Культура древней спарты. Древняя Спарта: мифы массовой культуры и подлинные исторические реалии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история. Культура древней спарты


особенности, государственный строй, культура, история

Пожалуй, нет такого человека, который не слышал бы о древнем городе-государстве Спарте. Упоминая эту страну, непременно думаешь о силе, мужестве и гордости населявших ее людей. История и культура Древней Спарты вот уже несколько тысячелетий не оставляет в покое ученых, пытающихся понять основы величия и причины падения одного из первых государств на планете. Попробуем разобраться в этом и мы.

Географическое положение

Без ответа на вопрос, где находилась древняя Спарта, невозможно понять все выгоды социально-экономическогои политического размещения этого государства. Она находилась на юге Пелопонесского полуострова в области Лакония (нынешняя территория Греции). Ее просторы омывались двумя морями – Егейским и Ионическим – открывавшими для спартанцев пути в военно-морских походах и легкой переправе наживы после завоевательских войн. На момент своего расцвета территория Спарты занимала около 8 тысяч квадратных километров. Это была самая великая держава тех времен, что и позволяло ей на протяжении нескольких веков не строить укрепления и оборонные стены.

Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история

Необычное название

Свое имя город получил в честь жены древнегреческого мифологического персонажа Лакедемона – Спарты. В исторических документах философа Плутарха сказано, что Лакедемон был царем Лаконии. Он считал, что его отец Зевс, а мать – плеяда Тиагеда. Правил долго, и в связи с этим возник синоним к слову «Спарта» - Лакедемон. Правда, про его политические или военные успехи историк не оставил фактов.

Основание страны

Древняя история Спарты начинает свою страницу с ХІ века до нашей эры, когда территорию Лаконии заселяют ахейцы, вытесняя при этом живший там народ лелег, и проводят войны по завоеванию близлежащих городов – Аргоса, Аркадии и Мессении. Спартанцы проявили небывалое мягкосердечие, не уничтожив побежденных. Они превратили их в рабов и назвали илотами, что в буквальном переводе означает «пленные».

Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история

Законы Ликурга

Право Древней Спарты неразрывно повязано с именем Ликурга – древнеспартанского общественного деятеля. О его жизни известно мало, а вот о его законах говорят до сих пор, потому что именно на них был построен правовой институт Спарты. Законы были в форме ретр – коротких форм правовых изречений, передававшихся из уст в уста. Они заучивались на память. Существовало 4 ретры: 1 большая и три малых. Одна из малых ретр запрещала издавать законы в письменной форме. Это делалось для того, чтобы правящая аристократия не ограничивала свои возможности рамками текста закона, а всегда могла повернуть формулировку документа в свою сторону. Ретры Ликурга строго ограничивали и контролировали все сферы жизни спартанцев.

Ограничения, контролируемые ретрами

Чтобы избежать социального неравенства, спартанцы не использовали денежных единиц. Все материальные сделки осуществлялись с помощью обмена. Нельзя было производить коммерческие манипуляции с землей. Чтобы не свести человека с пути истинного предметами роскоши, спартанцам запрещено было использовать красивые вещи или украшения. Также было запрещено производить эти предметы.

Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история

Особенности семейной жизни в Спарте

Как рассказывает история Древней Спарты, семейная жизнь также подпадала под око закона Ликурга. Мужчина мог жениться только после 16 лет, но с семьей он проводил мало времени. Основную часть жизни занимала не семья, а воинская служба. Дети родителям не принадлежали. С 7 лет их забирали из семей и воспитывали в них боевой дух: плохо кормили, выдавали один хитон на год, а после окончания школы юноши должны были пройти своеобразный экзамен – порку палками, во время которого не разрешалось ни кричать, ни просить о помощи. Особенностью спартанского брачно-семейного права является развод. Правда, только мужчина мог попросить старейшин разорвать семейные узы. Это происходило в двух случаях: если женщина изменяла супругу или была бесплодна.

Аскетизм – всему голова

Жизнь Древней Спарты была подчинена контролю и порядку во всем. О спартанском аскетизме до сих пор ходят легенды. Даже аристократы пытались ограничивать себя в еде. Девочек с самого детства воспитывали как будущих матерей и жен для военных. Те же в свою очередь на сражение всегда одевали темно-красный хитон, чтобы в случае ранения никто не смел упрекнуть воина в слабости от кровоизлияния. Часто, они предпочитали тихую смерть на поле боя, ведь попросить помощи у медика считалось грехом. Чего стоит одна только легенда о том, что слабых и неразвитых детей спартанцы скидывали с вершины горы. В эту историю многие верили на протяжении трех тысячелетий, пока ученые не опровергли этот факт тем, что в ущелье горы были найдены только кости взрослых людей.

Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история

Государственный строй Спарты

Создание лестницы государственного строя также приписывают Ликургу. Несмотря на то, что большинство ученых относят спартанцев к малограмотным народам, государственный строй Древней Спарты был намного продвинутее, чем у других древнегреческих государств.

Спартой правило 2 царя: представители разных династий пользовались огромным уважением среди подданных. Цари правили войском, но на войну отправлялся только один из монархов, другой оставался в городе и руководил мирной жизнью, занимался обеспечением тыла провизией и подготовкой оружия для будущего подкрепления армии.

Названия, как и обязанности у царей были разные:

  • басилей – правитель, не задействованный в военных действиях,
  • архегат – воинствующий спартанец-царь.

Эти два правителя входили в состав герусии - собрания старейшин, которые методом обсуждения решали насущные проблемы государства. Поскольку представители двух враждующих семей постоянно находились в ссорах и распрях, то они начали терять свое влияние на подданных. Со временем они стали представительной монархией, а реальная власть была сосредоточена в руках у эфоров. Но это нисколько не мешало царям Древней Спарты иметь свой собственный почет и получать неплохие доходы от местного населения в виде наделов земли, жертвенной пищи и благотворительных денег.

Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история

Герусии, как пережиток прошлого

В герусию избирались 28 мужчин старше 60 лет. Они занимались обсуждением важных государственных дел, при некоторых царях даже могли наложить на его решения вето. Со временем, этот законодательный орган упустил возможность влиять на политическую систему, а перешел на судебную практику. Они рассматривали криминальные дела, выносили приговоры, обсуждали, как лучше наказать виновного, особенно жестоко расправлялись с изменниками родины.

Народные собрания (апеллы)

В состав собраний входили мужчины, которым исполнилось 30 лет, и рожденных в аристократических семьях. На собрании выбирали эфоров, кто из царей отправится в военный поход, кто займет престол, если не было престолонаследника. Также окончательное решение по лишению гражданства изменников принималось здесь. Они же принимали решение о присвоении человеку гражданства, если тот изъявлял такое желание. Правда, мудрость не позволила участникам апеллы договориться о методах голосования, ведь, чаще всего, прав оказывался тот, кто громче крикнет или подговорит других для отстаивания своего мнения.

Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история

Эфоры

Самые могущественные представители власти выбирались раз в 8 лет. Всего на этот период их выбиралось 5 человек. Чтобы отдать честь и прославить в веках эфоров, апеллы называли календарный год в честь каждого из них. Они контролировали все виды деятельности и всех представителей власти.

Во время военных действий двое эфоров сопровождали царя, чтобы не дать ему возможности нажиться на военных делах или, что намного хуже, проявить свою трусость на поле боя. Часто эти люди превращались в диктаторов, так как отсутствие письменных законов не могло ограничить их желаний. Они даже могли изгнать царя, чтобы не выполнять его приказы. Для этого они время от времени проводили предсказания жрецов. Если правление царя устраивало эфоров, то предзнаменование чаще всего оказывалось хорошим, а если нет, то предсказание приводило к быстрому изгнанию или убийству царя.

Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история

Чем особенна Спарта?

Особенности Древней Спарты ассоциируются только с военным делом. В этой стране впервые были разработаны тактические размещения солдатов, что часто приводило к победам. С самого рождения спартанец воспитывался для битвы, поэтому в страшный бой шел с венком на голове, чтобы в случае смерти быть достойным к погребению. Для этих людей были непонятными такие качества как трусость, слабодухость или безразличие к судьбе своей страны.

Дезертиров презирали, но сохраняли им жизнь, чтобы они мучились до конца жизни за содеянное ранее преступление против страны. Им нашивали специальные повязки, делали прически, чтобы никто с ними даже не мог заговорить. Дети изменников также не могли строить собственные семьи, поскольку они уже с рождения были запятнаны нелюбовью к Спарте. Даже люди, которые были заинтересованы книгами или искусством, объявлялись в этой стране трусами, а вскоре и изгоями. Может, поэтому в Спарте не родился ни один известный художник или философ.

Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история

Илоты

Илотами называли крестьян Древней Спарты. Илоты - это местное население, которое было захвачено спартанцами еще на заре становления государства. Поскольку спартанцы были заняты в военных походах, илоты занимались обработкой государевых земель, уходом и сбором урожая. Правда, они отдавали не всю часть урожая, а только некоторую его долю. Эта часть была фиксирована, и современными словами ее можно назвать налогом. Исторических документов о его размере не сохранилось. Это позволяло илотам жить хотя и бедно, но не умирать с голоду.

Они подчинялись только одному человеку – своему хозяину. Но их права и обязанности регламентировались на государственном уровне. От раба классического образца илот отличался правом иметь семейную жизнь и возможностью копить деньги. У него был свой дом, который передавался по наследству. В криминальном праве с илотами не церемонились. Его могли казнить, высечь или ампутировать часть тела за малейшую оплошность. Чтобы не нажить себе внутреннего врага, спартанцы стремились, чтобы число илотов не превышало полумиллиона человек.

Культура

Культура Древней Спарты не отличается разнообразием. Люди, которые были неспособны заниматься военным делом, презирались. Занятие искусством, письмом, философией высмеивалось. Население было малограмотным, и даже несмотря на то, что в военных школах преподавалось чтение и письмо, будущие воины могли пропускать уроки ради оттачивания своих физических сил. Единственным элементом культуры были патриотические песни. Они заучивались наизусть и воспевались во время военного похода.

Исполнять патриотические песни разрешалось не всем. Слова в этих песнях довольно просты, но каждая фраза направлена на то, чтобы поднять боевое настроение человека. Важным показателем культуры являлась религия. Спартанцы верили в древнегреческих богов. Без религиозного культа не совершался ни один поход, и не начиналась ни одна битва. Перед боем богам делали жертвоприношение, чтобы они находились на стороне воинов во время битвы. После окончания сражения вне зависимости от результатов воздавалась религиозная хвала богам.

Олимпийские игры Древней Спарты

Честью для любого спартанца было принимать участие в Олимпийских играх. Многие годы они были первыми по количеству побед. Спортсмены Спарты придерживались спортивного режима, интенсивно тренировались. Не принимали участие в кулачных боях. Ведь в случае проигрыша нужно было признать свою слабость, что не сопоставлялось с принципами морали спартанцев. Именно на Олимпиадах европейские города-страны начали брать пример с физической подготовленности спортсменов из Спарты.

www.nastroy.net

особенности, государственный строй, культура, история :: SYL.ru

Пожалуй, нет такого человека, который не слышал бы о древнем городе-государстве Спарте. Упоминая эту страну, непременно думаешь о силе, мужестве и гордости населявших ее людей. История и культура Древней Спарты вот уже несколько тысячелетий не оставляет в покое ученых, пытающихся понять основы величия и причины падения одного из первых государств на планете. Попробуем разобраться в этом и мы.

Географическое положение

Без ответа на вопрос, где находилась древняя Спарта, невозможно понять все выгоды социально-экономическогои политического размещения этого государства. Она находилась на юге Пелопонесского полуострова в области Лакония (нынешняя территория Греции). Ее просторы омывались двумя морями – Егейским и Ионическим – открывавшими для спартанцев пути в военно-морских походах и легкой переправе наживы после завоевательских войн. На момент своего расцвета территория Спарты занимала около 8 тысяч квадратных километров. Это была самая великая держава тех времен, что и позволяло ей на протяжении нескольких веков не строить укрепления и оборонные стены.

крестьянин древней спарты

Необычное название

Свое имя город получил в честь жены древнегреческого мифологического персонажа Лакедемона – Спарты. В исторических документах философа Плутарха сказано, что Лакедемон был царем Лаконии. Он считал, что его отец Зевс, а мать – плеяда Тиагеда. Правил долго, и в связи с этим возник синоним к слову «Спарта» - Лакедемон. Правда, про его политические или военные успехи историк не оставил фактов.

Основание страны

Древняя история Спарты начинает свою страницу с ХІ века до нашей эры, когда территорию Лаконии заселяют ахейцы, вытесняя при этом живший там народ лелег, и проводят войны по завоеванию близлежащих городов – Аргоса, Аркадии и Мессении. Спартанцы проявили небывалое мягкосердечие, не уничтожив побежденных. Они превратили их в рабов и назвали илотами, что в буквальном переводе означает «пленные».

право древней спарты

Законы Ликурга

Право Древней Спарты неразрывно повязано с именем Ликурга – древнеспартанского общественного деятеля. О его жизни известно мало, а вот о его законах говорят до сих пор, потому что именно на них был построен правовой институт Спарты. Законы были в форме ретр – коротких форм правовых изречений, передававшихся из уст в уста. Они заучивались на память. Существовало 4 ретры: 1 большая и три малых. Одна из малых ретр запрещала издавать законы в письменной форме. Это делалось для того, чтобы правящая аристократия не ограничивала свои возможности рамками текста закона, а всегда могла повернуть формулировку документа в свою сторону. Ретры Ликурга строго ограничивали и контролировали все сферы жизни спартанцев.

Ограничения, контролируемые ретрами

Чтобы избежать социального неравенства, спартанцы не использовали денежных единиц. Все материальные сделки осуществлялись с помощью обмена. Нельзя было производить коммерческие манипуляции с землей. Чтобы не свести человека с пути истинного предметами роскоши, спартанцам запрещено было использовать красивые вещи или украшения. Также было запрещено производить эти предметы.

древняя спарта

Особенности семейной жизни в Спарте

Как рассказывает история Древней Спарты, семейная жизнь также подпадала под око закона Ликурга. Мужчина мог жениться только после 16 лет, но с семьей он проводил мало времени. Основную часть жизни занимала не семья, а воинская служба. Дети родителям не принадлежали. С 7 лет их забирали из семей и воспитывали в них боевой дух: плохо кормили, выдавали один хитон на год, а после окончания школы юноши должны были пройти своеобразный экзамен – порку палками, во время которого не разрешалось ни кричать, ни просить о помощи. Особенностью спартанского брачно-семейного права является развод. Правда, только мужчина мог попросить старейшин разорвать семейные узы. Это происходило в двух случаях: если женщина изменяла супругу или была бесплодна.

Аскетизм – всему голова

Жизнь Древней Спарты была подчинена контролю и порядку во всем. О спартанском аскетизме до сих пор ходят легенды. Даже аристократы пытались ограничивать себя в еде. Девочек с самого детства воспитывали как будущих матерей и жен для военных. Те же в свою очередь на сражение всегда одевали темно-красный хитон, чтобы в случае ранения никто не смел упрекнуть воина в слабости от кровоизлияния. Часто, они предпочитали тихую смерть на поле боя, ведь попросить помощи у медика считалось грехом. Чего стоит одна только легенда о том, что слабых и неразвитых детей спартанцы скидывали с вершины горы. В эту историю многие верили на протяжении трех тысячелетий, пока ученые не опровергли этот факт тем, что в ущелье горы были найдены только кости взрослых людей.

где находилась древняя спарта

Государственный строй Спарты

Создание лестницы государственного строя также приписывают Ликургу. Несмотря на то, что большинство ученых относят спартанцев к малограмотным народам, государственный строй Древней Спарты был намного продвинутее, чем у других древнегреческих государств.

Спартой правило 2 царя: представители разных династий пользовались огромным уважением среди подданных. Цари правили войском, но на войну отправлялся только один из монархов, другой оставался в городе и руководил мирной жизнью, занимался обеспечением тыла провизией и подготовкой оружия для будущего подкрепления армии.

Названия, как и обязанности у царей были разные:

  • басилей – правитель, не задействованный в военных действиях,
  • архегат – воинствующий спартанец-царь.

Эти два правителя входили в состав герусии - собрания старейшин, которые методом обсуждения решали насущные проблемы государства. Поскольку представители двух враждующих семей постоянно находились в ссорах и распрях, то они начали терять свое влияние на подданных. Со временем они стали представительной монархией, а реальная власть была сосредоточена в руках у эфоров. Но это нисколько не мешало царям Древней Спарты иметь свой собственный почет и получать неплохие доходы от местного населения в виде наделов земли, жертвенной пищи и благотворительных денег.

особенности древней спарты

Герусии, как пережиток прошлого

В герусию избирались 28 мужчин старше 60 лет. Они занимались обсуждением важных государственных дел, при некоторых царях даже могли наложить на его решения вето. Со временем, этот законодательный орган упустил возможность влиять на политическую систему, а перешел на судебную практику. Они рассматривали криминальные дела, выносили приговоры, обсуждали, как лучше наказать виновного, особенно жестоко расправлялись с изменниками родины.

Народные собрания (апеллы)

В состав собраний входили мужчины, которым исполнилось 30 лет, и рожденных в аристократических семьях. На собрании выбирали эфоров, кто из царей отправится в военный поход, кто займет престол, если не было престолонаследника. Также окончательное решение по лишению гражданства изменников принималось здесь. Они же принимали решение о присвоении человеку гражданства, если тот изъявлял такое желание. Правда, мудрость не позволила участникам апеллы договориться о методах голосования, ведь, чаще всего, прав оказывался тот, кто громче крикнет или подговорит других для отстаивания своего мнения.

жизнь древней спарты

Эфоры

Самые могущественные представители власти выбирались раз в 8 лет. Всего на этот период их выбиралось 5 человек. Чтобы отдать честь и прославить в веках эфоров, апеллы называли календарный год в честь каждого из них. Они контролировали все виды деятельности и всех представителей власти.

Во время военных действий двое эфоров сопровождали царя, чтобы не дать ему возможности нажиться на военных делах или, что намного хуже, проявить свою трусость на поле боя. Часто эти люди превращались в диктаторов, так как отсутствие письменных законов не могло ограничить их желаний. Они даже могли изгнать царя, чтобы не выполнять его приказы. Для этого они время от времени проводили предсказания жрецов. Если правление царя устраивало эфоров, то предзнаменование чаще всего оказывалось хорошим, а если нет, то предсказание приводило к быстрому изгнанию или убийству царя.

государственный строй древней спарты

Чем особенна Спарта?

Особенности Древней Спарты ассоциируются только с военным делом. В этой стране впервые были разработаны тактические размещения солдатов, что часто приводило к победам. С самого рождения спартанец воспитывался для битвы, поэтому в страшный бой шел с венком на голове, чтобы в случае смерти быть достойным к погребению. Для этих людей были непонятными такие качества как трусость, слабодухость или безразличие к судьбе своей страны.

Дезертиров презирали, но сохраняли им жизнь, чтобы они мучились до конца жизни за содеянное ранее преступление против страны. Им нашивали специальные повязки, делали прически, чтобы никто с ними даже не мог заговорить. Дети изменников также не могли строить собственные семьи, поскольку они уже с рождения были запятнаны нелюбовью к Спарте. Даже люди, которые были заинтересованы книгами или искусством, объявлялись в этой стране трусами, а вскоре и изгоями. Может, поэтому в Спарте не родился ни один известный художник или философ.

культура древней спарты

Илоты

Илотами называли крестьян Древней Спарты. Илоты - это местное население, которое было захвачено спартанцами еще на заре становления государства. Поскольку спартанцы были заняты в военных походах, илоты занимались обработкой государевых земель, уходом и сбором урожая. Правда, они отдавали не всю часть урожая, а только некоторую его долю. Эта часть была фиксирована, и современными словами ее можно назвать налогом. Исторических документов о его размере не сохранилось. Это позволяло илотам жить хотя и бедно, но не умирать с голоду.

Они подчинялись только одному человеку – своему хозяину. Но их права и обязанности регламентировались на государственном уровне. От раба классического образца илот отличался правом иметь семейную жизнь и возможностью копить деньги. У него был свой дом, который передавался по наследству. В криминальном праве с илотами не церемонились. Его могли казнить, высечь или ампутировать часть тела за малейшую оплошность. Чтобы не нажить себе внутреннего врага, спартанцы стремились, чтобы число илотов не превышало полумиллиона человек.

Культура

Культура Древней Спарты не отличается разнообразием. Люди, которые были неспособны заниматься военным делом, презирались. Занятие искусством, письмом, философией высмеивалось. Население было малограмотным, и даже несмотря на то, что в военных школах преподавалось чтение и письмо, будущие воины могли пропускать уроки ради оттачивания своих физических сил. Единственным элементом культуры были патриотические песни. Они заучивались наизусть и воспевались во время военного похода.

Исполнять патриотические песни разрешалось не всем. Слова в этих песнях довольно просты, но каждая фраза направлена на то, чтобы поднять боевое настроение человека. Важным показателем культуры являлась религия. Спартанцы верили в древнегреческих богов. Без религиозного культа не совершался ни один поход, и не начиналась ни одна битва. Перед боем богам делали жертвоприношение, чтобы они находились на стороне воинов во время битвы. После окончания сражения вне зависимости от результатов воздавалась религиозная хвала богам.

Олимпийские игры Древней Спарты

Честью для любого спартанца было принимать участие в Олимпийских играх. Многие годы они были первыми по количеству побед. Спортсмены Спарты придерживались спортивного режима, интенсивно тренировались. Не принимали участие в кулачных боях. Ведь в случае проигрыша нужно было признать свою слабость, что не сопоставлялось с принципами морали спартанцев. Именно на Олимпиадах европейские города-страны начали брать пример с физической подготовленности спортсменов из Спарты.

www.syl.ru

Древняя Спарта: мифы массовой культуры и подлинные исторические реалии - Русские Афины

Вокруг древнегреческой Спарты и по сей день множество споров и мифов, рожденных массовой культурой. Действительно ли спартанцы были непревзойденными войнами и не любили умственный труд, действительно ли они избавлялись от своих собственных детей, и правда ли, что обычаи спартанцев были настолько суровы, что им запрещалось кушать в собственных домах? Попробуем разобраться.

Начиная разговор о Спарте, стоило бы отметить, что самоназванием этого древнегреческого государства было «Лакедемон», а его жители называли себя «лакедемоняне». Появлению названия «Спарта» человечество обязано вовсе не эллинам, а римлянам.

previewРаскопки Древней Спарты

Спарта, как и многие древние государства, имела сложную по структуре, но логичную систему социального устройства. Фактически общество делилось на полноправных граждан, неполноправных граждан и зависимых. В свою очередь, каждая из категорий делилась на сословия. Илоты, хотя и считались рабами, не были ими в привычном для современного человека понимании. Впрочем, «древнее» и «классическое» рабство заслуживает отдельного рассмотрения. Также стоит упомянуть об особом сословии «гипомейонов», в которое входили физически и умственно неполноценные дети граждан Спарты. Они считались неполноправными гражданами, но все же были выше ряда других социальных категорий. Существование подобного сословия в Спарте значительно сокращает жизнеспособность теории об убиении в Спарте неполноценных детей.

preview

Юные спартанцы

Этот миф укоренился благодаря описанию спартанского общества, созданного еще Плутархом. Так, в одном из своих трудов он описывал, что слабых детей решением старейшин сбрасывали в ущелье в горах Тайгета. Сегодня учёные по данному вопросу к единому мнению не пришли, однако, большинство из них склоняется к версии о том, что такая необычная традиция в Спарте места не имела. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что греческие хроники грешат преувеличениями и преукрашиваниями фактов. Доказательство чему было обнаружено историками после сравнения одних и тех же фактов и их описаний в греческой и римской хрониках.

Безусловно, в Спарте на протяжении всей ее описанной истории существовала очень жесткая система воспитания детей, в частности, мальчиков. Называлась система воспитания агогэ, что в переводе с греческого означает «увод». В спартанском обществе дети граждан считались общественным достоянием. Поскольку сама по себе агогэ была достаточно жестокой системой воспитания, не исключено, что процент смертности действительно был высок. Таким образом, убиение слабых детей сразу после рождения маловероятно.

Ещё один популярный миф - непобедимость спартанской армии. Безусловно, спартанская армия была достаточно сильной, чтобы оказывать влияние на своих соседей, однако, и она, как известно, знала поражения. К тому же спартанская армия в значительной степени проигрывала по многим вопросам армиям других держав, в том числе армии соседей греков. Воины отличались прекрасной выучкой и личным боевым мастерством. Они обладали прекрасной физической подготовкой. Более того, само понятие дисциплины в армии было перенято соседними народами именно у спартанцев. Даже римляне восхищались силой спартанской армии, хотя та в конечном итоге и проиграла им. Одновременно с этим спартанцы не знали инженерного дела, что не позволяло им эффективно осаждать города врагов.

preview

Спартанские воины. Древнее изображение

Как утверждают историки, в спартанском обществе высоко ценилась дисциплина, мужество и доблесть на поле брани, почиталась честность и преданность, скромность и умеренность (впрочем, в последнем можно и усомниться, зная об их пирах и оргиях). И хотя порой лидеры спартанцев в вопросах политики отличались коварством и вероломностью, этот народ был одним из величайших представителей эллинской группы.

В Спарте была демократия. Во всяком случае, все наиболее важные вопросы решались общим собранием граждан, на котором те просто перекрикивали друг друга. Само собой, в Спарте жили не одни лишь граждане, и власть хоть и народа, принадлежала далеко не всему демосу.

Домашнее хозяйство спартанцев мало чем отличалось от хозяйства большинства других греческих городов-государств. На полях Лакедемона выращивались те же продукты. Спартанцы занимались скотоводством, разводя преимущественно овец. В большинстве своем труд на земле был уделом илотов – рабов, а также неполноправных граждан.

В Спарте действительно не в почёте был умственный труд, но это вовсе не означает, что Спарта не подарила истории ни одного поэта или писателя. Среди наиболее известных из них Алкман и Терпандр. Впрочем, даже они отличались хорошей физической подготовкой. А спартанский жрец-прорицатель Тисамен Элейский и вовсе больше славился тем, что был непревзойденным атлетом. Стереотип же о культурном невежестве спартанцев родился, вероятно, потому, что и Алкман и Терпандр не были уроженцами этого города.

preview

Алкман и Терпандр

Общественные связи и устои играли весьма важную роль в повседневной жизни спартанцев. Среди историков существует даже теория о том, что спартанцам было запрещено принимать пищу у себя дома, независимо от своего статуса и положения в обществе. Вместо этого, спартанцам полагалось принимать пищу исключительно в общественных местах, своеобразных столовых того времени.

Образ спартанцев, как и образ викингов, которых многие представляют как воинов в рогатых шлемах, безусловно, не избежал романтизации. Тем не менее, в лакедемонянах есть много того, чему не будет лишним поучиться и современному человеку, и того, что вошло в нашу повседневную жизнь. В частности, слово «лаконичный» имеет именно греческие корни и означает сдержанного, умеренного и немногословного человека. Именно с этим словом в Пелопоннесе и за его пределами и отождествлялись спартанцы.

А вы знали, что женщины древней Спарты (Лакедемона) представляли собой совершенно особую породу женщин?

Источник

rua.gr

Древней Греции – культуре Древней Спарты

Проект «Искусство Древней Греции»

Цель данного проекта – привлечь внимание к мировому культурному наследию, к плохо изученному материалу в искусстве Древней Греции – культуре Древней Спарты.

Участники проекта: учащиеся 10 класса.

Вступительное слово учителя:

Спарта (или Лакония, Лакедемон) — одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции, прославленное своей армией, которая никогда не отступала перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей. В этой стране не было ни бедных, ни богатых, ни денег. Даже когда сюда приезжали купцы из разных стран, то спартанцы у них ничего не покупали и своего ничего не продавали. В стране правил царь Ликург, который установил свои законы и свой государственный строй. Спартанцы были воинами: не было ни одной войны, где бы ни принимали участие спартанские воины. Как и в других греческих городах, в Спарте не хватало земли и поэтому спартанцы завоевывали соседние территории.

Спартанское государство называли «общиной равных», хотя современные историки сомневаются в этом определении. Ведь если спартанцы завоевывали соседние земли, что же происходило с этими людьми?

В других греческих городах существовала своя культура: возводились храмы, театры, имелась богатейшая художественная культура. Но о культуре Спартанского государства мы ничего не знаем: в учебниках, в других литературных источниках очень мало информации. Поэтому нам необходимо узнать, была ли культура в Спарте?

Основополагающий вопрос: Были ли предметы искусства в Древней Греции?

Вопросы для изучения:

  1. Рассмотреть основные этапы развития города-государства Спарта. Почему в греческой культуре много внимания обращено как Афинам, так и Спарте, но в книгах и учебниках нет ни одного изображения спартанского полководца или спартанского божества?
  2. С чем связан упадок этого государства?
  3. Какова культура Спарты – города-полиса? Рассмотреть основные виды искусства древней Спарты.
Класс делится на группы:

1 группа работает над изучением основных этапов развития государства Спарта.

2 группа работает по изучению упадка Спарты.

3 группа работает над изучением культуры Спарты.

Группы изучают информацию в библиотеке, в сети Интернет.

Результаты поиска:

Работа 1 группы:

Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Был создан совет старейшин – герусия, состоящий из 28 человек. Старейшины (геронты) избирались народным собранием (апелой). Избирались из людей не моложе 60 лет. Античные писатели утверждают, что Ликургом был создан совет старейшин (герусия) из 28 человек. Старейшины (геронты) — не моложе 60 лет — избирались народным собранием граждан (апеллой). В герусию входили и два царя, которые командовали армией.

Общество жило в особых условиях: все были равны. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой. Спартанские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем. Вся их жизнь от рождения и до смерти проходила под неусыпным контролем. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община, но молодые женатые мужчины ещё долгое время жили отдельно от своих семей. Спартиаты называли себя "общиной равных". В 30 лет мужчины становились гражданами. Но даже взрослые граждане не могли распоряжаться собой, а должны были подчиняться общим правилам. Даже дети не принадлежали родителям. Новорождённого младенца отец приносил в лесху, где заседали старейшины. Ребёнка внимательно осматривали, и если находили больным и хилым, то отправляли к Апотетам (обрыв на горном хребте Тайгет) и там оставляли умирать.

С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах). Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать и говорить кратко и чётко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. На год мальчикам выдавали только одно платье, мыться разрешали только несколько раз в год. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

Возмужавших юношей после 16 лет подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды. Юношей жестоко бичевали, они же при этом должны были молчать. Некоторые не выдерживали испытания и умирали. Ещё одним испытанием для юношей были криптии — тайные войны против илотов (рабов), которые время от времени объявляли эфоры (восстания). Днем молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов, убивая самых крепких мужчин, что позволяло держать илотов в постоянном страхе. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до 60 лет. Только удача на военной службе могла прославить спартиата. Лишь имя погибших в бою за отечество могло быть выбито на могильном камне. Каждый спартиат мечтал попасть в отряд трехсот, который в битве сражался рядом с царем. Спартанское войско было единственным профессиональным во всей Греции, т. к. спартанцы не занимались ручным трудом, проводя все время в военных занятиях и охоте.

Земли не хватало, поэтому спариаты поработили соседние государства Лаконику и Мессению. Все порабощенные граждане и их земли объявлены собственностью спартанцев. Рабы (илоты) оставались жить на своих землях, вели хозяйство, имели семьи и платили подать (апфора) спартанцам. Все. Что оставалось после выплаты апфоры, они использовали по своему усмотрению. Илоты считались рабами не отдельных граждан, а всего государства в целом. Они могли заводить семьи и владеть некоторым имуществом. Отношения спартиатов с илотами регулировались законом, а не основывались на произволе непосредственного хозяина. Илоты имели относительную экономическую свободу, т. к. спартиаты, по-видимому, не вмешивались в их хозяйственную деятельность. Их положение было в общем стабильным, среди них встречались даже зажиточные люди. Но все же это создавало благоприятные условия для восстаний, которые илоты, во много раз превосходящие по численности своих господ, поднимали довольно часто.

Другой значительной группой населения Лаконики были периэки, свободные жители городов, зависимых от Спарты. Так как спартанские цари считались царями всех лаконцев, в периэкских городах они имели особые участки земли - темены. Царю выплачивался особый "царский" налог. Главной обязанностью периэков была служба в спартанской армии.

Для сохранения всеобщего равенства в Спарте было запрещено употреблять золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, были введены железные деньги, настолько тяжёлые, что даже для небольшой суммы требовалась целая повозка. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте, периэкам же было строжайше запрещено производить предметы роскоши, разрешалось изготовлять только простую посуду и одежду, оружие для спартиатов.

Воля законодателя и постоянная угроза со стороны илотов создали необычайно сплочённую гражданскую общину, не знавшую внутренних смут на протяжении нескольких столетий. Но спартанцы заплатили за это дорогую цену. Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора или художника. Всё, что смогла создать Спарта, — это сильная армия. Безграничное право эфоров контролировать все стороны жизни общины сделало их власть, по определению Аристотеля, «близкой к тирании». Постепенно Спарта превратилась в оплот политической реакции для всей Греции.

Вывод: Локальная политика спартанской общины, отсутствие торговли, но главной причиной являлось постоянная угроза восстаний илотов, что не позволяло далеко и надолго уводить армию за пределы государства. Поэтому в моменты большой опасности для эллинского мира Спарта часто руководствовалась сугубо эгоистическими интересами. Всё это способствовало отсутствию литературных источников (мифов) о Древней Спарте. Мы считаем, что именно эта причина и явилась тем, что в греческой культуре много внимания обращено Афинам и другим греческим городам, а не Спарте.

Работа 2 группы:

Через год после окончания Пелопоннесской войны спартанское государство попало в полосу затяжного внутриполитического кризиса. Общество разбилось на несколько враждующих между собой партий, во главе которых стояли соответственно Лисандр, Павсаний и Агис. Лисандр выступал за смягчение слишком суровых законов Ликурга, касающихся богатства и роскоши, в то время, как партия Павсания скорее всего ратовала за возвращение к традиционным ценностям. Агис склонялся в вопросах внутренней политики к образу мыслей Павсания, а во внешней - был скорее последователем Лисандра.

Всё это привело к расколу среди правящей элиты. Отсутствием единой политической платформы помешали Спарте выработать направления во внешней политике. Нестабильность спартанского общества привела к тому, что Спарта в самый важный для нее момент оказалась неспособной выработать долговременный внешнеполитический курс и по-прежнему проводить активную внешнюю политику. Негативные явления накапливались в обществе, за несколько послевоенных лет выплеснулись наружу и парализовали весь государственный организм. Война привела Спарту к глубокому кризису. К моменту вступления Агесилая на престол уже не существовало однородного гражданского коллектива - гаранта стабильности всего общества. Появление именно в этот период большого количества "второсортных" граждан - лишнее свидетельство интенсивности процесса дестабилизации, охватившего Спарту.

За проведение реформ в интересах обедневшего большинства взялись спартанские цари, выдвинув лозунг возврата к ликурговым порядкам. Но начались война за престол. После череды правителей, воевавших со старыми врагами Спарты при поддержке Рима, престол захватил Набис. Он изгнал или убил многих знатных и богатых спартиатов, а их земли и имущество поделил между бедняками и наемниками. Он также освобождал и наделял землей илотов. Во внешней борьбе Набис опирался на союз с Римом. Но после между Римом и Набисом возник конфликт, в котором спартанец потерпел поражение. Он продолжил борьбу в союзе с сирийским царем Антиохом. В 192 г. до н. э. Набис был убит, а Спарта присоединилась к Ахейскому союзу. Когда спартиаты вновь не поладили с ахейцами, римляне использовали это как повод и, победив ахейцев, подчинили всю Грецию. Спарта утеряла свое значение и стала рядовым городом в составе провинции Ахайя, хоть и получила статус союзника Рима.

Вывод: Локальная обособленность Спарты и упадок самого Спартанского государства закончилась войной за престол, союз Рима и войной между Сирией и Спартой.

Работа 3 группы:

Изучив материалы Интернета, мы обнаружили монографию Ю.В.Андреева, который являлся известным ученым по изучению Древней Греции. Он рассмотрел труды английских археологов, работавших при раскопках в Спарте. Он выяснил, что английские археологи из Британского археологического института в Афинах неожиданно нашли много артефактов, свидетельствующих о богатейшем культурном наследии Спарты. Это были керамика, изделия из терракоты, слоновой кости, янтаря, драгоценных металлов. Все это дало возможность совершенно по-другому подойти в проблеме происхождения Спартанского государства.

Британскими учеными были произведены раскопки древнего святилища Артемиды Орфии одной из наиболее почитаемых в Спарте богинь, которая считалась покровительницей эфебов, как Деметра в Афинах; перед ее алтарем происходили знаменитые порки спартанских юношей. Было установлено, что святилище здесь существовало с древнейших времен. Первый храм, очень примитивный, был построен из сырцового кирпича, хотя на каменном фундаменте, еще в IX в. (может быть одновременно с возникновением Спартанского государства). В VI в. на его месте воздвигли другой храм, теперь уже целиком каменный. В обоих святилищах было найдено множество художественных изделий из глины, янтаря, слоновой и простой кости, различных металлов. В основном это либо вотивные предметы, посвященные богине, либо всякого рода реквизит, употреблявшийся при богослужении (сюда можно отнести, например, вырезанные из янтаря изображения самой богини).

При раскопках были обнаружены керамические и медные вазы. Керамические вазы были художественно расписаны, содержали сюжеты из мифологии, изображение богов, геометрический орнамент. Вазопись имеет коринфское влияние, но отличалось построением композиции. Соперничая с мастерами коринфской вазописи, спартанские мастера преуспели в росписи малых сосудов, типа килик и не посягались на расписывание больших ваз. Но запрет на вывоз товаров из Спарты свелось к тому, что декоративное убранство ваз становится в целом беднее. Исчезают некоторые характерные его элементы, как, например, стилизованные изображения лотоса и фаната. Появляются орнаментальные мотивы.

Терракотовые вотивные статуэтки, по преимуществу изображающие женскую одетую или реже обнаженную фигуру (вероятно, богиню), а также головы, когда-то, видимо, являвшиеся частью таких статуэток. Были найдены куросы и коры – статуэтки мужских и женских фигур.

При раскопках были найдены предметы из свинца. Они применялись как украшения – кольца простые и с печатями, подвески, плакетки, булавки, всевозможные орнаментальные мотивы, которые могли и сами по себе служить украшениями, и входить в состав более сложных композиций (среди них встречаются изображения загадочных предметов, не находящие никаких аналогий ни в лаконском, ни вообще в греческом искусстве, например, так называемые решетки — grids).

Наиболее важным как по количеству находок, так и по степени своей художественной и культурно-исторической значимости являются изделия из слоновой и обычной кости. Это парные сидящие фигуры, одиночные сидящие фигуры, печати четырехсторонние и круглые, также просверленные диски, подвески и кольца, гребни, бусы, фигурки лежащих животных.

Назначение этих фигурок до сих пор остается загадкой: по мнению ученых, фигурки были похожи на восточные печати, могли использовать как подвески в виду того, что у большинства имелись отверстия. В виду того, что в большом количестве фигурки изображали лежащих овец, то их могли использовать в качестве жертвоприношений. Хотя последняя версия не могла быть правдоподобной, т.к. овца из дефицитной слоновой кости стоила дороже, чем обыкновенная.

Особое место в изделиях из слоновой кости занимают гребни, на которых изображались комбинации фантастических существ: сфинксов, грифонов и т. д. или же их одиночные фигуры. Излюбленный прием резчиков, изготовлявших гребни, — «конфронтация» двух симметричных фигур сфинксов в одних случаях как бы мирно беседующих, в других терзающих какую-нибудь жертву.

Найденные при раскопках более мелкие изделия из слоновой кости - очковые фибулы, печати, плектры и так называемые Kohl-needles (лопаточки для краски век) и различные фигурки, изображающие людей, животных, птиц и фантастических чудовищ. Среди этих последних некоторые выполнены в технике рельефа.

Бронзовые изделия представлены тремя основными видами: отдельные бронзовые фигурки по преимуществу очевидно вотивного характера, т. к. большая их часть найдена в святилищах - бронзовые зеркала с ручками, имеющими форму женских фигурок, бронзовые сосуды, в основном гидрии и кратеры с фигурными украшениями ручек, горла и т. д.

Основная масса этих изделий найдена за пределами Спарты, из чего следует, что их производство было уже с самого начала ориентировано на экспорт, хотя какая-то часть продукции этого рода, безусловно, поступала на внутренний рынок. Это были фигурки богинь, простых людей, воинов. Кроме этого были бронзовые вазы, скульптурки богини Артемиды, зеркала с подставками, гоплиты, фигурки людей и зверей.

Еще одним из малопредставленных предметов спартанской культуры являются изделия из известняка или из низкокачественного местного серо-голубого мрамора. Наиболее ранними по времени памятниками спартанской мраморной скульптуры могут считаться найденные в разных местах фрагменты так называемых периррхантериев, т. е. люстральных чаш или бассейнов, опорами которых обычно служили три, иногда четыре фигуры кор, облаченных в длинные пеплосы (можно назвать спартанские кориатиды). Эти фигуры ставились иногда спинами друг к другу, иногда же размещались вокруг центрального опорного столба. Их опорой в свою служили фигуры лежащих львов и круглый ступенчатый постамент.

Каменные стелы с рельефами служили скорее всего надгробными памятниками. Например, две стелы с изображениями девушки, одетой в длинный хитон с цветком лотоса в руке. Одна из этих стел с вырезанным на ней именем некоего Анаксибия, очевидно, посвятителя, была найдена на спартанском акрополе.

Среди выдающихся архитектурных шедевров Спарты можно выделить храм Афины Меднодомной в спартанском акрополе и так называемый Трон и алтарь Аполлона в Амиклах. Храм Афины Меднодомной (конец VII — началом VI вв.) был построен лаконским зодчим Гитиадом, который украсил его стены бронзовыми пластинами с рельефными изображениями различных мифологических сцен (отсюда название святилища). Гитиад также создал и поставленную здесь же статую Афины.

Рельефы изображали подвиги Геракла, приключения Диоскуров, Гефест, освобождающий Геру от оков, Персей, отправляющийся на битву с Медузой, рождение Афины, Посейдон и Амфитрита.

Трон Аполлона в Амиклах считался в древности созданием ионийского архитектора и скульптора Бафикла из Магнезии. Наиболее интересная особенность этого сложного архитектурного комплекса состоит в том, что все замысловатое и, видимо, искусно выполненное скульптурное убранство «Трона» и «могилы Гиакинфа» было предназначено служить лишь своего рода декоративным фоном или обрамлением для колоссальной и «очень древней и сделанной безо всякого искусства» статуи Аполлона. Статуя имела лицо, ступни ног и кисти рук, то все остальное подобно медной (бронзовой) колонне. На голове статуи шлем, в руках — копье и лук.

Сам замысел «Трона» может расцениваться, таким образом, как свидетельство компромиссного сочетания в официальной культуре позднеархаической Спарты, а, точнее, в той ее отрасли, которая может быть названа «монументальной пропагандой», двух разнонаправленных тенденций: стойкого консерватизма, проявившегося в приверженности к давно вышедшим из моды «отеческим святыням», каким бы варварским не казался грекам, жившим в конце VI в. и еще позже, их внешний облик, и интереса к новаторским поискам и открытиям мастеров, усилиями которых продвигалась вперед революционная перестройка греческого искусства.

Вывод: Спартанское государство имело свою культуру, архитектуру и искусство, которое развивалось в традициях греческих мастеров, хотя и обособленно. Государство хоть и развивалось в отрыве от других городов-полисов, но всё же имело торговлю, хоть и считалось, что торговли не было.

Представители трёх групп исследователей составили презентацию «Культура города-полиса Спарта».

birmaga.ru

Культура древней Спарты - Древняя Греция

                                         

Вокруг древнегреческой Спарты и по сей день множество споров и мифов, рожденных массовой культурой. Действительно ли спартанцы были непревзойденными войнами и не любили умственный труд, действительно ли они избавлялись от своих собственных детей, и правда ли обычаи спартанцев были настолько суровы, что им запрещалось кушать в собственных домах? Попробуем разобраться.

Спарта, как и многие древние государства, имела сложную по структуре, но логичную, систему социального устройства. Фактически общество делилось на полноправных граждан, неполноправных граждан и зависимых. В свою очередь каждая из категорий делилась на сословия. Илоты хотя и считались рабами, не были ими в привычном для современного человека понимании. Впрочем, «древнее» и «классическое» рабство заслуживает отдельного рассмотрения. Также стоит упомянуть об особом сословии «гипомейонов», в которое входили физически и умственно неполноценные дети граждан Спарты. Они считались неполноправными гражданами, но все же были выше ряда других социальных категорий. Существование подобного сословия в Спарте значительно сокращает жизнеспособность теории об убиении в Спарте неполноценных детей.

В Спарте действительно не в почёте был умственный труд, но это вовсе не означат, что Спарта не подарила истории ни одного поэта или писателя. Среди наиболее известных из них Алкман и Терпандр. Впрочем, даже они отличались хорошей физической подготовкой. А спартанский жрец-прорицатель Тисамен Элейский и вовсе больше славился тем, что был непревзойденным атлетом. Стереотип же о культурном невежестве спартанцев родился, вероятно, потому, что и Алкман и Терпандр не были уроженцами этого города. 

sites.google.com

Воспитание в Спарте

ОБЬЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ данной работы являются особенности воспитания в Спарте.

При написании данной работы мы ставили перед собой такую ЦЕЛЬ:

- рассмотреть и выделить особенности воспитания в Спарте.

В ходе исследования предполагается решить следующие ЗАДАЧИ:

- рассмотреть особенности государственного образования в Спарте;

- рассмотреть особенности довоинского обучения в Спарте;

- выделить основные особенности воспитания юношей и девушек в Спарте;

- сделать выводы.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в изучении и обобщении современного уровня проблемы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ, синтез, сравнение.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ – уроки истории, культуры, педагогики в учебных заведениях.

РЕФЕРАТ

ВВЕДЕНИЕ

1 СПАРТА – МОГУЧИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ГОРОД – ГОСУДАРСТВО

2 ВОСПИТАНИЕ В СПАРТЕ

2.1 История спартанского образования

2.2 Государственное образование в Спарте

2.3 Довоинское обучениев Спарте

2.4 Тоталитарная нравственность

2.5 Образование девочек

3 СПАРТАНСКОЕ ЧУДО

4 УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ

выводы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Спартанские дети были, по общему мнению, самыми скромными и послушными, мужчины — самыми храбрыми, а женщины — самыми красивыми. И одеждой, и речью, и манерой поведения спартанцы удивительно походили друг на друга и, вместе с тем, были совершенно непохожи на остальных греков.

Спартанцы никогда не работали и почти никогда не отдыхали. Всю свою жизнь они готовились к войне, закаляя тело и душу тяжкими испытаниями, лишениями и муками. Весь день они проводили со своими боевыми друзьями и лишь поздно ночью возвращались домой к жене и детям.

И в будни, и в праздники, неприветливые и немногословные, спартанцы носили только бедную и грубую одежду, ходили косматыми и заросшими, ели за общим столом черную похлебку, которой побрезговал бы последний бедняк в любом другом греческом городе.

Зато в битву спартанцы шли, как на праздник: веселыми и радостными, под музыку, с песней на устах, расчесав свои кудри и украсив их венками, в своих самых дорогих и красивых нарядах.

В бою спартанцы никогда не отступали и не сдавались. В случае поражения спартанские воины обычно погибали на месте все до одного. Однако поражения у них случались очень редко. Спартанская армия заслуженно считалась в Греции непобедимой.

В отличие от других греков, спартанцы не любили путешествовать, не интересовались чужими порядками и нравами и неохотно принимали чужеземных гостей у себя дома. Своих писателей и историков у спартанцев долгое время не было, а чужим жить и работать в Спарте было очень трудно. Поэтому многое в жизни спартанцев и древним, и современным историкам представляется таинственным и загадочным.

Самым обширным и могучим из греческих городов-государств была Спарта, расположенная в южной Греции на полуострове Пелопоннес, вдали от моря и от других крупных городов. Спарту основали греки дорийского племени, переселившиеся в начале железного века из средней Греции на юг, в Пелопоннес. Город возник примерно за тысячу лет до н.э. на берегу реки Эврот, в центре плодородной пелопоннесской области Лаконики, окруженной со всех сторон горами.

Во времена Троянской войны в тех краях была другая, ахейская Спарта, но она каким-то образом погибла, и о ней напоминала лишь гробница прекрасной Елены и Менелая в окрестностях дорийского города.

Со временем земли, пригодной для обработки, стало не хватать, чтобы прокормить быстро растущее население. Тогда спартанцы начали завоевывать соседние земли. Сначала они захватили всю Лаконику, а затем находившуюся рядом с ней богатую и плодородную область Мессению. Большую часть населения Лаконики и Мессении спартанцы сделали своими рабами. Эти рабы назывались илоты. Они отдавали своим господам в качестве дани половину урожая. Жителей окраинных лаконских и мессенских городов, периэков («периэки» по-гречески — «живущие вокруг»), спартанцы оставили свободными: в их лице они хотели иметь опору против илотов. Периэки поставляли спартанцам вспомогательные военные отряды в тяжелом вооружении, имели общее со спартанцами имя — лакедемоняне, но не считались членами спартанского государства.

Илотов было но много раз больше, чем спартанцев, и они не раз восставали, чтобы вернуть утраченную свободу. Для сохранения власти над илотами спартанцам пришлось превратить свой город в военный лагерь, а своих граждан — в профессиональных воинов.

Древнее предание приписывает преобразование Спарты на военный лад легендарному мудрецу, царскому родственнику, Ликургу. Новое государство стали называть «Ликурговой Спартой» или «общиной равных».

Все спартанские семьи получили равные земельные наделы на завоеванной земле, все спартанцы носили одинаковую одежду, жили в одинаковых простых домах, получали одинаковое воспитание и образование, вели одинаковый суровый и простой образ жизни.

Всякий труд был спартанцу воспрещен: его кормили и снабжали всем необходимым илоты. Освободившееся время спартанцы посвящали обучению военному делу и гимнастическим упражнениям. С детства они готовились переносить тяготы и лишения, командовать и повиноваться, сражаться и побеждать.

Спартанская армия, состоявшая из закаленных, хорошо подготовленных и обученных воинов, не знала себе равных.

В VI в. до н.э. почти все города Пелопоннеса признали военное превосходство спартанцев. Спарта навязала им неравноправный союз, получивший название Пелопоннесского. Спартанцы играли в нем главную роль. Они командовали объединенными военными силами пелопоннесских городов. Союзники обязаны были поддерживать спартанцев во всех войнах и, прежде всего, — помогать подавлять восстания илотов.

Спартанцы стремились не допускать у себя никаких перемен, чтобы сохранить ликурговы порядки и удержать власть над илотами. Однако это оказалось им не под силу.

Расцвет «Ликурговой Спарты» приходится на VI-V вв. до н. э. Затем начинается кризис и разложение ликурговых порядков. В середине IV в. до н. э. Спарта терпит военные поражения, теряет Мессению и утрачивает значение великого и могучего государства.

Спарта, непревзойденный источник сведений об архаике, естественно составляет следующий этап нашей истории. На этом этапе мы наблюдаем, как гомеровское рыцарское образование, не прерываясь, начинает постепенно изменяться. Напротив, для нее делом чести будет оставаться городом полуграмотных. Хотя ее мелочное законодательство регламентирует практически все стороны жизни, включая супружеские отношения, орфография — замечательное исключение! — никогда не будет там унифицирована.

Спарта, наряду с Критом — также консервативным, аристократическим и воинственным государством, — занимает особое место в истории греческого образования и культуры в целом: она позволяет нам представить архаический этап античной культуры, ее преждевременный расцвет в эпоху, о которой Афины, к примеру, ничего не могут нам сообщить, поскольку никакой роли еще не играли.

С VIII века искусство уже процветало в Лакедемоне, VІІ век — век величия Спарты, а высшая точка приходится примерно на 600 год.

Это так, потому что это преждевременное развитие было резко остановлено: Спарта, некогда возглавлявшая прогресс, окажется в противоположной роли — теперь это Государство консервативное по преимуществу, упрямо придерживающееся древних обычаев, от которых все остальные уже отказались. Для всей Греции она становится краем парадоксов, легко возбуждая возмущение, а у теоретиков-утопистов — страстное восхищение.

В самом деле, оригинальность спартанских (и критских) обычаев и государственного устройства, так охотно подчеркиваемая античными источниками, объясняется, скорее всего, попросту тем, что эти государства сохраняли в классическую эпоху повсюду исчезнувшие черты архаической культуры, — а вовсе не особым гением народов дорийской «расы», как предполагает расистская теория К. О. Мюллера, уже более века чрезвычайно популярная в Германии.

Ксенофонт и Платон относятся к IV веку, причем их свидетельства менее внятны, чем сведения Плутарха и надписей, большая часть которых датируется I и II веками н. э. К тому же Спарта не была просто консервативна, она была реакционна: стремясь с IV века противостоять естественному развитию, идти против течения, восстановить «традиционные нравы Ликурга», она, в постоянном усилии возвращения и реставрации, прибегает к множеству произвольных восстановлений, к ложным псевдоархеологическим возобновлениям.

Несомненно, Спарта VIII-VI веков – прежде всего воинственное государство. Военная мощь позволила ей завоевать и удержать гегемонию, которая, будучи удвоена присоединением Мессении (735- 716), делала из нее одно из самых обширных государств Греции. Благодаря этой мощи Спарта пользовалась влиянием, которого никто до победы афинян в Персидских войнах не мог всерьез у нее оспаривать. Преобладание воинского идеала в ее культуре засвидетельствовано воинственными элегиями Тиртея, которым служат иллюстрацией прекрасные изобразительные памятники того же времени, также прославляющие воина-героя.

Поэтому позволительно предположить, что в эту архаическую эпоху воспитание юного спартанца уже, или, вернее, по-прежнему, было прежде всего воинским воспитанием, то есть прямым и опосредованным обучением военному делу.

Важно, однако, отметить изменения по сравнению с гомеровским средневековьем, затронувшим как техническую, так и этическую сторону образования: из рыцарского оно стало солдатским, его атмосфера — «политическая», а не сеньориальная.

mirznanii.com

Какая жизнь была в древней Спарте

Причины могущества Спарты

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов - физически или умственно неполноценных «граждан».

app.russian7.ru


Смотрите также