Герои древней мифологии. Герои в античной мифологии (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги и герои греческой мифологии. Герои древней мифологии


Герои греческой мифологии

В древнегреческой мифологии существовал класс персонажей, называемых «героями». Герои отличались от богов тем, что были смертны. Чаще это были потомки бога и смертной женщины, реже – богини и смертного мужчины. Герои, как правило, обладали исключительными или сверхъестественными физическими способностями, творческими дарованиями и т.п., но не обладали бессмертием.

Ахилл (Ахиллес). Сын смертного Пелея, царя мирмидонян, и морской богини Фетиды. В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. Ахилл является главным героем «Илиады» Гомера. Ахиллес присоединился к походу против Трои во главе 50-ти или даже 60-ти кораблей, взяв с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла. Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде.

Геракл. Сын бога Зевса и Алкмены, дочери микенского царя. О Геракле созданы многочисленные мифы, наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея. О смерти Геракла также существует множество легенд. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, он бросился в огонь. Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде.

Одиссей. Сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы, внук Автолика и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, был умным и изворотливым оратором. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея».

Персей. Сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Он победил чудовище горгону Медузу, был спасителем царевны Андромеды. Персей упомянут в «Илиаде» Гомера.

Тесей. сын афинского царя Эгея и Эфры, дочь царя Трезена Петфея. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Упомянут уже в «Илиаде» и «Одиссее».

Ясон. Сын царя Иолка Эсона и Полимеды (Алкимеды). Герой, участник Калидонской охоты, предводитель аргонавтов, отправившихся на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном. Упомянут в «Илиаде» и «Одиссее». По одной версии Ясон покончил жизнь самоубийством, повесившись, либо он погиб вместе с Главкой, либо был убит в святилище Геры в Аргосе, по другой версии, он дожил до старости и погиб под обломками обветшавшего «Арго», заснув в его тени.

Гектор. Храбрейший вождь троянского войска, главный троянский герой в «Илиаде». Был сыном последнего троянского царя Приама и Гекубы (второй жены царя Приама). По другим источникам, был сыном Аполлона. Его женой была Андромаха. Убил Патрокла, друга Ахилла, и сам был убит Ахиллом, который несколько раз протащил его тело своей колесницей вокруг стен Трои и затем за выкуп выдал Приаму.

Беллерофонт. Прозвище Гиппоноя. Сын Главка и Евримеды (либо Посейдона и Евриномы). После того, как он убил коринфянина Беллера, его стали называть "убийца Беллера". В мифах об этом герои было не мало описано подвигов.

Орфей. Легендарный певец и музыкант — исполнитель на лире, чьё имя олицетворяло могущество искусства. Сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу.

Пелоп. Сын Тантала и Эврианассы (или Дионы), брат Ниобы, царь и национальный герой Фригии и затем Пелопоннеса. Древнейшее упоминание о ПЕЛОПЕ содержится в «Илиаде» Гомера.

Фороней. Сын Инаха и Мелии. Царь всего Пелопоннеса, либо второй царь Аргоса. Фороней первым соединил людей в общество, и то место, где они собрались, было названо городом Форониконом, после того когда Гермес перевел языки людей, и между людьми начался раздор.

Эней. Герой Троянской войны из царского рода дарданов. В «Илиаде» убил 6 греков. По подсчётам Гигина, всего убил 28 воинов. Спутников Энея в его странствованиях, описанных на латыни древнеримским поэтом Вергилием в «Энеиде».

azaltamagua.ru

Боги и герои греческой мифологии

Греческие мифы, повествующие о богах, богинях и героях, восходят к бронзовому веку, времени устного предания. Впервые они были записаны в начале VI в. до н.э. и с тех пор продолжают жить в западной литературе. Мифы были тесно связаны с верованиями древних греков и толковали тайны природы. Они повествовали о сотворении мира о деяниях божеств, о золотом веке древнегреческого общества, о веке героев-полубогов, таких как Тесей и Геракл, чьи подвиги вдохновляли простых людей. Греки представляли богов в образе идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Боги жили на горе Олимп. Верховный бог Зевс считался отцом многих олимпийцев. Каждому из членов олимпийской семьи была предназначена божественная роль.

Зевс - отец богов и людей, правил ими с горы Олимп. Эрида богиня раздора. Климена, мать Прометея, подарившего людям огонь. Гера жена Зевса, была очень ревнива. Афина вышла из головы Зевса в полном боевом облачении, в греческой мифологии была богиня мудрости, стратегии и войны.Посейдон, бог морей, один из братьев Зевса. Символ его власти - трезубец. Мифы доносят до нас рассказы об изменах Посейдона жене, морской богине Амфитрите, которая была в греческой мифологии богиня моря. Эта статуя хранится в Национальном археологическом-музее в Афинах. Парис должен присудить золотое яблоко самой прекрасной из богинь. Пес Париса помогал ему пасти стада на горе Ида, где вырос царевич. Диониса, бога виноградарства и вина, Зевс родил из своего бедра. Аид и Персефона правили царствам мертвых и душам и умерших. Аид похитил Персефону ее матери Деметры, богини плодородия. Разгневанная, Деметра послала на землю голод, и тогда Зевс решил, что часть года Персефона будет жить у матери. Артемида, дева-богиня охоты, дочь Зевса и сестра Аполлона. Она вооружена луком со стрелами. Вечно юную богиню окружают собаки и нимфы. Давшая обет целомудрия, она, тем не менее, была также и богиней деторождения. Гермес был посланцем богов. Афродита, богиня любви, родилась из пены морской. Аполлон, сын Зевса и брат Артемиды, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств, был необыкновенно красив.

Подвиги Геракла. Геракл (у римлян - Геркулес) - величайший из греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Наделенный сверхчеловеческой силой, он добился успеха и бессмертия, исполнив 12 заданий Микенского царя Эврисфея, казавшихся невыполнимыми. Сначала он одолел Немейского льва, шкуру которого он с тех пор всегда носил на себе. Вторым подвигом Геракла стала победа над Лернейской Гидрой. Отрубленные головы этого ядовитого чудовища, выращенного Герой, тут же вырастали вновь. Как и в других его подвигах, Гераклу помогла Афина. Затем был поймай огромный вепрь, разорявший гору Эриманф. Геракл доставил его царю Эврисфею живьем. Царь настолько испугался, что спрятался в большом кувшине. Шестым подвигом было истребление Стимфалийских птиц. Геракл избавил озеро Стимфалию от птиц-людоедов с медными клювами: вспугнув птиц бронзовыми трещотками, on перебил их камнями, выпущенными из пращи.

www.greekru.net

Герои в античной мифологии

Герой · сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин (в "Илиаде") или благородный человек, имеющий славных предков (в "Одиссее"). Впервые Гесиод называет "род героев", созданный Зевсом, "полубогами" (h m i q e o i, Орр. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный" (Hesych. v. h r o z). Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры - H r a).

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (Apollod. III 13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта).

Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и смертной нимфы Корониды, пытавшийся воскрешать людей, то есть даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3-4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера, Apollod II 4, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Aeschyl. Prom. 774) родился Геракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Ранний героизм - подвиги геров, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую герои испытывают мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе, получив в жены богиню Гебу (Hes. Theog. 950-955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Hom. Od. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811-814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Hom. Od. IV 561 -568). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на острова блаженных (Орр. 167-173). Сын Аполлона Асклепий, убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный герой - полубог Дионис, сын Зевса и Семелы, становится божеством еще при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея - архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155-388). В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-Герою. (Anthologia lyrica graeca, ed. Diehl, Lips., 1925, II p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода героев (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых герои истребили друг друга (Орр. 156-165).

В начале I тысячелетия до н.э. большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654-657). Плачи (или френы) по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, Hom. Il. IX 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою (Herodot. II 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон - Эрехфей).

Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В VII-VI вв. до н.э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних героев - эпонимов городов - потерял свое значение (например, в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (например, Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса.

***

Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же четко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях герои очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в том числе носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш.Отран, Ф.Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж.Фрейзером в "Золотой ветви", и даже видят в героях ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем "кухонный" огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и так далее, то есть выступающем в качестве культурного героя и демиурга.

mirznanii.com

Древнегреческая мифология. Культ богов и героев

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кубанский Государственный университет»

Факультет истории, социологии и международных отношений

Кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Древнегреческая мифология. Культ богов и героев

Выполнила:

студентка 1 курса

направление 032000.62 Зарубежное регионоведение

Папанова М.А.

Научный руководитель:

к.и.н., ст.преподаватель Евтушенко А.С.

Краснодар 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Зарождение древнегреческой мифологии

Глава 2. Культ богов Древней Греции. Жречество

Глава 3. Герои Древней Греции

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Среди всех так называемых "языческих" религий нет ни одной, которая была бы нашему обществу в одно и то же время и так хорошо известна, и так глубоко неизвестна, как древнегреческая. Жизнь, быт, нравы Древней Греции уходят вглубь на сотни веков назад от нашего времени. Изучение проблем древнегреческой религии и мифологии является важнейшим и необходимым элементом истории и культуры древней Греции. Древнегреческая религия позволяет понять специфику мышления жителей Эллады. Исследование столь древней эпохи не утратило своей актуальности. Яркая и насыщенная древнегреческая история не оставляет равнодушной науку, раскрывая каждый раз новые тайны того времени. Религия Греции в свое время сыграла огромную роль в развитии различных народов, в частности римлян, которые позже и способствовали ее развитию и распространению. Изучение мира религии и мифологии Древней Греции позволяет нам заглянуть в сферу взаимодействия между несколькими культурными факторами: социальное устройство, философия, история, литература в обществе, имеющие историческую важность. Греки смогли создать одно из самых могущественных государств, стержнем которого являлась их религия и мифология, поэтому актуальность данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть древнегреческую мифологию и ее структуру как основу великой культуры Греции.

Объектом исследования данной темы является такое историческое понятие, как Древнегреческая мифология и религия.

Предметом исследования научной работы является история возникновения мифологии Древней Греции, этапы ее развития, а также роль героев в мифологии древних греков.

Хронологические рамки мифологии Древней Греции начинаются с крито-микенской или эгейской эпохи (конец III-II тыс. до н.э.) и заканчивается эллинистическим периодом (.IV-I вв. до н. э.), который характеризуется кризисом и распадом эллинистической государственности.

Основными географическими центрами распространения древнегреческой мифологии принято считать южную часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова.

Греческая мифология представляет собой очень сложный и интересный объект для изучения. На сегодняшний день учеными со всего мира тщательно изучено множество источников, которые раскрывают суть древнегреческой мифологии. В силу того, что древнегреческая культура является одной из самых древних и наиболее глубоко изученной, но в то же время существует множество односторонних и ошибочных представлений о мифологии и религии Древней Греции. Например, греческую религию нередко до сих пор считают "религией красоты", как определил ее еще Гегель. Эта идеализация религии древних греков основана на крайне одностороннем знакомстве с ней, главным образом по поэмам Гомера и по классическим статуям и храмам богов. В действительности же здесь налицо недоразумение. Гомеровский эпос - высокохудожественное творение, но о религии греков, даже той самой эпохи, когда возник этот эпос, он дает лишь слабое и однобокое представление. Отношение Гомера к богам, нередко весьма непочтительное, вызывало большие сомнения у самих греков античной эпохи. Что касается классических произведений греческой скульптуры и архитектуры - статуй и храмов богов, то они действительно являются неподражаемыми образцами красоты и художественной гармонии, но они характеризуют скорее высокое развитие изобразительного искусства классической Греции, чем религиозные верования греческого народа.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить мифологические и религиозные представления эллинов, понять структуру, рассмотреть развитие и особенности древнегреческой мифологии.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

изучить зарождение и развитие мифологии древней Греции;

рассмотреть этапы развития мифологии древних греков;

культ поклонения богам древней Греции;

провести исследование над историей возникновения героев Древней Греции.

К письменным источника данного исторического явления относятся произведение Гомера «Одиссея». В этом поэме рассказывается о приключениях мифического героя по имени Одиссей <#"justify">Историография данной темы достаточно широка. Существует множество научных работ и монографий как отечественных, так и зарубежных авторов, которые изучают, рассматривают, анализируют данную тему, естественно, каждый автор имеет в работе свое видение. Мифология Древней Греции была предметом изучения следующих работ:

. Ф.Ф.Зелинский «Древнегреческая религия» представил синтез, свое понимания античности и современности и, вместе с тем, попытку обосновать философски и исторически необходимость классического образования для культурной Европы.

. Отечественный историк Н.А.Кун в своих работах таких как «Мифы и легенды Древней Греции», «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях» излагает мифы античной древности, давал различные версии одного и того же мифа, стараясь рассмотреть это историческое понятие со всех сторон.

. Зарубежный ученый К.Юнг раскрывает в своем труде «Человек и его символы. Героические мифы» тему о том, кто такие древнегреческие герои, особенности мифов о героях, стадии эволюции героев. Эту идею будет легче понять, разобрав ее в схематическом виде на примере сказаний малоизвестного племени североамериканских индейцев виннебаго, поскольку там достаточно четко выделяются четыре различные стадии эволюции героя. В этих историях, опубликованных д-ром Полом Радиным в 1948 году под названием "Героические циклы виннебаго", заметно явное продвижение от простейшего представления о герое к самому глубокому. Подобное развитие характерно и для других героических циклов. Хотя символические персонажи выступают в них, разумеется, под разными именами, они играют сходные роли, что будет понятнее при разборе этого конкретного примера.

4. Джозеф Л. Хендерсон. «Древние мифы и современный человек»-в этом произведении рассматривается особенность героического мифа, который определяет психологическое значение человека. В своей работе он указывает, что Героические мифы совсем не похожи в деталях, но при внимательном их изучении становится заметно, что они весьма сходны по структуре. У них, можно сказать, единая канва, несмотря на то, что они создавались в местностях и у народов, никак не контактирующих между собой: например, африканскими племенами и североамериканскими индейцами, жителями Греции и инками Перу.

Изучение Древней Греции означает понимание того, как каждый элемент культуры взаимодействует друг с другом. Изучение особенностей древнегреческой культуры может помочь нам в понимании собственной культуры. Греческая мифология является непосредственной точкой соприкосновения с древними греками для многих наших современников. Сколько снято фильмов, сделано спектаклей на основе древнегреческих мифов, например, «300 спартанце», «Приключения Одиссея», «Ясон и Аргонавты». Множество мифов стали источником вдохновения для последующих эпох, на их основе происходило создание картин, музыки, постановок в театре. Греческие мифы берут на себя исследовательскую функцию. В мифах выявляются слабые места, переживания, противоречия, наполняющие окружающую структуру. С их помощью мы можем выявлять связи между природой и культурой. В мифах отражена проблематика человеческой сущности: граница между жизнью и смертью. К примеру, миф о Кроносе предоставлял возможность грекам задуматься о противопоставлении порядка и хаоса. Кронос был отражением бесчинства и насилия: он был виновен в том, что проглотил своих детей, чтобы не оставлять наследников. В конце концов, его место занял Зевс, чье правление характеризуется большей степенью упорядоченности. Но хаос может возникнуть в любой момент, что нашло свое воплощение в фестивалях, проводимых в честь Кроноса.

Греческие мифы - «хороший повод задуматься», они выявляют реальные переживания посредством изложения удивительных повествований. Возможно, благодаря всей совокупности вышеперечисленных аспектов и по сегодняшний день эта часть древнегреческой культуры не остается без внимания науки.

Глава 1. Зарождение древнегреческой мифологии

Для того чтобы понять откуда берет свое начало и как развивается древнегреческая мифология необходимо обратить внимание на структуру и особенности первобытнообщинного строя греков, которые воспринимали мир как жизнь одной огромной родовой общины и обобщали всё многообразие человеческих отношений и природных явлений в мифе. Зарождение мифологии древних греков происходит от одной из форм первобытной религии - фетишизма. Фетишизм - религиозное поклонение неодушевленным предметам, которым придается сакральное значение, жилище определенного злого или доброго духа. Греческий селянин, проходя мимо камня на перекрестке, становился перед ним на колени и поливал его оливой. Метеоритам приписывали божественную силу, так как они падали с неба. Обычные необработанные обломки скал часто называли именами богов и хранили в храмах. Такое же почтение отдавали и деревьям, и грубо обтесанным колодам. Нередко общей святыне становились очень старые или особо красивые деревья, как например дуб в Додоне - жилище и в определенной мере изображение самого Зевса. Культ дерева существовал долго. Своим божеством живет и роща, - и притом не только как таковая, но и в лице отдельных своих деревьев. И здесь мы имеем нимф, древесных нимф, дриад; они счастливы тем, что их много: зато они в лунные ночи покидают свои деревья и сплетаются в хоровод под предводительством своей повелительницы, богини рощ Артемиды. Но божественно и одинокое дерево, если оно могуче и прекрасно - таков тот чинар на берегу афинского Илисса, под которым некогда отдыхали Сократ с Федром... Также древние греки поклонялись различным животным, нередко стая их выше себя, ценя их хитрость и ловкость, веря в животное подобие божества. Эти старинные верования были чаще всего непонятны грекам периода высшей цивилизации. Греческие писатели, попадая на пережитки культа деревьев, животных или камней, пытались истолковать их с помощью различных легенд. Необходимо понимать, что такое представление у греков об окружающем мире сложилось потому что многие природные явления они попросту не могли объяснить. Желая познать их и завести с ними дружественные отношения, греки называют их именами, и, в конце концов, окружает себя множеством богов. Любое греческое село имело свое божество, которое часто и не знали в соседнем селе. Каждое явление, почти каждое занятие имели своего покровителя. Имена этих божков специального назначения в большинстве своем забылись, когда в Греции утвердились олимпийские боги, которые взяли на себя их функции и атрибуты. В стародавней религии было множество злых духов, нечистой силы, которые вредили человеку в повседневной жизни. От них пытались защититься всякими магическими способами: переодеваниями, танцами, громкой музыкой. Со злыми духами был связан культ мертвых, который в стародавней греческой религии занимал главное место. Умерших греки называли подземными богами. Грек, считал умершего божественным существом, наслаждающимся блаженным существованием, но счастье умерших полностью зависело от соблюдения одного условия - живые должны были регулярно обеспечивать умерших пищей. Если живые перестали совершать подношения, то душа покидала свое жилище, превращалась в блуждающий дух и причиняла страдания живым. Одним словом поведение души умершего зависело от жертвоприношений, она не давала живым покоя до тех пор, пока они не начинали опять соблюдать. Жертвоприношения возвращали блуждающий дух в могилу, возвращали ему покой и божественные свойства. Между человеком и усопшим восстанавливался мир. Если об усопшем забывали, он становился злым духом, в то время как почитаемый покойник делался богом-покровителем. Он любил тех, кто приносил ему пищу. Он продолжал принимать участие в делах живых, защищал их и зачастую играл важную роль. К нему обращались с просьбами, просили поддержки, добивались расположения. Человеческие души, возводимые после смерти в ранг божества, назывались у греков демонами. Более широко поминали умерших в боях за отчизну. Патриотические греки устраивали в честь этого пышные церемонии. Под звуки военной трубы на рассвете выдвигалась процессия. Ехали возы, полные венков и миртовых веток. Потом вели черного быка, за ним шли юноши, которые несли горшки с молоком и вином, оливой и пахучими маслами. Одновременно с этим культом развивался и культ героев. Героем становился после смерти выдающийся человек, который заслуживал особой благодарности у соотечественников. Прежде всего героями были основатели родов, поселений, колоний, потом законодатели, славные воины (Леонид в Спарте), жрецы, пророки, великие поэты, наконец те, кто своими изобретениями улучшил условия человеческой жизни. Могила героя была великой святыней. Многих героев изображали в виде змей. Змея, ползущая по земле, прячущаяся в ущельях, как бы означала подземный характер этих полубогов. На могилах героев строили храмы и устраивали игры. При виде смерти у человека впервые мелькнула мысль о сверхъестественном и появилась надежда на то, что находилось вне пределов видимого. Смерть стала первой тайной, указавшей человеку путь к другим тайнам. Она переключила его мысли с видимого на невидимое, с преходящего на вечное, от смертного к божественному. Такая религия появилась задолго до появления Зевса и всех остальных богов и считается одной из самых древних. Боги меняются также, как и те, кто верит в них. С развитием греческой цивилизации боги становились все более благородными и уважаемыми. Главной причиной, которая содействовала этому, была эпическая поэзия. Греческую мифологию важно рассматривать не как привычную и неподвижную картину, а постоянно изменяющуюся в социальном и историческом контексте античного мира.

Периоды развития древнегреческой мифологии.

Мифология Древней Греции как и любая другая мифология и религия имеет свою историю развития и различает несколько этапов развития. Первый период называется Доолимпийским. Доолимпийский период жизнь воспринимается первобытным сознанием хаосом. Окружающее мир становится живым, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами. Земля <#"justify">Глава 2. Культ богов Древней Греции. Жречество

мифология древнегреческий бог герой жрец

Греческий народ создал неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей <#"justify">Особой формой служения богам в древней Греции были различные спортивные состязания. Исторические представления греческого народа о божествах, как о существах, которые подобны людям, но более идеальных, диктовало обычному народу стремление в большей степени стараться быть на них похожими и добиваться совершенства своего тела. Существовало предание, что богам в древней Греции весьма довольны, когда видя людей, которые могут блеснуть своей силой и могучим здоровьем. Главным и самым известным состязанием античной Греции были, естественно, Олимпийские игры. Они были установлены, по легенде, самим Гераклом. Данные торжества носили ярко выраженный религиозный характер и были важны до такой степени, что на время Игр между всеми враждующими сторонами заключался беспрекословный мир. Олимпийские Игры, как и сейчас, проводились раз в четыре года в незабвенном городе Олимпия. Спортивные состязания посвящались исключительно богам в древней Греции, хотя покровителем этих мест был только Зевс. Спортивные состязания чередовались с приношением жертв. Основным состязанием было пятиборье прыжки, бег, борьба, метание диска и метание копья. Кроме того, проводились кулачные бои и состязания на колесницах. Культ и обрядность у греков сохранялись, видимо, в виде традиций от эпохи героев Гомера до значительно более поздних периодов греческой истории, вплоть до римского завоевания и даже после него, почти до самого введения христианства как государственной религии в Византийской империи. В первую очередь, естественно, следует указать на совершение жертвоприношений. Жертвы могли совершаться как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бескровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.

В древнейшие времена у некоторых греческих племен жрецы не играли важной роли в обществе, и жреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств. Религия у греков была делом государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для других граждан.

Одной из важнейших обязанностей жрецов были предсказания будущего. Некоторые жрецы занимались только гаданиями, в первую очередь по внутренностям умерщвленных животных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры предсказывали грядущие события по изменениям неба, жрецы- пифайсты по виду молний. Особым почетом у греков пользовались святилища оракулы, в которых боги через жрецов давали прямые ответы на задаваемые вопросы. Известны оракулы Зевса в Додоне, Геракла в Буре, Аполлона в Милете. Но воистину всегреческой славой пользовался оракул в Дельфах, который был посвящен сначала Гее, потом Фемиде и Аполлону. В центре здания оракула находилась расщелина, из которой вырывались дымные испарения. Над расщелиной был укреплен треножник, на который усаживалась прорицательница - пифия. Одурманенная ядовитыми парами, она впадала в транс, и в этот момент перед ней бог Аполлон открывал тайны будущего. Пророчества Дельфийского оракула, правда, всегда были двусмысленны и туманны. Представление греков о богах как о существах, подобных людям, но более совершенных, диктовало стремление уподобляться им и в совершенстве тел. Считалось, что боги радуются, видя людей, блещущих здоровьем и силой. Главным спортивным праздником Древней Греции были, разумеется. Олимпийские игры, установленные, по преданию, самим Гераклом. Эти религиозные торжества были настолько важны, что на время игр заключался всеобщий мир и даже летоисчисление в Греции шло по Олимпиадам. Проводившиеся через каждые четыре года в городе Олимпии, эти спортивные игры посвящались всем богам, хотя покровителем города и был Зевс. Соревнования чередовались с жертвоприношениями. Итак, жрецы в древнегреческих племенах не играли важную роль, главной их обязанностью было предсказание будущего. Также присутствовало жертвоприношение, которое могло совершаться как на территории храмов, так и вне их.

Глава 3. Герои Древней Греции

Герои которые присутствуют в любой мифологии, редко могут быть выделены так же четко, как в греческой мифологии. История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии <#"justify">Культ умерших героев получает развитие в начале первого тысячелетия. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы, им отводили священные участки, вблизи их погребений устраивали состязания певцов. Плачи по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен. Герой Геракл считался установителем Немейских игр. Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою. Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например, Посейдона. Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы. Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны было возведено множество храмов. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях. Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц.

Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы. В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

Заключение

В данной научной работе мы проанализировали историю появления и развития мифологии в Древней Греции, ее особенности. Рассмотрели появление культа богов и героев. Религия древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре средиземноморских народов. У древних греков существовало великое множество самых разных богов. Греки наделялись их качествами, присущими обычно людям, - добротой, благородством, бесстрашием. Однако зачастую боги бывают безжалостными, коварными и мстительными. Герои, жизнь которых была насыщена приключениями. Кроме того, мифы, эпосы о богах и героях Древней Греции содержат поучительную информацию, мораль, отражают поведение людей, весь наш окружающий мир. Мы можем найти путь в сложный мир греческой мифологии, если будем исследовать повседневную древнегреческую реальность, и проводить параллели с тем, как она преобразуется в мифах. Греческие мифы - «хороший повод задуматься», они выявляют реальные переживания посредством изложения удивительных повествований. Возможно, благодаря всей совокупности вышеперечисленных аспектов и по сегодняшний день эта часть древнегреческой культуры не остается без внимания науки, обычных людей. Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные люди, своим происхождением обязана Греческим корням. Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь.

Список использованных источников и литературы

1. Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. М., 2006.

. Кун Н.А. Что рассказывали древние греки о своих богах и героях? М., 1940.

3. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. М., 1953. Т. 1-3. <http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4204668>

. Латышев В.В. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков, К., 1899.

. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Петроград, 1918.

. Токарев С.А. Мифы народов мира. М., 1980.

. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1963.

. Юнг К.Г. Человек и его символы. Героические мифы. М., 1995.

. Хендерсон Дж. Л. Древние мифы и современный человек. М., 2008.

Теги: Древнегреческая мифология. Культ богов и героев  Курсовая работа (теория)  Культурология

dodiplom.ru

Герои греческой мифологии - Русская историческая библиотека

Умершие герои первобытных времен, родоначальники племен, основатели городов и колоний пользовались у греков божескими почестями. Они составляют отдельный мир греческой мифологии, впрочем, тесно связанный с миром богов, от которых ведут свое происхождение. Каждое племя, каждая область, каждый город, даже каждый род имеет своего героя, в честь которого учреждены праздники и жертвоприношения. Самым распространенным и богатым сказаниями героическим культом был у греков культ Алкида Геракла (Геркулеса). Он символ высшего человеческого героизма, который неутомимо побеждает преграды, повсюду противопоставляемые ему испытующим роком, борется с нечистыми силами и ужасами природы и, освободившись от человеческих слабостей, уподобляется богам. В греческой мифологии Геракл – представитель человечества, которое, с помощью своего полубожественного происхождения, может вознестись до Олимпа, при всей неблагосклонности к нему враждебных сил.

Геракл убивает Немейского льва

Геракл убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

 

Первоначально явившийся в Беотии и Аргосе, миф о Геракле впоследствии был перемешан со множеством чужеземных сказаний, потому что греки сливали со своим Гераклом все подобные божества, с которыми знакомились в своих сношениях с финикийцами (Мелькарт), египтянами и кельто-германскими племенами. Он – сын Зевса и фивянки Алкмены и родоначальник царских родов дорийского, фессалийского и македонского. Осуждённый завистью богини Геры служить царю Аргоса Еврисфею, Геракл в мифах совершает по его поручению двенадцать подвигов: освобождает Пелопоннес и другие области от чудовищ и хищных зверей, очищает конюшни царя Авгия в Элиде, добывает золотые яблоки из садов Гесперид (в северной Африке) с помощью титана Атласа, за которого некоторое время держит на себе небесный свод, переходит через так называемые Геркулесовы столбы в Испанию, там уводит быков у царя Гериона, и потом возвращается через Галлию, Италию и Сицилию. Из Азии приносит он пояс амазонской царицы Ипполиты, в Египте – убивает жестокого царя Бусириса и выводит скованного Цербера из подземного царства. Но и он на время подпадает слабости и исполняет у лидийской царицы Омфалы женскую службу; вскоре однако возвращается к прежнему, мужеству, предпринимает еще некоторые подвиги и наконец сам лишает себя жизни в пламени на горе Эте, когда отравленная одежда, которую прислала ему не подозревавшая беды жена его Деянира, привела героя к неизбежной гибели. По смерти, он был вознесен на Олимп и женился на Гебе, богине юности.

Бой Геракла с Герионом

Бой Геракла с Герионом

 

Во всех странах и на всех берегах, куда заносила греков деятельная морская торговля, находили они следы своего национального героя, который предшествовал им, пролагая дорогу, которого труды и опасности, побежденные его героизмом и настойчивостью, были отражением их собственной народной жизни. в Греческая мифология провела своего любимого героя от крайнего запада, где Атласский хребет, сады Гесперид и столбы Геркулесовы свидетельствовали об его существовании до Египта и берегов Черного моря. Солдаты Александра Македонского обретали его даже в Индии.

Геракл

Геракл

 

В Пелопоннесе возник миф о проклятом роде лидийца или фригийца Тантала, сын которого, герой Пелопс посредством обмана и хитрости завладел дочерью и областью элидского царя Эномая. Сыновья его Атрей и Фиест (Тиест) позволяют себе кровосмешение, детоубийство и передают своим потомкам еще большую степень проклятия. Мифологический герой Орест, сын Агамемнона, друг Пилада, убийца своей матери Клитемнестры и её любовника Эгисфа, возвращением своей сестры Ифигении из Тавриды, где она были жрицею варварского поклонения Артемиде, освобождается от Эринний и искупает грехи всего Танталова рода.

 

 

В Лакедемоне рассказывали мифы о героях-Тиндаридах – близнецах Касторе и Полидевке (Поллуксе), братьях Елены, которые слились с Диоскурами, светящими звездами, покровителями мореходцев и матросов: думали, что восхождение их унимает бурю.

Племенным героем Фив был финикиянин Кадм, искавший сестру свою Европу, похищенную Зевсом, и заведенный коровою в Беотию. От него происходил царь Лай, который, испугавшись одного изречения оракула, велел бросить своего сына от Иокасты, Эдипа, в горное ущелье. Но сын, согласно греческой мифологии, был спасен, воспитан в Коринфе, и впоследствии убил отца, по незнанию; он же, разрешив одну загадку, освободил Фиванскую область от вредного чудовища Сфинкса, и в награду за это получил в супружество овдовевшую царицу, свою собственную мать. Потом, когда страну постигли тяжкие бедствия, и один престарелый жрец обнаружил страшную тайну, Иокаста сама лишила себя жизни, а Эдип слепым старцем покинул отечество и кончил жизнь в местечке Колоне, в Аттике; сыновья его Этеокл и Полиник, проклятые отцом, убили друг друга во время Похода Семерых против Фив. Дочь его Антигона была обречена на смерть фиванским царём Креонтом за то, что вопреки его повелению, предала погребению труп своего брата.

Антигона и Эдип

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

 

Братья-герои – певец Амфион, супруг Ниобы, и храбрый, вооруженный дубиной Зет, тоже принадлежат Фивам. Чтобы отомстить за свою мать, оскорбленную нимфой Диркой, притязали они последнюю к хвосту быка и замучили ее до смерти (Фарнезский бык). В Беотии и Аттике утвердилось сказание о Терее, первобытном царе богатых мифами фракийцев, живших вокруг Копаидского озера, и его сестре и свояченице, Прокне и Филомеле, которые после убийства сына Терея, были превращены – одна в ласточку, другая в соловья.

Богатую конями Фессалию греческие мифы о героях населяли Кентаврами (истребителями быков) с лошадиным туловищем и ногами, которые вели борьбу с Лапифами, не раз изображенную в эллинском ваянии. Справедливейшим из диких кентавров был травовед Хирон, наставник Асклепия и Ахилла.

 

 

В Афинах народным мифологическим героем был Тесей. Он считался основателем города, ибо соединил рассеянных жителей в одну общину. Он был сын афинского царя Эгея, родился и воспитался в Трезене у Питфея. Вынув меч и сандалии отца из-под огромной каменной глыбы и тем доказав свою необыкновенную силу, этот герой на обратном пути на родину очищает перешеек от диких разбойников (Прокруста и др.) и освобождает афинян от тяжкой дани из семи мальчиков и семи девочек, которую они должны были посылать каждые девять лет критскому Минотавру. Тесей убивает это чудовище, имевшее бычачью голову на человеческом туловище, и с помощью нити, данной ему царскою дочерью Ариадной, находит выход из Лабиринта. (Новейшие исследования справедливо признают в греческом мифе о Минотавре намек на поклонение Молоху, туземное на острове Крите и соединенное с человеческими жертвами). Эгей, полагая, что сын его погиб, ибо при возврате он забыл заменить черный парус корабля белым, в отчаянии бросился в море, которое получило от него название Эгейского.

Тесей убивает Минотавра

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе

 

Имя Тесея тесно связано с поклонением богу Посейдону, в честь которого он установил истмийские игры. Посейдон же дает трагическую развязку любовной истории второй супруги Тесея (Федры) с сыном его Ипполитом. Сказание о Тесее имеет много сродства со сказанием о Геракле. Подобно Гераклу, герой Тесей тоже сходил в подземное царство.

 

www.rushist.com


Смотрите также