Произведения древнего искусства таблица. Таблица - Исторические этапы развития искусства - файл 1.doc
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Список литературы по истории искусства. Произведения древнего искусства таблица


Схемы, таблицы по искусству, МХК

Изобразительное искусство.

Иhello_html_17d8b56e.gifhello_html_m57d33a0b.gifЗО

живопись графика

сhello_html_1da9550.gifкульптура

Жанры:

1.Анималистический – животный образ.

2.Портрет – изображения человека.

3.Пейзаж – изображение природы.

4.Натюрморт – изображение неживой природы, предметов, фруктов, цветов.

5.Исторический жанр – изображение исторических событий.

6.Бытовой жанр – изображение картин простой повседневной жизни.

7.Ботальный жанр – битв.

Музыкальное

Музыка – один из самых возвышенных видов искусств.

Средства выразительности музыки – мелодия, ритм, лад (мажорный, весёлый, минорный, грустный).

Сферы развития музыки

народное популярная Академическая

творчество музыка

(песни, частушки (реп, рок-н-ролл, (сонаты, симфония

потешки) РНБ, поп-музыка) фуги)

hello_html_m63132c7f.gifhello_html_m2fd3af.gifhello_html_m7823abc6.gifhello_html_17a6ee69.gifhello_html_4641c3ba.gif

hello_html_3e4ee03.gif

Виды музыки

Под исполнителем средств.

1.вокальная

2.инструментальная

3.вокально-инструментальное

      1. Театр. Опера и Балет.

Особым средством выразительности театра является сценическое действие, совершаемое актёрами на сцене. Историки предполагают, что театр зародился из древних религиозных действий. Прообразом современного театрального искусства являются комедии и трагедии древней Греции.

С эпохи возрождения театр тесно связан с литературой и музыкой. С течением времени в театральном искусстве усилилась роль режиссера, художника – оформителя и композитора

Опера и балет – один из жанров музыкального театра.

Опера – музыкальный жанр, в котором драма соединяется с музыкой. Все оперы пропеваются певцами.

Основа оперы музыка и пение в опере могут быть и танцевальные номера.

Балет – в нём художественные образы создаются при помощи музыки и хореографии.

Искусство.

Искусство кинематографии – вид художественного творчества, рождённый в эпоху научного – технической революции на рубежах 19-го века.

На рубеже создаются образы с помощью киносъёмки:

Инсценированных (кино играх), (нарисованных) мультипликационных, реальных.

В кино объединены разные виды искусства: литература, театр, живопись, музыка и др. В котором сочетания создают неповторимый язык кинематографа. Главными изобразительными средствами кино являются фотографическая природа, изображение и монтаж.

Мультипликационное кино (анимация) – вид искусства, произведения которого создаются путём последовательного сочетания фас-движения рисунка графического мульт. или объектом, например куклами.

В России – 1911

Во Франции 1908

Документальное кино может быть посвящено самой разнообразной тематике: политика, экономика, экология.

Вечная тема мирового искусства.

МХК – это огромное количество образов, тем сюжетов, связаны разными народами, вечными темами искусства стали рассуждения, а цели и смысл жизни, а человек взаимоотношениях, о добре и зле.

Духовное искание человечества отражено в священных …….

Крестьяне – Библия

Мусульмане – Коран

Русская и европейская культура сложилась под влиянием христианства, поэтому библейские сюжеты всегда используются художниками для отображения своих мыслей и чувств.

Древний Египет. Тайны жизни и смерти.

Египетский народ. Культ мёртвых, Исторический период древнего Египта захватывает эпоху с 30 в. до н.э. до 10 в. до н.э.

В основе художественной культуры др. э. лежат религиозные представления о бессмертии человека. Все свои силы древние Египтяне сосредотачивали на подготовки к жизни после смерти. Поэтому египетское искусство населяют образы загробного мира.

Египтяне поклонялись священным животным: жук скарабей, кошкам, шакалам, крокодилам, соколом, ибисам, грифам.

Культ мёртвых – основной смысл религии др.Египтян.

После смерти по представлению Египтян умершие попадут на суд бога Осириса. Умерший должен сохранить своё тело. Поэтому возник обряд Мумификации.

Египетские боги:

Ра – бог солнца, с головой сокола

Гор – покровитель власти фараона, голова сокола с короной

Хефри – бог восходящего солнца, жук скарабей

Анубис – бог царства мёртвых, изображён в виде шакала

Геб – бог земли

Осирис – верховный бог в загробном культе, изображён с цепью и крюком , символ высшей власти

Хатон – богиня любви и благородия.

Нут – богиня неба, простилающаяся по всему горизонту

Амон – бог покровителя фида

Атон – бог солнца

Сехмет – богиня войны , богиня с головой львицы

Себес – бог воды, вид крокодила

Сет – бог зла, с красными глазами

Исида – богиня плодородия, воды и ветра, изображена в виде соколицы, крылатой женщины с троном на голове

Пирамиды.

Символом египетской архитектуры стала пирамида - огромная гробница фараонов. Их начали строить ещё при жизни в нутрии пирамиды находятся гробницы фараонов. Одна из самых древних пирамид – пирамида Хеопса.

В мощном облике пирамид воплотилась идея о восхождении фараона, после смерти попадает к богу солнца и вечная власть фараона и жарибцов.

До сегодняшних дней самыми известными являются пирамиды:

1.Хеопса – 137 м. высота, вес блоков – до 30 тон

2.Хефрена:

3.Микерина – рядом с ней располагаются ещё 3 маленьких пирамиды.

Перед пирамидой Хеопса расположен большой Сфинкс – существо с телом льва и головой человека или животного

Храмы Египта.

Развалины других храмов кроме Луксора, Корнака меньших размеров, но тоже производят сильное впечатление, в городе Абусимбель сохранился храм Рамсеса – а.

Также в городе Этору сохранились элементы храма, посвящённые богу Гору.

Искусство ваяния.

Скульптура.

Наивысшего рассвета в др.Египте достигло искусство скульптуры.

В древнем Египте широко было развита архитектура, скульптура и изобразительное искусство.

ИЗО Древнего Египта.

Художники древнего Египта изображали людей, следовали строгим законам (канонам):

1.Изображение человека могли повернуть и в профиль и анфас.

2.У стоящих людей левая нога часта выведена вперёд – первый шаг мёртвого на пути в вечность.

3.Египтяне изображали все части тела, потому - что верили, что душа может вернуться в тело в любой момент.

4.Изображение мужчин – коричневого цвета, а женщины белого

5.Изображение глаз у древних египтян миндалевидное.

Самым древним из сохранившихся изображений считаются росписи, стены, фараона нармера. (4 000 до н.э.)

Художники изображали богов, фараонов, их военные победы, жрецов, ритуальные обозначения, обряды.

Театральное искусство Египта.

В Египте было высоко развито театральное искусство. Это были представления на религиозные темы, рассказывающие о жизни богов. В спектаклях часто выступали жеребцы, а иногда и сам Фараон, представление сопровождалось музыкой и танцами. Произошли следующие музыкальные инструменты: Кларнет, Тарелки, Арфа, Людна, Джузепп Верди «Аида» Опера.

Гомер.

Период гомеровской Греции приходится на 11 – 8 век до н.э.

Гомер – легендарный греческий поэт. Он создал 2 великие поэмы:

  1. «Илиада» - рассказ о событиях троянской войны.

  2. «Одиссея» - рассказ о путешествии Одиссея

Театр Древней Греции.

Одним из главных источников театрального искусства считается праздник Диониса, который сопровождается играми танцами, пением, торжественным гимном дифирамбы.

Виды театральных представлений.

трагедия комедия

hello_html_30ced939.gif

hello_html_4dafb28f.gif

Великие др.Греческие поэты:

Тhello_html_4c591068.gifрагедии

1.Эсхил – отец трагедии.

90 драм: «Персы; Прометей прикованный»

2.Софокл – 100 трагедий. Самый известный царь Эдип

3.Еврипид – 92 пьесы (самая известная пьеса Медея).

4.Эзоп – басня

5.Аристофан – Он писал комедии. (комедия птицы). Он высмеивал в своих пьесах жадность и глупость, зависть и лень, качество, присущая человека.

Основная проблема др.Греческой трагедии – противоречие судьбы и воли, божьего промысла и нравственного выбора.

Римская культура.

Римская империя была самой домой цивилизацией за всю историю человечества. Она просуществовала более 1000 лет.

Римляне были великими войнами, завоевавшими огромные территории:

Греция

Египет

Израиль

Испания

Индия

Англия (Британия)

Римляне Освоили культуру, искусство и религию др.Греков однако если у Грека в центре искусства находился человек – мера всех вещей, то у др.Римлян главным стала власть, военные победы, возвеличивание империи.

Боги:

Греки: Римляне:

Зевс Юпитер

Посейдон Нептун

Афродита Венера

Колизей – Самый знаменитый памятник.

Пантеон – главный храм Рима.

Памятники архитектуры Рима:

1.Колизей.

2.Форум – площадь для событий

3.Триумфальная арка

4.Колонии императора

5.Копителий

6.Пантелон

Средневековье Возрождения:

Познание Бога и человека.

Средними веками принято называть эпоху с 5-го по 16 века н.э.

Основное влияние в искусстве средневековья оказало христианство.

Развитие средневековой культуры.

Основы христианства зародились на древней иудийской земле (Израиль).

Христианство как и римляне появились в др.Риме.

Библия

Ветхий Завет: Новый Завет:

Мифы о сотворении Рассказ о явлении жизни, смерти

мира пророков и о воскрешении Иисуса Христа.

Рассказ идёт от имени учеников – Апостолов.

Этапы развития средневековой культуры.

1.Форманский. (v –x в.)

Особенности стиля: Соединение примитивной, «варварской культуры» с античными традициями. После падения римской империи появляются мелкие феодальных сообществ.

2.Романский стиль (X – XII в.)

3.Готический стиль.

2) Романский период 11-12 век: Особенности – тяжёлая культура, мощные стены, крепость с маленькими окнами, сдержанный декор (украшение в здании)

3)Готические особенности (середина XII – XVI в.): лёгкость, ажурность, «застывшая музыка», богатый декор. В помещении: картины, скульптуры, витраж. Готический собор – центр искусства, дом бога.

Храмы.

Храм – символ Европейской художественной культуры.

Предназначение храма:

1.Дом Бога – творца

2.Место для проведения религиозных, ритуальных действий. (венчание, крестины, службы и т.д.)

3.Храм – центр культуры средневекового города (иконы, статуи, картины, витраж, духовная музыка).

Особенности романовских храмов:

1.Мощные опоры

2.Массивные стены и башни

Особенности готического храма:

1.Устремлённость ввысь

2.Каркасная система

3.Высокие окна и витражи

4.Стрельчитые окна и арки, башни.

Собор Парижской богоматери.

1.Храмы были украшены скульптурами и барельефами.

Барельеф – полувыпуклое изображение

2.В крупных католических храмах устанавливали Орган – самый большой в мире духовой музыкальный инструмент.

Звучал Орган и песни

Пение звучало на латинском языке, звучали тексты из библии

Эпоха возрождения (с 13 по 16 век).

Особенности эпохи:

1.Обращение к античному искусству

2.идея гуманизма, любви к людям

3.рост свежего искусства (не связано с церковью)

Характерные особенности Архитектуры и ИЗО эпохи Возрождения:

1.Утверждение красоты и гармонии мира

2.Вера в творческие способности человека

3.Открытие многообразия мира

4.Изучение законов перспективы, объёма, пропорции, анатомии человека.

Периоды эпохи возрождения:

1.Период возрождения (13 – 14 в.)

2.Раннее возрождение (15 в.)

3.Высокое возрождение (15 – 16 в.)

4.Позднее возрождение (16 в.)

Авторы пред Возрождения: Микелино, Ржотто, (Ранте – поэт).

Возрождение

Южное: Северное:

hello_html_4d21e6f2.gifhello_html_69d9ef32.gif Италия, Испания Германия, Нидерланды,

Франция.

Раннее Возрождение.

В раннем возрождении не отвергали бога, но возвышали человека, его внешнюю красоту, разум, способность жить в гармонии с окружающими.

Архитектура.

Авторы: Брунеллески, Альберти, Ржотто, Гиберти

Шедевры: Санта Мария дель Фьёре, Санта Мария Навела, Крещение Сан Ржовани.

ИЗО раннего возрождения

Автор

Шедевр

1

Гиберти – живописец, скульптор

Статуи Ивана крестителя, Барельефы

2

Мазаччо – фрески

Фрески, Капеллы, Бранкаччи

3

Сандро Ботичели

Мадонна, Весна, Рождение Венеры

Ранние полотна художника отличаются безмятежным лиризмом.

Они посвящены любви, красоте, гармонии, природе. В своих картинах автор изображает Деву Марию, ангела. Но вместе с ней, он изображает Венеру – Римскую богиню любви и красоты. Это было символом возрождения.

Высокое возрождение.

Особенности:

1.В центре внимания мастеров высокого возрождения образ идеального человека, полного жизненной силы, прекрасный душой и телом.

2.В творчестве художников высокого возрождения объединяются христианские и античные образы, это отражало новые взгляды на цельность мировоззрения и упорядочность человеческой истории.

Вид искусства

Автор

Шедевры

Архитектура

1) Донадо Браманте – великий итальянский архитектор изменивший облик Рима. Он стал первым создателем собора Святого Петра в Риме

1)Церковь –Санта Мария

Фелла Грация (Милан)

2)монастырь – Сан – Пьеро (Рим)

ИЗО

Леонардо Давинче – великий живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер.

Мадонна Бенуа

Тайная Вечерия

Джоконда

Мадонна Лита~?

Рафаэль Санти – великий Итальянский живописец и архитектор. Мастер мадонн, он расписал залы Ватикана. Главный архитектор собора Святого Петра в Риме.

Тайны Возрождения.

Микеланджело Вуднарроти.

Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт.

Главные черты творчества скульптора – мануменальность и пластическая мощь, внутренняя напряжённость и драматургизм образа, восхищение человеческой красотой.

Шедевры мастера:

Скульптуры

Мансей

Давид статуи

Христос, несущий крест

Гhello_html_m7b6a1bad.gifробница Джулиана Лидни

ИЗО:

Роспись Сикстинской Капеллы в Ватикане

Микиланжело

Сотворение Адама

Святое семейство

Живописный цикл, Сикстинской Капеллы – или физической и душевной красоте человека.

Утверждение без граничных творческих возможностей бога, и созданного своего подобия человека.

Микиланжело руководил в мире возведением собора святого Петра.

infourok.ru

История искусства — Artrue

1870–1960 годы Менее известные направления середины и конца 19 века включали в себя флорентийский стиль, Японизм, популярный в Великобритании и Франции, французский натурализм, символизм, мистическую религиозную школу декоративно-прикладного искусства «Наби» и другие.

Импрессионизм

Эпоха импрессионизма, зародившегося во Франции, началась с работ Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Писсарро и многих других. Импрессионисты сосредотачивались на написании естественных пейзажей, однако, спустя некоторое время большинство из них начали писать в помещениях и студиях.

В 1880-е годы можно видеть проявление американского импрессионизма (Чейс, Робинсон, Кассатт).

Синопсис:

  • Кульминация французской живописи;
  • «Впечатление. Восходящее солнце», Моне;
  • Рассвет австралийского импрессионизма;
  • «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Жорж Сёра.

Экспрессионизм и постимпрессионизм

Плодотворный период голландца Винсента Ван Гога в значительной степени повлиял на экспрессионизм. На его счету такие шедевры как «Пшеничное поле«, «Ваза с подсолнухами», «Ночная терраса кофе» и многие другие.

Стиль постимпрессионизма по праву ассоциируют с Гогеном и Эмилем Бернардом.

Модерн

Сецессия и модерн стремятся оторваться от официальных правил и рамок в искусстве. Модерну характерны идеи объединения изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры. Зачастую, эта идеология скептично воспринималась критиками, а выставки модернистов вызывали споры.

Сюрреализм (1920-е)

В Европе, под влиянием дадаизма, кубизма и коммунистической философии возникает сюрреализм. Движение характеризуется в первую очередь работами Сальвадора Дали, Хуана Миро, Рене Магритта и Марселя Дюшана.

  • В это время Пабло Пикассо рисует знаменитую «Гернику»;
  • Развитие абстрактного экспрессионизма (1940–1950) и неоэкспрессионизма.

Поп-арт (1960-е)

Идеи поп-арта отстаивали Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг. Поп-художники пытались придать банальным предметам и образам статус произведения искусства.

Шестидесятым также характерно нарастание популярности фотореализма (он же суперреализм) и минимализма.

artrue.ru

1 Искусство Древнего мира до н.э - Таблица - Исторические этапы развития искусства

Таблица - Исторические этапы развития искусстваскачать (77 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

1.doc

Реклама MarketGid: Искусство. Виды и жанры.

№1 Искусство Древнего мира до н.э.

Местонахождение

Ключевые характеристики данного периода. Виды и жанры искусств.

Древний Египет

Изображение богов в мифах. Заупокойный культ и его связь с искусством.  Выражение в грандиозных масштабах идеи величия фараонов, идеи вечного существования. Возникновение и развитие монументального строительства. Архитектура. Рельеф. Скульптура Др. Царства и её связь с заупокойным культом. Живопись. Фаюмские портреты. Каноны изображения. Жанры искусства: бытовой, исторический. Древнеперсидская архитектура. Храмовые библиотеки. Строительство и значение города-крепости.

Древняя Индия.

Культура Древней Индии. Связь с искусством Ближнего и Среднего Востока. Общественная жизнь, религия, наука, литература. Индийские боги. Поэзия, ее связь с музыкой и танцами. Своеобразие и ценность древнеиндийского искусства. Сложение индийской мифологии и связь её с архитектурным и изобразительным искусством. Скульптура. Декоративное искусство (ткачество, ювелирное дело).

Древняя Греция.

Древнегреческая мифология, сюжеты в художественных произведениях. Боги Олимпа. Музы. Олимпийские игры. Обычаи древних греков. Взглыды древних греков на искусство ("человек как мера всех вещей", искусство как производственно-техническая деятельность (техника). Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика - виды искусства и деятельности, выражающие жизненно важное для человека отношение к окружающему миру. Греческий театр, слияние искусств. Монументальная живопись и вазопись. Архитектура и скульптура. Дорический, ионический, коринфский ордера.  Декоративно-прикладное искусство и одежда.

Древний Рим.

Искусство как ремесло. Красота на службе государства. Особенность пантеона богов. Грандиозные масштабы и триумфальный характер архитектуры эпохи империи. Создание нового типа храма. Скульптура. Расцвет реалистического портрета.

Античная эстетика и современность. Космос - воплощение наивысшей красоты. Мироощущения в соразмерности, гармоничности, ритмичности. Эстетические понятия - прекрасное, мера, гармония.

Искусство Китая и Японии

Народные праздники. Быт и обычаи. Архитектура и парки. Живопись. Перспектива. Театр. Декоративное искусство и костюмы. Расписная керамика. Геометрические узоры на гончарных изделиях.

№^

Романский стиль.10-12 (13) вв

Архитектура (замки и соборы). Обороноспособность. Тяжелые массивные формы. Скульптурные композиции на библейские темы. Стремление изобразить могущество божества. Неприятие мирского мироощущения.

Мавританский стиль (условный термин).

Искусство арабов-завоевателей в Испании, Африки, Сицилии в 12-15 вв. Архитектура: культовая (медресе, мечети, минареты) и светская (замки, дворцы, крепости, жилые дома). В зодчестве преобладание разнообразия арок, сдвоенных окон, куполов. Пестрая отделка зданий. Декор из растительных и геометрических узоров (арабески) и надписей. Арабская сказка

Готический стиль в 12 - 15 (14) вв.

Художественно-стилевое единство: господство линий, вертикализм композиций, виртуозная деталировка в логике целого, связь архитектуры и скульптуры. Городской собор. Сложные каркасные конструкции. Устремленные ввысь соборы, обширные интерьеры, прорезные окна, обилие каменной резьбы. Витражи. Гобелены. Миниатюра (иллюстрация манускриптов). Культ девы Марии.

Характерные черты эпохи Средневековья и Возрождения.

Религиозное содержание изобразительных искусств: "книга для неграмотных", увековечение исторических событий, украшение интерьеров храмов.

Представление о красоте, прекрасном, безобразном.

Перспектива - теория зрительного восприятия.

Поэтика. Главное в поэзии - содержание. Отличие формы внешней от внутренней. Цели поэзии: учить нравственности и доставлять наслаждение слуху и уму.

Музыка. Зарождение нотной грамоты. Различия между церковной (например, Григорианский хорал) и светской (песни, танцы) музыкой.

Живопись. Ценность красоты, содержательности, аллегоризма.

Архитектура. Величина и соразмерность. Светоносность, богатое украшение. Геометрические расчеты. Скульптура. Жизнеподобие.

Переходный характер эпохи Возрождения между средневековьем и новым временем стран Запада (14 - 16 вв.). Влияние античного наследия. Абсолютизация человеческой личности. Представление о человеке как о единстве разумного и чувственного. Основные эстетические черты: прекрасное, возвышенное, героическое. Математические исчисления пропорций, симметрии, перспективы и пр. Теория подражания и художник. Важнейший принцип восприятия художественных произведений - наслаждение.

№^

Академизм. Направление в пластических искусствах, оформившееся в европейской культуре 16 в. (Болонская школа). Статус профессионального и свободного художника. Начало формирования систематического обучения искусству через овладение классическим наследием, национальные традиции. Академии "изящных искусств". Преобразование академий в театры, консерватории и пр. учебные заведения.
Барокко. Стиль в западноевропейском искусстве 17-18 вв. Связь барокко с централизованной монархией. Происхождение термина. Отличительные черты барокко в пышности, патетической приподнятости, в стремлении объединить реальность с фантазиями.

Архитектура. Появление больших куполов. Дворцово-парковое искусство.

Жанровая живопись. Фламандский натюрморт. Фламандский колорит, выразительность света, эмоциональность произведений. Карандашный портрет во Франции.

Полифоническая музыка. Немецкие композиторы. Органная музыка (Бах, Гендель). Кантаты. Оратории. Главные инструменты: клавесин, скрипка, орган. Жанры и формы инструментальной музыки: сюита, концерт, фуга.

Эстетические принципы:

Динамичные композиции, повышенная экспрессивность, совмещение реальности и иллюзий. Декоративная избыточность выразительных средств барокко. Образный строй музыки: патетика, динамика, ритмический пафос, преувеличенность эмоций.

^ В литературе и изобразительном искусстве. Обращение к античному наследию. Наивысшее развитие в Европе 17 в. Архитектура, ордера и их различие.

Натюрморты Ж. Шардена. Исторический жанр. Полотна Ж. Давида.

Симфонический оркестр и формирование его состава. Распространение фортепьянной музыки (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Венская классическая школа.

Эстетические принципы:

Обращение к разуму как дисциплинирующему началу. Забота об общей гармонии и равновесии целого. Канонизирующие принципы художественных произведений - симметрия, гармония, единство времени и места действия, приподнятость художественного языка. Рассматривается проблема соотношения частного и общего. Красота по античным образцам.

Ампир

Вариация позднего классицизма. Ампир в России Х1Х в. Отличие ампира в России от европейского. Архитектура. Интерьеры дворцов. Мебель из красного дерева с рельефным орнаментом из золоченой бронзы. Скульптура как конструктивная деталь. Изделия декоративно-прикладного искусства. Крупносерийное производство фарфора, тканей, скульптурных украшений и пр.

Эстетические принципы:

торжественность, монументальность, парадное великолепие, помпезность.

Рококо

Искусство Западной Европы 18 в. Архитектура и декоративное искусство. Камерно-интимный стиль придворного искусства. Мебель, бытовая  утварь, одежда. Влияние восточного искусства на европейское искусство (декоративное искусство с заимствованием элементов китайского искусства). 

Пьеса для клавесина. Отход от монументальных форм музыки к миниатюре. Легкость, прозрачность, изящество. В музыке большое количество украшений.

Эстетические принципы:

Асимметрия композиций, мелкая деталировка формы. Предпочтение отдается грациозному, прихотливому, орнаментальному ритму и т.п. "Людовик 15".

Сентиментализм Направление в искусстве. Художественное течение конца эпохи Просвещения. Интерес к яркому характеру и миру чувств. Влияние просветителей на появление интереса к естественной природе и ее жизни. Развитие пейзажа в различных школах европейской живописи. Скульптура (Жан Антуан Гудон).

В литературе стремление приблизить героев к реальным образам. Ведущий жанр - роман. Даниель Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо". Роман-притча о преодолении всех трудностей. Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера". Проблема идеала справедливого общества.

Эстетические принципы:

Разочарование в цивилизации, сомнение в возможности "царства разума". Стихийно-творческие силы природы.

Романтизм. Конец 18 - начало 19 вв.  Романтизм в живописи, графике, музыке.

Романтизм в музыке - это царство чувств. Интерес к истории, фольклору, фантастике. Культ природы. Жанры: фортепьянная миниатюра, песня, цикл, симфоническая поэма.

Романтизм в литературе (Шиллер, Гофман, Байрон).

Эстетические принципы:

Интерес к героике прошлого. Героические личности, сильные характеры. Интерес к трагическим событиям прошлого. Концентрация иронии, страсть к гротеску. Интерес к сказкам, карнавалам. Ведущий жанр литературы - роман, объединяющий поэзию и философию.

Импрессионизм

Конец 19 - начало 20 вв. Борьба импрессионистов против академизма. Отображение впечатлений от реальной действительности. Поиск новых форм изображения, композиции и цветосочетания. Техника письма импрессионистов (Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар). Живопись на пленэре.

Импрессионизм в музыке. Созерцание мира и передача настроений психологических состояний. Темы: пейзаж, фантастика, образы Востока, мифология. Жанры: симфонические эскизы и фортепьянные программные миниатюры.

Популярная музыка.  Вальс. Оперетта. И.Штраус, Ж.Оффенбах.

Эстетические пинципы:

Мимолетные впечатления. Стремление передать широкую панораму современной жизни, элементы скепсиса, иронии, отрицания в восприятии общества.

Реализм Как творческий принцип. Реализм основан на передаче художественным языком типичности, правдоподобности жизни. Вместе с тем в творчестве реалистов возможны гротесковые образы, символы и иносказания.

Связь русской реалистической литературы с изобразительным искусством. Правдивость воспроизведения жизни, человеческих характеров, типичных ситуаций.

Реалистические образы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, А.Даргомыжский и др.). Обращение к вокальным жанрам и опере, как наиболее демократическому искусству.

Критический реализм как ведущее направление в литературе и изобразительном искусстве 19 века. Политическая острота и злободневность искусства. Образ человека из народа в изобразительном творчестве.

Эклектика Художественное направление в архитектуре разных художественных стилей. Поиски нового стиля. Эклектика как совмещение элементов нескольких стилей. Разделение единства, архитектурного целого.

Архитектура, интерьеры, мебель. Переплетение мотивов прошлого. Распад понимания стиля как художественно-эстетической целостности.

Архитектура России в стиле эклектики в начале 19 в.

Эстетические принципы:

Однородность и схематизм.

№^

Символизм В литературе и изобразительном искусстве, интуитивное постижение эстетической сущности вещей. Стремление к синтезу литературы, живописи и музыки. Чюрлёнис. Образы, символы, утонченная лирика, неопределенность настроения и чувств.

Влияние экспрессионизма на музыку 20 века. Повышенная эмоциональность, взвинченность, отказ от традиционных, классических музыкальных средств выразительности и поиск новых.

Неоклассицизм - противоположность экспрессионизму. Переход от накала чувств к устойчивости, равновесию, сдержанности всех элементов художественного произведения.

Развитие техники и машинного производства в Европе. Эклектика и поиски нового стиля. Возникновение стиля  модерн.  Сочетание рационального и прихотливого декоративизма в символике и орнаментике. Появление обтекаемых и изгибающихся, скользящих форм и линий. Индивидуальное строительство дворцов, особняков и доходных домов с предпочтением асимметрии в группировке объемов зданий и расположении оконных и дверных проемов.

Постимпрессионизм.

Особенности живописи постимпрессионистов в создании обобщенных образов, возрождении принципов картины и одновременно отказ от адекватности  изображения законам зрительного восприятия реальности. П.Сезанн, В.Ван-Гог,  П.Гоген и др.

"Бубновый валет" в Москве.

Кубизм

Эксперименты в живописи. П.Пикассо. Ж.Брак. Главными критериями оценки произведения провозглашаются его конструктивность, геометрическое совершенство, а не идейно-эстетическое содержание. Изображение объемов одновременно с разных точек зрения,  превращение форм в механическую комбинацию отдельных элементов с ритмическими диссонансами и острыми сдвигами плоскостей.

Футуризм Попытка создания нового в искусстве, отрицание "старой школы", художественного наследия прошлого. искажение и деформация образов реального мира. Разрушение старой культуры и воплощение в современном искусстве динамизма индустриальной эпохи. У.Боччони, Д.Северини, К.Карра. Футуризм как полемика с реализмом. Агитки В.Маяковского.
^ Художественные ремесла: Абрамцевская школа, Палех, Гжель, Хохлома, Кубачи и др. Формообразующие факторы проектирования изделия. Дореволюционное Строгановское училище и Баухауз (н.20 в.) - первые учебные заведения, готовившие художников для работы в промышленности. Специализация подготовки. ВХУТЕМАС (бывш.Строгановское) в  Советской России. ВНИИТЭ (Институт технической эстетики).

Слияние искусства с жизнью. Искусство будущего. Связь науки и техники. Проблемы формообразования (эргономика, цветоведение и др.). Разумность форм - эстетический идеал. Принципы организации предметной среды. Этапы дизайнерского проектирования: исследование потребности и социального спроса, функциональная и технологическая проработка с использованием новейших, достижений науки и техники. Экспериментальная проверка работы предмета в действии, изготовление и продажа.

Современное массовое жилище. Проектирование интерьера. Организация открытого пространства.

Мода. Одежда. Костюм.

Исторические этапы развития искусства, виды и жанры в виде обобщённой таблицы с выписками основных характеристик периода.Искусство Древнего мира до н. э. (Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Греция., Древний Рим. Искусство Китая и Японии)Искусство Средневековья и эпохи Возрождения (5-14 вв. ) (Романский стиль.10-12 (13) вв, Мавританский стиль (условный термин)., Готический стиль в 12 - 15 (14) вв)Искусство 16 - 19 веков (Академизм., Барокко., Барокко.Стиль классицизма (16 - начало 19 вв. ), Ампир, Рококо, Сентиментализм, Романтизм, Импрессионизм, Реализм, Эклектика)Искусство конца 19 - 20 вв. (Символизм, Постимпрессионизм, Кубизм, Футуризм, Ремесло и дизайн)

Скачать файл (77 kb.)

gendocs.ru

Список литературы по истории искусства

Рекомендуемая литература по Истории искусства

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. М., Л., 1948—1949. Т. 1—2. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963. Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. М., 1990. Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. СПб., 1995; Т. II. СПб., 1996; Т. III. СПб., 1997. Всеобщая история архитектуры. М., 1958—1962. Т. 1—5. Всеобщая история искусств. М., 1960—1966. Т. I—VI. История искусства зарубежных стран. М., 1963—1964. Т. 1—3. Мастера искусства об искусстве. М., 1963—1969. Т. 1—5. Сапронов П. А. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 1998.

Античное искусство

Боннар А. Греческая цивилизация.М., 1958—1962. Т. I—III.Вальдгауээр О. Ф. Этюды по истории античного портрета. Л., 1938. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. Вощинша А. И. Античное искусство. М., 1962. Вощинина А. И. Римский портрет. Л., 1974. Колпинский Ю.Д. Скульптура Древней Эллады. М., 1963. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1977. Лосева А., Сидорова Н. А. Очерки по истории римского портрета. М., 1976. Неверов О. Я. Культура и искусство античного мира. Л., 1981. Неверов О. Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1971. Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970. Ривкин Б. И. Античное искусство. Малая история искусства. М., 1972. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Средневековое искусство

Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. М., 1979. Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973. Дворжак. Очерки по искусству средних веков. М., 1934. Классическое искусство Запада. М., 1973. Кожин Н. А. Очерки искусства западноевропейского средневековья. М., 1944. Кожин Н. А., Сидоров А. А. Архитектура средневековья. М., 1940. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.; М., 1964. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

Искусство Возрождения

Итальянское Возрождение

Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976. Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 1912. Беренсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., Л., 1930. СПб., 1994. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Возрождения. Л., 1934. Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912. Виппер Б. Р. Итальянское Возрождение. Курс лекций. М., 1977. Гращенков В. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // Советское искусствоведение. Вып. 2. 1981. М., 1982. Дживелегов А. Н. Леонардо да Винчи. М., 1967. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956—1959. Т. 1—2. Либман М. Я. Донателло. М., 1962. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. Муратов П. Образы Италии. М., 1994. Мутер Г. История живописи. СПб., 1901. Т. I; 1902. Т. II.; 1904. Т. III. Нессельштраус Ц. Г. Тинторетто. М., Л., 1964. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV—XVIII веков. М., 1966. Ротенберг Е. И. Искусство Италии XVI в. М., 1967. Ротенберг Е. И. Микеланджело. М., 1964. Ротенберг Е. И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. М., 1974. Смирнова И. А. Боттичелли. М., 1967. Смирнова И. А. Тициан. М., 1970.

Северное Возрождение

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973. Гершензон-Чегодаева Н. М. Нидерландский портрет XV в. М., 1972. Егорова К. С. Ян ван Эйк. М., 1965. Климов Р. Б. Питер Брейгель. М., 1954. Либман М. Я. Искусство Германии XV—XVI веков. М., 1964. Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972. Лившиц И. А. Французское искусство XV—XVIII веков. Л., 1967. Немилов А. Н. Грюневальд. М., 1972. Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV—XVI веков. М., 1973. Стародубова В. В. Братья Лимбурги. М., 1974.

Искусство XVII века

Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 1912—1914. Т. 3,4. Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. М.; Л., 1937. Прус И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971.

Италия

Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII вв. М., 1966. Знамеровская Т. П. Микеланджело да Караваджо. М., 1955. Знамеровская Т. П. Сальватор Роза. М., 1972. Знамеровская Т. П. Неаполитанская живопись первой половины XVII в. М., 1978.

Испания

Каптерева Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII в. М., 1956. Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII вв. М., 1966. Малицкая К. М. Франциско Сурбаран. М., 1963.

Фландрия

Варшавская М. Д. Питер Пауль Рубенс. М., 1958. Смольская Н. Ф. Якоб Иордане. М., 1959. Смольская Н. Ф. Антонис ван Дейк. М., Л., 1963. Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966. Голландия Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII в. М., 1957. Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962. Линник И. В. Голландская живопись XVII в. и проблемы атрибуции картин. Л., 1980. Ротенберг Е. И. Голландское искусство XVII в. М., 1972. Ротенберг Е. И. Рембрандт Гарменс ван Рейн. М., 1956. Синенко М. С. Франс Хальс. М., 1965. Тирасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. М., 1983.

Франция

Гликман А. С. Никола Пуссен. Л.; М., 1964. Каптерева Т. П., Быков В. Искусство Франции XVII в. М., 1969. Лазарев В. Н. Братья Ленен. Л.; М., 1936. Немилова И. С. Жорж де Латур. Л.; М., 1958.

Искусство XVIII века

Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 1914. Т. 4. Бродский В. А. Франсиско Хосе Гойя де Лусиентес. М.; Л., 1939. Виппер Б. Р. Английское искусство. М., 1945. Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966. Герман М. Ю. Уильям Хогарт и его время. Л., 1977. Золотов Ю. Н. Французский портрет XVIII века. М., 1968. Золотов Ю. Н. Морис Латур. М., I960. Итальянская живопись XVII—XVIII вв. (Альбом). М., 1961. Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971. Кроль А. Е. Английская живопись XVI—XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1961. Лазарев В. Н. Ж.-Б. Шарден. М., 1947. Либман М. Я. «Художники реальности» в Италии XVII—XVIII вв. 50 лет ГМИИ им. Пушкина. М., 1962. Лившиц Н. А. Ж.-О. Фрагонар. М., 1970. Лившиц Н. А., Зернов Б. А.. Воронихина Л. Н. Искусство XVIII в. Малая история искусств. М., 1976. Лисенков Е. Г. Английское искусство. М., 1945. Ольшанская Н. И. Дж. Тьеполо. М., 1957. Прокофьев В. Н. «Каприччос» Гойи. М., 1970. Ромм А. Гудон. М., Л., 1945. Чегодаев А. Д. Ж.-А. Ватто. М., 1963.

Искусство XIX—XX веков

Алпатов М. В. Анри Матисс. М., 1969. Бродский В. Я. Художники Парижской Коммуны. М., 1970. Вентури Л. Художники нового времени. М., 1956. Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958. Горяинов В. В. Современное искусство. М., 1971. Дмитриева Н. Пикассо. М., 1971. Иконников А. В. Архитектура Запада. Мастера и течения. М., 1972. Калитина Н. Н. Французская пейзажная живопись. Л., 1972. Калитина Н. Н. Эпоха реализма во французской живописи. Л., 1972. Калитина Н. Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII—XX века. Л., 1990. Калитина Н. Н. Французский портрет XIX века. Л., 1985. Кантор А. М. Изобразительное искусство XX века. М., 1973. Ковтун Е. Ф. Третий путь в беспредметности // Великая утопия. 1993. Кожина Е. Ф. Романтическая битва. Л., 1969. Лившиц Н. А., Рейнгарт Л. Незаменимая традиция. М., 1974. Маца И. Проблемы художественной культуры XX века. М., 1969. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1973. Некрасова Е. А. Английский романтизм. М., 1975. Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986. Прокофьев В. Жерико. М., 1963. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX в. Л., 1981. Ревалд Дж. История импрессионизма. Л., М., 1959. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Л., М., 1962. Сарабъянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989. Стернин Г. Ю. О модерне.// Музей. 1989. № 19. Художественные направления в современном зарубежном искусстве. М., 1959. Чегодаев А. Д. Искусство США. М., 1976. Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968. Экспрессионизм. М., 1966. Яворская Н. В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962. Яворская Н. В. Современная французская живопись. М., 1977.

studfiles.net