Дискобол скульптура древней греции. Дискобол – первая скульптура движущегося человека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Скульптуры Древней Греции Дискобол V в до. Дискобол скульптура древней греции


"Дискобол": скульптура Мирона.

Древнегреческая культура - одно из величайших достижений античной эпохи, оказавшее непосредственное влияние на дальнейшее развитие всего человеческого общества. Люди, населявшие земли Эллады, оставили своим потомкам много образцов материального и духовного искусства. Особенно преуспели греки в создании скульптурных композиций. Античные статуи, сохранившиеся до наших дней, поражают своей красотой, гармонией и величественностью.

дискобол скульптура

Самым знаменитым образцом древнегреческого искусства является "Дискобол" - скульптура из бронзы, изображающая юношу-атлета во время спортивных соревнований. Датой создания этого античного шедевра историки считают середину V столетия до н. э. - период наивысшего расцвета Афин. Оригинал статуи бесследно исчез в Средние века, однако сохранилось несколько её копий, датируемых временами Римской империи.

Некоторые факты из жизни Мирона

На сегодняшний день доподлинно известно, кто является автором скульптуры "Дискобол". Название статуи связывают с именем Мирона - знаменитого мастера, жившего и творившего в Афинах в V веке до н. э. О самом скульпторе известно очень мало. Годы его жизни и смерти историки определить не смогли. Есть информация, что он родился в Элевферах - маленьком городке, расположенном между Аттикой и Беотикой, позже переехал в Афины, где его наградили титулом гражданина города (такое звание давали только выдающимся людям). Учителем создателя "Дискобола" был талантливый скульптор Агелад из Аргоса. Мирон считался популярным мастером, он получал множество заказов со всех греческих регионов. Его авторству принадлежит немало статуй древнегреческих героев и богов, среди которых фигуры Геракла, Зевса и Афины на острове Самос, изваяние Аполлона в Эфесе, ряд скульптурных композиций в Аргосе, памятник Персею в Афинском акрополе и множество других произведений искусств.

Занимался Мирон и ювелирным делом. Его современники оставили сведения о том, что он изготавливал сосуды из серебра.

Несмотря на то, что Мирон оставил после себя большое количество статуй, самой известной из них всех является «Дискобол». Скульптура, изображающая прекрасного, физически развитого атлета, считается первым античным памятником, запечатлевшим человека в момент движения. Древние греки высоко почитали спорт. дискобол автор скульптуры

Они были убеждены, что жизнь рождается из состязаний и борьбы. Не удивительно, что Олимпийские игры появились именно в этой стране. Тема спорта была излюбленной для многих античных скульпторов. Не остался от неё в стороне и Мирон. В своих произведениях автор искусно передавал совершенство, красоту и силу атлетически сложенного мужского тела. Вершиной мастерства Мирона оказался «Дискобол». Автор скульптуры сделал её настолько реалистичной, что кажется, будто застывшая на мгновение фигура юноши сейчас оживёт и продолжит движение.

Описание скульптуры

Точно не известно, кого изобразил Мирон в статуе «Дискобол». Скульптура могла быть посвящена победителю спортивных состязаний: к такому мнению склоняется большинство исследователей античной культуры. Мирон запечатлел в бронзе фрагмент спортивной борьбы, когда обнажённый юноша нагнулся корпусом вперёд и отвёл руку назад, дабы замахнуться и как можно дальше метнуть диск. Крайнее напряжение чувствуется во всей фигуре атлета.

дискобол скульптура мирона

Несмотря на то что метатель диска застывший, всё его тело пропитано движением: руки находятся в положении сильного размаха, ноги буквально вдавлены в землю, на накачанном торсе виден каждый мускул. Спортсмен изображён в позе, в которой находиться более двух-трёх секунд невозможно. Это вызывает у зрителей ощущение, что он в любую секунду сменит положение, диск вырвётся из его правой руки и стремительно полетит к цели. Хоть фигура атлета напряжена, она кажется лёгкой и естественной. В противовес туловищу, лицо у юноши на редкость спокойно и сосредоточенно. Оно выглядит безликим, без индивидуальных черт, из-за чего некоторые историки предполагают, что изображённый атлет – это собирательный образ идеального человека времён античности.

Особенности скульптуры

кто является автором скульптуры дискобол

В чём ценность статуи «Дискобол»? Автор скульптуры сумел передать в ней динамику, что до него не удавалось сделать ни одному мастеру. Попытки изобразить человеческую фигуру в движении делались и до Мирона, однако все они были безуспешны.

Метатели дисков у скульпторов более раннего периода получались скованными и застывшими. Их всегда представляли в виде атлетов, стоящих в позе победителя с выдвинутой вперёд ногой. По фигуре человека невозможно было понять, каким видом состязаний он занимается. Мирон оказался первым, кому удалось сотворить статую спортсмена в период соревнований, вдохнув в бронзу энергию и азарт игры.

Историческое значение статуи

«Дискобол» - скульптура Мирона, которая как нельзя лучше отображает идеального античного человека с такими присущими ему чертами, как сила, целенаправленность, спокойствие, гармоничность. Древнегреческий атлет всем своим видом символизирует стремление к победе, сопровождающееся сосредоточенностью и настоящим олимпийским спокойствием.

fb.ru

наглядное пособие и произведение искусства

Греческая культура периода классики богата не только архитектурными памятниками, но произведениями скульптуры. Их создавали такие замечательные мастера, как Поликлет, Скопас, Фидий, Пракситель, Агесанр и др. Работы Фидия до сих пор украшают знаменитый Акрополь. А работы Скопаса, Праксителя, Поликлета - коллекции знаменитых музеев мира. Одним из замечательных мастеров греческой классики в области скульптуры был Мирон - автор статуи "Дискобол".

Общая информация

Самая знаменитая из работ Мирона, статуя "Дискобол", создана греческим скульптором ок. 460-450 гг. до н. э. Оригинал ее хранится в Риме в Национальном музее. История знакомства с произведением Мирона связана с описанием ее древнегреческим писателем Лукианом. Но, к сожалению, подлинное произведение скульптора было утрачено.

Статуя

В свое время со статуи было выполнено четыре копии из разных материалов, оригинал же сделан из бронзы. Считается, что лучшей копией является статуя "Дискобола" из мрамора.

Копии несложно отличить от подлинного шедевра. Оригинал статуи "Дискобол" скульптора Мирона отличается ракурсом головы атлета - юноша смотрит на диск, а атлеты статуй-копий - вниз, в пол.

Статуя

Попытка воссоздания

В 1906 г. была осуществлена попытка восстановления подлинной статуи Мирона. С "Дискобола" был снят слепок - с той копии, которая сохранилась наиболее прилично. Некоторые части этой версии скульптуры сохранились плохо, а потому слепок головы атлета был снят со статуи из палаццо Ланчелотти, найденной в 171 году на Эсквилинском холме Рима, правой руки - со статуи "Дискобола" из Флоренции, а ступней ног - с версии, хранящейся в Британском музее Лондона. После того, как от скульптуры были убраны подпорки, а "Дискобола" покрыли краской цвета патинированной бронзы, эффект оказался очень интересным. "Дискобол" Мирона был более живой и гармоничный. И более походил на изначальный вариант.

Статуя

Статуя Мирона "Дискобол" как учебное пособие и образец для подражания

По греческой традиции все подростки мужского пола с 12 лет должны были посещать спортивную школу - палестру. Там они занимались борьбой, легкой атлетикой (бегом и прыжками) метанием копья и диска.

В хорошую погоду занятия проходили в открытом прямоугольном дворе - перестиле, окруженном со всех сторон колонной галереей. А портики по периметру двора служили местом для занятий в ненастье.

В таких палестрах стояли скульптурные изображения атлетов, выполненные знаменитыми греческими мастерами. Среди них можно было видеть и статую Мирона "Дискобол". Эти скульптуры служили для мальчиков идеалом человеческого тела, гаромонично развитого при помощи спортивных упражнений, а потому прекрасного. Это был стимул для занятий.

Кроме того, по скульптуре можно было изучить технику подготовки тела к броску диска и правильное его положение. А также то, как нужно удерживать снаряд и управлять им.

Статуя "Дискобол" как произведение искусства

"Дискобол" - очень смелая попытка античного скульптора не только изучить, но и представить широкому зрителю особенности работы мускулов человека во время сильных физических нагрузок. При создании скульптуры автор использовал новаторский подход: во-первых, он отказался от изображения прямостоящего человека, а во-вторых - изобразил момент между двумя движениями спортсмена - замахом и броском.

Сам образ атлета поэтичен, хоть и вполне реалистичен. Автор не только отображал физические качества человека и его анатомию, но и немалое значение в скульптуре отвел духовной составляющей - качествам атлетов, особенностям их характера, личности: сосредоточенности, воли к победе, силе воли, спокойствию и умению его сохранять, состоянию психологического напряжения в период испытания. Все это вполне соответствует стремлению к совершенству, красоте и гармонии.

"Дискобол" изображен обнаженным, что соответствовало спортивным традициям Древней Греции, ведь на соревнованиях все участники выступали без одежды. А бронза, из которой была выполнена скульптура, придавала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи, что вполне соответствовало историческим фактам: древнегреческие спортсмены тренировались на открытом солнце, их кожа загорала под лучами солнца.

"Дискобол" в истории и литературе

В древней литературе писатели часто обращались в идеализированному образу "Дискобола" Мирона, которого многие считают собирательным портретом античного атлета. Однако древнегреческие писатели Плиний, Лукиан и Квентиллиан отмечали, что это - портрет вполне реального человека - победителя одних из Олимпийских игр древности. Филострат Старший - писатель из Древнего Рима считал, что это - юноша из трагичной истории о том, как однажды во время соревнований атлет убил диском своего друга Гиацинта. Существуют версии и о том, что "Дискобол" - изображение самого бога Аполлона.

В эпоху римской культуры и Возрождения интерес к древнегреческой культуре был велик. Сам император Адриан использовал копии с произведений знаменитых греческих авторов для оформления своей виллы в Тиволи. А римские папы в эпоху Ренессанса скупали античные произведения искусства, соревнуясь друг с другом, украшая ими свои дворцы.

В XX веке (во времена правления Гитлера) вновь обратились в фашистской Германии к этому образу. Но использовали его как идеологический символ. Сам Гитлер очень увлекался античным искусством, а статуя "Дискобол" Мирона была его любимым произведением. Потому в 1938 году он даже приобрел ее копию.

Статуя

Образ Дискобола и современное искусство

К образу и красоте человеческого тела и до сих пор обращаются художники. Его изображение создают в разных стилях и направлениях искусства скульптуры. Так, например, в коллекции Эрмитажа в разделе современного искусства экспонируется современная трактовка статуи Мирона. "Дискобол" имеет небольшие размеры: высотой всего 28 см. Фигурка отлита из бронзы, а по верху выполнено серебрение.

Статуя

В данной работе автор отказался от натурализма в угоду символизму. В этой версии художник изобразил современного человека, суть жизни которого - закрученное движение. Линии фигуры плавны и текучи. Что диссонирует с резкостью граней. Именно такое решение дает возможность передать напряжение и борьбу. Эта скульптура - соединение в одно целое прошлого, сиюминутного и будущего. Путь от слабости к силе, от безволия - к воле.

www.nastroy.net

Дискобол – первая скульптура движущегося человека » Умурзак Шанов

26 Июль 2015

Создание скульптур великими мастерами всегда подразумевало под собой запечатление фигуры человека или существа в инертном виде. Долгое время создатели не представляли, каким образом можно показать движение в статуе? Дискобол является первой попыткой создания скульптуры движущегося человека. Примечательно, что это творение родилось в Древней Греции, население которой передало последующим поколения богатство своей культуры.

diskobol-pervaya-skuljjptura-dvizhuwegosya-cheloveka

Описание

Неизвестно, какого конкретно человека изображает скульптура. Наиболее вероятно, что это победитель спортивного состязания. Автор запечатлел момент подготовки молодого человека, спортивного телосложения, к метанию диска: фигура наклонена немного вперед, рука с диском отведена назад, голова смотрит вдоль туловища. Создается атмосфера напряженности.

С первых секунд созерцания статуи ощущается ее движение: руки расположены таким образом, чтобы сделать замах, ноги готовы в необходимый момент выпрямиться для того, чтобы остальное тело, как пружина, выстрелило диском. Также виден рельеф напряженного тела. Поза застывшего спортсмена говорит о том, что так стоять долгое время нельзя, и скоро произойдет рывок.

Несмотря на всю напряженность, лицо молодого человека спокойно. Не нем сложно прочитать какие-либо эмоции, так же, как и определить принадлежность к какому-либо сословию. Историки пришли к выводу, изображенный молодой человек создан на основе нескольких образов, что и объясняет безликость статуи.

Автор скульптуры и год ее создания

Принято считать, что Дискобол был создан в пятом веке до нашей эры мастером из Афин – Мироном. О биографии автора данного исторического шедевра известно очень мало. Историкам не удалось определить точную дату его рождения, а также смерти. Известно, что Мирон родился не в Афинах, и переехал туда позже. Местные власти оценили труд данного человека и дали ему статус гражданина города, который выдавался только наиболее значимым людям.

Мирона обучал творческому ремеслу известный создатель скульптур — Агелад. Автора Дискобола почитали в разных уголках Древней Греции и постоянно снабжали его заказами на выполнение различных скульптур, среди которых следует выделить статуи древнегреческих богов.

Помимо своей скульптурной деятельности, Мирон занимался созданием серебряных сосудов.

diskobol-pervaya-skuljjptura-dvizhuwegosya-cheloveka1

Особенности

Дискобол символизирует любовь древнегреческого народа к спортивным состязаниям. Не удивительно, что в этой стране были созданы Олимпийские игры. Мирон во всех своих скульптурах старался передать спортивную красоту мужского тела. Дискобол стал вершиной его стараний.

Фигура молодого человека, приготовившегося к броску диска, настолько реалистична, что кажется невозможным создать нечто подобное в древние времена. Если сравнивать Дискобол с другими скульптурами того времени, в которых мастера так же, как и Мирон, старались наделить свою работу движением, то становится очевидным, что это им не удавалась. Их скульптуры не создавали атмосферы напряжения реалистичности фигуры человека. Мирон сделал феноменальный прорыв, создав Дискобола в то время.

Вывод

Древнегреческий скульптор Мирон передал через Дискобола главные качества своих молодых современников, которым до сих пор многие стремятся соответствовать: нацеленность на результат, концентрацию, совершенство тела и гармоничность. На Дискобола равняются и современные спортсмены, выступающие на крупных международных соревнованиях.

Заключение

Дискобол является культурным наследием Древней Греции. Ее ценность в том, что несмотря на несовершенство технологий того времени, автору творения удалось создать первую в мире скульптуру, на которой изображена фигура в движении. Сегодня этот шедевр способен вдохновить современных авторов на творческий прорыв.

www.sculptor-shanov.com

Скульптуры Древней Греции Дискобол V в до

Скульптуры Древней Греции

Дискобол. V в. до н. э. Мрамор. Фигура «Дискобола» передает огромное внутреннее напряжение, которое сдержано внешними формами скульптуры, упругими замкнутыми линиями, очерчивающими ее силуэт. В образе атлета Мирон раскрывает способность человека к активному действию.

ОБНАЖЕННЫЙ БОГ МОРЯ С ТЕЛОМ МОГУЧЕГО АТЛЕТА ПРЕДСТАВЛЕН В МОМЕНТ, КОГДА ОН БРОСАЕТ СВОЙ ТРЕЗУБЕЦ В ПРОТИВНИКА. ЭТО ПРЕКРАСНЫЙ ОБРАЗЕЦ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА БРОНЗОВОГО. В V ВЕКЕ ДО Н. Э. БРОНЗА СТАЛА ИЗЛЮБЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ СКУЛЬПТОРОВ, ТАК КАК ЕЕ ЧЕКАННЫЕ ФОРМЫ ОСОБЕННО ХОРОШО ПЕРЕДАВАЛИ КРАСОТУ И СОВЕРШЕНСТВО ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА.

Копьеносец Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем, отлитой около 450— 440 годов до н. э. Могучий обнаженный атлет — Дорифор — изображен в сполопной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и слетка повернув голову, смотрит в даль. Кажется, что юноша только что нагнулся вперед и остановился.

Аполлон Бельведерский (330— 320 до н. э. ) Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.

Диана Версальская или Диана-охотница (I или II в. до н. э. ) Артемида одета в дорийский хитон и гиматий. Правой рукой она готовится извлечь из колчана стрелу, левая покоится на голове сопровождающего её оленёнка. Голова повёрнута вправо, в сторону вероятной добычи. Сейчас скульптура находиться в Лувре.

Богиня Афина в 450— 440 гг. до н. э. Цицерон писал о Фидии так: «Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух — этот небесный гость, по выражению Платона» .

Сидящий Зевс. В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.

Была выполнена из золота и слоновой кости. Статуя изображает Афину во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний.

present5.com

Описание скульптуры Мирона «Дискобол»

Описание скульптуры Мирона «Дискобол»

«Дискобол» – это одна из самых известных скульптур времен Античности. Кроме того, это первая скульптура, которая изображает человека в движении. На то время передать такие сложные движения в скульптуре было очень сложно. Возраст этой скульптуры – около двух с половиной тысяч лет.

Оригинал этой статуи на сегодняшний день не сохранился, поэтому мы можем видеть только лишь копии. Они сделаны в период существования Римской империи. Известно, что оригинальная скульптура «Дискобола» была утеряна в период Средних веков.

Статуя изображает метателя диска в момент размаха перед броском. Фигура прославляет древнегреческих метателей диска. Мы видим обнаженного юношу, который наклонился вперед, метая диск. Его рука, метающая диск, напряжена и отведена до предела. Готовность к движению скульптор изобразил в этой фигуре: кажется, юноша вот-вот бросит с огромной силой диск, и он полетит на далекое расстояние.

У юноши очень напряженные мышцы. Скульптору удалось показать красоту человеческого тела, как и, впрочем, передать в этой красоте великолепие движений. Мирон передал все разнообразие движений, которые делает человек. Впрочем, все эти движения слиты в скульптуре воедино. Простота жестов человека, изображенного в фигуре, усиливает ощущение легкости и реалистичности движения.

Мирон очень просто изобразил и соединил в одно целое напряжение и красоту, а человеческий силуэт украсил замкнутыми линиями. Так он показал, что любой человек способен к активным действиям и что человек – это, прежде всего, прекрасно.

Копии «Дискобола» хранятся во многих музеях мира и хорошо сохранились. Интересно, что эта скульптура принята как символ олимпийского движения современности. Тем самым подчеркивается его связь с античными временами и традициями.

opisanie-kartin.com

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНИХ ГРЕЦИИ И РИМА. Скульптура

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНИХ ГРЕЦИИ И РИМА

Почему греческие скульпторы любили ваять атлетов?

Посвященный богине Афине и мифическому царю Эрехфею храм Эрехтейон на Афинском акрополе знаменит своим портиком, перекрытие которого поддерживают скульптуры девушек-кариатид.

Еще в VI — начале V в. до н. э. греческие поэты воспевали спортивные состязания. Многочисленные гимнасионы были открыты для граждан Афин — самого богатого и просвещенного города Греции. Здесь будущие воины не только приобретали необходимые навыки, но и совершенствовали свое тело.

Древние греки считали, что красота тела неотделима от красоты внутренней, духовной.

Раз в четыре года со всех концов Греции народ стекался в Олимпию, чтобы посмотреть спортивные соревнования в честь Зевса Олимпийского.

Во время священных Олимпийских игр прекращались войны.

Лучшие атлеты состязались в беге, метании диска и копья, кулачном бою и других видах спорта. Победителя прославляли как героя.

Его награждали лавровым венком и в его честь рядом со стадионом устанавливали памятную статую. Скорее всего, она не была точным портретом победителя, а изображала идеально прекрасного атлета.

Один из самых знаменитых памятников древности — «Дискобол» скульптора Мирона (2-я четверть V в. до н. э.). Обнаженный атлет отвел назад руку с диском, готовясь к броску. Мускулы тела напряжены, он предельно сосредоточен, но лицо бесстрастно. Эта сдержанность эмоций, возвышенная просветленность при огромной внутренней напряженности всех сил — характерная черта греческой скульптуры того времени.

Мирон. Дискобол, мрамор, V в. до н. э.

Автором другой прославленной статуи — «Дорифор» (копьеносец) был Поликлет из Аргоса. Стройный юноша отдыхает после трудного состязания, но следы напряжения еще видны по вздувшимся жилам опущенной руки. В этой скульптуре впервые в древнегреческой пластике решена труднейшая задача: атлет стоит не на прямых ногах, а очень естественно опирается на одну ногу, отставив другую, чуть согнутую в колене.

Поликлет. Дорифор, мрамор, V в. до н. э.

Поликлет прославился еще тем, что он первый определил и пластически выразил совершенные, гармоничные пропорции человеческой фигуры, то есть соотношения разных частей тела. Установленный им канон более ста лет господствовал в греческом искусстве. Согласно канону Поликлета, длина ступни должна была составлять 1/6 длины тела, высота головы — 1/8.

Эти пропорции строго соблюдены в «Дорифоре». В облике этого атлета воплотились представления греков о совершенстве человека.

Какие статуи украшали Афинский акрополь?

Акрополь — скалистое возвышение в центре Афин, где находились главные святыни города. Архитектурный ансамбль Афинского акрополя был возведен в середине V в. до н. э., в классический период (то есть время расцвета) греческого искусства. Всеми художественными работами на Акрополе руководил Фидий — самый известный и выдающийся скульптор того времени.

Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи. Люди несли щедрые дары богине, совершали жертвоприношения перед главным храмом Акрополя — Парфеноном, обителью Афины. Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Самые красивые афинские девушки целый год ткали для богини новую одежду пеплос, которую во время религиозной церемонии надевали на древнейшую деревянную статую Афины, стоявшую в небольшом, посвященном ей же храме Эрехтейон, неподалеку от Парфенона.

Входя на Акрополь через парадные ворота Пропилеи, процессия попадала на площадь, где возвышалась отлитая Фидием семиметровая бронзовая скульптура Афины Промахос (предводительницы в битвах). Афину — богиню мудрости и справедливости, богиню-воительницу — греки представляли прекрасной женщиной.

Древнегреческие божества, в отличие от древнеегипетских, всегда имели облик человека — спокойного, уверенного и величавого. Греческие боги — верховный бог Зевс, могущественный владыка морей Посейдон, хозяйка царства животных Артемида, богиня любви Афродита и все другие — жили на горе Олимп, но часто спускались на землю к людям, чтобы участвовать в их делах… И художники Древней Греции сосредоточили свое внимание на человеке, который стал как бы центром мира.

На горельефе с Парфенона запечатлен момент битвы между лапифами, мифическими обитателями горной Фессалии, и кентаврами, которые олицетворяют варваров, побежденных цивилизованными греками. Чтобы усилить иллюзию глубины пространства, скульптор «оторвал» некоторые части фигур от фона, сделав их в полном объеме.

Бронзовая статуя Афины Промахос, как и многие другие работы Фидия, не сохранилась. О том, как она выглядела, мы знаем по более поздним копиям. К счастью, уцелело несколько фрагментов мраморных рельефов фриза Парфенона, созданных при непосредственном участии Фидия. Фриз опоясывал лентой длиной 160 м и высотой чуть более 1 м колоннаду всех четырех сторон храма, и на нем запечатлена процессия афинян в дни Панафиней.

На этом фрагменте западного фриза Парфенона изображены всадники, которые замыкали торжественное шествие афинян в последний день Панафиней. Древние греки верили, что именно Афина Паллада научила человека запрягать лошадей и управлять ими.

Стройные и сильные юноши ведут жертвенных животных, несут на плечах ритуальные сосуды, запрягают коней, за ними на разгоряченных конях едут всадники в коротких плащах, мчатся квадриги с возничими и воинами в полных доспехах… Фигуры, перекрывающие друг друга, показаны в разных поворотах — это создает впечатление глубокого пространства. Движение каждого участника процессии подчеркнуто мягкими изгибами складок одеяний, выразительными жестами рук, поворотами голов… В древности фриз был раскрашен: на синем фоне ярко выступали фигуры из бело-желтого мрамора.

К лучшим творениям Фидия принадлежат и три женские фигуры с восточного фронтона Парфенона. Возможно, они изображали мойр, богинь судьбы, дочерей повелителя олимпийских богов Зевса и Фемиды. Две богини сидят, третья полулежит. Их величественные и одновременно грациозные фигуры лишены расслабленного покоя: волнение передается струящимися складками длинных полупрозрачных одежд, сквозь которые просвечивают прекрасные тела богинь.

Даже колонны храмов древнегреческие мастера превращали в скульптуру. Храм Эрехтейон знаменит своим южным портиком, где вместо колонн крышу поддерживают шесть кариатид. Вероятно, слово кариатида происходит от кора — девушка, которая во время культовых церемоний на Акрополе несла на голове корзины с плодами.

Шесть девушек грациозно поддерживают головами тяжелое перекрытие портика. Глубокие складки их одежд напоминают каннелюры — вертикальные желоба в мраморных колоннах греческого храма.

Эти три женские фигуры с восточного фронтона Парфенона — богини Лето, Диона и Афродита, присутствующие при рождении Афины.

Скульптура какого из семи чудес света сохранилась?

Среди семи чудес древнего мира были две огромные статуи: Зевса из его храма в Олимпии и бога солнца Гелиоса на острове Родос (Колосс Родосский). Об этих, к сожалению, не сохранившихся скульптурах мы можем судить лишь по описаниям античных авторов и изображениям на монетах.

Но частично уцелела до наших дней скульптура одного из семи чудес древнего мира — Галикарнасского мавзолея, гробницы царя Мавсола. Он был правителем небольшого эллинистического государства IV в. до н. э. — Карийского царства на побережье Малой Азии.

Долгое время считалось, что найденная в середине XIX в. неподалеку от турецкой крепости Бодрум огромная мраморная статуя — скульптура Мавсола. Сейчас ученые склоняются к мнению, что это портрет одного из предков царя.

В высоком постаменте огромного (высота 46 м, длина около 77 м) мавзолея находилась усыпальница Мавсола и его жены Артемисии, а на следующем этаже — храм с колоннадой. Завершала мавзолей ступенчатая пирамида, увенчанная мраморной квадригой.

Вероятно, так был устроен Галикарнасский мавзолей. Поскольку он не сохранился, современные его реконструкции различаются в деталях.

Вход в мавзолей охраняли мраморные статуи львов и скачущих всадников. Статуи стояли и между колоннами, и на ступенях постамента. Нижнюю часть стен покрывали рельефы.

Архитектурные детали мавзолея и статуи были раскрашены в красный, синий, пурпурный, коричневый, желтый цвета.

Мавзолей простоял почти 1500 лет.

В XV в. крестоносцы разрушили его и на этом месте возвели замок Св. Петра. Позже турки превратили его в крепость Бодрум.

В середине XIX в. английский ученый Ч. Ньютон неподалеку от Водрума обнаружил 66 статуй и фрагментов статуй людей, лошадей, львов, колесницы, колонн и постамента. В числе находок — огромные мраморные статуи, как поначалу считали ученые, Мавсола и Артемисии. Сейчас предполагается, что это статуи предков царя.

Среди грубо отесанных каменных плит крепости внимание Ньютона привлекли вставленные кое-где мраморные плиты. Оказалось, что это часть рельефа Галикарнасского мавзолея, запечатлевшего битву греков с амазонками — легендарными женщинами-воительницами. Создали рельеф греческие скульпторы IV в. до н. э. Скопас, Леохар, Тимофей.

На одной из плит изображены четыре фигуры сражающихся. Грозная амазонка обороняется от воина в шлеме, с большим круглым щитом.

Справа на земле сидит раненая амазонка, а склонившийся над ней воин готов нанести последний удар. Фигуры греков и амазонок исполнены силы и отваги. Холодный мрамор оживает: мы словно слышим звон мечей, свист стрел, воинственные кличи.

Древнегреческий горельеф со сценами борьбы греков с амазонками — один из уцелевших фрагментов убранства Галикарнасского мавзолея.

Чем знаменит Пергамский алтарь?

В главном зале берлинского Пергамон-музея посетителя встречает грандиозное сооружение.

Широкая мраморная лестница ведет к стройной колоннаде. Высокий цоколь колоннады украшен фризом с горельефным изображением битвы олимпийских богов и титанов. Это реконструкция Пергамского алтаря (сооружения для жертвоприношений).

Реконструкция мраморного Пергамского алтаря. Впечатление, которое производит его фриз, замечательно передал И.С. Тургенев:

«Все эти — то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры… эти орлы, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях… это торжество злобы, и отчаяние, и веселость божественная, и божественная жестокость — все это небо и вся эта земля — да это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам»

Греческий город Пергам находился в северо-западной части Малой Азии.

В первые века нашей эры это был богатый город с акрополем, площадями и красивыми домами.

Почти квадратный в плане алтарь (длина каждой стороны более 30 м, высота около 9 м), посвященный Зевсу и Афине, был сооружен из мрамора в начале II в. до н. э. в благодарность богам за их помощь, которую они оказали пергамцам в тяжелых битвах с варварами-галатами, соседними малоазийскими племенами.

Землетрясение в средние века разрушило Пергам, и алтарь оказался погребенным под слоем земли. Но в 1878 г. его обнаружил немецкий инженер Карл Гуман.

Общая длина большого фриза алтаря — около 120 м, высота 2,3 м. Фриз состоял примерно из 115 плит. Его фигуры, превышающие человеческий рост на треть, выполнены в технике горельефа, а некоторые представляют собой почти круглую скульптуру.

На фризе разворачивается повествование о битве богов с титанами. Титаны, сыновья Геи — богини земли и Урана — бога неба, хотели захватить власть над миром и восстали против богов, возглавляемых Зевсом. Титаны, чудовища со змеиными ногами, иногда с львиными головами и крыльями, — это воплощение темных сил земли, мрака и хаоса, а боги — строгого порядка. Он воцарился на земле после их победы, которая символизировала победу пергамцев и греческой культуры в целом над варварами.

Фигуры сражающихся тесно прижаты друг к другу: воины бегут, замахиваются для удара, обороняются, молят о пощаде. Впечатлению яростной схватки способствуют и резкие контрасты между светом и тенью: резец скульптора глубоко врезается в мрамор, рельефно выделяя каждый мускул мощных тел, завитки волос, искаженные болью лица титанов, глубокие складки развевающихся одежд.

Одна из лучших композиций фриза — «Борьба Зевса с титанами». Фигура Зевса помещена в центре. Он с силой замахнулся, и через мгновение огромный камень полетит в змееногого титана… Лицо Зевса не сохранилось, но от всего его облика веет несокрушимой силой и уверенностью в победе.

Рельефы Пергамского алтаря. Внизу — Афина хватает титана Алкиноя за волосы. На его лице — гримаса боли и отчаяния. Словно из-под земли появляется Гея, мать титанов. Она умоляет богиню пощадить ее сына. Но Афина крепко держит Алкиноя, продолжая свой бег. Справа к ней уже подлетает с венком крылатая богиня победы Ника.

Какими были римские портреты?

В период господства Древнего Рима (конец VI в. до н. э. — IV в. н. э.) в истории скульптуры наступила эпоха портрета. В отличие от греков, ваявших идеального человека, римляне создавали совсем иные образы — жесткие, порой беспощадные в своей правдивости. Вероятно, эта особенность римского искусства объясняется древним обычаем снимать восковые маски с умерших. Маски предков хранились в каждом знатном римском доме, ими и пользовались скульпторы, работая над портретом.

Когда в музее проходишь мимо рядов мраморных римских портретов, перед глазами словно оживает история Римской империи. Волевые патриции, безмятежные римлянки, мужественные и грозные, жестокие и властолюбивые императоры… Все они жили во времена беспрерывных войн, междоусобных распрей, восстаний рабов, борьбы за власть…

Завоевав Грецию, римляне были покорены ее искусством. Отсюда они целыми кораблями вывозили мраморные и бронзовые статуи, которыми римские вельможи украшали свои виллы. С них делали и копии. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима.

Женский портрет, мрамор, 69–96.

Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э.) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. Август-оратор обращается к народу. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. От древнеримского историка Светония мы знаем, что Август был невысокого роста и не отличался крепким телосложением. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка.

Император Август, мраморная статуя из Прима-Порты.

Портрет преемника Августа императора Тиберия производит зловещее впечатление из-за холодного взгляда, злобной отчужденности от происходящего вокруг. Светоний писал о жестокости Тиберия: он казнил всех своих родственников, придумывал изощренные пытки и казни. Смерть удалившегося в конце жизни на остров Капри Тиберия, по словам Светония, «вызвала в народе ликование».

В портретном бюсте Каракаллы, римского императора начала III в., также нет отблеска греческого благородства. Это жестокий воин с грубым лицом, короткими вьющимися волосами и бородой. Нахмуренные брови, взгляд, полный тревожной подозрительности…

Император Каракалла. Скульптор очень точно передал характер деспота, который, по свидетельству современников, в своей утонченной жестокости дошел до того, что бывал особенно ласков с теми, кого он предназначал к смерти, так что больше боялись его ласки, чем его гнева».

Со времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре конный памятник — бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия (II в.). Могучий конь словно шагает гордой поступью, всадник поднял руку в приветствии… Но лицо Марка Аврелия отрешенное, самоуглубленное, усталое. Реалистический портрет императора-философа кажется противоречащим героическому образу смелого полководца.

Конная статуя Марка Аврелия (166–180). Хотя этот император был философом-стоиком (в своей книге «Наедине с собой» он писал: «…Все относящееся к телу подобно потоку, к душе — сновидению и дыму. Жизнь — борьба и странствие по пустыне»), его бронзовый монумент современники воспринимали как символ военной мощи Рима.

В конце III — начале IV в. римские портреты сильно изменились. Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека. Внешность начинают передавать упрощенно: огромные глаза, условно-декоративная шапка волос, нередко искаженные пропорции тела. Это было связано с тем, что наступала новая эпоха — эпоха христианского мировоззрения.

Внешняя красота стала считаться неглавной, все внимание уделялось духовному началу в человеке. Яркий памятник того времени — огромная голова Константина I (начало IV в.). В портрете его создателю удалось передать величие духа этого обожествленного императора, при котором христианство стало официальной религией Римской империи.

Голова римского императора Константина I — единственное, что осталось от его колоссальной статуи, установленной в Риме в 315 г.

librolife.ru

Скульптура - bubligum9000

 "Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям", картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868 Фидию принадлежали две самые знаменитые греческие скульптуры — «Афина-Дева» в Парфеноне и «Зевс на престоле» в Олимпии. Фидий был другом Перикла, он руководил всем, что строилось на Акрополе.

Зевс в Олимпии. Фидий, статуя из золота и слоновой кости в главном храме Олимпии.высота 12 метров.

Изображение богини Афины, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акророполя, в главном храме,  — Парфеноне.

 И еще знаменитые скульптуры древней Греции, «Тираноубийцы» Крития и Несиота, «Дискобол» Мирона, «Дорифор» Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен» Лисиппа и «Лаокоон» Агесандра.

Ни одна из этих статуй не дошла до нас — и все же мы их знаем. Дело в том, что сохранились их копии, подчас довольно многочисленные: богатые люди любили украшать свои дома и дворы копиями знаменитых скульптур.

«Гармодий и Аристогитон». Скульпторы Критий и Несиот. Римская копия бронзовой группы

Двойная статуя в честь тираноубийц Гармодия и Аристогитона была поставлена после свержения тирании в Афинах. Ксеркс, захватив Афины, снял ее и увез в Персию. Когда персов прогнали, поставили новую, она и сохранилась в копиях: Аристогитон протягивает ножны, Гармодий выхватывает из них меч. Греки привыкли, что их однофигурные статуи симметричны: правая сторона фигуры точь-в-точь как левая. И первую свою двухфигурную статую они сделали так же симметрично: в центре оба героя вынесли вперед руки и выдвинули ноги, по краям — отвели их назад. Получилось очень цельно и величественно. Вспомните хорошо знакомую вам статую В. Мухиной «Рабочий и колхозница»: в ней две фигуры объединены точно такой же позой.

Дискобол Мирона.«Дискобол» был знаменит тем, что это была первая и удивительно смелая попытка неподвижной статуей передать движение. Для этого скульптор Мирон выбрал неуловимый момент между двумя движениями: атлет только что до предела раскачал свое тело в замахе и вот-вот рванется в посылающий толчок. Главным для скульптора было преодолеть привычку к симметричным фигурам, и он ее преодолел: никакой симметрии в статуе нет. Но он не преодолел другой привычки: его «Дискобол» рассчитан только на взгляд спереди, как картина; обходить его кругом неинтересно. Искания продолжались.

Дорифор.Поликлета.«Дорифор» («Копьеносец») Поликлета — это статуя, которую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»). Здесь он рассчитывал те самые пропорции человеческого тела, которые должен соблюдать художник: какую долю тела составляет ступня, голова и так далее. Голова здесь укладывается в росте еще не восемь, а только семь раз: фигура сложена плотнее и крепче. Но главным у Поликлета было открытие перекрестной неравномерности движения тела: если из двух ног сильнее напряжена левая, то из двух рук — правая, и наоборот. (Вспомните: маршируя, вы делаете одновременно шаг левой ногой и взмах правой рукой, а потом наоборот.) Дорифор напряжен именно так: опирается он на правую ногу, а копье держит в левой руке. От этого все его тело приобретает естественную легкость и гибкость, «Дорифора» можно обойти и видеть: он не позирует, он живет.

«Афродита Книдская» Пракситель. Стала каноном женской красоты, как «Дорифор» — мужской. Это была первая нагая женская статуя — до тех пор делались только одетые. Чтобы это не слишком поражало, Пракситель изобразил богиню как бы после купания: у ног ее — сосуд для воды, в руке — покрывало. Все равно это было непривычно; говорили, что статую Афродиты заказывали Праксителю жители острова Коса, он сделал две нагую и одетую; «заказчики поколебались и все-таки взяли одетую, а соседи их и соперники, жители Книда, отважились взять нагую, и это прославило их город; со всей Греции любители прекрасного ездили в Книд только затем, чтобы посмотреть на Афродиту Праксителя.

Красивое слово «Апоксиомен» означает всего лишь «обскребающийся»: юноша, полукруглым скребком счищающий с себя масло и песок после упражнений в борьбе. Это такой же атлет, как у Поликлета, но пропорции его стройнее, а поза свободнее: голова его укладывается в росте восемь раз, и стоит он настолько непринужденно, не обращая внимания на зрителя, что если «Дорифора» можно было обойти вокруг, то «Апоксиомена» нужно обойти вокруг — иначе ни с какой отдельной точки зрения полного впечатления от него не получишь. Именно этого и добивался Лисипп. Когда его спрашивали, как у него это получается, он отвечал: «Когда я начинал учиться, я спросил учителя, какому из мастеров подражать; и он мне ответил: „Природе“. Для Лисиппа „Апоксиомен“ был лишь одной из полутора тысяч сделанных им статуй, но потомкам он полюбился больше всех. Из Греции его увезли в Рим, там он стоял на площади, а когда один император вздумал перенести его к себе во дворец, то народ поднял такой ропот, что пришлось вернуть статую обратно.

«Лаокоон и его сыновья». Музей Пия-Климента. Ватикан.

«Лаокоон» словно переносит нас в другой мир. До сих пор перед нами были цветущие мужчины, здесь — старик и дети; до сих пор был величавый покой, здесь — мучительная борьба. Это вкусы новой эпохи, после Александра Македонского, когда искусство уже смелее играло с земными страстями. Лаокоон был жрец, предостерегший троянцев, что город их может пасть от деревянного коня; за это Посейдон выслал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и двух его сыновей. Мы видим: один уже изнемог, другой еще только что схвачен, а между их опутанными телами — торс отца, который выгнулся в последнем напряжении, набравши воздуха и задержавши выдох: перед нами такое же мгновение неподвижности между двумя сильными движениями, как в «Дискоболе» Мирона. Статую эту раскопали в начале XVI в., и великий Микельанджело твердо сказал, что это лучшая статуя в мире.

В этот список шедевров могли бы войти еще две статуи. Одна — это статуя Зевса в Олимпии работы Фидия; вся античность единодушно считала ее чудом света, но до нас она не дошла даже в копиях: она была огромная, деревянная, с облицовкой из золота и слоновой кости, и копированию не поддавалась. 

Другая — это Гермес с младенцем Дионисом на руках работы Праксителя; это единственная статуя великого мастера, дошедшая до нас в подлиннике, и ученые сверяются с ней, чтобы по поздним копиям других статуй представить себе оригиналы, но в древности она никакой особенной известностью не пользовалась.

Аполлон Бельведерский.И еще две статуи неизвестных мастеров следует здесь хотя бы назвать: Аполлона Бельведерского и Венеру Милосскую (правильнее — Афродиту Мелосскую). Первая изображает бога, только что поразившего змея Пифона:

Венера Милосская.Вторая — статуя с отбитыми руками, которых не реставрируют, потому что любая реставрация помешает видеть изгиб тела богини: XVIII век преклонялся перед Аполлоном Бельведерским, XIX век — перед Венерой Милосской; сейчас восторг перед ними уменьшился, но из уважения к отцам и дедам не упомянуть о них нельзя.

 

bubligum9000.livejournal.com