Ритуалы древних греков. 10 исторических фактов, связанных с интимной жизнью древних греков и римлян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шаманизм в древней Греции и мистерии — обряды древних греков. Ритуалы древних греков


Музыка и танцы в греческих ритуалах

Музыка и танцы в греческих ритуалах

Древняя Греция знала несколько музыкальных инструментов: флейту, рог, трубу герольда, лиру из панциря черепахи, 4– или 7-струнную кифару, кастаньеты и барабан-тимпан. В музыке существовало 3 основных лада: серьезный дорийский, быстрый лигийский и составной фригийский.

Многие древнегреческие церемонии сопровождались музыкой, пением и танцами. Так, перед началом сражений греки всегда пели гимн во славу Аполлона, а в конце битвы – пеан победы. Спартанцы воевали только под ритмичную музыку тимпанов. Гимны сопровождали морские экспедиции, праздничные события, практически все обряды. Танцы и музыка являлись важной составной частью ритуальных шествий. Во время проведения Дели на острове Делос огромная процессия шла к алтарю Аполлона, исполняя на ходу просодион, специальный храмовый гимн. Участники ритуала во время шествия исполняли танец журавля и инсценировали картины из мифологии, конкретно – приключения Тесея в лабиринте. На распространенном празднике Септерий участники церемонии танцевали, изображая битву Аполлона со змеем Пифоном. На всех деревенских народных праздниках и обрядах греки брались за руки или за края одежды и исполняли общий ритуальный танец, девушки с одной стороны, а молодые люди – напротив; отсюда произошел национальный танец греков сиртаки. Дети во время старинных ритуалов устраивали песенные конкурсы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. Последнее прощание в Греции. (Винничук Л.)

Винничук Л.

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

Разум бессмертен, а остальное смертно.

Пифагор // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, VIII, 30

 

Почему человек умирает? И что происходит потом? Что скрывается за гранью, отделяющей мир живых от мира умерших, если этот последний действительно существует? Эти и подобные им вопросы издавна тревожили философов, богословов, биологов. В философии каждая школа на свой лад пыталась разрешить проблему смерти, наставляя человека, как ему следует поступать в минуту, когда умирает кто-либо из его близких или когда умирает он сам. Все, однако, сходились на том, что смерть неизбежна и что она окутана тайной. Подробное изложение всех высказываний античных мыслителей на эту тему составило бы целый том. Повседневная же практика погребальных обрядов была целиком подчинена традиционным верованиям греков и римлян, ведь всем философским теориям предшествовали анимизм, вера в существование души, смертной или бессмертной, покидающей тело в момент кончины и блуждающей затем в царстве мертвых бесплотной тенью, подобием своей земной оболочки.

Понадобились столетия, чтобы философы, склонные к материалистическому видению мира, взглянули на смерть иначе. «Привыкай думать, — пишет Эпикур, — что смерть для нас — ничто: ведь все и хорошее, и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений... Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то уже нет нас» (Там же, X, 124—125). Еще дальше в своем пренебрежении смертью и связанными с ней тогдашними человеческими условностями пошли киники: на вопрос, является ли смерть злом, Диоген отвечал: «Как же может она быть злом, если мы не ощущаем ее присутствия?» Мало заботился он и о судьбе своего тела после кончины, говоря, что его похоронит тот, кому понадобится его жилище. По одной из версий, Диоген, умирая, «приказал оставить тело свое без погребения, чтобы оно стало добычей зверей, или же сбросить в канаву и лишь слегка присыпать песком» (Там же, VI, 52; 68; 79).

И все же большинство древних эллинов, какими бы ни были их воззрения на жизнь и смерть, соблюдали общепринятые ритуалы, погребальные обряды, в которых многое определяли имущественное и социальное положение умершего и его семьи. Философские взгляды менялись, обряды же сохранялись веками и как выражение глубокой скорби и памяти об ушедшем, и как проявление традиционных верований, обязавших семью покойного позаботиться о его посмертной участи в царстве Плутона-Аида. Быть может, в приверженности обрядам сказывался и страх перед неизвестным, о чем говорит старец Кефал у Платона: «Когда к кому-нибудь близко подходит смерть, на человека находит страх и охватывает его раздумье о том, что раньше и на ум ему не приходило. Сказания, передаваемые об Аиде, — а именно, что там он будет наказан..., — переворачивают его душу» (Платон. Государство, I, 330 d). Нет сомнений, что такой страх, такая неуверенность перед тем, что ждет человека за гробом, часто пробуждались у тех, кто приходил прощаться с усопшим. И всем казалось, что лучше не вызывать на себя и на него гнева богов, а снискать их благоволение, совершая обряды, издавна установленные предками.

Впрочем, сатирик Лукиан Самосатский, находясь под влиянием философии Эпикура, отрицал веру в загробную жизнь и язвительно высмеивал тех, кто верит в подземное царство мертвых и торопится принести богатые жертвы Аиду-Плутону и его жене Персефоне-Прозерпине. «...Огромная толпа простых людей, которых философы называют невеждами, поверила Гомеру, Гесиоду и прочим слагателям басен, признала законом их измышления, полагает, что существует под землей некое место — глубокий Аид, что он велик и обширен, и мраком покрыт, и солнца не видит, и не знаю уже, как они думают, откуда берется там свет, чтобы можно было все-таки разглядеть подробно все в нем находящееся. Царствует же над этой бездной брат Зевса, прозванный Плутоном... Итак, по их словам, Плутон и Персефона царствуют и высшую власть имеют над всеми усопшими. Им помогает, разделяя с ними долг правления, целая толпа всяких Эринний, Пеней и Страхов... Наместниками, правителями и судьями поставлены двое: Минос и Радамант... Людей добрых, справедливых, в добродетели проведших жизнь, когда их наберется значительное число, они отправляют как бы в колонию — на Елисейские поля, чтобы они там вели самую приятную жизнь. (...) Люди же средней жизни... бродят по лугу, в бестелесные обратившись тени, неосязаемые, как дым» (Лукиан. О скорби, 2, 6—9).

Человек умирал, и его ждало подземное царство мертвых. Бог Гермес брал за руку душу умершего и вел ее к реке или озеру Стикс, или Ахеронт. Перевозчик Харон переправлял на своей лодке на другой берег души усопших, попадавшие таким образом в царство теней. Харону полагалось заплатить за его услугу один обол, и этот обол заранее вкладывали умершему в рот. О том, как происходило это последнее путешествие, рассказывает в своей комедии «Лягушки» Аристофан: Дионис и его раб отправляются в царство Аида, раб вынужден обежать подземное озеро кругом, Диониса же Харон берет в свою лодку, перевозит на другой берег и требует платы: «Возьми обол!» — отвечает Дионис (Аристофан. Лягушки, 67—68). Обычай вкладывать умершему в рот монету очень древний и входит в систему так называемого права мертвых, неписаного, но традиционно соблюдавшегося и обязательного для всех. Согласно менее распространенной версии, этот обол первоначально предназначался не для уплаты Харону за перевоз, а служил символом той суммы денег, которая считалась необходимой покойному в загробном царстве.

Миф о Хароне и оболе, который надо заплатить перевозчику, Лукиан комментирует на свой лад: люди, вкладывая усопшему в рот обол, даже не задумываются о том, какая именно монета имеет хождение в подземном царстве Аида — аттический ли обол, или македонский, или эгинский. Да и не лучше ли было бы вообще не давать умершему никаких денег? Тогда Харон отказался бы перевезти его тень через Стикс и тому ничего не оставалось бы, как вернуться в царство живых (Лукиан. О, скорби, 10). При этом сатирик обходит молчанием традиционное представление: если у души усопшего не окажется денег и Харон не захочет взять ее в свою лодку, она обречена беспомощно блуждать по берегу подземной реки или озера, ожидая, пока живые на земле не справят хотя бы символическое погребение. Недаром одним из преступлений Сизифа, за которые он был осужден на вечные муки, было то, что он нарушил установленный богами порядок и, наказав жене в момент кончины не устраивать ему похорон, сумел при помощи хитрости возвратиться из царства Аида на землю. Тогда Гермесу пришлось явиться к нему и вновь отвести его в подземелье.

Греки веровали также, что у ворот царства мертвых сидит на страже трехглавый пес Кербер, отличающийся весьма грозным нравом. По словам Лукиана, полным иронии, пес этот приветлив к входящим и набрасывается только на тех, кто попытается сбежать из подземелья. Но греки не особенно рассчитывали на «приветливость» Кербера к приходящим душам и потому, чтобы умилостивить грозного пса, вкладывали в руку умершего медовую лепешку.

У греков были приняты две формы погребального обряда: закапывание тела в землю или сожжение его на костре, после чего прах укладывали в урну, которую либо закапывали, либо помещали в гробницу. Лукиан упоминает о том, что сами церемонии, связанные с похоронами, — плач, причитания и т. п. — общи для всех народов: «Далее, при самом погребении, происходит разделение в соответствии с племенными обычаями: эллин сжигает покойника, перс закапывает в землю, индус прозрачной одевает оболочкой, скиф пожирает...» (Там же, 21). Лукиан говорит здесь о греках — своих современниках (II в. н. э.). Между тем обычаи менялись: в крито-микенский период тела умерших хоронили в земле. В эпосе Гомера павших героев сжигают на погребальных кострах, но это может объясняться условиями войны, ведь греки находились тогда на чужой земле, осаждая Трою. В дальнейшем сосуществовали обе формы, а если не было возможности ни закопать труп, ни сжечь его, то для того, чтобы душа умершего не блуждала неприкаянно, а имела право войти в царство теней, достаточно было хотя бы символического погребения: тело просто забрасывали землей. Так, Антигона у Софокла была признана виновной в том, что вопреки запрету царя Креонта «похоронила брата»; между тем она совершила лишь символическое погребение, «сухой посыпав пылью по обряду» (Софокл. Антигона, 252—254).

С давних пор принято было оставлять умершему все, что ему было дорого или в чем он мог нуждаться в загробной жизни: мужчинам клали в гроб оружие, женщинам — драгоценные украшения. Убивали и животных: коней, собак, а в эпоху, описанную Гомером, — даже людей. Много веков спустя обличитель Лукиан дает волю негодованию: «Ведь сколько было людей, которые и коней, и наложниц, а иные даже виночерпиев закалывали на похоронах, одежды и другие украшения сжигали или зарывали вместе с покойниками, как будто мертвые смогут воспользоваться и насладиться всем этим» (Лукиан. О скорби, 14).

Однако тысячей лет раньше к погребальным обрядам, как и ко многому другому, эллины относились очень серьезно, совершая завещанный предками ритуал со всей тщательностью. О том, как это происходило, мы узнаем благодаря Гомеру, который в «Илиаде» подробно рассказывает о погребении Патрокла, друга Ахилла.

Приготовления начинались с того, что греки по обычаю того времени складывали большой погребальный костер:

 

«Ты, владыка мужей, повели, Агамемнон, заутра Леса к костру навозить и на береге все уготовить, Что мертвецу подобает, сходящему в мрачные сени». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Страшную леса громаду сложив на брегу Геллеспонта, Там аргивяне остались и сели кругом. Ахиллес же Дал повеленье своим мирмидонянам бранолюбивым Медью скорей препоясаться всем и коней в колесницы Впрячь; поднялися они и оружием быстро покрылись; Все на свои колесницы взошли, и боец, и возница; Начали шествие, спереди конные, пешие сзади, Тучей; друзья посредине несли Менетида Патрокла... К месту пришедши, которое сам Ахиллес им назначил, Одр опустили и быстро костер наметали из леса. Думу иную тогда Пелейон быстроногий замыслил: Став при костре, у себя он обрезал русые кудри... ...И, обрезавши волосы, в руки любезному другу Сам положил, и у всех он исторгнул обильные слезы. ...Лес наваливши, Быстро сложили костер, в ширину и длину стоступенный; Сверху костра положили мертвого, скорбные сердцем; Множество тучных овец и великих волов криворогих, Подле костра заколов, обрядили; и туком, от всех их Собранным, тело Патрокла покрыл Ахиллес благодушный С ног до главы; а кругом разбросал обнаженные туши; Там же расставил он с медом и с светлым елеем кувшины, Все их к одру прислонив; четырех он коней гордовыйных С страшною силой поверг на костер, глубоко стеная. Девять псов у царя, при столе его вскормленных, было; Двух и из них заколол и на сруб обезглавленных бросил; Бросил туда ж и двенадцать троянских юношей славных, Медью убив их; жестокие в сердце дела замышлял он. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...И огонь загремел, пожиратель. Ветры всю ночь волновали высоко крутящеесь пламя, Шумно дыша на костер; и всю ночь Ахиллес быстроногий, Черпая кубком двудонным вино из сосуда златого, Окрест костра возливал... Сруб угасили, багряным вином поливая пространство Все, где пламень ходил; и обрушился пепел глубокий; Слезы лиющие, друга любезного белые кости В чашу златую собрали и туком двойным обложили; Чашу под кущу внеся, пеленою тонкой покрыли; Кругом означили место могилы и, бросив основы Около сруба, поспешно насыпали рыхлую землю. Свежий насыпав курган, разошлися они. Ахиллес же Там народ удержал... Гомер. Илиада, XXIII, 49—51, 127—258

 

Ахилл удержал греков для того, чтобы почтить память павшего героя пышными состязаниями: конными ристаниями, борьбой, кулачными боями, метанием копья и диска, стрельбой из лука. Победителям Ахилл предназначил ценные награды: дорогой медный треножник, прекрасный кованый котел, искусно выполненные драгоценные блюда, мечи и доспехи, золотые слитки, а также невольниц, прекрасных собою и умелых рукодельниц. Из этих состязаний во время погребальных торжеств родились позднее знаменитые греческие спортивные игры.

В классическую эпоху погребальные обряды также строго соблюдались, но формы их претерпели некоторые изменения: пышных, дорогостоящих состязаний не устраивали, но приглашение певцов, плакальщиц, умащения и благовония, вино тоже обходились недешево. Случалось, что денег, оставленных людьми известными, заслуженными, но не скопившими богатств, едва хватало на покрытие всех расходов на их похороны: именно так произошло с Аристидом — он был беден, и афиняне похоронили его на государственный счет (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Аристид, XXVII). В некоторых греческих полисах — в Афинах, Митилене, Сиракузах и даже в Спарте, славившейся скромной простотой быта и нравов ее жителей, — принимались специальные законы, призванные ограничить издержки граждан на погребальные обряды.

Независимо от того, хоронили ли тело в землю или сжигали на костре, действия близких умершего в первые часы после его кончины также предопределялись обычаем: кто-либо из ближайших родственников закрывал усопшему глаза, вкладывал ему в рот монету, куском ткани накрывал ему голову. Затем женщинам предстояло обмыть тело, умастить его благовонным елеем. Лукиан и этот обычай сопровождает язвительным замечанием: обмывают покойника, как будто в подземном царстве мало воды для омовений; убирают цветами, обряжают в роскошные одежды — очевидно, чтобы по дороге к Аиду душа умершего не озябла и чтобы Кербер не набросился на него нагого (Лукиан. О скорби, 11).

Обмыв тело и убрав траурное ложе миртом и виноградом, открывали доступ к телу всем, кто желал с ним проститься. Семья, друзья и знакомые собирались у ложа умершего и оплакивали его; при этом нанимали плакальщиц, флейтистов и певцов, провожавших покойного причитаниями и скорбными элегиями. «Вслед за этим, — пишет далее Лукиан, — начинаются причитания и вой женщин, и слезы всеобщие, и биение себя в грудь, и волос терзание, и щек кровью обагрение. Иной раз одежды раздирают и прахом головы посыпают, и живые являют вид более жалкий, чем сам умерший: они нередко валяются по земле, головами бьются о землю, — а тот умерший, нарядный и красивый, венками свыше всякой меры увенчанный, покоится высоко и над всеми возносится, будто на торжественное шествие снарядившись» (Там же, 12). После соприкосновения с умершим человек должен был совершить очищение, поэтому перед домом усопшего ставили большой сосуд с водой для всех, кто хотел проститься с покойным и утешить его семью.

Собственно погребение происходило обычно на следующий день. Тело выносили из дома, и торжественной процессией все отправлялись либо на кладбище, либо к месту погребального костра. Вынос тела должен был состояться еще до восхода солнца, дабы видом траура не оскорбить лучезарного Аполлона — Солнце.

В Афинах был обычай: в комнату, откуда только что вынесли покойника, вплоть до ритуального очищения всего дома не имела права входить ни одна женщина моложе 60 лет, не считая ближайших кровных родственников. Можно думать, что запрет этот был введен для того, чтобы душа умершего, выскользнув из тела, оставалась в кругу семьи, не покидая своей комнаты. Так же истолковывают и другой обычай, по которому сразу же за катафалком шли непременно самые близкие родственники, — опять-таки душа, покинувшая тело, находилась все это время среди своих. Тело несли на погребальных носилках друзья умершего или же везли его на повозке. Покойного клали в гроб из кипарисового дерева — кипарис считался деревом скорби, — или из глины, или даже высеченный из камня. Туда ставили сосуды с вином и оливковым маслом, оружие или украшения, опасаясь отчасти, что в противном случае усопший может вернуться на землю и востребовать свое добро. За гробом длинной процессией шли родственники, друзья и знакомые, а также певцы и плакальщицы.

Если тело предназначалось для погребального костра, то весь могильный инвентарь укладывали на костер рядом с телом, а после того, как пламя сделало свое дело, костер гасили, заливая его водой и вином (поэтому вина для похорон требовалось очень много). Кости и пепел собирали в урну, керамическую или бронзовую, а затем вкладывали ее в гроб вместе с прочими предметами, полагавшимися усопшему. Маленьких детей хоронили в глиняных амфорах или в сосудах типа маленьких ванночек. Рядом с детьми клали кукол, другие игрушки или вообще предметы, к которым ребенок был особенно привязан.

Засыпав могилу землей или собрав кости и пепел в урну, все расходились, в последний раз прощаясь с покойным и для этого трижды выкликая его имя. Первыми уходили женщины, за ними мужчины. Далее в доме усопшего устраивали поминальную тризну, куда гости приходили с венками на головах. Когда все являлись, в честь покойного произносили похвальные речи, стараясь говорить только правду, ибо ложь в этой ситуации считалась делом недостойным. Поминками предписанные погребальные обряды наконец завершались. Лукиан, как и следовало ожидать, не пощадил и этот последний обычай:

«В заключение устраивается обед. Являются родственники и утешают родителей в кончине сына, и уговаривают откушать, причем... это принуждение и самим родителям не неприятно, так как они уже изголодались, три дня подряд проведя в воздержании. И вот раздается: «Доколе же, дорогой, будем мы печалиться? Дай покой душе блаженного усопшего. И если даже ты решил беспрестанно оплакивать его, то и поэтому надлежит не оставаться без пищи, дабы хватило сил на великую скорбь!» И вот тут-то — давай читать, как всегда, два стиха из Гомера:

 

"Даже Ниоба кудрявая вспомнила в скорби о хлебе" —

 

и еще:

 

"Не подобает ахейцам скорбеть по усопшем — желудком".

 

И родители решаются приняться за еду, сначала стесняясь, боясь, что покажутся они... предающимися человеческим слабостям» (Там же, 24).

О прощальных речах над гробом известно очень мало. Мы знаем, однако, как греческие полисы хоронили своих героев, павших на поле брани, как выглядели пышные государственные похороны и какие торжественные речи звучали над телами прославленных сограждан. Вот как описывает историк Фукидид погребение афинских воинов, ставших первыми жертвами Пелопоннесской войны:

«Той же зимой афиняне совершили по обычаю предков от имени государства торжественную церемонию погребения воинов, павших в первый год войны. Останки павших за три дня до погребения по обычаю выставляются в разбитом для этого шатре, и всякий приносит своему близкому дар, какой пожелает. При погребении останки везут на повозках в кипарисовых гробах... Несут еще одно покрытое ковром пустое ложе для пропавших без вести, тела которых после битвы нельзя было найти и предать погребению. Любой из граждан и иностранцев имеет право присоединиться к похоронной процессии. Участвуют в погребальной церемонии также и женщины, оплакивая на могиле своих близких. Павших погребают в государственной гробнице, находящейся в красивейшем предместье города. Здесь афиняне всегда хоронят погибших в бою, за исключением только павших при Марафоне, которым был воздвигнут могильный курган на самом поле битвы как дань их величайшей доблести. Когда останки преданы земле, человек, занимающий в городе, по всеобщему признанию, первенствующее положение за свой высокий ум и выдающиеся заслуги, произносит в честь павших подобающее похвальное слово. Затем все расходятся. Так происходит у афинян торжественная церемония погребения» (Фукидид. История, II, 34, 1—7).

Тогда, в 430 г. до н. э., на похоронах павших афинян надгробную речь произнес виднейший из граждан — стратег Перикл. Во вступлении он высказал свое мнение о надгробных речах вообще: дело это почетное, но неблагодарное, ведь трудно оратору найти слова, достойные заслуг героев, павших за родину. Одни слушатели, хорошо знающие о том, как развивались события, или даже участвовавшие в них, сочтут речь оратора слишком слабой, ибо они ясно сознают величие подвига погибших воинов. Другие, непричастные к событиям, напротив, могут подумать, будто заслуги умерших слишком преувеличены. «Ведь люди верят в истинность похвал, воздаваемых другим, лишь до такой степени, в какой они считают и себя способными совершить подобные подвиги. А все, что свыше их возможностей, тотчас же вызывает зависть и недоверие». И все же нагробные речи издавна входят в ритуал погребения, установленный предками, и потому Перикл соглашается сказать похвальное слово павшим героям. При этом он восхваляет дедов и отцов современных ему афинян, затем сам город, его государственное устройство и обычаи («город наш — школа всей Эллады»). Далее он говорит о доблести погибших воинов и утешает их родных и близких (Там же, II, 35—46). Особенно показательно здесь то, что Перикл как истинный сын классической Греции смело высказывает свое суждение об обычаях и обрядах, принятых в обществе, и в то же время ставит закон и традицию выше собственного мнения.

Повсюду в Греции люди в период траура облекались в черные или просто темные одежды, только в Аргосе одевались в белое. В Афинах и в Аргосе траур длился тридцать дней, в других полисах — меньше, а в Спарте — всего лишь двенадцать. Но и после окончания периода траура память умершего продолжали чтить, принося в положенные сроки и в дни поминовения мертвых богатые жертвы богам. Жертвоприношения совершали еще над гробом — на третий день после смерти, а затем после похорон — на девятый день. Кроме того, в годовщины рождения и смерти близкого человека на его могилу клали жертвенный пирог, вино, мед, молоко, фрукты, а в некоторых городах-государствах, к числу которых Афины не относились, приносили и кровавые жертвы, закалывая на могиле жертвенных животных.

Источник: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с.: ил.

labyrinthos.ru

Шаманизм в древней Греции и мистерии

Меня всегда впечатляли невероятные достижения в философии, науке и искусстве древних греков. Очень часто, начиная читать что-то из текстов современных философов, психологов и даже политологов, я ловлю себя на мысли, что почти всё это уже есть в текстах древних мыслителей Афин. Фактически они заложили основы науки и представлений европейцев о прекрасном в искусстве. Ещё более невероятным это выглядит, когда понимаешь, что Афины того времени – маленький по современным меркам город, а расцвет этой мудрости длился совсем не долго, после чего Европа на долгие века погрузилась во мрак невежества. И даже тексты древних мудрецов мы можем читать, благодаря тому, что они каким-то случайным чудом дошли до нас.

Я задаюсь вопросом, каким же образом относительно небольшая группа людей в масштабах человечества в ограниченный период времени достигала такой удивительной ясности мысли. Мы должны что-то узнать об их образе жизни, о системе их воспитания и образования. Откуда взялся этот уникальный феномен?

Мы знаем, что в Афинах была демократия. Собственно демократия греками и была придумана. Но это была особая форма демократии, во многих моментах не похожая на современную. Очевидным отличием было то, что в народных собраниях не принимали участие рабы, освобождённые рабы, иностранцы и женщины. Да, у греков того времени были рабы. Это было сложное сочетание демократии и рабовладельческого общества.

Интересно, что не давали право голоса бывшим рабам. На первый взгляд, это кажется не справедливо. Но дальнейшая история человечества показала, что люди с психологией рабов делают далеко не лучший выбор. Другой вопрос – как вылечить людей от таких психических особенностей. Иногда для этого нужно несколько поколений свободной жизни. Женщины в Древней Греции тоже не были равны мужчинам и не имели возможности избирать. Но это связано с более широкими ограничениями. Они не имели возможности получать полноценное образование. Они занимались больше детьми, хозяйством, домашними делами. Но всё же, к другим очень важным делам жительницы Афин были допущены.

Для того, чтобы понять исторический феномен древних Афин, нужно, конечно, постараться понять, что у них было с религией. Какая религия могла позволить или даже поспособствовать такому развитию мысли? Если мы возьмём современное общество и посмотрим на самых выдающихся учёных: физиков, химиков, математиков, мы обнаружим, что практически все они — атеисты. Религиозные люди часто пытаются оспорить этот факт. Но это остаётся фактом. Если мы возьмём учёных — гуманитариев, процент атеистов там окажется меньше, но всё же, он будет преобладать.

Мы знаем, что древние греки не были атеистами. Но они также не были религиозными людьми, какими мы сейчас знаем или представляем себе религиозных людей в монотеистических религиях. И дело не только в том, что они не верили в единого Бога, а верили во множество богов. Их отношения с богами строились совсем на других принципах. Их боги олицетворяли архетипы, связанные с объективно существующими сферами жизни, понятными любому человеку: война, любовь, торговля, власть, искусство и прочее. Чтобы быть успешным в любой из этих сфер, человек должен обладать особыми качествами или энергиями. Боги олицетворяли собой идеальную реализацию этих качеств. Через взаимодействия с этими идеалами греки искали наполненность нужными для них самих качествами души. У них не было задачи просто верить во всемогущество богов, их задача была переживать связь с ними и через это развивать себя.

По сути это не религиозный, а мистический подход. Эти два подхода очень часто не различают. Часто эти два слова пишут через тире — «религиозно-мистический опыт». Но это очень разные вещи. Тёмные Средние века в Европе совпали с воцарением там религиозного подхода. Эта тема до сих пор слабо осмыслена человечеством. Почему я так думаю? Потому что и сейчас самые взрывоопасные регионы нашей планеты находятся под тотальным контролем религий или идеологий. А человечество продолжает пытаться найти этому экономические причины.

Древние греки называли свои обряды мистериями. Это очень интересные действа, в которых участвовала вся элита афинского общества. Женщины (девы) тоже активно участвовали в этом. Проводили эти мистерии дельфийские жрецы. Это значит, что была особая жреческая школа. Жрецы и жрицы жили отдельно от других горожан. Скорее всего, это искусство передавалось из поколения в поколение. Только люди, которые много лет учились подобному мастерству, могли направлять такие обряды. Участники этих мистерий в специальные даты приезжали на несколько дней в дельфийский храм, чтобы полностью погрузиться в процесс.

Из трудов разных современных исследователей, изучавших тексты Плутарха, мы знаем, что одной из мистерий была мистерия бога Диониса. В мистерии проигрывалась тема смерти и воскрешения бога. Эту мистерию проводила главная жрица Афин с четырнадцатью своими помощницами. Часть мистерии состояла из своего рода театрального представления. Но также были части обряда, в которые активно включались все участники. Совершались экстатические танцы под ритмическую музыку, которые также называли оргиями. В них участвовали женщины, которых звали вакханками. В письменных источниках ничего не сообщается о том, было ли это связано с формами коллективного секса. Как я понимаю, действо не было направлено на сексуальное удовлетворение. Скорее сексуальная энергия молодых, раскрепощённых женщин использовалась для достижения ими сильных экстатических состояний, из которых они в свою очередь воздействовали на других участников. Но абсолютно очевидно, что религия древних греков не способствовала сексуальной закрепощённости!

Многие исследователи отмечают, что целью проведения этих мистерий не было обретения веры в богов. Цель была в достижении особого переживания, которое помогало гражданам Афин иначе увидеть и осмыслить такие важные темы, как смерть и рождение. Такие великие мудрецы, фактически создавшие основу для всей современной науки, как Платон и Аристотель, считали жизненно важным участие в мистериях и рекомендовали их своим ученикам. Фактически они неоднократно высказывали мысль о том, что ни один государственный муж Афин не имеет морального права чем-либо управлять, если он сам лично не прошёл эти обряды. Они также особенно выделяли Элевсинские мистерии.

С Элевсинскими мистериями связано множество тайн. Лишь малое число горожан имело возможность на них попасть. Они проводились в условиях строжайшей секретности. Известны случаи убийства бывших рабов случайно ставших свидетелями части мистерии. Сами участники обязывались никому никогда не рассказывать подробностей происходящего там. И они почти всегда хранили молчание. По некоторым косвенным данным мы можем сделать вывод, что суть происходящего там была связана с вхождением в состояние глубокого транса. Участники Элевсинских мистерий, проходивших несколько дней в храме, похожем на полукруглый античный театр, сравнивали этот опыт с полным перерождением.

За счёт чего достигался эффект сильного изменённого состояния сознания и дальнейшей трансформации? Мистерию условно делили на три этапа:

  • Первый этап был связан с устным посланием от жрецов.
  • Второй этап был связан с неким аналогом театрального представления.
  • И третий этап, самый важный, был связан с непосредственным погружением участников в сильнейшее переживание.

Главный сюжет мистерии развивался вокруг Деметры, богини земли и плодородия, а также ее дочери — Персефоны, которую похищает бог подземного царства Аидоней. Мы можем предположить, что участники церемонии вслед за богиней отправлялись в подземное царство (в глубинное бессознательное), чтобы найти там ответы на важнейшие для себя вопросы.

Что же за технология позволяла жрецам, проводившим обряд, отправлять людей в столь изменённые состояния сознания на третьем этапе мистерии? По некоторым свидетельствам речь идёт о неких технологиях, которые греки частично позаимствовали у малых народов, живших в то время фактически как дикие лесные племена. Я предполагаю, что речь идёт о практике, которую можно назвать шаманской. Есть большая вероятность того, что в этой практике использовались особые растения или грибы. Применение особых растений и грибов, и вообще глубокое знание об их свойствах, было всегда характерно для малых народов, ведущих племенной образ жизни и находящихся в постоянном взаимодействии с дикой природой.

Я думаю, что жрецы Афин взяли шаманские технологии малых племён и дополнили их сюжетами своей мифологии, а также философским осмыслением, породив уникальный феномен мистерий, способных проводить через уникальный трансформационный опыт расширения сознания людей, имеющих хорошее базовое образование. Понятно, почему это было секретным. Далеко не все люди готовы к такого рода опыту. Умение отбирать и подготавливать таких людей также являлось важной жреческой работой.

Изучая сохранившиеся до наших дней шаманские технологии малых народов Латинской Америки, использующих в своих церемониях специальные растения, отвары из растений, кактусы и грибы для вхождения в глубокий транс, я обнаружил ряд важных закономерностей. Прежде всего нужно понимать, что самих этих растений недостаточно. Важна полная технология. Любой грек, найдя в лесу какие-то особые растения или грибы, мог бы их съесть. Для знатных греков могли бы эти растения и грибы собирать рабы, или они могли продаваться на рынке. Но так это не работает. Лучшие люди Афин отправлялись в специальное место в храм, где несколько дней проходили особые обряды, в которых знающие люди направляли этот процесс таким образом, чтобы это способствовало не каким-то случайным хаотичным изменениям, а целенаправленной трансформации, в результате которой греки становились более здоровыми и обретали более ясное сознание. Они становились подготовленными к тому, чтобы на более качественном уровне заниматься государственными делами, философией, наукой и искусством.

Моя жизнь, особенно последние пятнадцать лет, стала экспериментом, который отчасти подтверждает правоту этой исторической теории. Познакомившись с аутентичными шаманами, вместе с моими близкими друзьями и постоянными участниками моих экспедиций в Латинской Америке, я стал регулярно проходить шаманские церемонии с глубоким погружением в транс. Я прохожу примерно сто шаманских церемоний в год в Перу и в Мексике. Когда число пройденных мной церемоний перевалило за тысячу, меня стали регулярно спрашивать, какого это. Имеются в виду обычно две вещи: не свихнулся ли я или не просветлел ли ещё! Некоторые думают, что психика это не может выдержать, а другие уверены, что я должен был решить все свои проблемы окончательно и бесповоротно. Конечно, ни то, ни другое со мной не случилось. Первое не случилось, именно потому, что я это делал с настоящими шаманами в правильных местах на настоящих шаманских церемониях. Второе не случилось, потому что не бывает остановки в развитии. Возможно либо развитие, либо деградация. И, конечно, нельзя раз и навсегда решить все проблемы. Жизнь не стоит на месте. Она нам подкидывает новые проблемы.

И всё же недавно я задумался, какие значимые изменения произошли во мне за период интенсивного прохождения шаманских церемоний. Прежде всего, нужно трезво понимать, с какой точки ты стартуешь. Я не получил хорошего базового образования. Частично это компенсировал самообразованием. Я не обладал никакими особыми талантами. По крайней мере, они не успели проявиться и развиться во мне. В моей жизни было ни мало травмирующего, экстремального опыта. Мне повезло с семьёй и счастливым детством. Но начиная с подросткового возраста, я выбрал себе жизнь полную стрессов, несколько раз проходящую на грани смерти. Всё это создало далеко не идеальную основу для начала эксперимента. Главными моими плюсами было желание и стремление всегда думать самому и ещё, пожалуй, то, что я очень рано стал интересоваться и заниматься разного рода практиками саморазвития. Можно предположить, что люди с блестящим образованием, с особыми талантами и не травмированные чрезвычайными событиями жизни, получив шанс, выпавший мне, имели бы гораздо лучшие результаты. Но это каждый может узнать только в личной практике.

Анализируя произошедшее со мной за последние годы, я обнаружил в себе ряд интересных позитивных изменений, которые можно было бы описать, ряд не совсем типичных способностей, открывающих ряд новых возможностей. Наверное, в следующей статье я попробую написать об этом. Не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы объяснить, почему обнаруженную мной технологию считаю очень эффективной и полезной для людей. Я надеюсь, что это поможет сделать наш общий мир лучше!

odisseia.club

Древнегреческий обряд погребения

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Марийский Государственный Университет»

Кафедра всеобщей истории

Курсовая работа

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ.

Выполнила:

Студентка I курса

заочного отделения ИФФ

специальность «История»

Филимонова Е.С.

Научный руководитель

Яблонский Л. Т.

Йошкар-Ола 2006

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3

1. Кремация………………………………………………………5

1.1«Иллиада» Гомера…………………………………………………7

2. Захоронения…………………………………………………...8

3. Кремация и погребение римлян……………………………10

1 Погребения Крита………………………………………………….11

2 Погребальные сооружения Микен……………………………...12

1. Погребальные обряды некрополей……………………………...18

1.1Курганы Боспора…………………………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..30

Список литературы………………………………………..31

Введение

Древнегреческий обряд погребения охватывает огромные временные рамки, периодически видоизменяясь, оставляя за собой погребальные захоронения многих эпох.

Актуальна ли тема сейчас? Конечно да, ведь археологи постоянно находят и открывают что-нибудь новое. В Греции не прекращаются раскопки, огромны территории хранят свои секреты и это много значит, для археологов, которые никогда не оставят попытки разгадать и открыть тайны древних.

Целью работы является рассказать о значимости погребений, и что проявляется в непосредственной связи с ними. Показать какие погребения существовали в древней Греции, что представляли собой древние усыпальницы.

Сами греки не раз обращались к вопросам погребальной обрядности. О ранних его особенностях писал ещё Гомер.¹

Позже мы находим некоторые черты этих обычаев в трагедиях Софокла и Эсхила.²

В поздний период об этом упоминают Лукиан³, Цицирон.

Основой курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных историков. В частности, книга Велишского Ф.Ф. «Быт греков и римлян », использование которой дало материал о видах погребений. «Античные государства Северного Причерноморья» из серии Археология СССР, помогла разобраться в обрядах и видах погребений северного Причерноморья. Работа Паневина К.В. «История древней Греции», дала подробный материал о микенских погребальных сооружениях, а также Крита, Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике, даёт несколько эпизодов о значимости погребения для древних греков.

Работа состоит из трех глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы. Глава первая сообщает о видах погребение на материковой Греции, вторая же рассказывает о захоронениях Микен и Крита, последняя дает представления о обрядах государств Северного Причерноморья.

Обычаи захоронения умерших начали формироваться в эпоху мустьерской культуры, когда стали намеренно сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и людоедства. Тела умерших сородичей неандертальцы оставляли в своих жилищах, не ведая страха перед покойниками. С. А. Токарев полагает, что мустьерские погребения не имеют никакого отношения к религиозным верованиям и что они могут быть объяснены, как проявление инстинкта опрятности и чистоплотности. Советский археолог А. П. Окладников достоверно установил одновременность захоронения тела умершего человека с обитанием людей в пещере (грот Тешик-Таш в Узбекистане) и предположил, что в неандертальской первобытной орде общественные связи приобрели устойчивый и прочный характер настолько, что забота о живых сородичах стала нормой быта и в отношении умерших. Лишь много тысячелетий спустя, когда возникают представления о душе и загробной жизни, отношение людей к покойникам коренным образом меняется, страх перед покойником становится общераспространенным явлением, и тела умерших удаляются из мест обитания живых.

Для древних греков погребение умершего считалось священной обязанностью, не исполнение которой прегрешение не только перед умершим, но и перед богами, как вышнего, так и подземного мира. Не погребенный труп осквернял место, на котором он лежал; душа умершего в таком случае не могла проникнуть в царство мертвых, и боги подземного мира гневались, не получая того, что им принадлежало; душа умершего, не находя себе покоя, носилась по земле и мучила живых. Греки не знали про­клятия более страшного, как умереть не погребенным (άταφος) и римляне считали лишение погребения величайшим наказанием, и ему подвергались лица, совершенно отверженные в глазах обще­ства, чуждые всяких прав, потерявшие самое человеческое до­стоинство. Обрекая на эту позорную участь отъявленных пре­ступников, этот приговор большей частью соединялся с каким-нибудь публичным наказанием, по исполнении которого труп преступника оставался на месте казни, становясь добычею птиц и животных. Потому-то так и страшна была казнь через повешение и распятие, что она оставляла преступника в этом позорном поло­жении до тех пор, пока труп не сгнивал и не разрушался. Потому-то страшно было и побитие камнями, за которым следовало тоже беспризорное состояние трупа, лишенного могильного покоя и из всех родов смерти самой ужасной почитали гибель на море, потому что поглощенные волнами трупы оставались без погребения. С этой мыслью плывшие по морю, когда находились в опасности крушения, привязывали к своему телу дорогие вещи, какие кто имел, на случай, если бы труп его был прибит волнами к берегу. Первый, кто нашел бы этот труп, обязывался немедленно предать его земле, а в награду за эту услугу мог воспользоваться драгоцен­ными вещами, найденными при трупе. Все, кто находил где-нибудь не погребенный труп, обязан был похоронить его или, при невозможности сделать это, по крайней мере, прикрыть тремя горстями земли. В Аттике погребение мертвого тела, найденного на земле какого-нибудь дема, лежало на обязанности демарха.

Оставление без погребения павших на поле битвы ставилось в тяжкую вину полководцам, как это видно в известном деле победителей при Аргинусах. Побежденным врагам не смели отказывать в перемирии для погребения убитых, или сами победители принимали на себя заботу о погребении павших врагов; просьба о перемирии для погребения убитых была, как известно, равносильна признанию себя побежденными. Припомним, наконец, ту замечательную сцену в Илиаде, когда после жарких схваток под стенами Трои враждебные стороны заключали перемирие и при свете факелов, забывши не­давнюю вражду, подбирали с поля битвы умерших, сжигали их, зарывали в могилы, насыпали над ними холм и отправляли обычные религиозные церемонии.

1 Кремация

Быстрая уничтожающая сила огня привлекла внимание людей еще в древнейшие времена. Огонь для сжигания умерших стали использовать приблизительно за 7 тыс. лет до н. э. Распространению огненного погребения способствовало изобилие лесов, дававших дешевый горючий материал для погребального костра. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Широкое распространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев, индусов, японцев и у многих других народов.

В Древней Греции погребение в землю и кремация существовали одновременно. Выбор того или другого способа зависел от предсмертного распоряжения покойника или от воли его родственников. Этот факт подтверждают находки в некрополях в скалах Сиракуз, древнегреческой колонии на Сицилии, где встречаются обе формы погребения. Письменные свидетельства о кремации в Древней Греции относятся еще к гомеровскому периоду. Можно сказать, что в эту эпоху был в употреблении только одно - способ сожжения.

Сцены огненного погребения можно найти в трагедиях Софокла ("Электра") и Эсхила ("Агамемнон"), римских поэтов Пропорция и Тибулла, творца эпиграмм Марциала.

Несколькими столетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинский государственный деятель Солон, друг Сократа Алкивиад, Коринфский демократ Тимолеон, правитель Сиракуз Дионисий после смерти были преданы кремации.

Тело без души — один труп и при том с признаками разложения, а потому — и было в их глазах чем-то нечистым. Эта нечистота уничтожалась, как скоро труп подвергали действию огня. На основании этого представления Еврипид выражается о Клитемнестре: «ее тело было очищено огнем», когда говорит о сожжении ее трупа. Какое бы представление ни имели древние о духе, это представление все же было, и, предавая тело огню, они думали облегчить духу, связанному с телом, выход из его земной оболочки вместе с огнем и дымом, поднимавшимися к небу.

Предполагается, что в основе обычая кремации в Древней Греции была вера в возможное возвращение умерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизнь силами страх. Умершим не доставало души, которая отлетала от земной оболочки вместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от их возвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносили жертвы.

Кремация, по сравнению с захоронением в земле, была в то время более дорогой формой погребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой роскошью. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Церемония сожжения была обстав­лена очень драматично и представляла довольно сложную сцену.

Для сожжения воздвигали костер (pura), который у богатых людей иногда бывал очень велик, роскошен и дорог. Его зажигали, отвернув лицо, ближайшие родственники и в пламя бросали отрезанные волосы, одежды, утварь и другие предметы, которые покойник любил при жизни; в гомеровские времена убивали и животных (иногда даже и людей, как при, погребении Патрокла) и бросали в огонь.

mirznanii.com

Похороны в Древней Греции |  Обряды похорон у разных народов  | Глава 1 Обрядовая культура  |  Читать онлайн, без регистрации

Похороны в Древней Греции

В Древней Греции хоронить мертвых считалось святой обязанностью. Был случай, когда афиняне приговорили к смерти своих полководцев, выигравших битву при Аргинузах в 406 г. до н. э., за то, что они не собрали из-за сильной бури тела погибших воинов и не предали их земле.

Правила погребения распространялись даже на чужеземцев и противников. Погребали и своих, и чужих воинов, павших в бою. Если врага не могли похоронить, то его тело, по крайней мере, забрасывали землей. Эти правила христианских традиций с некоторыми изменениями, рассмотренными в главе 2, дошли до наших дней.

С той поры, как законами Солона (640–560 гг. до н. э.), афинского архонта, были уничтожены варварские обычаи, обряд погребения в Греции происходил следующим образом.

Сразу после смерти умершему клали в рот монету (обол) – то была плата для Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида. Затем покойника обмывали ближайшие родственники (как правило, женщины), намазывали маслом, делали венок из еловых веток или сельдерея, одевали в белые одежды. В гроб клали медовый пирожок-чтобы задобрить Цербера (собаку Харона).

На второй день после смерти тело выставляли в передней части дома так, чтобы ноги покойника были обращены к двери дома.

Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы сидели вокруг постели умершего. При этом допускалось и присутствие посторонних женщин, но не моложе 60 лет. Женщины плакали, но чрезмерные выражения печали (в кои входило и, например, царапание лица) были запрещены законом Солона.

Возле постели умершего ставили разрисованные глиняные сосуды, а при входе в дом стоял сосуд с водой, взятой из чужого дома, для омовения входящих (дом, в котором умер человек, считался нечистым). Ритуальными обрядами занимались сначала родственники, а впоследствии и посторонние люди за плату.

На третий день перед восходом солнца происходил вынос тела.

Его сопровождали нанятые плакальщицы или флейтисты, родственники и друзья. Труп или кремировали (сжигали), или хоронили в земле в гробах. Место для погребения находилось, как правило, вне города (в Спарте – внутри), но близ дороги, порой по ее обочинам.

Часто умерших хоронили в их имениях. В самих Афинах было отведено специальное место для погребения – перед конскими воротами. Надгробные камни, холмы, столбы, колонны, храмообразные здания были собственностью семьи умершего, так что даже на суде право собственности на место погребения являлось доказательством родства.

В могилу вместе с гробом клали сосуды и другую утварь. В более поздние времена этот обычай исчез.

После погребения в доме усопшего родственники собирались на тризну.

На 3-й день после смерти приносилась жертва, а на 9-й день – главная жертва, и еще одна жертва – на 30-й день (кровавые жертвы в Афинах были запрещены).

Все это время родственники носили внешние знаки траура – черную (или в некоторых областях белую) одежду, снимали украшения, стригли волосы.

velib.com

10 исторических фактов, связанных с интимной жизнью древних греков и римлян

Об интимных традициях древних.Чтобы не говорили про современной общество, но у древних греков и римлян были куда гораздо более вольные нравы. Они активно молились богам, которые «отвечали» за интимную сторону жизни и принимали участие в фестивалях-оргиях. Сегодня некоторые моменты жизни древнего просвещённого общества кажутся шокирующими, тогда как в то время всё это вовсе не считалось чем-то постыдным.

1. Фаллические кирпичи Помпей

Путь к лупанарию.

Все знают легенду, окружающую Помпеи. Это был настоящий город греха, в котором люди были настолько распущены, что это вызвало гнев богов, выразившийся в извержении Везувия в 79 г. н.э. Когда в XVIII веке начались раскопки прекрасно сохранившихся остатков Помпеи, археологи узнали очень многое о сексуальных предпочтениях в этом городе.

Экономика Помпей процветала благодаря более чем 40 публичным домам, самые известные из которых называли «Lupanare Grande». Номера в этих борделях зачастую были тесными и темными, а их интерьер состоял из всего лишь небольшого соломенного матраца, над которым на стене висели картины с изображением «клубнички».

И сегодня в развалинах Помпей сохранились так называемые «фаллические кирпичи» — на стенах домов на камнях были выгравированы эрегированные фаллосы, которые указывали путь к ближайшему лупанарию (публичному дому).

2. Вуайеризм

Постельная причуда: смотреть — да, трогать — нет.

«Можно только смотреть, но не трогать» — этот лейтмотив фигурировал во многих древних римских и греческих произведениях искусства. К примеру, в Национальном археологическом музее Неаполя есть «Секретный кабинет», в котором находится коллекция эротического искусства Древнего Рима. Одна такая настенная живопись из Помпей изображает акт вуайеризма, в котором мужчина и женщина совокупляются перед смотрящим на них человеком.

В Древней Греции существовало довольно много картин, связанных с вакханками — женщинами, поклоняющимися Дионису, греческому богу вина, ритуального безумия, религиозной эйфории и театра. На картинах, изображающих этих женщин, часто встречаются половые акты, за которыми наблюдают другие люди.

3. Шутки Марциала

Постельные причуды от Марциала.

Марк Валерий Марциал или просто Марциал был римским поэтом I века, который стал известным благодаря своим 12 книгам эпиграмм. И сегодня эпиграммы Марциала зачастую шокируют людей своей непристойностью. Марциал часто весьма резко шутил насчет сексуальной недееспособности своих оппонентов и их предпочтений.

4. Женские ритуалы

Постельные причуды от Аристофана.

В эссе Аристофана «Aischrologia» был описан сезонный ритуал Фесмофории в Древней Греции. В ходе этого ритуала, который был призван способствовать плодовитости, принимали участие только замужние афинские женщины. В ходе подготовки женщины воздерживались от половых сношений и часто купались в знак очищения. В течение этого трехдневного ритуала женщины выполняли различные акты «магии плодородия».

Кроме того, они отпускали непристойные шутки и рассказывали о непристойных случаях из своей практики, а также играли с игрушками в виде мужских и женских половых органов. Этот ритуал, связанный с праздником Элевсинских Мистерий, давал женщинам возможность высвободить накопившуюся сексуальность.

5. Удовольствия на карнавале

Постельные причуды на фестивалях-оргиях вина и секса.

По словам Михаила Бахтина, ученого-литературоведа и философа, древние карнавалы и фестивали были свободными для всех. На них люди отбрасывали прочь сословное деление и предавались чувственным утехам. Карнавалы были полны экстравагантности, пиров, смеха и постельных утех. На карнавале все были равны.

Артур Эдвард Уэйт в своей книге «Новая энциклопедия масонства» утверждал: «фестивали были оргией вина и секса: трезвых на них не было, а также во главе всего стояла постель». Эти ритуальные карнавалы датируются еще V веком до нашей эры и проводились во время весеннего равноденствия.

6. Приап

Постельная причуда: вечноготовый Приап.

У греков было особое отношение к фаллосу, по сути оно граничило с одержимостью. В частности, одним из греческих богов был Приап (греческий эквивалент римского Диониса), известный своим чрезвычайно длинным и постоянно эрегированным пенисом. Имя этого бога вдохновило медицинский термин приапизм.

7. Злословие

Постельные причуды от Гиппонакта Эфесского.

Гиппонакт Эфесский был весьма спорным поэтом, даже для Древней Греции. Единственное в чем он был великолепен, это его оскорбления, которые зачастую были весьма непристойными. Как гласит история, он был настолько искусен в оскорблениях, что даже довел одну свою жертву до самоубийства.

Гиппонакт сватался к дочери скульптора Бупала, но тот отказал и в шутку сделал статую Гиппонакта настолько уродливой, что Гиппонакт отомстил ему стихами, в которых высмеивал кровосмесительные отношения Бупала с его матерью». В итоге скульптор покончил с собой.

8. Использование интима для мира

Постельные причуды от Аристофана.

Аристофан, который считается одним из самых известных комических драматургов Древней Греции, был известен своими язвительными комментариями социальной и политической ситуации в Афинах в конце V и начале VI веков до нашей эры. В одной из своих постановок Аристофан пародирует войну.

Женщины отказывают мужчинам в интиме до тех пор, пока не вынуждают их заключить мир между афинянами и спартанцами. По словам женщин, мужчины забыли из-за своего упрямства о более тривиальных вопросах.

9. «Ars Amatoria»

Постельные причуды от Овидия.

Оказывается, еще до знаменитой Камасутры существовал цикл работ древнеримского поэта Овидия (43 г. до н.э. — 17 г.н.э.). К числу этих работ относят «Amores» (любовь), «Medicamina Faciei» (притиранья для лица), «Remedia Amoris» (лекарства от любви) и «Ars Amatoria» (искусство любви).

В итоге именно «Ars Amatoria» стала настоящим путеводителем для влюбленных и прелюбодеев. Во многих отношениях Овидий также создал ту самую Игру, которая дезориентирует как мужчин, так и женщин и по сей день. Он советует мужчинам, чтобы их женщины скучали по ним, но не слишком много.

А женщинам он советовал, чтобы их мужчины иногда ревновали. Что же касается спальни, Овидий в деталях расписывал какие позы следует принимать женщинам, чтобы не только максимизировать удовольствие для себя, но и сделать его наиболее приятным для мужчины.

10. Экономика общих жен

Постельные причуды этрусков.

Цивилизация этрусков была ассимилирована Римской республикой в течение четвертого века до нашей эры. Тем не менее, их обычаи остались в основном без изменений. Женщины этрусков были известны своими свободными нравами в плане половых контактов и наготы.

Они весьма тщательно ухаживали за собой и часто ходили на людях в обнаженном виде, чтобы покрасоваться. Понятие «брака» было очень необычным по нынешним меркам. Зачастую дети не имели ни малейшего понятия, кто является их отцом.

По материалам: listverse.com

И сегодня туристы, которые решили побывать в Риме и Афинах, могут посетить излюбленные места сластолюбцев Древнего мира. Но осторожно! Пуританам вход запрещён!

Обратите внимание: Как не есть после шести и не умереть от голода: 7 советов профессионального диетолога

Многие хотя бы раз пробовали соблюдать правильный режим питания и не есть после шести. В большинстве случаев такие попытки заканчивались неудачей. Но, на самом деле, не есть после шести совсем не сложно, если знать профессиональные хитрости, которыми пользуются опытные диетологи.

published on sakvoiazh.ru according to the materials kulturologia.ru

sakvoiazh.ru


Смотрите также