Тема: Философия Древней Индии. Философия древней индии таблица
Индийская философия. Философия в схемах и таблицах (Аблеев С. Р.)
Данная статья представляет собой часть 2-й главы книги Аблеева С. Р. «Философия в схемах таблицах». Речь пойдет о периодах развития индийской философии.
Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.
Таблица 15
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Ведический период — до VI-V в. до н. э.
2. Классический период — VI в. до н. э. — первая пол. I тыс.
3. Постклассический (схоластический) период — Первая пол. I тыс. — XVIII в.
4. Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии — XIX — XX вв.
Схема 16
ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ
Веды
Пураны
Брахманы
Итихасы
Араньяки
Эпические поэмы
Упанишады
Схема 17
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (ДАРШАНЫ)
1. АСТИКА (ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ) — признавали авторитет Вед и разделяли философские убеждения их авторов (Бог, Высшие Миры, душа, жизнь после смерти, карма, сансара, перевоплощения):
Санкхья (Капила)
Йога (Патанджали, Вьяса)
Веданта (Бадараяна, Вьяса)
Ньяя (Готама)
Вайшешика (Канада)
Миманса (Джаймини)
2. НАСТИКА (НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ) — не признавали авторитет Вед или выступали с критикой брахманизма.
Джайнизм (Махавира)
Буддизм (Гаутама Будда)
Чарвака (Брихаспати)
Адживика (Макхали Госала)
Таблица 18
НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Авидья — незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших духовных истин.
Атман — высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека.
Брахман — высшая объективная Реальность; безличное Абсолютное начало Бытия.
Гуны — свойства материальной природы (саттва, раджас, тамас).
Джива — в широком смысле душа или искра жизни, монада, вселенское жизненное начало.
Дхарма — моральный закон; долг; духовное учение (существуют и др. значения).
Карма — закон причин и следствий; воздаяние; рок или судьба.
Лока — область; место; сфера; мир.
Майя — иллюзия; мираж; космическая сила, создающая объективный мир.
Мукти — освобождение от сансары и земной кармы.
Нирвана — высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия.
Сансара — круговорот постоянных перевоплощений души, вращение души в круге духовных и материальных миров.
Схема 19
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: КОНЕЦ I ТЫС. ДО Н. Э. — XVIII В.)
1. ФИЛОСОФИЯ ИНДУИЗМА:
Адвайта-веданта (Шри-Шанкара)
Вишишт-адвайта (Рамануджа)
Вишнуизм (Мадхва, Чайтанья, Госвами, Баладэва)
Шиваизм
Шактизм
2. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ (Вьяса, Мишра, Бходжараджа)
Разновидности классической индийской йоги:
Раджа-йога
Карма-йога
Джнани-йога
Бхакти-йога
3. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА
Религиозно-философские течения:
Хинаяна (Будхагхоша, Вусубандху)
Махаяна (Нагарджуна, Асвагоша)
Философские школы:
Вайбхашика (Вусубандху, Бхаданта, Дхарматрата)
Саутрантика (Кумаралабдха, Дхармоттара, Яшомитра)
Мадхъямика (Нагарджуна)
Иогачара (Асанга, Вусубандху)
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
www.mudriyfilosof.ru
Тема: Философия Древней Индии.
Особенности древнеиндийской философии. Веды и их значение.
Основные категории философии Древней Индии.
Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.
Литература основная:
Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro
Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.
Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Индия – одна из самых загадочных и древнейших цивилизаций мира. Её истоки относятся еще к 3 тысячелетию до н.э. Именно тогда возникла так называемая индская культура.
Индийская философия – как и культура, - одна из самых древних в истории человечества. Это одно из наиболее глубоких и оригинальных явлений человеческой культуры. Философия оказала колоссальное воздействие на все духовное развитие страны, на общественных деятелей в самой Индии – Р.Тагора, М.Ганди, Дж.Неру и пр. Однако её роль и значение выходят далеко за пределы собственно индийского ареала. Её своеобразие, неповторимость оказали мощное воздействие на многих европейских мыслителей, таких как: Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Г.Гегель, А.Шопенгауер, Ф.Ницше, А.Эйнштейн, Л.Толстой, наконец – Е.Блаватская и др. Многие из этих идей проникли и в массовое сознание, и в вульгаризированном виде составляют часть современной массовой культуры. Кому не доводилось слышать о законах «кармы»? Это относится к такой идее как «сансара» или, как обычно её называют в европейской культурной традиции - реинкарнация. Вопрос о том, сколько жизней мы прожили, кем были в прошлом, породил множество произведений массовой культуры.
Обратите внимание:
Веды – древнейший памятник индийской культуры. Веды – это поэтические сборники гимнов, посвященные древнеиндийским богам. Язык священных текстов – санскрит – признавался единственным подлинно человеческим языком, на котором все вещи имеют правильное обозначение.
Веды считаются одной из древнейших книг на земле.. Самые ранние из них создавались за 1500 – 800 лет до нашей эры. Веды передавались устно, индийцы называли их «шрути» – что значит услышанное.
Самые ранние Упанишады были составлены в Северной Индии в VII или VIII веке до н. э. Буквально термин «Упанишады» означает «сидящий рядом», но он приобрел смысл эзотерического учения, поскольку эти тексты содержат тайные доктрины, которые лесные отшельники передавали своим близким ученикам. Упанишады относятся к числу величайших интеллектуальных достижений в истории человечества. Хотя Упанишады не излагают какую-то одну философскую систему, а скорее выражают интеллектуальные искания, часто противоречащие друг другу, их общей темой является онтологическое единство, вера в то, что всё радикальным образом связано между собой.
Индийский философ VIII в. н. э. Шанкара в своих комментариях к первой сутре «Веданта-сутр» говорит, что для изучения философии необходимо:
знать о различии между вечным и преходящим;
быть отрешенным от всех мелких желаний, личных мотивов и практических интересов;
вести достойную человека нравственную и добродетельную жизнь;
владеть техникой медитации.
ВЕДЫ
Самхиты
(гимны)
Основное содержание
Ригведа
Веда гимнов. Собрание 1017 гимнов (самхит). Это обращения к ведическим богам и молитвы. Ригведа была обрядовым руководством для жреца, отвечавшего за исполнение гимнов во время жертвоприношений.
В Ригведе уже присутствуют некоторые предфилософские понятия (философские идеи) – Пуруша, рита, сансара, карма,
Самаведа
Веда песнопений. Описание правильного произнесения гимнов Ригведы во время жертвоприношения. Использовалась жрецом, отвечавшим за музыкальное сопровождение обряда.
Яджурведа
Веда жертвоприношений.Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы. Руководство для жреца, отвечавшего за обеспечение обряда всем необходимым (например, дровами и «сомой»).
Атхарваведа
Веда магических заговоров.Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам. Находилась убрахмана, (главного жреца) или у царского жреца, которые осуществляли общее руководство обрядом.
Система священных текстов
Брахманы
Поскольку главный жрец – брахман составлял комментарии к самхитам, то эти книги и получили название Брахманов.
Араньяки
Некоторые жрецы уходили в лес и становились лесными отшельниками. В результате их комментариев к Самхитам и Брахманам, появились книги Араньяки (лесные).
Упанишады
Когда к отшельникам стали приходить ученики, садились рядом с ними и учились мудрости, появились книги, написанные этими учениками (упанишада – означает сидеть возле, сидение у ног учителя).
Именно Упанишады легли в основу классической древнеиндийской философии.
В индийской традиции относят к ним 108 книг, создававшихся с VIв. до н.э. – поXVIв. н.э. Говоря о древнеиндийской философии имеют в виду, прежде всего Упанишады, созданные вIтыс. до н.э.
Существует три основных разногласия между ортодоксальными школами:
Хотя все ортодоксальные школы признают авторитет Вед, но каждая из школ придает им свою степень значимости.
Разные школы ищут просветления разными путями. Для одних лучший путь – это знания, для других благие деяния, для третьих – вера.
Разные школы дают неодинаковые ответы на вопрос есть ли Бог. Хотя все ортодоксальные школы рассматривают метафизические вопросы, не все рассматривают Бога как ключевую фигуру в мироздании.
Заполните таблицу.
Особенности философии Древней Индии
Автохтонность
Дополнительная литература.
Пименов В.А. Возвращение к дхарме. М., 1998.
Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.
Брнгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М.,
Основные понятия: брахман, атман, майя, дхарма, сансара, мокша, ахимса, ортодоксальные и неортодоксальные школы, гедонизм, аскеза.
ТЕМА: ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.
Особенности китайской философии и основные категории.
Конфуцианство – этико-социальная философия.
Даосизм – основные идеи.
Легизм – школа законников.
Учебная литература
Алексеев П.В. История философии. М.: «Проспект», 2006.
Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.
Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro
Дополнительная литература.
Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.
Бабаев Г.А. История философии. Курс лекций.М.2006.
Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.
Мудрецы Китая. СПб., 1994
Стивенсон Джей. Восточная философия. М., 2005.
Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1996.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., Высшая школа, 1991.
Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.
Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся, т. е. Поднебесная. Почти со всех сторон Китай естественно ограничен - море и горы, только с севера его территория долго не имела преград. Но это «упущение природы» было ликвидировано в III в. до н. э., когда первый китайский император Цинь Ши-хуанди отдал приказ о строительстве Великой Китайской стены. Эта стена стала своеобразным знаком, символом государственности и культуры Китая. Территориальная обособленность Китая сыграла немалую роль в истории страны: ограниченность пространства перешла в некую культурную замкнутость и сосредоточенность на самой себе. Все, что оставалось за пределами Китая, было жутким и непонятным миром варваров.
Одним из самоназваний Китая - кроме Тянь-ся - стало «Срединные царства», т. е. середина, центр мироздания, а сами китайцы стали ощущать себя единственными носителями культуры, ответственными перед Небом и Землей за правильность космического цикла (чередование весны и осени, движение небесных светил, смена приловов и отливов). Это чувство ответственности получило воплощение в ритуале (знаменитых «китайских церемониях»), пронизавшем и пропитавшем собой все уровни китайского бытия и культуры.
История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет. С 2700 г. до н. э. – начало цивилизации Китая. За китайской цивилизацией закрепились эпитеты «великая», «уникальная». Больших успехов китайские ученые достигли в астрономии, математике, географии, медицине, философии и т.д. Народ Древнего Китая изобрел порох, бумагу, компас, книгопечатание. Отдавая должное уникальности, древности и бесспорной оригинальности китайской цивилизации и культуры (особенно архитектуре, литературе, искусству, отдавая дань работоспособности и профессионализму, организованности китайцев) нельзя не отметить такие особенности культуры как восточный деспотизм и вытекающий из этого традиционный культ личности, подавление индивидуальности.
Истоки этого в историческом развитии Китая. Географические и социально-экономические условия древнего Китая требовали коллективных действий, оставляя очень мало места для инициативы личности. Только коллективно можно было справиться с разливами рек, бороться с засухой, построить многие тысячи верст пограничной стены для защиты, создать систему «оповещения» о нападении кочевых племен. Отдельный человек был всегда только частью социальной общности – семьи, рода, клана, государства. Даже общение с умершими предками было коллективное, обряд жертвоприношения умершим предкам совершался всей семьёй или кланом.
Зарождение китайской философии в начале VI века до н. э. относится к периоду войн и распада государственной власти. В силу этого китайская философия всегда носила практический, прикладной характер. Ранняя китайская мысльискала решение насущных общественных проблем, предлагая практичные наставления правителям и гражданам. Древние китайские философы впервые приступили к разработке тех правил, по которым должен жить человек. Философы видели свою основную задачу в теоретическом и практическом осмыслении жизни общества и личной судьбы человека. Доминантными формами творчества в китайской философии стали комментаторство древних классических произведений. Даже самые смелые новаторы стремились выглядеть всего лишь истолкователями старинной идеологической ортодоксии. Теоретическое новаторство, как правило, не только не акцентировалось и не получало явного выражения, но, напротив, намеренно растворялось в массе комментаторского текста.
История китайской философии очень условно может быть разделена на три этапа:
Особенно серьезны были расхождения между школами по двум вопросам:
•о реальности или иллюзорности физических и психических объектов;
•о сути сансары и нирваны2.
Оба эти вопроса непосредственно связаны с пониманием сущности дхарм3.
Будда учил, что человек — это всего лишь совокупность дхарм, а его жизнь и даже последовательность всех жизней (при перерождениях) — это поток дхарм. Но сам Будда отказывался отвечать на вопросы о реальности объектов, которые предстают в нашем восприятии
1Об этих двух направления буддизма см. с. 59.
2О понятиях сансары и нирваны см. с. 58—59.
3О понятии «дхармы» см. с. 55—56.
158
как самостоятельные физические или психические, считая это несущественным для дела спасения1. Тем не менее развитие философской мысли неизбежно вело к постановке данной проблемы и к тому или иному ее решению. Так, пусть книга, которую вы сейчас держите в руках, является определенным объектом для вас в силу «проявления» дхарм телесной формы, ощущений и т.д. Но существует ли при этом данная книга реально, не зависимо от нас, как физический объект? Или, может быть, реально существует хотя бы образ этой книги в нашем сознании, т.е. психический объект? Или же все это иллюзии, наваждения? В различных школахпо-разномуотвечали на данный вопрос (табл. 40).
Таблица 40. Реальное и иллюзорное
Школа
Реально существуют
Являются иллюзией
Мадхьямика
Пустота
Духовные и физи-
ческие объекты
Йогочара
Духовные объекты
Физические
объекты
Саутрантика
Духовные и физические объекты
—
Вайбхашика
Две школы махаяны (мадхьямика и йогочара) роднит то, что существование физических объектов считается иллюзией, а расходятся они в трактовке природы духовных объектов.
Две школы хинаяны (саутрантика и вайбхашика) объединяет то, что признается реальное существование и духовных, и физических объектов, но зато они принципиально расходятся в вопросе о том, как мы узнаем о существовании этих объектов. Приверженцы саутрантики считали, что вывод о существовании таких объектов мы делаем только на основании деятельности нашего сознания. А приверженцы вайбхашики полагали, что эти объекты воспринимаются непосредственно, а не на основании деятельности нашего сознания.
В основу философии двух школ хинаяны — саутрантики и вайбхашики (и особенно последней) — легло разработанное Васубандху2 (IV в.) учение о дхармах. Васубандху считал, что все дхармы (прошлого, настоящего и будущего) реально существуют: они ни откуда не воз-
1В буддизме принято также говорить, что ответом на эти вопросы являлось «молчание Будды».
2Интересно отметить, что сам Васубандху позднее перешел в махаяну.
159
никают и никуда не исчезают. (Тем самым обосновывается и «реальное» существование всех физических и психических объектов.) Но дхармы существуют по-разному:дхармы настоящего — как проявленные, а