Пушкинский музей древний египет. Египетские мумии из коллекции Пушкинского музея с помощью современной техники изучают в Курчатовском институте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Египетский зал музея им. Пушкина: сфинксы, скарабеи, пирамиды. Пушкинский музей древний египет


Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года. Вдохновителем и первым директором  стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева. Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции.  В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Главный корпус Пушкинского музея

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона.

Древнеегипетский деревянный саркофаг

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона.

Статуэтки жреца и жрицы

Косметическая ложечка из слоновой кости.

Косметическая ложечка из слоновой кости

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки.

Мумия в саркофаге, мумия кошки

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Зал Древнего Ближнего Востока

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Статуэтка из Северной Месопотамии

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Экспонаты из Древней Италии

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны.

Медуза Горгона

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора.

Искусство Северного Причерноморья

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Скульптуры Греческого дворика

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Спящая Ариадна в Греческом зале

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Конная статуя в Итальянском дворике

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Статуя Давида в Пушкинском музее

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Зал Рембрандта и художников его школы

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Рембрандт. Портрет старушкиПортрет пожилой женщины кисти Рембрандта

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Картины фламандских живописцев

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

Портрет работы Ван ДейкаПортрет дамы с веером

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Картина катание на коньках

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Пространства ГМИИ им. Пушкина

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Скульптура Микеланджело

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Раннее Возрождение

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Надгробие кардинала Португальского

Европейское искусство Средних веков.

Предметы европейского средневековья

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Древнеримские скульптуры

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Фарнезский бык

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Ника Самофракийская

Зритель в ГМИИ им. Пушкина

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час. Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются очереди.

Днем во вторник и пятницу и в четверг вечером в Главном здании, Галерее и Отделе личных коллекций проводятся Беседы об искусстве по 29 темам. С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии, можно взять аудиогид, его стоимость – 250 рублей.

Более подробную информацию смотрите на официальном сайте ГМИИ: arts-museum.ru

Как доехать до Пушкинского музея изобразительных искусств

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Часы работы

Ежедневно с 11-00 до 20-00, по четвергам – с 11-00 до 21-00, понедельник – выходной день.

Стоимость билетов в Главное здание

Взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей, дети до 18 лет – бесплатно.

Копирование текста и фотографий запрещено! Материалы охраняются законом об авторских правах.

pro-stranstva.ru

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Давно собиралась рассказать о своем, пожалуй, самом любимом московском музее - ГМИИ им. Пушкина. Придется разбивать пост на несколько частей, очень уж большой и интересный музей.

ЧАСТЬ 1 .

Не рассчитывайте обойти весь Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина за одно посещение. Это практически невозможно. Разве только бегом, мельком бросая взгляды на богатые экспонаты, представленные на двух этажах в 30 залах!Поэтому, быстренько «пробежаться» по залам музея предлагаю со мной прямо сейчас, а основательно с ним ознакомиться каждому самостоятельно и желательно за несколько посещений!Совсем немного об истории музея. Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Первых посетителей Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете принял 31 мая 1912 года.Как водилось в те достославные годы, музей возведен на пожертвования благотворителей. Большую часть денег внес великий русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов.Создатель музея Иван Владимирович Цветаев (1847 — 1913) — российский ученый-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета (отец Марины Цветаевой).

Итак, вперед, по 1 этажу!

Зал 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. IV-I тысячелетия до н.э.

Богатейшая коллекция древнеегипетского искусства, представленная в экспозиции этого зала, знакомит с этапами развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие. до н.э.) вплоть до времени Нового Царства (XVII-XII вв. до н.э.). Архитектура зала воспроизводит характерные черты храмового зодчества II тысячелетия до н.э. Росписи потолка, выполненные художником И.И.Нивинским в 1912 году, представляют собой свободную вариацию на тему декоративного оформления заупокойных храмов и гробниц.

Статуя Аменемхета III. Среднее царство, XII династия, середина - конец 19 века до н.э.

Саркофаг вельможи Маху. Новое царство, XVIII династия, XIV в. до н.э.

Статуя бога Анубиса. Новое царство, II тыс. до н.э.

Этим "записочкам" более 4000 лет!!!

Зал 2. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Месопотамия, Урарту, Иран, Кипр, Парфия, Индия, Америка)

Экспозиция этого зала знакомит с искусством древних народов, населявших Переднюю Азию, Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. В оформлении зала использованы мотивы росписей дворцов ассирийских царей: привратные демоны "шеду" и рельефы из царских дворцов (слепки). В центре зала на постаменте стоят подлинные сосуды Урарту, древнего государства (нынешняя территория Армении).

В витринах подлинные предметы древних цивилизаций.Перу. Культура Рекуай. 1 тысячелетие н.э. Фигура воина-жреца. Нашего Ваньку-встаньку напоминает.

Скифы. VII-V век до н.э. Глиняная кибитка (возможно, игрушка).

Четырехрукий Вишну с атрибутами в руках: дубинка, колесо, раковина и лотос.Песчаник, IX в. н.э. Дар Индиры Ганди, премьер-министра Индии.

Рельеф, изображающий крылатого духа в позе благословления.Слепок. Подлинник IX век до н.э. находится в Британском музее, Лондон.К работе над слепками И.В. Цветаев в разные годы привлекал известных русских ученых и выдающихся художников. Гипсовые слепки и гальванокопии заказывались в 1890 - 1911 годах в знаменитых европейских мастерских.

Зал 3. СОКРОВИЩА ТРОИ

Коллекция из 259 предметов из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1871–1890 годах, хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года. Коллекция была передана Советскому Союзу вместе с другими художественными ценностями по решению советской Контрольной Комиссии в качестве частичной компенсации за ущерб, нанесенный фашистами.

Зал 4. ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА (Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим)

Коллекция античных подлинников – одна из самых ранних в собрании ГМИИ. Первые древнегреческие вазы и терракоты были приобретены для Кабинета изящных искусств Московского университета в 50–60-х годах XIX века. Сегодня в собрании более десяти тысяч подлинников, относящихся к периоду с III тыс. до н.э. по IV век н.э. Более половины из них найдено экспедициями ГМИИ в ходе археологических раскопок.

В четырех разделах зала – Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим – представлены памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья.Центральное место в разделе искусства Древнего Рима занимает саркофаг с дионисийскими сценами (ок. 210 г.) – один из самых известных памятников собрания Музея.

Торс обнаженного Диониса с мечом и лозой винограда. Первая половина II века, мрамор.

Зал 5. ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Экспозиция построена на материалах, найденных экспедициями ГМИИ им. А.С. Пушкина на юге России и в Крыму.

Портретная статуя правителя из Горгиппии. Мрамор, 80-е гг. II в.Найдена в 1939-1940 гг. в Анапе (античная Горгиппия).

Зал 6. КОПТСКОЕ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

В первые века нашей эры в Египте начала распространяться христианская религия. Египтян-христиан называли коптами.Зал представляет искусство и культуру Египта после походов Александра Македонского, когда египетское искусство вбирает в себя черты искусства греков («эллинов»). Большинство экспонатов связано с погребальным культом – саркофаги, погребальные пелены и маски. В центре зала витрина с египетскими саркофагами и мумиями VI-I вв до н.э.

Особый интерес представляет коллекция 16 фаюмских портретов, выполненных в сложнейшей технике восковых красок.Портрет женщины, вторая половина II в.

Маски мумий, II в.

Зал 7. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ XIV-XVI веков. ИСКУССТВО ИТАЛИИ VIII-XVI веков

Византийская живопись представлена в основном памятниками XIV века. К числу шедевров мирового уровня относится исключительная по тонкости исполнения икона «Собор двенадцати апостолов».

Коллекция итальянского искусства – одна из лучших в собрании ГМИИ.

Джованни Антонио Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. Конец 1490-х.

Джулио Пиппи. Дама за туалетом. Начало 1520-х.

Зал 8. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И НИДЕРЛАНДОВ XV – XVI веков

Искусство Северного Возрождения впервые представлено в отдельном зале. Это шесть досок Лукаса Кранаха Старшего, «Бичевание Христа» крупнейшего мюнстерского мастера Иоганна Кёрбеке, «Благовещение» Мастера из Хоогстратена и др.Собрание немецкого искусства XV века ГМИИ по числу и качеству работ является лучшим в России.Также здесь представлен раздел искусства Нидерландов.

Зал 9. Фламандское Искусство XVII века.

Зал живописи Фландрии дает целостное представление о фламандской школе. Наряду с самыми яркими именами, такими как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, число экспонируемых картин которых возросло, прежде всего, за счет полотен большого формата, в зале теперь можно видеть работы их учеников и современников (около двух десятков новых холстов).

Зал 10. Рембрандт и мастера его школы.

Впервые в качестве самостоятельного раздела показаны шесть картин Рембрандта, а также работы его учеников и последователей.

Зал 11. Голландская живопись XVII века.

Картины голландской школы XVII столетия составляют один из самых многочисленных и привлекательных разделов экспозиции ГМИИ. В условиях жесткой зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать картины на религиозные и мифологические сюжеты (работы Хендрика Голциуса, Геррита ван Хонтхорста, Николаса Берхема), другие – пейзажи, третьи – жанровые сцены и натюрморты.

Зал 14. ГРЕЧЕСКИЙ ДВОРИК. Искусство Древней Греции. 2-я половина V — начало IV века до н.э. Слепки.

Один из красивейших залов музея. Сложная организация движения по трем уровням пола позволила с удивительной точностью передать свободную живописность ансамбля Афинского Акрополя.

Зал 15. ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРИК. Искусство Средних веков и Возрождения. Слепки.

Итальянский дворик построен как уменьшенное повторение внутреннего двора палаццо Барджело: угловая лестница, ведущая на второй этаж, небольшие колонны с растительными капителями, поддерживающие балкон, легкая аркада, колодец в центре. Точность выбора архитектурного прототипа позволила объединить в экспозиции зала образцы классического искусства немецкого средневековья с произведениями прославленных итальянских скульпторов эпохи Возрождения.

vitushkinam.livejournal.com

Древний Египет. Экскурсия и квест в ГМИИ им. А.С.Пушкина

В ходе квеста ребята познакомятся с историей, культурой и искусством Древнего ЕгиптаРАСПИСАНИЕКаждое воскресение. Начало квеста в 11:30. Требуется предварительная запись!

Расписание на другие дни необходимо уточнять по телефону 8(495)929-70-72

ОПИСАНИЕ

В ходе квеста ребята познакомятся с историей, культурой и искусством Древнего Египта . Один из залов музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в котором пройдет квест, оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: потолок расписан, ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса. Это придает залу особую атмосферу и сразу настраивает ребят на знакомство с древнеегипетским искусством.Ребята увидят экспонаты, представляющие все периоды истории развития страны фараонов. Деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств, амулеты. Вместе с экскурсоводом ребята перенесутся в далекую эпоху и смогут представить, как жили люди в то время.Познавательные конкурсы и викторины, постоянная вовлеченность ребенка в программу мероприятия, а также игра в команде, помогут ребятам в увлекательной форме запомнить рассказ экскурсовода и получить положительные эмоции от похода в музей!

• экскурсия для детей от 9 до 12 лет;

• продолжительность 55 минут;

• группа до 15 детей- стоимость на группу 9 750 руб ;• максимальное количество-20 детей в группе, доплата за каждого ребенка 650 руб.;• 1 сопровождающий на 20 детей бесплатно;• стоимость взрослого входного билета- 300 руб.

Дополнительно можно организовать квест!

доплата за квест- 150 руб./реб.

Продолжительность экскурсии с квестом — 1 час 30 минут

По окончании квеста ребят ждут памятные сувениры.

Сделать заказ

Внимание! Квест не является программой музея. Квест разработан и проводится компанией «Живая планета». Билеты можно приобрести на нашем сайте или в день экскурсии.

Для того, что бы уточнить расписание экскурсий, забронировать место в группе или заказать экскурсию, пожалуйста, свяжитесь с нашим менеджером по телефону 8 (495) 929-70-72.После согласования даты и времени экскурсии, Вы можете на нашем сайте оплатить экскурсию в интернет-магазине. После того как Вы будете перенаправлены на страничку интернет-магазина , в каталоге Вам надо будет выбрать интересующую Вас экскурсию, оформить заказ и оплатить с помощью банковской карты.

ФОТО

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12 Метро м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.

Схема проезда:

Экскурсовод Максим

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Категория: Экскурсии

www.aliveplanet.ru

Египетские мумии из коллекции Пушкинского музея с помощью современной техники изучают в Курчатовском институте

Интересное исследование затеяли в Курчатовском институте, том самом институте, который создал Игорь Васильевич Курчатов, отец советской атомной бомбы. Изучить египетские мумии с помощью самой современной техники. Мумии взяли в музее. Это совместный проект Курчатовского института и Пушкинского музея.

Ученые надеются получить новую информацию о далеком прошлом. Чем болели люди в Древнем Египте, чем лечились, как питались. Лучше понять, как они жили тысячи лет назад. Будем надеяться, что после этих высокотехнологичных упражнений мумии не оживут.

К современным технологиям мир привыкает довольно быстро. Никого уже не удивляет, что компьютерный томограф может сказать о пациенте буквально все.

Таких больных здесь еще не видели. Мумии из коллекции Пушкинского музея, хранившие свои тайны столетиями, кажется, готовы ими поделиться. Миллиметр за миллиметром саркофаг заезжает в томограф - и вот ученые Курчатовского национального центра видят на экране первое изображение, потом еще несколько этапов обработки - и результат поражает даже физиков, у которых и так с воображением куда лучше, чем у большинства людей, имеющих лишь отдаленное представление о том, как устроен мир.

«Перед вами кокон этой мумии. И вы с помощью рентгеновской томографии можете видеть детали. Видите - вот перед вами возникает вся картина. Ну а теперь отсюда вы можете делать комплекс исследований антропологических, медицинских, судебно-криминалистических, генетических, химических, физико-химических и так далее. То есть перед вами открывается новая планета», - рассказывает президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук не преувеличивает - о жизни древних египтян написаны сотни книг, а в них тысячи версий развития цивилизации, о которых археологи спорят десятилетиями, основываясь на редких находках и обрывках описаний тысячелетней давности, и вот появляется что-то, что можно в буквальном смысле потрогать - и даже больше. Напечатанная на 3D-принтере модель черепа египетской мумии может, оказывается, рассказать невероятно много.

«Вы можете сделать слепок принципиально новым технологическим подходом - раз. Вторая вещь, следующий шаг - это культура, она у нас на очень высоком уровне - в институте этнологии, в частности, был такой Герасимов, потом академик Алексеев, вы можете теперь восстановить облик, лицо по черепу, это есть основа, для того уже мы делаем следующий шаг, чтобы восстановить реальный облик лица», - поясняет президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

И это уже не просто череп. В Пушкинском музее признаются: решиться на такой проект было непросто - бесценные экспонаты редко покидают музейные стены, а тут масштабное исследование - как не волноваться? Но уже первые результаты перевернули представление о том, что столько лет было перед глазами.

Впереди еще палеогенетические исследования, они расскажут еще больше. Для директора Пушкинского музея Марины Лошак сотрудничество с Курчатовским институтом стало настоящим откровением - кто бы мог подумать, чего можно добиться, закончив вечный спор физиков и лириков.

«Далеко не в каждой стране есть те возможности, которые могут предоставить нам Курчатовский институт со всем объемом самых разных знаний. Тут дело не только в установках и приборах современных, не только в КАТЭ и МРТ. А дело в том, кто те ученые, которые с ними занимаются этим исследованием, благодаря которому мы можем составить себе представление о том человеке, которого мы сейчас собственно называем словом мумия, о его особенностях строения, о его болезнях», - директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак.

Болезни древних - еще одно открытие. Хоть нас и разделяют тысячелетия, но, если разобраться, не так уж далеко современный человек ушел от египетских фараонов.

«Открывается совершенно новый мир, который поможет нам с вами лучше разбираться в природе болезней, в том, что происходит с нами. Вот знаете, мы часто говорим о том, что, скажем, остеохондроз или пародонтоз - это болезнь современной цивилизации. Но, видите, вот эти люди, которых мы сейчас видим в виде мумий, у них подчас существуют ярко выраженные того, что называется остеохондрозом или пародонтозом и так далее. То есть на самом деле тут много интересных вещей», - отмечает Михаил Ковальчук.

До того много, что хватит на десятки научных трудов, а ведь проект пока примерно на середине пути. Но уже сейчас очевидно: посетители Пушкинского музея скоро увидят совсем другой египетский зал, а привычное слово «мумия» получит, возможно, новый смысл.

«Главное откровение от человека с воображением - это визуализация и представление о том, что мы говорим о конкретном биологическом существе, у которого была своя жизнь, свой контекст жизни внутри этого исторического периода. У него были свои волнения, свои жизненные травмы, он жил, он перестал быть просто предметом искусства, или частью предмета искусства, или не просто музейным экспонатом. Мы приблизили к себе реальную жизнь реального человека», - отмечает Марина Лошак.

Это то, что получили лирики - физики, похоже, мыслят глобально. Для них работа с Пушкинским музеем - местом, где хранятся артефакты прошлого, оказалась в каком-то смысле дверью в будущее.

«Сегодня мы присутствуем с вами при изменении парадигмы развития науки. У нас сегодня происходит слияние гуманитарных и естественных научных знаний, которые 300 лет разделилось на две самостоятельные ветви. Казалось бы, Курчатовский институт, место, где создавалась ядерный щит страны, подводные лодки атомные, и этот прожектор также ярко, как он высвечивал в свое время вычерчивая контуры ядерного прорыва, точно также он смотрит в сторону культуры, искусства и живой жизни. Потому что это некая замороженная, но живая жизнь когда-то была», - говорит президент НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

Ученым еще предстоит сделать сотни анализов и исследований. Итогом совместного проекта Пушкинского музея и Курчатовского института станет выставка, она должна открыться в 2019 году.  Посетителям здесь уже обещают: будет чему удивиться.

www.1tv.ru

Египетский зал в Пушкинском музее (+карточки для скачивания)

Египетский зал в пушкинском музееДобрый день, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я пишу последний запланированный (но уверена, что будет много спонтанных) пост про наши игры по Древнему Египту. Как всегда, после прохождения какой-то глобальной темы, мне хотелось показать Даше ее (хотя бы часть) вживую. Естественно, что вывести ее в Египет я не могла за 1 день, а вот съездить в музей и посмотреть на настоящих мумий и саркофаги и прочую древнеегипетскую атрибутику, я могла. Поэтому сегодня мы отправились в Музей имени Пушкина (мы увидели намного больше, чем просто мумии, но об этом я расскажу в следующий раз).

Как только Даша увидела саркофаг с мумией в первом египетском зале, она запрыгала на месте и захлопала в ладоши. Итак, что же мы делали в музее? Думаете просто смотрели? Конечно, нет!

Мы вспомнили о том, кто такие мумии, кого мумифицировали, как это делали и во что их помещали (1). Мы рассматривали стены с иероглифами и вспомнили, что они значат. Даша даже попросила сфотографировать один из камней с иероглифами, сказала, что мы его расшифровывать будем. Ну что ж? попробуем!

Мы рассматривали сосуды, в которых хранили внутренние органы фараонов, статуэтки мумий (4), мы посмотрели, на чем плавали египтяне (2). И даже узнали, что вместо холодильника они использовали огромные сосуды (3). Даша все мечтала проверить, уместиться она в нем или нет, еле оттащила 🙂  А еще мы видели крылатого быка Шеду (4), но о нем я расскажу чуть позже.

мумии и саркофаги древнего египта своими глазамиЧем еще мы занимались помимо разговоров и созерцания?

Мы взяли с собой в музей наш набор карточек с пирамидами и богами, две фигурки богов: Гор и Исида, маленькую книжечку про богов, игру от изд-ва Пешком в историю «Поймай Сфинкса» и книгу про фараонов с наклейками (купили в выходные случайно).

Когда мы ходили по залам, Даша носила с собой карточки с богами и искала их на стенках саркофагах, в виде статуэток, в рисунках и т.д. Она находила бога, читала его название и просила меня рассказать про него что-нибудь интересное.

играем в музее

Потом мы разместились на мягкой лавочке в одном из залов и стали играть. Мы прочитали книгу и наклеили наклейки, мы наши богов из книги и фараонов в наших карточках. Мы поиграли с пирамидами и статуэтками богов. А завершающим этапом была игра Поймай сфинкса. Играли несколько раз. Еле остановились. Люди, проходившие мимом, останавливались и просто наблюдали за нами, дети присоединялись к игре, а нас это не смущало. Нам очень понравился наш день, наши игры и музей  в целом (о том, что мы нашли в нем еще, расскажу в следующий раз).

А теперь обещанная история про Шеду. Мы когда проходили в самый дальний Египетский зал, чтобы начать его осмотр, то прошли мимо огромных скульптур каменных быков с крыльями – шеду. Даша обернулась и посмотрела очень внимательно на одного из них. И вот, когда мы снова проходили мимо них в обратную сторону, к Даше подошла смотрительница того зала и поздоровалась. Даша вежливо поздоровалась в ответ и стала рассказывать о том, зачем она пришла в музей и тут ….смотрительница спросила ее: «А ты знаешь, кто это такой?» и показала на Шеду. Даша отрицательно кивнула

— Это Шеду – хранитель дворцовых покоев в древнем Египте

— я не знала

— Когда ты прошла мимо него в зал, то посмотрела на него, но ты не заметила (а я заметила), что он улыбнулся тебе в ответ. Он никогда этого не делает и ты была единственной девочкой, кому он улыбнулся. Я это знаю, так как я всегда сижу рядом с ним и слушаю его истории. И он сказал мне, что ты удивительный ребенок. Он видит много детей, он умеет определять добрых, честных, но про тебя он сказал, что у ты не просто умеешь видеть и творить добро, у тебя самое прекрасное любящее сердце и это дар. Береги его!

Даша стояла, как завороженная! Чего таить? Я тоже пребывала в легком шоке. Я вроде бы вот взрослый человек, вот понимаю, что бабушке смотрительнице Даша приглянулась, но, сколько мы там были, она больше не заговорила ни с одним ребенком. Она выбрала из всех посетителей Дашу и сделала ей волшебный подарок. Она подарила ей ее собственный миф, легенду, которую Даша запомнила и которую рассказывала сегодня всем и удивлялась и не верила тому, что Шеду выбрал ее. Это дорого стоит.

Мы обе поблагодарили бабушку за ее доброту и внимание и нам очень хотелось сделать для нее тоже что-то волшебное. Мы стояли и просто смотрели на нее, а она как будто, прочитав наши мысли, сказала: «Самый лучший подарок ваши горящие глаза, вы обе так любите друг друга, что этот взгляд лучшее, что вы можете подарить мне!»

И она пошла осматривать зал.

Вы можете не верить мне, я бы и сама себе не поверила, если бы не слышала и не видела все сама. Но я лишний раз убеждаюсь, что в нашем мире есть чудеса, есть люди, которые их делают и низкий поклон бабушке за это чудо!

___

Как и обещала, выкладываю наши карточки, в которые мы играли для скачивания. У меня большая просьба к вам. Карточки я выкладываю, чтобы облегчить вашу подготовку к играм и они предназначены для личного пользования. Не выкладывайте их, пожалуйста, в открытый доступ на других сайтах и соц сетях (ссылку на скачивание). Если у вас есть большое желание поделиться ими, то дайте ссылку на этот пост и ваши друзья смогут их также скачать. Мне действительно очень обидно видеть свои материалы на чужих ресурсах, без указания авторства  и вообще какой-либо информации об источнике материала. Надеюсь на ваше понимание!

Тематические игры «Древний Египет»

 P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Вам будет интересно:

earlystudy.ru

ГМИИ им. А. С. Пушкина (часть первая)

Originally posted by jaguarrussia  via bolivar_s at ГМИИ им. А. С. Пушкина.Марина ВитушкинаДавно собиралась рассказать о своем, пожалуй, самом любимом московском музее - Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Придется разбивать пост на две части, очень уж большой и интересный музей.   ЧАСТЬ 1

Не рассчитывайте обойти весь Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина за одно посещение. Это практически невозможно. Разве только бегом, мельком бросая взгляды на богатые экспонаты, представленные на двух этажах в 30 залах! Поэтому, быстренько «пробежаться» по залам музея предлагаю со мной прямо сейчас, а основательно с ним ознакомиться каждому самостоятельно и желательно за несколько посещений! Совсем немного об истории музея. Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Первых посетителей Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете принял 31 мая 1912 года.

Как водилось в те достославные годы, музей возведен на пожертвования благотворителей. Большую часть денег внес великий русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов.Создатель музея Иван Владимирович Цветаев (1847 — 1913) — российский ученый-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета (отец Марины Цветаевой).

Итак, вперед, по 1 этажу!

Зал 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. IV-I тысячелетия до н.э.

Богатейшая коллекция древнеегипетского искусства, представленная в экспозиции этого зала, знакомит с этапами развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие. до н.э.) вплоть до времени Нового Царства (XVII-XII вв. до н.э.). Архитектура зала воспроизводит характерные черты храмового зодчества II тысячелетия до н.э. Росписи потолка, выполненные художником И.И.Нивинским в 1912 году, представляют собой свободную вариацию на тему декоративного оформления заупокойных храмов и гробниц.

Статуя Аменемхета III. Среднее царство, XII династия, середина - конец 19 века до н.э.

Саркофаг вельможи Маху. Новое царство, XVIII династия, XIV в. до н.э.

Статуя бога Анубиса. Новое царство, II тыс. до н.э.

Этим "записочкам" более 4000 лет!!!

Зал 2. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Месопотамия, Урарту, Иран, Кипр, Парфия, Индия, Америка)

Экспозиция этого зала знакомит с искусством древних народов, населявших Переднюю Азию, Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. В оформлении зала использованы мотивы росписей дворцов ассирийских царей: привратные демоны "шеду" и рельефы из царских дворцов (слепки). В центре зала на постаменте стоят подлинные сосуды Урарту, древнего государства (нынешняя территория Армении).

В витринах подлинные предметы древних цивилизаций. Перу. Культура Рекуай. 1 тысячелетие н.э. Фигура воина-жреца. Нашего Ваньку-встаньку напоминает

Скифы. VII-V век до н.э. Глиняная кибитка (возможно, игрушка).

Четырехрукий Вишну с атрибутами в руках: дубинка, колесо, раковина и лотос.Песчаник, IX в. н.э. Дар Индиры Ганди, премьер-министра Индии.

Рельеф, изображающий крылатого духа в позе благословления.Слепок. Подлинник IX век до н.э. находится в Британском музее, Лондон.К работе над слепками И.В. Цветаев в разные годы привлекал известных русских ученых и выдающихся художников. Гипсовые слепки и гальванокопии заказывались в 1890 - 1911 годах в знаменитых европейских мастерских.

Зал 3. СОКРОВИЩА ТРОИ

Коллекция из 259 предметов из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1871–1890 годах, хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года. Коллекция была передана Советскому Союзу вместе с другими художественными ценностями по решению советской Контрольной Комиссии в качестве частичной компенсации за ущерб, нанесенный фашистами.

Зал 4. ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА (Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим)

Коллекция античных подлинников – одна из самых ранних в собрании ГМИИ. Первые древнегреческие вазы и терракоты были приобретены для Кабинета изящных искусств Московского университета в 50–60-х годах XIX века. Сегодня в собрании более десяти тысяч подлинников, относящихся к периоду с III тыс. до н.э. по IV век н.э. Более половины из них найдено экспедициями ГМИИ в ходе археологических раскопок.

В четырех разделах зала – Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим – представлены памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья. Центральное место в разделе искусства Древнего Рима занимает саркофаг с дионисийскими сценами (ок. 210 г.) – один из самых известных памятников собрания Музея.

Торс обнаженного Диониса с мечом и лозой винограда. Первая половина II века, мрамор.

Зал 5. ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Экспозиция построена на материалах, найденных экспедициями ГМИИ им. А.С. Пушкина на юге России и в Крыму.

Портретная статуя правителя из Горгиппии. Мрамор, 80-е гг. II в.Найдена в 1939-1940 гг. в Анапе (античная Горгиппия).

Зал 6. КОПТСКОЕ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

В первые века нашей эры в Египте начала распространяться христианская религия. Египтян-христиан называли коптами. Зал представляет искусство и культуру Египта после походов Александра Македонского, когда египетское искусство вбирает в себя черты искусства греков («эллинов»). Большинство экспонатов связано с погребальным культом – саркофаги, погребальные пелены и маски. В центре зала витрина с египетскими саркофагами и мумиями VI-I вв до н.э.

Особый интерес представляет коллекция 16 фаюмских портретов, выполненных в сложнейшей технике восковых красок. Портрет женщины, вторая половина II в.

Маски мумий, II в.

Зал 7. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ XIV-XVI веков. ИСКУССТВО ИТАЛИИ VIII-XVI веков

Византийская живопись представлена в основном памятниками XIV века. К числу шедевров мирового уровня относится исключительная по тонкости исполнения икона «Собор двенадцати апостолов».

Коллекция итальянского искусства – одна из лучших в собрании ГМИИ.

Джованни Антонио Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. Конец 1490-х.

Джулио Пиппи. Дама за туалетом. Начало 1520-х.

Зал 8. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И НИДЕРЛАНДОВ XV – XVI веков

Искусство Северного Возрождения впервые представлено в отдельном зале. Это шесть досок Лукаса Кранаха Старшего, «Бичевание Христа» крупнейшего мюнстерского мастера Иоганна Кёрбеке, «Благовещение» Мастера из Хоогстратена и др.Собрание немецкого искусства XV века ГМИИ по числу и качеству работ является лучшим в России. Также здесь представлен раздел искусства Нидерландов.

Зал 9. Фламандское Искусство XVII века.

Зал живописи Фландрии дает целостное представление о фламандской школе. Наряду с самыми яркими именами, такими как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, число экспонируемых картин которых возросло, прежде всего, за счет полотен большого формата, в зале теперь можно видеть работы их учеников и современников (около двух десятков новых холстов).

Зал 10. Рембрандт и мастера его школы.

Впервые в качестве самостоятельного раздела показаны шесть картин Рембрандта, а также работы его учеников и последователей.

Зал 11. Голландская живопись XVII века.

Картины голландской школы XVII столетия составляют один из самых многочисленных и привлекательных разделов экспозиции ГМИИ. В условиях жесткой зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать картины на религиозные и мифологические сюжеты (работы Хендрика Голциуса, Геррита ван Хонтхорста, Николаса Берхема), другие – пейзажи, третьи – жанровые сцены и натюрморты.

Зал 14. ГРЕЧЕСКИЙ ДВОРИК. Искусство Древней Греции. 2-я половина V — начало IV века до н.э. Слепки.

Один из красивейших залов музея. Сложная организация движения по трем уровням пола позволила с удивительной точностью передать свободную живописность ансамбля Афинского Акрополя.

Зал 15. ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРИК. Искусство Средних веков и Возрождения. Слепки.

Итальянский дворик построен как уменьшенное повторение внутреннего двора палаццо Барджело: угловая лестница, ведущая на второй этаж, небольшие колонны с растительными капителями, поддерживающие балкон, легкая аркада, колодец в центре. Точность выбора архитектурного прототипа позволила объединить в экспозиции зала образцы классического искусства немецкого средневековья с произведениями прославленных итальянских скульпторов эпохи Возрождения.

ЧАСТЬ 2 ЗДЕСЬПри подготовке поста использованы материалы сайта http://www.museum.ru/gmii/defrus.htm.

anastgal.livejournal.com

сфинксы, скарабеи, пирамиды — Ольга Васильева — Музейные палаты — Эхо Москвы, 25.07.2009

А. ВЕНЕДИКТОВ: В Москве уже сейчас 10:17, и буквально у нас через 2 минуты «Музейные палаты». И у нас в гостях будет Ольга Васильева, зав отделом древнего Египта Музея имени Пушкина. Будем говорить о мумиях, скарабеях, и пирамидах, и что собственно в этом зале есть. Пока я хотел бы разыграть с вами книжки, тоже, по-прежнему, но теперь уже по древнему Египту. И вопрос у меня будет такой. Какое священное и любимое животное было широко распространено в Египте. Оно было не только священным, потому что священными были и крокодилы, как известно. Но говоря о священном и любимом животном, которое было широко распространено в Египте, вы можете мне сказать об этом, прислав мне СМС на +7-985-970-45-45. И мы разыгрываем книги Дмитрия Меекса, и Кристин Фавар-Меекса «Повседневная жизнь египетских богов». Оказывается, что у египетских богов тоже была повседневная жизнь. 10 экземпляров, издательство «Молодая гвардия», 2008-й год. Итак, «Повседневная жизнь египетских богов». Какое священное и любимое животное было широко распространено в Египте. +7-985-970-45-45. И напоминаю, что сегодня ещё день памяти Владимира Высоцкого.

МУЗЫКА

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вы слушаете «Музейные палаты». Ольга Васильева, зав отделом древнего Египта Музея имени Пушкина у нас в гостях. Доброе утро.

О. ВАСИЛЬЕВА: Доброе утро, здравствуйте.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сразу первый вопрос, ваш самый любимый экспонат в Музее древнего Египта?

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, мой самый любимый экспонат – это те статуэтки, которые встречают нас при входе в зал, деревянные уникальные фигурки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Потрясающие вещи, и действительно уникальные, потому что таких в мире очень мало. И я очень рада, что в нашем музее тоже такие вещи есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Откуда они к вам попали?

О. ВАСИЛЬЕВА: Они были найдены в тайнике в Карнакском храме – это огромный тайник, где были буквально свалены всякие статуэтки, и другое, обломки известняка, письменные документы были найдены, в том числе и эти парные фигурки.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Что значит свалены? В тайники сваливают?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, потому что в целях сохранности. Дело в том, что эти фигурки – это вативные приношения, то есть приношения в дар богам для того, чтобы эти люди присутствовали перед богом. Это был бог Амон, главный бог в Карнакском храме. Но когда таких фигурок становилось очень много, жрецы старались сохранить их от каких-то посягательств, а таковые действительно случались, и устраивали такие тайники. Но сохранность этих тайников тоже нарушалась, в них рылись, к сожалению, и поэтому, когда археологи их обнаружили, там царила такая мешанина. Эти фигурки удалось приобрести Голенищеву. Это Владимир Семёнович Голенищев, это человек, который создал нашу египетскую коллекцию. И благодаря своему умению, он знал арабский превосходно, он умел находить нужных людей, которые ему и продавали эти ценные вещи. Поэтому он вышел на таких «Чёрных» археологов, так сказать современным языком, которые занимаются незаконными раскопками. Но дело в том, что в Египте того времени, то есть это конец 19-го века, очень много раскопок было чёрных. И Голенищеву какой-то араб, мы не знаем его имени, продал как раз эти фигурки.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Они теперь находятся в музее?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, теперь они стоят в нашем зале, как только вы в него входите, прямо в витрине под стеклянным колпаком вы видите этих стоящих людей.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вы сказали, что они редкие, а почему они редкие, если все египтяне должны были все так предстать перед богами, то этих фигурок должно было быть много.

О. ВАСИЛЬЕВА: Во-первых, не все, такую привилегию имели только египтяне высокого ранга. В данном случае это жрец, один из главных жрецов храма Амона, его супруга, которая была певицей бога Амона. Она пела гимны, играла на арфе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это всё в храмах?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, в храме. И изготовить такие статуэтки могли себе позволить только очень богатые люди. А сохранность, вы знаете, к сожалению, мало вещей сохранилось в Египте. Особенно это касается деревянных вещей.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Только хотел спросить, а откуда там дерево?

О. ВАСИЛЬЕВА: Это я скажу позже. Дерево там было, конечно много, и акации, и смоковницы, но вот эти вещи сделаны из очень редкой породы дерева. Это чёрное дерево, но пород чёрного дерева очень много в Африке. И вот из Нубии, страны Куш, привозили это дерево. То есть цена была его огромной, она была выше даже, чем золото.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Золота было больше, чем дерева, это мы, во всяком случае, знаем.

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, поэтому это действительно редкие вещи, и они сделаны с потрясающим мастерством. Это действительно шедевры. Вот если вы посмотрите на них, то они как живые. Вот это удивительное свойство египетского портрета. С одной стороны застывшее лицо маскообразное, с другой стороны живые глаза, которые так смотрят удивлённо и на вас, и как бы сквозь вас.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сколько же им лет, вот этим статуэткам?

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, это 15-й век до новой эры. Это эпоха царицы Хатшипсуд.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть 3,5 тысячи лет всего-то?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, по египетским меркам всего, а по нашим много.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я напоминаю нашим слушателям, что мы разыгрываем книги «Повседневная жизнь египетских богов». И вопрос был: какое священное и любимое животное, но вряд ли, как мне тут отвечают, скоробей был любимым животным, и вряд ли скоробея можно назвать животным, но и любимым тоже сомнительно, священным да, но к нему относились осторожно. Насмотрелись фильм «Мумия» понимаете ли. Наш слушатель, который задаёт вам вопрос через интернет. Он спрашивает: «В египетском зале слева от входа висит очень странное изображение бога Анубиса. Голова там собачья, а человеческое тело нарисовано совершенно не в традиционной египетской манере. Расскажите».

О. ВАСИЛЬЕВА: Я так понимаю, что это первый зал, который при входе в музей. Потому что если вы войдёте в египетский зал, то слева от входа там ничего не висит, но первый зал, который нас встречает, это зал греко-римского Египта уже позднего. Это эллинистический Египет, там, где Фаюмские портреты.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. Он, кстати спрашивает про Фаюмские портреты.

О. ВАСИЛЬЕВА: Наверное, имеется в виду этот зал. Там висит замечательно совершенно вещь, это погребальная пелена, или саван, в который заворачивали умершего, и она оформлена как картина, то есть, вставлена в раму под стекло. Кстати, это рама Голенищева, ещё тех времён. На ней изображён умерший римлянин, он в такой белой тоге, и действительно его сопровождают в царство мёртвых два божества, Сирис в виде мумии, и вот тот самый Анубис.

А. ВЕНЕДИКТОВ: По идее Анубис с головой шакала. Как смотрящие фильм «Мумия», мы должны знать.

О. ВАСИЛЬЕВА: Так и есть, это голова шакала. Это абсолютный шакал Анубис, причём у него на голове солнечный диск такой. Что касается одеяния, то человеческое тело там тоже вполне в традициях египетских, потому, что оно всё так вывернуто, там и профиль, и анфас, сочетаются эти изображения, традиционные для Египта. Но вообще эта пелена уже поздняя, это римское время, 2-й век новой эры, и конечно там уже элементы какие-то смешанные, они наблюдаются.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ольга, скажите мне, пожалуйста, вот у меня такое ощущение, что нигде, даже в Греции, даже в Риме, нигде так боги не были в обыденной и повседневной жизни людей. Их там было какое-то безумное количество. Но и у греков, вы скажете, что было безумное количество, но я помню, что в школе мы изучали целый параграф. Там был параграф про греческих богов, и про египетских богов. Действительно, это была такая обыденная и повседневная вещь, или это было что-то такое таинственное, мистическое чудовищное?

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, они правы, и надо сказать, сами греки восхищались благочестием египтян, вот их такой приверженностью к богам. И Геродот во второй книге своей истории писал, что египтяне – самые верующие люди на земле. И я думаю, что он прав. Я думаю, что и греки тоже в обыденной жизни почитали богов. Но египтяне старались освящать каждый момент своей жизни, и у них были такие небольшие святилища домашние почему. Потому что в отличие от греков, которые могли свободно пойти в храм, принести жертвы, это известно. Египтянин не мог придти в храм просто так, он мог придти только в первый зал, открытый для простого народа, а уже в само святилище он не мог войти, туда входил только жрец. Соответственно, жертву он принести не мог. Строго говоря, даже жрец не мог принести жертву, а жертву приносил царь.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Жрецы не приносили жертву?

О. ВАСИЛЬЕВА: Жрецы от имени царя только приносил жертву. Так вот египтянин должен как-то молиться богу, поэтому он в домашних условиях, или близ храмов выстраивались иногда такие молельни, и там могли паломники почтить божество, принести свои дары. Вот таким образом, поэтому, наверное, это справедливо, но я думаю, что преувеличивать это тоже не следует. Была какая-то народная религия.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот про народную религию. Наши слушатели ответили в основном правильно на вопрос, были какие-то скоробеи. Я напомню, что я задал вопрос: какое священное и любимое животное было широко распространено в Египте. Мы разыгрывали 10 экземпляров книг «Повседневная жизнь египетских богов». Это переводные книги, Дмитрий Меекс, и Кристин Фавар-Меекс издательства «Молодая гвардия». Наши победители, Лика 567 телефон начинается, Лера 465, Владимир 492, Полина 312, Тимофей 068, Лиза 951, Валентина 162, Наталья 910, Таисия 345, Вера 564. в основном женщины, обращаю ваше внимание, которые правильно ответили, что кошки.

О. ВАСИЛЬЕВА: Кстати, характерно, что женщины, потому, что кошка это воплощение богини Бастат, покровительницы женщин.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я нашёл, что под Мемфисом было обнаружено около 300-т тысяч мумий кошек.

О. ВАСИЛЬЕВА: Под Мемфисом?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Под Мемфисом.

О. ВАСИЛЬЕВА: Вообще центр культа этой богини Бубастис.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот ещё есть какой-то город Бенихасан, там 180 тысяч. И я нашёл такую замечательную историю, что вывоз кошек из Египта был запрещён тогда. Это миф?

О. ВАСИЛЬЕВА: Тем не менее, греки вывезли в Грецию.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это уже когда пришли греки?

О. ВАСИЛЬЕВА: Тогда да, в Греции появилась кошка, но греки появились с 6-го века до новой эры.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Кошки это был правильный ответ, мы прервёмся на новости, и затем с Ольгой Васильевой продолжим разговор, а вы готовьте ваши вопросы, присылайте их, и я буду включать телефон.

Идут новости.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 10:35 в Москве, Ксения Ларина в отпуске. Я напомню вам, что теперь на этом месте с 10-ти до 11-ти утра выходят «Музейные палаты» совместно с Цветаевским музеем, или музеем имени Александра Пушкина. У нас будет такой мини-сериал. Вот сегодня мы говорим о древнем Египте, через неделю говорим о греческом зале, и ещё через неделю о римском зале. Естественно, будут приходить сотрудники музея. Вот у нас в гостях сейчас Ольга Васильева, зав отделом древнего Египта музея имени Пушкина. По телефону 363-36-59 вы можете задавать Ольге вопросы, касающиеся древнего Египта, и зала музея Пушкина. Можете спрашивать, у нас тут уже Вадим спросил, на СМС тоже идут вопросы. «А правда ли, что фараоны потребляли гашиш»?

О. ВАСИЛЬЕВА: Гашиш? Нет, вы знаете, об этом неизвестно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы скажем так, правда ли, что они обкуривались, и доводили себя до транса, или это жрецы?

О. ВАСИЛЬЕВА: Нет, вы знаете, это неизвестно, табак был неизвестен. Что касается транса жрецов, вы знаете, это сложный вопрос.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Почему?

О. ВАСИЛЬЕВА: Я сейчас объясню. Дело в том, что есть такие ритуалы у египетских жрецов, которые напоминают шаманские. Жрец засыпает, у него какие-то видения, затем он просыпается. Но это действительно очень важные ритуалы, обряды. Но что употребляли жрецы неизвестно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть, были ли какие-то галлюциногены?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, принимал ли он что-то, чтобы заснуть, или нет. Это сложный вопрос.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ольга, а что бы вы рекомендовали прочитать из художественной, или может из нехудожественной литературы по древнему Египту для людей, которые ничего, кроме фильма «Мумия», не знали?

О. ВАСИЛЬЕВА: Знаете, роман Пруса «Фараон» хороший, хотя там есть какие-то неточности, но действительно это есть в любом романе. Вы знаете, Кристиан Жак, вот его сериал про Рамсеса.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он выходит на русском.

О. ВАСИЛЬЕВА: Да. Хотя, может быть, он немножко затянут тоже, но, во всяком случае, он популяризатор, и египтолог, поэтому читать можно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Запомните, Кристиан Жак. Прежде, чем мы пойдём дальше, я хочу разыграть ещё, на этот раз компьютерную игру «Антология цивилизации 6», там есть про древний Египет. Напомню, что это компьютерная игра, и только те, кто интересуются компьютерными играми, в них играют. Фирма «1С» нам представила 10 экземпляров. А вопрос очень простой, на СМС +7-985-970-45-45, какой полководец сказал: «Солдаты 40 веков смотрят на вас с вершин этих пирамид». Кто сказал, вы пришлите мне ответ на +7-985-970-45-45. Кто сказал: «Солдаты, 40 веков смотрят на вас с вершин этих пирамид». Ошибся этот полководец, не называемый в веках, или эта фраза была ему написана?

О. ВАСИЛЬЕВА: Почему, он без бумажки произнёс это.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Знал?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так, кто сказал фразу: «Солдаты, 40 веков смотрят на вас с вершин этих пирамид», +7-985-970-45-45.

Идёт Выпуск новостей.

А. ВЕНЕДИКТОВ: У нас в гостях Ольга Васильева, зав отделом древнего Египта музея имени Пушкина. Наш корреспондент Тимур Олевский сходил в Египетский зал, и поговорил с посетителями, зачем они туда пришли, и что их тут поразило, удивило, рассмешило, может быть. Тимур Олевский.

Т. ОЛЕВСКИЙ: В музее принято разговаривать в полголоса, но это не помешало посетителям зала вспомнить о цивилизации, возникшей в долине Нила, и рассказать о том, что из быта египтян дошло до наших дней. Так художник-декоратор Елена из Ставрополя специально приехала в Москву, чтобы зайти в Пушкинский музей для обмена опытом со стародавними творцами.

ЕЛЕНА: Мы очень много используем элементов орнаментики, росписей посуды, в железе, пластике. Значение знаю, названия нет. Они обожествляли животных, и считали, что большая взаимосвязь между людьми и животными.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Хладнокровный школьник Владик знает о таинственных способах человеческих останков.

ВЛАДИСЛАВ: Сосуды, куда складывали органы человека. Они это делали, чтобы это сохранилось, и их оберегала фигурка орла, голова орла.

Т. ОЛЕВСКИЙ: У студентки Финколледжа Елены есть свой женский взгляд. Она нашла в древнем Египте элементы современных субкультур. «Кстати, мужчины были тогда не то, что теперь» — считает она.

Студентка ЕЛЕНА: Очень много украшений, золотые, пирсинг, как мне кажется, берётся отсюда, потому, что все эти височные украшения очень сейчас популярны. Бальзамирование в наше время тоже пришло, ковшики всякие, посуда. Человеку было сложно объяснить многие явления природы, и он придумывал этих неизвестных врагов, Бассет, бог солнца Ра. Естественно, тогда люди были крепче, чем сейчас. Это связано и с экологией.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Студентка читинского Журфака Ксения считает, что письменность Египта не приспособлена для сегодняшнего дня.

КСЕНИЯ: Боги египетские и, конечно же, обряд погребения. Мне нравится их письменность, но вот таких иероглифов я нигде не видела, это такая система письменности, но мне кажется, что для современного мира это не совсем удобно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Зато школьница Татьяна точно знает, где принцип египетской грамоты используется с огромным успехом.

ТАТЬЯНА: Они рисовали и на стенах у себя, это всё похоже на комиксы.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати, о пирамидах, рассудительная Ксения, ученица московской школы кое-что знает о контактах египтян с инопланетянами.

Школьница КСЕНИЯ: Есть, конечно, версия, что им помогали инопланетяне, и даже на храмах были такие рисунки, похожие на изображение космического корабля. Вообще в жизни всё возможно.

Т. АЛЕВСКИЙ: А учительница музыки Евгения Михайловна просто хочет верить в НЛО. «Кстати, мумии» — рассказала она – «И в наше время лежат неподалёку».

ЕВГЕНИЯ МИХАЙЛОВНА: А как же наш Владимир Ильич, он тут рядом. Настолько много существует теорий, и так хочется верить в какое-то инопланетное. Даже хочется, мы понимаем, были сложные механизмы, но я думаю, без небесных сил не обошлось, кто-то помог создать необыкновенный механизм, суть которого мы до сих пор не знаем.

Т. АЛЕВСКИЙ: А вот ученица 2-го класса Ира мумий не боится совсем, и не сомневается, что в древнем Египте жили очень умные люди.

ИРИНА: Самое интересное – это мумии, как их там делали, они же неживые, но вообще-то они много чего умели. Вот краски эти все сохранились, они же очень много веков назад, были, очень удивительно. Вот эти все закорючки, всё это вот так выписывать, чтобы это в мозгу всё оставалось, это очень тяжело. Я думаю, что это они сами делали, потому что они были очень умные, но это было очень сложно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Добавлю, что, по мнению посетителей египетского зала Пушкинского музея с плодами древней цивилизации мы встречаемся в наше время чаще, чем могло бы показаться на первый взгляд.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ольга Васильева, вы зав отделом древнего Египта музея имени Пушкина. Вот ваши посетители, чего скажете? Совершенно случайные, как вы понимаете.

О. ВАСИЛЬЕВА: Очень интересно. Но я очень часто сталкивалась с тем, что когда спрашиваешь: «А что вам понравилось больше всего», особенно у детей, они сразу отвечают что мумия. Я сразу спрашиваю ещё раз: «А из художественных памятников, может какие-то статуэтки».

А. ВЕНЕДИКТОВ: А что же вы, мумии не любите?

О. ВАСИЛЬЕВА: Знаете, мумия, это тоже произведение искусства конечно, но немного другого, потом мумии были не только в Египте, известны и другие мумии. Но пример Ленина здесь совершенно не годится, потому что мумия – это всё-таки высушенное тело, а здесь технология сохранения тела другая. Очень типичные такие интересы, и то, что у нас действительно ассоциируется с Египтом, это мумии, пирамиды, иероглифы, и священные животные.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это школьный курс.

О. ВАСИЛЬЕВА: Я считаю, что это совершенно правильно, потому что действительно такие элементы египетской цивилизации.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Оля, а что люди пропускают?

О. ВАСИЛЬЕВА: Как раз я начала свой разговор с любимого памятника, но он любимый не потому, что вот единственный, и больше я ничего не люблю. Мне кажется, что стоит обратить внимание не только на мир мёртвых, не просто мы приходим, и мумии видим, у нас там есть и голова женской мумии, очень страшная, но ещё и встретиться с миром живых. Этот мир тоже представлен. Он и на рельефах изображение людей. Вот мы смотрим в глаза Аменхотепа, Раннаи. Вот такие персоны очень известные в своё время. Хотя прошло уже много тысяч лет. Мне кажется, что надо уже переключиться на египетский портрет, на лица Древнего Египта, и это может многое нам дать. Потому что это лица, которые остались в вечности. Египетские художники смогли нам сохранить навсегда облик этих людей, эти образы, это поражает. Не говоря уже о Фаюмских портретах, это традиция другая греческая. Но они взяли из Египта это стремление обессмертить человека в прямом смысле слова, это не метафора. Потому что египтяне считали, что, создавая статую, они сохраняют двойника человека, вот его бессмертную сущность. Это очень важно, это очень часто пропускается, но это очень важно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это портретная всё-таки вещь, или это среднестатистический Египет?

О. ВАСИЛЬЕВА: В нашем смысле слова, конечно, это не портрет, это легко заметить, это стилизованное изображение, идеализация, напоминает маску, я уже говорила об этом. Есть у нас и портретная маска фараона Пепи II-го, удивительная и уникальная вещь тоже, другой такой в мире нет. Там странное ощущение. С одной стороны, у него какое-то неподвижное, застывшее лицо, а с другой стороны черты обыкновенного человека, мы как будто узнаём его.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Они различаются всё равно.

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, мы узнаём их, вот этот человек, вот другой. Но египтяне всё-таки всегда подписывали статую, старались обязательно, потому, что имя это очень важный элемент. Конечно, если статуя не подписана, то конечно это может быть какой-то человек, пока его помнят, но как только его забывают, то уже трудно отождествить. А когда у него есть имя, то сразу читаешь, что вот такой-то жрец, и мы его как бы оживляем.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я обратил внимание на то, что сказала девушка-студентка по поводу косметики, пирсинга. Это действительно так, это было особое искусство? Почему она обратила на это внимание?

О. ВАСИЛЬЕВА: Девушкам это интересно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Подождите, это не так просто. Если бы это не было выдающимся, то проскочила бы мимо.

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, да, косметика, ей пользовались в древности, особенно подводка глаз, и мы на саркофагах видим имитацию подводки глаз.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Зачем?

О. ВАСИЛЬЕВА: Это специальная краска, это жир, смесь толчёного малахита, сажи, и не только для красоты, между прочим, а для сохранения глаз от ветра, от зноя. Арабы до сих пор же подкрашивают глаза.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это именно для того, чтобы закрыть нежную часть?

О. ВАСИЛЬЕВА: Из гигиенических соображений в том числе. И мужчины, и женщины это использовали. Что касается пирсинга, вы знаете, что проколотые уши, вот такие серёжки, они пришли из азиатских стран. Это эпоха среднего царства, когда были уже контакты с Палестиной, с Сирией, вот это время. В древнем царстве не было. Были такие височные кольца на парики, их нацепляли типа клипс.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Несколько слов про парики. В своё время, и я думаю, что многие наши слушатели не знают, что вот эти чёрные волосы египтян, это, в общем, парики.

О. ВАСИЛЬЕВА: Парики, но у них свои волосы тоже были, но мужчины брились, конечно. Что касается женщин, то они наголо не брились, они стриглись.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это от жары?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, во-первых, вентиляция головы идёт, и извиняюсь, от насекомых как-то избавляются параллельно. Плюс конечно парадные парики, это элемент такого статуса скорее. Потому что простые люди, когда они работали в поле, они просто повязывали платки какие-то, типа чалмы делали что-то. А знатные дамы и вельможи они одевали парики, вот как у нас в XYIII-м веке, на приёмы, или куда они выходили торжественно, то они обязательно одевали парики. И на некоторых статуях хорошо видно, вот такая челочка, свои волосы, они выглядывают из-под парика.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть даже на статуях это изображали?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, это отмечалось.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Как раз показывали, что это парик.

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, что она не бритая.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Скажите, пожалуйста, а вот египетская коллекция музея Пушкина, она пополняется, или не пополняется, она уже достаточная, или просто сейчас не из чего пополнять?

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, она пополнялась последний раз, к сожалению вот в середине 90-х. буквально было куплено несколько вещей, Ушепти, статуэтки слуг Ушепти, у одного частного коллекционера.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Российского?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, российского. Должна признать, что, увы, коллекция сейчас не пополняется по финансовым соображениям.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А есть то, что вы хотели бы в коллекцию?

О. ВАСИЛЬЕВА: Я думаю что есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я понимаю, что вы хотите Тутанхамона.

О. ВАСИЛЬЕВА: Зачем, пусть он остаётся в Каире.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Чего системного нет, того, что не делает коллекцию полной?

О. ВАСИЛЬЕВА: Во-первых, наша коллекция полная в каком смысле.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В каком?

О. ВАСИЛЬЕВА: В ней представлены все периоды, начиная с архаического периода, 4-е тысячелетие, всякие сосуды глиняные, палетки, и так далее, до самых поздних, до Фаимских портретов. Это действительно очень ценно, но у нас вещи небольшие, не очень крупные, как в музеях мира, и у нас нет практически эпохи Амарны, вот этого загадочного периода, периода фараона Еритикай Ахнатона.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Она у кого-то есть, я хотел спросить?

О. ВАСИЛЬЕВА: Таких вещей вообще мало, но есть самая крупная коллекция в берлинском музее, в Каире, в Лувре, и в Британском тоже есть несколько. Но Берлин и Каир, это самые крупные музеи.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Оля, что у вас в запасниках, что не видят, из того, что сейчас не выставлено?

О. ВАСИЛЬЕВА: Сейчас выставлено около 900-т вещей. Коллекция Голенищева более 6-ти тысяч. Вы сами можете представить, сколько у нас в запасниках, то есть хватит ещё где-то на три зала. Но самые значительные вещи и памятники мы старались выставить, вот то, что я называю уникальные. Но, конечно какие-то вещи, уникальные и единственные в мире не выставляются по каким причинам. Например, папирус Голенищева с записью путешествий жреца в Библ. Папирус Уну-Амона так называемый, он всем историкам известен, потому что он один в мире буквально, и больше другого нет. Но понимаете, если его выставить в зале, будет не совсем понятно. Нужно будет объяснять, нужно выставлять какую-то экспликацию.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Как он выглядит?

О. ВАСИЛЬЕВА: Он под стеклом, в такой рамочке.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это не свёрток?

О. ВАСИЛЬЕВА: Конечно, это не свиток, все папирусы развёрнуты, иначе они плохо сохраняются в нашем климате.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Они в свитках плохо сохраняются?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, они ломаются, плесневеют, и так далее. В Египте они сохранялись, у нас нет, у нас другой климат. У нас влажность колоссальная, это всё гниёт, к сожалению. Поэтому они под специальным стеклом, и таких папирусов у нас очень много в запаснике, в зале выставлено только два папируса. Я напоминаю, что у нас в гостях в программе «Музейные палаты» Ольга Васильева, зав отделом Древнего Египта Музея имени Пушкина. Если у вас есть вопросы, вы можете их задавать и по телефону. Сейчас включу телефон 363-36-59. напоминаю вам, что это древний Египет у нас сегодня. Вообще про всё не надо, если можно.

О. ВАСИЛЬЕВА: Лучше про зал, что вас интересует.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот сейчас и спросим. Оля, наденьте наушники. Телефон прямого эфира 363-36-59, алло, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Меня зовут Сергей, и у меня вопрос к гостье вашей передачи. Относительно женских украшений, а конкретно серёжек. Вы сказали, что это более поздний период, и он несвойственен Древнему Египту. У вас в зале есть мумия, голова женщины, и она с серёжкой.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ай, молодец Сергей, поймал, спасибо большое.

О. ВАСИЛЬЕВА: Это всегда приятно, когда ловят.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это надо помнить, как он это помнит. А она с серёжкой?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, она с серёжкой, и там локон волос сохранился. Замечательный вопрос, но мумия относится к эпохе нового царства. Я сказала, что проколотые уши с эпохи среднего царства. Вся история Египта делится на периоды.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть это позже?

О. ВАСИЛЬЕВА: Конечно позже.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Тем не менее, спасибо Сергей, что сказали такую тонкость, заметили, а я даже вспомнить не могу. Следующий вопрос. Алло, здравствуйте, вы в прямом эфире, как вас зовут?

Слушатель2: Здравствуйте, меня зовут Роман, я из Москвы. Я бы хотел задать вопрос Ольге. Вопрос. Мне вспомнился фильм «Фараон». Там интрига фильма была в том, что… По-моему, польский фильм.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, абсолютно точно, польский фильм. Говорите.

Слушатель2: И там интрига фильма была в противостоянии фараона, вернее сына фараона и духовенством. И он, в конце концов, проиграл противостояние. В тоже время в других источниках, в частности в научно-популярных фильмах BBC высказывались совсем разные версии. Насколько реально был баланс власти между светской властью и духовенством?

О. ВАСИЛЬЕВА: Дело в том, что этот период, действительно это по Роману Прусо, это конец эпохи нового царства. Между этими эпохами, о которых я говорила, существовали эпохи развала страны, вот такие переходные периоды, и тогда конфликты происходили. Это верно совершенно, но там немножко, смерть фараона – это не исторично, всё-таки не зафиксировано это убийство, заговор, и так далее. Что касается баланса власти, то здесь могли возникать сложности, потому что фиванское жречество было очень сильным. И пример Эхнатон нам говорит о том, что конфликты были очень серьёзные. Но в целом, согласно египетскому мировоззрению, представлениям о власти, конфликтов быть не должно, потому что верховный жрец – это царь, повторю ещё раз.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Фараон и есть верховный жрец?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, только он регулирует, только он может молиться богам, больше никто. Поэтому это центральная фигура везде, и в администрации, и в духовной жизни.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вы бы Ольгу про музей спросили, а то сейчас начнём уходить. Если у вас есть вопрос про музей, вот те, кто был в музее, те, кто не был в музее, понятно, что надо сходить. Задавайте вопросы. 363-36-59. Алло, здравствуйте. Как вас зовут?

Слушатель3: Здравствуйте. Пожалуйста, несколько слов о Фаюмских портретах. Меня зовут Юлия, я из Москвы.

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, Фаюмский портрет, название происходит от оазиса в северном Египте Фаюм, но вообще такие вещи находят и в других районах Египта, не только в Фаюме. Назначение у них было разное. Это на тонких дощечках уникальная техника, восковые краски Энкаустика. Есть техника тэмперная, то есть там не воск, а яичный белок связующее звено. Считается, что писались эти портреты при жизни, они действительно выглядят как живые, на нас смотрят. Некоторые портреты выставлялись в мумии, то есть вместо маски просто, как лицо для того, чтобы сохранить нетленным образ человека. Но некоторые портреты, это заметно, они вставлялись в рамы, и вешались на стены. Это аналог нашим фотографиям, нашим портретам.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я бы сказал что постеры.

О. ВАСИЛЬЕВА: Может быть и постером, но такое применение тоже было. Ещё были своего рода картины, или иконы, так их можно назвать, изображения богов. Просто в зале у нас она не выставлена.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но она есть?

О. ВАСИЛЬЕВА: Она есть в запаснике, она очень плохой сохранности, поэтому её выставить нельзя, но она есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но это не в зале древнего Египта?

О. ВАСИЛЬЕВА: Да, это в зале греко-римском, там, где вот эта пелена с Анубисом.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы просто обращаем на это внимание. Прежде, чем принять последний звонок, и, если можно, покороче вопрос, сказать сразу, что «Солдаты 40 веков», эту фразу сказал Наполеон. И наши победители, кто получает компьютерную игру «Цивилизация-6» фирмы «1С», Владимир, чей телефон начинается на 506, Дмитрий 367, Павел 543, Борис 673, Светлана 209, Катя 779, сегодня на Кать везёт, Александр 659, Оксана 270, Юра 246, и Наталья 221. послушаем ещё один звонок, если вы не возражаете. Алло, здравствуйте, вы в прямом эфире, как вас зовут?

Слушатель4: Здравствуйте, Людмила. Вот мне интересно, есть такие абонементы с экскурсиями, вот как бы их купить, потому, что я уже 2 года опаздываю купить их.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Абонементы с экскурсиями целиком, как я понимаю.

О. ВАСИЛЬЕВА: Вы знаете, во-первых, есть детский абонемент, насколько я понимаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это очень важно.

О. ВАСИЛЬЕВА: К сожалению, у нас большая очередь, два раза в год принимают заявки, попробуйте позвонить сейчас, но я телефон вам не скажу в администрацию, не помню. Это вам укажут в экскурс-бюро этот телефон, и объяснят, как это делать. Лучше заранее узнать всю процедуру, и есть ещё абонементы на беседы по залам. Это для смешанной публики, не только для детей, но и для взрослых. Мы водим по разным залам, в том числе по залу Древнего Египта. Это обычно осенью происходит, в октябре.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Людмила, давайте через неделю, когда к нам придут по греческому залу, я вам расскажу все телефоны, и покажу их. Давайте ещё один звонок, но очень быстро. Алло, здравствуйте, вы в прямом эфире, как вас зовут?

Слушатель5: Владимир, Подмосковье. Вопрос специалисту Ольге по поводу Фаюмских портретов. Почему молодые лица там, почему нет глубоких стариков?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо Владимир.

О. ВАСИЛЬЕВА: Они существуют, просто у нас собрания нет таких стариков. Вообще есть изображения седых, стариков, но в принципе, это может быть египетская традиция, потому, что важно было сохранить человека навечно молодым, юным, в цветущем возрасте, это возможно. Но повторяю ещё раз, такие изображения известны.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо большое, Ольга Васильева, зав отделом древнего Египта Музея имени Пушкина. Наши «Музейные палаты» продолжатся на следующей неделе в 10 утра. Мы будем говорить о вашем любимом Греческом зале. Ольга, спасибо вам большое.

О. ВАСИЛЬЕВА: Спасибо вам.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И конечно советую всем, и как бывший учитель, приходите в Египетский зал. Конечно вы там не найдёте то, что употребляли фараоны, как спрашивал Вадим с упорством достойным лучшего применения, но вы найдёте там много неожиданного?

О. ВАСИЛЬЕВА: Безусловно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это были «Музейные палаты». До свидания.

echo.msk.ru