Древняя финикия географическое положение. Территория Финикии,  где находится, географическое положение, основное местоположение , где располагается кратко    
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рассказ про государство Финикия по плану:. Древняя финикия географическое положение


Территория Финикии, географическое положение, где находится, основное местоположение , где располагается кратко

Одной из самых важных особенностей, которыми отличалась древняя Финикия – географическое положение. Ее территория – это тонкая кромка суши вдоль Средиземного моря, между Египтом и Месопотамией, на север от Израильского царства. Эта местность была издревле заселена, однако долго не имела самостоятельности. Некогда древний Шумер примерно в этих местах граничил с Египтом, однако, местные города, отделенные друг от друга реками и скальными образованиями.

Территория Финикии во времена ее расцвета, с 12 по 8 века до н.э., по ширине не превышала 15-30 километров, а по длине она не превышала 200 километров. На этой территории образовались такие крупные города, как Тир, Сидон, Библ и другие. Самым южным городом был Дор (от этого же города произошел один из принятых музыкальных ладов – дорийский), на севере находился город Арвад. Почти все крупнейшие финикийские города находились на морском побережье, хотя занимаемая ими территория была высокогорной. О том, где находится Финикия, также упоминается и в библейских текстах, именно здесь жили филистимляне, с которыми вело борьбу израильское царство.

Появились они здесь, по всей видимости, в результате нашествия народов моря в конце 13 века до н.э. Местные мощные государства под напором пришельцев ослабли, борьба между хеттами и египтянами за восточное средиземноморское побережье прекратилась, и Финикийские города сумели обрести самостоятельность. Местоположение Финикии способствовало мореплаванию, они не были зависимы от земледельческих ирригационных систем, и добывали большую часть пропитания в море. В период своего расцвета Финикия стала самой настоящей колониальной империей – они создали свои поселения по всем берегам Средиземного моря, крупнейшие из которых были в Испании и на территории современного Туниса (Карфаген).

В 8 веке Финикию из-за слабости и внутренней разобщенности легко сделала своими данниками Ассирия, в 538 году до н.э. эту территорию захватили Персы, после чего большая часть финикийских колоний лишилась метрополии, и новым центром стал Карфаген. С тех пор Финикия оставалась постоянно меняющим свои очертания регионом. Геродот писал, что она занимала землю от Посидия до Палестины, во времена Селевкидов она занимала земли от Орфосии до устья реки Нар-Зерк. Страбон писал, что она простиралась все побережье до Пелусия. Во времена римского владычества к ней присоединили Дамаск, а после разделили на Приморскую и Ливанскую, присоединив Пальмиру. Сегодня там, где располагалась Финикия, находится государство Ливан, а те земли, которые не вошли в состав Ливана, стали частью Сирии.

antiquehistory.ru

Финикийские города и колонии | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Финикийские города

Вдоль восточного берега Средиземного моря тянется цепь Ливанских гор. Их склоны покрывали кедровые леса. Здесь, между морем и горами, расположена Финикия.

Самыми крупными финикийскими города­ми были Сидон, Тир и Библ. В их названиях от­разились природные условия Финикии и заня­тия её жителей, финикийцев. «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», «Тир» — «ска­ла», а «Сидон» — «место для рыбной ловли».

В Финикии нет полноводных разливающихся рек, мало плодородной земли и пастбищ для скота. По склонам гор и на нешироких равни­нах финикийцы разбивали виноградники, вы­саживали рощи оливковых деревьев, но своего хлеба им не хватало.

Зато географическое положение Финикии было очень удобно: здесь сходились торговые пути из Междуречья и Египта. Можно сказать, что самой природой финикийцам было определено заниматься ремёслами и торговлей. Эти занятия не требовали совместного труда по строительству дамб и каналов. Сильная царская власть и единое государство были не нужны. Финикийские города были небольшими, самостоятель­ными государствами. Однако цари не имели деспотической власти. Они должны были считаться с мнением городского совета, кото­рый состоял из знатных и богатых финикийцев.

Древняя Финикия и её колонии

Финикийские колонии

Финикийцы вели обширную торгов­лю по всему Средиземному морю и основывали на его берегах свои поселения, или колонии. Они возникали в удобных бухтах, где финикийцы постоянно, из года в год, вели торговлю с мест­ным населением. Постепенно в колонии переселялось всё больше финикийцев, поселения росли и превращались в города. Бывало, что из финикийского города сразу уезжала часть жителей — из-за перенаселённости или внутренних распрей. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Именно так в IX (9) веке до н.э. на африканском побережье воз­ник город Карфаген, который основала Элисса, царевна Тира. Она боролась против власти своего брата, царя Тира, но потерпела по­ражение. Вместе со многими знатными людьми и жрецами царев­на отправилась на кораблях искать новую родину. Легенда рассказывает, что вождь местных племён ливийцев разрешил Элиссе занять столько земли, сколько может покрыть одна бычья шкура. Тогда хитро­умная царевна велела разрезать шкуру на тон­кие полоски, связать их и опоясать кожаным шнуром большой участок.

Вопросы по этому материалу:
  • Опишите географические и природные условия Финикии.

  • В чём причины финикийской колонизации?

  • Для чего финикийцы основывали колонии?

doklad-referat.ru

Рассказ про государство Финикия по плану: 1. Финикия -...

1.Финикия. Древняя страна, находившаяся на восточном (так называемом Левантийском) побережье Средиземного моря (на территории современных Ливана, Сирии и Израиля).Для финикийцев в Библии нет собирательного имени. Как потомки Ханаана, они именуются «хананеями» или названы по их главнейшим городам, прежде всего Сидону. Предками финикийцев в Библии названы Ханаан и Хам.2.Географическое положение Сирии и Финикии очень своеобразно. Сирия лежит на стыке трех материков. Своей континентальной частью она теснейшим образом связана с Передней Азией; восточные области Сирии граничат с сирийско-месопотамской степью, её северная часть — с Малой Азией, а её южная часть вместе с Палестиной соприкасается с Аравийским полуостровом. Побережье Сирии, называвшееся Финикией, было в древности тесно связано торговыми путями с островами восточного Средиземноморья, с Кипром, Критом и архипелагом Эгейского моря. Географическое положение Сирии и Финикии, находившихся на скрещении древнейших морских и караванных торговых путей, способствовало тому, что в этих странах уже в древности развилась торговля, носившая в значительной степени транзитный характер.3.Из-за недостатка хороших пахотных земель земледелие не имело широкого распространения. Большее распространение имело садоводство, выращивались оливки (из которых делалось и оливковое масло) , финики, виноград. Большую роль в жизни финикийцев играла торговля — причём торговля не только местными товарами, но и транзитная торговля. Не брезговали финикийцы и пиратством. Большие успехи были достигнуты в виноделии — финикийцы торговали высококачественным вином. Как и все приморские народы, финикийцы занимались рыболовством. Большим успехом в древнем мире пользовался пурпурный краситель, добываемый финикийцами из моллюсков. Однако чрезвычайно высокая цена позволяла приобретать его только очень богатым людям. Финикийцы также торговали ливанским кедром и дубом, растущими в ливанских горах. Из ремёсел больших успехов достигли ювелирное и стеклодувное дело.4.Самая известная колония финикийцев - Карфаген. Город основан на севере Африки в 9-8 веках до н. э. 5.В истории финикийцы известны, прежде всего, как предприимчивые торговцы и отважные мореплаватели. Они имели многочисленные колонии по всему Средиземноморью, их торговые корабли плавали и на Британские острова, и в Индию. Услугами моряков-финикийцев пользовались многие соседние государства. Надо ли говорить, как необходимо было правителям Финикии, купцам и мореплавателям простая и надежная письменность. Соседствуя с Египтом, финикийцы хорошо знали египетское письмо. Известна им была и клинопись. Но слишком сложными казались им эти письмена — им нужно было что-то более доступное, практичное. И это «что-то» они нашли в изобретении гиксосов. Алфавит гиксосских писцов не успел получить окончательного оформления в систему письменности по причине кратковременности существования гиксосского государства. Взяв его за основу, в Южной Финикии была создана своя система письменности. Финикийский алфавит состоял из 22 знаков (букв) , следовавших друг за другом в строгой последовательности. Сами знаки-буквы имели простую для написания и запоминания форму. Каждый знак-буква выражал определенный согласный звук. Финикийцы дали буквам свои названия: для каждой буквы они подобрали слово, где первый звук соответствовал данной букве.

Оцени ответ

reshebka.com

Финикия. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест.

Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа.

Изучению истории Древней Финикии посвящается предлагаемый урок.

Цели и задачи урока:

  • Проследить особенности хозяйственной жизни, общественного устройства Финикии.
  • Выяснить значение изобретений финикийцев для развития хозяйства и торговли.
  • Развивать у учащихся навыки работы с исторической картой, определять по ней местоположение основных государств Древнего мира.
  • Развивать у учащихся умение работать с разными источниками информации.
  • Развивать у учащихся интерес к истории, воспитывать уважение к достижениям других народов.

Тип урока:

Урок изучения нового материала, формирования новых знаний, умений и навыков.

Форма проведения урока:

Словесно-игровая.

Оборудование урока:

  • Историческая карта.
  • Картосхема “Направления колонизации Финикии”.
  • Иллюстрированный материал.
  • Информационные карточки.

Основные термины и понятия:

  • Мореплавание.
  • Пиратство.
  • Колония.
  • Колонизация.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.
  2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.
  3. Изучение нового материала. А. Работа с исторической картой. Б. Фронтальный опрос учащихся (проводится путем устных ответов на вопросы). В. Работа с информационными карточками
  4. Обобщение и систематизация знаний учащихся (закрепление изученного материала).
  5. Объяснение нового домашнего задания.
  6. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

II. Проверка предыдущего домашнего задания (осуществляется по ходу урока).

III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вступительное слово учителя:

Учитель: Мы с вами в этом учебном году путешествуем по странам Древнего мира. Мы уже побывали в Древнем Египте, Междуречье, Ассирии. В этот раз мы садимся на торговый корабль и направляемся в небольшую страну, располагающуюся вдоль восточного побережья Средиземного моря. Кто может назвать эту страну? Правильно – это Финикия.

Давайте выясним, что мы ждем от этого путешествия. Вспомните, с чего мы начинали изучать историю Древнего Египта?

Учащиеся: Мы начинали изучать историю этой древней страны с ее географического положения. Затем выяснили, каков ее климат и как он влияет на хозяйственную деятельность живущих там людей.

После этого мы должны охарактеризовать общественный строй и познакомиться с культурой нового народа…

Учитель: Мы так же должны сравнить жизнь финикийцев и египтян, ассирийцев и жителей Двуречья.

Сейчас давайте разделимся на три группы и в течение нескольких минут подготовьте, пожалуйста, характеристику изученных нами государств с помощью ассоциаций, фактов, событий, персоналий.

Предполагаемые ответы учащихся:

Первая группа: Египет – Нил, земледельцы, фараоны, религиозная реформа, Тутмос, пирамиды, папирус.

Вторая группа: Двуречье – Тигр, Ефрат; клинопись, законы Хамураппи, Вавилон.

Третья группа: Ассирия – железо, завоевания, Ниневия – “логово львов”.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с исторической картой.

Учитель: Найдите на исторической карте города-государства, возникшие в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры на Восточном побережье Средиземного моря – Акка, Тир, Сидон, Библ, Бирута и другие.

2. А сейчас мы снова поработаем в группах.

Задание для первой группы: Сравните географическое положение Финикии и Египта.

Задание для второй группы: Сравните географическое положение Финикии и Междуречья.

Задание для третьей группы: Сравните географическое положение Финикии и Ассирии.

Общее задание для всех групп: Сделайте вывод о том, каким занятиям финикийцев способствовало географическое расположение их страны и её климатические условия?

Учащиеся делают вывод: удобное географическое расположение Финикии на восточном побережье Средиземного моря дало возможность финикийцам заниматься мореплаванием, торговлей, а наличие кедровых и дубовых лесов обеспечивало их деревом для строительства кораблей и сооружения крепостей и прекрасных храмов. Города Финикии возникают в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры как города-государства.

3. Вопросы к учащимся для контроля знаний:

  1. Что такое город-государство? (Город с прилегающими селами, полями, имеющий свои законы и войско)
  2. В истории каких стран мы встречаем города-государства? (Шумеро-Аккадское царство)

Учитель:

Города, как известно, были центрами ремесла и торговли. Но финикийцы пошли дальше – они изобрели еще и стекло, и пурпурную ткань.

4. Работа с информационными карточками.

Задание классу: Покажите значение открытий финикийцев, используя информационные карточки.

Информационная карточка № 1.

Однажды финикийский корабль, который вез соду, остановился на песчаном берегу. Купцы решили пообедать и разожгли костер. Но не найдя камня, они использовали кусок каменной соды, чтобы устроить посуду над огнем. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками и начала течь ручейком прозрачная жидкость. Таким образом финикийцы первыми начали изготовлять прозрачное стекло.

Со временем они начали привозить цветное стекло из Сирии, торговля которым была очень прибыльным делом.

Ученые считают, что изобретение стекла по важности и значению равноценны открытию металлов, ткачества, глиняной посуды. А как вы считаете?

Информационная карточка № 2.

Финикийцы открыли секрет окраски шерсти в фиолетово-красный цвет. Краска называлась пурпуром, ее добывали из морского малюска, отжимая из каждого всего несколько капель жидкости. Ткани, покрашенные пурпуром, были яркими, не выгорали на солнце и сохраняли свой цвет во время стирки. Стоила эта ткань очень дорого, поэтому купить ее могли только очень богатые люди.

Это было очень выгодным делом для жителей Финикии. Недаром греческое название этого народа “фойникес” означает “те, кто красят в багряный цвет”.

Саму краску из Финикии не вывозили, поскольку секрет ее изготовления хранился в тайне. В обмен на краску финикийцы получали хлеб и металлические изделия.

Учитель:

Как вы считаете, какое значение имели открытия финикийцев для развития торговли?

Вывод: Торговля для финикийцев имела очень большое значение. К сожалению, источником их обогащения так же было пиратство. Финикийцы обманом заманивали доверчивых людей на свои корабли… Им были нужны рабы.

5. А сейчас давайте поработаем с учебником и дополним схему.

Развитие торговли

Продавали

С какими странами торговали?

Покупали

Учитель: Финикийские купцы вели торговые записи. Но пользоваться иероглифами или клинописью было очень не удобно, поэтому финикийцы придумали свой алфавит на основе египетской скорописи. Он был прост: буквы обозначали только 22 согласных звука, гласные не записывались.

Финикийский алфавит положен в основу письма греков, латинян, славян.

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся (закрепление изученного материала).

Среди изученного нами есть утверждения верные и ложные. Отличать их мы будем жестом подъема пальца вверх или опускания его вниз, как в гладиаторских боях.

  1. Финикия находилась на западном побережье Средиземного моря. (Нет)
  2. Самыми большими городами были Тир, Сидон, Библ, Бирута? (Да)
  3. Финикийцы изобрели стекло, пурпурную краску, азбуку. (Да)
  4. В конце II – начале I тысячелетия до нашей эры финикийцы были лучшими мореплавателями и кораблестроителями. (Да)
  5. Морская торговля финикийцев соединялась с пиратством. (Да)
  6. Основным занятием финикийцев было скотоводство. (Нет)
  7. Колония – это место поселения жителей какого-нибудь государства. (Да)
  8. Карфаген – колония, которая основана на островах вблизи Италии. (Да)

VI. Объяснение нового домашнего задания.

  • Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.
  • На контурной карте отметьте направления колонизации Финикии.
  • Творческое задание: Вы попали в Карфаген. Опишите, что вы там увидели?
  • VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Тема урока: финикия

    Невлянская Ольга Викторовна, учитель истории

    Тема урока: ФИНИКИЯ

    5 класс. История Древнего мира

    Тип урока: изучения нового материала с элементами практической работы.Цель:

    • Обучающиеся смогут дать определение понятию «город-государство», перечислить основные занятия и изобретения древних финикийцев;
    • Обучающиеся смогут сравнить природно-климатические условия древней Финикии и Древнего Египта, проанализировать географическое положение Финикии и определить его положительные и отрицательные черты, выделить факторы, влияющие на процесс образования государства;
    • Обучающиеся смогут оценить свою работу в группе, смогут толерантно определять свое отношение к иным позициям
    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, тетрадь, атласы, маршрутные(план работы на уроке) и рабочие листы для каждой группы (Приложение 1) Основные понятия: Финикия, колонизация, алфавит. План изучения нового материала

    1. Происхождения названия. Местоположение Финикии.

    2. Особенности образования государства Финикия.

    3. Изобретения и основные занятия древних финикийцев.

    3.1. Изобретения древних финикийцев

    3.2. основные занятия древних финикийцев

    3.3.Покорители моря.

    3.4. Финикийский алфавит

    4. Судьба Финикии.

    ^

    1. Орг. момент (Обратить внимание обучающихся на маршрутные и рабочие листы для каждой группы. За каждое задание группы получают баллы(1 балл за каждый правильный ответ), которые суммируются в конце урока. По сумме баллов выставляются оценки за урок).2. Постановка целей и темы урока

    Презентация. Слайд № 1

    Учитель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Сейчас на ее месте расположены государства Сирия, Палестина и Ливан. В древности эта местность носила название Ханаан. А затем сюда прибыли греки и назвали ее Финикией.

      Поскольку сегодня знакомство с новой страной, давайте подумаем, что нам нужно узнать о Финикии? Зачем нам это нужно?   (Ответы учащихся: местоположение, природно-климатические условия, занятия населения, особенности образа жизни, управления этой страной в древности. Сможем сравнить с историей уже изученных стран) ^ .Происхождение названия. Местоположение Финикии.

    Презентация. Слайд №2

    Учитель: «Финикийцы» в переводе с греческого – «красноватые», точнее, «красящие в багряный цвет». В ходе урока мы выясним, с чем связано это название.

    Жизнь этого народа сильно отличалась от жизни египтян или вавилонян, и связано это было с особенностями природы и места, где они жили. Запишите тему урока. (Презентация. Слайд №3)

    Прежде, чем перейдем к изучению новой темы, давайте поиграем в игру «Переводчик»: вам нужно дать определение историческим понятиям другими словами, «перевести» с «научного» языка на «доступный». Понятия: ремесленник, купец, город-государство.

    Итак, мы отправляемся в путешествие в Древнюю Финикию. Маршрут нашего путешествия обозначен у вас в маршрутных листах. И мы делаем первую остановку. (Слайд № 4)^ 5

    Учитель: Цивилизации Египта и Междуречья возникли на берегах рек, а Финикия - на узкой полоске между скалами и морем вдоль морского побережья. Ф. занимала территорию современного государства Ливан. Как можно было попасть из Древнего Египта в Финикию? (2 пути – морской и сухопутный) 

     Местоположение (записать в тетрадь) – Восточный берег Средиземного моря.

     Население (записать в тетрадь) – финикийцы.

    Каждая страна имеет свои природно-климатические и географические особенности.

    Вопросы  учащимся:

    • Как вы думаете, в чём природно-климатические особенности этой страны?
    • Что вызвало бы удивление египтянина, попавшего в Финикию? (Кедровые леса, кедр на гербе современного Ливана)
    • Каковы достоинства и недостатки близости страны к морскому побережью?

    В рабочих листах выполните задание № 1.

    1 группа. Сравните природные условия Древнего Египта и Финикии (самостоятельно заполняют таблицу).

    Вопросы для сравнения Древний Египет Финикия
    Климат жаркий сухой
    Полноводные, разливающиеся реки +
    Искусственное орошение +
    Плодородные земли +
    • Каковы их главные отличия?
    2 группа. Найдите положительные черты географического положения Финикии.

    3 группа. Найдите отрицательные черты географического положения Финикии.

    Проверка Презентация. Слайд № 6

    Вопросы для сравнения Древний Египет Финикия
    Климат жаркий сухой жаркий влажный
    Полноводные, разливающиеся реки + -
    Искусственное орошение + -
    Плодородные земли + мало

    ^

    Положительные черты ГП

    сходились торговые пути

     удобные гавани, морские порты

    виноградники, оливковые деревья

    строительный лес

    ^

    отсутствие крупных рек и плодородных земель

    часто становились объектом нападения других народов (египтян, ассирийцев и др.)

    Презентация. Слайд № 8

    4.Образование городов-государств Финикии

    Учитель: У жителей этой страны не было сильной армии, финикийцы постоянно испытывали давление со стороны более сильных и воинственных соседей, да и единого государства на территории Финикии не сложилось. А что же повлияло на этот процесс мы узнаем, составив логическую схему. Мы переходим ко второму пункту нашего плана.^ 9

    Схема. Образование городов-государств Финикии (при помощи значков-символов)

    (в тетрадь)

    1. влажный средиземноморский климат, дожди

    2. отсутствие крупных разливающихся рек

    • Что же влияет на процесс образования государства? (На образование государства влияют природно-климатические условия).(в тетрадь)
    • Найдите на карте главные города Финикии.
    Что можно узнать о финикийских городах из их названий, если известно, что в переводе Сидон означает ^ , Гибл (по-гречески - Библ) – Гора, Тир – Скала? Какие слова с корнем Библ употребляются до сих пор? (Библия, библиотека)Физкультминутка «Два направления»: «Я буду произносить слова, относящиеся к истории Древнего Египта или Междуречья. Если это слово относится к Египту, вы должны будете встать, если к Междуречью – один раз хлопнуть в ладоши. Понятно?» Слова: иероглиф, клинопись, фараон, мумия, Вавилон, Нил, Ефрат, пирамида, Висячие сады, Месопотамия. Учитель: Мы переходим к следующему пункту нашего плана.5. Изобретения и основные занятия древних финикийцев

    ^ 2

    Ученик: Некоторые финикийцы занимались добычей раковин. Взяв в руки два тяже­лых камня, они ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины. Из каждой можно было извлечь несколько капель густой жидкости. Эта была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, ткань окрашивалась в алый цвет, если погуще — ткань становилась лиловой. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали Торговля. Ученик: Однажды финикийский торговый корабль, везший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было их поста­вить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля кус­ки каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и сме­шалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом. Открытие стекла - одно из самых крупных событий в истории че­ловечестваУчитель: Любому путешественнику, впервые прибывшему в страну, всегда интересно, как живут люди и чем они занимаются. 

    Учитель: Исходя из местоположения, предположите, могли ли в Финикии, как в Древнем Египте занятиями населения стать земледелие и скотоводство? Каким занятиям благоприятствовали местоположение и природно-климатические условия?

    Работа в группах (см. Приложение 2)

    1 группа

    Заполнение таблицы № 2 «Природа Финикии и основные занятия ее жителей» (работа в группах, взаимопроверка)

    Таблица № 2 «Природа Финикии и основные занятия ее жителей»

    ^ Занятия жителей
    Расположена на восточном побережье Средиземного моря, на пересечении торговых путей. Мореплавание

    Кораблестроение

    Рыболовство

    Горы, кедровые леса, нет полезных ископаемых Строительство домов

    Изготовление мебели

    Кораблестроение

    Заливы и бухты Мореплавание

    Кораблестроение

    Торговля

    Учитель: Во втором столбике подчеркните занятия, которые повторяются чаще всего

    • Каким занятиям благоприятствовали местоположение и природно-климатические условия? ((Рыболовство, мореплавание и кораблестроение, ремесло)
    • На какие две большие группы можно разделить все население Финикии? (Купцы и ремесленники)
    • Почему о финикийских купцах ходила дурная слава?

    2 группа: Используя текст: выберите товары, которые финикийцы вывозили (Приложение 3)

    Ответ: 1 3 6 9 10

    3 группа: Используя текст: выберите товары, которые финикийцы ввозили (Приложение 3)

    Ответ: 2 4 5 7 8

    Проверка Презентация. Слайд № 13-14Презентация. Слайды № 15-18(каждый абзац – новый слайд)

    Учитель: Финикийцы первыми протянули через Средиземное море нити торговых связей, соткав из них потом частую сеть. Они определили времена года, удобные для дальних плаваний, разведали укромные, защищенные от ветров бухты и устроили удобные гавани. Корабли из Тира с носами, украшенными деревянными лошадиными головами, в течение долгого времени натягивали нити, связывавшие Египет и Сицилию, Кипр и Иберию (Пиренейский п-ов). На протяжении всего пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухты для того, чтобы запастись питьевой водой и продовольствием.

    Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали свои города-колонии – поселения людей, переселившихся из другой страны (определение в тетрадь)

    Финикийцы добрались до ворот океана и увидели перед собою утесы Гибралтара. Эти утесы они назвали Столбами Мелькарта или Геракловы Столпы. Мелькарт — это финикийский бог, который построил стены города Тира. И он поставил столбы у выхода из моря в океан, чтобы никто не осмеливался идти дальше.

    Много веков моряки не отваживались нарушить этот запрет. Страшна была безбрежная даль океана, открывавшаяся за ворота­ми Гибралтара. Но с каждым взмахом весел все шире был простор. Вдоль берегов Испании и Франции, где еще жили дикари, финикий­ские купцы добирались до Оловянного острова — Британии, до Янтарного берега — Прибалтики.

    Учитель: Вспомните, в каких странах Древнего Востока существовала письменность? Как она называлась? Ещё одно изобретение  - алфавит.  Именно купцы финикийских городов - Библа, Тира и Сидона - отказались от применения иероглифов и клинописи при ведении деловых. Как вы думаете, почему? (много знаков, долго учиться, неудобно записывать)

    ^

    Тогда финикийцы создали соб­ственное письмо — древнейший в мире алфавит: в нем всего 22 буквы. В финикийском алфавите каждый значок - буква передавал несложные иероглифические рисунки, обозначающие то слог, то целое слово.

    ^ . Изобретенное финикийцами алфавитное письмо впоследствии широко распространилось по свету, и сейчас большинство народов мира пользуется алфавитами, происходящими от первого - финикийского. Все финикийские буквы — согласные, гласные звуки при письме пропускались

     ^ : пользуясь финикийским алфавитом, впишите в остальные клеточки нужные буквы 

    Презентация. Слайд № 21

    Учитель: Определите, что здесь написано: КРФГН. Это слово отгадать было довольно просто. Но бывает, что без гласных сложно понять, что перед нами за слово.

    Определите, какие слова могут быть спрятаны за буквосочетаниями СН и ДМ.

    ^ Учитель: Финикийский алфавит был не совсем удобен — ведь текст из одних согласных букв можно прочитать по-разному. Поэтому этот алфавит не вытеснил клинопись и иероглифы. Однако после того, как греки и другие народы усовершенствова­ли алфавит, он быстро стал распространяться.

    ^ 2

    6. Закрепление нового материала

    Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

    Задание для учащихся: Решите кроссворд:

    По горизонтали:

    2. Историческая область на побережье Средиземного моря.

    4. Система письма, придуманная финикийцами

    По вертикали:

    1. Один из крупнейших финикийских городов.

    3. Поселения, основанные финикийскими мореплавателями.

    Проверка. Презентация. Слайд № 237. Судьба Финикии Презентация. Слайд № 24

      Как исчезла финикийская цивилизация? Сколько времени она существовала? (1200 г. – 146 г. до н.э.)  

    Ливан стал родиной Финикии, развитого морского торгового государства, растянувшегося вдоль берега Средиземного моря. Расцвет Финикии пришёлся на 1200—800 до н. э. В VI веке до н. э. Финикия попала под владычество персов во главе с Киром Великим. В 332 до н. э. Александр Македонский совершил поход на Финикию, уничтожив её крупнейший город — Тир. С распадом империи Македонского Ливан вошёл в состав Царства Селевкидов, а в I веке до н. э. — Римской империи (146 г. до н.э.).

    Учитель: Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте, память о ней жива до сих пор. Финикийцам мы обязаны названием нашего континента.

    Презентация. Слайды № 25-28

    Учитель: Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно отплыл от берега. Он доплыл до острова Крит. Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть западную часть Средиземноморья, а затем и весь континент.

    ^

    Память об этом талантливом народе мореплавателей сохранилась и в ряде других географических названий. Страна Тунис названа в честь богини Луны Танет, Испания переводится как «берег кроликов». Мы часто употребляем в речи финикийские слова, такие как «карта», «галера», «вино», «финики». Рефлексия: Какой образ Древней Финикии сложился у вас?10. Подведение итогов:Учитель: Так что же обозначает название «Финикия»?Презентация. Слайд № 3111. Домашнее задание:

    Учитель: Представьте, что вы финикийский купец и вам предстоит плавание в одну из колоний: опишите свое путешествие, не забудьте рассказать о товарах, которые вы повезете в колонию, товарах, которые вы хотите там приобрести, трудностях вашего путешествия. 12. Выставление отметок.

    skachate.ru