Пирамида как символ египетской культуры. Социальная пирамида древнего египта
Феномен пирамид
Уникальными памятниками древнеегипетской культуры и цивилизации являются пирамиды. Это не просто усыпальницы фараона, но и символ государственной мощи — особенно если учесть, что они сооружались при жизни фараона в течение многих лет. На их строительство принудительно направлялись десятки (порой сотни) тысяч «государственных рабов», использовались и рабы, захваченные в плен. Участие в постройке пирамид представлялось как религиозная обязанность, попытки же уклонения от нее жесточайшим образом карались.
Согласно вероучениям египетских жрецов, всякий человек обретал бессмертие, если полностью соблюдался ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, а просто заворачивались в циновки и опускались во рвы. Древнейшая из египетских пирамид была возведена около 5 тысяч лет назад для фараона Джосера, который считается открывателем камня как строительного материала. Строитель пирамид, Имхотеп, также был обожествлен как «первый после царя, управитель великого дворца, покровитель плотников и писцов». Самая же грандиозная пирамидаХуфу(Хеопса), высотой 147 м, и занимающая площадь пять гектаров. Она сложена из 2 300 000 гигантских камней по 2—3 т, столь плотно пригнанных, что между ними невозможно просунуть даже иглу. Немногим уступает ей (143,5 м) пирамидаХафры(Хефрена). Греческий историк Геродот сообщает, что гробницу Хуфу сооружали в течение 20 лет до ста тысяч человек одновременно, сменявшихся каждые три месяца. Огромное количество рабочих погибало, но это не могло задержать строительство. Можно только попытаться представить себе, какие успехи могли быть достигнуты, если бы столь колоссальные усилия и средства были направлены на строительство дорог и каналов, а не на хранение мумий.
Египетские пирамиды считались одним из семи чудес света. Начиная сIIтысячелетия до н.э. их стали строить не из камня, а из кирпича — это было проще и менее разорительно, но такие размеры уже не могли быть достигнуты. Вовсе было прекращено строительство пирамид к началу 1-го тысячелетия до н.э. Для усыпальниц фараонов отводились теперь хитроумные тайники-лабиринты, имелись они и в самих пирамидах. Они стоили жизни многим грабителям, но все равно не могли их остановить, так же как и грозные боги. Подавляющее большинство пирамид разграблено, поэтому столь знаменита далеко не самая богатая, но зато чудом сохранившаяся усыпальницаТутанхамона(1351—1342 гг. до н.э.), откопанная в 1922 г. Г. Картером. Известно, что практически все участники его экспедиции (кроме него самого!) вскоре погибли, вероятно, от скопившихся в склепе ядов, наверняка такая же участь (божья кара!) постигла и большинство грабителей. Удивительные открытия в пирамидах продолжаются и до сих пор, привлекая новейшие технические средства (в том числе создаваемые специально для этих исследований).
Особенности духовной культуры Древнего Египта
Вероятно, наиболее специфической особенностью египетской культуры был своеобразный культ смерти. Вся египетская культура пронизана протестом против смерти и одновременно приготовлением к ней (проникнутым верой в обретение бессмертия). Ни в какой другой культуре мотив смерти не нашел столь отчетливого выражения, как в египетской. Буквально во всех древних мифологиях и религиях присутствует вера в бессмертие, искупление, воскресение и т. д., но ни одна культура не пронизана в такой степени подготовкой к смерти. Мумифицирование позволяло сохранить тело, в которое мгла вернуться душа, а мощные стены пирамид должны были обеспечить им покой; погребенные в пирамидах рабы, утварь были одинаково необходимы в жизни как до смерти, так и после нее. Сами пирамиды возводились не в насыщенной влагой долине Нила, а на краю соседних с нею пустынь.
Сохранился и по сей день, привлекая туристов со всего мира, Город Мертвых, расположенный западнее древней столицы, Мемфиса (Мен Нофера). Древние египтяне называли его просто Западным городом, а находившихся здесь называли не мертвыми, а утомившимися. Город мертвых в итоге занял территорию, превышающую любой город живых, простираясь до 60 км. Само название Мемфис — Мен-Нофер происходит от имени первого фараона, Мена. Согласно преданию, собственные псы загнали однажды Мену в озеро Мерида, где бы он и погиб, если бы его не взял в пасть крокодил. В этом месте Мена основал город и велел почитать крокодилов. Считается, что именно Мена заложил единую столицу Верхнего и Нижнего Египта. Вначале ее называлиБелыми Стенами, позже она получила более возвышенные названия: Весы Двух Стран, Жизнь Двух стран, Непреходящая Красота (Мен Нофер), Дворец Души Птаха — Хет-Ка-Птах. Мен Нофер стало звучать у греков как Мемфис, а название Хет-Ка-Птах трансформировалось в Айгуптос (Египет).
В египетской культуре постоянно просматривается причудливое сочетание «первобытности» со сложным мировосприятием, отличающим «высокоразвитую цивилизацию» (Павлова О. И. Культура Древнего Египта // Древние цивилизации. М., 1989. С. 45). О. Шпенглер, исследуя прасимволыразличных культур, считает таковым для египетской культуры дорогу. Египетская душа ступает по заданному раз и навсегда направлению: «мощные стены храмов, торжественные ряды статуй, длинные ленты рельефов и рисунков, изображающих шеренги смотрящих и идущих в одном направлении фигур, аллеи сфинксов — все это подчеркивает идею дороги. Пирамида — гигантский треугольник стрелки, указывающей конец пути» (Кармин А. С. Культурология. СПб., 2001. С. 749). Шпенглер видит здесь выражение «отважной души».
Общий дух египетской культуры определяет ее мифологию,религию,искусство. Египетская душа наиболее естественно выражает себя языком камня, и не случайно базисом искусства выступает архитектура. Египетская архитектура лишена каких бы то ни было декоративных, чисто «украшательских» элементов. Египетская статуя же представляет собой как бы отделившийся от стены рельеф, и установлена всегда так, чтобы наблюдалась спереди. Столь же характерно дух египетской культуры выражен и в живописи. В отдельных рисунках, помещенных рядом друг с другом, одно и то же явление растягивалось по плоскости. Было бы упрощением объяснить это лишь незнанием законов перспективы — здесь опять налицо прасимвол дороги. Как считает Гегель, своеобразным символом египетского духа может считатьсясфинкс: «Человеческая голова, выглядывающая из тела животного, изображает дух, который начинает возвышаться над природой, вырываться из нее и уже свободнее смотреть вокруг себя, однако не вполне освобождаясь от оков» (Гегель Г. Ф. Соч., М.-Л., 1935. т.VIII. Философия истории. С. 186). Он же добавляет: «Чело духа еще как бы стянуто железным обручем, так что он не может дойти до самосознания своей сущности и мысли, но порождает это самосознание лишь как задачу, как загадку, относящуюся к самому себе» (Там же. С. 193).
В религиозномкульте Египта центральное место занимало обожествление фараонов. Фараон — живое подобие Солнца с его «сияющим светом и ужасным блеском», и после смерти плавает по небосводу — на солнечной ладье днем и на лунной — ночью. Среди великого множества богов Древнего Египта (своих богов имели даже отдельные города) верховным был бог Солнца —Ра. Вторым по значению, как можно догадаться, был бог смерти —Усири(от греч. —Осирис), олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Усири был своеобразным «богом-царем, который научил людей земледелию и виноградарству, научил их вести оседлый образ жизни, почитать богов, научил их пению, танцам, музыке и отучил пожирать друг друга» (Варга Д. Древний Восток. У начал письменности. Будапешт. 1979. С. 51). Брат же его, Сет, уповающий на насилие и разрушение, завистливый (сравни: Авель и Каин), желал гибели Осирису. Поскольку же в египетской мифологии даже боги смертны, дело было за малым. Обманом вынудив Осириса лечь в приготовленный по его мерке гроб-сундук, Сет велел заколотить его, запаять свинцом и бросить в море. Жена Осириса,Есит(по греч.Изида), сумела отыскать его далеко от берегов Нила. Рыдая, она упала на труп Осириса, целовала и обнимала его, пока не зачала от него ребенка, божественногоГора(сокол или, точнее, высоколетящий), который вновь и вновь воплощался в каждом фараоне. Осирис же стал царем подземного мира. Сет, не желающий сдаваться, вызывал Гора перед сонмом Девяти Богов на все новые испытания. В итоге бог Ра, покровительствовавший Сету, все же склонился в сторону Гора, передав ему египетское царство. Сета же он взял с собой в ладью, в которой каждый день проплывает по небесным водам с Востока на Запад, а ночью — с Запада на Восток.
Столь же антропоморфныи другие египетскиемифы. Исида, богиня плодородия и материнства, была одновременно женой и сестрой Осириса. Имелся ибог Луны, одновременно бог письменности. Богиней истины и порядка былаМаат, беспристрастно взвешивающая души умерших. Обожествлялись также животные, растения, некоторые предметы. Божественным символом был жук скарабей, облик животных имели многие боги: Апис – бык, корова – Хатор, баран – Амон, крокодил – Сабек, кошка – Баст, множество богов воплощались во льве. В виде сокола изображался Гор, бог мудрости Тот имел облик ибиса, сезонные перелеты ибисов напрямую связывались с сезонными разливами Нила. Боги изображались с головами птиц и животных, полностью человеческий облик имел мемфисский Птах.
Боги имели свои столицы в областях-номах. Им возводили храмы, боги почитались в статуях, которые участвовали в жертвоприношениях и ритуальных процессиях, к ним обращались с просьбами и молитвами. Прорицанья статуй истолковывались жрецами. Они же единственные квалифицированно разбирались в иерархии составляющих человеческой души, числом не менее пяти. Ка— духовно-телесный двойник, олицетворение жизненной силы человека до и после смерти, которую и сохраняли мумифицированием усопших. Пребывающая в сердцеБасообщает знания, дает советы. ВАх, сверкающий дух, находящийся вблизи звезд, человек превращается после смерти.Рен, или Имя, предопределяет судьбу. Наконец,Шуит, Тень, спутник и защитник своего хозяина до самой смерти. Боги и фараоны имели несколько Ка (у Ра — 14), а Ба богов пребывает в священных животных.
Многобожие препятствовало централизации государства, и фараон Аменхотеп IV(правил в 1419—1400 гг. до н.э.) попытался ввести культ единого бога, объявив таковым солнечный диск (под именем богаАтона, трактуемого как тело Ра). Столицей он объявил городАхетанон(совр. Эль-Амарна), а сам принял имяЭхнатон(угодный Атону). Культы других богов были отменены, их храмы закрыты, имущество конфисковано. Однако Эхнатон был отравлен, а его преемники вынуждены были, под натиском жрецов, пойти на восстановление старых богов.
Особенности древнеегипетской культуры отчетливо проявляются и в искусстве. Многие произведенияизобразительногоискусства (скульптура, живопись) дошли до нас почти в такой же сохранности, как пирамиды. Перед храмами и дворцами возводились высокие обелиски, покрытыеиероглифами— письмом в виде символов, которое само стало символом египетской культуры — в неменьшей степени, чем пирамиды. Заупокойные храмы стереглисфинксы— каменные изваяния с телом льва и головой человека. Самый большой из них, «Отец трепета», стоит и по сей день перед пирамидой Хефрена (IIIв. До н.э.). Он высечен из цельной скалы, длина его тела равна 57 м, а голова в 30 раз больше человеческой. ВXVIвеке до н.э. между его передними лапами был построен храм.
Не менее привлекательны для туристов статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона СенусертаIII. Восхищение вызывает рельеф, изображающий на крышке ларца умершего в 20-летнем возрасте фараона Тутанхамона с еще более юной женой. Остается только гадать, какие бесценные памятники египетской культуры оказались разграбленными и, возможно, просто переплавленными или, в лучшем случае, надежно скрытыми в частных коллекциях. Жемчужиной музея Лувр является скульптурный портрет Нефертити, жены АменхотепаIV, предстающий для последующих поколений как символ женской красоты. Вандомскую площадь в Париже украшает изящная колонна с иероглифами, вывезенная Наполеоном. Даже он был потрясен величием древнеегипетской культуры. «Остановитесь, — сказал он своей армии, — на нас смотрит вечность».
Установленные в египетском искусстве каноныостались неизменными в течение трех тысячелетий: строгая линейность композиции, плоскостное изображение фигур, условности в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным узором, ясность и четкость линий. Величайшим открытием не только для искусства, но и для науки сталозолотое сечение(1:3:7), обеспечивающее максимальную прочность архитектурным и скульптурным сооружениям, задающее эстетические каноны живописи. Золотому сечению подчиняется «архитектура» скелета, оно лежит в основе глубочайших природных соотношений. Вообще искусству предписывалось магическое значение. Не менее примечательно и то, что искусство носило безымянный характер — художник не выпячивал свою индивидуальность, а передавал общие смыслы.
Одной из древнейших в мире является музыкальная культураЕгипта. Музыка сопровождала религиозные обряды и празднества, распространена была и в повседневной жизни. Музыка в Египте называлась «хи» — удовольствие. Ей приписывалась мистическая сила, и в этой связи инструменты подбирались не по тембру, а по назначению. На фрескахIIтысячелетия до н.э. можно встретить изображения лиры, арфы, барабанов.
До нас дошли также памятники художественной литературы, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Она представленамифами, сказками, получениями и наставлениямимудрецов и царей. Самое знаменитое и совершенное в художественном плане творение древнеегипетской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой», или «Песнь арфиста». Все обречено на тлен, разрушение, исчезновение, говорится в ней, и никто еще не подал вестей о себе после смерти. Раз так, надо успеть насладиться земной жизнью: «Проведи праздничный день и забудь заботы». Другим замечательным памятником являются созданные в концеIIтысячелетия до н.э. «Прославления писцов»: «Они не строили себе пирамид из меди и надгробий из бронзы, Но оставили наследство в писаниях, поучениях, созданных ими, Их пирамиды — книги поучений». (Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 102). Существовала и любовная лирика.
Уважение к слову, к письму было буквально благоговейным. По сути дела, именно Египет дал человечеству письмо и традиции письменных записей, там же был создан папирус для письма. Составлялись своды законов, писались долговые расписки, в Египте использовались металлические деньги. В древнем Египте были созданы прообразы школ, первые сведения о которых датируются третьим тысячелетием до н.э. Существовала и своеобразная высшая школа, названнаяДомом жизни. Здесь обучали главным наукам древности — астрономии, математике, врачеванию, к не менее полезным знаниям отнеслись волшебство и заклинания.
В древнем Египте были накоплены значительные знания как теоретического, так и прикладного характера. Астрономам удавалось предсказывать затмения (чем ловко пользовались жрецы, устрашавшие ими народ), была высказана догадка о том, что звезды не уходят с небосвода и днем, но их затмевает Солнце, Египетские математики умели вычислять объем шара, значительных успехов достигла медицина: была установлена роль мозга в организме, проводились операции даже по трепанации черепа. Были изобретены первые в истории часы — водяные и солнечные, ниломер — устройство для измерения уровня воды в Ниле, позволяющее предсказывать урожай.
Египтяне первыми освоили пчеловодство, догадались хранить зерно в амбарах, изобрели агротехнические приемы интенсивного возделывания почвы, плуг, гончарное колесо, развивали керамическое и ткацкое производство, металлургию. В эпоху среднего царства египтяне приручили кошку, позже — верблюдов, они разводили антилоп и газелей, с дрессированными гиенами охотились!
studfiles.net
Социальная основа культуры Древнего Египта
В одном из учебников культурологии верно замечено, что «своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их происхождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе» (Культурология. Курс лекций. Авт. сост. Радугин А. А. М., 1997. С. 116). Там же замечено, что «в восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека». В Египте (как и в Двуречье) можно было выжить, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасызерна на случай неурожая и стихийных бедствий, весьма частых. Целенаправленное накопление запасов и их рачительное использование были немыслимы без жесткого администрирования. Таким образом, ответом на вызов природы в Древнем Египте (как и в других цивилизациях Древнего Востока) явилась такая форма государственного устройства, которая известна под названиемвосточная деспотия.
В условиях Древнего Египта природа была и отцом-кормильцем, и карающим мечом. Только такой могла быть и государственная власть. Любая восточная деспотия управляется огромным количеством государственных чиновников, а налаженная бесперебойная работа бюрократического аппарата цементируется безраздельной, буквально божественной властью верховного правителя. В Египте таким был фараон(от пер-ао — большой дом; судя по всему, такое же происхождение имеет и названиепирамид).
Если в западной цивилизации государство в той или иной степени зависит от общества, подотчетно ему, то в восточных деспотиях даже формально свободные люди являются государственными рабами. Даже возвышавшись по службе, подданный такого государства остается бесправным рабом правителя, а точнее — всей тоталитарной системы. Здесь верховный властитель почитается не за личные качества (мужество, ум), а как воплощение Бога на земле. Власть передавалась династийным образом, и не случайно в истории Древнего Египта так много правителей с психическими и физическими отклонениями. Правда, это вовсе не означало, что на власть никто не мог покушаться. «Величество ушло», — говорили в Египте, когда фараон в силу тех или иных обстоятельств утрачивал свое могущество. Так, известна история о том, как стодесятилетний кудесник предсказал фараону Хеопсу конец его династии. Фараон хотел добыть свиток, содержащий тайные сведения и хранившийся в городе бога солнца Ра. Лишь старый чародей Джеди знал, где находится помещение под названием «Привлекающий к ответу» с кремниевым сундуком, содержащим заветный свиток. Однако Джеди не подчинился приказу фараона принести его. Это было грозным знаком. Джеди же остался ненаказанным, более того, он предсказал, что после сына Хеопса трон унаследует тот из трех близнецов, рожденных женой жреца от бога Ра, который первым появится на свет: сил Хеопса не хватило даже на сохранение трона для своего внука.
В этой мистической истории просматривается и важная роль жрецов, посредников между божественной природой и человеческой общиной. Будучи столпами власти фараона, хранителями знаний, они могли в силу особенностей своего положения держать в подчинении невежественный и не допускаемый к образованию народ, они же нередко свергали фараонов.
studfiles.net
Пирамида как символ египетской культуры — МегаЛекции
К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Саккаре, Абусире, возле Фив и Мемфиса (только в окрестностях Каира их 67),— пирамиды строили и в других древних культурах, например у майя. Но там пирамиды были частью религиозного культа и лишь изредка служили усыпальницами правителей. В Египте же пирамида — всегда усыпальница, а главное — символ власти и государственного устройства, который сливался с основными культами. Таким образом, пирамида для египтян — это образ жизни и смерти. “Все на свете боится времени, но время боится пирамид”,— гласит старинная поговорка.
Пирамиды Египта — воплощение вечности, дарованной богам и фараонам. Пирамида отражает безграничность власти, это “дорога в небо”, “путь к солнцу”, который совершает одна из душ фараона после смерти. Недаром же одна из ранних пирамид (XXVIII век до н. э.) — пирамида фараона Джосера (ок. 2780—2760 до н.э.), основателя III династии, завершившего объединение Верхнего и Нижнего Египта, построенная его верховным сановником, мудрецом и врачевателем Имхотепом (впоследствии обожествленным),— была ступенчатой и служила огромной лестницей, по которой усопший фараон восходил на небо.
Рассматривая схематически египетское государство, мы заметим, что на вершине пирамиды восседает фараон, сын Солнца, перед которым целовали землю. Особой милостью для приближенного, даже для царского сановника, было разрешение целовать ноги фараона. Фараону мало было считаться просто “богом”, во времена Древнего царства его называли “большим богом”. Ему принадлежали “земля и народ; он даровал все посты, выслушивал все жалобы, предводительствовал всеми войсками и был верховным жрецом каждого бога” [194, с. 146]. Но он не мог заниматься различными делами одновременно и потому доверял свои религиозные функции жрецам, а управление государством — министру и целой когорте чиновников. Первым лицом после царя был верховный сановник, который одновременно исполнял обязанности верховного судьи, ведал местным управлением, разного рода хранилищами, государственными мастерскими и руководил всеми работами в стране.
Следующую ступень в государственной пирамиде занимали все прочие сановники, а также жрецы — носители знаний и обычаев, посредники между людьми и богами, при этом они “пользовались дарами, которые приносили богам; они как бы кормились вместе с богами: считалось, что ежедневные мелкие заботы не должны отвлекать от служения богу” [61, с. 36]. О том, как воспринимали приближенных к особе правителя людей, свидетельствуют титулы, которыми их наделяли: “первенствующий”, “истинный знакомец царя”, “спутник” (царя).
Высокое место отводилось писцам, зодчим и художникам. И это понятно: писцы вели полный учет и контроль всех богатств царя или вельможи, знали способы организации производства, умели планировать и осуществлять крупные технические задачи, такие, как строительство каналов, водохранилищ, храмов и пирамид. Они находились под защитой бога письменности и счета — Тота и считались его жрецами. Один писец в наставлении своему сыну, сравнивая работу писца с другими видами деятельности, говорит:
“О, если б я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.
Лучше это всех других.должностей... Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его...
Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, оружие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.
Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты...
Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Не спокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы...
Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник" [314, с. 51—53].
Таким образом, мы имеем дело с самыми древними менеджерами в истории общества, так же, как и с древними бухгалтерами, ведущими самые настоящие приходно-расходные книги.
Зодчие обслуживали основные виды строительных работ: ирригационные сооружения, храмы и пирамиды. Обычное жилье, вплоть до дворца фараона, считалось временным перед лицом загробной вечности, которая была уготована каждому после смерти, и поэтому строилось из непрочных материалов: хижины простонародья — из тростника, осоки и глины; более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Если жилище разрушалось по какой-либо причине, на его месте возводилось новое, и холм, на котором стояло здание, становился все выше. Для такого рода сооружений было довольно и простых ремесленников, зодчие же выполняли более ответственную миссию: они сооружали жилища богов и обиталища вечности для фараонов. С этого времени появляется должность человека, способного рассчитать и организовать строительство (перевод с египетского, обозначающий эту должность, звучит привычно и для нашего уха — инженер).
Рядом с вечностью находились и художники: они создавали росписи, рельефы и скульптуры, связанные с заупокойным культом, и потому занимали более высокое положение по сравнению даже с военными и знатью, занимавшими следующие ступени государственной пирамиды.
Ближе к подножию этой пирамиды располагались ремесленники, торговцы и, наконец, крестьяне. Рабы были собственностью преимущественно знати и фараонов, поскольку основные работы в государстве выполняли по указанию правителя особые “рабочие отряды”, состоявшие из ремесленников и свободных земледельцев. Степень свободы последних была относительна: вельможи старались обеспечить себя трудом крестьянина или ремесленника. Знать требовала, чтобы они признали над собой опеку и власть, отдавали своему властителю часть дохода, за что им гарантировались охрана от всякого нападения, суд в случае ссор и тяжб и помощь при неурожае или других бедствиях.
В Египте с ранних времен существовали специализация и разделение труда. Надписи в пирамидах и на папирусах упоминают о “домах оружия”, “домах ткачих”, “домах писцов”, где выполнялись различные работы для хозяйств вельмож, знати и фараонов. Ремесленники объединялись в общую мастерскую — “палату мастеров”, там работали одновременно медники, золотых дел мастера, каменотесы, изготовители посуды, плотники и другие. При этом были и отдельные мастерские со своими начальниками. Разделение труда позволяло некоторым изделиям проходить через руки различных мастеров, например, бусы изготовлялись одними, а нанизывались в ожерелья и подвески другими людьми. Таким образом, в организации хозяйств знати тоже лежит “принцип пирамиды”.
Религия Древнего Египта
В системе культуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще один пласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был, пожалуй, определяющим. Многие авторы (например, Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 1857—1934) считают, что Египет — родина магии, тем более что в мировоззрении древнего Египта невозможно разделить мифологию, религию и магию. Все они прочными многочисленными нитями связаны друг с другом и с практической деятельностью.
Особое место занимает образ пирамиды и в представлениях о мироздании, и в духовной жизни египтян. Главным был культ бога Солнца — Ра, называвшегося в текстах дневным солнцем в отличие от Атума — бога вечернего, заходящего солнца и Хепри — бога утреннего, восходящего солнца. Пирамиды Древнего царства отождествлялись с Солнцем, а в поздний период Нового царства существовало изображение Солнца в виде пирамиды, что восходит к очень древнему мифу о сотворении мира. В мифе говорится о треугольном камне, который поднялся из вод первозданного океана. Этот камень называли “бен-бен” (или “ментхир”), ему поклонялись в окрестностях Мемфиса, отождествляя его также и с богом Атумом, который изображался человеком с двойной короной на голове и именовался “владыкой обеих земель”, т. е. Верхнего и Нижнего Египта. В Древнем царстве пирамиду считали равной по своему значению окаменевшему лучу солнца. Вершину пирамиды обычно венчала маленькая пирамидка с забавным названием — “пирамидон”. До наших дней сохранился лишь один высеченный из черного гранита пирамидон на вершине пирамиды Аменемхета III (ок. 1849—1801 до н. э.) из XII династии — на его гранях изображен крылатый солнечный диск. Египтяне, изображая солнце, рисовали его лучи в виде треугольников, обращенных вершинами к солнечному диску. Можно предположить, что в представлениях о пирамиде, как о символе Солнца, сыграли свою роль не только мифы. При восходе и заходе солнца над горизонтом возникает “зодиакальный” свет, который образует треугольник. Так что пирамида представляет собой одновременно и путь на небеса, и Солнечный луч, падающий на землю. В некоторых областях Египта сооружались мемориальные обелиски в виде суживающегося кверху гранитного столба с пирамидально заостренной верхушкой, считавшейся самой священной частью сооружения, причем часто ставили парные обелиски, видимо, они также были символами солнца.
Египтяне считали, что их страна находится в середине мира, земля плавает в большом океане, небо — плоская крыша, покоящаяся на высоких горах и укрепленная четырьмя столбами, а сверху в виде светильников свешиваются звезды [61, с. 47].
По их представлениям, до земных царей Египтом правили боги, затем полубоги. В одном из древних трактатов сказано: “Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил жертвоприношения, основал храмы, сотворил их тела ради умиротворения сердец”. Богов в Египте было множество: каждый ном и даже город имел их несколько. Главное солнечное божество было многоликим: Атум считался богом — создателем мира, и в этом качестве отождествлялся с Ра; создателем, “формовщиком”, сотворившим человека из глины, считался Хнум, который отождествлялся с Ра и Амоном; солнечным богом, еще одной ипостасью Ра, был Амон, почитавшийся так же, как “царь всех богов”, от его имени фараон провозглашался властителем и считался его сыном; “телом Ра” называли Атона — солнечный диск. Боги олицетворяли силы природы, главной силой в Древнем царстве считался бог Атум, который звался Атум-Ра. В Среднем царстве выделяется культ нового государственного бога — Амона, почитание которого зародилось в Верхнем Египте в Фивах, а затем распространилось по всему Египту, и теперь главное божество приобретает имя Амон-Ра.
В гимнах Амону подчеркивается, что ему фараоны обязаны своими военными успехами:
Говорит Амон-Ра, владыка Карнака,
Я связал нубийцев десятками тысяч
И северян с сотнями тысяч пленных.
Они приходят с приношениями на спинах,
Сгибаясь перед твоим величеством по моему приказу.
[60, с. 50]
Храму Амона принадлежали золотые прииски в Нубии, ему платили дань три города, в храмовых мастерских работали тысячи ремесленников и рабов. Жрецы Амона, разбогатевшие от войн, стали считать, что царская власть подчиняется воле богов Амона, поэтому они, его жрецы, могут руководить царем, вследствие чего между фараонами и жрецами не раз происходили столкновения.
Именно по этой причине во времена Нового царства фараон Аменхотеп IV (1368—1351 до н. э.) повел борьбу против культа Амона и, объявив новым богом Египта бога Атона, приказал закрыть храмы всех других богов и запретил поклоняться им. На шестом году правления он переменил свое имя ("Аменхотеп" — "Амон доволен") на имя Эхнатон ("Угодный Атону").
У египтян божества еще долго соединяли в себе остатки тотемизма, и они продолжали почитать разных животных в качестве священных: крокодилов, кошек, змей и пр. Наибольшим почетом пользовался священный бык — Апис.
Воплощением Аписа был черный бык с белым пятном на лбу, который содержался в Мемфисе, в святилище. Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем и вызывала всеобщий траур. Умершего быка бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса. Избрание нового священного быка превращалось во всенародный праздник.
Изображения богов были часто в виде человека с головой животного. Например, богиня Хатхор — богиня радости, рождений, любви изображалась с головой коровы, бог Себек — покровитель города Фаюма — с головой крокодила, Иарит — богиня-змея, охранительница власти фараонов, Нефертум — бог с цветком лотоса на голове (лотос — символ рождения и процветания), Сехмет, богиня войны,— с головой львицы. Особым расположением пользовалась богиня радости и веселья Бает с головой кошки.
Городские и областные боги олицетворяли различные силы природы или некоторые общественные явления. Например, Тот был покровителем мудрости и письма (“Владыка счета”, “Исчислитель лет”), а также лекарей. Его жена богиня Маат считалась олицетворением Порядка и Истины, без нее не мыслилась справедливость; в “Текстах пирамид” говорится, что царь должен стремиться “утвердить Маат на месте беспорядка”, а одно из древнейших поучений называет Маат главным принципом всех человеческих отношений и государственности.
Фараон был для египтян божеством. Он, по их представлениям, никогда не рождался (по другим мифам, бог рождался от брака Амона и царицы-матери), а умирал по собственному желанию. Со временем внутри пирамид на стенах стали писать заклинания, которые должны были осчастливить фараона после смерти. В них говорилось о посмертном плавании фараона в солнечной ладье, в которой Ра совершает свой путь по небу. Солнце было богом живого царя, а после смерти его покровителем стал бог Осирис.
Осирис был некогда местным божеством, олицетворял воды половодья, несущие свежие силы растительности, и был связан с земледелием. Согласно мифу, Осириса убил его брат Сет, злой бог пустыни, и бросил ящик с телом убитого в воды Нила. Исида, сестра и супруга Осириса, богиня плодородия, воды, ветра, символ женственности, семейной верности, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мертвого Осириса, родила сына Гора, который отомстил Сету за убийство отца и на суде богов получил власть над Египтом. В одном из вариантов мифа говорится, что Сет, расчленив тело Осириса на 14 частей, разбросал их по свету. Бог Гор (Хор), “светлый сокол”, собрал все части и при помощи волшебства вместе со своей матерью Исидой оживил труп отца, после чего Осирис не пожелал вернуться на землю и стал богом загробного мира. У него была свита, состоявшая из 42 богов, среди которых находился бог Анубис с головой собаки или шакала. Первоначально Анубис был главным богом в царстве мертвых, а Осирис олицетворял умершего фараона, но постепенно к нему перешли функции Анубиса.
Считалось, что если повторить все заклинания, сказанные некогда Гором для оживления отца, над трупом фараона, то он получит ту же волшебную жизнь, которая была дана Осирису. Чтобы получить загробную жизнь, нужно было сохранить тело усопшего. В связи с этим возникает искусство бальзамирования и изготовления мумий.
Египтяне считали, что у человека несколько душ, по крайней мере, три, носившие названия: Ба, Ка и Ах. Ба— воплощение жизненной силы человека, она продолжает существовать и после его смерти. Живя в гробнице, Ба может отделяться от тела человека, свободно передвигаться и даже совершать “выход днем”, поднимаясь в небо. В загробном мире она осуществляет физические функции человека (ест, пьет и т. д.) Душа Ка выступает не только как жизненная энергия, но и как двойник человека. Это “второе я”, рождающееся с человеком и нераздельно с ним существующее при жизни и после смерти. Ах (“блаженный, просветленный”) — загробное воплощение человека. Считалось, что, умерев, каждый становится Ах. Тело человека и Ах едины, но тело принадлежит земле, а Ах — небу. Все эти сущности первоначально представлялись принадлежащими лишь богам и фараонам, причем у каждого их могло быть по несколько: например, бог Ра имел 14 Ка. В более поздние времена любой человек наделялся всеми этими сущностями.
Идеальным считалось состояние, когда все души человека составляют вечное единство, что достигается лишь после смерти при соблюдении всех условий ритуала погребения. Одним из таких условий был суд Осириса, через который проходил всякий, вступающий в загробный мир. Перед судом Анубис проверяет правильность пеленания мумии, взвешивает сердце предстающего перед ним человека на весах, на одну чашу которых клалось сердце, на другую — фигурка богини Маат или (по другим преданиям) перо. Если весы не колебались, то считалось, что человек вел праведную жизнь, достойную
Суд Осириса. "Книга мертвых". Папирус. I тыс. до н. э.
загробного мира. Если же Маат перевешивала, то умершего бросали на съедение чудищу, имеющему туловище льва и голову крокодила: самое страшное наказание для человека — перестать существовать как на земле, так и в загробном мире. В зале суда покойный обращался с речью к Осирису и к каждому из 42 богов (судей), оправдываясь в грехе, подвластном этому богу. В его речи обязательно были слова: “Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной Правды” [313, с. 36]. Дело в том, что имя считалось священным, и знание имени божества служило своеобразным “пропуском”, который “уменьшает”, “отбирает” силу противодействия данного божества. В тексте непременно присутствовала еще одна фраза, подобная заклинанию: “Я не делал зла”,— говорит усопший каждому из 42 богов [там же]. В Древнем царстве тексты такого рода молитв-заклинаний писали на стенах пирамид, затем на их основе был составлен сборник “Книга мертвых” — свиток папируса, насчитывающего около 200 глав. Этот свиток клали в саркофаги богатых, чтобы у них была возможность обратиться к нему во время суда. Свиток стоил дорого, поэтому людям несостоятельным не оставалось ничего другого, как вести действительно праведный образ жизни.
Кроме того, в усыпальницах фараонов высекались тексты, которые должны были “обеспечить” нерушимость пирамиды, а вместе с тем и нерушимость царского имени. “Для посмертной жизни было необходимо, чтобы имя человека помнили; если сохранялось хотя бы только одно имя, какая-то часть человека продолжала жить. Надпись на статуе, содержавшая это магическое слово — имя,— давала камню не только отождествление с конкретной личностью, но как бы оживляла его” [194, с. 175, 176]. В этой же связи считалось, что чем удивительнее по величине и прочности была пирамида, тем на более длительное время можно было сохранить имя царя.
При жизни фараон был земным богом, а после смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Поэтому, чтобы умершему фараону и его душам можно было жить и кормиться, гробница соответственно отделывалась, обставлялась и обеспечивалась жертвоприношениями и жрецами. Даже в самых древних захоронениях, которые еще имели вид усеченной пирамиды — мастабы (араб. “каменная скамья”), обязательно имелась стела, похожая на дверь. На ней писали имя и звание усопшего, чтобы через эту дверь входил и выходил его дух Ка, собирал жертвоприношения, которые лежали на каменной плите перед стелой. Алтарь для жертвоприношений (преимущественно плодов, злаков и трав) сначала находился в открытом дворике за небольшой оградой. В поздние времена это место культа перенесли внутрь усыпальницы, в специальное помещение, украшенное рельефами и надписями. Рядом с молельней стали делать еще одно помещение — сердар в котором стояла статуя умершего, служившая для сохранения земной формы усопшего. Ей обязательно придавалось портретное сходство с ним на случай пропажи или гибели мумии.