Как относились к собака в Египте? Собаки в древнем египте
Собаки Древнего Египта: охотники, домашние любимцы, воины
Все мы наслышаны о том, какое место занимала кошка в египетской культуре и религии. Но собака отыграла не менее важную роль и как символ божества, и как домашнее животное. Безусловно, они жили вместе с человеком под одной крышей, но трудно сказать были ли они так любимы своими египетскими хозяевами как кошки. Их никогда не изображали как животных, которых гладят и ласкают. Тем не менее, их мумифицировали и часто хоронили с владельцами, иногда даже в одном гробу.
Египтяне, вероятно, первыми приручили кошку, но собаки, скорее всего, были одомашнены в других частях мира. Первые упоминания о собаках в Египте появляются в додинастический период.
Какие породы существовали в Древнем Египте
Ко времени, когда собаки появились на египетских барельефах, существовало уже несколько разных пород. Собаки одной из этих пород были длиннотелыми, с длинными ногами и напоминали американских грейхаундов. Возможно, они имеют какое-то отношение к породе африканских собак салюки, которых до сих пор используют для охоты.
У этих борзовидных собак ноги были длинны, туловище поджарое, морда суженная, профиль прямой, уши стоячие, хвост закрученный над спиной. Шерсть их, вероятно, была гладкой. Такие собаки (по-видимому, сворами) использовались в охоте на газелей.
Другой тип собак походит на короткошерстного терьера – за исключением странного шарика на конце хвоста; такой шарик не встречается ныне ни у одной из пород и, возможно, был украшением, которым собака была обязана своему владельцу.
Также на изображениях встречаются маленькие собачки с кривыми лапами, округлым тельцем и длинной мордой таксы, хотя и с ушами острыми, а не висячими, как у наших такс.
Собак можно часто видеть на картинах и барельефах – в виде домашних животных и спутников на охоте, но их скульптурные фигурки почти не встречаются. Возможно, это связано с тем, что собак не обожествляли – за исключением тех случаев, когда бога Сета изображали в виде собаки, тоже напоминавшей грейхаундов.
Из четырех известных изображений догообразных собак лишь одна являлась грузной, с короткой вогнутой мордой, с повисшими ушами (возможно речь идет о собаках, которые во времена Древней Греции и Рима называли молоссами, похожи на современного мастифа). Тяжелые догообразные собаки, по-видимому, имели азиатскоирано-месопотамское происхождение, с другой стороны, вывозились далеко и собаки египетских пород. Об этом, например, говорится в описании собак с острова Цейлона.
Собачьи имена
Обратите внимание на то, что у каждой собаки есть ошейник, а хозяин ведет их на поводке
Египтяне давали своим собакам такие же имена, как членам семьи. Профессор Янссен составил список собачьих имен, и он достаточно велик, чтобы сделать вывод, что многие собаки носили имена. Это очень существенно, поскольку имя у египтян имело и магическое значение.
Кажется, самые известные собаки древности принадлежали молодому фараону Фив в предшествующий Среднему царству период. Его звали Ваанкх, на его погребальной стеле рядом с ним изображено пять собак.
Фото Museum at Sydney University
Возможно, он надеялся сохранить привязанность своих собак и в следующей жизни. Возле каждого изображения собаки написано ее имя. Трех псов звали одинаково, в переводе эта кличка звучит Газель, одна имела кличку Черный, одна – Кухонный Горшок. Последнее прозвище выглядит странно, но объяснить его несложно. Кухонный горшок полон пищи, и, по всей вероятности, эта собака любила поесть.
Деталь наружной поверхности деревянной гробницы Khuw. Асьют, Египет. XII династия
Имена многих древнеегипетских собак стали известны благодаря найденным ошейникам, а также со стел и барельефов. Они включали такие имена как Храбрый, Надежный, Хороший пастух, Северный ветер, Антилопа и даже Бесполезный. Другие имена вероятно происходили от цвета собаки, например, Черныш,также собакам присваивали номера вместо имен, например, Пятый.
Многие из кличек выражают ласку, другие описывают лишь способности или возможности собак. Тем не менее, как и в наше время, слово «собака» также имело негативную окраску: она могла ассоциировалась из понятием “раб человека”. Некоторые тексты упоминают о заключенных как о «собаках короля».
Какую работу выполняли собаки в Древнем Египте?
Собаки атакуют врагов
Собаки сопровождали знатных египтян на охоте. Также собаки выполняли такие функции, как привод в движение водяных колес, перегоны скота, его охрану.
В эпоху Среднего царства (2050-1750 гг. до н. э.) появляются служебные собаки для патрулирования в окружающих долину пустынях.
Также известно, что собак использовали для охранной службы — они сопровождали древнеегипетских “полицейских”. Что интересно, охрана наряду с собаками могла использовать специально дрессированных обезьян, но эти случаи были редкими.
Распространяется другое название для собак, имитирующее их вой: «юу-юу». Это было очень типично для древних египтян – называть животных по характерным для них звукам (например, «кошка» — «миу»).
Появляются специальные должности для собаководов (такой штат мог позволить себе царь или очень богатый вельможа). Забавно сравнивает свое положение с собачьим один чиновник XI династии: «как собака, спящая под навесом, в постели, которую любит ее госпожа». Видимо, это значит «как сыр в масле», и, конечно, имеется в виду домашняя любимица, а не дворовый пес.
Собака с подвижной челюстью. Древний Египет. Поздняя 18 династия. 1400-1350 г. до н.э. Слоновая кость Metropolitan Museum of Art
Есть сведения, что собаки участвовали в битвах наравне с воинами. Так, знаменитый деревянный сундук Тутанхамона, который был найден в вестибюле его гробницы, содержит такую сцену: на его стенках показан египетский царь, едущий на колеснице и растаптывающий «Девять Луков» или врагов Египта: черных и семитов. Рядом бегут собаки, кусающие неприятеля за голову.
Комнатные собаки
Комнатные собаки были в большом почете. После смерти их бальзамировали.
Неизвестно, были ли какие-нибудь траурные ритуалы (о глубокой скорби утративших кошку нам сообщает Доидор). Часто собак хоронили рядом с хозяином. Так, уже от начала египетской истории известно богатое захоронение собаки: на ее стеле вырезано ее изображение и кличка «Господин».
В греко-римскую эпоху, когда пышным цветом расцвел культ священных животных, собак мумифицировали и торжественно погребали в честь шакалообразных богов – Анубиса и Упуауту. Для греков первый казался собакой, а второй – волком.
Были в Египте и бездомные собаки. Их стаи могли быть очень опасны, тому есть письменное свидетельство. Чиновник, посланный за границу с поручением, с ужасом повествует о диких местных нравах следующее: стоило ему открыть кувшин с хорошим пивом, как 200 больших собак и 300 шакалов собирались у дверей его дома из-за прекрасного запаха.
Определенные породы собак вывозили из-за границы: из Ливии (западные долины) и с юга – из Нубии и Пунта (предполагается территория Сомали). Любопытен список ввозимых в Египет экзотических товаров из Пунта: черное дерево, слоновая кость, благовония, краска для глаз, обезьяны, шкуры южных пантер, жирафьи хвосты и – борзые.
Источники:
С.Боголюбский. Древние собаки Египта и Месопотамии
Питомник басенджи DREAM OF CONGO — Собаки Древнего Египта
Egypt: The Dogs of Ancient Egypt
wardog.pp.ua
Собака в древнем Египте | Thai Ridgeback
Из древних экземпляров письма в рисунках мы можем узнать о роли собаки в жизни Древнего Египта. В захоронениях зажиточных египтян находили изображения их домашних любимцев. Одна из старейших надписей рассказывает нам о жизни пса по имени Акбар, который принадлежал фараону Хеопсу,который жил около 3730 года до нашей эры. на рисунке Акбар привязан к королевскому трону, у него был красивый ошейник, четыре раза обернутый вокруг шеи.
В Древнем Египте большинство собак вели жизнь разбалованных домашних любимцев. Некоторых использовали для охоты. Об этом свидетельствуют изображения псов загоняющих оленя, которые нашли на гробу фараона Амтепа, который жил 200 лет спустя после Хеопса. В это время появляются в святынях надписи с именами собак.
Около 3000 года до нашей эры на гробу фараона Антефа II изображены 4 собаки, лежащие у ног фараона. На переднем плане пес по имени Бахакаа белого окраса и висячими ушами с узким ошейником на шее, спереди завязанный на узел. Такие уши — это очень большая редкость для того времени, так как на рисунках того периода у собак стоячие уши. Позднее появились рисунки псов разновидных окрасов с удлиненными туловищами, как у такс.
Создается впечатление, что собака в то время стали разводить специально, основываясь на пожеланиях и предпочтениях владельцев. Возможно, что египтяне окрашивали своих собак, так как большинство изображенных на рисунках псов были красного,зеленого и голубого цвета.
Когда собака переходила в мир иной, то вся семья впадала в настоящий траур. Существовал даже закон, который обязывал каждого, кто найдет мертвого пса, выяснить откуда он и доставить тело ее владельцам, чтобы они могли достойно похоронить его.
Также были места, где собак почитали, как святых животных. Более священными животными кроме собак были только быки и ибисы. На пример, в Кинополисе каждый житель был обязан приносить еду городским собакам. Однажды даже развязалась война с соседним городом из-за того, что его жители убили и съели собаку из Кинополиса.
После смерти собаки люди брили голову и выполняли все траурные ритуалы, сопровождавшиеся постом. Тело пса тщательно бальзамировалось и помещалось в специально предназначенный для него гроб, а на надгробной плите владелец перечислял все его заслуги. Присутствовавшие на погребении плакальщики давали волю своему горю. Кладбища для собак существовали в каждом городе и археологи имеют доказательства, что они ни раз и ни два расширялись.
Скорей всего собаки были в таком почете из-за огромного значения звезды Сириус, находившейся в созвездии Большого Пса. Основываясь на ее положении на звездном небе, жрецы предсказывали день разлива Нила, от которого зависел урожай, а соответственно и жизнь целого государства.
Еще одной причиной для почитания собаки, служит тот факт, что в мифологии Древнего Египта именно пес сопровождал богиню Изиду в поисках тела Осириса.
Около 625 года до нашей эры очень было распространено в Египте разведение огромных собак в типе мастиффа. Им давались соответствующие имена в стиле: Тот, кто уничтожит всех врагов, Убийца всех врагов или Тот, кто бежит и лает. 100 лет спустя один из фараонов был хозяином целой стаи агрессивных псов, которые были выдрессированы для совместного нападения.
mythaidog.com
Собака и человек. Собака в религии, мифологии Древнего Египта
Мифология
Древний ЕгипетМесопотамияИндияСкандинавияДревняя Греция и РимЯпонияКитайЮжная АмерикаСеверные народыДревняя РусьДругие
Религия
ХристианствоИсламБуддизмЗороастризмИудаизм
Древний Египет
Ученые считают, что культ животных в Египте развился на
тотемической основе. Была в их числе и собака. Поначалу
она была локальным божеством. После объединения Египта многие локальные
божества утратили свое значение, другие (если ном был могуч, подчинял
другие номы) превратились в общенациональные. Из локального божества собака
превратилась в общеегипетское божество - Анубиса. По поверьям древних
египтян собака - важнейший элемент в заупокойном культе усопших. Она -
страж преисподней и спутник загробного существования душ. В Египте бог
мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с
головой собаки или шакала (иногда просто в виде шакала или собаки, на
первых этапах развития культуры, когда еще силен был зооморфизм). Он сопровождал
души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души)
на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная
роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка
тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Культ Анубиса
в Египте намного древнее почитания Осириса и возможно он послужил основой
для формирования представлений о шумерской собакоголовой богине Бау. Анубис
в иероглифах часто писался как "Ан-пу", возможно, здесь указывалось на
происхождение отца Бау, шумерского бога Ан. Сириус - Звездный Пес - отождествлялся
с шакалоглавым Анубисом, сыном Осириса (по другим версиям мифа - Ра).
Считается, что Анубис сторожит и охраняет богов, как собаки охраняют людей,
его имя означает "Стоящий впереди чертога Богов". По другим вариациям
египетских мифов, Сотис (или Сопдет, Септет) - богиня звезды Сириус, также
покровительница умерших, она часто отождествлялась с самой Изидой (в частности,
по одной из легенд, Изида зачала Гора в образе звезды Сотис) - празднование
Изиды довольно часто
совершалось с празднованием восхода Сириуса, на этих празднованиях впереди
колесницы Изиды несли изображение собак, или даже вели живых собак. Изображения
Анубиса сохранились на стенах погребальных камер и гробниц. Статуя этого
бога украшала храм Изиды и Озириса, гробницы в катакомбах Ком-Эль-Шугафа,
являющихся одним из известных мест древнейших погребений в Александрии.
Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов
и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий
над девятью пленниками шакал. Центром культа Анубиса считался Кинополь
- "город собаки". И если кто из жителей других городов убивал собаку из
Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны. Дополнительно
можно отметить и тот факт, что обязанности палача в Древнем Египте исполнял
жрец в маске Анубиса. В Древнем Египте собак обожествляли подобно многим
другим животным. На изображениях в гробницах нередко встречается порода
близкая современной фараоновой собаке. Собака вообще пользовалась особой
любовью у египтян. Геродот рассказывал, что когда в семье египтянина умирала
собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии
с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде.
Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном
кладбище. (Эти кладбища существовали, чуть ли не в каждом городе.) Участники
траурной процессии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине
близкого человека... Трупы собак мумифицировались, но мумии эти все же
довольно редки, их гораздо меньше кошачьих. В египетском фольклоре, собаки
также играли роль, хотя и небольшую. Не исключено, что роль собаки в заупокойном
культе египтян заимствована у более древней цивилизации. Новейшие результаты
исследований
древненубийской культуре Керма, существовавшие на севере нынешнего Судана,
показывают, что около 4 тыс. лет назад рядом с государством фараонов в
долине Нила процветала независимая цивилизация, соперничавшая с могущественными
северными соседями. В эпоху Нового царства Нубия была завоевана египтянами.
Но к этому времени ее самобытная культура уже испытывала влияние египетской,
и следы древней цивилизации затерялись во тьме веков. В захоронениях культуры
Керма археологи обнаружили хорошо сохранившуюся могилу женщины. В ее правой
руке - палка, рядом - веер из страусовых перьев, по левую руку, лежал
маленький кожаный кошелек , а у ног молодая собака рыжей масти.
dog-info.narod.ru
Как относились к собака в Египте?. Детская собака
Как относились к собака в Египте?
В древнем Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала (иногда просто в виде шакала или собаки). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.
Изображение Анубиса сохранилось на стенах погребальных камер и гробниц. Статуя этого бога украшала храм Изиды и Озириса, гробницы в катакомбах Ком-Эль-Шугафа, являющихся одним из известных мест древнейших погребений в Александрии. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал.
Центром культа Анубиса считался Кинополь — «город собаки». И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
pets.wikireading.ru
Виртуальный клуб «Животные в мифологии» / Блог / Собаки в древнем Египте
Из локального божества собака превратилась в общеегипетское божество - Анубиса. По поверьям древних египтян собака - важнейший элемент в заупокойном культе усопших.
Она - страж преисподней и спутник загробного существования душ. В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала (иногда просто в виде шакала или собаки, на первых этапах развития культуры, когда еще силен был зооморфизм). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Культ Анубиса в Египте намного древнее почитания Осириса и возможно он послужил основой для формирования представлений о шумерской собакоголовой богине Бау. Анубис в иероглифах часто писался как "Ан-пу", возможно, здесь указывалось на происхождение отца Бау, шумерского бога Ан. Сириус - Звездный Пес - отождествлялся с шакалоглавым Анубисом, сыном Осириса (по другим версиям мифа - Ра). Считается, что Анубис сторожит и охраняет богов, как собаки охраняют людей, его имя означает "Стоящий впереди чертога Богов". По другим вариациям египетских мифов, Сотис (или Сопдет, Септет) - богиня звезды Сириус, также покровительница умерших, она часто отождествлялась с самой Изидой (в частности, по одной из легенд, Изида зачала Гора в образе звезды Сотис) - празднование Изиды довольно часто совершалось с празднованием восхода Сириуса, на этих празднованиях впереди колесницы Изиды несли изображение собак, или даже вели живых собак. Изображения Анубиса сохранились на стенах погребальных камер и гробниц. Статуя этого бога украшала храм Изиды и Озириса, гробницы в катакомбах Ком-Эль-Шугафа, являющихся одним из известных мест древнейших погребений в Александрии. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Центром культа Анубиса считался Кинополь - "город собаки". И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны. Дополнительно можно отметить и тот факт, что обязанности палача в Древнем Египте исполнял жрец в маске Анубиса.
В Древнем Египте собак обожествляли подобно многим другим животным. На изображениях в гробницах нередко встречается порода близкая современной фараоновой собаке. Собака вообще пользовалась особой любовью у египтян. Геродот рассказывал, что когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище. (Эти кладбища существовали, чуть ли не в каждом городе.) Участники траурной процессии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине близкого человека... Трупы собак мумифицировались, но мумии эти все же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих. В египетском фольклоре, собаки также играли роль, хотя и небольшую. Не исключено, что роль собаки в заупокойном культе египтян заимствована у более древней цивилизации. Новейшие результаты исследований древненубийской культуре Керма, существовавшие на севере нынешнего Судана, показывают, что около 4 тыс. лет назад рядом с государством фараонов в долине Нила процветала независимая цивилизация, соперничавшая с могущественными северными соседями. В эпоху Нового царства Нубия была завоевана египтянами. Но к этому времени ее самобытная культура уже испытывала влияние египетской, и следы древней цивилизации затерялись во тьме веков. В захоронениях культуры Керма археологи обнаружили хорошо сохранившуюся могилу женщины. В ее правой руке - палка, рядом - веер из страусовых перьев, по левую руку, лежал маленький кожаный кошелек , а у ног молодая собака рыжей масти.
Источник
www.pitomec.ru
На службе фараонов. Слово о собаке
На службе фараонов
Древнеегипетские фрески, каменные барельефы, слоновая кость запечатлели охотничьих гладкошерстных собак типа легавых, а также мощных сторожевых псов типа мастифов. Были у египтян собаки с висячими и стоячими ушами, с однотонным окрасом и пятнистые, напоминающие современных далматских собак.
Это настолько редкая собака, что мне не удалось сфотографировать ее ни в нашей стране, ни в целом ряде стран Европы, которые довелось посетить.
Пришлось взять ее изображение на почтовой марке африканской страны Мозамбик. И собака эта — типично африканская по происхождению.
Ее имя — басенджи.
Известно, что басенджи водились, болев 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.
Судя по рисункам на стенах погребальных камер египтян, это были небольшие собачки с закрученным штопором хвостом, бойкие на вид. Они отличались тем, что никогда не лаяли. Другой особенностью каждого басенджи, как свидетельствуют древние папирусы, была исключительная чистоплотность: басенджи вылизывает себя словно кошка.
Басенджи издавна высоко ценились и были доступны только аристократам. Их ценили, в частности, за выраженную элегантность и законченность форм. Впоследствии возникло мнение, будто басенджи полностью вымерли.
Однако в конце прошлого века они были обнаружены у некоторых племен банту в Конго. В частности, у племени басенджи; отсюда и название собак.
У африканцев басенджи содержались в полудиком состоянии на полном самообеспечении. Туземцы привязывали своим псам на шею колокольчики и использовали их на охоте. Аборигены называли басенджи «собака, прыгающая вверх и вниз» за способность высоко подпрыгивать в слоновой траве, высматривая дичь.
В 30-х годах XX века басенджи были ввезены в Англию и США, где эти собаки, похожие на грациозных маленьких газелей, быстро стали любимцами горожан: их отличает веселый, но уравновешенный нрав, преданность хозяину и, как уже отмечалось, неспособность лаять.
Это не значит, конечно, что басенджи абсолютно немое существо. Древнеегипетская собачка способна ворчать, производить звуки, похожие на смех, и даже весьма мелодично завывать — «петь», как утверждают любители этой редкой породы.
Однажды на выставке собак в Лондоне произошел беспрецедентный случай: получив за экстерьер большую золотую медаль, трехлетний басенджи с претенциозной кличкой Черчилль внезапно решил нарушить обет пятидесятивекового молчания.
Радостно-взволнованный, он во всеуслышание произнес: — Гав!
Видимо, и в собачьем мире нет правил без исключения…
Различные памятники Древнего Египта донесли до нас изображения стрелков из лука с сопровождающими их собаками, которые использовались для нападения и преследования врагов. Возраст этих памятников — 5—6 тысяч лет.
По мнению многих ученых, Египет, Африка — родина всех борзых собак. Во всяком случае, первые изображения борзых с явными признаками одомашнивания появились именно у древних египтян.
Особой любовью у египтян в древности пользовалась борзая салюки, выходец из долины Евфрата, страны шумеров. Изображения салюки, обнаруженные на гробницах знатных людей, датируются 2100 годом до нашей эры.
Волки (гривистые волки) являются родоначальниками борзых и гончих собак.
Судя по древнегреческим описаниям, охота с борзыми долгое время была неизвестна европейцам. Иное дело — Азия: останки похожих на салюки собак ученые находят в современной Сирии, в раскопках поселений шестого тысячелетия до нашей эры.
По мнению некоторых западных кинологов, именно Древний Египет — прародина и афганских борзых, которые в большом количестве содержались на псарнях фараонов, а затем получили широкое распространение на Синайском полуострове и в Восточном Средиземноморье; через древний Иран они попали в Афганистан, который стал их второй родиной.
У советских же кинологов существует мнение, что предками афганских борзых были среднеазиатские борзые тазы.
Тазы, борзые советской Средней Азии, — редкие и оригинальные собаки, потомки арабских гончих — салуки.
По преданию, именно пара египетских борзых представляла весь собачий род на Ноевом ковчеге. Так что если исходить из этой библейской посылки, то все современные собаки — потомки борзых предусмотрительного папаши Ноя…
Элегантные, утрированно сухие среднеазиатские борзые — продукт многовековой охотничьей культуры.
Птицей догоняют эти собаки увертливого пустынного зайца-толая, шуструю маленькую лисичку-корсака, а в недалеком прошлом от лучших тазов не уходили даже быстроногие джейраны. Недаром существует легенда о том, что резвейшие тазы появляются на свет из яйца красной утки-огаря, передавшей собаке скорость своего полета.
Разнообразие климата, степной растительности, грунта в различных областях и краях СССР, да и изменчивость самого объекта охоты — зверя — все это неизбежно вело к разнообразию некоторых запросов охотника к собаке в разных местах, а отсюда, конечно, и к созданию целого ряда разновидностей ловчих собак.
У «азиатов» сильно развиты те же качества, что и у борзых других пород, — резвость, зоркость, поимистость, маневренность (ловкость) на угонках, жадность и злоба к зверю, а также сила и выносливость, позволяющие собаке работать подолгу и настойчивой скачкой брать на измор даже особенно резвого зверя. Но в работе «азиаты» имеют важное отличив от русской борзой: кроме зрения они нередко пользуются и чутьем, могут разыскать зверя по следу, что другим борзым собакам совершенно не свойственно.
Среднеазиатских борзых редко увидишь на выставках. Многие держатели их понятия не имеют о ведении родословных.
Однако они тщательно отводят поколения своих питомцев от лучших полевых собак, жестко выбраковывают медлительных тупиц и ублюдков. Играя важнейшую роль в охотничьем промысле, борзая пользуется у среднеазиатских охотников большим почетом; нередко хозяин держит любимицу в своем жилье и для спанья подстилает ей ковер.
Разводили египтяне и декоративных комнатных собачек, считая их лучшим подарком ребенку, в частности малых борзых и левреток. В Древнем Египте собаки в доме каждого египтянина пользовались большим почетом и уважением. Древнегреческий историк Геродот авторитетно свидетельствует: когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур. В соответствии с тогдашним обычаем они брили головы и длительное время не прикасались к еде.
Тело усопшей собаки в Древнем Египте подвергалось бальзамированию, его оборачивали тонкими тканями и торжественно относили на специальное кладбище для собак, существовавшее в каждом городе. Сопровождающие лица, все члены траурной процессии горько рыдали и причитали, как это и положено при кончине дорогого члена семьи…
Левретки.
Древний Египет. Анубис — бого-пес.
Египтяне даже построили в честь собак специальный город Кинополис, Город Собак. Если кто из обитателей других городов убивал собаку из Кинополиса, жители города считали это достаточным поводом для объявления войны…
И напрасно было пытаться спрятать тело убитой собаки, скажем, закопать в землю — «детективы» из Кинополиса все равно его находили. Вероятно, отсюда и пошло выражение: «Вот где зарыта собака!»
И теперь так говорят, если обнаружат нечто тайное, криминальное или загадочное…
Роль собаки в Древнем Египте отнюдь не ограничивалась чисто утилитарной сферой: охотой, охраной имущества или развлечением подрастающего поколения, египтяне прежде всего относились к собаке как к божеству.
Собачью голову имел достопочтенный Анубис, бог-пес с телом человека, бог мертвых. Его изображения находят на стенах погребальных камер и гробниц, на барельефах. Правда, иногда голову божественного Анубиса именуют шакальей. Но видимо, это не принципиально.
Как правило, собака входила важным непременным элементом в заупокойный культ усопших как страж преисподней и спутник загробного существования душ. Анубис, собакоголовый бог подземного царства древних египтян, конвоировал их души в зал судилища, где он взвешивал сердца усопших, символ души, на специальных весах, используя в качестве разновесов легчайшие пушинки.
Не исключено, что роль собаки в заупокойном культе египтян заимствована у более древней цивилизации. Новейшие результаты исследований древненубийской культуры Керма, существовавшей на севере нынешнего Судана, показывают, что около четырех тысяч лет назад рядом с государством фараонов в долине Нила процветала независимая цивилизация, соперничавшая с могущественными северными соседями. В эпоху Нового царства Нубия была завоевана египтянами. Но к этому времени ее самобытная культура уже испытала влияние египетской, и следы древней цивилизации затерялись во тьме веков.
В захоронениях культуры Керма археологи обнаружили хорошо сохранившуюся могилу женщины. В ее правой руке — палка, рядом — веер из страусовых перьев, по левую руку лежал маленький кожаный кошелек, а у ног — молодая собака рыжей масти. Эта собака, точнее, то, что от нее осталось, напоминает басенджи, пастушескую собаку, которая была широко распространена в долине Нила еще 500 лет назад.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
pets.wikireading.ru
Собаки и мифы Древнего Египета
"Не смотрите на своих собак как на людей,
иначе они станут смотреть на вас как на собак".
М. Скотт
Ученые считают, что культ животных в Египте развился на тотемической основе. Была в их числе и собака. Поначалу она была локальным божеством. После объединения Египта многие локальные божества утратили свое значение, другие (если ном был могуч, подчинял другие номы) превратились в общенациональные. Из локального божества собака превратилась в общеегипетское божество - Анубиса.
По поверьям древних египтян собака - важнейший элемент в заупокойном культе усопших. Она - страж преисподней и спутник загробного существования душ. В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала (иногда просто в виде шакала или собаки, на первых этапах развития культуры, когда еще силен был зооморфизм). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.
Культ Анубиса в Египте намного древнее почитания Осириса и возможно он послужил основой для формирования представлений о шумерской собакоголовой богине Бау. Анубис в иероглифах часто писался как "Ан-пу", возможно, здесь указывалось на происхождение отца Бау, шумерского бога Ан.
Сириус - Звездный Пес - buy levitra отождествлялся с шакалоглавым Анубисом, сыном Осириса (по другим версиям мифа - Ра). Считается, что Анубис сторожит и охраняет богов, как собаки охраняют людей, его имя означает "Стоящий buy priligy online впереди чертога Богов".
По другим вариациям египетских мифов, Сотис (или Сопдет, Септет) - богиня звезды Сириус, также покровительница умерших, она часто отождествлялась с самой Изидой (в частности, по одной из легенд, Изида зачала Гора в образе звезды Сотис) - празднование Изиды довольно часто совершалось с празднованием восхода Сириуса, на этих празднованиях впереди колесницы Изиды несли изображение собак, или даже вели живых собак. Изображения Анубиса сохранились на стенах погребальных камер и гробниц.
Статуя этого бога украшала храм Изиды и Озириса, гробницы в катакомбах Ком-Эль-Шугафа, являющихся одним из известных мест древнейших погребений в Александрии. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Центром культа Анубиса считался Кинополь - "город собаки". И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны. Дополнительно можно отметить и тот факт, что обязанности палача в Древнем Египте исполнял жрец в маске Анубиса. В Древнем Египте собак обожествляли подобно многим другим животным. На изображениях в гробницах нередко встречается порода близкая современной фараоновой собаке.
Собака buy clomid online вообще пользовалась особой любовью у египтян. Геродот рассказывал, что когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище (эти кладбища существовали, чуть ли не в каждом городе.) Участники траурной процессии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине близкого человека... Трупы собак мумифицировались, но мумии эти все же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих.
В египетском фольклоре, собаки также играли роль, хотя и небольшую. Не исключено, что роль собаки в заупокойном культе египтян заимствована у более древней цивилизации. Новейшие результаты исследований древненубийской культуре Керма, существовавшие на севере нынешнего Судана, показывают, что около 4 тыс. лет назад рядом с государством фараонов в долине Нила процветала независимая цивилизация, соперничавшая с могущественными северными соседями. В эпоху Нового царства Нубия была завоевана египтянами. Но к этому времени ее самобытная культура уже испытывала влияние египетской, и следы древней цивилизации затерялись во тьме веков. В захоронениях культуры Керма археологи обнаружили хорошо сохранившуюся могилу женщины. В ее правой руке - палка, рядом - веер из страусовых перьев, по левую руку, лежал маленький кожаный кошелек , а у ног молодая собака рыжей масти.