Древний рим мифы. Д. А. ЛазарчукМифы и предания Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний рим мифы


Правда и мифы о Древнем Риме

Правда и мифы о Древнем Риме Почти всё, что мы знаем сегодня о прошлом нашей цивилизации, основано на источниках из древней Греции и Рима. Однако, мало кто знает, что большинство из этих материалов – фальшивые! Т.к. «древние источники», в подавляющем большинстве, дошли до нас в виде копий (списков), напечатанных в средние века (XV-XVI в.в.), и якобы старательно снятых с оригиналов. Потом оригиналы, в большинстве своём, были не менее старательно уничтожены, а их «копии» бережно сохранены для потомков! У здравомыслящего человека тут же возникает вопрос: Почему оригиналы древних документов были уничтожены, в основном, как еретические тексты, а их «точные» копии – заботливо сохранены и растиражированы для изучения и использования? Ответ напрашивается сам собой:  «копии» уже не были опасны тем, кто тщательно уничтожал оригиналы древних текстов. Скорее всего, эти «копии» были просто новыми документами, написанными теми же, кто «позаботился» об оригиналах. А ещё свою немалую лепту в познания об "истинной истории" внёс Голливуд...

Римляне во время пиров жрали до такой степени, что не могли после проглотить и крошки. 

Правда и мифы о Древнем Риме

Чтобы облегчить желудки и продолжить пиршество, они уходили в специальную комнату и там вызвали искусственную рвоту, после чего вновь возвращались за стол. Комната, якобы, называлась «вомиториум». И эта ошибка пришла к нам из английского языка, где «vomit» — означает рвоту. Это заблуждение настолько популярно, что попало в Оксфордский словарь. На самом деле, вомиториум означает ни что иное, как проход между рядами в амфитеатрах, позволяющий зрителям, как и в современных кино и просто театрах, поскорее достигнуть своего места. Реальных подтверждений неуемному обжорству римлян нет.

Кое что о рабах в древнем Риме

Период расцвета рабовладельческого строя в Риме — III в. до н. э. — II в. н. а, — это время бесконечных войн, обеспечивших поступление на рынки массы рабов. Однако, в рабство мог попасть и плебей не выплативший долг ростовщику и обязанный его отработать.

 Поначалу, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много. Потому рабы зачастую выглядели лучше, чем многие свободные люди. Они также могли пользоваться общественными заведениями и носить обычную одежду.

Плебеи никчемные граждане Рима

Плебеи — отнюдь не самое нищая, никчемная и бессмысленная прослойка римских граждан. Начнем с того, что они были свободными людьми, тогда как почти 40% населения Рима были рабами. Плебеи просто не относились к привилегированному классу. Определение гласит: Плебей в Древнем Риме - представитель низшего сословия, лично свободный, но лишённый возможности пользоваться политическим и гражданскими правами и не владеющий общинной землёй (в противоположность патрицию).

 Но в Западной Европе в средние века смысл слова изменился и плебеями звали представителей городской бедноты. Как говориться, почуствуйте разницу!

Все дороги ведут в Рим.

Правда и мифы о Древнем Риме

Поговорка времен раннего Средневековья. Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому баснописцу Жану Лафонтену (1621 - 1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

Но возникло оно гораздо раньше, еще в Древнем Риме, когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний. А для удержания своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря которым и подати могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские провинции в случае бунта. Таким образом, это выражение в то время имело буквальный смысл — все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим. Иными словами, это была просто констатация очевидного факта. Во всякой империи, строго централизованном государстве, дороги не могут не вести в столицу. Не случайно в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» посол императора Александра Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».

Раньше фраза «все дороги ведут в Рим» приписывалась итальянскому писателю Даль-Онгаро (1808 - 1873), в чьем сборнике стихов «Политические ритурнели» она содержится. Поэтому иногда она цитировалась на итальянском языке: Tutte к vie conducano a Roma.

Христиан в Колизее не мучили

Правда и мифы о Древнем Риме

«В массовом сознании Колизей неразрывно связан с христианскими мучениками. Он безмолвно маячит на фоне бесчисленных историй, путеводителей, шуток и карикатур на тему «Львы против христиан, счет 5:0». Эта связь столь прочна, что Колизей воспринимается как нероновское изобретение (известно же, кто был главный гонитель христиан), хотя Нерон не дожил не только до открытия, но даже до закладки фундамента Колизея. Эта же связь в конечном счете уберегла амфитеатр от полного разрушения. В XVI веке папа Пий V рекомендовал верующим устраивать крестный ход возле Колизея, поскольку его арена напоена кровью мучеников (традиция жива по сей день). В середине XVIII века папа Бенедикт XIV воздвиг несколько крестов на арене, которые простояли там до 1870-х годов (и убрали-то их не из-за археологических соображений, а просто чтобы показать, что власть Ватикана над городом пришла к концу). При Муссолини на северной стороне арены снова воздвигли крест — чтобы смягчить разногласия между католической церковью и фашистским правительством. Этот крест стоит до сих пор.

Между тем не существует ровным счетом никаких свидетельств мученической гибели христиан на арене Колизея. Гонения на христиан в римские времена вспыхивали несколько раз, но довольно быстро затухали. Вопреки распространенному представлению, это не были религиозные гонения: римской администрации было глубоко безразлично, каким причудливым богам молятся их подданные. Но единство и функционирование империи было построено в том числе и на основе религиозных обрядов. Можно было не верить в Юпитера и Венеру (образованные люди всерьез и не верили), но нельзя было представить себе, что в определенных обстоятельствах граждане не станут выполнять определенные, строго предписанные традицией действия. В этом смысле римская религия была очень невротичной».

Карфаген не засыпали солью

«Даже люди, смутно знакомые с древней историей, могли слышать рассказ о том, как римляне, окончательно расправившись с Карфагеном, разрушили его дотла, распахали плугом место, на котором он стоял, и посыпали солью. Это красивая история, но она выдумана почти от начала до конца, причем совсем недавно. Античные источники говорят о том, что Карфаген был разрушен, но первое упоминание плуга появляется у немецкого историка Бартольда Нибура (он очень увлекался сельскохозяйственными темами), а про соль впервые сказано в авторитетной «Кембриджской античной истории» 1930 года издания. Вероятно, автор статьи вдохновлялся пассажем из библейской Книги Судей, в которой полководец Авимелех, захватив город Сихем, «побил народ, бывший в нем, и разрушил город и засеял его солью». Нечасто случайная выдумка оказывает такое влияние на поколения специалистов!»

Как поворачивали большой палец на аренах — неизвестно

Правда и мифы о Древнем Риме

«Свидетельства о гладиаторской жизни страдают от обычной однобокости наших сведений об античности: литературные произведения почти сплошь принадлежат перу представителей высших сословий, поэтому мы знаем о гладиаторах-императорах (что очень занятно, но все же не более чем курьез) и кое-что о зрительских впечатлениях (наши авторы часто осуждают побоища, но описывают их с садистскими подробностями). Впечатления простого народа известны почти исключительно по граффити из Помпей, а прямая речь самих гладиаторов звучит только с надгробий.

(...) Сколько было в этой среде профессионалов, которые сражались ради денег, славы и удовольствия, — сказать трудно. Еще трудней прикинуть, сколько у гладиатора было шансов выйти живым из сражения. Конечно, это в огромной степени зависело от конкретных обстоятельств: соперников, удачи, настроения толпы, которая могла по своему усмотрению добить или пощадить поверженного гладиатора. (Судя по всему, зрители выражали свое решение движением большого пальца, но в каких случаях куда они его поворачивали — неизвестно; наше представление о том, что повернутый книзу палец обозначал «добей его» — чистый домысел.)»

День святого Валентина не имеет никакого отношения к Луперкалиям

«Луперкал, по легенде, находился на том самом месте, где волчица вскормила Ромула и Рема. С этим святилищем был связан один из самых древних и причудливых римских фестивалей, Луперкалии. Луперкалии справлялись в середине февраля. Принеся в жертву двух козлов и собаку, члены коллегии жрецов-луперков надевали на голое тело свежесодранные козлиные шкуры, вырезали из этих же шкур плети и в таком виде бегали по всему городу, хлестая всех, кто попадался им под руку. От них не убегали, наоборот, знатные матроны специально подставляли им руки под удар («как делают школьники», деловито отмечает Плутарх): считалось, что удары луперкальных плетей способствуют плодовитости и легкому разрешению от родов. В роковом 44 году до н. э. Марк Антоний, будучи консулом — высшим должностным лицом государства, — лично бегал с луперками и в таком виде прибежал на Форум предлагать Юлию Цезарю царскую диадему (Цезарь, прислушавшись к реакции толпы, от царских почестей отказался, но это его в итоге не спасло). Фестиваль был страшно популярен, и когда папа Геласий I в самом конце V века вознамерился его отменить, он встретил яростное сопротивление. Папа убедил оппонентов тем, что предложил им, раз они такие свободомыслящие, самим побегать по городу в мокрых от крови козлиных шкурах. К этому моменту Луперкалии превратились в праздник черни, и аристократические защитники праздника прикусили язык. В современной прессе популярна идея о происхождении праздника Св. Валентина из Луперкалий, но это позднейшая выдумка».

В Колизее никогда не было морских сражений

Правда и мифы о Древнем Риме

«Некоторые древние авторы утверждают, что в Колизее устраивались потешные морские сражения. Дион Кассий пишет, что в день открытия Тит приказал заполнить арену водой, где сначала показывали чудеса дрессуры лошади и быки, специально обученные плаванию, а потом был инсценирован морской бой между жителями острова Керкиры (который сейчас иногда называют Корфу) и города Коринфа. Утверждение о том, что Колизей можно было почти мгновенно превратить в бассейн, встречается во многих популярных путеводителях.

Но тот амфитеатр, руины которого дошли до наших дней, нельзя превратить в бассейн. Сложные подземные структуры под ареной, которые сейчас хорошо видны посетителям, никак не защищены от воды — как, собственно, и сама арена, и зрительские места. Никаких коммуникаций, позволяющих быстро подвести — а тем более отвести — воду, в Колизее тоже не найдено. Не говоря о том, что единственным источником воды в этом месте была бы римская канализация, что как минимум не очень гигиенично. Инсценировки морских сражений (их обычно называли греческим словом навмахия) проходили на озерах или специальных прудах; между прочим, Светоний прямо именно так и говорит. Жалко, конечно, расставаться с красивой историей, но морских сражений в Колизее, скорее всего, никогда не было».

Цезарь не говорил «И ты, Брут!»

Правда и мифы о Древнем Риме

«Об убийстве Цезаря сказано так много, что в миллионный раз пересказывать эту историю как-то неловко. Даже если каждый из многочисленных античных авторов, описавших гибель диктатора, что-то придумал, общая канва все равно избыточно драматична, как редко бывает: давнее предсказание про иды марта, знамения в ночь накануне покушения; жена Цезаря видит дурной сон, он хочет остаться дома, но один из заговорщиков его убеждает все-таки пойти; накануне заседания Сената Цезарю передают записку с предупреждением, но он откладывает ее, чтобы прочитать позже; заговорщики умело отсекают Цезаря от Марка Антония (который предан Цезарю и так могуч физически, что одно это может помешать их планам), загоняют Цезаря в одну из комнат Помпеева Портика и, окружив, наносят более двадцати ножевых ранений; Цезарь падает прямо у постамента статуи Помпея. Светоний, пересказывая первый в истории отчет судмедэксперта, сообщает, что из всех ран только одна была смертельной и Цезарь умер не от поражения жизненно важных органов, а от потери крови.

Знаменитые последние слова — «И ты, Брут!» — закрепились в истории тоже благодаря Шекспиру (в пьесе Цезарь произносит их по-латыни — Et tu, Brute — подобно тому, как в голливудских боевиках русские мафиози время от времени что-нибудь говорят на ломаном русском). Светоний передает слух, что Цезарь произнес по-гречески «И ты, дитя?», но сам считает, что это романтическая выдумка».

Нерон был не так ужасен, как его представляют (и не играл на скрипке)

Правда и мифы о Древнем Риме

«Имя Нерона у современного читателя, как правило, не вызывает никаких положительных ассоциаций. Вспоминаются всякие ужасы и преступления: Нерон строит специальный саморазрушающийся корабль, чтобы утопить свою властную мать, а когда та спасается вплавь, подсылает к ней киллеров с кинжалами; Нерон долго экспериментирует с ядами, чтобы без осечки отравить сводного брата Британника; Нерон обвиняет христиан в поджоге Рима и делает из них живые факелы. Возможно, многие из этих обвинений справедливы. Но не все так просто с историческими свидетельствами. С гибелью Нерона династия Юлиев-Клавдиев, ведущая начало от Юлия Цезаря, прервалась (о чем предупреждало грозное пророчество: «Будет матереубийца последним в Энеевом роде»), и новые императоры должны были изо всех сил доказывать свою легитимность, в том числе — очерняя предшественников. Кроме того, у императоров по-разному строились отношения с Сенатом. У Нерона они были крайне натянутые, а Тацит и Дион Кассий, основные источники наших знаний о Нероне, принадлежали к сенатскому сословию и защищали его идеологические интересы. Между тем после гибели Нерона на греческом Востоке появилось сразу несколько Лже-Неронов — что свидетельствует о некоторой популярности покойного императора, по крайней мере среди греков.

(...) Образ полубезумного императора, который смотрит на бушующее пламя и поет в экстазе, настолько ярок, что реальности с ним соревноваться не под силу. В английском языке даже есть идиома, обозначающая бездействие или неуместное действие в момент общего кризиса — «играть на скрипке, пока Рим горит» (fiddle while Rome burns), хотя это и явный анахронизм: смычковые музыкальные инструменты появились в Европе лет на тысячу позже Нерона».

www.xdigest.ru

Д. А. ЛазарчукМифы и предания Древнего Рима

Римская фантазия (фрагмент). Художник П. Панини

Предисловие

Древний Рим – не просто самая могущественная из цивилизаций античности, это целая эпоха мировой истории и культуры, длившаяся с восьмого века до нашей эры по пятый век эры нашей. Это величайшее государство, в период наивысшего могущества охватывавшее территории от севера Англии до севера Африки, от Гибралтара до Персидского залива, получило название по главному своему городу – Риму. Когда-то небольшое поселение изгоев и отщепенцев, основанное легендарным полубогом Ромулом на берегу реки Тибр, Рим со временем превратился в самое блистательное творение рук человека античности и, по праву получив титул «Вечного города», стал сердцем огромной империи. Именно там, в столице мира, стоит искать квинтэссенцию римской культуры, ради чего, собственно, и написана эта книга. Поэтому на протяжении всего повествования мы так и не сможем далеко отойти от стен Вечного города.

Корпус историко-культурных сведений о Риме колоссален, под этой же обложкой вы найдете лишь краткий обзор римских верований и легенд. Римская культура специфична и интересна тем, что, веками поглощая и впитывая обычаи и нравы покоренных народов, сохранила под всеми этими наслоениями собственный стержень и собственный неповторимый дух. Познакомить читателя, ранее не соприкасавшегося с этой эпохой, с пантеоном римских богов и верованиями римлян, с логикой и этикой римской духовной культуры, с самыми известными или характерными легендами и преданиями Рима мы и намеревались, подбирая истории для данной книги. Все написанное ниже – это изложение трудов известных античных авторов, по мере надобности откомментированное с привлечением трудов известных историков и для удобства восприятия разбитое на законченные очерки и разделы. Мы надеемся, что эта книга станет лишь первым шагом на долгом пути вашего знакомства с величественной и суровой эпохой Древнего Рима.

Отбирая сюжеты для дальнейшего повествования, мы старались, во-первых, останавливаться лишь на том, что действительно способно заинтересовать современного читателя, во-вторых, делать акценты на ключевые моменты в понимании римской жизни: мышление, поведение, нравы и обычаи людей той эпохи. Немаловажным представлялась нам и необходимость должным образом, с позиций того далекого времени, раскрыть известные, позже многократно использовавшиеся в мировой культуре сюжеты.

Первый раздел нашей книги полностью посвящен характеристике и эволюции римских верований, взаимоотношениям римлян с богами и духами обширного пантеона. Во втором и третьем разделе собран корпус самых известных, любопытных и характерных римских легенд и преданий, соотнесенный с канвой исторических событий. Последний же раздел охватывает короткий, но, вероятно, самый освещенный период римской истории – век первых императоров, где мы по мере сил разбираем и эпизоды, возможно, уже известные читателю, наполняя их немаловажными подробностями и комментариями, позволяющими более объективно взглянуть на героев и эпоху.

Мы надеемся, что любознательному читателю, открытому для всего нового, эта книга принесет немало интересных сведений, неординарных наблюдений и, конечно, много часов увлекательного чтения.

По дороге в храм. Художник Л. Альма-Тадема

Пантеон и верования Древнего Рима

О римской мифологии

Прежде чем начать рассказ о римских мифах, следует сказать пару слов о сущности древнеримской мифологии как таковой. Часто мы воспринимаем римскую мифологию как заимствованную у греков, что едва ли верно. На самом деле древнеримская религия очень самобытна и все греческое влияние на нее – довольно позднее, хотя и внушительное. Римский пантеон крайне обширен и сложен по своему составу и функциям входивших в него божеств, при этом различные аспекты верований пронизывали все сферы жизни древних римлян.

Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства – от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона – того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии.

Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи – покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны – тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маны не имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество. Подробнее речь о них пойдет в соответствующих разделах.

Культ покровителей рода имел, конечно же, частный, семейный характер. Часто покровителем рода был некий легендарный предок, например род Юлиев чтил в этом качестве Юла, сына Энея. По мере формирования государства и утраты значимости родовой организации некоторые родовые боги стали почитаться в пределах целого государства, сменив приписываемые им функции. Есть мнение, например, что культ Фавна, веселого бога – покровителя пастухов, изначально принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев.

Как и большинство известных нам древних народов, римляне обожествляли также ручьи и источники. Как пенаты и лары, эти силы представлялись римлянами в виде безымянного множества духов. Группу таких водяных духов римляне почитали под именем «камены». Каменам легендарный римский царь Нума Помпилий посвятил источник в Риме, в их честь строились маленькие бронзовые часовенки в рощах, где приносили в жертву воду и молоко. Их аналогами в некотором роде были греческие нимфы, а впоследствии камены отождествились с греческими музами, богинями искусств и наук.

Важнейшей отправной точкой формирования классического римского пантеона являются так называемые аграрные культы: обряды и верования, связанные с земледелием и скотоводством. Многие важнейшие боги римского пантеона, получившие в будущем иные функции, ведут свое происхождение именно от аграрных культов. Так, например, Марс, бог войны в классическую эпоху, в древности считался богом оплодотворения, покровителем земледелия и скотоводства; Венера, отождествленная впоследствии с греческой Афродитой и превратившаяся в богиню любви и красоты, изначально была божеством садоводства и виноградарства.

В значительной мере сложный состав римского пантеона порожден пестротой групп, составивших римскую общину: в нее входили латинские, сабинские и этрусские племена. Каждое племя, каждый род привносили в римский пантеон своих божеств. Со временем римское государство разрасталось, и когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии.

Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы.

Любопытно, что часть древних римских богов не имела определенного пола, например древнейшее божество пастухов Палес упоминается и как бог, и как богиня. Зачастую жрецы сами не были уверены, к какому полу принадлежит божество, и обращались к нему «sive deus, sive dea» – «или бог, или богиня».

Так же скупы и формальны были римские обряды. Почитание богов сводилось к совершению четко регламентированных действий и произнесению узаконенных формул. Самым страшным было отступление от выверенного ритуала, сулившее божественную кару. В молитвах римлянин подробно перечислял, что он хотел получить от бога и что готов был дать ему взамен. Часто такая пунктуальность в отношениях сводилась к искусству обманывать бога так, чтобы не дать ему ничего лишнего, например вместо скольких-то голов (скота) римлянин подносил богу столько же головок чеснока и полагал себя в расчете с высшими силами.

Древнеримская религия, сухая и практичная, оказалась очень восприимчивой к влиянию греков с их яркими поэтичными мифами и сложными взаимоотношениями между богами, каждый из которых имел свою историю и выраженный характер. Самое раннее влияние на римлян шло через греческие колонии на западном побережье Италии: Кумы и Неаполь. Тогда к римлянам попали бог Аполлон и Геракл, обожествленный герой, в силу созвучия объединившийся с римским Геркулесом и ставший сперва общенародным покровителем войны, а после – торговли.

Серьезное влияние на римскую религию греки оказали и после подчинения Риму греческих колоний в Южной Италии; влияние это тем более усилилось после покорения самой Греции во II веке до н. э. Постепенно римляне перенимали богатую греческую мифологию и переносили ее на своих богов. Так сложился синкретический греко-римский пантеон, и сами верующие перестали различать происхождение богов.

Римский поэт Энний пишет о двенадцати главных богах Древ него Рима, во многом сходных с древнегреческим олимпийским пантеоном. Вместе эти божества составляли совет Юпитера и несли ответственность за сохранение мирового порядка. Вот они:

 

– Юпитер (у греков Зевс) – бог неба, грома и молнии, отец богов, верховное божество римского пантеона;

– Нептун (у греков Посейдон) – бог морей;

– Вулкан (у греков Гефест) – бог огня и кузнечного ремесла;

– Аполлон – бог света, наук и искусств;

– Меркурий (у греков Гермес) – бог торговли;

– Марс (у греков Арес) – бог войны;

– Юнона (у греков Гера) – богиня брака, жена Юпитера;

– Минерва (у греков Афина) – богиня мудрости и ремесел;

– Церера (у греков Деметра) – богиня плодородия;

– Венера (у греков Афродита) – богиня любви и красоты;

– Веста (у греков Гестия) – богиня семейного очага;

– Диана (у греков Артемида) – богиня охоты.

Они назывались dii consentes, боги-советники. Впоследствии к ним добавилось еще восемь богов: Янус, Сатурн (у греков Кронос), Гений, Плутон (у греков Аид), Либер-отец, Земля, Солнце и Луна. Все вместе они именовались dii magni, великие боги. Существовало также огромное число самых различных dii minores, младших богов.

Большинство римских мифов о великих и младших богах тождественно греческим. Мы не видим необходимости пересказывать их в этой книге и рекомендуем интересующемуся читателю обратиться за ними к сочинениям по греческой мифологии. Мы же ставим своей целью в этой главе познакомить читателя со специфическими римскими верованиями и мифами, не имеющими аналогов у греков, а также характерными чертами римских религиозных праздников и суеверий.

Янус

Происхождение бога Януса, который не почитался нигде, кроме Рима, вероятно, очень древнее. В ранних текстах Януса называли «богом богов» и «добрым создателем», что, возможно, является отголоском мифа о Янусе как творце всего мира. Во времена более поздние Януса видели уже не демиургом, а божеством дверей, входа и выхода, но он оставался одним из наиболее чтимых римских богов.

Имя его, по всей видимости, происходит от слова ianua – «дверь», хотя Цицерон связывал его с глаголом inire – «наступать», Овидий же возводил имя «Янус» к «Хаосу», из которого тот якобы и появился в момент сотворения мира. В древности, говорят, Янус жил на месте Рима на холме Яникуле.

Так как Янус был богом дверей, храм его, построенный по преданию Нумой Помпилием в северной части римского форума, представлял собой двойную, с крышей и стенами, арку. Это были символические ворота римского государства, в центре которых, внутри, возвышалось изображение Януса.

Храм Януса служил показателем войны и мира в Риме: когда начиналась война, царь или консул отпирал храм и через эти ворота, перед ликами бога, проходили отправлявшиеся в поход римские воины. На время войны ворота оставались открытыми и запирались только тогда, когда во всем государстве наступал мир. Отсюда, по всей видимости, некая связь Януса с Квирином, сабинским богом войны. По крайней мере, храм-ворота Нума Помпилий посвятил, по преданию, божеству Янусу Квирину, так же именуют его в торжественной формуле объявления войны жрецы-фециалы.

Будучи богом входа, Янус считался в Риме покровителем любого начала. Римляне говорили: «В руках Януса – начало, в руках Юпитера – все». При обращении к богам первым провозглашалось имя Януса. В честь него назывался первый месяц двенадцатимесячного года, январь – januaris, ему посвящался сам праздник нового года – январские календы, когда в жертву Янусу приносили белого быка. Любые календы, то есть первый день месяца, также были посвящены Янусу, как и утренние часы каждого дня. Постепенно Януса стали почитать как божество, управляющее движением года и времени вообще. На некоторых его изображениях на пальцах рук Януса начертано разбитое надвое римское число CCCLXV (на правой CCC, на левой – LXV), то есть 365 – по количеству дней в году.

Вдобавок Януса полагали божественным привратником, именуя его Замыкающим и Отворяющим, так как утром он открывал небесные врата и выпускал на небосвод солнце, а на ночь запирал его обратно. Поэтому Януса изображают с ключом в одной руке и посохом в другой.

Но самый известный внешний атрибут Януса – его двуликость, причем лица Януса смотрят в противоположные стороны. Черту эту объясняли тем, что двери тоже ведут как наружу, так и внутрь, а еще тем, что Янус смотрит одновременно в прошлое и в будущее.

Несмотря на то что Янус был одним из наиболее уважаемых государством богов, в народе культ Януса не получил широкого распространения. Однако простые люди считали Януса также покровителем дорог и путников, а римские мореходы подносили ему дары, так как верили, что именно он научил людей строить первые корабли.

Некоторые говорят, что Янус был женат на нимфе Ютурне, сестре рутульского царя Турна, имевшей свой источник близ реки Нумиция. Ютурна родила ему сына Фонта, бога родников.

Танец под музыку времени. Художник Н. Пуссен

Рассказывают также историю о Янусе и нимфе Карне, в которую он был влюблен. Карна избегала общества мужчин, предпочитая охотиться с дротиками на зверей и птиц. Много юношей искали ее любви, и самым настырным она говорила, что при свете солнца ей стыдно ответить их просьбам, но предлагала пройти в темную пещеру, где обещала ласки. Сама же, вместе того чтобы идти за ними, пряталась в густом кустарнике.

Так же отвечала Карна и влюбленному Янусу, но забыла, что у Януса два лица и он спиной видит, куда она спряталась. В зарослях под самой скалой Янус настиг нимфу и, уже обнимая, пообещал взамен утраченной девственности сделать ее богиней дверных петель и подарил ветку белого терновника, которым отвращали от дверей дома несчастья.

Однажды Карна спасла от ночных птиц, питавшихся кровью и внутренностями младенцев, пятидневного Проку, будущего царя Альбы-Лонги. Окропив водой порог и пожертвовав птицам свиные потроха, Карна оставила на окне царского дома белую ветку Януса, и больше ночные птицы не трогали младенца. С тех пор Карну почитали как защитницу детей и хранительницу внутренних органов человека.

Сатурн

Бога Сатурна римляне почитали с глубокой древности и очень широко, повсюду были его святилища, а сама Италия, по преданию, изначально называлась Сатурновой землей. Сатурна считали богом плодородной земли и посевов (имя его происходит от латинского satus – посев), но образ его постепенно слился с фигурой греческого бога Кроноса, отца Зевса, которого тот сверг и заключил в бездне Тартара.

Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру. Художник И. Акимов

В умах римлян это предание преобразилось и звучало так: когда Юпитер сбросил Сатурна с трона, тот сел на корабль и после долгих скитаний причалил к берегам Лация, центральной Италии, где жило племя латинов и где будет со временем построен вечный город Рим. По Тибру Сатурн поднялся на корабле до холма Яникула, где его гостеприимно принял Янус. Сам Сатурн обосновался на другом берегу реки, у подножия Капитолия. У того же холма стояло и древнейшее его святилище. В те давние времена жившие поблизости люди были дикими и добывали себе пропитание охотой. Сатурн собрал их в единое племя, научил обрабатывать землю, выращивать фрукты и виноград. Говорят, сама эта земля получила название «Лаций» от слова latere, «скрывать», потому что укрыла бежавшего от сыновнего гнева Сатурна.

Золотой век Художник Э. Дж. Пойнтер

Время, когда бог правил латинами, называли Золотым веком. Тогда все люди жили в мире и изобилии и были равны, не делились на рабов и свободных, бедных и богатых. Но со временем Сатурн покинул Капитолий, и Золотой век ушел в прошлое. В честь Сатурна, создателя земледелия, и в память о его временах в конце каждого года римляне справляли веселый праздник Сатурналии, посвященный сбору последнего урожая, когда рабы уравнивались в правах с хозяевами. Также называли сатурновым поколением мирных земледельцев, живущих на лоне природы, и сатурновым стихом – незатейливый размер, которым писали древнейшие поэты.

Во времена Республики на месте древнего святилища воздвигли храм в честь Сатурна и его жены, богини Опс, которую ассоциировали с греческой Реей. Под этим храмом как под охраной бога держали римскую казну и договоры о государственных долгах и доходах.

Рассказывали также, что у Сатурна был сын по имени Пик, бог полей и лесов. Был он прекрасен телом и душой, и многие нимфы заглядывались на него, но он отдал свое сердце лишь одной – дочери Януса Каненте, славившейся своим не обыкновенным голосом. Однажды Пик отправился в леса Лаврента охотиться на кабанов. Там увидела его волшебница Цирцея, собиравшая травы, и остолбенела, пораженная красотой Пика: он ехал через лес на коне с двумя дротиками в руках и в алом плаще-хламиде, сколотом золотой пряжкой. С первого взгляда Цирцея влюбилась в Пика и, чтобы выманить его подальше от свиты, сотворила призрак вепря, увлекший Пика в глухую чащу.

Цирцея. Художник Дж. У. Уотерхаус

В чаще подкараулила волшебница Пика и стала умолять его о любви. Пик же отвечал, что любит лишь свою жену Каненту и будет хранить ей верность. Оскорбленная отказом Цирцея выкрикнула заклинание, и почувствовал Пик, что превращается в птицу. В досаде бил он клювом деревья, но человеческий облик к нему не вернулся. Только оперенье птицы сохранило следы былого наряда Пика: крылья ее красноватые, а вокруг шеи – золотой ободок. Мы называем эту птицу дятлом.

Тщетно спутники Пика искали его по лесам, нашли только Цирцею. Они узнали могущественную волшебницу и стали требовать, чтобы она вернула им Пика, но коварная Цирцея воззвала к безднам и превратила спутников Пика в диких зверей.

Канента же никак не могла дождаться мужа. Она рыдала, в горе рвала волосы и шесть дней и ночей без сна и еды бродила по лесам и полям, разыскивая Пика. Наконец пришла она к берегу Тибра и там без сил опустилась на землю, чтобы спеть свою последнюю песню. Канента пела и потихоньку таяла в воздухе, пока совсем не исчезла. В память о Каненте место, где ее не стало, называют Певчим.

Юпитер

Культ Юпитера, отца богов, главы всего римского пантеона, прошел в своем развитии долгий и интересный путь. В позднейшие времена мы находим Юпитера отождествленным с греческим Зевсом, но сам его культ, конечно, намного старше греческих заимствований. Можно сказать, что культ Юпитера развивался с трех разных сторон и впоследствии слился в образ могущественнейшего из всех богов.

Юпитер, безусловно, почитался с незапамятных времен как бог молнии и света. Одно из свидетельств тому – посвящение Юпитеру всех полнолуний, или, как их называли в Риме, ид: времени, когда светло даже ночью. В иды, как свидетельствуют античные историки, освящали храмы Юпитера, в иды же приносили Юпитеру в жертву белую овцу – белый цвет считался особенно угодным богу. Другим жертвенным животным Юпитера был белый бык, которого консулы приводили к алтарю на Капитолии в день вступления в должность новых магистратов. Отсюда, возможно, пошла известная поговорка: «Что положено Юпитеру, не положено быку». Другой вариант ее происхождения – отсылка к греческому мифу о похищении прекрасной Европы Зевсом-Юпитером, принявшим облик этого животного.

Олицетворяя всю небесную стихию, Юпитер считался также повелителем туч, оттого в засуху крестьяне молились ему о даровании дождя. Заранее прося у бога дать достаточно влаги для посевов, земледельцы приносили ему дары и перед началом полевых работ. Особо чтили Юпитера виноградари, освящавшие в его честь начало сбора урожая. Однако бог неба проявлял себя не только с благой стороны: он посылал на землю грозы и молнии, с которыми у римлян связано огромное число суеверий. Так, например, человек, выживший после удара молнии, приобретал славу божественного избранника.

Первый храм в Риме, по преданию, был заложен Ромулом, основателем города, после победы над городом Ценина и посвящен Юпитеру Феретрию. Имя это возводили либо к слову ferire – «бить», либо к feretrum – так назывался помост, на который складывали снятые с павших врагов доспехи, часто впоследствии жертвуемые божеству, покровительствовавшему стороне победителей. Чести принести такую жертву удостаивался лишь предводитель войска: так и Ромул принес к священному дубу на месте будущего храма Юпитера доспехи убитого им ценинского вождя Акрона.

Юпитер и Фетида. Художник О. Энгр

 

Феретрий – древняя ипостась Юпитера, свидетельствующая о том, что он почитался как покровитель военных вождей. Оттого особой формой дани Юпитеру у римских полководцев был триумф – торжественный въезд в город военачальника после успешной кампании, где он представал в образе самого бога, даровавшего войску победу. Триумфатор въезжал в Рим на золотой колеснице, облаченный, как статуя Юпитера Капитолийского: в тунику, расшитую пальмовыми ветвями, и пурпурную с золотом тогу; лицо триумфатора разрисовывали красной краской, чтобы оно больше напоминало выкрашенное киноварью терракотовое изваяние бога. В руке он сжимал скипетр из слоновой кости, увенчанный фигурой орла, а для еще большего сходства со статуей специальный раб, стоявший за спиной, держал над его головой золотой венок.

С триумфатором в город входили пленники, захваченные на войне, и вносилась дорогая добыча. За ним ехали военачальники и шли солдаты победоносной армии. Вся эта процессия проходила по городу к храму Юпитера, там совершалось благодарственное жертвоприношение, и триумфатор оставлял у ног статуи лавровый венок, которым был увенчан как победитель, тем самым разделяя с Юпитером свой военный успех. Стать живым воплощением великого бога триумфатор мог только на время своего триумфа, и чтобы он не забывал, что на самом деле остается лишь обычным человеком, по преданию, раб, несший за ним золотой венок, нашептывал ему на ухо: «Memento mori», что в данном случае можно перевести как «Помни, что ты смертен».

В храме Юпитера Феретрия хранилась и древнейшая реликвия – священный камень Юпитера, бывший его олицетворением до тех времен, когда богам начали ставить статуи. Камень это был, видимо, кремнем для высекания искры, потому что действие это по виду немного напоминало вспышку молнии.

Интересным образом характеризует Юпитера и фигура его жреца, flamen Dialis. Принято считать, что эту должность учредил царь Нума Помпилий, а до него функцию главного жреца Юпитера исполняли сами цари. На жреца Юпитера ложилась масса различных сакральных ограничений. Так, например, он не должен был прикасаться к покойнику и вообще ко всему, что относилось к культу мертвых: бобам, собаке, козе, и даже само слово «бобы» он не имел права произносить. Это оттого, что в древности люди полагали, будто бы царь-жрец обладал особой магической силой, обеспечивающей благоденствие всей общины, и боялись, как бы он не осквернил эту силу прикосновением к нечистому.

Точно так же опасались ограничить, связать его магическую силу, поэтому жрецу Юпитера запрещалось носить кольца и узлы на одежде, а также принимать в своем доме человека в оковах: последнего тут же расковывали, а оковы выбрасывали.

Во многих ранних культурах есть следы таких, странных на первый взгляд, табу: они окружали вождей, наделенных как военной, так и сакральной властью. Это вполне убедительно свидетельствует, что в древнейшие времена жрецами Юпитера были предводители общин, а значит, и сам Юпитер считался покровителем верховной власти.

По мере роста римского могущества культ Юпитера Всеблагого стал олицетворением величия государства, которым римляне необычайно гордились и ставили превыше всего. В честь Юпитера устраивались приуроченные к идам осени великолепные Римские, Капитолийские и Плебейские игры с конными и атлетическими состязаниями, а самой грозной и нерушимой клятвой как в частной, так и в общественной жизни римлян стала считаться клятва Юпитером.

Триумф Тита. Художник Л. Альма-Тадема

fictionbook.ru

Мифы и факты о Древнем Риме и его обитателях

Все, что мы знаем о Древнем Риме и римлянах до нас донесли либо занятия в школе, либо, что ближе к истине, Голливуд, наснимавший кучу исторически неточных фильмов, вроде «Гладиатора», «Спартака», «Последнего легиона» или «Калигулы». Поэтому сложившиеся мнение об этих людях у нас не всегда совсем верное. Нет, они не только предавались оргиям, завоевывали все, что видели, и в итоге настолько погрязли в роскоши, что хватило кучки варваров, чтобы этот самый Рим разрушить. Давайте развеем хотя бы некоторые мифы, а заодно узнаем то, что никогда прежде нам даже в голову не приходило.

1. И самое распространенное заблуждение: поднятый вверх палец мог спасти поверженного гладиатора от неминуемой смерти на арене. На самом деле во всем виноват художник Жан-Леон Жером, написавший в 1872 году картину Pollice Verso, где беснующаяся толпа показывает опущенные вниз пальцы. Ничего общего с реальностью: во-первых, решать, убивать или нет проигравшего, имел только император; во-вторых, он показывал большой палец, направив его параллельно земле и указывая на сердце, что в любом случае означало лишь одно — «добей его»; а вот жизнь бедняге мог даровать лишь сжатый кулак, что означало — «убери меч в ножны и оставь его». Уже в наши дни полотно Жана-Леона Жерома вдохновило кинорежиссера Ридли Скотта снять блокбастер «Гладиатор», в котором император Коммод показывает этот жест, наполненный неверным содержанием.

2. Второе по значимости распространенное заблуждение: римляне во время пиров жрали, как подорванные, до такой степени, что не могли после проглотить и крошки. Чтобы облегчить желудки и продолжить пиршество, они уходили в специальную комнату и там вызвали искусственную рвоту, после чего вновь возвращались за стол. Комната, якобы, называлась «вомиториум». И эта ошибка пришла к нам из английского языка, где «vomit» — означает рвоту. На самом деле, вомиториум означает ни что иное, как проход между рядами в амфитеатрах, позволяющий зрителям, как и в современных кино- и просто театрах, поскорее достигнуть своего места. Реальных подтверждений неуемному обжорству римлян нет.

3. Плебеи — отнюдь не самое нищая, никчемная и бессмысленная прослойка римских граждан. Начнем с того, что они были свободными людьми, тогда как почти 40% населения Рима были рабами. Плебеи просто не относились к привилегированному классу. Часто плебеи были очень даже богатыми, что, однако, отнюдь не давало им права поменять, или, тем более, купить другой социальный статус. (Кажется, кое-кому в высшей власти, неплохо было бы перенять эту замечательную римскую практику).

4. Рабы, о которых написано так много слезовыжимательных историй и снято не меньше печальных фильмов, на самом деле, почти ни в чем себе не отказывали. Более того, внешне ничем не отличались от свободных граждан: носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. В начале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много. Не то, чтобы они жили в свое удовольствие, но и ничего трагического в их существовании не было.

5. Римляне надевали тогу только по большим праздникам, или при необходимости похода в сенат. Она была просто банально неудобна и мешала ходить. В остальное время они носили разновидность греческой туники — столу, менее красивую, но более практичную. Разница между туникой и тогой заключалась в том, что тогда состояла из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову, заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Целиком в пурпурный цвет, как вам известно еще с уроков истории, могли окрашиваться лишь одежды императора.

6. На самом деле, Гай Юлий Цезарь не произносил своей сакраментальной фразы «И ты, Брут?» Светоний утверждает, что он сказал следующее: Και συ Τέκνον (kai su teknon). Это древнегреческий, между прочим. А Цезарь говорил свободно на обоих языках — и греческом, и латыни. Вообще же, в контексте, фраза, скорее, означает: «И тебя тоже, дитя (постигнет та же участь)». Многие историки утверждают, что Цезарь прекрасно знал о готовившемся на него покушении и всех участников заговора поименно, но сознательно отправился в Сенат на встречу своей гибели. Удивленным предательством Брута, являвшимся его сводным братом, Цезаря сделал Шекспир своей знаменитой фразой: «And thou, Brutus?», имевшей мало отношения к реальности.

7. Отнюдь не все гладиаторы были мужчинами, как любит нам напоминать Голливуд. Римляне, любившие жестокие зрелища, первыми осознали, что женский пол обладает великим состязательным духом и яростью, и может устраивать великолепные зрелища. Древние римляне обожали гладиаторские бои, а женщины-гладиаторы были особо привлекательны для болельщиков, – они сражались даже более свирепо, чем мужчины и умирали не менее мужественно, чем они. Впервые женщины-гладиаторы (гладиатрикс) упоминаются во времена императора Нерона, но существовали они и во времена правления Флавиана и Траяна. Обычно, в гладиатриксы шли женщины из низшего класса, которые хотели денег и внимания. Правда император Северий позже запретил участие женщин в состязаниях, но историки показывают, что этот запрет очень часто игнорировался.

8. Нерон не поджигал Рим! И уж тем более не любовался тем, как он горит, стоя на одном из холмов с изумрудным моноклем. На самом деле Нерон в тот момент вообще находился в Антиуме (город в Лации, где он родился), и услышав о пожаре, начавшемся на складах с легковоспламеняющимися товарами, незамедлительно вернулся в Рим. Проведя недолгое расследование, Нерон обвинил в поджоге «секту, называющую себя христианами», и велел «побить их камнями, как собак, распять и сжечь». Многочисленные историки подтверждают, что он не был так уж неправ.

9. Римляне изобрели центральное отопление! Нет, правда, не то, чтобы оно было так нужно в их теплом климате, но иногда даже в солнечной Италии зимой бывает промозгло. Собственно, отапливался пол. Богатые граждане строили свои дома так, чтобы под ними было что-то вроде подполья, куда загружали угли, качественное и ровное горение которых обеспечивали, само собой, рабы.

10. В Древнем Риме изобрели бетон. Точнее, его прообраз, в состав которого входила вулканическая пыль, лимонный сок, яйца и вода. Строили быстро, потому что у состава была неприятная особенность мгновенно застывать. Кстати, сооруженный во времена императора Адриана (118-125 гг.) Пантеон, был построен именно из бетона, без единого камня. И стоит до сих пор. И был самым крупной бетонной постройкой вплоть до 19 века.

11. И придумали уже давно ставшие нам привычными таблички. Одни, выложенные мозаикой у порога, гласили: «Cave Canem» (Осторожно, собака!), вторые вешали на паланкины: «Infantia en Carrus», ну, типа — «Ребенок в машине».

12. Первый брачный договор тоже был придуман в Риме. Точнее, даже не договор, а роспись брачующихся в специальной книге. Не удивительно, что именно римляне начали первыми носить кольца, как знак того, что они женаты.

13. А вот мыло, к сожалению, изобрели вовсе не римляне. Известные своим нежным пристрастиям к термам (баням), куда древние итальянцы, в зависимости от статуса и благосостояния наведывались почти каждый день, мылись римляне следующим образом: обмазывались оливковым маслом, а потом соскребали его со своего тела, часто с помощью рабов, при помощи деревянной палочки из оливкового же дерева. Таким образом удалялась и грязь и отмершие клетки. Что, поверьте, намного лучше традиционного мыла, которое сушит кожу и вызывает ее преждевременное старение.

14. Почти все римские акведуки, щедро разбросанные, скажем, по всей Западной Европе, очень-очень высокие — минимум 20-метровые. Тому есть множество причин, но самые главные: воду, питьевую и для прочих нужд, не могли просто так воровать, а враги не могли ее отравить. Кстати, некоторые из римских акведуков действуют до сих пор, и если в других местах и не могут удовлетворить потребность жителей в воде, то в испанской Сеговии справляются с этим в полном объеме.

15. В самый расцвет Римской Империи в столице проживало более миллиона человек, что делает Рим первым мегаполисом на Земле, население которой в те годы вряд ли превышало 50 миллионов. Кстати, миллион человек, проживал, скажем в Лондоне, самом крупном городе Европы, в 19 веке. По последней переписи населения, в Риме живет 2,7 миллиона. В общем-то, глобально ничего не поменялось.

16. О возникновении Рима есть легенда, которую знают почти все, но которая не имеет под собой особых оснований. По легенде, дедушкой Ромула и Рэма был император Альба, их матерью — весталка (жрица Весты, богини очага, вечно остающаяся девственной — если весталка лишалась девственности, даже в процессе изнасилования, ее зарывали в землю заживо, после чего, сами понимаете, получался труп), а отцом, предположительно, бог войны Марс. Девушку, учитывая ее высокий ранг, заживо не закопали, она благополучно родила сыновей-близняшек, которых, однако, незамедлительно бросили в реку Тибр. Младенцев волна выбросила на берег, и они выжили, вскормленные молоком волчицы, оставшейся без щенков, и тем, что приносил им в своем клюве дятел. Это все знают, как и то, что, находясь в отрочестве, два брата взобрались на холм, и решили, что здесь будет город. А потом Ромул замочил Рэма. Чтобы под ногами не мешался. А потом украл сабинянок, потому что на холмах жили только пастухи и беглые рабы, а женщин не водилось вовсе. Красивая и общепринятая сказка. На самом деле, что, скорее всего, название поселению дали этруски, их слово rhome — означает и «силу», и «реку».

17. Первый супермаркет тоже открыли в Риме. По указанию императора Траяна, правившего в 97-117 годах нашего века. Супермаркет был самым настоящим — здание с несколькими этажами и 150 магазинами, где продавали все, начиная от еды и заканчивая лошадями и повозками.

18. Древние римляне верили, что увидеть сову — к несчастью, вдыхание аромата цикламенов спасет от облысения, а звон колокольчиков облегчает роды.

19. Если вы думаете, что сурово с новорожденными обращались только спартанцы, сбрасывавшие с утеса слабых и хилых младенцев, то будете в корне неправы. Римляне детей тоже не сильно долюбливали. Новорожденного младенца, через несколько часов после появления на свет, приносили отцу. Если он брал его на руки, его растили дальше. Если, по какой-то причине (плохое настроение, похмелье, просто не понравилось), отец отказывался усадить своего отпрыска на колени, ребенка относили подальше от города и там оставляли умирать.

20. Человек мог лишиться Римского гражданства, если дезертировал из армии, наносил себе сознательные увечья, дабы не служить, и уклонялся от уплаты налогов.

21. Развод у римлян происходил довольно быстро. Да, да, развод существовал, но это было еще до появления на территории Италии города Ватикана со всеми вытекающими. По закону, «Tuas res tibi habeto», все, что твое, остается тебе. Если в браке родились дети, они оставались с отцом, женщине же полагались «отступные» и все, что она принесла (и привнесла) в дом мужа.

И бонус факт: Рим сгубили не варвары, а инфляция. В период с 200 по 280 года нашей эры, стоимость меры зерна подскочила в цене с 16 до 120 000 драхм.

excitermag.net


Смотрите также