Особенности цивилизации древней индии. Какова специфика древнеиндийской цивилизации? В чём состоит вклад древней Индии в историю мировой культуры и цивилизации.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации. Особенности цивилизации древней индии


Особенность индийской цивилизации

Изучение древней Индии представляет большой интерес для исследования не только собственно Индии, но и исторического процесса в целом, ибо позволяет на примере одной из крупнейших стран Востока проследить и общие закономерности  этого процесса, и специфические особенности исторического развития данной страны, определить вклад, внесенный ею в сокровищницу мировой цивилизации.

Достижения археологии, истории, лингвистики и литературоведения дают возможность по-новому подойти к оценке многих исторических событий и фактов культуры прошлого, пересмотреть некоторые традиционные представления.

Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что ее традиции непрерывно сохранялись до наших дней. До археологических раскопок крестьяне Египта или Ирака ничего не знали о культуре своих предков, а их греческие собратья, скорее всего, имели лишь смутное представление о славе Афин времен Перикла. Иначе обстояло дело в Индии. Первые европейцы, посетившие эту страну, встретили жителей, которые осознавали древность своей культуры, даже преувеличивали ее и заявляли о том, что на протяжении тысячелетий она будто бы не претерпела серьезных изменений. В легендах, которые по сей день известны рядовому индийцу, упоминаются имена мифических вождей, живших за тысячу лет до нашей эры, а ортодоксальные брахманы поныне во время ежедневных молитв повторяют гимны, сложенные еще раньше. Фактически Индия – страна с древнейшими в мире непрерывными культурными традициями.  

Самые ранние очаги урбанистической культуры и первые протогосударства в Северной Индии, прежде всего в долине Инда, возникли в III тысячелетии до н.э. Именно с III тысячелетия до н. э. цивилизация – если понимать под цивилизацией организованную систему правления на сравнительно обширной территории – почти одновременно начала развиваться в долинах рек Нила, Евфрата и Инда.  Очень мало известно о характере древнейших обществ Индии как из-за того, что индийская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована, так и потому, что хорошо известные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений. Науке пока не вполне ясен даже вопрос о том насколько индийская цивилизация первична - в том смысле, что многие важные культурные импульсы для своего первоначального развития она явно получила извне. Вместе с тем не только самобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов мировой культуры, но также и условия, в которых она развивалась, дают основания в конечном счете считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане самостоятельности и независимости ее развития, так и тем более с точки зрения уникальности ее облика и характера, неповторимости некоторых ее исходно-структурных принципов.

  Возникновение цивилизации. Хараппа и Мохенджо-Даро

Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическими земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан. VI - IV тысячелетиями до н.э. датируются первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда, а примерно XXIV в. до н.э. - величественные памятники развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и древний Египет, а в ряде отношений и превосходившая их. Открытие и исследование хараппской культуры (названа так по месту раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, совр. Пакистан) имели чрезвычайно большое научное значение.

После этих открытий уже невозможно было утверждать, как это раньше делали многие ученые, что Индия «никогда не знала цивилизации, отмеченной широким употреблением бронзы», что она прочной стеной была отделена от других государств древнего Востока и резко уступала им по уровню развития.

Трудно сказать, насколько культура шумеров повлияла на возникновение центров индийской цивилизации, но сам факт воздействия со стороны более развитого Двуречья несомненен. Еще сравнительно недавно хараппская цивилизация порой объявлялась провинциальным вариантом шумерской.

Раскопки в долине Инда убедительно показали древность, самобытность и автохтонность индийской культуры, сложившейся задолго до появления в стране индоарийских племен. Этим был нанесен удар и по теориям, авторы которых связывали происхождение цивилизации в стране с приходом ариев.

Ареал распространения и хронология

Поселения хараппской культуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, известны теперь на огромной территории - более чем 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. По территории хараппская цивилизация значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Двуречья. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего исследованы два главных города - Хараппа и Мохенджо-Даро,а также Чанху-Даро, Калибанган, Банавали, Суркодата и Лотхал.На печатях Мохенджо-Даро и Хараппы имеются надписи, до сих пор не дешифрованные. Истолкование этого письма - одна из важнейших археологических проблем в долине Инда. Область распространения этой культуры не оставалась неизменной: хараппцы двигались на юг и на восток, проникая во все новые и новые районы. Ученые выделяют несколько зон внутри ареала ее распространения - восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную - с характерными для каждой зоны особенностями.

Таким образом, «период развитой Хараппы» обычно датируется 2200 - 2100гг. до. н.э., что позволяет перенести ее начальные этапы на несколько столетий назад - условно к 2500 - 2400гг. до. н.э.

Характер этой цивилизации настолько единообразен, что по всей области ее распространения даже кирпичи для построек имеют обычно одинаковые размеры и форму.



biofile.ru

7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации

Совершенно очевидно, что исторический путь цивилизационного развития Индии обусловлен природно-географическими факторами. Индия это особый, великий и разнообразный мир. На севере, где протекали огромные реки ИндиГанг, могло развиваться оросительное земледелие. И это объясняет столь раннее появление здесь цивилизации.Хараппскаяцивилизация младшая современницаМесопотамскойи Древнеегипетской. Однако, из-за бурных и полноводных рек и заболоченной местности оросительное земледелие Индии не столь четко выражено, как, например, в Египте илиМесопотамии.

Становление цивилизации происходило в Индии довольно медленно по причине значительной изоляции этой страны от остального цивилизованного мира древности. Корона гор на севере и Индийский океан, трудный для древнего мореплавания, на юге, отделяли Индию от других стран. Хозяйственная жизнь и материальная культура развивались здесь медленными темпами при сохранении архаических элементов рядом с передовыми. Характерная черта Древнеиндийской цивилизации появление новых феноменов при сохранении старых. Наряду с оросительным земледелием и скотоводством сохраняли свое значение собирательство, охота и лесные промыслы.

Одна из особенностей Древнеиндийской цивилизации состоит также и в том, что уже на начальном этапе ее существования она представляла собой социально и экономически глубоко дифференцированное общество. Для этого древнего общества было характерно распространение весьма прочной соседской общиныи особых классов-сословийварны, которые резко отграничивались друг от друга. Человек рождался в своейварнеи навсегда оставался в ней. В сущности, системаварнпережиток племенного строя. Она замедляла и ослабляла экономическую жизнь. Она исключала сколько-либо гибкую систему разделения труда. Отсюда и особенность общества древнеиндийской цивилизации, которое основывалось больше на разделении, чем на возможности иметь общий жизненный опыт. Деление наварнысыграло отрицательную роль и впрогрессезнаний. Так, большие достижениябрахмановв математике и астрономии долгое время оставались тайными знаниями.

Рыхлая и неустойчивая государственность как отличительная черта Древнеиндийской цивилизации также обусловлена варновойсистемой. Относительно прочной централизацией отмечен государственный строй Индской (Хараппской) цивилизации. На следующих этапах цивилизация представлена конгломератом мелких протогосударственных образований с разным набором традиционных социальных и политических институтов. Подъем в развитии государственности цивилизация пережила дважды: в Маурийский период (IV-III вв. до н.э.) и на двухсотлетнем отрезке истории империи Гупт (IV-V вв.).

Наиболее ярко особенность цивилизации проявилась в духовной культуре. Ранней формой религии в Древней Индии был брахманизм, который выражался в очень сложной совокупности верований весьма архаического типа культ Солнца, священного огня, бога грозы и т.д. В это религии сочетались пережиткитотемизмаи культ предков. Однако брахманизм религия элитарная и широким массам непонятная. В отличие от Египетской иМесопотамской, Древнеиндийская цивилизация совершила духовный прорыв в IV в. до н.э. появилась цивилизованная религия буддизм. Буддизм признал многое из брахманизма, но придал этому наследию новые черты. Он провозгласил, что жизнь это зло и страдание, избежать которого можно лишь путем личного самоусовершенствования и соблюдения важнейших моральных предписаний. Но буддизм в Индии не признавал единобожия и не стал истинномонотеистическойрелигией. Религией, в полном смысле этого слова, он даже не был. В буддизме многое было похоже на философское учение. Идеи, близкие буддизму можно было найти не только в проповедях монахов, но и в учениях древнеиндийских философов. Грань между ними провести невозможно.

На рубеже нашей эры Древнеиндийская цивилизация и буддизм переживали кризис. Буддизм начал утекать из Индии, успев канонизировать и зафиксировать свои священные книги и таким образом превратить устную Древнеиндийскую цивилизацию в письменную.

Традицияключевое слово и отличительная особенность цивилизации Древней Индии. Она преобладала во всех сферах жизни, в том числе в литературе и искусстве. Довольно поздно появилась алфавитная письменность, и в первую очередь были записаны произведения устного народного творчества песни и гимныВеды, эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Вероятно, вследствие особенностей индийской психологии и культуры, цивилизация не сформировала свою историческую литературу, но дала миру весьма сложное и оригинальное искусство. Такова, например, каменная скульптура Гандхары, испытавшая влияние как собственно индийских, так и эллинистическихтрадицийили росписи в пещерных буддийских храмах. Традиционно с особым мастерством скульпторы ваяли животных. На гербе современной Индии изображена каменная колонна с четырьмя львами.

Впечатляющими предстают успехи цивилизации в развитии естественнонаучных знаний, своеобразие которых определялось абстрактностью и созерцательностью древнеиндийской науки в целом. Здесь развивались такие области знания как математика, астрономия, медицина, лингвистика. Индийские математики изобрели цифры, которыми мы пользуемся сегодня, называя их арабскими.Арабызаимствовали эти цифры у индийцев в раннем Средневековье. Древние индийцы открыли математический смысл позиционной записи чисел: крайний справа знак указывает количество единиц, знак слева от него десятков, еще левее сотен и т.д. В основе арифметики и современной системы нумерации лежит древнеиндийская система обозначения чисел. Индийцы первыми стали употреблять ноль, им также были известны начала алгебры: возведение в степень, извлечение корня, решение квадратных уравнений.

Древнеиндийская цивилизация оставила существенный след и в развитии медицины, которая была необходима в рамках представлений о совершенствовании души и тела (йога). Называя медицину аюрведой наукой о долголетии, индийские врачи много внимания уделяли здоровому образу жизни правильному питанию, способам очищения организма, личной гигиене.

Своеобразие Древнеиндийской цивилизации заключалось также и в особенностях состязательной (агональной) культуры. Здесь не было общенациональных игр, как Олимпийские у греков, но необычайно популярными являлись занятия физическим упражнениями, в том числе йогой. Древнеиндийская цивилизация дала миру царскую игру шахматы, хотя название игры персидского происхождения (шах мат властитель умов).

Достижения Древнеиндийской цивилизации, сочетая в себе как инновационные элементы, так и значительную традиционность, стали неотъемлемым компонентом мирового цивилизационного развития.

studfiles.net

Какова специфика древнеиндийской цивилизации? В чём состоит вклад древней Индии в историю мировой культуры и цивилизации.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Итоговая контрольная работа

По дисциплине: «Культурология»

 

Выполнил(а): Таняев Виктор Г.

Группа: МЗ-052

Проверила: _____________________

___________

подпись

Оценка: ______________________

«__»_________ 2016 г.

 

 

Шымкент 2016

II вариант

Какова специфика древнеиндийской цивилизации? В чём состоит вклад древней Индии в историю мировой культуры и цивилизации.

Индия принадлежит к числу самых крупных стран Азии и является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Древними земледельческими зонами Индии являлись бассейны рек Инда, давшего стране ее название, и Ганга. Уже в VII тыс. до н.э. в долинах Инда и верхнего Ганга стало процветать ирригационное земледелие.

Культура Хараппской цивилизации.

В III тыс. До н.э. в среднем и нижнем течении Инда и на его притоках складывается Хараппская цивилизация. По ареалу распространения она была одной из самых крупных на всем Древнем Востоке.

Основными центрами цивилизации были два крупных города – Мохенджо-Даро («холм мертвых») и Хараппа, площадь каждого из которых достигала примерно 2,5 кв. км, а население насчитывало не менее 100 тыс. человек. О высоком уровне развития этих городов говорит их строгая планировка: улицы шириной до 10 м шли параллельно друг другу. В обоих городах имелась великолепная канализационная система. Это была самая древняя в мире канализация. Города состояли из цитадели, возвышающейся над городом, где, очевидно, располагались местные власти, и «нижнего города», где проживало основное население. Дома были двух и даже трехэтажными, выстроены из обожженного кирпича. Мохенджо-Даро и Харапп были крупными центрами торговли и поддерживали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями юга Индии. Внешние торговые связи осуществлялись, как правило, по морю.

Высокого уровня развития в Хараппе достигли ремесла, изобразительное искусство. Предметы художественного ремесла древнейшей культуры Индии разнообразны. Это изделия из бронзы, ювелирные предметы, узорчатая керамика. До нас дошло множество искусно вырезанных печатей из стеатита, изображающих диких животных и замысловатые фигуры, очевидно, сакрального характера.

Археологические находки показали, что у представителей хараппской цивилизации была письменность. Она пока не расшифрована, однако установлено, что они писали справа налево. Не окончательно решен вопрос об их языке. Сейчас большинство исследователей согласны в том, что это был один из дравидских языков (протодраведийский).

О социально-экономической структуре общества свидетельствуют различия в жилых постройках и погребениях, наличие особой цитадели для правителя. Население занималось земледелием, разведением скота, ремеслом и торговлей. Выращивали здесь пшеницу, ячмень, бобовые, хлопок.

Исследователи утверждают, что у носителей цивилизации были развиты культы богини-матери (найдены терракотовы фигурки женщин), животных, деревьев, связанные с тотемистическими представлениями. Поклонялись жители также огню и воде.

Характерной чертой хараппской цивилизации является ее устойчивость, неизменность основных форм культуры в течение столетий. Города почти до самого конца своего существованя не подвергались каким-либо изменениям. Не известны также причины упадка этой цивилизации. Она просуществовала с 2500 по 1800 гг. До н.э. Одни ученые полагают, что что причиной ее упадка явилась эпидемия малярии, другие – нашествие кочевых племен.

Формирование ведийской традиции в эпоху ранних государств.

После заката культуры Хараппы в начале II тыс. до н. э. В Индию проникают племена ариев. Арии (арийцы) –название народов, принадлежащих к индоевропейской языковой общности, то есть сородичи далеких предков германцев, славян, греков. Арии оттеснили либо ассимилировали аборигенные народы – племена дравидов и мунда. В результате их взаимного влияния друг на друга сформировалась древнеиндийская культура. В ходе этого процесса культурное наследие ариев играло доминирующую роль.

В IX – VIII веках до н.э. в долине Ганга возникают государственные образования, но на протяжении всей истории всей истории Древней Индии они были слабыми и кратковременными. По мнению большинства исследователей, этому способствовала характерная для всей индийской культуры система строго фиксированных сословий – варн, определявших раз и навсегда место человека в обществе. Слово «варна» соответствует понятиям «вид», «цвет», «разряд», и уже в древности его использовали для выделения различных социальных групп. Согласно преданиям, противостоящие друг другу социальные слои существуют извечно, с момента сотворения Вселенной, так как возникли из различных частей тела «вселенского» первочеловека Пуруши. Из его уст возникла варна брахманов (жрецов), из рук - варнакшатриев (воинов), из бедер созданы вайшьи(земледельцы, скотоводы, ремесленники), из ступней – шудры (простолюдины, находящиеся в услужении у представителей трех «высших» варн). К началу нашей эры варны вайшья и шудр делятся на ряд более мелких групп, получивших название джати (португальский перевод этого слова -- касты). Каждой касте была свойственна особая профессия. Внутри касты существовала своя администрация, устанавливались свои религиозные обряды, правила поведения и взаимоотношений с представителями других варн и каст.

На основе древних верований арийцев и их ритуальной практики, в которой особая роль отводилась жертвоприношениям, с середины 2 – до середины 1 тыс. до н.э. оформляются в канонической форме Веды. Само слово веды означало «знание», а именно совершенное знание, которое считалось вечно существующим божественным откровением. Веды сыграли определяющую роль в формировании духовной традиции Индии. Веды представляют собой обширное и разнообразное собрание текстов в стихах и прозе, включающих гимны и песнопения, легенды и толкования ритуала, философские диалоги и метафизические рассуждения, и содержат множество сведений о мифологии, космологии, социальных отношениях и быте древних индийцев. Веды написаны на санскрите.

Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Такое членение отражает историческую последовательность создания Вед. Древнейшими являются Самхиты, а произведения остальных групп представляют собой комментарии и дополнения к ним, составленные позднее. Каждая группа ведической литературы не является единым целым.

Самхиты – это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

«Ригведа» («Веда гимнов»; «риг» - хвалебный стих, песнь, гимн) является самой ранней ведийской самхитой (сборником гимнов), распадается на 10 книг (или кругов - мандал), содержащих в целом 1028 гимнов. Создателей гимнов называли «риши» - пророками, которым внушил их песни бог Брахма. Гимны – восхваления, молитвы и просьбы, обращенные к богам, сопровождали жертвоприношения, призванные умилостивить богов и природу, принести богатство и побуду над врагами, дать здоровье и прощение проступков. Гимны, как и виды жертвоприношений, были распределены по временам года, по месяцам, по часам дня.

Основное содержание «Ригведы» – мифология. Однако задача реконструкции ригведийского мировоззрения до сих пор остается сложной задачей для исследователей, поскольку материал очень обширен и разнопланов. Главным принципом мировосприятия древний индийцев было обожествление природы как целого. Природе приписывались элементы культа, ее явления рассматривались как непрерывный процесс жертвоприношений. Первое жертвоприношение, согласно одному из гимнов, совершил Пуруша – олицетворение космического начала, “вселенский” человек, из которого боги как бы извлекли космические миры, животный мир, людей и даже варны. «Ригведа» раскрывает перед нами пантеон богов Древней Индии. Среди которых, в частности, бог солнца – Сурья, бог неба – Варуна, бог огня – Агни и многие другие.

Большинство божеств пантеона той эпохи, олицетворявших отдельные природные явления и стихии, выступали обычно в антропоморфном (реже - зооморфном) виде. Но уже на самой ранней стадии они не были носителями определенных атрибутов, легко приобретали новые свойства и так же легко теряли их. Отсутствуют в текстах «Ригведы» сколько-нибудь ясные характеристики физического облика божеств. Гимны лишь прославляют их подвиги, героические свершения и могущество. В этом проявилась тенденция к монистическому восприятию мира и природы: древние индийцы не знали монотеизма, культ множества богов сосуществовал с верой в единый безличный принцип, стоящий над всем и пронизывающий все сущее. Впервые этот принцип, хотя и не в вполне законченном виде, был зафиксирован в гимнах «Ригведы». Идея безличного и всеобъемлющего целого (олицетворением которого выступают основные боги пантеона) тем самым превращается в неотъемлемую черту всех религиозных школ древней и средневековой Индии, признающих веды своим истоком (они получают наименование ортодоксальных в противовес «еретическим», отрицавшим веды и ведизм).

«Самаведа» («Веда напевов»; «саман» - песнопение) – это сборник мелодий, сочиненных преимущественно на стихи «Ригведы». Поэтому «Самаведу» называют иногда «нотной тетрадью» «Ригведы». «Самаведа» является древнейшей литургией.

«Яджурведа» («Веда жертвоприношений»; «яджус» - жертвенная формула) – это сборник ритуальных формул и комментарии к ним. Ее специфический элемент составляют прозаические формулы, являющиеся древнейшими образцами индийской прозы.

«Ахтарваведа» («Веда заклинаний»; «ахтарван» - заклинание, магическая формула) – сборник заклинаний, который включает 731 гимн, разделенные на 20 книг. «Ахтарваведа» содержит различные колдовские заклинания и магические формулы, связанные с древним врачеванием, заговорами против враждебных существ и демонов, а также правила лечения травами многочисленных болезней. Этот сборник занимает в ведийской литературе особое место. Самими индийцами он воспринимался как нечто чужеродное ортодоксальной традиции: в индуистских сочинениях обычно говорилось о трех, а не о четырех ведах.

В период жертвенного обряда гимны, призванные умилостивить богов, читал знаток «Ригведы» – хотар. Сопровождал жертвоприношения песнопениями знаток «Самаведы» – удгатар. Знаток «Яджурведы» – адхварью произносил священные формулы и совершал жертвенный обряд. Верховный жрец знал все три веды и исправлял случайные ошибки в их чтении. Отдельные веды имели не только ритуальное, но и символическое значение. «Ригведа» символизировала землю, «Самаведа» –небо, «Яджурведа» – воздух, что в целом говорило о триединстве мирового пространства. Примкнувшая позже к канону «Ахтарваведа» отражает связь с миром божественного верховного абсолюта – Брахмана.

Усилиями жрецов-брахманов в поздневедический период (X – VII вв. до н.э.) были составлены сборники «Брахман», что буквально означает «толкование высшей сути». «Брахманы» содержат произведения в прозе, скурпулезно объясняющие последовательность, смысл и назначение отдельных обрядов.

Сборники «Араньяки» («Лесные книги»; «аранья» - лес) – предназначены для отшельников. В них дано эзотерическое, т. е. внутреннее, известное узкому кругу посвященных, метафизическое толкование ведийской символики.

К четвертой группе тектсов ведийской литературы принадлежат «Упанишады». Сам термин “упа-ни-шад» означает «сидеть подле кого-нибудь». Первоначально это слово указывало на положение ученика возле учителя, который передавал ему сокровенное знание. Впоследствии оно стало означать само сокровенное знание, доступное для посвященных. «Упанишады» только формально связаны с ведийской обрядово-ритуальной практикой. Они имеют ярко выраженный мировоззренческий, философский характер. Центральная идея «Упанишад» выражена в учении о всеобщем единстве. В основании всего существующего, согласно этому учению, лежит вечно сущее, абсолютное начало – Брахман, которое проявляет себя во всем многообразии существующих форм. Брахман тождествен каждой индивидуальной душе – «Я» - Атману. Брахману и Атману тождественно высшее духовное начало, высшая душа – Пуруша. Всем им тождествен «Тот» – «Ты», «Другой». Наконец, Брахман, Атман, Пуруша Тот тождественны слову «ОМ». Оно состоит из трех звуков: а-у-м, что и символизирует три канонические веды: Ригведу, Самаведу, Яджурведу. Таким оразом, все исходит из Брахмана и возвращается к нему.

На основе данного учения сформировалась концепция о бесконечной цепи перерождений, которая характерна для всей религиозно-культурной традиции Индии. Согласно данной концепции, душа (Атман) является вечной и бессмертной, а после завершения земной жизни человека происходит ее перемещение, первоплощение (сансара) из одной телесной оболочки в другую. Представления древних индийцев о причинно-следственной взаимосвязи всего происходящего в мире получили отражение в идее кармы. Сумма злых и добрых дел человека (карма) определяет форму последующего перерождения. Душа может воплотиться как в «оболочке» человека, так и животного или даже насекомого. Целью жизни признается прекращение цепи перерождений, выход из сансары, достижение слияния души с Брахманом.

На базе учения упанишад в Древней Индии сложилось шесть религиозно-философских школ – даршан (ньяя - логика, вайшешика – космология, миманса – ритуал, а также Санкхья, Йога и Веданта). Три последние оказали большое влияние на развитие религиозно-культурной традиции Индии.

Философская система Санкхья была создана на рубеже VIII – VII вв. до н.э. древнеиндийским мыслителем Капилой. В ее основе лежат представления об активном взаимодействии двух противоположных начал: материальном – пракрити и духовном – пуруша. Необходимо помочь пуруше освободиться от пракрити, избавиться от сансары и кармы, обрести состояние блаженства и освобождения (мокша).

К числу методов и способов, которые позволяют достичь этого, относятся, в частности, и те, которые получили разработку в рамках другой системы – йога, возникшей на рубеже IV – III вв. до н.э., сформированной древнеиндийским мыслителем Патанджали. Главной в йоге является медитативная практика, упражнения, необходимые для достижения мокши.

Наиболее философски насыщенной является школа веданта, основы которой восходят примерно к VII в.до н.э. в трактовке мудреца Шанкары. Веданта учит, что материальный мир – Майя, т.е. иллюзия. Мудрец за иллюзорностью способен видеть сущность, Брахмана, с которым и стремится слиться его духовное «Я». Для этого необходимо отказаться от желаний и страстей, очищаться нравственно. Из всех шести даршан идеи Веданты в наибольшей степени были восприняты национальной традицией Индии.

 

megapredmet.ru

7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации

Совершенно очевидно, что исторический путь цивилизационного развития Индии обусловлен природно-географическими факторами. Индия это особый, великий и разнообразный мир. На севере, где протекали огромные реки ИндиГанг, могло развиваться оросительное земледелие. И это объясняет столь раннее появление здесь цивилизации.Хараппскаяцивилизация младшая современницаМесопотамскойи Древнеегипетской. Однако, из-за бурных и полноводных рек и заболоченной местности оросительное земледелие Индии не столь четко выражено, как, например, в Египте илиМесопотамии.

Становление цивилизации происходило в Индии довольно медленно по причине значительной изоляции этой страны от остального цивилизованного мира древности. Корона гор на севере и Индийский океан, трудный для древнего мореплавания, на юге, отделяли Индию от других стран. Хозяйственная жизнь и материальная культура развивались здесь медленными темпами при сохранении архаических элементов рядом с передовыми. Характерная черта Древнеиндийской цивилизации появление новых феноменов при сохранении старых. Наряду с оросительным земледелием и скотоводством сохраняли свое значение собирательство, охота и лесные промыслы.

Одна из особенностей Древнеиндийской цивилизации состоит также и в том, что уже на начальном этапе ее существования она представляла собой социально и экономически глубоко дифференцированное общество. Для этого древнего общества было характерно распространение весьма прочной соседской общиныи особых классов-сословийварны, которые резко отграничивались друг от друга. Человек рождался в своейварнеи навсегда оставался в ней. В сущности, системаварнпережиток племенного строя. Она замедляла и ослабляла экономическую жизнь. Она исключала сколько-либо гибкую систему разделения труда. Отсюда и особенность общества древнеиндийской цивилизации, которое основывалось больше на разделении, чем на возможности иметь общий жизненный опыт. Деление наварнысыграло отрицательную роль и впрогрессезнаний. Так, большие достижениябрахмановв математике и астрономии долгое время оставались тайными знаниями.

Рыхлая и неустойчивая государственность как отличительная черта Древнеиндийской цивилизации также обусловлена варновойсистемой. Относительно прочной централизацией отмечен государственный строй Индской (Хараппской) цивилизации. На следующих этапах цивилизация представлена конгломератом мелких протогосударственных образований с разным набором традиционных социальных и политических институтов. Подъем в развитии государственности цивилизация пережила дважды: в Маурийский период (IV-III вв. до н.э.) и на двухсотлетнем отрезке истории империи Гупт (IV-V вв.).

Наиболее ярко особенность цивилизации проявилась в духовной культуре. Ранней формой религии в Древней Индии был брахманизм, который выражался в очень сложной совокупности верований весьма архаического типа культ Солнца, священного огня, бога грозы и т.д. В это религии сочетались пережиткитотемизмаи культ предков. Однако брахманизм религия элитарная и широким массам непонятная. В отличие от Египетской иМесопотамской, Древнеиндийская цивилизация совершила духовный прорыв в IV в. до н.э. появилась цивилизованная религия буддизм. Буддизм признал многое из брахманизма, но придал этому наследию новые черты. Он провозгласил, что жизнь это зло и страдание, избежать которого можно лишь путем личного самоусовершенствования и соблюдения важнейших моральных предписаний. Но буддизм в Индии не признавал единобожия и не стал истинномонотеистическойрелигией. Религией, в полном смысле этого слова, он даже не был. В буддизме многое было похоже на философское учение. Идеи, близкие буддизму можно было найти не только в проповедях монахов, но и в учениях древнеиндийских философов. Грань между ними провести невозможно.

На рубеже нашей эры Древнеиндийская цивилизация и буддизм переживали кризис. Буддизм начал утекать из Индии, успев канонизировать и зафиксировать свои священные книги и таким образом превратить устную Древнеиндийскую цивилизацию в письменную.

Традицияключевое слово и отличительная особенность цивилизации Древней Индии. Она преобладала во всех сферах жизни, в том числе в литературе и искусстве. Довольно поздно появилась алфавитная письменность, и в первую очередь были записаны произведения устного народного творчества песни и гимныВеды, эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Вероятно, вследствие особенностей индийской психологии и культуры, цивилизация не сформировала свою историческую литературу, но дала миру весьма сложное и оригинальное искусство. Такова, например, каменная скульптура Гандхары, испытавшая влияние как собственно индийских, так и эллинистическихтрадицийили росписи в пещерных буддийских храмах. Традиционно с особым мастерством скульпторы ваяли животных. На гербе современной Индии изображена каменная колонна с четырьмя львами.

Впечатляющими предстают успехи цивилизации в развитии естественнонаучных знаний, своеобразие которых определялось абстрактностью и созерцательностью древнеиндийской науки в целом. Здесь развивались такие области знания как математика, астрономия, медицина, лингвистика. Индийские математики изобрели цифры, которыми мы пользуемся сегодня, называя их арабскими.Арабызаимствовали эти цифры у индийцев в раннем Средневековье. Древние индийцы открыли математический смысл позиционной записи чисел: крайний справа знак указывает количество единиц, знак слева от него десятков, еще левее сотен и т.д. В основе арифметики и современной системы нумерации лежит древнеиндийская система обозначения чисел. Индийцы первыми стали употреблять ноль, им также были известны начала алгебры: возведение в степень, извлечение корня, решение квадратных уравнений.

Древнеиндийская цивилизация оставила существенный след и в развитии медицины, которая была необходима в рамках представлений о совершенствовании души и тела (йога). Называя медицину аюрведой наукой о долголетии, индийские врачи много внимания уделяли здоровому образу жизни правильному питанию, способам очищения организма, личной гигиене.

Своеобразие Древнеиндийской цивилизации заключалось также и в особенностях состязательной (агональной) культуры. Здесь не было общенациональных игр, как Олимпийские у греков, но необычайно популярными являлись занятия физическим упражнениями, в том числе йогой. Древнеиндийская цивилизация дала миру царскую игру шахматы, хотя название игры персидского происхождения (шах мат властитель умов).

Достижения Древнеиндийской цивилизации, сочетая в себе как инновационные элементы, так и значительную традиционность, стали неотъемлемым компонентом мирового цивилизационного развития.

studfiles.net

Особенности цивилизации Древней Индии

Введение

     Государство Древней Индии образовалось в  устьях рек Инд, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганг, где были наиболее благоприятные  условия для занятия скотоводством  и земледелием. Предполагается, что  первые неолитические поселения земледельцев в предгорьях долины Инда относятся к 6 - 4 тысячелетиями до н.э. Урбанистическая культура индов оформилась уже к середине 3 тысячелетия до н.э., свидетельством чему являются древнейшие города - Хараппа и Мохенджо-Даро - крупнейшие центры древней цивилизации и столицы политических объединений индов, относящиеся примерно к 24 в. до н.э. Вместе с тем, об этом периоде развития древнейших обществ Индии на сегодняшний день известно довольно мало ввиду скудности доступных источников. Причина этого кроется в том, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована. Более поздние хорошо изхученные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений, в том числе, и в доарийские времена.

     Примерно  с начала II тысячелетия до н.э. со стороны Причерноморья и Прикаспия (некоторые ученые полагают, что  по маршрутам через Малую Азию и Закавказье) начинается миграция индоевропейских (арийских) племен, которые к XIV - XIII вв. до н.э. проникают через Афганистан сначала в Пенджаб, а затем в долину Ганга, покоряя, оттесняя к югу либо ассимилируя населяющих Северную Индию местных неолитических земледельцев (преимущественно относящихся к этническим общностям мундов и дравидов).  

1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ  

     Без знания социальной структуры общества, во многом определявшей и определяющей уклад и образ жизни в Индии, невозможно достаточно полное рассмотрение цивилизации древней Индии1.

     Пришедшие в Индию племена индоариев, согласно текстам Вед, уже не были однородны2. Среди них выделялись жрецы-брахманы, которые соблюдали традиции, совершали богослужения и жертвоприношения, часто даже человеческие. Другая часть общества, которая так же, как и жрецы, пользовалась привилегиями, влиянием и властью, состояла из правителей-военачальников, бывших вождей. Они распоряжались общественным достоянием, земельной собственностью, сбором налога с земледельцев. Сначала этот налог, составлявший шестую часть урожая, уплачивали добровольно, но затем он стал обязательным, ибо только на него можно было содержать пока немногочисленный слой чиновников, осуществлявших управление людьми, суд и охрану порядка. В то же время еще имели значение различные общественные советы, в них входили либо старшие по возрасту, либо богатые, либо родовитые. В некоторых предгосударствах именно советы представляли собой законодательную власть, в других - постепенно усиливалась и становилась наследственной власть одного правителя, при котором состоял совет. Однако власть не абсолютизировалась, поскольку монарх должен был считаться с советом и непременно соблюдать все традиции и установившиеся нормы отношений.

     Естественно, что основой общности ариев (как, впрочем, и других мигрирующих племен) была их социальная память, которая концентрировалась в религии и мифах, содержавших представления о мироустройстве, ритуалы, традиции, обычаи и весь прошлый уклад жизни. Хранителями, толкователями и проповедниками социальной памяти были жрецы - брахманы. Их почитали как земное божество все члены общества без исключения. Они были свободны от налогов, к ним было неприменимо никакое наказание, они освобождались от всякого рода повинностей. В книге «Законы Ману»- сборнике предписаний, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма (примерно II-I тысячелетия до н. э.) говорится: «Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении), и неиспользованный».

     Для индийской цивилизации3 характерно то, что ритуалу, соблюдению установленных традиций, обряду, уходящим корнями в невидимые глубины прошлого, придается совершенно особое значение. Почти так же, как в первобытной культуре, ритуал приобретает самодовлеющее значение, гораздо более важное, чем действие, которому он предписан, а жрецам приписывается особая магическая сила, которая подчиняет себе природные силы и даже богов. В I тысячелетии до н. э. возникает и реализуется в повседневной жизни мысль о том, что брахман, земной бог, выше небесного.

     Сложившееся с приходом ариев в Индию выделение  брахманов и кшатриев (правителей и военных) укрепилось в сознании общества и повлекло за собой выделение и других социальных слоев. Как именно происходил этот процесс возникновения основных сословий индийского населения, пока неясно, но мы имеем дело с очень крепко оформленной (и сохраняемой до сих пор) системой разделения общества на варны (санскр. «качество, цвет»). Есть предположения, что деление на варны каким-либо образом связано с цветом кожи или другими антропологическими факторами. (Веды объясняют наличие варн тем, что каждая создана из разных частей тела Пуруши). Три первых варны4 (брахманы, кшатрии - военные и вайшьи - земледельцы), связанные с индоарьями, были высшими, привилегированными. Все, кто к ним принадлежал, назывались «дважды рожденными», поскольку их первое, фактическое рождение было недостаточным, поэтому все они проходили обязательно обряд инициации (лат. initiatio «совершение таинств») - посвящения в полноценные члены общества, после которого человек мог обучаться профессии предков. Во время обряда ему на шею надевался шнурок того цвета и материала, который был предписан традицией данной варне.

     Низшая  варна - шудры - первоначально включала в себя аборигенов, чей цвет кожи явно отличался от более светлых ариев. На ранних этапах шудры не имели права изучать веды, их не допускали к участию в религиозных и других ритуалах. «Шудра не мог ... претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство. Удел ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда - вот был его жребий».

     Варны никогда не могли смешиваться: все  браки совершались только внутри своей варны, переход из одной варны в другую, более высокую или более низкую, был запрещен. Разделение на варны оберегала не только традиция, что само по себе было важно в Индии, но и религия, возглашавшая, что рождение в той или иной варне - результат прошлой жизни человека в его прошлых рождениях. Центральной идеей практически всех индийских религий была идея бесконечных перерождений человека в зависимости от его поступков в каждой жизни. Вся сумма его добродетелей или пороков объединялась в понятие кармы (санскр. «деяние»), которая и предопределяет последующие перерождения каждого. При хорошей карме есть возможность родиться в более высокой варне, при плохой - в более низкой, а то и вовсе животным или пресмыкающимся.

     Религия ужесточила систему варн. «Эта система со временем не только не распалась, но, напротив, становилась все жестче, сильнее, разветвленнее. Укрепляясь, она обрастала все новыми разрядами, подразрядами, более дробными подразделениями, т. е. превращалась в ту самую систему каст, которая дожила до наших дней и пока еще отнюдь не отмирает». Все более поздние завоеватели так или иначе входили в существующие в Индии касты, самое же страшное для человека было оказаться вне этой системы, т. е. в качестве неприкасаемого, вне общества, вне закона, на положении раба.

     Неприкасаемые5 представляли в Индии особую группу людей, которая не входила ни в одну из варн. Предположительно, понятие неприкасаемости связано с разного рода табу, с представлениями о ритуальной нечистоте. Считалось, что нечистота заключалась в тяжелых проступках против установленных традиций: убийстве брахмана, нарушении правил, предписанных данной касте, в занятии такими «низкими» работами, как уборка мусора, трупов и прочего. Люди, входившие в касту неприкасаемых, жили за пределами селения, носили на своей одежде знак, запрещающий другим общаться с ними. Они не имели права подходить к колодцам, так как считалось, что от них может испортиться вода. В прямом смысле слова рабами неприкасаемые не являлись, но закон их не защищал. В «Законах Ману»6 так говорилось о неприкасаемых: «Местожительство ... (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имущество их (должны быть только) собаки и ослы. Одеждами - одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать».

     Основой индийского общества в древности, так  же, как и в других восточных  цивилизациях, была сельская община. Труд земледельца был главным средством жизнеобеспечения. При всех богатствах природы требовалось стабильное и надежное производство продуктов. Сельская община Индии имела свои особенности. В Индии долго сохранялось коллективное землепользование. Но при этом существовали семейные наследственные участки. Семьи были большими и строились по патриархальному принципу: глава семьи - домохозяин (грихастха) был не только руководителем, кормильцем и воспитателем детей, но и полноправным властелином над всеми домочадцами, к которым принадлежали и жены, и дети, и рабы. Дети рабов (чаще рабынь) не обязательно оставались рабами, а родственники домохозяина не были совершенно полноправными: «хозяин имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, а то и отдать жрецам для жертвоприношения». Все семьи на равных основаниях участвовали в любых важных делах общины, будь то постройка храма, строительство дорог или расчистка земли от джунглей, и совместно выполняли эти работы, что вырабатывало в общинниках чувство единства, взаимопомощи. Общепринятый обмен угощениями поддерживал престиж каждой семьи. Община управлялась выборным советом, собранием общины, но правом голоса пользовались только домохозяева, ни шудры, ни, тем более, неприкасаемые, в обсуждениях и решении разных дел не участвовали. В общине жили нанятые всем коллективом ремесленники, которым платили либо продуктами, либо услугами. Кроме них, для выполнения всякого рода грязной работы община покупала рабов.

     Таким образом, община не была однородной, но она скреплялась внутренними  связями, например обязательным обменом различными услугами каждого всем и всех - каждому. Закон взаимных услуг - джаджмани - был обязателен для всех, он укреплял и независимость общины от внешнего мира, и ее внутреннее единство. Разного рода нарушения правил взаимоотношений в общине наказывались довольно чувствительно: от штрафов до телесных наказаний и даже изгнания из общины. (Телесным наказаниям могли подвергаться только входившие в низшую варну). Но общину связывала друг с другом не только джаджмани, но и религиозная общность, которую не нарушало и неравенство в положении людей: просто каждая варна, а позднее и каста знала свое место и не выражала недовольства, поскольку варна и каста определялись кармой, следовательно, были предопределены7. Так закрепились в Индии отношения относительной независимости общины от власти монарха, поскольку вся община управлялась изнутри, управлялась теми, кто был избран и имел на это право: старшими по возрасту или общественному положению.

     Примерно  по такому же принципу (варно-кастовому) были организованы и города, возникшие впервые в долине Ганга около IX- VIII веков до н. э. В городах селились по большей части 'ремесленники, которые, были организованы в корпорации - шрени и существовали подобно сельским общинам, однако они подчинялись государству, которое облагало их налогами, регистрировало их местожительства, давало право на выезд и др.

     В государственном ведении находились также дорожное строительство, крупная, в основном морская, торговля и судоходство. Но в целом Индия отличается от других восточных культур тем, что в ней никогда не существовало сильной административной структуры и политической власти. Это не было необходимо, поскольку особенности менталитета, традиции жесткой фиксации положения каждого человека в обществе через систему варн и каст создавали основание для государственной целостности.

     Усложнение  жизни людей, появление новых  профессий поделило варны на различные касты8. Чем ближе к современности, тем больше появляется групп внекастовых, которые в свою очередь делятся на категории, напоминающие касты. В 40-х годах нашего века здесь насчитывалось 3,5 тысячи каст и подкаст. В настоящее время кастовый строй сохраняется преимущественно у крестьянского населения страны.               

     2. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

     Трудно  сказать, что именно обусловило необычность, глубину и утонченность мифологии, религии и философских систем, рожденных в «далекой Индии чудес», но можно предположить, что это - результат удивительного слияния  мировоззрения и культуры ариев и тех племен, которые населяли Индию в доарийский период.

     Индийские памятники мысли и мировоззрения  отличаются богатством и разнообразием, поэтизирующем мир во всей гамме  красок, изобилии форм, которые могли  сложиться лишь в этом мире причудливой  природы. Как и во многих других культурах, мы встречаемся в индийской мифологии и с обожествлением сил природы, и с деяниями богов и героев, но только в Индии мифология столь сильно окрашена эмоционально, содержит столько необычных сюжетных ходов, что в ней довольно затруднительно выделить рациональное начало. Между тем оно не только присутствует, но и определяет весь ход представлений о мире, перешедший впоследствии из мифологии в религиозные и в философские учения. Кроме того, индийская мифология соединяла в себе древнейшие представления индоевропейских и туземных племен, от которых в индийской религии и мифологии сохранились образы богини Притхиви и бога Шивы, воина Рамы и бога Кришны. Можно также найти много общего в индийской мифологии с иранскими мифами.

stud24.ru