринте, в котором жил Минотавр. Стены дворца были покрыты яркими фресками. На них были изображены жители Крита, царь с короной из лилий, чья фигура была выше всех жителей, схватка смельчака с быком и многое другое. Это позволило узнать об занятиях, моде, образе жизни людей. Было обнаружено множество надписей на различных предметах, на глиняных табличках. Но эта древнейшая в Европе письменность до сих пор не разгадана и является тайной.
Как миф о Тесее и Минотавре отражает зависимость ахейцев от царей Крита и освобождение от нее?
В нем рассказывается, как царь Минос захватил города ахейцев и обязал платить дань. Кроме дани, отправляли на Крит девушек и юношей. В мифе показывается насколько тяжело ахейцам было терять своих детей, и какая непосильная была дань. Даже сын царя Эгея, Тесей, отправился на Крит вместе с другими юношами и девушками. Но там он убил Минотавра в лабиринте Кносского дворца и вернулся с победой, забрав с собой дочь царя Миноса. После этих событий, описанных в мифе, ахейцы перестали платить дань.
Почему на Крите крепостных сооружений не было, а все ахейские города окружены мощными крепостными стенами?
Крит - это остров, жители его не боялись набегов других народов. Также у правителей Крита был мощный военный флот, который надежно защищал остров. Об этом свидетельствуют упоминания о частых набегах на границы государства ахейцев, и то, что ахейцы платили дань Криту. Поэтому и для защиты от набегов других народов, ахейцы строили крепостные стены вокруг своих городов.
Расскажите об особенностях географического положения Древней Греции.
Страна греков делилась на три части: Южную, Среднюю и Северную Грецию. Южная Греция – Полуостров Пелопоннес, который был отделен от Средней Греции морскими заливами, соединялся он со Средней Грецией Коринфским перешейком. Среднюю и Северную Грецию разделяли горы, а вдоль берега моря тянулся Фермопильский проход. Омываются берега Греции Ионическим, Эгейским и Средиземным морями.
Какие исторические источники помогли узнать ученым о древнейшем прошлом Греции?
О ней могут рассказать глиняные таблички, эту форму письма древние греки переняли у своих соседей. Также, археологами был обнаружен Кносский дворец на острове Крит, там имелась масса находок и росписей на стенах. Многочисленные мифы и легенды.
Как миф объясняет причину Троянской войны? Какой в действительности могла быть причина войны между ахейцами и Троей?
Миф повествует о том, как боги собрались на пир, но не пригласили богиню раздора, которая очень обиделась. Она решила им отомстить и подбросила на праздничный стол яблоко с надписью: Прекраснейшей. Три богини – Гера, Афродита, Афина – начали спор из-за яблока. Зевс решил разрешить их спор и повелел обратиться к Троянскому царевичу Парису, который должен был решить, кому достанется яблоко. Богини многое обещали Парису, но он отдал яблоко Афродите, которая пообещала ему самую прекраснейшую из женщин в жены. Самой прекрасной считалась Елена Прекрасная, которая была женой Менелая, одного из ахейских царей. С помощью Афродиты Парис похитил Елену и увез в Трою. А Менелай вместе с братом (Агамемноном) начал войну. В реальности причиной для войны могли стать территориальные претензии, попытки ахейцев расширить границы свих государств и захватить Трою.
resheba.com
Греческий город
Внешний облик греческого города
Слово "полис"
- многозначно. В классическом греческом языке оно имело три основных значения: "город",
"государство", и "гражданская община". Для греков все эти
три понятия сливались в "город - государство". Прежде, чем стать
городом, т.е. экономическим, административным и культурным центром,
обособленным от сельской округи, он должен был стать просто огороженным,
укрепленным убежищем племени на случай вражеского нападения. Чаще всего полисом
становилась вершина какого–нибудь крутого, укрепленного природой холма,
господствующего над окрестной низиной.
Л. П. Кучеренко
дает подробное описание греческого города. Город делился на две части: верхний
(акрополь), являющийся укреплением на случай опасности, и нижний, где
находились жилища рядовых граждан, ремесленные мастерские, рынки. Некоторые города
имели регулярную планировку (Смирна, Милет) Дома, иногда двухэтажные, строились
на каменных основаниях из плоских сырцовых кирпичей и штукатурились. В большей
части города земельные участки, и дворы объединялись в длинные уличные фасады.
Одно из помещений дома могло служить открытым двором для света. Греческие города
обносились стенами. Они имели рыночную площадь (агору) около которой
концентрировались общественные здания и храмы. В городах имелись театры,
стадионы, гимнасии. Вне городов находились культовые комплексы – общегреческие
святилища.
Акрополь являлся
цитаделью и располагался на наиболее высоком участке. В нижнем городе жили
ремесленники. Иногда они объединялись по профессиям и размещались в отдельном
квартале. В Афинах, например, существовал специальный квартал гончаров –
Керамик. В нижнем городе находились общественные здания: агора, театр, и др.
Городской рынок
по утрам был торговым центром, позже там собирались горожане для обмена
новостями. Агора была часто местом сбора народного собрания. Улицы мостились
щебенкой, керамикой или каменными плитами.
а) Строительные материалы и
строительная техника
Для
строительства греки использовали дерево, камень, глину. Деревянными были
каркасы древних домов, перекрытия, колонны. Фундаменты зданий делали каменными
из булыжника, грубообработанных камней, либо применяли субструкции из бута и
щебенки. Цокольные части домов составляли из поставленных на ребра крупных
плит. Стены складывались из обработанных камней – квадров, положенных без
связующих растворов, насухо, или из необработанных камней, положенных на
глиняном растворе, или из сырцовых кирпичей. Кирпичи тоже клали на раствор из
песка и глины.
Крыши домов были
двускатными, их крыли глиняной черепицей, а храмы иногда мраморной. Стены
штукатурились составом из смеси извести с песком, иногда с добавлением
толченого мрамора, для более тонкой отделки использовался гипс. Наружные стены
храмов, иногда облицовывали мраморной плиткой. Внутри стены украшали фресками,
применяли красную, белую, черную и желтые краски. Полы в парадных помещениях
украшали мозаиками из цветной гальки, но в жилых домах они, чаще всего, были
глинобитными. Для поднятия каменных блоков использовали рычаги, для удобства в
блоке делали отверстия под крючья. Скрепляли блоки специальными скобами.
б) Общественные здания
Каждый город
имел своих богов - покровителей, которым посвящались храмы и алтари, обычно,
возводимые вне храмов. Богам приносились жертвы, и в их честь совершали
культовые обряды.
Храмы считались жилищами богов. Внутри ставилась статуя
бога. Центральное помещение храма называлось наос, перед храмом могло
находиться проходное помещение – пронаос. Вход в наос располагался с востока.
Алтари находились внутри храма и первоначально были деревянными, они
складывались из дров и сжигались вместе с жертвоприношениями. Позднее стали
сооружать постоянные каменные алтари. Чаще всего алтари были прямоугольными и
ставились на каменное ступенчатое основание, украшались рельефами.
Пританеи – постройки различного типа, где приносили жертвы
богам, устраивали бесплатное питание гражданам, постоянно дежурили магистраты
для приема послов.
Гимнасийслужил местом для воспитания юношей. Он включал
пелестру – площадку для гимнастических упражнений, помещения для умывания и
занятий.
Булевтерий –прямоугольное здание для заседания городского совета
или членов Совета 500.
Театры имелись почти во всех городах. Греческий театр ведет
свое происхождение от народных представлений в честь бога Диониса. Лишь позднее
появились специальные сооружения – театры, которые располагались на склонах
холмов, на которых устраивались сиденья для зрителей. У подножья холма
находилась круглая площадка – орхестра, за ней располагалась скена – постройка
для переодевания актеров. Актеры выступали в масках, чтобы казаться выше
надевали особую обувь на каблуках. Одним из наиболее древних театров был театр
в Форике.
В крупных
городах имелись стадионы и ипподромы.
Стадионы в виде вытянутых эллипсов
с сидениями располагались в несколько ярусов по периметру, обнаружены в
Олимпии, Дельфах, Афинах и других городах.
Ипподром имел форму
вытянутого прямоугольника, одна сторона которого была закруглена, с
противоположной стороны стартовали лошади.
в) Водоснабжение
Воду из колодцев
доставали с помощью веревки и кувшина, иногда использовали деревянных "журавль".
В крупных городах водопроводы сооружали из керамических труб, по которым вода
поступала из горных источников к водоемам (фонтанам), в стенах которых имелись
водолеи выполненные в виде голов животных. Нечистоты выводились из города по
сточным каналам, которые выкладывались камнем или вырубались в каменных плитах.
Они были связаны с отстойниками, в виде глубоких колодцев. Мусор из города
вывозили на загородные свалки.
Основой
благополучия и процветания нормального греческого полиса, гарантией его
существования было сельское хозяйство. Земледелию отводится роль фундамента.
Приемы обработки земли, орудия и сельского хозяйственные культуры античной Греции
восходят к глубокой древности. При пахоте использовали деревянное рало с
бронзовым наральником, для рыхления земли использовали бронзовые мотыги, для
уборки урожая - бронзовые серпы. В античную эпоху орудия земледелия
изготавливались из железа. Земледелие у греков было пашенным. Пахали с помощью
пары волов или мулов. Лошадей для пахоты не применяли. Греки выращивали
пшеницу, ячмень и полбу. Рожь они не знали, овес являлся сорняком, а просо
пищей варваров. Пшеница и ячмень культивировались неравномерно. В Сицилии лучше
росла пшеница, ячмень в Аттике. Кроме зерновых хлебных растений греки
культивировали бобовые: горох, чечевицу, вику, бобы, люпин, и нут. Из
маслянистых растений кунжут. Оливковое дерево, согласно греческой мифологии,
дала людям богиня мудрости Афина. Оливки наряду с хлебом и вином составляли
ежедневные рацион многих греков. Кроме того, оливковое масло употреблялось для
разных целей, оно как и вино было важной статьей греческого экспорта. Кроме
оливковых деревьев греки выращивали другие плодовые деревья. Особенно были
распространены смоква и гранатник. Очень большого ухода требовали виноградники.
С распространением виноградарства в Греции получил культ Диониса - бога
жизненной силы природы и покровителя виноделия. Вино греки хранили в пифосах –
очень больших сосудах, близких по форме к бочкам. Для перевозки вина служили
амфоры – небольшие двуручные сосуды.
Кроме садов и
виноградников греки имели небольшие огороды, где выращивали овощи. Они находились
вблизи домов. Огороды часто устраивались и в междурядьях среди плодовых
деревьев. Только виноград, оливы и смоква выращивали на отдельных участках. Для
овощей вскапывали четырехугольные грядки, обильно удобряли их, рыхлили. За год
получали три урожая, трижды меняя виды овощей. В Греции лишь с 4 в. До н.э.
получили распространение цветники, они располагались около домов. Греки
понимали необходимость культивирования почвы. В качестве удобрения греки
применяли птичий помет и компост из грязи и сорняков. Из химических удобрений
применяли только селитру.
Жизнь и быт древних греков
В раннюю эпоху
греки жили простых скромных жилищах – хижинах, стены были сложены из тростника
и веток и обмазанные глиной, а также в небольших деревянных домах и домах
сложенных из сырцовых кирпичей. Со временем жилища греков становятся более
благоустроенными. Дом со всех сторон окружался глухой стеной. Источником света
в нижних этажах служил внутренний двор к которому примыкал ряд помещений.
Главным из них был андрон - мужская половина дома. Это был обеденный зал, где
хозяин дома встречался со своими друзьями. К обеденному залу примыкал портик,
здесь находился домашний алтарь бога Зевса – покровителя дома. На первом этаже
находились другие помещения – кладовые мастерские, комнаты для рабов. На втором
этаже была расположена женская половина дома – гинекей и спальни других членов
семьи. Специального отопления в доме не было, в холодный период комнаты
обогревались переносными глиняными кувшинами с раскаленными углями. Для
освещения дома использовались глиняные или металлические переносные
светильники. Дома имели канализацию и водопровод, трубы были изготовлены из
обожженной глины.
Основная масса
домов представляла собой скромные жилища. Но принцип деления жилища на мужскую
и женскую половины сохранялся. Беднякам было иногда трудно держать свой дом в
чистоте и следить за его состояние. Городские власти в лице астиномов следили
за состоянием домов и заставляли производить ремонт домов владельцами.
Обстановка в домах была очень скромной, самым распространенным видом мебели
было ложе. Ложе могло быть для сидения, сна, трапезы, письма. Ложе для сна
делались на низких ножках. Спали, греки на овечьих шкурах укрывались своей
одеждой. Для хранения одежды использовали сундуки с плоской или двускатной
крышкой, которые украшались резьбой, инкрустация.
Со временем у
греков выработался определенный распорядок дня: ранний завтрак – лепешкой,
размоченной в вине, смешанном с водой, обед – устраивался около полудня –
мясные блюда, хлеб и вино, вечерняя трапеза – состояла из тех же блюд, что и
обед, только в меньших количествах. Основными продуктами питания были: хлеб,
различные каши, овощи, оливки, рыба; мясо ели редко, только после общественных
жертвоприношений. Традиционной пищей бедняков считалась ячменная похлебка, каша
из бобов, соленая рыбы, дешевое разбавленное вино. Для рабов готовились блюда
из ячменной муки, овощей, давалось вино из выжимок винограда.
В Спарте рацион питания был более прост. Там устраивались совместные трапезы – сисситии. Чтобы принять в них участие каждый спартанец делал ежемесячный взнос – 73 кг муки, 36л вина, 3 кг сыра, и 10 оболов серебра на покупку мяса.
Со временем
кулинарное искусство греков стало более утонченным. Из птиц готовят
разнообразные блюда: искусство зажаренных голубей, воробьев, жаворонков,
фазанов, дроздов. Появляются древнейшие кулинарные книги, родиной кулинарного
искусства считают о. Сицилию. Довольно часто греки устраивали торжественные
приемы симпосии. Пиры проходили в мужской половине дома. Приглашенные войдя в
дом, снимали обувь, рабы омывали им ноги, затем гости занимали места на
обеденных ложах. Греки еще не знали столовых приборов, пальцы вытирали
кусочками хлеба, которые затем бросали собакам. Гостей развлекали выступлениями
флейтисток, танцовщиц, акробатов. Беседы поддерживали гетеры – женщины, ведущие
свободный, независимый образ жизни. Напиваться считалось неприличным: первая
чаша несет здоровье, вторая – удовольствие, третья – сон, после нее следовало
идти домой.
Симпосии были
доступны не всем, беднякам они были по карману, но определенная часть общества
могла позволить себе очень роскошные пиршества.
Одежда греков
была исключительно проста. Нижнее платье хитон, шился без рукавов, из легкой
ткани. Верхней одеждой у женщин служил пеплос, у мужчин – гиматий – плащ как
женский, так и мужской. Помимо этого у мужчин было еще два типа плащей: трибон
– спартанское одеяние из грубой шерсти и хламида – короткий плащ, скреплявшийся
на левом плече, с помощью фибулы. Расцветка зависела от пола, возраста, времени
года. Самыми любимыми цветами греков были: пурпурный, фиолетовы, синий,
голубой, оранжевый, желтый. Одежду желтого цвета носили только женщины.
Молодежь предпочитала более яркие цвета. Одежда гетер была более живописнее,
одежды порядочных женщин. Со временем в одежде греков развивается
несвойственная ранее тенденция к роскоши. Наибольшей роскошью прославился г.
Сибарис. Жители одевались с такой пышностью и так ценили разного рода
наслаждения, что название сибатира стало обозначением человека, ведущего
изнеженный образ жизни.
Греки в основном обходились без головных уборов. Шляпы
одевали на время работы в поле или отправляясь в путешествие. В разных областях
Греции были свои формы шляп, шились они обычно из козьих шкур или
изготавливались из войлока. Обувь у греков была разнообразной: сандалии,
башмаки, кожаные или войлочные сапожки. Для охоты и верховой езды надевали
короткие сапоги – котурны. Земледельцы носили обувь без каблуков и задников.
Дома греки обувь не одевали. На улице босяком ходили только рабы и философы.
При выходе в город мужчина брал трость или палку, женщина – зонтик или веер.
Женщины-гречанки любили различные украшения: диадемы, ожерелья, кольца,
браслеты, серьги. Мужчины украшений не носили. Были разнообразны женские
прически. Короткие стрижки носили только рабыни, а свободные только в знак
траура или в преклонном возрасте. Волосы осветляли только, чтобы придать
белокурый оттенок или скрыть седину. Много внимания женщины уделяли для ухода
за лицом. Применяли белила, румяна, различные благовония. Некоторые мужчины
следили за внешностью не меньше, чем дамы. Вставляли пробки в подошвы, чтобы
казаться выше обкладывали тело подушечками, злоупотребляли благовониями,
красили волосы.
а) Греческая семья
В гомеровский
период греческая семья была очень многочисленной, и все ее члены жили под одной
крышей. Для большинства греков брак являлся договором, который заключали между
собой главы двух семейств с целью продолжения рода. "В Греции брак по любви
не существует", так заявлял А. Боннар. Государство так же было
заинтересовано в укреплении семьи, так как это приумножала число граждан,
пополняло ряды граждан. Таким образом, брак становился гражданской обязанностью
граждан. В Афинах общественное мнение, если не игнорировало их, то все же не
оказывало того уважения, каким окружались семейные люди. В Спарте безбрачие –
агамия влекло за собой атимию – утрату личной и гражданской чести. К несемейным
спартанцам применяя суровые наказания: зимой такой человек в обнаженном виде
выводился на агору, обходил ее, распевая песню о том, что он заслуженно несет
наказание. Другой мерой был крупный штраф. Семья являлась важным институтом и с
точки зрения религии, так как на потомство возлагались культовые обязанности
ухода за предками. Девушек в Афинах выдавали замуж очень рано: в 12 – 15 лет. В
период архаики выбор мужа для дочери был правом отца. Он приглашал к себе в дом
на длительное время несколько претендентов, наблюдал их манеру поведения,
оценивал физическую подготовку, характер, подарки. В классическую эпоху эта
форма сохранилась с незначительными изменениями.
В Спарте, согласно закону
Ликурга, молодые люди выбирали себе жен из бедных семей, это необходимо было
для того, чтобы воспрепятствовать концентрации богатства в одной семье. В
Спарте браки между различными социальными группами были допустимы и дети от них
считались свободными. В Афинах дети считались гражданами государства лишь в том
случае, если отец и мать были чистокровными афинянами. Заключению брака
предшествовал акт обручения. Его значение было велико, так как в ходе его
оговаривались имущественные отношения супругами, размер приданного, а также та
его часть, что оставалась за невестой в случае развода (мейлия) Приданное было
не обязательны условием, но его старались дать для большей обеспеченности прочности
брака. Обряд бракосочетания начинался в доме невесты, под покровительством
домашних богов, дом невесты украшался. Сама новобрачная совершала омовение у
местного священного источника, затем на нее надевали свадебный наряд. Отец
приносил жертву и произносил специальную формулу, тем самым освобождая, от
жертвоприношения своим предкам и отлучал от родительского дома.
С этого момента
девушка переходила под власть мужа и была обязана принимать участие в
поклонении домашним богам и предкам своего избранника. Затем начинался пир, во
время которого невеста с закрытым покрывалом лицом сидела за отдельным столом
со своими подругами. После окончания торжества в родительском доме невесту
переводили в дом мужа. Ее везли на колеснице под пение свадебного гимна,
впереди несли факел, зажженный в доме невесты. В дом мужа невесту через порог
переносил на руках муж. При входе в дом жениха невесту осыпали орехами,
финиками, монетами, что символизировало пожелание успеха и достатка. В доме
мужа проходил заключительный этап брачной церемонии. Невесту кропили
очистительной водой и приобщали к очагу мужа: новобрачные приносили жертву
предкам и вместе совершали легкую трапезу пирогом, хлебом и фруктами. Во время
пира молодоженам подносили ценные подарки, а после пира провожали в брачный
покой – талам. Друзья и подруги новобрачных распевали под дверью свадебные
гимны – эпиталамы.
б) Отношение к женщине
Положение
женщины было различно в разных греческих полисах. Большим уважение пользовались
спартанские женщины. В Спарте большое внимание уделялось физической силе и
закалке молодых женщин, поскольку их первейшей задачей было рождение здорового
потомства для защиты государства. Спартанки оказывали влияние на общественную
жизнь, к их мнению прислушивались и мужчины. Они в меньшей степени были заняты
домашней работой. Свобода афинской женщины была несколько ограничена сначала
отцом, затем мужем. Но в собственном доме она была полноправной хозяйкой. Она
руководила работой домашней прислуги, следила за текущими расходами, вела учет
всего приносимого в дом и т.д. На улицу она имела право выходить только в
сопровождении мужа или рабыни, скрывая под покрывалом свое лицо. Полного
затворничества греческие женщины не испытывали, они ходили друг к другу в
гости, принимали участие в религиозных празднествах и обрядах. Жизнь женщины
низших сословий носила другой характер.
Она вынуждена была работать, что
осуждалось обществом. В конце 5 – нач. 6 вв. начинается борьба за женскую
эмансипацию. Развод осуществлялся в случае бездетности. Мужчине проще было
подать на развод, нежели женщине. Ему достаточно было отправить ее домой или
выдать замуж, оставив детей себе. Женщине, что бы подать на развод нужно было
лично в письменной форме передать свою просьбу архонту, что сделать было очень
трудно из – за ее зависимого положения. Общество осуждало разводящихся женщин.
Развод мог быть произведен по просьбе отца и влек за собой возвращение
приданного, кроме случая измены жены. В некоторых древнегреческих полисах
допускалось двоеженство. Ребенок, родившийся в семье, целиком находился под
властью отца. Он мог признать или отказаться от него. В случае отказа его
оставляли на произвол судьбы при в ходе в храм или в людном месте. Чаще
старались избавиться от девочек, поскольку женщине было не под силу выполнять
мужские функции: защита родины, участие в производстве, поддержание культа
предков.
Рабы семей не
имели, но могли сожительствовать, с разрешения хозяина, родившиеся, дети
переходили под власть хозяина. При рождении девочку в семье свободных граждан
над дверью вывешивалась шерстяная повязка, если мальчик, дверь украшалась
оливковой ветвью. Младенца купали в воде, смешанной с оливковым маслом (в
Афинах) или с вином (в Спарте) Если отец признавал ребенка, на пятый день
устраивалось торжество по случаю его рождения – амфидромия. Ребенку давалось
лично имя к которому добавлялось имя отца. Наследных фамилий в Греции не было.
в) Афинская и спартанская
системы воспитания
Греки придавали
большое значение правильному воспитанию, поскольку от этого зависела судьба
государства. Недостатки в физическом воспитании могли привести к поражению в
войне, а ошибки в нравственном к конфликту между старшим и младшим поколениями
и к внутренней дестабилизации общества. В древней Греции сформировались две
системы воспитания: афинская и спартанская. В Афинах отношения к детям было
более мягким. С младенческого возраста они воспитывались в генекее матерью и
кормилицей. Наказание детей допускалось, но так чтобы не задеть их самолюбие.
Игрушки делали из дерева, терракоты, металла, слоновой кости. Различные игры:
жмурки, качели, игры в мяч и т.д. Под опекой нянек – кормилиц дети находились
до трех лет. Девочки в гинекее оставались до пятнадцати лет. Под присмотром
матери они заминались чтением, обучались письму, музыке, рукоделию, ткачеству.
На улицу могли выходить только в сопровождении старших. Мальчики в гинекее
находились до 7 лет, затем они переходили под опеку отца. Его передавали
педагогу, в обязанности которого входило сопровождение ребенка в школу, на
общественные церемонии, контроль за его поведением на улице, внушение основных
правил этикета, главным методом воспитания была розга. Педагоги плохо говорили по-гречески,
злоупотребляли вином и били своих воспитанников, все это вызывало протесты
философов.
Обучение мальчиков велось в частных школах. В Афинах образование
состояло из трех ступеней – грамматическая, мусическая, и гимнастическая школы.
Словесные науки осваивались под руководством грамматиста, который обучал
чтению, давал уроки грамоты, преподавал арифметику и греческую литературу. На
уроках письма использовались натертые воском, на которых ученики писали стилем.
Освоив первоначальные навыки правописания, ученики переходили к письму
тростниковым пером и чернилами на папирусе. В мусической школе дети переходили
к изучению греческой литературы, главный акцент делался на изучение поэм
Гомера. Также в мусической школе обучали музыке, уроки давали кифаристы. Под
звуки лиры или кифары ученики пели хором или соло песни и гимны в честь богов.
С четырнадцати лет мальчики начали серьезно заниматься гимнастикой, обучение
руководили – педотрибы. Программа включала основные виды греческой атлетики –
борьбу, бег, прыжки в длину, метание копья и диска. Помимо этих состязаний
мальчики обучались плаванию, верховой езде, кулачному бою. К восемнадцати годам
образование считалось законченным. Юноша должен был уметь читать, писать, петь,
танцевать, играть на лире, ездить верхом, бороться, бегать, прыгать, знать
стихи Гомера, уметь вести себя в обществе. С восемнадцати лет юноши два года
юноши пребывали в эфебах, здесь их обучали военному делу. Руководили эфебами –
стратеги. Непосредственно ими руководили софронисты. В свободное время эфебы
изучали философию и навыки красноречия. В программу занятий входили также
поэзия музыка, эфебы должны были участвовать в религиозных торжествах. После
первого года службы для эфебов устраивался общенародный смотр. Они от
государства щит, копье и проносили клятву на верность афинскому государству.
Затем их расквартировывали по крепостям и гарнизонам. С течением времени эфебия
перестает быть обязательной для молодежи. В эпоху эллинизма она выступает уже
как институт элитарный, занимающийся обучение сыновей состоятельных лиц.
Спартанская
система воспитания отличалась от афинской более существенным вмешательством
государства в дело образования молодого поколения. Особенностью было
преобладание физического аспекта на интеллектуальным и этическим. До семи лет
ребенок находился под присмотром женщин. С самого начала его приучали к
переменам погоды, обмывали холодной водой, одевали легко, даже в холодный
период. По достижения семилетнего возраста ребенка отбирали у семьи и включали
в особый отряд – илу. Мальчик занимались играми и физическими упражнениями, за
проступки их наказывали магистрофы, которые были вооружены розгами. Программа
занятий соответствовала возрасту и обычно включала в себя бег, прыжки, борьбу,
метание диска и дротика. Кулачные бои были исключены. Мальчиков также обучали
обращаться с оружием, чтению и письму. Их обязывали знать традиции Спарты,
несколько военных и религиозных песен, уметь танцевать. Особое внимание
обращалось на выносливость.
С двенадцати лет они ходили полуобнаженные и
полуголодные, носили одну и ту же одежду, рассчитанную на год, спали на земле,
без одеяла. пища была проста и скудна настолько, что мальчикам проходилось
воровать. За ловкую кражу они получали похвалу, тех. Кто попался на краже
наказывали. В качестве проверки мальчиков ежегодно секли перед алтарем Артемиды Ортии. Юношей избивали до крови, но они не имели права спорить и молить пощады.
Тех, кто лучше всего переносил испытание, провозглашали "победителем при
алтаре". Были случаи, когда несчастные жертвы умирали. Юноши получали
задание скрываться год, самостоятельно добывая пищу. Молодые люди принимали
участие в кипритиях – нападения на рабов. Если молодой человек успешно проходил
эти испытания он допускался к участию в сисситиях. С восемнадцати лет юноши
несли службу в эфебии. По достижению двадцати они становились иренами и
вступали в гражданское ополчение. Лишь в тридцать лет они переходили в разряд
взрослых и основывали собственное хозяйство. Воспитание девушек мало чем
отличалось от воспитания юношей. Наравне с ними они занимались физическими
упражнениями, их обучали пению, танцам. Цель воспитания заключалась в том,
чтобы подготовить физически здоровых матерей, способных родить крепких детей.
biofile.ru
Удивительно гостеприимный греческий народ, или в гостях у грека
Греция – одна из самых гостеприимных стран. Причем гостеприимство местного населения проявляется не только в отношении «своих», но и в отношении туристов. Греки очень добродушные, часто улыбаются, всегда рады объяснить что-то непонятное, подсказать незнакомцу, как добраться до того или иного места.
Есть древняя греческая традиция – приглашать в дом на кофе или трапезу любого, кто постучался в дверь, будь то сосед, друг или незнакомый путник. К сожалению, в больших городах, например, в Афинах или Ираклионе, незнакомцев в дом уже мало кто приглашает. Но в провинциях люди намного проще, добрее, они помнят свои народные традиции, а тем более самые важные, к числу которых и относится гостеприимство. Если вам доведется путешествовать по провинциальной Греции, вы наверняка сможете побывать в гостях у грека. В древние времена, приглашая странника в гости, греки предлагали ему стакан воды и немного фруктового варенья на блюдечке. Сегодня это может быть чашечка кофе, просто стакан воды и даже полноценный обед или ужин.
Почему у греков принято приглашать в гости каждого, кто постучится в дверь?
Немного из истории и мифологии
Пожалуй, всем нам известны мифы Древней Греции, в которых рассказывается о греческих богах. Но если для нас мифы Древней Греции – это всего лишь красивые добрые сказки, то для греков – это история. Так вот, в греческой мифологии есть истории о гостеприимстве и о том, что получает человек в награду за свое гостеприимство. А вот и самая известная история.
Зевс – верховный бог Греции, оберегающий все живое, что есть на земле, покровительствующий тем, кто оказывает радушный прием путникам и незнакомцам. Греки верят в историю, повествующую о том, как однажды Зевс и сын его Гермес приняли образ странников и спустились с Олимпа к людям.
Зевс и Гермес странствовали по деревням и городам, стучались в двери, но никто не захотел принять их, предложить еду, воду и крышу над головой. И вот на пути богов оказалась маленькая старая хижина, хозяевами которой были супруги Филемон и Бавкида. Старики были нищими, но не отказали путникам, пригласили их в дом и накрыли стол всем, чем были богаты. Отобедав, Зевс и Гермес сняли облик странников и назвали старикам свои имена. В награду за гостеприимство Зевс обещал выполнить любое желание стариков. Филемон и Бавкида не стремились к богатству и хотели всего лишь умереть в один день, поскольку их любовь была сильна, друг без друга они просто не представляли жизни. Но Зевс был очень щедр, он превратил хижину стариков в величественный храм, а сами старики стали его служителями. Они жили долго и счастливо, а когда пришло время умирать, превратились в два прекрасных дерева, у которых был один корень. А всех остальных жителей селения, отказавшихся принять странников, ожидало разорение и великие беды – таково было наказание Зевса.
Вот почему верующие и уважающие свою историю греки приглашают странников к себе в дом, ведь это могут быть переодетые боги! Но при этом греческое гостеприимство всегда искреннее, они приглашают в гости не потому, что надо, а потому, что хотят этого.
В гостях у грека
Гости для грека – это что-то из разряда святого, существует множество обычаев, касающихся приема гостей. Принимать гостей в Греции нужно уметь так же, как и отвечать на греческое гостеприимство. Греки приглашают гостей часто и много (шумные компании здесь в почете). Гостей греки принимают чаще всего в собственном доме по любому случаю – будь то какая-то важная дата или обычные вечерние «посиделки». Некоторые праздники греки отмечают в кафе, но это редкость.
Иногда за одним столом греки собирают самых разных людей – родственников, соседей, коллег, друзей и просто хороших знакомых. Если поводом для приглашения гостей становится праздник или какое-то примечательное событие, то стол буквально ломится от всяческих угощений. Однако устроить «пир на весь мир» греки могут и без всякого повода, накрыть стол для друзей, близких и посидеть в теплой компании грек всегда рад. Как известно, греки очень любят покушать, да и выпить хорошего вина или что-нибудь покрепче. На столе может быть все что угодно – свежие фрукты и овощи, разнообразные сытные и легкие салаты, гарниры, мясные и рыбные деликатесы, и, конечно же, горячие блюда из мяса, рыбы и овощей. Из напитков обычно подается вода, кофе, вино. Современные греки очень любят газированные напитки, особенно кока-колу, но достаточно редко на стол подаются соки. По традиции угощения для дорогих гостей принято готовить самостоятельно, но современные греки все чаще заказывают еду в кафе, тавернах, пиццериях. Телефоны любимых заведений они знают наизусть, ибо часто заказывают в них доставку еды и напитков.
Греческие застолья обычно длятся очень долго, нередко до самого рассвета. Во время застолья греки общаются, обсуждают новости, ругают политиков, местное законодательство, разговаривают на самые разные темы. Часто во время застолья включен телевизор, который становится источником тем для обсуждения, или играет музыка (естественно, национальная музыка, ведь она самая лучшая). Застолье нередко сопровождается национальными танцами – это конечно же всем известный сиртаки, а также оригинальный танец зайбекико. Что касается последнего танца, то он исполняется одним человеком, как правило, мужчиной. Все остальные сидят, смотрят на него и подбадривают аплодисментами и ликованиями. Когда один танцор устает, его заменяет другой, и так далее.
Правила поведения в гостях
Во-первых, нужно начать с того, что отказаться от приглашения в гости нельзя, грек может сильно обидеться на это. С собой принято приносить что-то к столу, например, бутылку вина, пирожные, шоколадные конфеты, возможно цветы, но не более того. Однако то, что принес гость, необязательно окажется на столе, в этом нет ничего странного – греки любят делать запасы. Если у хозяев есть дети, то желательно и им преподнести небольшие подарки – игрушки, сувениры или сладости. Переступать порог дома нужно обязательно с правой ноги, приветствовать хозяев с улыбкой и желать что-то хорошее им и их дому.
Если хозяева самостоятельно готовили угощения, то за столом гость обязательно должен поблагодарить хозяев за вкусную еду, отметить мастерство и кулинарный талант хозяев или повара, работающего в доме. Но делать это нужно тактично, ненавязчиво, слишком громко восхищаться угощениями считается дурным тоном. Лучше найти какую-нибудь «изюминку» и отметить, что, например, благодаря именно этому ингредиенту, блюдо имеет особенный аромат и оригинальный вкус.
В гости к грекам нужно приходить, что называется, при полном параде. Принято надевать красивую одежду, приводить в порядок волосы, мужчинам – начисто бриться, женщинам – наносить макияж. К слову, и хозяева должны выглядеть соответствующим образом, независимо от того, принимают они гостей в честь праздника или просто так.
И, само собой разумеется, гость должен уметь поддержать беседу за столом. Это, пожалуй, самое главное, ведь греки очень общительны, и без беседы никакое застолье не в радость.
Отметим, что греки – весьма суеверный народ. Например, о том, какой будет день, грек может судить по характеру первого гостя. Если первым порог дома переступил тихий и спокойный человек, значит и день будет спокойным, если первым в гости пришел шумный, веселый, радостный человек, значит и день будет весьма насыщенным и бурным. Так же, например, и в новый год. Каким был первый гость в новом году, таким и будет грядущий год. При этом в древние времена соблюдалась следующая традиция: гость приносил с собой плод граната и со всей силой кидал его на пол так, чтобы плод разлетелся на кусочки. Чем больше зерен граната окажется на полу, тем лучше, насыщеннее и благополучнее будет год.
www.ilovegreece.ru
Греция
Старая греческая легенда гласит: когда Бог создавал нашу планету, он просеивал землю через сито. Когда все страны получили хорошую почву, Творец собрал камни, оставшиеся в сите, и бросил их через плечо. Там, куда они упали, появилась Греция…
Греция находится на юге Балканского полуострова. На севере она граничит с Албанией, Македонией и Болгарией, а на востоке – с Турцией. Греции принадлежит около 2 тыс. островов, но людьми заселена только третья их часть.
Отдыхая в этой южной стране, можно позагорать на побережье сразу трёх морей – Эгейского, Ионического и Средиземного. Добраться до них несложно: из любой точки страны до моря рукой подать.
Греция – морская держава. Хоть она и небольшая по площади, зато её флот считается одним из крупнейших в мире. Трудно найти грека, который ни разу не плавал на корабле или не видел моря.
Свою родину греки называют Элладой, а себя – эллинами. Слова «Греция» и «грек» местные жители употребляют только в беседе с иностранцами.
Евро стал официальной валютой Греции в 2002 г. До этого в стране рассчитывались драхмой, которая считалась самой старой валютой в Европе. Жители Греции пользовались ей 2650 лет! Многие слова, которые мы сейчас употребляем, пришли в русский язык из греческого. Например, слова ангел, аптека, лампа, океан, огурец и другие имеют греческое происхождение. Слово география тоже греческое! «Гео» в переводе с языка эллинов значит «земля», а «графус» – «описание». Получается, что в переводе с греческого география – это землеописание.
На основе греческого алфавита развивались латинский и близкая нам кириллица. Греческие буквы сейчас используются как международные символы в математике и других науках.
α – альфа – первая буква алфавита, символ начала, от неё произошла буква А.β – бета – в астрономии обозначает вторую по яркости звезду в созвездии. Ω – омега – последняя буква греческого алфавита, символ конца.
В Греции много археологических памятников. Раскопки ведутся даже в центре крупных городов. Если во время путешествия по Элладе тебе попадётся какой-то участок, огороженный забором, а за ним в поте лица трудятся люди, будь уверен – это ведут свой поиск археологи.
Наибольшей популярностью у туристов пользуется «трёхпалый» греческий полуостров Халкидики. Он напоминает трезубец. На одном из его «пальцев» расположено необычное «государство в государстве». Оно состоит из множества монастырей. Посещать его разрешено только мужчинам, но при этом нужно иметь специальную визу.
Это интересно!
Для того чтобы сказать «нет», грек не мотает головой из стороны в сторону, а кивает вверх-вниз – так, как сделал бы белорус, выражая согласие.
Каждый год Грецию посещает в 1,5 раза больше людей, чем в ней живёт.
В письменном греческом языке нет знака вопроса «?». Чтобы было понятно, что предложение вопросительное, в конце его ставится точка с запятой «;».
Греция занимает третье место в мире по производству оливок. Некоторые оливковые деревья, посаженные здесь ещё в 13 в., плодоносят до сих пор.
Вечный город
Афины – один из самых старых городов на планете. Многие важные для истории люди тысячи лет назад ходили по тем же улицам, по которым сегодня можешь пройтись и ты. Это удивительное место, где с головой окунаешься в древность… …Поспорили как-то бог моря Посейдон и богиня мудрости Афина, кто будет покровителем города. Собрали они на суд остальных богов, а те решили, что власть отдадут тому, кто принесёт городу более ценный дар. Ударил Посейдон трезубцем в скалу – и тут же из неё забил источник. Ударила Афина копьём о землю – и выросло на этом месте оливковое дерево. Решили боги, что дар Афины ценнее, и отдали ей власть над городом. С тех пор называется он Афины... Неподалёку от Афин есть город Дельфы. В нём находится «пуп Земли». Оказывается, Зевса, как и современных географов, интересовало, где находится центр планеты. С горы Олимп он выпустил двух птиц: одну на восток, а другую на запад. Обе они приземлились на скале возле Дельф. Тогда приказал Зевс поставить здесь монумент «Омфал» в виде конуса со сглаженной вершиной (он стоит до сих пор) и назвал это место «пупом Земли».
Чудеса прошлого
Чтобы защитить города от нападения врагов, их строили на холме. Афины – не исключение. Холм Акрополь, или Верхний город, – визитная карточка Афин. Он по сей день остаётся главным местом в городе и хорошо виден с любой его точки. Рядом с Акрополем находится необычный музей: полы в нём стеклянные и прозрачные, а прямо под ними расположились раскопки древнего города. По ним можно «походить».
На высшей точке Афин сохранился древний Парфенон – символ Греции. Он строился как храм богини Афины. Потом стал собором, затем – мечетью, а ещё позже был частично разрушен и в наше время отреставрирован. Стены Парфенона укладывались без цемента. Блоки тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. Несмотря на такую, казалось бы, примитивную технологию, Парфенон пережил природные катаклизмы, войны, восстания и по сей день принимает туристов.
Туристы любят увозить с собой кусочки древних греческих сооружений «на память». Власти Афин сильно забеспокоились по этому поводу, поэтому наняли рабочих, которые ночью разбрасывают вокруг Парфенона специально привезённые обломки мрамора.
В Афинах находится Храм Зевса Олимпийского, или Олимпейон, – самое большое греческое святилище. Его строили 700 лет! Храм состоял из 104 колонн 17-метровой высоты! Сегодня из них сохранилось 14.
Современные изыски
Из современных зданий Афин интересен дворец греческого парламента, рядом с которым каждый час меняется почётный караул. Многие люди приходят посмотреть на эвзонов – солдат королевской гвардии. Они одеты в белые колготы, юбку, жилет с ручной вышивкой, красный берет, ботинки с помпонами. Возможно, это самая необычная военная форма из всех, которые тебе удастся увидеть! На афинской станции метро «Синтагма» оборудован археологический музей. За прозрачной стеной можно увидеть фрагменты старинного афинского водопровода и древние захоронения. Всё это было обнаружено при строительстве новых станций метро во время подготовки Афин к Олимпийским играм 2004 г. В музее нумизматики Афин находится самая богатая коллекция монет в мире. Их здесь больше 500 тыс.! В музее хранятся самые разные (в том числе редчайшие) монеты, медали, драгоценные камни времён Древней Греции, Римской империи, Византии.
8 фактов о природе Греции
1. Греция – гористая страна. Её высшая точка – гора Олимп. Согласно мифам, на ней жили 12 греческих богов («олимпийцев»), дворцы которым строили одноглазые великаны циклопы. Ущелья и родники Олимпа населяли божества природы, нимфы, сатиры, музы. Сегодня на гору может подняться каждый желающий. Для этого хватит одного дня. Олимп объявлен национальным парком. 2. На территории Греции нет больших и полноводных рек. Все они короткие и порожистые, а многие летом и вовсе пересыхают.
3. В Греции 300 солнечных дней в году! Зима здесь очень короткая и чаще всего тёплая. Если начинает идти снег, то из-за хорошо прогретого воздуха снежинки тают, не долетая до земли. Когда хотя бы раз в год в Греции выпадает большой снег, эллины воспринимают это как катастрофу. Исключение составляют жители горных районов, где снег лежит по несколько месяцев.
4. У греков, как и у нас, есть бабье лето, только называется оно «алкеонидовы дни». Оно случается в январе, когда температура воздуха поднимается до 20 градусов. Атрибут нашего «бабьего лета» (которое, у нас, кстати, осенью) – это паутина и пауки. В Греции же это птички – алкеониды. Они предчувствуют тепло и начинают активно выводить птенцов. 5. Самая «суровая» зима в Греции – на островах, но не из-за холодов. В это время здесь бушуют сильные ветры и начинаются штормы. Иногда отдалённые греческие кусочки суши на несколько недель теряют связь с Большой землёй, но местные жители к этому привыкли и не расстраиваются.
6. Весной в Греции дуют ветры из пустыни Сахары. Они приносят сухие дожди. Это значит, что вместе с каплями воды с неба на землю падает… песок. Там, где проходит такой дождь, остаётся толстый слой жёлтой пыли.
7. Растительный и животный мир Греции очень богат и разнообразен. Флора здесь средиземноморская и представлена жестколистными лесами и кустарниками. Возраст некоторых деревьев – кипарисов и платанов – достигает нескольких тысяч лет.
Часто говорят, что «Грецию съели козы». Действительно, овцы и козы, которых издавна разводят, съедали и вытаптывали побеги молодых деревьев, но это не помешало Греции остаться лесистой страной.
8. Многие представители животного мира Греции занесены в Красную книгу. Например, средиземноморская морская черепаха и тюлень-монах.