Символика древней греции. Цветопсихология
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Весть. Символика древней греции


Мифическая символика Древней Греции · И · Энциклопедия античной мифологии

Число жертв эпидемии холеры в Йемене достигло 1,5 тыс. человек

Число погибших в результате эпидемии холеры в Йемене выросло до примерно 1,5 тыс. человек, сообщает в субботу Associated Press со ссылкой на представителя Всемирной организации здравоохранения в Йемене.

Плюс 40: Молдова «покраснела» от жары

В четырех районах республики объявлен красный - высший код метеоопасности. 40 градусов по Цельсию - такого показателя в республике никогда не фиксировали.

Смешные снимки спутников Сатурна в форме «пельменей» опубликовала NASA

Ученые обработали три спутника Сатурна смешной формы при помощи ультрафиолетовых, зеленых и инфракрасных фильтров, чтобы придать им большую четкость. Их назвали Дафнис, Атлас и Пан. Если сравнить их размеры, Дафнис намного меньше своих соседей.

Ученые опровергли 5 самых популярных научных мифов

Международная группа ученых развенчала пять главных научных мифов, один из которых касается темной стороны Луны. Об этом сообщает «Экономика сегодня». Как уточнил геолог NASA Ноа Петр, представление о «темной стороне» появились из-за невозможности увидеть с Земли противоположную сторону Луны.

ЮниКредит Банк снизил минимальную ставку по ипотеке

ЮниКредит Банк снизил минимальную процентную ставку по ипотеке путем выделения нового клиентского сегмента под названием «Твердый выбор».

Выгодно ли в Красноярске купить квартиру в новостройках этим летом?

Все застройщики Красноярска сегодня имеют договоренность с банками. На основании этого можно сделать вывод, что покупать новостройки в Красноярске выгодно именно сейчас.

Роспотребнадзор открыл «горячую линию» для граждан

Воскресенским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области организована «горячая линия» в период с 26.06.2017 по 10.07.2017 для граждан по туристическим услугам и инфекционным угрозам при выезде за рубеж.

В Сочи предложили ввести электронные визы для иностранцев

Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев в ходе встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым предложил включить Сочи в число территорий РФ, где будут введены электронные визы для иностранцев, сообщает пресс-служба администрации региона.

greekroman.ru

Цвет в античной культуре. Древняя Греция и Древний Рим.

Posted on Октябрь 6, 2014 by seveliya

В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Античные философы приблизились к представлениям о цвете, которые приняты сегодня. Их теории о цвете сочетают в себе абстрактные символы, научные соображения и эстетические нормы того времени.

Эмпедокл выделял 4 основных стихии (земля, огонь, воздух, вода) и наделял каждую из них своим цветом. Земля – жёлтый цвет, огонь – красный, воздух – белый, вода – чёрный. Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления.

49708798_0d01067[1]Проблемой цвета с большим интересом занимался Демокрит, основоположник атомистического учения. Он написал трактат «О цветах», в котором выделил 4 основных цвета: белый, чёрный, красный и жёлто-зелёный. Другие цвета образуются путём смешивания этих четырёх: золотой и бронзовый получаются смешением белого и красного, пурпурный цвет получается из белого, чёрного и красного, синий – из чёрного и красного и др.

Демокрит утверждал, что белое – это то, что гладко. «Действительно всё, что не является шероховатым, не создает тени и не является непроникаемым, всё таковое является блестящим. А блестящее должно иметь прямые проходы [быть «хорошо просверлённым»] и быть прозрачным…». Чёрное противоположно белому. Оно состоит из шероховатых, неровных и неодинаковых фигур. «Потому-то ведь они и должны вызывать тени и их поры не быть прямыми и не быть легко проходимыми». Красное – из больших фигур, накапливающих тепло. «…Более красными являются [тела], состоящие из значительных [по размеру, по плотности] фигур, как, например, пламя и уголь от зеленого или сухого дерева. [Таковыми же] является и железо и прочее, что подвергается действию огня, ибо то, что обладает наибольшим и тончайшим огнём, то имеет и наибольший блеск, а то, что содержит более густой огонь и в меньших размерах, – то является более красным». Жёлто-зелёное состоит из плотного и густого.

Из таких «странных» утверждений Демокрита можно найти логику. Античность понимает всё бытие как вещественное, как тело. Цвет выделяли из цельной жизненной картины и понимали его как вещество, как осязаемое тело.

Aristotle_Altemps_Inv8575[1]Аристотель использовал экспериментальный метод. Он выделил 3 основных цвета: белый, чёрный и жёлтый. Белый цвет — это вода, воздух, земля; чёрный —  распад, разрушение, неравновесие, переходность состояний.

Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее жёлтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира. Аристотель написал 2 трактата: «О цветах» и «О чувственном восприятии». Он был первым в истории мысли, кто попытался онтологически обосновать феномен света и цвета, и первым стал исследовать теорию смешения цвета.

Plato_Pio-Clemetino_Inv305-197x300[1]

Платон в своей философской системе отошёл от зрительного восприятия цветов. У него преобладало отношение к цвету как к мистическому символу.  Платон признавал только естественные цвета и естественную краску. Он считал, что любой цвет – не бесформенный, а обладает определенной фигурой. По его мнению, самый красивый цвет — белый, богам следует приносить белые ткани и им вообще подобает белый цвет.

Белый и золотой (жёлтый) считались божественными цветами, выражали благо, счастье, истину, добро, гармонию. Тёмные и особенно чёрный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д. Белое разрешает, разжижает цветность, чёрное – стягивает, собирает.

Отношение к цветам в Древней Греции, во многом, определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого «благородного» цвета могло считаться «безобразным».

Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов.  Основными цветами для них по-прежнему считались:

— белый — цвет величия и благородства;

— жёлтый (атрибут Аполлона, бога солнца)  выражал великодушие, интуицию и интеллект;

— красный (цвет Марса, бога войны)  выражал страсть, чувственность и животворные силы;

— синий считался атрибутом Юпитера и Юноны, богов неба) и означал религиозное чувство, преданность и невинность;

— зелёный — цвет Венеры, богини любви и красоты, а также цвет Природы. О символизировал плодородие полей,  симпатию и приспособляемость;

Сочетание белого с красным считалось очень значимым и являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпурный цвет считался цветом императоров и членов царского дома, означал власть, духовность, величие. Император, выезжающий в пурпурном одеянии на колеснице, запряжённой четвёркой белых лошадей, производил сильное впечатление.

Белый цвет стал первым из божественных цветов, т.к. представлял свет. Также он считался цветом благородства, величия. Также белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте.

4024-original[1]В белом ходили жрецы Древней Греции. Также в Древней Греции и Риме одежду белого цвета надевали при трауре. В Древней Греции женщины, одетые в белое, символизировали жертвенность любви, жизни, переходящей в смерть. В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали.

По древнегреческой легенде, первой на свет появилась белая роза  из морской пены, сопровождавшей выход богини любви и красоты Афродиты из морских глубин. Возлюбленный Афродиты, красивый юноша Адонис, однажды отправился на охоту и был смертельно ранен вепрем. Афродита находилась далеко в тот момент, но услышала стоны своего возлюбленного. Когда она увидела с вышины, что он лежит в луже крови, мгновенно спустилась с неба на своей колеснице. Не остановил богиню даже колючий терновник, преграждавший ей путь. Терновые колючки до крови оцара­пали ей руки и ноги, причинив сильную боль. Из капелек крови Афродиты выросли красные розы.

dionis111[1]Красный — это цвет воинов. Это цвет Марса, цвет смелости и мужества в борьбе. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет. Согласно мифологии, от связи Марса и богини любви красоты Венеры, также связанной с красным цветом, рождается «гармония».

В красном изображался и греческий бог Дионис (сын Зевса и Деметры) – бог плодородия, растительности и виноделия.

В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима.

300-02[1]В Древней Греции очень любили  жёлтый цвет. Одежда этого цвета считалась нарядной и праздничной. Древнегреческий бог солнца Гелиос изображался на солнечной колеснице в жёлтых одеждах. Днём он мчится по небу на четверке огнедышащих крылатых коней, запряженных в золотую колесницу, а ночью склоняется к западу и переплывает море в золотой чаше к месту своего восхода.

В Древнем Риме невесты одевали жёлтую фату. Этот обычай связан с символикой любви и счастья, воплощённых в жёлтом цвете.

В Древнем Риме зелёный цвет одежды был исключительно женским. Поэтому их выражение «зелёный», «зеленоватые нравы» относилось к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Синий цвет в Древней Греции считался мужским цветом. А в Древнем Риме, наоборот, к синему относились враждебно. Для них это был цвет варваров и траура.  По свидетельствам Цезаря и Тацита, варвары (кельты и германцы) раскрашивали свои тела синей краской для устрашения врагов.

Таким образом, в эпоху античности учёные уже пытаются обосновать теорию цвета, а Аристотель стал исследовать теорию смешения цветов.

Ирина Базан
Использованная литература: Б. Базыма «Цвет и психика». Монография. Я.Л. Обухов «Символика цвета» (интернет) Л.Н. Миронова «Семантика цвета в эволюции психики человека. Проблема цвета в психологии». Е. Монастырская. Символика цвета (интернет).

Поделиться "Цвет в античной культуре. Древняя Греция и Древний Рим."

Читайте похожие статьи:

cvet-psy.ru

Мифическая символика Древней Греции

Мифическая символика Древней Греции

Амброзия • травянистое растение семейства сложноцветных, пыльца цветов которого является сильным аллергеном. В древнегреческой мифологии амброзия ("бессмертная") - это пища богов Олимпа, а также благовонное средство для умащения их нетленных тел для придания им вечной юности. Смертные люди представляли себе амброзию как сладчайшую ячменную кашу с медом, оливой и фруктами.

Апельсин • плоды вечной молодости, "золотые яблоки", произрастающие в садах Гесперид, находящихся на склонах Атласских гор на крайнем западе, и имеющие неземной аромат. Эти золотые сады подарила Гере в день ее свадьбы с Зевсом сама Гея. Свадебная ночь великих богов длилась триста лет. Обливаясь водой из священного источника и вкушая запах апельсинов, богиня вновь становилась девственницей. Кроме Гесперид от непрошенных посетителей сад охранял также чудовищный дракон Ладон. Геракл, совершая свой двенадцатый подвиг, посетил Атланта и держал вместо него небесный свод, пока тот не принес ему золотые яблоки для Эврисфея, у которого служил герой.

Барвинок • как-то богиня цветов Флора (греч. ора Хлорида) любовалась фиалкой и совсем не обратила внимания на растущий неподалеку малоприметный цветок. Растения, как и люди, влюбчивы и ревнивы, добры и мстительны. Этот цветок не был исключением. Он приревновал богиню и стал настойчиво привлекать к себе ее внимание. Сначала он пожаловался на судьбу, что мал, что не имеет запаха. Затем с горечью сообщил, что и название-то ему забыли дать. Флора умиленно растрогалась и одарила его ростом, стойкостью к холодам, но вот запаха не дала - этот дар цветы получают только в момент рождения. Зато уж имя ему пришлось впору - барвинок ("победитель") - за настойчивость. Барвинок - символ согласия молодых супругов.

Боярышник • древние греки посвятили Гименею - богу-покровителю браков. Сын Аполлона и прекрасноголосой музы Каллиопы, он и сам был прекрасным певцом. Ни одна свадьба на Олимпе не проходила без его участия: без его гимнов, торжественных и многообещающих. И до сих пор он незримо присутствует на каждой свадьбе. Его факел, освещающий путь молодым, его венок из боярышника вселяют надежду на благополучие новобрачных. Боярышник также символ целомудрия.

Вероника • к роду декоративных растений "вероника" семейства норичниковых относится и геба, растение, названное в честь богини вечной юности Гебы (римск. Ювента), дочери Зевса и Геры.

Гелиотроп • цветок, связанный с мифом о любви нимфы Клитии к солнечному Гелиосу. Молчалива и скромна была дочь могучего Океана, но буря любви бушевала в ее груди к богу солнечного диска и нестерпимо было ее желание близости с ним. А всесильный бог совершенно ее не замечал. Совсем потеряла рассудок Клития, силы покинули ее хрупкое тело, она опустилась на землю и утратила связь с миром. Лишь по утрам, вдыхая запах прохладной росы, поднимала она голову, чтобы весь день с тоской смотреть на сияющий лик Гелиоса. Иссохла нимфа и превратилась в цветок, с венцом любимого солнца, на протяжении всего дня ищущий не небе след своего возлюбленного. Современная символика трактует гелиотроп как символ преданности. К цветам-гелиотропам относится подсолнух.

Ирис • травянистое растение семейства касатиковых, названное в честь богини радуги Ириды. В Древней Греции считалось, что ирисы - это капельки радуги, разлитые по всей земле. Гирлянды из ирисов были эмблемой царей Кипра, также эти цветы изображены на гербе Флоренции. С точки зрения современной символики ирис - символ мира и спокойствия.

Омфал или "пуп земли" • архаический фетиш, находящийся в Дельфах. Когда-то Рея, желая спасти от своего мужа Кроноса новорожденного Зевса, дала ему вместо младенца Зевса завернутый в пеленки камень, который и был проглочен Кроном, Извергнутый Кроном, он был помещен в Дельфах как центр земли и стал почитаться как святыня, его облачали в разные одежды и умащали благовониями.

Юнона Монета • В 390 г. до н.э. священные гуси Юноны предупредили (лат. "предупредить" - monere) Римлян о готовящемся нападении Галлов. С этих пор Святилище Юноны на Капитолии было посвящено Юноне Монета. Монетный двор располагался рядом с этим Святилищем, поэтому имя богини стало ассоциироваться с деньгами.

в основе лекции информационный ресурс www.greekroman.ru

на страницу "Дополнительно" на Главную

olivia-hornby.narod.ru

Атрибуты и символы олимпийских богов - ИМК - 1 курс - Материалы

Символ в Энциклопедическом словаре: Символ - (от греч. symbolon - знак - опознавательная примета),1) в науке(логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа не отделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).

АТРИБУТ (от лат. attribuo — придаю, наделяю) — необходимое, существенное свойство объекта. Напр., А. материальных вещей — протяженность, вес, цвет и т.п. Уже Аристотель отличал постоянные А. от акциденций — случайных, преходящих состояний. В дальнейшем под А. понималось: то, что необходимым образом присуще духовной или материальной субстанции; то, что выражает природу вещи; то, без чего данную вещь нельзя помыслить. А. подразумевает необходимое отношение к некоторой субстанции, но он сам не может быть субстанцией или существовать без нее.

Зевс у римлян Юпитер. Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец, орел, молния. Символы: орлу, скипетру и громовым стрелам.

Посейдон сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида. Бог воды, морей и океанов, а также землетрясений. В его честь проводились Истмийские игры. Атрибуты: трезубец, конь. Символы: трезубец, конь и дельфин.

Афина также встречается под именем Паллада, у римлян Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы – Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня – девственница. Аполлон он же Феб Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог – прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами. Арес у римлян Марс Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит. Любовник Афродиты.

Артемида у римлян Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня – девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань.

Афродита она же Киприда, в Риме – Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза. Гера у римлян Юнона. Богиня покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: однозубец, диадема. Главные символы

Геры — покрывало, диадема, украшающая высокий лоб, кукушка и павлин. Гермес в Риме Меркурий. Бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).

Гефест у римлян Вулкан. Бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена – Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).

Деметра у римлян Церера. Богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.

Дионис также известен как Вакх, у римлян Бахус. Бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.

Иногда к олимпийским богам относят Гадеса (Аида) и Гестию. Аид иногда встречается под именами Плутон или Гадес, а у римлян под именами Орк или Дит. Владыка подземного царства мертвых. Атрибуты: трехглавый пес Цербер (Кербер), двузубец. Жена – Персефона (Прозерпина). Гестия у римлян Веста. Богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня – девственница.

Благодаря Древней Греции и Древнему Риму атрибуты богов стали символами и эмблемами многих современных искусств и наук. Атрибуты Немезиды – меч и весы - стали эмблемой суда. Атрибут Фортуны – колесо – это символ Непостоянства. Атрибуты Эроса - лук и стрелы — атрибуты Эрота бога любви, поэтому стрела, пронзающая сердце, — эмблема любви или влюбленности. Особое значение для современников представляют атрибуты муз, которые превратились в условные знаки искусств и основных наук. •Атрибуты Каллиопы – муза эпической поэзии - труба и дощечка (или книга). •Атрибуты Клио — муза истории – книга и свиток. •Атрибуты Мельпомены — муза трагедии – трагическая маска (с опущенными уголками рта). •Атрибуты Талии — муза комедию - комическая маска.•Атрибуты Полигимнии — муза героической поэзии - орган, лютня. •Атрибуты Терпсихоры — муза танцев и пения – арфа. •Атрибуты Урании — муза астрономии - глобус и циркуль. •Атрибуты Эвтерпы — муза музыки и лирической поэзии - флейта, авлос, труба. •Атрибуты Эраты — муза лирической поэзии - лира, тамбурин.

imk-solo.ucoz.ru


Смотрите также