Древняя индия кастовый строй. Формирование варно-кастовой социальной структуры в Древней Индии. Законы Ману.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре. Древняя индия кастовый строй


Индийский кастовый строй. Брахманизм. Всеобщая история религий мира

Индийский кастовый строй. Брахманизм

В период Атхарваведы в Индии уже сложилось строгое разделение на касты, которое с небольшими изменениями сохранилось и до наших дней. Хотя этот факт широко известен, подробностей об индийской кастовой системе мы знаем довольно мало. Их образование, причины, приведшие к их появлению и развитию, – все это окружено тайной и породило, в свою очередь, множество догадок, теорий, гипотез.

О системе каст написано намного больше, чем о любом другом явлении индийской жизни, но даже ее современное состояние изучено исследователями недостаточно, что заставляет относиться с большой осторожностью к любой информации по этой проблеме.

Не вдаваясь в подробности кастовой системы, трудно избежать спорных и расплывчатых высказываний, поэтому мы попробуем остановиться только на проверенных и действительно доказанных фактах. Сами определения касты (португ. «порода», «происхождение»), которые выдвигают ученые, показывают глубинные отличия в понимании этого явления. Индийские авторы из числа правоверных индуистов воспринимают кастовую систему как данное свыше разделение верующих по группам, которые ведут свое начало от четырех основных классов-сословий древнеиндийского общества (варн).

Европейские исследователи и большинство современных индийских ученых довольно убедительно доказывают, что фактически каста (джати) в той форме, в которой она существует до настоящего времени, абсолютно не тождественна древнеиндийской варне, и за исходное берут теперешнее положение первой. Этнограф Г. Г. Рисли вообще определяет касту как «организацию семейных или родовых групп, имеющих общее имя, общего мифического предка и традиционную профессию».

Индолог А. Бэшэм сужает это понятие, подчеркивая, что «каста – это система групп в рамках классов, каждая из которых, как правило, носит эндогамный характер и члены которой могут совместно есть и имеют свою особую профессию». Крупнейший европейский специалист по данному вопросу Дж. Хэттон, впрочем, более осторожен в оценке: «Кастовая система – разделение общества на множество замкнутых, совершенно оторванных друг от друга и расположенных по принципу иерархии частей (каст), связи между которыми ритуально ограничены».

Страница из иллюстрированной рукописи, посвященной индийским кастам

Кшатрий (воин)

Невозможность дать полное и всеобъемлющее определение заставила большинство авторов открыто отказаться от этой идеи и заменить определение перечислением отличительных особенностей и функций кастовой системы. Сравнительно удачной в этом отношении представляется попытка Н.К. Датта, выделившего семь таких особенностей:

1) члены касты не должны вступать в браки вне своей касты;

2) подобные, но менее строгие запреты касаются и принятия пищи;

3) для многих каст точно установлен род занятий;

4) касты расположены по принципу иерархии, высшее место в ней занимают брахманы;

5) член касты со дня рождения и в течение всей жизни принадлежит к данной касте, если не исключается из нее за нарушение ее законов;

6) переход из одной касты в другую невозможен;

7) вся система держится на авторитете брахманов.

Прежде чем объяснить читателю структуру современной системы каст, следует обратиться к прошлому и там поискать ответ на вопрос об их происхождении. Как уже говорилось, древнеиндийские литературные источники, вообще довольно скупые на точные исторические сведения, и на этот раз не предоставляют нам сколько-нибудь достоверного материала. В одном из первых гимнов Ригведы сообщается о разделении индийского населения на четыре сословия (варны), возникших якобы из различных частей тела создателя и символически обозначенных различными цветами (на санскрите «варна» означает «цвет»).

По всей вероятности, варны с самого начала были связаны с существованием в древнеиндийском обществе таких функционально отграниченных друг от друга профессиональных групп, как брахманы (жрецы, жертвоприносители, духовные наставники), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, торговцы, ремесленники благородных профессий) и шудры (прежде всего слуги и исполнители различной нечистой работы).

Брахманы

В индийском мифе о сотворении мира отчетливо просматривается идея о том, что иерархическая структура общества является частью божественного замысла, частью природного порядка. Различные части пуруши – Мировой Души – были призваны служить базой для поддержания общественного порядка в человеческом обществе. Позднее создание каст и определение рода занятий для них индийская мифология приписывала богу Брахме. Его уста (брахманы, или брамины) отвечали за духовный порядок.

Брахманы владели священными знаниями и поэтому занимали главенствующее положение в обществе. Из рук Брахмы была создана варна кшатриев – воинов и князей (раджей). Бедра его составляют землевладельцы, скотоводы и купцы (вайшьи). Эти три варны считались благородными, в них входили исключительно арии. Их называли еще «дважды рожденными», поскольку они проходили специальные обряды посвящения (упанайяна), рассматривавшиеся как второе рождение. Ритуал посвящения проходил с наложением особого священного шнура, который носили всю жизнь как знак превосходства.

Наконец, четвертую варну (шудры) составляли крестьяне и ремесленники неарийского происхождения, их темная кожа была отлична от светлой кожи самих арийцев. Сложившаяся позднее концепция цикла перерождений говорила о том, что для шудра спасение возможно только в грядущей жизни, поскольку они еще не принадлежат к числу «посвященных».

В таком случае, где следует искать начало кастовой системы и откуда вести ее происхождение? Ответ на этот вопрос не так-то прост. Проведенные исследования убедительно показали, что возникновение каст нельзя объяснить каким-нибудь одним решающим фактором и что оно есть следствие действия ряда специфически индийских факторов.

Кастовая система как специфическое индийское явление пока не находит параллелей в мировой истории. Еще до прихода индоевропейцев этнический состав населения Индии отличался немалой пестротой. Здесь были представлены не только разные расы, но и многочисленные племенные группы, делившиеся, по всей видимости, по классовым, профессиональным и, возможно, религиозным признакам.

Данные раскопок доарийских центров древнеиндийской цивилизации позволяют археологам утверждать, что приблизительно в III тыс. до н. э. в Индии уже существовало рабовладельческое общество с зачатками кастовой структуры, и что уже тогда большое значение имела ритуальная чистота, которая в кастовой системе позднейшего периода стала играть столь важную роль.

Ворота храма ступы в Санчи

В некоторых областях Индии вплоть до новейшего времени обитали изолированные нецивилизованные племена, бок о бок жили совершенно обособленные группы населения, находившиеся на разном уровне технического и культурного прогресса, имевшие разную идеологию и традиции.

В одних кастах и поныне превалирует определенный расовый тип, другие сохраняют приверженность своей профессии, третьи тяготеют к определенной территории, четвертые напоминают нечто вроде ремесленных цехов и т.д. Естественно, что при этом матриархальные группы уравнивались с патриархальными, миграции и перемещения племен усложняли этнический состав населения, в тесный контакт вступали сравнительно развитая идеология и темные силы магии, оккультизма, знахарства. И во всей этой мешанине пыталась навести порядок брахманская идеология с ее типично индийским стремлением к классификации, к установлению системы в вещах, не поддающихся упорядочиванию понятий.

Безусловно, здесь прежде всего проявлялось неодолимое стремление придать религиозную окраску такой общественной организации, которая отвечала бы интересам брахманов. Скорее всего, так и произошла кодификация четырех сословий, называемых варнами, но наибольшее значение приобрело реально существующее и сейчас разделение всего индийского населения на кастовое и бескастовое (аварна). Таким образом была заложена основа для возникновения многочисленного слоя так называемых неприкасаемых, которые были навсегда выведены за кастовую, сословную иерархию.

Утреннее почитание дерева тулси

Несмотря на то, что сейчас по законам Республики Индии понятие «неприкасаемости» отменено и конституция запрещает любую дискриминацию, пройдут, вероятно, еще десятки лет, прежде чем исчезнет это уродливое порождение кастовой системы и внекастовые действительно станут равноправными членами общества.

Следует понимать, что речь идет не о какой-то небольшой части индийского населения: численность неприкасаемых сегодня составляет более 55 миллионов, и их общественное положение по-прежнему крайне тяжелое. К ним в первую очередь относятся лица, выполняющие работы, которые традиционно считаются оскверняющими: выделку кож, стирку белья, уборку трупов, нечистот, мусора и т. д.

Граница между кастовыми индуистами и неприкасаемыми очень резкая, особенно на юге страны. И хотя современный образ жизни, массовое производство, развитие транспортных средств, новое законодательство и, не в последнюю очередь, просветительская деятельность М. К. Ганди привели к большим сдвигам в сознании индийцев, предрассудки, связанные с неприкасаемостью, пока еще не изжиты.

Наиболее явным предрассудком остается внутренняя структура касты и подкасты, во главе которой в каждом населенном пункте или квартале стоит специальный кастовый комитет, или совет – панчаят («пятерка», хотя в нем обычно гораздо больше членов). Складывается такое впечатление, что последние не избираются; комитет, составленный из самых старых и уважаемых представителей касты, регулярно пополняется с общего согласия. Это очень важный институт: на него возложена обязанность следить за соблюдением порядка в касте, заботиться о всех ее членах, решать споры между ними, помогать им в трудную минуту и наказывать за преступления и нарушения предписаний. Он же определяет наказание и следит за его выполнением. Характерно, что в настоящее время в низших кастах сохраняется гораздо более строгий порядок, более авторитетное руководство и более сильные панчаяты, чем в высших.

Нарушивший кастовое предписание либо совершивший проступок, способный вызвать общественное осуждение, приглашается в панчаят. Там при необходимости выслушиваются свидетели, после чего выносится соответствующий приговор.

Судебная процедура обычно очень проста: если обнаруживаются расхождения между показаниями обвиняемого и свидетелей, то совет касты требует от участников принесения присяги – клянутся водой священной реки Ганг, священным растением тулси или священной коровой, которую приносящий присягу держит за хвост, – а затем большинством голосов решает, какая из сторон заслуживает доверия.

В письменных источниках зафиксированы случаи, наблюдавшиеся, однако, и в сравнительно недавний период, когда устраивалось нечто вроде христианского «божьего суда», по своей жестокости и бесчеловечности не уступавшего европейским средневековым обычаям (погружение руки в кипящую воду, взятие раскаленного железа голой рукой и т. д.).

В наши дни панчаят полагается по преимуществу на свою мудрость и выносит приговор без приемов установления вины и не прибегая к жребию. Решение окончательно и опротестованию не подлежит. Форма и сроки наказания в значительной мере определяются произвольно и зависят от отношения к провинившемуся и не в последнюю очередь от его материального и общественного положения.

О такой субъективности повествует история, произошедшая с М.К.Ганди: в соответствии с традицией и обычаями он после своего первого возвращения из Европы был исключен бомбейским панчаятом из касты, но никогда не должен был подвергаться покаянию и очищению, поскольку панчаят на его родине в Раджкоте не установил ему никакого наказания.

Большинство кастовых ограничений со временем слабеют или совсем исчезают, например, был снят запрет с заграничных поездок, хотя еще сравнительно недавно он касался всех «дважды рожденных».

Такое впечатление, что этот запрет был вызван, с одной стороны, невозможностью контролировать поведение члена касты на расстоянии, а с другой – сложностью соблюдения в чужой стране правил и религиозных предписаний. Несомненно, он не носил принципиального характера, иначе в древней и в средневековой Индии не могла бы процветать морская торговля, и, скорее, имел целью заставить вернувшегося из морского путешествия совершить очистительные обряды. Из источников известно, что это же требовалось от лиц, долго находившихся среди иноверцев, например в чисто мусульманском окружении.

Статуя священной коровы в храме Шивы

Кастовая система была закреплена уже в крупнейшем памятнике древнеиндийского законодательства – законах Ману. Считается, что он был составлен около V в. до н. э. Здесь кастовый строй не только закрепляется, но и освящается религией. В этот период ведические боги отходят на задний план. Верховным же божеством становится бог Брахма. Поэтому весь этот период религиозной истории Индии называют брахманским.

Атхарваведа отразила переход к иному типу обрядности, часто упоминаемому в позднейших религиозных источниках – Брахманах. Они содержат пространные прозаические описания и разъяснения сложных обрядов жертвоприношения. Различия в толковании подробностей привели к возникновению нескольких школ, почитавших те или иные тексты, важнейшими из которых являлись «Айтареябрахмана» (Айт.) и «Шатапатхабрахмана» (Шат.).

Пещерный храм в Эллоре. VIII-X вв.

Носителями культуры в тот период были не все «дважды рожденные», монополией обладала высшая каста жрецов-брахманов. Знание крайне сложного и запутанного ритуала настолько упрочило положение брахманов, что они возомнили себя выше богов. В «Шатапатхабрахмане» сказано: «Есть два вида богов – те, что являются богами, и те, что поют славящие их гимны, – боги в человеческом образе, брахманы. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные дары, а человеческим богам – ученым брахманам – награду. Если эти два вида богов довольны, то они вознесут жертвователя на небо» (Шат. 2, 2, 6; 4, 3, 4).

На брахманах лежало четыре обязанности: быть подлинно брахманского происхождения, вести себя соответствующим образом, славиться своей ученостью, а также помогать «созреванию людей», т.е. осуществлять жертвоприношения, которые гарантируют созревание людей для этого мира.

Впрочем, люди тоже по отношению к брахманам выполняли определенные обязанности: они должны были их почитать, делать им подарки, не имели права притеснять их, а тем более убивать. К их имуществу не мог прикасаться даже царь. И если он даровал кому-либо владения с движимым и недвижимым имуществом, имущество брахманов из этого дарения обязательно исключалось. Убийством в полном смысле слова считалось лишь убийство брахмана. При споре последнего с представителем другой варны судья непременно принимал решение в пользу первого, ибо ему нельзя было противоречить.

В брахманский период в ведийском пантеоне произошли крупные изменения. Кроме Агни, сохранившего свое прежнее положение, на первый план выдвинулись Вишну и Шива, причем последний являлся как бы благожелательным вариантом своего прототипа Рудры. Кроме этих, главных, божеств большое значение имели и другие. Например, каждое мужское божество получило свою женскую пару: с Вишну теперь связывали богиню Лакшми, с Шивой – богиню Парвати, носившую также имена Кали и Дурга. Однако самая важная роль у брахманов отводилась Праджапати («Хозяину существ»). Его провозгласили «первосуществом». Вначале была пустота, не было ни неба, ни земли, ни атмосферы. Из небытия возник дух, из духа Праджапати, а из Праджапати остальные существа. Впрочем, и Праджапати почитали только потому, что он представлялся вселенским прототипом всемогущей жертвы, а она мыслилась важнее всех богов, вместе взятых.

Нисхождение Ганги на землю. Наскальный рельеф в Махабалипураме. VII в.

Эта жертва выступала в роли умозрительного соединения религиозных обрядов и священных изречений, из комбинаций которых, по брахманским представлениям, возникает великая сила, неосязаемая и непреодолимая, подобно тому, как при химической реакции возникает новое вещество. Этот высвобожденный флюид воплощался либо в Праджапати (соответственно Вишну), либо в верующем человеке, приносящем за себя жертву, либо одновременно в нем и в жреце, служившем посредником при жертвоприношении.

Считалось, что жертва – сила всей силы – проникает во все и скрыто пребывает во всем. Жрецу предписывается постоянно и внимательно охранять эту силу, так как она достаточно хрупкая и имеет склонность рассеиваться, лишь только наблюдение за ней ослабевает. Малейшая неосторожность может привести к самым неблагоприятным последствиям, поэтому в сборниках перечисляется множество мер, направленных на то, чтобы жертву никто не потревожил.

Рельефы в храме Шивакамасундари

В тварном мире нет никого, кто бы непосредственно не был заинтересован в жертве: «Существа, которые не участвуют в жертвоприношениях, теряют все. Но те, которые не потеряли все, должны принять участие в жертвоприношениях: после людей звери, после богов птицы и растения, деревья – все сущее, вся вселенная принимает участие в жертвоприношениях. Когда в ходе его вместе пировали боги, люди и предки, жертва была совместной трапезой. Тогда было видно, как боги приходят к жертве. Они присутствуют и сейчас, но они невидимы» (Шат. 3, 6, 2).

Жертва связывает небо и землю: «Боги живут тем, что жертвуется им; здесь, внизу, люди живут дарами, которые они получают с небес» («Тайттириясамхита» 3, 2, 9).

Верующие не должны бояться, что их жертва будет несвоевременной: боги всегда голодны, и они с нетерпением ждут жертвоприношения. Но как они поймут, что кто-то надумал принести жертву? «Решение созревает у человека в сердце, оттуда оно перемещается в дух, из духа в ветер, а ветер сообщает богам, что у человека в сердце» (Шат. 3, 4, 2).

Боги сходятся к дому жертвователя заранее. Самый критический момент наступает тогда, когда хозяин прикасается к тому, что приносится в жертву. Боги перескакивают друг через друга, и каждый считает, что жертва предназначена именно ему. Поэтому брахман должен руководить обрядом в соответствии с иерархией: назвать того, кому приносится жертва, и тем самым прекратить ссору среди богов, в противном случае жертва не достигнет цели.

Правильно совершенное жертвоприношение дает богатые плоды: «Если боги хоть однажды съели пищу, им предназначенную, приносящий жертву добьется бессмертия» («Каушитакибрахмаеа» 2, 8).

Статуэтка изображает Бога Шиву и богиню Парвати

Боги, однако, отнюдь не всегда склонны общаться с людьми: у них сохранились плохие воспоминания еще со времен, когда они жили вместе. Тогда люди хотели от них то одно, то другое и так надоели своими назойливыми просьбами, что те решили переселиться на небеса. Но место на небе боги могли получить только благодаря жертвам. «Они сказали: «Как сделать, чтобы люди не преследовали нас?» И высосали из жертвоприношений сок, как пчелиный мед; лишив, таким образом, жертву всего молока, они взяли жертвенный кол и обратили его острием книзу, чтобы скрыть следы, и исчезли» (Айт. 6, 1, 1; Шат. 1, 6, 2). Впрочем, боги недооценили ум риши, те разгадали их хитрость и скопировали жертву.

Шива и Парвати. Рельеф

Боги пробовали защитить себя от людей тем, что во вред всем остальным созданиям установили соглашение со Смертью: «Смерть говорила: «Что мне останется, если люди с помощью жертвоприношений добьются бессмертия?» И решили боги, что прочие создания должны отдать свои тела, и что смогут достигнуть бессмертия они лишь после выхода из тела» (Шат. 10, 4, 3). Поскольку в правильном жертвоприношении состоял секрет успеха богов, считалось обязательным максимально точное воспроизведение ритуала во всех технических деталях. «Еще сейчас совершаются жертвоприношения так, как это делали боги» (Шат. 1, 5, 3).

Из подобных представлений следовало, что жертва – это божественный акт, целью которого является перевоплощение человека в бога; оттого все человеческое чуждо жертве, если даже прямо не противоречит ей. Подражать богу означало одновременно выйти из человеческого состояния. Поэтому при посвятительных обрядах постригали ноги сперва на правой руке, ведь люди обычно начинают с левой, мазь наносили на правый глаз, ибо люди по привычке начинают с левого, и т.д. Противоречие между миром богов и миром людей так сильно, что то, что плохо для богов, хорошо для людей.

Храм Шарангапани в Кумбаконам, посвященный Вишну

Для того чтобы жертва принесла необходимый результат, она должна сопровождаться платой жрецу (дакшина). В брахманах этому вопросу отводится много места. Различаются четыре формы платы: золото, коровы, кони и одежда, в зависимости от важности жертвы. И хотя данные источников, которые указывают на слишком высокую плату, скорее всего, преувеличены, несомненно, что приносить жертвы могли только богачи и знать. Общественных же жертвоприношений в брахманизме не было, как не существовало и общественных храмов.

Абсолютно все умершие, по учению брахманизма, делились на бессмертных, которые уже никогда не умрут, и на остальных, которые должны будут еще раз умереть: «Те, кто знает, как этого добиться, и совершают этот обряд, после смерти вновь родятся для бессмертия. Те, кто не знают и не совершают этого обряда, будут после смерти вновь рождаться и вновь становиться жертвой смерти» (Шат. 10, 4, 3).

Умерший, добившийся жертвоприношением бессмертия, навсегда покидал свою телесную оболочку – ее он по соглашению богов со смертью оставлял на земле – и отправлялся на небо. В ином случае он опять вступал на путь предков, т.е. тех, кто умер, но по-прежнему смертен и не избавился от власти зла. У предков нет тела, они духи, живущие якобы в третьей сфере этого мира. По сравнению с людьми, они – существа более высокого порядка.

В процессе жертвования предкам погребальной еды нужно было отворачиваться, чтобы они не решили ниже своего достоинства принять ее. Предки раздражительны, их гнев опасен, а потому считалось, что лучше обращаться с ними осторожно. В священных текстах так объяснялись причины, по которым следует приносить им жертвы: «Обряд совершается для того, чтобы предки не пришли убить кого-нибудь из вас. Другая причина – за отданное предкам воздается от богов. Это – действие доброй воли по отношению к тому, кого боги воскресили к жизни. Еще одна причина заключается в том, что жертва позволит предкам подняться в другой, лучший мир. Она нужна также, чтобы загладить проступки и уменьшить силу возмездия, которое постигает человека за нарушение правильного поведения» (Шат. 2, 6, 1).

Бог и покровитель обезьян Хануман. Терракотовая скульптура

Прежде чем окончательно определится дальнейшая судьба умершего, он подвергался своеобразному испытанию, напоминающему суд взвешиванием: на одну чашу клались добрые поступки, на другую – злые. Конечное решение зависело от того, что перетянет. Понятию добра и зла в брахманизме, однако, не хватало этического содержания, поскольку все оценивалось лишь с точки зрения ритуала: хороший поступок – это соблюдение обрядовых предписаний, а плохой – их нарушение.

Сапта Матрикас, сидящие на горе трупов. Храм Кайлаш, зал жертвоприношений. Эллора

Поскольку человек не может взять с собой на небо тело, он должен был выполнить ряд особых обрядов, которые в совокупности назывались дикша. Дикша – второе рождение, превращающее индивида в бога. «Человек рождается лишь частично, только благодаря жертвоприношению он действительно рождается» («Майтраянисамхита» 3, 6, 7). Само понятие дикши тесным образом связано с верой (шраддха), но в данном случае речь идет не о моральной категории, которая в понимании древнего индийца связывалась с саттвой, означавшей «правильность», «истинность». Одним из важнейших элементов веры являлось глубочайшая уверенность жертвующего в том, что ему достанутся плоды обряда, совершенного за него жрецами. Это убеждение выкристаллизовалось в догму: «Богам – жертву, жертвующему – благословение» (Шат. 2, 3, 4). Вера буквально заменяла богов, занимала их место. Великие подвижники получили титул шраддха-дэва – «тот, кто обладает божественной верой». К ним принадлежал и великий законодатель Ману.

Согласно учению брахманов, обряд – это сочетание ряда правильно отобранных, производимых в определенные сроки и с установленной длительностью действий. Соответствующую комбинацию соответствующих элементов выбирают в зависимости от того, что желают получить. Для достижения долголетия, например, нужно было прочитать 100 стихов, для получения потомства – 720. Если жертвователь осквернился или приносил жертву без ведома брахмана, ему следовало прочесть 800 стихов, а если он хотел попасть на небо – 1000. Произнесение священных мантр тоже приспосабливалось к различным этапам жертвоприношения.

Индийский обычай: вдову, пережившую супруга, сжигают вместе с умершим мужем

В брахманизме различали пять главных видов жертвоприношения: живым существам, людям, предкам, богам и брахману. «Каждый день совершается обряд пищи – обряд живым существам. Каждый день следует подавать милостыню – обряд людям. Ежедневно следует проводить заупокойные церемонии – обряд предкам. Каждый день надо приносить жертвы богам, включая так называемое сжигание дров – обряд богам. Что же является жертвой брахману? Проникновение [в сущность] священного учения» (Шат. 11, 5, 6).

Самое малое отклонение от установленных правил принесения жертв могло иметь непредвиденные последствия. Опасности здесь подстерегали человека на каждом шагу: «Если котелок пуст, на него нельзя смотреть, иначе жертвующему грозит опасность быть разорванным. Он должен подниматься с южной стороны места жертвоприношения, так как там живут предки. Если же он будет спускаться с южной стороны, то окажется среди них» (Шат. 3, 1, 1).

В брахманах содержится упоминание о человеческих жертвоприношениях, но факт совершения их ариями и сегодня весьма спорен. Вполне вероятно, что это лишь воспоминание о далеком варварском прошлом ариев, включенное в текст для полноты картины. Человек здесь называется как наиболее эффективная из пяти жертв, располагающихся по значимости в убывающем порядке: человек, конь, бык, баран и безрогий козел.

При проведении обряда, связанного со строительством каменного алтаря, «вначале жертвуется человек, ибо он занимает первое место среди живых существ, потом конь, который идет за человеком, потом бык, идущий за конем, потом баран, идущий за быком, затем козел, идущий за бараном. Жертвы приносятся по степени достойности» (Шат. 6, 2, 1). При совершении обрядов в период брахманизма жертвы убивались только символически. Стремление четко следовать традициям и в измененных общественных условиях выразилось в том, что головы жертв делались из золота или глины. Тем более следует предположить, что при жертвоприношении человека заменяли животными.

Алтарь храма Шивы

Бесспорно, что со временем наука об обрядах с ее окостеневшим ритуалом утрачивала свою значимость. Все чаще раздавались голоса, восхвалявшие «того, кто знает, как это надо делать», т.е. мудрецов, получивших знание свыше. Впрочем, в этот период философская мудрость в Индии была довольно тесно связана с религией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Кастовый строй, религии народов Индии

Кастовый строй является одним из самых характерных общественных институтов, свойственных народам Индии на протяжении многих столетий их исторического развития. Корни кастового строя уходят в глубокую Древность.

Как уже указывалось выше, в начале I тысячелетия до н. э. в Индии стали складываться варны — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, внутри которых в процессе дальнейшего разделения труда и роста профессиональной дифференциации появились касты.

Сословно-кастовое деление древнего общества отнюдь не является исключительной особенностью Индии. В том или ином виде оно существовало и у других народов (в древнем Китае, в древнем Египте). Но в Индии оно сохранялось очень долго и приобрело четкие формы, так как это деление опиралось на многоплеменность Индии и на прочные, во многом сохранившиеся еще в наши дни, пережитки родо-племенных и общинных отношений.

Процесс образования варн был постепенным и длительным, и начало его относится еще к периоду индо-иранской общности. То обстоятельство, что уже в Ригведе (хотя и в более поздней — X книге, гимн 90) излагается мифологическое объяснение происхождения варн, показывает, что варны к этому времени прошли длительный путь развития. Когда окончательно сложилось рабовладельческое государство, деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим, результатом божественного промысла и было освящено религией. Согласно наиболее распространенной богословской версии, бог-творец всего сущего — Брахма- Праджапати выдохнул брахманов из своих уст, кшатриев сотворил из рук, вайшьев — из бедер и шудр — из ступней.

В зарубежной исторической науке до сих пор имеет хождение теория •о расовом происхождении древнеиндийских варн. По этой теории, варны были созданы победителями — ариями, для того чтобы воспрепятствовать смешению с местными побежденными племенами.

В сущности, единственный аргумент, которым пытаются подкрепить эту теорию, — тот, что одно из значений слова «варна» — «цвет». При этом произвольно принимается, что этот термин относится к цвету кожи. В индийских источниках действительно встречаются указания на то, что белый цвет присущ брахманам, красный — кшатриям, желтый — вайшьям, черный — шудрам, но традиция считает белый цвет цветом богини науки Сарасвати, красный — цветом войны и крови, а желтый — цветом золота и созревших полей; это явно указывает на занятия членов этих варн, а не на цвет кожи.

Важнейшим в системе варн было закрепление определенной иерархии. Высшей считалась варна брахманов, затем кшатриев, далее вайшьев и наконец шудр. За проступки члена «высшей» варны по отношению к «низшему» полагалось наказание несравненно более мягкое, чем в обратном случае. С точки зрения господствовавших религиозных воззрений убийство вайшьи считалось вдвое большим грехом, чем убийство шудры, кшатрия — вчетверо и брахмана — в шестнадцать раз большим грехом. Древние предания сохранили отголоски борьбы между брахманами и кшатриями за власть. Привилегированное положение брахманов объясняется тем, что они были хранителями древних традиций, толкователями священного закона и исполнителями ритуала. Без совета и согласия брахмана — домашнего жреца (пурохита) царь не мог принимать никаких решений. Политически и экономически брахманы никогда не господствовали; фактическая власть всегда находилась в руках кшатриев.

Исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей; шудрам — находиться в услужении у трех «высших» варн. Впрочем известно, что уже в древности -брахманы, например, не все были жрецами, а были и земледельцами, служили в царской администрации и т. д.

Переход из одной варны в другую запрещался, так как принадлежность к ним определялась рождением; браки между представителями разных варн осуждались, особенно если женщина принадлежала к более высокой варне, чем мужчина.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма — закон добродетели, совокупность правовых, моральных, этических и других норм жизни, определяющих правила поведения каждого человека в зависимости от его общественного положения.

 

Кроме того, существовало множество правил для членов каждой варны относительно исполнения ими обрядов, их поведения в обыденной жизни и общения с членами других варн. Особенно тщательно подчеркивалась неравноправность шудр в этом отношении; им запрещались некоторые жертвоприношения, не разрешалось изучать и произносить священные тексты и даже слушать их чтение; считалось, что их присутствие оскверняет поминальные обряды и т. д. Но общественное неравноправие шудр отнюдь не означало их рабского положения. Шудры не обязательно были рабами, как это иногда утверждается в исторической литературе. Они не были чьей-либо собствен- ' ностью, свободно располагали своей личностью и могли владеть имуществом и вести свое хозяйство. Хотя многие рабы и были из шудр, но рабами могли оказаться члены других варн, даже брахманы.

В рабовладельческой Индии, с развитием городов и ростом разделения труда стала развиваться система каст. Касты известны в Индии под названием джати, что означает •«род», «племя», «рожденный». Касты представляют собой узко профессиональные деления внутри классовых или сословных и были порождены условиями материального производства; они явились одной из форм общественного разделения труда. Писаные или неписаные законы запрещали переход из одной касты в другую. В касты превращались некоторые племена в процессе ассимиляции, а также социальные или религиозные группы.

В индийских государствах, в условиях существования кастового строя, самые различные общественные группы, будь то этническая общность, цеховое объединение, купеческая гильдия или религиозная секта, воспринимались обществом как каста. Поэтому в древних источниках в перечне каст упоминаются и явана, т. е. греки, гуна — гунны и др. И в более позднее время отдельные этнические группы, сливающиеся с тем или иным крупным народом, занимали обязательно свое определенное место в кастовой иерархии, причем обычно среди наиболее «низко» стоящих каст. Но так ‘бывало не всегда; иногда народы, завоевавшие какой-нибудь из районов Индии, включались в кастовую иерархию как представители «высших» каст.

В переписях Индии колониального периода и в европейской этнографической литературе постоянно приводятся общие списки (или описания) каст и племен, и это не случайно: часто бывает чрезвычайно трудно провести границу между ними. Это понятно, так как ассимиляционные процессы очень усилились за период развития капиталистических отношений.

Стиралыцики Бомбея

Помимо общности и наследственности профессии, признаками касты являются эндогамия (заключение браков обязательно внутри касты) и общность религии.

Система строгих запретов отделяла касты одну от другой (членам «высших» и «высоких» каст обычай запрещал есть, пить и курить вместе с членами «низких» и «низших») и закрепляла их разделение на группы. Можно выделить группы «высших», «высоких», «средних», «низких» и «низших» каст; последние известны были под названием «неприкасаемых».

Трудно с точностью проследить соотношение между современными кастами и варнами, но для большинства каст его все же можно наметить. Так, к «высшим» кастам относятся все касты, развившиеся внутри варн брахманов и кшатриев, к «высоким» кастам — касты земледельцев, образовавшиеся из бывших полноправных свободных общинников, касты скотоводов, занимающихся разведением крупного рогатого скота, и немногие касты ремесленников и торговцев, к «средним» (они наряду с «высокими» образовались из варны вайшьев) — многие касты ремесленников и торговцев и некоторые касты земледельцев и скотоводов, к «низким» и «низшим» — касты слуг, батраков, охотников, рыбаков и т. п. — их до сих пор в Индии по традиции называют шудрами.

Внутри каждой из групп касты тоже располагаются на разных ступенях иерархической лестницы и их тоже разделяют определенные запреты.

В самом тяжелом и униженном положении находились члены «низшей» группы, т. е. «неприкасаемые», ибо они не имели права прикасаться (а на юге Индии до недавнего времени даже приближаться) к членам почти всех остальных и особенно — «высоких» и «высших» каст, чтобы не «осквернить» их.

С усложнением производственной деятельности людей в процессе развития феодализма количество каст возрастало. В современной Индии насчитывается около 3000 каст. В наиболее законченном виде кастовая система существует в настоящее время у индусов, т. е. последователей индуизма, но в какой-то мере ее пережитки имеются и у сикхов, и у индийских мусульман, и у индийских христиан. До сих пор еще более или менее повсеместно браки, за редким исключением, заключаются согласно кастовым обычаям внутри касты. Браки между представителями разных каст, хотя и поощряются в настоящее время правительством, до слх пор редки. Чаще всего они встречаются среди интеллигенции, городских рабочих, значительно реже в деревне — у крестьян. Общение членов разных каст между собой ограничено.

Заклинатели змей

Другие кастовые предписания, как, например, обязательная традиционность профессии, теперь соблюдаются заметно менее строго. В настоящее время большинство представителей ремесленных каст в деревне занимается •сельским хозяйством, преимущественно в качестве издольщиков и батраков. Однако принадлежность к касте в какой-то мере влияет еще на выбор профессии. До сих пор, например, все лица, занятые в кожевенной промышленности, принадлежат к касте чамаров или другим кастам кожевников. Чернорабочими, убирающими улицы городов, предприятия и т. д., почти всегда бывают представители каст «неприкасаемых», традиционной профессией которых была уборка нечистот. Даже в гостиницах служащие, подметающие комнаты и коридоры, почти всегда принадлежат к кастам мусорщиков — бханги, чухра и т. д. Парикмахерским делом, стиркой белья занимаются представители каст паи и дхоби.

«Высшие» касты менее связаны с наследственной профессией. Брахманы, например, еще задолго до завоевания Индии англичанами, далеко не всегда были жрецами. Среди них были военные, чиновники и т. п. В настоящее время они занимаются самыми различными профессиями — от государственной службы до сельского хозяйства, но только ни в коем случае не теми, которые считаются особенно «низкими» и могут уронить кастовое достоинство. Есть брахманы, служащие в учреждениях, в армии, в полиции, повара и официанты ресторанов и гостиниц и т. д. Почти все счетоводы в деревнях и большинство представителей высших прослоек интеллигенции тоже происходит из касты брахманов.

Представители торгово-ростовщических каст (банъя и др.) также необязательно бывают торговцами или ростовщиками. Они могут заниматься адвокатурой и другой деятельностью подобного рода, и это им не возбраняется.

Уличный торговец съестным

Военная служба считается наряду с земледелием почетным занятием,, поэтому в армии и полиции стремятся служить представители различных, обычно «высоких» каст. Некоторые новые профессии стали преимущественным занятием определенных каст; например, в северной Индии шоферы обычно принадлежат к касте джатов. К этой же касте принадлежит и большая часть танкистов и летчиков в индийской армии. Но все же кастовость профессии постепенно исчезает, хотя осознание своей принадлежности к касте до сих пор заметно влияет на жизнь и образ поведения подавляющего большинства индусов.

Наибольшее количество каст связано с ремеслом или сельским хозяйством.

Крупнейшими земледельческими кастами являются джаты в Панджабе и районе Дели и Агры, канби — в Гуджарате, кунби — у маратхов, кхапу или редди — у телугу, веллала — у тамилов, наяры — у малаяли. В средние века они 5ыли полноправными общинниками в деревне. Позднее верхушка этих каст превратилась в мелких деревенских феодалов. Более низкое положение занимали касты огородников. Эти касты, как, например, араин в Панджабе, стояли ниже в кастовой иерархии, чем упомянутые выше земледельческие касты, но обычно были богаче. «Неприкасаемыми» батраками стали и члены тех каст, которые занимались раньше сельским хозяйством на правах бесправных арендаторов (например, че~ рума у малаяли, махары у маратхов и т. д.).

Вопрос о происхождении «неприкасаемых» каст до сих пор не вполне ясен. Одни ученые считают, что они произошли от рабов, другие — от общинных слуг и людей, вынужденных заниматься профессиями, считавшимися «нечистыми», «оскверняющими» человека и т. п. Число каст, относимых к «неприкасаемым», оценивается различно. При переписи 1931 г., когда этот вопрос особенно занимал английские правящие круги в связи с предположением выделить «неприкасаемых» в особую избирательную курию, был составлен особый список, где было зарегистрировано свыше 300 «неприкасаемых» каст. С тех пор эти касты стали именоваться зарегистрированными (scheduled castes). В Индии «неприкасаемых» обычно называют словами хариджан, т. е. божьи люди, и ачхут, т. е. «неприкасаемый». Многочисленную группу «неприкасаемых» на севере страны составляют чамары, именуемые также мочи или мучи. Наследственная профессия чама- ров — кожевенное дело. Слово «мочи» значит сапожник.

 

Значительную часть «неприкасаемых» составляли профессиональные батраки, подметальщики улиц и дворов и уборщики нечистот. В Панджабе они носят название чхура, в штате Уттар Прадеш — бханги, у тамилов — параян, откуда произошло распространенное в Европе слово пария; в Керале — че- рума и пулаян, в Махараштре — махары и т. д.

Среди каст батраков, которые считались «неприкасаемыми», было много представителей племен, ассимилированных более развитыми народами (так, батрацкая прослойка в деревнях Гуджарата и южного Раджастхана образовалась преимущественно из бхилов, а в деревнях Бенгалии много батраков из санталов).

В истории Индии целые эпохи отмечены борьбой масс трудящегося населения против кастовых ограничений.

В древности буддизм явился наиболее ярким выражением протеста против изоляционистских запретов, ограничивающих развитие общества, рост его производительных сил. В более поздние эпохи против каст выступали проповедники равенства, поднимавшие массы на борьбу.

Наиболее мощным демократическим антикастовым движением периода средневековья было антифеодальное движение бхакти, проходившее под знаменами вишнуизма (т. е. поклонения богу Вишну). Многие члены «низших» каст охотно принимали ислам и христианство, стремясь поднять свой престиж и добиться права на получение образования.

В настоящее время развитие капитализма сильно подорвало основы кастовой системы. Традиционная кастовая профессия часто многими членами каст заброшена, социальное расслоение крестьянства нарушило прежние отношения в общине. Часть представителей «высших» каст, бывшие полноправные общинники, разорившись, превратились в бесправных арендаторов или даже в батраков, хотя они, несмотря на свое обнищание, и сейчас стараются поддерживать свое положение и не заключать смешанных браков с представителями нижестоящих каст. Быстрее стираются кастовые грани между «высокими» и «низкими» кастами в городе, где сильнее, чем в деревне, проявляется классовое расслоение.

После достижения независимости индийское правительство проводит различные преобразования, направленные на ликвидацию средневековых пережитков в быту и сознании населения. Конституция Индии объявляет равенство каст перед лицом закона и запрещает дискриминацию по отношению к «неприкасаемым» кастам под угрозой уголовной ответственности. На государственных предприятиях, государственных и муниципальных фабриках «неприкасаемые» получают за равный труд равную с представителями «высших» каст заработную плату. Смешанные браки между представителями «высших» и «низших» каст всячески поощряются правительством (например, новобрачным выдаются пособия и т. д.). Это поднимает престиж бывших «неприкасаемых». Значительное количество бывших «неприкасаемых» занято в настоящее время на строительстве, дорожных работах и т. д.

Все же кастовые отношения еще очень сильны и являются одним из наиболее тяжелых пережитков докапиталистических формаций. Они тормозят развитие Индии, препятствуют росту культурного уровня ее народов. Поэтому все прогрессивные люди Индии и особенно индийские коммунисты осуждают кастовую систему и ведут против нее борьбу.

РЕЛИГИИ

Наши сведения о религиозных воззрениях древнего населения Индии чрезвычайно скудны. Материалы раскопок в долине Инда позволяют предположить, что населению древних городов был известен культ богини-матери; найдены многочисленные женские статуэтки, возможно, изображения богини. Этот культ в различных его проявлениях прослеживается на протяжении всей истории Индии, а его пережитки повсеместно сохраняются в стране и до наших дней. В раскопках найдены также эмблемы фаллического культа (до сих пор распространенного в Индии) и многочисленные изображения животных, бывших, по-видимому, объектами обожествления и поклонения. На печатях, обнаруженных в раскопках, встречается изображение трехликого бога, сидящего в позе йога, т. е. с поджатыми и скрещенными ногами, и окруженного животными. Многие исследователи считают его древним изображением бога Шивы или прообраза этого бога. Культ Шивы-Пашупати, т. е. Шивы—покровителя животных, был распространен в Индии в I тысячелетии до н. э.

Изображаемые на печатях человеческие существа, сидящие или стоящие на ветвях деревьев, возможно, являются отражением представлений о духах деревьев. Это тем более вероятно, что в Индии и теперь поклоняются священным деревьям, а в мифологической и даже светской литературе индийских народов прочное место заняли духи леса.

Существует предположение, что культ воды тоже был распространен в долине Инда.

Ничего более определенного пока нельзя сказать о древнейших формах религиозных представлений индийцев, так как памятников письменности той эпохи не существует, а письмена на печатях из -Мохенджо- Даро пока еще не расшифрованы.

lib7.com

Варно-кастовый строй в древней Индии — МегаЛекции

а) Варны и касты: возникновение, различия, основные функции.

Зачастую варны обозначают словом «каста», хотя на самом деле варны и касты — это разные социальные группы. Касты, которые в Индии назывались также «джати» - это эндогамный социальный институт, который основывается на связи его членов с определенной профессией, передаваемой по наследству, каст намного больше, чем варн. Под варнами же понимаются четыре основных индийских сословия — брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Варны в ходе истории постепенно становились все более замкнутыми и по своей закрытости стали схожими с кастами, что и повлекло за собой нередкое обозначение варн словом «каста». Однако варны все же не являлись настолько закрытыми, как касты. Так, в начале формирования варн смешанные браки (браки между представителями разных варн) вполне допускались, тогда как касты строго эндогамны. Происхождение варн связывается с разложением первобытно-общинного строя и возникновением имущественного неравенства. Стоит отметить, что и в древнем Иране выделялись классы (пиштры), которые по своим характеристикам были сходны с индийскими, что дает основания полагать, что варны появились еще в индоиранский период. Сложно сказать что-либо определенное о том, как появились касты, кроме того, что они однозначно развились не из четырех варн, так как их структура слишком разная, но окончательное оформление каст — результат объединения огромного числа разнородных социальных групп в целую социально-культурную систему. Этот процесс длился около тысячи лет. В наши дни скорее касты, а не варны определяют жизнь низших слоев населения. По предположениям некоторых ученых, вначале касты имели скорее защитную функцию и являлись естественной реакцией небольших групп населения (профессиональных или этнических) на изменения, происходившие впоследствии столкновения с более развитой социальной структурой. Каста должна была обеспечивать безопасность своих членов, помогать нуждающимся. Касты не зависели от государства, потому могли изгонять своих членов на свое усмотрение. Человек, изгонявшийся из касты, изгонялся также и из семьи, это было равносильно смерти или смертельной болезни, так как вело к полной общественной изоляции. Касты в силу своей замкнутости позволили индусам сохранить свою культуру и религию.

b) Брахманы, кшатрии, вайшью, шудры. Парии в древнеиндийском обществе.

Три высших класса (брахманы, кшатрии и вайшьи) отличались от низшего (шудр) тем, что они являлись «дваждырожденными» (первый раз естественным путем, а второй раз в ходе обряда посвящения, когда они принимались в арийское общество), в то время как шудры были «единождырожденными». В «Ригведе» можно найти легенду о происхождении варн от первочеловека Пуруши. Согласно этой легенде, брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, а шудры — из ступней. В более поздних текстах эта легенда повторяется, однако появление варн связывается уже не с Пуруши, а с богом Брахмой. Чаще всего в ведийских текстах брахманы считались высшим классом, за ними следовали кшатрии, затем вайшьи, а за ними шудры, однако во многих буддийских текстах первые два класса менялись местами. Борьба между брахманами и кшатриями за власть была очевидна.

Брахманы были жрецами, именно они освящали появление каст, стремясь закрепить свое главенствующее положение. По поверьям, брахманы обладали силой, достаточной для того, чтобы погубить царскую власть, что позволяло брахманам получать покровительство царей. Брахманы отвечали за совершение обрядов, ритуалов и культивировали веру в то, что только они могут проводить обряды правильно, таким образом опять же закрепляя свое общественное положение. По тому, какие действия они совершали во время обрядова, брахманы делились на удгарти — певцов, хотри — тех, кто возносил молитвы, а также адхварью — выполнявших ритуальные жесты. Изначально термин «брахман» обозначал человека, который обладал «брахманом» (магической силой). Сначала брахманы делились на экзогамные группы готры, однако впоследствии с развитием каст и класс брахманов разделился на отдельные касты, а позже они поделились на шакхи — группы, которые устанавливали определенные правила в соответствии со своей версией ведийских текстов. Как уже было сказано, брахманы находились под покровительством царя. Также они имели некоторые социальные привилегии, в частности, освобождались от налогов. Однако не все брахманы занимались жреческой деятельностью. Если они не могли заработать себе на жизнь проведением ритуалов, из позволялось заниматься практически любыми видами торговли и ремесла.

За брахманами следовал класс кшатриев (в веддийских период называемых раджаньями). Кшатрии, как правило, были воинами или занимали государственные посты. Немало царей происходило из варны кшатриев. Надо сказать, что Будда Шакьямуни также был кшатрием (что отчасти объясняет главенствующее положение кшатриев относительно брахманов в буддийских текстах). Этот класс пополнялся воинами, вне зависимости от их расы или ранга, потому захватчики домусульманской Индии, соблюдавшие индийские традиции и обычаи, постепенно входили в индийское общество, занимая место, как правило, именно в классе кшатриев.

Варна вайшьев (купцов) занимала третью позицию в сословной иерархии древнеиндийского общества, однако они, в отличие от шудр, имели право проходить обряд посвящения и становиться жрецами. Эта варна была самой многочисленной. Вайшьи были обычно купцами, ремесленниками или земледельцами, наемными работниками. Богатые вайшьи материальными дарами способствовали развитию буддизма и джайнизма. Вайшьи были основными налогоплательщиками. Они образовывали своего рода буржуазию.

Шудры не были рабами, однако их положение было крайне незавидным. Они были «единождырожденными», потому не имели права на посвящение в арийское общество (упанаяна), поэтому им также запрещалось изучать священные тексты. Шудры, как правило, были экономически зависимы и бедны. Их основной задачей было служить трем высшим сословиям. В класс шудр нередко низвергались брахманами группы из других сословий, которые продолжали чтить устаревшие традиции или отказывались принимать ортодоксальные обычаи. Незаконнорожденные дети попадали в класс шудр, даже если происходили от родителей из высших варн. Шудры делились на «чистых» и «нечистых», «нечистые» практически приравнивались к неприкасаемым.

В индийском обществе существовали парии (неприкасаемые), которые находились в самом низу общественной иерархии и вообще исключались из арийской социальной структуры, хотя некоторые ученые и называли их «пятым классом» (панчама). Основой неприкасаемых были чандала, традиционно выступавшие в роли палачей или могильщиков. Им запрещалось проживать в индийских городах, они могли носить только одежду мертвых. Существовали группы неприкасаемых, которые возникли из-за неприятия индийским общество насилия. Сюда, в частности, были отнесены нишады — охотники, кайварты — рыболовы, каравары — дубильщики кожи, пуккузы — дворники, вены — корзинщики, а также ратхакары — тележники. В самой группе неприкасаемых постепенно образовались отдельные касты и даже выделились собственные неприкасаемые (например, дети от смешанных браков между чандалами и нишадами). Также к классу неприкасаемых относились млеччхи — все группы варваров, которые не принимали индийские обычаи (если они принимали индийские обычаи, их положение со временем могло улучшиться, что свидетельствует о сравнительной подвижности сословной структуры Индии, а также о том, что неприкасаемыми те или иные социальные группы становились не по происхождению, а по образу жизни).

с) Роль представителей различных варн в экономических, политических и социальных процессах.

Как уже было сказано, брахманы находились под покровительством царя, они могли также быть его советниками и таким образом оказывать влияние на политические дела государства, в то время как большую часть государственных должностей занимали кшатрии, которые таким образом имели наибольшую политическую власть, в руках кшатриях также находилось войско, что усиливало их положение в политике, вайшьи практически не участвовали в политических делах, а шудры не участвовали вообще. Наибольшую роль в экономики играли вайшьи, так как именно они составляли основную массу податного населения, они были своего рода буржуазией в индийском обществе, фактически торговля и ремесла были в их руках. Брахманы и кшатрии также могли быть торговцами и ремесленниками, однако среди них торговцев было сравнительно меньше, чем среди вайшьев. Шудры являлись дешевой рабочей силой и выполняли всю грязную работу, так как их дхармой было служение остальным варнам. Брахманы, в руках которых находились ритуалы, культ и священные тексты, оказывали значительное влияние на социальную структуру общества. Именно они в большинстве случаев закрепляли правила поведения в индийском обществе, а также само разделение общества на классы. Кшатрии вмешивались в общественную жизнь скорее с позиции управления государством. Вайшьи способствовали развитию неортодоксальных течений (буддизма, джайнизма) материально. Брахманы стремились воспрепятствовать смешению классов, постепенно ужесточая отношение к смешанным бракам. Браки между шудрами и высшими классами практически не допускались.

megalektsii.ru

Кастовый строй – специфика Индии — Жизнь в странах Азии

Индия является уникальной страной с особенной цивилизацией. Индию уже более 3,5 тысяч лет отличается кастовая система устройства общества. В современной Индии насчитывается приблизительно более 3 тысяч каст. Около 900 миллионов жителей считают себя принадлежащими к одной или другой касте.

kastovyj-stroj-specifika-indii1

Индийская каста с древних времен представляет собой закрытую социальную группу, которая предусматривается обязательное заключение браков только с представителями своей касты в зависимости от профессиональной предрасположенности (каста поваров, каста ткачей и т.п.).

Примечателен и тот факт, что каждое княжество имело свой набор каст в зависимости от степени «чистоты» профессий и их носителей. На вершине этой иерархии находились брахманы – представители умственных профессий, хранители духовных ценностей, служители культа. За ними находились касты кшатриев – правителей, воинов, чиновников. Еще за ними находятся касты торговцев, ремесленников, земледельцев. Вне кастовой системы находится группа людей, которая презирается всеми кастами – «неприкасаемые», которым предназначены «грязные» занятия, например, уборка мусора. Во многих княжествах такая кастовая система сохранилась до сегодняшнего дня. Сегодня в Индии насчитывается приблизительно 120 миллионов человек.

Кастовая дифференциация, в том числе кастовые монополии на профессии, было освящено и закреплено индуизмом. Индусы являются очень точными и терпеливыми, способными выполнить все кастовые обязанности, включая профессиональные, что вознаградится его рождением в более высокой касте.

Англичане довольно быстро поработили Индию, когда страна еще не была мощным единым государством, как Китай. В 19 веке они приступили к политической и экономической модернизации индийского общества с целью адаптировать его в британскую империю. Представители высших и высоких каст получили образование в английских колледжах и Индии и университетах Англии образовали новую индийскую элиту. Тем не менее осталось прежнее распределение обязанностей. Брахманы продолжали пополнять ряди индиской интеллигенции, которой и сегодня славиться Индия. Сильны в ней школы социологов, обществоведов. Чиновников формировали брахманы и кшатрии. Буржуазией становились выходцы из некоторых ремесленнических и торговых каст. Из более низких каст формировался рабочий класс. В деревнях кастовая система сохранилась в традиционных формах.

Сен 12, 2016Юля

weirdasia.ru

Древний мир. Страны и племена. Индия. Формирование кастового слоя.

Индия при кушанах и гуптахФормирование кастового слоя

Характерной особенностью феодализма в Индии является постепенное оформление кастового строя. Касты — замкнутые группы населения, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. Принадлежность к ним членов общества определялась их происхождением и наследовалась. Касты существовали в той или иной форме и у некоторых других народов древности.

В Индии кастовый строй сложился в наиболее законченном виде. В условиях медленных темпов общественного и экономического развития многие племена древней Индии иногда в течение веков сохраняли свою экономическую самостоятельность, свой образ жизни. У одних племен ведущим типом хозяйства было земледелие, у других — животноводство, у третьих — охота, у четвертых — рыболовство и т. д. Кроме того, у некоторых из них развивались ремесла: гончарное, плотничье, кожевенное, примитивная металлургия и т. д. Общественное разделение труда привело к выделению людей, занятых в определенной сфере производственной деятельности. Внутренняя консолидация этих групп происходила с развитием рабовладельческого государства уже не на родоплеменной основе, а на основе общности занимаемого места в производственной жизни. Тем не менее, в условиях сохранения сельской общины и существования значительных пережитков родоплеменной идеологии складывание этих новых общественных групп неизбежно сопровождалось заимствованием у родовой общины многих черт, как в организации, так и в идеологических представлениях. Это видно даже из наименования этих общественных групп — джати, что означает — род, племя, происхождение; португальское слово “каста” является довольно точным переводом этого слова.

Для каст характерна отчужденность их друг от друга, члены различных каст не могут вступить в браки; у каждой касты в принципе своя исключительная и неизменная профессия. Помимо того, что кастам были присущи эндогамность и общность занятия, касты, в отличие от варн, имели внутреннюю администрацию; члены касты были связаны обязательством взаимопомощи, совместным исполнением религиозного культа, регламентацией производственного процесса, определенными правилами общения с членами других каст и т. д.

Ремесленники, селившиеся в городах и объединявшиеся по специальности (для взаимопомощи, для представительства перед органами государственной власти и т. д.), также образовывали корпорации, постепенно перераставшие в касты. То же происходило и с купцами, прислугой и т. д.

Хотя кастовый строй окончательно сложился только в период раннего средневековья, тем не менее, касты становятся важным элементом общественной структуры уже около начала нашей эры. Постепенное складывание кастового строя в условиях медленных темпов роста общественного разделения труда, а также внешнее сходство каст и варн привели составителей древнеиндийских сборников законов к заключению, что касты возникли из варн, как результат смешанных браков представителей различных варн. Эта точка зрения одно время господствовала среди историографов. Но это не соответствует действительности.

Варны были результатом развития общественного неравенства; основным в системе варн является их различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству. Возникновение же каст было результатом развития разделения труда и основным для каст является их место в экономической жизни общества. Однако общественное положение каст также было различным, так как они складывались в условиях уже существовавшего общественного неравенства, в условиях существования варн. Естественно, что касты впервые оформляются внутри варн, к которым относилась производительная часть населения вайшьи и шудры; касты среди брахманов и кшатриев так и не развились в полной мере: брахманы до сих пор по традиции считаются единой кастой.

Только к периоду упадка рабовладельческих отношений в Индии относятся попытки фиксации в сборниках законов правил и предписаний, касающихся каст и кастового строя. К варне вайшьев вначале были отнесены те касты, члены которых были заняты с точки зрения оседлого земледельца благородными занятиями — земледелием и обслуживанием государства и рабовладельческой знати экономически независимым или квалифицированным трудом: земледельцы, скотоводы (занятые разведением крупного рогатого скота), купцы, зажиточные ремесленники (занятые производством предметов роскоши) и т. д. Касты, основным занятием членов которых оставались менее привилегированные ремесла (кузнецы, гончары, ткачи и т. д.) или обслуживание земледельческих каст (деревенские ремесленники, пастухи, сторожа и т. д.), оказались отнесенными к варне шудр.

Отсталые племена, лишаемые земли, оттесняемые в наиболее неудобные для земледелия районы, теряли возможность перейти к более передовым формам хозяйства. Они продолжали заниматься рыболовством, охотой, лесным промыслом и т. д., а их отсталость консервировалась. По мере того как они подвергались ассимиляции, для них не оказывалось места в системе варн, и они рассматривались как отверженные. Если они селились в городах, их уделом оставались самые неквалифицированные, плохо оплачиваемые, презиравшиеся общественным мнением профессии (поденщиков, метельщиков улиц, уборщиков нечистот, работников на кладбищах, палачей и т. д.).

Вне каст оказывались бывшие рабы, досаженные на землю рабовладельческой аристократией.

Эти общественные группы со временем составили многочисленные касты “неприкасаемых”, с которыми членам “чистых” каст запрещалось всякое общение в обыденной жизни. Эксплуататорские классы, заинтересованные в максимальной разобщенности трудящихся, насаждали и поддерживали кастовые различия и в особенности насильственную изоляцию от других трудящихся наиболее обездоленных и эксплуатируемых из них, причислявшихся к “неприкасаемым”.

В различных районах Индии процесс складывания каст происходил различными темпами и в неодинаковых формах. Сходные касты, относимые в одном районе к шудрам, в другом причислялись к вайшьям. Касты, причислявшиеся в одном районе к “неприкасаемым”, могли не считаться таковыми в других и т. д. Кроме того, кастовая система отнюдь не была абсолютно неподвижной и застывшей. Возникали новые касты, вследствие изменения общественных условий происходили изменения в статусе отдельных каст, например, как уже указывалось, члены земледельческих каст, считавшиеся в древности вайшьями, с развитием феодальных отношений превращались в шудр.

При медленном темпе развития производительных сил и общественного разделения труда, в условиях господствующей общинной организации и сильнейших пережитков родоплеменной идеологии, при низком уровне техники кастовый строй способствовал (особенно в ремесле) накоплению совершенных производительных навыков и преемственности в их передаче из поколения в поколение.

ancient.gerodot.ru

Формирование варно-кастовой социальной структуры в Древней Индии. Законы Ману.

В Древней Индии задолго до прихода ариев сложилась высокоразвитая цивилизация.

Со временем арии стали земледельцами, восприняли технологию и культуру коренных жителей. Завоевание Древней Индии ускорило распад родовой организации. Родовая община переросла в соседскую. Положение человека стало определяться его имуществом, что говорит о наличии частной собственности. И вместе с тем кровная месть сохранялась некоторый период. Она считалась религиозным и нравственным долгом для всех сородичей потерпевшего.

Основу социальной структуры Древней Индии составляла община. В это понятие входили деревня, местность, объединение семей и даже каста.

Община — самоуправляемая единица. В нее входили касты — совокупность более мелких групп, кулы — семейные общины родственников. Ремесленники и торговцы объединялись в сангхи. Во главе этих объединений и групп стоял выборный староста, руководитель. Глава племени также считался с мнением совета знати (сабха), его должность из выборной превратилась в наследственную.

Специфика общественного строя Древней Индии состоит в разделении людей 110 варнам, замкнутым группам. Социальная стратификация имелась и в Древнем Египте.

О происхождении варн существует много точек зрения. Большинство ученых связывают их возникновение с брахманской религией. Верхушка ариев постепенно присвоила себе исключительное право на религиозную, политическую и военную деятельность. Термин «варна» означает «разряд» людей, «вид», «цвет», «качество», «заслуга». Вся общественная жизнь древнего индуса определялась его принадлежностью к варне; профессия, должность, размер получаемого наследства, процент по договору, займу и даже тяжесть наказания. Варна определяла имя человека, одежду, порядок принятия пищи. Принадлежность к той или иной варне устанавливалась рождением, переход из одной вар-иы в другую в принципе был невозможен.

Варно-кастовый строй имел правовую основу: святость и неприкосновенность частной собственности, привилегия высших сословий. Соблюдение основ такого строя обеспечивалось моральными, религиозными и юридическими санкциями, карами: порицание, похвала, радость в загробной жизни или объявление преступником.

Первая варна, самая привилегированная, — брахманы. Они якобы произошли из уст, самой «чистой» части тела Брахмы.

Варно-кастовый строй имел правовую основу: святость и неприкосновенность частной собственности, привилегия высших сословий. Соблюдение основ такого строя обеспечивалось моральными, религиозными и юридическими санкциями, карами: порицание, похвала, радость в загробной жизни или объявление преступником.

 

Первая варна, самая привилегированная,— брахманы. Они якобы произошли из уст, самой «чистой» части тела Брахмы.

Третья варна — вайшьи, созданы якобы из бедра бога. Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, но пользовались покровительством правителей. Вайшьи — это угнетаемое сословие, из него формировалось ополчение, от него поступала за счет эксплуатации основная масса податей, налогов. За счет эксплуатации вайшьев содержался господствующий класс — жрецы. Только отдельные вайшьи имели богатство, высокое положение в обществе.

Четвертая варна — шудры. Сотворены они не то из ступней, не то из плевка бога. Они не проходили обряда посвящения, инициации. Их основная обязанность — служить.

Существование варн было позднее закреплено в знаменитом памятнике права Древней Индии — законах Ману (II в. до н. э.). Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э. Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок. Структура Законов Many. Глава I Законов Ману излагает сведения о мироздании и его Творце. Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, в частности "того священного Закона, которому следуют люди, изучившие Веды, и который запечатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и страстей" (II, 1). Глава III содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку. Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни. Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и "защите всех творений''; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.

Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд. Глава IX повествует о "вечном законе для мужа и жены" в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.

Глава Х содержит правила, общие для трех дваждырожденныхварн. Глава XI посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).

Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников.

cyberpedia.su

Кастовый строй в средневековой Индии | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

Еще древнейшие индийцы делились на четыре варны: брахманов (жре­цов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (торговцев, земледельцев) и шудр (ремесленников, слуг). Каждого уважали в зависимости от того, к какой варне он принадлежал. Того, кто не принадлежал ни к одной из варн, считали «неприкасаемым» и обращались с ним хуже, чем со скотиной.

Брахман. У него на лбу, скулах и пе­реносице — священные знаки, нане­сенные белой краской (этот цвет символизирует варну брахманов)

В средние века варны начали дро­биться на касты, количество которых возрастало. Членов касты объединя­ла прежде всего общая профессия, которая наследовалась детьми от отца. Осуждались переходы из одной касты в другую и браки между представите­лями разных каст.

Чем отличались касты от варн? Каждая каста руководствовалась сво­им религиозным законом, жила по своим обычаям и традициям. Равен­ства между кастами не существовало. Наиболее униженной была каста «неприкасаемых»), к которой принад­лежали слуги, уборщики, скотобойцы и прочие «чернорабочие». Как возни­кали новые касты? Прежде всего, вследствие смешанных браков. Когда супруги принадлежали к разным кас­там, они образовывали новую касту. Новыми кастами становились те лес­ные племена, которые переселялись в город или село. С появлением каст деление населения на варны сохрани­лось, касты сосуществовали с ними.

VII в. Китайский путешественник Сюань Цзан об индийских варнах и кастах

Семьи в Индии делятся на четыре варны.

К первой варне принадлежат брахманы. Это люди чистого поведения, они строго придерживаются законов религии, нравственности и руковод­ствуются наиболее правильными принципами.

Ко второй варне принадлежат кшатрии. В течение столетий они являются правящей группой. Кшатрии заботятся о добропорядочности и милосердии.

Люди третьей варны называются вайшьями. Они занимаются тортов- лей и ищут прибылей... Материал с сайта //iEssay.ru

Люди четвертой варны называются шудрами... Шудры занимаются зем­леделием... Женившись, человек занимает высшее или низшее положение, в зависимости от нового родства. Индийцы не допускают беспорядочного смешения через браки между родственниками. Вывшая замужняя женщина уже никогда не будет иметь второго мужа. Но, кроме пересчитанных варн, есть много и других групп (каст), в которых браки разрешаются только меж­ду представителями одной профессии.

Варна — в древней Индии одна из четырех больших социальных групп населения: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.

Касты — замкнутые группы людей, каждая из которых занимает свое место в обществе и отличается прежде всего наследственной профессией.

iessay.ru