Муж древнее значение. Признаки замужества. Или как на Руси отличали мужнюю жену
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

От куда к нам пришло слово мужчина и когда? Муж древнее значение


От куда к нам пришло слово мужчина и когда?

Интересный вопрос и часто встречающийся — Откуда, где и когда появилось слово мужчина?

Ответы в основном очень сдержанные и одинаковые, примерно такие :

Слово "мужчина" означает человека противоположного пола женщине, корень "муж" — это старо-славянское слово, которым называли всех особей мужского пола.

Слово "муж" означало — настоящий, взрослый мужчина, который состоялся в профессии и может обеспечивать себя и жену, готовый к семье и продолжению рода.

А добавлением в конце слова "муж" суффикса с окончанием "чин-а", в итоге получили слово "муж-чин-а". Считают, что слово "мужчина" раньше означало степень родства — женатого мужчину / вступившего в брак ( выйти замуж ).

Есть интересные исследования филологов, этимологов, лингвистов, в которых приводятся примеры и время возникновения слова - мужчина.

Академик А. И. Соболевский ( русский историк, славист ) писал в своих работах :

что в старо-славянском языке существовало слово "муж", прилагательное "мужьскъ", и с добавлением суффикса - ина появилось слово "мужчина" которое изначально звучало как "мущина" и со временем претерпевало изменение значения (похожие - деревенЩина, военЩина, женЩина ).

В разговорной и литературной речи встречается не раньше XV-XVI веков, в более ранних источниках это слово не указано.

Исследования В. И. Чернышева.

В книге "сведения о народных говорах селений Московского уезда" приводил такие примеры :

текст при наведении

Интересно, что позднее, где-то в конце XVIII века, мы читаем в литературных произведениях уже "мужчина" в другом значении —

Из переписки А. В. Суворова со своей дочерью, он употреблял это слово в значении "муж" :

Слово "мужчина" в привычном для нас значении ( особь противоположного пола женщине ) уже в начале XIX века можно наблюдать в произведениях русских писателей —

М. Ю. Лермонтов, в романе "Вадим" писал :

И. С. Тургенев, в романе "Отцы и дети" :

Вот такие интересные значения слова МУЖЧИНА, от - мужа и отца семейства, через - бедного мужика, до - просто особь, человек. . .

www.bolshoyvopros.ru

Признаки замужества. Или как на Руси отличали мужнюю жену — Славянская культура

Признаки замужества. Или как на Руси отличали мужнюю жену

Сегодня отличить замужнюю даму от свободной иногда бывает откровенно невозможно. Ведь многие даже кольца обручального не носят. А вот в Древности на Руси разница супруги и девицы была видна за версту. Как же отличали мужнюю жену от той, что еще не обрела семейного статуса? Посмотрим…

Головной убор

В старину отношения противоположных полов были жестко регламентированы. Понять, можно ли обратиться к незнакомой женщине, мужчина мог в частности по головному убору. Этот предмет гардероба служил не только защитой от палящих солнечных лучей и непогоды, но и «статусным» аксессуаром.

Молодые девушки имели право быть простоволосыми, не прикрывая голову. Иногда даже в церкви. Им позволялся убор, не скрывающий макушку. Общеизвестно, что одежда русских женщин была традиционно многослойной. Потому понять, какова фигура приглянувшейся особы, бывало невозможно. Интрига росла. И только макушка оставалась открытой, будя воображение противоположного пола. В супружестве же полагался «женский» убор.

В 10-11 столетиях замужние женщины носили повойник, напоминавший полотенце. Спустя 500 лет его заменил убрус. Этот убор представлял собой полотно красного или белого цвета, роскошно расшитое по краям. Концы его ниспадали, призванные скрыть от посторонних глаз верхнюю часть тела.

Венец

Этот убор полагался только девушкам и являлся девическим символом. Он являл собой берестяной или кожаный ободок, затянутый полотном. Венец щедро украшали стеклянными бусами, косточками специальной выделки, шитьем и драгоценными камнями. Бывало, убор имел по несколько зубцов и «очелье».

При бракосочетании существовала традиция прощания с венцом. В некоторых случаях его «умыкал» нареченный. Собственно понятие проистекает от русского «венить» («жать хлеб»).  Эта работа была одной из самых тяжелых и обеспечивала пищей год. Потому будущий муж, беря девицу, получал верную помощницу в жатве.

Именно так сложилась традиция выкупа. Жених платил родителям, поскольку они теряли пару рабочих рук. Отсюда – венец при венчании.

Серьги

Ношение серег – древняя русская традиция. Замужние женщины и девицы красовались в совершенно разных по форме, размеру и материалу сережках. Самые первые украшения девочка получала в качестве дара от родного отца, когда ей исполнялось 5 лет. Берегла их на протяжении всей жизни.

Украшения девицы отличала простота и вытянутая форма, минимум декора или вовсе его отсутствие. Замужняя же женщина обладала серьгами дорогими. Статус позволял ей драгоценности с камнями. И чем роскошнее они были, тем богаче считалась семья.

Коса

Русские девочки, достигая определенных лет, начинали носить исключительно трехпрядную косу. Именно она считалась признаком взросления. Этому сопутствовала смена гардероба – с детского на девический.

Каждый помнит выражение «коса – девицы краса». Это истинная правда. Ведь чем гуще и крепче волосы, тем лучше здоровье будущей невесты. Хорошая и толстая коса была одним из основных достоинств. Если же природа не давала девочке шикарных волос, в ход шел подлог. В натуральную косу вживляли конские пряди от хвоста.

Когда девушка имела единственную косу, считалась «в поиске». Только в прическу вплетали ленту, ее обладательница попадала в категорию «на выданье». С появлением жениха одну ленту заменяли двумя, вплетая их в основание косы (в предыдущем варианте – с середины). Это сигнализировало прочим, что девочка «занята».

Имели место и особо знаменательные случаи, когда локоны незамужней девицы оставались распущенными. В таком виде ходили к церковному причастию, на торжества и под венец.  Иногда позволялось делать легкую завивку.

Существовала древняя традиция, когда подружки, плача, распускали косу невесты перед венчанием. Это обозначало прощание с прежней беззаботностью и переходом в новый статус. После бракосочетания плели пару кос и закрепляли вкруг головы в виде короны.

Далее жене надлежало ходить только с укрытой головой. Ведь никто более, кроме законного супруга, не мог и помышлять снять с нее убор и увидеть волосы. В некоторых ситуациях практиковалось полное обрезание кос. Девушка делала это самостоятельно в знак глубокого траура. Например, по безвременно ушедшему назначенному жениху. Жест отчаяния символизировал полное нежелание венчаться с кем бы то ни было.

Девицы из категории «перестарок» не имели права надевать одежду замужних. Носили единственную косу и головной платок. Кокошник им запрещался, ровно как и все прочие «статусные» вещи. Только белая рубашка, темный сарафан и традиционный нагрудник.

Цвета и орнаменты

Орнаментальная символика Руси имела особое значение. По ней узнавали очень многое. Например, вологодская беременная носила на рубахе вышитое дерево. Курочка присутствовала на вещах мужних, у свободных девиц – белые лебеди.

Невеста или старуха могла носить темный сарафан. Красный – только мужняя жена. И чем больший срок проходил с момента свадьбы, тем меньше красного наблюдалось в ее одежде.

Иногда можно было встретить символичное изображение лягушки с рогами. Что же это означало? Плодовитость! Само же земноводное – русский символ роженицы. И если встречалась женщина с таким символом, это значило, она жаждет родить своего первенца.

Юбка

Женская нательная рубашка являлась традиционной основой костюма. Она была длиннее мужского аналога, доставала до пят. Однако ходить так считалось откровенно срамным. Рубаху «покрывали» одеяньем более плотным. Для девушек – запоной, холщовым сложенным прямоугольником. По линии сгиба имелась горловина. Эту деталь не сшивали, она была короче рубашки, подпоясывалась кушаком.

Женщины замужние носили вместо запоны паневу (поньку). Она имела вид запахивающейся юбки, закрепленной гашником (шнуром). Отсюда известное выражение «загашник». Буквально оно означает: «Куда можно надежно спрятать? За гашник!».

Понька надевалась в первый раз после бракосочетания. Девица прыгала на нее со скамьи, что символизировало согласие выйти замуж. Подвязывал паневу на невесте родственник мужского пола – отец или брат. Ежели девица так и осталась одна на всю жизнь, не имела права одеваться в поньку, только в запону.

Кольцо

Если мужчина мог подойти к женщине на минимальное расстояние, чтобы разглядеть руки, видел обручальное кольцо. Это был проверенный способ убедиться, что она замужем. Православие отводит венчальному кольцу правый безымянный палец. По русской традиции оно должно быть абсолютно гладким и простым, без камней и прочих украшений.

Похожие статьи:

Славянские символы → Семантика народных узоров

Книги → Сборник великорусских узоров для вышивания

Славянские символы → Воздействие Славянского орнамента на организм человека

Книги → Марина Качаева - Сокровища русского орнамента (2008)

Традиции → Как на Руси определяли статус человека

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Какими были мужчины у древних славян- "Радогост"

К сожалению, современный мир задает весьма своеобразные стандарты, в частности – относительно так называемых «мужских идеалов». И если наши Предки сейчас наблюдают за нами, то их отвращению, вероятно, нет предела, потому что актуальное понятие «мужчины», мягко говоря, в корне не соответствует образу настоящего славяно-ария, гордого, честного, открытого и верного.

Мужчина славянин – это бог. Не в том смысле, что ему все дозволено, а в плане личностных характеристик, таких как честность (честь), добродушие, непредвзятость, искренность. Позже эту традицию переняло европейское рыцарство, которое на протяжении веков использовало лозунг «прямой как клинок», даже не подозревая, что это древнерусская метафорическая формулировка, обозначающая славянского мужчину. Почему именно славянского? Потому на другие народности наши Предкам было, грубо говоря, плевать. И если кто-то жаждал разводить «толерастию», то это было лишь его, сугубо личное понятие. Славяно-арии исконно уважительно относились к другим народностям и конфессиям, но лишь до тех пор, пока те не начинали явно или тайно угрожать целостности славянского народа.

Итак, мужчина-славянин – это бог, по статусу и по поведению. Он – верховный судья в земном мире, он – хозяин рода. Он самостоятельно принимает все решения и за ним всегда остается последнее слово. Но все ошибки и просчеты он принимает с гордо понятой головой. Он признает, что был не прав и никогда не перекладывает ответственность на «чужие плечи». Это одна из ключевых добродетелей славянского мужчины – справедливость, в отношении себя и окружающих.

Грубо говоря, мужчина – это последняя инстанция, не смотря на то, что воплощением мудрости у наших Предков все-таки считалась женщина. Но женщина – это аккумулятор, мотиватор и предтеча, тогда как мужчина – генератор, воплощение и действие. Он знает, что процветание рода зависит только от него, поэтому закономерно осознает, что не имеет права на ошибку. Нужно понимать, что в обществе славяно-ариев не существовало ни матриархата, ни патриархата, мужчина и женщина были равнозначными (хотя и не равноправными, потому что права исходят из обязанностей, а у женщин и мужчин обязанности различны).

Мужчина – это в первую очередь воин, мужественный и могучий. Совсем не обязательно при этом иметь бороду или «брутальную щетину», хотя многие славянские мужчины предпочитали отпускать волосы на голове, усы и бороды. Однако здесь речь в большей степени идет об энергетических особенностях человеческого тела, ведь наши Предки полагали, что волосы – это энерговоды. Именно поэтому женщина с короткими волосами не могла стать Валькирией, потому что для нее полноценный обережный круг стал бы непосильной задачей, элементарно не хватило бы энергии.

В тоже время «косматость» вовсе не признак силы. А вот борода – это, как известно, двуруница (как бы сказали современные лингвисты, в этом слове две корневые основы), обозначающая «богатство рода». И хотя это не канон, мужчин лысых или гладко выбритых наши Предки называли «женоликими» и относились к ним с недоверием, предпочитая не заключать с таковыми никаких договоров. Именно поэтому почти все мужчины славяне носили либо бороду, либо усы, либо длинные волосы, либо оселедец (или что-то подобное, как, например, князь Святослав). Повторюсь, это было не каноном, но традицией, обусловленной наличием сакральных знаний о природе человеческого организма.

С 12 лет молодой парень (отрок, а с 16 до 21 года – парубок) обучался воинскому искусству, которое было необходимым базисом, закалявшим его тело, дух и разум. Нужно понимать, что здесь речь идет не только о «махании железом», хотя фехтование, как комплексная система боевых и околобоевых техник, занимала в процессе обучения особое место. Мужчина в традиции должен иметь острый, мощный интеллект, поэтому он много читал, занимался вычислениями, изучал самые разнообразные науки. И хотя подобная точка зрения в корне противоречит устоявшимся стереотипам (не без помощи наших «серых» друзей), археологические сведения (в том числе – летописные) говорят об обратном (за подтверждением – не щадя времени изучаем источники, указанные в соответствующем разделе сайта).

Так или иначе, но мужчина славянин всегда считался оплотом рода и Родины, богом на земле, защитником, могучим, непоколебимым и уверенным в себе. Он был непреклонен, иногда резок, но всегда – справедлив. И образ «пузана», попивающего пивко на диване перед телевизором и периодически поколачивающего жену «для порядку», для наших Предков был бы настолько мерзостным, что мог стать причиной поединка. Славянский мужчина принципиально не мог быть таким, вообще. Ему бы честь и гордость не позволили бы «отрастить живот», иметь откровенно дряблые мышцы, поднимать руку на женщину или ребенка. В частности, что касается руки, поднятой на женщину, то такая рука всегда, в ста процентах случаев, отделялась от тела, нередко – с головой. Но такие случаи были настолько единичны, что их даже исключениями назвать нельзя.

И еще, конечно, верность. Верность себе, своему роду, своим идеалам и своей женщине. Это одна из ключевых добродетелей мужчины, потеряв которую он становился никем.

P.S. В качестве примера мы выкладываем несколько фото славянских мужчин, которые, разумеется, не могут быть в полном смысле аутентичными, и все же обладают максимально возможным уровнем соответствия. В этом отношении пышная русая шевелюра и пронзительно-голубые глаза вовсе не являются обязательным признаком (это вам любой расолог подтвердит). А вот «рыжина», к примеру, это явный признак принадлежности к любой другой народности, только не к славянской (а еще – это явное указание на кровосмешение в роду).

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.

Смотрите так же:

radogost.ru