Памятники русской архитектуры 10 - 15 веков. Древнейшие памятники архитектуры россии
Памятники архитектуры Древней Руси » Интересные факты
Содержание:
Церковь Покрова на Нерли
Десятинная церковь
Золотые ворота
Собор Святой Софии в Новгороде
Дмитриевский собор во Владимире
Церковь Спаса на Нередице
Новгородский кремль
Троице-Сергиева лавра
Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.
Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов. Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов. Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.
Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других. С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.
Выходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость. Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности. Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.
На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций. Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно. Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.
Церковь Покрова на Нерли
Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой. В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.
Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.
Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие — это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Десятинная церковь
С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.
Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна. Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.
В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.
Золотые ворота
Символом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.
Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой. Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.
Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них — золотые пластины не найдены до сих пор.
По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли. Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей. Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.
Собор Святой Софии в Новгороде
Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.
Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.
Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны. Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.
Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.
Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.
Дмитриевский собор во Владимире
Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное — это белокаменная резьба. Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами. Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.
Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.
Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.
Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо. Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.
Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах — четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.
Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.
Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.
Новгородский кремль
Самым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.
Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города. Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.
Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.
На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер — образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.
Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.
Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.
В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный — выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.
Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения. Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.
Похожие статьи:
mostinfo.su
Памятники русской архитектуры 10 - 15 веков
Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства Десятинной церкви «Повесть временных лет » относит к 989 году. Князь Владимир Святославич выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов.
Софи́йский собо́р в Киеве построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После этого оставался митрополичьей резиденцией до конца 13 века.
Софийский собор в Новгороде — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах Ярославом Мудрым. Представляет собой крестово-купольный храм. На протяжении столетий оставался духовным центром Новгородской республики. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.
Церковь Покрова на Нерли - белокаменный храм, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Был построен в 1165 г. князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Униаьная особенность- построена на рукотворном холме. Обычный фундамент был продолжен основанием стен, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Стены церкви украшены резными рельефами. Церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Арха́нгельский собо́р - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения. Является усыпальницей правителей из династий Рюриковичей и Романовых: первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита, последним — император Пётр II. Объект культурного наследия РФ.
Успенский собор во Владимире - белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. До возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Уникальный памятник русского зодчества XII века. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Золотые ворота во Владимире - построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонительных функций, выполняли роль парадного въезда в город и служили непосредственно религиозному назначению — в них находилась действующая Ризположенская церковь. После взятия Владимира татаро- монголами, в 1238 году дубовые, покрытые золочёной медью, ворота были сняты ими с петель, погружены на телегу, и была предпринята попытка вывезти их за город в Орду. Однако лёд на реке Клязьме под телегой провалился, и ворота затонули. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Золотые ворота в Киеве - памятник оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого. Своё название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким проездом. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Полностью реконструированы в начале XXI в.
Дмитриевский собор во Владимире - придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века. Представляет собой белокаменный крестово-купольный храм владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. В росписи собора принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду.
Благовещенский собор – храм на Соборной площади был построен в 1489 году псковскими мастерами. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей. Объект культурного наследия РФ.
Грановитая палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента РФ. Объект культурного наследия РФ.
Троице-Сергиева лавра - крупнейший православный мужской монастырь России, основанный Сергием Радонежским в 13 веке. Был духовным центром московских земель, поддерживал московских князей. Здесь в 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы.
В росписи Троицкого собора монастыря участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.
Архитектурный ансамбль лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Андроников монастырь (Спасо-Андроников) бывший мужской монастырь в черте г. Москвы. Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов. Основан в середине 14 века митрополитом Алексием. В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных Андреем Рублёвым. В XIV—XVII веках Андроников монастырь был одним из центров переписки книг. В 1812 году монастырь был разорён французами. В 1985 года монастырь стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). Объект культурного наследия РФ.
kopilkaurokov.ru
Куроедов В. Современное состояние древних памятников архитектуры в России // Зодчий, 1872, 4, стр. 56
Куроедов В. Современное состояние древних памятников архитектуры в России // Зодчий, 1872, 4, стр. 56-58
Текст статьи Василия Петровича Куроедва (получен распознаванием скана статьи и приведением орфографии к современным нормам):
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДРЕВНИХ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В РОССИИ.
"Получив командировку от министерства внутренних дел в губернии России и за границу с ученою специальною целью по строительной части, я отправился в путешествие 28 июня и возвратился в Петербург 30 октября, пробыв в дороге около четырех месяцев. В течении этого времени мне удалось побывать в следующих городах: Новгороде, Москве, Владимире, Суздале, Рязани, Козлове, Воронеже, Тамбове, Саратове, Самаре, Царицыне, Ростове на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Керчи, Сухум-Кале, Поти, Кутаиси, Тифлисе, Владикавказе, Севастополе, Одессе, Киеве и Орле. Каждому из означенных городов я мог уделить весьма немного времени, и потому должен был довольствоваться самими поверхностными сведениями, относящимися преимущественно до цели моего путешествия, которые получал от знакомых мне строителей, занимающих различные должностные места в губернских городах России. Кроме упомянутых городов, еще ранее, я имел случай бите: в Пскове, Острове. Твери, Рыбинске, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Казани и Симбирске. Быть может, в моей записке окажутся кое-какие неточности и даже ошибки, по принимая во внимание кратковременность путешествия, и вследствие этого невозможность основательно познакомиться с замечательными сооружениями городов, я надеюсь на снисходительность интересующихся предметом моего сообщения.
В продолжение всего путешествия, везде главное мое внимание обращали на себя памятники древне-церковной архитектуры, почти единственные остатки искусства прежних времен. Это происходит не от пристрастия моего ко всему древнему, но оттого, что этот род архитектуры действительно представляет много интересного и поучительного, как в художественном, так и в конструктивном отношении. Не все однако из означенных городов одинаково богаты древностями, многие из них, как например: Самара, Ростов на-Дону, Новочеркасск, Таганрог Одесса и другие города южных губерний, или вовсе не имеют их или же очень небогаты ими, и при том уцелевшие памятники большею частью не представляют ничего замечательного для строителя. Только некоторые из городов Черного моря, как например Керчь, сохранило до сих пор остатки греческой строительной практики. На Кавказе, или вернее — в Закавказье вероятно вследствие благоприятных климатических условий, сохранилось множество древних построек грузинской и персидской архитектуры, но которые, к сожалению, часто рассеяны но горам и лесам, в местах недосягаемых и неприступных; поэтому изучение крайне затруднительно и требует многих лет утомительного путешествия. Кроме того, в горах главного Кавказского хребта сохранились до настоящего времени аулы, приспособленные к обороне, в случай неожиданного нападения, со многими отдельными башнями, между которыми расположены бедные и беззащитный хижины жителей. Этот способ устройства поселений совершенно сходствует с устройством средневековых городов Англии и, вероятно, других государств средневековой Европы. Замечу кстати, что Закавказее интересно не одними только древностями; его современные постройки представляют не менее интересные примеры восточной строительной практики: устройство сводов, и вообще кирпичный работы, стекольные и зеркальные работы, сталактитовые и другие лепные и резные деревянные украшения выполняются с замечательным искусством, достойным особенного внимания строителя.
Я сначала полагал, что исторические памятники архитектуры способны интересовать только специалистов, но беседы с многими лицами разных званий убедили меня в противном; я убедился, что подобные памятники всякий патриот считает святыней, гордится ими и глубоко уважает их; разрушение пришедших в ветхость, или неудачные подновления (так называемая реставрация) всегда возбуждают в публике сожаление и даже негодование; в этом отношении действия духовенства и других власть имеющих лиц редко согласуются с чувствами публики, или по крайней мере известной части ее. Сколько раз мне случалось слышать жалобы на бесполезное уничтожение и так уже немногочисленных остатков древности, или на искажение их. Более всего публика обвиняет в этом церковных старост, и отчасти духовенство, которые, желая увеличите церковные доходы, прибегают в подновлениям и уничтожению всего, что, но их мнению, пришло в ветхость, и потому не может привлекать богомольцев. Не берусь судить, на сколько основательно подобный, можно сказать, промышленный взгляд духовенства, и действительно ли необходимо уничтожение всего древнего для обогащения церковной казны. Известно только каждому, что страсть к разрушению старого и созданию нового весьма сильно развита в нашем духовенстве. Для доказательства этой истины, приведу несколько примеров, с которыми мне пришлось повстречаться во время моего путешествия. В губернском городе Тамбове в настоящее время сохранился единственный интересный исторический памятник, (церковь,в сожалению не помню, во имя какого святого) который, неизвестно вследствив каких соображений, одно из духовных лиц нашло полезным уничтожить и на месте его выстроить новую церковь. Для достижения этой цели, нужны были основательные причины,— и пот сочиняется бумага, в которой весьма красноречиво доказывается: что церковь ветха, имеет много трещин в сводах и стенах и грозит опасностью разрушения, поэтому духовенство ходатайствует у начальства о немедленном уничтожении ветхой церкви и дозволении—возвести новую,- и, конечно оно достигло бы цели, если бы не узнал об этом намерении один из живущих В г. Тамбове архитекторов; он решился во что бы то на стало спасти осужденную па уничтожение церковь—освидетельствовал ее и, нашедши все опасения относительно ее прочности совершенно неосновательными, протестовал против намерения разрушите ее. Таким образом, церковь была спасена и стоит до сих пор невредима; она даже, по мнению архитектора, вероятно переживет всех своих теперешних современников, потому что имеет прочные, толстые стены и своды, каких ныне не делают. Подобные истории лишь с небольшими вариациями повторяются везде, но не везде оканчиваются так же благополучно.
Другой пример мне случилось слышать в Рязани. В Рязани есть интересная, древняя церковь Бориса и Глеба; в ней сохранилась еще главная часть с алтарем, почти без изменений; красивая же ее колокольня, нисколько .лет тому назад, уничтожена, и на месте ее сделана пристройка, которая по архитектуре своей нимало не согласуется с главными частями храма. Мне удалось отыскать в Рязани фотографа - любителя, у которого сохранились негативы этой церкви, с изображением уничтоженной ныне колокольни, но к сожалению, обещанные мне снимки я до сих пор еще не полумиле, и потому лишен возможности приложите их к моей записке. Я слышал, что нынешним летом решено и оставшуюся древнюю часть заменить новою.—Так как мне не удалось видеть проекта, по которому предположено произвести перестройку, то не могу судить, что из этого выйдет, но все же нельзя не пожалеть об утрате древней части. Некоторый из ее деталей, например украшение окон— весьма оригинальны; такие окна видел я только в одной Рязани, и то в небольшом числе. Подробности
эти мне сообщил один из местных жителей, принимающий, как видно, горячее участие в сохранены древностей своего города; из его рассказов видно было все неподдельное негодование на действия духовенства—и это очень понятно: художник (каким оказался рассказчик), конечно, не может без сожаления быть свидетелем незаменимой утраты, особенно если вместо художественного дают ему нечто далеко не художественное.
В этом же городе есть, если не ошибаюсь в названии, Олеговское Подворье, расположенное близ Успенского собора, главного в городе. В этом Подворье недавно еще существовало, как мое сообщили, весьма интересной и оригинальной архитектуры крыльцо; оно оказалось почему-то ненужным и было совершенно уничтожено, к сожалению и прискорбию любителей древности.
В в одной из частей Олеговского Подворья существует любопытный образчик рестоврации двух окон: кто-то и почему-то нашел удобным каменные наличники и украшения заменить деревянными; судя но исполнению, надо полагать, что это была фантазия плотника; вероятно, его же фантазии и искусству предоставлено было—воспроизвести испортившиеся кирпичные и штукатурные украшения; последние как видно, были одинаковые и, конечно, должны бы были выйти таковыми же и после реставрации, но у плотника, что-то не совсем пришлось ладно, и потому он соединил части как ни попало; от этого украшения окон вышли не совсем одинаковыми и поныне удивляют зрителя своею грубостью и бестолковостью. По моему, было бы гораздо лучше, если бы сложные украшены были совершенно унпчтожены и заменены гладкою поверхностью стен, по крайней мере приезжие и не подозревали бы, что тут некогда существовало украшение, быть может, интересное, подобно сохранившимся до настоящего времени во дворе этой же постройки, и таким образом была бы избавлены от тягостного чувства сожаления.
В деле уничтожения древних памятников, город Воронеж, вероятно, немногим уступит Рязани. В Воронеже находится известная целой России святыня: монастырь с мощами св. угодника Митрофания. Во время моего проезда чрез этот город, главная часть (средняя) монастыря с пятью куполами была почему-и заменена новою, совершенно другой архитектуры; оставался только алтарь, на котором видны были украшения очень недурной работы. Я прежде никогда не бывал в Воронеже, и потому не имею понятия о прежней архитектуре монастыря; все, что мне известно об этом, сообщаю как слышанное от жителей Воронежа, хорошо знакомых с достопримечательностями этого города.—Внутренность, как мне передавали, была слабо освещена, что придавало церкви характер таинственности, способствовавшей особенному настроению в молитве; стены были украшены образами старинной хорошей школы живописи; вся обстановка производила на посетителя весьма приятное, успокоительное впечатление. Архитектор Кюи [имеется в виду Воронежскй губернский архитектор Александр Антонович Кюи (1824 -1909), выпускник Академии Художеств, ученик К. А. Тона. М.Н. ], заведовавший постройкою по поручению духовного начальства, выразил мнение, совершенно согласное с приведенным мною,—и сожалел о необходимости уничтожить то, что было хорошо. Чтобы дать понятие об участии, какое иногда принимает публика в сохранении исторических памятников, считаю нелишним сообщить следующий интересный факт. *) Когда в Митрофаниевском монастыре стали старую живопись заменять новою, и притом весьма дурного качества, то несколько частных лиц, в числе пяти или шести, составили петицию и подали ее местному духовному начальству, прося прекратить уничтожение древней живописи и обещая в противном случае донести об этом в Святейший Синод. Этот любопытный факт был сообщен мне одним из лиц, участвовавших в составлении петиции.
Я мог бы представить еще много, подобных изложенным, указаний, свидетельствующих о неуважении к древности и в других городах России, как например: в Новгороде, Казани, Владимире и особенно на Кавказе, но полагаю, что факт бесполезного уничтожения древностей и дурной реставрации их, равносильной уничтожению, и без этого хорошо известен каждому, поэтому считаю достаточным ограничиться приведенными примерами.
Указывая па плачевное состояние наших древних памятников, я не имел намерения обвинять в том духовенство, напротив, оно, но моему мнению, поступая согласно с образом своих понятий—в чем, конечно, винить его нельзя—нисколько не ответственно в том вреде, которого не сознает и не видит. Моя заметка имеет совершенно другую цель, а именно: указав на зло, найти простейшие средства к уничтожению его.
Я уверен, что если Общество С-Петербургских Архитекторов займется серьезно этим вопросом, то скоро найдет удовлетворительное ему решение; со своей стороны, я постараюсь представить мое мнение относительно этого предмета в особой записке, которая составит дополнение к настоящему моему заявлению.