Регионы древнего востока. Природные условия в странах древнего Востока. Экологические проблемы региона и опыт их решения в древности.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Цивилизации Древнего Востока. Регионы древнего востока


специфика регионов и динамика исторического процесса

Страница 1 из 4

Глава 14. Древний Восток: специфика регионов и динамика исторического процесса

Структурные особенности Востока, место и роль в нем государства и общества, характер экономики и положение частного собственника – все это, как и многое другое, определило в конечном счете и динамику исторического процесса, столь несхожего в своих основных параметрах с историческим процессом в Европе. В Европе превращение частной собственности в структурообразующую основу и возникновение сложной системы идей и институтов, соответствующих этому и всячески стимулирующих развитие индивидуальности гражданина-собственника, его энергии и предприимчивости, его инициативы и гарантий, прав и обязанностей, привели в конечном счете к тому, что общество и определявшая его благополучие и процветание экономика стали быстрыми темпами эволюционировать и наращивать накапливаемые благоприятные инновации. Сильное и уверенное в себе общество, основанное на личной инициативе процветающего собственника, не могло бояться новаций, напротив, оно стремилось к ним, умело отбирало их, для чего использовался свободный и административно не регулируемый рынок, выдвигавший свои требования и предоставлявший удачливым новые возможности.Конечно, и античная Европа развивалась отнюдь не по гладкому и безоблачному пути. Но она все же добилась немалого, и как знать, чем бы все кончилось, если бы не сила варваров, сокрушившая Рим. Впрочем, именно то, что осталось от Рима, обусловило возрождение Европы в позднем средневековье, после того, как она на ряд долгих веков оказалась варварской, представленной практически такими же протогосударственными структурами, что были характерны для всего неевропейского мира. Возрождению античности со всей присущей ей динамикой индивида и всего исторического процесса обязана Европа в конечном счете своим ускоренным развитием в предкапиталистическую эпоху. Так что в этом смысле можно сказать, что вместе с античностью в исторический процесс Европы была привнесена динамичность развития и тяга к новациям – весьма важные факторы ускоренного развития. Ничего похожего на это в историческом процессе, свойственном неевропейскому миру, не было. К чему же сводился этот процесс ?

Консервативная стабильностьДинамика исторического процессаСпецифика региональных очагов цивилизацииДревняя Индия

Консервативная стабильность

Для неевропейских, и в частности, древневосточных структур с характерным для них второстепенным и подчиненным положением частного собственника и всесилием государства, господством аппарата власти главным было стремление к внутренней устойчивости и явно отрицательное отношение к любым переменам и нововведениям. Это и понятно: новые силы и тенденции вполне очевидно угрожали нормальному существованию устоявшейся структуры, подрывали эффективность традиционной политической администрации. Конечно, приватизация и связанные с ней рынок, система товарно-денежных отношений оживили экономику ранних восточных обществ, создали определенную перспективу, без которой восточные государства и общества не смогли бы сделать необходимого шага для их поступательного развития, для возникновения на основе ранних государств и обществ более развитых, для создания империй. Но при всем том несомненно одно: рыночная экономика была чем-то вроде выпущенного из бутылки джинна. С ней следовало держать ухо востро. Она грозила подрывом устоявшихся норм консервативной стабильности, а ведь именно стабильность является наибольшей гарантией существования традиционных восточных структур. Неудивительно поэтому, что повсюду, где товарно-денежные рыночные отношения и частнособственническая активность приобретали заметные размеры и начинали активно воздействовать на общество, государство рано или поздно вмешивалось в сложившуюся ситуацию и решительными административными мерами изменяло ее в свою пользу. Меры, о которых идет речь, могли быть весьма разными, от включения в текст законов Хаммурапи группы статей, ограничивающих продажу земельных наделов воинами, до широкомасштабной кампании Шан Яна против стяжателей. Но суть их всегда и везде на Востоке была одна: частный собственник должен находиться под строгим контролем власти, дабы структура в целом оставалась консервативно стабильной.Консерватизм такого рода структуры не означал полного неприятия любых новаций. Те из них, которые не представляли угрозы для нее, после их апробации адаптировались, причем за их счет структура становилась более гибкой и жизнеспособной. Но решительно отметались как раз такие новшества, которые могли быть в пользу собственника, т. е. именно те, что двигали вперед европейскую историю. В первую очередь это касалось всех тех институтов, которые могли бы способствовать укреплению статуса собственника, выработке системы его правовых гарантий, каких-либо демократических процедур и т. п. Ведь они не случайно не появились вне Европы: их не было там именно потому, что им не было там места и их отвергала структура, видевшая в них, и совершенно справедливо, угрозу для себя, для своей стабильности. Консервативная традиция во всех восточных обществах со временем стала естественной и весьма эффективной альтернативой европейской динамике, основанной на новациях. На Востоке исторический процесс – как и вообще отношение к времени – не воспринимался в качестве линейного, а консервативная стабильность реально превратила его в цикличный.Как же выглядит типичный для Востока цикл В самом общем виде, включая и Индию, хотя она заслуживает определенной оговорки, можно сказать, что в основе цикла лежит примат централизованного государства. Пока государство сильно, все противостоящие ему тенденции ослаблены и не могут создать угрозу структуре. Но хорошо известно, что крепость централизованной власти не бывает постоянной и долговечной. Рано или поздно, по тем или иным причинам центральная власть приходит в упадок. Начинается более или менее длительный переходный период, который чаще всего отмечен острыми социальными и экономическими кризисами, политической неустойчивостью и в конечном счете децентрализацией. Все это, вместе взятое, ведет к дестабилизации структуры. Каков же характер воздействия на структуру дестабилизирующих ее факторов Могут ли они привести к ее ломке, к радикальной трансформации с последующим возникновением чего-то принципиально нового Ни в коем случае. Как показывает анализ исторического процесса, об отдельных проявлениях которого уже упоминалось (это особенно заметно на примере Египта или Китая, но прослеживается также и в Индии, в Западной Азии, т. е. практически везде), от политики децентрализации выигрывают лишь региональные правители, которые приобретают автономию, а то и независимость и в случае длительности переходного периода превращаются через ряд поколений в фактически самостоятельных удельных аристократов, подчас во владельцев феодальных по типу вотчин. Эта тенденция к феодально-удельному сепаратизму, однако, при всем своем дестабилизирующем воздействии на макроструктуру в целом не привносит в нее ничего принципиально нового. Скорее это нечто вроде шага назад: сама структура и все свойственные ей отношения остаются неизменными, изменяются лишь масштабы.Конечно, это не значит, что в недрах более мелких образований не могут протекать серьезные внутренние процессы, принципиально влекшие за собой некоторые существенные перемены, как то было, в частности, в чжоуском Китае. Но ведь такие же процессы и с тем же конечным результатом могли протекать и реально протекали и в периоды активной централизованной администрации в рамках крупных политических общностей (речь идет в первую очередь о процессе приватизации). Другими словами, политическая децентрализация, как и феодализация, сама по себе в условиях восточных обществ не рождает новых социальных тенденций, так что дестабилизация в этом случае сводится лишь к политическому ослаблению, к развалу государства на части. Рано или поздно децентрализация преодолевается за счет действия центростремительных факторов, и на смену феодальным княжествам или децентрализованным региональным объединениям типа номов вновь приходит эффективная центральная власть, которую возглавляет либо один из усилившихся региональных вождей, либо удачливый завоеватель (изредка, как в Китае, это мог быть и предводитель крестьянского восстания).Социальный и экономический кризисы, протекавшие в рамках цикла, могли бы, казалось, вести к более серьезной внутренней стабилизации, особенно тогда, когда процесс приватизации уже завершился и частный собственник занял в структуре свое прочное, пусть и контролируемое властью место. Однако на практике ничего подобного никогда не происходило. Почему же Дело в том, что, вызывая дестабилизацию или способствуя ей (рост частнозависимых сокращает доходы казны и ведет к усилению произвола недополучивших жалованье чиновников на местах; отсюда ухудшение положения производителей, бегство и сопротивление их), частнособственнический сектор экономики при этом сам оказывается в очень невыгодном для себя положении: в обстановке децентрализации и неэффективной администрации отпадают последние административные гарантии, а богатого собственника в первую очередь грабят ушедшие в шайки разоренные бедняки и бродяги. Естественно, что в таких условиях не приходится говорить о новых тенденциях в социально-экономическом развитии. Как это ни парадоксально, но частный сектор на Востоке заинтересован именно в сильной, пусть и ограничивающей его власти, ибо только она предоставляет ему сколько-нибудь гарантированные возможности для существования. Иными словами, даже собственник в рамках традиционной восточной структуры определенно тяготеет ко все той же консервативной стабильности.

 

ПерваяПредыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

uristinfo.net

Древний Восток – общая характеристика великих держав в истории (10 класс)

Древний Восток представляет собой причудливый коктейль различных государств, народов и племен. Его земли простирались от северных берегов Африки до Тихого океана. Самобытная культура и впечатляющая история Древнего Востока оказала огромное влияние на развитие всего человечества.

Общая характеристика Древнего Востока

Колыбелью первых восточных государств были плодородные долины крупнейших рек Евфрата, Тигра и Нила. На этих территориях из маленьких общин зародились великие державы Древнего Востока:

  • Вавилон;
  • Древний Египет;
  • Ассирия;
  • Персия.

Подобное развитие происходило на полуострове Индостан и в Китае, где также возникли крупнейшие центры в низменностях рек Хуанхэ, Ганга, Инд.

Река Ганг

Рис. 1. Река Ганг.

Древние этносы создали письменность, построили города, сформировали могущественные государства с уникальной культурой, архитектурой, искусством. Центры государственности были созданы в Азии, Северной Африке, на Ближнем Востоке. Весь этот пестрый и многообразный мир крупных стран и небольших поселений и есть Древний Восток.

Все эти государства существовали в разные временные отрезки. Самые первые восточные цивилизации были сформированы в IV веке до н. э., и прекратили свое существование в начале IV века, когда войска знаменитого полководца Александра Македонского подчини огромные просторы древних государств.

Характерные черты государств Древнего Востока были навсегда утрачены с проникновением греческой культуры. На завоеванных землях стали возникать античные цивилизации: Пергамское царство, Каппадокия, Понтийское царство, Вифиния. В Индии и Китае древние державы существовали вплоть до V века, пока не сменились феодальным строем.

Таблица “Государства Древнего Востока”

Шумер

Ассирия

Индия

Китай

Местоположение

Южное Междуречье (долина рек Евфрат и Тигр)

Верховье рек Евфрат и Тигр

Полуостров Индостан. Реки Инд и Ганг

Восточная Азия. Реки Хуанхэ и Янцзы

Занятия населения

Земледелие, ремесло, торговля

Земледелие, ремесло, торговля

Земледелие, скотоводство, ремесло

Земледелие, скотоводство, ремесло

Открытия и изобретения

Клинопись, предсказания лунных солнечных затмений, система счета

Обработка железа. Изобретения в военном деле (конница, таран, саперные войска)

Цифры. Десятичная система счета. Шахматы

Шелк. Порох. Лак. Бумага. Компас

Природно-климатические условия

Разные регионы Древнего Востока имели свои характерные природные черты, однако все они были объединены общими признаками:

  • субтропический климат с мягкой зимой и очень жарким засушливым летом;
  • наличие крупных бассейнов рек;
  • разнообразный рельеф с чередованием плодородных долин, горных хребтов, плоскогорий и каменистых пустынь.

Огромную роль в становлении древневосточных государств сыграли такие крупные реки как Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Инд, Янцзы, Хуанхэ. Благодаря наличию в их обширных бассейнах плодородной, хорошо увлажненной почвой, стала возможной успешная хозяйственная деятельность.

Города и государственный строй

Уже в III тыс. до н. э. на Древнем Востоке стали возникать крупные поселения с внушительными сооружениями, оборонительными укреплениями и большим количеством жителей.

Города – это принципиально новое явление в ранней истории цивилизаций. В них происходило сосредоточение религиозного культа, ремесленного производства, торговли.

Первые древневосточные города имели грамотную планировку, с оборонительной башней и жилыми районами, разделенными на кварталы. Уже тогда они были обеспечены системой водоснабжения и канализацией. Дома были как одноэтажные, так и двух- и даже трехэтажные.

Древние города

Рис. 2. Древние города.

С появлением городов стала развиваться и государственная власть. Форма правления на Древнем Востоке – это восточная деспотия, для которой была характерна неограниченная никакими законами монархия.

Управление государством осуществлялось за счет работы огромного аппарата чиновников. Под их руководством осуществлялись работы на полях и в ремесленных мастерских, разрабатывались каменоломни, рудники, осуществлялась торговля и строительство.

В рамках восточного деспотизма правитель – ван, фараон, царь – считался не только единственным человеком, наделенным абсолютной властью, но и признавался божественным наместником, сверхчеловеком. Обожествление личности правителя было важнейшей особенностью деспотии в Древнем Востоке.

Культура Древнего Востока

Древний Восток является родиной письменности. Самой ранней ее разновидностью стала иероглифическая письменность, зародившаяся в Египте, Китае, Междуречье. Спустя некоторое время в Финикии была сформирована алфавитная письменность, перенятая древними римлянами и греками.

Письменность Древнего Востока

Рис. 3. Письменность Древнего Востока.

Древний Восток также стал колыбелью мировых религий – буддизма и христианства, которые невероятно быстро покорили всю планету. Этому способствовала обращенность данных религий к представителям всех социальных групп, их межэтнический характер.

Народы Древнего Востока внесли огромный вклад в развитие мировой архитектуры. Монументальные пирамиды, величественные храмовые комплексы, зиккураты, построенные в древности, до сих пор поражают своей мощью и красотой.

В крупных древневосточных государствах большое развитие получили научные знания, особенно в области математики, астрономии, медицины, агрономии. Здесь были выведены многие культурные растения, без которых современный мир не представляет своего существования: пшеница, лен, хлопок, виноград, чай и многие другие.

Врачи могли не только лечить тяжелые заболевания, но и проводить операции. Люди делили время на годы, месяцы и сутки. Была хорошо развита литература, живопись, скульптура.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древний Восток» по программе истории 10 класса мы кратко рассмотрели общую характеристику древневосточных государств, узнали, какие события оказали существенное влияние на их становление. Мы выяснили, как строились города, формировался государственный строй, культура и искусство на Древнем Востоке.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Цивилизации Древнего Востока — КиберПедия

И доколумбовой Америки

Колыбелью современной цивилизации (от лат. civilis - государственный, гражданский) стал Древний Восток. Это огромный мир, раскинувшийся от Атлантики до Тихого океана, между 20 - 45 градусами северной широты; всего более 60 государств. Первые из них возникли в долинах крупных рек, расположенных в теплом и мягком климате. Это речные цивилизации. Земледелие эдесь было очень продуктивно - 2-3 урожая в год. Но для этого требовались крупномасштабные, трудоемкие ирригационные работы по орошению и осушению земли, строительству системы каналов, арыков, дамб и поддержанию их в должном порядке. Силами одной родовой общины и даже племени справиться со столь сложным хозяйством без объединяющей роли государства бы-ло явно невозможно. Оно стало силой, контролировавшей, регулировавшей и направлявшей все действия и поступки людей. На этой основе на Древнем Востоке сложилась первая в мировой истории командно-распределительная система.

Впервые это произошло почти одновременно в конце IV-III тыс. до н. э. в Междуречье долин Тигра и Евфрата и в Египте - в долине Нила. Позднее, с середины II тыс. до н.э. государства начали складываться в Китае, долинах Хуанхэ, а затем Янцзы; в конце II – начале I тыс. до н.э. - в Индии, долинах Инда и Ганга. Различия между странами и регионами Древнего Востока кажутся бесчисленными: природно-климати-ческие условия, разные языки, обычаи, традиции, законы, религиозные верования. Но при внимательном взгляде оказывается, что эти различия носили в значительной мере внешний характер, а во всех этих странах происходили сходные политические, экономические и социо-культурные процессы. Но уже в ту эпоху начали проявляться и со временем становитьсявсе более ощутимыми различия между странами Ближневосточного цивилизационного региона, с одной стороны, Индией и Китаем – с другой

Отметим также типологическое сходство древних цивилизаций Ближнего Востока и сложившихся намного позже – в конце II тыс. до н.э.– I тыс.н.э. 12 доколумбовых цивилизаций Америки или Мезоамерики. Наиболее известны из них цивилизации Ольмеков, Инков, Майя и Ацтеков. У современных историков – нетрадиционалистов не вызывает сомнений, что эти цивилизации образовались и какое-то вре-мя развивались под руководством потомков атлантов и гиперборецев. Цивилизации Мезоамерики за все время своего существования не имели никаких контактов с другими цивилизациями, не оказали за это вре-мя никакого влияния на ход истории Древнего мира и Средневековья и погибли в результате испанских завоеваний XVI в. Современный интерес к этим цивилизациям является чисто познавательным. По отношению к ним ограничимся отдельными примерами и замечаниями.

Цивилизации во всех регионах Древнего Востока и в Мезоамерикеизначально складывались как городские цивилизации. Иногда города бывали большими с многочисленным населением: Вавилон в Междуречье, Мемфис и Фивы в Египте, Мохенджо-Даро и Хараппа в Индии или столица ацтеков Теночитлан, превосходивший по своей площади и населению Рим эпохи империи. На территории, где существовала цивилизация Майя, к концу XX в. были обнаружены развалины более 100 городов. Первичные ближневосточные цивилизации складывались как небольшие города-государства: Эриду, Урк, Урук, Киш, Ларс, Лагаш, Ниппур, Ур и др. в Нижнем Междуречье или около 40 древнеегиптских номов. На Ближнем Востоке на старте его цивилизационной эволюции наиболее значительным (в отличие от других стран Древнего Востока) было активное воздействие и помощь «Богов - инопланетян». Именно по их руководством, как свидетельствуют шумерские клинописные таблички, чтобы отучить население от каннибализма и приучить к растительной пище получило развитие мотыжное, а затем пашенное земледелие, хлопководство. Здесь же впервые появились гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевые колесницы, новые формы письменности: шумерские клинописные таблички, финикийский квазиалфавит. Через Ближний Восток проходили оживленные торговые пути, благодаря чему многие нововведения и изобретения становились достоянием жителей других земель, которые таким образом активнее вовлекались в цивилизационную эволюцию.

Население городов-государств поначалу сильно не различалось по материальным условиям жизни. Но постепенно в некогда однородном обществе стало углубляться имущественное расслоение, а родовые отношения вытесняться социальными. На первое место выходили не родственные связи, а место человека на «общественной лестнице». Обедневшие люди, попавшие в зависимость от более предприимчивых и удачливых родственников и соседей – общиников переставали быть полноправными гражданами. Управляли городскими общинами старейшины из наиболее влиятельных родов. Их власть основывалась на личном авторитете и поддержке родственников. Постепенно наиболее активные старейшины при поддержке жрецов начали вести борьбу за расширение пределов своей власти, различными путями подчиняя себе общины соседних городов-государств.

Потребности развития земледелия и крупномасштабных ирригационных работ диктовали необходимость объединения городов-госу-дарств в более крупные этнополитические образования как в долине Нила, так и в Междуречье. В течение IV тыс. до н.э. после длительных войн египетские номы были объединены в два царства – Верхний Египет в долине Нила и Нижний Египет в дельте Нила. Около 3000 г. до н.э. правители Верхнего Египта объединили страну, которой правили фараоны примерно 30 династий. Неоднократно Древний Египет из-за внутренних смут распадался на номы и вновь воссоединялся. В первой трети II тыс. до н.э. большая часть страны была даже завоевана кочевниками – гиксосами. Примерно через 100 лет гиксосы были изгнаны. Но попытки дальнейшей территориальной экспансии египетских фараонов наталкивались на все большее противодействие других стран Ближнего Востока. В 525 г. до н.э. Египет был завоеван персами и включен в состав империи Ахменидов. Но после разгрома Ахменидов Александром Македонским в 330 г. до н.э. Египет был включен в состав его державы, а с середины II в. до н.э. – стал провинцией Рима.

Важной особенностью Древнеегипетской цивилизациибыло то, что она сложилась на территории, где в течение нескольких тысячелетий существовала многочисленная и развитая колония Атлантиды, погибшая вследствие космической катастрофы середины ХI тыс. до н.э. Атланты и их потомки оставили на плато Гиза в качестве памяти о себе Великие пирамиды и Сфинкс. Однако в середине III тыс.до н.э., примерно через 1,5-2 тыс. лет после того как пирамиды были оставлены их создателями, эти сооружения, оказавшиеся бесхозными, были, говоря современной терминологией «прихватизированы» египетскими фараонами. По их указаниям чиновники составили официальные документы, в которых Великие пирамиды были объявлены гробницами фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, правивших в XXVII-XXVI вв. до н.э. В документах рассказывалось о том, как в каменоломнях за Нилом, в районе современного Асуана в щели между камнями египтяне забивали деревянные клинья, которые непрерывно поливали водой до тех пор, пока дерево не расширялось и огромные камни не выламывались из общего массива. Затем многотонные каменные заготовки на тростниковых лодках переправлялись по Нилу на расстояние 100 км, волоком доставлялись к месту строительства, где вручную обрабатывались, доводились до нужных размеров, шлифовались при помощи других камней и закаленных медных инструменов; ведь это был медный век.

Египетские кинематографисты конца ХХ в. создали несколько цвет-ных историко-документальных фильмов, в подробностях и деталях рассказывающих о строительстве пирамид именно 2,5 тыс. лет до н.э. Но в них, естественно, нет кадров, подобия которых не могло быть в реальности: о том, например, как каменные заготовки переправлялись по Нилу, а готовые блоки водворялись на предназначенные им места на высоте 100-120 м и т.п. Отметим также, что засушливый 4,5 тыс. лет назад Египет был практически безлесной страной, а для заготовки каменных блоков необходимых для строительства Великих пирамид, не хватило бы, возможно, и современных сибирских лесов. Если бы эти пирамиды строились по технологии, описанной в официальных документах, которым неуклонно следуют историки-традиционалисты, то, по мнению современных специалистов по камнеобработке, транспортировке и подъему тяжестей, на строительство одной только самой высокой пирамиды Хеопса (147 м; сейчас – 146,6 м) потребовалось бы не около 20 лет, как сообщают эти документы, а не менее 100-120 лет. Не удивительно и то, что в тех внутренних помещениях этих пирамид, которые историки-традиционалисты приняли за погребальные камеры, никаких признаков захоронений, не обнаружено, да их там и не могло быть. Но историки-традиционалисты, в первую очередь египетские считают, что эти пирамиды были ограблены еще в древности.

По велению фараонов египетские писцы и художники 2,5 тыс. лет до н.э. в подтверждение официальной версии строительства пирамид расписали их снаружи и изнутри своими иероглифами, разрисовали изображениями, повествующими о победах в войнах, которые вели фараоны и сделанными явно с натуры, изображениями «крылатых Богов», танков, вертолетов, самолетов, людей в космическом снаряжении. Срок службы названных и др. инопланетных технических средств был, как считают современные ученые-технари, несопоставимо большим в сравнении с современной техникой землян и, возможно, достигал, кажущегося сегодня фантастического времени - 1000 и более лет. Добавим к этому, что все работы внутри пирамид производились атлантами и их потомками, а затем разрисовывались египтянами при электрическом освещении. Оно было установлено атлантами при стро-ительстве пирамид (сохранились, сделанные египтянами изображения напоминающие электрокабели и др. электрооборудование), которое действовало до конца эпохи Древнего мира, питаясь энергией подземных рек, протекавших в ту эпоху под пирамидами. Следов копоти от факелов внутри пирамид не обнаружено.

Известно, что египетское храмы украшены скульптурами столь огромных размеров, что человек среднего роста не доставал до коленей таких изваяний. В конце 2012 г. по телевидению был показан фильм о том, как два американца – энтузиаста в порядке эксперимента с помощью закаленных медных орудий, работая по 8 часов в день, за 6 месяцев изготовили лишь копию носа одной из гигантских статуй храма в Абу-Симбеле. При такой технологии на ваяние статуи в целом понадобилось бы не менее 15-20 лет. Еще один пример. Прекрасно сох-ранившиеся в Луксорском храме статуя фараона XIII в. до н.э. Рамзеса II и его изображение на одной из стелл этого же храма поражают симметрией с точностью до десятых долей миллиметра. Современные скульпторы и специалисты по камнеобработке считают, что добиться столь филигранной точности, пользуясь примитивными орудиями бронзового века, невозможно. Несомненно, что статуя и изображение Рамзеса II изготовлены потомками атлантов или выходцами из другой инопланетной цивилизации, владевшими уникальными (неизвестными современным специалистам) методами камнеобработки и необходимыми для этого инструментами и механизмами. К неквалифицированым или малоквалифицированным работам типа ручной шлифовки круглых храмовых колонн могли привлекаться простые египтяне. Сравнение фотографий древнеегипетских круглых храмовых колонн и аналогичных колонн Исакиевского собора в Петербурге, показанных в начале 2013 г. по телевидению, говорит о правомерности такого предположения. Уместно отметить, что археологам до сих пор не удалось обнаружить никаких орудий труда, относящихся к эпохе Древнего Египта. Число примеров, говорящих о выдающейся роли атлантов, их потомков или пришельцев из других инопланетных миров в становлении и развитии египетской цивилизации можно было бы умножить. Но официальные египетские документы той эпохи, а вслед за ними историки-традиционалисты в т.ч. отечественные об этом умалчивают.

Города-государства Южного Междуречья слились в XXIV в. до н.э. в три царства Шумер (происхождение этноса шумеров, известного с VI тыс. до н.э. и его названия до сих пор остается неясным), Аккад и Элам. В конце XXII в. до н.э. возникло Царство Шумера и Аккада. Оно было известно жестко централизованной организацией власти и хозяйственной жизни; здесь все трудились исключительно на государственной земле под строгим контролем чиновников. Несравненно большую известность снискали шумерские жрецы. Под руководством инопланетян («аннунаков» как их называли шумеры) они еще до образования Шумерской цивилизации освоили астрономию и высшую математику; им были известны все 9 планет солнечной системы, их орбиты и спутники; они умели с точностью до минуты предсказывать солнечные и лунные затмения, оперируя в своих расчетах 12-15-значными цифрами и формулами; продолжительность года была высчитана в Шумере с точностью до 4 минут и т.п. Высокий уровень теоретических знаний шумерских жрецов не стал, однако, гарантией прочности Царства Шумера и Аккада. Ок. 2000 г. до н.э. оно было захвачено кочевыми семитскими племенами, ранее переселившимися из Северной Африки, после установления там чрезмерно засушливого климата. Со временем шумеры слились с семитами и другими народами Месопотамии. Жители Междуречья разговаривали на семитских языках. При этом шумерский язык оставался языком науки и духовной культуры, а шумерская письменность и глиняные клинописные таблички получили распространение во всех ближневосточных странах, включая Египет.

В других регионах Ближнего Востока аналогичные процессы этнополитической консолидации происходили позднее, в значительной мере по образцам уже существовавших цивилизаций. В самом Междуречье сложились типологически сходные с сошедшим с исторической арены Шумеро-Аккадским царством более крупные государства: Вавилонское и Нововавилонское царства; в верховьях Тигра и Евфрата (территория современного Ирака) – воинственная Ассирийская держава; в Закавказье – соперник Ассирии - царство Урарту; в Восточном Средиземноморье – Палестина, Иудейское и Израильское царства, Финикия; в Малой Азии – Хеттское, Фригийское и Лидийское царства; на территории современного Ирана – Мидийское царство, Персидская империя, соперник Древнего Рима - Парфянское царство и др.

Постоянные войны между ближневосточными странами в древности делали их историю, как правило, не слишком продолжительной. Могущественное и богатое Вавилонское царство, возникшее в начале II тыс. до н.э., стало крупным очагом древневосточной культуры и це-нтром международной торговли той эпохи. Но Вавилония дважды в VII в. до н.э. разрушалась Ассирией, а возродившись в конце VII в. до н.э. уже как Нововавилонское царство, в 539 г. до н.э. была завоевана Персидской империей Ахменидов. Любопытная деталь. Во время шту-рма Вавилона персами царь Валтасар со своими вельможами устроили грандиозное пиршество, кощунственно использовав для этого священные сосуды, вывезенные из Иерусалима после завоевания Иудеи Нововавилонским царством в начале VI в. до н.э. Это событие отражено в Библии (Дан. 5), а также в картине В.И. Сурикова (1874 г.) «Пир Валтасара». В дальнейшем частично восстановленный Вавилон, стал одной из резиденций персидских царей. Вавилония утратила политическую самостоятельность, но вавилонская культура продолжала оказывать значительное влияние на народы Древнего мира.

Персидская империя после завоевательных походов VI – начала V вв. до н.э. стала крупнейшей державой и охватывала огромные территории от Балкан и Египта на западе до оазисов Средней Азии и Инда на востоке. Этому способствовали внутренние реформы Кира II и Дария I. Империя была поделена на административные еденицы – сатрапии. При этом войска не подчинялись сатрапам, а военачальники не имели административной власти. Так впервые в истории был осуществлен принцип разделения властей. Дарий провел денежную реформу, ввел в обращение золотой дарик. В сочетании со строительством сети мощеных дорог это способствовало невиданному скачку в развитии торговли. Значительная часть «Великого шелкового пути» между Китаем и странами Европы, открывшегося во II в. до н.э., проходила по дорогам, проложенным при Кире II и Дарии I. Дарий считал жрецов стержнем государственности, покровительствовал зароостризму. Согласно иранской мифологии основателем этой религии был пророк Заратуштра, историчность которого достоверно не установлена. Но эта первая в истории монотеистическая религия стала в империи Ахменидов государственной. Персы относились терпимо к покоренным народам, их верованиям и культуре. Иногда завоеванные персами страны пользовались широкой внутренней автономией, как, например, Египет и Финикя. Но наследники Дария I начали нарушать, введенные им, принципы внутреннего устройства и управления империей. Сатрапии становились независимыми от центральной власти и нередко воевали между собой. С середины V в до н.э. начались войны древнегреческих полисов против персидской агрессии, участились мятежи в Египте. В этих условиях Александр Македонский начал военный поход против персов и в 330 г. до н.э. разгромил империю Ахменидов.

Особое место на Ближнем Востоке регионе занимала Финикия (от греч. фойникес – «страна пурпура»; или «страна красного солнечного божества Феникс»)- цивилизация, сложившаяся в начале II тыс. до н.э. в центральной части восточного Средиземноморья (береговая полоса современного Ливана и северо-западной Сирии) из городов-государств Тир, Берута (совр. Бейрут), Библ, Сидон, Угарит и многочисленных рыболовецких деревень, быстро превратившихся в богатые купеческие центры. Финикийцы использовали корабли для рыбной ловли и торговли, не брезговали и пиратством. Одновременно велась активная сухопутная караванная торговля изделиями из металлов, слоновой кости, черного дерева, шерсти и шелка. В странах Древнего мира особенно высоко ценились ткани, окрашенные пурпуровой краской, получаемой из раковин моллюсков, вылавливавшихся финикийцами Средиземноморского побережья. Финикийцы первыми начали строить большие (до 30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Есть даже версия, что название Финикия происходит от египетского слова «фенеху» - «строитель кораблей». На юге Финикия граничила с Иудейско-Израильским царством, а на востоке и севере – с Сирией.

В поисках дешевого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, на островах и побережье которого основывали многочисленные самоуправлявшиеся колонии. Самой кру-пной из них был Карфаген в районе современного Туниса, основанный выходцами из Тира и господствовавший над всеми финикийскими колониями Средиземноморья. В самой Финикии не казнили, не сажали в тюрьмы, не обращали в рабов инакомыслящих и непокорных властям, даже (если употребить современный термин) не лишали их гражданства, а просто высылали в колонии. В VIII в. до н.э. Финикия была захвачена воинственной Ассирией. Но финикийские города предпочли изнурительной войне за независимость выплату дани завоевателям, при условии, что те не будут мешать развитию их ремесел и торговли. Через столетие история повторилась. Финикия в качестве самоуправляемого нома оказалась в составе Египта. По инициативе фараона Нехо финикийцы около 660 г. до н.э. обошли морем Африку. Во время этого похода использовались вёсла и четырехугольный парус площадью ок. 300 кв.м. Путь от Красного моря до Гибралтара занял три года. Корабли финикийцев доходили до Британских и Азорских островов. Современные историки полагают, что финикийцам был известен путь через Атлантический океан к цивилизациям Мезомерики. В середине VI до н.э. Финикия перешла под власть Персии. При этом Финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под эгидой Карфагена, который в III-II вв. до э. стал опаснейшим соперником Древнего Рима в борьбе за господство во всем Средиземноморском регионе.

Можно согласиться с мнением современных историков о том, что Финикия занимает промежуточное положение между древневосточными цивилизациями и классической античными цивилизацией Древней Греции. Речь идет не только о сравнительно слабой центральной власти и весьма развитом местном самоуправлении в городах и колониях, но и о значительном, незнакомом другим древневосточным цивилизациям, развитии частного предпринимательства, ремесел и торговли. Добавим к этому, что в Финикии – стране неутомимых предпринимателей, торговцев и мореходов – появился «квазиалфавит» из 22 знаков без гласных. На его основе примерно на рубеже II - I тыс. до н.э. сформировались древнегреческая и древнеславянская письменность. Эта заслуга приписывается эллинскими мифами Кадму. В свою очередь, на основе древнегреческой письменности вскоре сформировалась классическая латынь, а в дальнейшем – современная письменность всех европейских и славянских стран и в целом большинства индоевропейских народов.

Одной из старейших в мире является Китайская цивилизация. По мнению китайских ученых ее возраст может составлять 5 тыс. лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период продолжительностью только в 3,5 тыс. лет. Мифы китайского народа, лишь частично записанные, но большей частью сохраняющиеся в устной традиции, как и мифы других народов мира, однозначно говорят о том, что «Боги, спустившиеся с небес на землю», сотворили людей, научили их земледелию, в первую очередь возделыванию риса и различным ремеслам[4]. Именно, довольно быстрый переход древнекитайского этноса к оседлому земледелию, скотоводству и ремеслам, давал ему неоспоримые преимущества в цивилизационно-культурном развитии по сравнению с соседями – кочевниками и горцами.

Во II тыс. до н.э. в наиболее освоенном китайцами бассейне реки Хуанхэ начали складываться многочисленные города-государства. По аналогичной, с ранее сложившейся на Ближнем Востоке схеме, они стали объединяться более крупные политические образования. Иногда инициаторами таких объединений были как главы городов-государств, так и старейшины больших по численности населения земледельческих общин. Первым крупным политическим образованием в Китае в XVII в. до н.э. стало государство Шан-Инь в среднем течение реки Хуанхэ. В XI в. его в результате завоевания сменило государство Чжоу, охватывавшее уже весь бассейн Хуанхэ, т.е. почти всю территорию современного Северного Китая. В VII в. до н.э. государство Чжоу разделилось на несколько соперничавших друг с другом царств. Это время в истории Китая получило название «эпохи семи сражающихся царств». В III в. до н.э. в Китае сложилась централизованная империя Цинь, а на рубеже III-II вв. - империя Хань; ее владения уже превышали территорию современных США. Во главе этого древнего супергосударства, дожившего до начала эпохи Средневековья, стояли императоры, именуемые ванами – сыновьями Неба, а сама Китайская империя стала называться Поднебесной.

Совсем иной мир, во многом несхожий с ближневосточным, являла собой история Древней Индии. Первые поселения первобытных земледельцев и скотоводов в долине реки Инд появились в IV тыс. до н.э. В начале II тыс. до н.э. там уже стали складываться первые города-государства типологически сходные с ближневосточными. Но эти города-государства, констатирует отечественный востоковед Л.С. Ва-сильев, сколь быстро появлялись, столь же быстро по невыясненным причинам прекращали свое существование. Не известны какие-либо достоверные факты их истории. В середине III тыс. до н.э. в долине Инда сложилась развитая Хараппская цивилизация (с 1947 г. это территория Пакистана) с крупными городами Хараппа и Мохенджо-Даро, население каждого из которых достигало 100 тыс. чел. Города имели правильную планировку улиц, кварталов, площадей, каменные и кирпичные (часто двухэтажные) жилые дома и хозяйственные постройки, оборонительные и портовые сооружения, водопровод, канализацию, замощёные камнем улицы и площади. Английскими археологами с 1920-х годов, когда началось изучение Хараппской цивилизации, найдены керамика, образцы каменной и бронзовой скульптуры, печатей с неоддающимися расшифровке фрагментами надписей. Однако, этих артефактов, добытых археологами, явно недостаточно для серьезных научных обобщений по истории древней Индии: нет конкретных дат, имен, сведений о реальных исторических событиях, позволяющих судить об административной структуре, политическом строе и культурной жизни Хараппской цивилизации.

В XVIII в. до н.э. Хараппская цивилизация прекратила свое существвование. Историки - традиционалисты связывают это с ухудшением климатических условий, и с вторжением в Северную Индию ариев. Но, как известно, экспансия ариев в Индию с Восточноевропейской равнины и Южного Урала через Афганистан и Пенджаб происходила на рубеже XIV-XIII вв. до н.э., т.е. через 500-400 лет после загадочного (как казалось долгое время) исчезновения Хараппской цивилизации. Только после исследований учёными – ядерщиками последствий атомных бомбардировок США японских городов Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. стали выдвигаться гипотезы о гибели этой цивилизации в результате применения ядерного оружия. Историки окончательно убедились в этом после изучения древнеиндийских «Вед», где описываются картины ядерных взрывов, их поражающих факторов и последствий. Хараппская цивилизация, серьезно опережавшая в своем развитии окружавшее ее коренное население, была создана и (по свидетельству «Вед») существовала под руководством выходцев из неизвестной нам инопланетной цивилизации. Индологи объсняют причины применения ядерного оружия и уничтожения этой цивилизации следствием столкновения неизвестных нам инопланетных цивилизаций в борьбе за сферы господства на Земле. Всего же современные ученые находят следы около 100 случаев применения инопланетянами ядерного оружия в Африке, Америке, России (Вост. Сибирь) и даже в Австралии.

Появившись в Северной Индии, в верховьях Ганга, индоарии с их более высоким уровнем материальной и духовной культуры стали быстро утверждаться у власти и осваивать малонаселенную долину этой реки, оттесняя на юг Индостана и на Цейлон немногочисленные и слаборазвитые племена аборигенов. Индоарии переняли у них некоторые приемы земледелия, а местные жители восприняли язык индоариев – санскрит и их духовную культуру. В конце II – начале I тыс. до н.э. в долине Ганга стали образовываться небольшие царства или города-государства во главе с вождями индоариев – раджами. Сильные царства поглощали слабые. К середине I тыс. до н.э. в долине Ганга и поблизости от нее существовало около 15 государств - наследственных монархий, возглавлявшихся вождями индоариев. Дальнейшие процессы политической интеграции были ускорены внешними факторами: столкновениями с персидской империей, а затем с державой Александра Македонского. Во второй половине V в. до н.э. в долине Ганга было уже два весьма сильных царства. Через столетие Чандрагупта - правитель одного из этих царств ликвидировал конкурента. Возглавила объединенную державу династия Маурьев, которая завоевала почти всю Индию за исключением крайнего юга. Но с конца III в. до н.э. началось постепенное ослабление и распад державы Маурьев. В I в. н. э. на стыке современной северной Индии, Пакистана, Афганистана и Средней Азии возникло крупнейшее Кушанское царство. Его правители из элиты индоариев также вели захватническую политику.

Для древневосточных государств была характерна огромная, неограниченная власть правителей – монархов. Такую форму политического устройства принято называть деспотией (от греч. despotes - повелитель). Древневосточное общество можно представить в форме пирамиды. На ее вершине находился монарх (фараон, царь, император, раджа), личность и наследственная власть которого, базировавшаяся на принципе «власть - собственность», обожествлялась, сакрализовалась (от лат. sacer – священный) жрецами. В Египте это фараоны – сыны Солнца, в Вавилоне, Ассирии, Урарту, Персии (Иране), Индии - цари, в Китайской империи – ваны, сыны Неба и т.п. Обожествлявшейся монарх – деспот был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Такая власть держалась на насилии, принуждении и тотальном контроле над населением, подавляла частную инициативу, предпринимательство, развитие личности. Даже скульптурные изображения фараонов в храмах Египта (иногда они изображались со звериными головами), призваны были внушать жителям страны страх и трепет перед носителями высшей власти. Эти статуи были столь громадны, что человек среднего роста не доставал даже до колен таких колоссов.

Иногда в Египте особо близкие к высшей власти жрецы столичного фиванского храма Амона-Ра вмешивались в решение проблем престолонаследия. При отсутствия у умершего фараона наследника именно жрецы решали кому быть очередным монархом и родоначальником новой династии. Фараон Аменхотеп IV пытался в середине XIV в. до н.э. сломить могущество фиванского жречества и выступил инициатором религиозной реформы. Он ввел новый государственный культ бога солнца Атона, и перенес столицу из Фив в быстро отстроенный для себя Ахетатон («город Атона»). Сам реформатор принял имя Эхнатон («угодный Атону»). Это была первая в истории попытка решительно порвать с традицией, заменить всех богов одним, ввести монотеистическую религию, обновить аппарат власти. Для столь масштабных реформ, которые поначалу не вызвали открытого сопротивления, нужно было время. Эхнатону его явно не хватило. Да и время монотеизма еще не пришло. После смерти Эхгатона сопротивление ре-формам усилилось. Имя фараона-еретика было предано проклятью, Ахетатон разрушен, столица Египта перенесена в Мемфис, позиции жречества полностью восстановлены, а аппарат власти продолжил свою деятельность в устоявшихся традициях прошлого. Отечественные востоковеды не без оснований полагают, что иудеи, проведя век-полтора в «плену египетском», покинули эту страну, но религиозная борьба вокруг неудавшихся реформ Эхнатона оказала свое воздействие на формирование среди евреев идей монотеизма. Даже молитва «Отче наш», которой Иисус Христос обучил своих учеников и апостолов (Мф. 6:9-13; Лк. 11:2-4), близка по своему содержанию к аналогичной египетской молитве времен Эхнатона.

Среднюю часть социальной пирамиды древневосточных деспотийсоставляли чиновники - аппарат управления в центре и на местах (в номах Египта, сатрапиях Персии, провивинциях Китая и т.п.), на который опирались монархи. Чиновники занимались учетом и непосредственно руководили общественными работами: строительством и поддержанием в порядке ирригационных систем, городских укреплений, храмов, дворца правителя и его самого, собирали налоги с населения на содержание армии, жрецов-священнослужителей, управленческого аппарата. Жрецы создавали необходимый имидж «Богами данной власти», играли главную роль в процессе распределения материальных благ. Накапливавшиеся на складах дворцов и храмов запасы зерна именно жрецы в неурожайные годы раздавали населению.

Основание пирамиды, низшую ступень социальной иерархии составляло простонародье: земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы, организованные в самоуправляющиеся общины, а несвободную, самую бесправную часть общества - рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военнопленных и лишь позднее – долговое рабство. Рабство было преимущественно патриархальным, а рабы входили в состав больших патриархальных семей и по истечении срока рабства могли вернуться на родину. Человек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не каждого общинника в отдельности, а всю общину. Как пользователи государственной земли земледельцы прикреплялись к ней и отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы, рекрутировались в армию. Ремесленники и торговцы прикреплялись к своим профессиям и платили налоги в пользу государства. Самоуправляемая, замкнутая община не только была основной производственной единицей, но и обеспечивала социальную стабильность. Члены общины несли коллективную ответственность за все, что происходило на ее территории.

Общество древневосточных стран держалось властями и жрецами в постоянном напряжении. Нередко это достигалось массовыми, публичными казнями, преподносившихся властями и воспринимавшихся населением не иначе как принесение в жертву богам военнопленных, должников, непокорных и т.п. В Китае археологами найдены захоронения начала I тыс. до н.э. более 20 тысяч человек с отрубленными головами. Подобные, хотя и не столь масштабные казни – жертвоприношения Богам воспринимались людьми как обыденные явления, а в Шумере даже как праздники, с ритуальными плясками, песнопениями, а нередко со съедением местными жителями тел казненных. Известно также, что царь Иудеи Ирод Великий, узнав о рождении в Вифлееме Богомладенца Иисуса Христа и опасаясь за свою власть в будущем, приказал уничтожить всех мальчиков в возрасте до двух лет, родившихся в Вифлееме (Мф. 2: 16). Только всепоглощающий синкретизм, подавлявший в человеке личность и постоянно нагнетавшийся страх перед иноземными вторжениями, в сочетании с жесточайшими карами удерживали в повиновении отдельные области древневосточных деспотий, и их население в целом.

Но дальше всех в этом отношении ушли правители и жрецы цивилизаций Мезоамерики, неустанно внушавшие населению: чтобы всесильные Боги не погасили Солнце, для жизни общества нужно много, очень много крови. Из популярной литературы и телефильмов известны картины массовых жертвоприношений, совершавшихся на плоских вершинах, похожих на шумерские зиккураты, громадных пирамид, на подступах к которым стояли очереди людей, покорно ожидавших своей участи. Палач обсидановым ножом вспарывал жертве живот и вырывал из груди еще бившееся сердце; но иногда предварительно по последнему желанию жертвы перерезал ей сонную артерию. Распространенным явлением в этих странах были спортивные соревнования. Команда - победитель после праздничной трапезы в полном составе приносилась в жертву Богам. На уровне массового самосознания такое окончание жизни считалось почетным. Не удивительно, что в XVI в., в начале Нового времени, история этих цивилизаций быстро завершилась. И основная масса их населения, и вожди восприняли испанских конкистадоров не иначе как «белых Богов», пришедших покарать их за грехи, были покорены завоевателями, частично уничтожены или согнаны с привычных мест обитания. Эти цивилизации погибли, их территории заросли непроходимыми джунглями. И лишь с конца XIX в. началось их повторное открытие и изучение учеными разных стран, в том числе и отечественными учеными.

Деспотическая система, сложившаяся на Древнем Востоке, могла существовать исключительно при главном условии - неуклонном и постоянном вопроизведении во всем опыта отцов и дедов, который считался наивысшей ценностью. Мифологическое сознание и синкретизм серьезно замедляли любые изменения в жизни всех без исключения слоев общества, включая политическую и духовную элиту этих стран, где практически не было социальных конфликтов и смут. Сложившийся там идеал можно описать формулой: «Праведно жить, праведно мыслить и правильно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал человек тихий, скромный, смиренный, покорный установленному Богами порядку вещей. На Древнем Востоке Вселенная отождествлялась человеком со страной, в которой он жил, с государством. Понятия царь, фараон, ван и справедливость сливались воедино в массовом сознании, особенно в народных низах стран Древнего Востока, а возникшее деление общества на различные социальные слои, их права и обязанности регламентировались традицией, закреплялись в законах типа сохранившихся до наших дней законов Хамураппи (Вавилон, XVIII в. до н.э.), законов Ману (Индия II в. до н.э.) и др. Со временем такого рода законы становились все более жесткими.

Однако исторический опыт уже древней Индии, считает Л.С. Ва-сильев, показал, что общество могло существовать без сильного деспотического государства и разветвленного чиновничьего

cyberpedia.su

Природные условия в странах древнего Востока. Экологические проблемы региона и опыт их решения в древности.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 11Следующая ⇒

1. Природные условия.

a. Страны долин великих рек. Реки, их сезонные разливы. Берега нужны – низкие, течение – тихое. Вокруг – пустыня. Необходимость централизованной ирригации, так как без нее посевы либо будут затоплены, либо сгорят. Ирригация это осушение, орошение и мелиорация. Чем больше территория, тем государство прочнее.

Там, где реки магистральные (Египет) – больше предпосылок к обр. единого гос-ва, иначе все передерутся. Там, где у реки много рукавов (Шумер) – больше предпосылок к сепаратизму отдельных номов.

b. «Неречные» страны. Обычно в предгорьях, где разливы вполне предсказуемы и растет все, что ни воткни. К тому же, там нет пустынь. Нет необходимости в массовой организованной работе. Главенство общины.

2. Природные ископаемые. Там, где они есть – ранний железный век. Там, где их нет – стимул ко внешней политике или к приспособлению к тому, что есть.

3. Связь с религией. Природа обожествляется, а потому религия не очень-то дружелюбная, боги – ребята не самые приятные (смертоносные насекомые, жара, пустынные ветры и др.). Своеобразие религии (обожествление Нила и глиняные мотивы в шумерской космогонии).

4. Экологические проблемы. Засоление почв, наступление морских вод, потопы, пустынные ветры.

Расы, языки и народности древнего Востока. Некоторые проблемы этно- и лингвогенеза в современной науке.

Расы. Процессы метисации. Никакой ксенофобии. Экваториальная, Евразийская, Монголоидная расы.

Языки и народности. К 4 тыс. формируются этноязыковые группы.

1. Афроазийская (семито-хамитская) яз. семья. (прародина – в Сахаре): аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы.

a. Египетская ветвь (долина Нила и М. Азия)

b. Берберо-ливийская ветвь (к западу от Египта)

c. Кушитская ветвь (Нубия)

d. Семитская ветвь (Вост. – Аккад; Зап. – Ханаанеи; Юг – Арабы).

2. Индоевропейская яз. семья (11 век; центр неизвестен, но теории: Балканская, где-то между малой Азией, Восточно-Средиземноморским побережьем и Двуречьем – Гамкрелидзе, Иванов): хетты, лидийцы, карийцы, персы, мидийцы, парфяне, скифы.

a. Хетто-лувийская ветвь (Хетты, Лувийцы).

b. Индо-иранская ветвь (Иранское нагорье, Мидия, Арии Индии, Филистимляне).

c. Фрако-фригийская ветвь (Фригийцы, Фракийцы).

d. Анатолийская ветвь (Лидийцы, Хетты, Лувийцы)

e. Народы моря. Видимо, объединение нескольких народов. Шарданы с Сицилии погубили хеттов.

3. Северо-кавказская яз. семья:

a. Хуррито-урартская ветвь (Хурриты)

b. Хатты (Каски, Хатты)

4. Дравидийская яз. семья.

Вся Индия (между индской и ведийской цивилизациями) Затем – только на юге (потеснены индоеврорпейцами). Сюде же, вилимо, Элам. Но не ясно.

5. Сино-Тибетская яз. семья.

Китай, Корея, Вьетнам.

6. Никуда не относится шумерский.

Проблемы. Непонятно происхождение шумеров (скифо-тюркская теория Раулинсона, кавказская, суданская, малайско-полинезийская и др., мундийская теория (Дьяконов)). Непонятно происхождение касситов. Индоевропейская проблема: где прародина? Возможно, в области Балкан. Афроазийская проблема: где прародина? Дьяконов: м.б. у о. Чад.

Механизм этногенеза. Марков: есть несколько локальных групп, одна из них возвышается, транслирует остальным свой язык => образуется этнос. Марков – еретик и колдун, за что его не любят на кафедре этнологии.

Механизм лингвогенеза. Есть язык-основа, из него путем изменений (эволюцией или заимствованием) - ветви родственных (только по происхождению!) языков. Их совокупность – языковая семья. Существует гипотеза о восхождении самих языковых семей к еще более

древним языкам-основам (не подтверждена).

Характерные черты экономического развития стран Древнего Востока. Рабство и община на Древнем Востоке.

Черты экономического развития.

Существует три пути развития стран дрвенего Востока с соответствующими достижениями в области материальной культуры:

а.Шумер и Средний Элам.

Экономика.Земля делится на общинную и храмовую. Впоследствии вторая превратилась в государственную. Она преобладает. Община владеет своей землей. Общинник обрабатывает свою землю силами своими и своих родственников. Возможны также кабала и рабство. Люди, обарабатывающие государственную землю, имеют ее условно (выдается за службу, причем не семье, а индивидуально; может быть отнята или перераспределена по решению администрации). Некоторые служащие за службу получали не землю, а паек.

Политика. У Евфрата много рукавов => больше предпосылок к существованию номовых государств, чем в Египте, где единая магистраль. Баланс государства и общины.

Социум. Т.о., сословное деление на свободных общинников и более низких по статусу служащих, которые владеют землей условно. Однако было и другое деление, е совпадавшее с сословным:

· храмовая знать, которая могла и не иметь земли, но распоряжавшаяся государственной землей, как своей;

· средний класс; для него рабский труд – подсобный, в осн. все своими силами; крстьне и ремесленники; сюда же – не очень состоятельные владельцы условной земли.

· низший класс – рабы и люди, находящиеся в других типах зависимости

б.Египет.

Экономика. Из-за сильной роли государства, общинная земля если и была, то очень скоро поглотилась государственной.

Политика. Единая речная магистраль, с двух сторон – пустыня => цивилизация вытянута => маловероятен сепаратизм номов (проще быть независимым, когда номы расположены кучкой, чем когда они в строчку; к тому же, если номы в кучку, соседям легче смириться с сепартизмом одного нома, чем если они в строчку и отделение одного нома сводит на нет всю ирригацию). Поэтому здесь с самого начала – сильное государство и мала роль общины. В принципе, не сильно отличается от Шумера, так как там в конце концов сложилась та же ситуация, только юзание государственных земель чиновниками и жрецами происходило неформально.

в.Хетты, Миттани и др.

Экономика. Нет рек, есть предгорья, поэтому для достижения тех же целей нужно гораздо больше времени. Кроме с/х очень важны скотоводство, торговля, ремесло.

Социум. Вроде бы, в таких условиях главенствовать должна община, но из-за отставания в развитии, такие державы успели подвергнуться влиянию государств первых двух типов => кое-где государство, а не община, было главным.

Политика. Иногда складывались военные союзы ряда номов вокруг сильного соседа.

Раздвоение этого типа государств на античное (полис) и другой (большая часть населения в результате – под государством.

Рабство

1. Историография.

a. Струве. Рабство господствует на ДВ, и из него растут все ноги. Формационный подход.

b. Дьяконов и Якобсон – оппозиция Струве. Считают, что рабство не может определять хозяйство в принципе. Рабский труд не эффективен (нет стимула, огромные ресурсы для удержания рабов), определяющий всегда труд свободных. Однако, это не опровергает идею формационного подхода.

2. Возникновение рабства. Ирригация в долинах крупных рек => огромные урожаи => есть излишки => врагов-мужчин теперь не умервщляют, а обращают в рабство, как и женщин. Теперь это возможно еще и потому, что бронза => более совершенны средства умервщления (Дьяконов, вслед за ним – Емельянов). Эти военнопленные в общинах – на правах младших родственников.

3. Источники рабства.

a. Военное. Пока не было металла – только женщин и детей, затем и мужчин (Емельянов). Последних, впрочем, сажали исключительно на государственную землю (Якобсон).

b. За долги. Патриархальное, на правах младшего члена семьи.

c. За провинности (в Египте – за нарушение ирригации).

4. Социальный аспект. Рабы не осознавали себя как единый класс. Имели статус живых трупов и не были против, т.е. отноислись к этому статусу вполне серьезно. Долговое рабство не могло длиться более 3 (Хаммурапи) или 6 лет (Семиты). Освобождение – редкость.

5. Внеэкономическое принуждение, его значение и формы. Вся древность – эпоха господства внеэкономических средств принуждения, т.к. производительность человеч. труда слишком низка, чтобы окупать наем. Продукты ремесла намного дороже по сравн. с современностью, т.к. нет промышленности, любой товар – штучный. Формы внеэкономического принуждения:

a. Рабство (у клиента отбирают все продукты его труда, взамен дают минимум для того, чтобы выжить).

b. Рентная эксплуатация (клиента сажают на землю, большую часть продукта он отдает дяде, нек. часть оставляет себе).

6. Виды рабства. Рабство бывает классическое и патриархальное. На востоке классическое невозможно, т.к.:

· несовершенство орудий уничтожения (Дьяконов)

· нужно слишком много надсмотрщиков (потому 3 дин. Ура и загнулась в 100 лет - Ладынин)

· родственные и культурные связи не позволяют одному общиннику плохо обращаться с другим;

а потому два варианта:

a. Рабство патриархальное. Два-три раба – «члены» (только в кавычках!) общины, почти наравне с младшими родственниками. Параллельно с простыми рабами существовали «крепостные» (на Западе - serfs) – прикреплены к земле, оторваны от общины, но могут быть субъектами права (хеттские «рабы», мушкенумы). Они – государственный сектор, в то время как собственно рабы - частные. Положение собственно рабов лучше.

b. Гос-земля делится на мелкие хозяйства, в каждом – хозяин и рабы, с хозяина – рента. Но у этого хозяина все равно нет собственности на землю.

Община

1. Историография.

a. Струве и вся советская историография за ним полагает общину в древности пережитком первобытки. Разложение общины – прогресс.

b. Дьяконов и Якобсон полагают общину единственно возможной ячейкой производства на ДВ. Община возникает сама собой, в любых условиях (так, «вторичные» общины ремесленников на великих стройках в Египте). Даже там, где, казалось бы община задавлена (Египет) можно по документам установить общину «идеологическую» (весь Египет как одна община вокруг фараона). Разложение общины – не показатель. В чём согласны со Струве: община – это явление ещё из животного мира. Историю общины (в т. ч. соотношение общины и государства) выдвигают как основу для периодизации истории древнего мира (статья 97 года в ВДИ).

2. Эволюция общины от родовой к соседской. Усиление обмена => сложность сохранения общности только по родовому признаку => соседская община.

3. Функции общины. Коллективные землевладение, землепользование и защита равноправных общинников. Существует два сектора в экономике: государственный и частный (общинный). Внутри общины дела раздела земли и её обработки. Также мелкое строительство. Члены общины равноправны и отвечают друг за друга. Отсюда её выгодность для гос-ва: круговая порука. Авторитетность общины: изгнание – серьезное наказание.

4. Власть в общине. Военная демократия (Якобсон): совет старейшин решает вопросы, на сходке решения утверждаются, на ней же выбирают одного или двух вождей, который общаются со внешним (в т.ч. и с божественным) миром. Эти вожди не работают, а получают еду от других. В этом – основа эксплуатации и имущественного расслоения. Государство возникает как аппарат насилия для сбора средств, на которые живет этот вождь. Налоги, войско. Иногда налоги прямые (т.е. деньгами или продуктами), иногда – косвенные (ср. в Шумере – в виде участка земли, отдаваемого в храмовое пользование; на этом участке – гос-рабы; или в виде отработки на ирригации).

5. Община и гос-во. Либо сосуществуют с политической автономией общины или даже поглощением ею государственных функций («ранняя древность». Номы, полисы). Либо государство полностью подчиняет общину («поздняя древность»). Человек имеет долг как перед государством, так и перед общиной. Хорошо, если они совпадают. А если нет? Тогда попытки со стороны государства подавить общину. Для понимания важности общины ср. Египет и Месопотамию в начале 2 тыс: и там и там глобальные потрясения, но в Египте общины нет, а в Месопотамии есть. Результат: в Египте все думают, что все, здецпи, в Месопотамии же – ничего, сносно.

Читайте также:

lektsia.com

Основные этапы истории Древнего Востока |  Глава I Понятие о Древнем Востоке. Общие сведения  | Восток  |  Читать онлайн, без регистрации

Основные этапы истории Древнего Востока

Длительное развитие древневосточных стран совершалось неравномерно. Наивысшего уровня развития самостоятельно достигли цивилизации Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Прочие общества Ближнего, Среднего и Дальнего Востока развивались во многом под влиянием этих четырех цивилизаций. Сами они долгое время существовали изолированно или почти изолированно друг от друга (за единственным и недолгим исключением трансиранской системы связей, соединявшей в конце III тыс. до н. э. регионы от Индии до Восточного Средиземноморья). Однако к середине II тыс. до н. э. сеть интенсивных взаимных контактов охватила весь Ближний Восток, а в I тыс. до н. э. сложилась система тесно связанных друг с другом разнообразными отношениями стран, занимающих в целом огромную территорию от Ганга до Атлантического океана. Общение между различными обществами обогащало каждую местную культуру, вырабатывало надрегиональные культурные ценности. Сложилось, таким образом, известное единство почти всего древневосточного мира, сыгравшее заметную роль в развитии всемирно-исторического процесса. Для обширных пространств Восточной Азии от Приморья и Японии до Индокитая и Тянь-Шаня ту же интегрирующую роль к началу нашей эры играла конфуцианская цивилизация Китая.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи, различающиеся по их социальному и экономическому облику (основы этой периодизации заложил Г. А. Меликишвили):

1) эпоха формирования и доминирования крупных централизованных хозяйств – конец IV–III тыс. до н. э.;

2) эпоха доминирования мелких хозяйств, охваченных государственной эксплуатацией – II–I тыс. до н. э.;

3) эпоха подъема товарно-денежных отношений и крупной частной собственности – I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э.

В первую эпоху существуют три цивилизационных центра, сложившихся в долинах великих рек, – египетский, шумеро-аккадский и древнеиндийский. В результате процессов политогенеза во всех трех регионах складываются ранние номовые государства, а в Месопотамии и Египте за счет объединения номов формируются обширные деспотические монархии с неограниченной властью царя, занимающего ключевое положение в культе, и сложным управленческим аппаратом. Основой экономики здесь становятся крупные хозяйства государственного сектора, а наиболее интенсивной эксплуатации подвергаются подневольные работники, трудящиеся целыми бригадами и получающие пайки. Одновременно в течение III тыс. до н. э. происходит формирование классовых обществ на периферии первых цивилизаций, от Анатолии до Средней Азии. Здесь формируются протогородские центры и номовые государства. В конце III тыс. до н. э. складывается единая система экономических и политических взаимоотношений от долины Инда до Месопотамии и Средиземного моря.

В конце III – начале II тыс. переселения полукочевых народов (амореев и индоиранцев), ухудшение климата и внутренний кризис слишком сложных в управлении крупных централизованных хозяйств положили начало новому этапу истории Древнего Востока. Отныне громоздкая система контроля и надзора в хозяйствах, использующих труд подневольных работников, уступает место более гибким и менее обременительным как для верхов, так и для низов общества формам эксплуатации. Пройдя через полосу социального кризиса и политической раздробленности, древневосточные общества, отныне основанные на присвоении лишь части продукта общинников и «царских людей» – мелких землепользователей, достигают нового расцвета.

В эту эпоху (II тыс. до н. э. – начало I тыс. до н. э.) образуются новые и гибнут старые государства: на севере Передней Азии образуются крупные державы, в долине реки Хуанхэ формируется раннеклассовое общество, создается первичный очаг древнекитайской цивилизации; в Иране и Индостане экологические изменения и перемещения племен привели к гибели древнейшей цивилизованной ойкумены, и классовое общество в начале I тыс. до н. э. складывается заново.

Важной внутренней гранью этого этапа был конец II – начало I тыс. до н. э., когда новые переселения народов (эгейцев, фрако-фригийцев, иранцев, арамеев) потрясли Древний Восток и изменили его этнополитическую карту. Существенные перемены произошли и в социально-экономической области. Подлинный технологический переворот переживают древние общества с освоением железа в конце II тыс. до н. э., и начало I тыс. до н. э. почти во всех регионах Древнего Востока характеризуется резким ростом частной эксплуатации, разложением общинной, а частично и государственной собственности. Развитие частной собственности, частного рабства, товарных отношений связано прежде всего с крупными городами. Заново складываются международные торговые пути, увеличивается количество торговых факторий. Финикийская торговля в начале I тыс. до н. э. охватывает все Средиземноморье. Все это отразилось и на международных отношениях – начинается борьба за преобладание на торговых путях.

В борьбе всех против всех складываются недолговечные надрегиональные империи, которые путем взимания дани с побежденных, а также прямого ограбления покоренных стран производят насильственное перераспределение прибавочного продукта в невиданном ранее масштабе. В этом отношении уникальна великая Ассирийская держава, четырежды – в конце XIII, начале XI, середине IX и конце VIII вв. до н. э. – добивавшаяся неоспоримого первенства на всем Ближнем Востоке.

Наконец, третья эпоха существования древневосточных обществ (середина I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э.) образует уже заключительный этап их истории. В Передней Азии Ассирийская держава гибнет, ввергая обширные пространства Ближнего и Среднего Востока в новый передел мира, завершившийся к рубежу VI–V вв. созданием «царства стран» – мировой по тому времени державы Ахеменидов, простершейся от Инда до Балкан. Подчеркнем, что политическая интеграция в столь широких масштабах была подготовлена предшествующими бурными столетиями взаимодействия древневосточных государств и племенных образований. Войны Ахеменидов, а затем завоевания Александра Македонского привели к интенсивному взаимодействию ближневосточной, средневосточной, индийской и эллинской цивилизаций. В конце концов сложился обширный пояс активно взаимодействующих классово-государственных обществ, непрерывной полосой протянувшихся от Атлантики до Тихого океана и ко II в. н. э. вошедших в состав четырех великих держав – Римской империи, Парфянского царства, Кушанской державы и ханьского Китая.

Для социально-экономического облика этой эпохи показательно дальнейшее развитие торговли и ремесленных производств, рост городов и своего рода разделение труда между торгово-ремесленными центрами и аграрной периферией. Повышается товарность хозяйств, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений. Деньги в монетной форме получают широкое распространение в державе Ахеменидов, циньском Китае, маурийской Индии. Другой характерной чертой периода является ослабление государственной власти, выход на первый план крупной военно-землевладельческой знати и различных корпораций. Это приводит к утверждению политической раздробленности той или иной степени на обширных пространствах.

После поражения Ахеменидов в борьбе с Александром древневосточные общества к западу от Инда развивались по пути своеобразного синтеза традиций двух цивилизаций в форме эллинистических государственных образований. Эллинистические государства в ряде случаев довольно скоро воспроизводят черты деспотической монархии. С другой стороны, под влиянием полисных традиций умножается количество автономных городов.

В Китае в это время создается централизованная деспотическая империя (однако в духе времени отношения государственной эксплуатации переплетались здесь с далеко зашедшей частной, и здесь также крупные землевладельцы стали в конце концов сильнее государства). В Индии специфической чертой является развитие варновой, а затем и общинно-кастовой системы, однако и здесь поздняя древность характеризуется усилением землевладельческой знати, парцелляризацией и корпоративизацией общества (как раз и выражавшейся в торжестве кастовой системы).

velib.com


Смотрите также