Презентация, доклад Ростов - великий древний город. Ростов великий древний город
Ростов - великий древний город
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Год основания Великого Ростова, первое упоминание в летописи 862 года
Ростов Великий − старейший русский город. Археологи на берегах озера Неро нашли свидетельства о древних поселениях времён неолита. Именно поэтому точный год основания великого Ростова установить невозможно. Несколько тысячелетий назад поселились там первые люди. Естественно, они все были язычниками, их многочисленные капища говорят об этом. Год первого упоминания города Ростов Великий отстоит не так далеко. "Повесть временных лет" указывает 862-й, а уже в 991 году к жителям Ростова пришло православие.
Христианский центр на северо-востоке Руси
Отсюда по ближайшим городам и весям быстро распространялось христианство, несмотря на то, что язычество сопротивлялось нововведениям ещё очень долго. Даже через восемьдесят лет в ростовских землях за новую религию гибли подвижники. Так, был убит язычниками епископ Леонтий в 1071 году. Помимо религиозного, Ростов Великий, население которого многие годы защищало внутреннюю Русь от нашествий врагов с востока и севера, служил экономическим и политическим центром Киевского княжества. Именно оттуда приезжали в Ростов правители − сыновья киевских князей.
Год основания великого Ростова нам неведом, но отсчёт ведётся от первого упоминания в "Повести временных лет". И в день города в 2012 году отмечали 1150-летие жемчужины "Золотого кольца". Вспоминали знаменитых князей, добавивших славы городу. Сыновья Святого Владимира − крестителя Руси, тоже правили здесь. Это достославный Ярослав Мудрый, впоследствии убитый Святополком Окаянным, и князь Борис, который вместе с братом Глебом, муромским князем, стали первыми святыми. Город Ростов Великий многих славных людей повидал за свою долгую жизнь − и великих воинов, и великих преступников.
От Ярослава Мудрого до Андрея Боголюбского
Сын Ярослава Всеволод, князь киевский, подарил ростовские земли своему сыну − Владимиру Мономаху. Потом здесь правил Юрий Долгорукий, от которого город Ростов Великий перешёл во владение к знаменитому своей праведной жизнью князю Андрею Боголюбскому. Всё было бы хорошо, но не жилось тут князю. Несмотря на то что год основания великого Ростова был значительно более ранним, Андрей перенёс столицу из Ростова во Владимир. Жители города до крайности обиделись: почему бы не сделать равным Киеву Ростов, а не Владимир? Тем более что уже при Юрии Долгоруком Ростов повсеместно начали называть Великим. А ещё и многонародным, и славным − все летописи пестрят эпитетами.
Обиделись бояре и нехорошее замыслили. Сплетался вокруг Андрея Боголюбского злой и кровавый заговор. Видимо, нельзя было так поступать. Очень скоро новые города Ростов и Новгород переросли своих великих собратьев. И сегодня старые города значительно уступают и по населению, и по площади, и по развитию новым − Нижнему Новгороду и Ростову-на-Дону. Наверное, Господь покарал. Однако в те времена история Ростова Великого была действительно славной, и звание своё он носил более чем заслуженно. Это был на тот момент крупнейший русский город, расположившийся на территории в двести гектаров.
Тринадцатый век
Год основания великого Ростова был далеко позади, когда по количеству населения и по площади он вырос настолько, что уступал только Киеву и Новгороду. После жестокого убийства Андрея Боголюбского в 1174 году жители избрали было новгородского князя своим правителем, но Мстиславу не суждено было принять великий город под своё крыло.
Некоторое время правил брат Андрея Михаил, а потом воцарился в Ростове Всеволод Большое Гнездо и продержался на княжеском престоле до 1212 года. Затем была долгая и кровавая тяжба между его сыновьями, даже война небольшая случилась, в которой победил Константин и уехал править в стольный Владимир, а Ростов принял побеждённый им Юрий.
Два героя
После смерти Константина на престол ростовский сел сын его Василько. Оба они − и Юрий, и Василько − были славными бойцами и весьма любимыми всеми своими подданными. Оба они погибли в один день марта 1238 года в сражении с темником Батыя Бурундаем. Юрия обезглавили, а Василько попал в плен, но ненадолго. Он отказался служить татарам и был казнён.
Эти князья пополнили список святых, в русской земле просиявших. Нужно сказать, что при их правлении в тринадцатом веке земля эта буквально расцвела: воздвигались монастыри Ростова Великого, вовсю велось строительство. Белокаменный Успенский собор, которым до сих пор гордится город, был достроен именно князем Василько.
Книжники и ратники
Ещё при Константине, которого почтили званием Мудрого за любовь к искусству, за знания, за многое чтение, за строительство храмов, началось на Руси народное образование. В 1204 году основывается Григорьевский затвор − духовное училище, первое на Руси. Епископ Кирилл покровительствовал книгописи: при нём было изготовлено одиннадцать пергаментных кодексов, которые нам посчастливилось увидеть. Летопись 862 года вовсе не была единственной, где упоминался город Ростов.
А татары продолжали свои набеги. Много раз ростовское войско погибало в битвах практически полностью. Город не мог в таких случаях сопротивляться захватчикам, а потому его не так часто жгли и разоряли. Тем не менее даже в самые жуткие времена татаро-монгольского ига строительство города продолжалось, летописи заполнялись. Однако жители Ростова никогда до конца не покорялись никому. Неоднократно случались в городе восстания против владычества татар. Однажды в 1320 году Иван Калита, московский князь, жестоко подавил одно из них. Бояре были полностью разорены. Тогда же и родители Преподобного Сергия вынуждены были перебраться из родного города в местечко Радонеж.
Междоусобицы и войны
Два века подряд − четырнадцатый и пятнадцатый − продолжалось дробление Ростовского княжества, по этой причине политическое значение великого города всё более падало. В 1328-м даже сам город был поделен на две части между правнуками князя Константина. Сретенская часть сразу подчинялась Москве, а Борисоглебская была выкуплена Москвой через сто с лишним лет Иваном III. Куликовская битва призвала всех русских людей. Не остался в стороне и центр Ростова Великого.
Ростовская дружина встала под знамёна Дмитрия Донского. В этом сражении участвовали и героически погибли две ростовские княжны − Дарья Ростовская и Антонина Пужбольская. Они похоронены в Ростове около княжеского двора, где впоследствии племянник Сергия Радонежского, архиепископ Феодор, основал Рождественский монастырь. Описание Ростова Великого тех лет говорит о том, что удачное географическое расположение всё ещё оставляло этот город в центре торговых путей − отсюда шли дороги к Белому морю, и в шестнадцатом веке Англия открыла в Ростове торговое представительство.
Из политики в православие
А вот от политической жизни Ростов Великий всё более отдалялся. Вместе с тем росло и ширилось его влияние в церковной жизни страны. В четырнадцатом веке местные епископы стали зваться архиепископами, а в 1589 году здесь была создана митрополия. Смутное время принесло городу неимоверные страдания. Только-только начала перестраиваться земляная крепость, которая окружала центр Ростова Великого, работы были очень далеки до окончания, и город оказался незащищённым.
В сражение ростовцы с поляками всё-таки вступили, и оно было крайне неравным, шансы на успех практически равнялись нулю. Защитники города, раненые и мирные жители, оставшиеся в живых, укрылись в Успенском соборе. Врагов вышел уговаривать митрополит Филарет (Романов, отец грядущего государя Михаила Фёдоровича). Но враги укрывшихся перебили, не пощадив никого. Они разорили и сам храм, и весь город, митрополита пленили и отвезли к самозванцу Лжедмитрию − Тушинскому вору. Однако оккупанту Филарет понравился, и ему было жаловано звание патриарха.
При Романовых
Когда поляки с литовцами убрались восвояси, Ростов мало-помалу начал приходить в себя и первым делом продолжил строительство укреплений. Земляные валы, которыми обнесли город со всех сторон, представляли собой звезду с девятью лучами. Многие здания в процессе строительства были снесены, даже храмы. Однако и эта жертва получилась напрасной − более Ростову не пришлось защищаться от неприятеля. А крепость очень сильно повлияла на дальнейшую застройку города, которая происходила два века подряд − восемнадцатый и девятнадцатый.
Год первого упоминания города Ростов Великий отдалился уже на тысячу лет, и за это время ушла самостоятельность былого административного центра. Однако и в захолустье Ростов не превратился. На это повлияла старейшая в России митрополичья кафедра, деятельность Ионы III, митрополита ростовского с 1652 по 1690 год, реформа патриарха Никона и раскол Православной Церкви. Иона взял благословление Никона, поэтому впал в опалу у царя Алексея Михайловича. В это время им был возведён Ростовский кремль, все башни Митрополичьего двора, обновлено множество храмов. Но более всего стал известен Иона благодаря знаменитым ростовским звонам: лил колокола, звукам которых удивлялся народ православный.
Святитель Димитрий
Ещё один выдающийся церковный деятель Ростова Великого Димитрий Ростовский, причисленный к лику святых, был митрополитом всего семь лет, но успел войти в историю государства многими важнейшими делами. Глубочайший след оставили его духовные сочинения, которые сохранились во множестве. Главным религиозным произведением его стало "Четьи-Минеи" − жития русских православных святых. В 1757 году Святителя Димитрия причислили к лику святых. Его мощам можно поклониться в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова Великого.
Статус города тем временем менялся. Когда окончательно была утеряна самостоятельность как столицы, в Ростове правили воеводы, которых присылали сюда из Москвы. В 1692 году город приписали к Ярославскому воеводству, а в начале восемнадцатого века передали Переславской провинции. В 1777-м Ростову Великому был дан статус уездного города Ярославского наместничества, а через десять лет он был лишен и митрополичьей кафедры, так как её перенесли в Ярославль. Так и до сей поры живёт прекрасный Ростов Великий простым районным центром Ярославской области.
Достопримечательности
Сейчас это город с населением чуть более сорока тысяч человек. Статус у него всё тот же − город-музей и жемчужина Золотого Кольца русских городов. Что в первую очередь хотят осмотреть туристы? Конечно, Ростовский кремль, Митрополичий двор − главную достопримечательность этого города. Все жители нашей страны видели фильм про Ивана Васильевича, который меняет профессию. Значит, нет человека, который не видел Ростовский кремль с разных ракурсов, потому что съёмки велись там. Когда город лишился митрополичьей кафедры, кремль стал приходить в упадок, и общественность Ростова Великого в девятнадцатом веке восстановила все постройки, был сделан ремонт и проведена реставрация. В 1883 году открылся Музей церковных древностей на территории кремля.
Древнейшее сооружение и одно из самых красивых мест − Успенский собор на Соборной площади. Он прекрасно сохранился до наших дней с 991 года. Конечно же, он перестраивался неоднократно и Андреем Боголюбским, и Константином Мудрым, и князем Васильком. Сегодняшнее здание воздвигли в 1508 году. Это главный храм города, усыпальница ростовских князей и всех его архиереев. Здесь упокоились и князь Василько, и митрополит Иона.
Кремль
Башни и стены кремля тоже воздвиглись значительно позже года первого упоминания в летописи. Это был уже семнадцатый век, когда занимался городом митрополит Иона. Знаменитейшая ростовская звонница тоже была возведена им. Главный колокол весит тридцать две тонны! Отдельного слова заслуживают и монастыри Ростова Великого. Прежде всего, это Димитриев Спасо-Яковлевский монастырь и, конечно, не менее знаменитый монастырь Авраамиев. Первый был освящён в 1386 году с церковью Зачатия святой Анны. В Смутное время монастырь подчистую был разорён, и заново его восстанавливал митрополит Иона.
Уже в 1780-м его обнесли каменными стенами, а Димитриевский храм был построен на пожертвование графа Шереметьева. Этот монастырь туристы видят уже при въезде в Ростов Великий со стороны Москвы. Второй − Богоявленский Авраамиев монастырь− достопримечательность древнейшая, которой по праву гордится не только Ростов, но и вся Северо-Восточная Русь. Основан он был в девятом веке преподобным Авраамием, который победил языческого Велеса при помощи жезла, полученного русской церковью от самого Иоанна Богослова. Этот жезл брал с собой Иван Грозный в поход на Казань и победил. В честь этого события на территории монастыря возвели Богоявленский собор в 1555 году.
Герб Ростова Великого
До семнадцатого века символом Ростова была птица, которую можно увидеть на Большой печати Ивана Грозного шестнадцатого века. Государь имел двадцать четыре печати земель и городов русских, среди которых была представлена и Ростовская. Это был орёл, повернувший голову направо.
Символом и гербом Ростова начала семнадцатого века стал олень на червлённом поле. У оленя ("еленя"), вышитого на покровце государя Михаила Фёдоровича, была золотая грива или такой ошейник, золотые копыта и рога. До сих пор это изображение является символом города Ростова Великого.
fb.ru
Ростов Великий - это... Что такое Ростов Великий?
Ростов Великий — город в Российской Федерации (см. Россия), районный центр Ярославской области (см. Ярославская область), туристический центр «Золотого кольца» России (см. Золотое кольцо России). Город расположен на берегу озера Неро в 58 км от Ярославля (см. Ярославль). Население — 35 тысяч человек (2002). Промышленность современного Ростова представлена агрегатным заводом, льнопрядильной фабрикой «Рольма», пищевыми предприятиями, фабрикой миниатюрной живописи по эмали «Ростовская финифть». Первое упоминание о Ростове относится к 862 году, в «Повести временных лет». В 988 году в Ростове княжил Ярослав Мудрый. В 10—12 веках город был одним из центров Ростово-Суздальской земли. С 1207 года — столица Ростовского княжества. При князе Константине Всеволодовиче (1186—1219) город пережил расцвет политической и культурной жизни. Ростов неоднократно подвергался разорительным набегам монголо-татар. Город был одним из центров древнерусского летописания. Особый интерес представляет летописный свод княгини Марии, вдовы князя Василька, написанный ею как некролог русским князьям, казненным татарами. В 15 веке Ростов вошел в состав Московского княжества, в 16 веке Иван IV взял этот город в «опричнину». В 1589—1788 годах Ростов — резиденция ростовских митрополитов. В конце 17 века при митрополите Ионе Сысоевиче была возведена митрополичья резиденция, которую с 19 века стали именовать Ростовским кремлем. С 1796 года Ростов — уездный город Ярославской губернии. С 18 века город становится торгово-ярмарочным центром. Во второй половине 18 века в Ростове возникает художественный промысел финифти. В 1870 году железная дорога связала Ростов с Москвой.
Памятники архитектуры В центре Ростова располагается ансамбль Ростовского кремля, который возводился как резиденция митрополита, а не как оборонительное соооружение. Кремль делится на три зоны: архиерейский двор, соборную площадь и митрополичий сад. Главной доминантной ансамбля кремля и города в целом является Успенский собор, построенный в 1508—1512 годах на месте своих предшественников. Большая часть зданий кремля были построены значительно позже собора, в период правления митрополита Ионы. По его замыслу около 1682 года была построена четырехглавая звонница. При Ионе Сысоевиче было отлито 13 колоколов. Самый большой — «Сысой» — отлит в 1687 году мастером Федором Терентьевым и весит около двух тысяч пудов, «Полиелейный» — тысячу пудов, «Лебедь» — 500 пудов. Ростовские звоны имели специальные названия. Самый древний — поочередный перезвон всех колоколов на фоне звучания самого большого колокола «Сысоя». Во времена Петра I появился Егорьевский звон, в 1731 году — Акимовский звон, в 19 веке — Ионофанский. Самый торжественный звон — Ионический. В числе зданий архиерейской части кремля одним из первых был построен корпус Судного приказа (1650—1660). Около 1670 года вплотную с Судным приказом возводится надвратная церковь Воскресения с двумя крепостными башнями. Весь комплекс образовал главный вход в митрополичий двор — Святые ворота. По другую сторону от центрального двора возвышается корпус митрополичьих хором (1650—1670). Хоромы несколько раз перестраивались и реставрировались. В одном ряду с ними располагается комплекс Государских хором (1670—1680), которые позже стали называть «Красной палатой». Около 1675 года за Митрополичьими хоромами строится церковь Нерукотворного образа Спаса (позже — Спаса на сенях). Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. На протяжении 1670—1680 годов были возведены крепостные стены и башни ростовского кремля, сооружения хозяйственного (митрополичьего) двора. Одной из последних построек времени Ионы стала надвратная церковь Иоанна Богослова (1638). По сравнению с другими церквами архиерейского двора храм Григория Богослова (1680-е гг.), сохранившийся от Григорьевского затвора, кажется неброским. Последним сооружением кремля стала церковь Одигитрии (1692—1693). Храму приданы черты «нарышкинского стиля», но в отличие от большинства сооружений этого направления церковь Одигитрии выглядит скромнее. Формирование архиерейского двора было завершено к концу 17 века. В большинстве зданий ансамбля располагаются экспозиции музея-заповедника «Ростовский кремль». Центральную часть современного Ростова окружают валы земляной крепости, построенной в 1630-е годы голландским мастером Яном Корнелиусом (в России его называли Яном Корниловым). К северо-западу от кремля в бастионе крепости расположена построенная в 1556 году по приказу Ивана Грозного мастером Андреем Малым церковь Вознесения, именуемая еще и храмом Исидора Блаженного. Церковь интересна фресковой росписью, выполненной в 12 веке ярославскими мастерами братьями Иконниковыми на сюжеты жития Исидора Блаженного. К эпохе Ивана Грозного относится начало каменного строительства в Авраамиевом монастыре, который был основан еще домонгольское время иноком Авраамием. В память о покорении Казани Иван Грозный приказал построить в монастыре Богоявленский собор (1554—1555), ставший одной из первых в России попыток осуществить идею многопридельного храма. Рядом с Богоявленским собором находится Введенская трапезная церковь, построенная около 1650 года по заказу Ионы Сысоева. В состав Аврааимева монастыря также входят Никольская надвратная церковь (1670—1680), монастырские каменные кельи. Неподалеку от кремля находится Рождественский женский монастырь, основанный в конце 14 века ростовским архиепископом Федором. В монастыре сохранились Рождественская трапезная церковь (конец 17 в.) и Тихвинская церковь (1841—1854), возведенная по проекту К. А. Тона при участии П. Я. Панькова. На западной окраине Ростова стоит Спасо-Яковлевский монастырь, основанный в 14 веке ростовским епископом Иаковым. Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позже Зачатьевский собор (1686). Временем расцвета Яковлевского монастыря стал 18 век. В 1794—1801 годах был воздвигнут Дмитриевский собор, самый значительный памятник эпохи классицизма в Ростове. В несколько упрощенном виде его формы повторяет Яковлевская церковь (1824—1836, архитектор П. Я. Паньков). Рядом с Яковлевским монастырем находится церковь Спаса на Песках (16—17 вв.), в прошлом соборный храм Княгинина монастыря, постройки которого были переданы в 1765 году Яковлевскому монастырю. Княгиня Мария, вдова князя Василька, основала монастырь Спаса на Песках (Княгинин монастырь) в 13 веке. К северу от Ростова расположен Троице-Варницкий монастырь, по преданию, основанный в 15 веке на месте рождения Сергия Радонежского. Сохранилась Введенская церковь (1828), корпуса настоятельских (1800) и братских (1852, 1897) келий. На северо-восточной окраине Ростова находится Петровский монастырь, возникший еще в 13 веке. Старейшей из его сохранившихся построек является церковь Похвалы Богородицы с трапезной (1695). К концу 17 века разворачивается строительство и за пределами кремля. Примером является церковь Спаса на Торгу (1690). К западу от Яковлевского монастыря недалеко от города находится памятник деревянного зодчества — церковь Иоанна Богослова (1687) на реке Ишне. Из приходских церквей 18 века сохранилась Толгская церковь или церковь Иоанна Милостивого (1762—1765). К числу приходских храмов относится церковь Одигитрии с приделом Козьмы и Дамиана (1762—1776), выполненная в стиле барокко. В 1770—1780 годах, когда шло переустройство большинства русских городов, был утвержден регулярный план Ростова, который в значительной мере сохранил исторически сложившееся радиальное расположение улиц и градообразующее значение центральной части. В Ростове сохранилось большое количество памятников гражданской архитектуры. В 1840—1841 годах был возведен комплекс Гостиного двора (архитектор А. И. Мельников). В первой половине 19 века велась застройка главной улицы города (Московской), где представлены почти все типы построек эпохи классицизма. С классицистской застройкой гармонирует Покровская церковь (1798). Каменных зданий периода эклектики в Ростове немного, в архитектуре деревянных домов того периода преобладают элементы народного творчества. В начале 20 века в Ростове появился ряд зданий, выполненных в стиле модерн, лучшие из которых — два особняка, построенные по проекту архитектора П. А. Трубникова. Образцом провинциального модерна служит дом Селиванова. Памятником неорусского стиля стала гостиница Яковлевского монастыря (1914). Чертами неоклассики отмечено самое представительное гражданское сооружение Ростова — здание гимназии (1908—1910, архитектор П. А. Трубников). Ростовский кремль входит в Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. На его территории расположены музей древнерусского искусства, музей церковных древностей, музей финифти, а также открытые фонды фарфора и керамики.