История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Египта. Википедия культура древнего египта


Культура Древнего Египта Википедия

Египетская иероглифическая надпись на саркофаге

Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.

Древнеегипетский язык известен учёным по огромному количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Египетский язык является одним из древнейших языков мира, имевших письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. Одним из самых выдающихся достижений египтян была система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души. Архитектура Древнего Египта известна по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны. В Древнем Египте не было одной общей религии, а было разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. В области науки, медицины и математики Древний Египет достиг высокого для своего времени уровня. Традиционный эмпиризм, о чём свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 г. до н. э.), впервые появился в Древнем Египте.

Древний Египет оставил мировой цивилизации огромное культурное наследие, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран.

Язык и письменность

Виды письма в Древнем Египте
Иероглифика Иератика
Демотика Коптское письмо

Древнеегипетский язык известен учёным по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Поскольку он является мёртвым языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки, с которой успешно справился французский учёный Ж. Ф. Шампольон в 1822 году, с помощью двуязычных греко-египетских надписей. Современная наука относит египетский язык к афразийской языковой семье, внутри которой предполагается его близость либо к семитским, либо к чадским языкам. Формирование языка происходило в додинастический период (ок. 5200—3000 годы до н. э.), когда из различных энеолитических культур Египта начинали выделяться протоегипетские племена. Позднее, на протяжении всего династического периода (длительность около 2700 лет), язык египтян проходил разные этапы развития и трансформации, таким образом, язык носителей, например периодов Раннего и Нового царств, имел значительные различия. С эллинистического периода египтяне начинали испытывать сильное влияние древнегреческого языка[1], позднее, с приходом римлян — некоторое влияние латинского. После арабского завоевания последние носители египетского языка растворились в среде пришлого арабского населения долины и дельты Нила, у которого они перенимали новый язык и обычаи[2]. Исключение составила небольшая часть египтян — копты, говорящие на коптском языке, являвшимся последней ступенью развития древнеегипетского языка, и ставшим со временем языком религиозных церемоний (развивался со II века, считается мёртвым с XIX века).

Египетский язык является одним из древнейших языков мира, имевшим письменность — самые ранние из сохранившихся древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетий до н. э.[3]. С этого периода египетское письмо располагало как знаками, «изображавшими» слова, так и знаками, обозначавшими сочетания согласных, более того, буквенными знаками для отдельных согласных и обобщёнными определителями, изобразительно намекавшими, к какому кругу понятий слово по смыслу относится. Счетоводы использовали огромные величины: 10 000, 100 000 и даже 1 000 000, для которых имелись свои слова и знаки. Письменность египтян подразделялась на несколько видов: иероглифика — из множества изображений (иероглифов), иератика — из сокращённых их начертаний и демотика — из ещё более упрощённых, иногда и слитных знаков. Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений чаще принято написание слева направо. От египетской письменности происходит мероитское и коптское письмо (незначительно). К середине 1-го тысячелетия все виды египетского письма исчезли, самая поздняя обнаруженная надпись иероглификой относится к IV веку, а демотикой к V веку[4].

Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая делилась на три вида написания: иероглифику, от которой произошла более беглая иератика, развившаяся ок. 700 года до н. э. в ещё более быстрый курсив с большим количеством лигатур — демотику[5].

Египетское иероглифическое письмо использовалась в Древнем Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-го и 3-го тыс. до н. э. Иератическое письмо применялось для записи текстов на египетском языке. Это ранняя форма древнеегипетской скорописи, возникшая во время I династии при нанесении иероглифических знаков кисточкой на папирус, остраконы, камень или кожу, в результате чего знаки получили более округлую, курсивную форму. Демотическое письмо применялось для записи текстов на поздних стадиях египетского языка[6].

Древнеегипетская литература

Статуя сидящего египетского писца, держащего папирус на коленях. Найдена в западном кладбище в Гизе (V династия Египта, XXV—XXIV века до н. э.)

Египетская литература, написанная с фараоновского периода Древнего Египта до конца римского господства вместе с шумерской литературой, считается первой литературой мира[7]. За три тысячи лет египтяне создали богатую художественную литературу, разработали её различные жанры.

К периоду Древнего царства (XXVI—XXII века до н. э.) в литературное творчество входили погребальные тексты, письма, религиозные гимны и стихи и памятные автобиографические тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож. Только в начале Среднего царства (XXI—XVII века до н. э.) была создана повествовательная литература. Это была «революция средств», которая, по словам Р. Б. Паркинсона, была результатом возвышения интеллектуального класса писцов, новых культурных чувств индивидуальности, беспрецедентных уровней грамотности и большего доступа к письменному материалу[8].

На протяжении древнеегипетской истории, чтение и письмо являлись основными требованиями для службы в государственных учреждениях, хотя правительственные чиновники получили помощь в повседневной работе от элитной, грамотной социальной группы — писцов[9][10][11]. Как видно из папируса Анастаси II периода Рамессидов, писцам надо было даже «организовать раскопки озера и строительство кирпичного пандуса, определять число мужчин на транспортировку обелиска и организовать снабжение военной миссии»[10]. Кроме того, чтобы служить в правительстве, писцы также оказывали услуги неграмотным людям в составлении писем, рекламных материалов и юридических документов[11].

Грамотные люди, как полагают, составляли лишь 1 % населения[8][11], остальная часть включала неграмотных крестьян, пастухов, ремесленников и других рабочих, а также торговцев, которым нужна была помощь писцовых секретарей. Привилегированный статус писца является предметом популярного в период Рамессидов учебного текста «Сатира профессий» (pSallier II), в которой автор высмеивал тяжесть профессий скульптора, столяра, гончара, рыбака, земледельца, гонца и других в противовес профессии писца[10].

Тексты выполнялись самыми разнообразными приспособлениями. Наряду с долотом, необходимым для вырезания надписей на камне, главным инструментом для письма в Древнем Египте была тростниковая ручка[1][12]. Ручки обмакивали в пигменты: чёрный (уголь) и красный (охру) — для записи на свитках папируса — тонкого материала, изготовленного при сбивании полос сердцевины стеблей растения Cyperus papyrus, а также на небольших керамических или известняковых черепках[1][12][9][7]. Считается, что папирусные свитки были довольно дорогими коммерческими предметами, поскольку многие из них являются палимпсестами — рукописями, в которых более старый текст смыт или соскоблен, чтобы освободить место для нового[11]. Это явление, вместе с практикой отрывания частей папирусных документов для более маленьких писем, говорит о том, что были сезонные дефициты, вызванные ограниченным вегетационным периодом растения Cyperus papyrus[11]. Это также объясняет частое использование остраконов и известняковых хлопьев как средства написания для более коротких письменных работ[11]. Кроме камня, керамических остраконов и папируса писали на дереве, слоновой кости и гипсе[1][7][11].

Повествовательная литература

Сказки и рассказы являются, вероятно, наименее представленным жанром из сохранившейся литературы Среднего царства и среднеегипетского языка[8]:109. С рамессидского периода Нового царства до позднего периода Древнего Египта, однако, повествовательная литература составляет большинство сохранившихся литературных произведений[13]. Среди важных рассказов можно назвать произведения «Сказка о дворе царя Хеопса», «Царь Неферкаре и генерал Сасенет», «Повесть о красноречивом крестьянине», «Сказание Синухе» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение»[8][9]. Повествовательный корпус Нового царства включает «Ссора Апепи и Секененре», «Взятие Юпы», «Обречённый принц», «Повесть о двух братьях», и «Путешествия Уну-Амона»[9]:150-175.

Среди рассказов 1-го тысячелетия до н. э., написанных демотикой, можно назвать рассказ «Стелы голода» (написанный при Птолемеях, но с сюжетом о Древнем царстве), и циклы рассказов птолемеевского и римского периодов, которые преобразуют известных исторических деятелей, таких как Хаэмуас (XIX династии) и Инароса (первого персидского периода) в вымышленных, легендарных героев[14]. До этого, в рассказах на новоегипетском языке, авторы чаще всего описывали божественных и мифологических героев.

Поучения

Жанры «поучения» (или «указания», «инструкции»), а также жанр «размышляющего дискурса», могут быть сгруппированы в рамки широкого понятия литературы мудрости, распространённой в древности на Ближнем Востоке[8]:110. Жанр имеет дидактическую направленность и, как полагают, входил в Среднем царстве в программу образования писца[8]:110, 235. Тем не менее, поучения часто включают в себя повествовательные элементы развлекательного характера[8]:110, 235. Есть доказательства того, что тексты поучения были созданы в первую очередь не для использования в образовании, а в идеологических целях[8]:236-237. Например, Адольф Эрман пишет, что вымышленное поучение Аменемхета I (ок. 1991—1962 до н. э.) своим сыновьям «далеко выходит за рамки школьной философии, и нет никакого отношения к школе в предупреждении своих детей быть верными царю»[9]:54. В то время как повествовательная литература (как, например, «Повесть о красноречивом крестьянине») подчёркивает тему индивидуального героя, бросающего вызов обществу и принятым идеологиям; тексты поучений, напротив, подчёркивают необходимость соблюдения принятых догм[5]:217.

Ключевыми словами в преподавании текста являются «знать» (rh) и «обучить» (sba.yt)[8]:110. Эти тексты обычно имеют шаблонное название «поучение сделанное X-ом для Y-а», где X может быть авторитетной фигурой (например, визирем или фараоном), оказывающим моральное указание своему сыну или своим сыновьям. Иногда трудно определить, сколько имеется вымышленных адресатов, так как в одном тексте иногда используется и единственное и множественное число[8]:236-238.

Слева: остракон с иератическим письмом, в котором упоминаются чиновники, участвующие в проверке и очистке гробниц при XXI династии Египта, ок. 1070—945 годы до н. э.; Справа: «Поучение верноподданного» - иератическая копия Нового царства

Примерами жанра поучения можно назвать «Поучения Птаххотепа», «Поучения Кагемни», «Поучение Мерикара», «Поучение Аменемхата», «Поучение Харджедефа», «Поучение верноподданного», и «Поучение Аменемопе»[8]:313-319. Сохранившиеся от Среднего царства поучительные тексты преимущественно написаны на папирусах[8]:235-236, хотя обрывочные их варианты имеются на остраконах и дощечках[15]:458. Самый ранний пример деревянной школьной доски с копией учебного текста (Поучения Птаххотепа) восходит к XVIII династии[8]:235-236. Поучения Птаххотепа и Кагемни были обнаружены на папирусе Присса, написанном во время правления XII династии Среднего царства[16][8]:313-315. Первая часть «Поучения верноподданного» сохранилась на каменной стеле казначея Сехетепибре XII династии[8]:318-319, а вторая часть установлена по 69 копиям Нового царства[15]. Поучения Мерикара, Аменемхета и Харджедефа являются подлинными текстами Среднего царства, но сохранились только в копиях Нового царства[8]:313-319. Поучение Аменемопе является компиляцией времён Нового царства[17].

Плачи, беседы, диалоги и пророчества

К жанру Среднего царства — «пророческих текстов», «плачей», «бесед», «диалогов» или «апокалиптической литературе»[8]:110, 193[14]:283[17]:6-7 — принадлежат такие произведения, как «Речение Ипувера», «Пророчество Неферти» и «Беседа разочарованного со своим духом» (по-видимому, относящиеся к Первому переходному периоду). Насколько известно, этот жанр не имел прецедентов в Древнем царстве, и никаких оригинальных сочинений не было написано в Новом царстве[18]:103. Тем не менее, произведения типа «Пророчество Неферти» часто копировались в рамессидский период Нового царства[17]:6-7, когда этот жанр Среднего царства был канонизирован, но прекращён[8]:232-233. Египетская пророческая литература возродилась в греческой династии Птолемеев и в римский период, когда написаны были такие произведения, как «Демотическая хроника», «Оракул агнца», «Оракул гончара» и два пророческих текста, в которых главным героем является Нектанеб II (ок. 360—343 до н. э.)[14]:283-304[8]:233. Наряду с поучительными текстами, эти тексты входят в категорию литературы мудрости, распространённой на Ближнем Востоке.

Изобразительное искусство

Египетская живопись, ок. 1400 до н. э.

На протяжении более 3500 лет художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений[19]. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и жёлтая охра), медные руды (синий и зелёный), сажа или древесный уголь (чёрный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости[19]:74.

Хотя каноны древнеегипетского искусства сохранялись на протяжении тысячелетий, художественный стиль некоторых периодов отражал изменение культурных и политических взглядов. Так, в Аварисе были найдены фрески в минойском стиле, появившиеся после вторжения гиксосов, а в период правления Эхнатона получило развитие «амарнское искусство», для которого характерно реалистичное изображение окружающего мира[20]. Искусство времён Эхнатона обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Архитектура

Пирамиды в Гизе

Архитектура Древнего Египта известна по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны.

Наружные и внутренние стены зданий, а также колонны были покрыты иероглифами и фресками и были окрашены в яркие цвета. Мотивы многих египетских орнаментов, такие как изображения скарабея или священного жука, солнечного диска и кречета, являются символическими. Другие распространённые мотивы включают пальмовые листья, папирус, а также почки и цветки лотоса. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с явлениями солнцестояния и равноденствия[21]. Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из семи чудес света — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид. По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона III династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккаре, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. По мнению египтологов, эта пирамида является развитием мастабы — традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина)[22].

wikiredia.ru

Культура Древнего Египта - это... Что такое Культура Древнего Египта?

 Культура Древнего Египта - совокупность достижений в области материальной культуры (ирригационное земледелие, ремесла, медные орудия труда), социальной (централизованная система управления с устойчивым бюрократическим слоем), духовной (культы богов и развитие заупокойных представлений, письмо, счет, искусство) объединенных центральной идеей обожествления фараона, признания органического единения мира и магии как основного способа взаимодействия с ним, верой в загробное существование. Фараон не только почитался как сын бога солнца, он олицетворял благосостояние и процветание страны и, будучи носителем божественной силы, «проливал благодать» на землю и людей (осуществлял торжественные земледельческие и социальные ритуалы).

Яркое представление о египетской культуре дают пирамиды (царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельможей). Пирамиды говорят об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. В земной жизни все властные и регламентирующие функции отводились фараону, вельможам, а создателями всех вещей, городов, законов, письма и ремесел считались боги. Боги же встречали человека в загробном мире, где Осирис творил свой суд над умершими. Индивидуальное начало и обоснование приоритета земной жизни выражены в египетской культуре слабо, хотя обнаруживается разочарование в существующей системе ценностей, о чем говорит поэма «Беседа разочарованного со своим духом ».

Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.

  • Культура времени
  • Культура Древнего Китая

Смотреть что такое "Культура Древнего Египта" в других словарях:

  • Культура Древнего Египта — Содержание 1 Древнеегипетская письменность, литература и мифология 1.1 Письменность …   Википедия

  • Искусство Древнего Египта — История Древнего Египта Додинастический период          00 · …   Википедия

  • Архитектура Древнего Египта — Рамессеум …   Википедия

  • Кухня Древнего Египта — Кухня древнего Египта, изменяясь на протяжении трёх тысяч лет, сохранила неизменными многие особенности вплоть до эллинистического периода. Основными повседневными продуктами для египтян любых классов были хлеб, пиво, зелёный лук и другие овощи.… …   Википедия

  • Костюм Древнего Египта — Одежда мужчин и женщин разных социальных слоёв Древнего Египта Содержание …   Википедия

  • Медицина Древнего Египта — Древнеегипетская медицина  самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского вторжения в 525 году до н. э. она не претерпела особенных изменений в плане практики, которая, тем не …   Википедия

  • История Древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период   & …   Википедия

  • Скульптура Древнего Египта — Статуи Хатшепсут и Тутмоса III. Карнак. Скульптура Древнего Египта  одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась …   Википедия

  • Краткая история Древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период …   Википедия

  • Краткая история древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период …   Википедия

man_society.academic.ru

Культура Древнего Египта Википедия

Египетская иероглифическая надпись на саркофаге

Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.

Древнеегипетский язык известен учёным по огромному количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Египетский язык является одним из древнейших языков мира, имевших письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. Одним из самых выдающихся достижений египтян была система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души. Архитектура Древнего Египта известна по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны. В Древнем Египте не было одной общей религии, а было разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. В области науки, медицины и математики Древний Египет достиг высокого для своего времени уровня. Традиционный эмпиризм, о чём свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 г. до н. э.), впервые появился в Древнем Египте.

Древний Египет оставил мировой цивилизации огромное культурное наследие, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран.

Язык и письменность[ | код]

Виды письма в Древнем Египте
Иероглифика Иератика
Демотика Коптское письмо

Древнеегипетский язык известен учёным по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Поскольку он является мёртвым языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки, с которой успешно справился французский учёный Ж. Ф. Шампольон в 1822 году, с помощью двуязычных греко-египетских надписей. Современная наука относит египетский язык к афразийской языковой семье, внутри которой предполагается его близость либо к семитским, либо к чадским языкам. Формирование языка происходило в додинастический период (ок. 5200—3000 годы до н. э.), когда из различных энеолитических культур Египта начинали выделяться протоегипетские племена. Позднее, на протяжении всего династического периода (длительность около 2700 лет), язык египтян проходил разные этапы развития и трансформации, таким образом, язык носителей, на

ru-wiki.ru

Культура Древнего Египта - Вики

Египетская иероглифическая надпись на саркофаге

Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.

Древнеегипетский язык известен учёным по огромному количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Египетский язык является одним из древнейших языков мира, имевших письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. Одним из самых выдающихся достижений египтян была система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души. Архитектура Древнего Египта известна по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны. В Древнем Египте не было одной общей религии, а было разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. В области науки, медицины и математики Древний Египет достиг высокого для своего времени уровня. Традиционный эмпиризм, о чём свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 г. до н. э.), впервые появился в Древнем Египте.

Древний Египет оставил мировой цивилизации огромное культурное наследие, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран.

Виды письма в Древнем Египте
Иероглифика Иератика
Демотика Коптское письмо

Древнеегипетский язык известен учёным по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Поскольку он является мёртвым языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки, с которой успешно справился французский учёный Ж. Ф. Шампольон в 1822 году, с помощью двуязычных греко-египетских надписей. Современная наука относит египетский язык к афразийской языковой семье, внутри которой предполагается его близость либо к семитским, либо к чадским языкам. Формирование языка происходило в додинастический период (ок. 5200—3000 годы до н. э.), когда из различных энеолитических культур Египта начинали выделяться протоегипетские племена. Позднее, на протяжении всего династического периода (длительность около 2700 лет), язык египтян проходил разные этапы развития и трансформации, таким образом, язык носителей, например периодов Раннего и Нового царств, имел значительные различия. С эллинистического пе

ru.wikiredia.com