Протонаука древнего мира. Формирование протонаучного комплекса знаний в Месопотамии и Древнем Египте: когнитивные и социальные основания тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.08, кандидат философских наук Литовка, Ирина Ивановна
1.10.10. Пред- и Протонаука, ее география, специфика и формы организации. Основные достижения архаической и греческой науки, традиции Александрийской школы. Протонаука древнего мира
2. Становление научного типа рациональности. Основные концепции происхождения науки. Протонаука и ее особенности.
В последние десятилетия философы, социологи, науковеды все активнее обсуждают проблему рациональности; в философии науки она стала одной из самых актуальных. Не только сегодня, но и в первой половине XX века проблема рациональности была предметом рассмотрения многих философов: А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Вебера, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. Во многом именно эти мыслители определили тот угол зрения, под которым проблема рациональности обсуждается и сейчас. Классический тип научной рациональности (XVII—XVIII вв.) исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствами и совершаемым операциям. Такая элиминация рассматривалась как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. И хотя в конце XVIII — первой половине XIX в. механическая картина мира утрачивает статус общенаучной и намечается переход к новому состоянию естествознания, очерченный выше общий стиль мышления ученого и тип научной рациональности сохраняются. Положение принципиально меняется в связи со становлением так называемого неклассического естествознания (конец XIX — середина XX в.). Формируется неклассический тип научной рациональности, который уже учитывает зависимость результатов исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый (в особенности в случаях эксперимента), и от специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект. И наконец, в последней трети двадцатого века происходит рождение новой, постнеклассической науки, для которой характерны такие взаимосвязанные черты, как исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Такому состоянию и тенденциям развития современной науки соответствует постнеклассический тип научной рациональности, рассматривающий деятельность ученого в более широком поле: теперь уже учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого. Чрезвычайно важно подчеркнуть особую значимость этого типа научной рациональности в развитии современного общества. Ведь вопреки мнению крайних антисциенистов, видящих в науке злого демона, способного погубить цивилизацию, выход из сегодняшней экологической и социокультурной ситуации, очевидно, «состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности».Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа, напротив, между ними существует преемственность. Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.Теории возникновения науки
В соответствии с одной из концепций освобождение сознания от мифологии – основной признак перехода к научному мышлению. Так, Евклид и Архимед стремились выявить закономерности, строили свои теории согласно логике и обоснованности и только после этого выясняли возможности их практического применения. Обобщенная форма восприятия и объяснения явлений окружающего мира природы, зародившаяся в античности в трудах Гераклита, Аристотеля и послужившая началом формирования науки в целом, получила название натурфилософия. Она существовала долгое время как единая наука о природе и обществе. Из обобщений формулировали гипотезу происходящего, затем следовали новые наблюдения и проверки, которые могли привести к открытию новых закономерностей и предсказанию неизвестных явлений. Формулировка законов выводила науку на теоретический уровень исследования. В период возникновения наука практически не отличалась от философии, ученые называли свои труды «позитивной экспериментальной философией». Существенный вклад в обоснование науки и ее методов внесли Дж. Локк, Ф. Бэкон, Р. Декарт и др. Однако с развитием специфических особенностей эксперимента и технологии примерно с XVI–XVII вв. единая наука разделилась. Другая концепция относит возникновение науки к XVI–XVII вв., когда появились работы И. Кеплера, И. Ньютона, Г. Галилея и др., и связывает рождение науки с естествознанием, которое создает идеалы и критерии научности. Естествознание направлено на изучение природы, в которой действуют независимые от человека законы, которые он старается постичь. Так, у Ньютона сила – причина ускорения.
Постепенно из натурфилософии выделилась философия, обретя свой предмет среди вопросов, которые не могут быть решены объективно: проблемы смысла, души, сознания, бытия.
Протонаука (англ. protoscience)— собирательное название для исторических философских дисциплин, которые существовали до разработки научного метода, и стали впоследствии действительными науками. Стандартным примером является алхимия которая позднее стала химией, или астрология, из которой впоследствии развилась астрономия. Также термин может быть использован применительно к любому набору убеждений или теорий, которые еще не были адекватно протестированы в рамках научного метода, так что, они могут стать законной наукой.
Протонаука зародилась в Древнем Египте и Древней Месопотамии, примерно 3000 лет до н. э., возникла письменность, и, по-видимому, примерно тогда же человечество овладело первыми знаниями, составившими начало протонауки. Значительное развитие первые протонауки протоматематика и протоастрономия получили вскоре после 2000 года до н. э., и к середине второго тысячелетия до н. э. они уже определённо сложились.
studfiles.net
Возникновение науки: условия и предпосылки
Когда речь идет об исследовании истоков науки, что границы того, что сегодня мы называем «наукой» расширяются до границ «культуры». Одна из точек зрения исходит из того, что наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще. Тогда отсчет времени надо вести с каменного века, когда человек начинает накапливать и передавать другим знание о мире.
Зарождающаяся наука – преднаука. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте.
На этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними), выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты.
Наиболее общие предпосылки становления науки (абстрактное мышление из донаучного сознания):
1) упразднение мифологической логики абсурда и переход к традиционной логике с ее законами тождества, непротиворечия, исключительного третьего, достаточного основания. Принципы: непротиворечивости, определенности, последовательности, доказательности.
2) Оформление таких способов познания, которые, опираясь на дискрусивные, рациональные основания, констатируют объекты ориентированного на получение знания об объективном сущем.
Условия перехода от мифа к логосу (это выражение принадлежит Кисиде):
1) отказ от так назыв. оборотнеческой логики мифа, которая препятствовала оформлению фундаментальных принципов науч. идеологии (инвариантность (независ. от субъекта), непротиворечивость, универсальность).
2) Замена духовно личностного отношения к действительности на объектно-субстанциональное.
3) Формирование естественного истолкования событий - апеллирование исключительно к природным основаниям.
Протонаука зародилась в Древнем Египте и Древней Месопотамии, примерно 3000 лет до н. э., возникла письменность, и, по-видимому, примерно тогда же человечество овладело первыми знаниями, составившими начало протонауки. Значительное развитие первые протонауки протоматематика и протоастрономия получили вскоре после 2000 года до н. э., и к середине второго тысячелетия до н. э. они уже определённо сложились. Протонаука представляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и нестабильности (или неразработанности) методов исследования и нормативов построения теории. Опираясь в равной степени, как на существующие достоверные сведения, так и на субъективные предположения исследователя (неизбежно окрашенные духовной атмосферой эпохи), протонаука строится как результат «игры» творческого воображения с наличным эмпирическим материалом. Протонаучное знание служит основанием построения более достоверных теоретических моделей, «строительными лесами» научной теории, исчезая с появлением последней.
Многие историки называют другую дату: наука рождается примерно 25 веков назад в Восточном Средиземноморье (Древняя Греция). В это время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Здесь наука понимается как сознательное, целенаправленное исследование природы с ярко выраженной рефлексией о способах обоснования полученного знания о самих принципах познавательной деятельности. В Древнем Египте и Вавилоне уже были накоплены математические знания, но только греки начали доказывать теоремы.
Непринятие греками всего того что связано с рабским трудом, в первую очередь с орудийно-практической деятельностью вызвало как следствие: формирование созерцательности, абстрактно – умозрительного, художественного отношения к действительности. Деление физики и механики, арифметики и логистики. Способность к идеализации. Это привело к особому типу мышления: рационализация и теоретиризация, систематизация и дедуктеизация, доказательность. Это видно у Греков на формировании математики и физики (теоретической).
Античная наука достигла следующих результатов: астрономия Евдокса и Калиппа, планиметрия Гиппарха Хеоского, медицина Гиппократа, история Геродота, геометрия Евклида, измерение видимого диска Архимедом, вычисление расстояния от земли до Луны (Гиппарх, Посейдоне, Птолемей…в рамках Александрийской школы – совокупность науч. течений, школ и науч. результатов, полученных в рамках александрийской культуры: 323г. до н.э – 639г. н.э.).
Третья точка зрения относит дату рождения науки к периоду расцвета средневековой культуры Западной Европы (12-14 вв) Наука возникает в тот период, когда была переосознана роль опытного знания, что связано с деятельностью английского епископа Роберта Гроссета (1168-1253), английского францисканца Роджера Бэкона (1214-1292), английского теолога Томаса Брадвардина. Эти оксфордские ученые – математики и писатели, призывают исследователя опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции, что составляет важную черту современного научного мышления. В этот период характерна критика аристотелизма, господствовавшего в естествознании. Большинство историков считают, что о наке в современном смысле слова можно говорить только с 16-17 вв. (Кеплер, Гюйгенс, Галилей, Ньютон). В таком понимании, наука – новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента. Рождение науки отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. Происходит признание и социального статуса науки. В 1622 г. возникает Лондонское Королевское общество, а в 1666 – Парижская академия наук. Некоторые исследователи сдвигают дату рождения современной науки на конец первой трети 19 в. Это те, кто считает, что существенным признаком науки является совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Первенство здесь принадлежит Германии, ее университетам. Новый тип обучения предлагается после реформ Берлинского университета, происходивших под руководством Вильгельма Гумбольта. Новация состоит в том, что происходит оформление науки в особую профессию. Историки показывают, что для Англии и Франции, не принявших поначалу «немецкой модели» образования, это обернулось резким культурным отставанием. Этот процесс превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки.
ifilosofia.ru
1.10.10. Пред- и Протонаука, ее география, специфика и формы организации. Основные достижения архаической и греческой науки, традиции Александрийской школы.
Зарождающаяся наука – преднаука. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте.
На этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними), выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты.
Протонаука зародилась в Древнем Египте и Древней Месопотамии, примерно 3000 лет до н. э., возникла письменность, и, по-видимому, примерно тогда же человечество овладело первыми знаниями, составившими начало протонауки. Значительное развитие первые протонауки протоматематика и протоастрономия получили вскоре после 2000 года до н. э., и к середине второго тысячелетия до н. э. они уже определённо сложились.
Протонаука представляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и нестабильности (или неразработанности) методов исследования и нормативов построения теории. Опираясь в равной степени, как на существующие достоверные сведения, так и на субъективные предположения исследователя (неизбежно окрашенные духовной атмосферой эпохи), протонаука строится как результат "игры" творческого воображения с наличным эмпирическим материалом. Протонаучное знание служит основанием построения более достоверных теоретических моделей, "строительными лесами" научной теории, исчезая с появлением последней.
Подлинная «колыбель» науки – античная Греция (6-4 век до н.э.). Особенности:
стержень аксеологического (оценочного) сознания греков, живущих в условиях демократии, составило понятие не происхождения, как на Востоке, а личного достоинства человека.
Секуляризация (обретение светского характера, утрата религиозности). Общ. ж. и ее высвобождение из под власти кажд. Религиозных и мистических представлений.
Повышение роли риторики
правовое равенство граждан сформировало определенный тип отношений тип отношений к законам, истине, а именно антидогматизм, антиавториторность, рационализм, обоснованность.
Непринятие греками всего того что связано с рабским трудом, в первую очередь с орудийно-практической деятельностью. Следствие: формирование созерцательности, абстрактно – умозрительного, художественного отношения к действительности. Деление физики и механики, арифметики и логистики. Способность к идеализации. Это привело к особому типу мышления: рационализация и теоретиризация, систематизация и дедуктеизация, доказательность. Это видно у Греков на формировании математики, но также и физики (теоретической). Исторические предпосылки естественно-науч. представлений др. греков имеют гносеологический характер.
Античная наука достигла следующих результатов: астрономия Евдокса и Калиппа, планиметрия Гиппарха Хеоского, медицина Гиппократа, история Геродота, геометрия Евклида, измерение видимого диска Архимедом, вычисление расстояния от земли до Луны (Гиппарх, Посейдоне, Птолемей…в рамках Александрийской школы – совокупность науч. течений, школ и науч. результатов, полученных в рамках александрийской культуры: 323г. до н.э – 639г. н.э.). Традиции Алекс. Школы базировались на олигорическом толковании.
studfiles.net
Возникновение науки: исторический и философский взгляды.
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Возникновение науки: исторический и философский взгляды.
Сущ. 5 различных вариантов датировки возникновения науки. Вопросы о возникновении науки д. решаться с учетом критериев научности (объективность, обоснованность, обобщенность, предметная определенность, систематичность, нормативность, методологизм). В зависимость от того, какую часть критериев посчитать достаточным, по-разному датируется момент возникновения:
1) Ранний этап (господство мифологич. и практич. познания) - первый скачок в развитии знаний - век Бронзы. 2 тыч. до н.э. сформировалось несколько крупн. центров мировой культуры: Др. Индия, Китай, Китай, Шумерское гос-во, Вавилон, Сирия, Палестина и др.: земледелие, изгот. оружия, ткацкое и гончар. произв-во. Уровень знаний: письменность, измерения, геометр. системы расчета, летоисчисления со сквозной нумерацией лет, умение ориентир. по звездам, целительство. Мнения: «За»Бернал считал, что тогда пробились первые критерии науки (абстрактное мышление, объективность знаний (единицы измерения), целенаправленность исследований (календари). Протонаука:не было общих закономерностей, только приемы, не было новых знаний - все по аналогии.
2) Античный мир (в Др. Греции 6-5 в. до н.э. - развитие рац. знания, основанное на абстракн. мышлении и док-ве. Теоретич. исследов. отрыв. от практич. Создана геометрия (Евклида), медицина (Гиппократ), анатомия (Рим, Галлен), астрология (сферическое представление о Вселенной, Птолемей), физика (Аристотель - мир земной и небесный), биология (описание растений, животных, Аристотель), механика (Герон, Архимед, Витрувий). Сформир. базовые принципы научного мышления: -сущ-е общих объектив. законов, кот. подчиняется природа, -аналитический подход к изучению реальности, -атомизм, -различные видимости и сущности, -создание микроструктуры науки. Мнения: «За»Гайденко, Беннот: наука началась здесь, «Против» реальный объем знаний невелик, много ошибочных; не исп. спец. методы исследования (нет эксперимента).
3) Средневековье (3 основных культур пространства: 6в. Византия - грамматика, грамотность распространена, гумм. науки: философия, риторика, теология, астрономия, медицина, политология, юриспруденция. Переплетение античных традиций и христианства, канонизация византийской культуры - утверждение образцов. Выяснение и разработка деталей. Итог - достижения в области соц.-гуманит. наук. Создание славянской письменности! 9-11 в. Арабы -рац. и объектив. познания. Естествознание, философия, развита собст. лит-ра, светский характер учености, ученость энциклопедична, нет специализации - единство науки, творческая деятельность в математике, медицине. В астрономии основа - труд Птолемея, география - часть астрономии, развили ее (карты), математика (тригонометрия, алгебра, запись чисел), медицина (диагностика, влияние климата, питания, гигиены на здоровье, офтальмология),создание химии как предметной области исследования (описали хим реакции, изобрели оборудования, алхимия). В целом создание развивающейся системы знаний, ориентированную эмпирически и практически). 12-13 в. Европа(сакрализация культуры (подчинении религии), возникновение иерархии наук (1 - теология (философия), 2-грамматика, риторика, диалектика (логика) - основа подготовки проповедника, 3-арифметика, музыка, геометрия, 4-естествознание (чувственное знание единичных вещей). 4 направления исследования - физ-космол., астрол.-медиц., наука и живом, учение о свете. Допущение чудес. Схоластика - исследование на основе текста, культура текста и слова. Возникают университеты. Бэкон(алхимик, логик), Гроссетест (экспериментальные традиции) - истоки формир. эмпиризма
4) 15-16 в. - Возрождение - формир. эмпиризма (Бэкон - идеолог «знание-сила»), 16в - утилитаризм (практич. испытание, Галилей, идеолог). Рез-т соединения 2х познават стратегий - 1) появилась спец. методологии познания, потом разработки спец. методов. Методы в тот период разработаны и обоснованы - наблюдения, эксперимент, индуктивный, конструирование. Ученые организовываются! (науч. кружки в Италии, общества в Германии, Лондоне, Россия - академия наук Петр I. наука как соц-й институт, 18 в - всплеск открытий, заложены основы астрономии, механики, физики, оптики, математики, микробиологии. Практич. полезность, методол. оснащенность, чоц. организ-ть, - Блур.
18в - возникн-е нац. науч. школ, дифференц. науки:-формир. новых дисц., внутри наук шло разделение на области исслед.(матем-теор мех., физ-термодин. и т.д.) Выделилась химия, биология, гентика, микробиол, 19в - формир. техн. наук - гидравлика, радиотехн., электротехн. 19в - лаборатории и НИЦ, НИИ. наука возникла в Евр в конце 19 в (США).
Наука, ее место в общественной и социальной истории. Сциентизм и антисциентизм.
Научные знания - воспроизводимы, нормативны, обязательны. Наука изучает реальные явления, факты и закономерности действительности, ее задача-объективно описывать реальные события, разобраться в причинах их возникновения. Наука - это исторически обусловленная форма проявления культуры, своеобразие которой заключено в системе знаний, способах их образования и верификации (шир. смысл - искусство открывать тайны мира). Наука подразд. на естеств., обществ., гум, технич. Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека. Характерно: преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, объявление ее вершиной развития культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры (О. Конт), т.к. наука более успешно выполняет все культурные функции многообразного духовного мира человечества. Сциентизм - направление, абсолютизирующее научную истину и роль научного познания. Наука помогла преодолеть кризис, кот. генерировали религия и ее производные. Соц. прогресс 18-19вв был следствием промышл. революции, кот. стала возможной благодаря науч. знаниям и инженер. творчеству. Современники: «все сделанное - результат только науч. познания. Потом появились дефекты подобной логики суждений: недооценка иных способов получения знаний и односторонность понимания самого науч. знания. Антисциент. старше науки (шел процесс становл.) - недооценивает роль науки в обществе. Отношение к миру предполагает особый вид знаний - ценности (смысл бытия человека, для науки - это запретная зона). Построить мировоззр. наука не может, только поучаств. в его создании. Наука не способна сделать жизнь человека осмысленной. Наука объясняет общий порядок вещей (единичн. подверж. случаю). Количество проблем растет - наука медленно находит их решения. Оба подхода- одностронние, недиалектичны.
Природа и основные особенности научных знаний. Критерии научности.
Цель науки - познание мира. Н. выражается в специфических знаниях. Н. знания имеют общую природу со всеми нашими знаниями - они идеальны, природа знаний неоднородная. В ней своя иерархия. Структура знаний - 1-фактическое, 2-теоретическое, 3-практические рекомендации и разработки. Особенности н. знаний: Материалисты - знания - субъективный образ объективного мира. З. формир. в чувственном опыте (отражают свойства предметов, их состояние) и опосредованно в рациональном мышлении. Идеалисты - существовать вне опыта - значит быть вне научного познания. Компромисс: знание - это субъект. форма существования и организации информации. Формы знания - эмпирич. и теоретич. Все знания обладают силой, доказывают силу сознания, творящего эти знания. Знания характериз. формой, содерж., способом производства. Критерии: объективность (наука стремится к объект. знаний), обоснованность (на основе доказательств и опыта), обобщенность, предметная определенность, систематичность, нормативность (правила, кот. необх. соблюдать), методологизм.
Возникновение науки: исторический и философский взгляды.
Сущ. 5 различных вариантов датировки возникновения науки. Вопросы о возникновении науки д. решаться с учетом критериев научности (объективность, обоснованность, обобщенность, предметная определенность, систематичность, нормативность, методологизм). В зависимость от того, какую часть критериев посчитать достаточным, по-разному датируется момент возникновения:
1) Ранний этап (господство мифологич. и практич. познания) - первый скачок в развитии знаний - век Бронзы. 2 тыч. до н.э. сформировалось несколько крупн. центров мировой культуры: Др. Индия, Китай, Китай, Шумерское гос-во, Вавилон, Сирия, Палестина и др.: земледелие, изгот. оружия, ткацкое и гончар. произв-во. Уровень знаний: письменность, измерения, геометр. системы расчета, летоисчисления со сквозной нумерацией лет, умение ориентир. по звездам, целительство. Мнения: «За»Бернал считал, что тогда пробились первые критерии науки (абстрактное мышление, объективность знаний (единицы измерения), целенаправленность исследований (календари). Протонаука:не было общих закономерностей, только приемы, не было новых знаний - все по аналогии.
2) Античный мир (в Др. Греции 6-5 в. до н.э. - развитие рац. знания, основанное на абстракн. мышлении и док-ве. Теоретич. исследов. отрыв. от практич. Создана геометрия (Евклида), медицина (Гиппократ), анатомия (Рим, Галлен), астрология (сферическое представление о Вселенной, Птолемей), физика (Аристотель - мир земной и небесный), биология (описание растений, животных, Аристотель), механика (Герон, Архимед, Витрувий). Сформир. базовые принципы научного мышления: -сущ-е общих объектив. законов, кот. подчиняется природа, -аналитический подход к изучению реальности, -атомизм, -различные видимости и сущности, -создание микроструктуры науки. Мнения: «За»Гайденко, Беннот: наука началась здесь, «Против» реальный объем знаний невелик, много ошибочных; не исп. спец. методы исследования (нет эксперимента).
3) Средневековье (3 основных культур пространства: 6в. Византия - грамматика, грамотность распространена, гумм. науки: философия, риторика, теология, астрономия, медицина, политология, юриспруденция. Переплетение античных традиций и христианства, канонизация византийской культуры - утверждение образцов. Выяснение и разработка деталей. Итог - достижения в области соц.-гуманит. наук. Создание славянской письменности! 9-11 в. Арабы -рац. и объектив. познания. Естествознание, философия, развита собст. лит-ра, светский характер учености, ученость энциклопедична, нет специализации - единство науки, творческая деятельность в математике, медицине. В астрономии основа - труд Птолемея, география - часть астрономии, развили ее (карты), математика (тригонометрия, алгебра, запись чисел), медицина (диагностика, влияние климата, питания, гигиены на здоровье, офтальмология),создание химии как предметной области исследования (описали хим реакции, изобрели оборудования, алхимия). В целом создание развивающейся системы знаний, ориентированную эмпирически и практически). 12-13 в. Европа(сакрализация культуры (подчинении религии), возникновение иерархии наук (1 - теология (философия), 2-грамматика, риторика, диалектика (логика) - основа подготовки проповедника, 3-арифметика, музыка, геометрия, 4-естествознание (чувственное знание единичных вещей). 4 направления исследования - физ-космол., астрол.-медиц., наука и живом, учение о свете. Допущение чудес. Схоластика - исследование на основе текста, культура текста и слова. Возникают университеты. Бэкон(алхимик, логик), Гроссетест (экспериментальные традиции) - истоки формир. эмпиризма
4) 15-16 в. - Возрождение - формир. эмпиризма (Бэкон - идеолог «знание-сила»), 16в - утилитаризм (практич. испытание, Галилей, идеолог). Рез-т соединения 2х познават стратегий - 1) появилась спец. методологии познания, потом разработки спец. методов. Методы в тот период разработаны и обоснованы - наблюдения, эксперимент, индуктивный, конструирование. Ученые организовываются! (науч. кружки в Италии, общества в Германии, Лондоне, Россия - академия наук Петр I. наука как соц-й институт, 18 в - всплеск открытий, заложены основы астрономии, механики, физики, оптики, математики, микробиологии. Практич. полезность, методол. оснащенность, чоц. организ-ть, - Блур.
18в - возникн-е нац. науч. школ, дифференц. науки:-формир. новых дисц., внутри наук шло разделение на области исслед.(матем-теор мех., физ-термодин. и т.д.) Выделилась химия, биология, гентика, микробиол, 19в - формир. техн. наук - гидравлика, радиотехн., электротехн. 19в - лаборатории и НИЦ, НИИ. наука возникла в Евр в конце 19 в (США).
Читайте также:
lektsia.com
Диссертация на тему «Формирование протонаучного комплекса знаний в Месопотамии и Древнем Египте: когнитивные и социальные основания» автореферат по специальности ВАК 09.00.08 - Философия науки и техники
1. Антонова Е. В. Месопотамия на пути к первым государствам. М.: Наука, 1998
2. Аристотель Сочинения в 4-х томах, Т. 3 М.: Мысль, 1981
3. Ассириология и египтология. Сб.ст. под ред. Л. А. Липина Л.: ЛГУ, 1964
4. Бадж Э.А. Мумия: материалы археологических исследований египетских гробниц. -М.: Алетейа, 2001 (1893)
5. Башляр Г. Философское отрицание // Новый рационализм. Биробиджан: Тривиум, 2000. - С. 180 - 283
6. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М.: Наука, 1971
7. Блок М. Антология истории или ремесло историка. М.: Наука. 1973
8. Брестед Д. Г. История Египта, в II томах.-М: Изд-во Сабашниковых,1915-1916
9. Брестед Д. Г., Тураев Б.А. История Древнего Египта. В 2-х т. Минск: Харвест, 2000
10. Бронштэн В. А. Клавдий Птолемей. М.: Наука. 1988
11. Большая Советская Энциклопедия 1970-1977 г.г. Электронная версия на трех дисках. -М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002
12. В преддверии философии: духовные искания древнего человека. Сборник статей под ред. Якобсона Т. - М.: Наука, 1984
13. ВайманА. А. Длина окружности и площадь круга в древнеегипетской математике // Древний Египет. М.: Изд-во вост. лит., 1960. - С. 97 -102
14. Вайнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука, 1986
15. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. Пер. Веселовского И.Н. -М.: Гос. изд-во физ. мат. литры, 1959
16. Ван-дер-Вар ден Б. Пробуждающаяся наука: рождение астрономии. М.: Наука, 1991
17. Вассоевич А. Л. Духовный мир народов классического Востока СПб.: Алетейя, 1998
18. Вассоевич A.JI. Источники по истории науки: Хирургический папирус Эдвина Смита// Архив истории науки и техники. Вып. I.-M.: Наука, 1995. -С. 86-144
19. ВейльГ. Пространство, время, материя. М.: Янус, 1996
20. Вейс Г. История цивилизаций. М.: Эксмо-пресс, 1997
21. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981
22. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988
24. Видеоматериалы национального географического общества США по археологии. 1998 - 2004
25. Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. М.: Просвещение, 1993
26. Всеобщая история химии: Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. М.: Наука, Институт Истории Естествознания и Техники, 1980
27. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. -М.: Наука, 1980
28. Геродот История. Перевод Г. А. Стратановского.-М.: Ладомир, 1999
29. Гиппократ Избранные книги. Перевод В.И. Руднева. М.: Сварог и К, 1994
30. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х т. - М.: Центрполиграф, 1998
31. Горан В. П. Что такое Философия? // Философия науки. 1996, №1(2)-С. 3 -14;№ 1(3)-С. 3-15
32. Декарт Р. Избранные произведения-М: Изд-во полит, лит., 1950
33. Джильберт Э., Бьювел Р. Секреты пирамид.-М: Вече, 1996
34. Дильс Г. Античная техника. М., Л.: ОНТИ-ГТТИ, 1934
35. Диоген Лаэртский О жизни, речениях и изречениях знаменитых философов-М.: Мысль, 1998
36. Древний Восток и античная цивилизация. Сб.ст. под ред. В. К. Афанасьева -Л.: Наука, 1988
37. Древний Египет. Сб. Ст. под ред. В. В. Струве М.: Изд-во вост. лит-ры, 1960
38. Древний Египет и древняя Африка. Сб. Ст. под ред. В. В. Струве М.: Наука, 1967
39. Древний и средневековый Восток. Сб. ст. под ред. Д. Д. Васильева М.: Наука, 1987
40. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990
41. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем Пифагореизме. СПб.: ВГК, Алетейя, 1994
42. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М.: Наука, 1997
43. Иллюстрированная история религий под ред. Проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей в двух томах М.: РФМ, СПВМ, Энико; 1899 г. (репринт 1992). Т.1
44. Информация. Сб. ст., пер. с англ. А. В. Шилейко, М., 1968
45. История Востока. В 6-ти т. Т. 1. Восток в древности. - М.: Институт востоковедения РАН - Изд-во вост. лит., 1999
46. История науки в контексте культуры. Сб. ст. под ред. Гайденко П.П. - М.: Наука, 1990
47. История становления науки: некоторые проблемы. Сб. ст. М.: Наука, Институт истории естествознания и техники, 1981
48. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М.: Изд-во вост. лит., 1959
49. Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы. М.: Наука, 1988
50. Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта.-М.: Фаир-пресс, 2002
51. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. М.: Наука, 1979
52. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.: Наука, 1983
53. Колмогоров А.Н. Математика в её историческом развитии. М.: Наука, 1991
54. Коростовцев М. А. Введение в египетскую филологию. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963
55. Коростовцев М. А. Египетский язык. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1961
56. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. СПб.: Летний Сад - Журнал «Нева», 2001
57. Коростовцев М. А. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. Т.1. -М.: Наука, Институт истории естествознания и техники, 1982. С. 120— 130
58. Котрелл Л. Во времена фараонов. М.: Наука, 1982
59. Кузнецова Н. И. Наука в её истории. М.: Наука, 1982
60. Курант Р. Роббинс Г. Что такое математика?-М.: Просвещение, 1967
61. Куртик Г.Е. Наблюдение и его интерпретация в астрологии и астрономии Древней Месопотамии. // Вопросы Истории Естествознания и Техники, 1989, № 1.-С. 36-47
62. Кьера Э. Они писали на глине: рассказывают вавилонские таблички. М.: Наука, 1984
63. Левин 3. И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. М.: Наука, 1972
64. Ледли Р. С. Программирование и использование цифровых вычислительных машин.-М., 1966
77. Масюгин В.М. Становление цивилизации: о вещах и представлениях. -СПб., 1998
78. Меркулов М. Медицина Древнего Египта.//Жур. "VITA: Традиции, Медицина, Здоровье", № 2, 1998
79. Мерц Б. Мир древних египтян. М.: Терра, 1996
80. Микулинский С. Р. Очерки развития историко-научной мысли. М.: Наука, 1988
81. МонтэП. Египет Рамсесов. Перевод с фр. Мендельсона Ф.Л.,-М., 1989
82. Море А. Цари и боги Египта. М.: Алетейа, 2001
83. Наука и техника: вопросы истории и теории. Сб. Науч. Трудов. Л., 1972
84. Нейгебауэр О. Лекции по истории античных математических наук. Т.1: Догреческая математика. Перевод Лурье С. Я. М.Л.: Объед. научно-тех. изд-во НКТП СССР, 1937
85. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.: Наука, 1968
86. Новейший философский словарь. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1999
87. Оппенхейм А. Лео Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации. -М.: Наука, 1990
88. Очерки истории Древнего Востока. Сб. ст. под ред. Струве В. В. (авторы: Воробьев-Десятовский В. С., Липин Л. А., Петровский Н. С., Итс Р.Ф) - М.: Наука, 1956
89. Памятники искусства Древнего Египта в Эрмитаже. Альбом Л., 1974
90. Перепелкин ЮЛ. История древнего Египта. СПб.: Летний сад, Журнал «Нева», 1998
91. Петровский Н. С. Звуковые знаки египетского языка как система. М.: Наука, 1978
92. Петровский Н. С. Сочетание слов в египетском языке. М.: Наука, 1970
93. Петровский Н.С. Египетский язык. Л.: ЛГУ, 1958
94. Поэзия и проза Древнего Востока. Сборник переводов. М.: ГИХЛ, 1973
95. Проблемы интерпретации в истории науки и философии. Сб. научных трактатов под ред. Горана В.П. - Новосибирск, 1985
96. Проблемы интерпретации памятников культуры востока. Сб.ст. под ред. Литвинского Б.А - М.: Наука, 1991
97. Прокл Комментарии к Первой книге «Начал» Евклида. М: Изд-во «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 1994
98. Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998
99. Родный Н. И. Очерки по истории и методологии естествознания. М.: Наука, 1975
100. Руссо Ж. Ж. Избранные сочинения, Т. 1 М.: ГИХЛ, 1961
101. Рыбников К.А. История математики. М.: МГУ, 1994
102. Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М.: Наука, 1979
103. Симанов А.Л. Методологическая функция философии и научная теория. -Н., 1986
104. Симанов А.Л., Потемкин В.К. Пространство в структуре мира. Н., 1990
105. Солкин В. В. Сакральный аспект феномена знания в древнеегипетской традиции. // Сборник статей: Проблемы знания в истории науки и культуры. -СПб., 2001
106. Спасский Б. И. История физики. -М.: МГУ, 1963
107. Спенсер Г. Происхождение науки. СПб., 1998
108. Старовавилонская культура. Сб. ст. Института востоковедения АН СССР. -М.: Наука, 1988
109. Старостин Б. А. Параметры развития науки.-М.: Наука, 1980
110. Страбон География. Пер. Г. А. Стратановского. -М.: Наука, 1964
111. Струве В. В. Очерки по истории техники древнего Востока. М.Л., 1940
112. Струве В. В. Значение некоторых из демотических папирусов ГМИИ им. A.C. Пушкина для истории и культуры Птолемеевского Египта. М.: Наука, 1955
113. Струве В.В. Подлинный манефоновский список царей Египта и хронология Нового Царства. // Вестник древней истории. 1946, № 4.
114. Струве В.В. Три демотических папируса ГМИИ. М., 1954
115. Стучевский И.А. Колониальная политика Египта в эпоху XVIII династии. -М.: Наука, 1964
116. Стучевский И.А. Научная мысль в Древнем Египте: Медицина // Культура Древнего Египта. М., 1976
117. Традиции и революции в истории науки. Сб. ст. под ред. П. П. Гайденко. М.: Наука, 1991
118. Тураев Б.А. Древний Египет. СПб.: Летний сад, Журнал «Нева», 2000
119. Тураев Б.А. История древнего Востока. Минск: Харвест, 2002
120. Тураев Б.А. Литература Древнего Египта. М., 1920
121. Физика космоса. Маленькая энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1986
122. Философско-религиозные истоки науки. Сб. ст. под ред. Гайденко П.П. - М.: Мартис, 1997
123. Фихман И Ф. Введение в документальную папирологию. М.: Наука, 1987
124. Холмянский Л.М. Материальная культура Древнего Египта. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1994
125. Хомелев Г. В. Культура как источник жизненного смысла: мировоззренческое содержание, знаки и символы религиозно-философской культуры Востока. -СПб., 1997
126. Хорев Н. В. Философия как фактор развития науки. М.: Наука, 1979
127. Христианство. Словарь под ред. д. ф. н. Л. Н. Митрохина. М.: Республика, 1994
128. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 2001
129. Шампольон Ж. Ф. и дешифровка египетских иероглифов. Сб.ст. -М.: Наука, 1979
130. Шампольон Ф.Ж. О египетском иероглифическом алфавите. Перевод Лившица И.Г.-М.Л.: Наука, 1950
131. Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965
132. Эмери У. Архаический Египет. СПб.: Летний Сад - Журнал «Нева», 2001
133. Юшкевич А.П. О достижениях китайских математиков//Историко-математические исследования. М., 1955, Вып.8. - С. 562 - 563
134. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М.: Наука, 1990
135. AaboeA., Hamilton N. Т A Babylonian Venus Text Computed According to System A: ACT No. 1050 // Archive for History of Exact Sciences. SpringerVerlag. 1998, Vol. 53, num. 2. - P. 215-221
136. Aaboe A., Hamilton N. T. Contributions to the Study of Babylonian Lunar Theory -Kgl. Dan. Vid. Selsk. Mat.-fys. Medd., 1979
137. Beller E. A Newly-Discovered Ancient Value for the Length of the Year // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 1998, Vol. 52, num. 1. - P. 91-98
138. Bemal J.D. Die Wissenschaft in der Geschichte. Berlin: Deutscher Verlag Wissenschaften, 1967.
139. Breasted J.H. The Edwin Smith Surgical Papyrus. I—II Volumes. V. 1 Chicago, 1930
140. Brentjes H., Brentjes B. Die Heerscharen des Orients. Brandenburg, 1991
141. Britton J. P., Jones A. A New Babylonian Planetary Model in a Greek Source // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 2000, Vol. 54, num. 4. -P. 349-373
142. Bunge M. Method, Model and Matter. Boston: Dordrecht, 1973
143. Bunge M. Scientific Research 1. The Search for System. Berlin, New-York, 1967
144. Dicks D.R. Early Greek Astronomy to Aristotle. Bristol: Thames and Hudson. 1970
145. Duke D. W. Associations Between the Ancient Star Catalogues // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 2002, Vol. 56, num. 5. - P. 435-450
146. Erman A. The Literature of the Ancient Egyptians; Poems, Narratives and Manuals of Instruction. Now York, 1927
147. Erman A., Grapow H. Wörterbuch der Äegyptischen Sprache. Leipzig, 1926
148. Erman A. Die Litteratur der Ägypter. -Leipzig, 1923
149. Frankfort H. The Cenotaph of Seti I in Abydos. V. 2, London: Memoir 36 of the Egyptian Exploration Society, 1933
150. Friedrich J. Entzifferung verschollener Schriften und Sprachen. Berlin: Springer, 1966
152. Gillings R. J. The recto of the Rhind Mathematical Papyrus: How did the ancient Egyptian scribe prepare it? // Archive for History of Exact Sciences. 1974, V.12
153. Grapow H. Anatomie und Physiologie. Grundriss der Medizin der alten Ägypter. -Berlin, 1954, Bd. 1
154. Grapow H. Die medizinischen Texte in hieroglyphischer Umschreibung autographiert. Grundriss der Medizin der alten Ägypter. Berlin, 1958, Bd.5
155. Gurzadyan V.G. Astronomy and the Fall of Babylon //(Yerevan Physics Institute, Armenia and ICRA, University of Rome "La Sapienza", Italy) Sky & Telescope. -2000, V.100, N.l July. P. 40-45
156. Gurzadyan V.G. On the Astronomical Records and Babylonian Chronology //(ICRA, University of Rome "La Sapienza", Italy and Yerevan Physics Institute, Armenia) Akkadica. 2000, V.l 19-120. - P. 175-184
157. Heimpel W. The Sun at the Night and Doors of Heaven in Babylonian Texts // Journal of Cuneiform Studies. 1986, Vol. 38, num. 2. - P. 127 - 151
158. Huber P. Early Cuneiform Evidence for the Existence of the Planet Venus. Scientists Confront Velicovsky. London: Corn. Univ. Press, 1977
159. Jones A. A Likely Source of an Observation Report in Ptolemy's Almagest // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 1999, Vol. 54, num. 3. -P. 255-258
160. Jones A. Astronomical Papyri from Oxyrhynchus. Memoirs of the American Philosophical Society 233. Philadelphia. 1999
161. Klima J. Gesellschaft und Kultur des alten Mesopotamien. Prag. Artia, 1964
162. Kugler F.K. Die babilonische Mondrechnung. Freiburg im Breisgau: Herder, 1900
163. Kugler F.K. Sternkunde und Sterndienst in Babel I. Münster in Westfalen: Aschendorff, 1907
164. Lambert W. G. Cosmology of Sumer and Babylon: Ancient Cosmologies London, 1975
165. Lucas A., Harris R. Y. Ancient Egyptian Materials and Industries. London, 1962
166. Meissner B. Babylonien und Assyrien. Band 2.- Heidelberg, 1925
167. Moesgaard K. P. Ancient Ephemeris Time in Babylonian Astronomy// Journal for the History of Astronomy. 1983, V. 14. - P. 47-60
168. MontetP. Le drame d'Avaris. Paris, 1941
169. Neugebauer O. A History of Ancient Mathematical Astronomy. Berlin; Heidelberg; New-York: Springer-Verlag, 1975
170. Neugebauer O. Astronomical Cuneiform Texts London: Lund Humphreys, 1955
171. Neugebauer O. Mathematische Keilschrifttexte. Berlin, 1935
172. Neugebauer O. "Saros" and lunar velocity in Babylonian astronomy. Kobenhawn,1957
173. Neugebauer O. Die Grundlagen der ägyptischen Bruchrechung. Berlin: Julius Springer, 1926
174. Neugebauer O. Egyptian astronomical texts: V. 2 Ramesside star clocks. London, 1964
175. Neugebauer O. Egyptian astronomical texts: V.l The early decans. London, 1960
176. Neugebauer O. Egyptian Planetary Texts. Trans. Amer. Philos. Soc.,1942, V. 32
177. Neugebauer O. Vistas in Astronomy. London, 1955, V.l
178. Neugebauer O. Vorlesungen über geschichte der Antiken mathematischen Wissenschaften. Bd. I Vorgriechischemathematic.-Berlin, 1934.
179. Neugebauer O. Die Geometrie der ägyptischen mathematischen Texte. QSB 1930 V. 1
180. Neugebauer O. Lange O. Papyrus Carlsberg № 1.- Kopenhagen, 1940
181. Neugebauer O. The exact sciences in antiquity. Providence, Brown univ. Press., 1957
182. Neugebauer O., Sacks A. Some Atypical Astronomical Cuneiform Texts: I // Journal of Cuneiform Studies. 1976, V. 20. - P. 205
183. Oppenheim L. A. Man and Nature in Mesopotamian Civilization // Dictionary of Scientific Biography, 1978, V. 15. P. 635-656
184. Oppenheim L. A. New-Prayer to the "Gods of the Night"// Analecta biblica. 1959, Vol. 12.-P. 282-301
185. Ostwald W. Die pyramide der Wissenschaften. Eine einfuhrung in wissenschaftliches denken und arbeiten. Stuttgart, Berlin, 1929
186. PapkeW. Keilschriftserie mul APIN. Tubingen, 1978
187. Parker R. A. Vienna Demotic Papyrus on Eclips- and Lunar-Omina. Providence: Crown Univ. Press, 1959
188. Parker R. A. Two demotic astronomical papyri. Acta Orientalia, 1960, V. 25
189. Parker R. A., Neugebauer O. Egyptian Astronomical Texts III. London: Lund Humphreys, 1969
190. Parker R.A. Calendars of Ancient Egypt. University of Chicago Press, 1950
191. Parpola S. Letters from Assyrian and Babylonian Scholars. Helsinki: Helsinki University Press, 1993
192. Parpola S. Letters from Assyrian Scholars to the Kings Esarhaddon and Assurbanipal: pt.l.Texts. Kevelaer, Butzon and Berker, 1970
193. Peet T. E. A problem in Egyptian geometry //The Journal of Egyptian Archaeology.-1931, v. 17.-P. 100-117
194. Peet T. E. Mathematics in Ancient Egypt. Manchester, 1931
195. Peet T. E. The Rhind mathematical papyrus. Liverpool, 1923
196. Pinches T. G., Sachs A. J., Strassmaier J. N. Late Babylonian Astronomical and Related Texts. Providence: Brown Univ. Press, 1955
197. Reeves N., Wilkinson H. R. The Complete Valley of the Kings. London: Themes and Hudson, 1996
198. Reiner E., Pingree D. A New Babylonian Reports of Seasonal Hours // Archiv fur Orientforschung. 1974, Bd. 25. - S. 50 - 55
199. Reiner E., Pingree D. Babylonian Planetary Omens. Part I. The Venus Tablet of Ammisaduqa. Malibu, Undena Publ., 1975
200. Reiner E., Pingree D. Enuma Anu Enlil. Tablet 63: The Venus Tablets of Ammisaduga. Malibu, Undena Publ., 1975
201. Sachs A., Hunger H. Fstronomical Diaries and Related Texts from Babylonia: Diaries from 652 B.C. to 262 B.C.: Vol.1 Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1988
202. Sackman H. Computers, system science and evolving society. New York, 1967
203. Sarton G. Introduction to the history of science. In two parts. Baltimore, 1927
204. Steele J. M. A 3405: An Unusual Astronomical Text from Uruk // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 2000, Vol. 55, num. 2. - P. 103-135
205. Steele J. M. Eclipse Prediction in Mesopotamia // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 2000, Vol. 54, num. 5. - P. 421-454
206. Struve W. W., Mathematischer Papyrus des Staatlichen Museums der Schönen Künste in Moscau. Berlin, 1930
207. Swerdlow, N.M. Acronychal Risings in Babylonian Planetary Theory // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 1999, Vol. 54, num. 1. - P. 49-65
208. Swerdlow, N.M. The Babylonian Theory of the Planets. Princeton, 1998
209. Thureau-Dangin F. Esquisse d'une histoire du système sexagésimal. Paris: Geuthner, 1932
210. Van der WaerdenB. L. Das Alter der babylonischen Mond // Archiv fur Orientforschung, bd. 20, 1963. S. 97
211. Van der Waerden B.L. Greek Astronomical Calendars. // Archive for History of Exact Sciences. 1984, num. 2. - P. 102
212. Van der Waerden B. L. Die Sichtbarkeit der sterne am Horizont. // Vierteljahrsschrift Naturforschende Gesellschaft. Zürich, 1954, V. 99
213. Van der Warden В. L. Babylonische Methoden in ägyptischen Planetentafeln. // Vierteljahrsschrift Naturforschende Gesellschaft Zürich. 1960, Bd. 105
214. Van der Warden B. L. The Motion of Venus in Greek, Egyptian and Indian Texts. // Centaurus. 1988, Vol. 31, num. 2. - P. 105 - 113
215. Vogel К. Kubische Gleichungen bei den Babyloniern? // Sitzungsberichte der mathematisch-naturwissenschaftlichen Abteilung der Bayerischen. Akademie der Wissenschaften zu München. - 1934, Num.1. - S. 87 - 94
216. Weir J. D. The Venus Tablets: A Fresh Aproach. // Journal for the History of Astronomy. 1982, Vol. 13, num. l.-P. 23-49
217. Medicine In Old Egypt. Transcribed from the History of Science by George Sarton Edited and prepared by Prof. Hamed A. at Heidelberg, Germany, September 1998. http://www.frcu.eun.eg/www/universities/html/hamed 2.htm. 28.03.2005
218. O'Connor J. J., Robertson E. F. History topic: Mathematics in Egyptian Papyri./ MacTutor History of Mathematics, December 2000 http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/HistTopics/Egyptianpapyri.html. 25.05.2005
219. Pahor A L. Ear, Nose and Throat in Ancient Egypt. // University of Birmingham Medical School: Journal of Laryngology and Otology, 1992 -http://medweb.bham.ac.uk/histmed/index.html. 15.02.2005
220. Robert A. Hatch Egyptian numerals for integer values. /University of Florida. Web Version February 1999. -http://www.clas.ufl.edu/users/rhatch. 28.03.2005
221. The Internet Encyclopedia of Philosophy. http://www.utm.edu/research/iep. 21.11.2003
222. Williams H. S. A History of Science. In five volumes. V. 1. http: www.Abika.com. 16. 04. 2003
223. Аносов Д.В. Популярные лекции по математике на малом мехмате МГУ. -http://www.nature.ru/db/msg.html. 20.01.02
224. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой. -http://www.philosophy.ru/library. 03.05.01
225. Древний Ближний Восток Истоки философского мышления. -http://www.ancient.holm.ru/topics htm. 11.05.02
226. Концепции современного естествознания. -http://www.vfenges.vbg.ru/econlek/101/Sl.htm. 11.05.02
227. Основные этапы развития естествознания. Институт Физики им. Л.В .Киренского, 1998-2001.http://www.kirensky.ru/master/pconcept/mepr.htm. 28.04.02
228. Панасюк В. Ю. Демаркация и природа знания. М., 2001 -http://www.volodik.boom.ru/epistemologia.htm. 28.04.02
229. Рациональность как предмет философского исследования. РАН. Институт философии - М., 1995 - http://www.philosophy.ru/library/rationalityhtml. 11.05.02
230. Самченко В.Н. Философия науки и техники. 1999-2001. -http://www.openweb.rU/philos./fntl.htm. 28.04.02
231. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 1999 -http://www.philosophy.ru/library/stepin/01.html. 31. 03. 03
232. Структура и динамика научного познания. -http://www.philosophy.rU/library/ftit./08.html. 11.05.02
233. Фейерабенд П. Против метода: Очерк анархистской теории познания. -http://www.philosophy.ru/library. 21.04.03
234. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. -http://www.philosophy.ru/edu/ref7Chanyshev.html. 28.04.02
www.dissercat.com
Проблема зарождения протонаучных знаний. Рудиментарная наука.
Проблема зарождения протонаучных знаний. Рудиментарная наука.
Протонаучное знание (преднаучное знание, предшествующее научному) – знание, представляющее собой первичные формы осмысления реальности, формирующиеся в процессе становления научного знания, когда еще отсутствует необходимый эмпирический материал, не разработаны методы исследования и нормы построения теории. Протонаука опирается как на существующие достоверные знания, так и на субъективные предположения исследователя, его творческое воображение. Протонаучное знание создает предпосылки для построения достоверных теоретических концепций, выступая в качестве определенных «строительных лесов» научных теорий, с возникновением которых протонаучное знание исчерпывает свои возможности.
Зарождение рудиментарной науки (по Шахнович М.И.): Одна из главных потребностей человека, отличавшая его от животных, — потребность познания. Начальной формой знания было производство орудий труда и умение пользоваться ими. В процессе труда человек изучал различные свойства предметов, их твердость, текучесть и т. д., познавал сущность поразительных явлений природы. Такие понятия, как пространство, длина, время, скорость, сила, перешли в физику из обыденной жизни первобытных и древних людей. Т.е. источником знаний первобытного человека была его трудовая деятельность, во время которой накапливался опыт, сопоставлялись причины и следствия явлений, обобщались наблюдения. Первые рационалистические взгляды на окружающий мир складывались под влиянием изобретений орудий труда, открытий различных средств, облегчающих борьбу за существование, лучших приемов охоты, изучения повадок животных, определения съедобности и лечебной силы злаков, трав и корней, появления скотоводства и земледелия. История первобытного общества – самый масштабный период развития общества. По данным современной археологии этот этап продолжался до 3 тысячелетия до н.э., когда появились первые государства, культура, цивилизации (Египет, Вавилон, несколько позже – Древняя Греция, Индия, Китай). Географические рамки определяются теми районами (очагами) древней культуры, которые обнаружены археологами и расположены на всех континентах мира. В археологии важнейшими признаками является стоянка в районе озера Чак, позже они появились в Испании, Франции, на юге Китая. Общеизвестно, что крупнейшим событием в этом длительном процессе стало физическое и умственное развитие человека. Этот период продолжался 3 тыс. лет. В конце этого периода – на рубеже палеолита и мезолита – произошла мыслительная революция. Этот этап называется революцией потому, что у человека в этот период сформировался определенный комплекс физических и психологических качеств, развитый мозг и способность к мышлению. Именно появление этих психофизиологических особенностей позволило сформироваться человеку разумному. В этом виде человек существует и в настоящее время, с тех пор никаких глубоких изменений в физиологии человека не произошло. Возникает вопрос: Как возникли эти психофизиологические качества человека? С точки зрения эволюционистов, создателем человека явился труд, а не Бог, как считают креационисты. Под трудом понимается целесообразная деятельность человека для удовлетворения своих потребностей по использованию окружающей природной и социальной среды. Преобразуя эту среду, человек преобразился и сам.
Можно выделить следующие важнейшие события в этом процессе:
1) Овладение человека огнем. Первые останки костров (кострища) археологи нашли на юге Франции и Венгрии, которые появились около 500 тыс. лет тому назад (огонь получали из сухого дерева, из удара камнем по кремнию; материалами служили камни, кости животных). 20 тыс. лет назад появились первые светильники. Благодаря использованию огня человек достиг существенных изменений в своей деятельности: продвинулся дальше на Север; улучшилось питание человека; возникла новая форма общения у людей в виде общения у костра, что стимулировало духовное развитие человека.
2) Создание новых орудий труда – тяжелых топоров, молотков; появились первые лодки.
3) Появление первых постоянных поселений.
В результате, человек стал более независим от природы. Это выразилось 10 тыс л.назад в так называемой Неолити́ческой револю́ции (понятие предложено Гордоном Чайлдом, равно как и понятие «рудиментарная наука») — переходе человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Установлено, что первыми районами земледелия стали: Малая Азия (Персия), Средняя Азия. Все это способствовало к переходу к производящей экономике.
Научные прозрения в цивилизациях Древнего Востока
С переходом к земледелию формируется все то, что связано с религией.
Месопотамия:
· Не сложилось абстрактного мышления
· Математика, астрономия, астрология. Таблички с описанием движения звезд. Середина II тыс. до н.э.
· Астрономия – вера в могущество небесных тел, представление о том, что небесные тела – божества.
· Вычисление времени посевов сбора урожая => появление календаря
· Бог может пребывать в нескольких местах одновременно (небо, храмы…)
· В III тыс. до н.э. – изучение созвездий (соединение звезд в специальный список).
· Зодиаки.
· Принцип порядка - (принцип упорядоченного становления и развития Бытия. вроде как)
· Деление суток на 12 часов, часа на 30 градусов времени, которые равнялись 4 мин.
· Лунный календарь
· Календарные ритуалы
· Функция религии – стабильность и порядок
· 60-ричная система счисления
· Медицина (траволечение)
· 1700-1688 гг. до н.э. – Правление царя Хаммурапи
· Унификация календаря. Объединение богов в единый пантеон: Мардук, Солнце, Луна, Венера (Иштар)
Ассирийский период
· «Химрахт» - применение математики к астрономии. Списки звезд, комментарии, значение для земледелия и мифология
· Грономические таблицы
· 4 астрономических сезона
Индия
· 3 тыс. лет до н.э. – судоходство
· Контакты с Египтом и Вавилоном. Заимствование астрономических знаний
· Ригведа
· Почитание Солнца и Луны
· Деление времени по Луне
· День делился на 5 частей, год – 360 дней. Время от времени появлялся 13 месяц.
Древний Китай
· Исчисление времени
· ван дер Варден. Пробуждающаяся наука:Математика древнего Египта, Вавилона и Греции.
· ван дер Варден. Пробуждающаяся наукаII: Рождение астрономии. М., 1991.
Трёхчастная мудрость
Одно из объяснений того, как Гермес получил своё имя «Трисмегист», то есть Трижды величайший, даётся в самой Изумрудной Скрижали, согласно которому это имя он получил за своё знание трёх частей вселенской философии.
Существуют различные уровни понимания того, что имеется в виду под этими «тремя частями». Применительно к оккультному знанию это выливается в представление о трёх основных дисциплинах герметизма: об астрологии, об алхимии и о теургии, которые соответствуют трём частям макрокосма: миру физическому, миру астральному и миру духовному, или трём частям микрокосма (человека): телу, душе и духу.
· Астрология или Операция Луны. Гермес заявлял, что эту часть науки о вселенной открыл Заратустра. Герметической мыслью принимается, что движение планет оказывает влияние на Землю посредством символических (архетипических) законов, лежащих по ту сторону физической реальности. Астрологическая мудрость состоит в том, чтобы знать о влияниях планет на Землю и человека, уметь распознавать неблагоприятные и благоприятные моменты времени и места, и посредством этого знания управлять судьбой, избегая опасных ситуаций или используя астрологические влияния во благо.
· Алхимия или Операция Солнца, посвящена тайне трансмутации «свинца» в «золото». Это исследование спиритуальной составляющей природы (натуры), жизни материи и её существования через призму мистерий рождения, смерти и воскресения. Различные стадии химического превращения, такие как дистилляция и брожение представляют в алхимии различные аспекты этих мистерий, и посредством которых возможно привести тело природы к совершенству. Достижение этого совершенства и есть Magnum Opus (лат.), то есть Большое Делание в алхимии.
· Теургия или Операция звёзд. Существуют два различных типа магии, противоположных друг другу: гоетия, чёрная магия, черпающая силу из союза со злыми демонами, и теургия, божественная магия, черпающая силу из союза с божественными существами (ангелы, архангелы, серафимы… и т. п.). Слово теургия переводится как «Наука или искусство Божественного Делания» и является практическим аспектом алхимического искусства. Кроме того, алхимия видится как ключ к теургии, ведущей к собеседованию с высшим началом человека (гением), именуемым так же ангелом хранителем, или иными словами, ведущей человека к достижению божественного (космического) сознания.
Естественная теология.
Естественная теология – это раздел теологии, включающий в себя те религиозные истины, которые могут быть логически установлены или подтверждены посредством познания видимого мира. Основой естественной теологии в христианстве служат слова из гл.8 Послания св. ап. Павла к Римлянам о Боге, что «невидимая Его через рассматривание творений видима суть». Многие отцы христианской Церкви отстаивали истины Христианства именно посредством естественной теологии, прежде всего св. Василий Великий (Послание против Евномия) и св. Августин Блаженный (Исповедь). Естественное богословие также служит основой труда св. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», в котором он доказывает истинность христианского учения о Боге.
К истинам естественной теологии принадлежат все главнейшие истины Христианства: догмат о бытии Божием и Его свойствах, догмат о Троице, догмат о Боговоплощении, догмат о Св.Писании.
Главнейшей составляющей естественной теологии являются доказательства бытия Божия. В сжатом виде их можно представить так:
Телеологическое доказательство: порядок и гармония в сотворённом мире свидетельствуют о его разумной причине – Боге, следовательно, Он существует.
Космологическое доказательство: всё имеет свою причину. Следовательно, если существует мир, то существует и Причина мира – Бог.
Онтологическое доказательство: Бог есть абсолютное Бытие. Бытие нельзя мыслить несуществующим. Следовательно, Бог существует.
Выдвигались и другие доказательства бытия Бога, но только эти три имеют абсолютную логическую достоверность.
Естественную теологию сближает с наукой её метод познания религиозных истин. Наука также опирается на опыт и законы формальной логики. Но её предметом является материя видимого мира, а теологии – предметы невидимого мира.
Сильная сторона естественной теологии – её основанность на законах логики, а значит, неотразимая убедительность. Поэтому приверженцы «научного» материализма, как правило, не учитывают её истин в своих рассуждениях.
Проблема зарождения протонаучных знаний. Рудиментарная наука.
Протонаучное знание (преднаучное знание, предшествующее научному) – знание, представляющее собой первичные формы осмысления реальности, формирующиеся в процессе становления научного знания, когда еще отсутствует необходимый эмпирический материал, не разработаны методы исследования и нормы построения теории. Протонаука опирается как на существующие достоверные знания, так и на субъективные предположения исследователя, его творческое воображение. Протонаучное знание создает предпосылки для построения достоверных теоретических концепций, выступая в качестве определенных «строительных лесов» научных теорий, с возникновением которых протонаучное знание исчерпывает свои возможности.
Зарождение рудиментарной науки (по Шахнович М.И.): Одна из главных потребностей человека, отличавшая его от животных, — потребность познания. Начальной формой знания было производство орудий труда и умение пользоваться ими. В процессе труда человек изучал различные свойства предметов, их твердость, текучесть и т. д., познавал сущность поразительных явлений природы. Такие понятия, как пространство, длина, время, скорость, сила, перешли в физику из обыденной жизни первобытных и древних людей. Т.е. источником знаний первобытного человека была его трудовая деятельность, во время которой накапливался опыт, сопоставлялись причины и следствия явлений, обобщались наблюдения. Первые рационалистические взгляды на окружающий мир складывались под влиянием изобретений орудий труда, открытий различных средств, облегчающих борьбу за существование, лучших приемов охоты, изучения повадок животных, определения съедобности и лечебной силы злаков, трав и корней, появления скотоводства и земледелия. История первобытного общества – самый масштабный период развития общества. По данным современной археологии этот этап продолжался до 3 тысячелетия до н.э., когда появились первые государства, культура, цивилизации (Египет, Вавилон, несколько позже – Древняя Греция, Индия, Китай). Географические рамки определяются теми районами (очагами) древней культуры, которые обнаружены археологами и расположены на всех континентах мира. В археологии важнейшими признаками является стоянка в районе озера Чак, позже они появились в Испании, Франции, на юге Китая. Общеизвестно, что крупнейшим событием в этом длительном процессе стало физическое и умственное развитие человека. Этот период продолжался 3 тыс. лет. В конце этого периода – на рубеже палеолита и мезолита – произошла мыслительная революция. Этот этап называется революцией потому, что у человека в этот период сформировался определенный комплекс физических и психологических качеств, развитый мозг и способность к мышлению. Именно появление этих психофизиологических особенностей позволило сформироваться человеку разумному. В этом виде человек существует и в настоящее время, с тех пор никаких глубоких изменений в физиологии человека не произошло. Возникает вопрос: Как возникли эти психофизиологические качества человека? С точки зрения эволюционистов, создателем человека явился труд, а не Бог, как считают креационисты. Под трудом понимается целесообразная деятельность человека для удовлетворения своих потребностей по использованию окружающей природной и социальной среды. Преобразуя эту среду, человек преобразился и сам.
Можно выделить следующие важнейшие события в этом процессе:
1) Овладение человека огнем. Первые останки костров (кострища) археологи нашли на юге Франции и Венгрии, которые появились около 500 тыс. лет тому назад (огонь получали из сухого дерева, из удара камнем по кремнию; материалами служили камни, кости животных). 20 тыс. лет назад появились первые светильники. Благодаря использованию огня человек достиг существенных изменений в своей деятельности: продвинулся дальше на Север; улучшилось питание человека; возникла новая форма общения у людей в виде общения у костра, что стимулировало духовное развитие человека.
2) Создание новых орудий труда – тяжелых топоров, молотков; появились первые лодки.
3) Появление первых постоянных поселений.
В результате, человек стал более независим от природы. Это выразилось 10 тыс л.назад в так называемой Неолити́ческой револю́ции (понятие предложено Гордоном Чайлдом, равно как и понятие «рудиментарная наука») — переходе человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Установлено, что первыми районами земледелия стали: Малая Азия (Персия), Средняя Азия. Все это способствовало к переходу к производящей экономике.
infopedia.su
§ 7. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки
^ § 7. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки Выражением «протонаука» обозначаются явления в древних культурах, родственные науке в ее нынешнем понимании, но не отвечающие тем или иным критериям, которые в совокупности характеризуют современную нам науку. Такие явления известны в истории Шумера, Вавилона, Древнего Египта, Индии, Китая, Греции.
13
О древнейших истоках современной науки автор книги «Наука в истории общества» Дж. Бернал писал: «…Главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека... Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами — из ремесел и обычаев наших предков» 2.
Знания, относящиеся к области математики, астрономии, механики, медицины имели в древневосточных цивилизациях прикладной характер. Эти знания позволяли строить колоссальные гидротехнические и культовые сооружения, дворцы, создавать технику для строительства и боевых действий, производить землемерные работы, вести контроль, учет и расчеты хозяйственной деятельности, создавать календари, предсказывать соотношение светил, которое имело магическое и религиозное значение, исцелять некоторые недуги.
Уже древние ученые осознавали, что возникновение знаний обусловлено потребностями практики. Так, Евдем (2-я пол. IV в. до н. э.) отмечал: «Как у финикийцев начало точному знанию чисел было положено благодаря торговле и сделкам, так и у египтян геометрия была изобретена по указанной причине» 1.
Зачастую эти знания имели сакральный и тайный характер. Они предназначались для определенного клана, касты, передавались посвященным или же доставались от родителей детям.
В философско-религиозной мысли Древней Индии внешний мир нередко представлялся иллюзией (майя), а целью считалось освобождение от мира (мокша), и с этой точки зрения познание внешнего мира не представлялось чем-то важным.
Древние греки заимствовали некоторые математические и астрономические знания в странах Востока. Например, знание о соотношении сторон прямоугольного треугольника, сформулированное в теореме Пифагора, появилось в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Индии раньше, чем у греков 2. Иосиф Флавий засвидетельствовал: «Все единогласно признают, что первые эллинские философы, размышлявшие о вещах небесных и божественных, как, например, Ферекид Сиросский, Пифагор и Фалес, были учениками египтян и халдеев…» 3
Вместе с тем греки привнесли в науку нечто принципиально новое: теоретическое рассмотрение и доказательство. Теория — особый вид знания, отличающийся от интуитивных догадок и обобщений опыта, каковыми и были по сути знания восточных ученых. Теория — это не совокупность отдельных утверждений, а система логически связанных друг с
14
другом положений. Эта система выстраивается дедуктивным методом, «сверху вниз» — от общих понятий, принципов к выводам, которые с необходимостью логически следуют из принципов. Таким образом, знания (суждения), входящие в состав теории, оказываются не случайными, непонятно откуда взявшимися, а основанными на принципах, внушающих доверие. На основе принципов знания получают объяснение и доказательство, поскольку они с логической необходимостью выводятся из принципов.