Расцвет Римской империи. История Древнего Рима. Римская империя древняя
Расцвет Римской империи. История Древнего Рима
Расцвет Римской империи начался в 69 году нашей эры, когда к власти в огромной и приходящей в упадок стране пришел новый император Веспасиан. Приходу Веспасиана предшествовал довольно долгий период гражданских войн, ожесточенной конкуренции за верховную власть и расстройства многих государственных служб.
Веспасиан. Новые законы и порядки
В первую очередь главным отличием политики правителя от таковой его предшественников стало ясное намерение императора установить в подвластной ему империи новые законы и создать тем самым прочные основания не только для собственной власти, но и для ее передачи своим наследникам.
В декабре 69 года римский Сенат принял специальный закон "О власти Веспасиана", который наделял императора теми же полномочиями, которые были у таких великих правителей Рима, как Август, Тиберий и Клавдий, но на законных основаниях. Таким образом, в империи установился законный порядок правления и наследования власти, был достигнут компромисс между землевладельцами и рабовладельцами.
Однако несмотря на то что Веспасиану удалось договориться с Сенатом о границах собственной власти, почти сразу после принятия указанного закона император провел довольно агрессивную зачистку Сената и провел туда нужных ему людей. Десять лет правления Веспасиана принято называть началом расцвета Римской империи.
Наследник Веспасиана
Так как Веспасиан установил довольно прозрачные правила наследования и находился в мире с Сенатом, то его наследником стал старший сын, его полный тезка Тит Флавий Веспасиан, который вошел в историю под личным именем Тит. Всего два года Титу удалось побыть императором, так как уже в возрасте сорока одного года он скончался от горячки.
Однако и эти годы были омрачены тремя крайне неприятными событиями в Вечном городе. За время короткого пребывания Тита у власти в подвластной империи случились извержение Везувия, эпидемия чумы и крупный пожар в самом Риме.
Самого императора почти все римские историки характеризуют как гармоничного, хорошо образованного человека, отличавшегося любовью к музыке, стихосложению. Отец дал ему хорошее образование, которого сам был лишен в силу происхождения.
Предпосылки величия
Устройство Римской республики претерпело значительные изменения к началу первого тысячелетия нашей эры. Большинство историков сходятся во мнении, что становление сильной централизованной власти смогло состояться благодаря относительной политической стабильности. Население Римской империи в период расцвета достигало 60 000 000 человек, а структура его значительно изменилась из-за включения в состав государства новых провинций, а также благодаря упорядочиванию сословий.
Существенные изменения претерпевает система пополнения Сената новыми членами. Теперь в состав высшего государственного органа могли входить лишь представители высшего сословия страны - нобили, в то время как всадники получили возможность работать в имперской администрации и возглавлять провинции и армии.
Кроме того, были введены ряд ограничений на владение рабами. Например, пополнение рабов за счет военнопленных становилось практически невозможным, а беспричинное жестокое отношение с ними запрещалось. Зато человек мог попасть в вечное рабство, не уплатив вовремя долг.
Империя в l-lll веках нашей эры
Первым человеком, который приблизился к получению объема власти, свойственному императору, был Октавиан Август, занимавший пост принципа, то есть первого сенатора. В его компетенции находились отношения с иностранными державами и судебные решения государственной важности. В это же время армия становится опорой государственной власти, что впоследствии приведет не только к усилению власти верховного правителя, но и к целому ряду проблем и нестабильности государственной власти. Но все это будет позже, а в шестидесятых годах до нашей эры казалось все эти подвижки в римской демократии имели преимущественно плюсы.
Расцвет Римской империи сопровождался также разделением власти между Сенатом и императором, которые занимались разными делами. Сенат добился права назначать правителей отдельных провинций, оставив управление армией в руках Первого консула.
Доминат. lll-V века нашей эры
Собственно расцвет Римской империи, какую большинство людей знают по образцам поп-культуры, приходится на третий-пятый века нашей эры. В это время формируется институт так называемого домината.
Первым доминатом в истории стал Диоклетиан, возглавивший империю в 284 году. Именно с приходом Диоклетиана стало понятно, что император далеко не только Первый сенатор, но полноправный самовластный правитель, в руках которого сосредоточена огромная власть над необъятной империей, подчинившей большую часть Средиземноморья.
Император находился у власти двадцать один год и за это время одержал победу в нескольких междуусобных войнах, усмирил Галлию и обеспечил целостность империи на некоторое время.
Золотой век римской культуры
Большинство исследователей культуры империи сходятся во мнении, что наибольшего расцвета искусства разных видов достигли во ll веке нашей эры. Именно на это время пришлось правление таких знаменитых императоров, как Траян и Марк Аврелий.
На пике могущества Римской империи в ее границах возникает христианство, которое за короткий срок станет государственной религией самой могущественной империи, а после и распространится по всему миру, став одной из трех мировых религий.
В первом веке новой эры, на который приходится безусловный расцвет Римской империи, в стране все еще существовали такие важные центры древней культуры, как Афины и Александрия Египетская. Хотя значение этих центров неуклонно снижалось по сравнению с Римом, который стягивались все основные интеллектуальные, финансовые и культурные ресурсы империи. На рубеже тысячелетий в империи работают такие мыслители, как Страбон, Птолемей и Плиний Младший. Апулей создает один из важнейших памятников римской литературы - "Метаморфозы", известные также под названием "Золотой осел".
Расцвет Древнего Рима невозможно представить без архитектуры, которая должна была удовлетворять амбициям и тщеславным замыслам его правителей, каждый из которых стремился перестроить Вечный город по своему усмотрению и внести существенные изменения в города по всей империи. Стоит отметить, что в провинции римская армия несла не только разрушения, но и культуру - бани, цирки, форумы и школы.
Пять хороших императоров
В период, известный как время Пяти хороших император, - в период расцвета - площадь Римской империи достигает наибольшего размера. К середине второго века границы империи простирались от Великобритании до Закавказья, от земель германских племен до Персидского залива.
Периодом пяти хороших императоров называют время правления династии Антонинов, к которой относятся Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Антоний. Именно во времена этих императоров столица империи была украшена величайшими из известных памятников античной архитектуры, а унифицированная система власти распространилась по всей необъятной стране. Однако и основы устройства Римской республики были подорваны этими же правителями, что привело в дальнейшем к расколу страны на Восточную и Западную Римскую империи и последующему падению Рима под натиском варваров.
fb.ru
Римская империя и её влияние на мировую культуру (часть 1): процветание и расширение
Наполеон говорил: «История Рима — история всего мира». Многое из того, что стало неотъемлемой частью современной жизни — от водопровода до эпиляции, — было если не придумано, то развито и популяризировано именно римлянами. Однако, несмотря на все достижения, Римская империя не выдержала натиска «варварских» племён и распалась 1540 лет назад — 4 сентября 476 года.
Римская империя оставила неизгладимый след в истории человечества. Это была огромная многонациональная держава с достаточно сложной, но в то же время хорошо продуманной централизованной системой управления. Принципы государственного устройства, которые были созданы римлянами, сохранились до сих пор во многих странах. Созданная ими мировая империя просуществовала несколько столетий, подарив потомкам саму имперскую идею, которую наследовали и осуществляли многие последующие цивилизации. В России её наследие выразилось в лозунге: «Москва — третий Рим, а четвёртому не бывать!».
Древний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, оказавшее непосредственное влияние на развитие европейского континента и современного цивилизованного мира. История Римского государства насчитывает более 12 веков развития и процветания, в разное время существуя как царство, республика и империя, но период наивысшего могущества и величия приходится именно на Римскую Империю — 5 веков славы.
В этот период Римская империя простиралась от границ современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге, и от Португалии на западе до современного Азербайджана на востоке.
По всей территории вы могли путешествовать как простой римский гражданин, пользуясь единой валютой, единым законом, единой властью. Фактически, Римская империя — это один из проектов управления глобализацией мира.
Изобретенная римлянами система права стала также основой правовых систем многих западных стран. Именно в Риме появились идея гражданственности и сама система гражданских ценностей. Именно в императорском Риме смогло получить распространение исторически сложившееся христианство, оказавшее столь мощное влияние на всё последующее развитие истории человечества. Латынь — язык Римской империи, на ней говорила в Средние века вся образованная Европа.
Римская империя имеет богатейшую историю, кроме того, длинную и полную множества задокументированных событий. Если рассматривать хронологию, то до империи была республика. Признаками Римской империи были самодержавный строй в правлении, то есть неограниченная власть императора. Империя владела огромными территориями в Европе, а также целым побережьем Средиземного моря.
Историю этого масштабного государства подразделяют на следующие временные отрезки:
Древний Рим (с 753 года до нашей эры)
Римская империя, Западная и Восточная Римские империи
Восточная Римская империя (просуществовала около целого тысячелетия).
Однако, некоторые историки последний период не выделяют. То есть считается, что Римской империи не стало в 476 году нашей эры.
Устройство государства не могло быстро переключиться с республики на империю. Поэтому в истории Римской империи существовал период, названный принципатом. Он подразумевает под собой сочетание черт обеих форм правления. Продлился этот этап с первого века до нашей эры до третьего века нашей эры. А вот уже в «доминате» (с конца третьего до середины пятого) монархия «поглощала» республику, когда христианство апостола Павла, названное Львом Толстым «павлианством», стало идеологической основной Римской власти «от бога».
Древний Рим
Город Рим был основан Ромулом — сыном свергнутой царицы Альба Лонги в 8 веке до н.э. Желая создать большой, процветающий город, Ромул установил законы, по которым любой желающий мог прийти в город и стать его полноправным гражданином, получить землю для работы и комфортные условия для жизни. Благодаря этому, довольно быстро увеличивалось население Рима и сам город стал интенсивно развиваться. По сути был опробован и запущен процесс мегаполисной урбанизации.
Ромул стал первым царём Древнего Рима, заложив основы римского государства и римского общества. Он создал законодательную базу и механизмы её реализации. Созданный Ромулом верховный орган власти — сенат — просуществовал до заката империи. Ромул образовал легион и для него отбирал самых сильных и воинственных из граждан. Он объединил вокруг себя лучших представителей римского народа — как по знатности и богатству, так и по личным достоинствам. В этом он видел залог прочности нового государства.
Представление Империи в целом
Римская империя существовала с 27 год по 476 год н.э.
Основателем самой империи является Гай Юлий Цезарь.
Он был не только талантливым полководцем, но также и дальновидным правителем. Цезарь значительно расширил территорию Римской республики и начал реформирование римского общества и государства, что привело к закату республики и зарождению Римской Империи, которую возглавил усыновленный Цезарем Октавиан Август. По сути, Цезарь заложил основы абсолютной монархии, сосредоточив в одних руках законодательную, судебную и даже духовную власть.
Цезарем была проведена реформа римского календаря. Практически без изменений он существует по сегодняшний день. Цезарь был глубоко убеждён, что его жизнь важнее не для него самого (ведь он уже познал славу и добился всего, что хотел), а для Римского государства. Все свои успехи, победы он посвящал Риму. Отличный полководец, лучший оратор Рима, Цезарь обладал удивительной работоспособностью, спал по 3 — 4 часа в сутки. Он умел диктовать писцам сразу несколько разных текстов. Отсюда и пошёл устойчивый фразеологический оборот — как Юлий Цезарь, делать несколько дел одновременно. Цезарь почти не пил вина. Марк Катон сказал о нём:
Цезарь единственный, кто взялся за государственный переворот трезвым.
Дело Цезаря продолжил его преемник и усыновленный племянник — Октавиан Август.
Октавиан Август — первый император Римской Империи
При Октавиане Римская империя достигла вершины могущества, процветания и культурного развития. Именно благодаря его мудрости длительные, кровавые распри в Римской империи сменились золотым периодом мира и процветания. Август заботился о воспитании молодёжи. Время Августа называют «веком золотой латыни», потому что тогда творили великие римские поэты и писатели.
Предметом особенных его забот был сам Рим — его благоустройство и украшение. Он хотел возродить также и духовную силу народа, крепкий семейный быт и простоту нравов. Он реставрировал пришедшие в ветхость храмы и издал законы, с целью положить предел распущенности нравов, поощрять браки и воспитание детей. Особые податные привилегии даны были тем, кто имел трёх сыновей.
В период существования Империи Рим стал самым большим, процветающим и цивилизованным государством. Площадь государства равнялась площади девяти современных Франций. А население Империи составляло 65 млн. человек, что соответствует всему населению Европы к средние века.
Одним из самых важных достоинств римского аристократа считалась Доблесть (virtus). Доблесть включает в себя все качества, необходимые воину: знание приёмов боя и мужество в сражении, стойкость духа вне поля боя. Ни один воин не мог сомневаться лишь в одном: в победе Рима. Представлениями о чести и славе и включает в себя ряд нормативных качеств (таких, как стойкость, храбрость, усердие, дисциплина), будучи неотделимой от строгой продуманной организации, выучки и постоянного ратного труда, а также от ревностного состязания.
Достойная служба отечеству и Императору, воинская Доблесть и Честь были неотделимы. Воины напрямую связывали с божественным покровительством свои успехи в военной карьере, победы римского оружия, благополучие соратников и Императора. Религиозно-культовая практика армии была пронизана искренней индивидуальной верой простых солдат. Это особенно хорошо видно на примере того почитания, каким в императорской армии были окружены военные знамёна. Играя большую роль в управлении войсками в бою и на марше, знамёна наглядно воплощали индивидуальность воинских частей и подразделений, являлись символами победоносной мощи легионов, олицетворением воинской славы и чести. Их присутствие в боевых порядках служило действенным моральным стимулом доблестного поведения солдат на поле сражения.
Все историки определённо отмечают первостепенную значимость отбора и подготовки кадров. Римский философ и историк Вегеций неслучайно именно с этого вопроса начинает своё «Краткое изложение военного дела», подчеркивая, что по сравнению с другими народами, отличавшимися физической мощью, многочисленностью, хитростью и богатством либо теоретическими познаниями, римляне «всегда выигрывали тем, что умели искусно выбирать новобранцев и обучать их…»
Была сознательная установка императорской власти на качественное пополнение армии. Вегеций писал:
Благо государства в целом зависит от того, чтобы новобранцы набирались самые лучшие не только телом, но и духом; все силы Империи, вся крепость римского народа основываются на тщательности этого испытания при наборе. Ведь молодёжь, которой должна быть поручена защита провинций и судьба войн, должна отличаться и по своему происхождению… и по своим нравам. Чувство чести (Honestas) делает воина наиболее подходящим, чувство долга — делает его победителем.
Одним из главных вкладов Римской Империи в развитии современного общества является распространение технологической цивилизации на те территории, где жили разнообразные племена. Благодаря этому распространению на территориях бывшей Римской Империи появились такие государства как: Германия, Франция, Испания, Англия и другие.
Некоторые дороги, построенные около 2000 лет назад, прекрасно сохранились до сегодняшнего дня! Дорог, как специально построенного инфраструктурного объекта, до Римской Империи не существовало вовсе. Там, где дорога подходила к реке, римляне строили мосты. Над мостами надстраивались водопроводы — акведуки. Такие водопроводы до сих пор сохранились в Италии, Южной Франции, Испании, Португалии и в других странах. Немало современных автострад в Европе проложено по дорогам, намеченным ещё римлянами.
Основой государственного строительства Римской империи было чёткое следование законам. Базисные принципы Римского права до сих пор лежат в основе юриспруденции всех западных государств. Именно в Риме судья получил статус ни от кого не зависимой личности, которая должна руководствоваться не собственными представлениями о справедливости в конкретике жизни, а заранее сформулированными законами, возможно, и не подходящими к конкретной ситуации. Это отношение к закону, как единственному выражению справедливости стало основой ментальности западного отношения к справедливости вообще. Даже западное слово справедливость (justice), происходит не от слова правда, как в русском языке, а от латинского слова законность (justitia).
Со времени правления Императора Августа власть главнокомандующего становится пожизненной, армия — постоянным. Служба в войсках определяется в 20 лет, после чего «ветеран» получает право на почётный отпуск и на обеспечение деньгами или землей. Войско, не нужное внутри государства, располагается вдоль границ.
Мощная профессиональная армия, основанная на выучке, выносливости и жёсткой дисциплине, римская военная машина являлась зеркалом римского общества — везде главенствовали порядок, чёткая иерархия, продуманная тактика, беспрекословное выполнение распоряжений. Шесть столетий Рим побеждал превосходящие по численности войска противника:
милость покорным являл, смирял войною надменных.
Всё в полном соответствии с ветхозаветными заповедями неправоумствующих, которых порицал Соломон (его Книга премудростей была изъята из канона, как притчи):
Сила наша да будет законом правды… (Книга Премудростей Соломона 2:11).
В Риме были учреждены публичные библиотеки, и от Дуная до Нила появились десятки общедоступных книгохранилищ.
С императорской казны, выделяли средства для воспитания детей-сирот и давали деньги в долг для развития земледелия. Это первый случай задокументированной государственной благотворительности в истории.
Также при правлении Императора Августа, его друг — богатый римский гражданин Меценат, поддерживал талантливых людей деньгами, чтобы они имели время для творчества. Имя Меценат стало нарицательным. Так и сегодня называют покровителей искусства, своими деньгами способствующих его развитию.
Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. Римляне создали единую греко-римскую культуру, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.
До сих пор считаются непревзойдёнными такие архитектурные сооружения Рима, как: Пантеон, который считается «копией» космоса, Триумфальная арка, запечатлевающая церемонию триумфа, Амфитеатр Флавиев — Колизей, самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима, Новый Форум, который простоял 700 лет и был разрушен землетрясением, но одна секция сохранилась — рынок Трояна и другие.
Современных экономистов до сих пор восхищает древнеримская налоговая система. Она была организована таким образом, что чем больше какой-либо гражданин платил налогов, тем большим он пользовался уважением. Во многом в этом можно увидеть будущую основу протестантизма, освещающего богатство, как признак предрасположенности господа к индивиду.
Римские бани — термы, становились своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включали в себя не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр, гимнастические залы. Бани, по сути, становились местом встречи друзей. Нередко в термах выступали с чтением своих произведений писатели и поэты.
Роскошные частные дома, начиная с заката республики и далее, имели богато украшенные ванные комнаты, чтобы состоятельному владельцу и его семье не приходилось присоединяться к толпам в публичных термах, хотя многие всё-таки посещали их ради возможности общения. Туалет, видимо, располагался рядом с кухней, ближе к источнику воды в доме.
Жители в кварталах доходных домов не имели таких благ цивилизации и как существовали в таких условиях, не ясно. Многим, вероятно, приходилось носить воду из фонтана и пользоваться общим туалетом на нижнем этаже или публичными отхожими местами на улицах, а также публичными банями (местом, где можно было согреться зимой). Помои и нечистоты, выплёскиваемые из окон верхних этажей вниз на улицу, были неприглядной стороной повседневной жизни в Древнем Риме, что также практиковалось в Лондоне или Эдинбурге до относительно недавнего времени.
Жизнь небогатых римлян сопровождалась известной долей риска, в четырёх стенах их жилищ, по большей части обветшавших, и в Риме многие из них имели вошедшую в легенду краткую жизнь из-за шаткой конструкции.
Римляне не имели мебели в современном понимании этого слова. Они, подобно японцам, жили в полупустых, минимально обустроенных комнатах. Отличия в обстановке среднего римского дома времен республики и империи, определенно, были. В римское средневековье, как и в Англии, все ценное имущество римлянина, кроме одежды первой необходимости и простой грубой кровати и кушеток, состояло из набора грубых сельскохозяйственных орудий: заступа, лопаты, косы, серпа, молотка, топора, ножа, граблей, мотыги и плуга, а также военного снаряжения: короткого меча, щита и копья. У женщин были веретено, ткацкий станок, стул или табурет, камни для перетирания зерна в муку или мельница, немногочисленная глиняная посуда и металлическая утварь для приготовления пищи. Женские личные украшения в те далекие дни были немногочисленными и простыми: деревянный или костяной гребень, кольцо и пара больших брошей, несколько костяных или металлических шпилек для волос, возможно, браслет или два, несколько пар сережек, хранимые в простой терракотовой или самшитовой шкатулке для безделушек, а также полированное металлическое зеркальце. У детей были немногочисленные простые игрушки и игры.
В так называемом золотом веке Римской империи, приблизительно 300 — 400 лет спустя, картина была совершенно другая. Исчезли маленькие лачуги и домики, вместе с ними исчезло боевое оружие, а также сельскохозяйственные инструменты. Для того чтобы найти веретено и ткацкий станок, следовало заглянуть в жилища рабов некоторых больших домов, хотя там и сям пара-тройка семей, гордящихся тем, что соблюдают древние традиции, никак не составляла подавляющего большинства. На чердаках лачуг и в тесных кварталах бедноты ничто не занимало места этого почитаемого традиционного оборудования. Марциал, скорбя о бедности римлян, описывал жалкие пожитки при переезде: хромоногое низкое ложе и столик на трёх ножках, а с ними фонарь, миска, треснувший и протекающий ночной горшок, горлышко большой бутыли, закатившееся под позеленевшую медную жаровню, и смердящий кувшин. Всё это, с добавлением нескольких изорванных покрывал на постели, ножей и ложек, сосудов для питья и, возможно, пары потёртых старых сундуков, составляло основное имущество тысяч обедневших римлян.
Чем выше римлянин взбирался по социальной лестнице, тем больше он тратил на меблировку своего дома, но деньги уходили не столько на количественное приумножение предметов домашнего имущества, сколько на приобретение высококачественных товаров.
Ножки ливийских столов у тебя из кости индийской,А у меня черепком буковый столик подперт.Под непомерных барвен у тебя золоченые блюда,А у меня-то под цвет плошки краснеется рак…
— говорил Марциал (http://www.e-reading.club/bookreader.php/1002753/Kouel_Frank_-_Drevniy_Rim._Byt_religiya_kultura.html).
Образованщина
Когда римская система образования полностью сложилась, подавляющее большинство римских детей так и не перешагнули границ элементарного или начального обучения. Это означало, что они научились чуть лучше читать, писать и повторять «прописные» правила, лелеющие определённые моральные доктрины. Вероятно, какой-то курс простейшей арифметики тоже был включен в программу обучения — хотя даже это определённо было сопряжено с трудностями. Ведь все римские цифры представляют собой сочетания шести букв: I (1), V (5), X (10), L (50), C (100), M (1000), и громоздкая суть такой системы счисления очевидна из того факта, что требуются восемь букв, чтобы выразить число 88: LXXXVIII. Умножение и деление, как сложение и вычитание, решались с помощью передвижений костяшек на счётной доске, или абакусе (abacus). Но даже эти мелкие достижения приходилось завоевывать, вопреки бремени домашнего окружения, где зачастую обучению уделялось мало внимания.
Даже в I век империи на ребёнка большее влияние оказывала его нянька или, когда он шёл в школу, раб, который сопровождал его туда, чем школьный учитель. Квинтилиан убеждал родителей прежде всего проследить, чтобы нянька ребёнка говорила правильно. Конечно, он знал, что самое важное, чтобы у неё был хороший характер, но подчёркивал, что и сами родители тоже должны говорить правильно, и полагал, подобно всем здравомыслящим родителям, будь то римляне или кто-либо другие, что любые влияния в раннем детстве могут быть как глубокими, так и крепкими. Тацит придерживался такого же мнения, сетуя, что в его дни младенца вверяли любой греческой девчонке-рабыне, которой помогал один из мужчин-рабов — обычно самый никчёмный из всей домашней челяди, в результате чего на незрелые и впечатлительные умы с самого начала оказывали влияние рассказы и суеверия этих рабов, но никого из домашних это нисколько не волновало.
К I веку до н. э. детей представителей среднего класса и более состоятельных родителей ожидала более продолжительная школьная жизнь: закончив обучение у литератора, они шли учиться у грамматика. Квинтилиан говорил, что как только мальчик научится хорошо читать и писать, наступает очередь идти на обучение к литератору. Он считал предпочтительным, чтобы мальчики начинали обучаться греческому, поскольку общеупотребительной латыни ребенок научится все равно, хочет он того или нет. Квинтилиан рекомендует заниматься переводами с греческого на латинский, ссылаясь при этом на примеры Л. Красса, Цицерона и других.
Светоний (69 — 140 гг. н. э.) подводит итог развития изучения литературы, сказав:
Грамматика в Риме в прежние времена не пользовалась не только почетом, но даже известностью, потому что народ, как мы знаем, был грубым и воинственным и для благородных наук не хватало времени. И начало ее было скромным: древнейшие ученые, которые в то же время были поэтами и наполовину греками (я говорю о Ливии и Эннии, которые, как известно, учили в Риме и на родине на обоих языках), только переводили греков или же читали публично собственные латинские сочинения.
Половая распущенность
Другая сторона римской империи — это половая распущенность. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности. Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью — активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью — с другой.
В патриархальном римском обществе свободные граждане мужского пола обладали особыми политическими свободами (libertas), в том числе и правом распоряжаться как собственной жизнью, так и жизнью членов своей семьи (familia). Одним из важнейших качеств свободного мужчины-гражданина являлось мужественность (virtus), определяющее мужчину. Статус мужественности являлся гарантом способности мужчины распоряжаться как собой, так и людьми более низкого статуса.
В Римском праве существовал слабо-задокументированный закон Lex Scantinia, предполагающий наказание за сексуальное преступление против меньшинства свободно-рождённых мужчин, носивших toga pretexta. Закон предполагал защитить тело гражданина Рима от сексуальной агрессии, однако, выделяя с помощью toga pretexta мужчин, свободно выбравших «пассивную» роль в гомосексуальных отношениях, этот закон часто использовался в качестве аргумента против образа жизни политического оппонента. Кроме того, к мужчинам не являющимся гражданами Рима, этот закон не относился.
Культ мужественности и менталитет завоевателя сохранялись и в основе однополых отношений между мужчинами. Римские мужчины не теряли своего социального статуса, пока они не принимали пассивную, подчиняющуюся роль. Таким образом, для римских свободных граждан-мужчин были приемлемы сексуальные контакты с лицами обоих полов, но до тех пор, пока они не выходят за рамки активной «проникающей» роли. Это значит, что римские свободные мужчины могли свободно вступать в сексуальные контакты с другими мужчинами в доминирующей роли, не теряя при этом своей мужественности. В качестве сексуальных партнёров, принимающих подчиняющуюся роль, могли выступать рабы, проститутки и представители некоторых других слоев населения. Обычно, римские мужчины для сексуальных отношений предпочитали молодых партнёров в возрасте от 12 до 20 лет, однако несовершеннолетние свободные граждане оставлялись табу, поэтому в качестве пассивных партнёров часто могли быть и мужчины (например, рабы или кинеды), значительно старшие, чем они сами.
Нравственность сексуального поведения гражданина зависела от социального положения его партнёра. Пол не был важным фактором того преемлемости выбора сексуального партнёра. Считалось аморальным иметь сексуальные отношения с женой другого свободного гражданина, с его совершеннолетней дочерью, с его несовершеннолетним сыном, а использование в сексуальных целях раба другого человека могло произойти только с разрешения владельца. В императорскую эпоху потеря ряда политических свобод гражданами и их подчинение императору были выражены заметным ростом добровольного пассивного гомосексуального поведения среди свободных граждан, сопровождающегося увеличением задокументированных случаев казней и телесных наказаний граждан. Крах республиканских идеалов о физической неприкосновенности находит своё отражение в сексуальной распущенности в императорскую эру.
Можно видеть, что Римская империя несла многие признаки, характерные для сегодняшней западной цивилизации. Рим стал одной из стадий развития западного проекта глобализации, построенного на принципе цивилизационного развития, несущего название Межрегиональный конгломерат, который подразумевает подавление «элит», присоединяемых регионов и насаждение своего вектора управления, римлянизацию (приведение всех к единому культурному знаменателю), экспансионизм, мегаполисную урбанизацию, верховенство закона над жизнью.
Многие его алгоритмы, элементы культуры вошли в культуру Запада. Но Римская империя, погрязнув в гедонизме, алчности и цинизме, закончила своё существование крахом и распадом, какой итог ждёт и западную цивилизацию на нынешнем этапе, если её представители не одумаются.
Продолжение: «Римская империя и её влияние на мировую культуру (часть 2): деградация и распад» — http://inance.ru/2016/10/rim-02/
inance.ru
Рим. Римская Империя - Древние цивилизации - Всемирная история - История в деталях - Исторический портал
В конце II тысячелетия до н.э. арийские племена проникли в Европу и расселились по всему Аппенинскому полуострову. От них произошли различные народности Южной Европы, в том числе латины. Так, первый царь Рима (по-латыни Roma) - Ромул - ведёт свою родословную от героя Троянской войны Энея. Согласно легенде, он и его брат Рэм были вскормлены волчицей и, по-видимому, впитали в себя с молоком звериную жестокость, ибо после основания Рима в 753 году до н.э. Ромул жестоко убил Рэма и единолично захватил власть. В самом начале Рим был лишь одним из нескольких небольших поселений, располагавшихся на холмах. Обитавшие в них мужчины-воины все вместе составляли так называемое народное собрание (Ассамблею), и эти собрания были по существу сходками вооружённого народа. Позднее делами общины стал ведать Сенат, куда входили старейшины всех древних римских родов, а во главе Сената стоял царь, выполнявший функции главного военачальника, судьи и жреца. Изначально население Рима было принято делить на патрициев (истинных римлян) и плебеев (покорённые народы), но потом всё население стали делить на пять классов по размеру их имущества. Беднейшие слои населения - неимущие, получили название "пролетарии" от латинского слова "потомство", поскольку всё их богатство было в потомстве. Каждый класс поставлял воинов в народное ополчение в различной экипировке: от конника в полном тяжёлом вооружении до простого пехотинца с луком и стрелами.
В VI веке до н.э. Рим был включён в империю своих соседей этруссков, носителей богатой, но угасавшей культуры. Они не имели своего государства, но двенадцать самостоятельных этрусских городов (в том числе Тарквиния, Вейя, Каире и др.), объединившихся в союз, пользовались значительным влиянием на Северо-Западе Аппенинского полуострова. Этрусски добывали медь, железо, цинк и серебро, знали бронзу, использовали мрамор и глину для изготовления гончарных изделий и керамики. Они культивировали кипарис, мирт и гранатовое дерево, проводили селекцию овса и ячменя, разводили лён и шили из льняных тканей туники, плащи и корабельные паруса. Широко использовалось искусственное орошение и регулировка течения рек. Так, древний этрусский город Миса имел мощёные магистрали до 15 метров шириной и городскую стену толщиной 2 метра, крупные каменные дома, водосточные канавы и дренажи. Акрополь Мисы включал пять Храмов-Святилищ, ориентированных по частям света и имевших входы с южной стороны. В городе были обнаружены бронзовые канделябры, зеркала и посуда, аттическая керамика и изделия из слоновой кости и янтаря. Как правило, возле этрусских городов располагались колоссальные некрополи или "города мёртвых", например, захоронения вблизи Каире простираются на площади около 400 гектаров, а отдельные каменные гробницы под высокими насыпями "тумули" достигают в диаметре 50 метров. 3000 лет назад этрусски уже строили стадионы и театры, где на спортивные состязания и музыкальные представления собирались многотысячные толпы зрителей. Письменность этруссков до сих пор остаётся нерасшифрованной. Впоследствии значительную часть достижений этрусской цивилизации унаследовали римляне.
В 509 году до н.э. был изгнан последний римский царь Тарквиний Гордый, и в Риме установилась республика. Сенат превратился в высшей государственный орган власти, число его членов впоследствии колебалось от 300 до 900 человек. Во главе Сената стояли Консулы и Преторы, избиравшиеся, как правило, на год. В Сенате происходило тщательное обсуждение всех вопросов и их голосование. Хороший гражданин ассоциировался с послушным сыном и дисциплинированным воином, подрастающее поколение воспитывали в духе уважительного отношения к предкам. Существовали школы, где мальчиков с семи до двенадцати лет обучали латинскому и греческому языкам, письму, чтению и счёту. Рим нуждался в крепких и сильных воинах, поэтому, если младенец рождался слабым, его жестоко сбрасывали со скалы в море.
Древние римляне заимствовали свой религиозный пантеон у этруссков и греков. Греческому Богу Зевсу соответствовал Юпитер, женой которого была Богиня Юнона. Владыке морей Посейдону соответствовал Нептун, а Богу подземного царства Аиду - Плутон. Греческий Кронос превратился в Сатурна, а Богиней Любви считалась Венера, культ которой постепенно стал напоминать культ ассирийской Богини плотской страсти Астарты. Особым почтением у римлян пользовались Бог Войны Марс, покровитель Торговли Меркурий и Богиня Удачи Фортуна. Вера римлян в Богов была весьма прагматичной и сводилась лишь к молитвам в Храмах ради обретения от Богов каких-либо милостей, вроде: "О, Марс, принеси мне победу над врагами!" или "О, Фортуна, помоги мне совершить задуманное!"
Согласно древнеримским преданиям, четыре века сменяют один другой по кругу: Золотой век (правителем которого считался Сатурн), Серебряный век (правитель Юпитер), Бронзовый век (правитель Фаэтон) и Железный век (правитель Марс). В память о Золотом веке - эпохе всеобщего благоденствия и изобилия - каждый год в десятом месяце древнеримского календаря - децембре - в Древнем Риме устраивался праздник Сатурналий. Во время Сатурналий приостанавливались все общественные дела, школьники освобождались от занятий, и повсюду царило необузданное веселье. Даже рабы в это время считались свободными, и господа пировали вместе с ними или прислуживали им, - подобное нарушение установленных порядков символизировало возврат к первозданному Хаосу, из которого когда-то произошёл весь мир.
Последовательное и настойчивое развитие Рима привело к постепенному завоеванию им всего Аппенинского полуострова. Затем настал черёд Греции, Европы и Малой Азии. К концу II века до н.э. Рим овладел Британскими островами, Францией, Испанией, Грецией, Турцией, Сирией, Палестиной, Египтом, странами Месопотамии и побережьем Африки. В захваченных землях Рим утверждал своих наместников - Проконсулов. Рабовладение достигло небывалого развития по сравнению с другими государствами древнего мира. Людей клеймили раскалённым железом, сковывали цепями и гнали на поля или в рудники. Нередко рабы восставали; наиболее известное восстание - под предводительством Спартака, бывшего гладиатора, в Южной Италии в 74-70 г.г. до н.э.. Невиданных масштабов достигла эксплуатация провинций: процветали торговые и финансовые компании по продаже и аренде земель, спекуляция, широким спросом пользовалась поставка товаров для армии, деятельность ростовщиков и т.д.. Постепенно в стране нарастали народные волнения, местами переходившие в массовые беспорядки.
В 45 году до н.э. во время гражданских междоусобиц Консул Юлий Цезарь (100-44 г.г. до н.э.) стал единоличным правителем государства и получил право бессрочной диктатуры для наведения порядка. Произошла ещё большая концентрация власти, опиравшейся на военную силу. Цезарь удержал гигантское Римское государство от внутреннего развала и укрепил его границы. Сенат был лишён им реальной политической власти. Боясь, что Цезарь рано или поздно провозгласит себя царём, знатные аристократы организовали против него заговор, и 15 марта 44 года до н.э. Цезарь был убит на заседании Сената. После смерти Цезаря Сенат оказался расколотым. Преемник Цезаря Консул Марк Антоний, состоявший в браке с египетской царицей Клеопатрой VII, объявил, что дарит её детям часть земель (Ливия, Сирия, Финикия, Армения и др.). Против Марка Антония выступил ученик Цезаря Октавиан, пытавшийся удержать Римское государство от развала. Марк Антоний был вынужден бежать в Египет. Исход их войны решила морская битва у мыса Акция в Эпире 2 сентября 31 года до н.э., в которой флот Антония и Клеопатры потерпел поражение. Летом 30 года до н.э., когда сухопутные войска Октавиана вступили в Египет, Марк Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством. В 29 году до н.э. Октавиан вернулся в Рим и получил от Сената титул Императора ("Август"). Республика в Риме пала. Во время блистательного правления Октавиана Августа, длившегося 43 года, в Риме было построено много новых храмов, в том числе знаменитые Храмы Марса-Мстителя и Юпитера-Громовержца и Святилище Аполлона. По словам историков, "он по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным." Октавиан Август заботился не только о престиже Рима, но и об уважении к званию римского гражданина, и всячески внушал римлянам, что они - прирождённые властители мира.
Ещё в 129 году до н.э. римские войска вторглись в Палестину и захватили Иерусалим. Обычно во всех своих провинциях римляне устанавливали поклонение Юпитеру, но для иудеев было сделано исключение: им было разрешено сохранить существование своей веры в Бога Яхве и оставить Синедрион - Великий Совет верховных жрецов Иерусалимского Храма. Этого добилось сословие саддукеев - богатых иудейских аристократов, которые пошли на сговор с римлянами, чтобы сохранить своё положение и имущество. Но палестинские цари управляли страной под строгим контролем римского Проконсула. Одним из таких ставленников Рима в Палестине был и царь Ирод (37-4 г.г. до н.э.), в годы правления которого в Вифлееме произошло рождение Мессии Иисуса. Когда в 25 году н.э. Иисус получил посвящение от Иоанна Крестителя и после этого три года странствовал по Иудее в сопровождении апостолов, проповедуя своё учение, многие члены Синедриона, в том числе премудрые Никодим и Гамаликл, признали Иисуса как Мессию. Но римляне посчитали, что тот становится слишком могущественным, и побоялись, что он объявит себя новым царём Иудеи. На третий год Иисус явился в Иерусалим на праздник Пасхи и после совершения ритуальной трапезы был предательски схвачен и распят по указанию римского Проконсула Понтия Пилата, который управлял в Палестине с 26 по 36 годы н.э.. Перед казнью римляне потребовали, чтобы Синедрион публично обвинил Иисуса в богохульстве и признал его лжепророком, иначе они разгонят Синедрион и обложат иудеев ещё большими налогами и податями. Однако на заседании Синедриона, на которое были тайно приглашены даже халдейские жрецы из Вавилона, иудейские жрецы не рискнули ни поддержать Иисуса, ни обвинить его и решили полностью отдаться на Волю Божью. Возглавлявший в ту пору Синедрион великий и мудрый Каиафа (свящ. 18-37 г.г.) сказал: "Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб." (Иоанн 11, 49-53). Так Иисус был предан распятию.
Согласно Библии, после распятия Иисуса руководство его учениками взял на себя Пётр. Он был первым учеником Иисуса, а его рыбацкий дом на берегу Галилейского озера и раньше служил местом их постоянных встреч. На пятидесятый день после распятия Иисуса его ученики обрели энергии Святого Духа, и Пётр первым из апостолов совершил чудо во имя Иисуса: исцелил хромого у Красных ворот Храма, а позднее даже воскресил умершую женщину Серну в Иоппии (современная Яффа). Какое-то время ученики Иисуса оставались в Иерусалиме, поскольку ожидали, что Иисус вот-вот вернётся и установит обещанное им Царство Божие. Когда прошло несколько лет, а он так и не вернулся, они приняли решение написать своё первое рукописное сочинение "Дидахе" ("Учение 12-ти апостолов"), в котором попытались отразить основные принципы учения Иисуса и главные моменты его биографии. После 36 года н.э., когда во время религиозных раздоров в Палестине на последователей Иисуса начались гонения, они переселились на север в Антиохию (столицу Сирии) и Дамаск. К тому времени апостолов Иисуса стали называть "христиане" от греческого слова "Христос" - "Мессия".
В 36 году, уже открыто преследуя христиан под давлением Рима и обвиняя их в нарушении веры предков и заповедей Моисея, глава Синедриона Каиафа поручил некому Савлу отправиться в Сирию и по пути арестовывать всех христиан. Савл (Павел) был родом из иудейской общины греческого города Тарса в Киликии. Он родился там в 10 году н.э. и имел римское гражданство. С детства Павел страдал эпилепсией, шизофренией и внезапными приступами раздражения и, помимо всего прочего, презирал женщин и испытывал сексуальное влечение к молодым мужчинам. С 18 лет Павел жил в Иерусалиме, где изучал теологию под руководством Гамаликла, члена Синедриона, и считался признанным защитником иудаизма, так как был неплохим воином и как римский солдат убил многих христиан. Получив указание Каиафы, Павел отправился на север, но на подъезде к Дамаску его якобы ослепил свет с неба, и он услышал слова: "Савл, Савл, почему ты гонишь меня? Я Иисус, которого ты гонишь. Но встань и войди в город, и сказано будет тебе, что делать." Слепого и беспомощного его привели в Дамаск, где он три дня постился, а затем его исцелил один из христиан. Тут же в Дамаске Павел заявил, что Иисус - Мессия, чем привёл иудеев в бешенство. Не исключено, что эта история была частично или полностью выдумана самим Павлом.
Через три дня после своего исцеления Павел явился в Иерусалим для встречи с Петром. Он нашёл Петра и, будучи большим бюрократом, сумел войти к нему в доверие. Павел сказал, что Христос якобы поручил ему быть апостолом языческих народов. Пётр был слабовольным и эгоистичным человеком, сам Иисус говорил Петру, что он - Сатана, и Павлу удалось привлечь его на свою сторону. Так Павел фактически стал во главе распространения христианства. На самом же деле он не мог принять многое из того, о чём ему рассказывали ученики Иисуса, поэтому большая часть того, о чём говорил и проповедовал Иисус, отсутствует в Библии. Будучи женоненавистником, Павел позаботился о том, чтобы в Библии не было упоминания о Богине-Матери, и даже мать Иисуса Мария там унизительно называется просто женщиной. Именно Павел, желая унизить женщин, ввёл в христианство понятие первородного греха. Павел вёл борьбу с Матфеем и не мог поверить в непорочное зачатие. Также он не поверил и в воскресение Иисуса из мёртвых, и из-за неправильного объяснения сути воскресения у христиан до сих пор бытует нелепое представление о том, что тела умерших людей должны воскреснуть, поэтому трупы не сжигают, как это следует делать, а хоронят в земле и создают для этой цели огромные кладбища. Иоанн, также не согласный с Павлом, уехал в греческий город Эфес и начал создавать там своё собственное учение, которое назвал "Гностика" ("Познание"). Также именно Павел, желая обелить Римскую империю, распространил слух о том, что Иисуса осудил и распял еврейский Синедрион во главе с Каиафой, поэтому Каиафа описан в Библии коварным и жестоким фанатиком, а римский Проконсул Понтий Пилат изображён там чуть ли не агнцом Божьим, несмотря на то, что в 36 году н.э. Понтий Пилат был даже отозван в Рим по указу Римского Императора Тиберия "за жестокие казни безо всякого суда". Этой ложью Павел возбудил ненависть к евреям, которая продолжается до сих пор.
30 лет Павел и Пётр проповедовали своё христианство по всему Средиземноморью, создавая во многих городах и сёлах христианские общины. Апостолы Христа переходили из одной общины в другую и предсказывали близкий Конец Света и приход грозного Судьи. В 64 году в Риме случился пожар, в котором император Нерон (54-68 г.г. н.э.) обвинил христиан и возобновил их преследования. В том же году Пётр был схвачен и распят на кресте, а Павел был казнён в Риме три года спустя. Сразу после смерти Петра появилось первое признанное христианской церковью Евангелие "От Марка". Марк был римским юношей, близким другом и спутником Павла, к которому Павел испытывал похотливую привязанность и вожделение. Марк сопровождал Павла вплоть до его поездки на Кипр в 46 году н.э., а затем по настоянию Петра, считавшего, что привязанность Павла к Марку бросает тень на всё христианство, остался с Петром и стал его переводчиком. По свидетельству епископа Иераполя Папия (60-130 г.г. н.э.), Марк "аккуратно, но не по порядку записывал все слова и дела Господа, которые вспоминал Пётр", а после смерти Петра передал свои записи христианам. Евангелие "От Марка" было слишком кратким и лишь перечисляло некоторые события жизни Иисуса, поэтому, спустя какое-то время, Матфей (которого Марк и Лука называли Левий), выпустил своё собственное Евангелие "От Матфея", дополнив Евангелие "От Марка" проповедями Иисуса, в которых раскрывалась суть учения Господа. Следующим появилось Евангелие "От Луки". Лука был уроженцем Антиохии и одним из первых греков, обращённых в христианство. Он был лично знаком с Иисусом, а позднее стал верным и неутомимым секретарём, врачом и спутником Павла. При написании своего Евангелия он использовал не только Евангелие "От Марка", но и другие источники: устные легенды и рассказы о жизни Иисуса, ранние записи апостолов "Дидахе" и др. В 65 году в Ахаии Лукой, которому многочисленные друзья и знакомые Павла передали обширный и разносторонний материал, были написны также "Деяния Апостолов", в которых Павел и Пётр были ловко представлены "избранниками Божьими". Четвёртое вошедшее в Библию Евангелие "От Иоанна" было написано Иоанном в конце I века. Помимо Евангелия Иоанн также выпустил книги "Гностика" и "Апокалипсис". Согласно легенде, Иоанн не простился с жизнью обычным образом, а выбрал себе гробницу неподалёку от греческого города Эфеса, вошёл туда живым и закрыл за собой вход, навсегда исчезнув от взглядов смертных.
Сторонники и последователи Павла проводили строгую цензуру на Евангелия и убирали из них те места, которые Павел ещё при жизни считал вымыслом. Помимо упомянутых четырёх канонических Евангелий существовали и другие, написанные прочими учениками Иисуса, но последователи Павла в них уже не нуждались, поэтому остальные 11 Евангелий не вошли в Библию и не признаются христианской церковью. Эти Евангелия "От Иакова", "От Филиппа", ещё одно "Протоевангелие От Иоанна" и прочие было принято называть Апокрифами. Никодим также написал своё Евангелие, когда Иосиф из Аримафеи, организовывавший похороны тела Иисуса, помогал ему создавать первую христианскую общину в Лидде. По легенде Иосиф Аримафейский также увёз с собой так называемую чашу Святого Грааля, в которую в момент распятия была собрана кровь Иисуса; прикосновение к этой чаше исцеляло различные болезни и недуги.
Постепенно христианские общины, основанные в разных странах, обрели чёткое административное устройство и стали стремиться к объединению в единую церковь. Римское государство начало преследовать христиан ещё сильнее. В 132 году при императоре Адриане римляне сравняли Иерусалим с землёй и на его развалинах построили свой новый город Элиа Капитолина, в котором на месте Храма Яхве был возведён Храм Юпитера. Борьба Юпитера и Христа на территории Римской Империи длилась более двухсот лет. Последнее массированное наступление на христиан было предпринято императором Диоклетианом в 303-304, который всячески отстаивал почитание Юпитера. Его преемник Константин Великий (306-337 г.г. н.э.) первым оценил перспективы христианства и возможность иметь эту мощную организацию, державшую под контролем огромные массы людей, в качестве государственной религии. В 313 году Константин издал эдикт о веротерпимости, уравняв христианство в правах с другими официально признаваемыми Римом религиями, а в 325 году Никейский Собор, которым руководил лично Константин, окончательно превратил Римскую империю в христианское государство. Тогда же Константин пришёл к выводу, что город Рим не может больше оставаться столицей Римской империи, поскольку отсюда трудно было осуществлять контроль за границами обширной Римской Империи по Дунаю и Рейну на севере и Ефрату на востоке. Он решил, что идеальным местом для наблюдения за этими границами будет город Византий на Босфоре. Здесь Константин основал свою новую столицу Константинополь (ныне Стамбул). Позднее в 395 году Римская империя была разделена на Западную и Восточную части (столицы соответственно Равенна и Константинополь). 24 августа 410 года город Рим пал под натиском вестготов, и Западная Римская империя была обречена. Она перестала существовать в 476 году н.э.. Так сбылось пророчество "Если царство разделится само в себе, не сможет устоять царство то." (Марк 3,24)
Сперва всех христианских священников было принято называть греческим словом "папа" ("отец"), но с годами так стали обращаться только к епископам. Первым "папой" Рима считается Пётр. В Восточной части Римской Империи звание "папа" осталось в конце концов только за главами крупных митрополий - Константинополя, Антиохии, Александрии и Иерусалима, которых было принято называть Патриархами. В 359 году на Соборе Западных епископов епископ Рима ("Папа Римский") был признан единственным главой Западной церкви, своего рода Патриархом Запада. Западная церковь признавала нисхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына ("филиокве"), кроме того на Западе существовал "целибат" - обязательное безбрачие духовенства, а в Византии брак духовных лиц был нормой общества, и допускался выход из духовного звания и разводы. Когда Римский Папа Николай I (858-867 г.г.) объявил избрание Патриарха Фотия в Константинополе неканоническим, а Римский Собор 863 года объявил Фотия низложенным, в ответ Константинополь обвинил Римского Папу в нарушении церковной дисциплины и объявил его учение о "филиокве" ересью, а Константинопольский Собор 867 года отлучил Николая I от церкви. Так начался раскол церкви на римско-католическую и греко-православную. Позднее Запад предпринял несколько крестовых походов для подчинения Византии. В 1204 году Константинополь был взят крестоносцами, и Византийская (Восточно-Римская) империя также пала.
Христианские священники всячески старались истребить все древние культы и ритуалы. Первым божеством, попавшим в их немилость, был Сатурн (по-еврейски "Сатана"). Поскольку Сатурн, помимо всего прочего, символизировал Землю, жрецы Сатурна традиционно носили чёрные одежды. Христианские священники объявили их учение о возвращении старого Бога ересью, праздник Сатурналий назвали бесовским, а самого Сатурна-Сатану приравняли к дьяволу. Особо важным свидетельством демонизма Сатаны были названы улики о поедании Сатурном-Кроносом своих детей (Зевса и его братьев). Вторым древним Божеством, попавшим в христианский переплёт, стала Венера: её культ был назван бесовским, а сама Венера (на латыни "Люцифер" - "Несущая Свет", на вавилонском "Иштар" - "Дочь Света") стала символом блуда и грехопадения. Пользуясь тем, что у Венеры невооружённым глазом можно различить её фазы, христианские священники смогли убедить верующих, что это не что иное как "рога дьявола". В итоге была сфабрикована легенда об архангеле Люцифере, который пытался соперничать с Богом и был сброшен в ад. Подобного рода оклеветанию были подвергнуты практически все древние божества, и в то же время многие древние обычаи и ритуалы были искусно подменены христианскими. Так, символом Солнца и Света в Римской империи считалось древнеперсидское Божество Митра, день рождения которого отмечался 25 декабря, сразу после зимнего солнцестояния. В IV веке н.э. культ Митры был насильственно заменён культом Христа, и христианская церковь начала использовать эту дату, чтобы праздновать день рождения Иисуса Христа как нового Князя Света.
Павел вложил в христианскую философию идеологию римлян-завоевателей. В результате все христианские общины встали на материалистический путь развития. Христианские миссионеры истребили десятки народов, миллионы людей во всех концах света, устраивали крестовые походы ради власти и обогащения, прикрываясь именем Христа. Так Церковь продолжила завоевания Римской империи и сохранила власть Рима над народами через религию. Христианская церковь должна быть бесконечно благодарна Павлу, ибо благодаря его усилиям, а также благодаря усилиям Блаженного Августина (354-430 г.г. н.э.), издавшего в 427 году труд "О граде Божьем", истинная вера в Иисуса была искусно подменена слепой верой в Церковь. В результате этого христиане до сих пор считают, что Церковь есть "Тело Христово", а присоединившийся к Церкви человек автоматически становится "избранником Божьим".