Сады древнего египта. Садово-парковое искусство Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сады и парки в Древнем Египте. Сады древнего египта


Сады в Древнем Египте Википедия

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н. э. С гробницы главного садовника Наха. Сбор гранат слева

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады[1].

История[ | код]

История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцов фараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

Прямоугольный пруд с утками и цветами лотоса

Планировка египетского сада[ | код]

Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.

Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для катания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов.[2]

Храмовые сады[ | код]

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».[3] Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвященных богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В некоторых храмовых садах жили священные божественные животные, такие как ибис или павиан. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр.[4]

Сады вокруг дворцов и поместий[ | код]

Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте. Например, царица Хатшепсут посылала в страну Пунт экспедицию, которая наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.

Начиная со времен Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. Согласно рисункам на гробницах, планировка этих садов была более или менее стандартной. В центре располагался прямоугольный пруд, с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоемов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения.[5] Пруд часто был окружен стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.

Могильные сады[ | код]

Характерной особенностью древнеегипетского садоводства было наличие специальных могильных садов. По египетским религиозным воззрениям, душа умершего после совершения определенных обрядов может выходить из могилы и гулять в саду. В таких местах строили небольшие павильоны, где умерший мог играть в шашки или просто отдыхать. В садах помещались любимые вещи умершего, которыми он мог бы воспользоваться после смерти.[6]

Растения в древнеегипетском саду

ru-wiki.ru

Сады и парки в Древнем Египте

Одними из первых настоящих садовников и оформителей полноценных парков были древние египтяне. Представители этой цивилизации по праву ценили искусство создания парков и садов. На сохранившихся изображениях можно увидеть множество деревьев, окружающих жрецов и правителей, а также планы маленьких садиков.

А садик в те времена был удовольствием не из дешевых. Создание зеленого угла вокруг собственного жилища предполагало расходы на приобретение растений, уход за ними и самое дорогое – искусственное орошение. Для полива приспосабливалась целая система оросительных каналов, иногда обустраивались специальные бассейны для накопления влаги. Именно оросительная система обусловила преимущественно прямоугольную форму египетских парков и садиков.

«Цветочные букеты» по-египетски

Египтяне любили густо высаживать кусты и деревья, особенно на берегах каналов. В своих садиках они отдавали предпочтение цветам, обладающим насыщенным ароматом. Благоухание цветов ценилось превыше их красоты. Лилии, левкои, ирисы и ландыши – самые распространенные представители египетских садиков того времени. Пруды были наполнены нимфеями. Особенно почиталось растение голубого лотоса. Его пыльца обладала дурманящими свойствами.

С расцветом царствования знаменитой Клеопатры популярными стали розы. Храмовые сады пестрили цветущими розами. Судя по всему, именно садовые комплексы при храмах определили направление развития всего древнеегипетского садово-паркового искусства.

И не удивительно, ведь храмы в ту эпоху вбирали в себя все достижения архитектуры и искусства, в том числе и ландшафтного. Более того, их инфраструктура была настолько развита и обособлена, что их по праву можно было назвать городом или даже целым государством внутри города.

Парковая геометрия

Двор храма представлял собой комплекс террас, разделенных портиками. Террасы образовывали этажи, оснащенные системами орошения. На каждом этаже располагались деревья и кустарники, разбивались клумбы или обустраивался декоративный водоем. Одной из главных достопримечательностей храмовых садов были аллеи из пальм, служившие тенью для процессий и обрядов религиозного характера.

Еще одним примечательным примером ландшафтного искусства Египтян были сады в Фивах, городе, отличавшемся оживленной торговлей и свободой нравов. В Фивах располагались самые шикарные дома богачей тех времен, вокруг которых, само собой, разбивались самые затейливые сады. Бассейн, наполненный нимфеями, был обязательным атрибутом сада, принадлежащего жителю Фив. Прибавьте к этому водоплавающих декоративных птиц, увитую виноградной лозой перголу, обилие цветов и утопающую в розах беседку, и вы получите приблизительный фантазийный Фиванский сад. Роскошь египетских богачей той эпохи поразила бы любого представителя нашего времени.

 

www.letopis.info

Сады в Древнем Египте — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н. э. С гробницы главного садовника Наха. Сбор гранат слева

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады[1].

История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцов фараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

Прямоугольный пруд с утками и цветами лотоса

Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на

ru.bywiki.com

Сады в Древнем Египте Википедия

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н. э. С гробницы главного садовника Наха. Сбор гранат слева

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады[1].

История

История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцов фараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

Прямоугольный пруд с утками и цветами лотоса

Планировка египетского сада

Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.

Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для катания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов.[2]

Храмовые сады

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».[3] Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвященных богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В некоторых храмовых садах жили священные божественные животные, такие как ибис или павиан. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр.[4]

Сады вокруг дворцов и поместий

Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте. Например, царица Хатшепсут посылала в страну Пунт экспедицию, которая наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.

Начиная со времен Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. Согласно рисункам на гробницах, планировка этих садов была более или менее стандартной. В центре располагался прямоугольный пруд, с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоемов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения.[5] Пруд часто был окружен стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.

Могильные сады

Характерной особенностью древнеегипетского садоводства было наличие специальных могильных садов. По египетским религиозным воззрениям, душа умершего после совершения определенных обрядов может выходить из могилы и гулять в саду. В таких местах строили небольшие павильоны, где умерший мог играть в шашки или просто отдыхать. В садах помещались любимые вещи умершего, которыми он мог бы воспользоваться после смерти.[6]

Растения в древнеегипетском саду

О составе древесных пород и кустарников, разводимых в египетских садах, можно судить по их изображениям на гробницах, по записям в документах. На основе имеющихся документов можно установить, что в Египте разводились финиковые пальмы, пальмы-дум, пальмы-аргун, сикомора, гранатовые и оливковые деревья, инжир, тамариск, персея, нильская акация, ива, виноград, цератония, персиковое дерево, яблоня.[2]

Сикомор выращивали с додинастических времен как древнеегипетское древо жизни, растущее на пороге между жизнью и смертью. Фрукты этого дерева, а также изделия из него были богато представлены в египетских гробницах всех эпох. Некоторые гробы для мумий были также сделаны из древесины этого дерева.[7]

Наиболее распространенным плодовыми деревьями были финиковые пальмы, фиговые деревья и пальмы-дум. Некоторые из плодовых деревьев, например, яблони и гранаты, были завезены из других стран и культивированы в Египте. Фрукты и овощи, выращенные в садах, использовали для еды и церемоний. Из винограда делали вино и изюм. В древнеегипетских садах разводили много различных видов цветов, поскольку цветы играли в жизни египтянина большую роль. На праздненствах и религиозных торжествах женщины и мужчины украшали себя цветочными венками и гирляндами. Цветы также играли большую роль в культе мертвых. Из них изготовляли венки, букеты и гирлянды для украшения мумий, храмовых колонн и растительных жертв.

Садоводство в Древнем Египте

Садоводство в Древнем Египте было очень тяжелой работой, так как сухой климат требовал от садовника постоянного орошения. Для разведения аллей финиковых пальм необходимо было большое мастерство в искусстве садоводства. Также немалые усилия прикладывались для отпугивания птиц от зерновых культур. В этом деле египтяне достигли высокого уровня, придумывая хитроумные ловушки, останавливающие вторжения птичьих стай.[3] С целью облегчения орошения, сады закладывались около канав, которые порой специально создавались на площади сада. Вода из канав наполняла пруды и шла на поливку деревьев и цветов. Для черпания воды из канав служило особое приспособление — шадуф, состоящее из рычага, закрепленного между двух вертикальных столбов. Короткий конец рычага был с грузом, а на длинном конце — бадья из пальмовых листьев. Вода разносилась в ведрах на коромыслах или в бурдюках из бараньей шкуры.[2]

Галерея растений, выращивавшихся в древнеегипетских садах

  • Широко распространённая акация отождествлялась с древнеегипетской богиней Иусат.

  • Сикомор — фикус, который обильно выращивали для тенистости, а также в храмах — для производства саркофагов из его древесины.

  • Яблони, как и гранатовые и персиковые деревья, попали в Египет из Азии в период господства гиксосов или ранее.

  • Египетский голубой лотос — священное растение, распространённое в древнеегипетских прудах.

  • Папирус давал не только материал для письма и изготовления лодок, но и служил пропитанием для бедняков, жевавших сердцевину его стеблей.

См. также

Примечания

  1. ↑ Baridon, 1998, p. 103.
  2. ↑ 1 2 3 Ванин, 1938.
  3. ↑ 1 2 Baridon, 1998, p. 97.
  4. ↑ Baridon, 1998, p. 102.
  5. ↑ Desroches-Noblecourt, 1962, p. 113.
  6. ↑ Wönig, 1897.
  7. ↑ Beck, 2003.

Литература

на русском языкена других языках
  • Assmann J., Lorton D. Death and salvation in ancient Egypt / Translated by David Lorton. — Cornell University Press (англ.)русск., 2005. — 171 p. — ISBN 0801442419.
  • Baridon M. Les Jardins;– Paysagistes- Jardiniers;– Poetes. — Editions Robert Lafont, 1998. — ISBN 2-221-06707-X.
  • Beck C. H. Tod und Jenseits im Alten Ägypten. — München, 2003.
  • Desroches-Noblecourt C. L’Art Egyptien. — Paris: Presses Universitaires de France (англ.)русск., 1962.
  • Hugonot J. C. Le Jardin dans l’Egypte ancienne. — Paris: Peter Lang, 1989.
  • Shaw I., Nicholson P. The British Museum Dictionary of Ancient Egypt. — British Museum Press, 1995.
  • Wönig F. Die Pflanzen im alten Aegypten. — Leipzig, 1897.
  • Zohary D., Hopf M. Domestication of plants in the Old World. — third edition. — Oxford: Oxford University Press, 2000.

wikiredia.ru

Садово-парковое искусство Древнего Египта — Мегаобучалка

ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО

 

ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО (САДОВО-ПАРКОВОГО) ИСКУССТВА

 

Сады и парки формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства — архи­тектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. В са­дово-парковом искусстве* (Поскольку основные приемы сформиро­вались в ходе исторического развития садов и парков, в тексте помимо термина «ландшафт­ное искусство» используется традиционно принятый термин «садово-парковое искусст­во») находили свое воплощение достижения расте­ниеводства (декоративного садовод­ства, селекции, интродукции), архи­тектурного и инженерного мастерст­ва (строительства, ирригации и др.). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систе­матизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.

В каждую историческую эпоху в соответствии с ее эстетическими уста­новками и техническими возможно­стями складывался свой комплекс принципов и приемов, который и оп­ределял облик парков, их стиль. При этом сформировались два основных стилевых направления — регулярное и пейзажное.

Для регулярного стилевого на­правления характерны геометриче­ская сетка плана (включающая прямолинейную трассировку дорог, гео­метрическую форму партеров и цвет­ников, симметричное оформление композиционной оси и пр.), архи­тектурно обработанный, террасиро­ванный рельеф, подчеркнутое доми­нирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка. В эту группу входят древние сады Востока, Греции и Рима, сады сред­невековья и эпохи Возрождения, французские регулярные парки XVII в., сады и парки России конца XVII — первой половины XVIII в. Пейзажное стилевое направление в отличие от регулярного отобра­жает и подчеркивает красоту есте­ственной природы. Оно характеризу­ется свободной сеткой плана, извили­стыми дорогами, естественным рель­ефом, свободными контурами водое­мов, лужаек, полян, свободнорастущими деревьями с живописными формами крон. К этому стилевому на­правлению относятся сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы XVIII в. и России XVIII — начала XIX в., садово-парковое искусство Европы, Америки, России XIX— XX вв. Это подразделение несколько условно, так как в парках одного на­правления часто присутствуют при­емы другого. Для парков нашего сто­летия, включая и современные, ха­рактерно почти равноправное уча­стие приемов обоих направлений.

В пределах этих стилевых направлений, несмотря на общность комп­лекса планировочных и композицион­ных черт, формируются парки, суще­ственно различающиеся между со­бой. Они имеют характерные черты, соответствующие определенной исто­рической эпохе, экономике, природ­ным условиям, эстетическим воззре­ниям общества — словом, всему то­му, что формирует стиль эпохи и со­ответственно стиль в садово-парко­вом искусстве.

Рассматривая стиль в садово-пар­ковом и ландшафтном искусстве в целом с позиций марксистско-ленин­ской эстетики, его можно охаракте­ризовать не просто как набор регу­лярных или пейзажных приемов, а как такую их совокупность, которая формирует физиономический облик объекта в соответствии с природ­ными, социально-историческими и даже национальными особенностями.

 

РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ

Лекция 1. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

План

1. Садово-парковое искусство Древнего Египта.

2. Садово-парковое искусство Ассиро Вавилонии.

3. Садово-парковое искусство Античной Греции.

4. Садово-парковое искусство Древнего Рима.

 

Садово-парковое искусство Древнего Египта.

Древний Египет как самостоятель­ное государство был основан в конце IV тысячелетия до н. э. Его террито­риальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Сре­диземное море. Здесь естествен­но произрастали в основном тама­риксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила — тростники, папи­русы, лотосы. Жаркий и засушли­вый климат с горячими ветрами, поч­ти полным отсутствием осадков иск­лючал возможность существования древесно-кустарниковой раститель­ности на сколько-нибудь значитель­ных площадях. Древними египтяна­ми была создана развитая иррига-

ционная система с каналами, обеспе­чивающими водой поля, и гидротех­ническими устройствами, защи­щающими города и поселения от на­воднений во время разлива реки.

Из ценного строительного матери­ала, которым был богат Древний Египет,— гранита, известняка, пес­чаника и др. возводились великолеп­ные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично со­хранившиеся и до наших дней.

История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:

Древнее царство — 3200—2400 гг. до н. э., столица — Мемфис. Среднее царствоXXII— XVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного война­ми и раздробленностью, столица — Фивы. Затем наступил двухвековой перерыв (XVIII— XVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство — XVI—XI вв. до н. э. и позднее время — с X в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Александром Маке­донским, который основал новую столицу — Александрию.

Период существования Древнего царства ха­рактеризуется строительством пирамид, Сред­него — мощным ирригационным строительст­вом и сооружением Фаюмского водохрани­лища с обширной оросительной системой. Новое царство — наиболее яркий период раз­вития египетского государства, для которого характерно строительство храмовых комплек­сов.

За три тысячелетия существова­ния египетского государства вместе с развитием градостроительства, ар­хитектуры и растениеводства форми­ровалось и садовое искусство. Са­ды создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление го­родов, которые имели прямолиней­ную сетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен, произво­дил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обели­ски и монументальные пилоны хра­мов» [11, с. 16]. Валы и стены защи­щали город не только от вражеских нашествии, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, иг­рали роль парадных дорог для про­цессий и имели значительную ши­рину (до 40 м), рассчитанную на дви­жение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема дава­ло ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульп­турных изображений.

На территории храмового комплек­са эта дорога становилась продоль­ной композиционной осью, являю­щейся одновременно и осью симмет­рии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались простран­ства и объемы, которые по мере про­движения последовательно изме­нялись в размерах в сторону увели­чения или уменьшения.

В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования от­крытых, освещенных солнцем внут­ренних дворцов с темными простран­ствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного из­менения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов горо­дов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное ис­пользование принципа симметрии определили характер египетского са­да, который сформировался как ре­гулярный с четко выраженной глав­ной осью.

В качестве примера приводится план еги­петского сада площадью 1 га. Сад имеет квад­ратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкаю­щейся домом, расположенным в глубине са­да. Композиционная ось — крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осе­вой дороге размещены четыре прямоуголь­ных бассейна и две беседки. По периметру — рядовые посадки. Рассмотренный сад — об­разец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружаю­щих отдельные участки — входную площадку, перголу, водоемы, посадки.

Сад давал тень и прохладу, обе­спечивал плодами и цветами, здесь же находились священные расте­ния — лотос, папирус и др. В расти­тельном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты — инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из тра­вянистых были распространены гвоз­дики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние ре­лигиозных, утилитарных и эстетиче­ских функций.

В целом в Древнем Египте сфор­мировалось садовое искусство с чет­кими композиционно-планировочны­ми канонами:

— регулярным планом, включаю­щим осевое построение композиции и использование симметрии;

— формированием замкнутых композиций;

— наличием водоемов как неотъ­емлемой, а часто и главной части сада;

— использованием ритма как ком­позиционного приема;

— применением аллейных и рядо­вых посадок;

— использованием экзотов в ас­сортименте древесных растений.

 

 

megaobuchalka.ru

Сады в Древнем Египте — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады[1].

История

История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцов фараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

Планировка египетского сада

Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.

Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для катания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов.[2]

Храмовые сады

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».[3] Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвященных богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В некоторых храмовых садах жили священные божественные животные, такие как ибис или павиан. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие кактмин, анис и кориандр.[4]

Сады вокруг дворцов и поместий

Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте. Например, царица Хатшепсут посылала в страну Пунт экспедицию, которая наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.

Начиная со времен Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. Согласно рисункам на гробницах, планировка этих садов была более или менее стандартной. В центре располагался прямоугольный пруд, с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоемов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения.[5] Пруд часто был окружен стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.

Могильные сады

Характерной особенностью древнеегипетского садоводства было наличие специальных могильных садов. По египетским религиозным воззрениям, душа умершего после совершения определенных обрядов может выходить из могилы и гулять в саду. В таких местах строили небольшие павильоны, где умерший мог играть в шашки или просто отдыхать. В садах помещались любимые вещи умершего, которыми он мог бы воспользоваться после смерти.[6]

Растения в древнеегипетском саду

О составе древесных пород и кустарников, разводимых в египетских садах, можно судить по их изображениям на гробницах, по записям в документах. На основе имеющихся документов можно установить, что в Египте разводились финиковые пальмы, пальмы-дум, пальмы-аргун, сикомора, гранатовые и оливковые деревья, инжир, тамариск, персея, нильская акация, ива, виноград, цератония, персиковое дерево, яблоня.[2]

Сикомор выращивали с додинастических времен как древнеегипетское древо жизни, растущее на пороге между жизнью и смертью. Фрукты этого дерева, а также изделия из него были богато представлены в египетских гробницах всех эпох. Некоторые гробы для мумий были также сделаны из древесины этого дерева.[7]

Наиболее распространенным плодовыми деревьями были финиковые пальмы, фиговые деревья и пальмы-дум. Некоторые из плодовых деревьев, например, яблони и гранаты, были завезены из других стран и культивированы в Египте. Фрукты и овощи, выращенные в садах, использовали для еды и церемоний. Из винограда делали вино и изюм. В древнеегипетских садах разводили много различных видов цветов, поскольку цветы играли в жизни египтянина большую роль. На праздненствах и религиозных торжествах женщины и мужчины украшали себя цветочными венками и гирляндами. Цветы также играли большую роль в культе мертвых. Из них изготовляли венки, букеты и гирлянды для украшения мумий, храмовых колонн и растительных жертв.

Садоводство в Древнем Египте

Садоводство в Древнем Египте было очень тяжелой работой, так как сухой климат требовал от садовника постоянного орошения. Для разведения аллей финиковых пальм необходимо было большое мастерство в искусстве садоводства. Также немалые усилия прикладывались для отпугивания птиц от зерновых культур. В этом деле египтяне достигли высокого уровня, придумывая хитроумные ловушки, останавливающие вторжения птичьих стай.[8] С целью облегчения орошения, сады закладывались около канав, которые порой специально создавались на площади сада. Вода из канав наполняла пруды и шла на поливку деревьев и цветов. Для черпания воды из канав служило особое приспособление — шадуф, состоящее из рычага, закрепленного между двух вертикальных столбов. Короткий конец рычага был с грузом, а на длинном конце — бадья из пальмовых листьев. Вода разносилась в ведрах на коромыслах или в бурдюках из бараньей шкуры.[2]

Галерея растений, выращивавшихся в древнеегипетских садах

  • JBaum.JPG

    Рожковое дерево. Египтяне ели его плоды, используя кэроб (порошок из этих стручков) как подсластитель.

  • Acacia Negev.JPG

    Широко распространённая акация отождествлялась с древнеегипетской богиней Иусат.

  • Azor-S-507.jpg

    Сикомор — фикус, который обильно выращивали для тенистости, а также в храмах — для производства саркофагов из его древесины.

  • A Fine Pair - geograph.org.uk - 916522.jpg

    Яблони, как и гранатовые и персиковые деревья, попали в Египет из Азии в период господства гиксосов или ранее.

  • Nymphaea caerulea flower.JPG

    Египетский голубой лотос — священное растение, распространённое в древнеегипетских прудах.

  • Cyperus papyrus6.jpg

    Папирус давал не только материал для письма и изготовления лодок, но и служил пропитанием для бедняков, жевавших сердцевину его стеблей.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сады в Древнем Египте"

Примечания

  1. ↑ Баридон, Les Jardins, стр.103
  2. ↑ 1 2 3 С. И. Ванин. Сады и парки древнего Египта и Ассиро-Вавилонии. — «Природа» № 5, 1938
  3. ↑ Баридон, Les Jardins, стр. 97
  4. ↑ Баридон, Les Jardins, стр. 102
  5. ↑ Дерош-Ноблькур, L’Art Egyptien, стр. 113
  6. ↑ Wönig «Die Pflanzen im alten Aegypten», 1897
  7. ↑ Tod und Jenseits im Alten Ägypten, C. H. Beck München 2003
  8. ↑ Баридон, стр 97

Отрывок, характеризующий Сады в Древнем Египте

– Сам видел. – Как? Мака живого видел? с руками, с ногами? – Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал? – Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани? – Тут, брат, у нас, такая каша второй день. Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать. – Поход, господа! – Ну, и слава Богу, засиделись.

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября .русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста. День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля. Между орудиями, на высоте, стояли спереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду. Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по турецки на мокрой траве. – Да, не дурак был этот австрийский князь, что тут замок выстроил. Славное место. Что же вы не едите, господа? – говорил Несвицкий. – Покорно благодарю, князь, – отвечал один из офицеров, с удовольствием разговаривая с таким важным штабным чиновником. – Прекрасное место. Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный! – Посмотрите, князь, – сказал другой, которому очень хотелось взять еще пирожок, но совестно было, и который поэтому притворялся, что он оглядывает местность, – посмотрите ка, уж забрались туда наши пехотные. Вон там, на лужку, за деревней, трое тащут что то. .Они проберут этот дворец, – сказал он с видимым одобрением. – И то, и то, – сказал Несвицкий. – Нет, а чего бы я желал, – прибавил он, прожевывая пирожок в своем красивом влажном рте, – так это вон туда забраться. Он указывал на монастырь с башнями, видневшийся на горе. Он улыбнулся, глаза его сузились и засветились. – А ведь хорошо бы, господа! Офицеры засмеялись. – Хоть бы попугать этих монашенок. Итальянки, говорят, есть молоденькие. Право, пять лет жизни отдал бы! – Им ведь и скучно, – смеясь, сказал офицер, который был посмелее. Между тем свитский офицер, стоявший впереди, указывал что то генералу; генерал смотрел в зрительную трубку. – Ну, так и есть, так и есть, – сердито сказал генерал, опуская трубку от глаз и пожимая плечами, – так и есть, станут бить по переправе. И что они там мешкают? На той стороне простым глазом виден был неприятель и его батарея, из которой показался молочно белый дымок. Вслед за дымком раздался дальний выстрел, и видно было, как наши войска заспешили на переправе. Несвицкий, отдуваясь, поднялся и, улыбаясь, подошел к генералу. – Не угодно ли закусить вашему превосходительству? – сказал он. – Нехорошо дело, – сказал генерал, не отвечая ему, – замешкались наши. – Не съездить ли, ваше превосходительство? – сказал Несвицкий. – Да, съездите, пожалуйста, – сказал генерал, повторяя то, что уже раз подробно было приказано, – и скажите гусарам, чтобы они последние перешли и зажгли мост, как я приказывал, да чтобы горючие материалы на мосту еще осмотреть. – Очень хорошо, – отвечал Несвицкий. Он кликнул казака с лошадью, велел убрать сумочку и фляжку и легко перекинул свое тяжелое тело на седло. – Право, заеду к монашенкам, – сказал он офицерам, с улыбкою глядевшим на него, и поехал по вьющейся тропинке под гору. – Нут ка, куда донесет, капитан, хватите ка! – сказал генерал, обращаясь к артиллеристу. – Позабавьтесь от скуки. – Прислуга к орудиям! – скомандовал офицер. И через минуту весело выбежали от костров артиллеристы и зарядили. – Первое! – послышалась команда. Бойко отскочил 1 й номер. Металлически, оглушая, зазвенело орудие, и через головы всех наших под горой, свистя, пролетела граната и, далеко не долетев до неприятеля, дымком показала место своего падения и лопнула. Лица солдат и офицеров повеселели при этом звуке; все поднялись и занялись наблюдениями над видными, как на ладони, движениями внизу наших войск и впереди – движениями приближавшегося неприятеля. Солнце в ту же минуту совсем вышло из за туч, и этот красивый звук одинокого выстрела и блеск яркого солнца слились в одно бодрое и веселое впечатление.

Над мостом уже пролетели два неприятельские ядра, и на мосту была давка. В средине моста, слезши с лошади, прижатый своим толстым телом к перилам, стоял князь Несвицкий. Он, смеючись, оглядывался назад на своего казака, который с двумя лошадьми в поводу стоял несколько шагов позади его. Только что князь Несвицкий хотел двинуться вперед, как опять солдаты и повозки напирали на него и опять прижимали его к перилам, и ему ничего не оставалось, как улыбаться. – Экой ты, братец, мой! – говорил казак фурштатскому солдату с повозкой, напиравшему на толпившуюся v самых колес и лошадей пехоту, – экой ты! Нет, чтобы подождать: видишь, генералу проехать. Но фурштат, не обращая внимания на наименование генерала, кричал на солдат, запружавших ему дорогу: – Эй! землячки! держись влево, постой! – Но землячки, теснясь плечо с плечом, цепляясь штыками и не прерываясь, двигались по мосту одною сплошною массой. Поглядев за перила вниз, князь Несвицкий видел быстрые, шумные, невысокие волны Энса, которые, сливаясь, рябея и загибаясь около свай моста, перегоняли одна другую. Поглядев на мост, он видел столь же однообразные живые волны солдат, кутасы, кивера с чехлами, ранцы, штыки, длинные ружья и из под киверов лица с широкими скулами, ввалившимися щеками и беззаботно усталыми выражениями и движущиеся ноги по натасканной на доски моста липкой грязи. Иногда между однообразными волнами солдат, как взбрызг белой пены в волнах Энса, протискивался между солдатами офицер в плаще, с своею отличною от солдат физиономией; иногда, как щепка, вьющаяся по реке, уносился по мосту волнами пехоты пеший гусар, денщик или житель; иногда, как бревно, плывущее по реке, окруженная со всех сторон, проплывала по мосту ротная или офицерская, наложенная доверху и прикрытая кожами, повозка. – Вишь, их, как плотину, прорвало, – безнадежно останавливаясь, говорил казак. – Много ль вас еще там? – Мелион без одного! – подмигивая говорил близко проходивший в прорванной шинели веселый солдат и скрывался; за ним проходил другой, старый солдат. – Как он (он – неприятель) таперича по мосту примется зажаривать, – говорил мрачно старый солдат, обращаясь к товарищу, – забудешь чесаться. И солдат проходил. За ним другой солдат ехал на повозке. – Куда, чорт, подвертки запихал? – говорил денщик, бегом следуя за повозкой и шаря в задке. И этот проходил с повозкой. За этим шли веселые и, видимо, выпившие солдаты. – Как он его, милый человек, полыхнет прикладом то в самые зубы… – радостно говорил один солдат в высоко подоткнутой шинели, широко размахивая рукой. – То то оно, сладкая ветчина то. – отвечал другой с хохотом. И они прошли, так что Несвицкий не узнал, кого ударили в зубы и к чему относилась ветчина. – Эк торопятся, что он холодную пустил, так и думаешь, всех перебьют. – говорил унтер офицер сердито и укоризненно.

wiki-org.ru

Сады Египта | Садовый ПОРТАЛ

Сады Египта

Каждый школьник уже в V классе узнает о том, что в Африке, на берегах Нила, расположен Египет. Египет — древнее государство, существующее пять тысяч лет. Древний Египет оставил после себя грандиозные памятники культуры. Это величественные пирамиды, сфинксы, причудливые саркофаги с мумиями фараонов, сохранившимися до наших дней.

Папирусы, рисунки с надписями на стенах храмов и гробницах донесли до нас сведения о замечательных произведениях садового искусства.

Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные сады. Особенной роскошью отличались сады, выращенные около храмов и домов богатых.

Сады Египта

Сады Египта

Египтяне любили прямые линии и придавали своим садам квадратную форму, высаживая растения стройны ми рядами по росту. Более крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем — средние по высоте, а самые низкие — в середине сада, вокруг квадратного пруда. В этих прудах разводили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос.

Эти пруды положили начало так называемым теперь «водяным садам».

Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы — богатство и знание сокровенного; эбеновое дерево — богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными.

В египетских садах росли резеда, мак, мирта, вывезенная из Персии клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов. 

Благовонное масло «сузинон» приготовляли из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и краткости жизни. В Луврском музее (Париж) хранится мумия египетской молодой девушки с белой лилией на груди.

Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, «невесты Нила», как они называли это растение. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Засушенные цветки лотоса, украшавшие мумию фараона Рамзеса II (XIV век до н. э.), хранятся в гербарии Ленинградского ботанического сада. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки.

В царствование Клеопатры (I век до н. э.) в Египте в особенно большом количестве стали выращивать разнообразные розы. Сады египетской царицы послужили образцом при создании садов в Риме. Из истории известны пышные пиры царицы Клеопатры. Пол пиршественного зала на одну треть метра устилали лепестками роз, прикрытыми тонкой шелковой сеткой. Венками из роз или гирляндами из лепестков венчали головы пирующих, возлежащих на подушках, наполненных тоже лепестками роз. Кубки были обвиты розами, и гирлянды из роз свешивались со стен и колони. Розовая вода била из фонтанов, а с потолка струился дождь розовых лепестков. На столы подавали розовый пудинг, за сахаренные розы, варенье и ароматичное вино из роз.

Розовым пирам Клеопатры с еще большим увлечением и роскошью подражали римские императоры и богатые патриции. Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Римские императоры и богатые люди платили Египту бочки золота за цветы, которые они вывозили для

своих пиров, нагружая цветами целые корабли. В больших садах и рощах отводили каждому виду растений — пальмам, смоковницам, декоративным растениям — отдельные, строго симметричные квадратные участки с водоемами посредине. В таких рощах были и священные бассейны, выложенные гранитом и порфиром. В них разводили священных ибисов, крокодилов, змей — найи и ящериц — варанов.

Квадратные сады со стройными рядами деревьев очень гармонировали со строгими прямоугольными формами египетских зданий. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами, украшенными капителями, изображавшими кроны пальмовых листьев. Хороши были и колонны в виде связки длинных стеблей папируса, покрытые сверху и снизу листьями и бутонами лотоса, искусно высеченными из камня. 

Не созерцание ли стройных пальм натолкнуло древних архитекторов на мысль о создании колонн из камня?

Многие полагают, что своеобразие пальмового леса оказало влияние и на возникновение в дальнейшем, в средние века, готического стиля построек со стрельчатыми сводами, напоминающими кроны пальм, так же, как высокие прямые стволы вздымающихся сосен нашли отражение в постройках Эллады.

Особенной пышностью отличались сады Египта при фараоне Рамзесе II и Клеопатре. Сады в Александрии занимали около четверти этого громадного города древности.

После каждого похода египтяне привозили в свои сады новые растения. На одной из фресок усыпальницы фараонов в Фивах изображено возвращение египетского корабля из похода в страну Пунт, относящегося к 4500 годам до наших дней. Рабы грузят на корабль посаженные в кадки ладанные, миртовые и другие растения. С каждым деревом грузили и кожаный мех с пресной водой для поливки его во время пути. 

Египтяне широко использовали растения для получения лекарств, благовонных масел и смол, употреблявшихся для бальзамирования трупов (мумифицирования), для украшения жилищ и храмов.

В знойном Египте особенное значение приобретали сады, дающие тень. И фараон Рамзес III, восхваляющий свои деяния в Харристском папирусе, в первых же строках отмечает:

«Я засадил всю землю деревьями и кустами; я дал возможность жителям сидеть под их тенью».

Роскошному росту растений в садах способствовала система орошения, связывавшая бассейны трубами и каналами, а также и удобрение плодородным илом реки Нила.

Египтяне с нетерпением ожидали подъема нильских вод и разлива их. С радостью встречали они появление в реке молодых крокодилов, предвестников приближения разлива. За ними появлялись вторые вестники — цветы голубых кувшинок, несомые водами, зелеными от береговых растений. Наконец воды Нила становились красными от ила и глины, захваченных течением из Эфиопии. Когда же уровень воды в Ниле достигал верхнего края плотин, египтяне удаляли шлюзы — и насыщенные илом воды наполняли оросительные каналы.

Как праздник отмечали египтяне широкий разлив Нила. 

Если Вам понравилась статья : Сады Египта — поделитесь информацией с друзьями.

Не жадничайте — ставьте свою оценку:

Loading…

Просмотров: 3 307

sad-dizayn.ru


Смотрите также