Русский косоклинный сарафан: выкройки, советы, книги, история. Сарафаны древней руси
История русской одежды - сарафана
История русского сарафана
Блуждая этим вечером по Сети, встретила целое исследование одной студии декоративного-прикладного творчества. Тема этой работы: "История русского сарафана". Исследование это достаточно большое, поэтому Ivanka.club "выжала" самое важное и спешит этим поделиться:
Народный костюм – бесценное достояние культурыРусский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей.
Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.
Из истории русского костюмаНародный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.
На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии. Это время социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.
Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в - народном костюме. Наряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяжении XIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества. Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое.
Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые, косые полики, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд.
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).Материалы для русского народного костюмаИз разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – "пестряди". И только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.
В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни. А с развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.
Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условиях или отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.).Цвет в крестьянской одеждеРаспределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Распространёнными цветами были: чёрный, буро - коричневый, жёлто - оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово "красный" в древнерусском языке понималось как "прекрасный".
Известный с конца XIX века русский романс "Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…" имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.
Символика в русской одеждеОдежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл (позже Ivanka.club обязательно опубликует толкование символов на славянской одежде).
Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду. Спокойная красота геометрических - знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека. Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.
История сарафана Само название - не русское, а персидское и обозначает "одетый с головы до ног" и впервые в русских источниках упоминается в ХIV веке. Персидское слово "сарапай" могло означать и "почётная одежда". Но какого вида одежда скрывалась за этими семью буквами, что было в ней такого, что определило её исключительную роль в русском национальном костюме – нам неизвестно.
Термин "сарафан" первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду.
Типы конструкций сарафановИсследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова) в зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана:
1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак - цельные передние и задние полотнища.
2. Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII века линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами. С середины XIX века эта отделка заменяется покупными лентами темно-желтого цвета с вытканными мотивами розоватых гвоздик. 3. Прямой сарафан. Более позднее "прямые" или "круглые" ("московские") сарафаны относятся к третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки. Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины, либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Обычно круглые сарафаны украшали по подолу двумя – тремя полосами кружев, лент или позумента.
4. Сарафан "с лифом". Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Сарафаны "с лифом", пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.
Традиции и современностьСтройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.
Вышивка как декор в современном костюме оправдывает себя в том случае, когда угаданы орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена чистота исполнения. В таких случаях народная вышивка, её композиционное построение, техника исполнения, орнаментальные мотивы выступают в основном как интересные декоративные элементы. Примеры этого можно увидеть в нашем разделе "Русские сарафаны и платья".
Благодарим авторов работы за ценную информацию - Барладян Юлию, Петровскую Ольгу, Аверину Евгению.
ivanka.club
Русский косоклинный сарафан и костюм: выкройки, советы, книги, история | STAROVE.RU
Совпало так, что в недавнее время мы получили несколько запросов от читателей, касающихся традиционной русской одежды. До этого в течение нескольких лет мы в фоновом режиме собирали электронные копии старых книг по истории русского костюма, традиций и обычаев, а также иллюстрации по теме. Мы терпеливо ждали удобного случая, чтобы поделиться с вами нашими находками, среди которых есть настоящие сокровища…
Наконец наша задумка материализовалась! Для получения последнего недостающего элемента качественной статьи редакция сайта «Старообрядческая мысль» обратилась за советом к нашей прихожанке Елене Соколовой – профессиональному дизайнеру народного костюма.
Мы попросили Елену поделиться своим опытом, рассказать о традиционной женской одежде, которую так приятно видеть на службах в нашей Церкви, а главное – дать практические советы начинающим швеям и заказчикам. Получился интересный рассказ, который продолжает тему, поднятую в нашем исследовании о старообрядческой лестовке.
Читайте, скачивайте и рассказывайте друзьям: мы дополнили заметку иллюстрациями из нашего архива, а с автором можно связаться через нашу редакцию по e-mail [email protected], напрямую по e-mail [email protected], либо найти прямой контакт в проекте «Деловые предложения старообрядцев».
Подборка литературы в отличном качестве – см. ниже.
История сарафана на Руси
Косоклинный сарафан – это наплечная одежда комплекса русской женской одежды северных губерний России: Архангельской, Новгородской, Псковской, Тверской, Костромской, Северодвинской, а также некоторых центральных областей России (Нижегородской, Смоленской и др.).
Выступление старообрядческого хора знаменного пения в Рогожской слободе в Москве
Северорусский женский костюм состоял из домотканой прямой льняной рубахи, косоклинного сарафана, душегреи (коротёны), головного убора (девичьего – повязка и платок, женского – кичка, кокошник, повойник, платок), шали, кожаной обуви – сапожек (лапти были рабочей обувью).
Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.
Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376г.) Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.
В разных областях России сарафаны имели различное название в зависимости от их типа, кроя, вида ткани или способа ее окрашивания:
1) По способу кроя: лямошник, косоклинный, клинник и т.п.;2) По способу окрашивания ткани: набивник, маренник, кубовый и т.п.;3) По виду ткани: сукман, штофник, кумашник, атласник, кашемирник, ситцевик, пестрядинник и др.
Наиболее древними считаются косоклинные туникообразные сарафаны, представляющие собой узкую (в ширину ткацкого станка 35-40 см) ткань, перегнутую по плечам с вырезом для горловины, в боковые швы которой вставлены клинья (см. схемы 1,2).
Выкройка косоклинного туникообразного сарафана для домотканого отреза. Оригиналы схем ТУТ
Такой сарафан напоминает закрытое платье с рукавами или без рукавов, без плечевых швов, с круглым или квадратным вырезом горловины с небольшим разрезом впереди, окантованным бейкой или тесьмой с застежкой на петли и пуговицы.
Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для летних использовали набивные льняные полотна. Для будничных сарафанов годился и неотбеленный холст.
Непостановочная семейная сцена на Рогожском во время ежегодного праздника Недели св. Жен-Мироносиц в 2013 году
Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной фабричной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.
Косоклинные сарафаны шили распашные (с застежкой по центральной линии переда) и глухие (не имевшие разреза по центральной линии переда). Сквозная застежка оформлялась петлями из шнура, пуговицами, тесьмой, золотным кружевом, которые одновременно являлись отделкой переда сарафана. Сарафаны 16-17 веков всегда закрывали грудь.
Спереди по бокам, а сзади всю спинку закладывали частыми сборками под обшивку. Сарафаны, как правило, шили на подкладке из холста, ситца, низ подшивали другой тканью, т.к. он быстро изнашивался.
В низ сарафана часто вшивали монетки для утяжеления и придания ему скульптурной монументальности. Для этой же цели служила и металлическая бахрома.
Современным модницам не хватает не только бахромы с поясом, но и ремень бы иной раз оказался весьма кстати…
Перед распашного сарафана состоял из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроенные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.
Особенностью косоклинного распашного сарафана было то, что клинья его по бокам сходились ёлочкой. У глухого сарафана клинья продольные (см. схемы 1,4), т.е. кроятся не под углом 45 градусов. Сарафаны – клинники могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.
Выкройка русского косоклинного распашного сарафана: клинья по бокам сходятся ёлочкой
Глухой косоклинный сарафан (глухарь, сукман, костолан, шушун, шушка, насов) существовал в трех вариантах: с длинными узкими рукавами, которые имели прорехи для рук; с фальшивыми рукавами, очень узкими, пришитыми только со стороны спинки к проймам. Эти рукава при работе подтыкали за пояс или завязывали на спинке.
По типу кроя косоклинные сарафаны бывают с косыми продольными клиньями (см. схему 1), со скошенными под углом 45 градусов клиньями (см. схему 3,4). В целом, крой всех русских сарафанов очень функционален и экономичен, так как никаких кусочков от раскроя, как правило, не остается.
Косоклинный сарафан с косыми и скошенными продольными клиньями
Туникообразный косоклинный сарафан постепенно вытеснил понёву. Она осталась основным видом женской одежды южных губерний и некоторых центральных районов России. В этих областях (Воронежской, Курской, Тульской, Рязанской) глухие сарафаны туникообразного типа были девичьей одеждой, женщины же носили только понёвы.
НОСТАЛЬГИЯ: кадр с ежегодной Рогожской ярмарки по случаю дарования старообрядцам религиозных свобод. Праздник проходит спустя две недели после Пасхи
Шушуны (туникообразные сарафаны) наряду с более поздними видами сарафанов (лямошниками) просуществовали до 20 века, но носили их лишь пожилые. Для нашего времени глухой косоклинный сарафан сохранен в среде старообрядцев, которые с уважением и любовью относятся к русскому национальному костюму и не расстаются с ним в своей повседневной жизни.
Современный старообрядческий сарафан
«Хочешь уничтожить русский народ – разврати женщину» . Эти слова приписывают Генриху Гимлеру, одному из идеологов Третьего рейха. Так он говорил о русских женщинах, славившихся своей целомудренностью и высокой нравственностью.
Современный старообрядческий сарафан – великолепный образец настоящей русской женской одежды. Он удобен, функционален, красив. Сарафан своей колокольной формой сберегает энергию Земли, так необходимую для поддержания женского здоровья (женщины, носящие длинные платья и сарафаны трапециевидной формы, практически не имеют женских болезней).
Современные старообрядки в глухих косоклинных сарафанах
Сарафан преображает каждую женщину, носящую его, делает ее величественно красивой, стройной, статной и молодой. Традиционный женский наряд привлекает внимание не к фигуре, а к лицу, глазам, всему облику, подчеркивая высокую одухотворенность.
Рядом с женщиной в правильном благородном русском сарафане затихают споры, мужчины не позволяют себе сказать «резкое словцо»…
Когда, слегка приподняв полу сарафана давно забытым жестом, такая женщина выходит из автобуса или не спеша идет по ступенькам лестницы, лица людей светлеют, забывается суета жизни и становится ясно: Русь жива, и у нее великое и светлое будущее!
Репетиция выступления детского хора на паперти Покровского храма
Выкройка косоклинного сарафана
Предлагаем всем любителям русского стиля одежды и читателям сайта «Старообрядческая Мысль» выкройку-схему современного старообрядческого сарафана, который украсит любую женщину (см. схему 5).
Современная простая выкройка для одношовного косоклинного старообрядческого сарафана
Ингредиенты
В настоящее время ткани производятся шириной 80, 90, 150 см и даже 160 и 180 см. Поэтому, если вы хотите сшить современный сарафан по типу косоклинного, совсем не обязательно собирать его при помощи клиньев: ведь клинья были необходимы при шитье из узкой домотканой ткани шириной 35-40 см.
Есть простой способ шитья сарафана с одним только швом: с таким кроем справится даже начинающая портниха, а опытная сошьет его за два часа. Этот способ шитья сарафана подходит для женщины среднего роста (это 165 см).
Для более высокого роста длина сарафана будет укороченной (не до пола), или необходимо будет применить другой крой. Для такого сарафана подходят как легкие шелковые, так и тяжелые шерстяные ткани и парча, однако рисунок ткани не должен быть продольным (не иметь четкого направления по долевой нити).
Способ приготовления
Сарафан – неотъемлемый элемент старообрядческой свадьбы
Нужно взять 3 метра ткани при ширине 150 см, сложить ткань пополам так, чтобы получилась два квадрата со сгибом (одной общей стороной). Положить в угол, где находится сгиб ткани, заготовку выкройки верха сарафана, отмелить проймы и линию низа, плавно округлив по лекалу. Выкроить сарафан. На нем будет только один шов – по центру переда, который нужно застрочить и украсить тесьмой, галуном, кружевом, шнуром, пуговицами.
Для роста более 165 см надо брать ткань шириной 160-180 см или пришивать оборку к низу сарафана, на что дополнительно требуется еще 1 м ткани. Проймы сарафана обрабатываются косой бейкой в цвет сарафана или контрастной. Из оставшихся треугольных «косынок» выкраиваются две лямки переда и головной убор (косынка, повойник и т.д.).
Выступление старообрядческого хора в Московском международном Доме музыки в 2014 году
Этот простой в исполнении современный русских сарафан разработан старообрядцами на основе старинного нижегородского сарафана «сорочий хвост». Он красив, подходит для любой комплекции и одинаково применим как на природе, так и в городской жизни.
Автор статьи с удовольствием ответит на вопросы читателей и проконсультирует всех желающих в случае возникновения вопросов. Обращаться можно в редакцию проекта STAROVE.RU (e-mail [email protected]) или напрямую по e-mail [email protected]. Оригиналы схем-выкроек от Елены Соколовой, использованные в качестве иллюстраций-пояснений к тексту можно скачать по данной ссылке.
Координаты Елены Соколовой имеются также в справочнике «Деловые предложения старообрядцев».
Автор статьи: Елена Соколова, дизайнер русского костюма
При подготовке статьи использовались материалы В.А. Соколовой из книги “Русские традиции. Народный костюм.” СПБ.:СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2012
Материал по теме: безценные книги!
Поделитесь статьёй со знакомыми: надо пользоваться хоть какими-то преимуществами цифровой эпохи…
Лучшая тематическая подборка для думающих и ищущих: предлагаем для скачивания коллекцию книг по целому спектру вопросов, связанных с культурой, традициями и обычаями наших предков. Многие из них будут интересны широкому кругу лиц, а иные удивят даже профессионала.
Видео-лекция по теме
Для простоты мы сохранили эскизы иллюстраций обложек. По ссылкам ниже скачивается тематический ZIP архив с Яндекс-диска:
СКАЧАТЬ: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДАКнига Русская народная одежда Пармон Ф.М..djvuКнига Костюм в России XV – Начало XX века 2000.pdfКнига Русская народная одежда Работнова И.П..pdfКнига Народная одежда в восточнославянских традиционн.Книга Русская народная одежда и современное платьеКнига Русский народный костюм – Ефимова Л.В..djvuКнига Традиционный костюм новгородского края Васильев.Книга Народный костюм Воронежской губернии Пономарев.Книга Поэзия народного костюма Мерцалова М.Н.1988.pdfhttp://vk.com/wall-56924145_3378Подборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3378СКАЧАТЬ: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМКнига Беловинский Л.В. Типология русского народного костюмаКнига Быков А.В. Народный костюм вологодской областиКнига Гринькова Н.П. Народный костюм Вологодской областиКнига Гринькова Н.П. Очерки по развитию русского костюмаКнига Губанова Е.Н., Ожерельева О.В. Женский костюмКнига Зеленин Д.К. Русский народные обряды со старой обувью (1913)Книга Иванова А. Северный русский народный костюмКнига Игры и развлечения – книга 1955 годаКнига Каршинова Л.В. Русский народный костюмКнига Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского севераКнига Маковцева Л.В. Руссский народный костюмКнига Пармон Ф.М. Русский народный костюмКнига Решетников Н.И. Народный костюм и обрядностьКнига Сабурова Л.М. Одежда русского населения СибириКнига Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм – энциклопедияПодборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3378СКАЧАТЬ: ВЫШИВКАКнига Сборник великорусских и малороссийских узоровКнига Русская вышивка и кружево.Ефимова Л.В., БелогорКнига Строчка и вышивка.Гумилёвская М.Н.pdfКнига Изобразительные мотивы в русской народной вышив.Книга Народная вышивка Тверской земли Калмыкова Л.ЭКнига Тверская вышивка в собрании Загорского музеяКнига Маслова Г.С. – Орнамент русской народной вышивкиКнига Вышивка Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., ЩетининКнига Шитье, ткани, кружева.djvuПодборка книг по народной вышивке http://vk.com/wall-56924145_2409
СУПЕР РЕДКОСТЬ!
СКАЧАТЬ:Материалы по истории русских одежд 1884 года в четырех томах отличного качестваСКАЧАТЬ: КРУЖЕВОКнига Кружевные салфетки. М. Панаите 1960.pdfКнига Плетение кружев. Исакова К.В.1959.pdfКнига Народный орнамент в композиции художественныхКнига Русское кружево Третьякова Е.И. 1995.pdfКнига Русское кружево. Узоры и сколки. Давыдова С.А.pdfКнига Кружево своими руками Кршижановская И. 1993.pdfКнига Вяжем кружево фриволите вып.1 Курбатская Н.С.Книга Вяжем кружево фриволите вып.2 Курбатская Н.С.Книга Вяжем кружево фриволите вып.3 Курбатская Н.С.Подборка книг по работе с кружевом http://vk.com/wall-56924145_3537СКАЧАТЬ: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВОКнига История культуры Древней Руси. Том 1.1951.djvuКнига История русской материальной культурыКнига Карельское народное искусство. Косменко А.П.Книга Крестьянское искусство Воронов В.С.1924.pdfКнига Народная роспись по дереву. Барадулин В.А.1987.pdfКнига Народное искусство Тверской земли. Калмыкова Л.Книга Народное искусство. Материалы и исследованияКнига Народные художественные промыслы и ремеслаКнига Русская народная живопись Жегалова С.К.1984.pdfКнига Русское народное искусство Круглова О.В.1996.pdfПодборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3346СКАЧАТЬ: ДЕРЕВО, РЕЗЬБАКнига Русская народная резьба по дереву Соболев Н.Н.Книга Русская изба.Иллюстированная энциклопедия.pdfКнига Деревянная архитектура русского севера.pdfКнига Домовая резьба Буриков В.Г. Власов В.Н.1992.djvuКнига Русское деревянное зодчество Ащепков Е.А..pdfКнига Русь деревянная.Ополовников 1981.pdfКнига Деревянное зодчество. Толковый словарь.pdfКнига Плотничное искусство Дементьев А.А.1902.pdfКнига Крестьянин плотник и строитель А. Жирнов 1927 г.Подборка книг по работе с деревом (резьба, плотничное искусство) http://vk.com/wall-56924145_3076СКАЧАТЬ: КУЛЬТУРА, ЭТНОГРАФИЯКнига Древняя Русь. Город, замок, село.1985.djvuКнига Развитие этнического самосознания славянских народов.Книга Русская этнография. Зеленин Д. К.Книга Восточнославянский этнографический сборникКнига Русские. Историко-этнографический атлас 1970.djvuКнига Русские Александров В.А. Власова И.В.Тишков В.А.Книга Фольклор и народное искусство русскихКнига Древняя Русь. Быт и культура Колчин Б.А.Книга Фольклор и этнография Русского Севера Путилов Б.Подборка книг по русскому фольклору, этнографии и археологии http://vk.com/wall-56924145_3285.
Ссылка на авторские иллюстрации к статье – выкройки Елены Соколовой
Ссылка на папку с архивом материалов к данной статье
Избранные статьи от STAROVE.RU:
Что такое лестовка? Как молиться, выбрать или сделать самому?
Платок раздора: Путин как мерило дресс-кода и благочестия
О старообрядческом празднике Свв. Жен-Мироносиц
Илюстрированная информация о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.
Летопись реконструкции Рогожской Слободы
Подборка эксклюзивных фотографий о ходе реконструкции на Рогожском в 2007-2015 годах.
Раздел «Церковь и Miр»
Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».
Раздел «Обычаи»
Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4
Что почитать о старообрядчестве?
Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.
Какой нательный крест является правильным?
Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?
Какое крещение истинное и правильное?
Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.
Интервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”
Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.
Вл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли
Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.
СНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия
Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.
STAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век
Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.
Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:
Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!
В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Традиционный русский сарафан по сей день является достоянием русского народа
Трудно поверить, но как оказалось, русский сарафан происходит не от русского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». Т.е., в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие.
Содержание материала
Историческая справка
Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.
Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов
Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.
Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда
А для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты
Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.
Вне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа
Традиционный образ русской красавицы
Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.
Нарядный сарафан для знаменательных событий
И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».
Основные отличия традиционного одеяния России
В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.
Талия чаще всего не обозначалась
Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.
Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.
Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом
Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение
Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.
Разнообразие сарафанов
Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.
Шикарный русский сарафан
Наиболее популярными считались:
глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
«московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).
Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.
Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.
Старинные распашные сарафаны
Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.
Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов
Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.
Более современная версия традиционного русского сарафана
С чем носили сарафаны?
С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.
Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево.
Внешний вид поневы мог сильно отличаться
Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой
Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.
Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках
Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.
Трансформация одеяний под грузом современности
Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.
Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа
При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.
Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма
Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.
Особенности русского костюма
[ot-video][/ot-video]
ethnoboho.ru
Русский костюм. Сарафанный комплекс. - История красоты
Итак, други мои! Продолжаю свою серию очерков по истории русского костюма. Слово "сарафан" происходит от персидского :"саран па", что означает буквально "через голову" и изначально это была ... мужская одежда! Так называлось парадное одеяние князей, которое шилось из шёлка, парчи, бархата и других дорогих тканей.
Длиной оно было до пола, с длинными откидными рукавами. От князей эта одежда перешла к духовенству, а потом название перешло на женскую одежду.Сарафан появился на Руси относительно поздно - в XV-XVI веках. И постепенно эта одежда вытеснила более архаичный комплекс с панёвой. Сарафан получил распространение на большей части территории России - в средней и северной России, в Сибири и на Урале. В южнорусских губерниях сарафан медленно вытеснял костюм с панёвой, или же соседствовал с ним.Так, например, в ряде мест Воронежской губ. незамужние девушки могли носить сарафан-"широколямошник", который после свадьбы заменялся панёвой. Если девка замуж не выходила, то она так и ходила в сарафане.Сарафанный комплекс включал в себя рубаху, пояс, передник, головной убор и обувь.Рубахи были нескольких видов. Самым распространённым был тип рубах с прямыми поликами-вставками, пришитыми по основе, в средней России мог бытовать тип рубахи с прямыми поликами, пришитыми по утку.Ещё одним типом был тип рубахи без поликов. Они так же были двух видов - рукав был чуть скошен книзу, а сверху имел небольшой выступ, имитирующий полик. Этот выступ пришивался к стану рубахи. такой тип рукава назывался "по-топорному" и он считался более архаичным, чем рукав с поликом.И, наконец, последний тип рубахи без поликов - с составным рукавом, пришитым к стану по основе. Рукава и переднее и заднее полотнища, сшитые вместе, образовывали ворот рубахи, который потом сосборивался. Такие рубахи были известны, в частности, в Поволжье.На Русском Севере был известен с середины XIX века ещё один тип рубахи - на кокетке. Такие рубахи были распространены, в частности у архангелогородских поморов и в ряде мест Вологодской губ. В частности, мне известно о бытовании таких рубах в нынешнем Сямженском районе. Но Сямженский район - такое место, довольно интересное. Кроме сарафана, который представлял собой т.н. тип " сарафана на лифе" - с отрезным лифом, который существовал ещё в 50-60х годах ХХ века, как одежда старух, там был известен тип костюма с поперечнополосатой юбкой.Такие юбки с поперечными полосами характерны как раз для финоугорских народов - финнов, эстонцев и, по мнению некоторых исследователей сямженские полосатые юбки к русскому населению от ассимилированных финоугорских племён, живших на территории Русского Севера до XII века. Кстати, в самом Сямженском районе "сарафаном" могут называть и юбку. Моя свекровь именно так и говорила. И "сарафаном" называла именно длинную, в пол, юбку.Сарафаны различались по крою - были прямые, так называемые "круглые" сарафаны, которые так же назывались "московскими", косоклинными, глухими и открытыми - на лямках. Или по материалу, из которого они шились. Обычно на сарафаны шла плотная ткань домашней выделки - крашенина, или пестрядь и такие сарафаны назывались "крашенинники", или "пестрядники". Позднее - с середины XIX века, когда с развитием промышленности и торговли в селе стали доступны ткани фабричной выделки, появились сарафаны из этих тканей, называвшиеся "китаечник", "киндяшник""штофник". Из штофа - плотной и тяжёлой полушёлковой ткани, шили праздничные сарафаны.В ряде мест была известна короткая распашная одежда на лямках, называвшаяся по-разному в разных местах: епанечка, душегрея, кафтанчик. Известна она была не только в местах бытования сарафана, но и в местах распространения панёвного костюмного комплекса. Покрой её был различен в разных местах - прямой, расклешённый, со складками-трубами сзади.Наиболее архаичным считаются косоклинные сарафаны. Сарафаны такого кроя сохранились преимущественно у старообрядцев как молельная одежда. Изначально такой сарафан был туникообразным, со вставными клиньями в боках и с длинными откидными рукавами, которые постепенно превратились в декоративные, а потом и вовсе заменились лентами, которые завязывались сзади. Такой сарафан был известен под названием "шушун", или "горбач".Продолжение следует...
bellezza-storia.livejournal.com
Сарафаны и понёвы. Как выглядела традиционная женская одежда на Руси? | Культура
Сарафаны мы не только помним, но и любим до сих пор. Кто-то продолжает «шить сарафаны и легкие платья из ситца» на лето, другие просто хорошо представляют себе этот традиционный тип женской одежды. Как известно, «молодец в кафтане, девка в сарафане». Кафтана того уже тоже нет, молодцы в джинсах или костюмах, но мы-то себе можем позволить сарафанчик? А заодно «по сарафанному радио» передать друг другу все новости, поохать и поахать.
Сарафан — (слово тюркское) как вид одежды известен по письменным источникам с 1376 года. Когда-то был и мужской, и женской одеждой. К XVII веку окончательно перешел в женский гардероб центральных, северных районов и Поволжья.
Сарафан — безрукавная одежда, с проймами для рук. При этом видов и типов сарафана существовало множество — в том числе и с вшитыми рукавами. По покрою они были закрытые и открытые, однорядные или двурядные, разных конструкций: дольник, клинник, косоклинный распашной («Снимая с себя раскольничий косоклинный сарафан, подаренный богоданной матушкой Маремьяной» — Д.М. Мамин-Сибиряк), семиклинный и прочие. Сарафаны надевались на рубашку и в большинстве случаев носились с поясом.
Сарафаны шились из разных материалов (лен, ситец, сукно, парча, «волосина» — овечья шерсть выкрашенная отваром из ольхи и дуба, посконный холст — из стеблей конопли, сермяжина — полушерстяная с пеньковой основой). Узнаете слова: посконный, сермяжный?
Различия в цвете ткани давало даже другое название сарафану. В Центральной России сатиновые синие, красные, бордовые сарафаны с застежками назывались «саянами» — их носили преимущественно молодые женщины, в Архангельской губернии черные сарафаны носили название «кундыши», встречались «маренники», «кумашники», «китайки», «сандальники». Сохранилась пословица: «Был кумачный, да променяла на бумажный». Смысл пословицы вполне ясен: то есть был красивый и дорогой, да пришлось поменять на простой хлопковый. Неудачная сделка, а в глобальном смысле — неудачный выбор.
Сарафаны были будничные («буденные») и праздничные. Праздничные всячески украшались — и тесьмой по подолу, и бархатом поверху. Если шились из шелка — то было и кружево, и золотые нити. Сарафаны вышивались и выписывались узорами: птицы, деревья. Праздничные сарафаны высоко ценились и передавались по наследству.
Сарафаны носили не только крестьянки, но и купчихи, и мещанки — то есть городская среда не отвергала традиционную и удобную женскую одежду. А в деревнях сарафаны оставались основной женской одеждой вплоть до 20-х годов XX века в северных регионах России (в Центральной России традиция «ушла» раньше).
Бесконечные сарафаны мы видим на картинах И. Аргунова, А. Венецианова. Русский лубок продолжает «сарафанный ряд».
Кроме сарафанов, женщины в деревнях носили так называемый поневный комплекс. Понёва, панёва (варианты — понька, понява, поня) — женская юбка и основная часть южнорусского комплекса одежды. Шилась преимущественно из шерстяной ткани, также по возможности украшалась. Надевали поневу на рубашку, как и сарафан. А поскольку принцип русской одежды — многослойный, то и на поневу сверху надевались передники или навершники (запоны, фартуки, нагрудники). А если прохладно — то сверху душегрею или еще что-нибудь для тепла.
Понёву (паневу) часто называют одеждой замужних женщин. Ее и числили как «вечный хомут», «бабью кабалу». (Честно говоря, не очень понятно, как сейчас писать это слово. В Википедии — это панёва, в изданиях Музея Этнографии и других научных трудах — понева).
Как-то побывал в России один французский художник. Звали его Жан-Батист Лепренс — Jean-Baptiste Le Prince, годы жизни: 1734−1781. Этот живописец потянулся за своей родней в Петербург, где он написал несколько картин для Екатерины II, а также частично расписал двери в Зимнем Дворце, который тогда вовсю строился. За четыре года своего пребывания в Российской империи он побывал в Прибалтике, Москве и Сибири. Там он сделал множество набросков и рисунков.
Вернувшись в Париж, где он стал академиком, до конца жизни Жан Лепренс продолжал писать «жанровые бытовые русские сцены». Это, конечно, сама по себе история необычная. Технику он выработал свою, абсолютно оригинальную (его даже называют создателем особого типа офорта — акватинты), а вот сюжеты так и остались русскими.
Его рисунки и гравюры есть в Эрмитаже, Лувре, американских музеях. Глядя на его работы, невозможно не улыбнуться: вот уж где, действительно, «смесь французского с нижегородским». (Помню чью-то шутку-перевертыш: смесь «русского с нижнегароннским». Гаронна — река во Франции и в Испании. Автора не помню, в Интернете этого перевертыша нет). Так или иначе — очень интересный взгляд у художника. Действительно, французско-русский. С примесью итальянского, что в то время было совсем не удивительно.
Тем не менее, если немного отстраниться от «манеры изложения» французского художника и гравера и вглядеться в одежду персонажей его картин, остается странное и праздничное чувство. Исключительно яркая и разнообразная одежда на героях. Например, сцена из русской повседневной жизни — неужели это рисунок с натуры? С русской натуры, не с итальянской? Смотришь на эти работы очень талантливого мастера (например, в комментариях) и диву даешься. Ну ладно томные барышни — это в тогдашней традиции, но сколько интересных, скрупулезно выписанных одеяний, от верхней одежды до головных уборов.
О последних можно поговорить в следующий раз. А о такой жизненно важной вещи, как обувь — здесь.
shkolazhizni.ru
Сарафанный look. Волгоградка шьет наряды модниц Древней Руси | КУЛЬТУРА: История | КУЛЬТУРА
Волгоградка Элина Глушкова не только шьет по всем канонам ушедшей эпохи наряды модниц Древней Руси, но и носит шугаи, кафтаны, понёвы и сарафаны в повседневной жизни, вызывая лёгкий шок у окружающих.
Как Алёнушка
Как призналась Элина, любовь и интерес к русскому костюму возникли не вдруг, а постепенно. Мама-рукодельница шила дочурке одежду по образцам из журналов мод. И дочери привила любовь к рукоделию: дала ей в три с половиной года иголку с ниткой и показала первые стежки.
«Все дети 60-х зачитывались русскими сказками, смотрели их по телевизору, в кинотеатрах. И одежды главных героев на фоне той современной моды казались мне сказочно прекрасными, - говорит Элина Глушкова. - В детсаду любила повязывать платочки, как Алёнушка, в школьны годы носила юбки в пол, старалась украсить свой наряд русским орнаментом, чтобы быть яркой. Конечно, поначалу это было, что называется, «стилизация по мотивам». Но захотелось точного воспроизведения, стала изучать традиционный русский костюм, который на фоне европейской культуры представлял собой самобытное явление. Это настоящий космос, огромный пласт нашей культуры. Женская традиционная одежда была чрезвычайно разнообразна, а каждая деталь имела особый смысл».
Фото: Из личного архива/ Вероника Суровцева
Язык одежды
Например, по тому, как повязан на талии поясок, можно было многое узнать о девушке. Если его кисточки на концах были на одном уровне, то её сердце занято. На разном - значит, девушка «не занята» и юноша может подойти и познакомиться. У замужних дам с детьми синие концы ремешка говорили о том, что в семье подрастали сыновья, красные - дочки. Практически в каждом населённом пункте, помимо основных, были и свои детали в одежде, обозначающие статус, семейное положение, родство русских женщин. К слову, кожаный ремешок - это изначально деталь мужской одежды. Его носили воины и купцы. Крепкий ремешок нужен был для тяжелых вещей: ножа, кошеля, сабли и т.п.
Слово «баба» почему-то стало сегодня ругательным. А раньше оно обозначало социальное положение женщины. Недавно вышедшая замуж женщина - молодуха, родившая - баба.
Фото: Из личного архива/ Влад Сосновский
«По профессии я - и портной, и архитектор. И этот синтез знаний двух, казалось бы, абсолютно разных сфер позволяет создавать гармоничные композиции формы, цвета, стиля, фактуры, - призналась модельер. - Присмотритесь к русскому костюму. Как правило, крой простой, монументальный. Костюм строится по таким же «золотым» сочетаниям, как и в архитектуре. Его красота - в ритме чередующихся полосок, узоров и пропорций, в отделке, мастерстве и вкусе рукодельницы. Русские женщины смело экспериментировали, сочетая в одежде зелёный цвет с оранжевым и малиновым. Наши модницы сказали бы, поморщив носики: фи, это же так некрасиво. Но посмотрите на народные костюмы - да, это необычно, при этом ярко, сочно, свежо».
Стратегический жирок
Как рассказала Элина Глушкова, за последние годы интерес к русскому народному костюму значительно вырос. Это чувствуется и по количеству посетителей её странички в соцсетях. Она делает учебные фильмы по традиционному русскому костюму, где доступно для начинающих объясняет, как создавать красоту своими руками. Многие из тех, кто впервые сшил что-то, сами погружаются в изучение истории народного костюма и продолжают творить.
Не все, конечно, решаются по примеру Глушковой выйти на улицу в нарядном сарафане, повойнике или шугае. Многослойная, монументальная русская народная одежда не вписывается в нынешние стандарты красоты.
Фото: Из личного архива/ Влад Сосновский
«Меня часто спрашивают: «А можно заузить пышную юбку или приталить рубаху, а то меня это полнит?». Да всё можно, только это будет уже не по-русски», - считает Глушкова. - В старину женщины гордились своей дородностью и стеснялись худобы. Стратегический жирок был символом здоровья, достатка в семье. Статная девушка в красивом пышном наряде - это и сегодня красиво. Европейский стереотип моды, который нам навязали, я считаю, чужд нашей природе. Жалко смотреть на юных девушек, с торчащими из-под коротких пуховичков полосками синюшной от холода кожи. В Италии, где климат помягче, это, может быть, и смотрится и стильно, и эротично, а у нас с такой модой гарантированы проблемы со здоровьем. И, кроме того, на Руси женщины старались одеваться целомудренно, у нас сейчас оголяются так, что, кажется, нет места для загадочности, всё словно выставлено на продажу».
Своим стилем я шокирую не всех, многие смотрят с интересом, а иногда подходят и благодарят:"Спасибо, что вы это носите и радуете нас!"
Праздник души
Народный модельер не скрывает, что появление её на лицах города в народном костюме вызывает культурный шок. Женщины шеи сворачивают, чтобы разглядеть наряд, мужчины, выйдя из лёгкого оцепенения, нередко одаривают комплиментами: «Обалдеть, как красиво».
«Молодёжь, случается, и подхихикивает над моим странным для них костюмом. Но я не обращаю на это внимание. Своим стилем я шокирую не всех, многие смотрят с интересом, а иногда подходят и благодарят:"Спасибо, что вы это носите и радуете нас!"Главное, что мне традиционный русский костюм нравится до мурашек по коже. Он родной, он настоящий. Несмотря на пролетевшие столетия, он органичен на улицах городов в наш век космических скоростей. Русский костюм для меня - это праздник души. Его я надеваю, что называется, на выход. Но и джинсы у меня есть в гардеробе, в них я хожу в бассейн, езжу на дачу. Русские красавицы тоже не в кокошниках в свинарниках убирались».
Элину Глушкову нередко называют «популяризатором». Она же подчёркивает, что ничего не проповедует: «Просто я так живу. И хочу помочь другим открыть красоту русского народного костюма. Часто приходится слышать, что мы «обязаны» что-то хранить. На мой взгляд, это должно быть не обязательством, а искренним желанием человека. Нам есть чем гордиться в самобытном, уникальном традиционном русском костюме. Это непостижимая глубина и красота. Любовь к этому богатому наследию должна идти от души, от сердца. Я не знаю, как скоро это будет носиться, но я убеждена, что это следует шить».
Что носили на Руси?
Понёва - женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани.
Сарафан - народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов.
Телогрея - одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
Запона - девичья холщовая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего отверстие для головы.
Приволока - безрукавная накидка.
Шушпан - кафтан с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
Летник - старинная верхняя женская одежда.
www.vlg.aif.ru
история и выкройка русского сарафана
Первое упоминание о русском сарафане относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную (то есть расстёгивающуюся) мужскую одежду. До начала XVII века это слово в письменных источниках встречалось нечасто, и действительно обозначало предмет мужского костюма.
Русский сарафан в старинных народных песнях
Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях, которые можно было услышать еще в начале прошлого столетия:
Он не в шубе, не в кафтане,
В длинном белом сарафане.
Исследователи считают, что термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов sarapa или sarapai (одетый с головы до ног) и обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.
Женской одеждой сарафан становится только в XVII веке. Судя по письменным источникам (завещаниям, договорам, закладным, запискам путешественников и т.д.), сарафаном называлась горничная (то есть комнатная) накладная (надевавшаяся через голову) одежда с рукавами или без рукавов, с пуговицами или без пуговиц.
Однако, подобная накладная одежда — шуба, шубка, сукман, ферязь, саян, шушун — в городах известна была значительно раньше. Например, в приданом волоцкой княжны конца XV века встречаются шубы красного, багряного и светло-зеленого цвета из дорогого фландрского и английского сукна.
Вероятнее всего, сарафанами в XVII столетии стали называть женскую одежду, существовавшую значительно раньше, с середины или конца XIV века и, возможно, какие-то новые ее виды, возникшие в городах, а затем распространившиеся под влиянием городской моды и в деревне. До петровских указов об обязательном ношении в городах европейской одежды, сарафаны носили и дворянки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.
История русского сарафана
Сегодня в нашем понимании сарафан — собирательный термин, обозначающий русскую традиционную длинную горничную одежду на лямках. Сарафан входил в состав женского народного костюма центральных и северных губерний России, вместе с переселенцами «переехал» в Сибирь, а на рубеже XIX и XX веков стал модным и на юге нашей Родины.
Самые древние виды русских сарафанов — глухие прямые и косоклинные сарафаны (шушун, саян, ферязь, дубас). Самые старинные из них по крою напоминают туникообразные рубахи: центральное полотнище перегнуто пополам, по бокам пришиты прямые полотнища или несколько косых клиньев. Шили их из домотканых льняных и шерстяных тканей белого, красного, черного и темно-синего цветов.
Подобные черные сарафаны сохранились до начала XX века в некоторых уездах Воронежской губернии как элементы девичьего костюма — там, где женский костюм с поневой достаточно долго сохранялся и считался единственным вариантом женской одежды. Некоторые разновидности глухих сарафанов имели сзади фальшивые декоративные откидные рукава, пришивавшиеся к краю проймы.
Виды русских сарафанов
Самый модный сарафан второй половины XIX-начала XX века почти на всей территории России — прямой или круглый. На севере, в Сибири и на юге его нередко называли москвичом или москалем. Модницы шили его из ярких покупных хлопчатобумажных, шелковых или шерстяных тканей, украшали галунами, лентами, кружевами и бахромой. Крой был самый простой — несколько (от четырех до восьми) прямых полотнищ ткани сшивали между собой и верхний край собирали в мелкие складочки. Каждый москаль, обжившись на новом месте, приобретал местный колорит, поэтому прямые сарафаны были не похожи друг на друга.
Самым «молодым» русским сарафаном стал сарафан на лифе. Пышная прямая юбка пришивалась к лифу, плотно облегающему грудь и спину. Распространение подобной одежды связывают с влиянием традиции переселенцев из западных районов России.
Косоклинный распашной сарафан
Самым популярным на протяжении XVIII-первой половины XIX века был косоклинный распашной сарафан. Косоклинник шили из трех основных полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. По бокам к полотнищам пришивались несколько косых клиньев, которые значительно расширяли подол. Неширокие вверху, некоторые сарафаны по подолу достигали восьми и более метров.
Передние полотнища сарафана застегивались на металлические дутые, ажурные или литые пуговки с петлями из шелкового или шерстяного шнурка, отсюда и пословица про щеголих: «Пуговки литые, петельки витые». Пуговиц могло быть тринадцать, девятнадцать и более. В более поздние времена в некоторых костюмах застежку стали имитировать или вовсе зашивать.
Косоклинные сарафаны всячески старались украсить: вдоль застежки пришивали металлические галуны, серебряные и золотные кружева, узорные ленты. Праздничные косоклинники шили из самых разнообразных тканей: из холста домашнего производства с масленой или кубовой набойкой, из шерстяного или льняного домотканого полотна, крашеного в различные оттенки красного, синего или черного цветов, кумача, нанки, китайки, но особенно ценились сарафаны, сделанные из дорогих покупных тканей: парчи, узорного шелка. тафты, штофа, бархата. Представьте, как роскошно смотрелся такой сарафан: «шупка женская холодная, атлас красный, круживо кованое золотное».
В XVII веке богатые сарафаны могли быть оторочены мехом, как, например, «кунтыш камчатный, кружево золото и серебряно, огонки бобровые». Конечно, такие наряды носились не одним поколением. И даже совершенно выйдя из моды, они долго сохранялись как семейная реликвия, поскольку для приобретения или изготовления праздничного костюма затрачивались немалые деньги. В одной из росписей XVII века упоминаются два сарафана — дорогой «шушун сукна красного с нарядом» стоимостью четыре (!) рубля и «крашенинник с нарядом», стоимостью восемь гривен. Народ подшучивал над своей любовью к роскоши: «На пузе — шёлк, а в пузе — щёлк»
В тех районах, где были распространены сарафанные комплексы, наряды с праздничными косоклинными распашными сарафанами носили мешанки, дочери и жены купцов и ремесленников в больших и уездных городах, девушки и женщины из состоятельных крестьянских семей. Несколько стилизованные «русские сарафаны», сшитые модистками, носили некоторые дворянки, шили их и специально для костюмированных балов.
Сарафаны надевали на одну или две рубахи (нижнюю и верхнюю), для создания пышной формы поддевали нижние юбки, а во второй половине XIX века и кринолины. Чаше всего сарафаны подпоясывались. Сверху на них, в зависимости от местной традиции, надевали различных фасонов душегреи, шугаи или кофты. Такие богатые костюмы обязательно венчали головные уборы: у девушек — повязки, венцы, короны, у женшин — сороки, повойники, кички, кокошники.
Завершали такие костюмы всевозможными украшениями, шалями или даже тончайшей шелковой фатой. На ноги, начиная с XVII столетия, обували искусно сделанные сапожки из яркой и тонкой кожи, а с XIX века — городские модные ботинки «полсапожки, носки лаковые».
Сарафанов нонь не носим, нам от них убыточек:
Надо восемь метров ситца. Три катушки ниточек.
Очень точно подмечено в этой задорной частушке 20-х годов прошлого века. Однако носить сарафаны после революции 1917 года перестали не из-за дороговизны: на все исконно русское не просто прошла мода, но сарафаны, поневы и старинные рубахи объявили пережитком прошлого.
Тафта — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью (жесткость тафты появлялась благодаря тугой скрутке нитей ткани).
Штоф — шелковая плотная ткань с одноцветным узором.
Миткаль — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбеливания и прокрахмаливания миткаль получал название — коленкор, после набивки узора — ситец, после окрашивания в красный цвет — кумач.
Китайка — в XIX веке под этим названием подразумевалась плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета.
По материалам журнала «Славянка»
Видео: Технология изготовления косоклинного сарафана. Автор Элина Глушкова
Русский сарафан. Фото
В фотогалерее поредставлены несколько фотографий современных девушек-старообрядок в сарафанах.