Социальная пирамида древнего рима. Пирамида Цестия – откуда в Риме появилась древнеегипетская усыпальница
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пирамида Цестия — мавзолей гражданина Гая в Риме. Социальная пирамида древнего рима


Пирамида Цестия – откуда в Риме появилась древнеегипетская усыпальница — 39Rim.ru

Последние изменения: Август 4, 2018

Наверное, каждый, кто хотя бы раз побывал в Риме, задавался вопросом – откуда здесь взялась древнеегипетская пирамида, нелепо встроенная в Аврелианову стену с восточной стороны от Порта Сан Паоло – древних ворот, предварявших вход в город. Столь нетипичное для Рима сооружение является монументальной гробницей, возведенной в 12г. до н.э. по завещанию Кая Цестия – одного из видных древнеримских политиков. Названная так по его имени, пирамида Цестия всегда привлекала к себе особое внимание и часто изображалась на гравюрах и картинах многих средневековых художников, символизируя Вечный город. Свидетель военных баталий и многочисленных осад Рима, этот памятник, тем не менее, избежал разрушений, став неотъемлемой частью городского пейзажа.

 

Пирамида Цестия. Гравюра Пиранези

После завоевания Египта Октавианом в 31г. до н.э., он стал еще одной провинцией Империи. Многие римляне были очарованы некоторыми аспектами древней египетской культуры, очевидным признаком чего является то количество обелисков, которое было доставлено в Рим. Следуя новомодным тенденциям, один из приближенных Маркуса Випсания Агриппы – Кайус Цестиус пожелал в своем завещании иметь в качестве своей будущей усыпальницы гробницу пирамидальной формы, в отличие от полукруглых погребений, традиционно возводившихся на протяжении столетий для именитых особ. Знатный римлянин был одним из членов Collegio Sacerdotale – группы жрецов, занимавшихся организацией и проведением ежегодных священных празднеств, приуроченных к памяти открытия храма Юпитера на вершине Капитолийского холма. Очевидно, столь высокое положение, занимаемое им в обществе, и экономическая состоятельность дали право на столь не традиционное обустройство места своего упокоения.   Римский закон запрещал производить захоронения внутри померия – священной границы города, поэтому погребения размещали вдоль дорог. Пирамида Цестия была возведена на самом почетном месте – на развилке двух древних консульских трактов. Один из них вел к Тибру (современная Via della Marmorata), а второй соединял город c морем и прибрежной Остией (современная via Ostience). В отличие от египетских пирамид Гизы, огромный мавзолей высотой около 37 метров, сделали из бетона, облицевав его плитами белого Каррарского мрамора. По воле усопшего, строительство предписывалось завершить в течение 330 дней, иначе наследники рисковали потерять все состояние богатого жреца. Об этом факте свидетельствует высеченная на одной из граней надгробия надпись. 

Надпись на одной из граней пирамиды Цестия

В 271-275гг. н.э., во времена строительства императором Аврелианом новой городской стены, пирамида Цестия была включена в общую структуру возводимого фортификационного сооружения и использовалась в качестве одной из наблюдательных башен. При этом около четырех метров ее основания было засыпано грунтом. 

Пирамида Цестия. Гравюра Джузеппе Васи 1747 год

Это интересно!

Пирамида Цестия была не единственной в Риме. Известно, по крайней мере, еще о двух подобных сооружениях, существовавших в городе. Одно из них находилось на месте двух существующих сегодня церквей-близнецов на Piazza del Popolo. Вторая пирамида, гораздо большая по своим размерам, располагалась в самом начале сегодняшней Улицы Примирения (via delle Conciliazione). Она была разрушена в 1499г. папой Александром VI Борджиа во время расширения дорожной сети, ведущей к базилике Святого Петра, для ожидавшейся массы паломников, которые должны были прибыть в Рим по случаю предстоящего Юбилейного Года.

Из записей Франческо Петрарки, посетившего Рим в 1337 году, известно, что на протяжении столетий пирамида Цестия, несмотря на ясно видимую высеченную монограмму, ошибочно принималась за гробницу Рема – одного из легендарных братьев, вскормленных волчицей, и называлась Meta Remi. Возможно, это и спасло от разрушений древнее сооружение, окутанное ореолом священности и почитания.  Миф был развенчан лишь в середине XVII века. В 1656 году Папа Александр VII Киджи, возжелавший добраться до погребальной комнаты пирамиды, произвел здесь первые раскопки. При этом по обе стороны от замурованного входа были обнаружены остатки двух небольших мраморных колонн с водруженными на них бронзовыми изваяниями усопшего. Из надписей, выгравированных на их цоколе, достоверно была установлена личность Цестия. Как оказалось, он приходился братом другому именитому жителю Рима – Луцию Цестию, спроектировавшему и построившему мост Цестия через Тибр, который до сих пор является действующим и одним из самых старых в Вечном городе.  Но самые большие сюрпризы пирамиды скрывались внутри – погребальная комната была совершенно пуста. Небольшое помещение, контрастирующее с огромными размерами монумента, украшали лишь скромные цветные фрески с изображением женских фигур, запечатленные в свершении различных ритуальных действий. 

Погребальная комната пирамиды Цестия

Мальтийский археолог и специалист по истории древней церкви Антонио Бозио (1575-1629), проводивший первые исследования пирамиды Цестия, выдвинул предположение, что подобные сооружения на территории Рима являлись коллективными памятниками для богатых священнослужителей, принадлежавших к ордену Эпулонов. Его теория до сих пор является доминирующей в объяснении появления пирамид в Вечном городе. 

Пирамида Цестия. Фотография. 1880 год

Пирамида Цестия. Середина 1960-х годов

Пирамида Цестия. Современный вид

 Пирамида Цестия расположена по адресу: Piazzale OstienseКак добраться: метро линия B, остановка «Piramide» или автобус №23Время для посещений: каждую субботу и воскресенье в 10-30 по предварительной записи по ссылке www.coopculture.it/heritage.cfm?id=59Стоимость билета 5,5 евро (при он-лайн бронировании дополнительно оплачивается 2 евро комиссии)

Пирамида Цестия – откуда в Риме появилась древнеегипетская усыпальница

Средняя оценка 5 Проголосовало 9

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru

Пирамида Цестия в Риме: история, особенности, посещение

Рим знаменит на весь мир не только как очень старый город с многовековой историей. Многочисленных путешественников приводят в восторг его Колизей и фонтан Треви, вилла и галерея Боргезе, термы Каракаллы и Пьяцца дель Пополо. Этими объектами исторического прошлого знаменита итальянская столица. Однако не только они заслуживают внимания. Есть и другие архитектурные памятники, которые заслуживают пристального внимания любознательного путешественника. К таковым и относится пирамида Цестия. Да-да, эта своеобразная форма присуща не только египетским или мексиканским пирамидам. Архитекторы прошлого возводили такие объекты по всему миру, Вечный Город не остался в стороне.

Пирамида Цестия

Историческое прошлое пирамиды

Она не столь древняя, как ее «собратья» родом из Египта или Мексики, но и она может похвастаться своим богатым историческим прошлым. Этот памятник увидел свет, по подсчетам ученых, в период между 18–12 годами до н.э.

Заказчиком такого сооружения в те далекие годы стал известный в тот момент «политик» - член жреческой коллегии, он же богатый гражданин Гай (или Кай - в других редакциях) Цестий Эпулон.

В честь него и была названа пирамида, с момент ее возведения она не меняла названий и практически не претерпевала никаких изменений, как другие архитектурные сооружения.

Строительство такого монумента было связано с определенной данью моде. Богатый житель Вечного Города пожелал быть захороненным не где-нибудь, а именно в пирамиде, как египетские фараоны. Аристократ мог позволить себе такую прихоть, поскольку был не только несметно богат, но и слыл героем. Гай Цестий Эпулон принимал активное участие в завоевательных походах на нубийское царство. И возведенная по его заказу пирамида становится своеобразным олицетворением, отпечатком нубийских традиций.

История пирамиды

Печальная участь египетских пирамид постигло и это особенное строение – она была разорена. Изначально тело члена палаты жрецов, как и следовало по завещанию, было забальзамировано и погребено в специальной камере. Она долгое время оставалась закрытой, но спустя определенное время все же была распечатана ворами.

Пирамида Цестия в Риме была не просто достопримечательностью и своеобразной данью моде. Когда в 271–275 годах жителям города пришлось строить оборонительные сооружения – внушительный внешний кордон (Аврелиевы стены) – пирамида не осталась в стороне. Она вошла в часть такого кордона и использовалась для наружного обозрения – в качестве треугольного удобного бастиона.

Со временем гробница-пирамида обросла легендами и даже невероятными мифами. Так, в средние века люди искренне верили, что в ее камерах захоронен основатель города - Рем. Эта легенда продержалась около 7 столетий! Миф был развеян только в 17 столетии, когда архитекторы города предприняли попытку разобраться в истинном историческом прошлом строения. Тогда-то и были произведены раскопки, которые и пролили свет на истину. Тут и оказалось, что пирамида – это заказной проект экстравагантного человека, который пожелал быть захороненным в мавзолее.

Уникальные особенности пирамиды Цестия

Уникальное сооружение располагается около стены Аврелиана, что в южных оконечностях Рима. Высота постройки немалая - чуть больше 36 метров. Покоится пирамида на устойчивом квадратном основании, а длина каждой стороны достигает 30 метров. Для возведения использовался кирпич и бетон, а вот для облицовки необычного для Рима здания использовался более дорогой и долговечный материал - мрамор.

Но еще большее впечатление производит фундамент, состоящий из травертина. Внутри для усыпальницы жреца был сооружен склеп, к которому был проделан туннель. Изначально пирамида высилась посреди холма, но со временем, когда Рим разросся, она стала частью архитектуры города. Ныне она окружена современными зданиями, но не теряет своей аутентичности.

Мавзолей Цестия

На южной стороне пирамиды есть фрески и даже несколько надписей, которые сохранились в целости и свидетельствуют о том, что памятник был сооружен по завещанию Гая Цестия за 330 дней.

Когда посещать?

Пирамиду можно посетить не всегда и только в сопровождении гида. Открываются двери для посещения во вторую и четвертую субботы с 11 час. Стоимость экскурсии на одного - 5,5 евро.

Как доехать?

Добраться можно на метро до станции с оригинальным названием Piramide линии B. Остановка поезда Roma-Lido - Roma Porta S. Paolo.

Пирамида Цестия на карте

Узнайте, во сколько вам обойдётся путешествие в Рим:

Поделиться с друзьями в социальных сетях:

rome-travel.ru

Пирамида Цестия / Рим | Культурный туризм

Пирамида Цестия находится в Риме между воротами Сан-Паоло и некатолическим кладбищем. Во времена античности она стояла на развилке между двумя дорогами – виа Остиенсе и ещё одной, которая вела на запад к Тибру (примерно совпадает с современной виа Мармората). Это единственная сохранившаяся пирамида из четырёх, построенных в Римской империи. Пирамида, а, точнее, мавзолей Цестия, была построена, приблизительно, в 18 – 12 годах до н.э. Гай Цестий Эпулон был римским  магистратом, а также членом одной из четырёх главных жреческих коллегий, которая называлась «Септемвири эпулонум» («Septemviri Epulonum» или «семь эпулонов»). Пирамида была возведена из кирпичей и бетона на основании из травертина (известкового туфа) и покрыта каррарскими мраморными плитами. пирамида Цестия, низ, ниже уровня земли, старая постройка, 2000 лет

Основание пирамиды находится намного ниже современного уровня земли пирамида, пирамида Цестия, Рим, достопримечательность, что посмотретьПирамида со стороны дороги На уровне земли каждая сторона насчитывает в длину 100 римских футов (29,6 метра), тогда как в высоту она равняется 125 римским футам (37 метров). Внутри пирамиды находится простая погребальная камера с цилиндрическим сводом 5,95 метров в длину, 4,1 метра в ширину и 4,8 метра в ширину. Когда в 1660 году исследователям удалось попасть внутрь, то на стенах камеры они увидели фрески, которые были перерисованы Пиетро Санти Бартоли. До сегодняшнего дня от росписей сохранились лишь еле заметные следы и во время последней реставрации они были отрисованы заново. Больше в гробнице ничего обнаружено не было, поскольку она была разграблена ещё в античности, несмотря на то, что сразу после строительства вход в неё был заложен и замаскирован. Фрески представляли собой светлый фон, на котором были изображены нимфы и вазы для обряда очищения. Наверху, в углах свода, были нарисованы четыре крылатые Виктории, держащие по короне и ленте. В центре была сцена с прославлением обитателя гробницы. ворота сан-паоло, пирамида цестия, рим, джузеппе вази
Ворота Сан-Паоло и пирамида Цестия в XVIII веке. Рисунок Джузеппе Вази 

Надписи

На восточном фасаде пирамиды (со стороны дороги) написано:C · CESTIVS · L · F · POB · EPULO · PR · TR · PLVII · VIR · EPOLONVM(Гай Цестий, сын Луция, [из рода] Побилиев, член коллегии эпулонов, претор, народный трибунсептемвир Эпулонов) надпись, пирамида Цестия, Гай Цестий, РимНадпись вверху Ниже этой надписи располагается вторая, касающаяся обстоятельств строительства мавзолея:OPVS · APSOLVTVM · EX · TESTAMENTO · DIEBVS · CCCXXXARBITRATVPONTI · P · F · CLA · MELAE · HEREDIS · ET · POTHI · L(Работа была завершена, в соответствии с завещанием, за 330 днейпо решению[Луция] Понта Мела, наследника, сына Публия [из рода] Клавдиев и Потуса, вольноотпущенника) Ещё одна надпись на восточной стороне была сделана в 1663 году при папе Александре VII:INSTAVRATVM · AN · DOMINI · MDCLXIII(Реставрация в 1663)Поскольку в 1660 – 1662 годах проводились археологические и реставрационные работы. реставрация, надпись, пирамида Гая ЦестияРеставрация В то время, когда пирамида Цестия была построена, она стояла в поле за стенами Рима, поскольку захоронения в городской черте были запрещены. Она была окружена невысокой оградой и по сторонам от неё стояли статуи, колонны и другие гробницы. Во время раскопок 1660-х годов рядом с пирамидой были обнаружены два мраморных постамента с фрагментами бронзовых статуй, которые когда-то на них стояли. Надпись на одной из них, также записанная Бартоли:M · VALERIVS · MESSALLA · CORVINVSP · RVTILIVS · LVPVS · L · IVNIVS · SILANVSL · PONTIVS · MELA · D · MARIVSNIGER · HEREDES · C · CESTI · ETL · CESTIVS · QVAE · EX · PARTE · ADEVM · FRATRIS · HEREDITASM · AGRIPPAE · MVNERE · PERVENIT · EX · EA · PECVNIA · QVAMPRO · SVIS · PARTIEVS · RECEPEREX · VENDITIONE · ATTALICORQVAE · EIS · PER · EDICTVMAEDILIS · IN · SEPVLCRVMC · CESTI · EX · TESTAMENTOEIVS · INFERRE · NON · LICVITВ надписи сказано, что наследниками Цестия являлись Марк Валерий Мессала Корвин, известный генерал, Публий Рутилий Луп, оратор, чей отец-эпоним, был римским консулом в 90 году до н.э., Луций Юний Силан, принадлежавший к знатному роду Юниев и другие. Наследники установили статую на средства, полученные от продажи дорогостоящей одежды, которую, согласно завещанию Цестия, они должны были положить в его гробницу. Однако вскоре после его смерти эдил (магистрат, занимавшийся вопросами строений) своим указом запретил любое выставление богатства напоказ, и, в том числе, захоронение дорогих тканей вместе с мёртвым. пирамида Цестия, мавхолей Цестия, римМестонахождение оригинального входа в пирамиду неизвестно 

История пирамиды

Остроконечная форма этого мавзолея очень напоминает пирамиды Нубии, в особенности Мероитского царства, на которое Рим напал в 23 году до н.э. Эта схожесть позволяет предположить, что Цестий участвовал в этой кампании и видел те гробницы. пирамида Цестия, вечер в Риме, что посмотреть, неизвестное, нетуристическое местоПирамида сбоку Пирамида Цестия была не единственной в Риме. Ещё одна, похожей формы, но большего размера, называвшаяся «пирамидой Ромула», стояла между Ватиканом и мавзолеем Адриана (замком Святого Ангела). Она была разрушена в XVI веке при папе Александре VI, и мрамор от её облицовки был использован для отделки ступеней собора Святого Петра.

Во время строительства стен Аврелиана между 271 и 275 годами, пирамида была в неё встроена в качестве треугольного бастиона. Вероятно, для того, чтобы ускорить строительство и сократить расходы, кроме пирамиды в состав стены вошло ещё множество зданий по всему Риму. Части стены Аврелиана, примыкающие к северному и южному фасаду пирамиды, сохранились. фундаменты, 2000 лет назад, Рим, пирамидаФундаменты построек рядом с пирамидой В Средневековье история пирамиды была забыта и, согласно записям Петрарки, жители Рима стали верить, что в ней покоится Рем, а в пирамиде возле Ватикана похоронен Ромул. Лишь при раскопках 1660-х годов, когда стены пирамиды были очищены и все надписи прочитаны, истинную историю мавзолея удалось восстановить.

Последние реставрационные работы проходили в пирамиде Цестия с марта 2013 по 2015 год. Была восстановлена её мраморная облицовка, обезопасен туннель и погребальный зал. 

 Достопримечательности поблизости: ворота Сан-Паоло, некатолическое кладбище, военное кладбище, холм Коччи, рынок Тестаччо, церковь Санта-Мария-Либератриче (1908), парк Резистенца-дель-Отто-Сеттембре, базилика Сан-Саба (13 в.)

 

Полезная информация о пирамиде Цестия в Риме

Где находится:Южная окраина Рима; рядом с железнодорожной станцией Порта-Сан-Паоло 

Как добраться:Станция метро Пирамиде (Piramide, линия В).

Автобус 75 до остановки Porta San Paolo.Автобусы 3В, 23, 75, 280, 716, 719, N3, N9, N10 или N11 до остановки Marmorata- Caio Cestio.

Трамвай 8 до остановки Porta San Paolo.Трамвай 3 до остановки Piazzale Ostiense.

Ближайшая остановка туристического автобуса – Чирко-Массимо (Circo Massimo) приблизительно в километре к северу. 

Адрес:Италия, Рим, район Сан-Саба, улица Раффаэле ПерсикеттиRaffaele Persichetti street (Via Raffaele Persichetti), San Saba district (rione San Saba), Rome (Roma), Italy (Italia) 

Название на итальянском:Piramide di Caio CestioPiramide Cestia 

Название на английском:Pyramid of Caius CestiusPyramid of Cestius 

Время работы:С мая 2015 года стало возможным попасть внутрь пирамиды. Для туристов её открывают каждую вторую и четвёртую субботу месяца (билет следует бронировать заранее). Попасть внутрь можно только с гидом. Индивидуальные экскурсии начинаются в 11:00, групповые – в 10:00 и 12:00.В первую и третью субботу месяца в пирамиду можно попасть по бесплатному билету в музей Остиенсе, но только в составе тура, начинающегося в 10:30 

Телефон:(+39 06) 399 67 700 (где 39 — телефонный код Италии, а 06 – код Рима)Телефон частной компании Coopculture, которая организует туры по пирамиде. Звонить по поводу бронирования билета можно с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00 (перерыв с 12:00 до 14:00), в субботу – с 9:00 до 14:00.Для бронирования тура в 1 и 3 субботы месяца следует звонить в музей Остиенсе по телефону (+39 06) 574 31 93 

Сайт:нет 

E-mail:нет 

Координаты:41.876444, 12.480855GPS: 41°52’35.2″N 12°28’51.1″E 

 Цена входного билета: 5,50 евро стоит билет + 2 евро обязательный сбор за бронирование  Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!  
Статьи на ту же тему:

Мавзолей АвгустаХрам ПортунаПогода в Риме по месяцамКак вернуть НДС в Италии

Об авторе

tuorism.ru

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПИРАМИДЫ. Тайны смутных эпох

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПИРАМИДЫ

Сильное и прочное централизованное государство может существовать лишь при наличии устойчивой пирамиды власти, подобной природной, естественным образом сложившейся структуре, которую принято называть экологической пирамидой. Суть ее в том, что верхние слои питания, представленные разными видами, служат регуляторами численности нижних, а те в свою очередь обеспечивают существование верхних.

Наиболее успешно и долго экосистема действует в тех случаях, когда составляющие ее части разнообразны и организованы так, что нижележащий пласт примерно вдесятеро больше по биомассе, чем верхний. При этих условиях и относительной стабильности окружающей природной среды экосистема способна существовать десятки тысячелетий.

Для общества такая закономерность не обязательна. В примитивных социумах структура обычно достаточно проста, и нет большого разнообразия в социальных группах. Наиболее приближена к экологической пирамиде монархия, основанная преимущественно на сельском хозяйстве. Тогда выше слоя почвы (земли) идет пищевой пласт культивируемых растений и сельскохозяйственных животных. Над этими двумя пластами находятся крестьяне. Еще выше – слой ремесленников, торговцев, военных (дворян). Над ними – крупные бояре, князья (олигархи), ближнее царское окружение и, на вершине, царь. Не случайно в древности монархи существовали столетиями. Порой возникали демократии (в Древней Греции, Риме), но они перерождались в империи.

Другое принципиальное отличие от экосистемы: для общества важное, а порой и решающее значение имеет психика, интеллект – духовные связи. Биологическая пирамида питания для него необходима, но недостаточна.

В прежние эпохи большую роль в общественной жизни играли религиозные институты и деятели. Церковная иерархия существенно дополняла приведенную выше схему социальной структуры общества. Кроме того, существовали представители искусств, инженеры, ученый люд (поначалу преимущественно в сфере церкви).

Взаимосвязи в общественной пирамиде значительно сложней и прихотливей, чем в экологической. В природе самые тесные взаимосвязи имеют только два контактирующих «пищевых горизонта». Скажем, орел охотится на змей, но не на лягушек или насекомых.

В обществе иначе. Крестьяне, например, могут быть в подчинении и у мелких дворян, и у крупных олигархов, и у царя, а также оставаться свободными. В социальных слоях постоянно происходят взаимные переходы населения (в природе виды практически неизменны).

Вообще, когда мы говорим о структуре власти, то обычно приходим к однозначным схемам. Например. монархия практически никогда не реализуется в чистом виде. Монарх вынужден делить власть с другими правящими группами. В феодальном обществе он имеет в подчинении (помимо своего личного владения) фактически только своих непосредственных вассалов, родовую аристократию, тогда как их вассалы – не его подчиненные. Это в наибольшей степени напоминает взаимосвязи в экологической пирамиде.

Какая же социальная структура сложилась в России в царствование Ивана IV? В простейшей схеме даже в том случае, когда у царя была группа приближенных (второй сверху слой), еще ниже, в «среднем» слое опора была очень слаба. Монархия не могла быть устойчивой и деятельной, способной противостоять сильным внешним врагам и внутренним смутам, без опоры на этот самый третий слой сверху.

Вряд ли Иван Грозный исходил из каких-то теоретических соображений. Как умный правитель, он по опыту знал, что его власть нуждается в серьезном укреплении. Как это сделать? В реальных условиях того времени такая перестройка социальной структуры требовала «революции сверху», и конечно же, насильственной.

Если вернуться в конкретную сферу – российское общество времен большой Смуты, то перемены в структуре управления обществом в схеме выглядят так. При Иване Грозном и его сыне исполнителями и советниками монарха были приближенные, которые в свою очередь опирались (вместе с царем) на средний класс дворян-опричников. После угасания царского рода и правления Бориса Годунова господствующая верхняя группа, олицетворявшая государственную политику, была свергнута. К власти пришел «придавленный» до этого слой бояр. Наступила пора олигархического правления – Семибоярщина.

Русское посольство. По старинному рис. Костомарова

В Энциклопедическом словаре 1955 года (когда еще сохранялась крепкая государственная власть) о ней было сказано нелестно: «(1610-1612) период правления в Москве группы бояр (из 7 чел.), предавших национальные интересы России. Свергнув Василия Шуйского, бояре в страхе перед крестьянским движением совершили измену и присягнули польскому королевичу Владиславу. В Москву был введен польский гарнизон, и власть фактически перешла к полякам…»

А вот БЭС 1998 года весьма сдержанно говорит о том же: «Боярское правительство (7 чел.) в России… Передало фактически власть польским интервентам…» О предательстве государственных интересов – ни слова. Почему? Потому что настали иные времена.

Любопытная и поучительная перекличка веков. В ельцинской России власть, как известно, захватили олигархи. В книге американского историка и публициста Павла Хлебникова «Крестный отец Кремля Борис Березовский» приводится высказывание главного героя: «Чубайс хорошо исполняет приказания, которые дает ему хозяин. Всвое время (начало 1996 года) он был нанят на работу теми, кого потом стали называть «семибанкирщиной» (Березовский, Потанин и другие олигархи, – поясняет автор). Это факт… А задача была простая: нам нужно было выиграть президентские выборы».

Выходит, и такое бывает правление: олигархически – президентское. А в стране, где главному правителю и его администрации принадлежит вся полнота власти, эту структуру вполне можно считать монархически – олигархической. При этом под прикрытием президента-монарха правят управляющие им олигархи.

Вряд ли случайно возникло понятие «семибанкирщина». Аналогия с Семибоярщиной достаточно полная. Ведь для олигарха высшей ценностью является собственная мошна, капиталы (заключены ли они в землях, золоте, предприятиях, банках). Не случайно же при «семибанкирщине» национальные богатства СССР – России потекли мощным потоком за рубеж. Местные олигархи были в значительной мере ставленниками зарубежных господ, но в полной мере – расхитителями (в пользу иностранных держав и свою личную, своих сообщников) – общенародного достояния, включая природные ресурсы.

По приблизительным подсчетам во времена Горбачева – Ельцина из нашей страны было вывезено за рубеж ценностей на триллион долларов! Разве это не прямое предательство национальных интересов России?

Особенность «семибанкирщины» в России конца XX века в том, что она была выражена не столь очевидно, как в начале ХVII века. Потому что во второй половине XX века стало актуально не «жизненное пространство» и не территории сами по себе, а тот доход, который они могли принести, прежде всего в плане минеральных ресурсов. Экологическая эксплуатация и связанная с ней экономическая, безусловно, стали приоритетными для всех крупных капиталистических государств. Им не только не нужно, но и хлопотно, опасно, невыгодно захватывать чужие земли.

Получается так, будто расхитители национальных богатств вовсе не предают Россию, а как бы продают природные ресурсы, только и всего. Такой нехитрый подлог (предательство под видом «продательства») вполне удовлетворил тех, кто имели необоримое желание воспользоваться распродажей национальных богатств для личного обогащения.

Интересно, что уже раньше общественность была подготовлена к благосклонному отношению к предательству благодаря идеологической обработке: понятие «патриот» сумели опорочить и опозорить; «советский» стал «совком» или «красно-коричневым» (гнуснейший намек на сходство фашизма и коммунизма), СССР стали преподносить – по стопам геббельсовской и даллесовской пропаганды – как «империю зла»; Сталина – при котором советский народ постоянно улучшал свое благосостояние, увеличивался в числе и победил в неимоверно тяжкой войне, – стали проклинать, а Ельцина – при котором все шло буквально наоборот, народ стал беднеть и вымирать – провозгласили «отцом русской демократии».

«Семибанкирщина» оказалась несравненно губительней для державы (подлинная раковая опухоль!) по сравнению с Семибоярщиной. Почему? Возможно, за последние полвека русский народ в значительной мере переродился, духовно сильно изменился. Среди трудящихся стали преобладать служащие, наименее интеллектуально самостоятельный слой общества. Среди избирателей преобладающими стали женщины, которые в массе своей значительно легче поддаются внушению, психологической и идеологической обработке, чем мужчины. Социализм выродился в партократию при господстве мещан не только по положению (горожан – большинство), но и по духу, по идеалам и устремлениям.

При Семибоярщине было иначе, даже, можно сказать, наоборот. Русские люди удивительно быстро поняли, что олигархи в прямом смысле продают их иностранцам, которые заинтересованы в развале страны и пользовании ее богатствами. При царе же была надежда на порядок и справедливость, на волю и нормальный труд.

Всего лишь за два года средние классы, казаки, крестьяне и купцы-патриоты (не забывавшие, возможно, о своей выгоде, но ставившие судьбу родины выше личных интересов), объединенными усилиями свергли власть олигархов и иноземцев, восстановив прежнюю монархическую структуру общества.

Совсем иным оказался «средний класс» в конце XX века. Он стал поддерживать те преступные начинания олигархов, которые вели страну к экономическому упадку, казну к разграблению, а большинство населения, включая множество представителей этого самого «среднего слоя», к обнищанию или к деградации. Не было нужды в вооруженных выступлениях, борьбе за свободу. Достаточно было выразить свое отношение к установившемуся режиму и осознать, куда он ведет страну и народ. Масштабы подобных протестов были ничтожно малы.

Что это означает? То, что значительная часть современных россиян, в надежде на быстрое обогащение, сознательно, а точнее сказать, с помраченным сознанием пожертвовала родиной и собственным благосостоянием ради призрачных надежд на получение буржуазных материальных ценностей. Олигархам только того и надо было. Они быстро обзаводились этими самыми ценностями в неимоверном количестве, расчленяя страну, разваливая экономику, армию, науку… И в результате превратили великую сверхдержаву в третьеразрядное государство, погрязшее в долгах, с вымирающим населением, примерно половина которого имеет доходы ниже прожиточного минимума.

Это не просто тревожный сигнал. Это – показатель небывалого бедствия народа, страны, культуры. Правление олигархов продолжается. Новый президент, избранный… все-таки народом, клялся – и не раз – в верности олигархам. Даже если это стратегический маневр, он не сулит ничего хорошего госуда рству.

Заявления представителей «среднего класса» вроде того, что не то, мол, бывало в русской истории, ничего, обходилось! – вызывают недоумение. Ведь даже великая Смута начала ХVII века или Гражданская война 1918-1921 годов продолжались очень недолго и последствия их не были столь разрушительными. Напротив, получалось в конце концов, что это были кризисы роста, раз уж держава не только восстанавливалась, но крепла и расширяла пределы своего влияния. А тут – все наоборот.

Впрочем, у нас еще будет возможность обдумать особенности большой Смуты в России конца XX века.

Хотелось бы еще раз напомнить высказывание К. Валишевского о «демократическом инстинкте» русского народа, проявившемся во время правления Ивана Грозного. Этот же инстинкт давал о себе знать и позже. Современная английская исследовательница М. Перри, анализируя образ Ивана Грозного в русском фольклоре, констатировала, что этот образ выглядит совсем не Ужасным, и высказала мысль об идее «народного монархизма», укоренившейся в России.

Действительно, крестьянство на Руси связывало свою вольность (относительную, конечно) с монархией, справедливым царем, способным навести в стране порядок и укротить хищничество олигархов. В этом смысле монархия была в народном сознании созвучна «анархии» (тоже, конечно, не абсолютной). Самодержавная монархия, таким образом, становилась залогом относительной анархии в нижних социальных группах.

Как это ни странно звучит, но подлинный «демократический инстинкт» народных масс в России и тогда и позже был сопряжен с идеей монархо-анархизма или «народного монархизма» (царя – защитника крестьян). Этим можно объяснить, в частности, смуту Емельяна Пугачева, успех которого явно связан, помимо всего прочего, с русским монархо-анархизмом. Тем более что такое государственное устройство было вполне естественным для общественного сознания той поры.

Однако устойчивой общественная пирамида может оставаться только в том случае, если приведены в соответствие все социальные слои, включая олигархический. Если учесть, что с развитием техники и технологий, изменением природной среды и внешнеполитической ситуации в обществе неизбежны социальные перемены, социальная пирамида не может оставаться неизменной, а стало быть, и невозможно определить какую-то идеальную форму государственного устройства, годную для любой страны, любого народа и любого исторического периода.

Даже в России конца Средневековья смута началась с угасанием правящей династии, а была преодолена благодаря не суровому единовластию монарха, а усилиям народных масс и их «демократической интуиции».

В период великой Смуты переплетение внутренних и внешних сил, материальных и духовных факторов достигло предела, сперва развалив, а затем и уничтожив государственную машину. Бояре-олигархи готовы были расчленить Московское царство и править в своих уделах, пусть даже и под патронажем иноземных государей.

За спасение Родины выступили неформальные общественные организации: рязанское дворянство, нижегородский посад и посады северных городов. Им помогло и то немаловажное обстоятельство, что в многонациональной России начала ХVII века отсутствовал национализм и национальный сепаратизм антирусского характера.

Вот яркий пример. Мусульманские старейшины Казани, в молодые годы сражавшиеся против войск Ивана Грозного, послали в 1611 году татарские конные отряды на помощь не польским интервентам, а Минину и Пожарскому.

Русская православная церковь того времени тоже была патриотичной, а не пыталась обеспечить себе материальные выгоды, пользуясь Смутой. Она не призывала смириться под гнетом олигархов и иностранцев. Проповеди священников и грамоты патриарха-патриота Гермогена призывали народ к сплочению во имя Родины.

Когда 22 августа 1612 года полки Пожарского вступили у Новодевичьего монастыря в излучине Москвы-реки в решающее сражение с поляками, их не поддержали казаки под руководством князя Трубецкого. На третий день сражения к казакам пришел монах Авраамий Палицын и убедил их вступить в сражение против иноземцев. Казаки вняли его доводам и призывам и вместе с войском Минина ударили по полякам. Исход сражения был решен, несмотря на то, что общая численность польской армии была больше (по некоторым подсчетам – в полтора раза), чем русской. Но русские сражались за свою свободу, свою родную землю, свое государство, и потому победили…

Впрочем, таким было завершение Смуты. А нас интересует прежде всего она сама по себе, ее явные и тайные причины.

Еще раз хотелось бы обратить внимание на важное обстоятельство, о котором почему-то редко вспоминают, тогда как оно могло в немалой степени содействовать наступлению Смуты: существенное истощение земельных ресурсов в ряде центральных районов, а в результате снижение урожайности, недороды и голодные годы.

Косвенно об этом упомянул С.Ф. Платонов, который так определил «главный недуг московской жизни» в правление Бориса Годунова: «Кризис землевладения в центре продолжался; поместные земли оставались без рабочей силы, и «тощета» служилых людей не уменьшалась; выход трудового народа на украйны не стал меньше, и борьба за рабочие руки шла с большим ожесточением». Вынужденной мерой стала отмена Юрьева дня, в результате чего крестьянство ожесточилось.

И еще один тайный фактор, но относящийся уже к духовным опорам общества: странная смерть царевича Дмитрия, вызвавшая разноречивые толки и слухи, потрясшая народ и воздействовавшая на общественное сознание. Этим был в значительной степени предопределен успех самозванцев.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

3.2. Древний Рим как прообраз настоящего и будущего, Глава 3. Геополитический кризис, Часть 1. Нарастание глобального кризиса. Глобальная империя Зла. Новая геополитическая расстановка сил. Лисичкин В. А. Страница 12. Читать онлайн

Глава 3. Геополитический кризис.

. . .

3.2. Древний Рим как прообраз настоящего и будущего.

Виток истории. С установлением однополюсного мира история завершила свой виток. Во многих отношениях человечество как бы возвращается на 2000 лет назад, в Древний Рим, и сходство целого ряда явлений кажется поразительным. Хотя два тысячелетия назад тогдашняя ойкумена (т.е. известная часть населенного мира) не охватывала всей планеты, но в определенном смысле слова можно говорить о мировом господстве Древнего Рима. Древнеримская мировая держава обладала значительной устойчивостью. Была создана динамическая система - пирамида, работающая на протоке. Поток денег, ценностей, рабов, интеллектуальных достижений шел от основания пирамиды наверх, к ее вершине - Риму. Рим как бы впитывал в себя живительные соки со всего мира. Характерная черта этой пирамиды - глубокий разрыв между уровнем жизни людей у основания и наверху пирамиды. Внизу были рабы, лишенные всех человеческих прав, наверху - люди, имевшие несметные богатства и власть.

Сегодня, как и две тысячи лет назад, человечество живет в однополюсном мире, подчиненном на этот раз США. В его основе лежит та же пирамида власти и так же идет наверх поток финансов, богатств, интеллекта. Как и в древности, существует невероятный разрыв между уровнем жизни у основания и вершины пирамиды. Внизу находятся люди, живущие в нищете, часто на грани голодной смерти, наверху - купающиеся в роскоши.

Но есть и качественное различие, которое необходимо принимать во внимание. Понятие физического воздействия, физического насилия, определявшее отношения в Древнем Риме, заменяется в наше время понятием информационного воздействия, информационного насилия. Тем не менее, можно говорить об общности закономерностей. Анализ событий в Древнем Риме позволяет лучше понимать и предсказывать события нашего времени. Остановимся на некоторых определяющих моментах.

Методы установления мирового господства. Характерной особенностью действий во внешней политике Древнего Рима была концентрация усилий на узловых точках и направлениях сопротивления. Вокруг стран, областей и лиц, которые служили центром сопротивления, раздувались противоречия. Если они перерастали в конфликт, то Рим выступал арбитром. Итог был всегда в пользу Рима.

В своей борьбе за завоевание господства над античным миром Рим особое внимание обращал на страны с менталитетом сопротивления. Только раздавив их, можно было быть уверенным в подчинении других народов. Один из ярких примеров - восстание в Испании, вызванное алчностью и жестокостью римских наместников, правивших значительной частью страны. Незамиренные племена Испании поднялись на "огненную войну" под руководством простого лузитанского пастуха Вириата, мастерски организовавшего партизанскую войну. После гибели Вириата и усмирения Лузитании внимание римлян обратилось на племя воинственных и непокорных кельтиберов. Их столица Нуманция стояла в верховьях реки Дуро на неприступной горе, окруженной густыми лесами. Вот как описывается ход войны в книге /7/:

"Римские полководцы один за другим терпели поражение. Особенно тяжело и даже позорно для Рима было поражение консула Г. Гостилия Манцина в 137 г., который при поспешном отступлении с деморализованными остатками своей армии был окружен в пустынных местах кельтиберской страны и принужден был согласиться на заключение с повстанцами позорного для Рима мира. Сенат после суда над Манцином постановил договор отвергнуть, а Манцина, как превысившего свои полномочия, со связанными руками выдать на расправу нумантинцам. Однако нумантинцы отказались его принять.

Чтобы восстановить свой престиж, римское правительство принуждено было, наконец, послать на борьбу с испанскими повстанцами самого прославленного победителя Карфагена Л. Корнелия Сципиона Эмилиана, проведя его в Консулы на 134 г. Осада города велась по всем правилам тогдашней военной техники, проверенными под Карфагеном. Мятежный город был полностью изолирован осадными валами с башнями. На широком пространстве вся округа была полностью опустошена, окрестные поселения уничтожены или терроризованы. При малейшем проявлении сочувствия осажденным в каком-либо из ближайших городков Сципион являлся туда лично во главе карательных отрядов и приказывал рубить жителям руки. Даже река Дуро была перехвачена канатом с прикрепленными к нему остриями, чтобы никто на челноке не мог пробраться в осажденный город.

Нумантинцы, со своей стороны, сопротивлялись с невиданным даже в Испании мужеством. Они делали постоянные вылазки и вызывали римлян на открытые бои, несмотря на то, что в городе свирепствовали жестокий голод и эпидемии. Наконец, они сдались Сципиону, но признались, что многие еще охвачены жаждой свободы и хотят сами своей рукой покончить расчеты с жизнью. Поэтому они просили отсрочки сдачи на один день, чтобы устроить свою смерть... Некоторые из них добровольно наложили на себя руки разными способами, а остальные на третий день после этого вышли из города и явились на назначенное место в ужасном виде, непохожие на людей... Расправа Сципиона была беспощадна. Всех уцелевших жителей Нуманции он продет в рабство, за исключением 50 человек. Этих последних он оставил, чтобы показать их римскому народу во время своего триумфа. Город был совершенно уничтожен и сравнен с землей, так что впоследствии трудно было найти его местоположение; территория его распределена среди соседей".

Столь же жестоким путем шло и становление мирового господства США. Достаточно вспомнить полмиллиона японцев, уничтоженных американскими атомными бомбами: два миллиона вьетнамцев, погибших в результате войны, развязанной США с применением самых страшных ядов - диоксинов; бомбардировки мирных жителей Ирака и Югославии. Вместе с тем, как и в Древнем Риме, для уничтожения намеченной жертвы раздувались любые противоречия как внутри, так и вне страны. В свое время в борьбе против Нуманции экспедиции Сципиона старались придать вид всенародного дела: 4 тыс. добровольцев записалось в его армию, союзные цари Нубии, Пергама и Сирии прислали вспомогательные отряды. Так и сейчас против Ирака и Югославии были направлены силы союзников - вассалов СИТА

Общественная пирамида. Жизнь на протоке. И в Древнем Риме, и в настоящее время мы имеем дело с особым типом социальной системы, не сводящейся только к эксплуататорам и эксплуатируемым. Эта система охватывает мир в целом. Она носит иерархический характер и включает в себя страны различных категорий, располагающихся в виде пирамиды. Древний Рим включал в себя сам город, союзные территории и провинции. О провинциях подробно говорится в книге /7/:

"Сам термин провинция означал в это время - "подвластная", "покоренная", "победой добытая" область. Провинции на этом основании открыто признавались "добычей римского народа" в самом полном и точном смысле этих слов, т. е. со всем своим мертвым и живым инвентарем-землей, имуществом, животными и людьми. С момента завоевания в провинции нет уже ни права, ни закона, ни собственности, ни личности людей, - одно безответственное усмотрение и полнейший произвол победителя в распоряжении своей добычей.

Громадный поток драгоценных металлов, захваченных художественных произведений и прочих ценностей непрерывно шел теперь к Риму из завоеванных земель. Львиная доля добычи поступала в государственную казну, в особенности в виде громадного количества золота и серебра, сдаваемого различными полководцами при возвращении из удачных походов во время разрешенных им триумфов, которые, по существу, и обратились в пышные демонстрации захваченных сокровищ.

Плутарх, например, так изображает в биографии Эмилия Павла его триумф в 168 г. после победы над Персеем: в течение трех дней его войска проносили перед народом для сдачи в римскую казну художественные вещи, 750 ящиков с серебром, 78 ящиков с золотом и множество драгоценных предметов, захваченных в Греции. Наибольшую популярность в народе доставили Эмилию эти его македонские подвиги благодаря тому, что он внес в казну такие огромные суммы, которые позволили не собирать прямого налога в течение 125 лет. Благодаря этому римское казначейство не только быстро расплатилось со всеми своими долгами, но и в состоянии было из своих избытков ежегодно отпускать громадные суммы на разного рода дорогие сооружения и постройки. Другая значительная часть добычи попадала в руки удачливых военных командиров - завоевателей и управителей провинций".

Современная пирамида основывается не на физическом принуждении, а на информационном. Ее экономическая сторона, связанная с получением избыточной прибавочной стоимости, была рассмотрена в подразделе 1. 2. Так же как и в древности, огромный поток денег, ценностей, материальных благ идет наверх пирамиды, в США. О жизни наверху пирамиды Древнего Рима говорится в книге И. Гердера /8/:

"У меня не хватит слов, чтобы описать варварское расточительство и роскошь, что воцарились не только в самом Риме, но и во всех римских владениях со времен завоевания Азии, - во всем, в пирах и на играх, в деликатесах и в одеждах, в архитектуре и в домашней утвари. Не веришь глазам своим, читая описания всей этой роскоши, узнавая, сколько стоили заморские драгоценности и как велики были, вследствие всего этого, долги расточительных римлян, недавних вольноотпущенников и рабов. Такие затраты невольно приводили к самой жестокой нужде, да и само по себе это римское расточительство было такой нуждой и нищетой. Все римские искусства нацелены были на то, без чего можно было обходиться, не на полезное, а на чудовищную роскошь и расточительство,- строились триумфальные арки, бани, памятники, театры, амфитеатры, всякие чудесные здания, которые, конечно, и могли возвести только эти обобравшие целый свет люди".

Здесь также можно провести параллели с Америкой, обирающей весь мир, с ее высшими слоями, утопающими в роскоши.

Положение рабов. Для существования и устойчивости мощной пирамиды необходим разрыв между уровнем жизни внизу и наверху. Разрыв этот должен быть достаточно велик, а количество людей внизу должно быть во много раз больше, чем наверху. И именно в Древнем Риме существовала самая большая в истории концентрация рабов, подвергавшихся жесточайшей эксплуатации. О количестве рабов говорят такие примеры. Цезарь захватил в Галлии и продал в рабство 1 млн. человек. При Августе в городе Риме было 600 тыс. свободных и 900 тыс. рабов. Во втором веке вся Италия переполнилась рабами, и редкий свободный человек не стал рабовладельцем. Многие богачи имели по 20 тыс. рабов.

Самая жестокая эксплуатация возникла в таких отраслях производства, как каменоломни, рудники, кирпичные заводы, мельницы, маслобойни, хлебопекарни, текстильные мастерские. Имеется описание положения рабов /7/:

"Пощады не было никому. Не давали передышки ни больным, ни увечным, ни женщинам в виду слабости их пола. Всех без исключения заставляли работать ударами кнута до тех пор, пока они, окончательно изнуренные усталостью, не погибали". Естественно, что к такому убийственному труду, плоды которого притом шли всецело на рабовладельцев, рабов можно было побудить лишь самыми бесчеловечными средствами принуждения и запугивания. Поэтому физические наказания недостаточно покорных были возведены в настоящую систему при обращении с рабами.

Всякие пощечины, зуботычины, удары кулаком в лицо, так что иногда выбивались зубы и глаза, были явлением столь повседневным и ординарным, что им уже никакого значения не придавали ни та, ни другая сторона, в чем можно убедиться из любой комедии Плавта, в которой показаны рабы. Самым обычным видом воздействия было сечение розгами и плетьми. Часто в комедиях развеселившиеся рабы даже похваляются "дубленостью своих спин", презрением перед розгами и прочностью лопаток цепям и палкам вопреки, оковам, тюрьмам, дыбам, веревкам назло, кандалам, ошейникам железным, презрением к палачам лихим, видавшим наши спины, - немало нанесли они рубцов лопаткам нашим. Можно привести еще часто упоминаемые древними авторами бичевание под рогаткой, т. е. привязанными к дышлу телеги, прижигание раскаленным железом ладоней за воровство и языков за болтовню".

Раб обращался в вещь, он даже не имел собственного имени:

"Часто называли рабов просто по их теменной принадлежности, например, Фракиец, Сириец, Скиф, Лидия, Иона, Сира и т. д., по имени продавца или месту покупки, например, Артемидор, Эфесец и др. Иногда давали замысловатые мифологические, ботанические и другие обозначения: Агамемнон, Гектар, Леонид, Гиацинт, Нарцисс, Хризогон и пр. Но все это не собственные имена, выделяющие личность как индивидуум; это лишь своего рода инвентарные этикетки или ярлыки вещей, меняющиеся по капризу хозяев, в особенности - при переходе раба в другие руки.

Затем римское право не признавало за рабом права на брак и семью. Между рабами могло быть лишь временное сожительство по воле и даже распоряжению хозяина. Дети от таких сожительств не подлежали власти родителей, но трактовались лишь как простой "приплод" и являлись полной собственностью владельца матери. Такие семьи рабов при случае распродавались в розницу. Старые и больные рабы продавались в первую очередь или, при невозможности их продать, просто выгонялись из дому.

Далее, закон не признавал за рабом каких-либо прав на собственность, так как сам раб являлся собственностью своего владельца. Все могущие быть у него сбережения от разных наградных, полученных от гостей, экономии на пайке, случайных заработков и прочее принадлежали его хозяину и в любое время могли быть последним изъяты.

Наконец, раб, так как он не личность, а животное или вещь, не отвечает за свои проступки перед судом: за его поведение отвечает лишь его хозяин. Если раб причинил ущерб какому-нибудь гражданину, то владелец раба должен возместить убыток, причем разрешалось в виде уплаты выдать потерпевшему самого раба. Если, в крайнем случае (чего старались избегать), приходилось привлекать раба к суду в качестве свидетеля, то требовалось непременно допрашивать его под пыткой, обращаться не к показаниям его человеческого разума, который за ним отрицался, а, как учили римские юристы, к "крику его тела". Если во время пытки раб бывал искалечен или умирал, то владелец получал соответствующее вознаграждение".

В целом можно сказать, что Римская Империя установила такую упорядоченную, развитую и всеобъемлющую форму рабовладения, какой не было во всем Древнем мире.

Обратив взгляд на современную пирамиду, т. е. на современное "мировое сообщество", можно обнаружить удивительное соответствие. Из 6 млрд. человек, населяющих планету, 4 млрд. живут в нищете, почти 1 млрд. голодает и находится на грани голодной смерти. Их жизнь мало отличается от жизни рабов древности. Общее число рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Известно, что на территории Италии, где количество рабов было максимальным, оно несколько превышало число свободных людей. Если же взять всю территорию Римской Империи и зависимых от нее территорий, то число рабов по отношению к числу свободных оказывается в несколько раз меньше. То есть Древний Рим и современная глобальная империя США имеют близкие отношения числа благополучных и обездоленных. Но если учесть территории, не подчинявшиеся Древнему Риму, то в процентном отношении сейчас ситуация даже хуже, чем 2000 лет тому назад (не говоря уже об абсолютном числе обездоленных).

Общественная мораль. Властители. Характерная особенность пирамид прошлого и настоящего - моральное разложение общества, деградация личных качеств и вырождение правящей верхушки. Общая ситуация в Древнем Риме описана целым рядом античных авторов, среди которых выделяется своей глубиной и системностью Светоний. Его книга /9/ посвящена жизни и нравам 12 императоров Рима. Вот что в частности пишет Светоний об императоре Тиберии:

"Но на Капри, оказавшись в уединении, он дошел до того, что завел особые постельные комнаты, гнезда потаенного разврата. Собранные толпами отовсюду девки и мальчишки - среди них были те изобретатели чудовищных сладострастии, которых он называл "спинтриями" - наперебой совокуплялись перед ним по трое, возбуждая этим зрелищем его угасающую похоть. "Спальни" расположенные тут и там, он украсил картинами и статуями самого непристойного свойства и разложил в них книги Элефантиды, чтобы всякий в своих трудах имел под рукою предписанный образец. Даже в лесах и рощах он повсюду устроил Венерины местечки, где в гротах и между скал молодые люди обоего пола предо всеми изображали фавнов и нимф. За это его уже везде и открыто стали называть "козлищем", переиначивая название острова.

Но он пылал еще более гнусным и постыдным пороком: об этом грешно даже слушать и говорить, но еще труднее этому поверить. Он завел мальчиков самого нежного возраста, которых называл своими рыбками и с которыми он забавлялся в постели. К похоти такого рода он был склонен и от природы и от старости. Поэтому отказанную ему по завещанию картину Паррасия, изображавшую совокупление Мелеагра и Аталанты, он не только принял, но и поставил в своей спальне, хоть ему и предлагалось на выбор получить вместо нее миллион деньгами, если предмет картины его смутит. Говорят, даже при жертвоприношении он однажды так распалился на прелесть мальчика, несшего кадильницу, что не мог устоять, и после обряда чуть ли не тут же отвел его в сторону и растлил, а заодно и брата его, флейтиста; но когда они после этого стали попрекать друг друга бесчестием, он велел перебить им голени.

Измывался он и над женщинами, даже самыми знатными. На деньги он был бережлив и скуп".

Не менее любопытны описания деяний императора Калигулы, прославившегося, в частности, тем, что ввел в сенат своего коня:

"Стыдливости он не щадил ни в себе, ни в других. С Марком Лепидом, с пантомимам Мнестером, с какими-то заложниками он, говорят, находился в постыдной связи. Валерий Катулл, юноша из консульского рода, заявлял во всеуслышанье, что от забав с императором у него болит поясница. Не говоря уже о его кровосмешении с сестрами и о его страсти к блуднице Пираллиде, ни одной именитой женщины он не оставлял в покое. Обычно он приглашал их с мужьями к обеду и, когда они проходили мимо его ложа, осматривал их пристально и не спеша, как работорговец, а если иная от стыда опускала глаза, он приподнимал ей лицо своею рукою. Потом он при первом желании выходил из обеденной комнаты и вызывал к себе ту, которая больше всего ему понравилась; а вернувшись, еще со следами наслаждений на лице, громко хвалил или бранил ее, перечисляя в подробностях, что хорошего и плохого нашел он в ее теле и какова она была в постели. Некоторым в отсутствие мужей он послал от их имени развод и велел записать это в ведомости.

В роскоши он превзошел своими тратами самых безудержных расточителей. Он выдумал неслыханные омовения, диковинные яства и пиры - купался в благовонных маслах, горячих и холодных, пил драгоценные жемчужины, растворенные в уксусе, сотрапезникам раздавал хлеб и закуски на чистом золоте: "нужно жить или скромником, или цезарем!" - говорил он".

Современное мировое сообщество по своей морали мало чем отличается от древнеримского. Сексуальный произвол императора Тиберия по отношению к детям намного превзойден современным обществом "прав человека". Обращает на себя внимание параллель между Тиберием и Клинтоном. Тиберий восполнял действиями, описанными у Светония, свою угасающую похоть, в том числе и сексом с малолетними. Президент Клинтон прославился оральным сексом. Но, конечно, дело не в личности. Главное заключается в состоянии самого общества. Как и в древности, обращает на себя внимание положение с детьми. О насилии, которому подвергаются в настоящее время миллионы детей /10/:

"Во всем мире детям угрожает еще одно зло - совратители - педофилы. В одном издании дается следующее определение: педофилия - это "сексуальный интерес к малолетним". Педофилия неизменно влечет за собой такие преступления, как сексуальные домогательства, непристойности и оскорбления, связанные с детской порнографией. Приводит в ужас поток поступающих со всего мира сообщений о преступных организациях, наживающихся на сексуальной эксплуатации детей. Жертвами становятся как мальчики, так и девочки. Обманутые беспринципными людьми, дети подвергаются сексуальному надругательству, затем их либо запугивают, либо задаривают подарками, чтобы удержать в "клубе". Часто те, кто планирует и совершает эти злодеяния, - известные в своей округе люди, которые действуют с ведома полиции и судебных органов и пользуются их поддержкой.

Растление детей представителями духовенства также вызывает негодование. Сводки новостей по всему миру показывают, насколько распространено совращение священниками малолетних, иногда даже во имя Бога. Например, один получивший судебный приговор англиканский священник объяснял 10-летнему ребенку, ставшему его жертвой, что "это Бог говорит через него [священника] и все его действия и действия [мальчика] одобряются Богом и поэтому правильны".

В том же журнале приводятся данные, показывающие размах глумления над детьми в западном обществе:

"Несколько месяцев назад в рамках одной из крупномасштабных операций против детской порнографии в Интернете тайная полиция в 12 странах произвела облавы на дома более 100 подозреваемых в педофилии. Только у одной из банд педофилов было конфисковано более 100000 порнографических фотографий детей. Английский детектив, руководивший пятимесячным исследованием сети Интернет, сказал: "У любого нормального человека содержание этих снимков вызовет тошноту". Там были как мальчики, тик и девочки, некоторые даже в возрасте двух лет. По мнению бельгийской полиции эти детские порнографические снимки в Интернете "самые отвратительные, какие только можно себе представить. Для наибольшего эффекта даже использовались фотографии, на которых люди совершали насилие над собственными детьми". Один мужчина поместил в компьютер фотографии, на которых он насиловал свою племянницу.

Среди подозреваемых были учителя, ученый, студент юридического факультета, студент-медик, начальник отряда бойскаутов, бухгалтер и профессор университета".

Как видно из приведенных цитат, значительная прослойка "христиан" на Западе, включая священнослужителей, принимает непосредственное участие в сексуальном надругательстве над детьми. Дело дошло до того, что даже правители Латвии были уличены в педофилии. В современной Америке как лавина растет число содомитов, проводятся многочисленные мероприятия с их участием, и даже заключаются официальные браки между лицами одного пола.

Определенные параллели возникают между своеобразным "гуманизмом" древнеримских императоров и современных властителей. Вот что пишет о "милосердии" императоров Тиберия и Домициана и его прославлении Светоний /9/.

О Тиберии:

"Агриппина, его невестка после смерти мужа стала на что-то жаловаться слишком смело. Он остановил ее за руку и произнес греческий стих: "Ты, дочка, считаешь оскорбленьем, что не царствуешь?" С тех пор он не удостаивал ее разговором. Однажды за обедом он протянул ей яблоко, и она не решилась его отведать. После этого он даже не приглашал ее к столу, притворяясь, будто его обвиняют в отравлении. Между тем и то и другое было подстроено заранее: он должен был предложить ей яблоко для испытания, они - отказаться от него как от заведомой гибели. Наконец, возведя на нее клевету, будто она хотела искать спасения то ли у статуи Августа, то ли у войска, он сослал ее на остров Пандатерит, а когда она стала роптать, то побоями центурион выхлестнул ей глаз. Она решила умереть от голода, но он приказал насильно раскрывать ей рот и вкладывать пищу. И даже когда она, упорствуя, погибла, он продолжал ее злобно преследовать: самый день ее рождения велел отныне считать несчастливым. Он вменял себе в заслугу даже то, что не удавил ее и не бросил в Гемонии: за такое свое милосердие он даже принял от сената декрет с выражениями благодарности и золотое подношение, помещенное в храме Юпитера Капитолийского.

О Домициане:

"После междоусобной войны свирепость его усилилась еще более. Чтобы выпытывать у противников имена скрывающихся сообщников, он придумал новую пытку: прижигал им срамные члены, а некоторым отрубают руки. Как известно, из видных заговорщиков помилованы были только двое, трибун сенаторского звания и центурион: стараясь доказать свою невиновность, они притворились порочными развратниками, презираемыми за это и войском и полководцем. Свирепость его была не только безмерной, но к тому же изощренной и коварной. Управителя, которого он распял на кресте, накануне он пригласил к себе в опочивальню, усадил на ложе рядом с собой, отпустил успокоенным и довольным, одарив даже угощеньем со своего стола...

А чтобы больнее оскорбить людское терпение, все свои самые суровые приговоры начинал он заявлением о своем милосердии, и чем мягче было начало, тем вернее был жестокий конец. Нескольких человек, обвиненных в оскорблении величества, он представил на суд сената, объявив, что хочет на этот раз проверить, очень ли его любят сенаторы. Без труда он дождался, чтобы их осудили на казнь по обычаю предков, но затем, устрашенный жестокостью наказания, решил унять негодование такими словами - не лишним будет привести их в точности: "Позвольте мне, отцы сенаторы, во имя вашей любви ко мне, попросить у вис милости, добиться которой, я знаю, будет нелегко: пусть дано будет осужденным самим избрать себе смерть, дабы вы могли избавить глаза от страшного зрелища, а люди поняли, что в сенате присутствовал и я"

Нетрудно заметить аналогичность милосердия Тиберия и гуманность США и лично Клинтона по отношению к Югославии, где было убито "всего" 2 тыс. и ранено 6 тыс. человек, хотя число жертв Клинтон легко мог умножить. СМИ США непрерывно говорят о "правах человека", "гуманности". Но, как и в древности, совершаются убийства политических противников. Несколько раз срывались покушения на Фиделя Кастро, организованные ЦРУ. США непосредственно замешаны в казни бывшего лидера Афганистана Наджибуллы, сопровождавшейся страшными пытками. Гуманность правящих кругов США подобна той, о которой говорили Тиберий и Домициан.

Плебс. Как в Древнем Риме, так и в наши дни в США происходили и происходят процессы образования слоя, который получил название плебса. В Древнем Риме города постепенно стали переполняться обезземеленными крестьянами /7/:

"Наиболее удачливые из новых пришельцев пустились в разные мелкие промыслы, обычно имевшие связь с их прежними деревенскими занятиями. Но большинство, не находя себе постоянных и определенных занятий, вело жизнь бродяг, нищих и попрошаек ("параситов"). Целыми днями эти голодные люди толпились на форуме и рыночных площадях в поисках какого-либо случайного заработка, который дал бы им пару ассов на скудное пропитание. Из них можно было всегда навербовать любое число лжесвидетелей, фальшивых доносчиков, людей, готовых произвести кулачную, а по желанию и ножевую расправу с врагами каждого, согласного им за то заплатить. Неудачные актеры нанимали среди них целые шайки "клакеров", кандидаты на выборные должности могли купить здесь нужное им число голосов, богатые люди набирали из них громадные свиты клиентов.

Так в Риме и других больших городах Италии возник густой слой "босяцкого пролетариата" (люмпенпролетариата), который современники презрительно называли городским плебсом. Благодаря перманентной и безнадежной безработице он настолько привык к полуголодной праздности, что уже потерял всякую способность к труду и стремление найти постоянную работу".

В результате низкого морального уровня и узкоэгоистических наклонностей, а также положения на содержании у богатых и власть имущих, плебс был не только бесполезной составляющей в жизни общества, но и играл отрицательную роль. Как и в древности, в США увеличивается слой людей, не участвующих в труде, а живущих на социальные подачки. Их главный лозунг - "хлеба и зрелищ". Среди них растет число наркоманов и извращенцев, культивируются самые низменные инстинкты.

Падение Рима. Древнеримская империя характеризовалась высокой степенью организации общественной жизни - это и прекрасно налаженное управление городами, и интенсивная хозяйственная и культурная жизнь. Во II в. при династии Антонинов Рим стал самым благоустроенным и красивым городом ойкумены: построены многочисленные монументальные здания, мавзолеи, статуи, колонны. Знать возводит многочисленные особняки и виллы. Все улицы замощены крупными плитами. Построено множество школ. Большое развитие - получила юриспруденция. Римское право изучают до сих пор. В городах, имеющих муниципальные права, т. е. самоуправление, возникает активная общественная жизнь, например во время выборов городских магистратов идет интенсивная агитация за кандидатов. Высокое развитие получает ораторское искусство - предтеча информационного воздействия.

С конца II века в древнеримском государстве возникают заметные противоречия, и противостояние рабов и рабовладельцев только одно из них. В то же время начинает развиваться системный кризис. С одной стороны неуклонно падала рождаемость, с другой - растет число брошенных на произвол судьбы осиротевших и беспризорных детей. В римском обществе все сильнее

Проявляется аппатия, стремление уклониться от выполнения общественных обязанностей, уход в личную жизнь, упадок нравов и ужасающая распущенность. Рим и Италия постепенно перестали быть связующим центром и превратились в бесполезных и прожорливых нахлебников.

В области общественного сознания начинают господствовать личностные интересы и идеология наживы. У людей постепенно остается лишь видимость господствовавшей ранее веры. Правда, они еще посещают святилища, такие как главный храм Юпитера на Капитолийском холме, но в лучшем случае сохраняется только обрядовая сторона. Нарастает интерес ко всему чудесному, сверхестественному. В Риме появляется огромное количество всяких волхвов, магов, колдунов, ведьм, предсказателей, широко распространяются восточные таинственные религии, обещающие открыть тайны мира и загробной жизни. Все это характерно и для современного Запада.

Процессы разложения нарастают, увеличивается ненависть к богачам и возникает солидарность обездоленных. В середине III в. наступил паралич центральной власти, усугубившийся вторжениями варваров, к которым присоединялись рабы, рядовые жители приветствовали их как освободителей. Но главную роль в крушении Римской Империи сыграли мощные, движения народных низов, объединенных новой общественной идеологией - христианством.

В настоящее время главным врагом доя новой пирамиды во главе с США является общественная идеология, в частности, такие религии как Ислам и Православие.

Римское государство как мировая держава сформировалось в середине II в. до нашей эры, а с конца II в. нашей эры начинается системный кризис. Последующие 200 лет стали годами нарастающего разложения и. в конце концов, гибели Империи. О конце Римской империи образно написано в книге И. Гердера /8/:

"А если римляне склонны были теперь погружаться в дремоту, то не спали обиженные и разбуженные ими нации: они взывали к мести и мстили, когда наступало их время. Император в римской империи всегда оставался только верховным военачальником; когда он забывал о своем долге, войско жестоко напоминало ему об его обязанностях. Войско ставило императоров, оно же душило их, и, наконец, начальник личной стражи провозгласил себя великим визирем и превратил сенат в жалкую игрушку. А вскоре и сенат составляли уже одни солдаты, обессилевшие настолько, что не годились уже ни для войны, ни для совета. Империя распадалась: императоры и антиимператоры гнали и мучили друг друга; народы подступали к Риму, и врагов приходилось принимать в свое войско, а это манило других врагов. Провинции были расчленены и опустошались; вечный Рим рухнул, наконец, и погиб, брошенный своими полководцами. Никогда не бывало военного государства более обширного и прочного, чем Рим, но не было и более ужасного трупа, снесенного, в конце концов, в свою могилу".

Таким образом, нельзя не заметить теснейших аналогий между событиями 2000-летней давности и современностью. Многое становится понятным после такого сопоставления. И уже сейчас в США - метрополии современной глобальной империи Зла - проявляются опасные симптомы.

bookap.info

Пирамида Цестия в Риме

Пирамида Цестия в Риме

Если Вы собираетесь в Рим, рекомендуем Вам, по возможности, осмотреть пирамиду Цестия. Это, пожалуй, единственная из сохранившихся древних пирамид в Европе. Здесь захоронен римский чиновник, живший еще в 1 веке до нашей эры. Во время африканских походов ему понравились нубийские гробницы, и он захотел после смерти оказаться в такой же.

Чем интересна пирамида Цестия?

Строили эту усыпальницу не так, как в Египте, а гораздо проще и дешевле, поэтому и соорудили всего за 330 дней. Внутри бетон, а снаружи пирамида покрыта белыми мраморными плитами и кирпичом. Высота не маленькая – почти как 9-этажный дом. Форма пирамиды неправильная. В ее центре находится склеп в форме куба  высотой около 5 метров.

Пирамида Цестия, Рим

2.

 

Через 300 лет на этом месте римляне стали строить Аурелианову крепостную стену и встроили гробницу в оборонительные укрепления, сделав ее неприступной башней на углу крепости.

В средние века о временах величия Римской империи многие забыли, и простые люди считали, что здесь захоронен основатель города Рем, а его брат-близнец Ромул – в таком же сооружении на территории Ватикана, уничтоженном в 16 веке. Так считали даже самые образованные для тех времен люди, например поэт Петрарка. И только серьезные археологические раскопки в 17 веке помогли восстановить истину. Тогда же этот ценнейший памятник культуры отреставрировали, открыли внутренний склеп, освободили от поздних наслоений подножие и несколько колонн.

За 2000 лет этот исторический памятник неоднократно грабили, но кое-что сохранилось и до наших дней: древние фрески, статуи, надписи у их подножий.

Пирамида Цестия в Риме

3.

 

Пирамида Цестия в Риме находится рядом с другими интересными местами, которые обычно включают в программу поездки по городу  – воротами Сан-Пауло, площадью Остиенсе, на перекрестке древней Остийской дороги и Виа дела Мармората.  Недалеко она и от Некатолического кладбища с могилами Брюллова и Шелли.

Информация для путешественников:

Время работы: снаружи можно посмотреть в любое время. Попасть внутрь – по вторым и четвертым субботам каждого месяца, в 11.00.

Стоимость билета: внутренний осмотр с экскурсией – 5,5 евро.

Как добраться:

Рядом станция метро «Пирамиде». Если добираетесь на своем авто по навигатору, Вам помогут координаты: 41, 8765 сев. широты и 12, 4809 вост. долготы.

Пирамида на карте:

 

Фото: flickr.com

 Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

info-globus.ru

Загадочная пирамида Цестия в Риме

Продолжаем делиться фотографиями, сделанными во время экспедиции "Хронотона" в Рим. Перед вами - пирамида Цестия, расположенная в центре Рима, рядом с воротами Сан-Паоло. Официальная история гласит, что построена она между 18 и 12 годами до нашей эры для магистрата Гая Цестия Эпулона. Высота пирамиды около 36 метров, длина основания - около 30 метров. Внутри нее находится склеп, причем по легендам, в нем был захоронен Рем,один из основателей Рима. Любопытно, что по тем же легендам, его брат Ромул был похоронен в другой аналогичной пирамиде, которая находилась в Ватикане и была разрушена в XVI веке.

Уже в этих легендах все очень запутанно, ибо Рем и Ромул жили намного раньше, и, кроме того, Плутарх утверждал, что Рем вознесся на небо. Интересно, что считается, что Рем и Ромул были сыновьями самого бога Марса. Это все легенды, но мы можем реально увидеть и потрогать настоящую пирамиду, которая по каким-то причинам была построена в Риме. На самом деле мы не можем знать, кто, когда и зачем ее создал, но мы видим, что сделана она очень качественно, блоки обработаны без изъянов.

пирамида цестия рим

пирамида цестия рим

пирамида цестия рим

Наталья ТрубиновскаяНа фото редактор "Хронотона" Наталья Трубиновская

 

пирамида цестия рим

Интересно, что  пирамида Цестия в III веке была встроена в стену Аврелиана, которая была сделана для защиты Рима. Кстати, на фотографиях можно увидеть, как сильно кладка этой стены отличается от кладки гораздо более древней пирамиды, что опять вызывает вопрос - кто же ее построил и при помощи каких технологий?

пирамида цестия рим

пирамида цестия рим

Но это еще далеко не единственный любопытный факт про пирамиду Цестия. Мы уже писали об итальянском археологе и художнике Пиранези, который запечатлел загадочный разрушенный Рим на своих многочисленных рисунках. Эта пирамида тоже была зарисована Пиранези. И рядом мы можем видеть остатки древних храмов и колонн.

пирамида цестия пиранези

Еще более интересно выглядит пирамида на картинах Робера Юбера, оставившего совершенно потрясающие рисунки руин Рима. Посмотрите, на его рисунках пирамида Цестия окружена остатками великолепных сооружений.

пирамида цестия рим юбер

И совсем уж любопытным является этот рисунок Юбера - колонны, скульптуры и таинственный лаз под землю.

пирамида цестия рим юбер

Добавим, что рядом с пирамидой Цестия до сих пор стоят колонны, а рядом можно увидеть такие же древние руины,  что лишний раз подтверждает достоверность картин Юбера и Пиранези. И, кстати, совсем неподалеку еще находятся загадочные блоки, о которых мы писали в предыдущем отчете о нашей экспедиции.

пирамида цестия рим

пирамида цестия рим

пирамида цестия рим

Интересно, что Пиранези зарисовал еще некую загадочную огромную пирамиду в Риме, следов от которой не сохранилось.

пирамида рим пиранези

Добавим, что весь Рим полон аналогичных загадок и сооружений, которые мы изучали в нашей экспедиции:

Аппиева дорога - руины и старинные картины

Руины Рима под ногами

Огромная колонна рядом с Колизеем

www.chronoton.ru