Жизнь в древнем риме. Отвратительные факты о жизни в Древнем Риме, о которых не рассказывали в школе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Повседневная жизнь в Древнем Риме. Жизнь в древнем риме


Отвратительные факты о жизни в Древнем Риме, о которых не рассказывали в школе

Оказывается, Древний Рим — это не только философы, гладиаторы и театры. Римляне оставили после себя много загадок, а про некоторые их традиции нам уж точно никогда бы не рассказали в школе на уроке истории, и это к лучшему.

1. Римляне пили кровь гладиаторов.

В Древнем Риме пили кровь убитых гладиаторов. Считалось, что таким образом в человека входит жизненная сила. Несколько римских авторов описывают, как после гладиаторских боев собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию.

2. Римляне не умирали молодыми

Хотя средняя продолжительность жизни в Древнем Риме составляла 25 лет, многие римляне доживали до старости и могли похвастаться вполне привычной нам продолжительностью жизни. Вероятно, на установление цифры в 25 лет повлияли частые смерти женщин во время родов, а также высокая детская смертность. В среднем же римляне жили не особо меньше нашего.

3. Измерение времени было скорее условным

Римский час мог длиться от 75 наших современных минут летом и до 44 зимой. Дело в том, что по большей части римляне ориентировались на солнце. 12 дневных часов начинались с рассветом, а после заката отсчитывалось еще 12 ночных. Но так как длительность дня зимой и летом сильно отличалась, то и длина каждого часа могла изменяться. Поэтому римляне довольно терпимо относились к опозданиям и не отличались особой пунктуальностью.

4. Сиреневый цвет только для богачей

У римлян было принято встречать незнакомцев «по одежке», а точнее, по ее цвету. Вариантов было два: все «натуральные» цвета, будь то оттенки коричнево-желтого и серо-черного, были естественным цветом овечьей шерсти и потому воспринимались как признак скромных, бедных граждан; а все оттенки красного, фиолетового, зеленого создавались искусственно, с помощью дорогих красителей, привозившихся издалека, и считались признаком богатства и аристократизма. Особым шиком считалось ношение сиреневой одежды.

5. Монобровь считалась признаком ума

В Риме среди женщин высоко ценились густые, сросшиеся брови. Они считались признаком высокого интеллекта, так что римские модницы шли на разные ухищрения, чтобы увеличить густоту и кустистость своих бровей. Например, использовали искусственные брови, сделанные из козьей шерсти. А приклеивали их на лицо с помощью древесной смолы.

6. Стоматология была востребована

В Древнем Риме существовали свои стоматологи, а сами римляне очень заботились о здоровье зубов. Археологами даже была обнаружена женская челюсть с зубными протезами. Ученые считают, что такие изделия древних дантистов были предназначены не столько для успешного поглощения пищи, сколько для демонстрации богатства, ведь позволить себе сверкать полным ртом зубов могли только очень обеспеченные люди.

7. Римляне недолюбливали философов

В Римской империи родились такие выдающиеся философы, как Сенека и Марк Аврелий. Тем не менее многие римляне были враждебно настроены по отношению к философии. С точки зрения практичных римлян изучение философии с ее концентрацией на внутреннем мире человека делает людей не приспособленными к активной жизни и службе государству. Гален, врач императорского двора, заметил, что римляне считали философию не более полезной, чем сверление семян проса.

8. Римские военачальники не сражались

В искусстве военачальников часто изображают сражающимися на передовой рядом со своими солдатами. Однако обычно римские командиры не принимали участия в бою. Они занимали командные посты и руководили действиями армии со своего «капитанского мостика», чтобы лучше ориентироваться в происходящем. Только в исключительных обстоятельствах, когда бой был почти проигран, военачальнику полагалось либо наложить на себя руки, либо пойти искать смерти от рук врага.

9. Существовала традиция пить яд

С конца I века н. э. римские императоры завели традицию ежедневно употреблять небольшое количество каждого известного яда в попытке получить иммунитет. Смесь ядов называлась митридатум в честь Митридата Великого, царя Понтийского, который впервые опробовал этот метод.

10. Преследования христиан

Римляне верили, что у них есть веские причины преследовать христиан. Римляне считали, что их империя опирается на многобожие. Христиане же утверждали, что языческие боги — злые демоны, или вовсе отрицали их существование. Если бы римляне разрешили распространять им свои убеждения, это разозлило бы их богов. Впрочем, римские преследователи давали христианам все шансы признать традиционных богов и таким образом избежать мученической смерти. Но верующие не могли пойти на такую сделку.

11. На пирах было принято вызывать рвоту

Римляне настолько любили переизбыток во всем, что даже ввели традицию вызывать рвоту во время банкетов. По словам Сенеки, римляне на пирах ели до тех пор, пока в них просто не лезло больше, а потом вызывали рвоту, чтобы освободить желудок и продолжать есть.

12. Римлянки красили волосы

Римские женщины красили волосы. Изначально крашеные волосы считались признаком женщин легкого поведения, однако третья жена императора Клавдия, Мессалина, ввела моду на ношение разноцветных париков, а позже и на окраску волос среди римской знати.

13. Кони участвовали в политике

Инцитат был любимым конем императора Калигулы. По словам Светония, была воздвигнута статуя Инцитата из мрамора и слоновой кости, у него были пурпурные одеяния и сбруя из драгоценных камней. Дион Кассий рассказывает, что конь питался овсом, смешанным с золотым чешуйками. Светоний также пишет, что Калигула планировал сделать Инцитата консулом. Возможно, таким образом император хотел подшутить над сенатом, показывая, что даже лошадь в состоянии выполнить работу сенатора

14. Не пользовались мылом

Римляне принимали ванну каждый день, однако мыло не использовали. Вместо этого они натирали себя маслами, а потом соскребали их вместе с грязью с помощью специальных скребков.

15. Использовали необычный способ стирки

Римляне использовали человеческую мочу для стирки вещей. Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее.

Источник

socialego.mediasole.ru

Сексуальная жизнь в Древнем Риме

сексуальная жизнь в древнем риме

Сексуальная жизнь в Древнем Риме приобрела наиболее изощренную форму приятия всех человеческих страстей. Вплоть до сегодняшнего дня, культ сексуальности существовавший в Древнем Риме считается эталоном лояльности ко всем формам плотских наслаждений. Не даром из латинского языка до нас дошло так много сексуальных терминов, таких как коитус, куннилингус, мастурбация, феллация.

Атмосфера в Древнем Риме была абсолютно раскрепощенной, лишенной каких либо сексуальных табу, и всему свободному римскому обществу было разрешено и доступно почти все, что только могло приносить сексуальное удовольствие. По большей части это было связано с тем, что первичная суровость римской воинской культуры уступила место восточным и греческим влияниям, в которых сексу и сексуальной жизни отводилось значительное место.

Широкое распространение массовых зрелищ: смертельных боев, где участвовали гладиаторы и цирковых представлений, где реалистически изображались сексуальные контакты и сексуальное насилие опосредованно стимулировали сексуальную агрессивность, а также такого явления как проституция. На первый взгляд между этими процессами нет прямой связи. Однако исследования психоаналитиков показывают, что публичное созерцание жестокости часто является причиной роста сексуального возбуждения.

Согласно профессору техасского университета Джону Кларку, автору книги «Римский секс», расцвет римской культуры был ознаменован тем, что благородные жены стали отдаваться наслаждению секса на стороне с такой же неистовой готовностью и страстью, как их мужья и сыновья. Причем жители Рима не знали такого понятия, как супружеская неверность. Активная сексуальная жизнь стала нормальным способом удовлетворения насущных потребностей, когда для хозяйки дома провести жаркий вечер в постели со своей рабыней было таким же обычным делом, как сегодня для некоторых почитать книгу перед сном. По словам профессора секс в Древнем Риме считался величайшим наслаждением, дарованным богами человеку, и все его доступные формы всецело одобрялись на государственном уровне. Никаких проблем не возникало ни с количеством, ни с полом граждан, участвовавших в групповых оргиях. Лишь бы все остались довольны.

Но, тем не менее, какие-то ограничения существовали. Например, знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из их же высшего общества, так как если в результате появлялся незаконнорожденный ребенок, то возникали большие проблемы с дележом наследства. Законные наследники могли остаться ни с чем. А такого допускать было нельзя. Правда, прослойка элиты в Древнем Риме была настолько ничтожной, что никаких сложностей, как правило, не возникало. Обычно объектом любви становилась женщина бедного сословия, а секс с рабами считался повседневной и чуть ли не обязательной процедурой. Да и сами рабы часто предназначались исключительно для плотских утех своих хозяев.

«Имел место секс между хозяином и его собственностью, - пишет Кларк. - Красивый мальчик или девочка считались тогда таким же ценным и престижным приобретением, как сегодня шикарный автомобиль. Не заниматься любовью со своей рабыней выглядело бы так же, как, например, сегодня вы бы не ездили на купленном вами «мерседесе».

В современной Европе, и особенно в Италии, стараются не пропагандировать традиции своих предков-язычников. Ватикан строго следит, чтобы католики не впали в грех. Древний Рим был совершенно другим обществом, чем наше, и там никто не осуждал внебрачных связей любого характера, а также между особами одного пола. А сегодня в некоторых американских штатах до сих пор можно попасть в тюрьму за оральный секс, даже когда его исполняют супруги.

Характерно, что в Риме женщина уравнивалась с мужчиной в праве получать удовольствие от любви. Более того, считалось, что, не вкусив в полной мере эротического удовольствия, она никогда не родит здорового ребенка. С началом нашей эры в Риме расцвела эмансипация. Ей способствовало решение римского сената позволить женщинам лично наследовать состояния своих погибших на войнах мужей. Женщины также получали деньги в случае развода, что стало настоящей революцией. Состоятельные дамы вслед за мужчинами отдались эротическому досугу. Оргия в бане с участием трех и пяти дам стала привычным мероприятием, что и запечатлевали в своих работах древнеримские художники.

Вообще древнеримские бани были важным местом, где наравне с мытьем удовлетворялись и потребности в сексе. Начиналось обычно с втирания рабом масла в кожу клиента. Состоятельным посетителям бань всегда предлагались на выбор несколько мальчиков-девственников. Практически все римляне отдавали дань педофилии. Юноши из бедных семей здесь часто становились любовниками пожилых клиентов, взамен получая образование и продвижение по службе, как, впрочем, нередко происходит и в наши дни.

Педофильскими жестокостями особо отличался император Тиберий. На острове Капри он построил большой плавательный бассейн, в котором плескались голышом мальчики-рабы. Их Тиберий любовно называл «своей мелюзгой». Но если ему кто-то не нравился или проявлял строптивость, он сбрасывал мальчонку с обрыва в море. Тиберий был не только педофилом, но еще и маниакальным убийцей.

В одном только Риме число бань с эротическими услугами достигло к 300 году более 900.

Но в сексе все же было несколько строгих запретов. В то время секс с нижестоящим был делом житейским, но запрещался пассивный гомосексуализм с партнером более низкого звания или хуже того - рабом. Принадлежавший к знати пассивный гей сразу опускался на более низкий уровень, на котором находились актеры, гладиаторы и проститутки. Он сразу лишался права участвовать в выборах или представлять свои интересы в суде. Его изгоняли из общества и позорили на каждом углу.

К низшему сословию причислялся и тот, кто исполнял оральный секс. Обычно его обязаны были делать рабы. И он был категорически запрещен для свободно рожденных женщин.

У римлян вообще наблюдалось трепетное отношение ко рту.

«Выступление с речью в сенате означало использование рта для служения республике. Поэтому обвинение сенатора в том, что он использовал свой священный рот для исполнения сексуального акта, было равносильно обвинению его в измене доверию, оказанному ему общественностью», - пишет Кларк.

Если бы любовный скандал Клинтона с Левински разразился в Древнем Риме, то единственной виновной стороной в нем стала бы Левински, тогда как против Клинтона никто бы не сказал ни одного плохого слова.

В заключение книги Кларк отметил одно главное различие в отношении к сексу современного общества и римского: «В то время как мы исповедуем единые для всех граждан, бедных и богатых, правила морали, для римлян главным было положение человека в обществе». Получается, что в Древнем Риме только богатые имели право получать все удовольствия от жизни, однако и сегодня деньги и общественное положение искупают все грехи. Неслучайно, что педофилия особенно распространена среди так называемых высших слоев общества, которые чувствуют себя недоступными для закона.

Конец древнеримской свободе секса положила христианская религия, когда она в начале IV века стала проникать в Рим. Запреты стали крепчать с каждым днем, с греховными удовольствиями было покончено, героями времени стали суровые аскеты - святые отцы, посвятившие себя служению Всевышнему, а о несчастной богине любви Венере больше уже никто не вспоминал.

Хотя до сих пор существует мнение, что Древний Рим погубила неуемная тяга к любви, тем не менее, отмечено, что периоды сексуального раскрепощения в современной истории Европы и Америки (например, та же сексуальная революция 60-х годов) совпадают с резким ускорением научно-технического прогресса.

romanpeace.ru

Повседневная жизнь в Древнем Риме

Повседневная жизнь в Древнем Риме (by Ivan)Древний Рим возник на 7 холмах (важ-нейшие из которых – Палатин и Капи- -толий). Сначала люди селились на этих холмах, строили там одно-этажные дома-усадьбы (как это делали в Минске 70 лет назад). Воду брали из колодцев. Отходы стекали в углубления между холмами, где образовывались болотца. С течением временем, когда население увеличилось, эти болота стали разносчиками различных инфекций. Например, ежегодно в Риме в сентябре месяце начиналась эпидемия малярии, которая уносила жизни многих жителей.

При царе Торквинии Древнем было решено сделать канализацию в городе – римляне (как правило свободные) стоя в грязи вырыли ров 3 м ириной и от 4-х до 5 метров глубиной, по которой нечистоты отводились в Тибр. Это сооружение получло название Большая Клоака (Cloaca Maxima) и было облицовано камнем и накрыто куполом. Оно сохранилось до сегодняшнего дня и работает (правда как ливневая канализация).

^ Большая Клоака 3x4 при Тарквинии Древнем

В

торой проблемой густо-населенного города рано или позно становится водопровод. Так Нью-Йорк потребляет 900 млн. литров воды в день. Рим, население которого было в 10 раз меньше, потребля сравнимое количество воды. Система водоснабжения в чем-то походила на Нью-Йорскую.

Для сбора используется водохранилище. В нем есть водозабор. Далее вода по водостоку (которые в настоящее время как-правило укладываются под землю), поступает в город. Воду заставляют течь несколько насосных станций.

Отличие системы водоснабжения в древнем Риме заключалось в том, что вода шла самотеком по небольшому наклону, и могла проходить не только по тонеллям в земле, но и над землёй по акведукам. Длина акведуков достигала 60 км – построить их было сложно, но благодаря им в Риме была чистая вода в изобилии, и римляне были одной из самых чистоплотных наций древнего мира. Этому способствовали общественные бани, которые строились и содержались за счет государства. За вход в баню платили очень мало. Г рязная вода из бань шла на смыв общественных туалетов.

Однако не смотря на то, что воды в Риме было много, в дома провести ее было не просто. Ч

Фонтан Шишка Пиньи – I в. н.э.

тобы провести воду к себе в дом, требовалось спе-циальное разрешение импера-тора, которое давалось определен-ному лицуи пожизненно: на наследников это разрешение не распространялось.

Домовладелец, полу-чивший такое разрешение, проводил воду к себе во двор, а если он жил в первом этаже, тоё и в свою квартиру. Жильцы остальных этажей должны были или покупать воду у водоносов, или ходить за ней во двор, к ближайшему фонтану или колодцу. Канализация к дому была проведена ещё реже. Мусор и помои хозяйки в лучшем случае выносили к ближайшей мусорной куче, а в худшем выбрасывали прямо с крыльца, а то и с окна. Дальше помои по специальным грязеотводным желобкам стекали в клоаку.

Улицы были узкие – 7 метров. Поэтому когда идешь по улице был риск быть облитым помоями из окна, а иногда вслед за помоями на голову падало и ведро.

Р имские дома – инсулы (от латинского Insula – остров) строились с применением бетона, который был изобретен в Др. Риме. В бетон добавляли вулканический пепел, от качества которого зависила прочность здания. Если строители использовали дешевый вулканический пепел, здание выходило непрочным и часто разрушалось. Поэтому инсулы строились в основном 4-х этажными, хотя попадались 5-6 этажные и даже 9-ти этажные.

Поскольку в случае разружения зданий погибало множество жильцов, император Август ограничил высоту в 20,7 метров (70 римских футов), а потом Нерон после большого римского пожара в 17,8 метров и наконец Траян в 17 м.

Самым фешенебельным районом был Палатин (откуда пошло русское «палаты», и английское palace – дворец). Жизнь богатого римлянина проходила на кровати – ели, пили, работали, писали (письменных столов не было ещё).

Всю работу в домах, которая сейчас считается «женской» - делали рабы. Из-за этого ничего нельзя было утаить. При первых признаков заговора рабы бежали доносить, поэтому в Риме очень много заговоров срывались - при первых признаков заговора раб бежал доносить. Если хозяин погибал при невыясненных обстоятельствах, всех рабов казнили– этой мерой хотели добиться того, чтобы рабы не убивали хозяев. Городской раб был более свободным – убрал пыль, приготовил пищу – и делай что хочешь. Но их чаще наказывали хозяева, вымещая на них плохое настроение – пороли, могли и убить. Так Веддий Поллион, разводивший хищных мурен, кидал им на съедение живых провинившихся рабов.

Сельский раб работал от зари до зари, но наказывали их реже.Но все равно – ссылка в деревню была для раба хуже всякой порки. Относительно много рабов получали свободу, и это в то время, когда в Греции действовал закон, запрещающий освобождать рабов.Во время Республики римляне питались очень скудно – на завтрак сухари с водой, на обед еще немного сыра.Во времена империи – совсем наоборот. Блюда были изысканные.

Улиток вымачивали в соленом молоке, чтобы они напились его и разбухли, а потом готовили (они пили очень много, потом разбухали – и их готовили). Очень любили яйца в меду – называя их оме мелита – откуда пошло слово омлет. Квасили капусту с салом. Люди победнее делали пиццу, которая дошла и до наших дней.Те, кто побагаче, ели и очень любили свинину.В кулинарной книге гурмана Апиция (I век) описывается такое пиршество – гостям, возлежащим на кроватях, вносят кабана, зааренного целиком, повар распарывает ему брюхо, из которого вылетают дрозды. У каждого дрозда на лапке привязана записка, с именем гостя и стихотворением в его честь. Гости ловят дроздов, повар тут же их жарит – и каждому гостю подносят свежезааренного «его» дрозда.Но вообще свежие дрозды не ценились – они должны были сначала протухнуть (завонять), а потом их уже готовили. Римляне очень любили протухшее мясо, рыбу.

И хний «кетчуп» - соус Гарум. Для его изготовления мелкую рыбешку засаливали и оставляли стоять гнить на солнце два, а то и три месяца, часто и тщательно перемешивая ее. Когда весь засол превращался в сплошную массу, в этот чан опускали большую корзину частого плетения; постепенно в нее набиралась густая жидкость. Это и был гарум — «сукровица разлагающихся рыб», по выражению Плиния, который, как и другой философ-моралист Сенека, корили своих современников, говоря что в древнюю эпоху великих героев Рима «желать гарума считалось позорным»: ни званый обед, ни парадное угощение не обходились в их время без гарума, и производством этого соуса занималось в Помпеях и в Испании немало людей (в Риме производством Гарума заниматься было запрещено из-за вони).

Стоил он дорого – 155 сестерций литр.1 сестерций состоял из 2-х асов и одной семисы – что записывалось как IIS (HS илиIIS) - откуда, как считают, и пошло обозначение доллара (Джордж Вашингтон был большим знатоком и поклонником культуры Древнего Рима – и для государственного устройства США многое перенимал: сенат, консулы, орден Цинцинатти – из-за этого он отказался быть королём США, когда ему предложили – ибо в Республиканском Риме не было королей).

Д Дж. Вашингтон (1732-1799)ля того, чтобы стать сенатором, надо было иметь доход в миллион сестерций, всадникам – 400.000 сестерций. Сенаторам запрещалось заниматься хозяйственной деятельность, всадникам – разрешено.

Мужчины одевались в тогу – большой (2 метра) кусок шертяной ткани, который без слуг одеть было невозможно. У сенаторов на тоге была пурпурная полоса. Пурпурная краска была очень дорогая – для изготовления ее 1 гр. Надо было 20.000 моллюсков или их раковин.

Туника

Незнатные люди одевались в тунику – длинная рубашка, но выше колен.

Носить мужчинам тунику ниже колен считалось неприлич-ным.

Как неприличным считалось носить брюки – у галлов, которые носили брюки, это вопринималось как варварство, как в Египте считалось варварством ездить верхом.На рисунке руководитель восстания против римлян Верцингеторикс (от гальского «повелитель над» (ver-rix) «воинами» (cingetos)) – как и все галлы в штанах.

Поскольку стирального порошка не было – вместо него использовали мочу, смешанную с белой глиной. Рабы в специальных прачечных месили ногами тоги в чанах с мочой и белой глиной. Стоила такая работа немало. Поэтому

состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета.

Женщины носили особую тунику с короткми рукавами – столлу.

Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят нехорошие женщины».

Голову женщины могла покрывать накидка, которая называлась кукуль.

vbibl.ru