История Индии: раджпуты в Индии. Раджа в древней индии
8 значений слова индийского происхождения
Сегодня мало кто знает, что такое раджа. А ведь это древнейшее слово имеет чрезвычайно глубокий смысл и настолько многогранное значение, что перевести его с санскрита на другой язык во всей полноте просто невозможно. Итак, предлагаем вашему вниманию восемь наиболее распространенных значений слова «раджа».
Титул
Раджа (дословный перевод с санскрита звучит как «правитель») — это титул владетельного лица в древней, средневековой и современной Индии. В древности так именовали государя или царя, а в средневековой и современной Индии — это княжеское звание. Термин также используется в ряде других азиатских стран.
В колониальную пору чин «раджа» (или махараджа) получали потомственные властители княжеств, которые были частью британских владений в Индии. Махарани (рани) — это также звание «раджа», только в женском роде.
В странах, сформировавшихся после распада Британской Индии, наследники раджей утратили все привилегии, а их богатства большей частью были экспроприированы. Но в символической форме раджи все же сохранили свои устоявшиеся чины.
В Малайзии этот титул сегодня принадлежит властителям девяти субъектов малайзийской федерации. А на территории нынешней Индонезии раджами и по сей день именуют большинство авторитетных племенных и общинных старшин.
Направление йоги
Раджа-йога представляет собой практику, цель которой — работа с сознанием. Говоря более понятными словами — это медитация и рефлексия (самоанализ). Дословно «раджа-йога» переводится как «владычица среди йог», что сообщает о ее особом высочайшем положении среди всех разновидностей йоги.
Важно! В раджа-йоге очень важна моральная сторона индивидуального нравственного развития, что воплощается в эволюции виджнянамайя-коши. Конечной целью является построение анандамайя-коши. На этом принципе формирования сострадания большое внимание заостряется в буддизме.
Основателем данного направления йоги считается Рамана Махарши, который осуществил настоящий переворот в индуизме. Философ первым указал на колоссальную ценность саморефлексии для отдаленной перспективы личностного развития.
В сущности, раджа-йога — это и есть настоящая (классическая) практика йоги. Сам термин появился в 14 веке вследствие возникновения доктрины спортивной хатха-йоги. До этого момента под йогой подразумевалось то, что сегодня именуется раджа-йогой. В современной практике принято считать, что раджа-йога — это только последние четыре уровня из восьми уровней аштанга-йоги (Патанджали). Однако в общей сложности раджа-йога имеет связь со всеми 8 уровнями. Узнайте также о таких практиках, как йогалатес, каула йога, атма крийя йога, крийя-йога, анулома вилома, мула бандха, джаландхара, флай йога, яма нияма, акройога, бхакти-йога, прана-йога, кундалини йога, айенгар йога, садхана. В данном направлении отсутствуют сидячие позы, и в нем есть только несколько дыхательных методик. В давние времена эта разновидность йоги включала также методики самогипноза, но сегодня они практически полностью искоренены.
Базовым инструментом данной йоги является самьяма, для практикования которой первоначально нужно освоить медитацию.
Важно! Главное в занятиях йогой — профессиональный наставник, который поможет постигнуть все тонкости медитации. К выбору правильного тренера нужно отнестись очень серьезно. Наставник должен быть близок по духу, иначе человек постоянно будет чувствовать себя не в своей тарелке.
Божество
Рага-раджа (с санскрита переводится как «раджа страстей») — божество в религиозно-философском направлении Махаяна. Это один из богов мудрости, оставивший вожделение и любовь ради достижения прозрения (просветления). Конечной целью раджи было стать Буддой.
Культ данного божества введен в Японии и Тибете (регион Китая). В Индии же Рага-раджа не почитается. Более того, в индийской письменности полностью отсутствуют о нем какие-либо сведения.
В тексте «Алмазной сутры» приведено изображение идола. Он описывается сидящим на лотосе. Кожа у Рага-раджи имеет красный цвет, что символизирует вожделение и любовь. Фон вокруг божества — это солнечный диск также красного цвета.
Необычная фигура имеет шесть рук и три глаза. Глаза выражают злобу и отвращение к страстям. Цветные волосы собраны веревкой и увенчаны львиной короной.
Растение
Непентес раджа — крупное растение-хищник, обитающее на горе Кинабалу (северная часть острова Борнео), а также на прилегающих территориях. Эта высокогорная трава весьма чувствительна к условиям произрастания: развивается исключительно на мягких и неизменно влажных грунтах.
Растение представляет собой лиану, вырастающую до 6 метров в длину. Листья травы формируют кувшинчик, который может достигать 35 см в высоту и 16 см в ширину. Внутри кувшинчика вмещается до 2,5 л жидкости. Обнаружил хищную траву ботаник и путешественник Джозеф Гукер. В следующем году ученый дал имя растению и подробно описал его. Сегодня непентес раджа является редчайшим растением и находится под угрозой исчезновения.
Знаете ли вы? Как ни странно, жертвами этого растения-хищника нередко становятся мелкие позвоночные, млекопитающие и даже крысы. Порой, в полости лианы находят мышей, ящериц, лягушек, птиц. Бывают случаи, когда плотоядная трава щадит свою жертву и отпускает ее. Вдобавок, кувшинка заключает со своими жертвами обоюдовыгодное сотрудничество. Например, отдельные разновидности комаров и непентес помогают друг другу плодиться.
Крышка открыта и готова к ловле живого корма. Рацион хищника состоит из насекомых — преимущественно, муравьев. Первый образец растения был найден в 1858 году на том же острове Борнео.
Поэт
Раджа Ахмад Аминуллах — малазийский культурный деятель, поэт. Дата рождения поэта — 12 сентября 1955 года. Родители Ахмада были журналистами в городе Ипо (штат Перак). В 1972 году Раджа выпустился из колледжа в Куала-Кангсаре, а с 1973 года он уже учился писательскому искусству в Соединенных Штатах.
Затем будущий поэт обучался в Технологическом институте МАРА на специальности «Средства массовой информации». На этом Ахмад Аминуллах не остановился и продолжил обучение в Англии на факультете юриспруденции Лондонского института, который успешно окончил в 1986 году.
Будучи еще студентом, Ахмад возглавлял различные студенческие и журналистские организации, успел отработать журналистом газеты «Нью Стрейтс Таймс». Многие годы Раджа являлся членом Совета директоров газетного треста «Утусан». Некоторое время Ахмад Аминуллах занимался политической деятельностью, однако вскоре решил отойти от политики. Кроме того, он увлекался живописью и стал одним из основателей Фонда искусства Перака (1996).
В 2007 году он стал основателем картинной галереи в Куала-Лумпуре. За счет необычного собрания полотен известных художников, а также благодаря вечерам поэзии галерея вмиг приобрела большую известность.
Общеизвестным в Малайзии Ахмад Аминуллах стал именно в качестве поэта. Его стихи отличаются насыщенностью метафорами. Главные сборники Раджа — это «Ландшафт путешествий», «Познание души», «Нюансы Нусантары» и «Слова сердца».
А книга «Мысли в застенках» (2011) публицистического стиля произвела огромный резонанс в обществе и стала толчком к активным спорам о свободе и демократии в стране.
Баскетболист
Дино Раджа — хорватский баскетболист, двукратный победитель европейских чемпионатов, серебряный призер двух Олимпиад и один из успешнейших игроков Национальной баскетбольной ассоциации. Родился баскетболист 24 апреля 1967 года в городе Сплит (Хорватия, бывшая Югославия). Дебютировал в баскетбольном клубе «Югопластик». В 1987 году выиграл мировой чемпионат среди юниоров. Игра проходила в составе югославской сборной.
Затем Дино завоевал две серебряные медали (на Олимпиаде 1988 и 1992 гг.). Первая медаль была выиграна в составе сборной Югославии, а вторая — в хорватском составе.
После работы в Национальной баскетбольной ассоциации Дино продолжил карьеру в Греции и Хорватии. В 1989 году на процедуре выбора игроков Дино Раджа был зачислен в команду «Бостон Селтикс» (под игровым номером 40). Играя за эту команду, баскетболист набирал приблизительно 16,7 очков за матч.
Теннисист
Пурав Раджа — индийский профессиональный спортсмен, теннисист, обладатель двух премий турниров ATP в парном составе. Родился будущий чемпион 7 декабря 1985 года в городе Мумбаи (Индия). Спортом начал заниматься с 7 лет.
Наиболее удачный игровой прием Пурава — укороченный удар, предпочтительное покрытие — зальный ковер. Специализируется преимущественно на играх в парном составе. Первый одиночный матч спортсмен сыграл в 2007 году на индийском состязании. В этом же году Пурав стал победителем первого состязания из серии «фьючерс» (в парном составе). А в 2009 году он выиграл премию состязания серии «челленджер» в городе Карши.
Затем последовал успех за успехом, и в июне 2013 года индиец в паре с Дивиджем Шараном завоевал первый свой титул на турнире ATP. Благадаря этой победе спортсмен впервые поднялся в первую сотню парного рейтинга.
Деревня
Раджа — деревня, расположенная в Новгородской области РФ. Данный населенный пункт принадлежит Батецкому муниципальному району. Деревня находится на правом берегу реки Луга, на высоте 54 метра над уровнем моря.
В писцовых книгах Водской пятины Новгородской земли 1500 года найдены упоминания об этой деревне. Раджа классифицируется как деревня Успенского Сабельского погоста — Раджода. В Новгородском уезде Новгородской губернии — деревня Раджа Самокражской волости.
Знаете ли вы? Постоянное население деревни составляет всего 26 человек (2010 год). Это одна из самых малонаселенных деревень не только России, но и всего мира. В Батецком районе деревня до муниципальной реформы была подвласна Озеревскому сельсовету, затем Озеревской сельской администрации. Сегодня мы узнали, какие интересные значения имеет слово «раджа» и кто такой раджа. Однако написанное здесь — только краткий анализ этого многогранного слова.
lifegid.com
Раджа - это... Что такое Раджа?
Ра́джа (санскр. राज, rāja IAST — «правитель») — индийский титул владетельной особы, государя, князя или царя (в современных индийских языках, прежде всего, хинди, произносится чаще без последней «а» — rāj). Происходит, видимо, от санскритского корня rāj со значением «быть во главе чего-либо», а также «блестеть, сверкать» [1].
Слово заимствовано также рядом народов стран Азии, испытавшими влияние индийской культуры — Индонезии, Малайзии, Таиланда и др.
В колониальный период титул раджа или махараджа (то есть великий князь) носили наследственные правители большинства княжеств, входивших в состав Британской Индии, наряду с землями, находившимися под прямым правлением Британской Короны. На момент получения Индией независимости на территории страны насчитывалось 601 княжество, среди которых были как огромные по территории и численности населения, такие, как Хайдарабад, Гвалиор, Удайпур так и совсем малые[2].
В женском роде титул звучит как ра́ни (или махарани).
В государствах, образовавшихся на территории Британской Индии — Индии, Пакистане и Бангладеш потомки раджей лишены всех привилегий, однако в большинстве случаев сохраняют свои традиционные титулы.
Имущество раджей в значительной степени было национализировано в 50-70-е годы.
В Малайзии титул раджей в настоящее время носят некоторые из правителей девяти монархических государственных образований, являющиеся субъектами малайзийской федерации.
На территории современной Индонезии титул издревле широко использовался правителями различных государств, однако по мере распространения на этой территории в XIII-XVI веках ислама и проникновения арабской лексики стал в большинстве случаев заменяться титулом «султан». Тем не менее, раджами до сих пор именуются многие влиятельные племенные и общинные вожди (в особенности, на Малых Зондских островах). Кроме того, в современном индонезийском языке термин «раджа» в полностью сохранил свой изначальный смысл.
См. также
Примечания
↑ Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. — М.: «Русский язык», 1978. — 896 с. — 4000 экз.
↑ Шилин А. А. Кашмирский конфликт // Экспорт вооружений : журнал. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2001. — В. 4.
Галерея
Сайяджирао III, махараджа княжества Барода, 1919 г.
Бхагвант Сингх, махараджа княжества Гондал во время поездки в Англию на церемонию коронации Георга V, 1911 г.
dic.academic.ru
Раджа
Ра́джа (санскр. राज, rāja IAST — «правитель») — индийский титул владетельной особы, государя, князя или царя (в современных индийских языках, прежде всего, хинди, произносится чаще без последней «а» — rāj). Происходит, видимо, от санскритского корня rāj со значением «быть во главе чего-либо», а также «блестеть, сверкать» [1].
Слово заимствовано также рядом народов стран Азии, испытавшими влияние индийской культуры — Индонезии, Малайзии, Таиланда и др.
В колониальный период титул раджа или махараджа (то есть великий князь) носили наследственные правители большинства княжеств, входивших в состав Британской Индии, наряду с землями, находившимися под непосредственным управлением Короны. На момент получения Индией независимости на территории страны насчитывалось 601 княжество, среди которых были как огромные по территории и населению, такие, как Хайдарабад, Гвалиор, Удайпур так и совсем малые[2].
В женском роде титул звучит как ра́ни (или махарани).
В государствах, образовавшихся на территории Британской Индии — Индии, Пакистане и Бангладеш потомки раджей лишены всех привилегий, однако в большинстве случаев сохраняют свои традиционные титулы. Имущество раджей в значительной степени было национализировано в 50-70-е годы.
В Малайзии титул раджей в настоящее время носят некоторые из правителей девяти монархических образований, входящих в состав страны.
На территории современной Индонезии титул издревле широко использовался правителями различных государств, однако по мере распространения на этой территории в XIII-XVI веках ислама и проникновения арабской лексики стал в большинстве случаев заменяться титулом «султан». Тем не менее, раджами до сих пор именуются многие влиятельные племенные и общинные вожди, в особенности, на Малых Зондских островах. Кроме того, в современном индонезийском языке понятие «раджа» в полной мере сохранило свой изначальный смысл.
Список литературы:
Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. — М.: «Русский язык», 1978. — 896 с. — 4000 экз.
Шилин А. А. Кашмирский конфликт // Экспорт вооружений : журнал. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2001. — В. 4.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Раджа
ua-referat.com
История Индии: раджпуты в Индии
Индия за свою тысячелетнюю историю видела немало завоевателей, которые несли на землю Индии смерть и разрушения. Лишь один народ сумел практически безболезненно вписаться в уже существовавшую в этой древней и многоликой стране сложнейшую систему общественных отношений, приняв и впитав в себя обычаи и верования коренных жителей. Этим народом были раджпуты, пришедшие в Cеверную Индию в VI веке как завоеватели и переселенцы, но в скором времени ставшие главными ее защитниками.
«Раджпут» происходит от санскритского словосочетания «раджа путра», что означает «сын царя» или «сын раджи». Это аристократическое название раджпуты Индии получили от подчиненного ими местного населения Индии, пораженного не жестокостью и кровожадностью пришельцев, а их внешней и внутренней красотой, безусловным уважением к обычаям древних индусов и благородством их поступков.
Пришли раджпуты в Индию с территории современной Средней Азии, как и многие их предшественники, и за непродолжительный исторический отрезок времени сумели не только органично влиться в пестрое общество Индии, но и занять в нем весьма почетное место — выше них в кастовой иерархии Индии оказались только брахманы, во все времена считавшиеся на территории Индии высшей кастой. Брахманы Индии были жрецами, составителями и толкователями законов, духовными учителями и вообще главными авторитетами практически во всех областях жизни Индии строго регламентированного индийского общества. Именно с помощью брахманов вожди воинственных раджпутских кланов очень быстро сумели понять, каким образом они могут стать правящей элитой Индии — для этого им было необходимо принять индуистские ценности и принципы общественной жизни этой страны. А так как главными обязанностями всех правителей в Индии считалась защита богов, брахманов и святых мест, то для раджпутов следовать этим принципам не составляло большого труда, равно как и следить за неукоснительным выполнением своих обязанностей людьми других каст: многочисленные земледельческие, ремесленные, торговые касты, не говоря уже о «неприкасаемых», в скором времени исполняли все их повеления беспрекословно. Так раджпуты стали кастой правителей Индии. Военное дело в Индии также стало их обязанностью и привилегией. Впрочем, ничего другого они и не желали.
Этническое происхождение раджпутов Индии до сих пор является предметом дебатов многочисленных исследователей. Большинство западноевропейских ученых считают, что они представляют собой пришлые восточно-иранские племена, ассимилировавшиеся в обществе Индии. Что же касается индийских ученых, то они придерживаются той точки зрения, что раджпуты жили в Северной Индии всегда и в древние времена назывались кшатрии, а в период раннего средневековья стали именоваться раджпутами. Истина, по всей видимости, лежит где-то посередине, но все же большинство исследователей сходится на том, что раджпуты являются потомками пришлых в Индию этнических групп, в значительной степени индуизированных впоследствии.
Что касается внутренней раджпутской социальной организации, то она с незапамятных времен была и по сей день остается сложной. Каждый раджпут в Индии по праву рождения входит в одно из четырех главных объединений, так называемых Линий, или Династий, унаследованных от кшатриев: Солнечная (Сурьявамша), Лунная (Чандравамша), Огненная (Агникула) и Змеиная (Нагавамша). Формально все эти Линии равноправны, но наиболее многочисленными и влиятельными из них считаются все же Солнечная и Лунная, являющиеся признанными генеалогическими линиями раджпутских фамилий. Тем самым раджпуты в Индии получили признание в качестве прямых потомков ведических кшатриев (на санскрите кшатра — власть), одного из четырех основных варн-сословий.
Считается, что все представители Солнечной линии происходят от Рамы, а Лунной — от Кришны. Великий Будда также считается предком раджпутов, тем более что происходил он из варны кшатриев. Раджпутские Линии в свою очередь подразделялись на родовые группы, называемые «кула». Этих кул очень много, но лишь 36 из них, собранных из представителей всех четырех линий, объединены в особую группу, называемую «царскими кулами». Любой из представителей раджпутской общности знает свою принадлежность по куле, ее историю и не без основания гордится своими славными предками. Каждый раджпут наследует кулу своего отца, а потому не может вступать в брак с представителями своей кулы. Именно поэтому все раджпуты, носящие имя одной из существующих кул, считаясь потомками одного предка, являются братьями и сестрами, а значит, браки внутри кулы могут быть сочтены только как кровосмесительные.
Кула, которая может быть очень многочисленной и включать в себя до нескольких сот тысяч человек, в свою очередь, состоит из кланов. Клан также может быть очень большим и знаменитым, не менее, чем сама кула. Традиционные связи по линии семья — клан — кула у раджпутов очень сильны и носят во всей их общности основополагающий и системообразующий характер. Более того, клан является важнейшей единицей во всей социальной структуре раджпутской общности. Имущество каждой входящей в клан семьи принадлежит клану, но со своей стороны клан должен сделать все от него зависящее, чтобы это самое имущество было у каждой входящей в него семьи. Причем оно ни в коем случае не должно делиться, а только прирастать.
В раджпутском государстве было два типа землевладельцев: «бхумиа» — наследственные землевладельцы и «грасиа» — получившие землю на период их службы радже. Именно грасиа состояли с раджой в феодальных отношениях, не являясь при этом членами правящего клана. Сам же раджа не владел землей и не мог ею распоряжаться, так как она была собственностью клана. Он мог лишь временно передать какому-нибудь полезному для клана человеку (не члену клана) право собирать налоги с какого-то участка земли. Стать же «бхумиа» было заветной мечтой любого рядового раджпута, и единственным способом достижения этого был завоевательный поход в рамках принципа майората. Что в немалой степени способствовало широкому расселению раджпутов по всей территории Северной Индии.
И, тем не менее любая раджпутская семья всегда была истинным гарантом социальной значимости и благополучия каждого ее члена. Братья отца или деда занимались детьми в отсутствие родного отца или деда, а в случае их смерти — эту обязанность брал на себя любой оставшийся в наличии мужчина семьи. Этот порядок был необходим в условиях постоянного участия раджпутских мужчин в бесконечных сражениях и высокого уровня их смертности. Ведь раджпутские кланы должны были отстаивать интересы своих кул военным путем, так как различные кулы редко жили между собой в мире и согласии. Объединить их могла только угроза внешней агрессии, да и то далеко не всегда. Высшей ценностью для раджпутов всегда была земля, из-за которой, собственно, и происходили постоянные межклановые конфликты. Бесспорно одно — несмотря на то, что любой раджпут практически полностью зависел от своей семьи, эта зависимость была добровольной, так как любой из них стремился сделать все возможное, чтобы помочь ей возвыситься. Первым великим раджпутским правителем являлся Харша (Харшавардхана), сумевший подчинить своему влиянию всю Северную Индию. После его смерти в 647 году на этих землях, получивших впоследствии название Раджпутана, или в современном звучании Раджастхан, стали появляться многочисленные государства, во главе которых стояли различные раджпутские кланы. Именно в это время строились многочисленные города и храмы Индии, бурно развивались различные ремесла, создавались прекрасные литературные памятники. Несмотря на постоянные междоусобные конфликты, раджпуты самым непосредственным образом влияли на судьбы всей Индии в течение 500 лет — с VII по XII век — именно этот временной отрезок, названный исследователями «Раджпутским периодом», стал «Золотым веком» для самих раджпутов.
Раджпуты испокон века жили по единожды принятому и строжайшим образом соблюдаемому закону майората, который гласит, что имущество клана может наследовать только старший сын его главы — раджи. Таким образом, все младшие сыновья, а их в полигамных раджпутских семьях было множество, должны были сами заботиться о своем благосостоянии, имуществе и месте под солнцем. Несмотря на кажущуюся жестокость и несправедливость данного закона, в нем был заложен глубочайший смысл — такое положение вещей, бесспорно, способствовало поддержанию постоянной боевой готовности многочисленного младшего поколения, а значит, и всего раджпутского сообщества.
Этот исторический период закончился в 1193 году, когда мусульманский правитель государства Гур (область западного Афганистана) Мухаммед Гури победил в ожесточенной битве знаменитого раджу, правителя Дели, Притхвираджа Чаухана. После смерти Гури его наместник в долине Ганга, объявив себя правителем Индии, создал Делийский султанат. С этого момента в Индии начался долгий период мусульманского правления и не менее долгий период освободительной борьбы раджпутов и их многочисленных подвигов. Именно в то тяжелое для страны время раджпуты проявили себя как великие воины, отстаивавшие индуистские ценности и сами основы жизни всего индийского народа, заслужив тем самым величайший авторитет, сохраняющийся на протяжении многих веков.