Как в старину назывался древний исландский поэт? - Знайка. Древний исландский поэт
Как в старину назывался древний исландский поэт?
Как в старину назывался древний исландский поэт?
Понятие -
относится к девятому веку. Это одна из разновидностей в истории культуры скандинавских стран. Особенность этого вида творчества - буквальное отражение реальных фактов без всякого художественного украшения. А самих авторов подобных сказаний - стихов , называли - СКАЛЬД.
Каждый, кто хотя бы приблизительно знаком со скандинавской литературой, достаточно быстро вспомнит ответ на этот вопрос. Исландская поэзия достаточно своеобразна, что-то может быть непонятным, поскольку очень желательно предварительно изучить древнескандинавский фольклор, народный эпос (как основу). Но название поэтов запоминается легко - это quot;скальдыquot;.
Ответ: quot;Скальдquot;.
Древних исландских поэтов в старину называли СКАЛЬДами.
Скальдическая поэзия возникла ещ в первой половине 9 века. В отличие от второй ветви скандинавской поэзии - эддической - скальдическая отличалась изощрнной формой вкупе с весьма бедным содержанием.
А вот я знаком с творчеством некогда популярной в Советском Союзе группой quot;Скальдыquot;, может в этом названии есть дань уважения старинным древнеисландским поэтам, жившие от Польши далеко за лесами и морями. Как бы там не было, но правильный ответ вопроса quot;СКАЛЬДquot;.
Древний исландский поэт назывался скальд. Слово, возможно, происходит от однокоренного исландского слова скальдинавской литературы. Дело в том, что эти поэты - скальды очень ценились при дворах или дружинах конунгов, их щедро могли вознаграждать. Основной жанр их поэзии были драпы, то есть боевая песня. Их искусство очень ценилось.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно быть хоть немного знакомым с культурой Исландии. В древней Скандинавии был такой вид поэзии, как Скальдическая поэзия. Всю поэзию Скандинавии и Исландии можно разделить на эддическую, она отличалась простотой формы, и на скальдическую поэзию, которая отличалась изощренной формой, но зачастую бедным содержанием.
Древнескандинавский поэт-певец звался Скальдом, жили эти поэты при дворах. Основными жанрами их поэзии были - драпа, то есть боевая песня, нид и виса. Произведения скальдов очень ценились и за хорошее произведение поэт мог получить целое состояние в награду.
Ответ - С К А Л Ь Д.
Древний исландский поэт назывался скальд. А вам зачем это?
Древние исландцы внесли огромный вклад в мировую литературу всем была известна поэзия скальдов. Самым известным скальдом старого времени был Эгиль Скаллагримссон, его жизнь даже описале в quot;Саге об Эгилеquot;. Правильный ответ: Скальд.
Хоть и древняя Скандинавия была весьма варварской страной, но даже там была своя культура, в том числе и поэзия, которая называлась Скальдической. Отсюда и название поэта древней Исландии - СКАЛЬД. Таким и будет правильный ответ.
Ничего сложного я в этом вопросе, ведь практически все люди, кто немного интересуется историей, могут вам дать точный и верный ответ. А ответ на этот вопрос о древнем исландском поэте будет таким - это СКАЛЬД.
info-4all.ru
Как в старину назывался древний исландский поэт?
1
Авто и мото
Автоспорт
Автострахование
Автомобили
Сервис, Обслуживание, Тюнинг
Сервис, уход и ремонт
Выбор автомобиля, мотоцикла
ГИБДД, Обучение, Права
Оформление авто-мото сделок
Прочие Авто-темы
ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Искусство и развлечения
Концерты, Выставки, Спектакли
Кино, Театр
Живопись, Графика
Прочие искусства
Новости и общество
Светская жизнь и Шоубизнес
Политика
Общество
Общество, Политика, СМИ
Комнатные растения
Досуг, Развлечения
Игры без компьютера
Магия
Мистика, Эзотерика
Гадания
Сны
Гороскопы
Прочие предсказания
Прочие развлечения
Обработка видеозаписей
Обработка и печать фото
Прочее фото-видео
Фотография, Видеосъемка
Хобби
Юмор
Другое
Военная служба
Золотой фонд
Клубы, Дискотеки
Недвижимость, Ипотека
Прочее непознанное
Религия, Вера
Советы, Идеи
Идеи для подарков
товары и услуги
Прочие промтовары
Прочие услуги
Без рубрики
Бизнес
Финансы
здоровье и медицина
Здоровье
Беременность, Роды
Болезни, Лекарства
Врачи, Клиники, Страхование
Детское здоровье
Здоровый образ жизни
Красота и Здоровье
Eда и кулинария
Первые блюда
Вторые блюда
Готовим в …
Готовим детям
Десерты, Сладости, Выпечка
Закуски и Салаты
Консервирование
На скорую руку
Напитки
Покупка и выбор продуктов
Прочее кулинарное
Торжество, Праздник
Знакомства, любовь, отношения
Дружба
Знакомства
Любовь
Отношения
Прочие взаимоотношения
Прочие социальные темы
Расставания
Свадьба, Венчание, Брак
Компьютеры и интернет
Компьютеры
Веб-дизайн
Железо
Интернет
Реклама
Закуски и Салаты
Прочие проекты
Компьютеры, Связь
Билайн
Мобильная связь
Мобильные устройства
Покупки в Интернете
Программное обеспечение
Java
Готовим в …
Готовим детям
Десерты, Сладости, Выпечка
Закуски и Салаты
Консервирование
образование
Домашние задания
Школы
Архитектура, Скульптура
бизнес и финансы
Макроэкономика
Бухгалтерия, Аудит, Налоги
ВУЗы, Колледжи
Образование за рубежом
Гуманитарные науки
Естественные науки
Литература
Публикации и написание статей
Психология
Философия, непознанное
Философия
Лингвистика
Дополнительное образование
Самосовершенствование
Музыка
наука и техника
Технологии
Выбор, покупка аппаратуры
Техника
Прочее образование
Наука, Техника, Языки
Административное право
Уголовное право
Гражданское право
Финансовое право
Жилищное право
Конституционное право
Право социального обеспечения
Трудовое право
Прочие юридические вопросы
путешествия и туризм
Самостоятельный отдых
Путешествия
Вокруг света
ПМЖ, Недвижимость
Прочее о городах и странах
Дикая природа
Карты, Транспорт, GPS
Климат, Погода, Часовые пояса
Рестораны, Кафе, Бары
Отдых за рубежом
Охота и Рыбалка
Документы
Прочее туристическое
Работа и карьера
Обстановка на работе
Написание резюме
Кадровые агентства
Остальные сферы бизнеса
Отдел кадров, HR
Подработка, временная работа
Производственные предприятия
Профессиональный рост
Прочие карьерные вопросы
Работа, Карьера
Смена и поиск места работы
Собственный бизнес
woprosi.ru
Как в старину назывался древний исландский поэт?
Все категории
Автомобили 322
Интернет 1,879
Красота и Здоровье 2,852
Компьютеры 681
Кулинария 2,214
Культура и искусство 1,052
Литература 272
Мобильные телефоны 323
Медицина 1,245
Мода 467
Наука 1,431
Отношения 1,963
Общество 2,625
Общие 9,455
Отзывы 507
Отдых и Туризм 655
Программы 387
Политика 562
Психология 262
Работа и Финансы 870
Развлечения 16,468
Религия 578
Советы 1,069
Строительство и Ремонт 289
Семья 381
Спорт 497
Техника 286
Фильмы и Актеры 3,321
Флора и Фауна 1,650
Юриспруденция 135
Вопросы для взрослых 426
Знайка
Общие
Как в старину назывался древний исландский поэт?
Ваш комментарий к вопросу:
1 Ответ
Ваш комментарий к ответу:
Похожие вопросы
Как бороться с паразитами и вредителями можно прочитать здесь
znauka.ru
Исландская литература — WiKi
Исла́ндская литерату́ра (литерату́ра Исла́ндии) — литература на исландском языке, либо написанная исландскими авторами на других языках. Первые памятники исландской литературы относятся к началу заселения Исландии викингами.
Средневековая языческая исландская литература
Образец рукописи из «Саги о Ньяле» Титульный лист «Младшей Эдды», изданной в XVIII веке
Средневековая исландская литература уникальна и богата. Уникальность её заключается не только в том, что она единственная из древнегерманских литератур, сохранившая дохристианские мифы и народный эпос, но и в том, что исландцы сохранили древнеисландский, или что почти то же самое — древненорвежский язык, который почти не изменился в течение многих веков, и теперь образцы средневековой исландской литературы для современных исландцев представляют такую же ценность, как и для первых поселенцев Исландии. Предки скандинавских народов — викинги, принесли с собой на остров два вида поэзии — эддическую и скальдическую.
Эддическая поэзия
Эдда — основное произведение германо-скандинавской мифологии. Состоит из двух версий: Старшая Эдда (поэтический сборник мифов Скандинавии), а также Младшая Эдда (произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, задуманное как учебник скальдической поэзии[1]. Обе Эдды написаны в XIII веке. По форме эдда — древнегерманский аллитерационный стих. По содержанию они отчасти мифологические, отчасти афористические или дидактические и отчасти — героические.
Скальдическая поэзия
Скальдическая поэзия — более распространенная форма поэзии в древней Скандинавии и в частности — в Исландии. Первые скальды были норвежцами. В Х в. искусство скальдов получило широкое распространение в Исландии. С этого времени большинство скальдов при дворах знати происходили из Исландии. Наиболее известные скальды: Браги Боддасон (IX в.), Эгиль Скаллагримссон (ок. 910 — ок. 990), Кормак Эгмундарсон (X в.), Снорри Стурлусон и др.
Средневековая христианская исландская литература
С принятием христианства в X веке, в Исландию пришла письменность и стали развиваться письменные литературные жанры — саги и поэмы.
Сага — прозаическое произведение разных видов. Некоторых саги — фактографические, в них описаны реальные факты и люди, а в другие — мифо-героические. Одни из самых известных саг — «Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле» и «Сага о Гисли», которые являются родовыми сагами — прозаическими произведениями, связанными с устной народной традицией. Королевские саги — рассказы из истории Норвегии до середины 13 века, лучшая из которых — «Хеймскрингла», написанная Снорри Стурлусоном в начале 13 века. В 13-14 веках были созданы саги древних времен, рассказывающие о людях, живших до 10 века. Хроники норвежских королей начались в 12 в. полулегендарными сагами о первых королях-христианах — Олаве Трюггвасоне и Олаве Харальдссоне Святом.
В 14-15 веках большую популярность завоевывают римы, несколько видоизмененные французские баллады. Но большое распространение получили также поэмы. Самая известная поэма этого времени — «Лилия», написанная Э. Аусгримссоном, а самые выдающиеся стихи, написанные Й. Арасоном, последним католическим епископом Исландии, казненным 7 ноября 1550.
В Исландии Новый Завет был издан в 1540, Библия — в 1584, вершиной же культовой литературы стали прекрасные «Гимны о Страстях Господних» Х. Пьетурссона и «Домашние проповеди» епископа Й. Видалина.[2].
В эпоху Возрождения в Скандинавии коллекционеры из Дании, Норвегии, Швеции и Исландии стали собирать исландские рукописи, которые уже тогда очень высоко ценились, потому что уже тогда, в XVII веке, считались стариной, но и конечно имели литературную, художественную ценность. Большую роль в коллекционировании и сохранении исландского литературного наследия сыграл А. Магнуссон.[2].
Современная исландская литература
Портрет Х. Лакснесса, написанный Эйнаром Хаконарсоном
Главным направлением в исландской литературе XIX века являлся романтизм. Впервые романтизм заявил о себе в мужественных стихах Б. Тораренсена (1786—1841) и прозрачных строфах Й. Хатльгримссона (1807—1845). Первые исландские романтики равнялись на средневековые эдды и зарубежных романтиков своего времени.
Самые известные исландские писатели XIX века — Б. Грёндаль, Г. Томсен, М. Йохумссон, С. Торстейнссон, С. Эгилссон, Й. Арнасон, М. Йохумссон, И. Эйнарссон, Й. Тородсен и другие. Перу последнего принадлежит первый исландский роман «Юноша и девушка».
В 80-е годы XIX века в Исландию пришел реализм, отмеченный социалистическими, антиклерикальными и интернационалистскими тенденциями. Самые известные исландские реалисты — Х. Хафстейн, Г. Паульссон, Й. Стефаунссон, С. Стефанссон, Т. Эрлингссон и другие. На рубеже веков обозначился поворот реалистов к национальным идеям, в сторону идеализма и даже религии. Эта тенденция заметна в творчестве великого поэта-философа Э. Бенедихтссона, прозаика-спиритиста Э. Кварана, романиста Й. Трести (настоящее имя — Г. Магнуссон) и крестьянского поэта и романиста Г. Фридйоунссона.
В конце XIX века и в начале XX века некоторые исландские писатели с целью расширить круг своих читателей писали на датском языке. Среди них самые известные — Й. Сигурйоунссон, чья драма «Горный Эйвинд» получила европейское признание; Г. Камбан и Г. Гуннарссон, ставивший психологические и философские проблемы в своих масштабных произведениях «Церковь на горе» и «Черная чайка».
В 20-е годы XX века в исландской литературе появились новые направления, главный из которых — модернизм. Наиболее видными лирическими поэтами-модернистами были Д. Стефаунссон и Т. Гудмундссон, а самыми значительными романистами — Г. Хагалин, с большим юмором изображавший жизнь моряков и простых людей и тяготевший к реализму и социализму, и писавший по-исландски и по-норвежски К. Гудмундссон — непревзойденный мастер романтически окрашенного рассказа о любви.
В середине 20-х годов Т.Тоурдарсон написал свой роман «Письма к Лауре», который был новым словом в исландской литературе, однако истинным основоположником новой экспрессионистской, сюрреалистической манеры письма стал Халлдор Кильян Лакснесс — лауреат Нобелевской премии. В 1930-е годы он опубликовал три монументальных романа — «Салка Валка», «Самостоятельные люди» и «Свет мира». Огромной популярностью пользовалась в Исландии и Скандинавии его историческая трилогия «Исландский колокол». В 1955 Лакснессу была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Новейшей исландской литературе присуще отдаление от традиций исландской литературы. Самыми яркими новаторами новейшей исландской литературы являются — Г. Даниельссон, О. Й. Сигюрдссон, Хадльгримюр Хельгасон, Арнальд Индридасон, Тор Вильхельмссон и Г. Бергссон, чей горький, причудливый роман «Тоумас Йоунссон, бестселлер» (1966) имел скандальный успех. Перу А. Тоурдарсона, самого крупного исландского драматурга, принадлежат также несколько нашумевших романов.
Примечания
Литература
Исландская литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Стеблин-Каменский М. И. Древнеисландский язык — 2-е изд. — М: Едиториал УРСС, 2002. — С 288. — ISBN 5-354-00039-4.
Андрессон К. Современная исландская литература. 1918—1948. — М., 1957.
Стеблин-Каменский М. И. Скандинавский эпос. Старшая Эдда. Младшая Эдда. Исландские саги. — М: АСТ, 2009. — С 858. — ISBN 978-5-17-054196-6.
Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. — М., 1979.
Литературная энциклопедия в 11 тт. — М.: 1929—1939.
Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. — Л: Наука, 1967. — С 183.
Ссылки
ru-wiki.org
Исландская литература — Википедия РУ
Исла́ндская литерату́ра (литерату́ра Исла́ндии) — литература на исландском языке, либо написанная исландскими авторами на других языках. Первые памятники исландской литературы относятся к началу заселения Исландии викингами.
Средневековая языческая исландская литература
Образец рукописи из «Саги о Ньяле» Титульный лист «Младшей Эдды», изданной в XVIII веке
Средневековая исландская литература уникальна и богата. Уникальность её заключается не только в том, что она единственная из древнегерманских литератур, сохранившая дохристианские мифы и народный эпос, но и в том, что исландцы сохранили древнеисландский, или что почти то же самое — древненорвежский язык, который почти не изменился в течение многих веков, и теперь образцы средневековой исландской литературы для современных исландцев представляют такую же ценность, как и для первых поселенцев Исландии. Предки скандинавских народов — викинги, принесли с собой на остров два вида поэзии — эддическую и скальдическую.
Эддическая поэзия
Эдда — основное произведение германо-скандинавской мифологии. Состоит из двух версий: Старшая Эдда (поэтический сборник мифов Скандинавии), а также Младшая Эдда (произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, задуманное как учебник скальдической поэзии[1]. Обе Эдды написаны в XIII веке. По форме эдда — древнегерманский аллитерационный стих. По содержанию они отчасти мифологические, отчасти афористические или дидактические и отчасти — героические.
Скальдическая поэзия
Скальдическая поэзия — более распространенная форма поэзии в древней Скандинавии и в частности — в Исландии. Первые скальды были норвежцами. В Х в. искусство скальдов получило широкое распространение в Исландии. С этого времени большинство скальдов при дворах знати происходили из Исландии. Наиболее известные скальды: Браги Боддасон (IX в.), Эгиль Скаллагримссон (ок. 910 — ок. 990), Кормак Эгмундарсон (X в.), Снорри Стурлусон и др.
Средневековая христианская исландская литература
С принятием христианства в X веке, в Исландию пришла письменность и стали развиваться письменные литературные жанры — саги и поэмы.
Сага — прозаическое произведение разных видов. Некоторых саги — фактографические, в них описаны реальные факты и люди, а в другие — мифо-героические. Одни из самых известных саг — «Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле» и «Сага о Гисли», которые являются родовыми сагами — прозаическими произведениями, связанными с устной народной традицией. Королевские саги — рассказы из истории Норвегии до середины 13 века, лучшая из которых — «Хеймскрингла», написанная Снорри Стурлусоном в начале 13 века. В 13-14 веках были созданы саги древних времен, рассказывающие о людях, живших до 10 века. Хроники норвежских королей начались в 12 в. полулегендарными сагами о первых королях-христианах — Олаве Трюггвасоне и Олаве Харальдссоне Святом.
В 14-15 веках большую популярность завоевывают римы, несколько видоизмененные французские баллады. Но большое распространение получили также поэмы. Самая известная поэма этого времени — «Лилия», написанная Э. Аусгримссоном, а самые выдающиеся стихи, написанные Й. Арасоном, последним католическим епископом Исландии, казненным 7 ноября 1550.
В Исландии Новый Завет был издан в 1540, Библия — в 1584, вершиной же культовой литературы стали прекрасные «Гимны о Страстях Господних» Х. Пьетурссона и «Домашние проповеди» епископа Й. Видалина.[2].
В эпоху Возрождения в Скандинавии коллекционеры из Дании, Норвегии, Швеции и Исландии стали собирать исландские рукописи, которые уже тогда очень высоко ценились, потому что уже тогда, в XVII веке, считались стариной, но и конечно имели литературную, художественную ценность. Большую роль в коллекционировании и сохранении исландского литературного наследия сыграл А. Магнуссон.[2].
Современная исландская литература
Портрет Х. Лакснесса, написанный Эйнаром Хаконарсоном
Главным направлением в исландской литературе XIX века являлся романтизм. Впервые романтизм заявил о себе в мужественных стихах Б. Тораренсена (1786—1841) и прозрачных строфах Й. Хатльгримссона (1807—1845). Первые исландские романтики равнялись на средневековые эдды и зарубежных романтиков своего времени.
Самые известные исландские писатели XIX века — Б. Грёндаль, Г. Томсен, М. Йохумссон, С. Торстейнссон, С. Эгилссон, Й. Арнасон, М. Йохумссон, И. Эйнарссон, Й. Тородсен и другие. Перу последнего принадлежит первый исландский роман «Юноша и девушка».
В 80-е годы XIX века в Исландию пришел реализм, отмеченный социалистическими, антиклерикальными и интернационалистскими тенденциями. Самые известные исландские реалисты — Х. Хафстейн, Г. Паульссон, Й. Стефаунссон, С. Стефанссон, Т. Эрлингссон и другие. На рубеже веков обозначился поворот реалистов к национальным идеям, в сторону идеализма и даже религии. Эта тенденция заметна в творчестве великого поэта-философа Э. Бенедихтссона, прозаика-спиритиста Э. Кварана, романиста Й. Трести (настоящее имя — Г. Магнуссон) и крестьянского поэта и романиста Г. Фридйоунссона.
В конце XIX века и в начале XX века некоторые исландские писатели с целью расширить круг своих читателей писали на датском языке. Среди них самые известные — Й. Сигурйоунссон, чья драма «Горный Эйвинд» получила европейское признание; Г. Камбан и Г. Гуннарссон, ставивший психологические и философские проблемы в своих масштабных произведениях «Церковь на горе» и «Черная чайка».
В 20-е годы XX века в исландской литературе появились новые направления, главный из которых — модернизм. Наиболее видными лирическими поэтами-модернистами были Д. Стефаунссон и Т. Гудмундссон, а самыми значительными романистами — Г. Хагалин, с большим юмором изображавший жизнь моряков и простых людей и тяготевший к реализму и социализму, и писавший по-исландски и по-норвежски К. Гудмундссон — непревзойденный мастер романтически окрашенного рассказа о любви.
В середине 20-х годов Т.Тоурдарсон написал свой роман «Письма к Лауре», который был новым словом в исландской литературе, однако истинным основоположником новой экспрессионистской, сюрреалистической манеры письма стал Халлдор Кильян Лакснесс — лауреат Нобелевской премии. В 1930-е годы он опубликовал три монументальных романа — «Салка Валка», «Самостоятельные люди» и «Свет мира». Огромной популярностью пользовалась в Исландии и Скандинавии его историческая трилогия «Исландский колокол». В 1955 Лакснессу была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Новейшей исландской литературе присуще отдаление от традиций исландской литературы. Самыми яркими новаторами новейшей исландской литературы являются — Г. Даниельссон, О. Й. Сигюрдссон, Хадльгримюр Хельгасон, Арнальд Индридасон, Тор Вильхельмссон и Г. Бергссон, чей горький, причудливый роман «Тоумас Йоунссон, бестселлер» (1966) имел скандальный успех. Перу А. Тоурдарсона, самого крупного исландского драматурга, принадлежат также несколько нашумевших романов.
Примечания
Литература
Исландская литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Стеблин-Каменский М. И. Древнеисландский язык — 2-е изд. — М: Едиториал УРСС, 2002. — С 288. — ISBN 5-354-00039-4.
Андрессон К. Современная исландская литература. 1918—1948. — М., 1957.
Стеблин-Каменский М. И. Скандинавский эпос. Старшая Эдда. Младшая Эдда. Исландские саги. — М: АСТ, 2009. — С 858. — ISBN 978-5-17-054196-6.
Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. — М., 1979.
Литературная энциклопедия в 11 тт. — М.: 1929—1939.
Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. — Л: Наука, 1967. — С 183.
Ссылки
http-wikipediya.ru
Эпос раннего Средневековья. Ирландские саги. Поэзия скальдов
В эпоху раннего средневековья (V—XI вв.) литература в странах Западной Европы развивалась преимущественно на латинском языке, чуждом и непонятном народу.
Это была пора становления феодального строя. С каждым столетием усиливалась эксплуатация крестьянства, усугублявшаяся беспрерывными междоусобными войнами. Феодалы, стремившиеся подавить народное недовольство, внушали народу идею покорности и послушания. Они опирались на христианскую церковную идеологию с ее проповедью смирения, отказа от земных благ, упования на вечное блаженство в загробном мире. Культура, полученная в наследство от древнего мира, пришла в это время в глубочайший упадок. Христианская церковь уничтожила почти все ее сокровища. В монастырских библиотеках хранились лишь некоторые рукописные книги античности. Церковные, монастырские школы были единственным очагом образования: ведь священнослужители должны были уметь читать по-латыни церковные книги.
Церковь воспитывала презрение к живому народному языку, культивировала «священную» латынь, непонятную народу. Переписывались и распространялись сочинения «отцов церкви», духовные стихи, жития святых.
Однако христианское мировоззрение и авторитет церкви не могли полностью подчинить духовную жизнь народа. В пору раннего средневековья существовало и развивалось устное народное творчество. В отличие от ученой церковной литературы народные песни, сказки, предания слагались на живых языках народов, населявших европейские земли, отражали их жизнь, нравы, верования.
Когда в дальнейшем у этих народов появилась своя письменность, произведения народного творчества были записаны. Так они дошли до нас.
К наиболее ранним произведениям устного народного творчества средневековой Европы относятся предания древних ирландцев, так называемые «ирландские саги», возникшие во II—VI вв. и сохраненные народными певцами-бардами. В самых ранних из них, героических сагах, отражена жизнь ирландских кланов (так назывались у древних ирландцев род, семейная община) в эпоху распада родового строя, их обычаи, междоусобные войны.
Особенно интересен цикл саг древнеирландского племени уладов. Герой этих саг — сказочный богатырь Кухулин — одарен сверхъестественной силой, мудростью, благородством. Для него ничего нет выше долга перед кланом. Кухулин гибнет, защищая Ирландию от чужеземцев, приплывших с Севера.
К более позднему времени относятся фантастические саги — поэтические сказания о бесстрашных ирландских моряках, бороздивших на своих утлых суденышках суровые северные моря и океаны. Географические открытия древних ирландцев, знавших путь на Исландию и Гренландию и, видимо, доплывавших до Северной Америки, запечатлены в сказочном мире фантастических саг с их чудесными островами и заколдованными землями.
Кельтские племена, к которым принадлежали древние ирландцы, населяли в древности Британские острова и большую часть нынешней Франции, Бельгии и Испании. Они оставили богатое поэтическое наследие. Заметную роль в дальнейшем развитии средневековой литературы сыграли кельтские предания о сказочном короле Артуре и его рыцарях, сложенные в Британии и перенесенные затем в Северную Францию. Они стали известны по всей Западной Европе.
Великим памятником устной поэзии раннего средневековья является также и «Старшая Эдда» — сборник песен на древнеисландском языке, дошедший до нас в рукописи XIII в. и названный так в отличие от «Младшей Эдды», несколько ранее найденного трактата о творчестве исландских певцов-скальдов.
В IX в. свободные норвежские земледельцы под натиском усиливающегося феодального гнета стали переселяться в Исландию, на почти безлюдный остров, затерянный в океане. Здесь возникла своеобразная республика свободных землевладельцев, надолго сохранившая свою независимость и древнюю, дохристианскую культуру.
Переселенцы привезли в Исландию и свою поэзию. На острове сохранились произведения древних скандинавов и возникли новые их варианты, более близкие к сложившимся здесь общественным условиям.
Наиболее древние песни «Старшей Эдды» возникли, очевидно, в IX—X вв., еще до переселения на остров. Они тесно связаны с преданиями континентальных германских племен. В них звучат отголоски гораздо более древних преданий — VI в. Самые поздние песни «Эдды» созданы уже в Исландии, примерно в XII — XIII вв.
«Старшая Эдда» состоит из мифологических, героических и морально-поучительных песен, излагающих житейскую мудрость раннего средневековья.
Цикл мифологических песен повествует о богах древних скандинавов, живущих в небесном городе Асгарде, о верховном божестве мудром Одине, его супруге Фригге, о Торе — боге грома и молнии, о боге войны Тю и коварном Локи — боге огня. В небесном чертоге — Валгалле пируют боги, а вместе с ними воины, принявшие смерть на поле битвы.
В мифологии «Эдды» отразилось классовое расслоение в древних скандинавских племенах, смена религиозных культов в древнеисландском обществе. Одна из самых сильных песен — «Прорицание провидицы» передает трагическое предчувствие катастрофы, нависшей над старым языческим миром и родовым строем; в ней говорится о гибели богов, о конце мира.
Героические песни «Старшей Эдды» полны отзвуков эпохи переселения народов (IV—VI вв.) и исторических битв этой поры. В более поздние песни «Эдды» вошли воспоминания об «эпохе викингов» — древних скандинавских завоевателей, совершавших опустошительные набеги на побережья Европы (IX—XI вв.). Историческое прошлое в этих песнях овеяно дымкой народной фантазии.
Из героических песен «Эдды» наиболее интересен цикл песен о Нифлунгах — сказочных карликах, кузнецах и рудознатцах. Злокозненный Локи отнял у них клад. Золото Нифлунгов, переходя из рук в руки, становится причиной кровавой распри, смерти героев, гибели целых племен. Сюжет этого предания лег в основу средневековой немецкой «Песни о Нибелунгах».
Песни «Эдды» сложились и бытовали веками в народной среде Исландии. В ту же эпоху (X—XII вв.) при дворе скандинавских феодалов расцвела поэзия профессиональных певцов-скальдов — поэтов-дружинников, служивших своему покровителю и мечом, и словом. Среди скальдов было немало выходцев из Исландии, где поэтическое искусство стояло выше, чем в других скандинавских странах. Однако, развиваясь в отрыве от народной основы, поэзия скальдов постепенно утратила величественную простоту «Эдды».
До высокого художественного уровня поднялся в Исландии и жанр прозаических саг (главным образом XII — XIII вв.). В них правдиво и разносторонне изображается жизнь исландского народа эпохи раннего средневековья. Чаще всего такие саги были своеобразной семейной хроникой крестьянского рода («Сага о Ниале»). Иногда сага представляет собой историческое повествование. Например, «Сага об Эрике Красном» рассказывает о викингах, открывших в X в. путь к Америке. Некоторые саги возвращались к старинным преданиям, известным по песням «Эдды». Во многих исландских сагах сохранились важные свидетельства о тесных связях скандинавского Севера и древней Руси («Сага об Олафе Трюгвесене», «Сага об Эймунде»).
Образы народной поэзии раннего средневековья продолжали жить в творениях писателей нового времени. В подражание поэзии кельтов поэт Д. Макферсон написал в XVIII в. свои «Песни Оссиана». Есть несколько «оссиановских» стихотворений и у А. С. Пушкина («Кольна», «Эвлега», «Осгар»).
Мотивы «Эдды» широко использовал немецкий композитор Вагнер (см. ст. «Рихард Вагнер») в своей музыкальной драме «Кольцо Нибелунгов». Из «Эдды» заимствованы сюжеты многих произведений литературы, среди них сюжет драмы Ибсена (см. ст. «Генрик Ибсен») «Воители в Хельгеланде».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Литература Средневековья. Героический эпос. "Песнь о Роланде". Рыцарский роман