1.1 Географическое и социальное устройство государства. Соц устройство древнего египта
Реферат на тему “Общая характеристика социального и государственного устройства Древнего Египта”
Содержание
Введение1. Государственное устройство древнего Египта2. Социальная структура древнего ЕгиптаСписок использованных источников
Введение
Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения – древних египтян.
Нужна помощь в написании?
Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования – номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ.
Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.
История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; период Древнего, или Старого, царства (около 2778—2260 гг. до н.э.), в который включается время царствования III-IV династии; период Среднего царства (около 2040—1786 гг. до н.э.) – время царствования XI-XII династий; период Нового царства (около 1580—1085 гг. до н.э.) – время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов.
Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства – первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.
Раннее царство (3100—2778 гг. до н.э.) существовало в условиях общинного землепользования: верховным собственником земли считалось номовое государство (во главе с номархом и своим религиозным центром), в пользу которого взималась часть доходов с этой земли. В додинастическом Египте существовал также сектор царского хозяйства со своими вельможами, чиновниками, податным населением и рабами из числа пленных.
Вначале, после преодоления раздробленности, это царство состояло из двух частей — Верхнего Египта с центральным городом Фивы и Нижнего Египта с городами Мемфисом и Саисом, которые со временем под влиянием личной заинтересованности правившего царя Верхнего Египта Менеса (или Нармера) и ряда усилий в направлении централизации привели к созданию единого государства. Объединение не было прочным, но сыграло важную роль в заботах об орошении земель.
Примером гидротехнических сооружений может считаться канал, проведенный от одного из рукавов Нила до лежащего на другом краю пустынного оазиса Эль-Файюм, который затем стал самой плодородной областью в стране. Для проведения канала потребовалось в определенном месте расширить горное ущелье.
С древнейших времен земледельцы, а затем астрономы вели наблюдение за восходом на небе звезды Пса (Сириуса), который совпадал с поднятием вод Нила и началом нового календарного года. Со временем был изобретен сельскохозяйственный календарь, который подразделялся на три времени года с такими различениями: половодье, выхождение и сухость. Календарный год включал 365 дней. Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъема вод Нила. Высоту паводка отмечали в разных местах реки. Результаты наблюдений сообщали верховному сановнику и затем помещали в летописи. Данные замеров позволяли заблаговременно предусмотреть размеры паводка и отчасти предсказать будущий урожай. Известие о подъеме вод Нила разносилось гонцами по всей стране.
В период Древнего царства (2778—2260 гг. до н.э.) возникает централизованное государство с упорядоченной административной, судебной, военной и финансовой иерархией. Много внимания уделяется заботам об орошении и организации общественных работ. Члены царского дома занимают многие высшие административные и культовые должности — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, верховных жрецов. Первым сановником в системе централизованного бюрократического управления был везир (чатти), ведавший судом, местным управлением, государственными мастерскими и хранилищами. По некоторым данным, чатти одновременно состоял в родстве с верховным правителем. Хозяйственная деятельность концентрировалась на уровне земледельческих общин и царских и храмовых владений.
Нужна помощь в написании?
На период 2260—2040 гг. до н.э. выпадает много волнений социального и политического характера, и его именуют периодом переходным.
Среднее царство (2040—1786 гг. до н.э.) становится временем расцвета, называемым также веком строительства пирамид. Происходит рост рабовладельческих и частных хозяйств, расслоение общины с обособлением мелких собственников. Возникают крупные поселения, становящиеся городами-государствами и названные греками номами. Иероглиф, обозначавший ном, изображал землю с кусочком реки и прямоугольной сетью отводных каналов. Возросшее со временем соперничество номов привело к ослаблению страны Верхнего и Нижнего Египта, и она на время стала добычей вторгшихся племен гиксосов.
С 1770 по 1580 г. до н.э. — второй переходный период.
Новое царство (1580—1085 гг. до н.э.) отмечено возвышением жречества и оформлением теократической деспотии, управляемой бюрократизированным жречеством и наместниками в номах. Чатти становится первым и высшим администратором, управляющим из столичной канцелярии всем земельным фондом страны, всей системой водоснабжения. Он осуществляет верховный судебный надзор и организует контроль над всем податным населением. В этот период при фараоне Тутмосе III (XV в. до н.э.) Египетское государство простирается от нильских порогов до Средиземного моря и до Северной Сирии на востоке.
Позднее царство (1085—332 гг. до н.э.) становится временем упадка, соперничества жречества и вельмож и одновременно периодом борьбы с частыми внешними агрессиями. Последним и решающим событием для древней цивилизации стало завоевание Египта Александром Македонским.
1. Государственное устройство древнего Египта
Характеризуя Древний Египет с точки зрения государственного устройства, необходимо отметить, что это было унитарное и централизованное государство, за исключением периодов распада, и с территорией в начале своего существования примерно в 27 тысяч квадратных километров.
По форме правления Древний Египет – это государство абсолютной монархии в наиболее жестокой ее форме – восточной деспотии, для которой присущи специфические черты. К ним относятся: обожествление личности монарха, соединение всех трех основных ветвей государственной власти в руках монарха (царя), соединение светской и церковной власти в руках царя, неограниченность власти монарха, верховное право монарха на основные средства производства (землю и ирригационную систему), наличие огромного чиновничье-бюрократического аппарата, административно-командные методы управления обществом и государством, жестокие формы и способы властвования и защиты существующего строя.
Главой государства в Древнем Египте был фараон (царь), который именовался «владыка», «величество», «государь-князь», «царь Верхнего и Нижнего Египта», «бог, дающий жизнь», «бог-владыка», «бог-властилин», но чаще всего использовались термины «царь», «фараон» и «величество». Чтобы подчеркнуть его исключительность, говоря о нем, употребляли, как правило, слова: «одаренный жизнью, долговечностью, счастьем подобно Ра вечно, вековечно»; его «всякое превосходное дело»; благодаря «его превосходным замыслам» и т.п.
Власть фараона в пределах одной династии, как правило, передавалась по наследству по принципу первородства по мужской линии.
При вступлении на престол царь издавал указ, в котором содержались сведения о внутренней и внешней политике, о распорядке во дворце, т.е. своего рода программу внутренней и внешней политики нового монарха.
Осуществляя власть, фараон опирался на наиболее состоятельную и влиятельную часть свободного населения (жреческую верхушку, светскую и военную знать, вельмож, высших сановников) и должен был соблюдать религиозно-этические нормы и открыто не нарушать законодательство страны.
Управление обществом и государством осуществлялось царем с помощью огромного чиновничье-бюрократического аппарата, состоящего из двух звеньев – центрального (высшего) аппарата и местного аппарата.
Главой всего государственного аппарата было первое лицо после фараона – визирь (джати), обладавший широкими полномочиями. Визирь был высшим сановником, служебные обязанности которого определялись непосредственно самим фараоном. Прежде всего, он был градоначальником царской столицы, осуществлял контроль за общественным порядком в столице и соблюдением придворного этикета. Он же заведовал и канцелярией царя, обеспечивая хранение многочисленных законов и других государственных и частных актов, в том числе о пожалованиях земли, движимого имущества, титулов, должностей и т.д.; выслушивал различного рода донесения, сведения и прошения, а затем сообщал о них ежедневно царю. Он же отсылал за своей печатью все исходящие из дворца приказы нижестоящим органам и должностным лицам.
Нужна помощь в написании?
Визирь осуществлял и судебные функции, возглавляя высшую судебную инстанцию страны – «шесть великих домов», где «взвешиваются тайные слова», и назначал лиц в «судебное присутствие». Он же считался и главой финансового ведомства, осуществляя контроль за поступлением в казну податей, наделением землей, отсрочкой платежей на три дня или два месяца в зависимости от обстоятельств. Визирь осуществлял и управление войском, давая его начальникам «воинское предписание». В ведении были и вопросы назначения «исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта», которые обязаны были каждые четыре месяца докладывать ему «обо всем случившимся у них».
Структура центрального государственного аппарата в период древнего времени определялась функциями государства, среди которых особо выделялись экономическая и военная функции. С учетом этих функций можно выделить его наиболее значимые звенья: военное ведомство, финансовое ведомство и ведомство общественных работ. Для всех этих ведомств было характерно наличие огромного бюрократического аппарата, функционирующего на основе определенных принципов. Среди этих принципов необходимо указать на единоначалие, назначение, строгую субординацию, доведенную до крайности централизацию, беспрекословное подчинение нижестоящего вышестоящему по должности, совмещение должностей, бессрочность, личную преданность.
Особенно влиятельным было военное ведомство, ибо благодаря ему в результате завоевательных походов пополнялась государственная казна (увеличивалось количество рабов, скота, драгоценностей и т.д.), а следовательно, улучшалось материальное положение населения Древнего Египта, в первую очередь, его правящей верхушки.
В финансовом ведомстве осуществлялся учет всего богатства страны: военной добычи, земли, судов, золота, рудников, каменоломен, мастерских, пирамид, статуй, храмов, украшений, рабов и т.д. В нем же со средоточивались сведения о поступающих налогах как с самих египтян, так и от подвластных народов; определялись размеры податей с учетом результатов переписи населения и имущества и потребностей страны; решались вопросы о сдаче в аренду земель, рудников и т.д.
Что касается ведомства общественных работ, то оно ведало строительством ирригационной системы (каналов, дамб, арыков, плотин, шлюзов), пирамид, храмов, святилищ, дворцов, стен, дорог и поддержанием их в надлежащем состоянии; озеленением улиц и площадей, вопросами санитарии. Этому ведомству подчинялась большая армия писцов и смотрителей, осуществлявших контроль не только за качеством и количеством выполняемых общественных работ, но и за их своевременным выполнением.
Для того, чтобы делопроизводство во всех ведомствах государственного аппарата осуществлялось на надлежащем уровне, учреждались специальные школы писцов, в которых готовили чиновников данного ранга, в одном из наставлений учеников школ писцов писалось: «Будь писцом! Освободит она тебя от податей, защитит от работ всяких».
Система местного управления в Древнем Египте строилась в соответствии с административно-территориальным делением и, как правило, копировала структуру центрального аппарата с учетом его главных ведомств. Несмотря на то, что Древний Египет был централизованным государством, Верхний и Нижний Египет всегда рассматривались как две особые административные территориальные единицы, куда визирем назначались особые чиновники, которые именовались «исполняющие должности сановников Верхнего и Нижнего Египта». Каждый из них лично отчитывался за положение дел на вверенной ему территории. Сановнику Верхнего Египта подчинялись непосредственно все нижестоящие местные органы Верхнего Египта.
Во главе нома стоял правитель (управляющий), осуществлявший текущее управление номом. В его ведении были военные, финансовые, полицейские, административные, судебные и другие вопросы. При нем находилось большое число подчиненных ему чиновников (начальник писцов места продовольствия, начальник вещей, начальник поручений нома, начальник гонцов нома, начальник мастерских нома, судьи-стражи нома, судьи-счетчики нома, врачи людей нома и др.).
Жители каждого нома с учетом произведенной переписи населения и оценки имущества обязаны были уплачивать подати и выполнять определенные виды работ, а местные чиновники были призваны обеспечивать их беспрекословное выполнение.
Таким образом, государственному строю Древнего Египта были характерны особая разновидность абсолютной монархии – «восточная деспотия», авторитарный режим и многочисленный чиновничье-бюрократический аппарат.
2. Социальная структура древнего Египта
Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, – мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие “слуга царя” – полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.
Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.
Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи “людей, скота, золота”, на основе которых и устанавливались налоги.
Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.
В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, “слуги царя”, выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.
Эксплуатация “слуг царя”, оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя.
Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от “слуг царя”, были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.
Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой – к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель (“дом номарха”) наследственные земли (“дом отца моего”), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер.
Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться “слугам царя” в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.
В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.
Из общей массы “слуг царя” выделяются так называемые неджес (“маленькие”), а среди них “сильные неджес”. Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие “торговец”, а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро (1 г серебра был равен стоимости 72 литров зерна, а раб стоил 373 г серебра).
Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям.
Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия “дом”, ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес.
Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые представители состоятельных земледельцев.
События тех дней описаны в красочном литературном памятнике “Речение Ипувера”, из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр. “Земля перевернулась, словно гончарный круг”, – пишет Ипувер, предостерегая правителей от повторения подобных событий, приведших к периоду междуусобиц. Они длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.
В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.
Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином “немху”. В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства.
Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и “простых людей”. Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.
“Наряд” на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил “простого человека” к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд “простых людей”, он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.
Чиновники, мастера противопоставлялись “простым людям”, положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.
Список использованных источников
1. https://ru.wikipedia.org/wiki2. Древний Восток : учеб. пособие для вузов / Российская академия наук ; Государственный университет гуманитарных наук ; Научно-образовательный центр по истории; Н.В. Александрова, И. А. Ладынин, А. А. Немировский [и др.] ; рук. проекта А.О. Чубарьян. — М. : Астрель : АСТ, 2008. — Гл. 1 : Древний Египет.3. История древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1989. — Т. 1 : Ранняя Древность. — С. 97.4. http://lawtoday.ru.
nauchniestati.ru
Особенности социально-экономического устройства Древнего Египта
Начнем, пожалуй, с власти. Во время правления Птолемеев таковая полностью сосредотачивалась в руках царя, а чиновники лишь помогали ему.
Во время правления птоломеев вся власть была в руках царя, а чиновники только помогали ему
Тот факт, что делопроизводство велось на греческом языке, впрочем, не должен вызывать удивления, а при дворе жили традиции Александра: «царский журнал» и ведение обширной корреспонденции.
Как вам высшие придворные должности: «родственников», «равных по почету родственникам», «первых друзей», «равных первым друзьям», «друзей», «преемников» и т.д.?
Самой почетной была должность диойкета — управляющего хозяйством и финансами. Царская казна, учет хозяйственных ресурсов, учет и сбор поступлений, контроль расходов — все это целиком и полностью возлагалось на его плечи. Первый сановник в государстве — именно так можно было сказать о диойкете!
Интересно было управление населенными пунктами! Ведь почти все они входили в так называемую хору, иными словами самоуправление в них напрочь отсутствовало. Хора делилась на номы, а те, в свою очередь, на топархии. Топархии же делились на комы. Все делопроизводство нома было в руках царского секретаря. И именно от диойкета зависело назначение на эту почетную должность!
Диойкету подчинялись и финансовые чиновники. Кстати, главного финансиста в номе называли экономом. Вся хозяйственная жизнь нома была возложена на его плечи, а контролер лишь проверял его деятельность.
Разнообразные денежные операции — дело трапезита, который стоял во главе кассы (трапезы). А ситолог управлял главным складом зерна, находившимся там же.
А какую же роль играли полисы? На удивление, роль их была весьма незначительной, тем более их было всего три: Александрия, Навкратис и Птолемаида. Несмотря на то, что в городах Египта отсутствовало самоуправления, они были все равно достаточно значимы. Чего только стоили Мемфис, Фивы, Гераклеополь и т.д.!
Интересно узнать:
если вы думаете, что полисы принадлежали к хоре и входили в управление нома, вы глубоко заблуждаетесь. Жители полиса объединялись в филы и демы. Избирался совет города и некоторые должностные лица! Городского совета не было лишь в Александрии, поскольку она была столицей. Македоняне, фракийцы, греки, иранцы, критяне, сирийцы, иудеи и т.д. — кто только не жил здесь. Самое удивительное то, что египтяне не имели абсолютно никаких политических прав, а остальные жители объединялись в политевмы. Последние друг от друга не зависели, подчинялись они только царской администрации.
С полисами более или менее разобрались. Давайте теперь обратимся к храмам. Во главе каждого из них стоял архиерей или эпистат. Самые главные вопросы решались на съездах жрецов.
В области ремесленного производства храмы имели привилегии. Им принадлежало право изготовления сезамного масла и особых тканей.
Ну, и, конечно же, кто же будет решать все споры в государстве, как не судебная власть! Указы и постановления — вот, что регулировало все стороны жизни египтян! Кстати, для греков и египтян существовали различные суды. А вопросы между теми и другими решались в общем судилище.
sitekid.ru
1.1 Географическое и социальное устройство государства. Культура Древнего Египта
Похожие главы из других работ:
Архитектура Волжской Булгарии
1.1 Географическое положение
Письменные источники не дают полной информации о территории Волжской Булгарии. Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в мире, населённой мусульманами, и располагали её в самом крайнем, седьмом, климате Земли...
Вознесенский (Софийский) собор
2. АРХИТЕКТУРА, УБРАНСТВО И УСТРОЙСТВО СОБОРА
Софийский собор -- одно из первых сооружений в стиле русского классицизма в Санкт-Петербурге и его пригородах. Основной массив квадратного в плане Софийского собора, увенчанного пятью куполами на невысоких цилиндрических барабанах...
Искусство Месопотамии
1. Образование государства и его социальное устройство
Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной культуры, создавшая огромные художественные ценности и по всей древности не уступавшая египетской...
Истоки театрального искусства эпохи античности
3.1 Устройство театра в Риме
До средины I в. До н.э. постоянного театра в Риме не было. Игры устраивались на форуме перед храмами. Все сооружения которые воздвигались для театральных игр ломались по их окончанию...
Культура гуцулов
1. Географическое положение, условия жизни и быт
Гуцульщина -- историко-географическая область Украины, заселенная украинскими верховинцами - гуцулами, которая охватывает горные районы Ивано-Франковскойи Черновицкой областей и Раховский район Закарпатской области. Гуцульщина до 1770 г...
Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера
1.1 Географическое положение и природные условия
От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией...
Методы продвижения чтения в детских библиотеках
1.4 Социальное партнерство библиотек
Одним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества на сегодняшний день является институт социального партнерства, развивающийся в России последнее десятилетие...
Молодежные субкультуры в современной России – объект интолерантности
2. Социальное значение субкультуры
В книге «Толерантность и границы либерализма» Сьюзан Мендус определяет причины интолерантности так - утверждение Боссуэта о том, что «У меня есть право преследовать тебя по тому, что я прав, а ты нет»...
Новый год как праздник, его историческое значение и современные аспекты
1.2 Социальное значение праздника Новый год
Место советских праздников и обрядов как важного средства воспитания масс в арсенале форм идеологического воздействия определяется теми задачами, которые выдвигает наша партия в деле коммунистического воспитания трудящихся...
Племена Майя
Социальное устройство
Человек являлся ценным членом общества, пронося через всю жизнь то, чему его обучали в детстве. У народа майя существовали свои представления о красоте , например, одним из признаков красоты у них считалось косоглазие...
Повышение эффективности деятельности учреждений культуры на региональном уровне
1.1 Культура как социальное явление
Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Культура имеет огромный социальный смысл и ведущее значение в общественной жизни...
Похоронные обряды китайцев
2.3 Устройство кладбищ
Хоронят китайцы своих покойников за стенами городов, и этот обычай, принимая во внимание плохие санитарные условия и скученность населения, нельзя признать весьма разумным. В сущности, вся Срединная империя не что иное, как обширное кладбище...
Софийский собор в Киеве, Новгороде, Полоцке
2.2 Устройство Софийского собора
Внешние массы храма отличаются исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощные выступы, членящие фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями, как бы укрепляют здание по основным его осям...
Социально-культурное понятие Востока
Географическое влияние на развитие жизни Востока
Географическая зона Востока, или Древнего Востока очень обширна, и простирается с запада на восток от современного Туниса, где раньше был Карфаген, до современной Индонезии, Японии и Китая...
Становление и развитие культуры и досуга населения в Средние века (Япония)
1.2 Географическое положение страны
культурный японский живопись досуг Япония - государство в Восточной Азии, расположенное в западной части Тихого океана на островах Хонсю, Кюсю, Хоккайдо, Сикоку и множестве других более мелких островах. Столица - Токио...