История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Церковь Святого Креста в Венеции - самый древний армянский храм Европы. Самый древний храм армении


Западная Армения на старых фото

Фотографии конца XIX - начала XX века армянских церквей и монастырей существовавших на востоке нынешней Турции. Ныне почти все эти сооружения полностью разрушены.Армянские церкви из Восточной Анатолии по стилистике сильно отличаются от тех, что можно увидеть в самой Армении. В них очень много общего с исламскими мечетями, в сущности, они своими шатровыми крышами и кубическими формами больше похожи на персидские погребальные комплексы имамзаде. Византийского в них почти ничего нет, что удивительно, ведь, кажется, что Западная Армения ближе к Византии географически.

Монастырь Иоанна Предтечи (Сурб Карапет) недалеко от города Муш. (Почти все фото кликабельны)

Можно предположить, что монастыри в Западной Армении, находясь на территории Османской империи, имели значительные финансовые возможности, поэтому часто перестраивались, каждый раз все больше приближаясь к канонам исламской архитектуры. В то время как армянские общины на территории нынешней Армении, начиная с 13 века, стали подвергаться постоянным ударам завоевателей, и их численность существенно снизилась, фактически нормально функционировал только один католикосат в Эчмиадзине. У большинства монастырей не было финансов на перестройку своих церквей, как известно, главный разрушитель старых храмов - это сами верующие, которые постоянно пытаются подновлять свои святилища. Если же религиозная община исчезает, то храмы остаются в своем изначальном виде. Поэтому самые древние армянские церкви сохранились именно на территории Армении (и прилегающих областях - Ани, Карс), в Малой Азии (нынешней Турции) древних церквей даже в 19 веке осталось уже очень мало.

Церковь Святого Креста (Сурб Хач) на острове Ахтамар, 915-925 гг. Это самый древний и единственный сохранившийся храм из всех здесь представленных.

Процессия в храме Святого Креста.

Монастырь Варагаванк рядом с озером Ван. Он был основан царем Васпуракана Сенекиримом Арцруни в 11 веке.

Монастырь Варагаванк

Монахи монастыря Варагаванк показывают трон царя Синакерима Арцруни.

Шатровые главы церквей монастыря Варагаванк.

Монастырь Нарекаванк (основан в начале 10 века) у южного берега озера Ван.

Монастырь Нарекаванк

Монастырь Нарекаванк

Тебризские ворота крепости в городе Ван.

Армянки из района озера Ван.

Монастырь Иоанна Предтечи (Сурб Карапет) недалеко от города Муш. Считался самым важным религиозным центром в Западной Армении, с 12 веке здесь находилась резиденция епархии области Тарон.

Церкви монастыря были возведены в 16 веке.

Монастырь Иоанна Предтечи зимой.

Колокольня монастыря Сурб Карапет была возведена в 1788 году.

Армяне области Ван.

Монастырь Святых Апостолов (Сурб Аракелоц) в 11 км от города Муш. Монастырь был основан в 11 веке, крепостную стену возвели в 1791 г.

Монастырь Святых Апостолов.

Кладбище с хачкарами монастыря Святых Апостолов.

Армянский воин в полном вооружении, район озера Ван.

Армянская семья.

Монастырь Святого Григория (Сурб Григор) на острове Лим озера Ван. Церковь Св.Григория интересна своим коническим куполом, он в точности похож на купол гробницы знаменитого Мевляны - поэта Джалаладдина Руми в Конье. Гробницу Мевляны закончили в 1274 году, купол церкви Св. Григория более поздний - самая ранняя дата 1310 год. Подобная "гофрированность" стен была хорошо известна и ранее, наиболее масштабно ее применили при строительстве самого большого башенного мавзолея - Гумбад-и Кабуса.

Монастырь Лим

Монахи монастыря на острове Лим.

Монастырь Святого Варфоломея в Башкале, 13 век.

Входной портал церкви Святого Варфоломея.

Киликийский католикосат Армянской церкви в Сисе, здесь он распологался с 1282 года.

И несколько неопознанных мной армянских монастырей.

Армянские монахини.

Армяне области Ван.

Армянская девочка из Восточной Анатолии, 1900-1915 гг.

Еще Армения на старых фото:Армянские церкви на старых фотоПутешествие по Армянскому нагорью в 1890-х гг.

arch-heritage.livejournal.com

Достопримечательности Армении: топ 14

Армения – страна с очень древней культурой, которая сохранилась до наших дней. Разнообразные достопримечательности Армении, и необычная, но очень вкусная местная кухня не оставят вас равнодушными. Возвращаясь из Армении, вы навсегда заберете с собой частичку этой страны. И спустя некоторое время, захотите вернуться повторно. А чтобы соблазниться окончательно, предлагаем вам список самых интересных достопримечательностей Армении, на которые стоит обратить особенное внимание.

1. Голубая мечеть

dostoprimechatelnosti-armenii

На сегодняшний день Голубая мечеть – это единственный мусульманский символ веры, во всем Ереване. История этой известной достопримечательности Армении началась в 1766 году. Построенная по приказу великого хана Гусейнали-хан Каджара, она все время своего существования была украшением города. К сожалению, в своем первозданном виде мечеть не уцелела, и до наших дней дошел только один из четырех минаретов. Многие паломники, выходя из мечети, чувствуют непреодолимое счастье и умиротворение.

Храм достаточно неприметный, увидеть с улицы практически невозможно. Для этого придется пройти в арку, и миновав абрикосовую рощу прямиком выйти к мечети. Голубой купол не даст сомневаться, вы пришли по адресу.

2. Монастырский комплекс Нораванк

dostoprimechatelnosti-armenii

Монастырский комплекс Нораванк был возведен ещё в XIII-XIV веках. Дословный перевод означает «новый монастырь». В свое время этот монастырь принимал в свои стены епископов и был последним пристанищем князей Орбелянов, чьи могилы можно видеть на территории Нораванка. Все части монастыря включают в себя две церковные постройки и одну часовню. Церковь Сурб Аствацацин — главная достопримечательность. Своим необычным входом на втором этаже и необычной двойной лестницей без перил, она значительно ограничивает посещение туристов. Не каждый человек решиться подняться по ней, рискуя упасть в низ.

Сурб Карапет – вторая церковь, выглядит менее нарядно, хотя и построена в 13 веке. Архитектура несколько раз серьезно повреждалась местными землетрясениями. Учитывая историческое значение и расположение в окружении живописной природы, Норванк – это достопримечательность Армении, которую стоит посетить туристу.

3. Большой Каскад в Ереване

dostoprimechatelnosti-armenii

Если вы приехали в столицу Армении, то обязательно посетите самую главную достопримечательность Еревана – Большой Каскад. Поднимаясь по этому рукотворному строению, вы увидите множество упорядоченных скульптур, разнообразные по длине и ширине каменные лестницы. Фонтаны и цветники приятно освежают и наполняют воздух неповторимыми ароматами. Вся эта рукотворная красота расположилась на одном из склонов Канакерских холмов в сердце самого города. Каскад неоспоримо считается украшением города, и с его вершины открывается один из самых лучших видов на город и вершины знаменитого Арарата. Если прийти на Каскады ночью, то можно будет увидеть сказочный пейзаж ночного Еревана.

4. Арарат

dostoprimechatelnosti-armenii

У каждой страны есть своя гордость, народ которой восхищается и эта достопримечательность заставляет приезжать множество туристов. Для Армении – это знаменитая гора Арарат. Гора состоит из двух пиков: Малый и Большой Арарат. Самая высокая из них делит гору пополам, отдавая часть её в турецкие владения. Гора считается священной, и по приданиям, именно на вершине этой горы нашел свое пристанище ковчег Ноя. Паломники стремятся попасть на вершину, а сами жители страны считают это дело богопротивным. Для того чтобы подняться на гору, достаточно получить специальное разрешение от властей страны, и иметь хорошую физическую форму.

5. Озеро Севан

dostoprimechatelnosti-armenii

Мы уже убедились в том, что природные достопримечательности Армении удивительны. Очередным доказательством этого служит Севан. Это высокогорное озеро раскинуло свои прозрачные и чистые воды на высоте 1916 метров над уровнем моря. Окруженное заснеженными горными пиками и утопающими в зелени берегами, озеро привлекает к себе любителей созерцания, и недаром. Оказавшись на берегу, вы можете смотреть на него очень долго, и даже не почувствовать, что время незаметно прошло. Местные жители почитают это священное озеро, и верят, что из его вод пьют сами боги. Вдоль берега озера Севан, на данный момент, проживает около 250 тысяч жителей. Они создали прекрасные условия для проживания и отдыха туристов, которыми может воспользоваться любой путешественник.

6. Эребуни

dostoprimechatelnosti-armenii

Для желающих совершить путешествие на машине времени, в Армении есть возможность посетить развалины крепости Эребуни. Как говорилось выше, это древняя страна, и первая каменная столица была построена ещё 2.7 тысяч лет назад. Это была не только столица древней Армении, но и достаточно серьезным оборонительным сооружением, защищавшем местных жителей. Расположенная в живописной долине Арарат, древняя крепость является кладезю полезной информации для археологов. Они по сей день находят на раскопках множество полезных и необычных артефактов. Достаточно самостоятельно прогуляться по крепости, чтобы убедится, народ этой страны прекрасно мог постоять за себя еще множество веков назад.

7. Монастырь Гегардаванк

dostoprimechatelnosti-armenii

Монастырь Гегардаванк — действительно уникальное и неповторимое место Армении, внесенное в список наследия Юнеско. По легенде, именно в этом монастыре очень долгое время монахи хранили у себя копье, которым один из стражей пронзил Иисуса Христа, когда тот висел на кресте. Первый каменный монастырь на этом месте основали ещё в 4 веке. Но регулярные набеги арабов не прошли незамеченными, монастырь был разрушен. На данный момент комплекс состоит из нескольких церквей и специальной пещеры с родником. Монастырь Гегардаванк не привлекает своим ярким убранством, это истинная обитель отшельников, которые решили посвятить свою жизнь православной вере. Тем ни менее это место является очень популярным туристическим направлением в Армении.

8. Храм Гарни

dostoprimechatelnosti-armenii

Храм Гарни – это еще одно доказательство того, что архитектурные достопримечательности Армении стоят внимания туристов. Всем кто впервые попадает на территорию этого храма, на ум приходят стройные ряды греческих и римских колон. И действительно, даже внутри страны прижилось название храма «армянский Парфенон». Но как это ни странно, он не имеет отношения к Древней Греции. А стройные колоны, прекрасно сохранившаяся мозаика и портики были возведены по приказу местных царей местными строителями. На протяжении многих веков Храм Михра в Гарни использовался как летняя резиденция, и в его сводах регулярно отдыхали великие люди. После последнего землетрясения храм был полностью восстановлен и доступен для туристов в качестве исторического объекта.

9. Исторический музей Армении

dostoprimechatelnosti-armenii

Расположенный в столице, Исторический музей Армении был основан ещё в 1921 году совместно с картинной галереей. Если картины решили оставить на верхних этажах комплекса, то сам музей расположился на двух подземных уровнях. Если вас интересует история страны от самого зарождения до наших дней в интересных подробностях, экскурсоводы с удовольствием проведут вас по всем залам, и расскажут всё по порядку. Вы сможете увидеть своими глазами археологический отдел, отдел нумизматики и исторической архитектуры. Сложно перечислить все артефакты, которыми владеет современный музей. Тем более, что экспозиция постоянно пополняется новыми находками археологов. Как говориться, лучше один раз увидеть.

10. Эчмиадзинский кафедральный собор

dostoprimechatelnosti-armenii

Чтобы попасть в это священное место, придется сначала добраться в город Вагаршапат. Несмотря на свою невзрачность, храм является прекрасным образцом архитектуры 4 века, и после множества переделок и улучшений дошел до нас в первозданном виде. Но это никак не сказалось на его привлекательной и аскетической архитектуре. Недаром, здание было включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Эчмиадзинский кафедральный собор представляет собой не просто храм, а оплот веры апостольской церкви Армении, и притягивает в свои стены множество паломников. Осматривать храм можно не только снаружи, но и войти внутрь. Остроконечные колокольни немного выделяются на фоне других культовых строений, но не портят общего впечатления от посещения.

11. Монастырь Севанаванк

dostoprimechatelnosti-armenii

Эта красивая армянская достопримечательность расположилась на берегу высокогорного озера Севан. Как и другие монастыри Армении, Севанаванк привлекает туристов и паломников необычным видом и пейзажем. У него очень необычная история. На протяжении столетий Севанаванк располагался на острове, который окружали воды Севана. Но в 1981 году начали строить специальный водоотводный тоннель, законченный в 2003 году. Он резко уменьшил размеры озера, и остров превратился в полуостров. Но это никак не повлияло на уникальный вид на озеро, которое открывается с территории монастыря Севанаванк и вид на заснеженные вершины гор. Рядом с храмом есть остатки более древнего строения, к которым можно прикоснуться своими руками.

12. Храм Звартноц

dostoprimechatelnosti-armenii

До наших дней храм Звартноц не сохранился. На холме можно увидеть только грандиозные развалины, по которым легко угадывается величественное сооружение. Многочисленные археологи разыскали множество артефактов, в том числе и миниатюрную модель Звартноцока. Построенный в середине 600 года, храм простоял на вершине холма почти 300 лет. И только во время сильнейшего землетрясения в 930 году он был полностью разрушен под собственным весом. На данный момент на площади комплекса можно рассмотреть возможные реконструкции храма по историческим описаниям.

13. Монастырский комплекс Татев

dostoprimechatelnosti-armenii

Из всех комплексов монастырей в Армении, Татев, пожалуй, самый посещаемый и необычный. Для того чтобы в него попасть, нужно будет проехать 20 км от поселка Горис. И вместе с сотнями других туристов попасть в стены древнего православного монастыря. Татев начал свою историю с 9 века нашей эры, но не только этим он прославился. Для тех, кто не боится канатных дорог, могут посетить «Крылья Тетева» и на себе ощутить величие древних строителей. В окружении гор образовался естественный мост и пещера под общим названием Сатани Камурдж. Этот уникальный объект так же притягивает к себе любопытные взгляды. Несколько древних храмов одних из первых христиан и другие интересные достопримечательности не дадут скучать в течение дня.

14. Монастырь Хор Вирап

dostoprimechatelnosti-armenii

У самой высокой и красивой горы Арарат, раскинул свои древние стены монастырь Хор Вирап. Его стены были средневековой тюрьмой, державшие преступников за толстыми стенами и надежными решетками в 4 веке нашей эры. С тех пор всё сильно изменилось, и монастырь используется только по церковному назначению. Но для любопытных туристов камеры подземной тюрьмы сохранили свою первозданную угрюмость и навек вобрали в себя состояние безнадежности заключенных. Контрастом подземелья является невероятной красоты пейзаж, который открывается со стен монастыря на заснеженную гору Арарат. Благодаря чистейшему воздуху и отсутствию облачности, гору прекрасно видно большую часть года. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Армении.

Оцените статью, поделившись с друзьями, пожалуйста:

www.topkurortov.com

Монастыри Западной Армении - Забытые крепости ХХ века

Фотографии конца XIX - начала XX века армянских церквей и монастырей существовавших на востоке нынешней Турции. Ныне почти все эти сооружения полностью разрушены.Армянские церкви из Восточной Анатолии по стилистике сильно отличаются от тех, что можно увидеть в самой Армении. В них очень много общего с исламскими мечетями, в сущности, они своими шатровыми крышами и кубическими формами больше похожи на персидские погребальные комплексы имамзаде. Византийского в них почти ничего нет, что удивительно, ведь, кажется, что Западная Армения ближе к Византии географически.

Монастырь Иоанна Предтечи (Сурб Карапет) недалеко от города Муш. (Почти все фото кликабельны)

Можно предположить, что монастыри в Западной Армении, находясь на территории Османской империи, имели значительные финансовые возможности, поэтому часто перестраивались, каждый раз все больше приближаясь к канонам исламской архитектуры. В то время как армянские общины на территории нынешней Армении, начиная с 13 века, стали подвергаться постоянным ударам завоевателей, и их численность существенно снизилась, фактически нормально функционировал только один католикосат в Эчмиадзине. У большинства монастырей не было финансов на перестройку своих церквей, как известно, главный разрушитель старых храмов - это сами верующие, которые постоянно пытаются подновлять свои святилища. Если же религиозная община исчезает, то храмы остаются в своем изначальном виде. Поэтому самые древние армянские церкви сохранились именно на территории Армении (и прилегающих областях - Ани, Карс), в Малой Азии (нынешней Турции) древних церквей даже в 19 веке осталось уже очень мало.

Церковь Святого Креста (Сурб Хач) на острове Ахтамар, 915-925 гг. Это самый древний и единственный сохранившийся храм из всех здесь представленных.

Процессия в храме Святого Креста.

Монастырь Варагаванк рядом с озером Ван. Он был основан царем Васпуракана Сенекиримом Арцруни в 11 веке.

Монастырь Варагаванк

Монахи монастыря Варагаванк показывают трон царя Синакерима Арцруни.

Шатровые главы церквей монастыря Варагаванк.

Монастырь Нарекаванк (основан в начале 10 века) у южного берега озера Ван.

Монастырь Нарекаванк

Монастырь Нарекаванк

Тебризские ворота крепости в городе Ван.

Армянки из района озера Ван.

Монастырь Иоанна Предтечи (Сурб Карапет) недалеко от города Муш. Считался самым важным религиозным центром в Западной Армении, с 12 веке здесь находилась резиденция епархии области Тарон.

Церкви монастыря были возведены в 16 веке.

Монастырь Иоанна Предтечи зимой.

Колокольня монастыря Сурб Карапет была возведена в 1788 году.

Армяне области Ван.

Монастырь Святых Апостолов (Сурб Аракелоц) в 11 км от города Муш. Монастырь был основан в 11 веке, крепостную стену возвели в 1791 г.

Монастырь Святых Апостолов.

Кладбище с хачкарами монастыря Святых Апостолов.

Армянский воин в полном вооружении, район озера Ван.

Армянская семья.

Монастырь Святого Григория (Сурб Григор) на острове Лим озера Ван. Церковь Св.Григория интересна своим коническим куполом, он в точности похож на купол гробницы знаменитого Мевляны - поэта Джалаладдина Руми в Конье. Гробницу Мевляны закончили в 1274 году, купол церкви Св. Григория более поздний - самая ранняя дата 1310 год. Подобная "гофрированность" стен была хорошо известна и ранее, наиболее масштабно ее применили при строительстве самого большого башенного мавзолея - Гумбад-и Кабуса.

Монастырь Лим

Монахи монастыря на острове Лим.

Монастырь Святого Варфоломея в Башкале, 13 век.

Входной портал церкви Святого Варфоломея.

Киликийский католикосат Армянской церкви в Сисе, здесь он распологался с 1282 года.

И несколько неопознанных мной армянских монастырей.

Армянские монахини.

Армяне области Ван.

Армянская девочка из Восточной Анатолии, 1900-1915 гг.

Еще Армения на старых фото:Армянские церкви на старых фотоПутешествие по Армянскому нагорью в 1890-х гг.

lost-fortresses.livejournal.com

Церковь Святого Креста в Венеции

Церковь Святого Креста - армянский храм, расположенный в самом сердце сказочной Венеции уже шесть веков.

Неподалеку от главной площади Венеции Сан Марко мой взгляд остановился на небольших черных дверях. Разглядела до боли знакомые армянские буквы — надпись "Добро пожаловать". И лишь кресты, высеченные на дверях, подсказали, что в этом укромном местечке находится маленькая армянская церковь.

© Sputnik / Sara Galstyan

Армянская церковь Сурб Хач Айоц в Венеции. Дверь церкви

Церковь Святого Креста — так называется армянский храм, самая древняя действующая армянская церковь Европы. Ее строительство началось в 1500 году. До того, как предстать в окончательном виде, церковь Святого Креста, как и армянский народ, прошла тернистый путь. Строительство церкви осуществлялось в несколько этапов. Однако обо всем по порядку.

Венецианцы, находившиеся в тесных торговых, и не только, связях с киликийскими армянами настолько их полюбили и доверились им, что подарили один из центральных кварталов Венеции дружественным армянам. Для армянской общины, которая обосновалась в Венеции с XI века, территория это вначале служила в качестве культурного очага и носила название "Армянский дом".

© Sputnik / Sara Galstyan

Армянский квартал в Венеции

В этом венецианском квартале в средневековье жили исключительно армяне. Все дома принадлежали им, поэтому улица получила название Армянской — Galli dell Armeni.

И на той же улице появился очаг культуры "Армянский дом" в качестве гарантии сохранения армянской идентичности.

В 1496 году вспыхнувший тут крупный пожар полностью уничтожил "Армянский дом". Однако армяне Венеции не сдались, вместо этого они построили деревянную часовню, которую в течение веков переделали под деревянную церковь. И лишь после реконструкции в 1680 году церковь получила окончательный вид — с тремя алтарями, куполом, сделанным в стиле венецианского барокко.

Служащая армянам-католикам Армянская католическая Церковь Святого Креста в 1740 году переходит под управление конгрегации Мхитаристов. Она до сих пор принадлежит Мхитаристам, действующим на острове Святого Лазаря в Венеции с 1717 года.

  • Армянская церковь Сурб Хач Айоц в Венеции. Зеркальный зал

    Армянская церковь Сурб Хач Айоц в Венеции. Зеркальный зал

    © Sputnik / Sara Galstyan

  • Работа, представленная армянским участником венецианской биеннале Жаном Погосяном

    Работа, представленная армянским участником венецианской биеннале Жаном Погосяном

    © Sputnik / Sara Galstyan

  • Работа, представленная армянским участником венецианского биеннале Жаном Погосяном

    Работа, представленная армянским участником венецианского биеннале Жаном Погосяном

    © Sputnik / Sara Galstyan

  • Работа, представленная армянским участником венецианской биеннале Жаном Погосяном

    Работа, представленная армянским участником венецианской биеннале Жаном Погосяном

    © Sputnik / Sara Galstyan

  • Армянская церковь Сурб Хач Айоц в Венеции. Могильные плиты

    Армянская церковь Сурб Хач Айоц в Венеции. Могильные плиты

    © Sputnik / Sara Galstyan

  • Армянская церковь Сурб Хач Айоц в Венеции

    Армянская церковь Сурб Хач Айоц в Венеции

    © Sputnik / Sara Galstyan

  • Работа, представленная армянским участником венецианскойбиеннале Жаном Погосяном

    Работа, представленная армянским участником венецианской биеннале Жаном Погосяном

    © Sputnik / Sara Galstyan

  • Училище имени Мурада Рафаеляна в Венеции

    Училище имени Мурада Рафаеляна в Венеции

    © Sputnik / Sara Galstyan

  • Армянская церковь Сурб Хач Айоц в Венеции. Зеркальный зал

    Армянская церковь Сурб Хач Айоц в Венеции. Зеркальный зал

    © Sputnik / Sara Galstyan

1 / 9

© Sputnik / Sara Galstyan

Армянская церковь Сурб Хач Айоц в Венеции. Зеркальный зал

Как принято в армянских церквях, перед храмом Святого Креста находится кладбище. Здесь покоятся люди, которые внесли свой вклад в культурную жизнь, в строительство и в дело сохранения церкви.

Сегодня, к сожалению, церковь Святого Креста открыта лишь в последнее воскресенье месяца. В эти дни для малочисленной армянской общины и интересующихся армянской духовной жизнью туристов проходит служба.

К счастью, в Венеции я побывала в тот период, когда в церкви была выставлена часть армянского павильона Венецианского биеннале этого года, поэтому храм почти всегда был открыт.

Другая часть Венецианского биеннале располагалась в зеркальном зале лицея Мурад-Рафаелян. В нашем павильоне, попавшем в лучшую десятку, в основном выставлены оригинальные работы Жана Погосяна, сделанные из огня и пепла.

Об истории церкви, ее сегодняшнем состоянии и успехе армянского павильона на биеннале с радостью рассказала мне ответственный за армянский павильон Сюзи Аракелян.

© Sputnik / Sara Galstyan

Сюзи Аракелян, Венеция

В армянской церкви Святого Креста последнее, что я сделала — это оставила запись в журнале гостей. Слезы подступили к горлу. Как было их сдержать, когда в каждом уголке мира натыкаешься на армянский след.

Наши предки повсюду создавали и развивали культурные, образовательные и духовные центры, чтобы посетившие их обязательно почувствовали, что там были и есть армяне.

ru.armeniasputnik.am

Древние Восточные Церкви. Армянская Церковь...

Страна, которая на всех языках именуется Арменией (самоназв. ткж. Хайастан), представляла некогда союз армянских племен (хаи, армены, арарты, и др.), занимавших территорию распавшегося государства Урарту и страны Хайяса. На протяжении веков армяне стремились сохранить свою национальную независимость, однако из-за географического положения постоянно находились под властью то мидян, то греков, то римлян, персов, византийцев, арабов и турок. В VI в. до Р. Х. Дарий I Гистасп, сломив сопротивление армян, присоединил их страну к персидской монархии. После падения династии Ахеменидов, армянские земли частично были завоеваны Александром Македонским, после смерти которого в результате междоусобиц образовалось два армянских царства в Великой и Малой Армении, которые сначала входили в государство Селевкидов как вассальные области. После разгрома селевкидов римлянами в битве при Магнезии (190 до Р. Х.) правители Великой Армении и Софены провозгласили свою независимость, став основоположниками династии Арташесидов и Шахуни. Тигран II (95–56), внук Арташеса I (189–161), расширил территорию Армянского царства от Куры и Каспийского моря до Иордана и Средиземного моря и от среднего течения Тигра и Евфрата до Киликийского Тавра. После поражения, нанесенного римлянами Митридату VI Евпатору, союзнику Тиграна II, армянский царь заключил мирный договор с Помпеем, отказавшись от Сирии и малоазийских земель ради сохранения Великой Армении (65 г. до Р. Х.). Однако Рим продолжал двигаться на восток. Тогда союзные парфяно-армянские войска разбили в I веке по Р. Х. римлян, а мирный договор в Рандее, подтвердив суверенные права армянских царей, вновь признал границы, установленные в соответствии с договором 65 г. до Р. Х. В этот период Армения считалась самостоятельным государством под номинальным протекторатом двух великих держав — Рима и Парфии.

2. Возникновение Армянской Церкви

Первые сведения о появлении христианства в стране туманны. По преданию, первыми благовестниками веры Христовой были апостолы Фаддей и Варфоломей, которые прибыли в дом Форагма после дня Пятидесятницы (Деян 2:1–2). Апостол Фаддей в течение 17 лет проповедовал в Армении. Его мощи погребены в Маку (Артазская обл.), где до сих пор имеется монастырь апостола Фаддея. Имеется предание, что на Артазской кафедре семь последующих епископов сохраняли преемственность до III века, а согласно другому преданию, апостол Варфоломей после подвигов в Индии и Персии прибыл в Армению, построил множество храмов по р. Аракс, основал монастырь около селения Ван и мученически скончался (68) в юго-восточной Армении.

О распространении христианства в Армении свидетельствуют Тертуллиан, блаженный Августин, Фавст Византийский (IV в.) в своей “Исторической Библиотеке”, Агафангел, армянский писатель V века, в своей “Истории царствования Тиридата и проповеди св. Григория Просветителя” и др. Наиболее известным армянским историком, который считал себя учеником Исаака Великого и Месропа, является Моисей Хоренский . Однако его хронология считается неточной, имеются и другие предания, которые содержат доказательства того, что христианская вера очень рано проникла в эту страну, пустив здесь глубокие корни. Евсевий Кесарийский и сирийская летопись повествуют, что Фаддей традиции в действительности является Аддеем (Аддай), епископом Эдесским, и, следовательно, христианство проникло сюда или из Эдессы, или из Низибиси, которые в то время были главными центрами распространения христианства. Письмо Дионисия Александрийского (248–265), написанное в 252 г. армянскому епископу Меруджану (230–260) , который, согласно армянскому списку католикосов, начинающемуся с Фаддея, является десятым епископом Армянской Церкви, также подтверждает, что христианство введено из Сирии. В конце I и начале II веков христианство в стране распространяется мужами апостольскими Елисеем, Амфилохием, Урбаном, Нерсесом и Аристовулом, которые подвизались в этой стране, зажатой с обеих сторон двумя языческими державами — Римом и Персией. Евсевий в своей Церковной Истории говорит, что поводом к военному походу императора Максимиана послужило исповедание армянами веры Христовой и нежелание поклоняться языческим богам. Со стороны персов предпринимались неоднократные гонения на христиан при Хосрое Iи Тиридате Великом. Таким образом, Григорий Просветитель не насаждал христианство, а уже трудился в конце III и начале IV вв. над распространением и устройством Армянской Церкви.

В 226 г. в результате государственного переворота в Персии к власти пришли Сасаниды, мечтавшие о расширении своих западных границ. Начинается продолжительная борьба армянского народа с персами, — борьба, которая носила религиозно-политический характер. Но среди армянских князей не было достаточного единства в борьбе против общего врага, и один из них, Ашак, отец будущего Просветителя Армении, убил армянского царя Хосроя, за что вместе со всей своей семьей поплатился жизнью. Сам же Григорий, едва спасшийся от смерти, двухлетним ребенком (233) был отправлен в Кесарию Каппадокийскую, где получил образование и стал христианином. Тиридат, сын убитого Ашоком царя Хосроя, в 262 г. разбил персов, и на торжествах по случаю победы узнал, что возвратившийся к тому времени в Армению Григорий является христианином, к тому же родичем  убийцы его отца. Григория бросают в тюрьму, где он томится 15 лет. Однако благодаря чудесному исцелению Тиридата от неизлечимой болезни по молитвам святителя Григория, царь не только сам стал христианином, но и объявил христианствогосударственной религией (301) . Он увидел, что христианство может послужить средством сплочения армян в борьбе за национальную независимость страны. Поэтому он направил Григория (302) в Кесарию Каппадокийскую, откуда тот, будучи рукоположен архиепископом Леонтием, в сопровождении греческих клириков возвратился уже как епископ и глава Армянской Церкви . Первой кафедрой католикоса был Аштишат на Евфрате. Во время своей земной жизни святитель Григорий с апостольской ревностью заботился о христианизации Иверии и прикаспийских районов, укрепляя вместе с тем веру Христову в самой Армении, как говорит в своем слове на Воплощение святитель Афанасий Великий. Церковным языком в этот период был греческий и сирийский, а Армянская Церковь была митрополией Кесарийской Церкви. Подтверждением этому служит подпись под актами I Вселенского собора Леонтия, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Полемаикского, Малой и Великой Армении. На этом же соборе присутствовал вместе с прочими четырьмя епископами сын и преемник Григория Аристакис (325–333). Здесь следует отметить, что Григорий собственным примером ввел брак у епископов, сделав право преемственности на католикосском престоле Армянской Церкви наследственным. Правда, этот обычай 33-м правилом Трулльского собора (691) был осужден как иудейский, тем не менее, по крайней мере, до V века женатому священнику не запрещалось принимать епископский сан .

Преемником Григория (†330) был его второй сын Аристакис (325–333), убитый князем Архелаем, а потом и старший сын Вертанес, который, по свидетельству армянских историков, присоединил к своей юрисдикции Церковь Иверии (333–341). Однако язычество было еще сильно и после смерти Тиридата сразу же повело борьбу с христианством. Преемник Вертанеса католикос Иусик (341–347) за обличение царя Тиграна был подвергнут истязаниям и вскоре умер. После благочестивого, но слабовольного Парнерзеха (348–352) католикосом стал правнук Григория Нерсес Великий (353–373) , который вырос в Кесарии, будучи рукоположен там во епископа Евсевием Кесарийским. Волевой, талантливый и преданный Церкви архипастырь, он на Аштишатском соборе (361) предложил ряд реформ, в которых нуждалась Церковь. Он вменил в обязанность исполнение церковных канонов, строил монастыри, храмы, школы, проявлял заботу о бедных и больных, поставил под контроль не толькосвою личную жизнь, но и жизнь царя Аршака. Последний, негодуя на католикоса, посадил его в крепость, избрав на его место антикатоликоса.

В этот момент Армения подвергается опустошительным набегам персидского царя сасанидской династии Шапура II (309–379). Аршак был взят персами в плен, а его сын Вав (369–374) стал армянским царем, который сначала освободил, а потом отравил Нерсеса за то, что тот обличал его нечестивые поступки. По распоряжению Вава, изгнавшего персов с помощью римлян, католикосом был избран ИсаакI Моназкертский (373–377), преемником которого был Завен Моназкерский (377–381). В этот период Церковь занималась своими внутренними делами и поэтому не смогла направить своих представителей на II Вселенский собор .

3. Дальнейшая история независимой Церкви

Наконец война греков с персами закончилась разделом (387) Великой Армении между Персией и Византийской империей. Последней досталась1/5 часть страны. В греческой части остался царь Аршак IV, а персы поставили у себя Хосроя IV(395–400), резиденция которого находилась в Двине. В персидской части остался и католикос Аспуракес. Однако управление в западной части через греческого прокуратора и в восточной через персидского наместника (марзпана) весьма раздражало армян, стремившихся к полной независимости страны. Это вызвало не только национально-освободительные движения, но и внутрицерковные споры, закончившиеся разрывом с Кесарийской Церковью. В 387 г. на престол католикоса был избран сын Нерсеса Исаак , который по царскому приказу был рукоположен не Кесарийским архипастырем, а местными епископами. Святитель Василий Великий высказывался против этого неповиновения, и католикос Исаак предпринимал неоднократные попытки восстановить прежние отношения обеих Церквей, однако национальные и политические факторы способствовали ослаблению отношений Армении с Кесарией и созданию независимой Армянской Церкви. С тех пор армянский католикос получил титул патриарха с кафедрой в Вагаршате (Эчмиадзин).

Этот период характерен тем, что армяне сознавали необходимость создания своей национальной письменности, которая стала бы достоянием всего армянского народа. Необходимо отметить, что богослужение, совершаемое на греческом языке, требовало специального института переводчиков для перевода верующим текста Священного Писания, молитвословий и для объяснения обрядов. Поэтому Исаак Великий (387–439), будучи знатоком греческой литературы, стремился реформировать свою церковь по византийскому образцу. Многие реформы вошли в церковную жизнь в период патриаршества Исаака. Его замечательным помощником был секретарь царского двора ученик святителя Нерсеса Месроп Маштоц , который составил армянский алфавит из 36 букв и заложил основы нового армянского языка (406). С помощью этих двух великих мужей было мобилизовано 100 переводчиков, предварительно подготовленных для перевода Священного Писания. Они перевели Библию, богослужебные книги из Кесарийской Церкви, творения святителей Василия Великого, Кирилла Александрийского, Афанасия Великого, Иоанна Златоуста и др. В 439 г. на основе византийского богослужения была создана армянская литургия. Армянская письменность изучалась в школах Великой и Малой Армении, в Греческой Церкви, в Грузии, Агвании, постепенно распространяясь к северу и западу от Вагаршапата. Однако персы, недовольные введением национальной армянской письменности, заключили Исаака в тюрьму, в результате чего он не смог прибыть на III Вселенский собор, а потом вынудили его удалиться в Римскую Армению, где он скончался (439) за полгода до смерти (440) Месропа Маштоца.

На IIIВселенском соборе был осужден Несторий, а его последователи, изгнанные на восток Византийской империи, пытались посеять семена еретического учения. Святой Исаак после своего освобождения из тюрьмы (435) созвал Аштишатский собор, на котором анафематствовал Нестория, Феодора Мопсуестскогои Диодора Тарсийского . Однако члены собора решили послать священников Аверия и Леонтия к Константинопольскому патриарху Проклу (434–446), чтобы посоветоваться с ним относительно принятого ими решения. Прокл высказался в защиту мнения Вавилы Эдесского, боровшегося с несторианством в Сирии, включив свое решение в так называемый “Армянский томос”. Этот письменный ответ патриарха Прокла, принятый армянами в виде символа, оказал большое влияние на богословское развитие Армянской Церкви, которая, став непримиримым противником несторианства, затем создала в себе предрасположение к уклонению в монофизитство.

В конце IV и начале V века Церковь находилась под игом персов, которые стремились к ассимиляции армян и обращению их в свою веру. В течение десятилетий армяне сопротивлялись, а когда иго стало невыносимым, все— и духовенство, и знать, и простой народ— поднялись против своих поработителей. Во главе этой борьбы стал армянский национальный герой Вартан Мамиконьян , который, однако, потерпел поражение и был убит в Аварейской долине 26 мая 451 г., то есть в год созыва Халкидонского собора. Католикос ИосифI (440–454) вместе с прочими клириками был уведен в Персию и там принял мученическую кончину (454). Причинами поражения были отказ византийского императора Маркиана помочь армянам, дабы не нарушать мир с персами, и отсутствие единодушия среди армянских князей. Но армяне свою ненависть к византийскому императору, покинувшему их в самый критический момент войны с персами, перенесли и на решения Халкидонского собора. Кроме того, несториане распространяли слухи, что Халкидонский собор противоречил Ефесскому (431), на котором была принята формулировка святителя Кирилла Александрийского “одна воплотившаяся природа Бога Слова”, принятая армянами. Таким образом, Армянская Церковь, уже осудившая трех учителей Нестория, не получив приглашения на IV Вселенский собор, очевидно, потому что ее считали митрополией Церкви Кесарии Каппадокийской, а может быть, потому, что она находилась вне пределов Византийской империи, с недоверием смотрела на Халкидон. В стране, где царил террор персов, постоянные гонения на христиан и насаждался маздеизм (течение зороастризма), Церковь стремилась сохранить то, что было накоплено ею за недолгую историю христианства, а боязнь несторианства при невысоком богословском уровне духовенства, недоверие к грекам, отказавшимся помочь единоверным братьям в борьбе с персами, способствовали впадению армян в монофизитство. Положение усугублялось трудностью перевода греческих богословских терминов, потому что у армян понятия “природа” и “ипостась” передавались одним словом пнутион. Символ, читаемый во время хиротонии, показывает, что Христос имеет “одну соединенную природу” (Миавориал ми пнутион) , однако по вопросу способа соединения природ существовали два различных направления: юлиановское и севирианское, которые отстаивали нетленность или тленность тела Христова вплоть до Моназкертского собора (726).

Восстания в Армении, Картли и Азербайджане (481–484) против Сасанидов заставили персов признать неприкосновенность прав и привилегий армянской знати и Церкви. Армения стала полузависимой и самоуправляющейся страной. Однако место персидского маздеизма занимает влияние Византии, которая в это время была на стороне монофизитства. Благодаря униатской политике монофизитствующих императоров Василиска (окружное послание 475 г.), Зенона (Энотикон 482 г.) и Анастасия (споры о божественных страданиях 491–518) в Армению проникли идеи IV Вселенского собора, хотя говорить о нем запрещалось. Соборы в Вагаршапате (491) и Двине (506) осудили Нестория, Евтихия, Диоскора, монофизитов, миксофизитови “несторианское” решение Халкидонского собора, который будто бы исповедал во Христе два лица, и тем самым анафематствовали IV Вселенский собор .

Таким образом, армяне отвергли решения Халкидонского собора и приняли монофизитство потому, что, осудив Нестория, собор обошел молчанием его учителей Иву Эдесского, Феодора Мопсуестского и Феодорита Кирского, уже осужденных Армянской Церковью. Другими причинами отдаления Армянской Церкви от Вселенской были: неправильное понимание терминов “природа” и “ипостась”, постоянные войны персов и греков и боязнь византийского влияния в случае принятия армянами решений Халкидона. Несмотря на это Армянская Церковь потенциально не откололась от Православной, поскольку присутствовала напоследующих Вселенских соборах, хотя ее участие или неучастие на этих соборах не встречало единодушного одобрения среди членов церкви.

Император Юстиниан, в царствование которого (527–565) было две греко-персидских войны (527–532 и 540–561), стремясь защитить восточные границы империи, покровительствовал армянам, строил им храмы, монастыри, осудил на V Вселенском соборе Феодора Мопсуестского, Феодорита Кирского и Иву Эдесского . После победы императора Маврикия (582–602) над персами в битве у Низибии (589), согласно мирному договору (591), к Византии отошла часть Армении до озера Ван. Император также был заинтересован в примирении с армянами. Он устраивал собеседования с армянами на созываемых неоднократно соборах. После отказа католикоса Моисея II присутствовать на соборе в Константинополе (его кафедра находилась на персидской территории в Двине) Маврикий, объединив епископов греческой Армении, избрал католикоса Иоанна III (595–616), который в 611 г. во время одного из походов Хосроя II Парвеза (590–628) в Малую Азию был уведен в плен, а греки больше не назначали католикоса. К этому же периоду относится разрыв между армянским католикосом Авраамом, преемником Моисея II, и грузинским католикосом Кирионом, которого армяне анафематствовали на Двинском соборе (596). Императору Маврикию не удалось их примирить.

Моисей Хоренский и многие другие армянские историки ставят распространение христианства в Грузии в зависимость от Армянской Церкви, утверждая, что святитель Григорий по просьбе святой равноапостольной Нины направил миссионеров и частицу Честнаго Креста Господня в Грузию.

На первый взгляд может действительно показаться вероятным, что Грузинская Церковь входила в юрисдикцию Армянской, потому что Вертанес, сын и преемник святителя Григория, сделал своего 15‑лет­него сына Григория католикосом Иверии и Албании. Нерсес Великий послал для окормления Грузинской Церкви своего диакона Иова. Месроп Маштоц, который изобрел армянский алфавит, создал аналогичный и для грузин, потрудившись над переводом Священного Писания на их язык. Наконец, грузинские епископы присутствовали на Вагаршапатском соборе (491), осудившем IV Вселенский собор.

Однако не следует забывать, что Грузия в период возникновения христианства не была единым государством, а представляла ряд более или менее самостоятельных княжеств, так что не исключается возможность подчинения некоторых грузинских провинций армянским католикосам, хотя это совершенно не означает, будто весь грузинский народ, пусть даже временно, оказался в этой зависимости. Если предположить, что Грузия приняла христианскую веру от армян (древние историки Руфин, Феодорит, Сократ, Созомен ничего не говорят об этом), то как объяснить длительную зависимость Грузинской Церкви то от Константинополя, то от Антиохии? Ведь известно, что Армянские католикосы подчинялись Кесарийскому Архиепископу.

Персы, захватившие в 498 г. восточную часть Грузии, также не могли подчинить грузин юрисдикции Армянской Церкви, потому что тогда нужно предположить, что Грузинская Церковь постепенно подпала под монофизитские заблуждения.

Вероятнее всего, здесь происходила путаница, и за грузин принимали агаван, то есть прикаспийских албанцев, которые присутствовали на упомянутом Вагаршапатском соборе .

Во всяком случае, отношения между грузинами и армянами можно назвать отношениями добрососедства. Однако после Двинского собора 596 г., осудившего грузин за принятие IV Вселенского собора, наступил окончательный разрыв между Армянской и Грузинской Церквами .

Персидский шах Хосрой II, который завоевал (607) Месопотамию, Сирию (611), взял Дамаск (613), Иерусалим (614) и вышел в 619 г. к Босфору, понимал, что, став на сторону монофизитов, он приобретет надежного союзника в лице армян. Поэтому он созвал в 616 г. собор с участием иерусалимского патриарха Захарии и двух армянских епископов и, решив положить конец догматическим разногласиям, приказал всем подвластным христианским народам исповедывать армянскую веру.

Император Ираклий (610–641) во время первого своего похода против персов (622) вторгся в Армению и взял в 623 г. Двин, а после второго похода, разбив персов у развалин Ниневии (627) по мирному договору (628) Византии с Персией, возвратил империи Армению, Месопотамию, Сирию и Египет. Стремясь обеспечить мир, который был бы основан на религиозно-политическом единстве, Ираклий созвал в Эрзуруме (633) собор с участием греческих и армянских епископов, где был признан авторитет Халкидонского собора, были анафематствованы принятые при католикосах Нерсесе II, Моисее II и Аврааме решения, было изъято из Трисвятого теопасхитское (учение о крестных страданиях Божества) выражение “распныйся за ны” и разделены праздники Рождества Христова и Богоявления. Однако этот союз был непродолжительным, потому что на Востоке уже зарождался ислам (630). Арабы вторглись (633) в Персию , завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию (634–640), Двин (640), Египет (641), а в 648 г. они были уже в Киликийской Армении. Армения в этот период подвергалась опустошительным набегам греков, хазар, арабов и в то же время византийские императоры — Констант II (641–668) с католикосом Нерсесом III в Карине, а Юстиниан II (685–695) с католикосом Исааком III в Константинополе — подписывают акты о воссоединении. Однако Моназкертский собор (650) выступил против униатских тенденций византийских императоров, осудив вместе с Халкидонским собором и собор в Карине. Трулльский собор (692) осудил некоторые литургические обычаи Армянской Церкви, к великому огорчению армян, которые вместе с католикосом Исааком III, возвратившимся с собора, упразднили этот союз .

В самом начале VIII века арабы окончательно подчинили Армению, однако ее зависимость носила вассальный характер. Армения с Картлией и Каспийской Албанией составляла наместничество (эмират) с центром в Двине. Благодаря этому Армения почти двести лет (до 859 г.) наслаждалась покоем, в результате чего развивались ремесла и торговля. Одновременно крупный княжеский род Багратидов постепенно закрепил за собой огромные области в центре страны и, почувствовав себя достаточно сильным, возглавил народно-освободительное движение, которое увенчалось победой (862) над арабами. Ашот Багратуни был провозглашен “князем князей армянских”, а затем и царем Армении (885). Свою столицу он основал в Ани (100 км от Эчмиадзина). Династия Багратидов управляла Арменией и Грузией в течение двух столетий (856–1071), после чего разделенная на мелкие княжества Армения перешла под власть турок-сельджуков во главе с Альп-Арсланом, который опустошил страну, превратив кафедральный собор Ани в мечеть. Таким образом, Великая Армения, исконный очаг армянской нации, прекратила свое существование как политическое единство .

Местоположение Армянской Церкви оказывало влияние и на ее дочерние Церкви Иверии и Каспийской Албании. Армянский католикос Вертанес, сын святителя Григория Просветителя, сделал своего старшего сына Григория “Католикосом Иверии”, в результате чего начались тесные отношения обеих Церквей, прервавшееся при католикосе Иверии Кирионе (608). Нижняя Иверия, признав IV Вселенский собор, стала независимой в этот период, а Верхняя Иверия, находившаяся в юрисдикции Антиохийского Патриарха, получила независимость в следующий период, а именно при императоре Константине IX Мономахе (1042–1055).

В этот период наблюдаются попытки со стороны армянских католикосов сообразовать догматическую позицию своей Церкви с Православной. Наиболее выдающимся архипастырем Армянской Церкви был католикос Иоанн III Философ (719–729) , который в своей переписке с Константинопольским патриархом ГерманомI (715–730) поддерживал учение святителя Кирилла Александрийского и папы Льва Великого, а на Моназкертском соборе в 719 (или 726) принял Халкидонский собор, хотя и ограничился выражением святителя Кирилла Александрийского “одна воплотившаяся природа Бога Слова” ввиду трудности в лексической формулировке догмата. Католикос НерсесIV (1166–1173) впоследствии писал о нем: “Он, ревностью божественной преисполненный, выступал против монофизитов”. Тот же католикос, выражая в вопросе христологии точку зрения Армянской Церкви, говорил: “Признавать, что во Христе Иисусе существуют две природы в одном Лице— не противоречит истине, при условии, чтобы это единство не было разделено на два” .

При Константинопольском патриархе Фотии Великом (858–867 и 877–886) также предпринимались попытки к примирению. Католикос Захария (855–877) после переписки с Константинопольским патриархом созвал в Ширакаване собор (862), на котором присутствовал посланный Фотием митрополит Никейский. Сам патриарх Фотий признал, что “армянская страна содержит чисто православную христианскую веру” (Послание к восточным патриаршим престолам) . Константинопольский патриарх Николай Мистик (912–925) писал армянскому князю Сабату, сыну Ашота, призывая его принять православное исповедание, однако требовал, чтобы армянский католикос прибыл в Константинополь для собеседования и хиротонии. Речь шла о подчинении Армянской Церкви Константинополю, поэтому князь Сабат (913–925) временно положил конец отношениям обеих Церквей. Католикос Ваган Сюнийский (968–969) своею особой ревностью к иконопочитанию и к решениям Халкидонского собора восстановил против себя сторонников монофизитства. Был созван в Ани собор (969), который низложил Вагана и избрал Стефана III Севанского (969–971). Произошло разделение на два католикосата: западный со Стефаном и восточный с Ваганом (в Ахтамаре на оз. Ван).

Удачные походы императоров ИоаннаI Цимисхия (969–976) и Василия II Болгаробойцы (976–1025) в Месопотамию, Сирию, Ливан и на Кавказ на некоторое время обеспечили византийское влияние в захваченных странах. Вассальную зависимость от Византии признали также правители Абхазии, Аспуракана и Ани. Однако с востока надвигалась новая угроза— турки-сельджуки, которые незадолго до этого обратились в ислам. Будучи не в силах оказать сопротивление, армянские князья вместе с народом начинают переселяться на запад. В момент взятия турками Ани состоялось самое большое переселение армян, которые под водительством князя Рубена из рода Багратидов осели на отрогах Таврского горного хребта и в Киликийской долине, между Антиохией и Аданой. Здесь и было основано царство Малой Армении (1095–1375). В коренной Армении образовались феодальные государства сельджукских правителей. Из армянских царств продолжали существовать Сюникское и Ташир-Дворагетское, которые в период царствования грузинского царя Давида Строителя (1089–1125) укрепили свои дружественные связи с Грузией и через Трапезунд с Русью. Муж грузинской царицы Тамары (1184–1213) князь Юрий Боголюбский (сын Андрея Боголюбского) сыграл большую роль в освобождении Армении от турецкого ига.

Со временем Киликийское государство разрослось настолько, что при царе Леоне II Великом (1182–1219) представляло значительную силу для греков и турок. Сюда прибыли франкские бароны, присоединившиеся к первому крестовому походу (1097) . Недовольные захватнической политикой Византии армяне встретили их с ликованием. Начинается влияние Рима на армян, которые постепенно переняли некоторые латинские обычаи в области права, церковной организации, богослужебных текстов, обрядов и облачений. Однако некоторые армянские католикосы, кафедра которых находилась в Рум-Кале, скорее стремились к союзу с греками, чем с Римом, в то время как духовенство старой Армении выступало против этого соглашения.

 4. Богословский диалог Византии и Армении

Константинопольский император Мануил I Комнин (1143–1180) имел переговоры с католикосом Григорием III, а затем с его преемником Нерсесом IV (1166–1173), который стяжал славу великого богослова и оратора. Будучи не в состоянии сам отправиться в Киликию, император направил туда государственного магистра монаха Феориана для проведения дискуссии с армянами. Всего было три фазы диалога.

Первый диалог состоялся между Феорианом и Нерсесом IV[ в Рум-Кале с 1170–1172 гг. по основному догматическому различию. Во время этой дискуссии Нерсес признал: “Совершенное Божество восприняло совершенную человеческую природу,душу, ум и тело от Приснодевы Марии и стало новым из двух природ, соединенных в одну Ипостась. Не было разделения или преложения в человечество или человечества в Божество. Поэтому мы не разделяем, по Несторию, одного Христа на два лица и не сливаем, по Евтихию, в одну природу, но говорим две природы, согласно Григорию Богослову (в послании к Клидонию, который пишет против Аполлинария и иже с ним) <…> Ибо Христос был двойным по природе, но не по Ипостаси. И теперь мы, согласно преданию святых Отцов, анафематствуем тех, кто говорит «одна воплотившаяся по преложению или изменению природа Слова». Но мы учим об одной природе во Христе, причем не сливая по Евтихию и не умаляя по Аполлинарию, а по Кириллу Александрийскому учим, как он написал в своей книге против Нестория (Одна воплотившаяся природа Слова) <…> Мы принимаем великий в Халкидоне и Вселенский Четвертый Святой собор и тех святых Отцов, которых он признает, а тех, которых он анафематствует, то есть Евтихия и Диоскора, Севира и Тимофея Элура и всех тех, кто докучал ему своей болтовней, анафематствуем и мы”. Когда Феориан прочитал и разъяснил ему содержание Халкидонского определения, Нерсес воскликнул: “Я ничего в нем противного православной вере не нашел”. Однако католикос, опасаясь реакции среди населения, направил через Феориана императору два письма, одно, предназначенное только для императора, с чисто православным изложением веры, а второе— двусмысленное, дабы не вызвать подозрений у армян в симпатии к грекам .

По поручению императора Феориан снова (1172) прибыл в Армению в сопровождении армянского монаха Иоанна. Нерсес созвал собор армянских епископов, которые подозревали католикоса в принятии решений Халкидонского собора. Византийские представители сообщили условия для соединения, выдвинутые императором и Константинопольским патриархом Михаилом III(1170–1178). Они заключались в анафематствовании Евтихия, Диоскора, Севира, Тимофея Элура, в исповедании Господа единой Ипостасью в двух естествах, в принятии Трисвятого без теопасхитского “распныйся за ны”, в принятии греческого церковного календаря, в совершении Евхаристии на квасном хлебе и на разбавленном водой вине, в принятии семи Вселенских соборов и в приготовлении святого мира на оливковом масле. Армянский католикос впредь должен был поставляться византийским императором. В пылу полемики греки выдали тайну, сообщив о содержании секретного письма Нерсеса IV императору. Нерсес вынужден был распустить собор и вскоре (1173) умер.

Во второй фазе переговоров (1173–1193), когда католикосом стал племянник НерсесаIV ГригорийIV, глава Армянской Церкви попросил императора Мануила сократить количество условий до двух, потому что большинство условий требовало упразднения местных обычаев армян. Император согласился.

Армяне должны были анафематствовать тех, кто говорил, что во Христе одна природа, то есть Евтихия, Диоскора, Севира, Тимофея Элура и всех их единомышленников. Они должны исповедать Господа нашего Иисуса Христа единым Сыном, единым Господом, единым Лицом, одной Ипостасью, состоящей из двух совершенных природ, соединенных неразлучно, нераздельно, неизменно, неслитно, Богом и человеком, и в двух природах одного и того же Господа Иисуса Христа, имеющего две естественные воли — Божественную и человеческую, не противоречащие одна другой, но согласную человеческую волю с волей Божественной… Вместе с императором Мануилом ответил и Константинопольский патриарх Михаил, под председательством которого проходил в то время Константинопольский собор. Получив соборное решение в письме от 10.1.1177 г., католикос Григорий IV созвал в Рум-Кале (1179) собор из 33 епископов, которые в двух ответных посланиях императору и патриарху признали исповедание греков православным, приняли его и анафематствовали Нестория и Евтихия. Этот собор в конце признал во Христе две природы. “Мы отмечаем, — говорится в деяниях этого собора, — что святые Отцы говорили не об одной природе Христа, а о двух соединенных, энергией и волей в одном Лице совершающих то действия Божества, то действия человечества. Поэтому мы и не расходимся с учением святых Отцов”. Однако император Мануил (†1180) не дождался этого послания, а после его смерти в Константинополе начались смуты, мятежи, которые заставили на некоторое время отложить армянский вопрос.

Третья фаза переговоров достигла своего апогея на армянском соборе в Тарсе (1196–1197) при архиепископе Тарсийском Нерсесе. Здесь участвовали и греческие епископы. Собор ответил на все выдвинутые греками условия, что же кас

nashaarmenia.info

Церкви Армении

Монастырь Айраванк

Монастырь Айраванк, основанный в IX веке, находится в селе Айраванк, в Армении. В комплекс монастыря входят церковь, часовня, построенная в X веке, и притвор, пристроенный к церкви в XII веке. Постепенно в восточной части церкви были выстроены приделы. Вокруг монастыря можно увидеть множество надгробий и хачкаров, являющихся частью кладбища.

Церковь построена из грубоотесанного камня. Главный вход обрамлен полукруглой широкой полосой. В архитектуре свода церкви можно заметить черты сталактитового сводчатого перекрытия, что помогает достичь чередования света и тени благодаря движению лучей солнца.

Монастырь расположен на скалистом берегу великолепного озера Севан, одного из самых известных высокогорных озер мира. От монастыря открывается прекрасный вид на озеро и прилегающие к нему окрестности. В северо-западном направлении от монастыря можно увидеть крепость бронзового века.

наверх

Монастырь Севанаванк

Монастырь Севанаванк находится в Армении, на полуострове Севан. Строительство монастыря было начато монахами в VIII веке. Сначала были построены монастырские стены и часовня, позже были возведены стены, сторожевая башня с воротами, три церкви, постройки хозяйственного назначения и кельи. В конце IX столетия в монастыре какое-то время проживал царь Армении Ашот Железный. Под стенами монастыря произошла битва с арабами, которую он возглавил. Участие в битве приняли и монахи Севанаванка.

В XVI-XVII столетиях монастырь лишился своих стен, которые были разрушены, а в 1930 году монастырь был закрыт. До наших дней сохранились две церкви из трех - Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. В настоящее время монастырь снова является действующим. При нем расположена духовная семинария имени Вазгена I.

наверх

Эчмиадзинский монастырь

Эчмиадзинский монастырь находится в городе Эчмиадзин, в Армавирской области Армении. В комплекс монастыря входят Эчмиадзинский кафедральный собор, храм Рипсимэ, базилика Гаянэ, церковь Шокагат, трапезная, резиденция Католикоса всех армян, школа, гостиница, водоем с каменной отделкой и другие строения. На монастырской территории можно также видеть два старинных хачкара XIII и XVII веков, покрытых сложным орнаментом.

Эчмиадзинский кафедральный собор первоначально был построен первым армянским епископом Георгием-просветителем в 303 году. В V и VII веках он был перестроен из камня. Позднее, в XVII веке, к собору была пристроена колокольня, а в 1869 году - ризница. В соборе можно увидеть фрески рубежа XVII-XVIII веков. Также здесь находится основанный в 1955 году музей, в котором можно любоваться произведениями декоративно-прикладного искусства средних веков.

По легенде, храмы Сурб Рипсимэ, Сурб Гаянэ и Сурб Шокагат построены в честь первых христианок-мучениц. Величественный храм в честь святой Рипсимэ был возведен в 618 году. Храм, посвященный святой Гаянэ построили в 630 году, в 1683 году к ней был пристроен трехарочный придел. Церковь святой Шокагат была построена в 1694 году на месте, где ранее находилась часовня IV века.

наверх

Монастырь Татев

Монастырь Армянской Апостольской Церкви Татев назван по имени села, рядом с которым находится. Основан монастырь в конце девятого века и практически с момента основания стал религиозным центром Сюникского царства.

Уже в десятом веке население монастыря достигло тысячи человек. Кроме многовековой истории монастырь привлекателен уникальным архтектурным ансамблем. На его территории расположено сразу несколько архитектурных памятников, имеющих историческую ценность.

Главное архитектурное сооружение монастыря — Церковь святых Погоса и Петроса (895—906 годы). В одиннадцатом веке были достроены надвратная церковь Аствацацин и Церковь св. Григория. Надвратная церковь выделяется из привычного образа армянской архитектуры вертикально ориентированными пропорциями. 

Основная достопримечательность монастыря - «Гавазан». Это качающаяся колонна, установленная в 904 году около жилого помещения монастыря. Восьмигранный каменный столб (высотой восемь метров) увенчан хачкаром. Особенность данной конструкции - столб может наклоняться и самостоятельно возвращаться в исходное положение. Колебания происходят от сейсмических проявлений и даже от прикосновения человеческой руки. Таким образом движения маятника предупреждали население монастыря о землетрясениях и о приближении вражеских войск.

наверх

Монастырь Ахпат

Монастырский комплекс Ахпат принадлежит к числу выдающихся произведений средневековой Армении, художественные достоинства которого выходят за рамки национальной культуры. Благодаря уникальности архитектуры и сохранению аутентичности всех построек монастырский комплекс в 1996 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Время основания Ахпата точно неизвестно. Предположительно, начало его строительства относится к середине X века. За три века здесь были возведены церкви, часовни, колокольни, книгохранилища, мосты и галереи. Из купольных церквей наиболее интересна церковь Сурб Ншан. Церковь украшают хорошо сохранившиеся скульптурные композиции, а вот фрески практически все утрачены. Колокольня Ахпата - самое раннее из сооружений подобного назначения в Армении.

Книгохранилище - редкое по своему назначению здание, свидетельствующие о высоком уровне развития гражданского зодчества Армении XI-XIII веков и о просвещенности ее населения.

Ахпатский комплекс особенно богат хачкарами. Особенностью знаменитого хачкара Аменапркич (1273г.) является большое количество реалистически изображенных человеческих фигур, умело вплетенных в уникальную композицию декора. Комплекс Ахпата является образцом градостроительного искусства древней Армении.

наверх

Монастырь Санаин

Храм был построен в Х веке и состоит из крестово-купольных церквей Сурб Аствацацин и Аменапркич – кафедрального собора Лорийского царства, школы Академии, колокольни, самого большого в Армении книгохранилища, часовни Сурб Григор. 

Вместе эти сооружения представляют уникальный архитектурный ансамбль, который был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО в 1996 году. В Х веке Санаин был просветительским центром Армении: школу преобразовали в Академию Григора Магистроса Пахлавуни, в которой особое внимание уделялось гуманитарным дисциплинам.

Храм находится в селе Санаин над городом Алаверди на горе высотой около 1000 м над уровнем моря. С вершины горы отлично виден храм-собрат Санаина – Ахпат. Многие туристы совершают пешие походы по горам от одного монастыря к другому. 

В разные времена монастырь грабили сельджуки и персы, многое уничтожило землетрясение. В прошлом году на восстановление храма властями было выделено 90 млн драмов или около 245 тыс. долларов.

наверх

Монастырь Гошаванк

Средневековый монастырский комплекс Гошаванк являлся одним из крупнейших духовных и просветительских центров Армении. Возведен он был в 1188 году на месте разрушенного монастыря Гетик.

Располагался монастырь среди лесов, в ущелье горной речки. Благодаря такому природному окружению он не имел оборонительных стен. Назван был монастырь в честь выдающегося писателя, ученого и политика Мхитара Гоша, который принимал активное участие в возведении храмового комплекса. На территории монастыря были возведены три церкви, книгохранилище, колокольня, школа, часовня. Центр ансамбля – высокое здание церкви Богородицы (Св. Аствацацин), которое венчает большой купол.

В 1972 году на территории монастыря был открыт историко-архитектурный музей.

наверх

Монастырь Агарцин

Монастырь Агарцин расположен в Тавушской области Армении, в покрытой лесами долине Иджеванского хребта. Свое название монастырь получил благодаря древнему селу Агарцин, от которого в настоящее время остались только руины. Монастырские строения были возведены в X-XIII веке.

В комплекс монастыря входят три церкви: Сурб Аствацацин, Сурб Григор и Сурб Степанос. До наших дней сохранились также трапезная и остатки усыпальницы царского рода Багратидов. Кроме того, на территории монастыря есть хачкары.

Самым древним монастырским строением является церковь Сурб Григор, построенная приблизительно в X-XI веке. В XII-XIII веках к ней был пристроен прямоугольный притвор, остатки которого сохранились до наших дней. Главной церковью монастырского комплекса является построенная в 1281 году церковь Аствацацин. Эта крестово-купольная церковь имеет купол с 16-ю гранями, на ее восточном фасаде расположен барельеф, изображающий двух человек в монашеских одеждах. Небольшая церковь Сурб Степанос была возведена в 1244 году. Вызывает интерес трапезная, которую построил зодчий Минас в 1248 году. Рядом с ней находятся руины кухни.

В средние века на территории монастыря была монастырская школа, в которой обучали как духовным, так и светским дисциплинам, а также музыке. В настоящее время монастырь является действующим.

наверх

Монастырь Нораванк

Нораванк был построен в XIII веке и состоит из часовни св. Григория (Сурб Григор), церкви св. Иоанна Крестителя (Сурб Карапет) и церкви св. Богоматери (Сурб Аствацацин).  Церковь строил армянский скульптор и зодчий Момик, трагические легенды о котором до сих пор живут вокруг храма. Одна из них повествует о том, что Момик влюбился в дочь одного из князей и просил отца девушки взять ее себе в жены. Князь обещал дать добро только после того, как Момик построит для него за три года монастырь необычайной красоты. Момик справился с заданием, но слуга по приказу князя прокрался на купол монастыря и столкнул мастера… Может быть, что легенды имеют правдоподобную основу, ведь храм выстроен среди скал… На входе монастыря всех посетителей встречает образ Бога-Отца, который благословляет распятого Христа. Церковь красиво украшена изображениями Девы с младенцем Христом, архангела Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. Особую торжественность храмам придают консольные лестницы.  Нораванк, памятник мирового наследия, хранит в себе атмосферу армянского средневековья, а зодчество местных мастеров оставляет незабываемое впечатление об этом месте среди живописных скал.

наверх

Монастырь Одзун

Монастырь Одзун в Алаверди был построен в эпоху раннего средневековья, и это именно то место, где можно увидеть каменную кладку V века, а также советский серп и молот.

Как и любой другой монастырь в Армении, Одзун расположен в весьма труднодоступном месте - до высокогорного плато левого берега реки Дебед порой очень сложно добраться. Дата постройки монастыря в разных источниках расходится, однако, взглянув на конструкцию церкви, внутреннее убранство, некоторые архитектурные тонкости, исследователи относят возведение этого строения к V -VI веку. До наших дней монастырь был сильно реконструирован, однако внутри все еще можно увидеть каменные кладки первой церкви.

Монастырь практически целиком построен из фельзита. На его стенах можно увидеть красивейшие, искусно выполненные орнаментальные и рельефные изображения. Наличник главного входа в церковь украшен резными мотивами виноградной лозы. Атмосферность этого места поражает, а красивые пейзажи - еще один повод посетить этот храм.

наверх

Монастырь Гндеванк

Монастырь Гндеванк, построенный в 936 году, является одним из древнейших монастырей, сохранившихся в Армении. Уникальность монастыря заключается и в том, что он расположен в каньоне реки Арпа. Храм, окруженный крепостной стеной, был возведен по инициативе княгини Софьи и в средневековые века считался одним из культурных центров Армении.

Стены монастыря сложены шестигранниками базальта, а главная церковь представляет собой постройку крестовокупольного типа. На территории монастыря вы сможете увидеть палаты настоятелей, трапезную, несколько хозяйственных помещений, армянские памятники - хачкары, а также надгробья X – XIII столетий.

наверх

Монастырь Сагмосаванк

Этот монастырь расположился высоко в горах у реки Касах. Существует легенда о том, что монастырь был основан Григорием Просвятителем в IV веке. Говорят, что он молился в этом месте под светом Небесной Лампады. Исторические факты говорят нам о том, что старейший храм монастыря Сурб Сион был возведен в XII веке. Примечтально в этом месте абсолютно все: храм Сагмосаванк и по сей день является действующим, туристы могут своими руками потрогать его тысячелетние камни, а вид на ущелье реки Касах и водопад будет сниться вам еще долго. Помимо самой старой церкви в комплекс монастыря Сагмосаванк входит книгохранилище 1255 года, церковь Св. Аствацацина 1235 года постройки и притвор (1250 год).

наверх

Монастырь Кечарис

Монастырь Кечарис — один из древнейших монастырей Армении. Он расположился на Памбакском хребте, в северо-западной части горно-климатического курорта Цахкадзор. Принято считать, что первая постройка на этом месте появилась в XI веке, строительство же длилось еще несколько веков. Монастырский комплекс состоит из четырех основных построек. Самым старым считается храм Сурб Григор Лусаворич, построенный в 1003 году. Небольшая церковь Ншан так же датирована XI веком, а небольшая часовня на территории монастыря является усыпальницей Григора Магистроса Пахлавуни. Четвертая церковь монастыря Кечарис - это Церковь Воскресения, которая была построена примерно в 1220 году. Известно, что все настоятели монастыря захоронены именно в ней.

наверх

Храм Звартноц

Храм Звартноц был основан в в 641 году, строительство велось около 20 лет. Это был один из самых величественных армянских храмов. Его архитектура напоминала византийские сооружения, также сравнивают Звартноц с великими храмами Сирии. Звартноц в основании имел равносторонний крест.

Архитектурно храм представлял собой некую центрическую композицию. Круглое сооружение имело три яруса - три поставленные друг на друга уменьшающиеся цилиндрические структуры.

Грандиозный храм расположен был на площадке, что еще больше добавляло зданию величественности. Внутри помещение было богато украшено скульптурными рельефами. В 930 году храм был разрушен от сильного землетрясения. Руины были раскопаны лишь в начале XX века. Сегодня здесь открыт археологический заповедник и музей, где представлены модели-варианты реконструкции храма, скульптурные фрагменты сооружения.

наверх

 

ddut.hmstudio.ru

Церковь Святого Креста в Венеции - самый древний армянский храм Европы

Неподалеку от главной площади Венеции Сан Марко мой взгляд остановился на небольших черных дверях. Разглядела до боли знакомые армянские буквы — надпись "Добро пожаловать". И лишь кресты, высеченные на дверях, подсказали, что в этом укромном местечке находится маленькая армянская церковь.

Церковь Святого Креста — так называется армянский храм, самая древняя действующая армянская церковь Европы. Ее строительство началось в 1500 году. До того, как предстать в окончательном виде, церковь Святого Креста, как и армянский народ, прошла тернистый путь. Строительство церкви осуществлялось в несколько этапов. Однако обо всем по порядку.

Венецианцы, находившиеся в тесных торговых, и не только, связях с киликийскими армянами настолько их полюбили и доверились им, что подарили один из центральных кварталов Венеции дружественным армянам. Для армянской общины, которая обосновалась в Венеции с XI века, территория это вначале служила в качестве культурного очага и носила название "Армянский дом".

Церковь Святого Креста в Венеции

В этом венецианском квартале в средневековье жили исключительно армяне. Все дома принадлежали им, поэтому улица получила название Армянской — Galli dell Armeni.

И на той же улице появился очаг культуры "Армянский дом" в качестве гарантии сохранения армянской идентичности.

В 1496 году вспыхнувший тут крупный пожар полностью уничтожил "Армянский дом". Однако армяне Венеции не сдались, вместо этого они построили деревянную часовню, которую в течение веков переделали под деревянную церковь. И лишь после реконструкции в 1680 году церковь получила окончательный вид — с тремя алтарями, куполом, сделанным в стиле венецианского барокко.

Служащая армянам-католикам Армянская католическая Церковь Святого Креста в 1740 году переходит под управление конгрегации Мхитаристов. Она до сих пор принадлежит Мхитаристам, действующим на острове Святого Лазаря в Венеции с 1717 года.

Как принято в армянских церквях, перед храмом Святого Креста находится кладбище. Здесь покоятся люди, которые внесли свой вклад в культурную жизнь, в строительство и в дело сохранения церкви.

Сегодня, к сожалению, церковь Святого Креста открыта лишь в последнее воскресенье месяца. В эти дни для малочисленной армянской общины и интересующихся армянской духовной жизнью туристов проходит служба.

К счастью, в Венеции я побывала в тот период, когда в церкви была выставлена часть армянского павильона Венецианского биеннале этого года, поэтому храм почти всегда был открыт.

Церковь Святого Креста в Венеции

Другая часть Венецианского биеннале располагалась в зеркальном зале лицея Мурад-Рафаелян. В нашем павильоне, попавшем в лучшую десятку, в основном выставлены оригинальные работы Жана Погосяна, сделанные из огня и пепла.

Об истории церкви, ее сегодняшнем состоянии и успехе армянского павильона на биеннале с радостью рассказала мне ответственный за армянский павильон Сюзи Аракелян.

В армянской церкви Святого Креста последнее, что я сделала — это оставила запись в журнале гостей. Слезы подступили к горлу. Как было их сдержать, когда в каждом уголке мира натыкаешься на армянский след.

Наши предки повсюду создавали и развивали культурные, образовательные и духовные центры, чтобы посетившие их обязательно почувствовали, что там были и есть армяне.

Сара Галстян, https://ru.armeniasputnik.am/

Уважаемые читатели! Если Вы желаете видеть больше интересных и полезных материалов на сайте ИЦ «Еркрамас», то можете нас поддержать материально, любыми доступными на сайте способами, исходя из Ваших возможностей.

www.yerkramas.org