Лицевое шитье, или Живопись иглой. Шитье древней руси
Древнерусское лицевое шитьё. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
Краткая история
Древнерусское лицевое шитьё сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.
Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.
Иоанн тобольский anonimus, CC BY-SA 3.0
Дошедшие до нас памятники лицевого шитья, выполненные русскими мастерицами, являются произведениями высокой культуры, в которых сочетались талант художника и тонкий вкус, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц. «Живопись иглой» — так назвал это искусство один из его исследователей.
Сюжет
Обычно произведения шитья состоят из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов — и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями.
Пелена великомученица Ирина Mithgol the Webmaster, CC BY-SA 3.0
Значение и создатели
Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведённые для женского рукоделия, — «светлицы».
В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жёны и простые мастерицы.
Плащаница. Нижний Новгород, XVII век user:Shakko, CC BY-SA 3.0
Само вышивание было трудоёмким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри.
Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники шитья как ценные предметы дарили представителям духовенства других православных стран.
Техника
Лично́е (лица) обычно вышивали тонким шёлком разных оттенков песочного цвета, одежду и все остальное — шелком или серебряными и золотными нитями разными швами.
Святитель Иона Московский Shakko, GNU 1.2
Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную ткань для придания рельефности. Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, обнизывали жемчугом. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали окрашенный холст, а затем пришивали подкладку.
Шитые произведения отличал сложный процесс их создания. Иногда над одним произведением работали несколько художников: «знаменщики» — иконники и иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили», то есть рисовали изображения, узоры («травы») и надписи («слова») «под шитье». «Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили на ткань.
Иногда рисовали прямо на ткани, а затем знаменовали на бумагу. Для знаменных дел употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски.
Знаменщики шитых произведений обычно были профессиональными иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.
ru.russianarts.online
история и современность / Православие.Ru
Работа золотошвейной мастерской Сретенского монастыря
Таинство евхаристии есть центр духовной жизни Церкви. В теснейшей связи с литургическим богослужением, которое складывается из многих видимых и невидимых действий, стоит и церковное искусство.
В искусстве Церкви, как и в богослужении, следует четко видеть две стороны: внутреннюю и внешнюю. Основной, существенной стороной является внутренняя – духовно-догматическая. Внешнюю, видимую сторону составляют те технические и изобразительные формы, которые служат раскрытию внутреннего содержания. И главное, что всегда выделяет церковное искусство из прочих, есть четкое соотношение этих сторон без ущерба каждой из них.
Из всех видов церковного искусства более других приближена к литургическому действию православная иконопись. Природа (символы) богослужения и иконописи одинаковы, различны только способы выражения. Как христианское богослужение стало возможным после воплощения Сына Божия и Его искупительного подвига, так и иконопись стала возможна только после Нового Завета. Она становится зримым выражением сущности Церкви. Видимое и невидимое, реальное и условно-символическое служит единой цели – спасению человека.
Еще отцы VII Вселенского Собора, утвердившие догмат иконопочитания, говорили об учительной и назидательной роли изображений в Церкви. По определению богословов, «икона есть богословие в красках». К этому определению иконы можно добавить и другие: икона – это откровение Божие, выраженное в линиях и красках; икона – это воплощенная молитва.
С иконографическими и цветовыми традициями древней иконописи тесно связаны традиции и лицевого шитья. Лицевое шитье – это своего рода «живопись иглой».
Как и прочие виды церковного искусства, лицевое шитье пришло на Русь из Византии. Высочайшее художественное и техническое мастерство византийских мастеров получило свое логическое продолжение и техническое развитие в художественном творчестве Руси, вместе с этим сохранив и во многом преумножив уже сформировавшиеся традиции старых мастеров.
Центрами лицевого шитья в домонгольский период, несомненно, были Киев и Великий Новгород, поддерживающие широкие торговые и дипломатические связи с Византией. В XI веке в киевском Андреевском (Янчином) женском монастыре, по свидетельству летописцев, существовала мастерская шитья и тканья, где первые монахини из русских княжон занимались рукоделием. Летопись 1183 года, сообщая о пожаре, случившемся во владимирском Успенском соборе, упоминает о сгоревших шитых образах. Так же говорится и о том, что на большие праздники развешивались на «две верви чудные от Золотых ворот до иконы Богородицы и от нее до владычной сени» пелены. Эти свидетельства говорят нам о том, что тогда в храмовом обиходе широко использовались произведения лицевого шитья, к которым относились как к особым святыням.
Как и в Византии, на Руси лицевым шитьем занимались в женских монастырях и в домах богатых князей: только здесь были возможности иметь необходимые привозные материалы для работы.
После падения Киева и других крупных городов под натиском татаро-монголов нарушаются торговые связи с другими странами. Оскудевают монастыри Новгорода и постепенно угасают центры лицевого шитья.
К рубежу XV века возрожденным центром лицевого шитья по праву становится Москва и подмосковные монастыри. При домах богатых людей также устраивались мастерские – «светлицы». Устраивать и содержать подобные светлицы для зажиточных людей того времени было делом особой чести. В подобных мастерских выполнялось в этот период достаточно большое количество шитых икон, пелен, литургических покровов, которые вкладывались в разные монастыри и приходские храмы «на помин души». По описям ризницы Успенского собора Кремля, подобных шитых произведений было более ста.
Здесь необходимо отметить, что, даже несмотря на высокие материальные затраты и длительные временные сроки, требовавшиеся для изготовления предметов лицевого шитья, мастерские существовали не только в кремлевских соборах и крупных монастырях. Они были также устроены в разном количестве практически во всех храмах Руси.
На рубеже XV–XVI веков особое влияние на лицевое шитье оказало творчество Дионисия и мастеров его круга. Удлиненные пропорции фигур, тонкая детальная проработка ликов, преимущественно светлые тона доминировали в шитье первой половины XVI века. Именно в это время искусство лицевого шитья, теснейшим образом связанное с иконописью, достигает своего наивысшего расцвета. Обусловлено это, в первую очередь, появлением ряда крупных мастерских в столице под руководством опытных мастеров, а также проявлением особого интереса к этому уникальному виду искусства. Функциональное назначение памятников лицевого шитья в этот период весьма велико. Из исторических описаний нам известны примеры торжественных богослужений в кремлевских соборах, где значимую роль в литургическом священнодействии занимали предметы, выполненные в технике лицевого шитья.
В XIV–XVI веках общие тенденции развития лицевого шитья и иконописи практически полностью совпадают. В произведениях лицевого шитья по-прежнему остается главным выявление внутреннего духовного строя сложными техническими средствами. Если в иконописи, как правило, техническое мастерство исполнения образа во многом скрыто от зрительного восприятия, то в искусстве лицевого шитья оно представляется более открытым и поэтому более сложным. Сложнейшая техника исполнения диктует особую строгость к восприятию шитого образа в контексте общего восприятия православного храма.
Общий кризис иконописного искусства в конце XVII столетия привел и к упадку лицевого шитья, которое всецело было ориентировано на традиционную русскую иконопись. Стремление к подражанию западным образцам (гравюрам) привело к потере внутреннего, духовного содержания образа. Западные традиции живописи XVIII века не могли дать образной основы искусству лицевого шитья. Очень быстро официальное столичное искусство вытесняет из своей среды традиционную иконопись и вместе с ней лицевое шитье. Традиционная русская иконопись переходит в разряд народного искусства, подобная же участь постигла и лицевое шитье.
Общее направление искусства Синодальной эпохи, вытеснив традиционную икону и лицевое шитье, идет по пути западной, эстетическо-чувственной традиции. Появляются новые для русского восприятия образы, растворенные блеском золота и украшенные причудливыми растительными орнаментами. Новое искусство во многом сужает круг как самих шитых памятников, так и воспроизводимую на них иконографию. Фактически останавливается разработка новых иконографий, уходит одна из основных характерных особенностей – вкладная надпись. К концу Синодальной эпохи и это золотное шитье уходит на второй план, фактически приобретая форму лишь дополняющего декоративного элемента общего строя храмового искусства и литургического священнодействия.
Очертив историю развития русского лицевого шитья, выделим то главное, на что «живопись иглой» опирается в своем развитии. Во-первых, лицевое шитье всегда следовало за традиционной иконописью, вбирая только лучшие иконографические образы. Во-вторых, оно всегда развивалось на основе уже сложившихся традиций, преумножая и во многом обогащая их. Лицевое шитье заняло важное и строго определенное место в общем контексте церковного богослужения и церковного искусства. И, самое главное, оно всегда находится в нераздельной связи с молитвой и духовным возрастанием тех, кто занимается этим видом церковного искусства.
В наше время, время возрождения духовной жизни Отечества нашего, возрождаются и утерянные традиции церковного искусства. Благодаря крупным духовным и культурным центрам на новый этап своего развития вышла традиционная русская иконопись и вместе с ней по крупицам начало возрождаться лицевое шитье. Появление иконописных и золотошвейных мастерских при духовных учебных заведениях дает очень важную богословскую и духовно–практическую базу, необходимую для правильного понимания и воплощения в новых формах церковного искусства.
Среди наиболее известных и плодотворно работающих мастерских лицевого шитья – мастерские при Свято-Тихоновском богословском университете, Санкт-Петербургской духовной академии и иконописной школе Московской духовной академии.
Глядя на работы этих и других мастерских, мы видим, что лицевое шитье пусть постепенно, но все же возрождается, как и прежде, на фундаменте иконописи и духовного образования, вбирая в себя лучшие технические традиции и богатейший опыт духовной жизни. Произведения мастеров отличаются не только безупречным владением сложнейшей техникой лицевого шитья, но и глубоким богословским осмыслением тех задач, которые перед ними ставятся. Ведь, по слову святейшего патриарха Алексия II, «возрождение церковной жизни во всех ее проявлениях возможно лишь при условии искреннего возрождения духовности в сердце каждого человека, приходящего в храм, обращающего свой взор горе».
Однако следует заметить, что у искусства лицевой вышивки, наряду с безусловными успехами и достижениями в восстановлении древних традиций, есть и немало серьезных проблем. Порождены они, «обмельчанием», если можно так выразиться, искусства в целом. Наряду с произведениями искусства, выполненными вручную, требующими долгой и кропотливой работы и знания тонкостей мастерства, появляются и изделия машинного шитья. Современные технологии позволяют легко и без особых проблем освоить внешние технические формы лицевого шитья. Работа одного специалиста с соответствующей компьютерной программой заменяет труд многих мастеров. На современном оборудовании подобные работы выполняются быстро, и цена их на порядок ниже, что делает подобные работы привлекательными для неопытного обывателя. При этом так называемая «машинная вышивка» позиционируется как традиционное лицевое шитье, выполненное в древних традициях. Но разве может машина заменить руку мастера?
В современной церковной жизни нам известен способ изготовления иконописных образов путем шелкографии, механического «написания» иконы, хотя и с доработкой впоследствии кистью мастера. Шелкография широко распространена в Греции; выпускает подобные образы и художественно-производственное предприятие «Софрино». Однако никто не пытается подобными вещами подменить традиционный иконописный образ, выполненный мастером. Почему же компьютерное шитье, выполненное на современных машинах практически без участия человека, предлагается нам как исконно русское лицевое шитье? Подобные вещи большей частью вводят человека в некое пространство условной реальности и временности, подменяя этим саму основу церковного искусства.
Безусловно, настоящее лицевое шитье является дорогостоящим и непростым в плане исполнения направлением церковного искусства, но это не должно становится причиной отказа от масштабных работ, которые создаются на века.
Как и много столетий назад, человек, приходя в храм, окунается в гармонию всего, что его окружает, будь то образ, богато украшенный шитьем, или величественная монументальная живопись. Человек забывает о суетных планах, житейских заботах и обретает для себя точку, где Небо соединяется с землей. Здесь все должно быть столь же величественным и великим, как сама истина.
www.pravoslavie.ru
Древнерусское лицевое шитье - это... Что такое Древнерусское лицевое шитье?
Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.
Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.
Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.
Краткая история
Древнерусское лицевое шитье сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.
Сюжет
Обычно произведения шитья состоят из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов —— и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями.
Предназначние
В основном это предметы церковного назначения: судáри (покровцы — небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы («воздýхи», «воздýхи большие» — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста»), шитые иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства.
Эти произведения сделаны из дорогих тканей шелковыми, серебряными и золотными нитями.
Техника
Лично́е (лица) обычно вышивали тонким шелком разных оттенков песочного цвета, одежду и все остальное — шелком или серебряными и золотными нитями разными швами. Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную ткань для придания рельефности. Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, обнизывали жемчугом. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали окрашенный холст, а затем пришивали подкладку.
Шитые произведения отличал сложный процесс их создания. Иногда над одним произведением работали несколько художников: «знаменщики» — иконники и иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили», то есть рисовали изображения, узоры («травы») и надписи («слова») «под шитье». «Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани, а затем знаменовали на бумагу. Для знаменных дел употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски. Знаменщики шитых произведений обычно были профессиональными иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.
Значение и создатели
Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые мастерицы. Само вышивание было трудоемким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленнных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники шитья как ценные предметы дарили представителям духовенства других православных стран.
Литература
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. М., 1901.
Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. СПб., 1913
Шабельская Н. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. — Вопросы реставрации. М., 1926
Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971.
Она же. Древнерусская живопись иглой. М., 1979.
Она же. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. — М., «Красная площадь», 2004. 496 с, 2000 илл.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Лицевое шитье, или Живопись иглой – Ярмарка Мастеров
Разрешите представить вам цикл статей по лицевому шитью. "Живопись иглой" — так по-другому называется лицевое шитье.
Фрагмент плащаницы
Лицевое шитье — "живопись иглой", представляет собой шитье золотом и шёлком иконописных изображений. Сама техника пришла на Русь из Византии вместе с христианской верой. Произведения лицевого шитья использовались только и исключительно в богослужебных целях. Это плащаницы, хоругви, облачения священнослужителей, подвесные пелены под иконы, воздухи, походные иконостасы и прочее.
Преподобный Сергий Радонежский. Шитый покров первой четверти XV века — одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого.
Занимались этим видом шитья чаще всего особо зажиточные и знатные люди. Овладение лицевым шитьем входило в обязательное воспитание девушки-аристократки. Все великие княгини, а в последствии царицы, были искусными мастерицами в этом деле. Такое положение дел сложилось потому, что материалы для лицевого шитья были исключительно дорогими, а сам процесс работы очень долог и тяжел, требовал много свободного времени.
Казанская икона Божией Матери.
В каждом знатном доме существовала мастерская, в которой содержались мастера всех видов искусств, в том числе и швейного. Швейная мастерская называлась "светлицей". В светлицах были собраны лучшие крепостные мастерицы-вышивальщицы, а сами работы светлиц были и остаются эталоном лицевого шитья. как в древнее, так и в настоящее время.
Шить и вышивать должна была уметь каждая женщина Древней Руси. Прилежание к рукодельям почиталось за особую добродетель. "Добрые жены рукодельны" — пишет "Домосторой" (знаменитое произведение 16 века, содержащее различные правила "житейской мудрости"). Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. Вменялось в подвиг, если женщина "по вся нощи без сна пребывала, в молбах и рукоделии, в подвиге и в ея личном деле".
Наиболее известные мастерские по лицевому шитью Старицких, Строгановых, царицы Анастасии Романовны, Годунова, великой княгини Соломонии Сабуровой и Софьи Палеолог.
Кроме того, существуют еще така называемые школы лицевого шитья, связанные с местностью, в которой они развивались. Различают византийскую, московскую и новгородские школы. Новгородская школа характеризуется пастельным колоритом и минимумом золота, московская — сочностью и многоцветностью; в ней тоже мало используется золото. Для византийской характерно обилие золота и серебра с цветными прикрепами и шитьем в лом.
Плащаница XVII века. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".Размер: 135 х 189
Обычно "личнОе", то есть лицо и обнаженные части тела, вышивались шелком телесного или серого тона "атласным швом", при котором стежки плотно прилегают друг к другу, или швом "в раскол", когда игла протыкается в середину предыдущих стежков, как бы расщепляя их. В мелких изображениях (особенно в 15 веке) лики шиты обычно вертикальными или горизонтальными стежками. В более крупных и монументальных работах мастерицы стремятся путем шитья по направлению мускулов, так называемого шитья "по форме", передать объем лица и тела. Этот получил развитие главным образом с середины 16 века, когда объем начинают подчеркивать также и употребление шелков разных оттенков.
Барма (широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия. Древнерусский аналог византийского лора — детали парадного императорского облачения)
Выше представлены фотографии старинной вышивки. Но и сейчас этот вид искусства возрождается и развивается. А вот некоторые работы современных мастеров. Всё вышито вручную!
Плащаница Успения Пресвятой Богородицы. Фрагмент.
Плащаница Успения Пресвятой Богородицы.
Плащаница Успения Пресвятой Богородицы. Фрагмент.
Плащаница Успения Пресвятой Богородицы. Фрагмент.
Казанская икона Божией Матери.
Казанская икона Божией Матери.
Фрагмент Плащаницы.
Продолжение следует.
www.livemaster.ru
Шитье древней Руси
На каждом этапе развития шитья сложились свои особенности, свои излюбленные технические приемы, изменявшиеся в зависимости от того, что было главным в искусстве данного периода.
Конец XIV — начало ХVI века ознаменованы на Руси расцветом изобразительного искусства, вызванным всем ходом исторического развития русских земель.
Ведущая роль живописи (иконописи) повлияла на усиление изобразительного начала и в произведениях шитья.
В лучших памятниках этого времени заметен глубокий интерес к внутреннему миру человека.
Для большинства образов (особенно первой половины — середины ХV века) характерны нравственная цельность, обаятельное спокойствие, гармония чувств.
Как правило, технические приемы отличаются однородностью и простотой швов.
Памятники светского орнаментального шитья этого времени неизвестны, но орнаментальные композиции на произведениях культового характера (главным образом пеленах) исключительно скромны.
Они выполняют служебную функцию — подчеркивают и вьделяют изображения лиц.
Характер шитых произведений заметно меняется к середине ХVI века. С этого времени начинается цвет русского прикладного искусства.
Изобразительное начало постепенно отступает на второй план. Это сказывается и в повышенном внимании к применению драгоценных материалов, и в усложнении приемов технического исполнения, и в отношении к узорочью шитых произведений.
На смену разноцветным шелкам, скромным золотным швам приходит шитье золотом и серебром "в прикреп", яркими шелками с многообразными и сложными швами, имитирующее драгоценные привозные ткани и заставляющее прежде всего восхищаться технической виртуозностью исполнения.
Стихия декоративности и орнаментальности, свойственная прикладным искусствам, захватывает произведения шитья с особой силой. Лицевые композиции обогащаются узорочьем: украшаются одежды святых, их нимбы, получают распространение широкие орнаментальные каймы.
Лучшим мастерским этого времени (« царицыны светлицы» Анастасии Романовны, мастерская княгини Евфросиньи Старицкой) свойственно деликатное равновесие изобразительного и декоративного начал, особая мера украшенности в произведениях как лицевого, так и орнаментального шитья.
Вместе с тем образы утрачивают характерную для ХV века идеальность и просветленность внутреннего состояния.
Во многих из них ясно ощугимы психологическое напряжение, обостренность драматических переживаний.
Орнаментальное шитье XVI века представлено целым рядом замечательных образцов, позволяющих говорить о характерной орнаментике.
Здесь встречаются и разнообразные вьющиеся стебли, и древо жизни с оберегающими его животными, и растительно-геометрические узоры (круги, розетки, ромбы и др.), то есть языческая символика, корни которой уходят в древнейшую эпоху.
К концу XVI века в искусстве шитья все более заметным становится нарастание декоративности.
Наиболее яркое выражение это нашло в произведениях, вышедших из мастерской царя Бориса Годунова.
Их подчеркнутая декоративность, основанная на сочетании разнообразных материалов и техник, теснейшим образом связана с ювелирным искусством; применяются преимущественно драгоценные материалы: жемчуг, золотые дробницы, самоцветные каменья.
XVII столетие завершает развитие средневекового русского художественного шитья.
Лицевое шитье во многом подражает драгоценным окладам икон. Его образы, за редким исключением, утратили прежнюю внутреннюю значительность.
Дает о себе знать кризис религиозного мировоззрения: многие культовые произведения приобретают подчеркнуто светский характер.
На каймах покровцов, пелен все реже встречаются лицевые изображения, их заменили роскошные орнаменты, в узорах которых преобладают разнообразные «травы» (растительные мотивы) или мотивы растител ьно-геометрические, получившие сложную и затейливую разработку.
В шитой орнаментике наряду с традиционными мотивами шире варьируются узоры привозных драгоценных тканей — восточных и западноевропейских. Небывалый размах приобрело орнаментальное шитье жемчугом.
источник
subscribe.ru
Древнерусское лицевое шитьё - Gpedia, Your Encyclopedia
Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.
Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.
Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.
Краткая история
Древнерусское лицевое шитьё сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.
Сюжет
Обычно произведения шитья состоят из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов — и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями.
Предназначение
В основном это предметы церковного назначения: судáри (покровцы — небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы («воздýхи», «воздýхи большие» — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста»), шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства; редко шитые иконы. Эти произведения сделаны из дорогих тканей серебряными, золотыми и шелковыми нитями.
Техника
Лично́е (лица) обычно вышивали тонким шёлком разных оттенков песочного цвета, одежду и все остальное — шелком или серебряными и золотными нитями разными швами. Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную ткань для придания рельефности. Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, обнизывали жемчугом. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали окрашенный холст, а затем пришивали подкладку.
Шитые произведения отличал сложный процесс их создания. Иногда над одним произведением работали несколько художников: «знаменщики» — иконники и иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили», то есть рисовали изображения, узоры («травы») и надписи («слова») «под шитье». «Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани, а затем знаменовали на бумагу. Для знаменных дел употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски. Знаменщики шитых произведений обычно были профессиональными иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.
Значение и создатели
Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведённые для женского рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жёны и простые мастерицы. Само вышивание было трудоёмким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники шитья как ценные предметы дарили представителям духовенства других православных стран.
Литература
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. — М., 1901.
Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. — СПб., 1913.
Шабельская Н. П. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье // Вопросы реставрации. Вып. 1. — М.: ЦГРМ, 1926. — С. 113-124.
Маясова Н. А. Древнерусское шитье. — М., 1971.
Маясова Н. А. Древнерусская живопись иглой. — М., 1979.
Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Каталог. — М.: Красная площадь, 2004.
Круглова А. Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV—XVI веков. — СПб.: Коло, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-901841-75-4.
www.gpedia.com
Древнерусское лицевое шитьё — Википедия РУ
Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.
Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.
Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.
Древнерусское лицевое шитьё сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.
Сюжет
Обычно произведения шитья состоят из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов — и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями.
Предназначение
В основном это предметы церковного назначения: судáри (покровцы — небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы («воздýхи», «воздýхи большие» — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста»), шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства; редко шитые иконы. Эти произведения сделаны из дорогих тканей серебряными, золотыми и шелковыми нитями.
Техника
Лично́е (лица) обычно вышивали тонким шёлком разных оттенков песочного цвета, одежду и все остальное — шелком или серебряными и золотными нитями разными швами. Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную ткань для придания рельефности. Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, обнизывали жемчугом. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали окрашенный холст, а затем пришивали подкладку.
Шитые произведения отличал сложный процесс их создания. Иногда над одним произведением работали несколько художников: «знаменщики» — иконники и иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили», то есть рисовали изображения, узоры («травы») и надписи («слова») «под шитье». «Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани, а затем знаменовали на бумагу. Для знаменных дел употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски. Знаменщики шитых произведений обычно были профессиональными иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.
Значение и создатели
Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведённые для женского рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жёны и простые мастерицы. Само вышивание было трудоёмким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники шитья как ценные предметы дарили представителям духовенства других православных стран.