Риторика древней руси. Ораторское искусство Древней Руси. Публичная речь
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Теория риторики - Риторика в Древней Руси. Риторика древней руси


Теория риторики - Риторика в Древней Руси

Страница 8 из 66

Риторика в Древней Руси.

Развитие теории красноречия связано с трудами русских ученых, с ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотоворцев Киевской Руси, Московского государства.

В Древней Руси составлялись сборники религиозно-учительского содержания, проповедники несли “слово божие” пастве. В этих текстах и речах, дошедших до нас благодаря тому, что были закреплены в письменности, прослеживается влияние византийских риторов, в частности Иоанна Златоуста (ср. названия древнерусских “изборников” - “Златоструи”, “Златоусты”, “Измарагды”).

Замечательные образцы риторически изощренной, искусной проповеднической речи являют собой произведения митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Например, слово на антипасху Кирилла, епископа Туровского, творившего во второй половине XII в., насыщено символами, сравнениями и другими тропами, восходящими к библии и сочинениям “отцов церкви”. В то же время ему свойствен некоторый лиризм, в нем используются образы родной природы в аллегориях и метафорах: “Ныне зима греховная покаяниемъ престала есть, и лед неверия благоразумьемь растаяся… Днесь весна красуется, оживляющи земное естество… Весна убо есть красная вера Христова, яже крещениемъ поражаетъ человечьское пакыестьство; бурнии же ветры – грехотворнии помысли…” В этом фрагменте воссоздана картина весеннего обновления природы, и в то же время ее образы несут в себе аллегорический смысл: зима – язычество, весна – христианская вера, искореняющая язычество, бурные ветры – грешные помыслы. Изучение и анализ памятников древнерусского литературного языка свидетельствуют об очень высоком уровне художественного использования слова в Древней Руси, в том числе и в практике публичных выступлений.

Эти традиции укреплялись и обогащались в эпоху Московской Руси (XIV – середине XVII вв.). Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале XVII в.

В основу первой русской “Риторики” (предполагается, что ее автором был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий) положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), который был написан на латинском языке и издан в 1577 г. во Франкфурте. При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры. Это рукописный учебник - до наших дней дошло 34 его списка. В настоящее время он тщательно изучен и переведен на современный язык В.И.Аннушкиным.

Автор выделяет в русской речи “три рода глаголания: смиренный, высокий и мерный”; утверждает, что искусство “краснословия” требует не только дарования, но и обучения, упражнения. “А существо ритора, - пишет он, - таково есть, чтоб ему о таковых вещах говорить мощно, которые в делах и на градцких судах по обычаю и закону…бывают пригодные и похвалные”.

В первой части книги дается представление о риторике (“краснословие или сладкогласие”) и о пяти ее частях: “изобретение дела”, “чиновное различие” (расположение), “соединение слов с пригодными словы” (выражение, украшение), “память” и “гласомерное и вежливое слово” (произношение).

Рассматриваются четыре вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные речи).

Вo второй части говорится об “украшении” речи и о трех “родах глаголания”: “смиренном”, который относится к разговорной, обиходной речи; “высоком”, представляющим собой образную речь; “мерном”, который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав “смиренного” и “высокого”.

“Риторика” Макария переписывалась и изучалась в течение всего XVII столетия. До петровского времени это – основной учебник риторики в России. Книга получила распространение в Москве, Новгороде, Ярославле, в Соловецком монастыре и др.

В 1699 г. появляется новая “Риторика”. Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В этой книге каждый из “родов глаголания” наделяется особой функцией (“должностью”). Смиренный род выполняет задачу “научити”, средний (соответствует “мерному” у Макария) – “усладите”, высокий – “возбудити”.

Хочется отметить произведение переводчика Посольского приказа молдованина Николая Спафария “Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах”. Она написана в 1672 г. на материале “Сказания о седми мудростях”. Украшенное представление наук лишь в виде “мудрости”, видимо, не удовлетворяло потребностей в разъяснении сущности каждой из них. Вот почему, сохранив текст каждой из семи “мудростей”, Спафарий пишет предисловие, в котором кратко представлены девять “мус”, Аполлон и описаны семь свободных художеств (ars liberalis), затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти, давая сведения о них из античных авторов. Далее повествование о семи художествах полностью сохранило композицию “Сказания”, а прибавления Спафария относительно каждой из наук коснулись их происхождения, определения, цели и причин, ради которых следует им учиться: “Риторика есть искусство, которое научает украшать речь и убеждать. Слово “риторика” происходит от греческого “еро”, то есть говорю, или от “реь”, то есть теку. Цель риторики – учить красиво говорить и убеждать относительно всякого предмета. Учиться риторике следует по пяти причинам:

1. Ибо риторика – древнее искусство и еще древнейший мудрец (античный ученый) Горгий писал о ней.

2. Ибо риторика украшает речь и создает, а потому достойна изучения и труда.

3. Ибо риторика имеет определенные правила в повествовании, содержании, способе обучения.

4. Ибо риторика сладостна в изучении, украшает речь будто цветами и бисером.

5. Ибо риторика полезна во всей нашей жизни, поскольку риторически неискусное сочинение будет тягостным для слушателей”.

В начале XVIII в. было создано риторическое сочинение “De officium oratore” Феофаном Прокоповичем (1681-1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающим его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706 – 1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам на Украине, в России, Белоруссии. Они сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов.

В “Риторике” Феофана Прокоповича рассматривается общая теория словесности, ее ораторские и поэтические жанры, их языковые средства. Он подробно говорит о назначении текста в различных коммуникативных ситуациях, о требованиях, которым должен соответствовать хороший оратор; рассматривает природу и назначение трех стилей литературного языка – высокого, среднего, низкого; останавливается на подборе доказательств, на композиции произведений исторической и ораторской прозы, их языковом оформлении.

libsib.ru

Раздел I . Риторика в древней Руси

Оглавление

Введение

1. Слова Риторика, Витийство и их синонимы в памятниках письменности XI-XVII вв.

2. Первая русская риторика(1620)

3. Николай Спафарий. Книга избранная вкратце о девяти муссах и о седми свободных художествах

Раздел II. Риторики Петровского времени

  1. Софроний Лихуд. О силе риторической

  2. 2.Михаил Усачев. Риторика

  3. 3.Андрей Белобоцкий. Риторические труды

  4. 4.Стефан Яворский. Риторическая рука(1705)

  5. 5.Козма Афоноиверский. Книга всекрасного златословия (1710)

  6. 6.Старообрядческая риторика в 5 беседах (1706-1712)

  7. 7.Старообрядческие речи

Раздел III. Риторики XIII в.

Раздел IV. Риторики первой половины XIX века.

Заключение

Введение

Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина, предполагающая точное знание своей истории. Предмет риторики принципиально не изменился за две тысячи лет. Каждая эпоха требует своего риторического стиля, но, как это ни парадоксально, предмет риторики оставался фундаментально единым, как едины нравственно-культурные основы бытия.

Повышение речевой эрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как ораторское искусство.

До недавнего времени нам были более или менее известны труды античных риторов основоположников теории красноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.

Русский речевой идеал связан с именами многих выдающихся деятелей государства и культуры, среди которых наибольшую роль сыграли М. В. Ломоносов, написавший свое «Руководство», А. В. Суворов со своей «Наукой побеждать», В. Г. Белинский, а также учебники риторики А. Ф. Мерзлякова и Н. Ф. Кошанского. Нет нужды продолжать этот список, но нельзя не вспомнить вклад в становление русской речи А. С. Пушкина, его предшественников и последователей.

Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.

Раздел I. Риторика в древней Руси

Риторикою убо учу не злато люблю.

(Пчела, XIII в.)

1.Слова Риторика, Витийство и их синонимы в памятниках письменности XI-XVII вв.

Учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII в., однако известность слов риторика, ветийство и многочисленного круга синонимов, обозначающих искусство речи (благоречие, добрословие, красноглаголание и т.д.), не вызывают сомнений.

Слово риторика до XVII вв. встречаются только в формах риторикия и реже ритория, восходящихся к греческому слову retorike; впервые отмечено в «Житии Феодора Студийского»XII в..В этом же «Житии…»встречается слово ритор (от греческого rhetor). Форма риторика как перевод латинского rhetorika впервые отмечено в «Риторике» 1620год и в таком виде утверждается в XVII веке.

Важно заметить что древние русичи в XII-XIVвв. предпочитали греко-латинскую корню словянские слова ветийство, веет и подобные, обозначавшие говорение, речь и бывшие также переводами греческх rhetorike и rhetor(ср. современные слова ответ, совет, привет, завет, навет, и др.). Только с XVII в.начинается преобладание латинского слова риторика над продолжавшим существовать словом витийство, которая пишется теперь преимущественно через букву «и» и осмысляется как (витье, плетение словес). Оба слова риторика и витийство соединяют в древнерусском языке два значения: искусство речи и мудрость; соответственно ритор и витийя - оратор, мудрец (впрочем, и сами наука или искусство называются в Древней Руси мудростями).

В Древнерусских текстах отмечено около 20 синонимов слово риторика:

благословие добрословие краснословие

благоглаголанье доброглаголанье красноглаголанье

благоречие доброречие красноречие

благоязычие доброязычие сладкогласие

хитрословие златословие искуснословие

хитроречие златословие

велеречие златоустие

великогласие многовешание

Для понимания искусства речи в Древней Руси важно преимущественное осмысление хорошей речи как благословие и доброречие, элемент красно - начинает активно использовать лишь в XVII в. и вызывает иногда двойственное отношение: слова красноглаголанье и краснословие и употребляется в положительном смысле. Слове же красноречие впервые отмечено у его хулителя- протопопа Аввакума.

2. Первая русская риторика(1620)

Первый Русский учебник по теории риторике был написан до марта1620года - этим временем дотируется единственный список с начальной редакцией текста. Он явился переводом латинской «Риторика» Филиппа Меланхтона в переработке Луки Лоссия. Русский переводчик не просто диктовал записывавшим вслед за ним писцам вой текст- к самым трудным и неудобопонятным статям оригинала он добавлял свои пояснения, причем эти пояснения стилистически сходны с текстом «Риторик» из «Сказания о седми свободных мудростех».

Предположительно «Сказание о седми свободных мудростех» было написано в первые десятилетия XVII в. Некоторые цитаты из главы «Мудрость третия. Риторика» появилась в тексте первой русской «Риторики» 1620 год, а сама эта глава из «Сказания» стала первым предисловием к тексту «Риторики».

«Сказание…» - образцовое учебное сочинение Древней Руси. Состав средневековых наук включал «семь свободных искусств, делящихся на тривиум гуманитарных дисциплин(грамматика, диалектика, риторика) иквадривиум технических дисциплин(арфиметика, мусика, геометрии, астрология).

Автор-переводчик первой русской «Риторики» пока не известен. Очевидно что учебник написан в великорусских землях-местами бытования рукописи были Москва, Соловецкий монастырь (шесть списков - и именно там, скорее всего, была сделана пространная редакция 1622год), Новгород, Ярославль, ряд севернорусских монастырей.

3. Николай Спафарий. Книга избранная вкратце о девяти муссах и о седми свободных художествах

Это произведение написано в 1672 г. переводчиком Посольского приказа Николаем Спафарием, молдаванином по происхождению, на материале «Сказания о седми свободных мудростех». Украшенное представление наук лишь в виде «мудрости», видимо, не удовлетворяло потребностей в разъяснении сущности каждой из них. Вот почему, сохранив текст каждой из семи «мудростей», Спафарий пишет предисловие, в котором кратко представлены девять «мусс», Аполлон и описаны семь свободных художеств (ars liberalis) Затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти, давая сведения о них из античных авторов. Следующее далее повествование о семи художествах полностью сохранило композицию в тексте «Сказания», но каждая глава предварена у Спафария определением науки, сведениями о ее происхождении, цели и причине, ради которых следует ей учится.

Риторика есть художество, яже учит слово украшати и увещевати. Риторика происходит от еро гречески, сиречь глаголью, или от рео гречески, сиречь теку. Конец риторики есть учити красно глаголати и увещевати куюжду вещь. Учится риторике – пяти ради вин:

Яко древнее художество есть и древнейший Горгиа мудрец о ней пишет.

Яко украшает слова и исполняет, яже учения достойна есть и труда.

Яко известная правила имать образом, начертанием, подобием и орудием.

Яко зело сладка, есть учением, образом и начертанием, яко цветом и бисером словеса украшает.

Яко риторика есть полезная во всем животе нашем, понеже словом, аще неискусно сочинение будет чрез риторику, туту слышащим сотворит.

studfiles.net

1)Ораторское искусство Древней Руси.

Время рождения древнерусского красноречия - IX в. И в первых же оригинальных произведениях ораторской прозы отчетливо проявляются три ее характерные черты:- во-первых, несмотря на имевшиеся в распоряжении древнерусских книжников переводные византийские и южнославянские образцы, на заимствованную тематику и приемы оформления ораторских сочинений, древнерусские авторы стремятся по-своему осмыслить факты действительности, выйти за пределы традиционной тематики, стать ближе к современности, к истории своего народа;- во-вторых, в истории древнерусского ораторства как бы отсутствует период ученичества. Сочинения первых русских риторов - митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского - поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок;- в-третьих, поскольку на Руси практика устного публичного выступления не получила широкого распространения (это ни в коей мере не означает, что ораторы вообще не выступали перед публикой), то речи создавались прежде всего как письменные памятники, рассчитанные не на сиюминутное произнесение, а на чтение и длительное размышление. Вот почему авторы так часто обращаются к "слушающим и читающим".В ораторской прозе Древней Руси можно выделить две разновидности: красноречие дидактическое (учительское) и панегирическое (торжественное). Каждому из них соответствуют свои тематика, язык, художественные средства. Дидактическое красноречие обычно преследовало цели морального наставления, информации, объяснения новых понятий. Ораторы, ориентируясь на нуждающихся в поучении простых людей, стремились говорить просто, безыскусно, почти не прибегая к цитированию авторитетных источников. В этих сочинениях содержались требования скромности, трудолюбия, заботы о семье и родителях, стремления к знаниям, отвращения от пьянства и т.д. Таким образом, ораторы ставили перед собой серьёзные задачи воспитания высоких моральных качеств и идеалов гражданского служения. Памятники панегирического красноречия были приурочены к знаменательным датам церковной истории или посвящались событиям государственного значения - успешному походу против врага, строительству собора и т.д.

Наиболее выдающимися представителями древнерусского красноречия были митрополит Иларион, Лука Жидята и Кирилл Туровский.

2)Риторические методы аргументации.

Методы аргументирования делятся на риторические и спекулятивные - первые призваны донести до собеседника свою точку зрения и опровергнуть чужую, тогда как вторые направлены главным образом на то, чтобы сбить собеседника с толку. Выделяют 12 риторических методов и 12 спекулятивных.1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое обращение к собеседнику.2. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации против.3. Метод «извлечение выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частых выводов приведет вас к желаемому результату.4. Метод сравнения.5. Метод «да..., но».6. Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения».7. Метод «бумеранга».8. Метод игнорирования.9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигая на первый план то, что его устраивает.10. Метод «выведения». Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела.11. Метод опроса. Основан на том, что вопросы задаются заранее.12. Метод видимой поддержки.

Билет 6

1) Социально-политическое красноречие

Этот род ораторского искусства включает в себя следующие виды:2а) доклад на социально-политические и политико-экономические темы,б) отчетный доклад на собрании (конференции, съезде),в) политическая речь,г)дипломатическая речь, д) политическое обозрение,е) военно-патриотическая речь,ж) митинговая речь,з) агитаторская речь.Все эти виды красноречия широко используются в современном обществе.Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии, а также главы правительств и государств, излагающие свою политическую программу действий.Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представителями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п.Политическое обозрение содержит в себе краткую характеристику международных и внутригосударственных политических событий; в монологической речи политического обозревателя дается не только информация о событиях и фактах, но и идейная, партийная оценка их. Политическое обозрение мозаично по композиции, но объединено одной общей идеей.Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы гражданской, Великой Отечественной войн;Митинговая речь по содержанию может быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью.Агитаторская речь близка к митинговой, по отличается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Агитация и пропаганда пронизывают всю нашу общественную жизнь. В деле патриотического воспитания народных масс наша страна опирается на многомиллионную армию агитаторов и пропагандистов, внимательно следит за их деятельностью, всячески поощряет их работу

studfiles.net

Реферат Риторика в Древней Руси

КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
Дисциплина: Риторика

Тема: Риторика в Древней Руси

Факультет: Государственное и муниципальное управление

Курс: 3

Группа: 1

 

ФИО студента:  

 

СодержаниеВведение.. 3

1. Риторика в Древней Руси.. 4

Заключение.. 9

список используемой литературы... 10ВведениеДар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человека. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Слово фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным его дальнейший прогресс. Оно же служит мощным орудием непосредственного влияния на разум и волю людей, просвещения их, формирования убеждений, мобилизации граждан на конкретные действия.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли этот дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Ответ на эти и другие вопросы дает риторика – особая наука о законах изобретения, расположения и выражения мыслей в речи. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки – «ораторское искусство».

Риторика, ораторское искусство – одна из древнейших наук. Она существует тысячи лет. В разное время она занимало большее или меньшее место в жизни общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, как, пожалуй, ни в какой другой науке, явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, историчности, учет национальных особенностей и одновременно – общегуманистический характер, ориентация на общечеловеческие ценности. В наши дни интерес к риторики сильно вырос и в России и за рубежом.

1. Риторика в Древней РусиСлово "риторика" ассоциируется с понятиями "многоречивость", "пустословие", "краснобайство", попытками при помощи красивой речи увести аудиторию от правильного освещения действительности.  

В тоже время у каждого ученого, педагога, пропагандиста, просто учителя не может быть затаенной симпатии к словам "риторика", "красноречие", потому что именно средствами хорошей и правильной речи люди добиваются успеха, вовремя найденным и умело сказанным словом разрешаются жизненные проблемы и противоречия, начинаются и сопровождаются все хорошие дела.

Значит, чтобы не быть битым, чтобы не попасть в беду, требуется владение речевым искусством как орудием защиты и достижения определенных интересов. Античные риторы (античное знание было не только основой средневекового знания в Древней Руси, но продолжает оставаться историческим фундаментом для современной науки) ясно понимали эту двойственную природу речи.

Развитие теории красноречия связано с трудами русских ученых, с ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотоворцев Киевской Руси, Московского государства.

В Древней Руси составлялись сборники религиозно-учительского содержания, проповедники несли “слово божие” пастве. В этих текстах и речах, дошедших до нас благодаря тому, что были закреплены в письменности, прослеживается влияние византийских риторов, в частности Иоанна Златоуста (ср. названия древнерусских “изборников” - “Златоструи”, “Златоусты”, “Измарагды”).

Замечательные образцы риторически изощренной, искусной проповеднической речи являют собой произведения митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Например, слово на антипасху Кирилла, епископа Туровского, творившего во второй половине XII в., насыщено символами, сравнениями и другими тропами, восходящими к библии и сочинениям “отцов церкви”. В то же время ему свойствен некоторый лиризм, в нем используются образы родной природы в аллегориях и метафорах: “Ныне зима греховная покаяниемъ престала есть, и лед неверия благоразумьемь растаяся… Днесь весна красуется, оживляющи земное естество… Весна убо есть красная вера Христова, яже крещениемъ поражаетъ человечьское пакыестьство; бурнии же ветры – грехотворнии помысли…” В этом фрагменте воссоздана картина весеннего обновления природы, и в то же время ее образы несут в себе аллегорический смысл: зима – язычество, весна – христианская вера, искореняющая язычество, бурные ветры – грешные помыслы. Изучение и анализ памятников древнерусского литературного языка свидетельствуют об очень высоком уровне художественного использования слова в Древней Руси, в том числе и в практике публичных выступлений.

Эти традиции укреплялись и обогащались в эпоху Московской Руси (XIV – середине XVII вв.). Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале XVII в.

В основу первой русской “Риторики” (предполагается, что ее автором был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий) положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), который был написан на латинском языке и издан в 1577 г. во Франкфурте. При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры. Это рукописный учебник - до наших дней дошло 34 его списка. В настоящее время он тщательно изучен и переведен на современный язык В.И.Аннушкиным.

Автор выделяет в русской речи “три рода глаголания: смиренный, высокий и мерный”; утверждает, что искусство “краснословия” требует не только дарования, но и обучения, упражнения. “А существо ритора, - пишет он, - таково есть, чтоб ему о таковых вещах говорить мощно, которые в делах и на градцких судах по обычаю и закону…бывают пригодные и похвалные”.

В первой части книги дается представление о риторике (“краснословие или сладкогласие”) и о пяти ее частях: “изобретение дела”, “чиновное различие” (расположение), “соединение слов с пригодными словы” (выражение, украшение), “память” и “гласомерное и вежливое слово” (произношение).

Рассматриваются четыре вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные речи).

Вo второй части говорится об “украшении” речи и о трех “родах глаголания”: “смиренном”, который относится к разговорной, обиходной речи; “высоком”, представляющим собой образную речь; “мерном”, который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав “смиренного” и “высокого”.

“Риторика” Макария переписывалась и изучалась в течение  всего XVII столетия. До петровского времени это – основной учебник риторики в России. Книга получила распространение в Москве, Новгороде, Ярославле, в Соловецком монастыре и др.

В 1699 г. появляется новая “Риторика”. Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В этой книге каждый из “родов глаголания” наделяется особой функцией (“должностью”). Смиренный род выполняет задачу “научити”, средний (соответствует “мерному” у Макария) – “усладите”, высокий – “возбудити”.

Хочется отметить произведение переводчика Посольского приказа молдованина Николая Спафария “Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах”. Она написана в 1672 г. на материале “Сказания о седми мудростях”. Украшенное представление наук лишь в виде “мудрости”, видимо, не удовлетворяло потребностей в разъяснении сущности каждой из них. Вот почему, сохранив текст каждой из семи “мудростей”, Спафарий пишет предисловие, в котором кратко представлены девять “мус”, Аполлон и описаны семь свободных художеств (ars liberalis), затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти, давая сведения о них из античных авторов. Далее повествование о семи художествах полностью сохранило композицию “Сказания”, а прибавления Спафария относительно каждой из наук коснулись их происхождения, определения, цели и причин, ради которых следует им учиться: “Риторика есть искусство, которое научает украшать речь и убеждать. Слово “риторика” происходит от греческого “еро”, то есть говорю, или от “реь”, то есть теку. Цель риторики – учить красиво говорить и убеждать относительно всякого предмета. Учиться риторике следует по пяти причинам:

1. Ибо риторика – древнее искусство и еще древнейший мудрец (античный ученый) Горгий писал о ней.

2. Ибо риторика украшает речь и создает, а потому достойна изучения и труда.

3. Ибо риторика имеет определенные правила в повествовании, содержании, способе обучения.

4. Ибо риторика сладостна в изучении, украшает речь будто цветами и бисером.

5. Ибо риторика полезна во всей нашей жизни, поскольку риторически неискусное сочинение будет тягостным для слушателей”.

В начале XVIII в. было создано риторическое сочинение “De officium oratore” Феофаном Прокоповичем (1681-1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающим его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706 – 1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам на Украине, в России, Белоруссии. Они сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов.

В “Риторике” Феофана Прокоповича рассматривается общая теория словесности, ее ораторские и поэтические жанры, их языковые средства. Он подробно говорит о назначении текста в различных коммуникативных ситуациях, о требованиях, которым должен соответствовать хороший оратор; рассматривает природу и назначение трех стилей литературного языка – высокого, среднего, низкого; останавливается на подборе доказательств, на композиции произведений исторической и ораторской прозы, их языковом оформлении.ЗаключениеВ заключении хочется отметить, что знание истории возникновения и развития риторики в России безусловно необходима каждому человеку, как учащемуся так и специалисту. История риторики начинается с Древней Руси, но, к сожалению, о ее развитии в этот период времени существует очень мало достоверных сведений. Тем не менее, никто не отрицает значительный вклад в развитие теории красноречия, который внесли русские ученые. Однако эти события больше принято связывать с периодом XVII в.- до сегодняшнего дня.            список используемой литературы

1.     В.И. Аннушкин, Первая русская "риторика",Знание,М.:1989.

2.     В.И. Андреев, Деловая риторика, Народное образование,М.:1995.

3.     Белинский В. Г. Общая риторика Н. Ф. Кошанского (Рецензия) // Полн.собр.соч.: В 13 т. М.,

4.     Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995.

5.     Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.): Сборник / Сост. Черторицкая. – М.,1987.

6.     Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры.- М.: Наука, 1994. - 191 с.

bukvasha.ru

Риторика в Древней Руси

КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 

ФИО студента:  

 

СодержаниеВведение.. 3

1. Риторика в Древней Руси.. 4

Заключение.. 9

список используемой литературы... 10ВведениеДар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человека. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Слово фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным его дальнейший прогресс. Оно же служит мощным орудием непосредственного влияния на разум и волю людей, просвещения их, формирования убеждений, мобилизации граждан на конкретные действия.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли этот дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Ответ на эти и другие вопросы дает риторика – особая наука о законах изобретения, расположения и выражения мыслей в речи. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки – «ораторское искусство».

Риторика, ораторское искусство – одна из древнейших наук. Она существует тысячи лет. В разное время она занимало большее или меньшее место в жизни общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, как, пожалуй, ни в какой другой науке, явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, историчности, учет национальных особенностей и одновременно – общегуманистический характер, ориентация на общечеловеческие ценности. В наши дни интерес к риторики сильно вырос и в России и за рубежом.

1. Риторика в Древней РусиСлово "риторика" ассоциируется с понятиями "многоречивость", "пустословие", "краснобайство", попытками при помощи красивой речи увести аудиторию от правильного освещения действительности.  

В тоже время у каждого ученого, педагога, пропагандиста, просто учителя не может быть затаенной симпатии к словам "риторика", "красноречие", потому что именно средствами хорошей и правильной речи люди добиваются успеха, вовремя найденным и умело сказанным словом разрешаются жизненные проблемы и противоречия, начинаются и сопровождаются все хорошие дела.

Значит, чтобы не быть битым, чтобы не попасть в беду, требуется владение речевым искусством как орудием защиты и достижения определенных интересов. Античные риторы (античное знание было не только основой средневекового знания в Древней Руси, но продолжает оставаться историческим фундаментом для современной науки) ясно понимали эту двойственную природу речи.

Развитие теории красноречия связано с трудами русских ученых, с ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотоворцев Киевской Руси, Московского государства.

В Древней Руси составлялись сборники религиозно-учительского содержания, проповедники несли “слово божие” пастве. В этих текстах и речах, дошедших до нас благодаря тому, что были закреплены в письменности, прослеживается влияние византийских риторов, в частности Иоанна Златоуста (ср. названия древнерусских “изборников” - “Златоструи”, “Златоусты”, “Измарагды”).

Замечательные образцы риторически изощренной, искусной проповеднической речи являют собой произведения митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Например, слово на антипасху Кирилла, епископа Туровского, творившего во второй половине XII в., насыщено символами, сравнениями и другими тропами, восходящими к библии и сочинениям “отцов церкви”. В то же время ему свойствен некоторый лиризм, в нем используются образы родной природы в аллегориях и метафорах: “Ныне зима греховная покаяниемъ престала есть, и лед неверия благоразумьемь растаяся… Днесь весна красуется, оживляющи земное естество… Весна убо есть красная вера Христова, яже крещениемъ поражаетъ человечьское пакыестьство; бурнии же ветры – грехотворнии помысли…” В этом фрагменте воссоздана картина весеннего обновления природы, и в то же время ее образы несут в себе аллегорический смысл: зима – язычество, весна – христианская вера, искореняющая язычество, бурные ветры – грешные помыслы. Изучение и анализ памятников древнерусского литературного языка свидетельствуют об очень высоком уровне художественного использования слова в Древней Руси, в том числе и в практике публичных выступлений.

Эти традиции укреплялись и обогащались в эпоху Московской Руси (XIV – середине XVII вв.). Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале XVII в.

В основу первой русской “Риторики” (предполагается, что ее автором был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий) положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), который был написан на латинском языке и издан в 1577 г. во Франкфурте. При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры. Это рукописный учебник - до наших дней дошло 34 его списка. В настоящее время он тщательно изучен и переведен на современный язык В.И.Аннушкиным.

Автор выделяет в русской речи “три рода глаголания: смиренный, высокий и мерный”; утверждает, что искусство “краснословия” требует не только дарования, но и обучения, упражнения. “А существо ритора, - пишет он, - таково есть, чтоб ему о таковых вещах говорить мощно, которые в делах и на градцких судах по обычаю и закону…бывают пригодные и похвалные”.

В первой части книги дается представление о риторике (“краснословие или сладкогласие”) и о пяти ее частях: “изобретение дела”, “чиновное различие” (расположение), “соединение слов с пригодными словы” (выражение, украшение), “память” и “гласомерное и вежливое слово” (произношение).

Рассматриваются четыре вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные речи).

Вo второй части говорится об “украшении” речи и о трех “родах глаголания”: “смиренном”, который относится к разговорной, обиходной речи; “высоком”, представляющим собой образную речь; “мерном”, который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав “смиренного” и “высокого”.

“Риторика” Макария переписывалась и изучалась в течение  всего XVII столетия. До петровского времени это – основной учебник риторики в России. Книга получила распространение в Москве, Новгороде, Ярославле, в Соловецком монастыре и др.

В 1699 г. появляется новая “Риторика”. Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В этой книге каждый из “родов глаголания” наделяется особой функцией (“должностью”). Смиренный род выполняет задачу “научити”, средний (соответствует “мерному” у Макария) – “усладите”, высокий – “возбудити”.

Хочется отметить произведение переводчика Посольского приказа молдованина Николая Спафария “Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах”. Она написана в 1672 г. на материале “Сказания о седми мудростях”. Украшенное представление наук лишь в виде “мудрости”, видимо, не удовлетворяло потребностей в разъяснении сущности каждой из них. Вот почему, сохранив текст каждой из семи “мудростей”, Спафарий пишет предисловие, в котором кратко представлены девять “мус”, Аполлон и описаны семь свободных художеств (ars liberalis), затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти, давая сведения о них из античных авторов. Далее повествование о семи художествах полностью сохранило композицию “Сказания”, а прибавления Спафария относительно каждой из наук коснулись их происхождения, определения, цели и причин, ради которых следует им учиться: “Риторика есть искусство, которое научает украшать речь и убеждать. Слово “риторика” происходит от греческого “еро”, то есть говорю, или от “реь”, то есть теку. Цель риторики – учить красиво говорить и убеждать относительно всякого предмета. Учиться риторике следует по пяти причинам:

1. Ибо риторика – древнее искусство и еще древнейший мудрец (античный ученый) Горгий писал о ней.

2. Ибо риторика украшает речь и создает, а потому достойна изучения и труда.

3. Ибо риторика имеет определенные правила в повествовании, содержании, способе обучения.

4. Ибо риторика сладостна в изучении, украшает речь будто цветами и бисером.

5. Ибо риторика полезна во всей нашей жизни, поскольку риторически неискусное сочинение будет тягостным для слушателей”.

В начале XVIII в. было создано риторическое сочинение “De officium oratore” Феофаном Прокоповичем (1681-1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающим его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706 – 1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам на Украине, в России, Белоруссии. Они сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов.

В “Риторике” Феофана Прокоповича рассматривается общая теория словесности, ее ораторские и поэтические жанры, их языковые средства. Он подробно говорит о назначении текста в различных коммуникативных ситуациях, о требованиях, которым должен соответствовать хороший оратор; рассматривает природу и назначение трех стилей литературного языка – высокого, среднего, низкого; останавливается на подборе доказательств, на композиции произведений исторической и ораторской прозы, их языковом оформлении.ЗаключениеВ заключении хочется отметить, что знание истории возникновения и развития риторики в России безусловно необходима каждому человеку, как учащемуся так и специалисту. История риторики начинается с Древней Руси, но, к сожалению, о ее развитии в этот период времени существует очень мало достоверных сведений. Тем не менее, никто не отрицает значительный вклад в развитие теории красноречия, который внесли русские ученые. Однако эти события больше принято связывать с периодом XVII в.- до сегодняшнего дня.            список используемой литературы

1.     В.И. Аннушкин, Первая русская "риторика",Знание,М.:1989.

2.     В.И. Андреев, Деловая риторика, Народное образование,М.:1995.

3.     Белинский В. Г. Общая риторика Н. Ф. Кошанского (Рецензия) // Полн.собр.соч.: В 13 т. М.,

4.     Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995.

5.     Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.): Сборник / Сост. Черторицкая. – М.,1987.

6.     Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры.- М.: Наука, 1994. - 191 с.

www.coolreferat.com

Древнерусское красноречие. Истоки и традиции

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Риторика. Лекции » Древнерусское красноречие. Истоки и традиции

    Древнерусское красноречие. Истоки и традиции
    Становление риторики в Древней Руси связано с принятием христианства и с приобщением к лучшим традициям античной риторической культуры. Во второй половине X в. на Руси появляются первые училища; после крещения (988—989) Владимир строит храмы. Это стало благодатной почвой для развития красноречия. Распространение книг духовного содержания способствовало совершенствованию речевой культуры; проповеди священников были образцами ораторских речей. Расцвет жанров ораторского искусства приходится на XII в. Изречей - поучений выделяется «Поучение» Владимира Мономаха; «Моление Даниила Заточника» образец «послания» с жалобами на свои невзгоды и просьбами о милости; «Слово о полку Игореве» художественное произведение и страстный патриотический призыв к единению. Эти произведения свидетельствуюто расцвете красноречия в Киевской Руси. Образцами риторически изощренной, искусной проповеднической речи являются сочинения митрополита Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Например, «Слово в новую неделю по пасце» Кирилла, епископа Туровского, деятельность которого относится ко второй половине XII в., насыщено символами, сравнениями и другими тропами, восходящими к Библии и проповедям «отцов церкви». В то же время «Слову» свойствен некоторый лиризм, в нем используются образы родной природы в аллегориях и метафорах: «Ныне зима греховная покаянием престала есть, и лед неверия богоразумием растаяся... Днесь весна красуется, оживляющи земное естьство... Весна убо красная есть Вера Христова, яже крещением поражает человеческое паки естьство; бурнии же ветри — греховнии помыслы...». В этом фрагменте воссоздана картина весеннего обновления природы, и в то же время се образы несут в себе аллегорический смысл: зима —язычество, весна —христианская вера, искореняющая язычество; бурные ветры — грешные помыслы. Изучение таких памятников свидетельствует об очень высоком уровне риторических приемов у риторов Древней Руси. Эти традиции укреплялись и обогащались в эпоху Московской Руси (XIV - середина XVII в.). Однако учебные книги по риторике появились у настолько в начале XVII в. Первая русская «Риторика» (предполагается, что ее автором был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий) представляет собой перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497-1560). Эта «Риторика» была написана на латинском языке и издана в 1577 г. во Франкфурте. В древнерусском переводе был сделан ряд отступлений от оригинала: снята фамилия автора, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры. Русский переводчик к самым трудным и недоступным статьям оригинала добавлял свои пояснения. До наших дней дошло 34 экземпляра этого рукописного учебника. Современные историко - филологические исследования помогли тщательно изучить и перевести его на русский язык. «Риторика» Макария состоит из двух книг. Первая написана в форме диалога «ради скорого и доброго научения». Автор рассказывает о риторике, которая представлена как «краснословие, или сладкогласие», и о пяти ее частях: «изобретение дела», «чиновное различие» (расположение), «соединение слов», «память» и «гласомерноси вежливое слово» (произношение). «Изобретение применительно к речи определялось как «способность помыслы рождать», излагать все «существо дела ясно и правдоподобно». Эта книга, раскрывающая сущность самой науки риторики, была написана для русского читателя, которому неизвестны были ни название, ни содержание этой науки. Во второй книге — «Об украшении слова» — излагалось учение о риторических тропах и фигурах. Автор спрашивает: «Что есть троп?» — и объясняет: «Троп есть перемена или обращение слова от истинной свойственной ему природы к вещи подобной или ближней. Например, Демосфен говорит: "Филипп, царь Македонский, величеством и высотой совершенных им дел опьянен был". Но здесь нет истинного значения пьянства». Интересно, что Макарий выделил в русской речи «три рода глаго-лания»: «смиренный», который относится к разговорной, обиходной речи; «высокий», представляющий собой образную речь; «мерный», который характерен для письменной и деловой речи. Он представляет собой сплав «смиренного» и «высокого». Сочинение Макария изучали во многих монастырях в Москве, Новгороде, Ярославле, это был основной учебник риторики в России. В 1699 г. появляется новая «Риторика». Предполагают, что ее издателем был Михаил Иванович Усачев. В этой книге каждый из «родов глаголания» наделяется особой функцией («должностью»). Смиренный род выполняет задачу «научити», средние - «усладити», высокий «возбудити», — указывает Н.Н. Кохтсв. В начале XVII в. было создано риторическое сочинение « De officium oratore» Феофаном Прокоповичем (1681-1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживавшим его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706—1707 гг. в Киево - Могилянской академии. При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам в Украине, России, Белоруссии. Они сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов. В «Риторике» Феофана Прокоповича рассматривается общая теория словесности, ее ораторский и поэтический жанры, их языковые средства. Он подробно пишетотрсбованиях коратору; рассматривает природу и назначение трех стилей литературного языка — высокого, среднего, низкого; останавливается на подборе доказательств, на композиции произведений исторической и ораторской прозы, их языковых особенностях. Очень важно, что теоретические положения Ф. Прокопович создавал на основе своего ораторского и писательского опыта. Он всегда стремился стать понятным слушателю, поэтому использовал конкретные живые образы, был против «высокопарных» и «гремящих» слов. Современники считали Прокоповича великим ритором, в учебниках XVIII в. цитировалось его «Слово на погребение Петра» как образец ораторского искусства: «Что се есть? До чего мы дожили, о Россияне? Что видим, что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привиделось? Ах, какая истинная печаль!» В истории русской культуры старинные риторики сыграли значительную роль, представляя собой «своеобразные энциклопедии лингвистических и стилистических знаний своего времени».   Лекция, реферат. Древнерусское красноречие. Истоки и традиции - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

     

     

referatwork.ru

Ораторское искусство Древней Руси. Публичная речь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ   

  Индивидуальное задание  для промежуточного  контроля

По  дисциплине «Общая риторика»

Тема: «Ораторская искусство  Древней Руси. Публичная  речь»                                                              

Выполнил:                                                            Лабус С.А.

Экстерн группы №56

Специальности:

«Антикризисное  управление»                                 

Руководитель:     

Методист 1-ой категории                                        Чекан В.В.  

Минск 2011

                                         

                                            

                                                 Содержание   

 Введение                                                                                                   3 

 1. Ораторское искусство Древней Руси                                                      4

 2. Публичная речь                                                                                    8 

  Заключение                                                                                            10    

  Список использованных  источников и литературы                           11                

   Введение

Риторика - это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно  языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня - обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств  для формирования новых или изменения  старых стереотипов восприятия и  поведения.

Публичная речь в различных ситуациях общения  преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.               

                           1. Ораторское искусство Древней Руси

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце  Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского  красноречия. После того как князь  Владимир Святославович в 988 г. крестил  Русь, в истории древнерусской  культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Теорию красноречия древнерусские  книжники заимствовали из Византии, где  существовала целостная и стройная система ораторских жанров. Творчество таких замечательных византийских ораторов, как Василий Великий, Иоанн  Златоуст и других, оказало большое  влияние на развитие южнославянского  красноречия, на вдохновенные речи Константина  Философа, Иоанна, экзарха Болгарского, Климента Охридского. Киевская Русь, по существу, явилась наследницей греко-славянской риторической традиции.

Время рождения древнерусского красноречия - IX в. И в первых же оригинальных произведениях ораторской прозы  отчетливо проявляются три ее характерные черты:

во-первых, несмотря на имевшиеся в распоряжении древнерусских книжников переводные византийские и южнославянские образцы, несмотря на заимствованную тематику и приемы оформления ораторских сочинений, древнерусские авторы стремятся по-своему осмыслить факты действительности, выйти за пределы традиционной тематики, стать ближе к современности, к истории своего народа;

во-вторых, в истории древнерусского ораторства как бы отсутствует период ученичества. Сочинения первых русских риторов - митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского - поражают совершенством  формы, глубиной и оригинальностью  идей, новизной поэтических находок;

в-третьих, поскольку на Руси практика устного  публичного выступления не получила широкого распространения (это ни в  коей мере не означает, что ораторы  вообще не выступали перед публикой), то речи создавались прежде всего  как письменные памятники, рассчитанные не на сиюминутное произнесение, а  на чтение и длительное размышление. Вот почему авторы так часто обращаются к "слушающим и читающим".

Таким образом, древнерусское красноречие, оставаясь в общем русле византийско-славянской традиции, является при этом шагом  вперед в литературном развитии стран, близких между собой в вопросах государственного устройства, идеологии, культуры.

В ораторской прозе Древней Руси можно выделить две разновидности: красноречие  дидактическое (учительское) и панегирическое (торжественное). Каждому из них соответствуют  свои тематика, язык, художественные средства. Дидактическое красноречие обычно преследовало цели морального наставления, информации, объяснения новых понятий. Ораторы, ориентируясь на нуждающихся  в поучении простых людей, стремились говорить просто, безыскусно, почти  не прибегая к цитированию авторитетных источников. В этих сочинениях содержались  требования скромности, трудолюбия, заботы о семье и родителях, стремления к знаниям, отвращения от пьянства и  т.д. Таким образом, ораторы ставили  перед собой серьёзные задачи воспитания высоких моральных качеств  и идеалов гражданского служения. Памятники панегирического красноречия  были приурочены к знаменательным датам  церковной истории или посвящались  событиям государственного значения - успешному походу против врага, строительству  собора и т.д. В пределах избранной  темы древнерусские авторы зачастую затрагивали важные вопросы внутренней и внешней политики, государственного устройства, церковной и светской власти. Эти произведения обращены прежде всего к образованным людям, которые способны постичь глубину  идеи, оценить искусство мастера  в разработке темы, насладиться красотой стиля, торжественного и витиеватого. Это достигалось применением  сложных тирад, синтаксических конструкций, ораторы часто прибегали к  игре однокоренными словами, вопросно-ответной форме изложения, риторическим вопросам и восклицаниям, использованием всевозможных тропов.

Классификация жанров древнерусскою красноречия  сложна, но наиболее распространенными  были поучение (для дидактических  сочинений) и слово (торжественное  красноречие). Последнее характеризуется  следующими жанровыми особенностями:

    - слово в своей основе публицистично, его главные функции - воздействовать на общественное мнение, выражать и пояснять потребности, которыми было занято общество в тот период;

     -  автор слова - своеобразный "печальник Русской земли", понимающий огромную ответственность за судьбу родины; при всем осознании своих личных "малости", "худости", "недостоинства" - традиционно христианского выражения скромности - не может молчать, видя "великие настроения века сего" пытается активно вмешиваться в общественную жизнь и учит как простых людей, так и "сильных мира сего";

     - церковнославянский язык и культовая предназначенность часто оказываются лишь внешней оболочкой слова, под которой скрывается светское, мирское содержание; так, именно в этой форме на Руси впервые были высказаны многие политические идеи, сделаны открытия в области философии, эстетики, литературы.

Наиболее  выдающимися представителями древнерусского красноречия были митрополит Иларион, Лука Жидята и Кирилл Туровский.

О жизни  и судьбе митрополита Илариона известно крайне мало. Он по праву считался лучшим церковным оратором Древней Руси, IX в. По свидетельству "Повести временных  лет" в 1051 г, великий киевский князь  Ярослав Мудрый и собор русских  епископов поставили Илариона, "русского родом", в митрополиты. Это решение  можно считать первым шагом к  освобождению Русской церкви от административного  влияния церкви Византийской" до того регулярно присылавшей на Русь своих митрополитов. К этому времени  уже было создано "Слово о Законе и Благодати" (не ранее 1037 и не позднее 1050 г.). Сведения о дальнейшем пребывании Илариона на кафедре митрополита  скудны. Известно лишь, что в 1055 г. на это место вновь назначен грек по имени Ефрем, о судьбе же Илариона никогда и нигде более не говорится.

Если  митрополит Иларион мог позволить  себе обращаться к слушателям со словами "преизрядно украшенными", то у  его современника новгородского  проповедника Луки Жидяты была иная аудитория. Проповедовал он в Новгороде - северном крае, где всегда с подозрением  относились к словесным изыскам, характерным для Южной Руси. Летописные сведения о нем скупы. Доподлинно известно, что в 1034 г. Ярослав Мудрый возвел Луку на епископскую кафедру  Новгорода, а 1034 г. по ложному доносу он был осужден преемником Илариона митрополитом Киевским Ефремом и  три года содержался в Киеве, после  чего был оправдан. Умер Лука Жидята в 1060 г.

Временем  настоящего расцвета русского красноречия  стал XII в. Самым знаменитым его представителем был Кирилл Туровский. Известно, что  Кирилл, сын богатых родителей, рано став монахом-аскетом, всю жизнь  занимался чтением и толкованием  христианских книг. Слава о нем  шла по всей Туровской земле. По предложению  князя и при поддержке народа Кирилл был поставлен епископом  в Турове.

Со времени  крещения Руси прошло более ста лет. "Властители мира сего и люди, погрязшие  в житейских делах, прилежно требуют  книжного поучениям, - писал Кирилл Туровский. В то время многих верующих уже не удовлетворяло простое  толкование текстов Священного Писания: они хотели получать от искусства  проповедника удовольствие. Хотели слушать  проповеди, составленные по всем правилам ораторского мастерства. И этим требованиям  в полной мере отвечали речи Кирилла  Туровского. Кирилл Туровский является автором "Притчи о душе и теле", "Повести о белоризце и мнишестве", "Сказания о чернородском чине", восьми слов на церковные праздники, тридцати молитв и двух канонов (песнопений в честь святых). Ритмичность и  плавность языка, слог, насыщенный витиеватыми  оборотами и изысканными сравнениями, образы, красочные, абстрактные и  одновременно зримые, почти реально  осязаемые, риторическая амплификация (тема словесно варьируется, развивается  во всех своих смысловых и эмоциональных  оттенках до тех пор, пока ее содержание не будет полностью исчерпано, в  результате она приобретает форму  замкнутого в стилистическом отношении  фрагмента - риторической тирады) - таковы стилистичские черты произведений Кирилла. Вот как, например, утверждал  Кирилл Туровский важность духовных ценностей: "Сладки медвяные соты, и  сахар - доброе дело, но добрее обоих  книжный разум, ибо это сокровище  вечной жизни". Если золотая цепь, унизанная жемчугом и драгоценными камнями, радует глаз и сердце видящих  ее, то тем более приятна "духовная красота, праздники святые, веселящие  верные сердца и души освещающие".

Замечено, что картины природы у Кирилла  Туровского складываются в определенную систему символов: весеннее обновление - Воскресение Христово, ветры - греховные  помыслы, песни - цветы, которые святую Церковь украшают. Таким образом, жизнь природы наполняется высоким  духовным смыслом.

Обращает  на себя внимание и такая особенность  творчества Кирилла, как смелое объединение  в одно художественное целое элементов  двух культур - византийской и русской  народной; двух поэтических систем - высокой риторики и устного творчества; двух языковых стихий - церковнославянской и русской. Так, в "Слове об артосе" описание весны по жизнеутверждающим, оптимистическим мотивам, постоянным эпитетам (весна красная, холмы высокие, ветры буйные и т.д.) близко к народным "веснянкам". Сопоставление ветхозаветных  и новозаветных образов напоминает в "Словах" Кирилла фольклорный  параллелизм, при котором толкование сложных христианских понятий переводится  на народно-поэтический язык. Туровский епископ добавляет новые подробности к жизни Христа - в духе народных сказок представляет его скользящим по морю, ступающим по воздуху. С трагическими нотами русских народных причитаний перекликается горестная лирика плача Богоматери в "Слове об Иосифе".

Таким образом, опираясь на византийскую и  русскую народную традицию, Кирилл Туровский создал свой неповторимый и оригинальный стиль, эстетическая значимость которого сопоставима со "Словом о полку Игореве". Современники именовали Кирилла, "Златоустом, паче всех воссиявшим на Руси", Видимо, не позднее XII в. он был причислен  к лику святых, и не последнюю  роль в этом сыграло его ораторское мастерство. 

                                               2. Публичная речь 

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство  —  сильнейший  рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое  познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и  художественная; есть две формы человеческого  мышления: логическая и образная. Наука  и искусство, как две формы  познания, взаимно дополняют друг друга.

stud24.ru


Смотрите также